История древней греции в период архаики. Культура архаической греции

Общая характеристика

Временем быстрого и интенсивного развития Древней Греции считается архаический период, хронологически очерченный $VIII-VI$ вв. до н.э. Именно тогда возникли все предпосылки для последующего расцвета культуры эллинов. Глубокие изменения происходят практически во всех областях жизни. В течение 300 лет в античном обществе происходит переход от деревни к городу, от родовых патриархальных отношений к рабовладельческому строю. Основной формой организации общественной жизни становится город-государство, греческий полис.

Бурное развитие сельского хозяйства способствует расцвету ремесел. Прогресс в экономике требует расширения рынка сбыта, а это приводит к усилению колонизации новых территорий.

Достижения духовной культуры

Однако самых больших высот достигло развитие духовной культуры.

Замечание 1

Величайшим достижением культуры архаической Греции, сыгравшим исключительную роль в ее эволюции, стало создание алфавитного письма, которое было разработано на основе письменности финикийцев, однако оказалось значительно проще и доступнее. Изобретение письма дало возможность создать эффективную систему образования.

Это время формирования основных этических норм и ценностей общества, объединяющих чувство коллективизма с утверждением прав индивида и личности, духом свободы. Возникает новый идеал человека, у которого в гармоничном соотношении находятся дух и тело. Этому в огромной мере способствовали Олимпийские игры (776г. до н.э.), которые проводились 1 раз в четыре года, и во время которых прекращались любые военные действия. Человеку, победившему в играх трижды, ставили статую в священной роще возле храма Зевса.

Наука и художественная культура

Архаический период – это время появления в античной культуре основ различных наук:

  • философии,
  • математики,
  • астрономии,
  • риторики.

Одним из основателей античной философии и науки является полулегендарный Пифагор, у которого наука, принимающая форму математики, представляет собой уже вполне самостоятельное явление.

В это время развивается архитектура. Ведущий тип постройки в это время – сакральный храм, как обитель бога, самый известный из них – храм Аполлона в Дельфах. Наиболее распространенным публичным зданием становится акрополь.

Замечание 2

Создаются основные типы монументальной скульптуры, которые использовались, как отдельно стоящими, так и в виде барельефов для украшения храмов и в качестве надгробных памятников.

Наиболее часто используются статуи обнаженного юноши-атлета и задрапированной девушки, а также скульптуры, изображающие сюжеты из мифологии.

Получает развитие ориентализирующий, или протокоринфский, стиль – одно из художественных направлений в вазописи $VII$ в. до н. э. Этот стиль чернофигурной вазописи, использующий мотивы с изображением грифов, сфинксов и львов, был заимствован из Ближнего Востока и отличался наличием так называемого «страха пустого пространства», когда любой свободный промежуток обязательно заполнялось рисунком. Центром изготовления керамики в этом стиле был Коринф.

Поэзия также переживает свой подъем. В это время создавал свои произведения знаменитый греческий поэт Гесиод. Принадлежащие его перу поэмы «Каталог женщин», «Теогония», представляющая родословную богов, завершили все, что было создано великим Гомером. С его творчеством античная мифология приобретала классический, совершенный вид.

Кроме Гесиода в этот период творили и другие известные нам поэты Древней Греции. Следует отметить творчество Архилоха, который считается основателем лирической поэзии; его произведения полны личных страданий и переживаний, вызванных различными невзгодами и проблемами личной жизни любимца муз.

Особого внимания также заслуживает лирика знаменитой древнегреческой поэтессы с острова Лесбос – Сапфо, оставившей потомкам удивительные произведения, открывающие сокровенные чувства страдающей, любящей и ревнующей женщины.

Замечание 3

Широко известным баснописцем Древней Греции был Эзоп, значение произведений которого для жанра басни в мировой литературе невозможно переоценить.


(после 1821) Война за независимость (1821-1832) Монархия (1832-1924) Республика (1924-1935) Монархия (1935-1973) Диктатура И. Метаксаса (1936-1941) Оккупация (1941-1944) Гражданская война (1944-1949) Хунта (1967-1974) Республика (после 1974) Тематические статьи Военная история Греческие имена Греческий язык Греческая литература

Архаический период в истории Греции (650-480 гг. до н. э.) - термин, принятый среди историков начиная с XVIII века. Возник в ходе изучения греческого искусства и первоначально относился к этапу развития греческого искусства, в основном декоративного и пластического, промежуточному между периодом геометрического искусства и искусством классической Греции . Позднее термин «архаический период» был распространён не только на историю искусства, но и на общественную жизнь Греции, поскольку в этот период, наступивший вслед за «тёмными веками», наблюдалось значительное развитие политической теории, подъём демократии, философии, театра, поэзии, возрождение письменного языка (появление греческого алфавита взамен забытого в период «тёмных веков» Линейного письма Б).

Относительно недавно Энтони Снодграсс (Anthony Snodgrass) подверг критике термин «архаический», поскольку рассматривает его не как «подготовку» к классической эре, но как самостоятельный эпизод греческой истории с собственной развитой культурой. Майкл Грант (Michael Grant) также подверг критике термин «архаический», поскольку «архаичность» подразумевает некую примитивность, что по отношению к архаической Греции абсолютно неприменимо - это был, по его мнению, один из наиболее плодотворных периодов в мировой истории.

По мнению Снодграсса, началом архаического периода следует считать резкий рост населения и материального благосостояния, пик которого пришёлся на 750 г. до н. э., и «интеллектуальную революцию» греческой культуры. Концом архаического периода считается вторжение Ксеркса в 480 г. до н. э. Тем не менее, отдельные культурные события, связанные с архаическим периодом, могли выходить как за верхнюю, так и за нижнюю условные границы периода. Например, краснофигурная вазопись , характерная для классического периода Греции, возникла в архаический период.

Периодизация

  1. Архаический период - 7 в. до н. э.- нач. 5. в. до н. э.
    1. Ранняя архаика - нач. 7 в. до н. э. - 570-е гг. до н. э.
    2. Зрелая архаика - 570-е гг. до н. э. - 525-е гг. до н. э.
    3. Поздняя архаика - 525-е гг. до н. э. - 490-е гг. до н. э.

Общество

Города

Искусство

Во время архаического периода сложились наиболее ранние формы древнегреческого искусства - скульптуры и вазописи, которые в более поздний классический период становятся более реалистичными.

Керамика

В вазописи в середине и 3-й четверти 6 в. до н. э. достиг расцвета чернофигурный стиль и около 530 до н. э. - краснофигурный стиль .

С поздним архаическим периодом связаны такие стили вазописи, как чернофигурная керамика, возникшая в Коринфе в 7 в. до н. э., и более поздняя краснофигурная керамика, которую создал вазописец Андокид около 530 г. до н. э.

В керамике постепенно появляются элементы, нехарактерные для архаического стиля и заимствованные из Древнего Египта - такие, как поза «левая нога вперёд», «архаическая улыбка», шаблонное стилизованное изображение волос - так называемые «волосы-шлем».

Архитектура

Архаика - время сложения монументальных изобразительных и архитектурных форм. В эпоху Архаики сложились дорический и ионический архитектурные ордера.

Согласно наиболее распространенной периодизации историю греческого изобразительного искусства и архитектуры V в. принято делить на два больших периода: искусство ранней классики, или строгого стиля, и искусство высокой, или развитой, классики. Граница между ними проходит примерно в середине века, однако границы в искусстве вообще довольно условны, и переход из одного качества в другое происходит постепенно и в разных сферах искусства с различной скоростью. Это наблюдение верно не только для рубежа между ранней и высокой классикой, но и между архаическим и раннеклассическим искусством.

Искусство Ранней классики.

В эпоху ранней классики полисы Малой Азии теряют ведущее место в развитии искусства, которое они до того занимали. Важнейшими центрами деятельности художников, скульпторов, архитекторов становятся Северный Пелопоннес, Афины и греческий Запад. Искусство этой поры освещено идеями освободительной борьбы против персов и торжества полиса. Героический характер и повышение внимания к человеку-гражданину, создавшему мир, где он свободен и где уважается его достоинство, отличает искусство ранней классики. Искусство освобождается от тех жестких рамок, которые сковывали его в эпоху архаики, это время поисков нового и в силу этого время интенсивного развития различных школ и направлений, создания разнородных произведений. На смену ранее господствовавшим в скульптуре двум типам фигур - куросу и коре - приходит гораздо большее разнообразие типов; скульптуры стремятся к передаче сложного движения человеческого тела. В архитектуре оформляется классический тип периптерального храма и его скульптурного декора. Этапными в развитии раннеклассической архитектуры и скульптуры стали такие сооружения, как сокровищница афинян в Дельфах, храм Афины Афайи на о. Эгина, так называемый храм Е в Селинунте и храм Зевса в Олимпии. По скульптурам и рельефам, украшавшим эти сооружения, можно ясно проследить, как менялись их композиция и стиль в разные периоды - при переходе от архаики к строгому стилю и далее - к высокой классике, что именно характерно для каждого из периодов. Архаическое искусство создало совершенные в своей законченности, но условные произведения искусства. Задачей классики стало изобразить человека в движении. Мастер поры ранней классики сделал первый шаг по пути к большому реализму, к изображению личности, и естественно, что этот процесс начался с решения более легкой задачи - передачи движения человеческого тела. На долю высокой классики выпала следующая, более сложная задача - передать движения души.Утверждение достоинства и величия человека-гражданина становится главной задачей греческой скульптуры эпохи классики. В статуях, отлитых из бронзы или высеченных из мрамора, мастера стремятся передать обобщенный образ человека-героя во всем совершенстве его физической и нравственной красоты. Этот идеал имел большое этическое и общественно-воспитательное значение. Искусство оказывало непосредственное воздействие на чувства и умы современников, воспитывая в них представление о том, каким должен быть человек.

Вторая четверть V в. - годы деятельности самого выдающегося из художников ранней классики - Полигнота. Судя по свидетельствам древних авторов, Полигнот, стремясь показать людей в пространстве, располагал фигуры заднего плана над передними, частично скрывая их на неровностях почвы. Этот прием засвидетельствован и в вазописи. Однако для вазописи этого времени наиболее характерно уже не следование за живописью в области стилистики, а самостоятельное развитие. В поисках изобразительных средств вазописцы не только шли за монументальным искусством, но, как представители наиболее демократического вида искусства, кое в чем и обгоняли его, изображая сцены из реальной жизни. В эти же десятилетия наблюдается упадок чернофигурного стиля и расцвет краснофигурного, когда для фигур сохраняли естественный цвет глины, пространство же между ними заполняли черным лаком.

Искусство высокой классики, подготовленное творческими исканиями художников предшествующего поколения, имеет одну важную особенность - наиболее значительным центром его развития становятся Афины, и влияние афинской идеологии все более определяет развитие искусства всей Эллады.

Искусство Высокой классики

Искусство высокой классики - явное продолжение того, что возникло ранее, но есть одна область, где в это время рождается принципиально новое, - урбанистика. Хотя накопление опыта и некоторых эмпирически найденных принципов градостроительства было результатом создания новых городов в период Великой колонизации, именно на время высокой классики приходится теоретическое обобщение этого опыта, создание цельной концепции и осуществление ее на практике. Рождение градостроительства как теоретической и практической дисциплины, соединявшей в себе художественные и утилитарные цели, связано с именем Гипподама Милетского. Две основные черты характеризуют его схему: регулярность плана города, в котором улицы пересекаются под прямым углом, создавая систему прямоугольных кварталов, и зонирование, т. е. четкое выделение различных по функциональному назначению районов города.

Ведущим типом зданий по-прежнему оставался храм. Храмы дорического ордера активно строятся на греческом Западе: несколько храмов в Агригенте, среди которых выделяется так называемый храм Конкордии (в действительности - Геры Аргейи), считающийся лучшим из дорийских храмов в Италии. Однако масштабы строительства зданий общественного назначения в Афинах далеко превосходят все то, что мы наблюдаем в других частях Греции. Сознательная и целенаправленная политика афинской демократии, возглавляемой Периклом, - превратить Афины не только в самый могучий, но и самый культурный и прекрасный полис Эллады, сделать родной город средоточием всего лучшего, что есть в мире, - находила практическое воплощение и в широкой строительной программе.

Архитектура высокой классики характеризуется поразительной соразмерностью, сочетающейся с праздничной монументальностью. Продолжая традиции предшествующего времени, архитекторы вместе с тем не следовали рабски канонам, они смело искали новые средства, усиливающие выразительность создаваемых ими сооружений, наиболее полно отражающие заложенные в них идеи. При строительстве Парфенона, в частности, Иктин и Калликрат смело пошли на соединение в одном здании черт дорического и ионического ордера: снаружи Парфенон представляет типичный дорический периптер, но украшает его характерный для ионийского ордера сплошной скульптурный фриз. Соединение дорики и ионики применено и в Пропилеях. Чрезвычайно своеобразен Эрехтейон - единственный в греческой архитектуре храм с абсолютно асимметричным планом. Оригинально и решение одного из его портиков, где колонны заменены шестью фигурами девушек-кариатид. В скульптуре искусство высокой классики ассоциируется прежде всего с творчеством Мирона, Фидия и Поликлета. Мирон завершил искания мастеров предшествующего времени, стремившихся передать в скульптуре движение человека. В самом прославленном из его созданий -Дискоболе впервые в греческом искусстве решена задача передачи моментального перехода от одного движения к другому, окончательно преодолена идущая от архаики статичность. Полностью решив задачу передачи движения, Мирон, однако, не смог овладеть искусством выражения возвышенных чувств. Эта задача выпала на долю Фидия - крупнейшего из греческих скульпторов. Фидий прославился своими скульптурными изображениями божеств, особенно Зевса и Афины. Ранние его произведения известны еще мало. В 60-е годы Фидий создает колоссальную статую Афины Промахос, возвышавшуюся в центре Акрополя.

Важнейшее место в творчестве Фидия заняло создание скульптур и рельефов для Парфенона. Синтез архитектуры и скульптуры, столь характерный для греческого искусства, находит здесь свое идеальное воплощение. Фидию принадлежала общая идея скульптурного оформления Парфенона и руководство его осуществлением, им же выполнена часть скульптур и рельефов. Художественный идеал торжествующей демократии находит законченное воплощение в величественных произведениях Фидия - бесспорной вершине искусства высокой классики.

Но, по мнению самих греков, величайшим творением Фидия была статуя Зевса Олимпийского. Зевс представлен сидящем на троне, в правой руке он держал фигуру богини победы Ники, в левой - символ власти - скипетр. В этой статуе также впервые для греческого искусства Фидий создал образ милостивого бога. Статую Зевса древние считали одним из чудес света.

Идеальный гражданин полиса - основная тема творчества другого скульптора этого времени - Поликлета из Аргоса. Он исполнял главным образом статуи атлетов-победителей в спортивных состязаниях. Наиболее известна его статуя Дорифора (юноши с копьем), которую греки считали образцовым произведением. Дорифор Поликлета - воплощение физически и духовно совершенного человека.

В конце V в. в скульптуре начинают проявляться новые черты, получившие развитие в следующем веке. В рельефах балюстрады храма Ники Аптерос (Бескрылой) на Акрополе Афин особенно бросается в глаза динамизм. Те же черты мы видим и в скульптурном изображении Ники, выполненном Пеонием. Стремлением к передаче динамических композиций не исчерпывались искания скульпторов конца века. В искусстве этих десятилетий большое место занимают рельефы на надгробных памятниках. Обычно они создавались по единому типу: умерший в кругу близких. Основная черта этого круга рельефов (наиболее известный - надгробие Гегесо, дочери Проксена) - изображение естественных чувств простых людей. Тем самым в скульптуре решаются те же задачи, что и в литературе (трагедия Еврипида).

К сожалению, о великих греческих художниках (Аполлодор, Зевксис, Паррасий) мы не знаем почти ничего, кроме описания некоторых их картин и сведений об их мастерстве. Можно полагать, что эволюция живописи в основном шла в том же самом направлении, что и скульптуры. Согласно сообщениям древних авторов, Аполлодор Афинский открыл в конце V в. эффект светотени, т. е. положил начало живописи в современном смысле этого слова. Паррасий стремился к передаче средствами живописи душевных движений. В вазописи второй половины V в. все большее место занимают бытовые сцены.

В сознании последующих поколений V век до н.э. ассоциировался с величайшими победами, одержанными греками при Марафоне и Саламине, он воспринимался как время героических деяний предков, отстоявших независимость Эллады, спасших ее свободу. Это было время, когда единая цель - служить родине вдохновляла бойцов, когда высшей доблестью было погибнуть за отечество, а высшим благом считали благо родного полиса.

Скульптура

В эпоху архаики формируются основные типы монументальной скульптуры - статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора).

Скульптуры изготавливаются из известняка и мрамора , терракоты , бронзы , дерева и редких металлов. Эти скульптуры - как отдельно стоящие, так и в виде рельефов - использовались для украшения храмов и в качестве надгробных памятников. Скульптуры изображают как сюжеты из мифологии, так и повседневную жизнь. Статуи в натуральную величину неожиданно появляются около 650 г. до н. э.

Примеры архаического греческого искусства

История

Конфликты

  • Аркадийские войны
  • Афинские республиканские войны
  • Первая мессенская война (ок. 750-730 гг. до н. э.)
  • Первая священная война (595-585 гг. до н. э.)
  • Лелантинская война (конец VIII века до н. э.)
  • Разрушение Эпидавра Периандром (около 600 г. до н. э.)
  • Вторая мессенская война (640-620 гг. до н. э.)
  • Спартанская экспедиция против Поликрата Самосского (529 г. до н. э.)
  • Тирейская война (середина 6 в. до н. э.)

Смотрите также:

  • Войны Древнего Мира

Важные деятели архаического периода

Государственные деятели

  • Феаген

Эпические поэты

Философы

Лирические поэты

Логографы

Баснописцы

См. также

Примечания

Литература

  • Кембриджская история древнего мира . Т. 3. Ч. 3: Расширение греческого мира. VIII-VI века до н. э. Под ред. Дж. Бордмэна и Н.-Дж.-Л. Хэммонда. Пер. с англ., подготовка текста, предисловие и примечания А. В. Зайкова. М.: Ладомир, 2007. 653 с. ISBN 978-5-86218-467-9
  • Richter Gisela M.A. A Handbook of Greek Art: Third Edition Newly Revised. - Phaidon Publishers Inc..
  • Snodgrass Anthony Archaic Greece: The Age of Experiment. - London Melbourne Toronto: J M Dent & Sons Ltd. - ISBN 0460043882
  • George Grote, J. M. Mitchell, Max Cary, Paul Cartledge, A History of Greece: From the Time of Solon to 403 B.C. , Routledge, 2001. ISBN 0-415-22369-5

Ссылки

  • Archaic period: society, economy, politics, culture - The Foundation of the Hellenic World
  • The Archaic Period of Greek Art – Columbia Electronic Encyclopedia
  • Ancient Greece: The Archaic Period - by Richard Hookero

Время, в которое Древняя Греция развивалась быстро и интенсивно, по хронологии принадлежит к VIII−VI вв. до н.э. Именно в этот период появились все условия, позволяющие культуре эллинов расцвести. Почти все сферы жизни подверглись значительным изменениям. На протяжении 300 лет античное общество переходило от деревенского образа жизни к городскому, патриархальный характер отношений сменялся рабовладельческим. Форма, по которой была организована жизнь общества, называлась городом-государством.

Благодаря стремительно развивающемуся сельскому хозяйству значительно расцвело ремесло. Прогрессивные сдвиги в экономике расширили рынок сбыта, из-за чего усилилась колонизация новых местностей.

Успехи, которых добилась духовная культура

Самые большие успехи были намечены в области духовной культуры.

Огромным успехом в культуре Греции архаической эпохи, оказавшим исключительное влияние на ее эволюционное развитие, стало изобретение алфавитного письма, основой которого стала финикийская письменность, однако отличавшееся простотой и доступностью. Благодаря этому письму была создана результативная образовательная система.

В это время формировались базовые этические общественные порядки и ценности, которые позволили объединить коллективистское чувство с утверждением индивидуальных и личностным прав. Воплощением совершенства для человека стало гармоничная связь души и тела. На этой в большой степени повлияли Олимпийские игры (начавшиеся в 776 г. до н.э.), проводившиеся раз четыре года, и в период которых не было никаких войн. Если человеку удавалось победить в играх три раза, ему устанавливали статую в роще, которая признавалась божественной, рядос с храмом Зевса.

Достижения в научной сфере и культуре творчества

В архаическую эпоху появились основы разных наук: философских, математических, астрономических, риторических наук. Одним из людей, положивших начало античной философии и науки, стал Пифагор, который представил науку в математической форме.

В этот период происходит и развитие архитектуры. Ритуальный храм, как божественный обитель, стал главным способом строительства. Наибольшей известностью пользуется храм Аполлона в Дельфах, а наибольшей распространенностью пользуется открытое помещение акрополь.

Появляются основные виды величественной скульптуры, которые шли в пользование как отдельные скульптуры, так и в качестве барельефов, которыми украшали храмы, и в качестве надмогильных памятников.

Наиболее распространенными выступали статуи обнаженного молодого человека атлетического телосложения и затянутой тканью девушки, и скульптуры, воспроизводящие мифологические сюжеты.

Развивается ковровый стиль или орентализирующий, художественное течение в сфере вазописи VII в. до н. э. Это стиль, при котором изображалась черная фигура, грифы, сфинксы и львы. Данный стиль переняли у ближневосточных стран, отличительной чертой его был «боязнь пустого места», который заключался в том, любой незанятый зазор непременно покрывали рисунком. Центром, в котором изготавливали керамику, являлся Коринф.

В поэзии тоже намечены положительные результаты. В этот период на творческом поприще господствовал поэт Гесиод. Написанные им поэмы «Каталог женщин», «Теогония», описывающую поколения богов, стали завершением творческих работ Гомера. Его творческая деятельность придала мифологии античности образцовый вид.

Помимо Гесиода известностью пользовались и и другие поэтические авторы. Нельзя не отметить Архилоха, который основал лирическую поэзию; в его работах полно страданий человека, которые он испытывал из-за проблем в личной жизни.

Необходимо выделить и лирические произведения поэтессы Древней Греции Сапфо, жившую на о. Лесбос, которая оставила своим потомкам превосходные труды, в которых она описывала заветные чувства женщины, наполненной страданиями, любовью и ревностью.

О временных рамках этого периода до сих продолжаются споры, но большинство историков сходятся во мнении, что возможно его рассматривать в рамках от 8 до 5 века до нашей эры и концом считать завоевание Греции персами. Этот период интересен тем, что в это время были заложены основы во многих направлениях развития общества, духовной и материальной культуры, которые получили продолжение и совершенствовались на протяжении последующих столетий.

Особенности архаического периода

Изменения в древнегреческом обществе были подготовлены предшествующим развитием производительных сил. Производительность труда возросла благодаря широкому применению железа, что давало возможность получать избыточный продукт. От сельскохозяйственного производства происходит отделение ремесленников – производителей орудий труда и продуктов повседневного спроса. В этих условиях начинается формирование рынка, а появление эквивалента обмена – денег – результат возрастания торговых отношений. Земля, как символ богатства, теряет свои позиции.

Система общинных отношений подвергается разложению. Появление аристократии наталкивается на сопротивление трудового населения, возникают неизбежные конфликты. Аристократия, как особая группа людей, стала занимать главенствующее положение в обществе благодаря приобретённому богатству, стремилась подчинить других членов общества, занимая командные посты в общественной жизни, особенно в правосудии и при формировании войска. О формирование сословной структуры общества говорит то, что стал сокращаться слой свободных земледельцев, увеличиваться число попавших в зависимость, по разных обстоятельствам, граждан.

На этот период падает такое явление как отток части свободного населения из страны – великая греческая колонизация – освоение новых территорий и торговых путей. Колонизация подстегнула социальное - экономическое развитие материковой Греции. Товарный обмен принял ещё больший размах. Торговцы, разбогатевшие на доставке товаров в колонии и обратно, стремились «занять место под солнцем», потеснить аристократию в управлении и в политике. Социальные конфликты в обществе привели к возникновению тирании – единоличной власти правителя, но ей не суждено было долго продержаться без опоры на основные массы населения. Результатом явилось создание греческого полиса, по сути города – государства.

История сообщает нам о двух видах полиса – Афины, как пример демократического полиса, где общественная жизнь сопровождалась реформами, проводимыми правителями, находившимися у власти(Солон, Писистрат) и Спарта, как пример военизированного общества, подчиняющегося единым правилам.

Культура и искусство архаического периода

Наше представление о Древней Греции часто формируется через искусство архаического периода. Действительно, многое, что дошло до нас с того времени, было создано в этот период. Греческая культура и искусство пережили бурный взлёт, что отразилось в разных сферах жизни.

Разложение первобытнообщинных отношений повысило сознание греков как единого народа. Всех остальных они стали называть варварами. В Олимпийских играх, которые начали проводиться в этот период, могли участвовать только греки.

Полис – новая форма существования общины – дал толчок к формированию коллективистской морали. Вне полиса жизнь отдельного человека была практически не возможна. Доблесть гражданина оценивалась его вкладом в защиту интересов своего полиса при условии принципа состязательности. У рядового гражданин появилась возможность подняться в своих политических правах до уровня аристократии.

Претерпели изменения и религиозные представления греков. Сформировался пантеон божеств, которым они поклонялись. Одушевлённость природы проявлялась в том, что каждое природное явление отождествлялось со своим богом. Полисная раздробленность отразилась и на религии, ибо каждый полис считал покровителем кого – то из богов.

Храмовая архитектура достойно представляет этот период, поскольку строительству храмов уделялось главное внимание, нежели другим зданиям. Местом строительства храма вначале избиралось возвышенное место, но позднее их стали возводить в центрах полисов. Сохранившимися остатками архитектуры того времени мы можем любоваться и в наши дни. Большое почитание храмов способствовало тому, что здесь в качестве приношений, дарились произведения искусства, и он становился их хранителем.

О скульптуре Древней Греции мы можем судить по статуям, досконально передающим во всех тонкостях изображение фигуры человека, как мужской, так и женской. Практически все божества приняли человеческий облик (Аполлон, Афина, Артемида и др.)

Огромным достижением того времени явилось появление греческой письменности, причём она стала настолько доступной, что позволила большинству свободных граждан овладеть грамотой. Был изобретён простой способ записи информации. Качественным скачком в понимании мира стало возникновение философии. Познание окружающего мира опиралось не на религиозное представление, а на разум человека.

Благодаря появлению письма и возможности записи, до нашего времени дошли некоторые отрывки из произведений Гомера, Тиртея, Архилоха, Алкея, Анакреонта и других представителей литературы. Вначале это были произведения тесно связанные с мифами, позднее появляется художественная проза, записи генеалогии знатных родов, рассказы о полисах, записи преданий.

Экономический подъем, предпосылки к которому были заложены еще в предшествующих «темных веках», послужил фундаментом для крупных перемен во всех сферах общества. В архаический период истории Греции происходит окончательное отделение ремесел от сельского хозяйства, совершенствуется гончарное дело и кораблестроение, добывается и широко используется железо, появляются настоящие деньги.

В сельском хозяйстве появляются две новые отрасли: маслиноводство и виноградорство. Их лидерство было обусловлено географическими причинами, а именно гористой местностью, которая являлась не самым лучшим основанием для широкого посева злаковых культур. Крестьяне, используя железные орудия труда, смогли производить более чем достаточно продуктов, чтобы обеспечить свою общину, поэтому появившиеся излишки стали вывозится на продажу. Именно эта цель (продажа излишков и получение прибыли) и стимулировала рост сельскохозяйственного производства, а также поспособствовала развитию ремесел, продукцию которого можно было приобрети на вырученные деньги.

Развитие ремесел в архаический период

Чем больше ремесла дистанцировались от сельского хозяйства, тем больше повышалась квалификация их мастеров, поскольку у них появилось свободное время для совершенствования своих навыков. Особенно преуспели металлурги. Они научились не просто обрабатывать железо, но и разработали различные методы его спайки и сварки. Железные орудия труда были намного эффективнее, чем бронзовые, а железное оружие поспособствовало появлению, так называемых, гоплитов (тяжеловооруженной пехоты). Роль конницы, набранной из аристократов, постепенно приобретала второстепенное значение в военном деле. Также не стояло на месте и гончарное производство. С совершенствованием технологий обжига, греки научились и более «богатому» по содержанию художественному оформлению своих изделий. В результате, продукция гончаров из Афин и Коринфа имела большой успех по всему средиземноморью. Ну и, конечно же, кораблестроение - как своеобразный индикатор успешности развития всех ремесел, достигло своего наивысшего расцвета, по сравнению с другими периодами истории Греции. Ведь постройка любого корабля требовала слаженного труда многих узких специалистов (зачастую живущих в отдаленных полисах), а значит и довольно развитого сектора экономики в области различных ремесел.

Появление денег

Результатом всех этих экономических преобразований и укрепляющихся связей между полисами стали появление денег, стимулировавших еще больше дальнейшее товарное производство. Полис теперь становится не только административно - религиозным центром, но и торгово - ремесленным, где в каждом городе на центральных рынках (агорах) идет активная торговля и у гаваней стоят иноземные корабли, прибывшие в Грецию с коммерческой целью. Во всех городах Греции значительно увеличивается количество проживающих ремесленников, матросов, гребцов, торговцев и владельцев мастерских. Также тесную связь с крупными городами старались поддерживать и крестьяне - земледельцы, там они собирались на народные собрания, продавали излишки своей продукции, принимали участие в общественных праздниках, а также приобретали изделия ремесленников. Таким образом, греческие города превращаются в средоточие всего экономического, культурного и политического развития общества.

Социальный сектор

Быстрые темпы развития экономики и расслоение общества (результат развития ремесел) привели к появлению классов и различных социальных групп. Чем быстрее развивалось промышленное производство и торговля в том или ином полисе, тем быстрее и интенсивнее протекали эти процессы. Там, где торговля и промышленность развивалась быстрее, процесс разделения общества на классы и ликвидация пережитков родовых отношений шел быстрее. В то же время, в сельскохозяйственных зонах, где тогда и речи особо не шло о товарных отношениях, он протекал очень заторможено, в силу того, что родовые пережитки долго не уходили из жизни общества.

Появление класса ремесленников и торговцев

Одним из первых выделился класс ремесленников и торговцев. Со временем он стал довольно весомой силой, способной даже вмешиваться в политику и умеющей отстаивать свои права. Именно ремесленно-торговая прослойка породила явление, которое впоследствии было названо тиранией. Тиранами называли народных лидеров, пришедших к власти, используя насильственные методы. Они устраивали гонения на старую родовую аристократию - конфисковывали имущество, изгоняли и т.д. Вот почему в современном обществе термин «тиран» имеет отрицательный оттенок. На самом деле было много деятельных, способных и умных «тиранов», активно поддерживавших такие отрасли, как торговля, ремесло, земледелие, кораблестроение; они чеканили монеты и обеспечивали защиту торговых путей.

Однако явление тирании не задержалось в Греции надолго. Несмотря на то, что тираны вели борьбу с многовековым укладам жизни, проводили реформы в пользу народа, развивали экономику, вскоре их правление приобрело действительно деспотический характер. Как сами лидеры, так и их приближенные стали активно применять насильственные методы для осуществления своей власти и злоупотребляли своим положением. В конце-концов, народ перестал поддерживать тиранов, и они были изгнаны или погибли в классовой борьбе. К концу 6 в. до н. э. тирания была полностью устранена почти во всей Греции.

В целом последствия этого режима были неплохие - родовая знать имела уже не такое высокое и неприкосновенное положение как раньше, появились предпосылки утверждения полисного строя, ремесленно-торговая прослойка укрепила свое положение в обществе и в управлении им. Ремесленно-торговый сектор развивался очень быстро, что способствовало скорому перенаселению полисов и «кризису перепроизводства». Назрела необходимость расширения рынка, и единственным выходом в то время казалась колонизация чужих земель.

Великая греческая колонизация

Современные историки видят несколько причин, которые способствовали великой греческой колонизации. Прежде всего, уже упомянутые экономические причины. Следующая причина - быстропротекающий процесс расслоения общества. Бедняки, не имевшие своей земли, утомленные долговой зависимостью, проигрывавшие в социальной борьбе разных противодействующих сторон, надеялись найти удачу, хорошую жизнь на чужбине, в недавно основанных колониях. Аристократии такое положение дел было только на руку, ведь в колонии отправлялись опасные для знати недовольные люди, политические противники. Да и правительствам крупных городов было выгодно иметь собственные колонии, при помощи которых они расширяли бы свое экономическое и политическое влияние.

Ученые выделяют два этапа процесса колонизации:

8 в. до н.э. - первая половина 7 вв. до н. э. Колонии в это время имели чисто аграрный характер. Их целью было лишь обеспечение колонистов землей.

С конца 7 в. до н.э. по конец 6 в. до н.э. Больше внимания уделяется на общение и налаживание контактов с местным населением, что способствовало развитию торгово-ремесленного сектора.

Что касается географических направлений колонизации, то в то время выделялось три из них: западное, южное и северно-восточное. Наиболее интенсивное развитие имело западное направление, Были колонизированы часть востока Сицилии и часть территории Италии. Впоследствии они получили название «великая Греция». Кроме того, колониями стали острова Сардиния и Корсика, юг Франции и восточное побережье Испании. Следующее направление - южное и юго-восточное. Оно включает в себя появление колоний на следующих территориях: побережье Палестины, Финикии и северной Африки. Что до северо-восточного направления, то здесь можно наблюдать движение в Пропонтиду (Мраморное море) и в Черное море. В Пропонтиде появляется два городка: Византий, прародитель великого Константинополя, с которого начнется история Византии и Халкидон, где произойдет позже, уже во времена христианства, четвертый Вселенский собор.

В колониях людей не тяготило бремя родовых отношений и, поэтому, все развивалось быстрее - будь то экономика, культура или органы власти. Многие, первоначально маленькие, бедные городишки, превращаются в огромные, богатые, экономически развитые города с многочисленным населением, богатой социальной и культурной жизнью. Факт такого быстрого развития греческих колоний положительно сказывается на развитии Греции в целом, на установление более зрелых форм полисного строя. Великая греческая колонизация 8— 6 вв. до н. э. способствовала быстрому и результативному развитию всего греческого мира. Греки узнавали новые страны, народы, традиции, обычаи, что чрезвычайно расширяло их кругозор. Потребность в жилье, кораблях, в освоении новых территорий дала мощнейший толчок для развития строительства, архитектуры, кораблестроения. Общение с другими странами обогащало культуру Греции новыми знаниями, идеями, что положительно сказалось на становлении и развитии греческой литературы и философии.

Культура

Процветание Греции вследствие развития торговли, сельского хозяйства, производства, появления новых территорий в процессе колонизации привело к обновлению греческой культуры. В центре новой системе ценностей теперь стояла свободная человеческая личность. Были заново переосмыслены минойское и ахейское наследие предков. В это время продолжает развиваться и «гомеровская» сфера - поэзия. Появляются новые литературные жанры. Эпос заменяет поэзия лирическая, которая описывает чувства человека, его радости и горе.

Зарождается и другая наука - философия. Она близка к натурфилософии («философии природы» Востока). Она отражает первые шаги греческих мыслителей, стремящихся осознать, что есть мир, и какое место в нем занимает человек.

Греческая архитектура тоже развивается весьма стремительно. Центром внимания архитекторов того времени являются общественные здания и храмы богов. Каждый город имел своего бога-покровителя, который являлся олицетворением силы и красоты города, поэтому власти не жалели денег на украшение и декорирование таких зданий. Именно в строительстве храмов была создана знаменитая ордерная система архитектуры, которая впоследствии стала истоком развития греческой, а впоследствии и римской архитектуры. Новые черты появляются и у изобразительного искусства. На смену геометрическому стилю приходит черно- и краснофигурная роспись керамических изделий, появившаяся не без влияния Востока.

Начинался «золотой век» античности - государство вступало в новую эпоху своего развития - классическую.