Категория бытия в философии. Античная философия. Проблема определения архэ, первоосновы мира. Спор Сократа и софистов об истине. Античный материализм

Уже архаичный человек заметил, что вещи создаются из того или иного "исходного материала". Дом строится из кирпичей, а кирпичи производятся из глины. Многие предметы бытовой и хозяйственной жизни человека сделаны, например, из древесины. Глина, песок, металл, древесина и др. - это как бы естественные, природные "начала", или "материал ". В древних мифах эта ситуация отражается в понятии "мировых стихий", таких, как земля, вода, огонь, воздух, металл и др.
Первые философы поставили более общую проблему: что лежит в основе всего сущего? Из чего все возникает и во что все в конечном счете превращается? Так исходная мировоззренческая проблема первоначала превращается в философскую. Последняя отличается не только более четкой категориальной постановкой вопроса, но и более радикальным монистическим подходом к его решению. Философ ищет единое первоначало. Фалес в качестве такого начала всех вещей рассматривал воду, Анаксимандр - "апейрон" (некая беспредельная стихия), Анаксимен - воздух.
Излагая учение Фалеса о первоначале, Аристотель использует два термина - "стойхейон" и "архэ". Стойхейон понимается им как первооснова, как общее, субстрат всех вещей, архэ же - это первоначальное состояние вещей, первоначало, видоизменения которого порождают различные наблюдаемые вещи. Вода - некий материальный субстрат. В то время, как свойства, состояния этого субстрата меняются, сам он не исчезает, но существует вечно. Согласно Анаксимандру, из единого ("апейрона") выделяются присущие ему противоположности, например, противоположности теплого и холодного. В апейроне в скрытом виде заключены такие стихии, как воздух (холод), огонь (тепло), вода (влага), земля (суша).
Единственный подлинный фрагмент Анаксимандра, сохраненный Симшшцием, гласит:
"А из чего возникают все вещи, в то же самое они и разрешаются согласно необходимости. Ибо они за свою нечестивость несут наказание и получают возмездие друг от друга в установленное время".
Согласно Гераклиту, весь мир ("космос") есть лишь изменение материального первоначала - огня: "Мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим". Огонь как первичная стихия порождает весь предметный мир. Самая плотная часть огня становится землей, земля под влиянием огня становится водой; вода, испаряясь, превращается в воздух. Гераклит говорит, что "на огонь обменивается все и огонь - на все, как на золото - товары и на товары - золото". Поворотным пунктом в осмыслении проблемы первоначала служит атомистическая гипотеза Левкиппа-Демокрита. Если предшествующая философская мысль вращается еще в кругу смыслов-понятий, восходящих к мифологическим представлениям о стихиях, то в учении Демокрита мы наблюдаем скачок к совершенно новой семантике понятий, не имеющих прямого аналога в обыденном опыте людей. В философию входит принципиально новая идея-понятие "атома" . Демокрит предложил решение проблемы, переведя весь вопрос в новую плоскость анализа. Он отказался искать в виде первоначала или первоосновы мира какое-то одно конкретное качество. Ни один конкретный "материал" и ни одну конкретную стихию (будь то земля, вода, воздух, огонь, дерево, металл и т. п.) неверно было бы брать за основу. Основа в этом смысле бескачественна. В основе всего лежит определенная совокупность некоторого рода "вещей", которые обладают особыми, предельными, пограничными свойствами. Они являются абсолютно твердыми, неделимыми, непроницаемыми. Между собой они различаются по форме и по величине. Эти "неделимые" вещи-частицы, т. е. "атомы", объединяясь в разные комбинации, образуют все многообразие мира наблюдаемых вещей.


Существует два понятия: Стойхейон (“Ядро”, ”Элемент”, ”Основа” в логическом смысле слова) и Архэ (“Праматерия”, ”Первоматерия” - исходное состояние вещей). Отсюда два основных философских направления – натурфилософия и стихийный материализм.

· Натурфилосо́фия (от лат. natura - природа) - исторический термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания. Натурфилософия возникла в античную эпоху как попытка найти «конечные причины» и фундаментальные закономерности природных явлений. Предложенные тогда и позднее натурфилософские системы включали такие важнейшие естественнонаучные понятия, как субстанция, материя, пространство, время, движение, закон природы и др.

· Материали́зм (от лат. materialis - вещественный) - философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) - вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции - материи; все сущности образованы материей, а явления (в том числе сознание) - являются процессами взаимодействия материальных сущностей.

В основе разделения материализма и идеализма лежит ответ на основной вопрос философии: “Что первично: материя или сознание, природа или дух?”

Архэ (греч. ἀρχή - начало, принцип) в досократовской древнегреческой философии - первооснова, первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир.

Фалес: Архэ - вода (как самая «бесформенная» материя, стихия).

Анаксимандр: Архэ - апейрон (греч. ἄπειρον - беспредельное или неопределённое) - первостихия, не являющаяся какой-то определённой вещью (даже «водой»!), «никакая» сама по себе, но порождающая четыре стихии и целый мир определённых вещей.

Анаксимен: Архэ - «неопределённый воздух» (греч. αηρ απειρος - аэр (или айрос) апейрос), первооснова, одновременно неопределённая и определённая (определённая в качестве «воздуха» - поскольку он есть «пустота», разделяющая вещи, а кроме того источник жизни, дыхания). Концепт возник как попытка объяснить противоречие: первооснова не должна быть чем-то определённым, чтобы из неё могло произойти всё (ведь разные вещи имеют разные определённости, часто противоположные друг другу, например холодное и горячее), но чтобы из чего-то могло возникнуть нечто определённое, в этом чём-то уже должна быть какая-то своя определённость. Развитие понятия архэ в милетской школе (Фалес → Анаксимандр → Анаксимен) часто приводят как яркий пример развития понятия через диалектическую триаду: тезис → антитезис → синтез (архэ определённое → неопределённое → и определённое, и неопределённое).

Пифагор: Архэ - число (как нечто совершенно нематериальное, но задающее порядок в природе, постигаемый в математике и - как сказали бы современные учёные - в физике). Числа понимались в пифагорействе не как выражение лишь количественной определённости чего-то, но скорее как метафизические качества, относящиеся к особой, «божественной» реальности. Например, единица - не просто первое из чисел, но и мера, начало числа как такового, выразитель его природы.

Гераклит: Архэ - огонь (как самая «тонкая» и «живая» стихия). Впрочем, истинным первоначалом является подобный огню Логос, закон, поддерживающий мировой порядок.

Парменид: Архэ - само бытие, оно едино и неделимо; «бытие есть, а небытия нет». Кроме того, бытие как таковое тождественно с мышлением.

Анаксагор: Архэ - вечные элементы мира, «семена» («гомеомерии», как потом назовёт их Аристотель), в каждом из которых потенциально заключён весь мир, все остальные элементы, «всё смешано со всем». Кроме того существует Мировой Ум (νοῦς), сам по себе не смешанный ни с чем и присутствующий «не во всём, а только в некоторых». Ум и является причиной, почему каждая вещь не является сразу всем, а только определённой собой.

Эмпедокл: Архэ - множественно, это четыре элемента (стихии): Земля, Воздух, Вода, Огонь, и две движущие силы: любовь и вражда. Таким образом, нет единого первоначала, а мир существует сразу как система элементов и сил, вечных самих по себе.

Демокрит: Архэ - бесконечно разнообразные атомы, разделённые пустотой.

Школа атомистов

Атомизм был создан представителями досократического периода развития древнегреческой философии Левкиппом и его учеником Демокритом Абдерским. Согласно их учению, существуют только атомы и пустота. Атомы - мельчайшие неделимые, невозникающие и неисчезающие, качественно однородные, непроницаемые (не содержащие в себе пустоты) сущности (частицы), обладающие определённой формой. Атомы бесчисленны, так как пустота бесконечна. Форма атомов бесконечно разнообразна. Атомы являются первоначалом всего сущего, всех чувственных вещей, свойства которых определяются формой составляющих их атомов. Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего. В атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном мире. Стремясь найти причину движения, Демокрит «раздробляет» единое бытие Парменида на множество отдельных «бытий»-атомов, мысля их как материальные, телесные частицы.

Основные понятия темы

Бытие - одновременно: тема, проблема и понятие философии, представленные в попытках концептуализировать всеобъемлющий процесс существования, выражающий взаимосвязь различных форм мироздания.

В простейшем смысле бытие - все то, что тем или иным образом есть. Однако, помимо акцентирования простого факта существования, категория бытия одновременно фиксирует и более сложное содержание. Так, например, Гегель в «Энциклопедии философских наук» пишет следующее: «Когда мы говорим: «Эта роза есть красная» или «Эта картина прекрасна», то мы этим утверждаем, что не мы извне заставили розу быть красной или картину быть прекрасной, но что это составляет собственные определения этих предметов» (Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М.: «Наука», 1974. С.351). Роза и картина существуют; они существуют 1) сами по себе (не мы заставили розу быть красной!) и 2) отличным друг от друга способом : роза есть иначе, чем картина, камень существует совершенно иным способом, чем человек. Следовательно, помимо простого указания на факт некоего существования, категория бытия фиксирует его как , или способ быть.

Формы бытия - в традиции материалистического монизма принято выделять следующие различающиеся, но и взаимосвязанные формы бытия: 1) бытие вещей (тел) ; 2) бытие человека ; 3) бытие духовного (идеального) , которое делится на объективированное духовное и индивидуализированное духовное; 4) бытие социального .

Arche - греческое слово «архэ» (так же, как и латинское principium ) Подразумевает первичное, изначальное, то, от чего произошло все остальное . В обыденном языке это слово известно нам багодаря производным от него словам, таким как архи тектор (главный строитель), архе ология (учение о начале, изучение древности), иерархи я, монарархи я, анархи я. Arche, как одно из первых философских понятий, призвано выразить нечто, господствующее надо всем, поскольку оно в качестве главного принципа просто присутствует во всем существующем.

«Архэ» - первая проблема греческой досократической философии. Так, для представителей Милетской школы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) в качестве архе соответственно фигурировали вода, воздух, «апейрон», для Гераклита «архэ» - это становление, для Пифагора подобное начало всех начал - число, для Демокрита - атом и т.д.

Позднее, у Платона, «архэ» употребляется одновременно в качестве 1) онтологического принципа и 2) начала познания, т.е. гносеологического принципа. Так, в диалоге «Федр», об «архэ» как онтологическом принципе сказано следующее: «…начало есть нечто невозникшее; в самом деле, все возникающее должно по необходимости должно возникать из некоего начала…». В 6-й книге «Государства» Платон также говорит о «беспредпосылочном начале», в соответствии с которым идеи (как «архэ») суть одновременно принципы бытия и познания.

Итог древнегреческого натурфилософского мышления о первопричине можно свести с следующему: «архэ» - безначально, неисчерпаемо, неуничтожимо. Следовательно, все чувственно-данные вещи не могут быть «архэ». Первопричина постижимо только и единственно разумом.

Милетская школа (ионийская) - древнейшая философская школа в Греции. Первые ее представители относятся к 6 в. до н.э. Милет был тогда крупным центром торговли, мореплавания, культуры, что обусловило широкий кругозор и научные интнресы выдающихся милетцев Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Основная философская проблема Милетской школы - поиск единства , лежащего в основе бесконечного многообразия явлений. По мнению Фалеса, таковым являлась вода; Анаксимен в качестве первопричины сущего называл воздух, а Анаксимандр - апейрон (беспредельное).

Философский смысл утверждения «Все есть вода» может быть быть сведен к следующему: данное утверждение 1) высказывает нечто о происхождении вещей; 2) делает это без иносказаний и притч (т.е. не прибегая к мифу); 3) в данном утверждении заключена мысль о всеобщем единстве.

Когда (после Фалеса и Анаксимена) Анаксимандр в качестве первоначала («архэ») полагает «апейрон» (т.е. «беспредельное»), без всяких усилий можно констатировать движение мысли от материального «архэ» (вода, воздух) - к не-чувственно данному сущему (беспредельное). Введение понятия беспредельного (и заключающееся в этом понятии отрицание границ) требует в качестве основания всего являющегося сущего чего-то, что само не имеет ни начала, ни конца. Тем самым все чувственно данное сущее, характерное своим возникновением и уничтожением, не подпадает под вопрос об «архэ»

«Апейрон» Анаксимандра является бесконечным и беспредельным и как таковой не имеет ни начала, ни конца - в противном случае он имел бы границу. Следовательно, «архэ» должно мыслиться как не возникшее и непреходящее . Оно не может быть чувственным как вещи, которые естественным образом возникают и гибнут. Оно существует как господствующее над всем и одновременно просто присутствующее, хотя ведь и чувственно данное существует только как настоящее и прошлое.

Согласно Анаксимандру, следует уяснить для себя только одно - «апейрон» как основа всех вещей сам не есть сущее, даже если оно не чувственного рода, хотя и является присутствующим во всем. Он есть нечто, что отлично, но не отделено от всего . Поскольку ограниченное, например, вот этот цветок, этот камень, эта капля воды возникает и гибнет, мир же как универсум сущего с цветами, камнями и каплями воды остается постоянным, то в нем должен всегда присутствовать «апейрон». «Апейрон» в известной степени является соответствующей познанию и бытию связью, которая дает возможность воспринимать многое в этом мире как единое, и одновременно множественность единства отдельного сущего. Таким образом, этот цветок существует как единство многого, как лист, лепестки, стебель и другие его части.

Гераклит («архэ» как становление ) - (ок.544- ок.483 до н.э.) - древнегреческий философ, уроженец Г.Эфеса, аристократ по происхождению. Сочинение Гераклита «О природе», дошедшее до нас лишь в отрывках, славилось в древности глубокомыслием и загадочностью изложения (отсюда прозвище Гераклита - «темный»).

По Гераклиту, первовещество природы - огонь. Именно огонь, как наиболее подвижный и способный к изменению, явился первоначалом мира, а также вещей и даже душ. «Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий» (Гераклит, Фрагменты , В 30). Все вещи возникают из огня согласно необходимости, которую Гераклит называет «логосом». «Логос» есть принцип, в соответствии с которым все происходит так, как оно происходит. Главный тезис Гераклита заключается в следующем: все происходящее есть борьба противоположностей , и именно противоположностями создается вечное единство. Согласие возникает не из подобия, а из различия , подобно тому как мужское составляет пару вместе с женским, а не с себе подобным. Первое согласие произошло, как он утверждает, от соединения противоположного, а не подобного.

Весь мир, Гераклит понимает как изменение, как переход противоположностей в процессе рождения и гибели: «Путь вверх и вниз - одно и то же» (Гераклит, Фрагменты , В 10). Но что же такое «архэ»? Гераклит посчитал бы неверным определять его как единое во множестве. Он склонен идти обратным путем: от единого - к множественному. Закон этого становления Гераклит и именует «логосом».

Определяя «архэ» как «логос», он не просто использует другое название для одного и того же факта (который, например, у Анаксимандра был обозначен как «апейрон»). Сам факт для него является другим. Здесь сохранены требования безначальности, неуничтожимости, неисчерпаемости, а также высказано то, что «архэ» является всеохватывающей, господствующей надо всем, божественной по своей природе силой. Новым здесь стало то, что эта сила понимается как перемена, изменение и становление .

Анаксимандровское различие «апейрона» и существующих вещей, имеющих в нем причину своего становления, не означает, что становление исключено из «архэ», но в то же время говорит о том, что сам «апейрон» есть отрицание становления. Гераклит же прямо говорит о становлении как о первооснове всего сущего. «Логос» как «архэ» для него не только причина становления, но и само становление.

Парменид (или Бытие притив становления) - древнегреческий философ (вторая половина 6 - начало 5 в до н.э.)из Элеи (Южная Италия), глава элейской школы философии. Проблематику Парменида можно очертить следующим образом. Если, в соответствии с Гераклитом, в мире нет ничего устойчивого, то возможно ли определить нечто устойчивое, которое бы онтологически опережало всеобщее становление? Является ли цветущий и увядающий цветок одним и тем же цветком? И если да, то что лежит в основании его самости, т.е. того, благодаря чему он не изменяется и остается самим собой в цветении и увядании? И что же это за состояние - «быть»? Не то ли оно общее и для цветущего и для увядающего цветка, что они оба есть ? Не являются ли и тот и другой в равной мере сущими?

Обо всех вещах - живых и безжизненных, естественно сущих и искусственных - мы говорим, что они есть. Разве это общее для всех вещей основное свойство не присуще и человеку в том числе? Способность быть - это то обстоятельство, которое позволяет нам сказать обо всем, есть ли оно или нет, - это то общее, что сохраняется в любом становлении. А не является ли вообще бытие предпосылкой возможности наличия существования?

Открытие бытия как важнейшего основания всего, что есть - заслуга древних мыслителей из Элеи. Но что такое Бытие? Что мы подразумеваем, говоря о чем-то, что оно есть, было или будет? Мы говорим: цветок есть, каменнь есть. Тем самым мы приписываем им бытие. А когда мы говорим, что они есть, не имеем ли мы тем самым ввиду, что они есть СЕЙЧАС?

Мы приписываем цветку бытие в данный момент и тем самым выражаем, что цветка раньше никогда не было, а позже никогда не будет. Мы знаем, что он возник и погибнет, как человек или камень возникает или погибает. О бытии же мы говорим, что оно есть только сейчас, что раньше его не было, а позже не будет . Бытие, таким образом, некоторым образом присутствует во всех вещах, не возникая и не уничтожаясь вместе с ними. У Парменида об этом гласит положение: Бытие ЕСТЬ. Хотя это утверждение тавтологично, тем не менеее в его основе лежит знание того, что бытие не возникает и не уничтожается, что оно никогда не не есть . Есть, следовательно, только бытие, а не-бытия (или ничто) не существует. Об этом мы и читаем у Парменида: «…сущее есть; ибо бытие есть, а небытия - нет…» (Парменид, Фрагменты , В 6).

Бытие едино, оно пребывает как таковое. Но как же быть со многим, со становлением мира? Становление и многое следует относить к сфере небытия. Ведь как можно было бы подумать, что бытие возникает и исчезает? Следовательно, мир изменчивости, мир повседневной практики, в котором все так уверены, есть не что иное, как простая видимость . В сответствии с этим Парменид различает два (онтологически неравнозначных) вида познания: знание и мнение . Знание - это знание бытия, а именно, что бытие есть, оно вечно, неподвижно, неделимо и неуничтожимо. Знание бытия - это знание того (или о том), что подлинно есть (бытие). Мнение - это знание изменчивой видимости, знание, без всякого труда добываемое при помощи чувств.

Наконец, следует отметить, что бытие есть только в (или посредством ) мысли. Только помысленное мышлением есть бытие. Всякое ЕСТЬ определяет себя в открытости мышления, а мышление есть мышление исключительно бытия.

Платон (или «архэ» как идея) - древнегреческий философ, (наряду с Сократом и Аристотелем) представитель классического периода античной философии. Подобно элеатам , Платон характеризует бытие как вечное и неизменное, познаваемое лишь разумом и недоступное чувственному восприятию. Однако, в отличие от элейской школы, бытие у Платона предстает как множественное. Платон рассматривает бытие как идеальное , бестелесное образование - как идею . В соответствии с Платоном, все, что имеет части - изменчиво и потому не тождественно самому себе и следовательно (в парменидовском смысле) не существует. Существует только то, что не имеет частей и, значит, не принадлежит к чувственно-пространственному миру.

Миру сверхчувственных, изменчивых и вечных идей (который Платон и называет «бытием») противостоит изменчивая и преходящая сфера чувственных вещей (мир «становления»). В мире становления все только становится, непрерывно возникает и уничтожается, но никогда не «есть». «…Нужно отвратиться всей душой от ото всего становящегося: тогда способность человека к познанию сможет выдержать созерцание бытия…» (Платон. Соч. В 3 т. М.: «Наука», 1971. Т.3 (1). С.326.).

Платон утверждает, что истинное бытие - «это некие умопостигаемые и бестелесные идеи». Идеи Платон также именует «сущностями»; греческое слово «сущность» (ousia) образовано от глагола «быть» (einai) (также, кстати, как и аналогичные понятия русского языка «существовать», «сущее», «сущность»). Таким образом, нематериальные сверхчувственные идеи и составляют сущность данного нам в опыте материального мира (или мира «становления»). Вещи существуют только потому, что причастны идеям.

Мир бытия противоположен миру становления: бытие вечно - становление временно; бытие покоится - становление движется; бытие бессмертно - становление конечно; бытие постижимо разумом - становление схватывается в чувственном опыте; бытие всегда себе тождественное - становление всегда иное; бытие неделимое - становление делимо до бесконечности и т.д.

Но ведь идей много: как же обеспечить их связь и единство? Множественность идей объединяет Единое. Единое, говорит Платон в диалоге «Парменид», само не есть бытие, оно - выше бытия и составляет его условие возможности. Единое, по Платону, выше всякого существования и всякой множественности; без его объединяющей силы невозможны ни сами идеи, ни просто множественность как таковая. Единое Платон отождествляет с высшим благом, к которому все стремится и (именно через это стремление к Единому) получает свое бытие. Само же это высшее благо - по ту сторону всякого бытия и, следовательно, недоступно разуму. О нем нельзя сказать ничего, кроме отрицательных характеристик (которые указывали бы, чем Единое не является ). Именно для обозначения платоновского Единого был введен в оборот термин «трансцендентное» (обретший впоследствии широкое хождение в классической философии) - «то, что по ту сторону».

Аристотель (или «архэ» как сущность) (384-322 до н.э.) - древнегреческий философ и ученый-энциклопедист, основоположник ряда отраслей научного знания. По оценке К.Маркса - «величайший мыслитель древности». Ученик Платона, подвергший онтологическую концепцию учителя систематической критике.

Содержательное различие между концепциями Платона и Аристотеля состоит в их разных посылках. Оба исходят из понятия сущего. Платон определяет идею как отличное от сущего единое , которое становится причиной («архэ») многого. Аристотелевская же онтология находит «архэ» в самом сущем. Естественно предположить, что Аристотель работает с совершенно иным понятием «сущего», нежели Платон. Если для Платона онтологически полноценной действительностью является только идея, то для Аристотеля вещи абсолютно неотделимы от их собственного бытия. Как и его предшественники, Аристотель стремится понять сущее, обратившись к его основанию, из которого оно возникает и в котором впоследствии исчезает. Для Аристотеля вопрос об «архэ» - это вопрос о принципах, которые, сами отличаясь от того, что возникло по их причине, в то же время понимаются только как принципы чего-либо, т.е. сущего.

«Архэ» есть всегда архэ чего-либо иного . «Архэ» у Аристотеля опредляется не как благо, трансцендентное сущему, хотя, как и у Платона, считается причиной (причем, в трояком смысле: бытия, становления и познания). Аристотель толкует «архэ» не как идею, но, напротив, как действительность . Итак, «архэ» в аристотелевсом смысле - это сущность . Сущность - это единичное, обладающее самостоятельностью, в отличие от его состояний и отношений , которые являются изменчивыми и зависят от времени, места, от сязей с другими сущностями и т.д.

Вопрос о том, что такое бытие, Аристотель предлагает начать рассматривать путем анализа высказываний о бытии. «Высказывание» по-гречески - «категория». Все высказывания языка так или иначе отнесены к бытию, однако ближайшая к нему - категория сущности (именно поэтому Аристотель и отождествляет ее с бытием). Все остальные категории - качества, количества, отношения, места, времени, действия, страдания, состояния, обладания - соотносятся с бытием через категорию сущности. Сущность отвечает на вопрос: «Что есть вещь?». Раскрывая сущность вещи, мы даем ей определение, понятие вещи. Остальные девять категорий отвечают на вопрос: «Каковы свойства вещи?» - и определяют признаки, свойства вещи, ее атрибуты.

О сущности, таким образом, высказываются все категории, но сама она ни о чем ни высказывается. Она есть нечто самостоятельное, существующее само по себе, безотносительно к другому. Сущность, таким образом, первичнее отношений. Важная особенность аристотелевского учения о сущности заключается в том, что хотя Аристотель понимает под сущностью отдельный предмет (индивидуум ), сама сущность не есть что-то, воспринимаемое чувствами. Ведь чувствами мы воспринимаем лишь свойства той или иной сущности, сама же она - единый, неделимый и невидимый ноститель этих свойств - как то, что делает предмет «вот этим», не позволяя ему слиться с другими.

АРХЕ (ἀρχή) – начало, принцип (лат. principium), термин древнегреческой философии. В дофилософском словоупотреблении (начиная с Гомера): 1) отправная точка, начало чего-либо в пространственном или временном смысле; 2) начало как зачин, причина чего-либо; 3) начало как начальство, власть, главенство. Процесс терминологизации (архе как «первоначало, принцип», не initum, но principium) произошел в 4 в. до н.э. в Академии, вероятно, под влиянием языка математиков, где архе во множественном числе (ἀρχαί) – исходные пункты доказательства, аксиомы. Уже у Платона архе употребляется в значении 1) онтологического принципа (ср. схоластический principium reale) и 2) начала познания, гносеологического принципа (ср. principium cognoscendi). Для 1-го особенно важен «Федр» (245b10 слл., d 1 слл.: «начало есть нечто невозникшее; в самом деле, все возникающее по необходимости должно возникать из некоего начала...»), для 2-го – 6-я кн. «Государства» (510 b5 слл. – о «беспредпосылочном начале», где, однако, архе имеет также онтологический смысл, поскольку идеи Платона суть одновременно принципы бытия и познания).

Аристотель впервые дает семантическое описание архе («Метафизика» V 1, 1012b34 слл) и различает: 1) эпистемологические начала («начала, исходя из которых доказывают», «силлогистические», «аподиктические», «научные» начала) и 2) онтологические начала («начала сущности» – там же, III 1, 995b7), причем «начала познания» часто выступают как синонимы «исходных посылок», «постулатов», «аксиом» («начала вывода – посылки»: Anal. Рr. 1,27. 43а21). «Наиболее надежным, наиболее достоверным, безусловным» из «начал доказательств» Аристотель провозглашает закон противоречия («Метафизика» IV 3–6; XI 5–6), отрицавшийся Гераклитом. «Начала» должны обладать самоочевидной достоверностью, они «недоказуемы» (Magn. Моr., 1197а22), не могут быть получены силлогистическим путем (Eth. Niс. 1139b30; 1098b1; Тор. 101b1); «начало» научного знания («эпистеме») – интуитивный ум-нус (Anal. post. 23, 84b37; 33, 88b35; Eth. Niс. 1140b33; 1143b10). «Начала сущности», или принципы бытия, – то же, что «причины» (αἰτίαι), их столько же, сколько метафизических «причин», т.е. четыре: материя, или «то, из чего», форма (эйдос), или «чтойность», начало движения и цель, или «то, ради чего» (телос). Они выступают факторами, конституирующими конкретную вещь, «вот-это-вот-не-что» (τόδε τι), или первую сущность (πρώτη οὐσία). «Движущую архе» Аристотель называет «началом в собственном смысле» (напр. Meteor. 346b20). В историческом очерке учения о «началах» («Метафизика» II 3–9, ср. «Физика» I, 2 слл.) Аристотель, рассматривает всех своих предшественников с точки зрения предвосхищения ими одного или нескольких из «четырех начал» (причин) бытия. «Большинство первых философов», согласно Аристотелю (Метафизика 983Ь6 слл.), предвосхищали материальное «начало» (архе). Именно в этом смысле следует понимать утверждения Аристотеля, Теофраста и позднейшей доксографии (см. Доксографы), что Фалес, Анаксимен, Гераклит и др. «принимали за архе» собственно воду, воздух и огонь, и нет никаких оснований приписывать перипатетический термин «архе» ионийским натурфилософам (употребление архе в значении, близком к онтологическому принципу, впервые засвидетельствовано для Филолая, DK fr. В 6).

А. В. Лебедев

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 184-185.

Литература:

Лебедев А. В. Об изначальной формулировке традиционного тезиса THN ARCHN YAflP EINAI, «Balcanica. Лингвистические исследования». М., 1979, с. 167-176; Lumpe А. Der Terminus «Prinzip» (арзсп) von den Vorsokratikem bis auf Aristoteles.- «Archiv fur Begriffsgeschichte», Bd. 1. Bonn, 1955, S. 104-16.

1. Понятие первоначала (архэ) как принцип построения первых философских школ.

2. Натурфилософия милетской школы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Учение Гераклита Эфесского.

3. Проблема бытия в философии Элейской школы.

4. Понятие атома в философии Левкиппа и Демокрита.

Методические указания.

В данной контрольной работе должны быть раскрыты основные положения ранней греческой философии, появившейся до V века до н.э. и названной досократической философией. Основной проблемой, интересовавшей ранних греческих философов, была проблема первоначала, то есть того, откуда произошел мир, то, что лежит в основе мироздания. Анализируя понятие «архэ» в первом вопросе контрольной работы, студент должен усвоить, что это понятие возникло первым в череде последующих философских понятий и означало, что человек обратился к миру с вопросом об истоке этого мира, поэтому первых философов называли «натурфилософами», то есть мыслителями, рассуждавшими о природе.

Во втором вопросе контрольной работы студент должен проанализировать учение милетской школы, в которой предлагались различные варианты первоначала мира, и философию Гераклита из Эфеса, впервые определившего мир как становление, текучее и вечноизменяемое. Здесь студент должен усвоить, что в древнегреческой философии первоначало понималось не как «мертвый» химический или физический элемент, а как живая, одухотворенная субстанция.

Третий параграф контрольной работы раскрывает новую проблему, поднимаемую мыслителями элейской школы Парменидом и Зеноном, проблему бытия. Студент должен проанализировать понятие бытия как единого и неподвижного целого и объяснить значение и смысл доказательств невозможности движения, называемых апориями.

Рассматривая четвертый вопрос контрольной работы, студент усваивает понятие «атома» в античной философии и его отличия от современного понимания атома в физике. Атомистическое учение по иному подходит к понятию первоначала и впервые заявляет, что этих первоначал (атомов) в мире бессчетное количество.

Ключевые понятия : архэ, бытие, апейрон, атом, апория, становление.

Дополнительная литература.

1. Лаэртский Диоген О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. / Диоген Лаэртский. – М., 2011.

2. Кессиди Ф. Гераклит. / Ф.Кессиди. – М., 2003.

3. Философия природы в Античности и Средние века. / П.Гайденко, В.Петров. – М., 2000.

Тема 5. Античная философия: от космоцентризма к проблеме человека.



1. Причины и основные особенности перехода от проблем натурфилософии к проблемам человека в античной философии V века до н.э.

2. Релятивизм софистических учений. Софистика как образец нового знания.

3. Познание и нравственность как основные принципы в философии Сократа. Метод Сократа.

Методические указания.

В данной контрольной работе студент, прежде всего, должен обозначить причины, по которым в философии античности произошел поворот к проблеме человека. В V веке до н.э. вопросы натурфилософского характера отходят на второй план, и центральное место в рассуждениях философов отводится человеку и его поступкам. Такую трансформацию философского знания обусловили причины и социального, и политического, и общекультурного порядка, когда изменялся облик греческого государства и на смену аристократии приходил новый тип правления – демократический.

Во втором вопросе студент должен раскрыть особенности деятельности и философского учения софистов, обращая особенное внимание на релятивистские особенности не только их теории познания, логики, но и этики. Перед студентом стоит задача осмыслить деятельность софистов и сделать выводы о том, какое влияние они оказали на европейскую культуру и образование.

Третий вопрос контрольной работы предполагает раскрытие основных положений философии Сократа, который являлся яростным противником софистического учения. Однако, не смотря на это, в двух указанных учениях можно проследить сходные черты и задачи. Студент должен обратить внимание на то, что Сократ создает новую этическую теорию, в которой знание приравнивается к добродетели, а любой злой поступок есть всего лишь результат невежества. По этим же принципам строится и особая методология, которую предлагает Сократ.

Ключевые понятия: релятивизм, софистика, софизм, этика, диалектика, ирония, майевтика.

Дополнительная литература.

1. Кессиди Ф. Сократ. / Ф.Кессиди. – М., 2001.

2. Суриков И. Сократ. / И.Суриков. – М., 2011.

3. Чернышев Б.С. Софисты. / Б.С.Чернышев. – М., 2010.

4. Гиляров И.Н. Источники о софистах. Платон как исторический свидетель. – М., 2011.

Существует два понятия: Стойхейнон («Ядро», «Элемент», «Основа» в логическом смысле слова) и Архэ («Праматерия», «Первоматерия» - исходное состояние вещей). Основополагающий принцип, или начало – arche - которое и правит природой, и составляет ее суть; из чего все вещи состоят, из чего, как из первого, возникают и во что, как в последнее, они уничтожаются. Архэ – первоматерия, проматерия, логическое, построение вещей в историческом смысле.

Стохейнон – основа, ядро, элемент.

Атом- мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего.

Фалес - "Все есть вода, и мир полон богов"; мир возник из самоодушевляющейся стихии, которая движется и изменяется, принимая разнообразные формы;

Анаксимен – воздух рассматривается как "первооснова".

У Эмпедокла и Анаксагора элементы сами по себе косны и неподвижны, поэтому кроме элементов они признают существование особой движущей силы. По Эмпедоклу, существуют четыре элемента (земля, вода, воздух и огонь) и две движущие силы: Любовь (сила притяжения) и Вражда (сила отталкивания).

Анаксимандр – подметив взаимопревращение четырех элементов, не счел ни один из них достойным того, чтобы принять его за субстрат остальных, но признал субстратом нечто иное, отличное от них - апейрон (беспредельное)

Анаксагор - Проблема единого и многого: вселенную составляет бесконечное число микроскопических семян, различных по своим качествам (гомеомерий).

Атомисты (Левкипп и Демокрит) - Смысл термина «атом» – неделимый. Проблема единого и многого как проблема континуальности и предела делимости - Решение проблемы единства и множественности: единообразие на уровне атомов, многообразие соединений атомов. Решение проблемы движения: атомы вечно хаотично движутся в пустоте. Движение атомов протекает механически: не под воздействием божественного разума, а по причине слепой случайности, естественной необходимости (ananke). "Качество" принадлежит области субъективных ощущений, ибо атомы различаются лишь количественными характеристиками. Теория Демокрита не отвечает на вопросы: Почему атомы соединяются? Почему возникают вещи?

Критика неподлинного знания (докса) у Парменида и Платона

Парменид: Только сущее есть, несущего же нет, и оно немыслимо; Отсюда выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться, а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерасчлененного на части и не стареющего во времени континуума, данного лишь мысли, но не чувствам. Пустота отождествляется с небытием, – так что пустоты нет. Предметом мышления может быть только нечто (бытие), небытие не мыслимо (мыслить и быть суть одно). Истина о бытии познается разумом, чувства формируют лишь мнение, неадекватно отражающее истину. Мнение, «докса», фиксируется в языке и представляет мир противоречивым, существующим в борьбе физических противоположностей, а на самом деле ни множества, ни противоположностей нет. За условными именами стоит безусловное единство («глыба») бытия.

Платон: Интерес представителей Элейской школы к проблематике бытия был развит в классической греческой мысли у Платона и Аристотеля. Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:

Поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи»;

- «чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение – «докса»);

Высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».