Имя мефистофель. Значение слова мефистофель. Легенда о маге в искусстве

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова мефистофель

мефистофель в словаре кроссвордиста

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

мефистофель

    Дьявол, выступающий в образе злого духа (в художественной литературе и в фольклоре народов Европы).

    Употр. как символ отрицания нравственных устоев и доброго начала в человеке.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

мефистофель

МЕФИСТОФЕЛЬ (Мефисто) (нем. Mephistopheles) дьявол, образ злого духа в фольклоре и художественном творчестве народов Европы; литературный персонаж немецкой народной книги "Повесть о докторе Фаусте..." (опубликована 1587), философской драмы "Фауст" И. В. Гете и др. произведений; спутник и искуситель Фауста, предлагающий ему власть, знания, земные блага в обмен на душу.

Мефистофель

(Mephistopheles, Mephostophilis, Mephistophilus, возможно, греческого происхождения ≈ «ненавидящий свет», от me ≈ не, phos ≈ свет и phílos ≈ любящий; по др. версии, древнеевр. происхождения ≈ от мефиц ≈ разрушитель и тофель ≈ лжец), наименование одного из духов зла, демона, чёрта, беса, дьявола, чаще всего, по преданию, падшего ангела, сатаны. Фольклор и художественная литература разных стран и народов нередко использовали мотив заключения союза между демоном ≈ духом зла и человеком. Иногда поэтов привлекала история «падения», «изгнания из рая» библейского сатаны, иногда ≈ его бунт против бога (Дж. Мильтон, Дж. Г. Байрон, М. Ю. Лермонтов). Бытовали и фарсы, близкие фольклорным источникам, дьяволу в них отводилось место озорника, весёлого обманщика, часто попадавшего впросак. В философской трагедии И. В. Гёте, переосмыслившего мотивы немецкой народной легенды, М. ≈ искуситель и антагонист Фауста. К образу М. обращался А. С. Пушкин. М. ≈ чёрт у Ф. М. Достоевского («Братья Карамазовы») и Т. Манна («Доктор Фаустус») ≈ воплощение морального нигилизма. М. ≈ Воланд и его свита М. Булгакова («Мастер и Маргарита») ≈ гротескные духи зла, обличители, наказывающие пороки. Образ М. вдохновлял художников (Э. Делакруа, М. Врубель), композиторов (Ш. Гуно, Г. Берлиоз, Ф. Лист, А. Г. Рубинштейн).

Лит.: Легенда о докторе Фаусте. Изд. подготовил В. М. Жирмунский, М.≈Л., 1958; Лакшин В., Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», «Новый мир», 1968, ╧ 6; Milner М., Le diable dans la littérature française, t. 1≈2, P., 1960; Kretzenbacher L., Teufelsbündner und Faustgestalten im Abendlande, Klagenfurt, 1968.

М. А. Гольдман.

Википедия

Мефистофель

Мефистофель - дьявол , образ злого духа в мифологии эпохи Возрождения северной Европы. В 1587 году становится известен как литературный персонаж немецкой народной книги «Повесть о докторе Фаусте …», приобретает широкую известность благодаря философской драме « Фауст » И. В. Гёте (часть первая - 1806, вторая - 1831).

Прилагательные «мефистофелевский» и «мефистофельский» означают - язвительный, злобно-насмешливый. Встречаются в выражениях «мефистофелевский хохот», «мефистофелевская улыбка».

Мефистофель (значения)

Мефистофель , Мефисто :

  • Мефистофель (Mephistopheles, Mephostophilis, Mephistophilus, Mephistos ) - один из духов зла.
  • «Мефистофель» - опера Арриго Бойто.
  • Мефистофель - золотой самородок, находящийся в Алмазном фонде России.
  • «Мефисто» - драма, экранизация романа Клауса Манна «Мефисто: история одной карьеры» (1936), Венгрия - ФРГ, 1981 год. Режиссёр - Иштван Сабо.
  • «Мефисто» - серия шахматных микрокомпьютеров, в конце 1980 - начале 1990 годов выигрывавших первенства мира среди микрокомпьютеров.
  • Мефисто (Mephisto ) - персонаж комиксов Marvel.

Мефистофель (самородок)

Мефисто́фель - название золотого самородка весом 20,25 граммов, проба 901,2.

Самородок хранится в Алмазном фонде России, уникален в художественном плане и является самым приметным экспонатом из-за поразительного сходства очертания самородка с профилем Мефистофеля. По результатам проведённой экспертизы было установлено, что самородок не был искусственно обработан.

Данный самородок является самым маленьким по массе из всех находящихся в хранилище Алмазного фонда.

Примеры употребления слова мефистофель в литературе.

Театрально наклонив свой лик провинциального Мефистофеля , Бабурин переждал овацию и радостные крики народных избранников, а затем приступил к прочтению второго документа, который был не менее жестким, чем первый.

Ответьте же мне, доктор Фауст,- послышался звучный голос Мефистофеля ,- не благоугодно ли будет вам выслушать мое заявление?

Во всем, что мы наблюдаем, виноват не только Фауст, но и сам Мефистофель , -- иносказательно, но вполне доходчиво говорил Мельников о графе Клейнмихеле и самом императоре.

Сбоку взглянув на Сергея, Косов, мрачно-замкнутый, медленно вынул из кармана брюк трубочку с вырезанной головой Мефистофеля , с железной крышечкой, сосредоточенно начал набивать ее табаком.

Навстречу Михайлову приподнялись длинный, с лицом презрительного Мефистофеля , корнет Краузе, штаб-ротмистр Тренев - бледный усатый офицер, какой-то купеческий сынок и незнакомый мрачный господин с всклокоченными волосами и дикими, почти ненормальными глазами.

Мефистофель Прекрасно, но о том не надо так крушиться: Коль скоро недочёт в понятиях случится, Их можно словом заменить.

В городе в ночную пору Мефистофель объявляет Фаусту, что с наступлением полночи истекает срок их договора.

Форкиада на просцениуме исполински выпрямляется, сходит с котурнов, снимает маску и покрывало и оказывается Мефистофелем , готовым, в случае надобности, объяснить пьесу в эпилоге.

Эльстира до его виллы, и вдруг, - так Мефистофель возникает перед Фаустом, - появились в конце улицы, точно простая ирреальная, дьявольская объективация темперамента, противоположного моему, объективация полуварварской жестокой жизнеспособности, которой совершенно была лишена моя слабость, моя повышенная, болезненная чувствительность, моя склонность к рефлексии, пятна той разновидности, которую нельзя ни с чем спутать, спорады животно-растительной стайки девушек, как будто не замечавших меня и в то же время, вне всякого сомнения, говоривших обо мне с насмешкой.

Мефистофель говорит ему, что адские муки так ужасны, что черти взошли бы на небо по ступенькам из ножей, если бы у них оставалась еще надежда.

И теперь этот пустозвон и выскочка Мефистофель с таким гордым и важным видом появился на Всемирном Шабаше со своим лже-Фаустом, словно уже получил в свои лапы неограниченную власть над обоими Мирами.

Туда полетят они - Фауст, Мефистофель , Гомункул - разыскивать легендарную Елену.

Мефистофель доставляет сюда бесчувственного Фауста в момент, когда Вагнер по таинственным рецептам мастерит Гомункула, который вскоре укажет Фаусту путь к Фарсальским полям.

Его горбоносый профиль принял насмешливое выражение, как у Мефистофеля , которому подсовывают поддельную индульгенцию.

Господь и архангелы, Мефистофель и прочая нечисть - не более как носители извечно борющихся природных и социальных сил.

Мефистофель — один из центральных персонажей трагедии — в смысловом отношении очень многозначен. М., с одной стороны, воплощает тот мир нечистой, «дьявольской» силы, с которой Фауст вступает в договор, надеясь утолить свою жажду безмерных знаний и наслаждений. Однако М. воплощает и «зло» как исток противоречия, начало беспокойства, неудовлетворенности, как побуждение к действию. В то же время с М. связывается отрицание всего косного, фальшивого в общественных установлениях и в мнениях людей, вся сатирическая стихия в «Фаусте». Наконец, желая завладеть душой Фауста, М. постоянно вмешивается в его действия, искажает те или иные его намерения, что нередко ведет к трагическому исходу (так, наряду с самим Фаустом, М., несомненно, является одним из виновников гибели Маргариты). Уже в «Прологе на небе» определяется особое значение М. в трагедии. Господь Бог дает ему разрешение испытать Фауста, чтобы пробудить его к деятельности («Из лени человек впадает в спячку. / Ступай расшевели его застой, / Вертись пред ним, томи и беспокой...»). Но в этом же прологе устами Господа Бога предсказано конечное поражение М. в состязании за душу Фауста. В первой части трагедии М. является Фаусту в минуту душевной смуты и жестоких сомнений. Он аттестует себя как «часть силы той, что без числа / Творит добро, всему желая зла». Это — дух абсолютного отрицания. Заключив договор с Фаустом, М. начинает искушать его. Вначале он ведет его в Лейпциг, в погребок, на буйную студенческую пирушку, где М. издевается над пирующими грубиянами. Затем — в кухню ведьмы, где готовится огненное зелье, которое должно омолодить Фауста и пробудить в нем разгул инстинктов. Эта сцена, где подручными ведьмы выступают звери, изобилует непристойностями, но также и откровенными политическими намеками: звери, подручные ведьмы, несут М. расщепившуюся надвое корону и прыгают с ее обломками. Вскоре именно М. устраивает знакомство Фауста с Маргаритой. Во второй части трагедии, по мере того как расширяется сцена деятельности Фауста, М. еще чаще меняет свои обличья, выступая в самых разных ролях. По-прежнему он играет роль саркастического отрицателя, издевается над всем устаревшим и косным; в тех же случаях, когда он выступает как помощник Фауста, он вновь — как и в первой части — нередко и злонамеренно искажает его волю. Вначале Фауст и М. оказываются при дворе императора, М. становится придворным шутом. Чтобы пополнить опустевшую казну, он предлагает императору выпускать бумажные деньги под фантастическое обеспечение подземных богатств и кладов. Затем он принимает участие в поисках троянской Елены, переживает различные приключения в мире мифологических существ древности и, приняв обличье известной из древних мифов уродливой Форкиады, охраняет покой влюбленной четы — Фауста и Елены — в уединенном замке. Своеобразна роль М. в пятом, заключительном акте трагедии. Когда Фауст получает в дар от императора приморский край, который он задумал превратить в цветущую страну, М., пользуясь его доверием, начинает здесь дерзко хозяйничать. М. беззастенчиво занимается разбоем и пиратством; особенно зловещую роль играет он в судьбе немолодой супружеской четы — Филемона и Бавкиды. Фауст предлагает им новые угодья, хочет переселить их на другое место, подручные же М., вломившись в хижину стариков, выдворяют их силой. Старики умирают, их хижина сгорает дотла. Трагической иронией окрашены заключительные эпизоды второй части. Ослепший и дряхлый Фауст все еще мечтает об осушении болот, о великих деяниях, но М. (на этот раз надсмотрщик, надзирающий за работами) приказывает лемурам, своим подручным, не возводить насыпь, а рыть могилу Фаусту. После смерти Фауста М. пытается, наконец, завладеть его душой, но хор ангелов возвещает об оправдании Фауста.

Пронзительный взгляд, зловещий смех и красный плащ – классические атрибуты Мефистофеля. Демон, который точно знает, за какие блага человек продал бы душу, странствует по свету много веков. Принимая разные образы, мгновенно перевоплощаясь в тех, кому мы доверяем, зло делает очередной хитрый ход. Чтобы спасти бессмертную душу, важно вовремя заметить хитрую усмешку адского приспешника.

История создания

Демонология содержит много упоминаний о существах, подобных Мефистофелю. Рассказы о падших ангелах, стремящихся отомстить человеческому роду, встречаются у Джона Мильтона, и других. Легенды о демоне, заключавшем сделки в обмен на душу человека, рассказывались народами Европы задолго до изобретения письменности. Однако полноценный образ демона представлен только в драме «Фауст».

Но первым упоминанием Мефистофеля в классической литературе стало творение «Виндзорские насмешницы» (1609 год). Имя духа звучит там вскользь и не заостряет на себе внимания.

В 1808 году из-под печатного станка вышла трагедия «Фауст». создавал произведение в течение 60 лет, поэтому антипод – злой дух Мефистофель – получился реалистичным и вобрал в себя большинство известных фактов и афоризмов о дьявольском помощнике.


Перо Гете в музее Пушкина

Позже к образу Мефистофеля обратился . С творением русского писателя ознакомился сам Гете. Чтобы отблагодарить поэта, немец отправил Пушкину перо, которым пользовался для написания «Фауста».

Не утихают споры вокруг образа злого демона и его значения в литературе и философии. Историк религии Мирча Элиаде в книге «Мефистофель и андрогин» подробно разбирает влияние демона на жизнь человека:

«Мефистофель противопоставляет себя не самому Богу, а его главному творению - Жизни. Вместо движения, вместо Жизни он стремится навязать покой, неподвижность, смерть».

Биография

Мефистофель – житель подземного царства, который занимает важный пост в аду. Демона часто путают с Сатаной, но должность Мефистофеля значительно ниже. Если Люцифер правит адом, то Мефистофель управляет лишь парочкой чертей и ограничен в возможностях делать пакости.


Вне зависимости от собственного желания, Мефистофель соблюдает законы, написанные Богом. По непонятной причине Господь испытывает интерес и некоторое расположение к демону:

«Из духов отрицанья ты всех менее бывал мне в тягость».

Основная задача Мефистофеля на Земле – соблазнить чистую душу. Существо обещает жертве любые блага и подписывает с человеком договор. Условия просты: демон готов служить искушенному в течение 24 лет, а взамен получает человеческую душу.


Общая характеристика демона неоднозначна. С одной стороны, герой предстает в образе веселого шутника и балагура, готового поддержать любой розыгрыш. С другой – перед нами хладнокровный стратег, продумывающий каждый следующий шаг. Демон скрывает коварство и презрение, которые испытывает к людям, но истинное отношение проскальзывает в речах злодея:

«Он лучше б жил чуть-чуть, не озари
Его ты божьей искрой изнутри.
Он эту искру разумом зовет
И с этой искрой скот скотом живет».

Описание подземного жителя колоритно. Мефистофель – мужчина неопределенного возраста с острыми чертами лица и эспаньолкой. Привычные атрибуты демонского существа давно позабыты:

«Цивилизация велит идти вперед;
Теперь прогресс с собой и черта двинул.
Про духа северного позабыл народ,
И, видишь, я рога, и хвост, и когти кинул».

Для каждого человека существо принимает разные обличья. В этом и есть тайная сила Мефистофеля – дух не просто заманивает человека, он становится его другом и союзником.


Другое имя коварного демона – дух отрицания. Демон не верит в божественную природу человека и считает людской род порочным. Для падения человек не нуждается в злом проводнике – это стало причиной спора между Богом и чертом. Предметом пари стала душа человека – Фауста, которого Господь считает лучшим из людей:

«Посмотрим. Вот моя рука,
И скоро будем мы в расчете.
Вы торжество мое поймете,
Когда он, ползая в помете,
Жрать будет прах от башмака».

Впервые Мефистофель предстает перед Фаустом в образе собаки. Пудель подходит к ученому во время народного праздника, и герой забирает животное домой. Собака перевоплощается в бедного студента, который занимает Фауста любопытными разговорами. Постепенно демон открывает герою свою сущность. Уставший от жизни Фауст рад обществу умного и насмешливого демона.

Первым испытанием от Мефистофеля становится юная красавица. Демон способствует знакомству простушки и ученого, которым овладела страсть. Человеческий порыв только на руку духу. Забывшись в низких чувствах, Фауст теряет благоразумие и совращает девушку, убивает человека, а после скрывается с верным другом и искусителем.


Параллельно демон пытается овладеть душой несчастной девушки, на долю которой по вине обоих мужчин выпали страдания. Но Маргарита (возлюбленная Фауста) не принимает помощи от сил зла. Все же Мефистофель не всемогущ, никто не отменял свободу воли.

На протяжении многих лет существо сопровождало ученого и совращало человека благами, дарами, женщинами и богатствами. Но в конечном итоге Фауст понимает истинную цену всему и возвращается на праведный путь. А Мефистофелю остается только рассыпаться в проклятьях:

«Кто склонит слух свой к жалобе законной,
Отдаст мне право, купленное мной?
Как ты, старик, ты, опытом прожженный,
Ты проведен! Ты сам тому виной!»

Впрочем, демон недолго страдал от потери. Вскоре зловещий дух отправился на поиски очередной жертвы, чтобы пополнить котлы в аду новыми грешниками.

Экранизации

Противостояние, которое добро и зло ведут не первый век, – благодатная почва для создания сценария. Первым появлением Мефистофеля на экранах стал фильм «Замок дьявола». Режиссер, сценарист, оператор и исполнитель главной роли – Жорж Мельес. Позже автор снял короткометражки «Фауст и Маргарита», «Кабинет Мефистофеля» и «Гибель Фауста».


Не менее ярким воплощением духа отрицания стал Эмиль Янингс в фильме 1926 года «Фауст». Картина основана на легендах об ученом и одноименном творении Гете.


В 1969 году вышел первый советский фильм о помощнике дьявола. Роль искусителя досталась .


Демон также появляется в голливудском блокбастере «Призрачный гонщик» (2007 год). Мефистофель забирает душу главного героя в обмен на выздоровление отца. Роль коварного злодея исполнил Питер Фонда.


В 2011 демон стал героем аниме «Blue Exorcist». Основой мультфильма служит одноименная манга, забавные цитаты из которой поклонники заучивают наизусть. Здесь Мефистофель предстает в необычном амплуа – демон увлекается экзорцизмом и дружит с людьми.

  • Загадочный образ часто эксплуатируется в компьютерных играх, живописи и скульптуре. Дух отрицания часто ставится героем оперных остановок. В мире насчитывается около 8 музыкальных произведений, где поднимается тема Мефистофеля.
  • Имя Мефистофеля не упоминается в Библии. По мнению ученых, название персонажа состоит из двух слов и переводится как «распространяющий скверну».

  • Скульптура существа была установлена на доме Лишневского (улица Лахтинская в Санкт-Петербурге). В 2015 году памятник сбили кувалдой. Существует теория, что виновники варварства – организация «Казаки Петербурга».
  • Мефистофель – частый гость голливудских фильмов. , сыгравший восставшего вампира, упоминает демона в кинокартине «Мрачные тени».

Цитаты

«Я рад бы к черту провалиться, когда бы сам я не был черт!»
«Что было прежде, то и тут: весь мир, любя лишь игры и забавы, в конце концов - один огромный шут».
«Ад менее жесток, чем люди!»
«В угожденье богу злата край на край встает войной, и людская кровь рекой по клинку течет булата. Люди гибнут за металл, Сатана там правит бал».

Персонаж трагедии «Фауст» (1808) Иоганна Вольфганга Гете (1749 1832) демон, нечистый дух, олицетворяющий собой злое, отрицающее Добро и Любовь, начало. Это образ стал популярен благодаря опе рам «Мефистофель» (1868) Арриго Бойто (1842 1918) и… … Словарь крылатых слов и выражений

МЕФИСТОФЕЛЬ - действующее лицо многих народных сказаний в Германии, действующее лицо в трагедии Гете «Фауст»; воплотившаяся нечистая сила, дьявол, злой дух. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. МЕФИСТОФЕЛЬ у … Словарь иностранных слов русского языка

МЕФИСТОФЕЛЬ - (нем. Mephistopheles) центральный персонаж трагедии И. В.Гете «Фауст» (часть первая 1806, вторая завершена в 1831). М. Гете мало похож на дьявола народных легенд и тех кукольных представлений о докторе Фаусте, которые часто показывали в Германии… … Литературные герои

мефистофель - князь тьмы, падший ангел, дух тьмы, дьявол, сатана, враг рода человеческого, отец лжи Словарь русских синонимов. Мефистофель см. дьявол Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

МЕФИСТОФЕЛЬ - МЕФИСТОФЕЛЬ, один из вечных образов; в фольклоре и художественном творчестве народов Европы искуситель несущий раздор и хаос дьявол, сатана или бескорыстный злой дух, испытывающий меру божественного могущества и нравственно религиозную стойкость… … Современная энциклопедия

МЕФИСТОФЕЛЬ - (Мефисто) (нем. Mephistopheles) дьявол, образ злого духа в фольклоре и художественном творчестве народов Европы; литературный персонаж немецкой народной книги Повесть о докторе Фаусте... (опубликована 1587), философской драмы Фауст И. В. Гете и… … Большой Энциклопедический словарь

Мефистофель - (иноск.) злой насмѣшникъ. Мефистофельскій хохотъ (иноск.) злорадный. Ср. Экономическая политика Европы должна... разбить золотого тельца, вокругъ котораго совершается... бѣшеная оргія подъ акомпаниментъ мефистофельскаго хохота... В. Быстренинъ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Мефистофель - (Mophistopheles, Mephisto) взятое из народных сказанийназвание дьявола или злого, всеотрицающего начала. Старые формы этогоимени неустойчивы. Шекспир в Виндзорских кумушках, говорит оMephiostophilus, а Марло, в Фаусте о Mephistophilis. Формы… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Мефистофель - МЕФИСТОФЕЛЬ, один из вечных образов; в фольклоре и художественном творчестве народов Европы искуситель несущий раздор и хаос дьявол, сатана или “бескорыстный” злой дух, испытывающий меру божественного могущества и нравственно религиозную… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

МЕФИСТОФЕЛЬ - (образ злого духа, в частности, в трагедии И. В. Гете Фауст) Мы сами творцы в горящем гимне / шуме фабрики и лаборатории. // Что мне до Фауста, / феерией ракет / скользящего с Мефистофелем в небесном паркете! / Я знаю / гвоздь у меня в сапоге /… … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

Вызванный на землю известным доктором Фаустом, демон Мефистофель ответил строчкой из «Ключа Соломона»: «Зачем я вызван? Какое твое приказание?» («К чему шуметь? Я здесь к услуге вашей» - Гете, «Фауст»). Фауст не желал многого. Ученый, увлекающийся черной магией, он жаждал волшебной силы и знаний, превышающих все то, что можно было найти в книгах, прочитанных им. (Даже в книгах по черной магии.) Будучи доктором богословия и медицины, Фауст хотел выведать нераскрытые секреты природы и найти ответы на те вопросы, которых не касались ни вера, ни философия. К тому же, он штудировал книги по оккультизму на арабском, греческом и халдейском языках.

Этими книгами в то время увлекались многие священнослужители. Когда Фауст усвоил то, чему учили эти книги, он отправился однажды вечером в лес. Там, между девятью и десятью часами, он остановился в пустынном месте, где сходились четыре дороги. Нарисовал на земле три магических круга: внутренний - для себя, внешний - для демона, который ответит на его вызов. Сначала его заклинания подействовали на низших демонов, которые, облепив периметр магического круга, пытались, что-то непрерывно бормоча, запугать Фауста, чтобы он отказался от своего эксперимента. Но это не остановило ученого. В награду за упорство ему явился демон, согласившийся исполнить одно желание.

Мефистофель, чье имя пришло от греческого и означало «тот, кто не любит свет», был меланхоличный, но умный демон. Между ними было заключено соглашение: в течение двадцати четырех лет Мефистофель должен служить Фаусту и исполнять любые его желания. По истечении этого срока Фаусту придется полностью - душой и телом - отдаться во власть дьявола. Фауст подписал этот контракт своей кровью. Так Мефистофель стал служить ему. Доктор, проживший всю жизнь в бедности, вдруг неслыханно разбогател. Его поношенную одежду сменили шелк и бархат, дом наполнился редкими и дорогими вещами, стол ломился от великолепных кушаний и вин. Для плотских утех Фауст получил семерых прекрасных демониц. Жажда знаний наконец-то была полностью удовлетворена. В мгновение ока демон переносил его в любую точку мира, даже в Ад и Рай. Все двери для Фауста были открыты, секретов для него не было. Рассказы Фауста об увиденном еще долгие века передавались из поколения в поколение. Так однажды он вызвал тень Елены Прекрасной. Это событие навеки запечатлено Кристофером Марлоу в книге «Трагическая история доктора Фауста» («The Tragical History of Dr. Faustus») в строках: «Был ли это тот самый человек, опустивший на воду тысячи кораблей и испепеливший высочайшие башни Илиума?» В другой раз Фауст заставил явиться на землю призрак Александра Великого.

Для принцев и их придворных он устраивал обильные пиры, где яства подавали на золотой посуде. Строил Фауст великолепные замки с башнями и огромными воротами, которые впоследствии погибли в огне. Как-то раз в бою он, окруженный отрядом вражеских всадников, вызвал собственную конницу и моментально разоружил неприятеля. Однако неумолимо приближался срок развязки. В последний вечер Фауст созвал в свой дом множество гостей и устроил прощальный пир. И только в этот вечер он раскрыл приглашенным секрет своих удивительных способностей. А в полночь, запершись в комнате, стал ожидать бывшего слугу, который вскоре должен был превратиться в хозяина.

На улице поднялась страшная гроза, дождь хлестал по крышам, а окна стонали от ветра. Когда часы пробили двенадцать раз, гости услышали наверху, в комнате Фауста, страшный шум и звуки яростной борьбы. Но никто из приглашенных не осмелился подняться наверх. На следующее утро тело Фауста, изувеченное и окровавленное, было найдено на некотором расстоянии от дома. Оно было распростерто на земле, а душа, согласно сделке, отныне принадлежала Мефистофелю.

сразу же вспомнился Мефисто "Синий экзорцист"