Характеристика героя из повести детство горького цыганок. Цыганок из повести "Детство" Горького, портрет, характеристика

Цыганок второстепенный герой повести Максима Горького “Детство”.

Иван подкидыш. Ранней весной в дождливую погоду его нашли у ворот. Прозвали его Цыганком за смуглую кожу, черные цыганские волосы и за то, что он был не чист на руку, потому что немного воровал, даст ему дед пятишницу, купит на половину, а остальное себе возьмет. Лет ему так девятнадцать, был любимцем деда, да и со всеми в доме был в хороших отношениях. Дома работал в красильне и помогал в бытовых делах. Оказал влияние на развитие характера Алеши, Цыганок учил его, как правильно вести себя во время порки, помог ему в случае со скатертью. Он был одним из его близких друзей.

Умер он от того что крест на него упал и придавил. Похоронили его незаметно.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Дед Василий Васильич Каширин – дедушка Алеши, главного героя в автобиографическом произведении М. Горького “Детство”. Это был небольшой, сухонький старичок с суровым нравом. Его Алеша...
  2. ­Алеша в доме деда Повесть “Детство” была написана М. Горьким в 1913 году и являлась автобиографической. В ней автор рассказал частично о своем собственном детстве,...
  3. ­Свинцовая мерзость Максим Горький написал повесть “Детство”, основываясь на реальных фактах, а именно на своем не радостном детстве. Он вырос в тяжелые времена. Большой отпечаток...
  4. Цыганком в доме Кашириных называли приемного сына Ивана. А прозвище свое Иван получил за цыган­скую внешность – смуглый цвет кожи, курчавые, тем­ные волосы и такие...

Цыганком в доме Кашириных называли приемного сына Ивана. А прозвище свое Иван получил за цыган­скую внешность — смуглый цвет кожи, курчавые, тем­ные волосы и такие же темные глаза. Каширины Ива­на любили, относились к нему, как к родному, если не лучше. А любить было за что — у парня был веселый нрав и золотые, по словам деда Каширина, руки.

Алеше Цыганок понравился сразу. В доме у деда он радовался ему больше всех, не считая бабушки. Особен­но привязался к нему Алеша после первой дедовой пор­ки, когда юноша подставил под плеть свою руку, чтобы меньше досталось мальчику. Цыганок прошел дедову школу воспитания и на правах бывалого передавал свой опыт Алеше: «Когда тебя вдругорядь сечь будут, ты гляди, не сжимайся, не сжимай тело-то, — чуешь? Вдвойне больней, когда тело сожмешь, а ты распусти его свободно, чтоб оно мягко было, — киселем лежи! И не надувайся, дыши вовсю, кричи благим матом… я в этом деле умнее самого квартального! У меня, брат, из кожи хоть голицы шей!»

Алеша «любил Ивана и удивлялся ему до немоты». Особенно потешно было смотреть, как Цыганок делал упряжь для тараканов, вставлял их в эту упряжь и на­правлял их бег, при этом громко крича: «За архиереем поехали!».

А еще Иван был знатным танцором. По празднич­ным вечерам, когда дед с дядей Михаилом уходили в гости, и в доме Кашириных устраивался настоящий праздник, Цыганок был неотразим — плясал так, что у всех остальных ноги под столом ходуном ходили.

Цыганок мог бы стать Алеше Пешкову другом на всю жизнь, но он вскоре погиб.

Сочинение на тему: ЦЫГАНОК И АЛЕША (М. Горький. «Детство»)

5 (99.4%) 100 votes

На этой странице искали:

  • сочинение на тему алеша и дом кашириных
  • сочинение на тему Цыганок
  • алеша и дом кашириных сочинение
  • сочинение на тему детство горького
  • алёша и дом кашириных

Цыганок из повести "Детство" Горького, портрет, характеристика.






  1. Mail.RuПочта128Мой МирОдноклассники2
    ИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

    выход
    Ответы Mail.Ru
    Категории
    Спросить
    Лидеры

    Поиск по вопросам

    Как экономить бензин?
    Узнать!

    Золотой фонд
    Авто, Мото
    Бизнес, Финансы
    Города и Страны
    Гороскопы, Магия, Гадания
    Досуг, Развлечения
    Еда, Кулинария
    Животные, Растения
    Знакомства, Любовь, Отношения
    Искусство и Культура
    Компьютерные и Видео игры
    Компьютеры, Связь
    Красота и Здоровье
    Наука, Техника, Языки
    Образование
    Общество, Политика, СМИ
    Программирование
    Путешествия, Туризм
    Работа, Карьера
    Семья, Дом, Дети
    Спорт
    Стиль, Мода, Звезды
    Товары и Услуги
    Философия, Непознанное
    Фотография, Видеосъемка
    Юридическая консультация
    Юмор
    О проектах Mail.Ru
    Другое
    Вопросы-лидеры

    Ребята, очень сложно. Помогите с загадкой.
    1 ставка

    Не правильно указан адрес
    1 ставка

    Зеркало Фонбет много ссылок - Даст дед ем

  2. Цыганок (Иван) - второстепенный герой повести Максима Горького "Детство".
    Иван - подкидыш, "раннею весной, в дождливую ночь, его нашли у ворот дома на лавке". Цыганок работает в красильне деда, помогает в бытовых делах и др.
    Прозвали его Цыганком за смуглую кожу, чрные волосы и, конечно, за то, что был он нечист на руку: "Бабушка объяснила мне, что Цыганок не столько покупает на базаре, сколько ворует.
    - Даст дед ему пятишницу, он на три рубля купит, а на десять украдт. Любит воровать, баловник! Раз попробовал - ладно вышло, он и взял воровство в обычай".
    Внешность у Цыганка была привлекательная: "Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер, празднично одетый в золотистую, шлковую рубаху, плисовые штаны и скрипучие сапоги гармоникой. Блестели его волосы, сверкали раскосые веслые глаза под густыми бровями и белые зубы под чрной полоской молодых усов, горела рубаха, мягко отражая красный огонь неугасимой лампады".
    Речь Цыганка - веслая, живая, лукавая.
    Цыганок оказал большое влияние на развитие характера Алши Пешкова. Он был одним из его близких друзей. Цыганок учил Алшу правильно вести себя во время порки, помог ему в случае со скатертью и так далее.
    Все жители дома относились к Цыганку особенно" "Дедушка кричал на него не так часто и сердито, как на сыновей.... Дядья тоже обращались с Цыганком ласково, дружески и никогда не шутили с ним, как с мастером Григорием, которому почти каждый вечер устраивали что-нибудь обидное и злое".
    Автор уважает Цыганка за его "золотые руки", за его честность по отношению к хозяевам (бабушке и деду) .
    Умер Цыганок в субботу, в начале зимы. Цыганку помогал дяде Якову нести крест, на могилу его жены. Цыганок поскользнулся, его придавило крестом. Похоронили его незаметно, не памятно.
  3. Цыганок (Иван) второстепенный герой повести Максима Горького Детство.

    Иван подкидыш, раннею весной, в дождливую ночь, его нашли у ворот дома на лавке. Цыганок работает в красильне деда, помогает в бытовых делах и др.

    Прозвали его Цыганком за смуглую кожу, чрные волосы и, конечно, за то, что был он нечист на руку: Бабушка объяснила мне, что Цыганок не столько покупает на базаре, сколько ворует.

    Даст дед ему пятишницу, он на три рубля купит, а на десять украдт. Любит воровать, баловник! Раз попробовал ладно вышло, он и взял воровство в обычай.

    Внешность у Цыганка была привлекательная: Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер, празднично одетый в золотистую, шлковую рубаху, плисовые штаны и скрипучие сапоги гармоникой. Блестели его волосы, сверкали раскосые веслые глаза под густыми бровями и белые зубы под чрной полоской молодых усов, горела рубаха, мягко отражая красный огонь неугасимой лампады.

    Речь Цыганка веслая, живая, лукавая.

    Цыганок оказал большое влияние на развитие характера Алши Пешкова. Он был одним из его близких друзей. Цыганок учил Алшу правильно вести себя во время порки, помог ему в случае со скатертью и так далее.

    Все жители дома относились к Цыганку особенно" Дедушка кричал на него не так часто и сердито, как на сыновей Дядья тоже обращались с Цыганком ласково, дружески и никогда не шутили с ним, как с мастером Григорием, которому почти каждый вечер устраивали что-нибудь обидное и злое.

    Умер Цыганок в субботу, в начале зимы. Цыганоку помогал дяде Якову нести крест, на могилу его жены. Цыганок поскользнулся, его придавило крестом. Похоронили его незаметно, непамятно.

  4. Иван по прозвищу Цыганок был подкидышем. Его нашли весной на лавке, стоящей у ворот дома. Шел дождь, и малыша просто не могли не забрать к себе. У ребенка были черные волосы и смуглая кожа, за это его и стали называть Цыганком. Но его главной отличительной чертой была жуликоватость. От бабушки Алеша узнал, что мальчик подворовывает на рынке. Дед давал Цыганку деньги, кое-что он все же честно покупал, но большую часть тягал тайком. У Ивана это получалось очень хорошо, поэтому жулик продолжал заниматься воровством не из-за нужды, а по причине проснувшегося азарта.

    Цыганок был красивым мальчиком широкогрудым, кудрявым, ладно сложенным. Особенно привлекательным Иван становился, когда наряжался в праздничную золотистую рубаху, штаны из флиса и сапоги, скрипевшие при каждом движении. Его черные как смоль волосы блестели, веселые раскосые глаза призывно сверкали под густыми бровями, а улыбка обнажала ровные белоснежные зубы. Нарядная рубаха Ивана отражала огонек лампады, и, казалось, горела не менее ярко.

    Алеша сдружился с Цыганком. Шустрый жуликоватый мальчишка оказал большое влияние на формирование личности главного героя. Иван объяснял Алеше, как правильно себя вести во время порки, чтобы не было так больно. Цыганок оказался настолько непохожим на окружающих, что ассоциировался у Пешкова со сказочным персонажем то ли Иванушкой-дурачком, то ли Иваном-царевичем.

    Пешков подметил, что все обитатели дома Кашириных относились к Цыганку с особым чувством. Даже суровый дед не так сильно хлестал Ивана, как своих внуков, и кричал на него не так громко, как на сыновей. Дядья тоже не обижали подкидыша своими обидными шутками (всю злость они направляли на мастера Григория).

    Чем Цыганок так понравился Алеше? Подкидыш активно помогал Кашириным по хозяйству, без устали трудился в красильне. Несмотря на свою жуликоватость, он никогда не обманывал ни деда, ни бабушку. К сожалению, жизнь Цыганка не была долгой. Он умер по трагической случайности. Дядя Яков попросил у Ивана помощи. Ему нужно было отнести крест на могилу жены. Дело было в самом начале зимы, в субботний день. Цыганок поскользнулся, упал, и его придавило тяжелым крестом. Похороны подкидыша прошли тихо и незаметно.

    Цыганок, как и бабушка, был для Алеши и другом, и заступником в неприветливом доме Кашириных. Иван на личном примере показал главному герою, как важно сопереживать людям, любить их. У него была добрая душа, озарявшая своим теплым светом невеселую Алешину жизнь.

  5. Иван по прозвищу Цыганок был подкидышем. Его нашли весной на лавке, стоящей у ворот дома. Шел дождь, и малыша просто не могли не забрать к себе. У ребенка были черные волосы и смуглая кожа, за это его и стали называть Цыганком. Но его главной отличительной чертой была жуликоватость. От бабушки Алеша узнал, что мальчик подворовывает на рынке. Дед давал Цыганку деньги, кое-что он все же честно покупал, но большую часть тягал тайком. У Ивана это получалось очень хорошо, поэтому жулик продолжал заниматься воровством не из-за нужды, а по причине проснувшегося азарта.

    Цыганок был красивым мальчиком широкогрудым, кудрявым, ладно сложенным. Особенно привлекательным Иван становился, когда наряжался в праздничную золотистую рубаху, штаны из флиса и сапоги, скрипевшие при каждом движении. Его черные как смоль волосы блестели, веселые раскосые глаза призывно сверкали под густыми бровями, а улыбка обнажала ровные белоснежные зубы. Нарядная рубаха Ивана отражала огонек лампады, и, казалось, горела не менее ярко.

    Алеша сдружился с Цыганком. Шустрый жуликоватый мальчишка оказал большое влияние на формирование личности главного героя. Иван объяснял Алеше, как правильно себя вести во время порки, чтобы не было так больно. Цыганок оказался настолько непохожим на окружающих, что ассоциировался у Пешкова со сказочным персонажем то ли Иванушкой-дурачком, то ли Иваном-царевичем.

    Пешков подметил, что все обитатели дома Кашириных относились к Цыганку с особым чувством. Даже суровый дед не так сильно хлестал Ивана, как своих внуков, и кричал на него не так громко, как на сыновей. Дядья тоже не обижали подкидыша своими обидными шутками (всю злость они направляли на мастера Григория).

    Чем Цыганок так понравился Алеше? Подкидыш активно помогал Кашириным по хозяйству, без устали трудился в красильне. Несмотря на свою жуликоватость, он никогда не обманывал ни деда, ни бабушку. К сожалению, жизнь Цыганка не была долгой. Он умер по трагической случайности. Дядя Яков попросил у Ивана помощи. Ему нужно было отнести крест на могилу жены. Дело было в самом начале зимы, в субботний день. Цыганок поскользнулся, упал, и его придавило тяжелым крестом. Похороны подкидыша прошли тихо и незаметно.

    Цыганок, как и бабушка, был для Алеши и другом, и заступником в неприветливом доме Кашириных. Иван на личном примере показал главному герою, как важно сопереживать людям, любить их. У него была добрая душа, озарявшая своим теплым светом невеселую Алешину жизнь.

  6. Характеристика героя Цыганок (Детство Горький М.)

    Цыганок (Иван) - второстепенный герой повести Максима Горького "Детство".
    Иван - подкидыш, "раннею весной, в дождливую ночь, его нашли у ворот дома на лавке". Цыганок работает в красильне деда, помогает в бытовых делах и др.
    Прозвали его Цыганком за смуглую кожу, чрные волосы и, конечно, за то, что был он нечист на руку: "Бабушка объяснила мне, что Цыганок не столько покупает на базаре, сколько ворует.
    - Даст дед ему пятишницу, он на три рубля купит, а на десять украдт. Любит воровать, баловник! Раз попробовал - ладно вышло, он и взял воровство в обычай".
    Внешность у Цыганка была привлекательная: "Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер, празднично одетый в золотистую, шлковую рубаху, плисовые штаны и скрипучие сапоги гармоникой. Блестели его волосы, сверкали раскосые веслые глаза под густыми бровями и белые зубы под чрной полоской молодых усов, горела рубаха, мягко отражая красный огонь неугасимой лампады".
    Речь Цыганка - веслая, живая, лукавая.
    Цыганок оказал большое влияние на развитие характера Алши Пешкова. Он был одним из его близких друзей. Цыганок учил Алшу правильно вести себя во время порки, помог ему в случае со скатертью и так далее.
    Все жители дома относились к Цыганку особенно" "Дедушка кричал на него не так часто и сердито, как на сыновей.... Дядья тоже обращались с Цыганком ласково, дружески и никогда не шутили с ним, как с мастером Григорием, которому почти каждый вечер устраивали что-нибудь обидное и злое".
    Автор уважает Цыганка за его "золотые руки", за его честность по отношению к хозяевам (бабушке и деду) .
    Умер Цыганок в субботу, в начале зимы. Цыганку помогал дяде Якову нести крест, на могилу его жены. Цыганок поскользнулся, его придавило крестом. Похоронили его незаметно, не памятно.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа пос. Радченко

Конспект урока

на тему «Образ Цыганка в повести А.М. Горького «Детство»».

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ пос. Радченко

Конаковского района Тверской области.

2013 г.

Тема урока : Образ Цыганка в повести А.М. Горького «Детство».

Цели урока:

Формировать у учащихся умение работы с текстом, умение анализировать его, понимать позицию автора;

Формировать умение находить и определять изобразительно-выразительные средства языка, их роль в создании художественных образов;

Развивать умение аргументировать и доказывать свое мнение;

Развивать речь обучающихся, умение выражать и отстаивать свою точку зрения;

Развивать умение обобщать и синтезировать знания, выдвигать гипотезы и предположения, пути их решения;

Развивать навыки выразительного чтения;

Развивать эстетические чувства обучающихся, умение сочувствовать, сопереживать

Задача урока:

Обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении знаний.

Оборудование урока:

Коровина В.Я. Литература 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях под редакцией; М., 2010.

Аудиозапись отрывка из повести;

Карточки с заданиями для работы в группах;

Презентация.

Формы и методы, используемые на уроке:

Репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы, метод эвристической беседы, проблемные вопросы;

беседа, чтение текста, пересказ, прослушивание аудиозаписи, составление плана, самостоятельная работа.

План этапов урока.

1.Организационный этап.
2.Этап актуализации знаний обучающихся, подготовки их к активному и сознательному восприятию нового материала .

Беседа с обучающимися.

Продолжаем работу над темой детства в русской литературе. Писатели уделяли этому периоду в жизни человека очень большое внимание: ведь именно в детстве формируется характер человека, его отношение к людям, его мировоззрение. Мы говорили об этом, работая над главами из повести Л.Н. Толстого «Детство», над рассказом И.А. Бунина «Цифры», мы продолжаем этот разговор, работая над повестью А.М. Горького «Детство».

С чего начинается повесть?

Какая атмосфера царила в доме, каковы были отношения между членами семьи и почему?

Итак, в семье царила атмосфера вражды, подозрения, недоверия друг к другу. И неизвестно, как эти «свинцовые мерзости русской жизни» повлияли бы на Алешу, если бы не было рядом с ним других людей, людей добрых, честных, талантливых, бескорыстных, с красивой, светлой душой. Галерею таких людей открывает бабушка Акулина Ивановна. Разговор о бабушке мы уже вели и продолжим позднее. А вот сегодня поговорим о человеке, молодом, ярком, талантливом, которого Алеша по-настоящему узнал и полюбил в дни болезни после жестокого наказания дедушки.

Кому, по-вашему, будет посвящен наш разговор?

Как вы определите тему урока?

Наша задача – понять, какими душевными качествами наделяет А. М. Горький своего героя, какой след оставил он в душе Алеши, с помощью каких средств создает писатель образ Цыганка. В течение урока мы будем составлять план, который поможет при выполнении домашнего задания.

3.Этап изучения новых знаний.

Чтение и анализ эпизода текста. Беседа с обучающимися.

Одним из важнейших средств создания образа литературного героя является портрет. Какую роль он играет в художественном произведении?

Найдите описание портрета Цыганка в повести.

Прочитаем его и подумаем, каким предстает перед нами герой, какое впечатление он производит, какие изобразительно-выразительные средства использует писатель для создания образа своего героя, какие качества характера Цыганка раскрываются в портрете.

А как оказался Цыганок в доме деда?

Проверка индивидуального задания. Рассказ обучающегося.

Беседа с классом.

Чей характер и как раскрывается в этой истории?

Характер человека раскрывается в его дела и поступках, в поведении, в отношении к другим людям. Как вел себя Цыганок во время порки Алеши? Как это его характеризует?

А какое отношение к Цыганку было в доме деда? Почему? Как это его характеризует? Как об этом пишет А.М. Горький?

Чтение и анализ отрывка из повести.

Не только в работе, но и в увлечениях раскрывается характер человека.

Беседа с классом.

Какие увлечения были у Цыганка? О каких душевных качествах они свидетельствуют?

Ярко характер человека, его душа, талант раскрывается в песне, в пляске. Умел это Цыганок?

Прослушаем отрывок из повести А.М. Горького в исполнении актера Кулагина. Ваша задача – слушать, следить, учиться выразительному чтению, наслаждаться русским языком, языком Горького.

Прослушивание аудиозаписи отрывка из повести.

Беседа с обучающимися

Какое впечатление произвёл отрывок?

Из каких частей он состоит?

Остановимся на первом отрывке. Проведем небольшую самостоятельную работу в группах.

Самостоятельная работа в группах.

Задания для групп.

Подготовьте выразительное чтение отрывка.

Проанализируйте отрывок из повести, ответив на вопросы:

Слова каких частей речи использует Горький, с какой целью?

Какие изобразительно-выразительные средства использует автор, зачем?

Подготовьте ответ на вопрос: как раскрывается характер Цыганка в данном отрывке?

Выступление спикеров групп. Обсуждение выступлений.

Беседа с обучающимися

А были недостатки у Цыганка. Какие? Почему Цыганок воровал?

Зачем об этом пишет Горький?

Несмотря ни на что, Цыганка очень любили люди, в том числе и Алёша. Но жизнь юноши заканчивается очень трагически.

Пересказ эпизода «Гибель Цыганка».

7.Этап обобщения и систематизации.

Какой след оставил Цыганок в душе Алеши? Почему?

Какие художественные приёмы использует А.М. Горький, создавая образ героя?

8.Этап информации о домашнем задании.

Подготовить рассказ о Цыганке, используя план, составленный на уроке.

Выучить наизусть отрывок «Пляска Цыганка».

9.Этап подведения итогов занятия. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

Чему научились?

Что интересное было на уроке?

Что сложное было на уроке?

Литература

    Коровина В.Я.Литература 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. М., 2010

    Золотарёва И.В., Егорова И.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. М., 2013.

    Спиридонова Л.А. Горький: диалог с историей. М., 1994.

    Русская литература 20 в. Справочные материалы/ составитель Смирнова Л.А. М., 1995

Адреса сайтов, использованных при подготовке урока и и презентации

http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=0&text=%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8B&noreask=1&pos=15&lr=213&rpt=simage&uinfo=ww-1349-wh-645-fw-1107-fh-448-pd-1&img_url=http%3A%2F%2Fupload.wikimedia.org%2Fwikipedia%2Fcommons%2Fthumb%2F2%2F26%2FMaxim_Gorky_authographed_portrait.jpg%2F200px-Maxim_Gorky_

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B4%D0%BE%D0%BC-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BD.%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4&fp=0&pos=3&uinfo=ww-1349-wh-645-fw-1124-fh-448-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BA%20%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B

Бабушка, «круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом; она вся черная, мягкая и удивительно интересная» , с первой встречи привлекла мальчика к себе. Он сразу потянулся к этой доброй женщине. На Алешу появление бабушки произвело неизгладимое впечатление. Как рассказывает о себе, маленьком, Горький: «До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить.. . и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему» . Бабушка - добрая и ласковая - всегда поможет и посочувствует. «...Она певуче говорила:

Господи, господи! Как хорошо все! Нет, вы глядите, как хорошо-то все!

Это был крик ее сердца, лозунг всей жизни» . Мастер, Григорий, так отзывался о ней: «...она неправду не любит, не понимает. Она вроде святой...» . И Алеша был согласен с такой точкой зрения.

Бабушка привила мальчику любовь к народным сказаниям, надежду на хорошую и светлую жизнь.

Еще один важный человек в жизни героя - Иван по прозвищу Цыганок. Цыганок - подмастерье в доме Алешиного деда. Это «квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой» веселый парень. Первое знакомство с ним как с человеком произошло у Алеши при драматичных обстоятельствах: дед решил его высечь. Цыганок, увидев, что «дед вошел в ярость» , начал подставлять свою руку под прут. Цыганок признается в том, что он «жуликоватый» . В восприятии Алеши Цыганок ассоциировался с героями русских народных сказок: «Я смотрел на его веселое лицо и вспоминал бабушкины сказки про Ивана-царевича, про Иванушку-дурачка» . От бабушки Алеша узнал, что Цыганок - «подкидыш, раннею весной, в дождливую ночь, его нашли у ворот дома на лавке» .

Цыганок и впрямь был жуликоватый. Он воровал не из бедности или жадности, а по причине молодецкой удали. Ему это было интересно, да и со стороны Алешиного деда он не встречал порицания. Только бабушка Алешина говорила, что Цыганок поступает плохо, боялась, что его могут поймать и избить.

Цыганок погиб, его задавило крестом.

Бабушка и Цыганок были Алешиной отдушиной в дедовом мрачном и жестоком доме. Эти два человека помогли ему научиться любить и жалеть людей, видеть зло и отличать его от добра. Оба добрые и ласковые, с распахнутой душой и добрым сердцем, они значительно облегчили жизнь мальчика одним своим существованием.

И еще об одном человеке, сыгравшем роль в формировании Алеши как личности, хотелось бы рассказать. С человеком по прозвищу Хорошее дело Алеша познакомился, когда дед продал старый дом и купил другой. В доме было множество людей, но мальчика больше всего заинтересовал Хорошее дело. Этот человек свое прозвище получил за привычку всегда, когда его приглашали пить чай или обедать, говорить: «Хорошее дело» . В комнате Хорошего дела было множество книг и бутылок с разноцветными жидкостями. «С утра до вечера он, в рыжей кожаной куртке, в серых клетчатых штанах, весь измазанный какими-то красками.. . плавил свинец, паял какие-то медные штучки...» . Хорошее дело был странным человеком. В доме его не любили, звали колдуном и чернокнижником. Но Алешу этот человек интересовал.

Хорошее дело занимался химическими опытами, был умен "и невероятно одинок. Странная дружба завязалась между мальчиком и Хорошим делом. Хорошее дело давал Алеше советы: «Настоящая сила - в быстроте движения; чем быстрей, тем сильней» .

Вскоре дед Алеши выгнал Хорошее дело из дома, мальчик был этим огорчен, зол на деда и бабушку. Главный герой так говорил о дружбе с Хорошим делом: «Так кончилась моя дружба с первым человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране, - лучших людей ее» .

Итак, благодаря тому, что помимо злых, алчных и несчастных людей, закосневших в предрассудках, Алеша видел и добрых, умных, любящих, он смог стать Человеком с большой буквы.