Гоголь николай васильевич факты о смерти. Тайна смерти Николая Гоголя. Контакты с ангелами

Инструкция

В конце 1851 года Гоголь поселился в Москве и жил на Никитском бульваре в доме графа Александра Толстого, с которым пребывал в дружеских отношениях. В январе последующего года писатель не раз беседовал с протоиереем Матфеем Константиновским, будучи до того знаком с ним по переписке. Беседы носили довольно резкий характер, священник упрекал Гоголя в недостаточном благочестии и смирении.

Именно Матфею Константиновскому писатель доверил прочтение почти готовой рукописи второй части поэмы «Мертвые души», рассчитывая получить его одобрение. Однако священник после прочтения текста поэмы критически оценил произведение и даже высказался против его публикации в полном виде, назвав книгу Гоголя вредной.

Негативная оценка произведения и другие причины личного характера, по всей видимости, заставили Гоголя отказаться от дальнейшего творчества. За неделю до Великого поста, начавшегося в феврале 1852 года, писатель стал жаловаться на недомогание и перестал принимать пищу. Мрачные мысли все чаще посещали Гоголя, как свидетельствуют очевидцы.

За несколько дней до смерти писатель, находясь, очевидно, в смятении духа, сжег в камине связку тетрадей, содержавших не только второй том «Мертвых душ», но и наброски к другим произведениям. Невзирая на убеждения друзей, Гоголь по-прежнему ничего не ел, соблюдая строгий пост. Во второй половине февраля он окончательно слег в постель, отказываясь от помощи и медицинского ухода. Все признаки указывали на то, что Гоголь уже внутренне готовился к близкой смерти.

Собравшийся по приглашению хозяина дома медицинский консилиум так и не пришел к единому мнению, оценивая состояние больного писателя и причины его недуга. Одни полагали, что пациент страдает воспалением кишечника, другие считали, что у него тиф или даже нервная горячка. Кое-кто был убежден, что причина недуга кроется в психическом расстройстве.

Старания врачей не увенчались успехом. 20 февраля 1852 года писатель впал в беспамятство, а утром следующего дня скончался. Похоронили Гоголя на кладбище Данилова монастыря. В советское время монастырь был закрыт. Могилу великого писателя вскрыли, а останки его переместили на Новодевичье кладбище.

Существует легенда, не нашедшая полного подтверждения, будто во время перезахоронения обнаружилось, что останки писателя находились в неестественном положении. Это дало повод для утверждений, что Гоголь в момент захоронения находился в состоянии летаргического сна и был погребен чуть ли не заживо. Впрочем, вероятно, речь идет всего лишь о домыслах, основанных на опасениях быть заживо погребенным, которые высказывал писатель при жизни.

21 февраля (4 марта) 1852 года из жизни ушел великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь. Он умер в 42 года, скоропостижно, «сгорев» буквально за несколько недель. Позже его смерть называли ужасающей, загадочной и даже мистической.

Прошло уже 164 года, а тайна смерти Гоголя так до конца и не разгадана..

Летаргический сон

Самая распространенная версия. Слух о якобы страшной смерти писателя, похороненного заживо, оказался настолько живучим, что до сих пор многие считают его абсолютно доказанным фактом. А поэт Андрей Вознесенский в 1972 году даже увековечил это предположение в своем стихотворении «Похороны Гоголя Николая Васильевича».

Вы живого несли по стране.
Гоголь был в летаргическом сне.
Гоголь думал в гробу на спине:

«Из-под фрака украли исподнее.
Дует в щель, но в нее не просунуться.
Что там муки Господние
перед тем, как в гробу проснуться.»

Вскройте гроб и застыньте в снегу.
Гоголь, скорчась, лежит на боку.
Вросший ноготь подкладку прорвал сапогу.

Отчасти слухи о своем погребении заживо создал, сам того не ведая… Николай Васильевич Гоголь. Дело в том, что писатель был подвержен обморочным и сомнамбулическим состояниям. Поэтому классик очень боялся, как бы в один из припадков его не приняли за мертвого и не похоронили.

В «Завещании» он писал: «Находясь в полном присутствии памяти и здравого рассудка, излагаю здесь свою последнюю волю. Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться...»

Известно, что спустя 79 лет после смерти писателя могилу Гоголя вскрыли для перенесения останков с некрополя закрывшегося Данилова монастыря на Новодевичье кладбище. Говорят, что тело его лежало в непривычной для мертвеца позе - голова была повернута вбок, а обивка гроба изодрана в клочья. Эти слухи и породили укоренившуюся уверенность в том, что Николай Васильевич умер страшной смертью, в кромешной тьме, под землей.

Этот факт практически единогласно отрицают современные историки.

«Во время эксгумации, которая проводилась в условиях определенной секретности, у могилы Гоголя собралось всего лишь около 20 человек… - пишет в своей статье «Тайна смерти Гоголя» доцент Пермской медакадемии Михаил Давидов . - Писатель В. Лидин стал по существу единственным источником сведений об эксгумации Гоголя. Вначале он рассказывал о перезахоронении студентам Литературного института и своим знакомым, позднее оставил письменные воспоминания. Рассказы Лидина были неправдивы и противоречивы. Именно он утверждал, что дубовый гроб писателя хорошо сохранился, обивка гроба изнутри была изорвана и исцарапана, в гробу лежал скелет, неестественно скрученный, с повернутым набок черепом. Так с легкой руки неистощимого на выдумки Лидина и пошла гулять по Москве страшная легенда о том, что писатель был похоронен заживо.

Николай Васильевич боялся быть похороненным заживо. Фото: Commons.wikimedia.org

Чтобы понять несостоятельность версии летаргического сна, достаточно вдуматься в следующий факт: эксгумация была произведена через 79 лет после захоронения! Известно, что разложение тела в могиле происходит неимоверно быстро, и по истечении всего лишь нескольких лет от него остается лишь костная ткань, причем обнаруженные кости уже не имеют тесных соединений друг с другом. Непонятно, как могли по истечении восьми десятилетий установить какое-то «скручивание тела»… А что остается от деревянного гроба и материала обивки по истечении 79 лет пребывания в земле? Они настолько изменяются (гниют, фрагментируются), что установить факт «исцарапывания» внутренней обивки гроба совершенно невозможно».

А по воспоминаниям скульптора Рамазанова, снимавшего посмертную маску писателя, на лице покойного явно были видны посмертные изменения и начало процесса разложения тканей.

Однако версия летаргического сна Гоголя жива до сих пор.

Самоубийство

В последние месяцы своей жизни Гоголь переживал тяжелейший душевный кризис. Писателя потрясла смерть его близкой знакомой, Екатерины Михайловны Хомяковой , которая внезапно умерла от стремительно развившейся болезни в 35 лет. Классик бросил писать, большую часть времени проводил за молитвами и неистово постился. Гоголем овладел страх смерти, знакомым писатель сообщал, что слышал голоса, говорившие ему, что он скоро умрёт.

Именно в тот лихорадочный период, когда писатель пребывал в полубреду, он сжег рукопись второго тома «Мертвых душ». Считается, что сделал он это во многом под давлением своего духовника, протоиерея Матфея Константиновского , который был единственным человеком, прочитавшим это так и не изданное произведение и посоветовал уничтожить записи. Священник оказал огромное влияние на Гоголя в последние недели его жизни. Считая писателя недостаточно праведным, батюшка требовал, чтобы Николай Васильевич «отрекся от Пушкина», как от «грешника и язычника». Он призывал Гоголя постоянно молиться и воздерживаться от пищи, а также безжалостно запугивал ожидающей его расправой за совершенные грехи «в миру ином».

Депрессивное состояние писателя усиливалось. Он слабел, очень мало спал и практически ничего не ел. Фактически писатель добровольно сживал себя со свету.

По свидетельствам врача Тарасенкова , наблюдавшего Николая Васильевича, в последний период жизни он за месяц «враз» постарел. К 10 февраля силы уже настолько оставили Гоголя, что он не мог больше выходить из дома. 20 февраля писатель впал в горячечное состояние, никого не узнавал и все время шептал какую-то молитву. Собравшийся у постели больного консилиум врачей назначает ему «принудительное лечение». К примеру, кровопускание с помощью пиявок. Несмотря на все усилия, в 8 часов утра 21 февраля его не стало.

Однако и версию о том, что писатель намеренно «заморил себя голодом», то есть по сути совершил самоубийство, большинство исследователей не поддерживают. Да и для летального исхода взрослому человеку необходимо не есть дней 40. Гоголь же отказывался от пищи около трех недель, да и то периодически позволял себе съесть несколько ложек овсяного супа и выпить липового чая.

Врачебная ошибка

В 1902 году вышла в свет небольшая статья доктора Баженова «Болезнь и смерть Гоголя», где он делится неожиданной мыслью - скорее всего, писатель умер от неправильного лечения.

В своих заметках доктор Тарасенков, впервые осмотревший Гоголя 16 февраля, так описывал состояние писателя: «...пульс был ослабленный, язык чистый, но сухой; кожа имела натуральную теплоту. По всем соображениям видно было, что у него нет горячечного состояния... один раз он имел небольшое кровотечение из носа, жаловался, что у него руки зябнут, мочу имел густую, темноокрашенную...».

Эти симптомы - густая темная моча, кровотечения, постоянная жажда - очень похожи на те, что наблюдаются при хроническом отравлении ртутью. А ртуть являлась главным компонентом препарата каломель, которым, как известно из свидетельств, Гоголя усиленно пичкали доктора, «от желудочных расстройств».

Особенность каломеля заключается в том, что он не причиняет вреда лишь в том случае, если быстро выводится из организма через кишечник. Но это не произошло с Гоголем, у которого из-за длительного соблюдения поста в желудке просто не было пищи. Соответственно, старые дозы препарата не выводились, новые поступали, создавая ситуацию хронического отравления, а ослабление организма от недоедания и упадка духа лишь ускорили смерть, считают ученые.

Кроме того, на врачебном консилиуме был поставлен неверный диагноз - «менингит». Вместо того чтобы кормить писателя высококалорийными продуктами и давать ему обильное питье, ему назначили ослабляющую организм процедуру - кровопускание. И если бы не эта «медицинская помощь», Гоголь мог бы остаться жив.

У каждой из трех версий смерти писателя есть свои приверженцы и противники. Так или иначе, тайна эта не разгадана до сих пор.

«Скажу Вам без преувеличения, - писал еще Иван Тургенев Аксакову, - с тех пор, как себя помню, ничего не произвело на меня такого гнетущего впечатления, как смерть Гоголя… Эта странная смерть - историческое событие и понятна не сразу; это тайна, тяжёлая, грозная тайна - её надо стараться разгадать... Но ничего отрадного не найдёт в ней тот, кто её разгадает».

«Энциклопедия Смерти. Хроники Харона»

Часть 2: Словарь избранных Смертей

Умение хорошо жить и хорошо умереть - это одна и та же наука.

Эпикур

ГОГОЛЬ Николай Васильевич

(1809-1852) русский писатель

Современники говорят, что последние год-полтора жизни Гоголя мучил страх смерти. Этот страх умножился, когда 26 января 1852 года умерла Екатерина Хомякова, сестра поэта Н. М. Языкова, с которой Гоголь дружил. (Умерла она от брюшного тифа, будучи при этом беременной.) Доктор А. Т. Тарасенков говорит, что "смерть ее не столько поразила мужа и родных, как поразила Гоголя... Он, может быть, впервые здесь видел смерть лицом к лицу..." О том же пишет и А. П. Анненков: "...лицезрение смерти ему было невыносимо". На панихиде, вглядываясь в лицо умершей, Гоголь, по словам А. С. Хомякова, сказал: "Все для меня кончено..."

И впрямь - очень скоро приступ непонятной для окружающих болезни настолько овладел писателем, что он оказался у последней черты жизни.

Существуют два портрета смерти Гоголя - медицинский и психологический. Первый составлен из записок очевидцев (в том числе врачей). Доктор Тарасенков вспоминает о последнем дне Гоголя:

"...Когда я возвратился через три часа после ухода, в шестом часу вечера, уже ванна была сделана, у ноздрей висели шесть крупных пиявок; к голове приложена примочка. Рассказывают, что когда его раздевали и сажали в ванну, он сильно стонал, кричал, говорил, что это делают напрасно; после того как его опять положили в постель без белья, он проговорил: "Покройте плечо, закройте спину!", а когда ставили пиявки, он повторял: "Не надо!"; когда они были поставлены, он твердил: "Снимите пиявки, поднимите (ото рта) пиявки!" - и стремился их достать рукою. При мне они висели еще долго, его руку держали с силою, чтобы он до них не касался. Приехали в седьмом часу Овер и Клименков; они велели подолее поддерживать кровотечение, ставить горчичники на конечности, потом мушку на затылок, лед на голову и внутрь отвар алтейного корня с лавровишневою водой. Обращение их было неумолимое; они распоряжались, как с сумасшедшим, кричали перед ним, как перед трупом.

Клименков приставал к нему, мял, ворчал, поливал на голову какой-то едкий спирт, и, когда больной от этого стонал, доктор спрашивал: "Что болит, Николай Васильевич? А? Говорите же!" Но тот стонал и не отвечал. - Они уехали, я остался во весь вечер до двенадцати часов и внимательно наблюдал за происходящим. Пульс скоро и явственно упал, делался еще чаще и слабее, дыхание, уже затрудненное утром, становилось еще тяжелее; уже больной сам поворачиваться не мог, лежал смирно на одном боку и был спокоен, когда ничего не делали с ним...

Уже поздно вечером он стал забываться, терять память. "Давай бочонок!" - произнес он однажды, показывая, что желает пить. Ему подали прежнюю рюмку с бульоном, но он уже не мог сам приподнять голову и держать рюмку... Еще позже он по временам бормотал что-то невнятно, как бы во сне, или повторял несколько раз: "Давай, давай! Ну, что же!" Часу в одиннадцатом он закричал громко: "Лестницу, поскорее, давай лестницу!.." Казалось, ему хотелось встать. Его подняли с постели, посадили на кресло. В это время он уже так ослабел, что голова его не могла держаться на шее и падала машинально, как у новорожденного ребенка. Тут привязали ему мушку на шею, надели рубашку (он лежал после ванны голый); он только стонал.

Когда его опять укладывали в постель, он потерял все чувства; пульс у него перестал биться; он захрипел, глаза его раскрылись, но представлялись безжизненными. Казалось, что наступает смерть, но это был обморок, который длился несколько минут. Пульс возвратился вскоре, но сделался едва приметным. После этого обморока Гоголь уже не просил более ни пить, ни поворачиваться; постоянно лежал на спине с закрытыми глазами, не произнося ни слова. В двенадцатом часу ночи стали холодеть ноги. Я положил кувшин с горячею водою, стал почаще давать проглатывать бульон, и это, по-видимому, его оживляло; однако ж вскоре дыхание сделалось хриплое и еще более затрудненное; кожа покрылась холодною испариною, под глазами посинело, лицо осунулось, как у мертвеца. В таком положении оставил я страдальца...

Рассказывали мне, что Клименков приехал вскоре после меня, пробыл с ним ночью несколько часов: давал ему каломель обкладывал все тело горячим хлебом; при этом опять возобновился стон и пронзительный крик. Все это, вероятно, помогло ему поскорее умереть" .

Смерть Гоголя случилась в восемь часов утра 21 февраля 1852 года. Бывшая при том Е. Ф. Вагнер писала в тот же день зятю (М. П. Погодину):

"...Николай Васильевич скончался, был все без памяти, немного бредил, по-видимому, он не страдал, ночь всю был тих, только дышал тяжело; к утру дыхание сделалось реже и реже, и он как будто уснул..."

Спустя полвека доктор Н. Н. Баженов заявил, что причиной смерти Гоголя было неправильное лечение. "В течение последних 15-20 лет жизни,- утверждал Баженов,- он страдал тою формою душевной болезни, которая в нашей науке носит название периодического психоза, в форме так называемой периодической меланхолии. По всей вероятности, его общее питание и силы были надорваны перенесенной им в Италии (едва ли не осенью 1845 г.) малярией. Он скончался в течение приступа периодической меланхолии от истощения и острого малокровия мозга, обусловленного как самою формою болезни,- сопровождавшим, ее голоданием и связанным с нею быстрым упадком питания и сил,- так и неправильным ослабляющим лечением, в особенности кровопусканием".

Грубой прозе медицинских заключений противостоит замечательный психологический портрет умирающего Гоголя, созданный критиком И. Золотусским.

"На похороны (Е. Хомяковой) он не явился, сославшись на болезнь и недомогание нервов. Он сам отслужил по покойной панихиду в церкви и поставил свечу. При этом он помянул, как бы прощаясь с ними, всех близких его сердцу, всех отошедших из тех, кого любил. "Она как будто в благодарность привела их всех ко мне,- сказал он Аксаковым,- мне стало легче".

"Страшна минута смерти".

- "Почему же страшна? - спросили его,- только бы быть уверену в милости Божией к страждущему человеку, и тогда отрадно думать о смерти". Он ответил:

"Но об этом надобно спросить тех, кто перешел через эту минуту".

За десять дней до смерти Гоголь, находясь в мучительном душевном кризисе, сжег рукопись второго тома поэмы (романа) "Мертвые души" и ряд других бумаг. "Надобно уж умирать,- сказал он после этого Хомякову,- я уже готов и умру..." Он уже почти ничего не принимал из рук стоявшего бессменно у его изголовья Семена (после сожжения Гоголь перебрался на кровать и более не вставал), только теплое красное вино, разбавленное водой.

Обеспокоенный хозяин дома созвал консилиум, все имевшиеся тогда в Москве известные врачи собрались у постели Гоголя. Он лежал, отвернувшись к стене, в халате и сапогах и смотрел на прислоненную к стене икону Божьей матери. Он хотел умереть тихо, спокойно. Ясное сознание, что он умирает, было написано на его лице. Голоса, которые он слышал перед тем, как сжечь второй том, были голосами оттуда - такие же голоса слышал его отец незадолго до смерти. В этом смысле он был в отца. Он верил, что должен умереть, и этой веры было достаточно, чтоб без какой-либо опасной болезни свести его в могилу.

А врачи, не понимая причины его болезни и ища ее в теле, старались лечить тело. При этом они насиловали его тело, обижая душу этим насилием, этим вмешательством в таинство ухода. То был уход, а не самоубийство, уход сознательный, бесповоротный... Жить, чтобы просто жить, чтоб тянуть дни и ожидать старости, он не мог. Жить и не писать (а писать он был более не в силах), жить и стоять на месте значило для него при жизни стать мертвецом...

Муки Гоголя перед смертью были муками человека, которого не понимали, которого вновь окружали удивленные люди, считавшие, что он с ума сошел, что он голодом себя морит, что он чуть ли не задумал покончить с собой. Они не могли поверить в то, что дух настолько руководил им, что его распоряжения было достаточно, чтоб тело беспрекословно подчинилось.

Врачи терялись в догадках о диагнозе, одни говорили, что у него воспаление в кишечнике, третьи - что тиф, четвертые называли это нервической горячкой, пятые не скрывали своего подозрения в помешательстве. Собственно, и обращались с ним уже не как с Гоголем, а как с сумасшедшим, и это было естественным завершением того непонимания, которое началось еще со времен "Ревизора". Врачи представляли в данном случае толпу, публику, которая не со зла все это делала, но от трагического расхождения между собой и поэтом, который умирал в ясном уме и твердой памяти.

В начале 1852 года Гоголь писал Вяземскому: надо оставить "завещанье после себя потомству, которое так же должно быть нам родное и близкое нашему сердцу, как дети близки сердцу отца (иначе разорвана связь между настоящим и будущим)..." Он думал об этой связи, и смерть его - странная, загадочная смерть - была этой связью, ибо Гоголь в ней довел свое искание до конца. Если ранее винили его в лицемерии, в ханжестве, называли Тартюфом, то тут уже никакого лицемерия не было. Возвышение Гоголя было подтверждено этим последним его поступком на земле" .

Гоголя похоронили на погосте Данилова монастыря, но в 1931 году прах писателя перенесли на Новодевичье кладбище. Перезахоронение породило легенду, что Гоголь умер дважды, и второй раз воистину ужасно - под землей, в темноте и тесноте гроба. При эксгумации обнаружили, что обшивка гроба изнутри была вся изорвана! Это значит, что, возможно, похоронили Гоголя живым - в состоянии летаргического сна. Именно этого он боялся всю жизнь и не раз предупреждал о том, чтобы его не хоронили поспешно, пока не убедятся в подлинности его смерти! Увы! Предупреждение не помогло.


Многие удивляются, почему такая тема. Но для нашего храма это понятно, потому что Гоголя отпевали здесь, у нас, в Татьянинской университетской церкви. Хотя он был прихожанином церкви Симеона Столпника на Арбате, но частенько Гоголь ходил молиться в наш храм.

И даже рассказывают, что его изображение в памятнике, где он завернулся шинелью, спрятавшись от чужих взоров, как раз показывает его обычную позу во время службы именно в Татьянинском храме, когда он хотел отгородиться, уйти в себя, в молитву. По свидетельству специалистов это именно так.

Ну, и собственно, Николай Васильевич умер недалеко отсюда, у своего друга графа Толстого. Потому что у Гоголя не было ни своего жилища, ни карманных денег. Практически, как нищий он жил, ничего не накопив. Хотя, по нынешним временам, он мог бы миллионы от своих произведений получать. И умер недалеко отсюда, там, где сейчас его дом-музей на бульваре.

Поэтому эта тема для нас оправдана, тем более, когда мы вспоминаем открытие нашего храма, здесь тогда был театр МГУ, 1994 год. Сейчас даже трудно себе представить, но вот там, где вы сегодня молились, стояли кресла. Там, где находится алтарь, была сцена. И было противостояние: община хотела получить свой храм, потому что было распоряжение ректора.

А театр забаррикадировался здесь, никого не пускали. У них была пресс-конференция, и мы как студенты (мы тогда были студентами) туда проникли тайно, во вражеский стан. Там телевидение все снимало, выступали известные деятели культуры…

Не хочу имена их называть, потому что люди могли изменить свое мнение со временем. Но это были титулованные люди, они говорили, что вот, хотят храм искусства уничтожить…

Я тогда встал и спросил: здесь отпевали в свое время Гоголя, это же исторический памятник, надо этот храм возродить! Это было тоже одним из аргументов в нашем споре, который окончился торжеством правды, благодаря, наверное, и молитвам Николая Васильевича.

Это был человек уникальный по своей духовной устремленности. Жил он совершенно по-монашески. Мы даже не доводим себя до такого настроения. Поэтому и провокационная тема – почему умер Гоголь?

Мне, правда, сказали: я протестую, Гоголь бессмертен! Трудно не согласиться, потому что и душа бессмертна, и, когда мы читаем его произведения, мы видим, что это не 19 век, это все про нас.

Мы сейчас вот в Московской духовной академии «Мертвые души» проходили, я ребят спрашиваю: в чем там дело, Чичиков что такого плохого делает?.. Вообще, в чем смысл аферы Чичикова, кто-нибудь может в двух словах сказать?

Мошенничество.

– А в чем?

В том, что он собирает мертвые души, чтобы заложить их и получить деньги .

– Верно. Вы один из немногих людей, кто точно объяснил суть. Часто слышу, что Чичиков хотел жениться, и ему нужно было состояние, или что он хотел получить земли…

На самом деле афера была такая: крестьянская душа (речь идет о мужчинах, как по-евангельски “кроме женщин и детей”, – так тогда и считалось) стоила 500 рублей. Это довольно приличные деньги по тем временам. Не знаю, как это на наши переводить, может быть полмиллиона. И за каждую из этих душ помещик платил налоги государству.

Но проверки, которые и определяли, какой размер налога должен платить помещик, они не каждый год проходили, а раз в пять или десять лет. За это время кто-то из крестьян умирал, но на бумаге они были еще живые, и помещик продолжал за них платить. И Чичиков предложил скупить помещикам таких крестьян, взять на себя налоговое бремя.

А его мысль была в том, чтобы потом эту, сформировавшуюся на бумаге, партию душ заложить в опекунский совет, и за каждого крестьянина получить по 200 рублей. Тоже прилично. По какой же цене он скупил?

У Манилова, например, вообще получил бесплатно, даже за оформление Манилов сам заплатит, как вы помните. У Коробочки он купил 18 душ за 15 рублей. Собакевич оказался самым жадным – запросил по 2,5 рубля за душу. Неизвестно, сколько у него купил. Но еще подсунул одну женщину – Елизавету Воробей – подделал. У Плюшкина вообще был хороший урожай – 120 душ бесплатно. И еще 70 беглых купил по 32 копейки.

То есть потратил в среднем около 200 рублей и купил около 200 душ. Чиновники говорят: он сегодня купил душ на 100 тысяч рублей. Они считают по обычной цене – 500 рублей, значит, где-то 200 душ он купил. И вот, потратив 200 рублей, в опекунском совете получит он 40 тысяч.

И как бы даже не очень понятно – в чем обман?! Помещики знают, что они продают, он – тоже. Оформляют… Ну нет такого закона, чтобы мертвых иначе как-то оформлять. Законов он никаких не нарушает. Он просто использует дырку в законе и обманывает, по сути, только государство.

Вам ничего это не напоминает? Конечно, массу примеров, мы видим перед глазами. И «Оборонсервис», и «Зенит Арена», и все, что угодно. Иногда читаешь, диву даешься изобретательности.

Сейчас вот чиновникам запретили покупать машины дороже 4 млн рублей. Один высокопоставленный московский чиновник придумал такую схему: он арендует машину. В среднем это выходит около 8 млн рублей в год. Купить ее было бы 4 млн рублей, но это запрещено теперь. А аренда не запрещена. Чичиковы бессмертны.

Я студентам говорю, вам надо это знать, чтобы разбираться в этой ситуации. К вам, как к священникам, придут люди вот с такими большими деньгами, что вы будете делать, как поступать? Это же большая проблема нравственная.

Имя Чичикова тоже интересно. У Гоголя все имена говорящие. Мне не приходилось внятного объяснения про Чичикова читать, но у меня есть своя версия. Гоголь писал «Мертвые души» в Риме. Там даже есть такие строки: «вижу тебя, Русь, из своего прекрасного далека».

Вот это прекрасное далеко и есть Рим. Итальянская культура была ему очень близка. Даже в «Мертвых душах» была задумка сделать три тома – как у Данте, по образу «Божественной комедии». Поэтому и название: «поэма». А в «Божественной комедии», как мы знаем, три части: «Ад», «Чистилище» и «Рай».

Вот таким был и замысел Гоголя. В первой части он даже говорит: вы еще увидите, во что превратятся мои герои. Тот же Чичиков – чем он должен стать? Это сейчас он такой неказистый, а он должен пройти свои пути, чистилище…

Кстати, толкование дантовской поэмы многообразно. Там не только чистилище и рай. Есть и другие объяснения. Ад наших грехов, несовершенств. Чистилище здешней жизни и рай веры. В нашей жизни мы тоже проходим много чистилищ. У Мандельштама есть замечательные стихи:

И под временным небом чистилища

Забываем мы часто о том,

Что счастливое небохранилище –

Раздвижной и прижизненный дом…

То есть временное небо чистилища – это здешняя жизнь. И у Гоголя был замысел вот такой. В частности, в первом томе – 11 глав. Соответственно, сколько всего должно было быть? 33. У Данте каждая часть состоит из 33 глав. Ну, еще есть вступительная песня, и получается 100 глав. Вот даже в таких нюансах видно, что Гоголь ориентировался на Данте.

Когда у нас есть проводник, человек, который показывает город или куда-то ведет, как мы обычно говорим? Будь моим Вергилием. Это как раз из «Божественной комедии». Но интересно, что итальянцы используют другую тему: будь моим Цицероном. Проводник у них Цицерон. По-итальянски – Чичероне. Чичи…

Вот, не знаю, так это или нет. Но, конечно, Гоголь, живя в Риме, это выражение неоднократно слышал. Возможно, отсюда и произошел Чичиков. Ведь он путешественник, он нас ведет по этой жизни, по помещикам, показывает все наши недостатки, проблемы, закоулки русской души, являясь в этом смысле проводником по аду. Так что Гоголь бессмертен. Совершенно точно. С этим можно только согласиться.

Но в чем причины смерти… Или как мне еще однажды сформулировали: «почему Гоголь умер». Ведь есть такая идея, что его похоронили живым. Вознесенский даже стихи написал на эту тему, Егор Летов пел: «Гоголь плачет в гробу и рвется наружу»…

Образ упыря часто использовался. И началось-то все со слов самого Гоголя. Если кто читал «Выбранные места из переписки с друзьями», там есть «Завещание», в котором он пишет, что «прошу не хоронить моего тела, пока на появятся явные признаки разложения».

Потому что у нас многое впопыхах делается: похоронят человека, не разберутся, а он там будет мучиться. Гоголь сам запустил такую идею. Поэтому люди стали думать: вот, может, и правда его живым похоронили…

И потом было перезахоронение Гоголя. Первоначально он был похоронен в Даниловом монастыре, потом тело переносили в Новодевичий монастырь, где и сейчас его могила. Вот снимки посмертной маски Гоголя, могилу я позже покажу, чтобы сейчас не искать. Была еще история с перезахоронением, что какие-то очевидцы что-то увидели… Хотя есть заключение специалистов, что ничего сверхъестественного не было.

Но главное, что Гоголя отпевали у нас в храме. Это таинство церковное. Всякое бывает в жизни, но самым главным свидетельством является посмертная маска. Когда скульптор ее снимал, он сказал, что уже были признаки тления на лице. Поэтому мы можем быть спокойны, что Гоголь почил в мире и в этом смысле у него все в порядке.

Но с его могилой были еще происшествия. Вначале на его могиле стоял крест и голгофа. Это была его заповедь. Там были две цитаты из Библии, одна из них из пророка Иезекииля: «Горьким словом моим посмеюся». Цитата, которая во многом характеризует творчество Гоголя.

И вот интересная история. Когда перезахоранивали Гоголя, эту голгофу сломали. Это было советское время, и сейчас на его могиле просто бюст стоит. А камень с могилы Гоголя оказался у М.А. Булгакова, который был почитателем Гоголя. И вдова Булгакова разыскала этот камень и положила его на могилу мужа. Интересная преемственность.

Это что касается захоронения. А почему он все-таки умер, ведь 42 года было – не совсем пора, да? Мы знаем, что Пушкин умер в 37, Лермонтов в 26, но они не сами, они стрелялись, их убили на дуэли. А 42 – не совсем понятно, что должно было произойти… Помните, Данте говорит: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу». Вот половина – это сколько?.. 40 – думаете?.. Меняется экология, но в целом, если мы посмотрим, по планете, где-то 70 получается в среднем?

И это библейское понимание продолжительности жизни – 70 лет, пророк Давид об этом говорит. И в средневековье так и считалось. Получается, Данте было 35 лет. И так оно и есть, действие «Божественной комедии» приурочено к 1300 году, когда Данте было 35 лет.

Пророк Давид не случайно молится в псалмах: «не возведи меня в преполовение дней моих». Что это значит? Не прерви мою жизнь на половине. Мы не до конца это понимаем. Возраст имеет серьезный фактор для полноты жизни, человек должен осуществить то, к чему он предназначен.

В Библии часто встречаем: «насыщен днями», то есть человек уже достиг этой полноты. Как старец Симеон говорит: «Ныне отпущаеши…» Это важный момент, чтобы и земного бытия наше предназначение состоялось. Бурно жить и умереть молодым – это не наш лозунг.

Гоголь в 42 года всего умер. Разные есть объяснения. Есть работа психиатра, опубликованная в настольной книге священнослужителя, поэтому многие священники так и уверены, что Гоголь сошел с ума, что его лечили от сумасшествия.

Как с этим быть? Мы понимаем, что диагнозы, особенно по прошествии 200 лет ставить и проверять затруднительно. Гоголя лечили от сумасшествия. «Записки сумасшедшего» – это практически то, что с ним произошло. Его сажали в ванну, поливали холодной водой, мучили, пиявки к вискам прикладывали. Это был дополнительный крест его.

Он даже спрашивал митрополита Филарета, надо ли слушать врачей. Митрополит дал ему благословение. Видимо, надо было пройти через это. Но вот как у писателя слово мощно звучит и сказывается в жизни человека-писателя.

Но хотя его считали сумасшедшим, все аргументы, почему его таким считали, не выдерживали критики. Первым был Белинский, который прямо сказал, что Гоголь, обратившись в религиозную сторону, отказался от своего художественного творчества, и что-то у него с головой стало. И стал он религиозным фанатиком – крыша поехала. Мы тоже с этим сталкиваемся иногда.

Есть версии, что он, будучи сумасшедшим, уморил себя голодом, ничего не ел. Но это неправда. Есть описания доктора, который его наблюдал. Видимо, он чувствовал приближение смерти и просто постился. Но он при этом ел, просто очень мало. Тем более начался Великий пост тогда, а Гоголь всегда очень серьезно к нему относился.

В его переписке с друзьями есть места, по которым можно заметить, что Гоголь очень хорошо знал все особенности великопостной жизни, ими проникся. Особенно первая неделя поста – это время особое и поста, и молитв. А его мучили, спрашивали, почему ты не ешь. А это время, когда надо воздержаться.

Поэтому при ближайшем рассмотрении оказывается, что обвинения в сумасшествии абсолютно беспочвенны. Хорошо об этом пишет профессор Владимир Алексеевич Воропаев. У него множество книг на эту тему и статей, в Интернете можно найти. Он подробно разбирает каждое из обвинений и доказательств о том, что Гоголь был якобы сумасшедшим.

От чего он умер, сказать затруднительно. Но ведь вся его вторая половина жизни была посвящена попытке создать положительный образ. Ад он создал в «Мертвых душах», но дальше же чистилище и рай. А у него это не получается. Положительные образы, которые он вводит во втором томе, оказываются ходульными, искусственными.

Духовник Гоголя, отец Матфей Константиновский критиковал второй том: таких не бывает в жизни священников, он больше похож на католического падре и вообще какой-то безжизненный. Не получалось у Гоголя.

Такое было свойство зрения у Гоголя, что он больше видел недостатки в жизни. И видя их в себе, переносил их на бумагу. И у него это ярко, гениально получалось. А вот живописать преображение человека, положительный образ – видимо, это было не его.

У каждого писателя свой инструментарий, свои особенности зрения. И вообще искусству довольно сложно справляться с такой материей как образ положительного человека, тем более показать динамику. Хотя такие примеры есть: у Достоевского Алеша Карамазов, у Тургенева Лиза Калитина, у Толстого Платон Каратаев.

Мы не можем сказать, что литература – это только отрицательные типы, есть положительные. Но вот у Гоголя это не получалось, и он страдал страшно от этого. Ему хотелось дать людям надежду, показать возможность совершенствования, путь воскресения. Но в художественном материале у него не получалось это сделать.

А художественное творчество было его послушанием, его миссией от Бога. Мы знаем, что он даже одно время хотел постричься в Оптиной Пустыни, а старец Макарий отговорил его от этого, сказав, что его служение – это художественное творчество.

Но, несмотря на то, что в литературе Гоголь не сумел дать яркого положительного примера, отдельные моменты есть. Я считаю, что второй том «Мертвых душ» – это «Выбранные места из переписки с друзьями». А третий том – это «Размышления о Божественной Литургии».

В другом материале, в другом жанре, но Гоголь дал нам этот образ воскресения. И, самое главное, что он дал своим примером – настоящей христианской жизни и смерти. Перед смертью он исповедовался, причастился несколько раз, и его отпевали в нашем, Татьянинском храме.

Спасибо за внимание. Может быть, у вас есть какие-то вопросы?

Вопросы аудитории:

– Какие остались свидетельства его болезни – документы, описания? Что говорят современные врачи о его диагнозе, чем он был болен?

– Я разговаривал с врачами, но поставить диагноз по прошествии 200 лет… Не могут с живущими поставить. Понятно, что вскрытие покажет… Все-таки это догадки, гадания на кофейной гуще. Чисто медицинского заключения здесь не может быть.

Конечно, мы живем в материальном мире, но здесь, мне кажется, еще и духовные законы были. Он выполнил свою миссию на земле. Он полноту дней, бытия, просто раньше достиг, чем это принято.

Что касается медицинской стороны, общаясь с разными врачами, я пришел к выводу, что невозможно конкретный диагноз поставить.

– Насколько адекватно его лечили доктора?

– Психиатрия и сейчас нельзя сказать, что со всем справляется, но в то время она была совсем в зачаточном состоянии. Диагноз, который ему ставили, и лечение, которое ему назначали, конечно, не соответствовали. Это были люди очень далекие от веры и Церкви, они не воспринимали таких вещей как пост, молитва, духовные ощущения. Они считали это маразмом.

– Может быть, с Гоголем произошла та история, когда общество что-то не понимает и называет это сумасшествием?

– Да, Белинский его прямо сумасшедшим не называл, он намекал. Это знаменитое письмо Белинского Гоголю. Гоголь по сути пытался стать духовным писателем. Он писал трактаты о духовной жизни: «Правила жития в мире», «О наших недостатках и как с ними бороться». Его письма, наставления – как старец пишет своему ученику. Почитайте его письма, это очень интересное чтение.

– Когда я читала «Записки сумасшедшего», я думала, что Гоголь описал не себя, а некого пациента. В произведении показано, как развивается психоз… очень реалистично. Я думала, что Гоголь наблюдал этого человека. А вопрос: он сам обратился, чтобы принимать лечение, или близкие его заставили?

Доктор Тарасенков наблюдал Гоголя, не помню, с какого времени. В то время была возможность, чтобы только один доктор наблюдал человека. Гоголь жил у Толстого. Толстой был графом, человеком влиятельным и со средствами, он мог обеспечить Гоголю такое лечение.

Затрудняюсь сказать, кто был инициатором. Насколько я помню, это все-таки друзья Гоголя пригласили. А он принимал как крест это, как послушание. Он спросил даже митрополита Филарета. Это же мучения для него были, ему там молиться даже не давали. Он, когда умирал, отвернулся к стенке, перебирал четки, читал молитвы, – это известно. Интересны его последние слова. Сначала Гоголь сказал: «лестницу, лестницу давайте». И совсем последние: «как сладко умирать».

Образ лестницы для Гоголя очень важный. Одной из его любимых книг была «Лествица» преподобного Иоанна Синайского. Но, что касается «Записок сумасшедшего», Гоголь, конечно, не себя описывал, его нельзя отождествлять с этим героем. Просто само лечение было похоже на описанное.

Очень подробно про всю эту историю пишет В.А. Воропаев. Он исследовал, у него диссертация есть – последние дни Гоголя, там все шаг за шагом описано, документировано буквально по часам.

Когда это читаешь, понимаешь, что это был совершенно нормальный человек, просто духовно одаренный. Просто он готовится ко встрече с Богом, поэтому он молится, ест меньше, чем обычно. Поэтому он первый раз причастился на Масленицу, когда это не принято. Но он предчувствовал смерть. У него было обостренное ощущение духовного мира.

– Существует версия, что Гоголь переписал «Тараса Бульбу» под давлением властей…

Действительно, есть две редакции «Тараса Бульбы», одна 1835 года, вторая – 1842. И наши украинские друзья утверждают, что Гоголь вторую редакцию сделал в угоду русскому самодержавию.

Не все знают, что Гоголь был еще и известным историком. Он преподавал, был профессором кафедры истории не где-нибудь, а в Санкт-Петербургском университете. Он серьезно изучал историю средних веков, историю Малороссии. Сохранились наброски – он хотел фундаментальный труд написать. Есть отзывы, что его лекции производили потрясающее впечатление.

То есть, в начале он держал исторический материал в голове. И результатом стал «Тарас Бульба». Мы даже не рассматриваем влияние самодержавия. Чтобы Гоголь стал ему в угоду что-то в своем творчестве делать – это невозможно себе представить. Для него это действительно был один народ.

Он писал: «Никак не отдал бы предпочтения ни русскому перед малороссиянином, ни малороссиянину перед русским – эти две нации как будто созданы для того, чтобы дополнять друг друга. Одна без другой не может существовать. В моей душе много и хохляцкого, и русского, и я не могу сказать, кем я являюсь, потому что они объединились во мне органично».

Он пишет прямо, что Господь создал эти два народа дополнять друг друга, быть вместе и явить «нечто совершеннейшее в человечестве» – это дословно его слова о русском и украинском народе. Поэтому вторая редакция «Тараса Бульбы», где некоторые моменты Гоголь усилил, исходили из его убеждений.

Гоголь понимал, что мы составляем одну православную цивилизацию, и в этом смысле противостоим латинскому Западу. Не в том смысле, что здесь разные нации или государства, а это вопрос цивилизационный.

К сожалению, в наше время этот момент мы упустили. Может быть, в этом недоработка и наша, священников, что украинский народ не почувствовал, что идет борьба цивилизаций, что это не вопрос национальный, не вопрос границ и территорий. Это более фундаментальный вопрос – защиты веры. А «Тарас Бульба» об этом и говорит.

И вот в этом цивилизационном противостоянии, в котором один брат, Остап, остается верным отеческим православным традициям, а другой брат, соблазненный красивой женщиной (и это образ вообще красивой жизни), переходит, становится врагом.

Столкновение цивилизаций происходит прямо в семье: брат идет против брата, и отец убивает сына. Гоголь настолько предчувствовал этот нерв, что сейчас прямо по Гоголю идет все. Произведение оказалось настолько современным, что уже о смерти Гоголя неудобно говорить.

– А эти две редакции сильно отличаются?

Принципиально они не отличаются, нет такого, что в одной редакции была одна мысль, а в другой – другая. Нет. Просто вторая редакция более пространна, много глав было дописано, патриотический элемент был усилен.

Но для Гоголя это обычное дело. Повесть «Портрет», скажем, у него существует в разных редакциях, и более поздняя редакция – больше о сущности искусства. Гоголь постоянно работал над своими произведениями. Он возвращался к ним, это была для него нормальная ситуация.

Говорить, что от этого они противоположны – неправильно. Но по объему там где-то на треть больше стала вторая редакция. Гоголь же развивался, он живой человек. В 1840-е годы у него происходил интенсивный духовный поиск, и все это отобразилось во второй редакции.

– Что подвигло лично вас изучать творчество Гоголя?

Наверное, есть духовная близость. Мы знаем, что Гоголь вел аскетическую монашескую жизнь. Он старался осуществлять монашеские идеалы: целомудрие, нестяжание, послушание, даже будучи мирянином.

Во мне тоже много украинской крови, я тоже вместе с Гоголем никак при всем желании не могу отделить в себе русского от украинца. Поэтому все, что происходит сейчас на Украине, очень болезненно воспринимается.

Конечно, Гоголь мне близок, хотя я не сказал бы, что это самый любимый писатель, Достоевского, например, я больше люблю. Но, несомненно, Гоголь самый православный, самый церковный из всех русских писателей. Его слова замечательные, что мы имеем такое сокровище, его не знаем, не ценим, – это он о Церкви говорит.

– В связи с этим вопрос. Сейчас Максим Дунаевский готовит мюзикл на тему «Мертвых душ». Считаете ли вы жанр мюзикла подходящим для пропаганды творчества Гоголя? И что могли бы делать СМИ для пропаганды творчества Гоголя?

Я думаю, почему бы не попробовать в каких-то современных формах, и мюзикл – вполне интересно. Думаю, что это любопытный опыт будет, хотелось бы посмотреть. Можно массу всего сделать. В юбилейный год было много мероприятий, связанных с Гоголем, с прочтением его произведений.

Мне кажется, важно актуализировать гоголевские образы, его идеи. Я знаю, что так некоторые и делают. Например, в «Мертвых душах», там тоже вдруг начались преследования всяческих взяток, строгость против всех взяточников. И все чиновники с энтузиазмом это поддержали, и, как сейчас говорят, ценник просто вырос, и все. Пришлось в три раза больше платить. Это все по Гоголю.

И, если описывая какую-то ситуацию, журналист сделает образ по Гоголю, то уже он заинтересует человека, и, может быть, тот обратится к первоисточнику. И любые постановки, фильмы – тоже уместны. Вот был «Тарас Бульба», фильм Бортко. Может быть, его можно критиковать, но в целом он передает книгу, не вступает с ней в противоречие.

Много чего можно сделать. К 200-летию полное собрание сочинений и писем Гоголя в 17 томах выпустило издательство Московской Патриархии. Воропаев там как раз один из главных участников. Ну и, в первую очередь, читатели должны возвращаться. Вы же знаете, что вот перечитываешь произведения и вдруг видишь то, что ты раньше вообще не замечал, прямо имеющее отношение непосредственно к твоей жизни. Иногда даже ответы находишь на какие-то свои вопросы. Ну это со всей классикой так.

Литературы очень много. Сейчас вышла книга Игоря Алексеевича Виноградова, одного из знаменитых современных исследователей Гоголя. Трехтомник, если не ошибаюсь, – Гоголь в воспоминаниях современников. Сборник. Говорят, уже в продаже есть.

Есть Аксаков «История моего знакомства с Гоголем». Есть своеобразные вещи, как Андрей Синявский «В тени Гоголя». Но это читать тоже по-своему интересно. Очень интересно читать письма самого Гоголя.

И любопытно, там русские писатели друг с другом переписываются, и когда смотришь, откуда они пишут, это в основном Европа. Белинский с Гоголем о судьбах России: один в Зальцбурге был, другой тоже где-то в Германии, кажется. Гоголь много путешествовал и в Европе часто жил, поэтому многие его письма из-за границы. Их интересно читать, это живые картинки, которые о его личности дают представление.

Ну и могу свою скромную книжечку назвать, она у нас, по-моему, продается в лавке, называется «Путеводитель к Светлому Воскресению». Все-таки путь к Царствию Небесному, к раю Гоголь нарисовал в своем творчестве.

– В произведениях Гоголя мы видим энциклопедию падений: как человек может пасть, в какие ловушки… Можно надеяться, что эта борьба для него благополучно закончилась? Он всеми силами сопротивлялся, боролся, постился, молился, цеплялся за церковь… У нас есть надежда?..

Я считаю, что Гоголь умер смертью праведника. Мне даже неловко говорить об этом, но есть такие разговоры о возможной канонизации Гоголя. Все-таки у него была праведная жизнь и христианская благочестивая кончина и его творчество – это попытка христианские идеалы воплотить в искусстве.

Что касается «Вия», то интересная тема. В.А. Воропаев как раз недавно поделился своей находкой, что дело-то происходило в униатской церкви, где Хома Брут читал над панночкой. По описанию исследователи поняли, что это была именно униатская церковь, причем заброшенная. То есть это не православная, там нет Духа Святого, поэтому нечисть там и живет, и она побеждает.

Интересный парадокс: Гоголь по-разному открывался разным людям. Одни его описывают как мрачного типа, который не хочет с ними разговаривать. Но это часто было связано с тем, что он таким образом охранял свой внутренний мир или не доверял человеку.

А со своими друзьями он был душой компании. Не только в лицее говорят, что он был весельчак, лучше всех играл в театре. Но он и впоследствии был очень веселым человеком, мог шутить, быть оптимистом. Была у него порой склонность к меланхолическим состояниям, но это у каждого из нас случается.

Он обостренно чувствовал весь невидимый мир, и он об этом говорил, что содрогается «весь умирающий состав мой, чуя исполинские возрастания и плоды, которых семена мы сеяли в жизни, не прозревая и не слыша…» Он имел в виду свои ранние произведения, где у него есть элемент фольклорного заигрывания с нечистой силой. Хотя он всегда был православным человеком и впоследствии за некоторые ранние вещи каялся и сокрушался.

Но говорить о том, что Гоголь всегда был угрюмым и неприятным человеком могут только те, к кому он поворачивался иной стороной. И на это всегда были причины. А другие люди описывают его совершенно иначе. Личность Гоголя сложная…

А его потрясающие молитвы, которые он написал незадолго перед смертью: благодарственные, и такие, что «Господи, свяжи вновь сатану силой всемогущего креста Твоего…» и, конечно, его призыв ко всем нам – “будьте не мертвыми, а живыми душами” – вот это всегда актуально для нас.

– Насколько высоко вы цените богослужебные исследования Гоголя?

Гоголь хорошо знал церковную литературу. В его собрании сочинений целый том – это его выписки из святых отцов и из богослужебных книг. Он там целые Минеи вручную переписывал и для своего творчества, и для себя лично. Он хорошо разбирался во многих тонкостях богослужения, в том числе. И готовя книгу «Размышления о Божественной Литургии», он пользовался разной литературой: и «Новая скрижаль», и более современные произведения.

Я помню в свое время так и делал: приезжал в Оптину Пустынь и с этой книжечкой следил за ходом Божественной Литургии. Это интересно. И, надо сказать, что оптинские старцы ее высоко оценивали. Они говорили, конечно, вы справедливо заметили, есть некоторые моменты, не вполне буквально соответствуют традициям истолкования богослужения. Но при этом они говорили, что книга исполнена особого лиризма и рекомендовали ее для чтения.

Интересно, что в полном собрании сочинений, которое издано Московской Патриархией, в этом томе хорошая работа проделана: там сопоставлен гоголевский текст с современным трактованием, даны комментарии ко всем сложным местам, которые вроде бы не вполне соответствуют нашим традициям. Для нас, например, оглашенные – терминологически это люди, которые готовятся к принятию Таинства крещения. Если кто-то себя в смиренном сознании причисляет к оглашенным, – почему нет.

У нас ведь свобода в православии. Это мы с вами не видим, а со стороны людям заметно. Вот у меня друг есть, он вырос в католической вере, он говорит: ну, у вас вообще, кто когда хочет, тогда и крестится. Кто как хочет, так себя в церкви и ведет. Я, – говорит, – в шоке. А для нас это нормально. И то же самое я слышал от моего друга мусульманина, сирийца. Он говорит: вот за что я больше всего православие люблю, так это свобода!

У нас разные могут быть интерпретации. Не то, что мы стоим на литургии, и вот этот момент в точности соответствует вот этому… Да, есть такие толкования, но они не исчерпывают всего многообразия литургического и богословского опыта Церкви. Гоголь так на это смотрел, и хорошо. Кстати, цензура там довольно много поправила у Гоголя, когда издавалось «Размышление…», хотя этот момент оставили. Но, еще раз скажу: в этом томе – наиболее подробные комментарии ко всем местам есть…

Я рад, что мы заканчиваем на теме Божественной Литургии, потому что для нас это центр жизни, и для Гоголя он столь же важен. Неслучайно он начал писать эту книгу, он понимал, что это сосредоточие, источник нашей жизни. У меня нет никаких сомнений, что в жизнь вечную он перешел обновленным, преображенным и, более того, – молится за нас всех.

Видео: Виктор Аромштам

Гоголевское творчество давно признано во всем мире, а сам писатель известен как самобытный и непревзойденный гений. Вот общего мнения о его произведениях до сих пор нет. Если исследовать воспоминания современников о талантливом и мистическом писателе, то все его характеризуют как человека странного, немного лукавого, таинственного и скрытного, который имел тягу к обманам и мистификации. Даже его близкий приятель Плетнев, не скрывая и от Николая Гоголя, свое мнение о нем не раз говорил о том, что он эгоистичен и недоверчив, надменен и скрытен. Но жизнь Н.Гоголя была бедна: все его имущество помещалось в маленьком чемодане и состояло их четырех комплектов постельного белья. Поэтому он часто просил в долг деньги у своих друзей. Поэтому не только его жизнь была странное, но такой же мистической и полной загадок оказалась и его смерть.

Дом на Никитском бульваре

Известно, что четыре года своей жизни, как раз перед смертью, писатель провел большом доме на Никитском бульваре. Это здание сохранилось и до наших дней. Есть и те две комнаты, в которых жил писатель. Они располагаются на первом этаже дома. До сих пор есть и камин, в котором автор сжег свою рукопись второго тома величайшей поэмы «Мертвые души». Но он был немного изменен со временем. Хозяева дома – Толстые. С ними писатель познакомился в 30 годы, но потом они сдружились, и граф Александр Петрович с женой даже предложили своему новому другу, который бедствовал и скитался, остановиться у них.

Один из современников того времени писал о том, как жил автор мистических произведений доме Толстых:


По воспоминаниям того же современника графиня Анна Георгиевна распорядилась, чтобы еда ему подавалась вовремя и туда, куда он прикажет. Белье его не только стиралось и раскладывалось, но и опрыскивалось духами. Несмотря на то, что в доме было много прислуги, которая за ним ухаживала, лично для него был выписан молодой человек из Малороссии. Степан, как и сам писатель, был человеком тихим и спокойным.

Огромный стресс автор испытал в 1852 году после смерти жены его друга Хомякова. Он любил Екатерину Михайловну, поэтому ее смерть его так сильно потрясла. Она для него стала идеалом женщины. Умерла она 26 января. Тогда же он своему духовнику признается, что боится собственной смерти. Эта дата смерти гоголевского женского идеала стала приближать мистического писателя к смерти. Уже 30 января после церковной панихиды он сообщил Аксаковым, что ему стало легче, но страх смерти все равно его страшит. Был он и в начале февраля у Аксаковых, где в разговоре упомянул, что устал от работы.

Уже четвертого февраля он сообщает Шевыреву, что чувствует упадок сил, поэтому решил немного попоститься. На следующий день тому же приятелю он жалуется на боли в желудке и на то, что лекарства, которое ему дали, действует как-то не так. В тот же день проповедник Матфей Константиновский требовал соблюдения поста от писателя. Николай Гоголь решил его послушаться и, бросив на некоторое время свою литературную работу, практически перестал есть, хотя у него был хороший аппетит и его мучил голод. Ночью он молился. И лишь только 8 февраля он наконец-то смог уснуть. Сон ему приснился странный: он видел свое мертвое тело и какие-то голоса.

Но уже одиннадцатого февраля Николай Гоголь настолько занемог, что не смог ходить и слег. Он все дремал, говорил мало и неохотно, и совсем не рад был визитам друзей. Но все-таки, собравшись с последними силами, он дошел до церквушки во дворе Толстых и с трудом отстоял службу. В ту же ночь он в три часа ночи он призвал Семена, которому велел принести ему портфель, где лежали его тетради. Это были рукописи второго тома поэмы «Мертвые души». Он сложил все тетради в камин и поджег. Когда все сгорело, писатель вернулся в свою комнату и уже лежа на диване, заплакал как ребенок. Только на утро он осознал, что сделал и сильно раскаивался

Гипотезы о гоголевской болезни


Исследователь личности Н.Гоголя психиатр Чиж написал статью, в которой изложил свое видение болезни мистического писателя. Исследователь утверждает, что у мистического писателя еще в юности появились заболевания психики, но прогрессировать болезнь начала примерно лет за десять до его смерти. Причиной этого расстройства все тот же исследователь называет его сильнейшее увлечение религией. Но стоит все-таки стоит в этом разобраться более подробно.

Когда Николай Гоголь слег, то граф Толстой поспешил вызвать к нему врача. В то время в столице считался самым лучшим врачом Иноземцев, который ему сначала поставил диагноз тиф, а потом просто небольшое недомогание. Был сразу же приглашен графом и другой врач –Тарасенков. Но Гоголь согласился обследоваться у этого врача лишь только со второго его посещения. По воспоминаниям врача, он увидел истощенного писателя, но все его попытки уговорить питаться нормально оказались безуспешными.

Его пытались уговорить все друзья и знакомые, но каждый раз получали отказ. Перестал он и ухаживать за собой: не умывался и не причесывался, и совсем не хотел одеваться. Пил он воду и ел немного. Уже семнадцатого февраля он лег в постель, не снимая сапог и халата. Больше он уже никогда не встал с нее. Когда он проходил таинства причащения и покаяния, то мистический писатель плакал. Друзья его пытались уговорить лечиться, но Николай Гоголь возложил все надежды лишь только на Бога. Но граф Толстой все еще боролся за его жизнь. И в этот же день, 17 февраля, он пригласил еще одного врача. Но и Овер не смог ничего сказать или сделать.

Уже на следующий день вся Москва знала о болезни Н.Гоголя, поэтому 19 февраля все его поклонники столпились возле дома графа Толстого. Но писатель никого не хотел видеть. Один из друзей привез врача Альфонского. Было решено использовать экстрасенсов и для этого пригласили доктора с особенными способностями Сокологорского. но больной писатель прогнал и его. За ним последовал грубый доктор Клименков, которого писатель тоже прогнал. Но Клименков предложил более деятельное лечение. Поэтому уже двадцатого февраля собирается врачебный консилиум, на котором было решено поставить ему несколько пиявок и сделать холодное обливание в теплой ванне, ставить горчичники другие процедуры.

К вечеру того же дня пульс у больного писателя стал пропадать, дыхание прерывалось. В 11 часов вечера ему что-то стало видеться. После попытки встать, он впал в бессознательное сознание. В 12 часов у него начали холодеть ноги. Умер Николай Гоголь в 8 часов утра, не приходя в сознание. Это случилось в четверг 21 февраля 1852 года. В десять часов утра он был уже обмыт и одет и в это время снимали с его лица гипсовую маску. Похоронен гениальный писатель в 12 часов дня 24 февраля.

Гипотезы о причинах смерти Н.Гоголя


На сегодняшний день существует несколько версий того, от чего же все-таки умер писатель Николай Гоголь:

Летаргический сон.
Самоубийство.
Истощение голодом.
Врачебная ошибка


Версия о летаргическом сне является самой распространенной. Это связано с тем, что его гроб вскрывали. Через 79 лет гроб писателя тайно извлекли из могилы, так как монастырь, где был захоронен мистический писатель, отдали под колонию для детей, а все захоронения было решено перенести на Новодевичье кладбище. Это событие состоялось 31 мая 1931 года. Свидетели вспоминают, что гроб нашли совсем не в том месте, где его ожидали найти. Когда же гроб был вскрыт, то череп мистического писателя был повернут набок. Это и породило слухи о том, что Николай Гоголь был похоронен заживо. Но скульптор, который делал посмертную маску с гоголевского лица, утверждал, что на теле его уже были видны следы разложения. Скорее всего, у гроба просто подгнили боковые доски, и крышка опустилась, надавив на череп.

Одна из версий гласила, что мистический писатель был похоронен без головы. Лидин рассказывал, что когда гроб мистического писателя был вскрыт, то труп начинался не черепом, как это обычно бывает, а с шейных позвонков. Когда второй раз была вскрыта гоголевская могила, то череп лежал отдельно, но он не принадлежал мистическому писателю, а это был череп какого-то молодого человека. Тайна исчезновения черепа Николая Гоголя неизвестна до сих пор. Но в Москве ходили слухи о том, что в начале двадцатого века этот череп видели в необычной коллекции Бахрушина.

Считается, что в последние месяцы свое жизни мистический писатель находился в состоянии душевного кризиса. Особенно это усугубилось после смерти Хомяковой, которой едва исполнилось 35 лет. Он бросает в это время писать, постится, боится смерти. Известно, что его духовник требовал от автора, чтобы он сжег рукописи, перестал любое общение с Пушкиным, который, по его мнению, был великим грешником. Именно он призывал Николая Гоголя не только больше молиться, но и воздержаться от приема пищи. Известно, что Николай Гоголь голодал семнадцать дней, поэтому голодание как одна из версий смерти писателя возникает. Но ученые доказали, что человек без пищи может обходиться больше 30 дней. Но вот депрессия автора лишь только усилилась.

Есть еще одна версия, по которой утверждается, что гоголевская смерть – это обыкновенная ошибка врачей. Один из исследователей смерти этого мистического писателя, доктор Баженов утверждает, что, скорее всего, писателя неправильно лечили. Он ориентируется на то, какое описание внешности Николая Васильевича описывает врач Тарасенков. Исследователь утверждает, что все эти симптомы указывают на отравление ртутью. А она входила в каломель, в препарат, которым так обильно лечили больного писателя. Это лекарство безвредно, если выводится через кишечник, но ведь у Гоголя был период истощения, когда он практически ничего не ел. Соответственно, дозы лекарства, которые давались раньше, не выводились, а ведь при этом поступали новые. В это время врачи должны были проследить за тем, чтобы он в пищу употреблял больше калорийной пищи и обильного питья, а вместо этого ему назначают кровопускание. Но тайна гоголевской смерти не разгадана до сих пор.