Две главные проблемы в комедии «Недоросль. Почему комедию обличающую крепостное право, называют комедией воспитания? по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) Почему комедия поднимает вопросы воспитания


Комедия известного драматурга XVIII века Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» была написана в 1782 году. Это время в культуре было названо эпохой Просвещения, когда цель искусства состояла в воспитательно-нравственном воздействии на человека. Деятели искусства стремились пробудить в человеке желание развиваться и самосовершенствоваться. Они творили в рамках литературного направления классицизм, который считал целью литературы воздействие на разум человека для того, чтобы исправить его пороки и воспитать добродетели.

Главными проблемами комедии «Недоросль» являлось жестокое отношение помещиков к своим крепостным и воспитание молодого поколения.

Еще одним важным вопросом произведения стало, как метко назвал его В. Г. Белинский, «дикое невежество старого поколения». Но все же данную комедию принято считать комедией воспитания. Это объясняется тесной связью первых двух проблем. Соединяясь в единое целое, проблема воспитания и проблема невежества становятся причиной злонравия героев произведения. Дикие помещики бессердечны, деспотичны, они не желают признавать за крестьянином какие-либо права на равенство с «благородными» людьми. Так, например, крепостная нянька Еремеевна служит Простаковой вот уже сорок лет, но вместо благодарности и вознаграждения за свою преданную службу получает «по пяти рублей в год», да в придачу к ним еще «по пяти пощечин на день».

Злонравие героев комедии, по мнению Д.И. Фонвизина, кроется в полнейшем невежестве помещиков, «в собственном их развращении». Безграмотными были и Простаковы, и Скотинин, дядя Вавила Фалалеич тоже слышать не желал о грамоте. Дети видели пренебрежительное отношение отцов к науке и сами не хотели учиться. Житейской философией невежественного дворянства оставалось желание нажить да сохранить достаток, а без науки многие века люди жили и далее жить будут. К сожалению, такие дворяне воспитывают молодое поколение.

Основная идея комедии Фонвизина заключается в создании истинного, идеального воспитания. Эта проблема рассматривается на примере воспитания Митрофана и изображения поведения его учителей. Кутейкин, Цыфиркин и Вральман – три учителя, которые обучают Митрофанушку грамоте. Один из них дьячок, другой – отставной сержант, а третий бывший кучер. Сами они необразованны и ничему не могут научить недоросля. Да и сама госпожа Простакова не требовала от учителей результата. Обучение сына – это с ее стороны лишь дань моде.

Фонвизин в своей комедии утверждал, что важной составляющей воспитания, кроме развития ума, является также и развитие нравственных чувств. Мысли об истинном воспитании автор вкладывает в уста своего героя-резонёра Стародума во время его беседы с Софьей. Стародум высказывает свое мнение, исследуя причины проблем воспитания в самой государственной власти. Герой говорит о том, что государю необходимы просвещённые поданные, а сам он, со своей стороны, обязан заботиться о собственной нравственности и своем хорошем воспитании.

Драматург ратовал за расцвет просвещения в России, он полагал, что достойными руководителями страны могут стать только дворяне, которые воспитаны в строгих гражданских правилах.

Тема воспитания в «Недоросле» тесно связана с глобальными проблемами XVIII века. По мысли Фонвизина, только идеальное воспитание станет источником распространения нравственности в обществе, а помещики, благодаря этому самому воспитанию, станут относиться к крестьянам гуманно и по-человечески.

С данной точки зрения комедия «Недоросль» была для современников автора назидательной и поучительной, она стала настоящим руководством по воспитанию молодого поколения, показывая, как не надо воспитывать.

Обновлено: 2012-07-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

1. Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой? Что мы узнаем о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтении первого действия?
Сцена с портным Тришкой показывает, какие порядки установлены в доме помещиков Простаковых. Читатель с первых строк видит, что Простакова – злая, невежественная женщина, которая никого не любит и не уважает, ни с чьим мнением не считается. К простым крестьянам, своим крепостным, она относится, как к скоту. У нее одна мера воздействия на окружающих – оскорбления, рукоприкладство. Причем, так же она ведет себя и со своими близкими, кроме сына Мирофана. Сына Простакова обожает. Для него она готова на все. Из первого действия становится ясным, что в доме у Простаковых всем руководит сама хозяйка. Все ее боятся и никогда ей не противоречат.

2. Каковы отношения между людьми в этом доме? Как характеризуются персонажи комедии в явлении VIII четвертого действия? Какими средствами (юмор, ирония, сарказм и т.д.) пользуется автор для этой характеристики? Про «экзамен» Митрофана сказано, что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения и воинствующего невежества. Согласны ли вы с этим? Почему?
Все в доме боятся госпожу Простакову, стараются угодить ей во всем. Иначе их ждет неминуемое наказание в виде побоев. Господин Простаков никогда не перечит ей, боится высказать свое мнение, во всем полагаясь на жену. Лишь Митрофан не боится мать. Он льстит ей, понимая, что в доме главная она и от нее зависит его благополучие, вернее исполнение всех его капризов. Всем людям в доме Простаковых присуще глубокое невежество. Оно особенно ярко проявилось в сцене экзамена Митрофана (VIII явление четвертого действия). При этом госпожа Простакова считает, что она сама и ее сын очень умны, сумеют приспособиться в этой жизни. А грамотность им ни к чему, главное - денег побольше. Она любуется на сына, довольна его ответами. Я согласен с мнением, что в этой сцене столкнулись истинное просвещение и воинствующее невежество. Ведь Простакова уверена, что образование человеку ее круга совсем не нужно. Кучер довезет, куда прикажут. В обществе особенно выделяться нечего и т.д. По мнению Простаковой, так и должно быть в мире, а кто думает иначе, тот глупец, не достойный ее внимания.
Для характеристики героев Фонвизин использует сатиру. Он высмеивает невежество крепостников-помещиков, показывает всю неприглядность крепостного права.

3. В афише с перечислением действующих лиц указано: Простакова, жена его (господина Простакова). Между тем в комедии ее персонажи характеризуют себя иначе: «Это я, сестрин брат», «Я женин муж», «А я матушкин сын». Как вы это объясняете? Как вы думаете, почему полным хозяином поместья у Фонвизина оказывается не помещик, а помещица? Связано ли это со временем, когда создана комедия «Недоросль»?
Так как Простакова является главной в доме, то все признают себя подчиненными ей. Ведь от ее решения зависит абсолютно все: судьба крепостных, сына, мужа, брата, Софьи и т.д. Я думаю, что Фонвизин неспроста сделал хозяйкой поместья именно помещицу. Это напрямую связано со временем создания комедии. Тогда в России правила Екатерина Великая. Комедия «Недоросль», по моему мнению, является прямым обращением к ней. Фонвизин верил, что навести порядок в стране, привлечь к ответственности невежественных помещиков, нечестных чиновников можно властью императрицы. Об этом рассуждает Стародум. Об этом свидетельствует то, что власти Простакова лишена по приказу вышестоящих органов.

4. Проследите, как развивается конфликт между положительными и отрицательными персонажами комедии. Как в этом конфликте раскрывается идея комедии («Угнетать рабством себе подобных – беззаконно»)
Кульминации конфликт между положительными и отрицательными персонажами достигает в сцене воровства Софьи. Развязкой конфликта является приказ, полученный Правдиным. На основании этого приказа госпожа Простакова лишается права управлять своим поместьем, потому что безнаказанность сделали из нее деспота, который способен принести огромный вред обществу, вырастив себе подобного сына. И лишается она своей власти именно за то, что жестоко обращалась с крепостными крестьянами.

5. Кто из действующих лиц комедии, по вашему мнению, больше других удался Фонвизину? Почему?
По моему мнению, наиболее удались Д.И. Фонвизину отрицательные персонажи, особенно, госпожа Простакова. Ее образ обрисован настолько четко, ярко, что невозможно не восхищаться мастерством автора комедии. А вот положительные образы не так выразительны. Они больше являются выразителями мыслей Фонвизина.

6. Каковы трудности при чтении этой старой комедии? Чем сегодня интересен нам «Недоросль»?
Язык комедии не совсем понятен современному читателю. Сложно понять некоторые рассуждения Стародума и Правдина, так как они напрямую связаны со временем создания произведения, теми проблемами, которые существовали в обществе во времена Фонвизина. Актуальна же комедия проблемами образования и воспитания, которые Фонвизин поднимает в комедии. И сегодня можно встретить Митрофанушек, которые «не хотят учиться, а хотят жениться», и жениться выгодно, которые ищут выгоду абсолютно во всем и добиваются своего любой ценой; господ Простаковых, для которых деньги – самое важное в жизни, и они готовы на все, ради наживы.

Комедия «Недоросль», написанная Фонвизиным в 1781 году, стала главным произведением автора и высшим достижением отечественной драматургии 18 века.

Основная задача Фонвизина — изображение современных нравов как результата сложившейся в обществе системы взаимоотношения людей.

Главной темой комедии стало злонравие крепостников, понимаемое автором как социальное зло. В пьесе опосредованно отразился основной конфликт современности — произвол помещиков, поддерживаемых верховной властью, и бесправие крепостных крестьян. Но центральным конфликтом произведения становится столкновение дворян просвещенных и непросвещенных. Поэтому основным предметом изображения в своей комедии Фонвизин делает не дворянство само по себе, а в тесной связи с крепостным сословием, которым оно управляет, и верховной властью.

комедии становится разложение русского дворянства как правящего сословия страны. С первой же сцены комедии автор представляет зрителю мир, в котором одни люди владеют другими людьми. Главная фигура этого мира — госпожа Простакова. Она полновластная хозяйка своего мира, от её ничем не ограниченного произвола зависит судьба её рабов — старухи Еремеевны, Тришки, девки Палашки, крестьян, обеспечивающих её благосостояние. Простакова простирает свою деспотическую власть не только на крепостных, но и на мужа, Софью, Скотинина — на всех, в ком не встречает отпора.

По мысли Фонвизина, рабство не только убивает все человеческие чувства в крестьянах и холопах, но и развращает самих крепостников, которые утрачивают честь, достоинство, человечность и сами превращаются в рабов своих страстей и пороков.

Главная мысль Фонвизина заключается в том, что деспотизм уничтожает человека в человеке и разрушает общественные связи людей.

Не менее важной проблемой является проблема воспитания. Фонвизин считает, что она имеет важное государственное значение, ибо только в правильном воспитании находится источник спасения от грозящего обществу зла. История воспитания Митрофанушки объясняет, откуда берутся Скотинины и что следует изменить, чтобы они более не появлялись — уничтожить рабство и преодолеть путем нравственного воспитания пороки человеческой натуры.

В комедии Фонвизина было дано не только глубокое изображение общественного зла, но и развернуто представлены характеры положительных персонажей — Правдина, Стародума и Милона.

Особая роль в комедии отведена Правдину. Находясь с самого начала в доме Простаковой, наблюдая всё её беззаконие, Правдин выступает в финале вершителем справедливого возмездия. Сама его фамилия говорит об идеальности тех нравственных норм, которые он воплощает.

Не менее важное значение имеет Стародум — «друг честных людей». Если Правдин еще питает иллюзии относительно просвещенного характера правления Екатерины, то Стародум давно знает истинную цену её либерализма. Именно Стародум объясняет и Правдину, и зрителю, что наивная вера русского общества в «просвещенную» императрицу бессмысленна: Екатерина утвердила в России деспотический характер правления, в результате её политики в стране безнаказанно хозяйничают Простаковы и Скотинины.

Знаменателен финал комедии: Простаковых ждет заслуженное наказание — приходит распоряжение властей взять имение под опеку. Но появление Правдина с указом в руках разрешает конфликт лишь формально. Испуганный Скотинин, виновный в подобных же злодеяниях, благополучно уезжает в свою деревню. Зритель убежден в том, что и Простаковы тоже не очень пострадают и будут впредь осторожнее.

Заключительная сцена, в которой Простакову, лишенную власти, покидает даже её любимый сын, свидетельствует о том, что порочный человек сам своими поступками готовит себе справедливое наказание.

Художественное своеобразие «Недоросля» определяется тем, что Фонвизин, формально оставаясь в рамках классицизма, сделал определенный шаг в направлении к реализму. Впервые в истории русской драмаутргии любовная интрига была отодвинута на второй план и приобрела второстепенное значение.

В результате «Недоросль» становится новаторским произведением, сатирико-политической комедией, в которой в художественном единстве переплелись бытовые, политические и этические линии.

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:

Обсуждение закрыто.

Какие проблемы поднимает Фонвизин в комедии «Недоросль» Вы узнаете в этой статье.

«Недоросль»: проблематика

Проблемы поднятые в комедии «Недоросль»:

1. Каким должен быть истинный дворянин — и отвечает ли русское дворянство своему назначению?

2. Необходимость просвещения, образования — отсутствие их..

3. Бесправие крестьян и произвол помещиков.

Каждая из указанных проблематик рассматривается через призму идей просвещения. Фонвизин, обостряя внимание на недостатках эпохи через приемы комического, делает ударение на необходимости менять традиционные, устаревшие, давно неактуальные устои, которые затягивают людей в болото «злонравия», глупости, уподобляя их животным.

Проблема воспитания в комедии «Недоросль»

Проблема воспитания приобретала в представлении Фонвизина государственное значение, ибо в правильном воспитании коренился единственный надёжный, по его мнению, источник спасения от грозящего обществу зла – духовной деградации дворянства.

Воспитание должно дать «прямую цену учености», пробудить гуманные, человеко­любивые чувства, способствовать общему улуч­шению нравов.

«Недоросль» проблема крепостного права

Тема бесправие крестьян и произвол помещиков обозначена писателем уже в первом действии. Первая реплика Простаковой: “Кафтан весь испорчен. Еремеевна, веди сюда мошенника Тришку. Он, вор, везде его обузил” — вводит нас в атмосферу произвола помещичьей власти. Все дальнейшие пять явлений посвящены именно показу этого произвола.
Так начинается “Недоросль”. Главный конфликт социально-политической жизни России — произвол помещиков, поддержанный высшей властью, и бесправие крепостных — становится темой комедии. Драматическим конфликтом “Недоросля” является борьба прогрессивно настроенных передовых дворян — Правдина и Стародума — с крепостниками — Простаковыми и Скотининым.
Рабство, а не воспитание развращает и растлевает самих помещиков, — делает второй вывод Фонвизин. Драматург сурово и обличительно заявляет: русские дворяне превратились в Скотининых, утративших честь, достоинство, человечность, стали жестокими палачами окружающих их людей и всесильными тиранами и паразитами только вследствие крепостного права. Отсюда демонстрация скотининской природы тех, кто именует себя “благородным сословием”, — Простаковой, ее мужа, ее сына, ее брата. Рабовладельцы не только превратили своих крестьян в “тяглый скот”, но и сами стали гнусными и презренными холопами.
Главным намерением Фонвизина в “Недоросле” и было показать все действия, поступки, мысли Простаковых и Скотинина, всю их мораль и интересы в социальной обусловленности. . Они порождены крепостным правом, утверждает Фонвизин. Вот почему от первого до последнего акта тема крепостного права пронизывает все произведение.