Оценка успешности спортивной деятельности. Спорт высших достижений: теория и методика. Учебное пособие Определение спортивное достижение спортивный результат

Страница 7 из 14


Оценка основных критериев (показателей) спортивных результатов

Критерии спортивных результатов - это уровень и степень развития различных физических свойств и качеств обучающегося, во многом определяющие его будущие спортивные достижения.

Они раскрывается в трехступенчатой системе взаимосвязанных нормативных требований к уровню физического развития и физического образования.

Спортивные результаты во многом определяются результатами учебной деятельности, успехами в овладении содержанием учебного материала по физической культуре.

В учебных программах установлены основные средства и нормативные требования к показателям физического развития и физического образования с учетом возраста, пола и типа учебного образовательного учреждения.

Всероссийский комплекс «Физическая культура и здоровье» является программно-нормативной основой требований к физической подготовке учащихся, студентов и молодежи, определяющей уровень физической их готовности к труду и обороне Родины. Комплекс охватывает лица обоего пола. Некоторые его составляющие и нормативные требования входят в государственные программы физического воспитания. В этом проявляется их взаимообусловленность.

Поступательное развитие системы физического образования и воспитания сопровождается постоянными изменениями содержания, структуры и нормативных требований комплекса.
В этих изменениях отражаются объективные условия жизни, трудовой и творческой деятельности граждан страны, реальный уровень физических возможностей всех социальных групп населения.

В соответствии с возрастными возможностями учащихся нормативные требования комплекса позволяют поддерживать их физическое состояние на должном уровне. Нормативные требования комплекса определяют критерии достижений в наиболее важных для человека действиях
(бег, прыжки); жизненно важных двигательных умениях, необходимых человеку для полноценной жизнедеятельности; объем теоретических сведений об основных положениях системы физического воспитания, о правилах личной и общественной гигиены. В соответствии с возрастными возможностями комплекс требует выполнения определенного спортивного разряда по любому виду спорта.

Состав видов спорта и нормативные требования в отдельных видах спорта пересматриваются через каждые четыре года, как правило, в первый послеолимпийский год. Таким образом, создается требуемая перспектива развития каждого вида спорта к очередным олимпийским играм.

Спортивные разряды и звания установлены для тех видов спорта, которые имеют официальные правила и календарь соревнований. В их число вошли виды, получившие международное признание, национальные виды спорта народов нашей страны, а также военно-прикладные и профессионально-прикладные виды спорта.

В спортивной классификации предусмотрены два вида нормативных требований: разрядные нормы для видов спорта, в которых результаты оцениваются по объективным показателям в мерах времени, веса, расстояния, и разрядные требования для видов спорта, в которых достижение оценивается по факту и значению победы, одержанной в соревновании лично или в составе команды (бокс, спортивные игры).

Для некоторых видов спорта (лыжный, велосипедный) введены одновременно и разрядные нормы, и разрядные требования.

Положением о Единой всероссийской спортивной классификации предусмотрены правила, обязывающие спортсмена повышать свою теоретическую и общую физическую подготовку. Это создает условия для всестороннего развития человека и устанавливает преемственность с комплексом «Физическая культура и здоровье».


Оглавление
Методология выбора содержания программ по физической культуре и спорту, методов проектирования и контроля обучения
Дидактический план
Классификация методов педагогического исследования
Теория педагогического проектирования
Методология выбора содержания программ по физической культуре и спорту на основе дифференциации и индивидуализации процесса обучения и тренировок
Спортивные результаты как атрибуты спорта
Оценка основных критериев (показателей) спортивных результатов

1. Спортивный результат - количественный или качественный уровень показателей спортсмена в спортивных соревнованиях .

Общим для всех видов положением, определяющим истинность спортивного результата, является его достижение в условиях соревнований при соблюдении соответствующих правил.

Спортивные результаты измеряются в мин., сек; м., см.; кг. – метрические системы измерения (в , циклических видах спорта , тяжелой атлетике); в балах – в сложнокоордиционных видах спорта; победой в спортиграх, единоборствах.

2. Спортивные достижения - показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных результатах. Спортивные достижения являются показателем одарённости спортсмена, эффективности системы подготовки .

Высшие спортивные достижения - являются показателем, отражающим максимальные способности человека в данном виде спорта на конкретном этапе его развития . Высшие спортивные достижения, если они выражены в точных объективных мерах называются спортивными рекордами. В остальных видах спорта абсолютно высшим достижением является победа на соревнованиях высшего масштаба.

3. Спортивная квалификация - устойчивая характеристика спортсмена, обобщающая итоги выступлений спортсмена на соревнованиях за определённый отрезок времени (

Спортивный результат как количественная характеристика имеет и самостоятельную ценность для человека.

Конечно, достигнутый результат оценивается как спортсменом, так и обществом в соотношении с масштабом и рангом соревнований, квалификацией соперников, условиями проведения соревнований и, особенно, в его сопоставлении с рекордом.

Спортивные результаты, превышающие ранее достигнутые на официальных соревнованиях определенного ранга, фиксируются как рекорды.

Рекорды регистрируются в тех видах спорта, в которых спортивный результат может быть определен в единицах измерения веса, длины, расстояния, высоты, числом попаданий, временем и т. п.

При этом следует отметить, что уровень рекордов у мужчин и женщин медленно сближается. В настоящее время рекордные скорости в циклических видах спорта у женщин составляют от 89 до 93 % мужских.

1.4.2. Тенденции развития спортивных достижений

Современный спорт характеризуется постоянным ростом спортивных достижений. При этом в каждом отдельном виде спорта или отдельной дисциплине на протяжении всей истории их развития наблюдается неравномерная динамика достижений. На одних этапах она связана со скачками результатов, на других – с временным плато, на третьих – с постепенным и непрерывным ростом. Это связано с целым рядом факторов, описанных в предыдущем разделе: внедрением новых методов тренировки, экономическими стимулами системы соревнований, совершенствованием инвентаря, оборудования, одежды, обуви, использованием новых приемов повышения работоспособности спортсмена (психологической и физиологической направленности).

Однако в общих чертах динамику роста спортивных достижений в любом виде спорта можно описать в виде логистической кривой, впервые обоснованной польскими учеными Е. Скоровским и Я. Брогли.

Эта кривая состоит из трех фаз, каждая из которых имеет свои особенности. В определенной мере эта кривая отражает историю становления вида спорта, а также индивидуальный рост мастерства спортсмена. Продолжительность этих фаз в разных спортивных дисциплинах различна.

Первая фаза этой кривой связана с зарождением вида спорта, разработкой правил и регламента проведения соревнований, четкого определения предмета соперничества спортсменов или команд, созданием специфической для данного вида спорта методики тренировки и техники выполнения упражнений. В этой фазе спортивные достижения имеют тенденцию к незначительному повышению.

В индивидуальном развитии спортсмена эта фаза связана с началом занятий определенным видом спорта, овладением азами техники, тактики, физической подготовленности.

Вторая фаза логистической кривой отражает непрерывный и достаточно бурный рост спортивных достижений, связанный с повышением количественных и качественных параметров тренировочных нагрузок, совершенствованием технической, тактической и психической подготовленности спортсменов, использованием более качественного инвентаря и оборудования при достаточно устоявшихся правилах и регламентах соревновательной деятельности.

Другими словами, чем больше начинают трудиться спортсмены и чем выше качество этой деятельности, тем сильнее наблюдается рост спортивных достижений.

В индивидуальном плане добавляется фактор биологического возраста, долговременной адаптации организма, приобретения человеком спортивного и жизненного опыта.

Третья фаза логистической кривой связана с замедлением роста достижений как в целом в определенной спортивной дисциплине, так и в индивидуальном развитии. Хотя отдельные достижения научно-технического прогресса могут вызвать и кратковременную «вспышку» результатов. Такую же «вспышку» может дать и использование запрещенных препаратов (допингов).

Медленный рост спортивных достижений наблюдается на фоне значительных усилий как самого спортсмена, так и всех участников, обеспечивающих его подготовку. Общество в лице федераций, клубов, спонсоров вкладывает большие средства в систему подготовки, поэтому рост спортивных достижений обеспечивается уже не только совершенной и высокоэффективной системой тренировки, но и переориентацией системы соревнований, приобретающей все более и более коммерческие основы, а также большим удельным весом всех факторов, повышающих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности (финансы, организация и управление, НМО, МБО, МТО и др.). В индивидуальном плане замедление роста спортивных результатов и их стабилизация связаны и с возрастом спортсмена, переходом его в группу ветеранов.

1.4.3. Особенности определения спортивного результата

Спортивный результат является количественной мерой итогов соревновательной деятельности спортсмена или команды. Все виды спорта по способу определения соревновательного результата могут быть объединены в четыре группы.

В первую группу можно выделить спортивные дисциплины, в которых результаты измеряются метрическими величинами: временем, расстоянием, массой снарядов, точностью попадания в цель.

Данная группа может быть разделена на две подгруппы:

– спортивные дисциплины с относительно постоянными внешними условиями соревнований (легкая и тяжелая атлетика, плавание, велосипедный спорт на треке, стрельба и др.);

– спортивные дисциплины, связанные с непостоянными внешними условиями соревнований, с изменчивостью профиля трасс и внешних погодных условий, течениями водных потоков (лыжный, горнолыжный, парусный, конькобежный спорт, велосипедный спорт на шоссе, гребля, спортивное ориентирование, триатлон и др.).

Во вторую группу можно включить виды спорта, в которых спортивный результат определяется судьями субъективно в условных единицах по внешнему восприятию сложности и красоты выполненных комбинаций или отдельных упражнений. Данная группа может быть также разделена на две подгруппы:

– виды спорта, в которых выставляется одна суммарная условная оценка в баллах (спортивная и художественная гимнастика, акробатика, синхронное плавание, прыжки в воду и др.);

– виды спорта, где окончательная оценка складывается из двух различных показателей. Например, прыжки на лыжах (оценка дальности полета и стиля прыжка); фигурное катание (оценка упражнения в баллах и сумма занятых мест, присужденных судьями по общему впечатлению).

В третьей группе можно выделить три подгруппы:

– виды спорта, в которых результат определяется конечным эффектом (счетом) за определенное, лимитированное регламентом время (футбол, хоккей, гандбол, баскетбол и др.);

– виды спорта, в которых, несмотря на лимитированное регламентом время поединка, возможно ускоренное достижение победы (борьба, бокс, фехтование, шахматы и др.);

– виды спорта, в которых победа определяется лимитированным конечным счетом, но сам поединок не ограничен временем проведения (теннис, настольный теннис, волейбол, городки и др.).

Четвертая группа объединяет комплексные виды спорта – многоборья, в которых оценка результатов происходит по правилам соревнований, предусмотренным для составляющих их спортивных дисциплин.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Приведите основные понятия: вид спорта, спортивная дисциплина, вид соревнований.

2. Раскройте классификацию видов спорта по особенностям предмета состязаний.

3. Охарактеризуйте социальные функции спорта.

4. Какова структура массового общедоступного спорта?

5. Охарактеризуйте основные направления спорта высших достижений.

6. В чем состоит принципиальная разница любительского и профессионального спорта?

7. Какие группы спортсменов входят в профессиональный спорт?

8. Назовите факторы, повышающие эффективность функционирования системы тренировки и системы соревнований.

9. Назовите факторы, влияющие на динамику спортивных достижений.

Глава II. Тенденции и перспективы развития видов спорта в современных условиях

2.1. Игровые виды спорта

Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1101-р от 7 августа 2009 г. утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, которая раскрывает основные направления государственной политики в сфере физической культуры и спорта, включая повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене.

Понятие спортивный результат, вероятно, представляется интуитивно ясным каждому, кто знаком со спортом. Но при попытках раскрыть его суть оно оказывается далеко не простым. В отличие от ряда иных результатов деятельности, скажем, производственно-трудовой, которые имеют предметно-вещественное воплощение (как продукты труда), спортивный результат не отделен от субъекта деятельности, а органически слит с его качественными и количественными характеристиками. Иными словами, спортивный результат представляет собой показатель реализации спортивно-достиженческих возможностей спортсмена или спортивной команды, оцениваемый по установленным в спорте критериям. Под спортивно-достиженческими возможностями надо подразумевать совокупность способностей, навыков, умений и знаний, которые в комплексе позволяют осуществлять принятие в избранном виде спорта соревновательные действия и добиваться реально доступного для конкретного спортсмена (команды) исхода соревнования.

В интересах точности спортивной терминологии следует отличать понятие спортивного результата от спортивного достижения: первое шире второго, поскольку спортивное достижение означает, строго говоря, не каждый из результатов, демонстрируемых спортсменом (или спортивной командой) в процессе неоднократных выступлений в состязаниях, а лишь те, которые превосходят предыдущие. Тем самым подчеркивается тот факт, что в силу определенных причин и обстоятельств (главнейшую роль среди которых играет изменчивость состояния так называемой спортивной формы, о чем подробно речь пойдет позже) спортсменам далеко не в каждом состязании удается в полной мере реализовать свои спортивно-достиженческие возможности, хотя каждый раз демонстрируется некоторый спортивный результат. В связи с этим индивидуальная динамика спортивных результатов (не говоря уже о командной динамике) характеризуется не просто линейным приростом достижений, а более сложными тенденциями.

Спортивные результаты измеряются и оцениваются спортивными арбитрами, как известно, по некоторым внешним признакам, согласованно учитываемым применительно к особенностям видов спорта, в частности: по величине времени, затраченного на преодоление соревновательных дистанций; размерам преодоленного пространства в беге, прыжках и метании; весу внешнего отягощения, осиливаемого в тяжелой атлетике; количеству и зримо заметному эффекту непосредственных физических воздействий на соперника в контактных спортивных единоборствах; количеству попаданий поражающим предметом в условную цель-мишень и т.д. Зафиксированные в таких измерениях результаты становятся достоянием гласности, особенно широкой в наше время благодаря каналам массового распространения информации (печать, радио, телевидение). Эти оценочные и информационные отображения спортивных результатов существенны для функционирования и популяризации спорта в обществе, хотя они лишь внешне отображают достигаемое и не раскрывают самого существа достижений .


Конечно, фактически достигаемые результирующие эффекты спортивной деятельности отнюдь не сводимы к тем условным измерителям и оценкам, посредством которых определяют исход спортивных соревнований и которые находят затем свое отображение в спортивной информации (как ни странно, смешение спортивных результатов с их условными отображениями подчас допускают даже в специальной литературе, когда сводят первые к неким символическим «знакам»). Ведь речь идет о результатах, на деле неотделимых от реализации возможностей самого спортсмена (то есть это вовсе не отвлеченный «знак», а вполне натуральный факт, другое дело, что он может быть условно отражен в какой-либо информационной форме). Ориентируясь на них, каждый может соотнести свои личные спортивные успехи, наглядно сопоставить их, наметить доступную меру увеличения. В этом заключается эталонная и стимулирующая роль спортивных достижений, подчеркиваемая, в частности, олимпийским девизом: «Быстрее, выше, сильнее».

Сравнительный анализ индивидуальных вариаций динамики результатов разных спортсменов дает определенные основания судить о продуктивности затрат их времени и сил на спортивную деятельность, следовательно - о степени эффективности используемых ими средств и методов достижения результатов. Вся долговременная динамика высших спортивных достижений в обществе свидетельствует о качестве сложившейся в нем школы спорта, уровне развития спортивной культуры, а также в некоторой мере и о степени прогресса смежных с ней разделов культуры общества.

Всем этим определяется личностная и социальная значимость спортивных результатов. Достижение их принято рассматривать как непосредственную цель спортивной деятельности. Это справедливо, если, однако, подразумевать лишь внешне конкретизированную, наглядно доходчивую цель. Но через достижение спортивных результатов реализуется и несравненно более существенная, глубинная цель, которая в гуманном обществе должна состоять в том, чтобы стимулировать духовное и физические развитие спортсмена, содействовать самоутверждению и разностороннему совершенствованию личности, воспитывать через спорт активных деятелей общественного прогресса. Только при сопряженной реализации этих целей - внешне выраженной в достижении спортивных результатов и глубиной - спортивная деятельность обретает свой подлинный социальный и воспитательный смысл .

Типы критериев оценки спортивных результатов

Принятые в различных видах спорта критерии оценки результатов имеют, естественно, свои отличия. В целом их можно условно подразделить на объективные, субъективные и смешанные (условность такого разграничения в том, что моменты объективности и субъективности есть почти во всей совокупности практикуемых критериев, но не в одинаковых соотношениях).

Первые - объективные критерии оценки - сопряжены с наиболее не зависимым от оценивающих результат замером некоторых его физических параметров. В частности, результат измеряют в мерах пространства (длины преодолеваемых спортсменами дистанций, высоты совершаемых прыжков, дальности бросков спортивных снарядов и т. д.), времени, затрачиваемого на выполнение соревновательного упражнения (бег, плавание, гребля, бег на коньках, велогонки и т. д.), веса перемещаемого предмета (например, тяжелоатлетической штанги). При измерениях в этих случаях используется относительно точный инструментарий, совершенствуемый по мере улучшения технического оснащения спорта (высокоточные электронные секундомеры, фотометрические устройства, другая довольно совершенная измерительная аппаратура).

Субъективными критериями оценки спортивного результата называются такие способы оценивания, которые отличаются особенно значительной зависимостью оценочных процедур от впечатлений, складывающихся у спортивных арбитров при судействе соревнований. В основе таких критериев лежат осуществляемые спортивными судьями процедуры по сопоставлению восприятий, возникающих у них по ходу и в итоге наблюдений за исполнением соревновательных действий, с некоторыми «образцами» выполнения этих действий (как их представляют арбитры, опираясь на свой опыт и исходя из требований принятых спортивно технических руководств и правил соревнований), констатации обнаруживаемых при сопоставлении соответствий и отклонений, исчислению в зависимости от этого результирующей оценки, имеющей условные градации (в баллах или подобных величинах). На этой основе оцениваются результаты, как известно, в тех видах спорта, где особое значение придается эстетически выразительному, искусному исполнению сложнокоординационных двигательных действий, в спортивной и художественной гимнастике, акробатике, прыжках в воду, фигурном катании на коньках и т. д. Понятно, что оценки спортивного результата при такого рода критериях во многом зависят не только от действительных достоинств и недостатков продемонстрированного спортсменом в соревновании, но и от субъективно обусловленных особенностей восприятий, впечатлений и оценочных суждений спортивных арбитров (степень индивидуальной точности или неточности восприятия, адекватность или неадекватность индивидуальных представлений об «идеальной модели» оцениваемых действий, беспристрастность или пристрастность судейских суждений). Отсюда вытекает острота проблемы объективизации субъективных критериев спортивного результата.

В смешанных критериях оценки спортивного результата приблизительно в одинаковой мере сочетаются объективные и субъективные слагаемые его оценивания. Так, в игровых видах спорта активно двигательного характера (исключая шахматный и аналогичные виды спорта) результативность относительно завершенных эпизодов и общего исхода соревнования объективизирована некоторыми материально определенными признаками так называемой финальной, или целевой, точности действий (попадание мячом, шайбой либо иным игровым предметом в условную мишень - ворота, баскетбольную корзину, поражаемые части игровой площадки и т. д.). Вместе с тем исход эпизодов и всей игры оценивается арбитрами в немалой зависимости от субъективных свойств их восприятия и оценочных суждений. При определении исхода спортивных единоборств оценочные заключения арбитров в известной мере объективизируются путем учета поддающихся относительно четкому наблюдению конкретных физических признаков результативности атакующих и оборонительных действий, совершаемых соперниками по ходу контактного единоборства (общее число действенных ударов, нокдаун и нокаут в боксе, «уколы» в фехтовании, касание лопатками ковра или проведение болевого приема в разновидностях спортивной борьбы и т.д.).

Нетрудно заметить, что эволюция критериев оценки спортивных результатов в целом шла и идет по пути их объективизации и увеличения степени точности оценочных процедур. Это достигается внедрением в спортивную практику и усовершенствованием применительно к ее потребностям измерительной, вычислительной и информационной техники (электронных, фотометрических, тензометрических и других измерительных устройств, скомпонованных с компьютерами, телевизионной и иной аппаратурой) .

Верному определению исхода спортивных соревнований способствует также совершенствование их правил, регламента и способов судейства.

Сама природа спорта и, особенно, роль спортивных достижений как своеобразного эталона человеческих возможностей обязывают постоянно уделять внимание проблеме разработки адекватных критериев оценки спортивных результатов, без чего не мыслится ни функционирование, ни развитие спорта.

Общие факторы динамики спортивных результатов и ее тенденции. Спортивные результаты изменяются под влиянием многих факторов и условий. При самой обобщенной характеристике основные из них сводятся к следующим:

Индивидуальная спортивная одаренность и степень ее реализации в процессе индивидуального развития;

Конкретное состояние системы подготовки спортсменов в обществе, ее качество, степень отлаженности и обеспечения;

Размах спортивного движения и коренные социальные условия его развития в обществе.

При сравнительно одинаковых общих условиях уровень индивидуального спортивного достижения зависит, естественно, прежде всего, от одаренности спортсмена и степени его подготовленности к достижению. Первый из этих факторов относительно консервативен, поскольку в основе его лежат природные (генетические) задатки. Степень же спортивной подготовленности высокодинамична - она возрастает под воздействием рационально построенной системы спортивной подготовки. Это значит, что важнейшим фактором воздействия на динамику достижений спортсмена служит именно система его подготовки, благодаря которой обеспечивается направленное формирование и совершенствование спортивных умений и навыков, наряду с неуклонным развитием способностей, необходимых для прогресса в спорте. Одно из обязательных условий при этом - возрастающие затраты усилий спортсмена для самосовершенствования (неслучайно поразительный взлет спортивных достижений в новейшей олимпийской истории произошел в условиях небывалого возрастания объема и интенсивности тренировочной работы). Даже очень одаренный спортсмен оказывается сейчас неконкурентноспособным, если он не трудится постоянно с возрастающими затратами времени и сил для реализации своих природных задатков. В связи с этим, как уже отмечалось, спортивные достижения, их индивидуальную динамику правомерно рассматривать в качестве показателей размера полезных затрат усилий спортсмена для самосовершенствования.

На пути к очередным достижениям в спорте создаются, рационализируются и проверяются все более действенные средства и методы спортивной тренировки, качественно улучшаются другие компоненты и условия функционирования системы подготовки спортсменов, в том числе ее научно-методические основы, формы организации, материально-техническое и иное обеспечение. А это, становясь достоянием массовой спортивной практики, обусловливает повышение общего уровня достигаемых в ней результатов вплоть до тех, какие были доступны прежде лишь выдающимся спортсменам (показательно, например, что спортивные рекорды, установленные на Олимпийских играх первой четверти XX в., доступны сейчас тысячам и тысячам спортсменов массовых разрядов). Поэтому, и не без основания, считается, что спортивные достижения, их общий уровень и динамика являются как бы концентрированным выражением состояния спортивной и сопряженных с ней отраслей культуры и общества .

Ясно, что спорт как общественное явление, так или иначе включен в разветвленную систему социальных отношений и обусловлен в своем развитии социально-экономическими и связанными с ними факторами. Поэтому уровень спортивных достижений той или иной страны, особенно общие тенденции его изменения, не может не зависеть и от коренных условий материальной жизни общества, от его благосостояния, а также и от социальных институтов, опосредованно влияющих через ряд звеньев на развитие спортивного движения (общественные и государственные органы управления, подготовка профессиональных кадров и т. д.). Действие этих факторов на рост спортивных результатов зачастую проявляется не прямо, а опосредованно. Так, высокий уровень экономического благосостояния страны не гарантирует автоматически ее превосходства в спорте: влияние первого на второе зависит от того, как будут на деле использованы имеющиеся социально-экономические возможности для развития спорта, особенно через отлаживание системы подготовки спортсменов высокого класса.