Дикий помещик особенности композиции. Анализ «Дикий помещик» Салтыков-Щедрин. Несколько интересных сочинений

Краткий анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»: идея, проблемы, темы, образ народа

Сказка “Дикий помещик” была опубликована М. Е. Салтыковым-Щедриным в 1869 году. Это произведение – сатира на русского помещика и на простой русский народ. Для того чтобы обойти цензуру писатель выбрал специфический жанр «сказка», в рамках которого описывается заведомая небылица. В произведении автор не дает своим героям имен, как бы намекая на то, что помещик – это собирательный образ всех помещиков на Руси XIX века. А Сенька и остальные мужики – это типичные представители крестьянского сословия. Тема произведения проста: превосходство трудолюбивого и терпеливого народа над бездарными и глупыми дворянами, выраженное в иносказательной манере.

Проблемы, особенности и смысл сказки «Дикий помещик»

Сказки Салтыкова-Щедрина всегда отличает простота, ирония и художественные детали, используя которые автор может абсолютно точно передать характер персонажа “И был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое”, “жил и на свет глядючи радовался”.

Основная проблема в сказке «Дикий помещик» – это проблема сложной судьбы народа. Помещик в произведении предстает жестоким и безжалостным тираном, который намеревается отобрать у своих крестьян последнее. Но услышав молитвы крестьян о лучшей жизни и желание помещика навсегда избавиться от них, бог осуществляет их молитвы. Помещика перестают беспокоить, а “мужики” избавляются от гнета. Автор показывает, что в мире помещика создателями всех благ выступали крестьяне. Когда они исчезли, он сам превратился в животное, зарос, перестал есть нормальную пищу, так как с базара исчезли все продукты. С исчезновением мужиков ушла яркая, насыщенная жизнь, мир стал неинтересным, тусклым, безвкусным. Даже развлечения, которые приносили помещику удовольствие раньше — игра в пульку или просмотр постановки в театре — уже не казались такими соблазнительными. Мир опустел без крестьянства. Таким образом, в сказке «Дикий помещик» смысл вполне реальный: высшие слои общества угнетают и топчут низшие, но при этом не могут без них оставаться на своей иллюзорной высоте, так как именно «холопы» обеспечивают страну, а вот их барин ничего, кроме проблем, обеспечить не в состоянии.

Образ народа в творчестве Салтыкова-Щедрина

Народ в произведении М. Е. Салтыкова-Щедрина – это трудолюбивые люди, в чьих руках любое дело “спорится”. Именно благодаря им, помещик всегда жил в достатке. Народ предстает перед нами не просто безвольной и безрассудной массой, а людьми умными и проницательными: “Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой”. Также крестьяне наделены таким важным качеством, как чувство справедливости. Они отказались жить под гнетом помещика, который устанавливал им несправедливые и порой безумные ограничения, и попросили бога о помощи.

Сам автор относится с уважением к народу. Это можно проследить на контрасте между тем между тем, как жил помещик после исчезновения крестьянства и во время его возвращения: “ И вдруг опять запахло в том уезде мякиной и овчинами; но в то же время на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая, а податей в один день поступило столько, что казначей, увидав такую груду денег, только всплеснул руками от удивления…”, — можно утверждать, что народ – это движущая сила общества, фундамент, на котором зиждется существование таких “помещиков”, и своим благополучием они, безусловно, обязаны простому русскому мужику. В этом и заключается смысл финала сказки «Дикий помещик».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сказки Салтыкова-Щедрина, предназначенные для взрослых, знакомят с особенностями русского общества лучше, чем исторические произведения. История о диком помещике похожа на обычную сказку, но реальность в ней сочетается с вымыслом. Помещик, ставший героем повествования, часто читает существующую на самом деле реакционную газету «Весть».

Оставшись один, помещик поначалу радуется тому, что его желание сбылось. Позднее приходит осознание собственной глупости. О глупости ему, не стесняясь, говорят чванливые гости, поняв, что из угощений у помещика остались одни леденцы. Таково же и официальное мнение исправника, собирающего налоги, который разбирается в неотделимости крестьянских податей от стабильности государства.

Но помещик не внемлет голосу разума и не слушает чужих советов. Он сохраняет твердость духа и мечтает о фантастических заграничных машинах, предназначенных заменить мужиков. Наивный мечтатель, не осознает, что в реальности не способен сам умываться. Он совершенно беспомощен, так как ничего не умеет.

Сказка заканчивается грустно: упрямец обрастает шерстью, встает на четвереньки и начинает кидаться на людей. Оказалось, что у благородного снаружи господина сущность простейшего существа. Он оставался человеком, пока ему подносили еду на тарелке и одевали в чистую одежду.

Вышестоящее начальство постановило вернуть крестьян в имение, чтобы они работали, платили в казну налоги и производили еду для своих хозяев.

А помещик остался диким навсегда. Его отловили, почистили, но он по-прежнему тяготеет к лесной жизни и не любит умываться. Таков герой: властелин в крепостном мире, но опекаемый простым мужиком Сенькой.

Автор смеется над нравами российского общества. Он сочувствует крестьянам и обвиняет их в чрезмерной терпеливости и покорности. Вместе с этим писатель демонстрирует бессилие помещиков, не умеющих жить без слуг. Сказки Салтыкова-Щедрина призывают уважать народ, который является основанием, поддерживающим благополучие подобных помещиков.

Вариант 2

Салтыков-Щедрин написал свое известное произведение, которое получило название «Дикий помещик», в 1869 году. Там он рассматривает достаточно злободневные вопросы, актуальные и в то время, и сейчас. Для него центральным являются жанр сказок, которые он пишет далеко не для детей. Автор сталкивает в своем произведение трагическое с комичным, использует такие приемы, как гротеск и гипербола, а также эзопов язык. Таким образом, он высмеивает самодержавие и крепостное право, которое до сих пор существуют на территории страны.

В центре событий обычный помещик, который имеет особую гордость за то, что в его венах течет дворянская кровь. Его цель – это просто понежить тело, отдохнуть и побыть собой. Он фактически отдыхает и такой образ жизни он может позволить себе только благодаря мужикам, к которым он относится весьма жестоко, он не может выносить даже духа обычных мужиков.

И вот желание помещика исполняется, и он остается один, при этом Бог исполнил не желание помещика, а желание крестьян, которые полностью измучены от постоянного контроля и надзора.

Таким образом, Щедрин высмеивает долю русского народа, которая является достаточно непростой. Только спустя время герой понимает, что он совершил настоящую глупость.

И вот в конце, помещик полностью одичал, внутри высшего существа человека, скрывается самое обычное животное, которое живет только ради осуществления своих желаний.

Герой восстановился в крепостном обществе, а опекать его будет простой русский крестьянин по имени Сенька.

Сказка «Дикий помещик» - это одно из гениальных произведений писателя, работающего в жанре сатиры. Ему приходится высмеивать социально-политический строй, ему приходится изобличать существующие нравы и типы общества, в котором существует достаточно странная мораль, не подвергающаяся осмыслению. Он показывает то, насколько беспомощны помещики, за которыми постоянно ухаживают простые крепостные. Все это высмеивается автором, который вынужден жить в подобном обществе, ему трудно справляться с существующей ситуацией, поэтому он старается показать ее абсурдность, осудить происходящее в обществе.

Сочинение Дикий помещик

Одна из лучших работ Салтыкова-Щедрина вышла в свет в 1869 году и называется она сказка «Дикий помещик». Данное произведение можно отнести к жанру сатира. Почему сказка? Автор не спроста выбрал такой жанр, таким образом он обошел цензуру. Герои произведения не имеют имен. Своеобразный намёк со стороны автора на то, что помещик является сборным образом и отвечает многим помещикам на Руси в 19 веке. Ну а взять остальных героев, мужики и Сенька, это что ни есть крестьяне. Автор поднимает очень интересную тему. Главное для автора то, что крестьянский, честный и трудолюбивый народ, всегда во всем выше нежели дворяне.

Благодаря жанру сказки, произведение автора очень простое и насыщенно иронией и разнообразными художественными деталями. С помощью деталей автор очень четко может передать образы героев. Например, помещика он называет глупым и мягкотелым. Который не знал горя и радовался жизни.

Главная проблема данного произведения - это сложная жизнь простого народа. В сказке автора, помещик выступает бездушным и жестким извергом, он только и делает то, что унижает бедных крестьян и старается забрать у них даже последнее. Крестьяне молились, им больше ничего не оставалось, они как люди хотели нормальной жизни. Помещик же хотел избавиться от них и в конце концов, бог исполнил желание крестьян жить лучше и желание помещика избавится от крестьян. После этого становится ясно, что всю роскошною жизнь помещика обеспечивают крестьяне. С исчезновением «холопов», жизнь поменялась, теперь помещик стал похож на животное. Он изменился внешне, стал страшнее, зарос, перестал нормально есть. Исчезли мужики и жизнь поменяла яркие тона на серые и тусклые. Даже проводя время как раньше, в развлечениях, помещик чувствует, что все равно это все не то. Автором раскрывается настоящий смысл произведения, который относится к реальной жизни. Бояре, помещики угнетают крестьян, не читают их за людей. Но, в отсутствие «холопов» они не могут жить нормальной жизнью, ведь все благо лично для них и для страны обеспечивают именно крестьяне, рабочие. А высшие слои общества кроме проблем и бед больше ничего не несут.

Люди в данном произведении, а именно крестьяне - это честные люди, открытые и любящие труд. С помощью их труда помещик и жил припеваючи. Кстати автор показывает крестьян не просто как одну бездумную толпу, а как умных и проницательных людей. В данном произведении для крестьян очень важна справедливость. Они считали не справедливым такое отношение к себе и поэтому попросили помощи у бога.

Непосредственно Салтыков-Щедрин очень уважает крестьян, что и показывает в произведении. Это видно, очень явно, когда помещик исчез и жил без крестьян и в то время, когда он вернулся. В итоге получается так, что автор подводит читателя к одному истинному мнению. Не высоко ставленники, не чиновники решают судьбу страны и каждого из помещиков, а именно крестьяне. На них держится все благополучие и все благи богатых людей. Это и есть главная идея произведения.

Идея, тема, суть, смысл

Несколько интересных сочинений

  • Особенности языка повести Левша Лескова

    Творение писателя представляет собой произведение, созданное в стиле сказания на основе смешения реальных и вымышленных событий с введением в образ главного персонажа повести героя персонажа, заимствованного из народной былины.

  • Образ Ростовщика в повести Портрет Гоголя и го характеристика сочинение

    Портрет - одна из повестей Николая Васильевича Гоголя, входящая в цикл «Петербургские повести». На мой взгляд «Портрет» выделяется на фоне остальных повестей не только оригинальным сюжетом, но и необычными героями.

  • Согласны ли Вы со словами Пушкина: «Мечтам и годам нет возврата» (Итоговое сочинение)

    Проживая свою жизнь, длинную или не очень, каждый человек предаётся мечтаниям. Он мечтает всегда, всё время. И это считается вполне нормальным явлением и поведением человека, нормальным состоянием человеческой души.

  • Жизнью каждого из нас управляют эмоции. В детстве у нас еще нет осознания того, что ими следует управлять, контролировать во благо себя и своих близких. Но бывают моменты

  • Придумать сказку про рыбу-кит 4 класс (сочинить сказку)

    Жил в Ледовитом океане то ли Рыба, то ли Кит, в общем, добрый Рыба-Кит. Жил хорошо, плавал на просторе, отдыхал на льдинах, смотрел представления морских котиков. На льдинах котикам было скучно и холодно, и они устраивали цирковые представления

Особое место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают сказки с их аллегорическими образами, в которых автор сумел сказать о русском обществе 60-80-х годов XIX века больше, чем историки тех лет. Салтыков-Щедрин пишет эти сказки «для детей изрядного возраста», то есть для взрослого читателя, по уму находящегося в состоянии ребенка, которому надо открыть глаза на жизнь. Сказка по простоте своей формы доступна любому, даже неискушенному читателю, и поэтому особенно опасна для тех, кто в ней высмеивается.

Основная проблема сказок Щедрина - взаимоотношения эксплуататоров и эксплуатируемых. Писатель создал сатиру на царскую Россию. Перед читателем проходят образы правителей («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»), эксплуататоров и эксплуатируемых («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), обывателей («Премудрый пескарь», «Вяленая вобла»).

Сказка «Дикий помещик» направлена против всего общественного строя, основанного на эксплуатации, антинародного по своей сущности. Сохраняя дух и стиль народной сказки, сатирик говорит о реальных событиях современной ему жизни. Произведение начинается как обычная сказка: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик…

» Но тут же появляется элемент современной жизни: «и был тот помещик глупый, читал газету «Весть»«. «Весть» - газета реакционно-крепостническая, так что глупость помещика определяется его мировоззрением. Себя помещик считает истинным представителем Русского государства, опорой его, гордится тем, что он потомственный российский дворянин, князь Урус-Кучум-Кильдибаев.

Весь смысл его существования сводится к тому, чтобы понежить свое тело, «мягкое, белое и рассыпчатое». Он живет за счет своих мужиков но ненавидит их и боится, не выносит «холопьего духу». Он радуется, когда каким-то фантастическим вихрем унесло неизвестно куда всех мужиков, и воздух стал в его владениях чистый-пречистый.

Но исчезли мужики, и наступил голод такой, что на базаре ничего купить нельзя. А сам помещик совсем одичал: «Весь он, с головы до ног, оброс волосами…

а ногти у него сделались как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках.

Утратил даже способность произносить членораздельные звуки…». Чтобы не умереть с голоду, когда был съеден последний пряник, российский дворянин стал охотиться: заметит зайца - «словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, съест». Одичание помещика свидетельствует о том, что без помощи мужика ему не прожить.

Ведь недаром, как только «рой мужиков» отловили и водворили на место, «на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая». Глупость помещика постоянно подчеркивается писателем. Первыми назвали помещика глупым сами крестьяне, трижды называют помещика глупым (прием троекратного повторения) представители других сословий: актер Садовский («Однако, брат, глупый ты помещик!

Кто же тебе, глупому, умываться подает?») генералы, которых он вместо «говядин-ки» угостил печатными пряниками и леденцами («Однако, брат, глупый же ты помещик!») и, наконец, капитан-исправник («Глупый же вы, господин помещик!

»). Глупость помещика видна всем, а он предается несбыточным мечтам, что без помощи крестьян добьется процветания хозяйства, размышляет об английских машинах, которые заменят крепостных. Его мечты нелепы, ведь ничего самостоятельно он сделать не может.

И только однажды задумался помещик: «Неужто он в самом деле дурак? Неужто та непреклонность, которую он так лелеял в душе своей, в переводе на обыкновенный язык означает только глупость и безумие?

» Если мы сопоставим известные народные сказки о барине и мужике со сказками Салтыкова-Щедрина, например с «Диким помещиком», то увидим, что образ помещика в щедринских сказках очень близок к фольклору, а мужики, напротив, отличаются от сказочных. В народных сказках мужик сметливый, ловкий, находчивый, побеждает глупого барина.

А в «Диком помещике» возникает собирательный образ тружеников, кормильцев страны и в то же время терпеливых мучеников-страдальцев. Так, видоизменяя народную сказку, писатель осуждает народное долготерпение, и сказки его звучат как призыв подняться на борьбу, отрешиться от рабского мировоззрения.

Из всех видов искусства литература располагает наиболее богатыми возможностями для воплощения комического. Чаще всего выделяются следующие виды и приемы комического: сатира, юмор, гротеск, ирония.

Сатиру называют взглядом «через увеличительное стекло» (В. ). Объектом сатиры в литературе могут быть самые разные явления.

Политическая сатира встречается чаще всего. Ярким доказательством тому являются сказки М.

Е. Салтыкова-Щедрина.

Фантастичность сказочных сюжетов позволила Салтыкову-Щедрину продолжать критику общественного строя, обходя цензуру даже в условиях политической реакции. Щедринские сказки рисуют не просто злых или добрых людей, не просто борьбу добра и зла, как большинство народных сказок, они раскрывают классовую борьбу в России второй половины XIX века.

Рассмотрим особенности проблематики сказок писателя на примере двух из них. В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Щедрин показывает образ труженика-кормильца.

Он может достать пищу, сшить одежду, покорить стихийные силы природы. С другой стороны, читатель видит безропотность мужика, его покорность, беспрекословное подчинение двум генералам. Он даже сам привязывает себя на веревку, что лишний раз указывает на покорность, забитость русского мужика.

Автор призывает народ к борьбе, протесту, призывает проснуться, обдумать свое положение, перестать безропотно подчиняться. В сказке «Дикий помещик» автор показывает, до чего может опуститься богатый барин, оказавшись без мужика. Брошенный своими крестьянами, он сразу превращается в грязное и дикое животное, более того - становится лесным хищником.

И жизнь эта, в сущности, продолжение его предыдущего хищного существования. Достойный внешний облик дикий помещик, как и генералы, приобретает снова лишь после того, как возвращаются его крестьяне. Таким образом, автор дает недвусмысленную оценку современной ему действительности.

По своей литературной форме и стилю сказки Салтыкова-Щедрина связаны с фольклорными традициями. В них мы встречаем традиционных сказочных персонажей: говорящих животных, рыб, птиц. Писатель использует характерные для народной сказки зачины, присказки, пословицы, языковые и композиционные троекратные повторы, просторечие и бытовую крестьянскую лексику, постоянные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Как и в фольклорной сказке, у Салтыкова-Щедрина нет чётких временных и пространственных рамок. Но, используя традиционные приемы, автор вполне намеренно отступает от традиции.

Он вводит в повествование общественно-политическую лексику, канцелярские обороты, французские слова. На страницы его сказок попадают эпизоды современной общественной.

жизни. Так происходит смешение стилей, создающее комический эффект, и соединение сюжета с проблемами современности.

Таким образом, обогатив сказку новыми сатирическими приемами, Салтыков-Щедрин превратил ее в орудие социально-политической сатиры.

Сатирическое изображение действительности проявилось у Салтыкова-Щедрина (наряду с другими жанрами) и в сказках. Здесь, как и в народных сказках, сочетается фантастика и реальность. Так, часто у Салтыкова-Щедрина звери очеловечены, они олицетворяют собой пороки людей.
Но есть у писателя цикл сказок, где героями выступают люди. Здесь Салтыков-Щедрин выбирает другие приемы для высмеивания пороков. Это, как правило, гротеск, гипербола, фантастика.

Такова сказка Щедрина «Дикий помещик». В ней глупость помещика доведена до предела. Писатель иронизирует над «достоинствами» барина: «Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой. Сократил он их так, что некуда носа высунуть; куда ни глянут - все нельзя, да не позволено, да не ваше! Скотина на водопой пойдет - помещик кричит: «Моя вода!» Курица за околицу выйдет - помещик кричит: «Моя земля!» И земля, и вода, и воздух - все его стало!»

Помещик считает себя не человеком, а неким божеством. Или, по крайней мере, человеком высшего разряда. Для него в порядке вещей пользоваться плодами чужого труда и даже не задумываться об этом.

Мужики «дикого помещика» изнывают от тяжкого труда и жестокой нужды. Замученные гнетом, наконец, крестьяне взмолились: «Господи! Легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!» Услышал их бог, и «не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика».

Поначалу казалось барину, что хорошо теперь заживется ему без крестьян. Да и все благородные гости помещика одобряли его решение: «- Ах, как это хорошо! - хвалят помещика генералы, - стало быть, теперь у вас этого холопьего запаху нисколько не будет? - Нисколько, - отвечает помещик».

Кажется, что герой не осознает всю плачевность своего положения. Помещик только предается мечтам, пустым по своей сути: «и вот ходит он, ходит по комнатам, потом сядет и посидит. И все думает. Думает, какие он машины из Англии выпишет, чтоб все паром да паром, а холопского духу чтоб нисколько не было; думает, какой он плодовитый сад разведет: вот тут будут груши, сливы…» Без своих крестьян «дикий помещик» только тем и занимался, что нежил свое «тело рыхлое, белое, рассыпчатое».

Вот в этот момент и начинается кульминация сказки. Без своих крестьян помещик, не умеющий и пальцем шевельнуть без мужика, начинает дичать. В щедринском сказочном цикле дается полный простор для развития мотива перевоплощения. Именно гротеск в описании процесса одичания помещика помог писателю со всей ясностью показать, как алчные представители «дирижирующего сословия» могут превратиться в самых настоящих диких животных.

Но если в народных сказках сам процесс превращения не изображается, то Салтыков воспроизводит его во всех деталях и подробностях. В этом - уникальное художественное изобретение сатирика. Его можно назвать гротескным портретом: помещик, совершенно одичавший после фантастического исчезновения крестьян, превращается в первобытного человека. «Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав…а ногти у него сделались, как железные, - неторопливо повествует Салтыков-Щедрин. - Сморкаться он уже давно перестал, ходил все больше на четвереньках и даже удивлялся, как прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил какой-то особенный победный клич, среднее между свистом, шипенье и рявканьем».

В новых условиях вся суровость помещика утратила свою силу. Он стал беспомощен, как малое дитя. Теперь даже «мышонок был умный и понимал, что помещик без Сеньки никакого вреда ему сделать не может. Он только хвостом вильнул в ответ на грозное восклицание помещика и через мгновение уже выглядывал на него из-под дивана, как будто говоря: погоди, глупый помещик! то ли еще будет! Я не только карты, а и халат твой съем, как ты его позамаслишь как следует!»

Таким образом, в сказке «Дикий помещик» показана деградация человека, обнищание его духовного мира (а был ли он вообще в данном случае?!), отмирание всех человеческих качеств.
Это объясняется очень просто. В своих сказках, как и в своих сатирах, при всей их трагической мрачности и обличительной суровости, Салтыков оставался моралистом и просветителем. Показывая ужас человеческого падения и самые зловещие его пороки, он все же верил, что в будущем произойдет нравственное возрождение общества и наступят времена социальной и духовной гармонии.

Известный всем писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин был поистине великим творцом. Являясь чиновником, он мастерски обличал невежественных дворян и восхвалял простой русский народ. Сказки Салтыкова-Щедрина, список которых насчитывает не один десяток, являются достоянием нашей классической литературы.

«Дикий помещик»

Все сказки Михаила Евграфовича написаны с использованием острого сарказма. С помощью героев (животных или людей) он высмеивает не столько людские пороки, сколько скудоумие высших чинов. Сказки Салтыкова-Щедрина, список которых был бы неполным без истории про дикого помещика, помогают нам увидеть отношение дворян 19 века к своим крепостным. История небольшая, но заставляет задуматься о многих серьезных вещах.

Помещик со странным именем Урус Кучум Кильдибаев живет в свое удовольствие: собирает богатый урожай, имеет шикарное жилье и много земель. Но однажды он устал от обилия крестьян в своем доме и решил от них избавиться. Взмолился помещик к Богу, но тот не внял его просьбам. Он всячески начал издеваться над мужиками, стал давить их налогами. И тогда Господь сжалился над ними, и они исчезли.

Поначалу глупый помещик был счастлив: теперь ему никто не мешал. Но позднее он стал ощущать их отсутствие: никто не готовил ему пищу, не убирал в доме. Приезжие генералы и исправник называли его дураком. Но тот не понимал, почему к нему так относятся. В итоге он настолько одичал, что даже стал похож на животное: оброс волосами, лазил по деревьям, а добычу разрывал руками и ел.

Сатирическое обличие пороков дворянина мастерски изобразил Салтыков-Щедрин. Сказка «Дикий помещик» показывает, насколько глупым может быть человек, не понимающий, что жил хорошо только благодаря своим мужикам.

В финале все крепостные возвращаются к помещику, и жизнь снова расцветает: на рынке продают мясо, в доме чистота и порядок. Да вот только Урус Кучум так и не вернулся к прежнему облику. Он по-прежнему мычит, скучая по прежней своей дикой жизни.

«Премудрый пескарь»

Многие с детства помнят сказки Салтыкова-Щедрина, список которых не мал: «Как мужик двух генералов прокормил», «Медведь на воеводстве», «Кисель», «Коняга». Правда, понимать настоящий смысл этих историй мы начинаем, когда становимся взрослыми.

Такова и сказка «Премудрый пескарь». Жил он всю жизнь и всего боялся: рака, водную блоху, человека и даже собственного брата. Родители завещали ему: «Гляди в оба!» И решил пискарь всю жизнь прятаться и никому на глаза не попадаться. И прожил он так больше ста лет. Ничего за всю жизнь не видел и не слышал.

Сказка Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» высмеивает глупых людей, готовых прожить всю жизнь в страхе перед любой опасностью. Задумался теперь старик-рыба, для чего же он жил. И стало ему так грустно оттого, что не видел белого света. Решился вынырнуть из-за своей коряги. А после его никто не видел.

Писатель смеется, что даже щука такую старую рыбу есть не станет. Пескарь в произведении назван премудрым, но это, несомненно, потому как умным его назвать крайне сложно.

Заключение

Сказки Салтыкова-Щедрина (список их перечислен выше) стали настоящим кладезем русской литературы. Как четко и мудро описывает автор людские недостатки! Эти истории не потеряли актуальности и в наше время. В этом они имеют сходство с баснями.