Цифра три в романе преступление и наказание. Числа в романе «Преступление и наказание

Сызранов Игорь

Актуальность темы.

К творчеству Ф. Достоевского по-разному относились и относятся как читатели, так и критики. Многие считают писателя самым «трудным» классиком. Но роман «Преступление и наказание» интересно не только тем, что в них нашли отражение сложнейшие проблемы России второй половины ХIХ века, но и тем, что писатель поставил и пытался решить такие глобальные вечные проблемы, как жизнь и бессмертие, добро и зло, вера и безверие.

ü через символику показать всю сложность и глубину романа,

ü выявить роль деталей и символов в идейно-тематическом осмыслении романа,

ü показать роль библейских мотивов через символику в романе “Преступление и наказание”.

ü исследование и выявление значения цифровых символов с точки зрения философского восприятия романа;

ü классификация цифровых символов на основе анализа текста романа и библейского восприятия символов;

ü соотношение цифровой ассоциации и застрочного пространства изображаемого в романе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Научно-исследовательская работа ученика 11а класса ГБОУ СОШ №362 Московского района г.Санкт-Петербурга

Сызранова Игоря

Научный руководитель:

Сызранова Наталия Владимировна

Тема работы

«Значение символики в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Смирись, гордый человек!

Ф.М.Достоевский

Актуальность темы.

К творчеству Ф. Достоевского по-разному относились и относятся как читатели, так и критики. Многие считают писателя самым «трудным» классиком. Но роман «Преступление и наказание» интересно не только тем, что в них нашли отражение сложнейшие проблемы России второй половины ХIХ века, но и тем, что писатель поставил и пытался решить такие глобальные вечные проблемы, как жизнь и бессмертие, добро и зло, вера и безверие.

Цели:

  • через символику показать всю сложность и глубину романа,
  • выявить роль деталей и символов в идейно-тематическом осмыслении романа,
  • показать роль библейских мотивов через символику в романе “Преступление и наказание”.

Задачи:

  • исследование и выявление значения цифровых символов с точки зрения философского восприятия романа;
  • классификация цифровых символов на основе анализа текста романа и библейского восприятия символов;
  • соотношение цифровой ассоциации и застрочного пространства изображаемого в романе.

Введение.

Л. Толстой отмечал, что писатель придает огромное значение – «бесконечно малым моментам текста». Действительно, художественный текст романа говорит языком детали. Правильно и точно найденная деталь приковывает к себе внимание читателя, является способом проникновения в застрочное пространство текста, нередко становясь ключевым символом, помогающим понять сокровенные мысли писателя.

В литературе символом становится художественная деталь, когда, сохраняя прямое значение, она порождает ряд ассоциаций, то есть становится знаком, несущим иносказательный смысл. Образы-символы являются теми ключевыми вершинными точками, вокруг которых концентрируется действие романа “Преступление и наказание”. Поэтика романа подчинена главной и единственной задаче – воскресению Раскольникова, избавлению “сверхчеловека” от преступной теории приобщению его к миру людей.

Основные образы-символы произведения, которые сразу возникают в памяти чаще всего называют следующие: фамилия главного героя, архитектура Петербурга, желтый цвет, лестница, топор, слово «вдруг», которое повторяется в романе 760 раз. Возникает и числовая символика. Что не случайно. Достоевскому была известна теория пифагорейцев, которая была положена в основу числовой символики романа. Это теория о влиянии чисел на жизнь человека. Известна такая легенда: Пифагор утверждал, что он сын бога Гермеса и земной женщины. Однажды отец сказал Пифагору, что он может просить всё, что захочет, кроме бессмертия. Пифагор просил сохранить ему память обо всех жизнях, которые ему предстоит прожить. Пифагор известен как талантливый стратег, экономист, математик. В Греции он организовал школу для юношей, но с каждого взял клятву, что тот будет молчать о знаниях, полученных в школе. Один из учеников нарушил клятву, и мир узнал о теории пифагорейцев, которая утверждает, что число играет в жизни человека решающее значение.

Основная часть.

Число 30 – предательство Иуды.

Обратимся к тексту.

«В девять часов вечера выложила Соня тридцать целковых перед Катериной Ивановной и этим самым принесла себя в жертву ради спасения голодных детей.»

«Последние тридцать копеек вынесла Соня Мармеладову на похмелье, и он не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя Иудой».

«Марфа Петровна выкупила Свидригайлова из долговой ямы за тридцать тысяч, и он предал ее».

Число 30 связано с притчей, в которой Иуда предал Христа за 30 серебряных монет. И все упоминания в тексте связаны с предательством.

Символика числа 7.

Число 7 является также наиболее устойчивым и часто повторяющимся в романе. Роман имеет 7 частей. Теологи называют число 7 истинно святым числом, так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство (Святая троица) и числа 4 – числа мирового порядка. Следовательно, число 7 является символом “союза” Бога и человека.

В тексте находим

  • Роковое время для Раскольникова - 7 часов вечера.
  • Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. Число 7 – союз Бога и человека.
  • «…он узнал, что завтра, ровно в 7 часов вечера, Лизавете, старухиной сестры, не будет дома…»
  • Свидригайлов прожил с Марфой Петровной всего 7 лет, но для него они были как 7 лет каторги.
  • Сон Раскольникова, когда он представляет себя 7-летним мальчиком.
  • «Им оставалось еще 7 лет. Семь лет, только семь лет! В начале своего счастья они оба были готовы были смотреть на эти 7 лет как на 7 дней».

Достоевский посылает Раскольникова на убийство именно в 7 часов,

так как тот хочет разорвать этот союз.

В эпилоге вновь появляется вновь число для того, чтобы восстановить этот союз, чтобы снова стать человеком, герой должен снова пройти через это истинно святое число. Число 7 конце романа уже не как символ гибели, а спасительное число.

Символика числа 4.

Отмечаем в тексте:

  • Квартира жертвы находится на четвертом этаже.
  • Раскольников прячет деньги старухи во дворе, где строится четырехэтажный дом.
  • Комната Мармеладова находится на четвертом этаже.
  • Полицейская комната находится на четвертом этаже.
  • Чтение притчи про Лазаря происходит через 4 дня после преступления, то есть через четыре дня после нравственной смерти Раскольникова.
  • Слова Сони: “Стань на перекрёстке, поклонись всему свету на все четыре стороны”.

В миропорядке число 4 имеет основополагающее значение: четыре времени года, четыре Евангелия, четыре стороны света, четыре этапа жизни человека.

Чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, т.е. через четыре дня после его нравственной смерти. Причем это действие расположено в 4 части, главе 4. Связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении всего романа. Не случайно же, он просит Соню перечитать именно эту притчу.

Комната Раскольникова уподобляется гробу неоднократно. Под камнем он схоронил награбленное. Слова Христа “отнимите камень” означают: раскайтесь, сознайтесь в своём преступлении.

Сопоставление с Лазарем разработано в романе глубоко и последовательно.

Если выписать из “Преступления и наказания” все места, где Раскольников так или иначе уподобляется мёртвому , то в каждой цитате окажется какой-либо один признак покойника, все вместе они составят полное его описание. Писатель вначале описал мертвеца в одном предложении, которое затем разбил и разбросал останки по всей книге.

Число 11- число высшей справедливости.

Читаем в романе:

  • «В 11 часов вечера зашли Раскольников с Мармеладовым домой к Катерине Ивановне».
  • «Я поздно… 11 часов есть?» - время прихода Раскольникова к Соне.
  • «… на другое утро, в ровно в 11 часов, Раскольников вошел в отделение пристава следственных дел к Порфирию Петровичу».

Неоднократное указание в романе на число 11 связано непосредственно с евангельским текстом. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о виноградаре и работниках, который выходил нанимать работников на виноградник в 3-м часу, в 6-м, в 9-м и, наконец, в 11-м. А вечером заплатил всем поровну, начав с тех, кто пришёл в 11.

Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что ещё не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться, стать из последнего пришедшего в одиннадцатом часу первым. Ответы на эти вопросы Достоевский пытался найти, обращаясь к Новому Завету, повествующему о судьбе Иисуса Христа.

При чтении текста романа читатель замечает, что Раскольников так часто пересекает мост. На мосту, словно на границе жизни и смерти, Раскольников то погибает, то оживает.

Мост – это своего рода Лета: в мифологии река мёртвых.

Множество раз Раскольников пересекает Неву – как своего рода Лету – и всякий раз Достоевский с особой тщательностью отмечает его переход.

Мысль об очистительной силе страдания чётко сформулированы Достоевским в эпилоге. Сон Раскольникова перекликается притчей Евангелия о конце света.

Можно провести еще одну параллель с библейским мотивом. Известны семь смертных грехов, нарушение которых ведут к гибели души. Вспомните «Божественную комедию» Данте, все круги, через которые проходит герой вместе со своим проводником - Вергилием. Это гордыня, зависть, чревоугодие, блуд, гнев (злоба), алчность (жадность), уныние (лень).

Достоевский показывает насколько глубоко падение Раскольникова, но даже он способен на возрождение души, надо только прийти к духовной вере, к Богу через любовь.

Все символы романа, так или иначе, соотносятся с именем Иисуса Христа, учение которого изложено в Евангелии его учениками – апостолами Матфеем, Лукой, Иоанном, Марком. Сам Ф.М.Достоевский испытал влияние Евангелия не только как религиозно-этической книги, но и как художественного произведения. В 1850 году в Тобольске перед отправкой на каторгу жёны декабристов подарили Достоевскому экземпляр Евангелия. Это была единственная книга, позволенная в остроге. Достоевский вспоминает: “Они благословили нас в новый путь и перекрестили. Четыре года эта книга пролежала под моей подушкой на каторге”. Кстати, описание именно этой книги встречается в сцене встречи Сони и Раскольникова. («На комоде лежала какая-то книга. Он каждый раз, проходя взад и вперед, замечал ее; теперь же взял и посмотрел. Это был Новый Завет в русском переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплете».) После каторги Достоевский убеждает себя в том, что Христос – воплощение чистоты и правды, идеал мученика, принявшего на себя спасение человечества.

Выводы

Таким образом, через числовую символику раскрывается роль библейских мотивов в психологическом романе. Писатель указывает на страшную опасность для человечества индивидуализма, который может привести к забвению всех нравственных норм. Для нас открывается пророческий смысл формулы Достоевского: “Смирись, гордый человек!” Спасти людей от моральной гибели может только вера: вера в Бога, в себя, в нравственные устои.

Достоевского можно по праву назвать художником-пророком. Он предвидел трагическую ситуацию, в которой окажется человечество и современный мир. Писателя страшит всё: власть денег, падение нравственности, обилие преступлений. Насилие в любой форме может привести к катастрофе, к уничтожению жизни на Земле.

Список литературы.

  1. Л.В.Карасёв О символах Достоевского. Вопросы философии 1994 №10
  2. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976
  3. Топорков Л.В. Солнце // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Международн. отношения, 2002.
  4. Белый А.Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.
  5. http://www.noisette-software.com/

Роман Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание".

Цель

Через числовую символику показать роль библейских мотивов в романе “Преступление и наказание".

Задачи:

1. Исследовать символическое значение чисел 4, 7, 11, 30

2. Проанализировать сон Раскольникова в эпилоге и соотнести его с Евангелием, сделать выводы.

3. Рассмотреть, какое символическое значение несёт в себе слово “МОСТ”.

Гипотеза: Поэтика романа подчинена главной и единственной задаче – воскресению Раскольникова.

Число 30 - предательство Иуды.

  • В девять часов вечера выложила Соня ТРИДЦАТЬ целковых перед Катериной Ивановной и этим самым принесла себя в жертву.
  • Последние ТРИДЦАТЬ копеек вынесла Соня Мармеладову на похмелье, и он не мог в эту позорную для себя минуту не ощущать себя Иудой.
  • Марфа Петровна выкупила Свидригайлова из долглаой чмы за ТРИДЦАТЬ тысяч.

Вывод: как мы можем убедиться, Достоевский не случайно использует это число в романе. Число ТРИДЦАТЬ связано с притчей, в которой Иуда предал Христа за ТРИДЦАТЬ серебряных монет.

Число 7 - союз Бога и Человека.

  • Число 7 является также наиболее устойчивым и часто повторяющимся в романе.
  • Роман имеет 7 частей: 6 частей и эпилог.
  • Роковое время для Раскольникова - 7 часов вечера.

Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. Теологи называют число 7 истинно святым числом, так как число 7 – это соединение числа 3 , символизирующего божественное совершенство (Святая троица) и числа 4 – числа мирового порядка. Следовательно, число 7 является символом “союза” Бога и человека. Поэтому, “посылая” Раскольникова на убийство именно в 7 часов вечера, Достоевский заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать этот союз.

Вывод: вот почему, чтобы восстановить этот союз, чтобы снова стать человеком, герой должен снова пройти через это истинно святое число. В эпилоге романа возникает число 7 , но уже не как символ гибели, а как спасительное число.

Число 4 - притча о Воскресении Лазаря.

  • Квартира жертвы находится на четвертом этаже здания;
  • Раскольников прячет вещи под камень, где строится четырехэтажный дом;
  • Убогая комната Мармеладова находится на четвертом этаже;
  • Полицейская контора расположена на четвертом этаже этого же здания;
  • Чтение про Лазаря происходит через четыре дня после убийства, то есть через четыре дня после нравственной смерти Раскольникова;

Выводы: Число 4 имеет важное значение. Есть четыре времени года, четыре Евангелия, четыре стороны света. Вот, например, слова Сони: “Стань на перекрёстке, поклонись всему свету на все четыре стороны”. Связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении всего романа. Комната Раскольникова неоднократно уподобляется гробу. Под камнем он схоронил награбленное. Слова Христа “отнимите камень” означают: раскайтесь, сознайтесь в своём преступлении.

Число 11 - число высшей справедливости.

  • В одиннадцать часов зашли Раскольников с Мармеладовым к Катерине Ивановне;
  • "Я поздно...Одиннадцать часов есть?" - время прихода Раскольникова к Соне;
  • После посещения Сони "на другое утро, ровно в одиннадцать часов, Раскольников вошел в отделение пристава следственных дел к Порфирию Петровичу";

Выводы: отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что ещё не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться, стать из последнего пришедшего в одиннадцатом часу первым.

МОСТ. Притча о Марфе и Марии.

  • На мосту , словно на границе жизни и смерти, Раскольников то погибает, то оживает
  • Полный сил и энергии после игры в “кошки-мышки” с Заметовым, он ступает на мост , его охватывает полнейшая апатия…”
  • Переходит он мост и тогда, когда идёт признаваться в убийстве.

Мост – это своего рода Лета (В мифологии река мёртвых).

Множество раз Раскольников пересекает Неву – как своего рода Лету – и всякий раз Достоевский с особой тщательностью отмечает его переход.

Притча о Марфе и Марии:

"В продолжении пути их, пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в свой дом; у ней была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и сказала: "Господи! Или тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне". Иисус же сказал ей в ответ: "Марфа! Марфа! Ты суетишься много, а одно только нужно... ".

Вывод: мысль об очистительной силе страдания чётко сформулированы Достоевским в эпилоге. Сон Раскольникова перекликается с притчей.

Евангельский сон Раскольникова.

Когда Иисус сидел на горе Елеонской, к нему приступили ученики и стали расспрашивать: "Когда это будет?". Иисус ответил: "...ибо восстанет народ на народ и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения. Многие друг друг будут предавать и возненавидят друг друга, и многие лжепророки восстанут... ".

Вывод: Писатель указывает на страшную опасность для человечества, которая приведет к забвению нравственных норм.

Выводы

Образы-символы являются теми ключевыми вершинными точками, вокруг которых концентрируется действие романа “Преступление и наказание”. Знакомство с евангельским текстом помогло нам осмыслить всю философско-поэтическую систему писателя. Поэтика романа подчинена главной и единственной задаче – воскресению Раскольникова, избавлению “сверхчеловека” от преступной теории, приобщению его к миру людей.

Исполнители

Ученики 10 класса: Ефимов Антон, Карташова Юлия, Борисова Анастасия, Иванов Максим, Панасенко Кристина, Подкуйко Андрей.

Источники

1.Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М, 1979.

2.Белов С.В. Роман Достоевского «Преступление и наказание». Комментарии.

3.Кашина Н.В. Человек в творчестве Достоевского.

4.Кирпотин В.Е. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова.

5.Селезнев Ю.И. Достоевский.

Ф.М. Достоевский — это не просто классик русской литературы. Это гений, сумевший понять загадочный русский характер и раскрыть многие проблемы русского общества, которые актуальны и в наши дни. Его роман «Преступление и наказание» открывает череду эпохальных романов, сделавших писателя поистине мировым классиком. В нем подробно исследован человеческий индивидуализм, граничащий с абсолютным эгоизмом, который приводит к отрицанию всех ценностей жизни. Помимо точного психологического анализа отдельного человека, в произведении дается подробное описание жизни беднейших слоев общества, что делает этот роман практически энциклопедией жизни в Санкт-Петербурге того времени.

Каждый роман Ф.М.Достоевского — это неповторимый мир, который буквально захватывает читателя. В этом мире важна каждая мелочь и каждой детали придается особое значение. «Преступление и наказание» не является исключением и содержит множество символов. Особенное значение в этом романе писатель отдает числам. Издавна числовыми значениями человек пытался передать различную информацию и описать отдельные нравственные понятия. Числа «три» и «тридцать три» особенно важны для христианской культуры. Символ Бога — Святая Троица, тридцать три года — возраст Иисуса Христа, воскресение через три дня. Поэтому именно с этими числами Ф.М.Достоевский олицетворяет божественную сущность.

Что же мы видим в романе? Три дня Раскольников мучился перед убийством процентщицы, три раза он приходил к старухе, на шее у которой были два крестика и медный образок. Лупа получила три тысячи рублей от Марфы Петровны, Соня пожертвовала Мармеладову свои последние тридцать копеек на опохмел и он в этот миг почувствовал себя Иудой. Действительно, именно за эту сумму Иуда предал Христа, согласно евангельскому рассказу.

До наших дней дошел личный экземпляр Евангелия Ф.М.Достоевского. Пометки в нем говорят об особой роли евангельских чисел в мировоззрении писателя. Как упоминалось выше, число три отображает божественную сущность явлений. Еще один его смысл — предупреждение о наступающей беде (Раскольников оставлял залог у процентщицы три раза). С другой стороны — это надежда, которую несет символ Троицы и, в завершении, наказание, искупление вины.

Еще одно евангельское число — одиннадцать — так же присутствует в романе неоднократно. Именно в одиннадцать часов Раскольников ушел от умершего Мармеладова. В это же время он встречается с Соней и Порфирием Петровичем. Чтобы понять смысл этого числа в романе, необходимо обратиться к евангельской притче. Хозяин дома вышел нанимать работников в третьем часу, затем в шестом, в девятом и в одиннадцатом. В конце хозяин расплатился со всеми работниками поровну, начав с последнего, который пришел в одиннадцатом часу. В этом высшая божественная справедливость. Поэтому, писатель считает, что Раскольникову, как пришедшему последним в одиннадцатом часу, еще не поздно покаяться и стать первым.

Наиболее часто в «Преступлении и наказании» повторяется число семь, что делает его особенно значимым и символичным. Роман состоит из семи частей. В первой и второй части — по семь глав. Все роковые события в жизни Раскольникова происходят в семь часов. Число семь теологи разделяют на тройку — символ божественного начала и четверку, определяющую мировой порядок. Поэтому, число семь олицетворяет союз Бога и человека. Эта тема и в следующих романах будет одной из главных, волнующих писателя.

В заключение можно сказать, что все произведения Ф.М.Достоевского настолько глубоки по смыслу, что понять все тонкости каждого просто невозможно. Каждый роман буквально нашпигован глобальными проблемами, которые актуальны в любое время. И конечно же, главной темой для писателя всегда остается личность самого человека, его душа, которая, по искреннему убеждению классика, всегда была ближе к Богу, чем казалось на первый взгляд. Я думаю, что роман «Преступление и наказание» — гениальный путеводитель, позволяющий нам приблизиться к загадке человеческой души, понять самих себя и окружающих людей.

    • Обнищавший и опустившийся студент Родион Романович Раскольников – центральный персонаж эпохального романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса теории Раскольникова. Молодые герои находятся в критической жизненной ситуации, когда необходимо принять решение, как жить дальше. С самого начала повествования Раскольников ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. В зловещий замысел Родиона Романовича читатель […]
    • Бывший студент Родион Романович Раскольников – главный герой «Преступления и наказания», одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского. Фамилия этого персонажа говорит читателю о многом: Родион Романович – человек с расколотым сознанием. Он изобретает собственную теорию деления людей на два «разряда» – на «высших» и «тварей дрожащих». Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье «О преступлении». Согласно статье, «высшие» наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя […]
    • Соня Мармеладова – героиня романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Бедность и крайне безнадежное семейное положение вынуждают эту молодую девушку зарабатывать на панели. Читатель впервые узнает о Соне из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова – ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми – жена и дети голодают, Мармеладов пьет. Соня – его дочь от первого брака – живет на […]
    • «Красота спасет мир», – написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором и заключена хотя бы частичка этой красоты. Причем писатель имел в виду вовсе не внешнюю красоту человека, а его нравственные качества, которые и превращают его в действительно прекрасного человека, который своей добротой и человеколюбием способен внести частичку света […]
    • Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи‑процентщицы, и наказание – суд и каторга. Однако для Достоевского главным был философский, нравственный суд над Раскольниковым и его бесчеловечной теорией. Признание Раскольникова не связано окончательно с развенчанием самой идеи возможности насилия во имя блага человечества. Раскаяние приходит к герою только после его общения с Соней. Но что же тогда заставляет Раскольникова пойти в полицейский […]
    • Герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – бедный студент Родион Раскольников, вынужденный сводить концы с концами и поэтому ненавидящий сильных мира сего за то, что они попирают слабых людей и унижают их достоинство. Раскольников очень чутко воспринимает чужое горе, пытается как‑то помочь беднякам, но вместе с тем понимает, что изменить что‑либо не в его силах. В его страдающем и измученном мозгу рождает теория, согласно которой все люди разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». […]
    • В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показал трагедию личности, которая видит многие противоречия своей эпохи и, запутавшись окончательно в жизни, создает теорию, которая идет вразрез с главными человеческими законами. Идея Раскольникова о том, что есть люди – «твари дрожащие» и «право имеющие», находит в романе много опровержение. И, пожалуй, самым ярким разоблачением этой идеи является образ Сонечки Мармеладовой. Именно этой героине суждено было разделить глубину всех душевных мук […]
    • Тема «маленького человека» является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин («Медный всадник»), и Толстой, и Чехов. Продолжая традиции русской литературы, особенно Гоголя, Достоевский с болью и любовью пишет о «маленьком человеке», живущем в холодном и жестоком мире. Сам писатель заметил: «Все мы вышли из “Шинели” Гоголя». Тема «маленького человека», «униженных и оскорбленных» особенно сильно прозвучала в романе Достоевского «Преступление и наказание». Одну […]
    • Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким сердцем, людей, добрых по природе, но по тем или иным причинам оказавшихся на нравственном дне, потерявших уважение к себе как личности или опустивших свою душу в моральном плане. Некоторые из этих героев так никогда и не поднимаются на прежний уровень, а становятся настоящими […]
    • В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60‑х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху‑процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Убийство – это страшное преступление, но читатель не воспринимает Раскольникова отрицательным героем; он предстает героем трагическим. Достоевский наделил своего героя прекрасными чертами: Раскольников был «замечательного хорош собою, с […]
    • Во всемирно известном романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» образ Родиона Раскольникова является центральным. Читатель воспринимает происходящее именно с точки зрения этого персонажа – обнищавшего и опустившегося студента. Уже на первых страницах книги Родион Романович ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. Мелкие, совершенно незначительные, казалось бы, происшествия он воспринимает весьма болезненно. Например, на улице его пугает внимание к его шляпе – и Раскольников тут […]
    • Роман Достоевского «Преступление и наказание» можно читать и перечитывать несколько раз и все время находить в нем что-то новое. Читая его впервые, мы следим за развитем сюжета и задаемся вопросами о правильности теории Раскольникова, о святой Сонечке Мармеладовой и о «хитрости» Порфирия Петровича. Однако, если мы откроем роман во второй раз, появляются и другие вопросы. Например, почему именно тех, а не иных героев вводит автор в повествование, и какую роль они играют во всей этой истории. Роль эта на первый […]
    • Раскольников Лужин Возраст 23 года Около 45 лет Род занятий Бывший студент, бросил учебу из-за невозможности платить Преуспевающий юрист, надворный советник. Внешность Очень хорош собой, темно-русые волосы, темные глаза, стройный и тонкий, рост выше среднего. Одевался чрезвычайно плохо, автор указывает, что другой человек даже постыдился бы в таком выходить на улицу. Немолод, осанист и чопорен. На лице постоянно выражение брюзгливости. Темные бакенбарды, волосы завиты. Лицо свежее и […]
    • Порфирий Петрович - пристав следственных дел, дальний родственник Разумихина. Это человек умный, хитрый, проницательный, ироничный, незаурядный. Три встречи Раскольникова со следователем - своеобразный психологический поединок. У Порфирия Петровича нет улик против Раскольникова, но он убежден, что тот - преступник, и свою задачу как следователя видит либо в том, чтобы найти улики, либо в его признании. Вот как Порфирий Петрович описывает свое общение с преступником: «Видали бабочку перед свечкой? Ну, так он все […]
    • Ф. М. Достоевский был настоящим писателем‑гуманистом. Боль за человека и человечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь людям постоянно присутствуют на страницах его романа. Герои романов Достоевского – это люди, желающие найти выход из жизненного тупика, в котором оказались по разным причинам. Они вынуждены жить в жестоком мире, который порабощает их умы и сердца, заставляет действовать и поступать так, как людям не хотелось бы, или как бы они не поступили, находясь в других […]
    • Соня Мармеладова для Достоевского – это то же самое, что для Пушкина Татьяна Ларина. Любовь автора к своей героине мы видим повсюду. Мы видим, как он восхищается ею, боготоворит и где-то даже ограждает от несчастий, как ни странно это звучит. Соня – это символ, божественный идеал, жертва во имя спасения человечества. Она как путеводная нить, как нравственный образец, несмотря на ее занятие. Соня Мармеладова – антагонист Раскольникова. И если разделять героев на положительных и отрицательных, то Раскольников будет […]
    • В центpе pомана Ф. М. Достоевского "Пpестyпление и наказание" - хаpактеp геpоя шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночинца, бедного стyдента Родиона Раскольникова.Раскольников совеpшает пpестyпление: yбивает стаpyхy-пpоцентщицy и ее сестpy, безобиднyю, пpостодyшнyю Лизаветy. Престуление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем трагическим. В чем же трагедия Раскольникова? Своего героя Достоевский наделил прекрасными […]
    • Тема «маленького человека» была продолжена в социально-бытовом, психологическом, философском романе-рассуждении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866). В этом романе тема «маленького человека» прозвучала намного громче. Место действия – «желтый Петербург», с его «желтыми обоями», «желчью», шумными грязными улочками, трущобами и тесными двориками. Таков мир нищеты, невыносимых страданий, мир в котором у людей рождаются больные замыслы (теория Раскольникова). Такие картины одна за другой появляются […]
    • Истоки романа восходят ко времени каторги Ф.М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал брату из Твери: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения...» Первоначально Достоевский задумал написать "Преступление и наказание" в […]
    • Одним из сильнейших моментов романа «Преступление и наказание» является его эпилог. Хотя, казалось бы, кульминация романа давно миновала, и события видимого «физического» плана уже произошли (задумано и содеяна страшное преступление, совершено признание, приведено в исполнение наказание), на самом деле только в эпилоге роман достигает своего подлинного, духовного пика. Ведь, как выясняется, совершив признание, Раскольников не раскаялся. «Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес […]
  • Каждое творение Федора Достоевского имеет свой неповторимый мир, способный захватить читателя с первых строк. В этом особенном мире немаловажное значение играет каждая мелочь, которой автор придает особое значение. Роман «Преступление и наказание» исключением не является, писатель также наделяет его множеством символов, например, числами.

    Так уж повелось в мире, что человек издавна пытается передать при помощи числовых значений разную информацию или описать при помощи них какие-то нравственные понятия. Так, числа, содержащие «тройку» (три, тридцать три), играют немаловажное значение в культуре христиан. Святая троица – это символ Бога, а тридцать три – это возраст Иисуса Христа. Вот и Федор Достоевский олицетворяет в романе «Преступление и наказание» божественную сущность именно с этими числами.

    Прочитав роман, можно заметить, что главный герой – Раскольников накануне убийства старухи мучался именно три дня. К процентщице он наведывался три дня. Сама старуха носила на шее три образка (два крестика и один образок из меди). От Марфы Петровны Лупа получила деньги в количестве трех тысяч, а Сонечка отдала на опохмелье Мармеладову последние тридцать три копейки.

    До наших дней сохранилась личная вещь писателя Достоевского – экземпляр Евангелия, в котором писатель делал пометки. Это говорит о том, что для Достоевского евангельские числа играли особую роль в мировоззрении.

    Также в произведении есть еще одно число из Евангелия – одиннадцать. В романе именно в одиннадцать часов герой покинул умершего Мармеладова. Одиннадцать – это время встречи Сони и Порфирия Петровича. Значение данного числа для романа можно понять, если знать евангельскую притчу, в которой хозяин нанимает своих рабочих в три, шесть, девять и одиннадцать часов. Расплачивается с работниками хозяин поровну, начав с последнего, который пришел в одиннадцать часов, показывая тем самым божественную справедливость. Вот и Достоевский считает, что герой Раскольников может стать первым и раскаяться.

    Уделено внимание в романе и числу семь (произведение состоит из семи частей, первая и вторая содержать семь глав, трагические события в жизни Раскольникова происходят в семь часов).

    Роман «Преступление и наказание» - это настоящий путеводитель, помогающий разгадать таинства человеческой души, в том числе и своей.

    Внимание, только СЕГОДНЯ!

    Сочинение » Преступление и наказание — Достоевский » Сочинение на тему «Числа в романе «Преступление и наказание»

    sochinenienatemu.com

    Числа в романе «преступление и наказание»

    Ф.М. Достоевский - это не просто классик русской литературы. Это гений, сумевший понять загадочный русский характер и раскрыть многие проблемы русского общества, которые актуальны и в наши дни. Его роман «Преступление и наказание» открывает череду эпохальных романов, сделавших писателя поистине мировым классиком. В нем подробно исследован человеческий индивидуализм, граничащий с абсолютным эгоизмом, который приводит к отрицанию всех ценностей жизни. Помимо точного психологического анализа отдельного человека, в произведении дается подробное описание жизни беднейших слоев общества, что делает этот роман практически энциклопедией жизни в Санкт-Петербурге того времени. Каждый роман Ф.М.Достоевского - это неповторимый мир, который буквально захватывает читателя. В этом мире важна каждая мелочь и каждой детали придается особое значение. «Преступление и наказание» не является исключением и содержит множество символов. Особенное значение в этом романе писатель отдает числам. Издавна числовыми значениями человек пытался передать различную информацию и описать отдельные нравственные понятия. Числа «три» и «тридцать три» особенно важны для христианской культуры.

    Символ Бога - Святая Троица, тридцать три года - возраст Иисуса Христа, воскресение через три дня. Поэтому именно с этими числами Ф.М.Достоевский олицетворяет божественную сущность. Что же мы видим в романе? Три дня Раскольников мучился перед убийством процентщицы, три раза он приходил к старухе, на шее у которой были два крестика и медный образок. Лупа получила три тысячи рублей от Марфы Петровны, Соня пожертвовала Мармеладову свои последние тридцать копеек на опохмел и он в этот миг почувствовал себя Иудой. Действительно, именно за эту сумму Иуда предал Христа, согласно евангельскому рассказу. До наших дней дошел личный экземпляр Евангелия Ф.М.Достоевского. Пометки в нем говорят об особой роли евангельских чисел в мировоззрении писателя. Как упоминалось выше, число три отображает божественную сущность явлений. Еще один его смысл - предупреждение о наступающей беде (Раскольников оставлял залог у процентщицы три раза).

    С другой стороны - это надежда, которую несет символ Троицы и, в завершении, наказание, искупление вины. Еще одно евангельское число - одиннадцать - так же присутствует в романе неоднократно. Именно в одиннадцать часов Раскольников ушел от умершего Мармеладова. В это же время он встречается с Соней и Порфирием Петровичем. Чтобы понять смысл этого числа в романе, необходимо обратиться к евангельской притче. Хозяин дома вышел нанимать работников в третьем часу, затем в шестом, в девятом и в одиннадцатом. В конце хозяин расплатился со всеми работниками поровну, начав с последнего, который пришел в одиннадцатом часу. В этом высшая божественная справедливость. Поэтому, писатель считает, что Раскольникову, как пришедшему последним в одиннадцатом часу, еще не поздно покаяться и стать первым.

    Наиболее часто в «Преступлении и наказании» повторяется число семь, что делает его особенно значимым и символичным. Роман состоит из семи частей. В первой и второй части - по семь глав. Все роковые события в жизни Раскольникова происходят в семь часов. Число семь теологи разделяют на тройку - символ божественного начала и четверку, определяющую мировой порядок. Поэтому, число семь олицетворяет союз Бога и человека. Эта тема и в следующих романах будет одной из главных, волнующих писателя. В заключение можно сказать, что все произведения Ф.М.Достоевского настолько глубоки по смыслу, что понять все тонкости каждого просто невозможно.

    Каждый роман буквально нашпигован глобальными проблемами, которые актуальны в любое время. И конечно же, главной темой для писателя всегда остается личность самого человека, его душа, которая, по искреннему убеждению классика, всегда была ближе к Богу, чем казалось на первый взгляд. Я думаю, что роман «Преступление и наказание» - гениальный путеводитель, позволяющий нам приблизиться к загадке человеческой души, понять самих себя и окружающих людей.

    Сочинения » Сочинение » Числа в романе «преступление и наказание»

    sochinenienatemupro.ru

    Библейские мотивы и числовая символика в романе «Преступление и наказание»

    Разделы: Литература

    • через числовую символику показать всю сложность и глубину романа Достоевского, роль библейских мотивов в романе “Преступление и наказание”;
    • формирование навыков самостоятельной исследовательской работы;
    • прививать внимательное отношение к тексту, воспитывать грамотного, думающего читателя.
    • Форма работы: групповая, индивидуальная

      Методы работы: наблюдение, исследование, “погружение” в текст.

      Цель — исследовать символическое значение числа 7, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

      Цель — исследовать символическое значение числа 4, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

      Цель — исследовать символическое значение числа 11, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

      Цель — исследовать символическое значение числа 30, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

      Цель – найти в тексте романа ключевые слова, предложения, словосочетания, подтверждающие фразу (см. ниже).

      Индивидуальные задания

    1. Проанализировать сон Раскольникова в эпилоге и соотнести его с Евангелием, сделать выводы. В какой момент наступает истинное раскаяние?
    2. Рассмотреть, какое символическое значение несёт в себе слово “МОСТ”

    1. Слово учителя. Сообщение цели урока.

    Образы-символы являются теми ключевыми вершинными точками, вокруг которых концентрируется действие романа “Преступление и наказание”. Знакомство с евангельским текстом поможет нам осмыслить всю философско-поэтическую систему писателя. Поэтика романа подчинена главной и единственной задаче – воскресению Раскольникова, избавлению “сверхчеловека” от преступной теории приобщению его к миру людей.

    Достоевский испытал влияние Евангелия не только как религиозно-этической книги, но и как художественного произведения. В 1850 году в Тобольске перед отправкой на каторгу жёны декабристов подарили Достоевскому экземпляр Евангелия. Это была единственная книга, позволенная в остроге. Достоевский вспоминает: “Они благословили нас в новый путь и перекрестили. Четыре года эта книга пролежала под моей подушкой на каторге”. После каторги Достоевский убеждает себя в том, что Христос – воплощение чистоты и правды, идеал мученика, принявшего на себя спасение человечества.

    С евангельскими притчами связана символика романа. Давайте представим результаты наших исследований.

    2. Выступления учащихся. Представление своих исследований текста.

    Как мы можем убедиться, Достоевский не случайно использует это число в романе. Число 30 связано с притчей, в которой Иуда предал Христа за 30 серебряных монет.

    Число 7 является также наиболее устойчивым и часто повторяющимся в романе. Роман имеет 7 частей: 6 частей и эпилог. Роковое время для Раскольникова — 7 часов вечера. Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. Теологи называют число 7 истинно святым числом, так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство (Святая троица) и числа 4 – числа мирового порядка. Следовательно, число 7 является символом “союза” Бога и человека. Поэтому, “посылая” Раскольникова на убийство именно в 7 часов вечера, Достоевский заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать этот союз.

    Вот почему, чтобы восстановить этот союз, чтобы снова стать человеком, герой должен снова пройти через это истинно святое число. В эпилоге романа возникает число 7 , но уже не как символ гибели, а как спасительное число.

    В романе часто повторяется число 4. Лестница и число 4 связаны, так как лестница ведёт к определённому повторяющемуся уровню высоты – к четвёртому.

    В каждом случае эта окружающая обстановка отмечает критический момент психической эволюции Раскольникова: убийство, поиски тайника, первая встреча с Соней и окончательное признание.

    Выводы: Число 4 имеет основополагающее значение. Есть четыре времени года, четыре Евангелия, четыре стороны света. Вот, например, слова Сони: “Стань на перекрёстке, поклонись всему свету на все четыре стороны”.

    Чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, т.е. через четыре дня после его нравственной смерти.

    Связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении всего романа. Комната Раскольникова уподобляется гробу неоднократно. Под камнем он схоронил награбленное. Слова Христа “отнимите камень” означают: раскайтесь, сознайтесь в своём преступлении.

    Сопоставление с Лазарем разработано в романе глубоко и последовательно.

    Результаты работы группы

    Если выписать из “Преступления и наказания” все места, где Раскольников так или иначе уподобляется мёртвому , то в каждой цитате окажется какой-либо один признак покойника, все вместе они составят полное его описание. Писатель вначале описал мертвеца в одном предложении, которое затем разбил и разбросал обломки по всей книге. И если собрать осколки, подбирая один к другому, как составляют дети разрезанную картину, то обнаружится следующее:

    Бледный мертвец лежит в гробу, забивают гроб гвоздями, выносят его, хоронят, но он воскресает.

    Вот как раскладываются “обломки” этой воображаемой фразы:

    Достоевский постоянно подчёркивает бледность Раскольникова.

    “весь бледный, как платок”

    “он ужасно побледнел”

    “обернул к ней мертвенно-бледное лицо” и т.д.

    Прилагательное “мёртвый” следует за Раскольниковым, как тень, и он сам постоянно уподобляется мёртвому.

    “он остановился и притих, как мёртвый” и т.д.

    Раскольников часто валяется и лежит без движения

    “Он лёг на диван и отвернулся к стене в полном изнеможении”

    “Он всё время лежал молча, навзничь” и т.д.

    Достоевский постоянно подчёркивает, что квартира Раскольникова похожа на гроб.

    “Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб, — сказала Пульхерия Александровна”

    ЗАБИВАЮТ КРЫШКУ ГВОЗДЯМИ

    Писатель объясняет это эпизод, не связанный с событиями романа

    “Со двора доносился какой-то резкий, беспрерывный стук; что-то где-то как будто вколачивали, гвоздь какой-нибудь”

    То, что его выносят, ему кажется в бреду

    “То казалось ему, что около его собирается много народу и хотят его взять и куда-то вынести”

    Раскольников собирается уходить, мать и сестра упрекают его, что мало побыл с ними

    “Что-то вы точно погребаете меня или навек прощаетесь,” — как то странно проговорил он”.

    “Но он воскрес, и он знал это, чувствовал всем обновившимся существом своим”

    Воскресение описывается в эпилоге коротко. Но в промежутках между фразами помещается весь роман.

    Неоднократное указание в романе на число11 связано непосредственно с евангельским текстом.

    Число 11 здесь не случайно. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о виноградаре и работниках.

    (учащиеся рассказывают притчу).

    Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что ещё не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться, стать из последнего пришедшего в одиннадцатом часу первым.

    Давайте разберёмся, почему Раскольников так часто пересекает мост.

    Ответ ученика:

    • На мосту, словно на границе жизни и смерти, Раскольников то погибает, то оживает
    • Вступив на мост после страшного сна на Васильевском острове, он вдруг ощущает, что свободен от мучивших его в последнее время чар
    • Полный сил и энергии после игры в “кошки-мышки” с Заметовым, он ступает на мост, его охватывает полнейшая апатия…”
    • Переходит он мост и тогда, когда идёт признаваться в убийстве.

      Мост – это своего рода Лета (В мифологии река мёртвых).

      Множество раз Раскольников пересекает Неву – как своего рода Лету – и всякий раз Достоевский с особой тщательностью отмечает его переход.

      Обратимся к евангельскому имени Марфа. Почему писатель назвал жену Свидригайлова таким именем? Какую роль играет эта притча в романе?

      Ответ ученика: (Притча о Марфе и Марии).

      Ответ ученика: (анализ эпизода “Сон Раскольникова в эпилоге”)

      Выводы: Мысль об очистительной силе страдания чётко сформулированы Достоевским в эпилоге. Сон Раскольникова перекликается притчей

      Евангелия о конце света.

      Достоевского можно по праву назвать художником-пророком. Он предвидел трагическую ситуацию, в которой оказалось человечество и современный мир. Писателя страшит всё: власть денег, падение нравственности, обилие преступлений. Только сегодня, когда наше государство и весь мир оказались на краю пропасти, когда стало ясно, что насилие в любой форме может привести к катастрофе, к уничтожению жизни на Земле, для нас открывается пророческий смысл формулы Достоевского “Смирись, гордый человек!”

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

      • Введите дополнительный текст около ссылок социальных сетей. Например кто автор этого сайта.
      • Произведение: Преступление и наказание
      • Это сочинение списано 43 609 раз
      • Ф.М. Достоевский - это не просто классик русской литературы. Это гений, сумевший понять загадочный русский характер и раскрыть многие проблемы русского общества, которые актуальны и в наши дни. Его роман «Преступление и наказание» открывает череду эпохальных романов, сделавших писателя поистине мировым классиком. В нем подробно исследован человеческий индивидуализм, граничащий с абсолютным эгоизмом, который приводит к отрицанию всех ценностей жизни. Помимо точного психологического анализа отдельного человека, в произведении дается подробное описание жизни беднейших слоев общества, что делает этот роман практически энциклопедией жизни в Санкт-Петербурге того времени.

        Каждый роман Ф.М.Достоевского - это неповторимый мир, который буквально захватывает читателя. В этом мире важна каждая мелочь и каждой детали придается особое значение. «Преступление и наказание» не является исключением и содержит множество символов. Особенное значение в этом романе писатель отдает числам. Издавна числовыми значениями человек пытался передать различную информацию и описать отдельные нравственные понятия. Числа «три» и «тридцать три» особенно важны для христианской культуры. Символ Бога - Святая Троица, тридцать три года - возраст Иисуса Христа, воскресение через три дня. Поэтому именно с этими числами Ф.М.Достоевский олицетворяет божественную сущность.

        Что же мы видим в романе? Три дня Раскольников мучился перед убийством процентщицы, три раза он приходил к старухе, на шее у которой были два крестика и медный образок. Лупа получила три тысячи рублей от Марфы Петровны, Соня пожертвовала Мармеладову свои последние тридцать копеек на опохмел и он в этот миг почувствовал себя Иудой. Действительно, именно за эту сумму Иуда предал Христа, согласно евангельскому рассказу.

        До наших дней дошел личный экземпляр Евангелия Ф.М.Достоевского. Пометки в нем говорят об особой роли евангельских чисел в мировоззрении писателя. Как упоминалось выше, число три отображает божественную сущность явлений. Еще один его смысл - предупреждение о наступающей беде (Раскольников оставлял залог у процентщицы три раза). С другой стороны - это надежда, которую несет символ Троицы и, в завершении, наказание, искупление вины.

        Еще одно евангельское число - одиннадцать - так же присутствует в романе неоднократно. Именно в одиннадцать часов Раскольников ушел от умершего Мармеладова. В это же время он встречается с Соней и Порфирием Петровичем. Чтобы понять смысл этого числа в романе, необходимо обратиться к евангельской притче. Хозяин дома вышел нанимать работников в третьем часу, затем в шестом, в девятом и в одиннадцатом. В конце хозяин расплатился со всеми работниками поровну, начав с последнего, который пришел в одиннадцатом часу. В этом высшая божественная справедливость. Поэтому, писатель считает, что Раскольникову, как пришедшему последним в одиннадцатом часу, еще не поздно покаяться и стать первым.

        Наиболее часто в «Преступлении и наказании» повторяется число семь, что делает его особенно значимым и символичным. Роман состоит из семи частей. В первой и второй части - по семь глав. Все роковые события в жизни Раскольникова происходят в семь часов. Число семь теологи разделяют на тройку - символ божественного начала и четверку, определяющую мировой порядок. Поэтому, число семь олицетворяет союз Бога и человека. Эта тема и в следующих романах будет одной из главных, волнующих писателя.

        В заключение можно сказать, что все произведения Ф.М.Достоевского настолько глубоки по смыслу, что понять все тонкости каждого просто невозможно. Каждый роман буквально нашпигован глобальными проблемами, которые актуальны в любое время. И конечно же, главной темой для писателя всегда остается личность самого человека, его душа, которая, по искреннему убеждению классика, всегда была ближе к Богу, чем казалось на первый взгляд. Я думаю, что роман «Преступление и наказание» - гениальный путеводитель, позволяющий нам приблизиться к загадке человеческой души, понять самих себя и окружающих людей.

        Значение чисел в преступлении и наказании

        Жизнь и творчество Достоевского. Анализ произведений. Характеристика героев

        Число «три» в романе «Преступление и наказание» (значение и роль числа)

        Важную роль в этом произведении играют числа. Число три в романе «Преступление и наказание» довольно часто используется автором в том или ином виде.

        В этой статье предствлен анализ значения и роли числа «три» в романе «Преступление и наказание», примеры из текста.

        Число «три» в романе «Преступление и наказание»

        Как известно, число «три» обладает определенной психологической силой. Это число, например, является священным в христианстве. Многие люди наделяют его особенным смыслом.

      • Раскольников совершает преступление на 3-ий день повествования в романе
      • Раскольников звонит в дверь старухи 3 раза перед совершением преступления
      • Раскольников ударяет старуху 3 раза
      • Раскольников признается Соне в преступлении на 3-ий день знакомства с ней
      • Раскольников встречается со следователем3 раза до того, как явиться с повинной
      • У Катерины Ивановны Мармеладовой есть трое маленьких детей
      • Около трех лет Раскольников не видится со своей матерью и сестрой до их приезда в Петербург
      • Марфа Петровна Свидригайлова завещает Дуне 3 тысячи рублей
      • Свидригайлов дает Соне 3 тысячи рублей в виде благотворительности
      • Соня зарабатывает тридцать целковых в первый день своей «непристойной работы» (целковый — монета достоинством в один рубль)
      • В семье Раскольниковых был третий ребенок (брат Родиона и Дуни), который умер в младенчестве
      • В каморке Раскольникова стоит три стула
      • У Сони в комнате три окна
      • Колечко, которое закладывает Раскольников у старухи, украшено «тремя какими-то красными камушками»
      • Кроме того, в романе часто встречается такое выражение, как «в трех шагах», содержащее в себе число «три»:

        • «в трех шагах от стола»
        • «в трех шагах от него»
        • «в трех шагах и нельзя не убить»
        • «стоит перед ним в трех шагах»

        Это был анализ значения и роли числа «три» в романе «Преступление и наказание», примеры из текста.

        www.alldostoevsky.ru

        • Хоть права не расти. Регионам готовят правила временного изъятия полномочий Полномочия регионов можно будет передать на федеральный уровень, если это необходимо для безопасности, реализации международных обязательств или позволит сократить расходы бюджета. Такие поправки […]
        • Нравственное и патриотическое воспитание может стать элементом образовательного процесса Разработаны меры по обеспечению патриотического и нравственного воспитания детей и молодежи. Соответствующий законопроект 1 внесен в Госдуму членом Совета Федерации Сергеем […]
        • Какой сейчас пенсионный возраст в России для мужчин и женщин? Будет ли его повышение с 2017-2019 года до 63/65 лет? Самые последние новости из Госдумы ​ не планируется.​ для госслужащих -​ страховой стаж с​необходимо отрегулировать возможность переквалификации​сокращение […]
        • Как заполнять и подавать декларацию по земельному налогу? В соответствии с нормами действующего законодательства, организациями и индивидуальными предпринимателями, у которых в собственности находятся земельные участки, должна предоставляться налоговая декларация по […]
        • Имеет ли право ГИБДД проверять и задерживать за неоплаченные штрафы? Добрый день. Законно ли то, что сотрудники ГИБДД останавливают для проверки автомобиль и затем смотрят по базам данных, числятся ли за этим водителем какие-либо неоплаченные штрафы? И когда выясняют, что […]
        • Транспортный налог архангельск ставки Изменения ОСАГО. Приоритетной формой возмещения ущерба теперь будет восстановительный ремонт на станции технического обслуживания. Подробнее Плата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту […]
        • Алименты на второго, третьего ребенка во втором браке Часто бывает так, что после расторжения брака один из бывших супругов вступает в новый брак. Во втором браке, как и в первом, тоже рождаются дети, которых нужно обеспечивать. Это не значит, что после рождения второго […]
        • Уточнение исковых требований После принятия судом иска и даже в процессу судебного разбирательства истец имеет право заявить уточнение исковых требований. В порядке уточнений можно указать новые обстоятельства или дополнить старые, увеличить или уменьшить сумму иска, […]

    Это психологически сложное произведение на протяжении всего повествования переплетается с мистическим значением чисел. И на протяжении всего романа на слух запоминается ряд чисел, которые использует автор при своем рассказе.

    Это взятое с Библейских мотивов число семь, число три и число тридцать, эти цифры наиболее часто встречаются при чтении этого непростого произведения. Все значения этих чисел имеют символические значения.

    Чтобы заметить особую значимость и закономерность повторения чисел в данном романе, нужно внимательно читать роман, и делать выводы. Пересматривая страницы, на которых были символические значения. Их автор не просто так использует в тексте, они несут в себе особое значение и мистический подтекст.

    Используя числа через их значение, автор приносит высокий духовный подтекст во все произведение. Все числа подтверждены верой в Бога и несут в себе смысл, который поможет в итоге главному герою превратиться из человека высшей расы. Которым он себя считает стать обычным простым человеком, который верит в Бога.

    Такие значения чисел ведут к раскрытию психологического портрета главного героя. Кроме того что достоевский четко и точно на протяжении всего романа рисует психологический и душевный портрет Раскольникова. Он еще и раскрывает и полностью без прикрас показывает жизнь самых бедных жителей Петербурга того времени.

    Кроме этого он раскрывает психологические и нравственный характер русского народа, все его психологические и бытовые проблемы. Самое символическое число в романе это число семь, которое встречается в словосочетаниях.

    Число тридцать серебряников, за которые Иуда продал Иисуса, встречаются в романе ведь именно эту сумму денежных средств заплатила Соня ради того чтоб дети не погибли голодной смертью. Затем эти же тридцать монет она отдала Раскольникову для того чтобы он купил себе спиртное так как умирал от похмельного синдрома.

    Затем Марфа за тридцать тысяч освободила одного человека, уплатив за него его долг. Но за это не получила благодарности, он будучи в нетрезвом состоянии пытался ее убить. После этих символических значений встречаем следующее число это всем известное и мистически волшебное число семь.

    Это число трактуется теологами следующим образом. Число семь состоит из трех и четырех. Три это соединение воедино Духа Святого, Отца и Сына. Число четыре символизирует силу мирового порядка. В итоге получаем, что число семь символизирует единство Бога и людей.

    В романе число семь включается в следующих отрывках, Раскольников узнал, что в семь часов вечера старой ростовщицы не будет дома. Муж Марфы прожил с ней в браке семь лет, но для него это было равносильно семи годам самой строгой тюрьмы.

    Во снах раскольников видел себя маленьким ребенком в возрасте семи лет, чтобы начать совместную жизнь со своей второй половиной, которой на протяжении всего романа у Раскольникова стала Соня. Нужно было ждать семь лет, через семь лет закончиться срок его отбывания в заключении в тюрьме.

    Но этот долгий срок не остановил двух влюбленных, для них он казался таким долгим как семь дней. Далее мистическим образом в романе всплывает оговоренное число четыре. Квартира, в которой живет ростовщица, имеет номер четыре.

    Вещи, которые Раскольников украл у ростовщицы, он прячет возле нового четырехэтажного дома. Квартира, в которой живет Соня, носит номер четыре, в этом же помещении на четвертом этаже расположилось отделение полиции.

    После того как Раскольников совершил убийство ростовщицы ровно через четыре дня он стал читать Библию. В данном случае это число символизирует его духовную смерть. Также в романе встречается число одиннадцать, которое символизирует высшую степень справедливости. Именно в одиннадцать часов утра Раскольников пошел сдаваться в полицию.

    Творчество Достоевского настолько глубоко и многогранно что для того чтобы постичь все его замыслы и знаки которые он дает читателю нужно очень вдумчиво и неоднократно перечитывать каждое произведение.

    Символика чисел.

    Несколько интересных сочинений

    • Сочинение Маленький человек в пьесе Бесприданница Островского

      Многие русские писатели в своих произведениях отводили важную роль изображению « маленьких людей» в обществе, чтобы ярче показать аморальные устои высшего общества того времени, а также и беспринципность их взглядов