Как выглядит вий. Славянская мифология. Вий. Некоторые точные детали с повести Н. В. Гоголя

Вий - в малорусской демонологии грозный старик с бровями и веками до самой земли; В. не может ничего видеть сам по себе, но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, тогда ничего не может утаиться перед грозным его взором: взглядом своим В. убивает людей, разрушает и обращает в пепел города и деревни
Словарь Брокгауза и Ефрона

Есть две версии о происхождении этого имени. Если верить первой из них, то украинское слово «вії» можно перевести как «ресницы» , что имеет непосредственное отношение к глазам героя. Другой вариант гласит, что имя это исходит от слова «виться» – Вий напоминает растение, покрыт засохшей землей, а ноги его похожи на корни деревьев.

«Вий - есть колоссальное создание простонародного воображения, - писал Николай Васильевич Гоголь в примечании к своей одноимённой повести. - Таким именем назывался у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чём изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал»

Действительно, сказки с похожим сюжетом хорошо известны в мифологии славянских народов. Но ни в одной из них нет персонажа, подобного гоголевскому Вию. Как нет его и в каких бы то ни было других фольклорных произведениях.

Славянская мифология, как самая древняя, достаточно точно описывает "устройство" Вия:

Вий сам никогда не приходил и никогда сам не придет его вообще опасно будить и тревожить, и даже темные сущности лишний раз его не беспокоят и дело не только в его силе, его облике, даже у чертей вурдалаков, упырей, вызывает ужас и дрожат от страха пред ним….

Вий бездушное без эмоциональное существо он не имеет вообще ни каких чувств: злость, ненависть, гнев. В отличии от Панночки, когда она в своей ярости, злости и ненависти к Хоме крикнула: - позовите, Вийя! Все сущности, которых она вызвала, ужаснулись, как можно будить древнего Бога?! Но приказ панночки был исполнен – Вий пришел, что бы снять оберег, защит, где прятался Хома, указать путь.

Вий сам не передвигается , не может сам себе открыть веки, вместо рук и ног-корни, засыпанные землей. Его тащили вурдалаки, и поставили, возле круга и открыли ему "веки". Перст Вия указал на бедного Хому.

Так откуда же появился в славянской мифологии и фольклоре столь странный образ Вия?
Найти ответ помогают основные признаки нашего персонажа: волосатость, обладание стадами быков и причастность к подземному миру. Эти признаки заставляют вспомнить одного из древнейших и к тому же главных восточнославянских богов времен язычества - Велеса (Волоса). Вплоть до начала XX века сохранялся обычай после жатвы оставлять в поле пучок несжатых колосьев - "Велесу на бородку".

Несомненно родство образов славянского Велеса-Вия и балтского Велса, или Виелоны, - Бога Иного мира и одновременно Покровителя скота (ср. славянского Велеса - Скотьего Бога).

Виелона(Vielona), Велс (Wels), литовский Вельняс - литов. vйlnias, velinas
По сообщению немецкого автора XVII в. Эйнхорна, Велсу был посвящён месяц октябрь - Wälla-Mänes (ср. также латыш. Велю Мате - «Мать Мёртвых»).
Также известно название «окна» в болоте: литов. Velnio akis, латыш. Velna acis - буквально: «глаз Велняса».

Восточнославянский Велес (Волос) чрезвычайно близок балтскому Велсу (Велнясу). Он пользовался популярностью и считался богом “всей Руси” в противовес Перуну - покровителю княжеской дружины. В Киеве идол Перуна стоял на горе, а идол Велеса на Подоле, в нижней части города.

В Этрурии, в священном городе Вольсиниях почитался бог, чье имя передается по-разному: Velthuna, Vertumna? Velthina, Veltha - “главное божество Этрурии”

Религиозный символ Бога Вия - Всевидящее око - в значении "ни что не скроется от взгляда судьи". Предположительно, его идол также изображался с таким символом.

Многие исследователи гоголевской повести отмечали сходство этого мистического персонажа, обладающего губительным взглядом, с многочисленными народными поверьями о Cвятом Касьяне . Он известен как талантливый духовный писатель и устроитель монастырей.

Касьян

В народных русских преданиях, легендах, поверьях образ «Святого Касьяна», несмотря на всю праведность жизни реального человека, рисуется как отрицательный . В некоторых селах он даже не признавался за святого, а само имя его считалось позорным.

Согласно одним поверьям Касьян - падший ангел , предавший Бога. Но после раскаяния он за свое отступничество был закован в цепи и заключен под землю.
Приставленный к нему ангел три года подряд бьет предателя тяжелым молотом по лбу, а на четвертый выпускает на волю, и тогда гибнет все, на что бы он ни глянул.

В других рассказах Касьян предстает загадочным и губительным созданием, ресницы его так длинны, что достигают колен, и он из-за них не видит Божьего света, и только 29 февраля поутру, раз в 4 года, он поднимает их и оглядывает мир - на что упадет его взгляд, то погибает.

На Полтавщине Касьяна представляют черным существом, покрытым шерстью, с кожей, подобной коре дуба. Живет он в пещере, засыпанный землей. Его огромные веки 29 февраля поднимает разная нечисть, Касьян оглядывает мир, и тогда болеют люди и животные, случаются мор и неурожай.

Практически во всех легендах о Касьяне подчеркиваются его демоническая сущность и необычайная губительность взгляда как результат связи с дьяволом, что роднит Касьяна с гоголевским Вием.

В восточно-славянском фольклоре существуют и другие персонажи , обладающие сходными с Вием признаками.

Так, например, в Cказке про Ивана Быковича , записанной известным собирателем и исследователем славянского фольклора Aлександром Николаевичем Афанасьевым (1826 - 1871), рассказывается, что после того, как герой победил на реке Смородине трёх многоголовых чудищ (змеев), их мать-ведьма смогла обмануть Ивана и
«утащила его в подземелье, привела к своему мужу - старому старику.

На тебе, - говорит, - нашего погубителя.
Старик лежит на железной кровати, ничего не видит: длинные ресницы и густые брови совсем глаза закрывают. Позвал он тогда двенадцать могучих богатырей и стал им приказывать:
- Возьмите-ка вилы железные, поднимите мои брови и ресницы черные, я погляжу, что он за птица, что убил моих сыновей. Богатыри подняли ему брови и ресницы вилами: старик взглянул...»

Мотив век, поднимаемых вилами (лопатой, крючками), широко распространён в восточно-славянских сказках. Так, например, на Волыни часто упоминается чародей Шелудивый Буняка , или Шолудивый Боняк; веки его столь длинны, что их поднимают вилами.

Иногда он является в образе «страшного истребителя, взглядом убивающего человека и превращающего в пепел целые города, счастье только то, что этот убийственный взгляд закрывают прильнувшие веки и густые брови». В поверьях Подолии он известен как Солодивий Бунио, взглядом уничтоживший целый город; его веки также поднимаются вилами.

Но, вероятно, наиболее важным для Гоголя прототипом Вия стал все же Иуда Искариот, облик которого угадывается за фигурой гоголевского демона при обращении к некоторым апокрифическим текстам. В этих не вошедших в канон сочинениях о внешности Иуды незадолго до его смерти сообщается, что его веки стали огромными, разрослись до невероятных размеров, не позволяя ему видеть, а тело чудовищно распухло и отяжелело.

Этот апокрифический облик Иуды (гигантские веки и тяжелое, неповоротливое тело) определил и главные черты Вия. Гоголь, заставляя взглянуть на Вия Хому Брута, пребывающего в душевной лености и не уповающего на Бога, показывает нерадивому бурсаку его евангельского двойника.

Е. ДМИТРИЕВА, историк

Всего полтора десятка строк посвятил Н. В. Гоголь в своей повести Вию. Но кто хоть раз в жизни прочел их, уже никогда не забудет столь яркий, необычный, впечатляющий образ. Возможно, одна из причин здесь кроется в особой загадочности, непонятности Вия. Как возник этот образ, откуда появился? Кто он - Вий и что мы знаем о нем?

Сего славяне признавали подземным богом, коего место занимал у древнейших Плутон, царь адский.
М. Д. Чулков. "Абевега русских суеверий"

Обитателей мира мертвых, духов, враждебных всему живому, мертвецов называли в Древней Руси навиями.

Так называемый Збручский идол. Он отражает устройство Вселенной по представлениям древних славян.

Изображение Велеса в Дмитровском соборе XII века (консоль колонны) во Владимире.

Хоровод не просто народный танец, а языческий обряд-заклинание. Народное гуляние. Литография мастерской Ивана Голышева. Мстера. 1871 год.

Святой Власий со стадами скота и святой Спиридоний. Новгородская икона ХVI века.

Следы языческих верований, в частности культа Велеса, прослеживались в народной культуре и фольклоре вплоть до начала XX века. Так, например, трава, кусты, деревья и прочая растительность назывались в народе "волосами земли".

Для начала процитируем Гоголя: "- Приведите Вия! Ступайте за Вием! - раздались слова мертвеца.

И вдруг настала тишина в церкви; послышалось вдали волчье завыванье, и скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви; взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь был он в черной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землею ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь, длинные веки опущены были до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо на нем железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома.

Подымите мне веки: не вижу! - сказал подземным голосом Вий, - и все сонмище кинулось подымать ему веки.

"Не гляди!" - шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул.

Вот он! - закричал Вий и уставил на него железный палец. И все, сколько ни было, кинулись на философа. Бездыханный, грянулся он о землю, и тут же вылетел дух из него от страха".

Трудно найти в произведениях русских классиков персонаж более впечатляющий и загадочный, чем гоголевский Вий. Явно относясь к героям фольклорным и сказочным, он и среди них выделяется своей особой эффектностью и необъяснимой, скрытой мощью. "Вий - есть колоссальное создание простонародного воображения, - писал Николай Васильевич Гоголь в примечании к своей повести. - Таким именем назывался у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал". Если учитывать, что в 1835 году, когда была написана повесть, славянская фольклористика как наука еще только зарождалась и о своей собственной мифологии мы знали не больше, чем, например, о китайской, то нет ничего удивительного, что Гоголь не дал более содержательного пояснения относительно "начальника" малороссийских "гномов".

Сегодня мы можем уже без страха взглянуть в глаза Вию и рассказать о нем все то, чего не знал даже его литературный отец.

Итак, кто же такой Вий? Если, по словам Гоголя, он - герой народных преданий, то его образ должен встречаться в произведениях фольклора. Однако сказочного героя с таким именем не существует. Да откуда взялось и само имя - Вий? Обратимся к словарю. В украинском языке имя персонажа малороссийских преданий Вий идет, видимо, от слов "вия", "вийка" - ресница (а "повико" - веко). Ведь самая запоминающаяся и характерная черта Вия - огромные веки, поэтому вполне естественно, что имя его произошло как раз от них.

И хотя ни в украинских, ни в белорусских, ни в русских сказках Вия как такового нет, но достаточно часто встречаются образы, практически полностью совпадающие с гоголевским описанием Вия: приземистый, дюжий, а значит, сильный, покрытый землей, будто достали его черти из подземелья. В сказке про Ивана Быковича, записанной известным собирателем и исследователем славянского фольклора A. Н. Афанасьевым, рассказывается, что после того, как Иван сначала победил на реке Смородине трех многоголовых чудищ, а потом уничтожил их жен, некая ведьма, лишившись теперь своих дочерей и зятьев, утащила Ивана к хозяину подземного царства, своему мужу:

"На тебе, говорит, нашего погубителя!" - И в сказке перед нами предстает тот же Вий, но в подземном царстве, у себя дома:

"Старик лежит на железной кровати, ничего не видит: длинные ресницы и густые брови совсем глаза закрывают. Позвал он двенадцать могучих богатырей и стал им приказывать:

Возьмите-ка вилы железные, подымите мои брови и ресницы черные, я погляжу, что он за птица, что убил моих сыновей".

И у Гоголя, и в сказке, записанной Афанасьевым, не удивительно присутствие железных атрибутов. У гоголевского Вия - железное лицо, железный палец, у сказочного - железная кровать, железные вилы. Железная руда ведь добывается из земли, а значит, владыка подземного царства, Вий, был своего рода хозяином и покровителем земных недр и их богатств. Видимо, поэтому Н. В. Гоголь причисляет его к европейским гномам, хранителям подземных сокровищ. Для древнего человека в пору складывания славянской мифологии железо, прочный металл, трудно добываемый и трудно обрабатываемый, незаменимый в хозяйстве, представлялся величайшей ценностью.

Сказочный герой Афанасьева с его длинными бровями и ресницами полностью соответствует облику Вия. Однако в славянской мифологии для хозяина подземного царства наличие именно длинных бровей или ресниц было, видимо, необязательно. Его отличительная черта - просто длинные волосы, а что это, ресницы, брови или борода, - не суть важно. Можно предположить, что непомерные веки - позднейшее искажение народного предания. Главное не веки, а просто длинные ресницы, волосы. В одной из белорусских сказок описывается "царь Кокоть, борода с локоть, семьдесят аршин железный кнут, из семидесяти воловьих шкур сумка" - образ, аналогичный хозяину подземного царства. Известен также и сказочный старичок "Сам с ноготок, борода с локоток", обладатель непомерной силы и огромного стада быков. В услужении у него находился трехглавый змей, а сам он скрывался от преследовавших его богатырей под землей. Но есть среди белорусских сказок и такая, где Кощею, так же как и Вию, служанка поднимала веки, "по пять пудов каждое". Этот Кощей "как поглядит на кого - так уж тот от него не уйдет, хоть и отпустит - все равно каждый придет к нему обратно".

Значит, оттого нельзя смотреть Вию в глаза, что заберет, утянет к себе в подземелье, в мир мертвых, что, собственно, и произошло с беднягой Хомой в гоголевском "Вие". Наверное, поэтому в христианских апокрифических легендах с Вием отождествлялся святой Касьян, которого в народе считали воплощением високосного года и олицетворением всяких несчастий. Думали, что Касьян, так же как и хозяин подземного царства, живет глубоко под землей, в пещере, куда не проникает дневной свет. Взгляд Касьяна губителен для всего живого и влечет за собой беды, болезни, а то и смерть. Некоторыми чертами Вия наделялся и апокрифический Иуда Искариот, который в наказание за предательство Иисуса Христа якобы потерял зрение из-за чрезмерно разросшихся век.

Так откуда же появился в славянской мифологии и фольклоре столь странный образ Вия? Найти ответ помогают основные признаки нашего персонажа: волосатость, обладание стадами быков и причастность к подземному миру. Эти признаки заставляют вспомнить одного из древнейших и к тому же главных восточнославянских богов времен язычества - Велеса (Волоса). До того как люди научились обрабатывать землю, он покровительствовал охотникам, помогал добывать зверя, что, по мнению многих исследователей, обусловило имя божества. Оно происходит от слова "волос", то есть мех, шкура охотничьей добычи. Велес олицетворял также и духов убитых зверей. Отсюда представление, что божество это связано со смертью, миром мертвых. "Первоначально, в далеком охотничьем прошлом, Велес мог означать духа убитого зверя, духа охотничьей добычи, то есть бога того единственного богатства первобытного охотника, которое олицетворялось тушей побежденного зверя". Так писал о Велесе-Волосе академик Б. А. Рыбаков.

Но прошло время, и неотъемлемой частью хозяйства древних людей стали земледелие и скотоводство. Охота утратила былое значение, Велес же стал покровителем домашнего скота. Вот почему у старичка "Сам с ноготок, борода с локоток" бычьи стада, и всякий, посягнувший на них, рискует испытать на себе дюжую силу хозяина стада. Количество скота в древности - главный показатель богатства семьи. Скот давал человеку практически все необходимое: это и тягловая сила, это и мех, кожа, шерсть для одежды и других хозяйственных нужд, молоко, молочные продукты и мясо для пропитания. Не случайно обычай измерять богатство в "головах" скота дожил до Средневековья. Словом "скот" обозначалась не только собственно скотина, но и все имущество, богатство семьи. Слово "скотолюбие" употреблялось в значении "корыстолюбие", "жадность". Пост финансового чиновника, стоящего между посадником и старостой, назывался "скотник", поскольку "скотница" - это казна (отсюда еще одно значение Велеса как божества: ведающий доходом и богатством).

Не случайно поэтому Велес противопоставлялся Перуну - богу небес, грозы и войны. Ведь богатство, достаток и война, влекущая разорение, несовместимы. Податель гроз Перун обитал на небе, в заоблачном царстве богов. Велес же связывался с подземным миром мертвых, "тем светом". Вплоть до начала XX века сохранялся обычай после жатвы оставлять в поле пучок несжатых колосьев - "Велесу на бородку". Крестьяне надеялись заслужить этим благосклонность покоящихся в земле предков, от которых зависел урожай следующего года. Деревья, кусты, травы назывались в народе "волосами земли". Таким образом, неудивительно, что хозяин подземного царства Велес, чье имя через века оказалось забыто, изображался в виде волосатого старика и получил впоследствии из-за этого имя Вий. (Впрочем, имя Вий по происхождению аналогично имени Велес: и то и другое произошли от слов "волосы", "ресницы".)

С наступлением поры христианства роль покровителя скота Велеса перешла к святому Власию (скорее всего, из-за созвучия имен), день которого приходился на 11 февраля (24-е по новому стилю). Во многих местах России Власьев день отмечали как большой праздник. Например, в Вологодской губернии на празднество съезжались жители соседних волостей, служили торжественный многолюдный молебен, во время которого освящали караваи хлеба. Дома хозяйки скармливали ломти освященного хлеба скоту, надеясь тем самым уберечь его от болезней на весь год. С этого дня на базарах начинались торги скота. К святому Власию обращались с молитвой о сохранности и здоровье скота: "Святой Власий, дай счастья на гладких телушек, на толстых бычков, чтобы со двора шли-играли, а с поля шли-скакали". Иконы святого вешали в коровниках и хлевах для защиты скота от всевозможных несчастий.

А вот функцию Велеса, главенствующего в преисподней, видимо, взял на себя образ Вия - персонажа сугубо отрицательного, "нечистой силы". Иначе говоря, с принятием христианства образ языческого Велеса постепенно разделился на две ипостаси: положительную - святой Власий, покровитель скота и отрицательную - Вий, злобный грозный дух, хозяйничающий в преисподней, олицетворение смерти и могильного мрака, предводитель нечисти.

"Раздался петуший крик. Это был уже второй крик; первый прослышали гномы. Испуганные духи бросились, кто как попало, в окна и двери, чтобы поскорее вылететь, но не тут-то было: так и остались они там, завязнувши в дверях и окнах. Вошедший священник остановился при виде такого посрамленья божьей святыни и не посмел служить панихиду в таком месте. Так навеки и осталась церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обросла лесом, корнями, бурьяном, диким терновником; и никто не найдет теперь к ней дороги". Так заканчивает свою повесть "Вий" Николай Васильевич Гоголь.

Вий — персонаж мифологии, который известен буквально всем. Вий стал одним из самых известных персонажей мифологии, в частности, украинской мифологии, после того, как Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) написал своё бессмертное произведение «Вий». Именно таким, каким его показал Гоголь, и представляют это существо, однако так ли на самом деле выглядит Вий и не является ли он плодом вымысла великого писателя?

Исследователи языческой культуры славян не находят в древних источниках упоминания имени «Вий». Однако упоминается бог, который схож по звучанию и по сущности. Речь идёт о боге подземного мира, имя которому — Ний (соответствие ). Ний, вероятнее всего, является родственным древнеславянским словам « » (мир мёртвых) и «навьи» (мертвецы). Исследователь Д. Молдавский выдвигает версию, что Гоголь в своём произведении задействовал позднейшие представления о Ние в народном фольклоре. Изменение имени Ний на Вий, вполне вероятно, произошло от особенности подземного бога, а именно — его длинных век или ресниц, которые закрывают смертельно-опасный взгляд. Здесь укр. вія — ресница и повіка — веко со временем в говоре жителей Украины заменили Ния на Вия.

Что касается этого персонажа, то мы должны быть благодарны Николаю Васильевичу Гоголю за то, что он оставил для нас необычайно ценные сведения, которые, если бы не его творчество, вполне возможно уже стёрлись бы из памяти народов. Наиболее интересным в данном персонаже, который, как мы уже выяснили, является сказочным прообразом бога подземного мира — Ния-Кощея, являются его смертельно-опасные глаза и длинные веки , которые приходиться открывать окружающим его существам или богатырям. Хоть в книге Гоголя взгляд Вия вовсе не убивал, а скорее снимал действие оберегов, судя по всему, в древности этому взгляду приписывались именно губительные способности.

В русских и белорусских сказках сохранились описания неких персонажей, связанных с нечистой силой, которые убивают взглядом, но веки их настолько огромные и настолько тяжелые, что их приходиться поднимать вилами. Такого персонажа мы можем наблюдать в сказке «Иван Быкович», где брови и ресницы поднимают вилами ведьминому мужу. В сказке «Бой на Калиновом мосту» мать змеев утащила главного героя в подземелье, где на железной кровати лежит её муж — старик в длинными ресницами и густыми бровями, которые закрывают ему глаза. Старик зовёт двенадцать могучих богатырей и приказывает: «Возьмите-ка вилы железные, поднимите мои брови и ресницы черные, я погляжу, что он за птица, что убил моих сыновей». Данная сказка, вероятнее всего, рассказывает о языческих богине и её муже Кощее. Таким образом, можно предположить, что способность убивать взглядом была присуща и Нию и нашему Кощею. Есть предположение, что именно из этого древнего представления, появилось суеверие, которое известно, как «сглаз» — от чёрного, косого или некрасивого глаза, злого взгляда, взгляда исподлобья и так далее всё гибнет и портится.

Доказательством того, что Вий (Ний) и Чернобог Кощей являются одним и тем же богом, а также того, что у обоих был смертельный взгляд и длинные веки (брови, ресницы), доказывает эпоха двоеверия. После крещения и на территории России, и на территории Украины образ этих богов перенёсся на одного христианского святого — святого Касьяна . Считается, что Касьян является злым, недоброжелательным, скупым, злопамятным, неприятным и опасным. День святого Касьяна отмечается 29 февраля в високосный год. Несмотря на то, что в христианской традиции Касьян (Иоанн Кассиан Римлянин) считается праведником, в славянской традиции ему приписали роль, которую в языческие времена исполнял Чернобог. По всей вероятности, это произошло от имени христианского святого, так как Касьян в русском и украинском языках слышится, как «косой», «укр: косий». Косой взгляд означал взгляд дурной, который может принести несчастья. Русские поговорки о святом Касьяне: «Касьян на что ни взглянет, всё вянет», «Касьян всё косой косит», «Касьян на народ — народу тяжело», «Касьян на траву взглянет — трава вянет, на скот — скот дохнет, на дерево — дерево сохнет» и «Худ приплод на Касьянов год». Сохранились и поверья, что у Касьяна несоизмеримо большие веки, которые закрывают ему глаза, и если эти веки открыть, то всё, на что ни взглянет этот святой, прообразом которого является бог подземного мира мёртвых, тут же умирает.

«Поднимите мне веки!» отрывок из фильма 1967 года «Вий»:

«Mygenstar» — помощь автолюбителям от профессионалов своего дела. На сайте http://mygenstar.ua вы сможете узнать, как отремонтировать автокондиционер и многое другое. Качественный ремонт генераторов, стартеров и турбин.

В примечании к своей повести «Вий» Гоголь писал, что он только пересказывает народное предание практически без изменений — «почти в такой же простоте, как слышал». Действительно, сказки с похожим сюжетом хорошо известны в мифологии славянских народов. Но ни в одной из них нет персонажа, подобного гоголевскому Вию. Как нет его и в каких бы то ни было других фольклорных произведениях.

Словно из ниоткуда, лишь на мгновение появляется в повести этот жуткий персонаж и тотчас вновь исчезает в небытие. Этот таинственный демон смерти, которому автор посвятил едва ли не полтора десятка строк повести, выписан столь яркими, выразительными красками, что неизменно привлекает к себе внимание исследователей творчества Гоголя.

Большинство из них считает, что в основу повести, несомненно, положено народное сказание, которое было переосмыслено и обработано автором. Вероятно, Гоголь переделал концовку предания, явив читателям загадочный образ Вия - порождение собственной фантазии. И тем не менее Вий появился не на пустом месте - у него имеются «фольклорные прототипы», некоторые характерные черты которых, видимо, и были использованы Гоголем.

Так, многие исследователи гоголевской повести отмечали сходство этого мистического персонажа, обладающего губительным взглядом, с многочисленными народными поверьями о святом Касьяне. Христианская церковь отмечает день памяти преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (V век) 28 февраля по старому стилю, а в високосные годы - 29 февраля. Он известен как талантливый духовный писатель и устроитель монастырей.

В народном сознании существовал иной образ Касьяна, не имеющий ничего общего с каноническим. Он неожиданно превратился из реального человека в некое почти демоническое существо, которое наделяют эпитетами - немилостивый, грозный, злопамятный. Согласно одним поверьям Касьян - падший ангел, предавший Бога. Но после раскаяния он за свое отступничество был закован в цепи и заключен под землю.

Приставленный к нему ангел три года подряд бьет предателя тяжелым молотом по лбу, а на четвертый выпускает на волю, и тогда гибнет все, на что бы он ни глянул. В других рассказах Касьян предстает загадочным и губительным созданием, ресницы его так длинны, что достигают колен, и он из-за них не видит Божьего света, и только 29 февраля поутру, раз в 4 года, он поднимает их и оглядывает мир - на что упадет его взгляд, то погибает.

На Полтавщине Касьяна представляют черным существом, покрытым шерстью, с кожей, подобной коре дуба. Живет он в пещере, засыпанный землей. Его огромные веки 29 февраля поднимает разная нечисть, Касьян оглядывает мир, и тогда болеют люди и животные, случаются мор и неурожай.

Практически во всех легендах о Касьяне подчеркиваются его демоническая сущность и необычайная губительность взгляда как результат связи с дьяволом, что роднит Касьяна с гоголевским Вием. Определенные черты сходства обнаруживаются и при сравнении Вия с языческим Белесом - древним покровителем охотников, который олицетворял еще и духов убитых зверей и ассоциировался с миром мертвых.

Но, вероятно, наиболее важным для Гоголя прототипом Вия стал все же Иуда Искариот, облик которого угадывается за фигурой гоголевского демона при обращении к некоторым апокрифическим текстам. В этих не вошедших в канон сочинениях о внешности Иуды незадолго до его смерти сообщается, что его веки стали огромными, разрослись до невероятных размеров, не позволяя ему видеть, а тело чудовищно распухло и отяжелело. Этот апокрифический облик Иуды (гигантские веки и тяжелое, неповоротливое тело) определил и главные черты Вия. Гоголь, заставляя взглянуть на Вия Хому Брута, пребывающего в душевной лености и не уповающего на Бога, показывает нерадивому бурсаку его евангельского двойника.

Во многих, в том числе академических работах, персонаж гоголевской повести описан совершенно не так, как выглядит Вий в произведении писателя. Исследователи утверждают, что автор в образе знаменитого монстра объединил древнеримского Ния с человеческим веком, хотя сам Н. В. Гоголь писал, что он излагает предание именно так, как слышал.

И читатель верит, потому что, кроме этой повести, он создал еще несколько произведений подобного жанра, в которых с присущей Гоголю ироничной манере описываются персонажи народной

Премудрый Велес

Именно так величают этого бога в древнеславянских мифах. Он является властителем телесной, органической жизни всех людей и животных. Он знает, когда тело просит покоя для сна, а когда - покоя вечного. Велес неустанно следит за тем, чтобы все, что берется из земли, туда же и возвращалось. И при этом он не есть слуга смерти. Велес выглядит совсем не так, как Вий. В представлении наших предков Велес - мужчина лет 50, крепкий и идеально сложенный, мудрый и уравновешенный.

Он своеобразный контролер телесного бытия, как выражались в старину, скотской правды. Велес не вмешивался в душевную, а тем более духовную деятельность человека. Этот бог не осуждал и не карал чревоугодие, половую распущенность, смертоубийство животных для развлечения, а не для еды. Он просто снимал с телесной свое покровительство и эта природа человека попадала во власть Вия.

Вий. Краткое описание

Как выглядит Вий? Он - существо безобразное, со многими телесными изъянами и порочной душевной силой. Это чудовище притягивает к себе все затхлое, телесно развращенное и необузданное. Без других он не может удовлетворять свои телесные потребности, даже веки поднять не может. Но он живет могучей душевной жизнью. И к нему тянутся существа-монстры, за его душевную силу готовые служить. Именно такова панночка. На это трижды указывает писатель в повести: два раза намеком, а третий - открытым текстом, вложив слова об этом в уста Фомы: «видно, много греха-то наделала за жизнь, раз за нее так нечисть стоит». А она о Фоме: «Пусть Брут читает три ночи. Он знает».

Некоторые точные детали с повести Н. В. Гоголя

До панночки на хуторок пришло трое - ритор Тиберий Горобец, философ Фома Брут и богослов Халява. Гоголь трижды, как и положено, говорит о телесной распущенности Фомы. И именно к нему приходит та, которая живет "по Вию". Они схожи обуревающими их страстями, а потому не находятся под защитой Велеса. Панночка оседлала философа (какая тонкая деталь!), и он ощущает сладость от полета с ведьмой на себе. Но у него есть своя душевная жизнь, которая побеждает чары его собственного тела, а не чары панночки, которая в данной ситуации лишь средство. Уже утро, петухи пропели. Но Фома убивает панночку. И Велес не защищает его тела. Вий достает его и в Киеве, в божьем заведении, через телесную развращенность ректора.

Вокруг Фомы Брута постоянно ходят слуги Вия и, незримо, сам Вий. Описание встречи философа с сотником поражает реалистичностью деталей. «У меня не так, - говорит сотник, - Знаешь кожаные канчуки?» «При большом количестве вещь нестерпимая». «У меня не встанешь».

Вот куда попал философ (какая деталь!). Вот почему он умер от страха.

Вий - злой дух, а Кощей - обыкновенный злой человек

Некоторые авторы, которые, всего произведения не читая, цитируют «Слово о полку Игоря» и утверждают в своих трудах, что Кощей и Вий - родственные образы. Да глупости это. В «Слове…» конкретно указывается на то, что Гзак, Кончак и отец Гзака Боняк - славяне-кочевники и кощеи, т. е. владельцы скота (по-старославянски: костей, кощей). А. С. Пушкин прямо указывает на это: «... над златом чахнет. Там русский дух, там Русью пахнет». Нужно быть глухим и слепым, чтобы не различать того, как выглядит Вий в мифологи, а как - Кощей.

Обиталище Вия

Вий постоянно находится в глубинах, в недрах земных, где тепло, влажно и нескончаемо гниют тела его слуг. У него есть сестры - Виллы, которые иногда вылетают и рыскают над селениями людей, выискивая слуг для своего ужасного братца. Они соперничают с другим персонажем нашей мифологии, Огненным Змием, за души падших людей.

И не тяжело представить, как выглядит Вий. Фото картины художника, который представил и нарисовал Вия и его слуг, известно всему миру. С некоторыми деталями можно поспорить, но в общем художник суть данного персонажа уловил верно. Это разлагающаяся плоть, которую ее могучая, но злая душа не желает возвращать земле, т. е. не покоряется мудрому Велесу.

Борьбы между Велесом и Вием нет

Борьба происходит в душах людских. Душа Фомы Брута отлетела вместе с торжествующей песней петухов, которые приветствуют восход Ярила и свет, что он несет миру. А души не должны возвращаться в умершие тела, как это было с панночкой. Это противоречит канонам, за которыми наблюдает скотский бог - Велес.

Фома вернул земле то, чем так беспечно пользовался в этом светлом мире. И потому его поминают два друга - философ Тиберий Горобец и Халява, который пьяный прячется в бурьянах.