Богослужебные просфоры. Как есть просфору дома и хранить ее. Когда есть просфору

Просфора или просвира (с др.-греч. «приношение» ) - богослужебный литургический хлеб, употребляемый в православии для таинства Евхаристии и для поминания во время Проскомидии живых и мёртвых. Просфора своим происхождением уходит в глубокую древность.
Прообразом ее служили хлебы предложения (пресные) в скинии Моисея. Хлеба предложения состояли из двух частей, что символизировало хлеб земной и небесный, то есть два начала, Божественное и человеческое. Заповедь о принесении хлеба в жертву дошла к нам - с ветхозаветных времен: «пусть он приносит в приношение свое квасный хлеб, при мирной жертве благодарной» (Лев.7:13 ).
Просфора - это и есть тот квасный, то есть дрожжевой, хлеб. Просфора делается круглой в знак вечности Христа и человечества во Христе, вообще в знак того, что человек сотворен для вечной жизни.

История появления просфоры.

В первые века христианства верующие сами приносили с собой хлеб, вино, елей (оливковое масло), воск для свечей - все, что нужно для совершения богослужения. Это приношение (просфора), или пожертвование, принимали диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения даров. Родные и близкие умерших делали приношения от их имени, и имена умерших также поминались в молитве. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина для преложения в Тело и Кровь Христову, из воска изготовлялись свечи, а прочие дары, над которыми также произносились молитвы, раздавались верующим. Впоследствии просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения литургии. Со временем стали вместо обыкновенного хлеба специально выпекать просфоры в церкви, принимая в качестве пожертвования кроме обычных приношений и деньги.



Богослужебные просфоры. Греческая форма (печать) для выпечки просфор. Китайская печать для выпечки просфор. Гонконг, приход свв.Петра и Павла.

Агапа.


Агапа (с греческого любовь или дружба ) – вечерняя, совместная трапеза («вечеря любви», «вечеря Господня») христиан (1- 5 век н.э.), на которой молились, вкушали пищу, вспоминали об Иисусе Христе, совершали Евхаристию. В подражание Тайной вечере, на агапу собирались вечером. По совершении таинств агапа переходила затем в обычную вечерю, то есть ужин. Агапа воспроизводила Тайную Вечерю и символизировала собою социальное равенство всех членов общины и единение их во Христе. Во время агапы («вечери любви») все давали друг другу целование мира.
Благодарение и молитвы над дарами были неотъемлемой принадлежностью священнодействия, при котором совершалось Таинство Причащения. Самые Тело и Кровь Христовы получили название - благодарения (по-гречески - евхаристия ).
Позже, Третий Карфагенский Собор 391 года постановил, чтобы верные готовились к Евхаристии говением, и поэтому отделил Евхаристию от агапы. Соборы Лаодикийский и Трулльский (392 г.) запретили совершать агапу в храме и тем самым совершенно лишили их церковно-религиозного характера. Когда агапу, «вечерю любви », отделили от Литургии, просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения Евхаристии.

Приготовление просфоры.

Просфоры в Русской Православной Церкви, по примеру первых христиан, готовятся из квасного (с использованием различных заквасок (хмеля, изюма, дрожжей) теста, состоящего из пшеничной муки, воды и соли. На верхней части просфоры помещаются изображения креста (при помощи резных печатей) с надписями над перекладиной креста IС и ХС (Иисус Христос ), под перекладиной НI КА (по-гречески победа ) - Иисус Христос побеждает. Так же может помещаться образ Богородицы или какого-либо святого. Просфоры делаются двухсоставными (из двух половинок) в ознаменование двух природ Иисуса Христа - божественной и человеческой.
Нижняя часть просфоры соответствует земному (плотскому) составу человека и человечества; верхняя часть с печатью соответствует духовному началу в человеке и человечестве, в котором запечатлен образ Божий и таинственно присутствует Дух Божий. При изготовлении просфор добавляется святая вода, которая знаменует благодать Божию. Дрожжи знаменуют животворящую силу Духа Святого, дающую жизнь всякому созданию. Мука и вода в просфоре обозначает плоть человека, а дрожжи и святая вода обозначают душу.

Богослужебное употребление просфоры.

После реформы патриарха Никона (1650-х - 1660-х годах) для Проскомидии в Русской Православной Церква стали использовать пять просфор в воспоминание евангельского чуда о насыщении Христом пятью хлебами пяти тысяч человек (Ин.6:1-15 ). Для Проскомидии просфора полностью не используется - из неё копием изымаются частицы. Одна из просфор используется для приготовления Агнца, которым на Литургии причащаются верующие. Из остальных четырёх просфор священник изымает частицы в память Богородицы, святых, в числе которых и составители Литургии, а также в память живых и умерших членов Церкви.
Для Богослужения нужна, собственно, одна просфора - та, из которой вынимается часть для Агнца, но по обычаю древности, когда употребляли пять просфор, это количество и является наименьшим для совершения проскомидии. Просфор может быть и больше десятки, а в больших храмах и сотни. Просфор может быть столько, сколько подано записок «О здравии » и «Об упокоении ».
Нельзя употреблять совсем черствые или заплесневелые просфоры. Для Агнца удобнее брать просфору немного затвердевшую (испеченную накануне), нежели свежеиспеченную, так как из первой легче вырезать святой Агнец и по освящении его удобнее раздроблять на частицы для причащения мирян.
Просфору можно получить за свечным ящиком после литургии, подав до начала богослужения записку «О здравии » или «О упокоении ». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему просфора такая называется еще «вынутая ».
Вместе с просфорами для совершения Таинства употребляется красное виноградное вино, именно красное, как образ крови.

Антидор.

В конце литургии молящимся раздается антидор - маленькие частички просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец. Антидор принимается благоговейно, сложив ладони крестообразно, правую на левую и вкушается в храме, натощак, потому что это хлеб святой, хлеб с жертвенника Божия, часть от приношений к алтарю Христову, от которого он получает небесное освящение.
В Восточной Церкви упоминание об антидоре впервые появляется не ранееХI века. Древнейшим можно считать свидетельство «Изъяснения на литургию » Германа Константинопольского по списку ХI века. Далее следует указать свидетельство Вальсамона (ХII в.) в 15-м ответе Александрийскому патриарху Марку. Согласно Номоканону, при недостаточности для антидора частиц просфоры, из которой вынут Святой Агнец, можно употреблять для его приготовления просфору в честь Пресвятой Богородицы.
Согласно указанию Кормчей, антидор не преподается неверным и находящимся под эпитимиею.

Артос (греч. - квасной хлеб ) означает общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе - просфора всецелая. Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место вместе с образом Воскресения Господня и в заключении пасхальных торжеств раздается верующим. Употребление артоса начинается с начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы собирались на общую молитву, в память о Тайной Вечере они причащались Тела и Крови Христовых. На трапезе, первое место за столом они оставляли невидимо присутствующему Иисусу Христу, полагая на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.
На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого - как знамение победы Христовой над смертью и Воскресения Христова.
Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Полагают артос на уготованном столе, на солее, против царских врат. Если приготовлено несколько артосов, то все они одновременно освящаются. После каждения вокруг стола с установленным артосом, священник читает особую молитву. После прочтения молитвы иерей трижды окропляет артос святой водой, говоря: «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь ».
Аналой с освященным артосом устанавливается на солее пред образом Спасителя, где артос находится все дни Светлой седмицы. Во все эти дни, по окончании литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы в конце литургии священник произносит молитву на раздробление артоса. Артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.
Просфора и артос, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими в святом углу возле икон, как духовное врачевание от болезней и немощей. Артос употребляется в этих особых случаях всегда со словами «Христос воскресе! ».
Испортившиеся просфору и артос следует сжечь самому (или отнести для этого в церковь) или же пустить по реке с чистой водой.
Род артоса нижней степени освящения представляет пасхальный кулич – церковно-обрядовая пища.

Евхаристический Агнец.


Евхаристический Агнец - это четырехугольная частица, вырезаемая во время проскомидии из первой просфоры. Евхаристический Агнец в конце Евхаристического канона пресуществляется в Тело Христово.
Отсутствие древних свидетельств об Евхаристическом Агнце и его приготовлении связано с тем, что проскомидия, на которой он приготовляется, явление сравнительно позднее. В течение долгого времени она состояла в простом выборе из принесенных народом хлеба и вина лучших. Выбранный хлеб освящался в целом, нетронутом виде, в котором приносился и раздроблялся на части только непосредственно перед приобщением.
Первое по времени упоминание об Евхаристическом Агнце принадлежит Константинопольскому патриарху Герману (скончался в 740 г.). Последование священнодействий сложилось в 10 - 15 веках.

Использование других просфор во время проскомидии.

Из оставшихся четырех и более просфор вынимаются частицы, знаменующие состав Церкви Небесной и земной. Священник берет вторую просфору и, воспоминая Пресвятую Богородицу, вынимает из просфоры частицу, которую кладет на Дискос с правой стороны Агнца (от себя с левой), вблизи от его середины. Эта просфора называется «Богородичною ».
Из третьей просфоры вынимается частица в память Ветхозаветных и Новозаветвых святых, из четвертой извлекается частица за живых членов Церкви, а из пятой - за усопших. Далее, вынимаются частицы из просфор, подаваемых верующими о здравии и упокоении с поминовением имен. Вынутые из просфор частицы в конце Литургии погружаются в Святую Чашу, при произнесении священником слов: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих ».

Копие, которым вырезаются частицы из просфор - орудие Промысла Божия.


Для вырезания Агнца из первой просфоры, и частиц из других просфор используется копие. Копие - это плоский железный нож в виде наконечника копья, заостренный с двух сторон и вставленный в деревянную или костяную рукоять. Копие является образом копья, которым римский воин пронзил Христа в ребра, желая удостовериться в Его смерти на Кресте. На проскомидии Агнец слегка пронзается копием с правой стороны со словами: «Един от воин копием ребра Его прободе ». Острое копие является символом жестокости мира сего. С другой стороны, копие, означает орудие Промысла Божия, выделяющее из среды человечества избранных Его. Копие подобно тому мечу, о котором Иисус Христос в Своей проповеди говорил, что не мир, но меч принес Он на землю, меч, который духовно рассекает человечество на тех, кто принимает и кто не принимает Христа (Мф. 10, 34- 38; Лк. 12, 5 1-53 ).
Духовное значении копия подобно Кресту Христову, который был ранее орудием позорной казни, но во Христе сделался орудием спасения и славы Божией. Копие, будучи орудием смерти, становится во Христе орудием спасения верных для жизни вечной в славе Царства Небесного. Это придает освященному церковному копию благодатную силу, оказывающую целительное действие. В Требнике содержится краткое «Последование на страсть недуга... со святым копием », которое творит священник над больным человеком, осеняя его крестообразно копием.

Пресуществление Святых даров.


Пресуществление - это способ пребывания Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа в хлебе и вине святой Евхаристии. Пресуществление это чудо всемогущества Божия, подобное сотворению Богом мира из ничего. Самое существо хлеба и самое существо вина прелагается в существо истинных Тела и Крови Христовой, действием Святого Духа, Которого священник призывает в это время для совершения Таинства, молитвою и словами: «Низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия Дары сия, и сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего; а еже в Чаши сей, честную Кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым ». После этих слов немедленно совершается пресуществление: остаются только виды хлеба и вина, представляющиеся взору. Господь восхотел, чтобы мы не видели телесными очами Тела и Крови Христовых, но духом веровали, что это - Они, на основании слов, сказанных Христом ученикам своим на Тайной Вечери: "Сие есть Тело Мое и Сия есть Кровь Моя ". Мы должны более веровать Божественному слову, силе Его, а не нашим чувствам, что и являет блаженство веры.

Причащение Святых даров.

Священнослужители причащаются сперва Тела, а затем Крови Христовой. После этого Чаша со Святыми Дарами выносится к мирянам для причащения. Желающие причаститься идут один за одним. Причастившийся целует Чашу и отходит.
Святой Иоанн Златоуст дал распоряжение по всем церквам причащать мирян посредством ложечки (лжицы ), которой извлекаются из Чаши частицы Тела Христова, предварительно погруженные в Кровь Его и пропитанные Ею. При этом было введено в обычай тут же запивать Причастие теплой водой с вином для ясного свидетельства того, что каждый мирянин действительно причастился Святых Тайн.
По велению святого Иоанна Златоуста установился весь порядок причащения. Справа в алтаре, как в сионской горнице, священнослужители, которые в данном случае изображают ближайших ко Христу учеников, Апостолов, приобщаются Святых Тайн раздельно, как они были преподаны Христом на Тайной Вечери. Затем через отверстые Царские врата Чаша, в которой частицы Тела Христова уже обагрены Его Кровью, торжественно выносится к мирянам, что знаменует Воскресение Господа Иисуса Христа.
Миряне причащаются Тела и Крови, соединенных вместе. Кроме того, причащение мирян посредством лжицы духовно означает, что верующие во Христа соединяются с Богом через посредство Церкви, питающей их духовной пищей. Поэтому лжица означает посредничество Церкви в духовном окормлении людей в самом широком смысле.

Вложение в Потир частиц, изъятых из просфор.

Потир (от др.-греч. «чаша, кубок» ) - металлический сосуд для православного богослужения. Потир применяемый при освящении вина и принятии причастия. Потир имеет форму чаши с длинной ножкой и круглым основанием. Потир изготавливается из ценных материалов (золота, серебра), бронзы, отделочных камней.
Первые чаши изготавливались из дерева, около III века появились стеклянные потиры. С IV века получили распространение золотые и серебряные потиры.
После завершения причащения мирян, священнослужитель влагает в Потир те частицы, которые были изъяты о Пресвятой Богородице, о святых, о живых и мертвых. Частицы, вынутые «О здравии и упокоении », влагаются в Потир и, таким образом, соприкасаются с Телом и Кровью Христа Спасителя. В этом заключается сила и действенность изъятия частиц из просфор. Происходит очищение грехов бескровной Жертвой. Каждая частица, проникаясь Кровью Спасителя, делается предстательницей пред Спасителем за того, о чьем имени она вынута. Именно поэтому Православная Церковь считает, что вынуть из просфоры частицу о живом или умершем на Литургиии это самое спасительное и плодотворное действие.

О вкушении просфоры, антидора и артоса.

Просфора, даваемая по окончании Литургии, вкушается верующим до принятия всякой пищи и является святыней. Антидор вкушается в храме, натощак и с благоговением, так как это хлеб святой, жертвенника Божия, приношение к алтарю Христову, от которого Антидор получает небесное освящение. Артоса, полученный в храме, хранится мирянами как духовное врачевание от болезней и немощей и употребляется при болезни со словами «Христос воскресе! ».
Просфору и артос хранят в святом углу возле икон. Испортившиеся просфору в артос следует жечь самому (или отнести для этого в церковь) или же пустить по реке с чистой водой.

Молитва на принятие просфоры и святой воды.

"Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь ".

Религиозное чтение: как есть просфору молитва в помощь нашим читателям.

Молитву на принятие просфоры и святой воды положено знать каждому верующему христианину. Она лаконична и проста, поэтому выучить её наизусть не составит большого труда.

Обряд принятия святой воды и просфоры

Вкушение просфоры и принятие святой воды – процесс, который обязательно должен сопровождаться крестным знаменем и произнесением молитвы. Обряд требует к себе благоговейного отношения.

Просфора и святая вода принимаются только на голодный желудок после совершения утренней молитвы: от воды отпивается небольшой глоток, от просфоры вкушается тоже небольшой лишь кусочек. Делать всё это нужно стараться так, чтобы даже единая крошка святого хлеба не упала мимо.

Употребление просфоры со святой водой, по словам затворника Георгия Задонского, оберегает человека от козней нечистого духа, освящает его тело и душу, озаряет его мысли и приближает его к Господу Богу.

Просфору нельзя принимать утром накануне Святого Причащения. В этот день данное ограничение относится к любому виду пищи.

: текст

Текст молитвы, сопровождающей вкушение просфоры и освященной воды, следующий:

Просфора и её происхождение

Истоки происхождения просфоры связаны с первыми веками христианства. Слово “просфора” с греческого языка переводится как “приношение”. Просфорой раньше называли пожертвование, которое верующие приносили с собой для совершения богослужения – хлеб, вино, воск для свечей, оливковое масло (елей). Это пожертвование принималось диаконами, а списки тех, кто пришел с приношением, упоминались с молитвой во время освящения еды. Причем, в этот список могли включать и умерших людей, когда от их имени родные приносили просфору.

Часть от просфоры – хлеб и вино – диаконы отделяли с целю преложения в Христово Тело и Кровь, воск уходил на свечи, а всё, что оставалось, – раздавали верующим. Уже позже просфорой называть стали только хлеб, применяемый во время литургии. С течением времени в церкви вместо обычного хлеба стали выпекать просфору в современном её виде.

Просфора представляет собой хлеб, собранный из 2 отдельных частей:

  1. Верхняя часть выпекается со специальной печатью в виде четырехконечного равностороннего креста. На горизонтальной перекладиной креста ставятся символы IC и XC (Иисус Христос), по ней – HI и KA (в переводе с греческого – “победа”).
  2. Нижняя часть напоминает обычный каравай хлеба.

Просфора выпечена из муки, на создание которой ушло множество зерен из бесчисленного количества колосьев, поэтому она символизирует как естество отдельного человека, созданного из множества природных элементов, так и всё человечество в целом, состоящее из множества людей. Нижняя её часть выступает олицетворением плотского, земного начала человека и человечества, верхняя, с печатью, – начала духовного. Согласно церкви, человеческое естество пронизано Божьим присутствием, поэтому в тесто для просфоры добавляются святая вода и дрожжи: освященная вода – как символ Божьей благодати, а дрожжи – животворящая сила Святого Духа.

Разделение просфоры на 2 части – явление не случайное. Части символизируют разделение человека на плоть (вода и мука) и на душу (святая вода и дрожжи), которые неразрывно связаны друг с другом. Получить просфору на руки верующие могут после богослужения – для этого до начала необходимо подать до начала литургии записку “О здравии” или “Об упокоении”. За каждое имя, указанное в записке, вынимается кусочек просфоры.

Антидор (с переводе с греческого “вместодарие”) – маленькие части просфоры,из которой вынут был Святой Агнец на проскомидии. Антидор раздается верующим после завершения литургии. Вкушать его необходимо в стенах храма, на голодный желудок, с благоговением в душе, потому что это – хлеб святой, с Господнего жертвенника.

Артос – просфора всецелая. Совместно с образом Воскресения Христова занимает в храме главное место во время Светлой Седмицы. После пасхальных торжеств раздается верующим. Частицы артоса люди бережливо хранят в качестве духовного лекарства от хворей и немощей. Его вкушают только в особых случаях и всегда со словами “Христос воскресе!”

Просфору и артос также хранить необходимо в красном углу, рядом с иконами. Если они испортятся, то их нужно собственноручно сжечь или отнести с этой же целью в церковь, либо пустить по течению чистой реки.

О происхождении святой воды

Святая вода находится рядом с верующим христианином всю его жизнь. Это одна из самых великих святынь христианства. Именно этим словом – “святыня” – переводится на русский язык её греческое название – “агиасма”.

Святая вода символизирует собой Божью благодать: она очищает верующих от духовного негатива, укрепляет и тело и душу. Святая вода – практически главный атрибут таинства Крещения. Троекратное погружение в нее омывает человека от греховных нечистот, обновляет его, делает ближе к Иисусу Христу. Также освященная вода используется во всех христианских обрядах освящения, при молебенах, крестных ходах.

Каждый верующий православный христианин набирает освященную воду в день Богоявления, несет к себе домой и хранит, как дорогую святыню, на протяжении всего года. Агиасмой причащаются при всяких заболеваниях, применяя её вместе с молитвой.

Давно доказано, что святая вода обладает необыкновенными свойствами. Она остается свежей на протяжении всего года после Богоявления. А о целительских её способностях писал ещё святитель Димитрий Херсонский. Богоявленскую воду широко использовал преподобный Серафим Саровский, давая её паломникам. Преподобный Амвросий Оптинский с помощью нее поднимал на ноги даже смертельно больных людей. Серафим Вырицкий называл святую воду сильнейшим лекарством, советовал ею окроплять любую пищу, давать её каждый час по столовой ложке заболевшему человеку.

Освящение воды происходит 2 раза – в Крещенский Сочельник и в день самого Крещения. Церковь верит, что агиасма является духовно-телесным бытием, связывающим небо и землю. Она должна быть в каждом доме, где веруют в Бога. Хранить святую воду необходимо в красном углу, рядом с иконами.

Спасибо за текст молитвы! Как раз искала.

У нас просфора испортилась и я просто скормила её птицам. Не знала что сжигать нужно или в церковь относить. В следующий раз умнее буду.

© 2017. Все права защищены

Неизведанный мир магии и эзотерики

При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением в отношении данного типа файлов.

Если вы не согласны с тем, чтобы мы использовали данный тип файлов, то вы должны соответствующим образом установить настройки вашего браузера или не использовать сайт.

Просфора – что такое просфора в православной церкви?

Многие люди, посещая службы в церкви замечали, что на них раздаются маленькие хлебцы, которые называются просфорами. Их считают настоящей святыней, которую нужно чтить и беречь, чтобы не испортилась. Известны правила, касающиеся употребления такого церковного угощения.

Что такое просфора и зачем ее вкушают?

Маленький хлебец круглой формы, приготовленный из квасного пшеничного теста на святой воде, называется просфорой. Есть несколько фактов об этом церковном угощении:

  1. Переводят это слово с греческого языка, как «приношения».
  2. Какие-либо добавки в такую выпечку, за исключением дрожжей и соли, не кладутся.
  3. Выясняя, что такое просфора в православной церкви, следует указать, что эта выпечка состоит из двух частей, что символизирует соединение человеческой и божественной сущности в Иисусе Христе.
  4. На верхней части присутствует печать в виде креста с равными сторонами и в углах находятся буквы: IС ХС NI KА. Представленная надпись означает – «Иисус Христос побеждает». Сама же печать олицетворяет собой невидимую печать образа Господа.
  5. Если интересует, что символизирует просфора, тогда стоит знать, что изображает она хлеб Тайной Вечери, который Иисус разделили между своими учениками.

Какие бывают просфоры?

Существует пять основных видов священного хлеба для совершения литургии:

  1. Агничная . Это большая просфора с крестом, из которой специальным ножом вырезается агнец – хлеб, имеющий кубическую форму. Во время литургии он становится истинным телом Христа. Часть просфоры, которая не используется, называется антидором, и ее раздают верующим после службы.
  2. Богородичная . На этой большой просфоре присутствует печать «Мария» или образ Божьей Матери. Во время проскомидии из верхней части достают часть треугольной формы и кладут ее на специальное блюдо вместе с агнцем.
  3. Девятичинная . Этот вид посвящен всем святым и из ее печати достают девять частиц.
  4. Заздравная . Из этого хлеба извлекаются две части за всех участников литургии.
  5. Заупокойная . За всех умерших верующих из верхней части просфоры берется только одна частица.

Есть особые виды просфор, к которым относят артос – хлеб, освящаемый в Пасхальную ночь. Священник просит у Господа благословения и помощи в исцелении болезней. Артос на протяжении всей Светлой Седмицы находится напротив Царских врат, а в субботу ее делят на маленькие кусочки и раздают верующим людям. Эта просфора символизирует воскрешение Иисуса Христа и напоминает о его нахождении на земле.

Просфора – рецепт приготовления

Священный хлеб можно приготовить в домашних условия, используя старинный рецепт. Важно знать, как пекут просфоры, поскольку есть несколько особенностей, которые стоит учитывать.

  • мука высшего сорта тонкого помола – 1,2 кг;
  • святая вода;
  • дрожжи – 25 г.
  1. Налейте в емкость немного святой воды, а затем, насыпьте примерно 400 г муки. Добавляйте кипяток и перемешивайте, чтобы получались масса, как манная каша.
  2. Когда все остынет, положите немного соли и дрожжи. Перемешайте и оставьте подходить. После положите оставшуюся муку и хорошенько смешайте.
  3. Оставьте еще на 30 мин., а затем, переложите тесто на стол и раскатайте пласт. Для нижнего слоя нужна толщина 18-20 мм, а для верхнего 11-12 мм. Накройте клеенкой и оставьте еще на 10 мин.
  4. Необходимо нарезать пласт на кружочки, учитывая, что нижняя часть должна быть больше верхней. Нижние половинки накройте полотенцем и клеенкой и оставьте на полчаса. Важно не допускать пересыхания теста.
  5. Если интересует, как печь просфоры в домашних условиях, тогда важно знать, что противень необходимо смазать тонким слоем натурального воска, который является компонентом энергии солнца. На верхнюю часть поставьте печать подходящего размера.
  6. Смажьте нижнюю часть и соедините ее с верхней. Проколите обе половинки иглой, чтобы удалить лишний воздух, благодаря чему не будут образовываться пустоты.
  7. Духовка должна быть нагретой до 200-250 градусов. Выпекайте до готовности, а это 15-20 мин.
  8. Готовые хлебцы нужно накрыть несколькими слоями: сухой тканью, мокрой, затем снова сухой и одеялом. В таком состоянии оставьте просфоры на час.

Просфора – как употреблять?

Существует несколько правил, касающихся того, как правильно есть священные хлебцы. Делать это нужно утром натощак и для начала рекомендуется расстелить на столе чистую салфетку и поставить на нее хлеб и воду. Выясняя, как есть просфору дома, стоит сказать о том, что перед вкушением обязательно произносится молитва, предназначенная для этого случая. Едят хлеб над тарелкой, чтобы крошки не падали на пол. Важно заметить, что просфора не должна употребляться на кладбищах и крошиться на могилах.

Как правильно разрезать просфору?

В храмах для разрезания священного хлеба используют специальный нож, предназначенный для этой цели. Он называется копие и представляет собой плоский нож в форме наконечника копья. Его нельзя хранить с другими столовыми приборами. Многих интересует, можно ли резать просфору ножом, так вот большинство священнослужителей утверждают, что обычные кухонные предметы использовать не стоит.

Молитва на принятие просфоры и святой воды

Считается, что когда верующий читает молитву, перед тем как съесть просфору и выпить святую воду, это приводит к освящению тела и духа, озарению мыслей, а еще это будет ограждать его от нечистой силы. Части просфоры выносят в конце литургии и верующие должны сложить ладони крестом, причем правая должна накрывать левую. После передачи просфоры, необходимо поцеловать руку священнослужителя. Принеся священный хлеб домой, положите его на чистую салфетку и перед вкушением обязательно читается молитва перед принятием просфоры и святой воды.

Когда можно есть просфору?

Употреблять священный хлеб можно каждый день за исключением ряда ограничений, о которых будет сказано ниже. Если интересует, как правильно есть просфору, тогда стоит знать, что священный хлеб принято употреблять на голодный желудок с чувством смиренности. Священнослужители утверждают, что всем верующим людям полезно начинать свой день с просфоры, которую следует запивать святой водой.

Можно ли есть просфору не натощак?

Правило, касающиеся употребления священного хлеба и воды натощак, возникло не просто так, поскольку они призвано воспитать в человеке благоговение и отделить вкушение от вкушения. Хоть святые дары и принимаются через рот, а в переваривании участвует пищеварительная система, верующий должны понимать, что церковный хлеб просфора не является едой и ее поглощение является священным актом.

Можно ли есть просфору во время месячных?

Есть мнение, что женщина во время критических дней должна избегать всего, что имеет отношение к церкви, в том числе ей следует отказаться от употребления священных хлебцов. Объясняется это тем, что женщина является «нечистой» и святая просфора будет осквернена. Эта тема является спорной, и разные священнослужители имеют на этот счет свое мнение. Святой Афанасий еще в 365 году, сказал о том, что женщина в дни природного обновления организма не может быть «нечистой», поэтому все предусмотрено Богом. В общем, нельзя точно сказать будет ли употребление просфоры считаться грехом.

Можно ли есть просфору в Страстную пятницу?

Страстная пятница считается самым строгим днем поста перед Пасхой и согласно церковным канонам в этот день необходимо отказаться от употребления какой-либо еды и напитков. Исключением является просфора и святая вода. День продержаться на хлебе и воде вполне реально, но не стоит забывать, что эти продукты нужно есть не для насыщения, а для получения благословения. Что касается того, когда едят просфору в Страстную пятницу, то лучше это сделать утром, а затем, по возможности воздержаться от приема.

Что делать с засохшей просфорой?

Многие не знают, как правильно относиться к священным хлебцам, принесенным из церкви или изготовленным своими руками. Как и любая другая выпечка просфоры через какое-то время становятся сухими и многие не знают, что с ними делать. Все просто: необходимо размочить хлеб в святой воде и съесть его. Важно знать, что делать с просфорой, принесенной из церкви, так вот ее необходимо хранить в святом уголке рядом с иконами и со святой водой. Для длительного хранения рекомендуется положить хлеб в бумажный пакет.

Просфора заплесневела – что делать?

Если священный хлебец испортился, то это считается результатом небрежного отношения к святыне и священнослужители рекомендуют исповедаться за этот грех. Для тех, кого интересует, что делать с заплесневевшей просфорой, следует знать, что с ней нужно поступать так же, как и с другими святынями, которых нужно повергнуть уничтожению. Есть несколько вариантов действия:

  1. Закопать в непопираемом месте, то есть там, где не будут ходить люди.
  2. Пустить по реке, но важно, чтобы она не пристала к берегу, поэтому либо измельчите ее, или привяжите к камню.
  3. Можно отнести испорченную просфору в церковь, где ее сожгут.
  4. Священнослужители разрешают измельчить хлеб и дать его птицам, но только на землю крошки бросать запрещено, поэтому положите их на дощечку. Животным давать просфору запрещено.

Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник

лучших материалов WomanAdvice

Подписывайся, чтобы получать лучшие статьи в Facebook

Молитва на принятие просфоры и святой воды. Её смысл и значение

Православная церковь учит нас, что Божья Благодать изливается на людей разными путями. Иногда это происходит через материальные и вполне реальные предметы, например, иконы или предметы церковной утвари. Иногда – через благословение священника. Порой благодатную энергию верующие получают через просфоры и святую воду, именно верующие, так как только по вере может быть ниспослана помощь Божья. Поэтому просфора и святая вода неотделимы от молитвы.

Что такое просфора

Те, кто бывал в церкви, видел эти маленькие круглые хлебцы, украшенные сверху изображением креста или другой священной символикой. Их получают в свечной лавке и уносят домой для себя и своих близких. Вкушению таких хлебцев предшествует молитва на принятие просфоры и святой воды. Пришли они к нам из первых веков христианства. В переводе с греческого «просфора» означает «приношение». Когда-то верующие, собираясь к общей молитвенной службе, приносили с собой в качестве пожертвования хлеб. Дьяконы принимали его и вносили имена жертвователей в особые списки. Затем о них возносились особые молитвы. Из этих глубин истории пришла и молитва перед принятием просфоры.

Освящение воды

Чтобы освятить воду, совершается специальный обряд. Священник троекратно опускает крест в воду, сопровождая свои действия особой молитвой. Это не молитва перед принятием святой воды, а молитва и на её освещение. В результате этого вода становится носителем Божественной энергии. С её помощью врачуются недуги и отгоняется злая сила. В жилищах, окроплённых святой водой, улучшается духовная атмосфера.

Молитва на принятие просфоры и святой воды

Согласно традиции, просфоры и святую воду принимают по утрам натощак. Причина лежит не в физиологии нашего организма, ведь речь идёт не об обычных лекарствах. Смысл тут чисто символический: день начинается со святыни. Кроме того, попав в желудок, носители святости не должны смешаться с обычной пищей.

Однако самой важной составляющей такого утреннего обряда является молитва на принятие просфоры и святой воды. Но она должна быть не формальная, не механическое прочтение текста, а обращение к Богу с искренней верой и любовью. Без этого тщетны все усилия. Господь ниспосылает благодать всем людям, но только верующий человек способен её воспринять.

Начинается молитва с просьбы Всевышнего о просвещении разума. Это и понятно, ведь и в мирской жизни, и тем более в духовной необходимы ясность и трезвость мысли. Человек со спящим разумом одинаково далёк и от материальных и от духовных ценностей.

Далее молитва на принятие просфоры и святой воды включает в себя очень важный пункт, это мольба о ниспослании духовных и физических сил. В религиозном плане между ними нет никакого противоречия – и для обычной земной жизни, и для служения Господу потребуются и те и другие.

Вслед за просьбой о силе для души и тела испрашивается для них здоровье. Здесь здоровье следует понимать не только как отсутствие недугов, но и как избавление от грехов, ведь по учению церкви именно за грехи нам посылаются болезни. Господь хранит нас от них, но, погрязнув в грехах, мы сами отворачиваемся от Его помощи.

Завершает молитву прошение удалить от нас губительные страсти, а также телесные и духовные немощи. В ниспослании просимого выражается надежда на молитвы Пречистой Девы Богородицы и всех святых.

Молитва о счастье

Молитва на принятие просфоры и святой воды небольшая по объёму текста, но необычайно глубокая по содержанию. Разум, духовные и физические силы, здоровье и свобода от пагубных страстей и немощей – вот что необходимо для человеческого счастья. О даровании всего этого и просят Господа, читая молитву.

Сегодня просфоры готовят в небольших пекарнях, созданных при храмах. Они так и называются – просфорни. Очень строго установлены правила их выпечки и состав входящих компонентов. Дело это ответственное, и поэтому поручают его только благочестивым людям. Просфоры нужны и на литургии для приготовления святых дров, которые потом используются во время таинства Причастия.

Вряд ли найдётся сегодня человек, которому не знакомы такие слова: "хлеб наш насущный". Но к сожалению, далеко не все знают, что они из молитвы «Отче наш», которая подчёркивает особое почтительное отношение к хлебу, предстающему здесь не в качестве тривиального продукта питания, а как символ, означающий все необходимое для поддержания души и тела человека. Одним из таких его воплощений является просвирка церковная.

История возникновения

Просвирка церковная или, как её ещё называют — просфора, представляет собой небольшой круглый хлебец, который используется в церковных таинствах и при поминании в Проскомидии. Его название переводится как "приношение". В первые столетия христианства хлеб и все необходимое для совершения богослужения верующие приносили с собой. Служитель, принимающий все это, включал их имена в особый список, который оглашался после молитв при освящении даров.

Часть приношений, а именно хлеб и вино, использовалось для Причастия, остальное вкушалось братией на вечере или раздавалось верующим. В некотором роде эта традиция сохранилась до наших дней. После богослужения на выходе из храма служители раздают частички просфоры прихожанам.

Позднее слово «просфора» стало применяться только в качестве названия хлеба, который употребляется для совершения литургии. Его стали выпекать специально для этой цели.

Символичность просфоры

Она представляет собой хлеб, который силой Бога меняет свою сущность или, как говорят христиане - пресуществляется в Тело Христово. Происходит это во время совершения в тот момент, когда священник вынутые на проскомидии частички погружает в Чашу, в которой Тело и Кровь Христова, произнося при этом особую молитву.

Круглая форма просфоры не является случайной, она делается такой, выступая символическим выражением вечности Христовой. В дополнение есть и другие, схожие толкования. Многие полагают, что это знак вечной жизни как отдельного человека, так и всего человечества во Христе.

Просвирка церковная состоит из двух частей: верхней и нижней. Это также имеет свой смысл. Собранные вместе две части символизируют особую природу человека, которая предстаёт в единстве двух основ: Божественной и человеческой.

Верхняя часть являет собой духовное начало человека. Его плотское, земное состояние символизирует нижняя, которую имеет просвирка церковная.

Фото позволяет разглядеть на верхней её части печать, состоящую из креста и надписи. Последняя в переводе с греческого знаменует победу Иисуса Христа.

Рецепт просвирок церковных

Для приготовления просфоры берут лучшую пшеничную муку 1,2 кг. Для замешивания теста одну ее треть следует высыпать в глубокую посудину и добавить святой воды. Размешав немного, тесто обдают кипятком. Делают это для крепости и сладости просфоры.

Чуть позже в остывшую смесь добавляют немного соли, разведённой святой водой, и 25 грамм дрожжей. Все это перемешивается и выдерживается около получаса. В поднявшееся тесто высыпают оставшиеся две трети муки и хорошенько вымешивают. Затем снова оставляют на полчаса, давая возможность подойти.

Готовое поднявшееся тесто раскатывают, старательно натирая мукой. При помощи формочки делают кружочки: верхние части поменьше, нижние — побольше. После этого, подготовленные части накрывают влажной тканью, на которую кладут сухую, и так оставляют на полчаса.

Далее на верхнюю часть ставится печать, ее соединяют с нижней, смачивая соприкасающиеся поверхности тёплой водой. Сформированную просфору прокалывают иглой в нескольких местах, ставят на противень, затем в духовку, где выпекают 15-20 минут.

Готовые просвирки выкладывают на стол и укутывают, покрывая сначала сухой, затем влажной и снова сухой тканью, и дают им часок отдохнуть. Затем укладывают в специальные корзины.

В самом рецепте тоже заложен особый смысл. Мука и вода символизируют плоть человеческую, а дрожжи и святая вода - его душу. Все это неразрывно связано, и в то же время каждая составляющая имеет своё значение. Святая вода - Божья благодать, дарованная человеку. Дрожжи являют собой символ Духа Святого, который своей животворящей силой даёт жизнь.

Как и когда можно употреблять просфору

Всякий, кто посещает церковь, знает, когда едят просвирки церковные. Происходит это после первой Литургии, если в этот день верующий причащается, то немного раньше - после Евхаристии. Вкушают этот священный хлебушек с особым чувством - смиренно и благоговейно. Делать это следует до приёма пищи.

Всякому верующему полезно начинать свой день с пития святой воды и вкушения просфоры. Для этого необходимо расстелить чистую скатерть или салфетку. На ней приготовить освящённую Богом трапезу, состоящую из просфоры и святой воды. Перед тем как употребить их, непременно нужно сотворить молитву, которая произносится специально для этого случая. Просвирка церковная вкушается над тарелкой или листом бумаги. Делается это для того, чтобы её крошки не упали на пол и не были попраны.

Что нужно знать об употреблении просфоры и святой воды?

Просфора

Во лжице, с которой причащают, содержится кроме Крови Христовой под видом вина под видом маленькой частицы просфоры Тело Христово. Их легко можно глотнуть одним разом.

По окончании Божественной литургии, придя домой, приготовь на чистой скатерти трапезу из просфоры и святой воды.

Перед употреблением трапезы сотвори молитву:

«Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода

во оставление грехов моих,

в просвещение ума моего,

в укрепление душевных и телесных сил моих,

во здравие души и тела моего,

в покорение страстей и немощей моих

по беспредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь».

Просфору принимают над тарелкой или чистым листом бумаги, чтобы крошки святые не упали на пол и не были попираемы, ибо просфора – хлеб святой Небесный. И принимать его надо со страхом Божиим и смирением.

Просфору можно получить за свечным ящиком после литургии, подав до начала богослужения записку «О здравии» или «О упокоении». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему просфора такая называется еще «вынутая».

Служебная просфора

Для совершения проскомидии (подготовительной части Литургии) необходимо 5, так называемых служебных просфор (в русской традиции). 4 из них имеют печать с изображением креста, 1 – с изображением инициалов Божией Матери.

Из первой крестчатой просфоры вырезается Агнец, который во время анафоры прелагается в Тело Христово.

Из второй (Богородичной) – частица в честь Божией Матери, которая полагается справа от Агнца.

Из третьей – 9 частиц в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, мученников, святителей, и т.д.

Из четвертой – частица за Патриарха, епископов и заканчивая всеми православными христианами; вторая о богохранимой стране нашей.

Из пятой – за усопших. Если посмотреть сверху на дискос, на котором лежат Агнец и все частицы, то мы с вами увидим Церковь. Господь, Пресвятая Богородица, все святые, мы с вами и усопшие.

В это время и происходит поминовение живых и усопших из «заздравной» и «заупокойной» просфор. Поэтому и не совершается евхаристическое поминовение некрещенных, самоубийц и прочих отступников.

Священник, вынимая частицу за человека и полагая ее на дискос, этим свидетельствует о том, что человек принадлежит Церкви. А если человек не член Церкви, то священник себя и Бога обманывает, если будет полагать частицу, вынутую за выше названных людей.

А молиться за некрещенных и самоубийц не только можно, но и нужно!

Антидор

В конце литургии молящимся раздается антидор – маленькие части просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец. Греческое слово антидор происходит от слов «анти» – вместо и «ди орон» – дар, то есть точный перевод этого слова – вместодарие.

Антидор должно принимать благоговейно, сложив ладони крестообразно, правую на левую, и целуя подающую этот дар руку священника. По правилам Церкви, антидор должен быть вкушаем в храме, натощак и с благоговением, потому что это хлеб святой, хлеб с жертвенника Божия, часть от приношений к алтарю Христову, от которого он получает небесное освящение.

Антидор подается в руки верующих, которые складывают ладони крестообразно, правую на левую, и, получив антидор, целуют руку подавшего его священника (не диакона).

Антидор вкушают в храме натощак. Антидор – это «вместопричастие», если переводить дословно. У него именно та функция, которая есть – святыня, вкушаемая теми, кто не причащался в этот день. Непричащающиеся могут съесть антидор с теплотой, при этом они должны соблюсти евхаристический пост.

Теплота

Теплота (запивка) – теплая вода с вином, или разведенным вареньем, или подслащенная (в некоторых случаях – просто остывший кипяток), которую причастники вкушают с ломтиком просфоры или антидора сразу после причащения, чтобы остающиеся во рту частицы Святых Даров не были извергнуты в случае нечаянного кашля, плюновения и т.п., и чтобы кто-либо не оставил Святые Дары во рту с неблагонамеренной целью.

Не всегда в храм можно дойти, а только доехать на авто. Что покажет алкотестер при встрече с ГАИ? В этом случае можно попросить работников храма дать возможность запить Причастие святой водой.

Артос

Артоз (по-гречески квасной хлеб) означает общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе – просфора всецелая.

Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место вместе с образом Воскресения Господня и в заключение пасхальных торжеств раздается верующим.

На артосе изображается Воскресение Христово либо крест, на котором виден только терновый венец, но нет распятого Христа, – как знамение победы Христовой над смертью.

Освященный артос ставят на солее пред образом Спасителя, где он лежит в течение всей Святой седмицы. Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы в конце литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздается народу как святыня.

Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!».

Просфору и артос хранят в святом углу возле икон. Испортившиеся просфору и артос следует сжечь самому (или отнести для этого в церковь) или же пустить по реке с чистой водой.

Строка поиска: просфора

Найдено записей : 9

Здравствуйте, батюшки! Мне дали антидор из женского монастыря, сказали, употреблять строго натощак со святой водой, но не очень часто, при этом произносить молитву (но не ту, которая произносится при принятии святой воды и просфоры). Молитву я, к сожалению, забыла, переспросить в ближайшие 2 недели не смогу. Что делать? И можно ли вообще употреблять антидор мирянам дома? Ведь это, как я понимаю, служебная просфора? Простите за такой вопрос! Спаси Господи!

Виктория

Да, Виктория, мирянам антидор употреблять можно, а молитву при этом можете все же читать ту, которая читается на принятие обычной просфоры, в этом нет ничего предосудительного. Храни Вас Бог!

игумен Никон (Головко)

Батюшка я по субботам в церкви покупаю просфору, и я знаю, что ее нужно разрезать на части и сушить, чтобы не испортилась. Просфора, когда засохнет, становится жесткой. Скажите, можно перед тем как есть, размочить ее в воде?

Андрей

Андрей, так и делается. Просфору или антидор разрезают, а перед тем как их съесть, если они засохли, размачивают в Святой воде.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Скажите, какую молитвы надо читать перед принятием Святой воды? В молитвослове есть молитва "На принятие просфоры и Святой воды", можно ли ее читать перед принятием только воды, без просфоры? На сайтах видел, что слово "просфора" в молитве "Перед принятием Святой воды" опускается; скажите, как правильно? Спасибо!

Андрей

Андрей, когда мы принимаем святую воду и просфору, то читаем молитву, а если принимать одну святую воду без просфоры, то слово «просфора» можно опускать в молитве. Зачем молиться о том, чего не будем делать?

иеромонах Викторин (Асеев)

Батюшка, благословите! Подскажите, что можно сделать с просфорой, если она заплесневела или засохла? Cпаси Вас Бог!.

Алексий

Алексий, если просфора засохла, то ее вполне можно вновь сделать мягкой с помощью воды и употребить в пищу, как и подобает. Если же просфора заплесневела, то придется поступить с нею так, как принято поступать со святыней, которую в силу необходимости нужно подвергнуть уничтожению: сжечь, либо закопать в непопираемом месте (т. е. таком, куда не будут наступать люди), либо опустить в проточную воду, в реку (но ни в коем случае не в канализацию!).

игумен Никон (Головко)

Добрый день! У меня просфора дома заплесневела. Что с ней делать?

Анна

Ее нужно выбросить в непопираемое место. Обычно такие специальные места есть при храмах; можно также в сухой колодец или в чистую реку.

диакон Илия Кокин

В чем смысл и значение приема просфоры? Как правильно принимать ее?

Татьяна

Значение вкушения просфоры в том, что через это мы приобщаемся к святыне. Просфора участвует в Литургии, ее частица, вынутая за спасение человека, погружается в Кровь Христову со словами "Помяни Господи принесших и ихже ради принесоша", т.е. и тех, кто молился, и тех, за кого молились. Вкушать просфору надо с молитвой: и натощак, можно запивать святой водой.

диакон Илия Кокин

Добрый день батюшка. Не могли бы Вы мне помочь и ответить на вопрос: проходил обряд причащения, после причащения, когда все уходили, каждому давали хлеб, в форме кекса. Хотел узнать, что с ним делать, можно ли его есть или нужно в какой-то определенный день есть? Заранее большое Вам спасибо.

Уважаемый Лев, «хлеб в форме кекса» - это святая просфора, церковный хлеб из которого вынимаются частички о живых и умерших, которые погружаются потом в чашу с причастием (Телом и Кровью Христовыми). Просфору нужно есть натощак с утра после того, как Вы прочитаете утренние молитвы.

Прошу прощения за такой деликатный вопрос. Я недавно интересуюсь религией, много не знаю, не понимаю. Так вот: 1) можно ли посещать церковь во время месячных? Кто-то говорит можно, кто нельзя. А если случилось что-то чрезвычайное - кто-нибудь умер и нужно в церковь на отпевание?! Как быть с большими праздниками (Пасха, Рождество), ведь они бывают раз в год. И иногда случается так, что эти дни из года в год выпадают на праздники. Как быть с такими событиями, как венчание, крещение, паломническая поездка? Их трудно планировать в зависимости от критических дней, тем более если ты только приглашенный (свидетель, крестный), да и как ни планируй, начаться они могут неожиданно и тогда нужно все отменять?! А иногда по состоянию здоровья месячные у женщины могут не прекращаться очень и очень долго. Поэтому прошу подробнее объяснить что можно, что нельзя и почему. Можно в эти дни ходить в церковь, пользоваться святым маслом, пить святую воду, прикасаться к иконам, просфорам, зажигать свечи, лампаду (как в храме так и дома), читать Библию, Евангелие, молитвослов, можно вообще просто молиться дома перед иконами, можно участвовать в Таинствах - причащение, исповедь, и т.д. 2) И еще: когда просто молишься дома перед иконами, нужно покрывать голову? Это просто отдельный вопрос, не зависимости от критических дней. 3) А беременным в церковь можно? Заранее спасибо.

Елена

Относительно первого вопроса отсылаю Вас к весьма обстоятельной статье, в которой на примере древних святоотеческих текстов и канонов показано, что все запреты, связанные с этой проблемой, возникли в Церкви достаточно поздно, и по существу не имеют серьезных причин: http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/1319/ И все же Вам следует взять благословение у священника Вашего храма, т.к. единого мнения на данный вопрос не существует. Для беременных же нет никаких причин уклоняться от посещения церкви - беременность не скверна, а благословение Божие, так что будущим мамам наоборот стоит почаще бывать в храме и причащаться. Что касается покрова на голове во время молитвы, то слова апостола Павла, в которых это предписывается, относятся только к замужним женщинам: «Жена должна иметь на голове своей [знак] власти [над] [нею], для Ангелов» (). Хотя, если честно, причины, по которым апостол дает такое предписание, лежат вне поля христианского учения и восходят к ветхозаветным талмудическим преданиям, но такова многовековая традиция.

Молитв перед Причащением , (совершается накануне или непосредственно перед Причастием), приход в храм с утра натощак (после полуночи ничего не едим и не пьем). Также, рекомендуется то, чтобы евхаристический опыт был регулярным, то есть в этом опыте нам нужно стараться укрепляться и возрастать. Для этого начните регулярно Причащаться - хотя бы не реже, чем раз в месяц. Что касается духовника, то он обретается опытно. Если будете регулярно исповедоваться и Причащаться, то присмотритесь к священникам в том храме, куда Вам будет удобно ходить. Возможно, кто-либо из них сможет быть Вашим духовником. Помощи Божией!