Актеры вышедшие из театра табакова. Театр "Табакерка": история, репертуар, труппа. Личная жизнь Олега Табакова

21 мая 2018

Не так давно скончался Олег Табаков. Его преемником в МХТ имени Чехова стал Сергей Женовач, который занял пост руководителя. По некоторым данным, он собирается сократить штат актеров втрое.

Константин Хабенский и Михаил Пореченков / фото: издание "Комсомольская правда" Роман Игнатьев

В середине марта ушел из жизни Последние несколько месяцев своей жизни мэтр провел в больнице. сайт уже сообщала, что на место актера в должности худрука МХТ им.Чехова нескольких кандидатов. В творческих кругах называли Владимира Машкова, Евгения Миронова, Игоря Золотовицкого, Константина Богомолова и Евгения Писарева, но в итоге преемником Табакова стал Сергей Женовач.

На днях стало известно, что 61-летний режиссер намерен сократить штат театра втрое. Уже покинула стены театра Ольга Хенкина. Она много лет была правой рукой Табакова и помогала ему руководить труппой. Вскоре появилась информация, что после первого этапа репетиций без просмотра были закрыты репетиции спектакля молодого актера и режиссера Александра Молочникова «Чайка». В МХТ он ставил «Бунтарей», и вот-вот должна была состояться премьера «Чайки», но, судя по недавнему посту актера, ему пришлось уйти. «В МХТ наши премьеры больше не случатся, месячные репетиции новой постановки „Чайка“ остановлены нынешним руководством без просмотра этапа работы, и что самое удивительное - я не стал новым худруком! Но! Это только временный вирус, повод для перезагрузки! Мы, конечно, продолжим вакханалию в других местах, обязательно сделаем „Чайку“, и я очень надеюсь, что нам удастся не раз еще и еще поработать!», - написал Молочников на своей странице в

Как у всякого театра с историей, у Театра Табакова имеется сразу несколько дат, которые совершенно справедливо считаются днем рождения. На этой неделе Московский театр-студия под руководством Олега Табакова отметил свое 30-летие, поскольку именно 1 марта 1987 года состоялась премьера спектакля «Кресло». И именно этот день считается официальной датой открытия театра Табакова. Однако театр появился не на пустом месте – он вырос из студии Табакова, и за свои годы подвал стал вторым домом для многих актеров-учеников Олега Павловича.

Театр с историей обязательно рождается на энтузиазме, чаще всего на голом. Так и «Табакерка». Самые первые годы студия, состоявшая из известных актеров и педагогов с одной стороны и обычных, но очень талантливых московских школьников с другой, занималась в Доме пионеров, и только потом им передали подвал бывшего агитпункта, где был угольный склад. За эти 30 лет ушел элемент студийности, потому что сейчас это театр государственный. И уже не надо артистам самим мыть полы, туалеты, не надо шить костюмы.

Что такое школа Табакова, знает не понаслышке , актер из первого призыва.

«Олег Павлович всю жизнь учит артистов – учит театру, искусству жить, искусству быть человеком. Вот поэтому он и учитель. А театр... Я с 1978 года в этом подвале. Какое место он может занимать? Наверно, главное», – говорит народный артист России Андрей Смоляков.

Кое-какие детали тоже все вроде бы знают, но повторить не грех. Первые годы студия существовала на гонорары Табакова, который приезжал с очередных съемок и расплачивался со своими студийцами, а когда приезжал из-за границы привозил всем подарки.

«Студия – это было все. Семья, жизнь, любовь для всех. У Олега Павловича был спектакль «Маугли», и эта фраза Киплинга «мы с тобой одной крови». Могу сказать и о себе, и об учениках Олега Павловича: мы одной крови. Потому что Олег Павлович выбирал студентов, актеров, соответсвующих его энергетике, эмоциональности, и по духу очень близких. Интуитивно. Он тогда не знал, какими мы будем. Но он многое ощущал и про нас знал», – отметила народная артистка Марина Зудина.

«Гладко не было никогда. И не может быть гладко, это неправильно. Это должен быть примитивный человек, чтобы были очень гладкие отношения. Я открывала знаменитую «Табакерку», играла в первом спектакле «Кресло», который открыл этот театр. У нас были неплохие отношения», – рассказала директор Театра на Таганке Ирина Апексимова.

Как во всякой студии, настоящей студии, в живом театре новые актеры сперва выходят в массовке. Как завещал Станиславский. И Евгений Миронов, сегодня актер номер один, тоже выходил в «Ревизоре» Сергея Газарова, в самом финале, и просто размахивал российским триколором. Среди любимцев Табакова и Владимир Машков, который теперь не только играет, но и ставит спектакли. Его «13Д» – хит МХТ имени Чехова.

У каждого в звездной труппе «Табакерки» есть что рассказать об уроках Табакова, профессиональных и человеческих, жизненных.

«В первую очередь, Олег Павлович научил меня, что театр – это главное. Сначала театр, а потом все остальное. Надеюсь, что пока мне удается с этим справляться. Олег Павлович научил меня, что зритель рассуждает следующим образом: если это не про меня, то мне это неинтересно. И в каждом спектакле «Табакерки» зритель может увидеть себя», – говорит актриса Анна Чиповская.

«Олег Павлович всегда говорил очень хорошую, правильную фразу, его ученикам свойственно и дальше с ней идти по жизни: «я не могу вас ничему научить, вы можете сами научиться у меня». В этом заключалось четыре года обучения на курсе Олега Павловича. Мы учились у него, он ничему нас не учил. Он давал нам возможность самим, не забивал штампами. Он говорил еще одну очень хорошую фразу: «у плохого артиста 33 штампа, а у хорошего 333», – рассказал актер Денис Никифоров.

30 лет – это рубеж, как любая круглая дата. Что делать дальше, помимо слов, которые совершенно искренне и от себя говорил Табаков в роли профессора Серебрякова в «Дяде Ване»: «дело надо делать, господа».

«Надо жить дальше, надо проверять себя – умеешь ли ты по-прежнему удивляться чужим талантам. Это самое главное. Реже, чем хотелось бы, рождаются драматургические дарования, как ни хочешь, как не желаешь: они либо есть, либо нет», – отметил народный артист СССР .

Праздновать особо некогда. Хотя для зрителей будут творческие встречи, издана книга «История в тридцати сезонах». И следующий юбилей «Табакерки» теперь не за горами.

Был создан народным артистом России Олегом Табаковым. В его репертуаре и классика, и современные пьесы. Сегодня этот театр входит в число лучших не только в Москве, но и в России.

История

Театр "Табакерка", фото здания которого представлено в данной статье, начал своё существование в 1978 году. Его создатели - актёр и режиссёр О.П. Табаков и художник Д. Боровский. Именно они нашли для театра подвал в жилом доме на улице Чаплыгина. Воспитанники и педагоги мастерской Олега Павловича в ГИТИСе своими руками чистили от мусора и красили будущее пристанище. Зал был очень маленьким, в него входило всего 10 рядов. Изначально это была театральная студия, которой руководил Олег Табаков. Затем она сменила своё название. Переросла в театр "Табакерка".

Труппа определилась ещё в 1974 году. Именно тогда Олег Павлович выбрал подростков для обучения в своей студии. Дети обучались по программе театрального ВУЗа, им преподавалось несколько предметов: сценическое движение, актёрское мастерство, этюды, речь и т.д.

Самых талантливых учеников О. Табаков пригласил на свой первый курс в ГИТИС. Именно эти выпускники и составили первую труппу "Табакерки". Среди них были: Елена Майорова, Сергей Газаров, Лариса Кузнецова, и другие.

Первый спектакль "Табакерки" был поставлен по пьесе «И с весной я вернусь к тебе…». Молодой коллектив сразу же стал популярен. Зрители полюбили его. Но советская власть осталась к нему равнодушна. Театру отказали во всех просьбах. В результате этого артисты скитались по чужим сценическим площадкам. В итоге Олег Павлович был вынужден пристроить своих актёров в разные театры столицы. После чего он набрал в ГИТИСе второй курс студентов. Из них и была образована вторая труппа.

Театр "Табакерка" вернулся в свой подвал. Начались репетиции уже с новым актёрским составом. В 1987 году Олег Павлович Табаков добился для своего театра статуса государственного. Труппа "Табакерки" уже многие годы пополняется в основном выпускниками Олега Павловича. Так, в своё время сюда пришла такие личности, как Владимир Машков, Сергей Безруков, Евгений Миронов, Яна Сексте, Ольга Красько и другие. Первые трое ворвались в культурную жизнь страны ярко, стремительно и навсегда.

Репертуар

Театр "Табакерка" репертуар своим зрителям предлагает следующий:

  • "Буря. Вариации";
  • "Дьявол";
  • "Не всё коту масленица";
  • "Школа жён";
  • "Безымянная звезда";
  • "Лицедей";
  • "Сестра Надежда";
  • "Эмма";
  • "Билокси-Блюз";
  • "Жена";
  • "Два ангела, четыре человека";
  • "Мадонна с цветком";
  • "Брак 2.0";
  • "Страх и нищета в Третьей империи";
  • "Женитьба Белугина";
  • "Сверчок на печи";
  • "Волки и овцы";
  • "Женитьба";
  • "Рассказ о счастливой Москве";
  • "Год, когда я не родился";
  • "Чайка";
  • "Епифанские шлюзы";
  • "Похождение";
  • "В ожидании варваров";
  • "Кукла для невесты";
  • "Вий";
  • "Отцы и дети";
  • "Жизнь свою за други своя";
  • "Три сестры";
  • "Йеппе-с-горы".

Труппа

В труппе работают замечательные артисты. По своим многочисленным ролям в кино и сериалах знакомы широкой аудитории актёры театра "Табакерка". Список артистов и стажёров труппы:

  • Е. Германова;
  • М. Зудина;
  • О. Красько;
  • А. Чиповская;
  • И. Эйдлен;
  • О. Блок-Миримская;
  • А. Смоляков;
  • Э. Кашпоров;
  • Р. Хайруллина;
  • А. Лаптева;
  • Е. Миллер;
  • Н. Еленев;
  • Я. Сексте;
  • М. Хомяков;
  • О. Ленская;
  • А. Усольцев;
  • В. Бриченко;
  • И. Шибанов;
  • С. Беляев;
  • М. Сачков;
  • А. Лимин;
  • Д. Парамонов;
  • А. Фомин;
  • М. Шульц;
  • Н. Качалова;
  • П. Табаков.

И еще очень много ярких имен.

Приглашённые артисты

Театр "Табакерка" активно сотрудничает со многими знаменитыми артистами.

В постановках участвуют следующие приглашённые актёры:

  • Сергей Безруков;
  • Кристина Бабушкина;
  • Авангард Леонтьев;
  • Максим Матвеев;
  • Александр Семчев;
  • Валерий Хлевинский;
  • Владимир Краснов;
  • Дарья Мороз;
  • Раиса Рязанова;
  • Ростислав Бакланов;
  • Юлиана Гребе;
  • Данила Стеклов;
  • Ольга Барнет;
  • Иван Мельников;
  • Наталья Тенякова;
  • Ирина Пегова;
  • Алексей Князев;
  • Борис Плотников.

И многие другие.

Руководитель театра

Театр "Табакерка" был основан его бессменным художественным руководителем, ректором Школы-студии МХАТ имени Антона Чехова, народным знаменитым актёром О. П. Табаковым.

Олег Павлович родился в 1935 году, 17 августа в городе Саратове. Его родители были врачами. Олег Павлович в старших классах занимался в при дворце пионеров. Именно это и повлияло на его выбор профессии. В 1935 году О. Табаков стал студентом Школы-студии МХАТ. Он был одним из лучших на курсе. Самую первую роль в кино артист сыграл ещё будучи студентом. Первым театром, в котором служил актёром Олег Павлович, был "Современник". В то время его руководителем был Олег Ефремов. После того как последний был переведён во МХАТ, О. Табаков возглавил "Современник".

В 1973 г. Олег Павлович решил стать преподавателем и обучать молодёжь. В результате О. Табаков организовал свою студию.

В 2001 году он получил должность художественного руководителя в МХАТ имени А.П. Чехова.

Сегодня Олег Павлович руководит двумя театрами, снимается в фильмах, играет в спектаклях, преподаёт и занимается общественной деятельностью.

Родион Чемонин, Агентство национальных новостей, 3.03.2007

Московский театр под руководством Олега Табакова, ласково прозванный в народе «Табакеркой», в четверг празднует юбилей. Театру исполняется 20 лет.

Казалось бы, что такое 20 лет? Но сколько же за эти два десятилетия театр взрастил актеров, уважаемых во всем мире, известных каждому человеку на всей территории одной шестой части суши, любимых миллионами зрителей вне географических категорий!

В театрах принято перечислять актеров по алфавиту, якобы чтобы никому обидно не было; в «Табакерке» как ни перечисляй — все равно не получится ранжирования ни по популярности, ни по выслуге лет, ни по возрастному признаку. Вишенка на торте одна, и это Табаков, но вот как делить дальше, непонятно: не будет кусков больших или меньших. Только вслушаться: Владимир Машков, Марина Зудина, Евгений Миронов, Сергей Безруков, Евдокия Германова, Александр Мохов, Андрей Смоляков, Наталья Журавлева, Михаил Хомяков, Сергей Беляев, Алексей Золотницкий, Ольга Блок-Миримская, Марианна Шульц, Виталий Егоров, Анастасия Заворотнюк, Ольга Красько, Ярослав Бойко, Денис Никифоров, Игорь Петров, Сергей Угрюмов и еще несколько десятков имен, одно только произнесение которых повергнет в трепет любого человека. Кто-то приходит, кто-то уходит, выбирая иные пути, — а значит, театр живет. Молодежь наступает: то тут то там можно видеть Дарью Калмыкову, вот Лина Миримская появляется на большом экране все чаще, Яна Сексте получает премию «Триумф», поклонницы Ивана Жидкова уже оккупируют служебный вход, большое будущее критики прочат совсем новым членам труппы. Перечислить всех актеров невозможно. Этот торт совсем другого свойства, здесь не кондитерская и не булочная. Олег Табаков и его шоколадная фабрика.

Всё началось с его курса. Простого кружка, который он организовал, будучи директором «Современника», в 1973 г., когда собрались вместе Валерий Фокин, Андрей Дрознин, Константин Райкин, Авангард Леонтьев, Иосиф Райхельгауз, Владимир Поглазов, Сергей Сазонтьев: все те, кто влияет сейчас на театральную атмосферу не одной только столицы, но и мира. В 1977 г. им передали угольный склад на улице Чаплыгина, 1а, который они своими силами разобрали и сделали из него крохотную подвальную студию. Первым спектаклем стал «С весной я вернусь к тебе» по пьесе Александра Казанцева. Но долго просуществовать подвалу не дали чиновники, закрыли. И только в 1986 году был подписан приказ о создании театра-студии.

Андрей Смоляков вспоминает тот период, когда он, вынужденный скитаться без работы после запрета играть в подвале, вдруг узнал о том приказе 1986 года:

— Открытие «табакерки» было праздником для актеров. Тогда ведь была уже практически потеряна надежда на открытие этого театра, и все, как нам казалось, кануло в небытие. И вот, вдруг, разрешили. Это была радость, счастье.

Тогда они, ученики и уже настоящие актеры своими силами отстроили заново маленький зальчик на 110 мест, и театр заработал официально.

Конечно, это вовсе не означает, что ровно 1 марта 1987 года для широкой публики открылись двери подвала на Чаплыгина. Становление театра проходило непросто и подчас держалось на одном энтузиазме актеров, взращенных по большему счету в Школе-студии при МХАТ им. А. П. Чехова на курсе Олега Павловича Табакова. Но с первого же спектакля зритель всё прибывал и прибывал. Слава театра росла с каждой секунды. С какого-то момента попасть в подвал простому зрителю стало невозможно. «Матросская тишина», «Билокси-блюз», «Ревизор», «Механическое пианино», «Затоваренная бочкотара», «Звездный час по местному времени», «Страсти по Бумбарашу» — счастливчики смотрели их по нескольку раз, сцены из этих постановок заучивались наизусть, реплики становились паролями для посвященных.

Были и трудные времена. В середине 90-х Олег Табаков понял, что всех не прокормить, и придумал ставить спектакли на несколько человек, что становится очередным «ноу-хау» «Табакерки». Сейчас спектакли могут идти и в тысячных залах, и в подвале, и в маленьких нищих театрах районных центров Московской области, и на главных сценах Америки, Европы, Японии? Проблемы, из-за которых театр лишается многих ведущих актеров, существуют и сейчас: что поделать, «дети Табакова» растут и хотят большего. Но костяк остается прежний. И подвал на Чаплыгина — все тот же. Более красивый и обустроенный, но тот же.

Лучшие спектакли труппы удостоены престижных театральных премий. Большая половина актеров уже не вмещается в программках из-за указаний их наград и регалий. Да и причём здесь программки и регалии, если на праздновании 15-летия пять лет назад ни зал, ни фойе не вмещали всех гостей. Высшие государственные чины буквально стояли на столах. Поэтому в этом году всех примет другой театр Табакова — МХТ им. А. П. Чехова. Вокруг связей между двумя театрами, которыми руководит Олег Павлович, ходит масса ничем не подкрепленных слухов о ревности одних к другим, но всё это выдумки. И подвал на Чаплыгина, и Художественный в Камергерском дружат, ходят друг к другу в гости, ставят спектакли, перемешивая труппы обоих театров. Значит, будут сегодня и капустники, и радость встречи, и поздравления, и всё будет по-табаковски.

«Наше дело — „Табак“», — спел когда-то большой друг подвала Сергей Никитин. И кажется, особенно в такие дни, что эти слова могут примерить на себя многие, очень многие, не обязательно связанные со сценой люди, живущие в разных точках мира. Поздравляем, «Табакерка»!