Я способна на большее. Плохой русский балет Заслуженный артист Азербайджана

Впервые участвует Театр балета под руководством Анны Алексидзе и Анатолия Емельянова (за рубежом известный как The Crown of Russian Ballet). С момента своего рождения в 2002 году эта балетная труппа станцевала по всему миру 12 оригинальных спектаклей, среди которых "Тристан и Изольда", "Кармен", "Ромео и Джульетта", "Золушка", "День уходит с земли".

ПО ТЕМЕ

Анна Алексидзе совмещает руководство собственным театром с должностью главного хореографа Чебоксарского театра оперы и балета, где ставит "Лолиту" по одноименному произведению Владимира Набокова, а Анатолий Емельянов время от времени улетает в Америку, где танцует и ставит для Metropolitan Classical Ballet. Дни.Ру застали артистов балета в Москве за репетицией и узнали, какой путь они прошли, прежде чем оказаться под крышей одного театра.

Анна Алексидзе: "Мне говорят: "Лолита"? В балете?!"

Анна, тот факт, что вы из хореографической семьи, не оставлял вам выбора на иное будущее, кроме как будущее в балете?

Мой папа - очень известный хореограф, народный артист Грузии, лауреат государственных премий. К сожалению, год назад он ушел из жизни, но оставил после себя учеников. Дедушка мой, народный артист СССР Дмитрий Александрович Алексидзе, был крупным режиссером драматического театра. Ирина Алексидзе, бабушка по папиной линии, - народная артистка Грузии, балерина. Мама моя - тоже балерина, педагог и режиссер. Поэтому выбора у меня никакого совершенно не было. С тех пор как я родилась, колясочка моя буквально в театре стояла. Но мои мама и папа меня отговаривали идти в балет, поскольку у меня не было выдающихся балетных данных. Но я была влюблена в эту профессию и настаивала.

- Когда вы впервые от родителей услышали слова одобрения?

В 92-м году, когда я училась на втором курсе хореографического училища и стала лауреатом международного конкурса. Тогда папа с мамой сказали: "Ты молодец, дочка. Ты можешь заниматься этой профессией". После этого я пришла в Детский музыкальный театр имени Натальи Сац, где я провела три года в зале с народной артисткой Элеонорой Евгеньевной Власовой, которая до сих пор является моим педагогом, а впоследствии стала и консультантом нашего театра. После этого я проработала семь лет в труппе Виктора Смирнова-Голованова, с ним объездила весь мир, станцевала все ведущие спектакли, доказала, что я имею место быть в искусстве. После этого я закончила театроведческий факультет ГИТИСа, и мы вместе с Анатолием Емельяновым создали наш театр. С тех пор мы поставили 12 совершенно новых спектаклей, на мои либретто и с хореографией Емельянова.

- Почему вы из всех факультетов ГИТИСа выбрали именно театроведческий?

Я думала, куда пойти: на педагогический, балетмейстерский или театроведческий. Папа мне сказал, что балетмейстерами рождаются, по части педагогики у меня было столько учителей, что постигать эту науку отдельно не имело смысла. А театроведческий факультет расширил мой кругозор и дал возможность писать сценарии. Впоследствии так получилось, что я стала еще и балетмейстером: пребываю сейчас на посту главного хореографа Чебоксарского театра оперы и балета и ставлю там балет "Лолита".

- Очень смелый выбор материала для постановки балета - вам, наверное, это уже говорили?

У Набокова такие потрясающие образы в текстах, что создать их на сцене - немыслимо интересно. Мне очень странно, что до сих пор ни один хореограф не поставил этот балет. Я общаюсь с разными людьми, и все они говорят: "Лолита"? В балете? Очень интересно!" Собственно, сейчас и должны быть такие балеты, которые привлекают людей в театр. Не хочется повторяться и ставить новое "Лебединое озеро". Мне кажется, столько есть произведений, которые можно адаптировать к сегодняшнему дню и сделать в новой пластике. Плюс я хотела бы, чтобы это спектакль был с компьютерной графикой, с мультимедийным сценическим пространством. Премьера ожидается в апреле 2010 года: спектакль долго будет строиться и делаться - там сложные декорации и костюмы. Обязательно будем показывать в Москве, вывезем на фестивали, у нас уже даже есть приглашение в международное турне. Если спектакль получится, то в дальнейшем я бы с большим удовольствием перенесла его в свой театр.

- А почему вы сразу "Лолиту" не ставите в своем театре?

Мы создали театр без единого спонсора. То есть все, что вы увидите и на "Летних балетных сезонах", и все, что видит мир в течение семи лет - это мы сделали своими собственными средствами, своими руками, кровью и потом. Вплоть до того, что Анатолий Емельянов иногда сам расшивает пачки. Такой масштабный спектакль, как "Лолита", мы бы сейчас просто не потянули. То, что Чебоксарский театр дает такую возможность - это очень здорово.

- Расскажите, как вы попали в "Летние балетные сезоны"?

Мы познакомились с Аллой Маратовной Немодрук в Германии. Она узнала о нас по афишам, пришла на нас посмотреть и была поражена, что мы на центральных площадках Германии собираем по три тысячи мест в зале. Она посмотрела все наши спектакли и пригласила участвовать в "Летних балетных сезонах".

Анатолий Емельянов: "Танец - это выражение мысли"

- Как у вас началась ваша балетная история?

Знаете, как это обычно бывает: музыка играет, и дети танцуют. Я очень много танцевал, когда был маленький. Родители отдали меня сначала во Дворец пионеров в хореографический кружок, а потом отослали на Урал - в Пермской училище. Хорошими училищами считались тогда Петербургское, Пермское, Московское. Сам я из Нижегородской области.

- А вы сами хотели себе балетную карьеру?

Нет, конечно. В десять лет, может, девочки уже хотят, но мальчики точно не понимают. Мне нравились танцы, но о том, что я буду артистом балета, в таком возрасте я не думал. Задумался года через три, в 13-14 лет.

- У вас были какие-то еще хобби? Другие варианты развития будущего, параллельные мечты?

Всегда есть варианты заняться чем-нибудь другим. Но когда занимаешься балетом, на это очень много времени уходит. В училище это целый день занимало. А хобби, конечно, много было - я и спортом занимался, легкой атлетикой, и моржеванием, и на гармошке играл, и на гитаре... У меня цель жизни сформировалась поздно: уже после училища, после нескольких лет в театре я понял, что хочу быть балетмейстером. Я поработал в Нижнем Новогороде в Театре оперы и балета имени Пушкина, переехал в Москву, работал здесь в разных трупах, театрах. Потом мы с Анной Алексидзе создали свой коллектив.

- Анна говорила, что вы чуть ли не пачки сами расшиваете?

Да. Это началось, когда мы сами были артистами балета. Что зарабатывали, то и вкладывали в декорации, костюмы. Смысл человеческого существования у каждого свой. Кто-то живет ради денег, кто-то ради еды, кто-то ради сумок дорогих - кому что надо. Я поставил балет - и я счастлив от балета, а не от купленной, к примеру, машины. Жизненные отрезки, которые мы проходим, уже никогда не повторятся, их нужно проводить со смыслом. Я создал 15 балетов - и это же не просто так "взял и поставил", это надо было осмыслить, пропустить через себя.

- Из этих 15 постановок, которые вы сделали, какие самые любимые?

Наверное, последние - "Тристан и Изольда", "Мартин Лютер". Я учился балетмейстерству на своем горьком опыте. То есть я закончил ГИТИС, но как педагог. А учился ставить сам - от постановки к постановке. Человек с возрастом созревает духовно - вместе с ним созревают и спектакли. Танец - это выражение мысли. Я считаю, что балет - очень сильное искусство, которое может переломить человека изнутри. То есть идея моя такая, что зритель должен выйти из зала после спектакля и что-то в нем должно поменяться. В наше время люди забывают, для чего они пришли на эту землю. Вспоминают об этом лет в 50-60, когда уже и жизнь прошла. А я хочу, чтобы молодые люди приходили на спектакли и задумывались о том, что можно сделать сейчас. У каждого должна быть цель. Я работаю, чтобы у зрителей цель появилась.

Вечер одноактных балетов "Кармен"

Балет Кармен, Половецкие пляски и Па-де-катр - разные по жанру и стилю танца - несомненно порадуют своей яркой динамической постановкой. Атмоcфера итальянской корриды, стихийный дух древних половцев, и классическая хореография не оставят равнодушными даже искушенную публику.

«Кармен» музыка: Ж.Бизе-Р.Щедрин Хореография: А.Емельянов.
Почти полтора века образ Кармен неудержимо влечет к себе многих художников,воплощающих его в стихах и прозе, в музыке и театре, в живописи и кино. В центре балета — трагическая судьба цыганки Кармен и полюбившего её солдата Хозе, которого Кармен покидает ради молодого Тореро.

Премьера состоялась 22 апреля 2004г на сцене Московского Государственного Академического Детского музыкального театра им. Н.Сац

«Половецкие Пляски» Музыка А.Бородина Хореография А.Емельянова
«Половецкие пляски», как известно, фрагмент из оперы «Князь Игорь» и, тем неменее, давно самостоятельное балетное произведение. В основе балетной сцены - восхитительный, очень энергичный или, лучше сказать, энергетический танец древних половцев в половецком стане. Хореографическое действие поставлено на удивительные по красоте и мелодичности арии половецкой девушки и Кончаковны. На сцене все время царит стихийный дух древних половцев - перед нами массовый танец. Танец волнующий, смелый, беспрерывный.
Премьера состоялась 22 мая 2011 года в Найроби (Кения) на сцене Safari Park Hotel

«Па-де-катр» Музыка Ц. Пуни Хореография Ж. Перро
Жюль-Жозеф Перро поставил балетный дивертисмент для четырех известных балерин. Вариации наиболее выгодно раскрывали артистические и технические возможности четырёх знаменитых танцовщиц. Чтобы не обидеть соперниц по сцене, их имена написали не по очерёдности, а по кругу. Вариации не нумеровались и назывались именами балерин.

Московский театр "Корона Русского Балета" был создан в 1997 году. В его репертуаре имеются балеты классического русского наследия и современные постановки. Состав балетной труппы театра состоит из выпускников лучших хореографических школ России. Театр с успехом выступает на российских и зарубежных сценах, участвует в благотворительных акциях. Театр сотрудничает с ведущими артистами разных театров, в том числе с артистами Большого, Мариинского, Станиславского и Немировича-Данченко и др. театров. Основываясь на великих традициях русской балетной классики, мы создаем спектакли, которые будут понятны и интересны сегодняшнему зрителю и которые, несмотря на все невзгоды жизни, напомнят Вам, что на этом свете царствует Бог, а значит добро и красота.

Художественный руководитель театра: Анатолий Емельянов, Кавалер ордена Дягилева II степени "За пользу Русской культуре"

Надо же! В который раз я наступаю на грабли, присланные из России!

Бруклинский Кингсборо-колледж объявил, что в его театрально-концертном зале имени Леона Голдстина Государственный театр балета России (The State Ballet Theatre of Russia) покажет балет Сергея Прокофьева "Ромео и Джульетта". Хореография Михаила Лавровского.

... И нью-йоркский зритель купился на имена: Прокофьев! Шекспир! Лавровский! Русский балет! Предчувствуя встречу с прекрасным, 13 февраля, в субботу вечером, в редкий для Нью-Йорка лютый, почти сибирский мороз, зрители явились на спектакль. Многие русскоязычные дамы, в соответствии с национальной традицией, пришли в дорогих шубах: ведь "театр - это храм", как говорил Щепкин. Был аншлаг. Люди поверили в объявление о том, что в спектакле участвуют 55 самых ярких звёзд российского балета и что основателем этого театра была великая балерина Майя Плисецкая. Не могла же Плисецкая основать плохой театр!

Зазвучала увертюра. Звук был странноватый, как из тарелки-репродуктора. Но будем снисходительны: не везти же на гастроли целый оркестр! Фонограмма намного дешевле! Зато костюмы были богатые, как настоящие. И задник расписан так, что видно было: действие происходит в Вероне! Но солисты, особенно Ромео, вызвали сначала некоторое недоумение, затем разочарование и, наконец, встреча с прекрасным превратилась во встречу с безобразным. Конечно, "безобразное" - тоже эстетическая категория, но не до такой же степени! Артисты не столько танцевали, сколько показывали пантомиму, а ещё точнее, это было больше похоже не на балет, а на мелодраму немого кино с заламыванием рук, изображением чувств и конвульсивным рыданием понарошку.

К началу второго акта в зале оказалось довольно много свободных мест. А по окончании спектакля один русскоязычный американец, выходя из зала, довольно громко произнёс: "Нет повести печальнее на свете, чем повесть о таком плохом балете!"

Как выяснилось, разочарование постигло не только нью-йоркцев. В газете Palm Beach Daily News от 15 января 2016 года театральный критик Сьюзен Фалкс назвала балет "Ромео и Джульетта" в исполнении труппы из России любительским и наивным, а артистические и технические возможности танцовщиков очень ограниченными.

Это была имитация балета. Горько было смотреть на всё это, особенно тем, кто видел "Ромео и Джульетту" в профессиональном исполнении. Непонятно, как американские импресарио могли показывать в США такое издевательство над классическим балетом. Неискушённая публика может навсегда возненавидеть классический балет вообще, а русский балет особенно. В театральной программке сказано, что гастроли организовала калифорнийская компания HollywoodStars International Management, Inc., зарегистрированная в 2013 году. Её возглавляет Игорь Левин, в прошлом тромбонист из Самары. В других источниках говорится, что Игорь Левин открыл эту компанию в 1997 году, через пять лет после того, как он эмигрировал в США. До этого он вроде бы 20 лет работал исполнительным директором Самарского академического театра оперы и балета. (Подтверждения этому я на интернетных сайтах Самары не нашёл).

Государственный театр балета России показал в США ужатую до двух актов, вместо трёх, версию балета. Гляда на солистов никак не верилось, что это юные Ромео и Джульетта, впервые в жизни испытавшие любовь. Высокий, вполне зрелого возраста Ромео (Евгений Кучвар), наложил весьма странный грим, подчеркнув скулы ярко красными мазками, и стал похож на участника манхеттенского парада в честь праздника Халлоуин. Ромео, словно памятник, возвышался над Меркуцио и Бенволио. Я грешным делом подумал, что на роль Ромео был приглашён высокий танцовщик специально, поскольку исполнительница партии Джульетты Ирина Борисова довольно высокого роста. Сьюзен Фалкс пишет, что в сцене смерти Меркуцио (невысокий Алексей Герасимов, наиболее профессиональный танцовщик) кажется, будто Ромео держит в руках не умирающего друга, а своего маленького сына. Автор рецензии отмечает также, что многие сцены небрежно, непрофессионально сокращены, а между сценами повисала долгая пауза, пока с колосников со стуком не опускался новый задник, обозначавший смену места действия. Эти паузы, когда зритель ждал продолжения в полной темноте, останавливали темп спектакля.

В российских источниках Государственный театр балета России (The State Ballet Theatre of Russia) называется Русским национальным балетным театром. Его также можно спутать с московским театром Корона Русского Балета, которым руководит тот же Емельянов. Перед выездом на гастроли в Мексику и в Америку главный балетмейстер и художественный руководитель театра Анатолий Ермолаев сказал, что "театр был основан внуком народного артиста СССР Игоря Моисеева Владимиром Моисеевым в 2001 году", а вовсе не Майей Плисецкой, как утверждали организаторы гастролей, и что "основным принципом театра является не только сохранение творческого наследия великих мастеров русского балета, но и поиск новых форм и возможностей танца".

Что ж, если судить по гастрольному варианту "Ромео и Джульетты", поиск новых форм увенчался грандиозным неуспехом.

Ещё одна многое объясняющая деталь о театре под художественным руководством Анатолия Емельянова - объявление, которое ещё можно найти в Интернете "ТЕАТРУ ТРЕБУЮТСЯ АРТИСТЫ БАЛЕТА ДЛЯ ГАСТРОЛЬНЫХ ТУРОВ!". Это означает, что для выступлений в Америке была по-быстрому набрана "сборная солянка" из незанятых артистов, не являющихся "самыми яркими звёздами российского балета".

Посмотрев спектакль в исполнении артистов Государственного театра балета России под художественным руководством хореографа Анатолия Емельянова, можно прийти к выводу что плохой композитор Прокофьев написал плохую музыку на тему плохой пьесы плохого драматурга Шекспира, а плохой хореограф Лавровский сделал плохой балет. Главным развлечением публики в зале Кингсборо-колледжа было ожидание уронит или не уронит Джульетту Ромео и когда, наконец, наэлектризованное платье Джульетты перестанет прилипать к её ногам. Как заметила моя спутница, артисты, видимо, были выпускниками не Вагановского, а Ваганьковского училища.