Развлечения. Алябьев Таинственный А. А

Московские дома: от дерева к камню

До этого здания никому не было никому дела, пока не установили его связь с именем великого композитора. Но памятник архитектуры сгорел в 1997 году. По иронии судьбы незадолго до этого некая коммерческая организация обещала отреставрировать дом и открыть музей Алябьева.

Говорят, что... ...однажды за картами Алябьев уличил одного из игроков в нечестной игре и ударил его. Через несколько дней тот умер от разрыва селезенки. Алябьева обвинили в убийстве. Его оправдали, но за побои и азартную карточную игру сослали в Сибирь.
В тюрьме, в ожидании приговора, Алябьев сочинил массу музыкальных произведений, в том числе и знаменитого «Соловья».
- Русскому таланту и тюрьма - на пользу! - отреагировал на это композитор Верстовский.
- Передайте ему, что рядом со мной полно пустых камер, - ответил Алябьев.
В Москву композитор вернулся полулегально в 1840 году. Он остановился в доме совей жены. А в 1843 Алябьев получил разрешение жить в городе.

Родился в семье тобольского вице-губернатора Александра Васильевича Алябьева. Получил хорошее домашнее образование.

В 1796 году семья переехала в Санкт-Петербург.

В 1801 году начал службу унтер-шихтмейстером 3 класса в Берг-коллегии в Санкт-Петербурге.

В 1804 году семья Алябьевых переехала в Москву, где в Московском пансионе Александр завершил образование.

В 1803 году он был зачислен шихтмейстером 14 класса в Москве.

В 1812 году поступил добровольцем на военную службу и во время Отечественной войны 1812 года служил в 3-м Украинском казачьем полке.

В 1813 – 1814 годах воевал под Лейпцигом и в боях на Рейне, участвовал во взятии Дрездена под командованием Дениса Давыдова, где был ранен, взятии русской армией Парижа. Александр Алябьев был награжден двумя орденами св. Анны 3-й степени, орденом св. Владимира 4-й степени и медалью в память войны 1812 г. После Отечественной войны 1812 года продолжил службу в Санкт-Петербурге в чине ротмистра.

В 1815 году он сочинил гусарскую песню «Один еще денек».

В 1822 году Александр Алябьев совместно с композитором А.Н.Верстовским написал музыку к опере-водевилю «Новая шалость, или Театральное сражение», оперу «Лунная ночь, или Домовые», поставленные в Большом театре в Санкт-Петербурге.

В 1823 году Александр Алябьев вышел в отставку в чине подполковника с полным пансионом и проживал в Москве и Санкт-Петербурге. В это время он написал оперу-водевиль «Деревенский философ», поставленную в Театре на Моховой в Москве.

В 1824 году им были написаны оперы-водевили «Хлопотун, или Дело мастера боится» и «Проситель» совместно с А.Н. Верстовским, поставленные в театрах Москвы.

В 1825 году написал хоры к прологу «Торжество муз» и оперы-водевили «Встреча дилижансов», «Забавы калифа, или Шутки на одни сутки» совместно с А.Н. Верстовским, которые были поставлены в Большом театре в Москве.

В этот год разразилась катастрофа: Алябьев был обвинен в убийстве, которого не совершал. Во время азартной партии в карты в своем доме Алябьев обнаружил, что помещик Времев шулерствует. За что тот был жестоко избит и через три дня умер. Хозяин дома был арестован и помещен в крепость в одиночную камеру на три года, где от безделья стал писать музыку.

Композитор А.Н.Верстовский сказал о нем: «Русскому таланту и тюрьма – на пользу! Алябьев отозвался с усмешкой: Передайте ему, что рядом со мной полно пустых камер».

В 1826 году в заключении Александр Алябьев написал самый известный свой романс «Соловей» на слова поэта А.А. Дельвига.

В 1827 году он написал балет «Волшебный барабан, или следствие Волшебной флейты»

1 декабря 1827 года Александр Алябьев был лишен чинов, орденов, дворянства и сослан в Тобольск по Высочайшему повелению.

Что вас изволило так развеселить, сударь? - с недоумением поинтересовался чиновник. - В Сибири-то вас научат серьезности!

Это вряд ли, - отозвался Александр Алябьев. - В Тобольске я провел лучшие годы моей жизни - детство и юность. Ведь мой батюшка был губернатором Тобольска».

В Тобольске Александр Алябьев организовал симфонический оркестр «казачьей музыки», руководил симфоническими и хоровыми концертами, выступал как дирижёр и пианист. Во время этой ссылки он написал самые известные свои романсы «Зимняя дорога», «Вечерний звон», «Два ворона».

В 1832 -1833 годах Александр Алябьев получил разрешение выехать на Кавказ для лечения, где записал кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские народные песни и составил совместно с украинским историком-фольклористом М.А. Максимовичем сборник «Голоса украинских песен», изданный в 1834 году.

В 1835 году Александру Алябьеву дозволяется жить в Московской губернии у родных с запрещением въезда в обе столицы.

В этот период он написал музыку к драмам «Отступник, или Осада Коринфа» (1837), «Русалка» А.С. Пушкина, Винзорские проказницы» У. Шекспира (1838).

В 1840 году Александр Алябьев женился на Е.А. Римской-Корсаковой.

В 1843 году он получил императорское разрешение проживать под надзором полиции в Москве «с тем, чтобы не показываться в публике».

Александр Алябьев скончался 22 февраля 1851 года и был похоронен в Симоновом монастыре в родовой усыпальнице Алябьевых.

Краткая информация

Музей – дом А.А Алябьева расположен в заповедном Лермонтовском квартале города Пятигорска, где в 1832 году проживал русский композитор, пианист и дирижер Александр Александрович Алябьев.

В XIX веке Алябьев пользовался большим успехом, написал около 200 романсов, 7 опер, и множество других произведений. Но наиболее известными и любимыми, до сих пор являются романс "Соловей" и "Вечерний звон". Помните фильм Шахназарова Курьер? Судьба Алябьева была яркой и трагичной. Он был участником Отечественной войне 1812 года и заграничных походов русской армии. Участвовал во взятии Дрездена организованном партизаном и известным поэтом Денисом Давыдовым.

Принимал участие в сражении под Лейпцигом, боях на Рейне и взятие Парижа. Вернувшись из побежденной Франции в Петербург, он начал серьезно заниматься музыкой и уже в начале 1820-х годов успешно дебютировал в столицах как автор романсов и музыки к театральным спектаклям. Но в 1825 году в судьбе Алябьева произошел трагический перелом.

Во время карточной игры вспыхнула ссора, в ходе которой одному из игроков было нанесено несколько пощечин. Покинув дом, где проходила игра, а потом и город, этот господин на третий день неожиданно скончался. Алябьев был арестован по подозрению в убийстве и, несмотря на недоказанность обвинения, приговорен к ссылке в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания.

В 1826 году, находясь в заключении в крепости Алябьев пишет свое наиболее известное произведение романс Соловей.

Через несколько лет резкое ухудшение здоровья вынудило композитора обратиться к властям, с просьбой о разрешении отправиться на Кавказские воды.

И в 1832 году он прибывает в Пятигорск, где и проживает в Доме умершей майорши Карабутовой. В последствии Алябьев жил в 1833-34 годах в Оренбурге, затем в Московской губернии. Лишь в 1843 Алябьев получил разрешение проживать в Москве под надзором полиции. Здесь он снова входит в театральную среду, пишет музыку к драматическим спектаклям.

В 1997 году дом, в котором проживал музыкант в Пятигорске, был реставрирован и в нем открылся музей. Это единственный в России мемориальный музей композитора. Его экспозиция посвящена теме Кавказа в жизни и творчестве Алябьева, а также теме "Лермонтов в музыке". Экспонируются подлинные нотные издания Лермонтовского времени, редкие литографии с видами Москвы, картина Лермонтова "Атака лейб-гусаров под Варшавой".

В музыкальном салоне и выставочном зале проходят музыкальные вечера старинного русского романса, звучат инструментальные сочинения А. Алябьева. Стали традиционными программы "Летние вечера с квартетом "Гран" (известный на Кавказских Минеральных Водах коллектив заслуженных артистов России), в концертах исполняются произведения русской и мировой музыкальной классики и поэзии.

Время работы: с 10:00 до 17:00 выходные дни – понедельник, вторник

Нотная коллекция музея составляет свыше 1500 предметов основного фонда.

Дом Алябьева.

Объект Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова. Памятник истории и культуры федерального значения. Один из старейших домов в "Заповедном Лермонтовском квартале" .



Является типичной для начала XIX в. провинциальной городской постройкой, выполненной согласно "Образцовым проектам", разработанным для провинции Петербургским Строительным комитетом в 1810-е. Здание деревянное, одноэтажное, на каменном цоколе с помещениями со стороны улицы; под металлической четырехскатной кровлей; с обширными поздними пристройками.

Построен в 1823 комендантом Моздокской крепости полковником Котыревым для собственного проживания и сдачи внаймы посетителям Кавказских Минеральных вод. После его смерти дом перешел по наследству его жене, во втором браке М.И. Карабутовой. Поэтому другое название музейного объекта — "Дом Котырева-Карабутовой".

В 1823 в доме размещалась химическая лаборатория известного исследователя Кавказских Минеральных вод профессора А.И. Нелюбина. В 1832 в доме Карабутовой снимал квартиру композитор А.А. Алябьев, который создал здесь романс "Тайна" и ряд произведений на кавказские темы. Этот пятигорский адрес композитора был установлен сотрудником музея С.И. Недумовым.

После смерти Карабутовой в 1832 дом перешел во владение ее мужа, а затем его родственников и их потомков. Во второй половине XIX в. дом переходил от одних владельцев к другим. Было сделано несколько пристроек, в том числе веранда со стороны двора. В результате дом приобрел П-образную конфигурацию с многочисленными самостоятельными жилыми помещениями, которые имели отдельные выходы во двор и на улицу.

В 1920-е дом национализирован. В 1980-е по инициативе Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова на доме установлена мемориальная доска в память о пребывании в нем композитора А.А. Алябьева.

В 1991 пятигорский архитектор Г.В. Асриян разработал проект реставрации дома, который удалось осуществить лишь в 1997. К этому времени дом находился в аварийном состоянии, поэтому было принято решение разобрать его до основания и выстроить заново в тех же размерах, но из кирпича. Уличные фасады оформлены по состоянию на 1823 год, время постройки дома. Сохранена веранда со стороны двора, а также поздние пристройки к северному фасаду, что позволило расширить экспозиционные площади и технические помещения. До настоящего времени в пристройках остается несколько жилых квартир.

Музей "Дом Алябьева" был открыт в 1997. Находится на балансе Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова и является литературно-музыкальным отделом музея. "Дом Алябьева" в Пятигорске — это единственный в России мемориальный музей композитора. Его экспозиция посвящена теме Кавказа в жизни и творчестве Алябьева, а также теме "Лермонтов в музыке". Экспонируются подлинные нотные издания лермонтовского времени, редкие литографии с видами Москвы, картина Лермонтова "Атака лейб-гусаров под Варшавой". Нотная коллекция музея составляет свыше 1500 предметов основного фонда.

Помещения в цоколе и веранда используются под различные выставки из собрания музея, а также выставки художников Ставропольского края. Состоялись персональные выставки живописи и графики Казанчана К.Г., народного художника России; Арзуманова В.Н., заслуженного художника России; Комарова В.Ф., Шаховской И.В., Ошкиной Л.Н., членов Союза художников России; выставка горячей эмали Мацковой М. (мастерская Н. Вдовкина); выставки жанровой живописи, групповые выставки молодых художников Кавказских Минеральных вод.

Из собрания музея были представлены: старинная гравюра XVIII-XIX вв., "Кавказская война в изобразительном искусстве", графика Корецкого П.С., Ветрогонского В.А. из серии "По дороге к Лермонтову". Лермонтовская тема по-прежнему остается одной из самых притягательных в современном искусстве и приоритетной в деятельности музея-заповедника.

В музыкальном салоне и выставочном зале проходят музыкальные вечера старинного русского романса, звучат инструментальные сочинения А. Алябьева. Стали традиционными программы "Летние вечера с квартетом "Гран" (известный на Кавказских Минеральных Водах коллектив заслуженных артистов России), в концертах исполняются произведения русской и мировой музыкальной классики и поэзии.

О.С. Алексенко,
А.Н. Коваленко