Вадим самойлов группа. Кристи-анская любовь. Личная жизнь Вадим Самойлова

Детство

Вадим Самойлов родился 3 октября 1964 года в Свердловске (нынешний Екатеринбург). Через несколько лет после рождения Вадима семья переехала в Асбест. Глеб Самойлов родился в 1970 году уже в Асбесте.

Мальчики выросли в интеллигентной семье. Мама была врачом, отец работал инженером. С юных лет браться интересовались музыкой, учились играть на гитаре, начали писать собственные песни.

«Агата Кристи»

Группа "Агата Кристи" стала настоящим событием в отечественной рок-музыке. Группу отличал стиль, который сформировался на стыке увлечений Вадимом и Глебом Самойловыми готикой, пост-панком и психоделическим роком. В числе своих любимых групп братья называли в то время The Cure и Depeche Mode.

Коллектив появился в 1985 году и в группе наряду с братьями Самойловыми играли Александр Козлов и Петр Май. Среди песен, написанных Вадимом Самойловым в рамках «Агаты Кристи», - «Viva Kalman!», «Чёрная луна», «Никогда» и другие. Во время записи альбома «Второй фронт» к группе примкнул младший брат Вадима Глеб. Впоследствии состав группы неоднократно менялся, но её лидерами и вокалистами неизменно оставались братья Самойловы.

В то же время, начиная с альбома «Декаданс», Вадим стал принимать меньшее участие в творческом процессе, а именно в создании песен, и роль основного композитора и текстовика группы уверенно перешла к его младшему брату Глебу Самойлову.

Группа стала не только одной из самых популярных в стране, но и очень успешной в концертном плане. Несмотря на внутренние противоречия и регулярную смену состава, коллектив просуществовал до 2009 года, когда братьями Самойловыми и было принято решение о прекращении деятельности группы «Агата Кристи». В 2010 году был выпущен последний альбом группы «Эпилог», но браться подчеркивали, что это не пафосное прощание, а просто констатация того факта, что „Агата Кристи“ творчески исчерпала себя.

Братья Самойловы объяснили распад группы тем, что они стали абсолютно разными людьми, и им всё сложнее находить то общее, что могло бы существовать в рамках «Агаты» и устраивать их обоих. Они также отметили невозможность полноценно заниматься сольным творчеством до тех пор, пока существует группа «Агата Кристи». После распада знаменитого коллектива Глеб сосредоточился на собственном проекте The Matrixx, а Вадим вплотную занялся продюсерской деятельностью и выступает как сольный артист.

Кстати, возможной причиной конфликта между братьями называют и расхождение в политических взглядах. Вадим известен дружбой с Владиславом Сурковым, а впоследствии даже был доверенным лицом Владимира Путина на президентских выборах 2012 года, в то время как Глеб открыто поддерживает радикальную оппозицию.

Музыкальная деятельность вне группы «Агата Кристи»

Вадим Самойлов, еще будучи участником "Агаты", принимал активное участие в сторонних проектах - так в 1992 году он участвовал в записи альбома Насти Полевой «Невеста» в качестве звукорежиссёра, гитариста и клавишника. В 1994 году принимал активное участие в записи альбома «Титаник» группы «Наутилус Помпилиус» и вышедшего в 1997 году альбома «Атлантида».

В качестве продюсера работал с известными рок-группами «Чичерина» и «Смысловые галлюцинации». Записал совместный альбом с группой «Пикник» - «Тень Вампира».

Работал в качестве радиоведущего в программе «Роклаб» на Нашем радио.

В последние годы Вадим Самойлов сосредоточился на создании собственной программы, например, он уже представил поклонникам несколько неизданных ранее песен с новыми аранжировками. Так некоторые фрагменты этих песен уже прозвучали на некоторых фестивалях.

Известен факт, что Вадим Самойлов помог Владиславу Суркову записать диск «Полуострова», в котором положил стихи чиновника на музыку.

Скандал с Артемием Троицким

Поводом для скандала послужила фраза, сказанная Артемием Троицким в эфире телеканала РЕН ТВ: "Есть, скажем, Вадим Самойлов из распавшейся группы «Агата Кристи», который просто такой дрессированный пудель при Суркове..."

В марте 2011 года Вадим Самойлов подал в суд на Артемия Троицкого с требованием компенсировать моральный ущерб в размере одного миллиона рублей. Окончательное решение по этому делу до сих пор не вынесено.

Личная жизнь Вадим Самойлова

Музыкант довольно тщательно скрывает свою личную жизнь. Известно, что от первого брака у него есть дочь Яна, которая живет и работает сейчас в Москве.

Со второй женой Юлией Вадим познакомился уже в 2003 году.

Противоречивый вокалист противоречивой группы на противоречивом этапе своей жизни - в парадоксальном интервью одиозному журналу!

Александр Маленков

Николай Гулаков

Итак, Вадим Самойлов, музыкант, бывший вокалист «Агаты Кристи», 53 года. На каком творческом и жизненном этапе ты сейчас находишься?

Этот период можно назвать «послеагатие». «Агата Кристи» - это две трети моей жизни. С 2010 года я взял творческую паузу, чтобы все переосмыслить. Оказалось, что у меня очень много нереализованных вещей. Записи с институтских времен, композиции, не вошедшие в «Агату», и вещи, которые были изданы только для своих. И, с одной стороны, хочется шагать во что-то новое, с другой - нужно разобраться с этими якорями. Показать заново, кто я такой, - это непростая задача. В жизненном плане тоже много чего произошло. За последние годы я приблизился к некоторым общественным институтам, меня стала беспокоить судьба отечества, людей и человечества в целом. Исследуя себя, я задался вопросом, а что такое человек вообще. Эти темы - метафизика, психология - меня сейчас очень интересуют.

Ты думаешь, у тебя еще получится сотворить что-то не менее значимое, чем «Агата Кристи»?

«Агата» - это все-таки не было мое индивидуальное самовыражение. Конечно, там огромная часть меня, но во мне осталось еще очень многое, что просится наружу. Мне кажется, я еще могу что-то сказать. Пока я стараюсь избавиться от ощущения конкуренции с самим собой, а там посмотрим. В любом случае что-то получится. По крайней мере, с точки зрения понимания самого себя.

У тебя на подходе сольный альбом. Расскажи о нем.

Да, альбом на подходе. В нем три вектора. Это не вошедшее в «Агату Кристи», это мое когда-то не изданное и это что-то совсем новое. И я пытаюсь уложить это все в какую-то одну концепцию. Как поклонник рок-музыки 70-х годов, я стараюсь мыслить концептуальными альбомами. Такой есть у меня в голове, в течение октября я буду над ним работать и после этого обнародую.

Окунемся в историю. Вы формально относитесь к первой волне русского рока 80-х, но ваш расцвет пришелся на 90-е. Вы ассоциировали себя с русским роком?

Хочешь не хочешь, надо ассоциировать. Это было продолжение традиций. Может быть, не «Чайфа» и «Чижа»... Для меня русский рок - это группы «Урфин Джюс» и ранний «Наутилус Помпилиус». Но влияние западной музыки на нас тоже заметно.

Какие группы на тебя повлияли?

Вообще, первое, что меня сильно потрясло, - это советская киномузыка. Работы Артемьева, Тухманова, Петрова, Зацепина, Рыбникова - это грандиозно в плане музыкальной драматургии. Следующим потрясением для меня стала психоделическая музыка: Yes, Tangerine Dream, Genesis, Pink Floyd.

А как же The Cure?

Ну это больше связано было с тогдашней внешностью Глеба, 1988-й, скажем, год. Мы красили глаза вслед за Бутусовым и Кинчевым, тогда все эти стрелы рисовали. The Cure я тогда, честно говоря, еще не слышал.

А вообще твой внешний вид является для тебя частью самовыражения?

Нет. Конечно, у меня есть какие-то пристрастия к цвету, какая-то аскетичность, но я не могу себя назвать модником. Хочу еще раз мою дорогую жену поблагодарить за то, что она решает за меня эти проблемы.

Ты говорил, что группа оказалась не готова к бешеному успеху в 90-х. Расскажи поподробнее.

Представь себе, трое парней из города Асбест Свердловской области. Играли, играли, дошли своим ходом до Свердловска, потом до Москвы. Простые, нелепые провинциальные ребята, мы просто хотели быть услышанными. Мы не понимали, что к этому прилагаются жуткие гастрольные графики, жуткое внимание прессы, сплетни, безумные фанаты... К этой части мы не были готовы. Фанаты всегда узнавали, где находится наша студия, и каждый выезд из нее становился эвакуацией. Вытаскивали пьяных фанаток из-под колес моего автомобиля, который был тщательно вымыт их шубками. Погони, разбитые стекла в автобусах. Но близкого контакта с фанатами у нас не происходило: это было слишком пугающее сообщество. Мы были скромные... Да я до сих пор чувствую себя скромным провинциальным юношей. Но это же меня и защитило от многочисленных неразборчивых связей в ту пору.

А классика жанра? Приходили такие письма: у меня от вас ребенок, здравствуйте?

Приходили. Самое экстремальное письмо было от поклонницы о том, что у нее ребенок от Глеба. И мы вычислили, что для того, чтобы это было правдой, Глеб должен был в тринадцать лет оказаться на гастролях в Харькове.

Говорят, ты лечился от наркотической зависимости. Хочешь поведать свою историю в назидание молодежи?

Да, в 90-х у меня была химическая зависимость от опиатов, и пару-тройку лет жизни это оказывало на меня сильное влияние. Все, что было тогда доступно, мы перепробовали за компанию со многими: эфэсбэшниками, актерами, музыкантами, банкирами... Потом я просто остановился. Сейчас я часто выступаю в реабилитационных центрах, где ребята лечатся от наркомании и алкоголизма, даже, бывает, сижу в их психотерапевтических группах, рассказываю свою историю. Образ «Агаты Кристи» как конченых наркоманов, конечно, преувеличен, но такой опыт был - зачем это отрицать? Важный нюанс: тогда хотя бы все было натуральное. То, что сейчас употребляют, - это синтетика, которая иногда приводит к гибели с первой дозы. Лучше даже не пробовать, мы не знаем ресурсов своего организма. Я видел людей-громил, которые моментально теряли волю и самообладание, и в момент синдрома отмены их можно было в бараний рог скрутить.

Допинг может помочь творчеству?

Я могу сказать только за себя. У меня не получилось сочинить ничего толкового под допингом. Все, что я сделал, это было на чистую голову.

А наркоманская эстетика вас вдохновляла?

Если брать, например, песню «Опиум», никто из нас тогда еще не знал, что это такое. Песня вообще навеяна Вертинским. Эстетика грехопадения как такового. Вечная тема.

Когда ты выступал на нашем мероприятии летом, ты обратился к публике с призывом «Прощайте друг друга!». Это прозвучало несколько неожиданно. Что ты имел в виду?

Почему-то меня сейчас тянет на такого рода месседжи. Надеюсь, я не слишком навязчив. Я наблюдаю за миром и людьми, наблюдаю свою жизнь и понимаю, что нам всем нужно учиться жить добрососедски друг с другом. Посмотри, везде же - в СМИ, в бизнесе, в политике, в ЖЭКе - все друг друга просто кромсают. При этом все хотят счастья. Мне кажется, первый шаг к изменению этой парадигмы - прощение. Даже своего врага. Не хотелось бы звучать религиозным миссионером, но отсутствие озлобленности, гнева при несовпадении взглядов - это важный ключик. Эти обиды друг на друга, они сжирают нас.

Ты бы хотел, чтобы вы с Глебом помирились?

Ну конечно, всем было бы лучше. И дело не только в примирении, хотелось бы, чтобы между нами рано или поздно возникла ясность. Все-таки мы два брата, сложные отношения, скрытые от всех. Старший и младший. Всего мы даже сами не понимаем, а хотелось бы понять. Хотелось бы, в конце концов, семейную синергию какую-то ощутить. Я надеюсь, что рано или поздно мы к этому придем.

Вы вдохновляли друг друга?

Мы дополняли друг друга, а значит, и вдохновляли. И я бы еще не умалял тут роль Саши Козлова, ведь, когда мы остались вдвоем, исчезла третья сторона, которая нас уравновешивала. Потому что в творческом плане - ты будешь смеяться - у нас было голосование. Мы в шутку называли себя «первичная композиторская ячейка». Вот это соло в этой песне будет? Проголосовали. Это была очень удобная формула.

Можно ли поддерживать дружеские отношения с человеком, убеждения которого по важным вопросам ты не разделяешь?

Я считаю, что нужно. Нам это всем очень нужно. Сейчас, например, некоторые ругают музыкантов, которые ездят на Украину, а я, наоборот, считаю, что это очень правильно и очень важно. Это перенос энергии, которая говорит, что, несмотря ни на что, мы дружим.

Ты все еще поклонник ДНР или уже поостыл?

Я не то чтобы поклонник. Я просто хотел своими глазами увидеть, чего хотят люди, почему это произошло. И я туда периодически езжу и буду продолжать ездить. Равно как с удовольствием поехал бы на Украину, если бы там не было на меня уголовного дела. Обязательно бы поехал. Когда я выступаю в Ростове-на-­Дону, в Белгороде, в этих краях, туда, я знаю, часто из Киева приезжают зрители целыми семьями. А еще, когда я выступаю в Донбассе на массовых мероприятиях, где много тысяч людей, я на каждом концерте предлагаю передать братский привет украинскому народу. И ты будешь удивлен, но все это поддерживают, все эти тысячи человек.

Твое творчество - это декаданс, ирония, секс, а если кровь и насилие, то какие-то мультяшные, тарантиновские, сплошные цитаты. Короче, постмодернизм.

Да, так и есть.

При этом ты пел бойцам в ДНР, вдохновляя их на подвиги. Как-то у меня это не вяжется в голове. Все равно как если бы Хармс выступал перед бойцами Красной армии.

Я понимаю, что ты имеешь в виду, но тут не важно, что именно ты поешь. Важно, что ты, как человек, приехал их поддержать, просто порадовать людей в их изоляции. Да и я тебе скажу: это же нормальные люди, тоже ироничные. Помирать, так с музыкой.

В разные периоды жизни, я уверен, у тебя были разные приоритеты. К чему ты пришел сейчас, что главное?

Главное - сама возможность проживать жизнь, чувствовать. Миры меняются, человек остается. Деньги, гаджеты - это все мир. А ценность жизни больше, чем ценность мира. Вся эта мишура - вещи, еда, все сиюминутное - меня меньше интересует. Приближается сингулярность, и я надеюсь, что энергия конфликтов перерастет во что-то более созидательное.

Cosmopolitan-Урал. Июнь 2003 г.

Сочинять зловещие и красивые сказки – это по их части. Клоуны-мученики и сердца с каменным дном – действующие лица и атрибуты их пронзительно-нервных песен. Выросшие на мрачных текстах немецких романтиков, они стали самой молодой легендой российского рока. Большую часть нынешнего года Вадим и Глеб Самойловы проводят в залах с неизменными аншлагами – во всероссийском туре к пятнадцатилетию группы “Агата Кристи”.

ВАДИМ

Можно парой слов обозначить разницу между братьями Самойловыми?

Глеб, безусловно, поэт и лирик. Во мне больше физики. Это нормальное взаимодополнение, я думаю, иначе мы не смогли бы столько лет в одном коллективе прожить.

Ты помнишь, когда первый раз в своей жизни увидел Глеба?

Конечно: в окне родильного дома! Как и полагается, стоя рядом с папой и размахивая цветочками. Нам показали его из окна, маленького и уже орущего.

Вы ладили между собой в детстве?

Мы дружно жили. Хотя я больше, чем детство, помню мое взросление и его детство-отрочество, его победы и впечатления от жизни, мои… Мы параллельно развивались, делились всем. Было время, пока я в институт не поступил, слушали и смотрели одно и то же. А читать, как Глебка, запоем, я не научился. Есть книги, которые цепляют сразу, тогда я их читаю от корки до корки, и они становятся любимыми.

Что для тебя брат? Опора? Друг?

Я, наверное, очень серьезную вещь скажу, но… Порву любого за него. Он действительно настоящий друг для меня. То, что мы братья – это из разряда таких обязательных вещей, как семья, мама. Но мне еще очень хочется с ним делиться всем, что происходит. И, как это ни парадоксально, с нами случаются похожие события, мы словно закодированы каким-то образом.

Какие у тебя отношения с дочкой?

Когда у меня папа с мамой разводились, я поклялся, что у моего ребенка будут и папа, и мама. Но судьба подкидывает нам испытания, с которыми мы не всегда справляемся, говорят же, не зарекайся… Чего бы там ни писали обо мне, какие бы слухи ни ходили, для ребенка папа всегда один, папа всегда хороший.

Должны ли родители что-нибудь особое делать для своих детей?

Хочется все самое теплое и лучшее из себя достать и оставить дочке. Элемент умиления, конечно, присутствует. (Улыбается.) Когда слышу “папулечка”, становлюсь как размазня такая, как кот на батарее растекаюсь… Я считаю, что весь запас любви, который в человеке есть, должен быть ребенку предоставлен. Потому что любовь к женщине – это одно, а к ребенку – совсем другое. Именно эта любовь движет Солнце, потому что ребенок – продолжение тебя. Когда говорят “папины деньги”, имея в виду Алсу, Губина, Линду… Да слава Богу, что папа помог! Я совершенно спокойно к этому отношусь. Я далеко не все еще сделал для дочки и надеюсь, что у меня получится все, что я хочу сделать.

Любовь к ребенку – это любовь-забота. А к женщине?

Я бы сказал, озарение. Ищешь, как ни банально звучит, половину свою, человека, с которым все совпадает. В течение жизни мне, наверное, повезло, или не повезло, уж не знаю, как говорить об этом, я встречал нескольких женщин, с которыми совпадений было все больше и больше. И сейчас я встретил человека, с которым совпадает вообще все. Это, наверное, самое большое счастье, очищение души какое-то, встряска сильнейшая.

Тебе часто встречаются хорошие люди?

Мне как-то Костя Кинчев сказал, что Бог чудеса рассыпает везде и нужно быть готовым увидеть эти искорки. В этом смысле мне в последнее время встречаются на пути сплошь хорошие люди. Может быть, это оттого, что обжигался много раз и интуитивно отсеиваю общение с кем-то. Я помню о том, что есть много людей, которые хотят мною гордиться: друзья, знакомые, коллеги, компаньоны, дочка, супруга, много людей.

А где же мама среди перечисленных?

Мама - отдельно стоящий человек, ей пришлось очень нелегко с нами. Живет три жизни одновременно: свою, мою и Глебкину. Не представляю, как она это выносит все. Мы всегда к ней хорошо относились, но сейчас мы с Глебом доросли уже, видимо, чтобы заботиться о нашей мамочке по-настоящему. Мы этого очень хотим.

Что заставило “Агату Кристи” уехать в Москву?

Нужно было ехать, чтобы пробиться. Тогда не было развитого шоу-бизнеса. В отличие от ЧАЙФа, нам не повезло с человеком, который бы в Москве нашими делами занимался, и нам пришлось делать все самим. Хотя я искренне до сих пор удивляюсь, почему бизнесмены талантливейшего уральского региона не могут допетрить, что у них из рук уходит куча молодых интересных групп? “Сахара” уехала, “Москва-Луна” и “Смысловые галлюцинации” живут тут, но клипы снимают тоже в столице. А ведь у нас великолепная база для съемок, неужели лень подумать чуть-чуть? Здесь все очень обособленные, товарищи с ограниченной ответственностью такие… Я этого от души не понимаю.

Ты будто бы уговариваешь не уезжать в столицу…

Мне кажется, самое больное для человека – оторванность от корней. Нельзя человека выдергивать, не все это выдерживают. Мне, чтобы Родину свою представить, нужно представить расстояние в 2000 км, Асбест, Свердловск и Москву. Я завидую Косте Кинчеву, когда он мне показывает школу, где он учился, дом, где у бабушки жил, огород, из которого воровал что-то… Человек так и должен жить, его опасно раздергивать. Хотя, если б у нас не было этой оторванности, то и надрыва бы такого в песнях не было.

Тяжелый и больной вопрос. Был бы, думаю, интимным, если бы не масштабы распространения наркотиков в нашей стране…

Упаси вас бог даже попробовать. Я видел людей с огромной силой воли, которые просто ломались под их действием. “Я только попробую, есть люди, которые пробовали, и у них получилось бросить”, - это самый большой обман. Выживают единицы. Это огромный, совершенно дьявольский мир, который засасывает, подменяя вашу жизнь собой. И это происходит очень незаметно. Вы теряете ВСЕ, начиная с личности и заканчивая теми, кто вас любит. И даже самых любимых людей, которые останутся с вами, вы будете мучить до последнего. А заканчивается это все либо тюрьмой, либо могилой.

Бывает, что люди судят о других по себе…

Я научился не поддаваться. У меня было две победы. Я научился говорить “нет” и отстаивать то, что у меня есть внутри. Или резко, или демократично. Включая драки.

И давно ты последний раз дрался?

Полгода назад в Ханты-Мансийске.

Нас с братом в присутственном месте сильно пьяный очень известный молодой актер назвал нехорошим словом. Я предупредил, что по лицу его бить не буду, потому что он им работает, и предложил извиниться, пока считаю до трех. Не извинился – получил. А, нет, это был не последний раз! На концерте в Горбушке поддал фотографу, который продавал пиратские фотографии выступавшего коллектива. К пиратству отношусь очень плохо. Еще с времен нашего концерта в “Космосе”, когда фотограф предложил посниматься, а на следующий день, на втором нашем концерте, продавал эти фотографии. Никому, кто занимается пиратством, не советую встречаться со мной. Сколько бы вас там ни было, хоть первому из толпы, но зубы все выбью.

В детстве не нахулиганились?

В детстве мы не были хулиганами. Сейчас вот наверстываем. (Смеется.) Мы в детстве такие были… жили рассветами красивыми, закатами… У нас квартира была одной стороной на Восток, другой на Запад. Мы зависали между сказками, читали книжки, слушали песенки, жили, скорее, внутренним миром. И благодарны родителям, что они нам дали такую возможность. Первые подарки мы купили такие: пластинку Окуджавы маме, Высоцкого – отцу. Родители – инженер и врач – не имели отношения к творческой среде, тем не менее, у нас дома всегда собирались посиделки, разговаривали, пели про виноградную косточку, это было так проникновенно… Или когда папа подпевал “кавалергарда век недолог”, это меня вставляло, честно говоря.

Кем бы ты хотел остаться в Книге Вечности, если такая была бы?

Все-таки, да простят меня все любящие меня и все, кого я люблю, пусть там будет написано “Самойлов Вадим, “Агата Кристи”.

ГЛЕБ

Какое твое первое воспоминание о Вадиме?

Очень хорошо помню, как Вадику копили на джинсы. Так долго копили, так все переживали, и когда Вадику джинсы эти все-таки купили, я так гордился, как будто их купили мне. С тех пор так и продолжается: когда Вадик напишет что-нибудь хорошее, я радуюсь, как будто это я сам сделал. Как бы мы ни ссорились, каких бы обид между нами ни было, гордость друг за друга – она выше всего. Еще он возил меня в детский садик на санках.

Брат в твоей жизни – поддержка, опора, что-то еще?

Это данность. Субъективная реальность, данная мне в ощущение. (Смеется.) У нас всегда была большая семья – папа, мама, Вадик, я, бабушка с нами. Я и не представляю себе другого. Это надо у Вадика спросить, может быть, он помнит, как прожил шесть лет без меня.
(Вадим, улыбаясь: “Скучал ужасно!”)

Он помнит, как увидел тебя в роддоме…

А, я знаю эту историю! И знаю, как имя он мне выбрал.

Расскажи!

Вадик категорически настаивал, чтобы меня назвали Пупсиком. Папа предложил назвать меня Глебом, что, кстати, соответствует православному календарю. В результате кидали жребий. Побросали в шапку бумажки с именами, шапку доверили держать папе. Вынули бумажку с именем Глеб. Потом выяснилось, что так было написано на всех бумажках. Папа был хитер. Зато правильное имя дал. А так был бы я Пупсиком.

Отличное имя для рок-звезды!

Да, Вадим и Пупсик Самойловы – легенды русского рока!

Не тяжело? В таком возрасте – и легенда?

Непонятно. Легенда подразумевает под собой то, что уже в прошлом, понимаешь? Грустно называться легендой в 32 года. С другой стороны, в этом возрасте можно многое начать заново, понимаешь? И жизнь новую, и любовь, и пить бросить - все можно. И на сцене чувствовать себя еще лучше, чем в 17 лет.

Что ты начал нового в 32 года?

Я начал писать песни, которые не писал с 30. За два года не написал ни одной песни. Последняя была для Сережи Бодрова к “Сестрам”.

С чем связано такое долгое молчание?

Прежде всего – со смертью Саши. (Александр Козлов, барабанщик “Агаты Кристи”. – Прим. ред.) С опустошением внутри. Сашина смерть словно подвела черту. Потом, болезненное очень расставание с семьей. Мы с женой не могли жить друг с другом. Я пытался все это терпеть, как мог, только потому, что понимал – есть же Глебушка. И пока у него есть мама и папа – у него есть дом, он будет полноценным и счастливым ребенком. Но ситуация стала такой нелегкой, что оставаться вместе мы не могли категорически. И я ушел из семьи.

Что ты успел сделать хорошего для сына за его шестилетнюю жизнь?

Бесконечно мало я для него сделал. Я отвратительный отец. Начать с того, что почти всю его сознательную жизнь я был в различных бессознательных состояниях. Понимаю, что и жене моей было тяжело терпеть меня такого. Когда я вернулся в реальность, было уже поздно что-либо менять, мы уже были совершенно далеки друг от друга. Кроме того, что я их содержал и просто любил, я ему ничего не дал. Я же тоже из неполной семьи, папа и мама разошлись, когда мне было 12. А папа есть тогда, когда он все время здесь. Папа, который появляется и исчезает, приносит деньги и уходит, поиграет, возьмет к себе в гости на день, на два - это уже не папа.

Ты еще хочешь детей?

Не знаю. Заводить нового ребенка, чтобы реализовать в отношениях с ним любовь к тому, потерянному, не собираюсь. Я его люблю, он для меня единственный и неповторимый. Если будет еще ребенок, то он для меня будет точно таким же единственным. Они тогда оба будут у меня единственными.

Ты сейчас комфортно себя чувствуешь по жизни?

В период какой-то безысходности и депрессии инстинктивно хотелось вернуться в детство. Территориально. В Асбест, например. Но я отдаю себе отчет, что это тоска не по детству, а просто по счастью. Хотелось быть счастливым, а счастье ассоциировалось с тем, что было в детстве: мама, папа, Вадик, Асбест, солнце, мы смотрим телевизор или с балкона смотрим, как заходит солнце за лес, похожий на океан… Вот это было счастье, и об этом чаще всего думалось в депрессивный период. А сейчас – нет. Сейчас хочется, наоборот, посмотреть, что там дальше будет… В свое время я был очень политичным человеком. Много сотрудничал с различными патриотическими кругами, изданиями. Там много умных хороших людей, но что касается политики, то все эти мэйджер-партии друг от друга не отличаются по большому счету, потому что цели у всех одни и те же: власть и деньги, то есть что-то такое, что моему неэкономическому уму понять тяжело. Все это игры Больших Людей, и я в них ничего не понимаю. Поэтому я лучше буду писать песни.

Почему вы перебрались в Москву?

У нас не было продюсера. И мы имеем наглость считать, что никто лучше, чем мы сами, не может быть нашим продюсером. Поэтому пришлось все держать в своих руках и, естественно, проживать в Москве. Мы вначале променяли Асбест на Свердловск, потом Екатеринбург на Москву. При этом мы считаем, что не потеряли своей родины. Тем более, после огромного количества туров по стране и за ее пределами. Асбест для нас – город детства, Свердловск – город юности. Москва – это город, в котором мы теперь живем.

Как мама ваша реагирует на все, что с вами происходит?

Переживает. Проживает полностью все. Проживает три жизни – свою, Вадика и мою. Я горжусь ей и боюсь за нее.

В каком виде ты хранишь воспоминания о своем детстве? Дневников не писал?

Все мои лучшие песни, для меня лучшие, – это и есть воспоминания о детстве. С детством связаны первые мои фантазии. Не те фантазии, как я буду космонавтом, гонщиком, милиционером или пожарником, а мечты о полете. Это, пожалуй, самая навязчивая тема у “Агаты Кристи” – небо, полеты…

Почему полеты?

Не знаю, все дети, наверное, хотят летать… А я до сих пор хочу.

А ты не пробовал?

Пробовал. Дельтаплан – здорово, но совершенно не то!

Исследователи от медицины говорят, что любовь – набор гормонов, которые особенным образом влияют на организм человека. Кто-то за гормоны прячется, а ты как это объяснишь?

Не могу никак это объяснить. Мы были знакомы давно с девушкой, с которой я сейчас живу. В очередной раз я увидел ее, когда у меня уже была разрушена семья, и вдруг у меня что-то екнуло в голове. Как будто мозаика сложилась: последняя недостающая часть встала на место. И я подумал: Господи, чего же я мечусь-то?.. Ведь вот оно! И два года уже понимаю, что не ошибся тогда. Испытаний нам Бог посылал достаточно. Столько, что мы могли понять, что мы друг друга любим, а не терпим.

Музыка, любовь… Что еще в твоей жизни присутствует?

Любовь, потом музыка. Это человеческие слабости мои. Есть еще вера. Она стоит совершенно отдельно. Хотя каждый раз я сомневаюсь. Каждый раз требую от себя отчет, верю я честно или нет, и понимаю, что не могу его в полной мере дать.

А что для тебя значит быть музыкантом?

Прежде всего – самовыражение и самоутверждение. Оправдание своего существования как личности творящей. Я всегда хотел быть творцом. Это исключительно эгоистические такие побуждения. Я не стремлюсь переделать Мир с помощью своих песен.

С братьями Самойловыми разговаривала Марина Залогина

12 декабря в Петербурге пройдет концерт основателя и экс-участника легендарной группы «Агата Кристи» Вадима Самойлова . Музыкант обещает, что не разочарует поклонников: в почти трехчасовом шоу прозвучат все главные хиты «Агаты Кристи», новые композиции Самойлова-старшего и песни, которые редко исполнялись на предыдущих концертах. «Это будет путешествие по глубинам и высотам человеческой души, - рассказывает Вадим. - Мы опустимся на самое дно, а потом поднимемся наверх!».

«Нам с братом было тесно в одной группе»

Яна Хватова, сайт: - Вадим, песни «Агаты Кристи» в вашем сольном исполнении звучат несколько иначе: из них ушла депрессивность, появилось больше тепла. Расскажите, в чем причина таких изменений?

Вадим Самойлов: - Во-первых, произошло мое взросление. Во-вторых, была большая пауза между тем, как «Агата Кристи» прекратила существование, и тем, как я начал сольно исполнять репертуар группы. Прошло почти 5 лет! Это было время переосмыслить себя и по-другому посмотреть на то, что происходило - с высоты прожитого. Наверно, я поменялся. Мне хочется не проживать песню в качестве главного героя, а давать свое восприятие. Считаю, что депрессия в творчестве «Агаты Кристи», бесспорно, была, но был еще и сарказм, и юмор: он был немного циничный, а сейчас в этом юморе появилось больше улыбки и такого безусловного приятия. Люди - сложные существа, и в каждом есть порок. Про эти пороки мы и пели.

- Можно ли сказать, что ваше взросление и привело к распаду группы?

На концерте в Петербурге Вадим исполнит хиты и новые песни. Фото: Из личного архива

Да, совершенно верно! Лучше будет сказать - даже не к распаду, а к закономерному завершению. Мне уже давно было понятно, что мы с Глебом рано или поздно разойдемся, и у нас будут два разных проекта. Особенно это стало очевидно после смерти Саши Козлова (сооснователь и клавишник «Агаты Кристи», скончался в 2001 году - прим.авт.). Вместе мы еще как-то балансировали, а, когда нас осталось двое, наши личные мировоззрения - мое и Глеба - начали требовать выхода. Поэтому в наших сегодняшних песнях уже меньше фантазийного лирического героя из книжки, а больше личного посыла и от него, и от меня.

Поскольку мы с братом очень разные люди, нам было тесно в одной группе. В 2008 году мы договорились записать прощальный альбом, сделать прощальный тур и разойтись. Не было какого-то конкретного повода, скандала, ругани, из-за которой мы расстались. Это было взрослое решение взрослых людей.

Я продолжаю любить Глеба, потому что он мой младший брат. Если ему понадобится рука помощи, он прекрасно знает, что получит ее, как это бывало много раз.

Скандалы начались уже после «Ностальгических концертов» (Глеб Самойлов через суд пытался запретить брату исполнение песен «Агаты Кристи» - прим.авт.). Я отношусь к этому философски. То, что просачивается в прессу, это только верхушка айсберга, часть наших больших и сложных взаимоотношений с братом. Резюмируя, могу сказать: я очень жалею, что мы расстаемся с таким скверным шумом. И, конечно, настоящая правда наших отношений - только между мной и Глебом. Это наше личное пространство, и я бы не хотел никого туда впускать. Сожалею, что иногда со стороны Глеба звучат какие-то лишние вещи. Ну, так тому и быть, ничего страшного.

Я не вижу поводов для того, чтобы мы когда-нибудь сошлись. Мне комфортно одному, нравится искать что-то новое. Но, несмотря на то, что я категорически не принимаю тот образ жизни, который сейчас ведет Глеб, то, как он мыслит, тем не менее, я уважаю его за то, что он живет, как хочет, не подстраивается под действительность. Бесспорно, хоть и на дистанции, я продолжаю его любить, потому что он мой младший брат. Если Глебу понадобится рука помощи, он прекрасно знает, что получит ее, как это бывало много раз.

- Вы следите за творчеством Глеба?

В свое время, при подготовке к «Ностальгическим концертам», я изучил творчество «The Matrixx»: в какой-то момент у нас была идея сделать общий концерт, чтобы и Глеб, и я показали свои новые песни. Тогда я понял, что это все будет слишком экстравагантно для концерта, куда придут поклонники «Агаты Кристи». Поэтому мы эту идею отменили - но с творчеством Глеба я ознакомился. Собственно говоря, Глеб по-прежнему остается талантливым автором, хотя это и не совсем мое. Есть любители такой музыки, и слава Богу! Я ему желаю успехов.

В передних рядах - молодежь

- А на ваши концерты приходят поклонники «Агаты Кристи» или среди них есть и новые лица?

Конечно, «Агата Кристи» - объединяющий элемент для тех, кто в зале и на сцене. Я очень рад, что среди поклонников постоянно появляется молодежь. На концерты приходит три поколения людей: это мои сверстники и даже немного постарше - те, кто слушает русский рок с конца 80-х, это также поколение 90-х - периода, когда «Агата Кристи» была бешено популярной, и молодые люди. В передних рядах всегда тинейджеры, молодежь, и это согревает, вдохновляет.

Каждый концерт Самойлова - яркое и необычное шоу. Фото: Из личного архива

Вы в свою очередь не отстаете от молодежи в том, что ведете странички во всех социальных сетях. Наверняка вам часто пишут поклонники. Всем отвечаете?

Я не особо социальный человек, но я понимаю, что надо - надо общаться с людьми. Соцсети - это своего рода рупор, через который можно озвучить свою точку зрения по тому или иному вопросу, и это очень здорово. Когда я достиг пика конфликта с братом, в соцсетях мне прислали много вопросов, и надо было на них отвечать. Тогда я активно пользовался соцсетями, потому что у меня был повод. Сейчас - периодически что-то такое случается, могу с кем-то пообщаться.

- Вы очень много гастролируете. Остается ли время на семью?

Мы стараемся так планировать график гастролей, чтобы оставалось время на семью. Например, если неделю гастролируем - следующую неделю проведем в Москве. Такая у нас, артистов, работа! Моя дочка Яна знала «Агату Кристи» с детства, и эти песни до сих пор ей нравятся. Конечно, приятно, когда есть такое понимание и согласие.

Для Петербурга - самое лучшее

- В 2006 году вы создали благотворительный музыкальный проект «Герой нашего времени». Развивается ли он сейчас?

Я поддерживаю связь с музыкантами, которые могут прислать мне что-то послушать, а я делюсь своими впечатлениями. Некоторые из них по дружбе могут записаться на нашей студии. Систематически, как это было в 2006 году, я этим не занимаюсь: мне пока некогда. В первую очередь я должен закончить все свои творческие обновления. После этого у меня найдется место и в душе, и в пространстве, чтобы вернуться к этой деятельности. Моя сфера интереса - молодая музыка, молодые музыканты. Мне очень любопытно, какой будет новая волна русского рока. Если я в будущем смогу чем-то помочь этим ребятам, буду рад!

- Кого-то из современных молодых музыкантов могли бы отметить?

Из того, что прозвучало по-новому, мне понравился коллектив «Самое большое простое число» (СБПЧ). Они необычные, работают в сплаве жанров. Я люблю все необычное, и на меня эти ребята произвели большое впечатление. С классическим поп-роком все понятно, с рэпом тоже, а здесь такой необычный вариант, когда всего понемножку - и электроника, и читка, все тонко и психоделично. Но я не хочу сказать, что они лучше всех остальных - просто мне они понравились тем, что нашли новую стезю.

Самойлов-старший признается, что находится в процессе переосмысления самого себя. Фото: Из личного архива

В одном из интервью вы говорили, что не представляете свои концерты без шоу. А какое шоу вы приготовили для Петербурга?

Это будет шикарная программа почти на три часа. Для Петербурга я приготовил специальное шоу, где решил добавить глубины порока, чтобы не уходить в совсем светлое выступление. Мой концерт будет путешествием длительностью в 30 лет - начиная с 1986 года, с самых первых записей, еще которые мы с Сашей Козловым делали даже до Глеба, и заканчивая моими новыми композициями, включая песню, написанную как раз на музыку Александра Козлова. Я добавил в концерт такие песни, которые мы очень редко исполняли в «Агате Кристи». Например, композиция «Его там не было». Это песня о поисках Бога и внутренних конфликтах человека на этом пути. Или, например, песня «Джиги Дзаги».

Концерт в Петербурге будет путешествием по глубинам и высотам человеческой души. Мы опустимся на самое дно, чтобы исследовать самые порочные вещи, а потом поднимемся наверх, прыгая по личному и светлому и утверждая его.

Мы провели большой тур по центральной России и возили с собой все оборудование, чтобы к концерту в Санкт-Петербурге наше шоу приобрело окончательные очертания, которые нам не удалось даже в Москве показать. Петербург у нас самый рок-н-ролльный город, и мы для него приготовили самое сладенькое!

Вадим Самойлов продолжает исполнять песни "Агаты Кристи", но много занимается и собственным творчеством. Фото:

Вадим Рудольфович Самойлов - популярный российский музыкант. Прославился в составе рок-группы "Агата Кристи" вместе с младшим братом Глебом Самойловым. В данный момент начал сольную карьеру.

Биография музыканта

Вадим Рудольфович Самойлов появился на свет на второй родине российского рока (после Санкт-Петербурга) - в Свердловске. Вскоре его родители перебрались в райцентр.

Отец трудился инженером, а мать врачом. В 7 лет Вадима отдали в музыкальную школу, тогда он еще не знал, что это увлечение на всю жизнь.

После школы, по настоянию родителей, получил высшее образование в Уральском политехническом институте. Вадим Рудольфович Самойлов окончил факультет радиотехники. Имеет диплом по специальности "Конструирование и производство аппаратуры".

Участвовал в студенческих строительных отрядах. Там начал активно выступать на конкурсах самодеятельной песни. Вообще, в студенческие годы вел активную общественную жизнь - играл в КВН. Провел оба сезона за команду Уральского политеха в возрожденном КВН. На сцене Клуба веселых и находчивых пел песни.

В 1987 году, после окончания вуза, получил профессиональную квалификацию конструктора-технолога радиоаппаратуры.

Основание группы "Агата Кристи"

В середине 80-х Вадим Рудольфович Самойлов был одним из основателей музыкального коллектива "Агата Кристи" в Свердловске. Вместе с гитаристом и барабанщиком Петром Маем и композитором и клавишником Александром Козловым. Первое название коллектива было ВИА "РТФ УПИ".

Вадим стал единственным членом группы, который играл в ней на протяжении всего времени ее существования. Вплоть до самого развала в 2010 году. Вадим Рудольфович Самойлов, биография которого тесно связана с этим коллективом, выполнял функции вокалиста, гитариста, автора песен и продюсера, аранжировщика.

Среди знаменитых композиций Самойлова песни "Никогда" и "Черная луна". С 1990 года (после выхода альбома "Декаданс") Вадим Самойлов берет на себя большую часть функций продюсера и директора группы. При этом отдаляется от творческого процесса. Роль основного автора слов и музыки переходит к Глебу Самойлову, который младше его на 6 лет.

Работа вне группы

Несмотря на большую занятость, Вадим Рудольфович Самойлов, фото которого в 90-х регулярно попадает на обложки музыкальных журналов, задействован и с другими музыкантами.

В 1992 году он помогает Насте Полевой записывать альбом "Невеста", выступая в роли гитариста, звукорежиссера и клавишника.

В 1994 году участвует в записи студийного альбома "Титаник" с группой "Наутилус Помпилиус". В 1997 году с этим же коллективом записывает пластинку "Атлантида".

В конце 90-х - начале 2000-х в качестве продюсера раскручивает несколько перспективных музыкальных проектов. Самые успешные - группы "Смысловые галлюцинации" и "Чичерина".

Сотрудничает с Записывает с ними трибьют к песне "Невидим", а через год целый альбом - "Тень вампира". С коллективом "Наутилус Помпилиус" отправляется даже на один из фестивалей "Нашествие".

Уже после расставания с "Агатой Кристи" продолжил сотрудничество с "Пикником". Съездил с группой на гастроли в юбилейный тур, посвященный 30-летию коллектива.

Попробовал себя и в качестве композитора кинофильмов. Его музыку можно услышать в драме Алексея Балабанова "Мне не больно".

После распада "Агаты Кристи"

Распадается в 2010 году. Конец коллектива сами братья Самойловы объяснили тем, что со временем стали совершенно разными людьми, с диаметрально противоположными жизненными ценностями и вкусами. Поэтому находить общий язык в рамках одного проекта им становилось все сложнее.

Последним, десятым альбомом коллектива стала пластинка "Эпилог". После этого Вадим Рудольфович Самойлов (национальность - русский) начал сольную карьеру. Первые результаты он представил только через три года в родном городе, выступив на празднике с новым проектом.

В течение 2013-2014 гг. он демонстрировал кусочки этой программы на нескольких концертных площадках.

При этом Самойлов продолжил работу над своими старыми песнями. В конце 2016 года он представил в социальной сети "ВКонтакте" неизданные версии старых треков под названием "Черновики для "Агаты".

Новый альбом

В 2017 году Вадим Самойлов представил сингл со своего нового альбома под названием "Другие". Он стал доступен практически на всех популярных электронных площадках.

Стоит отметить, что песня "Другие" была написана еще в годы работы над альбомом "Эпилог" в составе "Агаты Кристи", однако в окончательную версию альбома не попала.

Когда появится первый сольный альбом Вадима Самойлова, до сих пор неизвестно. Поклонники уже давно в нетерпении.

Жизнь вне сцены

Вадим Рудольфович Самойлов, личная жизнь которого всегда интересовала его поклонникам, был дважды женат. От первого брака у него осталась дочь Яна.

С середины 2000 годов занимает активную общественную и гражданскую позицию. В 2006 году он создал благотворительный проект под названием "Герой нашего времени". Его целью была поддержка молодых и начинающих музыкантов. Через год известный рок-музыкант вошел в состав федеральной Общественной палаты. В этом органе заведует борьбой с пиратством, которое открыто называет воровством.

В 2010 году вместе с другими известными музыкантами и деятелями культуры встречался с президентом России Дмитрием Медведевым. В ходе общения Самойлов вместе с Макаревичем, лидером группы "Машина времени", исполнил песню "За тех, кто в море". Последствия этого общения затем много обсуждались. В частности, осуждалось решение не приглашать Юрия Шевчука. Лидер группы ДДТ, по словам Самойлова, который был одним из организаторов встречи, занимает слишком подростковую и нонконформистскую позицию.

В 2012 году был официально зарегистрирован накануне выборов президента России как доверенное лицо Владимира Путина, который на тот момент занимал пост премьер-министра.

В 2015 году Самойлов побывал с концертами в непризнанной Луганской народной республике. И даже был награжден главой областного центра на Дне города за активную жизненную позицию и вносимый вклад в становление молодого государства.

С 2017 года Самойлов является одним из членов Российского музыкального союза. Причем входит в состав правления этой организации.