Роды литературы
Литературный род - одна из трех групп литературных произведений - эпос, лирика, драма, которые вычленяются по ряду общих признаков. Предмет изображения: Эпос ↔ Драма - События, протекающие в пространстве и времени; отдельные персонажи, их взаимоотношения, намерения и поступки, переживания и высказывания.
Лирика - Внутренний мир человека: его чувства, мысли, переживания, впечатления.
Отношение к предмету изображения речевой структуры:
Эпос
- повествование о событиях, прошедших и вспоминаемых повествователем.
Лирика
- передача эмоционального состояния героя или автора в определенный момент жизни.
Драма
- повествование в форме разговора действующих лиц, без автора.
Жанры литературы
Жанр (от франц. genre - род, вид) - исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения.
Жанры устного народного творчества (фольклора) | ||
Название | Краткая характеристика | Пример |
Сказка | Эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел; отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле; | "Колобок", "Липовая нога", "Василиса Премудрая", "Лиса и Журавль", "Заюшкина избушка" |
Былина | Повествовательное сказание о богатырях, народных героях, написанное особым былинным стихом, для которого характерно отсутствие рифмы | "Три поездки Ильи Муромца", "Вольга и Микула Селянинович" |
Песнь | Музыкально-поэтический вид искусства; выражает определенное идейно-эмоциональное отношение к жизни человека | Песни о С. Разине, Е. Пугачеве |
Малые жанры фольклора | ||
Загадка | Поэтическое описание какого-либо предмета или явления, основанное на сходстве или смежности с другим предметом, отличающееся краткостью, композиционной четкостью | "Висит сито, не руками свито" (паутина) |
Пословица | Краткое образное ритмически организованное народное выражение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии | "Семеро одного не ждут" |
Поговорка | Выражение, образно определяющее суть какого-либо жизненного явления и дающее ему эмоциональную оценку; не содержит законченной мысли | "Легок на помине" |
Скороговорка | Шутливое выражение, намеренно построенное на сочетании трудно произносимых вместе слов | "Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека руку в реку: рак за руку Грека цап" |
Частушка | Короткая, исполняемая в быстром темпе рифмованная песенка, быстрый поэтический отклик на событие бытового или общественного характера | "Пойду плясать, Дома нечего кусать, Сухари да корки, А на ногах опорки". |
Жанры древнерусской литературы | ||
Название | Краткая характеристика | Пример художественного произведения |
Житие | Жизнеописание светских и духовных лиц, канонизированных христианской церковью | "Житие Александра Невского" |
Хожение (хождение оба варианта верны) | Жанр путешествия, в котором рассказывается о поездке к святым местам или описывается какое-либо путешествие | "Хождение за три моря" Афанасия Никитина |
Поучение | Жанр назидательного характера, содержащий дидактическое наставление | "Поучение Владимира Мономаха" |
Воинская повесть | Повествование о военном походе | "Сказание о Мамаевом побоище" |
Летопись | Историческое произведение, в котором повествование велось по годам | "Повесть временных лет" |
Слово | Художественное прозаическое произведение духовной литературы Древней Руси поучительного характера | "Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона |
Эпические жанры | |
Роман | |
Повесть | Эпический прозаический жанр; среднее по объему и охвату жизни произведение. – средний объем – одна сюжетная линия – судьба одного героя, одной семьи – ощутимость голоса повествователя – преобладание хроникального начала в сюжете |
Рассказ | Малая форма повествовательной литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека. Рассказ = новелла (широкое понимание, новелла как разновидность рассказа) – маленький объем – один эпизод – одно событие в жизни героя |
Новелла | Малая форма эпической литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека, с динамически развивающимся сюжетом; финал новеллы неожидан и не вытекает из хода повествования. Новелла не рассказ (узкое понимание, новелла как самостоятельный жанр) |
Очерк | Жанр малой формы эпической литературы, основными чертами которого являются документальность, достоверность, отсутствие единого, быстро развивающегося конфликта, развитая описательность изображения. Затрагивает проблемы гражданского и нравственного состояния среды и обладает большим познавательным разнообразием. |
Басня | Эпический жанр; небольшое произведение повествовательного характера с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием |
Лирические жанры | |
Стихотворение | Лирическое произведение сравнительно небольшого размера, выражающее человеческие переживания, вызванные теми или иными жизненными обстоятельствами |
Элегия | Жанр лирической поэзии, в котором грустные мысли, чувства и размышления поэта облечены в стихотворную форму |
Эпиграмма | Небольшое по объёму сатирическое стихотворение |
Сонет | Лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк, разделенных на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцена); в катренах повторяются только две рифмы, в терценах - две или три |
Эпитафия | Надгробная надпись в стихотворной форме; небольшое по форме стихотворение, посвященное умершему |
Песня | Жанр письменной поэзии, выражающий определенное идейно-эмоциональное отношение; основа для последующих музыкальных обработок |
Гимн | Торжественная песнь, принятая как символ государственного или социального единства. Бывают военные, государственные, религиозные |
Ода | Жанр лирической поэзии; торжественное, патетическое, прославляющее произведение. Виды оды: Хвалебная, Праздничная, Плачевная |
Послание | Стихотворное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-либо лицу |
Романс | Небольшое напевное лирическое стихотворение, в котором находят отражение переживания, настроения, чувства лирического героя; может быть наложено на музыку |
Лиро-эпические жанры | |
Баллада | Вид лиро-эпической поэзии; небольшое сюжетное стихотворение, в котором поэт передает не только свои чувства, мысли, но и изображает то, что вызывает эти переживания |
Поэма | Большая форма лиро-эпической поэзии; крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом, основанное на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц, событий и их раскрытии через восприятие и оценку лирического героя, повествователя |
Драматические жанры | |
Трагедия | Вид драмы, в основе которого лежат острые, непримиримые жизненные конфликты; характер героя раскрывается в неравной, напряженной борьбе, обрекающей его на гибель |
Комедия | Вид драмы, в котором характеры, ситуации представлены в смеховых, комических формах; здесь обличающих человеческие пороки и раскрывающих негативные стороны жизни Разновидности комедии по характеру содержания: – комедия положений (источник смешного – события, хитроумная интрига); – комедия характеров (источник смешного – четко типизированные характеры героев); – комедия идей (источник смешного – идея писателя); – трагикомедия (смех пронизан сознанием несовершенства человека и его жизни); – фарс (западноевропейская народная комедия XIV – XVI веков, обладающая основными признаками народных представлений: массовостью, сатирической направленностью, буффонадой) |
Драма | Литературное произведение, которое изображает серьезный конфликт, борьбу между действующими лицами |
Водевиль | Вид драмы, легкая пьеса с песнями-куплетами, занимательной интригой, романсами, танцами |
Интермедия | Небольшая комическая пьеса или сцена, разыгрываемая между действиями основной пьесы, а иногда в тексте самой пьесы. Интермедии бывают нескольких видов: 1) самостоятельный жанр народного театра в Испании; 2) галантно-пасторальные сцены в Италии; 3) вставная комическая или музыкальная сцена в спектакле в России |
Литературные направления
Художественный метод = литературное направление = литературное течение
Основные признаки литературного направления | Представители литературы |
Классицизм - XVIII - начало XIX века | |
1) Теория рационализма как философская основа классицизма. Культ разума в искусстве. 2) Гармония содержания и формы. 3) Цель искусства - нравственное воздействие на воспитание благородных чувств. 4) Простота, стройность, логичность изложения. 5) Соблюдение в драматическом произведении правила "трех единств": единство места, времени, действия. 6) Четкая закрепленность на положительных и отрицательных черт характера за определенными персонажами. 7) Строгая иерархия жанров: "высокие" - эпическая поэма, трагедия, ода; "средние" - дидактическая поэзия, эпистола, сатира, любовное стихотворение; "низкие" - басня, комедия, фарс. | П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер, Ж. Лафонтен (Франция); М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Я. Б. Княжнин, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин (Россия) |
Сентиментализм - XVIII - начало XIX века | |
1) Изображение природы как фона человеческих переживаний. 2) Внимание к внутреннему миру человека (основы психологизма). 3) Ведущая тема - тема смерти. 4) Игнорирование окружающей среды (обстоятельствам придается второстепенное значение); изображение души простого человека, его внутреннего мира, чувств, которые изначально всегда прекрасны. 5) Основные жанры: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть. | Л. Стерн, С. Ричардсон (Англия); Ж.-Ж. Руссо (Франция); И.В. Гете (Германия); Н. М. Карамзин (Россия) |
Романтизм - конец XVIII - XIX век | |
1) "Космический пессимизм" (безнадежность и отчаяние, сомнение в истинности и целесообразности современной цивилизации). 2) Обращение к вечным идеалам (любовь, красота), разлад с современной действительностью; идея "эскапизма" (бегство романтического героя в идеальный мир) 3) Романтическое двоемирие (чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком противоречии). 4) Утверждение самоценности отдельной человеческой личности с ее особым внутренним миром, богатства и уникальности человеческой души. 5) Изображение исключительного героя в особых, исключительных обстоятельствах. | Новалис, Э.Т.А. Гофман (Германия); Д. Г. Байрон, В. Вордсворт, П. Б. Шелли, Д. Китс (Англия); В. Гюго (Франция); В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов (Россия) |
Реализм - XIX - XX век | |
1) Принцип историзма в основе художественного изображения действительности. 2) Дух эпохи передан в художественном произведении прототипами (изображение типичного героя в типичных обстоятельствах). 3) Герои - не только порождение определенного времени, но и общечеловеческие типы. 4) Характеры героев даны в развитии, многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы. 5) Живой разговорный язык; разговорная лексика. | Ч. Диккенс, В. Теккерей (Англия); Стендаль, О. Бальзак (Франция); А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов (Россия) |
Натурализм- последняя треть XIX века | |
1) Стремление к внешне точному изображению действительности. 2) Объективное, точное и бесстрастное изображение реальности и человеческого характера. 3) Предмет интереса - быт, физиологические основы человеческой психики; судьба, воля, духовный мир личности. 4) Идея отсутствия "плохих" сюжетов и недостойных тем для художественного изображения 5) Бессюжетность некоторых художественных произведений. | Э. Золя, А. Хольц (Франция); Н. А. Некрасов "Петербургские углы", В. И. Даль "Уральский казак", нравоописательные очерки Г. И. Успенского, В. А. Слепцова, А. И. Левитана, М. Е. Салтыкова-Щедрина (Россия) |
Модернизм.Основные направления: Символизм Акмеизм Имажинизм Авангардизм. Футуризм | |
Символизм - 1870 - 1910 годы | |
1) Символ - главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов. 2) Ориентация на идеалистическую философию и мистицизм. 3) Использование ассоциативных возможностей слова (множественность значений). 4) Обращение к классическим произведениям античности и Средневековья. 5) Искусство как интуитивное постижение мира. 6) Музыкальная стихия - праоснова жизни и искусства; внимание к ритмике стиха. 7) Внимание к аналогиям и "соответствиям" в поисках мирового единства 8) Предпочтение лирических стихотворных жанров. 9) Ценность свободной интуиции творца; идея изменения мира в процессе творчества 10) Собственное мифотворчество. | Ш. Бодлер, А. Рембо (Франция); М. Метерлинк (Бельгия); Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, А. Белый (Россия) |
Акмеизм - 1910-е годы (1913 - 1914) в русской поэзии | |
1) Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления. 2) Предназначение искусства - в облагораживании человеческой природы. 3) Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений. 4) Ясность и точность поэтического слова ("лирика безупречных слов"), камерность, эстетизм. 5) Идеализация чувств первозданного человека (Адама). 6) Отчетливость, определенность образов (в противовес символизму). 7) Изображение предметного мира, земной красоты. | Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова (раннее тв-во), М. А. Кузмин (Россия) |
Футуризм - 1909 г. (Италия), 1910 - 1912 гг. (Россия) | |
1) Утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. 2) Опора на новейшие научные и технологические достижения. 3) Атмосфера литературного скандала, эпатаж. 4) Установка на обновление поэтического языка; изменение отношений между смысловыми опорами текста. 5) Отношение к слову как к конструктивному материалу, словотворчество. 6) Поиск новых ритмов, рифм. 7) Установка на произносимый текст (декламация) | И. Северянин, В. Хлебников (раннее тв-во), Д. Бурлюк, А. Крученых, В. В. Маяковский (Россия) |
Имажинизм - 1920-е годы | |
1) Победа образа над смыслом и идеей. 2) Насыщенность словесных образов. 3) Имажинистское стихотворение могло не иметь содержания | Одно время к имажинистам принадлежал С.А. Есенин |
Литературный метод, стиль или литературное направление часто трактуются как синонимы. В основе лежит схожий у разных писателей тип художественного мышления. Подчас современный автор не осознает, в каком именно направлении он работает, и оценивает его творческий метод литературовед или критик. И оказывается, что автор – сентименталист или акмеист… Представляем вашему вниманию литературные направления в таблице от классицизма до модерна.
Существовали в истории литературы случаи, когда и сами представители пишущей братии осознавали теоретические основы своей деятельности, пропагандировали их в манифестах, объединялись в творческие группы. Например, российские футуристы, выступившие в печати с манифестом «Пощечина общественному вкусу».
Сегодня мы говорим о сложившейся системе литературных направлений прошлого, определявших особенности развития мирового литературного процесса, и изучаемые теорией литературы . Основные литературные направления таковы:
- классицизм
- сентиментализм
- романтизм
- реализм
- модернизм (делится на течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм)
- соцреализм
- постмодернизм
Современность же чаще всего связывают с понятием постмодернизма, а иногда социально-активного реализма.
Литературные направления в таблицах
Классицизм | Сентиментализм | Романтизм | Реализм | Модернизм | |
---|---|---|---|---|---|
Периодизация |
литературное направление XVII – начала XIX веков, основанное на подражании античным образцам. | Литературное направление второй половины XVIII – начала XIX века. От французского слова «Sentiment» - чувство, чувствительность. | литературное направления конца XVIII – второй половины XIX в. Романтизм возник в 1790-е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону Наибольшее развитие получил в Англии, Германии, Франции (Дж. Байрон, В. Скотт, В. Гюго, П. Мериме) | направление в литературе и искусстве XIX века, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах. | литературное направление, эстетическая концепция, формировавшаяся в 1910-е годы. Основоположники модернизма: М.Пруст «В поисках утраченного времени», Дж.Джойс «Улисс», Ф.Кафка «Процесс». |
Признаки, особенности |
|
Особое внимание – к душевному миру человека. Главным объявляется чувство, переживание простого человека, а не великие идеи. Характерные жанры – элегия, послание, роман в письмах, дневник, в которых преобладают исповедальные мотивы | Герои – яркие, исключительные личности в необычных обстоятельствах. Для романтизма характерен порыв, необычайная сложность, внутренняя глубина человеческой индивидуальности. Для романтического произведения характерна идея двоемирия: мир, в котором живет герой, и другой мир, в котором он хочет быть. | Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира. Типизация образов. Это достигается через правдивость деталей в конкретных условиях. Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее. Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений. | Основной задачей модернизма является проникновение в глубины сознания и подсознания человека, передача работы памяти, особенностей восприятия окружающего, в том, как в «мгновениях бытия» преломляется прошлое, настоящее и провидится будущее. Основным приёмом в творчестве модернистов становится «поток сознания», позволяющий запечатлеть движение мыслей, впечатлений, чувств. |
Особенности развития в России |
К качестве примера можно привести комедию Фонвизина «Недоросль». В этой комедии Фонвизин пытается осуществить главную идею классицизма – перевоспитать мир разумным словом. | К качестве примера можно привести повесть Н.М.Карамзина "Бедная Лиза", которая в противовес рационалному классицизму с его культом разума утверждает культ чувств, чувственности. | В России романтизм зародился на фоне национального подъема после войны 1812 года. Ему присуща ярко выраженная социальная направленность. Он проникнут идеей гражданского служения и вольнолюбия (К. Ф. Рылеев, В. А. Жуковский). | В России основы реализма были заложены в 1820 - 30-х гг. творчеством Пушкина («Евгений Онегин», «Борис Годунов «Капитанская дочка», поздняя лирика). этот этап связан с именами И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др. Реализм 19 века принято называть «критическим», так как определяющим началом в нем являлось именно социально-критическое. | В Российском литературоведении модернистскими принято называть 3 литературных течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год. Это символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления. |
Модернизм представлен следующими литературными течениями:
Символизм
(Символ – от греч. Symbolon – условный знак)- Центральное место отводится символу*
- Преобладает стремление к высшему идеалу
- Поэтический образ призван выражать суть какого-либо явления
- Характерно отражение мира в двух планах: реальном и мистическом
- Изысканность и музыкальность стиха
Акмеизм
(От греческого «акме» - острие, высшая точка). Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. (Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.) Влияние на формирование оказала статья М. Кузмина «О прекрасной ясности», напечатанную в 1910 году. В программной статье 1913 г. «Наследие акмеизма и символизм» Н. Гумилев называл символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение выработало «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь»- Ориентация на классическую поэзию XIX века
- Принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности
- Предметность и чёткость образов, отточенность деталей
- В ритмике акмеисты использовали дольник (Дольник – нарушение традиционного регулярного чередования ударных и безударных слогов. Строки совпадают по количеству ударений, но ударные и безударные слоги свободно располагаются в строке.), что сближало стихотворение с живой разговорной речью
Футуризм
Футуризм – от лат. futurum , будущее. Генетически литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными группировками художников 1910-х годов - прежде всего с группами «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». В 1909 г. в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал статью «Манифест футуризма». В 1912 г. манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русский футуристы: В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников: «Пушкин непонятнее иероглифов». Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.- Бунтарство, анархичность мировоззрения
- Отрицание культурных традиций
- Эксперименты в области ритма и рифмы, фигурное расположение строф и строчек
- Активное словотворчество
Имажинизм
От лат. imagо - образ Литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Имажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин
Литературные направления (теоретический материал)
Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм – основные литературные направления.
Основные черты литературных направлений :
· объединяют писателей определенной исторической эпохи;
· представляют особый тип героя;
· выражают определенное мировоззрение;
· выбирают характерные темы и сюжеты;
· используют характерные художественные приемы;
· работают в определенных жанрах;
· выделяются стилем художественной речи;
· выдвигают определенные жизненные и эстетические идеалы.
Классицизм
Направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 веков, взявшее за основу образцы античного (классического) искусства. Для русского классицизма характерна национально – патриотическая тематика, связанная с преобразованиями Петровской эпохи.
Отличительные черты:
· значительность тем и сюжетов;
· нарушение жизненной правды: утопизм, идеализация, отвлеченность в изображении;
· надуманные образы, схематические характеры;
· назидательность произведения, строгое деление героев на положительных и отрицательных;
· использование языка, мало понятного простому народу;
· обращение к возвышенным героическим нравственным идеалам;
· общенациональная, гражданская направленность;
· установление иерархии жанров: «высокие» (оды и трагедии), «средние» (элегии, исторические сочинения, дружеские письма) и «низкие» (комедии, сатиры, басни, эпиграммы);
· подчинение сюжета и композиции правилам «трех единств»: времени, пространства (места) и действия (все события происходят в 24 часа, в одном месте и вокруг одной сюжетной линии).
Представители классицизма
Западноевропейская литература:
· П. Корнель – трагедии «Сид», «Гораций», «Цинна»;
· Ж. Расин – трагедии «Федра», «Мидридат»;
· Вольтер – трагедии «Брут», «Танкред»;
· Мольер – комедии «Тартюф», «Мещанин во дворянстве»;
· Н. Буало – трактат в стихах «Поэтическое искусство»;
· Ж. Лафонтен – «Басни».
Русская литература
· М. Ломоносов – стихотворение «Разговор с Анакреонтом», «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»;
· Г. Державин – ода «Фелица»;
· А. Сумароков – трагедии «Хорев», « Синав и Трувор»;
· Я. Княжнин – трагедии «Дидона», «Росслав»;
· Д. Фонвизин – комедии «Бригадир», «Недоросль».
Сентиментализм
Направление в литературе и искусстве второй половины 18 – начала 19 веков. Объявил доминантной «человеческой природы» не разум, а чувство, и путь к идеалу гармонично развитой личности искал в высвобождении и совершенствовании «естественных» чувств.
Отличительные черты:
· раскрытие человеческой психологии;
· высшей ценностью провозглашается чувство;
· интерес к простому человеку, к миру его чувств, к природе, к быту;
· идеализация действительности, субъективное изображение мира;
· идеи нравственного равенства людей, органической связи с природой;
· произведение часто написано от первого лица (рассказчик – автор), что придает ему лиризм и поэтичность.
Представители сентиментализма
· С. Ричардсон – роман «Кларисса Гарлоу»;
· – роман «Юлия, или Новая Элоиза»;
· – роман « страдания молодого Вертера».
Русская литература
· В. Жуковский – ранние стихи;
· Н. Карамзин – повести «Бедная Лиза» - вершина русского сентиментализма, «Остров Борнгольм»;
· И. Богданович – поэма «Душенька»;
· А. Радищев (его творчество относят к сентиментализму не все исследователи, оно близко этому течению только своим психологизмом; путевые заметки «Путешествие из Петербурга в Москву»).
Романтизм
Направление в искусстве и литературе конца 18 – первой половины 19 веков, отражающее стремление художника противопоставить реальную действительность и мечту.
Отличительные черты:
· необычность, экзотичность в изображении событий, пейзажа, людей;
· неприятие прозаичности реальной жизни; выражение мироощущения, которому свойственны мечтательность, идеализация действительности, культ свободы;
· стремление к идеалу, совершенству;
· сильный, яркий, возвышенный образ романтического героя;
· изображение романтического героя в исключительных обстоятельствах (в трагическом поединке с судьбой);
· контраст в смешении высокого и низкого, трагического и комического, обыденного и необычного.
Представители романтизма
Западноевропейская литература
· Дж. Байрон – поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда», «Корсар»;
· – драма «Эгмонт»;
· И. Шиллер – драмы «Разбойники», «Коварство и любовь»;
· Э. Гофман – фантастическая повесть «Золотой горшок»; сказки «Крошка Цахес», «Повелитель блох»;
· П. Мериме – новелла «Кармен»;
· В. Гюго – исторический роман «Собор Парижской Богоматери»;
· В. Скотт – исторический роман «Айвенго».
Русская литература
- Литературное направление - часто отождествляется с художественным методом. Обозначает совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей, а также ряда группировок и школ, их программно-эстетических установок, используемых средств. В борьбе и смене направлений наиболее отчетливо выражаются закономерности литературного процесса.
- Литературное течение - часто отождествляется с литературной группировкой и школой. Обозначает совокупность творческих личностей, для которых характерна идейно-художественная близость и программно-эстетическое единство. Иначе, литературное течение - это разновидность (как бы подкласс) литературного направления. Например, применительно к русскому романтизму говорят о «философском», «психологическом» и «гражданском» течении. В русском реализме некоторые выделяют «психологическое» и «социологическое» течение.
Принято выделять следующие литературные направления:
а) Классицизм,
б) Сентиментализм,
в) Натурализм,
г) Романтизм,
д) Символизм,
е) Реализм.
Классицизм
Художественный стиль и направление в европейской литературе и искусстве XVII-нач. XIX веков. Название образовано от латинского «classicus» - образцовый.
Особенности классицизма :
- Обращение к образам и формам античных литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону, выдвижение на этой почве принципа «подражания природе», который подразумевает строгое соблюдение незыблемых правил, почерпнутых из античной эстетики (напр., в лице Аристотеля, Горация).
- В основу эстетики положены принципы рационализма (от лат. «ratio» - разум), который утверждает взгляд на художественное произведение как на создание искусственное - сознательно сотворенное, разумно организованное, логически построенное.
- Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые, родовые, непреходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.
- Общественно-воспитательная функция искусства. Воспитание гармонической личности.
- Установлена строгая иерархия жанров, которые делятся на «высокие» (трагедия, эпопея, ода; их сфера - государственная жизнь, исторические события, мифология, их герои - монархи, полководцы, мифологические персонажи, религиозные подвижники) и «низкие» (комедия, сатира, басня, которые изображали частную повседневную жизнь людей средних сословий). Каждый жанр имеет строгие границы и четкие формальные признаки, не допускалось никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного. Ведущий жанр - трагедия.
- Классицистическая драматургия утвердила так называемый принцип «единства места, времени и действия», что означало: действие пьесы должно происходить в одном месте, время действия должно быть ограничено временем продолжительности спектакля (возможно больше, но максимальное время, о котором должна была повествовать пьеса - один день), единство действия подразумевало, что в пьесе должна быть отражена одна центральная интрига, не перебиваемая побочными действиями.
Классицизм зародился и получил свое развитие во Франции с утверждением абсолютизма (классицизм с его понятиями об «образцовости», строгой иерархии жанров и т. п. вообще часто связывают с абсолютизмом и расцветом государственности - П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Лафонтен, Ж. Б. Мольер и т. д. Вступив в полосу упадка в конце XVII века, классицизм возродился в эпоху Просвещения - Вольтер, М. Шенье и др. После Великой французской революции с крушением рационалистических идей классицизм приходит в упадок, господствующим стилем европейского искусства становится романтизм.
Классицизм в России :
Русский классицизм зародился во второй четверти XVIII века в творчестве зачинателей новой русской литературы - А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова. В эпоху классицизма русская литература освоила сложившиеся на Западе жанровые и стилевые формы, влилась в общеевропейское литературное развитие, сохранив при этом свою национальную самобытность. Характерные особенности русского классицизма:
а)
Сатирическая направленность - важное место занимают такие жанры, как сатира, басня, комедия, непосредственно обращенные к конкретным явлениям русской жизни;
б)
Преобладание национально-исторической тематики над античной (трагедии А. П. Сумарокова, Я. Б. Княжнина и др.);
в)
Высокий уровень развития жанра оды (у М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина);
г)
Общий патриотический пафос русского классицизма.
В конце XVIII - нач. XIX века русский классицизм испытывает воздействие сентименталистских и предроман-тических идей, что сказывается в поэзии Г. Р. Державина, трагедиях В. А. Озерова и гражданской лирике поэтов-декабристов.
Сентиментализм
Сентиментализм (от английского sentimental - «чувствительный») - течение в европейской литературе и искусстве XVIII века. Был подготовлен кризисом просветительского рационализма, явился завершающим этапом Просвещения. Хронологически в основном предшествовал романтизму, передав ему ряд своих черт.
Основные признаки сентиментализма :
- Сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности.
- В отличие от классицизма с его просветительским пафосом, доминантой «человеческой природы» объявлял чувство, а не разум.
- Условием формирования идеальной личности считал не «разумное переустройство мира», а высвобождение и совершенствование «естественных чувств».
- Герой литературы сентиментализма более индивидуализирован: по происхождению (или убеждениям) он демократ, богатый духовный мир простолюдина - одно из завоеваний сентиментализма.
- Однако в отличие от романтизма (предромантизма), сентиментализму чуждо «иррациональное»: противоречивость настроений, импульсивность душевных порывов он воспринимал как доступные рационалистическому истолкованию.
Наиболее законченное выражение сентиментализм принял в Англии, где ранее всего сформировалась идеология третьего сословия - произведения Дж. Томсона, О. Голдсмита, Дж. Крабба, С. Ричардсона, JI. Стерна.
Сентиментализм в России :
В России представителями сентиментализма являлись: М. Н. Муравьев, Н. М. Карамзин (наиб, известное произв. - «Бедная Лиза»), И. И. Дмитриев, В. В. Капнист, Н. А. Львов, молодой В. А. Жуковский.
Характерные особенности русского сентиментализма :
а) Достаточно четко выражены рационалистические тенденции;
б) Сильна дидактическая (нравоучительная) установка;
в) Просветительские тенденции;
г) Совершенствуя литературный язык, русские сентименталисты обращались к разговорным нормам, вводили просторечия.
Излюбленные жанры сентименталистов- элегия, послание, эпистолярный роман (роман в письмах), путевые заметки, дневники и другие виды прозы, в которых преобладают исповедальные мотивы.
Романтизм
Одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца XVIII-первой половины XIX века, получившее всемирное значение и распространение. В XVIII веке романтическим именовалось все фантастическое, необычное, странное, встречающееся лишь в книгах, а не в действительности. На рубеже XVIII и XIX вв. «романтизмом» начинает именоваться новое литературное направление.
Основные признаки романтизма :
- Антипросветительская направленность (т. е. против идеологии Просвещения), проявившаяся еще в сентиментализме и предромантизме, а в романтизме достигшая своей наивысшей точки. Социально-идеологические предпосылки - разочарование в результатах Великой французской революции и плодах цивилизации вообще, протест против пошлости, обыденности и прозаичности буржуазной жизни. Реальность истории оказалась неподвластной «разуму», иррациональной, полной тайн и непредвиденностей, а современное мироустройство - враждебным природе человека и его личностной свободе.
- Общая пессимистическая направленность - идеи «космического пессимизма», «мировой скорби» (герои произведений Ф. Шатобриана, А. Мюссе, Дж. Байрона, А. Виньи и др.). Тема «лежащего во зле» «страшного мира» особо ярко отразилась в «драме рока» или «трагедии рока» (Г. Клейст, Дж. Байрон, Э. Т. А. Гофман, Э. По).
- Вера во всемогущество духа человека, в его способность к обновлению. Романтики открыли необычайную сложность, внутреннюю глубину человеческой индивидуальности. Человек для них - микрокосм, малая вселенная. Отсюда - абсолютизация личностного начала, философия индивидуализма. В центре романтического произведения всегда стоит сильная, исключительная личность, противостоящая обществу, его законам или морально-нравственным нормам.
- «Двоемирие», то есть разделение мира на реальный и идеальный, которые противопоставляются друг другу. Духовное озарение, вдохновение, которые подвластны романа тическому герою, есть не что иное, как проникновение в этот идеальный мир (напр., произведения Гофмана, особенно ярко в: «Золотой горшок», «Щелкунчик», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер»). Романтики противопоставили классицистическому «подражанию природе» творческую активность художника с его правом на преображение реального мира: художник создает свой, особый мир, более прекрасный и истинный.
- «Местный колорит». Противостоящая обществу личность чувствует духовную близость с природой, ее стихией. Именно поэтому у романтиков так часто возникают в качестве места действия экзотические страны и их природа (Восток). Экзотическая дикая природа вполне соответствовала по духу стремящейся за рамки обыденности романтической личности. Романтики первыми обращают пристальное внимание на творческое наследие народа, ва его национально-культурные и исторические особенности. Национально-культурное разнообразие, по философии романтиков, было частью одного большого единого целого - «универсума». Наглядно это было реализовано в развитии жанра исторического романа (такие авторы как В. Скотт, Ф. Купер, В. Гюго).
Романтики, абсолютизируя творческую свободу художника, отрицали рационалистическую регламентацию в искусстве, что, впрочем, не мешало им провозглашать свои собственные, романтические каноны.
Развились жанры: фантастическая повесть, исторический роман, лиро-эпическая поэма, необычайного расцвета достигает лирика.
Классические страны романтизма - Германия, Англия, Франция.
Начиная с 1840-х гг., романтизм в основных европейских странах уступает ведущее положение критическому реализму и отходит ка второй план.
Романтизм в России :
Зарождение романтизма в России связано с общественно-идеологической атмосферой русской жизни - общенациональным подъемом после войны 1812 года. Все это обусловило не только становление, но и особый характер романтизма поэтов-декабристов (напр., К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, А. И. Одоевский), чье творчество было одушевлено идеей гражданского служения, проникнуто пафосом вольнолюбия и борьбы.
Характерные особенности романтизма в России :
а) Форсированность развития литературы в России в начале XIX века обусловило «набегание» и совмещение различных стадий, которые в других странах переживались поэтапно. В русском романтизме переплелись предромантические тенденции с тенденциями классицизма и Просвещения: сомнения во всесильной роли разума, культ чувствительности, природы, элегический меланхолизм сочетались с классицистической упорядоченностью стилей и жанров, умеренным дидактизмом (назидательностью) и борьбой с излишней метафоричностью ради «гармонической точности» (выражение А. С. Пушкина).
б) Более ярко выраженная социальная направленность русского романтизма. Напр., поэзия декабристов, произведения М. Ю. Лермонтова.
В русском романтизме получают особенное развитие такие жанры, как элегия, идиллия. Очень важным для самоопределения русского романтизма было развитие баллады (напр., в творчестве В. А. Жуковского). Резче всего контуры русского романтизма определились с возникновением жанра лиро-эпической поэмы (южные поэмы А. С. Пушкина, произведения И. И. Козлова, К. Ф. Рылеева, М. Ю. Лермонтова и др.). Развивается исторический роман, как большая эпическая форма (М. Н. Загоскин, И. И. Лажечников). Особый путь создания большой эпической формы - циклизация, то есть объединение внешне самостоятельных (и частично печатавшихся отдельно) произведений («Двойник или Мои вечера в Малороссии» А. Погорельского, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Русские ночи» В. Ф. Одоевского).
Натурализм
Натурализм (от латинского natura - «природа») - литературное направление, сложившееся в последней трети XIX века в Европе и США.
Характерные особенности натурализма :
- Стремление к объективному, точному и бесстрастному изображению реальности и человеческого характера, обусловленного физиологической природой и средой, понимаемой преимущественно как непосредственное бытовое и материальное окружение, но не исключающей социальноисторических факторов. Основной задачей натуралистов было изучить общество с той же полнотой, с какой естествоиспытатель изучает природу, художественное познание уподоблялось научному.
- Художественное произведение рассматривалось как «человеческий документ», а основным эстетическим критерием считалась полнота осуществленного в нем познавательного акта.
- Натуралисты отказывались от морализования, полагая, что изображенная с научным беспристрастием действительность сама по себе достаточно выразительна. Они считали, что литература, как и наука, не имеет права в выборе материала, что для писателя нет непригодных сюжетов или недостойных тем. Отсюда в произведениях натуралистов часто возникали бессюжетность и общественное безразличие.
Особое развитие натурализм получил во Франции - например, к натурализму относится творчество таких писателей, как Г. Флобер, братья Э. и Ж. Гонкур, Э. Золя (который разработал теорию натурализма).
В России натурализм не получил широкого распространения, он сыграл лишь определенную роль на начальном этапе развития русского реализма. Натуралистические тенденции прослеживаются у писателей так называемой «натуральной школы» (см. ниже) - В. И. Даль, И. И. Панаев и др.
Реализм
Реализм (от позднелатинского realis - вещественный, действительный) - литературное и художественное направление XIX-XX вв. Берет свое начало в Возрождении (так называемый «Ренессансный реализм») или в Просвещении («просветительский реализм»). Черты реализма отмечаются в древнем и средневековом фольклоре, античной литературе.
Основные черты реализма :
- Художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.
- Литература в реализме является средством познания человеком себя и окружающего мира.
- Познание действительности идет при помощи образов, создаваемых посредством типизации фактов действительности («типические характеры в типической обстановке»). Типизация характеров в реализме осуществляется через «правдивость деталей» в «конкретностях» условий бытия персонажей.
- Реалистическое искусство - искусство жизнеутверждающее, даже при трагическом разрешении конфликта. Философское основание этому - гностицизм, вера в познаваемость и адекватное отражение окружающего мира, в отличие, например, от романтизма.
- Реалистическому искусству присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать и запечатлевать возникновение и развитие новых форм жизни и социальных отношений, новых психологических и общественных типов.
Реализм как литературное направление сформировался в 30-е годы XIX века. Непосредственным предшественником реализма в европейской литературе являлся романтизм. Сделав предметом изображения необычное, создавая воображаемый мир особых обстоятельств и исключительных страстей, он (романтизм) одновременно показал личность более богатую в душевном, эмоциональном отношении, более сложную и противоречивую, чем это было доступно классицизму, сентиментализму и другим направлениям предшествующих эпох. Поэтому реализм развивался не как антагонист романтизма, но как его союзник в борьбе против идеализации общественных отношений, за национально-историческое своеобразие художественных образов (колорит места и времени). Между романтизмом и реализмом первой половины XIX века не всегда легко провести четкие границы, в творчестве многих писателей романтические и реалистические черты слились воедино - напр., произведения О. Бальзака, Стендаля, В. Гюго, отчасти Ч. Диккенса. В русской литературе это особо отчетливо отобразилось в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова (южные поэмы Пушкина и «Герой нашего времени» Лермонтова).
В России, где основы реализма были еще в 1820-30-х гг. заложены творчеством А. С. Пушкина («Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», поздняя лирика), а также некоторых других писателей («Горе от ума» А. С. Грибоедова, басни И. А. Крылова), этот этап связан с именами И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др. Реализм XIX века принято называть «критическим», так как определяющим началом в нем являлось именно социально-критическое. Обостренный социально-критический пафос - одна из основных отличительных черт русского реализма - напр., «Ревизор», «Мертвые души» Н. В. Гоголя, деятельность писателей «натуральной школы». Реализм 2-ой половины XIX века достиг своих вершин именно в русской литературе, особенно в творчестве Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, ставших в конце XIX века центральными фигурами мирового литературного процесса. Они обогатили мировую литературу новыми принципами построения социально-психологического романа, философской и моральной проблематикой, новыми способами раскрытия человеческой психики в ее глубинных пластах.
Литературное направление - это художественный метод, формирующий общие идейно-эстетические принципы в творчестве множества писателей на определённом этапе развития литературы. Основания, необходимые для того, чтобы отнести творчество различных авторов к одному литературному направлению:
Следование одним и тем же культурно-эстетическим традициям.
Единые мировоззренческие установки (т.е. однотипность миропонимания).
Общие или близкие принципы творчества.
Обусловленность творчества единством социальной и культурно-исторической ситуации.
Классицизм ( от латинского classicus - образцовый ) - литературное направление XVII в. (в русской литературе - начала XVIII в.), для которого характерны следующие черты:
высокие (ода, трагедия, эпопея) - изображают общественную жизнь, герои этих произведений - монархи, полководцы, поступки положительного героя продиктованы высокими нравственными принципами
средние (письма, дневники, элегии, послания, эклоги);
низкие (басня, комедия, сатира) - изображают жизнь простых людей.
Восприятие античного искусства как эталона творчества, образца для подражания.
Возведение разума в культ, признание приоритета просвещённого сознания. Эстетический идеал - человек, наделённый высоким общественно-нравственным сознанием и благородными чувствами, способный преобразовать жизнь по законам разума, подчиняющий чувства разуму.
Следование принципу подражания природе, т.к. природа совершенна.
Иерархическое восприятие окружающего мира (от низшего к высшему), распространяющееся и на гражданское общество, и на искусство.
Обращение к общественно-гражданской проблематике.
Изображение трагической борьбы между чувством и разумом, между общественным и личным.
Строгая иерархия жанров:
Логически строгая композиционно-сюжетная организация художественного произведения; схематизм образов действующих лиц (все герои строго делятся на положительных и отрицательных, положительные образы идеализированы).
Соблюдение в драматургии закона «трёх единств»: события должны развиваться в течение одних суток (единство времени); в одном и том же месте (единство места); воспроизводить законченное действие, составляющее одно целое, т.е. только одну сюжетную линию (единство действия).
В русской литературе расцвет классицизма пришёлся на XVIII в.; классицизм заявил о себе в творчестве М.В. Ломоносова, В.К. Тредиаковского, А.Д. Кантемира, А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина.
Сентиментализм ( от французского sentiment - чувство ) - это литературное направление второй половины XVIII - начала XIX в., возникшее как реакция на жёсткие установки классицизма и признающее основой природы человека не разум, а чувства. Основные черты сентиментализма:
Предмет изображения - частная жизнь, движения души, переживания человека.
Главные темы - страдания, дружба, любовь.
Утверждение ценности отдельной личности.
Признание органичной связи человека с природой, а чувствительности и доброты человека - как природного дара.
Нацеленность на нравственное воспитание читателя.
Противопоставление городской и сельской жизни, цивилизации и природы. Идеализация патриархального быта.
Положительный герой - простой человек, наделённый богатым внутренним миром, нравственной чистотой, чувствительностью, отзывчивостью сердца, способностью сострадать чужому горю и искренне радоваться чужому счастью.
Ведущие жанры - путешествие, роман (в том числе роман в письмах), дневник, элегия, послание.
В России представителями данного направления были В.В. Капнист, М.Н. Муравьев, А.Н. Радищев, ярким примером сентиментализма стали ранние произведения В.А. Жуковского, повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
Романтизм ( франц. romantisme, англ. romanticism ) - литературное направление конца XVIII - начала XIX вв., в основе которого лежит субъективная позиция автора по отношению к изображаемому, стремление автора не столько воссоздать в своём произведении окружающую действительность, сколько её переосмыслить. Ведущие черты романтизма:
Восприятие свободы личности как высшей ценности.
Восприятие человека как величайшей тайны, а цели человеческой жизни - как разгадки этой тайны.
Изображение исключительной личности в исключительных обстоятельствах.
Двоемирие: подобно тому как в человеке соединены душа (бессмертная, совершенная и свободная) и тело (уязвимое для болезней, смерти, бренное, несовершенное), так и в окружающем мире сочетаются духовное и материальное, прекрасное и безобразное, божественное и дьявольское, небесное и земное, свободное и рабское, случайное и закономерное - таким образом, существует мир идеальный - духовный, прекрасный и свободный, и мир реальный - физический, несовершенный, низменный.Как следствие:
Основой конфликта в романтическом произведении может быть противостояние личности и общества, конфликт обретает трагическую остроту, если герой бросает вызов не только людям, но и Богу, судьбе.
Важные черты романтического героя - гордость и трагическое одиночество. Типы характера романтического героя: готовый к самоотверженному подвигу патриот и гражданин; верящий в высокие идеалы наивный чудак и мечтатель; неприкаянный бродяга и благородный разбойник; разочарованный «лишний» человек; тираноборец; демоническая личность.
Романтический герой остро переживает разлад с действительностью, осознавая несовершенство мира и людей, и при этом, стремясь быть принятым и понятым ими.
К художественным особенностям романтических произведений относятся: экзотический пейзаж и портрет, подчёркивающие исключительность героя; антитеза как ведущий принцип построения произведения, системы образов и зачастую образа главного героя; близость прозаического слова к поэтическому, ритмичность, насыщенность текста стилистическими фигурами, тропами, символами.
Романтизм в русской литературе представлен творчеством К.Ф. Рылеева, В.А. Жуковского, А.А. Бестужева-Марлинского, М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина и др.
Реализм ( от лат. Realis - вещественный ) - литературное направление, возникшее в начале XIX в., следуя которому писатель изображает жизнь в соответствии с объективной реальностью, правдиво воспроизводит «типические характеры в типических обстоятельствах при верности деталей» (Ф. Энгельс). В основе реализма лежит историческое мышление - умение видеть исторические перспективы, взаимодействие прошлого, настоящего и будущего, социальный анализ - изображение явлений в их социальной обусловленности, а также социальная типизация.В центре реалистического изображения находятся те закономерности, которые действуют в жизни, взаимоотношения человека и среды, героя и эпохи; при этом писатель не отрывается от реальности - он, благодаря отбору типических явлений действительности, обогащает читателя знанием жизни.Исторически реализм разделяют на три этапа: просветительский, критический, социалистический.В русской литературе крупнейшими реалистами были И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Бунин и др.
Символизм ( франц. symbollisme, греч. symbolon - знак, опознавательная примета ) - направление, противопоставившее себя реализму; возникло в конце 80-х годов XIX в.; в основе философской концепции символизма лежит идея о непознаваемости мира и человека научным, рациональным путём и средствами реалистического изображения:
Несовершенный реальный мир всего лишь слабое отражение идеального мира.
Только художественная интуиция способна открыть духовную сущность мира.
Жизнь - бесконечный процесс творчества, не имеющего никакой цели, кроме эстетической (Ф.Ницше).
Творческий акт - религиозно-мистическое действо, связывающее художника с идеальным миром, символ - связующее звено между мирами, художник - избранник, теург, наделённый высшим знанием о Красоте, воплощающий это знание в обновлённом поэтическом слове.Как следствие:
Стремление выразить в творчестве «невыразимое», «сверхреальное»: полутона, оттенки чувств, состояний, смутных предчувствий - всего того, для чего «слова не найдены».
Многозначность и текучесть образов, усложненная метафоричность, использование символа как ведущего художественного средства.
Опора на музыкальность слова, фразы (музыка, рождающая смысл).
Крупнейшие представители символизма: В.С. Соловьёв, Д. Мережковский, В.Я. Брюсов, З.Н. Гиппиус, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, Вяч.И. Иванов, С.М. Соловьёв, А. Блок, А. Белый и др.
Акмеизм ( от греч. аcme - высшая степень чего-либо, расцвет ) - литературное направление 1910-х гг., противостоящее символизму, провозглашающее стремление к «радостному любованию бытием». Принципы акмеизма:
«Зримость», предметность и четкость художественного образа, отточенность деталей.
Простота и ясность поэтического языка.
Строгость, чёткость композиции произведений.
Освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;
Отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, конкретности, звучности, красочности.
Обращение к человеку, к «подлинности» его чувств.
Поэтизация мира первозданных эмоций.
Перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».
Стремление придать слову определенное, точное значение.Как следствие:
Представители акмеизма: С.М. Городецкий, Н.С. Гумилёв, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам и др. («Цех поэтов», 1912 г.).
Футуризм ( от лат. futurum - будущее ) - литературное направление начала XX в., характеризующееся демонстративным разрывом с традиционной культурой и классическим наследием; его основные черты:
Эпатаж публики, литературное хулиганство.
Отказ от привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области формы (ритмики, рифмы, графического изображения текста), ориентация на лозунг, плакат.
Словотворчество, попытка создать «заумный» «будетлянский» язык (язык будущего)
Бунтарское мировоззрение.
Попытка создать «искусство будущего».Как следствие:
Представители футуризма:
1) Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский и др. (группа «Гилея», кубофутуристы);2) Георгий Иванов, Рюрик Ивнев, Игорь Северянин и др. (эгофутуристы);3) Николай Асеев, Борис Пастернак и др. («Центрифуга»).
Эстетические и идеологические установки футуристов были отражены в манифесте «Пощёчина общественному вкусу» (1912 г.).