Сообщение история создания романа обломов. История создания романа "Обломов". Характеристика Обломова

Часто упоминаемый, как писатель-загадка, Иван Александрович Гончаров, экстравагантный и недосягаемый для многих современников, шёл к своему зениту в течение почти что двенадцати лет. «Обломов» печатался по частям, комкался, дописывался и менялся «медленно и тяжело», как писал автор, чья творческая рука, однако, подходила к созданию романа ответственно и щепетильно. Роман был опубликован в 1859 году в петербургском журнале «Отечественные записки» и был встречен явным интересом со стороны, как литературных кругов, так и обывательских.

История написания романа параллельно гарцевала с тарантасом событий того времени, а именно с Мрачным семилетием 1848-1855 годов, когда молчала не только русская литература, но и всё русское общество. Это была эпоха усиления цензуры, которая стала реакцией властей на активность либерально настроенной интеллигенции. По всей Европе прошла волна демократических переворотов, поэтому политики в России решили обезопасить режим репрессивными мерами в адрес печати. Новостей не поступало, и писатели столкнулись с проблемой едкой и беспомощной – писать было не о чем. То, о чем, может и хотелось, безжалостно вырывали цензоры. Именно данная ситуация является следствием того гипноза и той летаргии, которыми окутано, словно излюбленным Обломовским шлафроком, всё произведение. Лучшие люди страны в такой удушающей атмосфере чувствовали себя ненужными, а поощряемые сверху ценности – мелкими и недостойными дворянина.

«Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастало», — кратко комментировал Гончаров историю романа после последних штрихов над своим творением. Слова эти являются честным признанием и подтверждением автобиографичности величайшего сборника вечных вопросов и ответов на них.

Композиция

Композиция романа круговая. Четыре части, четыре времени года, четыре состояния Обломова, четыре этапа жизни каждого из нас. Действие в книге представляет собой круговорот: сон переходит в пробуждение, пробуждение – в сон.

  • Экспозиция. В первой части романа действия почти и нет, разве что только в голове у Обломова. Илья Ильич лежит, он принимает визитёров, он кричит на Захара, а Захар кричит на него. Здесь появляются персонажи разноколиритные, но в основе своей все одинаковые… Как Волков, например, которому герой сочувствует и радуется за себя, что не раздробляется он и не рассыпается на десять мест в один день, не мыкается, а сохраняет своё человеческое достоинство в своих покоях. Следующего «с холоду», Судьбинского, Илья Ильич также чистосердечно жалеет и выводит, что несчастный друг его увяз в службе, и что теперь многое в нем в век не пошевелится… Был и журналист Пенкин, и бесцветный Алексеев, и грузнобровый Тарантьев, и всех он одинаково жалел, всем сочувствовал, со всеми парировал, декламировал идеи и мыслил… Немаловажной частью является глава «Сон Обломова», в которой обнажается корень «обломовщины». Композиция равна идее: Гончаров описывает и показывает те причины, из-за которых и сформировались лень, апатия, инфантильность, а в конце и мёртвая душа. Именно первая часть — экспозиция романа, так как здесь читателю представлены все условия, в которых личность героя формировалась.
  • Завязка. Первая часть также является точкой отсчёта последующей деградации личности Ильи Ильича, ибо даже скачки страсти к Ольге и преданной любви к Штольцу во второй части романа не делают героя лучше, как личность, а только постепенно выжимают Обломова из Обломова. Здесь происходит знакомство героя с Ильинской, которое в третьей части перерастает в кульминацию.
  • Кульминация. Третья часть, в первую очередь, судьбоносна и значима для самого главного героя, так как здесь все его мечты вдруг становятся реальными: он совершает подвиги, он делает предложение руки и сердца Ольге, он решается на любовь без страха, решается на риск, на поединок с самим собой… Только такие, как Обломов, не носят кобуры, не фехтуют, не покрываются потом во время сражения, такие дремлют и только представляют, как это героически красиво. Обломову не все под силу – он не может выполнить просьбу Ольги и отправиться в свою деревню, так как деревня эта – фикция. Герой расстается с женщиной своей мечты, выбирая сохранение собственного жизненного уклада, а не стремление к лучшему и вечную борьбу с собой. Параллельно безнадежно ухудшаются его финансовые дела, и он вынужден покинуть уютную квартиру и предпочесть бюджетный вариант.
  • Развязка. Четвертая заключительная часть, «выборгская обломовщина», складывается из брака с Агафьей Пшеницыной и последующей смерти главного героя. Возможно и такое, что именно брак поспособствовал отупению и скорой кончине Обломова, ведь, как сам он выражался: «Есть же этакие ослы, что женятся!».

Можно подытожить, что сам по себе сюжет предельно прост, несмотря на то, что растянут на шестьсот страниц. Ленивый добрый мужчина средних лет (Обломов) обманывается друзьями-стервятниками (кстати, стервятники они — каждый в своей области), но на помощь приходит добрый любящий друг (Штольц), который спасает его, но уводит предмет его любви (Ольгу), а следовательно и основную подпитку его богатой духовной жизни.

Особенности композиции заключаются в параллельно идущих сюжетных линиях на разных уровнях восприятия.

  • Основная сюжетная линия здесь только одна и она любовная, романтическая… Взаимоотношения Ольги Ильинской и её главного кавалера показаны ново, смело, страстно, психологически подробно. Именно поэтому роман претендует на звание романа любовного, являясь неким образчиком и мануалом по строительству отношений между мужчиной и женщиной.
  • Второстепенная же сюжетная линия основывается на принципе противопоставления двух судеб: Обломова и Штольца, и пересечения этих самых судеб в точке любви к одной пассии. Но в данном случае, Ольга не является переломным персонажем, нет, взгляд падает только на крепкую мужскую дружбу, на похлопывание по спине, на широкие улыбки и на обоюдную зависть (хочется жить так, как живёт другой).

О чём роман?

Роман этот, прежде всего, о пороке общественного значения. Нередко читатель может заметить сходство Обломова не только с его создателем, но и с большинством людей, живущих и когда-либо живших. Кто из читателей по мере сближения с Обломовым не узнавал себя, лежащим на диване и размышляющим о смысле жизни, о тщетности бытия, о любовной силе, о счастье? Кто из читателей не дробил себе сердце вопросом: «Быть или не быть?»?

Свойство писателя, в конечном итоге, таково, что, пытаясь обнажить очередной человеческий изъян, он в процессе в него влюбляется и подаёт читателю изъян с таким аппетитным ароматом, что читателю нетерпеливо хочется полакомиться. Ведь Обломов ленив, неопрятен, инфантилен, но публика его любит потому только, что герой имеет душу и душу эту перед нами не стыдится раскрыть. «Вы думаете, что для мысли не надо сердца? Нет, она оплодотворяется любовью» — вот, один из самых важных постулатов произведения, закладывающих суть романа «Обломов».

Сам диван и Обломов, лежащий на нем, удерживают мир в равновесии. Его философия, неразборчивость, смятение, метания заправляют рычагом движения и осью земного шара. В романе в таком случае происходит не только оправдание бездействия, но и осквернение действия. Суета сует Тарантьева или Судьбинского не приносит толку, Штольц успешно делает карьеру, но какую – неизвестно… Гончаров осмеливается слегка высмеять труд, то бишь, труд на службе, к которой он относился ненавистно, что, следовательно, неудивительно было заметить и в характере главного героя. «Но как огорчился он, когда увидел, что надобно быть, по крайней мере, землетрясению, чтоб не прийти здоровому чиновнику на службу, а землетрясений, как на грех, в Петербурге не бывает; наводнение, конечно, могло бы тоже служить преградой, но и то редко бывает.» — писатель передаёт всю бессмысленность государственной деятельности, о которой Обломов думу думал да и махнул рукой в итоге, ссылаясь на Hypertrophia cordis cum dilatatione ejus ventriculi sinistri. Так о чем же повествует «Обломов»? Это роман о том, что если ты лежишь на диване, ты, возможно, более прав, чем те, кто ежедневно куда-то ходит или где-то сидит. Обломовщина — это диагноз человечеству, где любая деятельность может привести либо к потере собственной души, либо к бестолковому крошению времени.

Главные герои и их характеристика

Следует заметить, что для романа характерны фамилии говорящие. Например, их носят все второстепенные персонажи. Тарантьев происходит от слова «тарантул», журналист Пенкин – от слова «пенка», что намекает на поверхность и дешевизну его занятия. С их же помощью автор дополняет описание героев: фамилия Штольца с немецкого переводится как «гордый», Ольга — Ильинская потому, что принадлежит Илье, а Пшеницына – намек на злачность ее мещанского образа жизни. Однако все это, на самом деле, не характеризует героев полноценно, это делает сам Гончаров, описывая действия и думы каждого из них, раскрывая там потенциал или отсутствие оного.

  1. Обломов главный герой, что неудивительно, но герой не единственный. Именно через призму жизни Ильи Ильича видна жизнь иная, только вот, что интересно, Обломовская читателям кажется более занимательной и оригинальной, несмотря на то, что он не обладает характеристиками лидера и даже несимпатичен. Обломов, ленивый и грузный мужчина средних лет, может с уверенностью стать лицом пропаганды меланхолии, депрессии и хандры, но человек этот настолько нелицемерен и чист душой, что мрачный и спёртый флёр его почти незаметен. Он добр, тонок в любовных вопросах, искренен с людьми. Он задаётся вопросом: «Когда же жить?» — и не живёт, а только мечтает и ждёт подходящего момента для утопичной жизни, какая приходит в его сны и дрёмы. Он также задается великим гамлетовским вопросом: «Быть или не быть», — когда решается подняться с дивана или признаться Ольге в своих чувствах. Он так же, как Дон-Кихот Сервантеса, желает совершить подвиг, но не совершает, и поэтому винит за это своего Санчо Пансу – Захара. Обломов наивен, как ребёнок, и до того мил читателю, что возникает непреодолимое чувство защитить Илью Ильича и поскорее отправить его уже в идеальную деревню, где он сможет, держа за талию свою жену, прогуливаться с ней и заглядывать к повару в процессе готовки. мы подробно разобрали в сочинении на эту тему.
  2. Противоположность Обломова – Штольц. Человек, от которого и ведётся повествование и рассказ об «обломовщине». Он немец по отцу и русский по матери, следовательно, человек унаследовавший достоинства от обеих культур. Андрей Иванович с детства читал как Гердера, так и Крылова, прекрасно разбирался в «труженическом добывании денег, пошлом порядке и скучной правильности жизни». Для Штольца философичность Обломова равна древности и прошедшей моде на мысль. Он путешествует, работает, строит, взахлёб читает и завидует свободной душе друга, потому что сам он на свободную душу претендовать не смеет, а, может, просто боится. мы подробно разобрали в сочинении на эту тему.
  3. Переломный момент в жизни Обломова можно наречь одним именем – Ольга Ильинская. Она интересна, она особенна, она умна, она воспитана, она изумительно поёт и она влюбляется в Обломова. К сожалению, любовь её похожа на список определённых заданий, а сам возлюбленный для неё – не что иное, как проект. Узнав от Штольца особенности мышления своего будущего суженного, девушка загорается желанием сделать из Обломова «человека» и поводком своим считает безграничную и трепетную любовь его к ней. Отчасти, Ольга жестока, самолюбива и зависима от общественного мнения, но сказать, будто любовь её ненастоящая, значит плюнуть на все перипетии в отношениях полов, нет, скорее, её любовь особенная, но подлинная. тоже стала темой для нашего сочинения.
  4. Агафья Пшеницына – женщина 30 лет, хозяйка дома, куда переехал Обломов. Героиня – хозяйственная, простая и добрая особа, которая нашла в Илье Ильиче любовь всей своей жизни, но не стремилась его менять. Ее характеризуют молчаливость, спокойствие, некая ограниченность кругозора. Агафья не задумывается о чем-то высоком, выходящем за рамки повседневности, зато она заботлива, трудолюбива и способна на самопожертвование ради возлюбленного. Подробнее разобраны в эссе.

Тема

Как говорит Дмитрий Быков:

Герои Гончарова не стреляются на дуэли, как Онегин, Печорин или Базаров, не участвуют, как князь Болконский в исторических сражениях и написании российских законов, не совершают как в романах Достоевского преступлений и переступания через заповедь «Не убий». Все, что они делают, укладываются в рамки быта, но это лишь одна грань

Действительно, одна грань русского быта не может объять целого романа: роман делится и на социальные отношения, и на дружеские отношения, и на любовные… Именно последняя тема является главной и высоко оценивается критиками.

  1. Тема любви воплощается во взаимоотношениях Обломова с двумя женщинами: Ольгой и Агафьей. Так Гончаров изображает несколько разновидностей одного и того же чувства. Эмоции Ильинской пропитаны самолюбованием: в них она видит себя, а уж потом своего избранника, хоть и любит его всем сердцем. Однако она дорожит своим детищем, своим проектом, то есть несуществующим Обломовым. Отношения Ильи с Агафьей другие: женщина полностью поддержала его стремление к покою и лености, боготворила его и жила заботой о нем и об их сыне Андрюше. Жилец подарил ей новую жизнь, семью, долгожданное счастье. Ее любовь – обожание до слепоты, ведь потакание капризам мужа привело его же к ранней смерти. Подробнее главная тема произведения описана в сочинении « ».
  2. Тема дружбы . Штольц и Обломов хоть и пережили влюбленность в одну и ту же женщину, не развязали конфликт и не предали дружбу. Они всегда дополняли друг друга, общались о самом важном и сокровенном в жизни обоих. Эти взаимоотношения укоренились в их сердцах еще с детства. Мальчики были разными, но отлично ладили между собой. Андрей находил успокоение и добросердечие в гостях у товарища, а Илья с радостью принимал его помощь в житейских делах. Подробнее об этом вы можете прочитать в эссе «Дружба Обломова и Штольца».
  3. Поиск смысла жизни . Все герои ищут свой путь, отыскивая ответ на извечный вопрос о предназначении человека. Илья находил его в размышлении и нахождении духовной гармонии, в мечтах и самом процессе существования. Штольц обретал себя в вечном движении вперед. Подробно раскрыта в эссе.

Проблемы

Основная проблематика «Обломова» состоит в отсутствии мотивации двигаться. Все общество того времени очень хочет, но не может проснуться и выйти из того ужасного удручающего состояния. Многие люди стали и становятся обломовскими жертвами до сих пор. Сущий ад — проживать жизнь мертвецом и не видеть никакой цели. Именно данную человеческую боль хотел показать Гончаров, прибегая за помощью к концепции конфликтности: здесь есть и конфликт между человеком и обществом, и между мужчиной и женщиной, и между дружбой и любовью, и между одиночеством и праздной жизнью в обществе, и между трудом и гедонизмом, и между ходьбой и лежанием и прочим, и прочим.

  • Проблема любви . Это чувство может изменить человека к лучшему, это превращение – не самоцель. Для героини Гончарова это было не очевидно, и она вложила всю силу своей любви в перевоспитание Ильи Ильича, не видя, как оно мучительно для него. Переделывая возлюбленного, Ольга не замечала, что выжимает из него не только плохие черты характера, но и хорошие. В страхе потерять себя Обломов не смог сберечь любимую девушку. Перед ним встала проблема нравственного выбора: либо остаться собой, но в одиночестве, либо играть всю жизнь другого человека, но ради блага супруги. Он выбрал свою индивидуальность, и в этом решении можно видеть эгоизм или честность – каждому свое.
  • Проблема дружбы. Штольц и Обломов выдержали испытание одной любовью на двоих, но не смогли урвать ни минуты из семейной жизни для сохранения товарищества. Время (а не ссора) разлучило их, рутина дней разорвала бывшие крепкими дружеские узы. От разлуки они оба проиграли: Илья Ильич окончательно себя запустил, а его друг погряз в мелочных заботах и хлопотах.
  • Проблема воспитания. Илья Ильич стал жертвой сонной атмосферы в Обломовке, где за него все делали слуги. Живость мальчика притупили бесконечные застолья и дремы, тупое оцепенение глуши наложило отпечаток на его пристрастия. становится понятнее в эпизоде «Сон Обломова», который мы проанализировали в отдельной статье.

Идея

Задача Гончарова состоит в том, чтобы показать и рассказать, что такое «обломовщина», раскрывая створки её и указывая как на положительные, так и на отрицательные её стороны и дать возможность читателю выбрать и решить, что для него первостепенно – обломовщина или реальная жизнь со всей своей несправедливостью, материальностью и деятельностью. Главная мысль в романе «Обломов» — описание глобального явления современной жизни, ставшего частью русского менталитета. Теперь фамилия Ильи Ильича стала нарицательной и обозначает не столько качество, сколько целый портрет человека, о котором идет речь.

Поскольку никто не принуждал дворян работать, и все за них делали крепостные, на Руси расцвела феноменальная лень, охватившая высшее сословие. Опора страны гнила от безделья, никак не способствуя ее развитию. Это явление не могло не вызывать опасения у творческой интеллигенции, поэтому в образе Ильи Ильича мы видим не только богатый внутренний мир, но и губительное для России бездействие. Однако смысл царствия лености в романе «Обломов» имеет политический подтекст. Недаром мы упомянули, что книга написана в период ужесточения цензуры. В ней есть скрытая, но, тем не менее, основная мысль о том, что в этой повальной праздности виноват авторитарный режим правления. В нем личность не находит себе применения, натыкаясь лишь на ограничения и страх наказания. Вокруг царит абсурд подобострастия, люди не служат, а прислуживаются, поэтому уважающий себя герой игнорирует порочную систему и в знак немого протеста не играет в чиновника, который все равно ничего не решает и не может изменить. Страна под жандармским сапогом обречена на регресс, как на уровне государственной машины, так и на уровне духовности и нравственности.

Чем закончился роман?

Жизнь героя оборвалась от ожирения сердца. Он потерял Ольгу, он потерял себя, он потерял даже свой талант – способность мыслить. Проживание с Пшеницыной не пошло ему на пользу: он погряз в кулебяке, в пироге с требухой, который поглотил и засосал бедного Илью Ильича. Его душу съел жир. Его душу съел отремонтированный Пшеницыной халат, диван, с которого он стремительно сползал в бездну внутренностей, в бездну требухи. Таков финал романа «Обломов» — мрачный, бескомпромиссный приговор обломовщине.

Чему учит?

Роман наглый. Обломов удерживает внимание читателя и помещает это самое внимание на целую часть романа в пыльную комнату, где главный герой не встаёт с постели и все кричит: «Захар, Захар!». Ну разве не вздор?! А читатель не уходит…и даже может лечь рядом, и даже укутаться в «восточный халат, без малейшего намёка на Европу», и даже не решать ничего по поводу «двух несчастий», а всё о них размышлять…Психоделический роман Гончарова очень любит убаюкивать читателя и подталкивает его парировать на тонкой грани между реальностью и сном.

Обломов — это не просто персонаж, это стиль жизни, это культура, это любой современник, это каждый третий житель России, каждый третий житель всего мира.

Гончаров писал роман о всеобщей мирской лени жить, чтобы самому преодолеть её и помочь людям справиться с данной болезнью, но получилось так, что он эту лень оправдал потому только, что с любовью описывал каждый шаг, каждую весомую идею носителя этой лени. Неудивительно, ведь «хрустальная душа» Обломова все ещё живёт в воспоминаниях его друга Штольца, его возлюбленной Ольги, его жены Пшеницыной и, наконец, в заплаканных глазах Захара, который продолжает ходить на могилку своего барина. Таким образом, вывод Гончарова – найти золотую середину между «хрустальным миром» и миром реальным, находя себе призвание в творчестве, любви, развитии.

Критика

Читатели 21 века редко роман читают, а если и читают, то не до конца. Некоторым любителям русской классики несложно согласиться с тем, что роман отчасти скучен, но скучен намеренно, нагнетающе. Однако это не пугает рецензентов, и многие критики с удовольствием разбирали и до сих пор разбирают роман по психологическим косточкам.

Одним из популярных примеров является работа Николая Александровича Добролюбова. В своей статье «Что такое обломовщина?» критик дал прекрасную характеристику каждому из героев. Причины лени и неспособности обустроить жизнь Обломова рецензент видит в воспитании и в первоначальных условиях, где личность была сформирована, или, скорее, не была.

Он пишет, что Обломов – «не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего–то ищущий в своей жизни, о чем–то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, - развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства».

Виссарион Григорьевич Белинский видел истоки апатии во влиянии целого общества, так как считал, что человек изначально – чистый холст, созданный природой, поэтому некое развитие или деградация той или иной персоны находятся на весах, принадлежащих непосредственно социуму.

Дмитрий Иванович Писарев, допустим, смотрел на слово «обломовщина», как на вечный и необходимый орган для организма литературы. «Обломовщина» по нему – порок русской жизни.

Сонная, рутинная обстановка деревенской, захолустной жизни дополнила то, чего не успели сделать труды родителей и нянек. На тепличное растение, не ознакомившееся в детстве не только с волнениями действительной жизни, но даже с детскими огорчениями и радостями, пахнуло струёй свежего, живого воздуха. Илья Ильич стал учиться и развился настолько, что понял, в чем состоит жизнь, в чем состоят обязанности человека. Он понял это умом, но не мог сочувствовать воспринятым идеям о долге, о труде и деятельности. Роковой вопрос: к чему жить и трудиться? – вопрос, возникающий обыкновенно после многочисленных разочарований и обманутых надежд, прямо, сам собою, без всякого приготовления, во всей своей ясности представился уму Ильи Ильича — писал критик в своей известной статье.

Детальнее всех «обломовщину» и его главного представителя оглядел Александр Васильевич Дружинин. Критик выделил 2 основные стороны романа – внешнюю и внутреннюю. Одна заключается в быте и практике ежедневной рутины, другая же занимает площадь сердца и головы любого человека, которая не перестаёт собирать толпы губительных мыслей и чувств о рациональности существующей действительности. Если верить критику, то Обломов омертвел потому, что предпочёл омертветь, а не жить в вечной непонятной суете, предательстве, корысти, денежном заточении и абсолютном равнодушии к красоте. Однако, Дружинин не считал «обломовщину» показателем затухания или гниения, он видел в ней искренность и совесть, и считал, что в этой положительной оценке «обломовщины» заслуга самого Гончарова.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В 1838 г. Гончаров написал юмористическую повесть под названием «Лихая болесть», в которой шла речь о странной эпидемии, зародившейся в Западной Европе и попавшей в Петербург: пустые мечты, воздушные замки, «хандра». Эта «лихая болесть» - прообраз «обломовщины».

Полностью роман «Обломов» был впервые опубликован в 1859 году в первых четырех номерах журнала «Отечественные записки». Начало работы над романом относится к более раннему периоду. В 1849 году была опубликована одна из центральных глав «Обломова» - «Сон Обломова», которую сам автор назвал «увертюрой всего романа». Автор задается вопросом: что же такое «обломовщина» - «золотой век» или гибель, застой? В «Сне...» преобладают мотивы статичности и неподвижности, застоя, но при этом чувствуется и симпатия автора, добродушный юмор, а не только сатирическое отрицание.

Как позднее утверждал Гончаров, в 1849 году готов был план романа «Обломов» и закончен черновой вариант первой его части. «Вскоре, - писал Гончаров, - после напечатания в 1847 году в “Современнике” “Обыкновенной истории” - у меня уже в уме был готов план Обломова». Летом 1849 года, когда был готов «Сон Обломова», Гончаров совершил поездку на родину, в Симбирск, быт которого сохранял отпечаток патриархальной старины. В этом небольшом городке писатель увидел немало примеров того «сна», которым спали обитатели вымышленной им Обломовки.

Работа над романом была прервана в связи с кругосветным путешествием Гончарова на фрегате «Паллада». Лишь летом 1857 года, после выхода из печати путевых очерков «Фрегат “Паллада”», Гончаров продолжил работу над «Обломовым». Летом 1857 года он уехал на курорт Мариенбад, где в течение нескольких недель закончил три части романа. В августе того же года Гончаров начал работать и над последней, четвертой, частью романа, заключительные главы которой были написаны в 1858 году. «Неестественным покажется, - писал Гончаров одному из своих друзей, - как это в месяц человек кончил то, чего не мог закончить в года? На это отвечу, что если б не было годов, не написалось бы в месяц ничего. В том и дело, что роман выносился весь до мельчайших сцен и подробностей и оставалось только записывать его». Об этом же вспоминал Гончаров в статье «Необыкновенная история»: «В голове у меня был уже обработан весь роман окончательно - и я переносил его на бумагу, как будто под диктовку…» Однако, готовя роман к печати, Гончаров в 1858 году заново переписал "Обломова", дополнив его новыми сценами, и произвел некоторые сокращения. Завершив работу над романом, Гончаров сказал: «Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастаю».

Гончаров признавался, что на замысле "Обломова" сказалось влияние идей Белинского. Важнейшим обстоятельством, повлиявшим на замысел произведения, считается выступление Белинского по поводу первого романа Гончарова - «Обыкновенная история». В своей статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» Белинский подробно проанализировал образ дворянского романтика, «лишнего человека», претендующего на почетное место в жизни, и подчеркнул бездеятельность такого романтика во всех сферах жизни, его лень и апатию. Требуя беспощадного разоблачения подобного героя, Белинский указывал и на возможность иного, чем в «Обыкновенной истории», завершения романа. При создании образа Обломова Гончаров воспользовался целым рядом характерных черт, намеченных Белинским в разборе «Обыкновенной истории».

В образе Обломова присутствуют также автобиографические черты. По собственному признанию Гончарова, он и сам был сибаритом, любил безмятежный покой, рождающий творчество. В путевом дневнике «Фрегат “Паллада”» Гончаров признавался, что во время путешествия большую часть времени проводил в каюте, лежа на диване, не говоря уже о том, с каким трудом вообще решился на кругосветное плаванье. В дружеском кругу Майковых, относившихся к писателю с большой любовью, Гончарову присвоили многозначное прозвище - «принц де Лень».

Появление романа «Обломов» совпало со временем острейшего кризиса крепостничества. Образ апатичного, неспособного к деятельности помещика, выросшего и воспитанного в патриархальной обстановке барской усадьбы, где господа жили безмятежно благодаря труду крепостных, был очень актуален для современников. Н.А. Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?» (1859) дал высокую оценку роману и этому явлению. В лице Ильи Ильича Обломова показано, как среда и воспитание уродуют прекрасную натуру человека, порождая лень, апатию, безволие.

Путь Обломова - типичный путь провинциальных российских дворян 1840-х гг., приезжавших в столицу и оказывавшихся вне круга общественной жизни. Служба в департаменте с непременным ожиданием повышения, из года в год однообразие жалоб, прошений, завязывания отношений со столоначальниками - это оказалось не по силам Обломову. Продвижению по служебной лестнице, он предпочел бесцветное лежание на диване, лишенное надежд и стремлений. Одна из причин «лихой болести», по мнению автора, несовершенство общества. Эта мысль автора передается и герою: «Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится». Эта фраза Обломова заставляет вспомнить известные образы «лишних людей» в русской литературе (Онегина, Печорина, Базарова и т.д.).

Гончаров писал о своем герое: «У меня был один артистический идеал: это - изображение честной и доброй симпатичной натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и впадающего в апатию и бессилие». В Обломове дремлет та мечтательность, что рвалась наружу в Александре Адуеве, герое «Обыкновенной истории». В душе Обломов тоже лирик, человек, умеющий глубоко чувствовать, - его восприятие музыки, погружение в пленительные звуки арии «Casta diva» свидетельствуют о том, что не одна только «голубиная кротость», но и страсти ему доступны. Каждая встреча с другом детства Андреем Штольцем, полной противоположностью Обломова, выводит последнего из сонного состояния, но ненадолго: решимость что-то предпринять, как-то обустроить свою жизнь овладевает им на короткое время, пока Штольц рядом с ним. Однако у Штольца не хватает времени поставить Обломова на иной путь. Но в любом обществе, во все времена находятся люди, подобные Тарантьеву, готовые всегда прийти на помощь в корыстных целях. Они и определяют русло, по которому протекает жизнь Ильи Ильича.

Опубликованный в 1859 году, роман был встречен как важнейшее общественное событие. Газета «Правда» в статье, посвященной 125-летней годовщине со дня рождения Гончарова, писала: «"Обломов" появился в эпоху общественного возбуждения, за несколько лет до крестьянской реформы, и был воспринят как призыв к борьбе против косности и застоя». Сразу же после выхода в свет роман стал предметом обсуждения в критике и среди писателей.

Роман Гончарова «Обломов» - значительное произведение русской классической Это та книга, к истинному осмыслению которой приходишь уже в зрелом возрасте, постепенно понимая ее значение и характеры героев. Главное действующее лицо произведения - молодой помещик Илья Ильич Обломов. Одни называют Обломова задумчивым поэтом, другие - философом, третьи - просто лентяем. Однако не существует единого взгляда на образ Обломова, который бы полно и целостно характеризовал его как личность. Всякий читатель, умеющий думать и мыслить, составит о нем свое индивидуальное мнение.

История создания романа «Обломов»

Иван Гончаров создал «Обломова» под влиянием особенных впечатлений и мыслей. Роман появился не вдруг, не внезапно, а стал ответом на собственные воззрения автора. История создания романа «Обломов», без сомнения, накладывает существенный отпечаток на общую атмосферу произведения, на фоне которой и происходит ход повествования. Замысел рождался постепенно, как складываются кирпичики большого дома. Незадолго до «Обломова» Гончаровым была написана повесть «Лихая болесть», которая и послужила основой для создания романа.

Создание романа «Обломов» совпадает с общественно-политическим кризисом в России. Для того времени очень актуальным оказался образ апатичного помещика, который не может самостоятельно отвечать за собственную жизнь, принимать ответственные решения. Основная идея произведения формировалась под влиянием взглядов критика Белинского, который остался под сильным впечатлением от первого романа Гончарова - «Обыкновенная история». Белинский отмечал, что в русской литературе уже возник образ «лишнего человека», который не может приспособиться к окружающей его действительности, бесполезен для общества. Этот человек - вольнодумец, тонко чувствующий мечтатель, поэт и философ. Романтизм в его натуре сопряжен с крайней бездеятельностью, ленью и апатией. Так, история романа «Обломов» связана с и отражает жизнь дворянского сословия второй половины XIX века.

Идейно-композиционная составляющая

Роман состоит из четырех частей, каждая из которых сполна раскрывает состояние главного героя и отражает перемены, происходящие в его душе: безвольное, ленивое существование; преображение сердца, душевная, нравственная борьба и, наконец, умирание. Физическая смерть - итог, к которому приходит Илья Ильич. История создания романа «Обломов» подчеркивает невозможность героя выйти за рамки своей нерешительности и нежелания какой-либо деятельности.

Обстановка в доме Обломова

Едва войдя в комнату, где лежал на диване Илья Ильич, можно было обнаружить в интерьере, по расположению вещей невероятное сходство с самим хозяином: повсюду виднелась пыль, неубранные после ужина тарелки. Роль Обломова в романе «Обломов» характерная, определяющая. Она показывает пример существования, которое ведет к духовной смерти.

Обломов не приспособлен к жизни, весь облик его и привычки выражают стремление спрятаться, укрыться от угнетающей действительности: туфли его были широкие и стояли рядом с диваном, так что «он всегда сразу попадал в них»; халат был до того широкий и свободный, что «и Обломов мог дважды завернуться в него». Слуга Захар похож на своего хозяина: лишний раз встать с лежанки для него подвиг, убрать в комнатах - невообразимое беспокойство и суета. Захар погружен в свои мысли, знает «барина» с младенчества, отчего иногда позволяет себе спорить с ним.

Каков главный герой?

Характеристика Обломова в романе «Обломов» показана читателю буквально с первых страниц. Илья Ильич - натура тонко чувствующая, апатичная, эмоциональная, но противная всякой деятельности. Движение для него являлось трудной задачей, он не хотел и не стремился что-то менять в своей жизни. Лежание у него было нормальным, привычным состоянием, и чтобы поднять Обломова с дивана, нужно было случиться из ряда вон выходящему событию. Надобность заполнять деловые бумаги утомляла его, мысли о необходимости съезжать с квартиры тревожили и нагоняли тоску. Однако, вместо того, чтобы напрячь волю, ум и сделать то, что от него требуется, он продолжает бездействовать.

«Отчего я такой?»

Характеристика Обломова в романе «Обломов» отражает основную мысль произведения - крушение нравственных идеалов героя и постепенное умирание. демонстрирует читателю истоки безвольного характера Ильи Ильича. Во сне герой видит себя маленьким, свою родную деревню Обломовку, в которой родился и вырос. В детстве его всячески старались оградить от реальной жизни: не позволяли выходить из дома в холод и мороз, лазать по заборам, учился он только в те дни, когда не бывало праздников, а случались они столь часто, что «не стоило и ездить». Еда была культом, здесь любили праздники и накрывали большие столы.

Обломов впитал в себя убеждения родной деревни, сделался частью того существования, которое вели ее обыватели. «Обломовщина» - следствие такого мировосприятия: плыть по течению, лишь изредка пробуждаясь от тревожного, беспокойного сна. Роль Обломова в романе «Обломов»велика и значительна: обозначить проблему духовного забвения личности, растворения ее в бытовых деталях и нежелания жить.

Обломов и Штольц

Ближайшим и единственным другом Ильи Ильича на протяжении всей жизни был и оставался Андрей Иванович Штольц. Несмотря на разность характеров, их с детских лет связывала крепкая дружба. Штольц деятельный, энергичный, постоянно находится в делах, в разъездах. Он ни минуты не может сидеть на одном месте: движение - суть его натуры. Он много достиг в жизни благодаря сделанным внешним усилиям, но глубокие поэтические переживания недоступны ему. Штольц предпочитает не мечтать, а действовать.

Обломов апатичен, у него недостает энергии даже на то, чтобы дочитать начатую книгу (нередко она так и лежала по нескольку недель на столе). Поэты волновали его воображение, пробуждались в душе движения мысли и чувств, но дальше этих мыслей и чувств он никогда не шел. Погруженность в размышления была его природой, однако он не сделал ничего, чтобы развивать их в дальнейшем. Своей противоположностью характеров эти два человека дополняли друг друга, составляли единое гармоничное целое.

Испытание любовью

Значительное влияние на состояние Ильи Ильича оказывают главные герои романа. Обломова вдохновило большое чувство к Ольге Ильинской, заставило его на время покинуть свой уютный мир и выйти во внешнюю, наполненную красками и звуками жизнь. Несмотря на то, что Ольга часто подсмеивалась над Обломовым, считала его излишне ленивым и апатичным, этот человек был ей дорог и близок.

Их красивая и до боли трогательная история любви потрясает, рождает в душе чувство сожаления, неизгладимой горечи. Обломов считает себя недостойным любви, оттого пишет Ольге мучительное и вместе с тем волнующее письмо. Можно предположить, что он предчувствует их скорый разрыв, но данное обстоятельство скорее указывает на неготовность Ильи Ильича принимать чувства по отношению к себе, сомнения в том, что достоин любви барышни. Герой боится оказаться отвергнутым и долго не решается сделать предложение Ольге. В письме он пишет, что ее любовь есть приготовление к будущему чувству, но не сама любовь. В итоге герой окажется прав: позже Ольга признается ему, что любила в нем «будущего Обломова», лелеяла в чувстве к нему возможность новой любви.

Почему любовь к Ольге Ильинской не спасла Обломова?

С появлением Ольги и Обломов, кажется, приподнялся с дивана, но только на время, чтобы суметь выразить барышне свое восхищение ее красотой и молодостью. Его чувства искренни и сильны, но им недостает динамики, решительности.

Вместо того чтобы решать насущные вопросы, связанные с квартирой и приготовлениями к свадьбе, Обломов продолжает закрываться от жизни. Днем он спит или читает книги, к невесте ездит редко, перекладывает ответственность за свое счастье на посторонних людей: просит других похлопотать насчет квартиры, решить дела с оброком в Обломовке.

Почему эта книга остается актуальной в наши дни?

История создания романа «Обломов» тесно связана с историческими событиями 50-60 годов и является прекрасным памятником дворянского общества XIX века. Современным читателям книга может быть интересна вопросами, которые имеют вечный характер. Это выбор жизненного направления, любовная линия, философские воззрения и мысли. Герои романа «Обломов» различны, но они все живые люди, обладающие индивидуальными чертами характера. У каждого из них свои достоинства и недостатки, свои убеждения, взгляды на мир. К примеру, Андрей Штольц достаточно честолюбив, требователен к себе и окружающим, Ольга Ильинская - романтическая натура, которой не чужды поэзия и музыка, Захар рассеян и ленив.

Читателя к пониманию простой истины приводит характеристика романа. Обломова сгубил не удар, от которого прервалось земное существование его, а бездейственное, апатичное отношение к жизни, себе самому.Важно жизнь не проспать, не растратить попусту, а реализовать свою сущность через различные ее проявления, такие как деятельность, культура, искусство, личное счастье.

Иван Александрович Гончаров.

Роман «Обломов».

1. Гончаров писал: « Иные не находили или не хотели находить в моих образах и картинах ничего, кроме более или менее живо нарисованных портретов, пейзажей, живых копий с нравов. Я ждал, что кто-нибудь кроме меня прочитает между строками». Сегодня становится очевидно, что между строками многое. Роман И.А. Гончарова «Обломов» называют «романом в чистом виде», романом-монографией, сравнивая с пушкинским романом в стихах («Евгений Онегин»), гоголевской поэмой («Мёртвые души»), лермонтовским «романом в повестях» и романом в письмах (повестью!) Достоевского «Бедные люди». Гончарова традиционно воспринимают как писателя, которого интересует устойчивый уклад жизни, аналитический и одновременно поэтический взгляд на мир. Дружинин писал о Гончарове: «Он реалист, но его реализм постоянно согрет глубокою поэзиею; по своей наблюдательности и манере творчества он достоин быть представителем натуральной школы, между тем как его воспитание и влияние поэзии Пушкина, любимейшего из его учителей, навеки отдаляют от г. Гончарова самую возможность бесплодной и сухой натуральности» . Современное изучение тв-ва Гончарова переживает сейчас новый этап развития, в писателе видят романиста-философа, который в своих текстах решал не только острые проблемы современности, но и задавался вечными вопросами человеческой жизни.

2. « Романная трилогия ».

И.А. Гончарова знают как автора трёх романов - «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв». Творческий путь Гончарова делят обычно на три периода: 1) произведения до создания “Обыкновенной истории” (1831–1845); 2) создание трёх романов (1845–1869); 3) произведения, созданные после “Обрыва” (1870–1880). Гончаровские произведения до 1845 года и после 1869 года - это наброски и фрагменты романов, которые не сложились в формулу жизни. Тургенев именно романы и выкроил бы из них. Он написал бы отдельно о студенте 1870-х и отдельно о студенте 1880-х годов. Гончаров может писать только о студенте. И он едва ли не прав.

Сам автор в статье «Лучше поздно, чем никогда » называет эти романы своеобразной «трилогией». Действительно, у произведений много общего, например, общим является принцип антитезы . Противопоставленными в романах являются образы Александра Адуева и его дяди Петра Ивановича Адуева, Обломова и Штольца, Райского и Волохова. Друг Гончарова Ганзен написал: «Я в трёх типах –Адуеве, Обломове и Райском вижу не только типы трёх разных периодов русского общества , но вместе с тем изображение человека вообще на трёх ступенях жизни ». Писателю понравилась эта мысль. Сам Гончаров полагал, что его лучшим произведением является роман «Обрыв», но современники Гончарова и исследователи его творчества убеждены в том, что самое талантливое произведение И.А. Гончарова – роман «Обломов».

Замысел романа «Обломов».

Замысел романа возник у писателя в 1847 году, работа шла непрерывно, но не интенсивно, не хватало «общей идеи», да и европейские революции 1848 года создали такую атмосферу, что Гончаров и не надеялся увидеть своё произведение в печати из-за жёсткой цензуры (планировал назвать свой роман «Обломовщина») в 1849 году в журнале «Современник» был напечатан фрагмент романа – «Сон Обломова» (в «Литературном сборнике с иллюстрациями», изданном редакцией журнала «Современник »), в 1857 г. за месяц (Мариенбадское чудо – сублимация в искусстве неудачи в любви к Елизавете Васильевне Толстой), Гончаров написал большую часть, «вспыхнул» и завершил то, что долго не мог закончит. Последние главы «Обломова» дописывались зимой 1857-58гг. Начал писать тогда, когда были популярны «Записки охотника», «Бедные люди», «Запутанное дело», а завершил тогда, когда появились «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Тысяча душ», «Униженные и оскорблённые»\ж-л «Время»\, «Губернские очерки» (преодоление гоголевской экспрессии, углублённо-психологическая подача образа). Полный текст романа был напечатан лишь через десять лет после опубликования «Сна..» – в 1859 году. В период 40-х – 50-х годов многие ведущие писатели, преодолев во многом плодотворное ученичество («Бедные люди», «Записки охотника»), обретают подлинную самобытность («Униж. и оскорбл.», «Рудин»). Гончаров все десять переломных летписалодин роман, и изменения эстетических принципов автора запечатлелось внутри одного текста.

Новое произведение Гончарова имело грандиозный успех, но в основном критики увидели в Гончарове бытописателя, генетически связанного с «натуральной школой». Возможно, это произошло из-за писательского подчёркнутого внимания к предметам быта, деталям (халат Обломова / вещь-двойник/, тапочки и т.д.). Только сейчас, во второй половине 20 и в начале 21 века, в нём увидели по-настоящему актуального классика мировой литературы.

А руин его потомок

Языка не разгадал.

Гонит в нём наш век надменный,

Не узнал его лица,

Нашей правды современной

Дряхлолетнего отца.

Воздержи младую силу!

Дней его не возмущай,

Но пристойную могилу,

Как уснёт он, предку дай.

Когда прошла эпоха энергичных перемен 60-х годов, на Обломова и Обломовку предпочитали смотреть с умилением, а на Штольца – с раздражением, так как буржуазно-промышленный прогресс принёс слишком много проблем.

5. Образ Обломова в оценке русской критики .

Многие современники И.А. Гончарова восприняли Обломова как сонного ленивца, но оценили этот образ по - разному. Примеры:

Ø Добролюбов « Что такое обломовщина? » 1859г. увидел в романе объективную и глубокую критику института крепостного права. Осудил Обломова, утверждая, что ленивая неподвижность ведёт к неспособности действовать. Обломовщина, по мнению Добролюбова, была порождена крепостным правом и самодержавием.

Пассивность Обломова – важнейшая черта всего дворянства, поэтому романы Гончарова стали «знамением времени». (Индивидуальные черты главного героя романа критика интересовали в меньшей степени).

Ø Писарев «Писемский, Тургенев, Гончаров», «Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева, Гончарова ». Писарев «двигается» от принятия образа Обломова до абсолютного отрицания его, даже анафемы.

Ø Дружинин «˝Обломов ˝ Роман И.А. Гончарова » 1859 г., не вступая в открытую полемику с Добролюбовым, утверждает, что центральной темой романа Гончарова является не сколько тема «обломовщины» (первоначальное название произведения!), сколько тема любви. Повторяя название романа в названии своей статьи, он акцентирует внимание не на «обломовщине», как это сделал Добролюбов, а на личности главного героя. Критик полагает, что невозможно узнать Обломова и «не полюбить его всем сердцем». Поведение героя – не только воспитанная с детства природная лень, но и апатия – итог разочарований умного и честного человека. В первой части романа автор показывает, как к герою приходят различные люди, такие, как Алекссеев, Тарантьев, Пенкин, Судьбинский, но то, что они предлагают ему, не стоит внимания Обломова. «Представитель обломовщины», по мнению критика, проявляет себя не в лежании на диване, а в трогательном сне, в любви, в отношении к людям, к искусству. «Обломов дорог нам как человек своего края и своего времени, как незлобивый и нежный ребёнок». Заслуга романиста ещё и в том, что «он крепко сцепил все корни обломовщины с почвой народной жизни и поэзии, показал нам её мирные, незлобивые стороны, не скрывая ни одного из недостатков».

Ø После гражданской войны, ужасов сталинизма, в Обломовке вдруг увидели снова надежду на стабильность. Исследователи 20 века о творчестве Гончарова (Краснощёкова, Ю. Лощиц, Т. Громова, Пруцков и др.) \ особая позиция у М.М. Бахтина – спасла Обломова не та женщина, которая забрала у него халат, а та, которая вернула \

В 19 веке в Обломове видели порождение крепостного права, а в 20 многие восприняли Обломова как мудреца, внешняя апатия которого – итог разочарования умного и честного человека. Этот психологически вполне понятный переход от прежде безусловного осуждения Обломова как символа бездействия (добролюбовская традиция) к его полному оправданию (возрождавшему трактовку Дружинина) был, однако, слишком однозначным, прямолинейным перевёртыванием противоположного тезиса. Раньше Обломов казался «плохим», теперь заговорили: да, Обломов патологически ленив, но в этом-то и есть его заслуга и величие. Думается, что проблема, поставленная Гончаровым, глубже. Обломов трагический герой, изображённый с большой долей юмора.

На сегодняшний день стало ясно, что смысл и значение образа Обломова переходит границы просто литературного типа, нарисованного с натуры. Этот образ – не просто типизация черт ряда русских помещиков, это «всероссийский тип», равного по широте которому мы не найдём ни у одного русского писателя. Гончарову удалось выразить один из архетипов русской культуры. Сам Гончаров писал: «Я инстинктивно чувствовал, что в эту фигуру вбираются мало-помалу элементарные свойства русского человека ».

Школа жизни» Обломова


ü 1 Юность, мотив угасания, самоанализ

ü 2 Детство Илюши, сон, тема лени в русской литературе 1 половины 19 века, амбивалентность образа Обломовки, воспитание по Руссо, фольклорные элементы образа Обломова.

ü 3 Испытание Петербургом, человек «идиллии» в романной действительности, Обломов и тип «лишнего человека», идеалы Обломова.

ü 4 Секрет обаяния Ильи Обломова, момент возраста в перипетиях любви, порок «несовершеннолетия»

ü 5 Воспитание женщины в «школе любви-семьи», образовательное влияние чувства (Пшеницына), воспитание и испытание Ольги (об этом в главе «Любовь в романе»)

ü 6 Значение основных имён в романе. Метафизика финала.

1 Юность, мотив угасания, самоанализ

Рассказ о превращении Обломова в «коптителя неба» развёртывается с нарушением временной последовательности: сначала представлены юность и молодость, затем детство и отрочество. «Обломов, дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живёт двенадцатый год в С-П» - типичное начало для «физиологического очерка ». Но сразу начинает выдавать себя и другая тема – точно фиксируются все временные координаты, отсчёт идёт от 20-лет – момента приезда Обломова в С-П - та же дата, что и у Александра Адуева!). Главный мотив рассказа о юности – мотив обыкновенности (позже и Штольц в разговоре вспоминает честолюбивые мечты юного Ильи: служить, пока станет сил, путешествовать, чтобы сильнее любить свой край, вся жизнь – мысль и труд, непрерывный труд). Учёба Ильи – учёба в основном беспорядочная (хаотичное увлечение Руссо, Шиллером, Гёте – любимые авторы Гончарова) – в голове «архив» лиц, цифр, эпох, религий – библиотека, состоящая из разрозненных томов, знания не соотносились с жизнью – жизнь сама по себе – знания – сами по себе. Романтическое увлечение двумя сёстрами , эпоха сильного биения , время просветления души – всё как у Александра, только Илья был более робким человеком, поэтому его любовные отношения так и не переросли в серьёзные романы- душа ждала страстной любви, а потом ждать перестала – отчаялась. Мечты Ильи (как они ретроспективно воссозданы в романе (о них нет подробно, т.к. они почти дублируют мечты Александра – принцип дополнения)– типично романтические, книжные мечты. Пример из текста: «Ему доступны были наслаждения высоких помыслов, он не чужд был всеобщих человеческих скорбей. Он горько в глубине души плакал в иную пору над бедствиями человечества, испытывал безымянные страдания, и тоску, и стремления куда-то вдаль, куда, вероятно, увлекал его Штольц ». Слова «куда-то вдаль» - из книги Гёте «Ученические годы Вильгельма Мейстера» - песня Миньоны. Сама стилистика этого фрагмента напоминает речи Александра. Как и в его истории, меняющийся портрет героя запечатлевает все моменты его эволюции (сияющие глаза, огонь, свет – ведущие метафоры подлинной жизни в романе Гончарова). Но, не изжив молодости, не достигнув полного взросления, Обломов перешёл в такую фазу жизни, когда человек легко расстаётся со своими друзьями, службой, светскими увлечениями, которые приносили лишь скуку и постоянный страх перед начальством – махнул на всё ленивой рукой. Это изменение в жизни подчёркивается и изменениями во внешности: «лучи глаз сменились двумя тусклыми точками, талия округлилась, волосы стали немилосердно лезть» - появляется мотив «потухания – угасания». Обломов говорит о себе: «Ни бурь, ни потрясений не было у меня никакое ярмо не тяготит моей совести: она чиста как зеркало, никакой удар не убил во мне самолюбия, а так, Бог знает, отчего всё пропадает!». Обломов сравнивает обычную жизнь с сутками (любимая идея Гончарова в «Об. ист.»), а свою жизнь – с вечером от утра- сразу вечер (нет дня жизни – жизнь началась с погасания): было ожидание жизни, а не сама жизнь – за этим шло разочарование и угасание («гаснул и губил силы с Миной , платил ей больше половины годового дохода и воображал, что её люблю») – угасание сопровождалось возвращением в детство, которое никогда полностью от Ильи не уходило. Это отразилось в портрете Обломова: детская наивность и беспечность странно соединялась с выражением усталости и скуки, само тело напоминало тело младенца, но в то же время это было обрюзгшее тело взрослого человека, маленькие пухлые руки, мягкие плечи – приметы ребёнка – неестественно сочетались со всей по-старчески оплывшей фигурой. Героя мучили детские комплексы: «Нападал нервический страх: то он пугался тишины, то внезапно пробегали мурашки по коже, он боязливо косился на тёмный угол – боязнь жизни («жизнь трогает») диктовали своеобразную форму облмовского эскапизма (Эскапизм - стремление уйти от действительности, общепринятых стандартов и норм обществ, жизни) - игра в работу, псевдодело (обдумывание плана) – после чая ляжет на диван и обдумывает, не щадя сил, до тех пор, пока голова не устанет от тяжёлой работы… тогда, освободясь от деловых забот, уйдёт в себя и живёт в придуманном мире – любит вообразить себя непобедимым полководцем, перед которым не только Наполеон, но и Еруслан Лазаревич ничего не значат,…решает участь народа, разоряет города, щадит, казнит, оказывает подвиги добра и великодушия - подобие игры в солдатики! Иногда, движимый нравственной силой , в одну минуту быстро сменит позы, привстанет на постели , протянет руку и вдохновенно озирается кругом – но ирония сменяется патетикой - «Никто и не знал и не видел этой внутренней жизни Ильи Ильича: все думали, что Обломов так себе, лежит да кушает на здоровье, и что больше от него ждать нечего, что едва ли у него вяжутся и мысли в голове. Так о нём и толковали везде, где его знали. О способностях его, об этой внутренней вулканической работе пылкой головы, гуманного сердца знал подробно лишь Штольц, а Штольца почти никогда не бывало в Петербурге» - эти строчки словно из другого текста ! Интонация взволнованная, лексика романтическая. Перед читателями – выбор: или просто не поверить в «вулканическую работу мысли» лежебоки (увидеть иронию), или решить, что этот ленивец – тот Обломов, каким он только казался, а не подлинный, о котором написан роман. Это усложнение образа происходит не без некоторой непоследовательности (ведь в 8-ой главе герой опять выглядит таким, каким его видели все. Возможно, автор ещё не обрёл чёткого видения героя и не определился в выборе средств его изображения! В черновике : под строчками «природа дала ему пылкую голову и горячее сердце, тогда далеко ушёл бы Илья Ильич! » - сохранилось такое замечание: «противоречие: выше сказано, что чтение и поэты не заронили в него ничего, а тут он пылок и мечтателен: сгладить это » Но «сгладить» это противоречие Гончарову, видимо, не удалось. Шла борьба автора с героем → отсюда писательское желание всё изменить. От патетической сцены автор переходит к изображению раскаяния и самоанализа героя. Обломов часто задумывался о несбывшихся надеждах, потом успокаивался в молитве, сдав попечение своей участи небесам, плакал сладкими слезами, больше наслаждаясь воспоминаниями, чем страдая от их неосуществлённости – но и в этой тайной исповеди перед самим собой Обломов продолжает искать виновного вне себя - приходит к типичному для него фатализму – «Видно, уж такая судьба… Что же мне тут делать?» «В душе возникло ясное и живое представление о человеческой судьбе, мелькнула параллель с собственной жизнью, в голове носились, как птицы, пробуждённые внезапным лучом солнца в дремлющей развалине, разные жизненные вопросы». (дремлющая развалина – тело Обломова – обломки, части целого; вопросы – птицы). Исследователь Тв-ва Гончарова Тигрен устанавливает связь этого фрагмента с идеями Шиллера в его сочинении «Об эстетическом воспитании человека» - с позиции просветительского идеала Обломов – недовоплощённый герой: «Фамилия героя сигнализирует о доминанте фрагментарности и отсутствии цельности». Ведущий мотив романа – мотив пути (традиционно для русской лит-ры: Пушкин: «Телега жизни», Гоголь «Р-р», «М.д.», Лермонтов «Г. н. вр.» и т.д.). Образ лёгкого прямого пути – быстрого движения – ассоциируется с полётом корабля под парусами. Лёгкости нормального пути противопоставлена тяжесть пути искажённого. Человек, не имея собственной воли, делается игрушкой в руках некоей могучей – чужой, которая манипулирует им, как море щепкой. Хотя события его жизни уменьшились до микроскопических размеров, он не может справиться и с ними. Прямой путь противопоставляется бездорожью. Возникает образ густого сказочного леса (ДАНТЕ), заколдовывающего, парализующего силы человека: «И уже не выбраться ему, кажется, из глуши на прямую тропинку. Лес кругом в душе его …тропинка зарастает всё более и более, светлое сознание просыпается всё реже. Сильна просветительская идея о врождённости добрых начал в человеке и искажении этих начал в процессе пути-жизни и в другом фрагменте, где мотив преждевременного старения достигает своего полного воплощения в образе могилы: «А между тем он чувствовал, что в нём зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, и лежит оно, как золото в недрах горы, и давно пора бы этому золоту стать ходячей монетой». История сдачи героя обстоятельствам пока только прописана, но не изображена. Но многое меняется в главе «Сон Обломова»

Секрет обаяния Обломова

Неоднократно одни критики высказывали сомнение в том, что Обломов - это «пухлое, мягкое, заспанное существо, простак с нежным взором» (Ашхарумов) мог занять первое место в сердце талантливой и энергичной девушки. Другие критики (А.В. Дружинин) полагали, что Обломов был привлекателен именно своей инфантильностью, голубиной нежностью, чистотой, незлобивостью и простотой ребёнка (таким обаянием обладают: князь Мышкин Достоевского и Акакий Акакиевич Башмачкин Гоголя – \опыт сравнения «Шинели» и «Идиота» - у Михаила Эпштейна\ идиотом в средние века называли человека не слишком образованного, но незлобивого (Акакий –греч. незлобивый !), наивного, как ребёнок и очень доброго \= Мышкин: «Может быть, и здесь меня сочтут за ребёнка, - так пусть! »). Но если младенческая чистота и детская непосредственность Башмачкина не привлекает женщин (старуха, изображение красавицы на витрине, публичная женщина, за которой гонится Акакий Акакиевич и жена – шинель), то эти же качества у Обломова и Мышкина особым образом влияют на женщин (Настасья Филипповна о князе: «В первый раз человека видела!», «Разве я сама о тебе не мечтала? И вот всё такого как ты воображал, доброго, честного, хорошего…»; Аглая : «Я вас считаю за самого честного и за самого правдивого человека… главный ум у вас лучше, чем у них у всех», «Здесь все не стоят вашего мизинца, ни ума, ни сердца вашего! Вы честнее всех, благороднее всех, лучше всех, умнее всех!»; этим же сознанием питается и чувство Ольги).

Тема любви в романе .

1. Любовь в жизни Обломова.

Весь роман строится вокруг попытки пробуждения Обломова любовью к Ольге Ильинской . Ольга – символ женственности. Не случайно её воздействие на Обломова связано в первую очередь с итальянской песней «Casta diva » - непорочная богиня. (опера Беллини «Норма»). Итальянская песня рождает в Обломове любовь, а любовь, в свою очередь, пробуждает в в нём жизнь, живую душу. Не случайно «пробуждение» героя начинается весной , 1 мая. Лето – пик любви Ольги и Ильи Обломова. Осень и зима – период угасания и полного разрыва отношений. Любовь к женщине, как считали художники эпохи Возрождения и как повторял Владимир Соловьёв в работе «Смысл любви», есть первый шаг к любви Божественной. Ольга ИЛЬИНСКАЯ (предназначенная Илье!) пытается преобразить Обломова. В отличие от пушкинской Татьяны гончаровская Ольга в момент встречи со своем герое не была «отравлена» чтением модных романов, т.е. она не искала ЕГО в каждом мужчине, будущий герой не являлся ей в сновидениях. Она полюбила непреднамеренно, как бы нечаянно, только потом осмыслила личность избранника, оценила его. На какое-то время Илья начинает «оживать». Не спит ночами, бродит по Петербургу, совершается своего рода преображение героя благодаря общению с Ольгой, вливание в угасающего человека силы: «Я что-то добываю из неё …из неё что-то переходит в меня». Герой сравнивает взгляд Ольги с солнцем, пробуждающим жизнь и оживляющим застывшую почву: «Над ним, как солнце, стоит этот взгляд, жжёт его, тревожит, шевелит нервы, кровь». Так проявляется ведущий мотив романа - МОТИВ СВЕТА . Дружинин : «Обломов выдаёт всю прелесть, всю слабость и весь грустный комизм своей натуры именно через любовь к женщине». Насколько Илья, который валяется на диване кажется нам почти гадким, настолько тот же Илья, сам разрушающий любовь избранной им женщины и плачущий над обломками своего счастья, глубок, трогателен и симпатичен в своём грустном комизме. Стилистика романа постепенно меняется, обретая романтическую тональность. Описание бытовых деталей уступает место воссозданию чувств с фиксацией тончайших изменений, нюансов. В сфере эмоциональных переживаний Ольга и Илья оказываются равными («Снаружи неподвижные, разрывались внутренним огнём, в глазах их стояли слёзы, вызванные одинаковым настроением »)». Как свободно сошлись!» - восклицает про влюблённых автор. В отношениях и диалогах героев важную роль играет лейтмотив сирени (язык цветов), который несёт в себе, кроме поэтизации Жизни-Любви (в соединении с мотивом света) дополнительные обертоны. Сирень – (обозначает «первое чувство любви »!!! ) цветок, который быстро вянет (любовь Ольги и Ильи тоже продлится только одно лето). На вершине чувства Обломова обдавало огнём счастья, но такое романтическое чувство поселилось в душе не «поэта осьмнадцати лет», а тридцатилетнего человека. И. Анненский пишет: «Поздняя весна в сердце у человека с поседевшими волосами, с ожиревшим сердцем и вечными ячменями, - тут есть что-то трогательное и комичное». Любовь застаёт Ольгу и Илью в разных возрастных фазах . Ольга переживает момент расцвета, который испытал сам герой более десяти лет назад (22г.).О воспитании Ольги сказано бегло, но отсутствие опеки со стороны её тёти дано с осторожным одобрением. Отношения Ольги с этой до мозга костей светской дамой определяются как бесцветные: не дают тепла и не несут авторитетного давления. Эти отношения принципиально отличны от условий в семье Обломова (где бесконечность заботы порождала насилие над личностью ребёнка). Ольга во время знакомство - очаровательное дитя (такой её видит прежде всего Штольц). Рядом с Андреем Ольга терялась, её «самолюбие страдало от незрелости, от расстояния в их уме и летах). Но этого не было во время общения с ровесником Штольца Обломовым. В момент зарождения взаимного чувства несовпадение возрастов стирается – они оба «дети» в мире «взрослых», два естественных человека в среде условностей. С Обломовым Ольга могла вести себя свободно, не боясь, что её могут осудить, посмеяться над ней. В ответ Илья проявляет поразительную искренность, граничащую с простодушием. Безыскусственность Ильи привлекает Ольгу, т.к. она уверена, что мужчина не должен стыдиться своего чувства, своего сердца («лучше бы они постыдились своего ума – он часто ошибается !»).

После признания в любви окончательно исчезает робость Ольги, рождается сознание Миссии, «урок, назначенный свыше» - «спасти нравственно погибающий ум, душу» Миссия была в значительной мере мотивирована желанием самоутвердиться во взрослом мире. Она, как древнегреческий архитектор Пигмалион, творит свою статую Галатею.

Трепет охватил Ольгу, когда она осознала себя в роли спасительницы, «путеводной звезды», воспитательницы человека, который значительно старше, но попал под её женское влияние. Ольга под влиянием этой «миссии» начинает взрослеть. «С Ольгой случилось то, что свершается с мужчиной в 25 –30 лет при помощи 25-30 профессоров, библиотек, после шатания по сету, иногда даже с помощью утраты нравственного аромата души, свежести мысли и волос » \поименованы все этапы, через которые когда-то прошёл Александр Адуев, вплоть до выпадения волос, столь поразившей его мать \. Стремительная динамика духовной и эмоциональной жизни, Ольги (в «Об. ист.» - Наденька тоже взрослеет под влиянием чувства к Новинскому) подчёркивала внутреннюю скованность Ильи Ильича, страшащегося всякого изменения. Главное напряжение в романе проистекает из конфликта между склонностью Обломова к неизменяемости условий жизни и неминуемым движением времени. Когда любовный сюжет вступает в фазу испытания, и от Обломова ожидается волевое усилие для совершения поступка, он, поняв серьёзность момента, начинает тревожиться. Казалось бы, к этому моменту любовь уже сильно изменила героя, потерявшего свой эгоцентризм. Но в моменты кризиса Илья задумывается о коренной проблеме человеческой жизни, \ в решении которой суть его испытания. Он пишет Ольги письмо, фактически с отказом от неё.

Письмо : В нём отразились те качества героя, которые свидетельствовали о его порядочности, «золотом сердце», о его способности к подлинной любви, но в письме проявился также и не покидавший героя со школьной скамьи страх перед трудностями. В написании письма и в поведении пи встрече с плачущей Ольгой выявился в полной мере инфантилизм героя, его позиция младшего. Он: «С Вами не страшна судьба!» на эту реплику Ольга отвечает: «Эти слова я где-то недавно читала. У Сю (фр. писатель сер. 19 века, эпигон романтизма, автор романов «Парижские тайны», «Вечный жид», «Тайны народа», «Тайны мира», «Матильда»), кажется, только их там говорит женщина мужчине».

Поэтический настрой влюблённых сталкивается с обыденностью, прозой жизни. Ольга идеал для Ильи, но идеал – всегда только мечта, что-то недостижимое, он счастлив ожиданием, предвкушением счастья. Романтической любви противопоказано столкновение с бытом (всё равно, что балерина в пачке и пуантах начнёт стирать грязные носки или жарить котлеты). Роман Ольги и Ильи с самого начала несёт в себе едва заметный элемент саморазрушения.

«Жгучие упрёки совести язвили его как иглы, и он всеми силами старался свергнуть с себя бремя этих упрёков, найти виноватого вне себя: «Это всё …Захар!» - прошептал он». Однако читателю ясно, что Захар тут не виноват, он абсолютно адекватен «обломовскому» образу жизни своего барина. Любовь не смогла преодолеть «долгий навык ко сну», привычку. «Господи, - восклицал Обломов, - Зачем она любит меня? Зачем я её люблю?… И что это за жизнь, всё волнения и тревоги! Когда же будет мирное счастье и покой?» После этих размышлений он прерывает эти визиты к Ольге, предаёт любовь, тем самым чуть не убивая свою избранницу. Смена фазисов любовных отношений постоянно отражается в смене акцентов в ведущем мотиве – мотиве света. После того, как Ольга согласилась стать его женой, Обломов размышляет: Может быть, сегодня утром мелькнул последний розовый луч любви, а там она будет уже – не блистать так ярко, а согревать невидимо жизнь, жизнь проглотит её, и она будет сильною, конечно, но скрытою пружиной. Отныне появления её будут обыкновенны». Блеск в романе ассоциируется с огнём – синонимом страсти, буйством праздника, за которым грядёт неизбежное разрушение тепло – тоже с огнём, но с одомашненным огнём, неопасным, за которым стоят обыкновенность и простота, надёжное постоянство.

Через драматический сердечный опыт Ольге открылось непреодолимое различие между ней и Ильёй. «Ты кроток, честен, Илья, ты нежен, как голубь, ты прячешь голову под крыло – и ничего не хочешь больше, ты готов всю жизнь проворковать под кровлей». Образ голубя (голубка, голубки-голубицы \Моя голубка – Мой голубочек, от счастья выпрыгнуть сердечко хочет…»-М. Светин \) в русском фольклоре воплощает взаимную и нежную любовь. Но в словах Ольги эта метафора, не теряя исконного смысла, обретает иные тона: голубь – домашняя птица, утерявшая способность к смелому свободному полёту в огромном небе. Он говорит ей: «Люби меня таким, какой я есть, люби во мне что есть хорошего». Эти слова ещё раз напоминают о парадоксальной сложности человеческих отношений: в момент встречи и в период цветущей летней поэмы любви она любила Обломова именно за то, что было в нём хорошего: доброту, простоту, искренность, страстную нежность. Она наслаждалась его обожанием и своей властью над ним, большим и милым ребёнком. Обломов не изменился, изменилась она сама, из лукавой девочки превратилась в серьёзную женщину со строгими требованиями к своему избраннику. Естественно. Что Обломов теперь не выдерживал испытания на пригодность к роли ответственного мужа (о котором она мечтала ). Отсюда родилась небрежно брошенная фраза Ольги: «Нежность, где её нет!» Эти слова не случайно глубоко уязвили Илью (на его лице появилась жалкая улыбка бессилия, потухший взор говорил: я скуден, жалок, нищ) – Ольга отринула саму основу личности Ильи Ильича, не раз ею же высоко оценённую («Ты добр, умён, нежен, благороден». Не менее обидны и другие слова Ольги: «Всё бесполезно – ты умер». Эти слова произнесены в глубокой обиде.

Штольц также констатирует поражение Обломова: «У тебя были крылья, да ты их отвязал». (Именно Штольц первый произносит слово «обломовщина», которое впоследствии использует Обломов для самообличения. Обломовщина-понятие, которое трактовалось в разных аспектах : в социальных категориях (порождение определённого общественного порядка - Добролюбов понимал обломовщину как нечто конкретное – воплощение пороков крепостнической эпохи ) , в национальных (проявление веками сложившейся ментальности и сознательный национальный эскапизм – Дружинин воспринял Обломова как мудрого отшельника, сознательно избравшего свой путь, критик писал не о недостатках, а о мирных незлобивых приметах патриархальной Руси, которые отражены в тексте Гончарова, беззащитной ребячливости обломовца он отдаёт предпочтение перед взрослой расчётливостью европейца), общечеловеческих (исконная примета некоторых натур- Писарев увидел в обломовщине явление общечеловеческое, умственная апатия -вечная болезнь взыскующего духа, которая губительно влияет на человека). Все аспекты понятия взаимосвязаны и только во взаимодействии соотносятся со смыслом великого романа )

Один из критиков зло посмеялся над Ольгой и Обломовым: хороша, мол, любовь, которая лопнула, как мыльный пузырь, оттого, что ленивый жених не собрался. Анненский И. заметил: «Конец романа естественен. Гармония романа закончилась давно, да она, может, мелькнула всего на два мгновенья в « Casta Diva», в сиреневой ветке, оба, и Ольга и Илья переживают сложную внутреннюю жизнь, но уже независимо друг от друга, их отношения уже прозаичны».

Во время визита Ольги на Выборгскую сторону Илья предстал перед ней как провинившийся школьник, потерявший над собою контроль. Сначала Ольга не поняла, что произошло, но потом с проницательностью любящего человека начала улавливать неестественность его слов: «Что всё это значит? Ты обманул меня?». Обломов начинает патетично: «Если бы надо было умереть, я бы с радостью умер!», но Ольга уже видит в его словах уловку. Романтические порывы героя оказываются нереализуемыми, за словами не предполагается действие. Судьбоносной оказывается фраза Ильи: «Я тобой дышу, смотрю и чувствую тобой. В те дни, когда я не вижу тебя, я засыпаю, я падаю, я становлюсь похож на машину. Ты огонь и сила этой машины… А то нет тебя – я гасну, падаю!». Его зависимость от Ольги в романе кажется абсолютной, он ищет в женщине заботливую мать. Ольга ждёт того, чтобы Илья встал выше её, стал мужем-мужчиной, а Обломов оказывается неподготовленным к этой роли. Кажется, что Обломов только играет роль влюблённого мальчика. На самом деле он им остаётся в глубине души. Не лень пожилого человека, а страх неумелого ребёнка перед требовательной жизнью определяет поведение героя в решающие моменты. Разговор Ильи с Захаром о свадьбе имел неожиданный эффект – Обломов хотел напугать слугу, а напугался сам, его охватила паника: «Не умею, не могу!». Роль мужа-мужчины первоначально не очень пугает Обломова, но Илья получает роковое письмо из деревни и оно вселяет в героя парализующий страх. «С чего начать?» задаёт он риторический вопрос. «Я ничего не знаю, говорите мне и советуйте, как ребёнку, научите меня, если можете». Штольца нет рядом, Обломов готов к тому, чтобы друга заменил любой человек.

После разрыва с Ольгой Илья страдает глубоко и сильно. Это истинно трагическое страдание, которое рождено его трагической виной – неспособностью преодолеть внутренний недуг. Это не борьба с внешними врагами (напротив, близкие стараются поддерживать в нём деятельное начало), а невозможность преодолеть самого себя. Прежде физической гибели наступает духовная гибель. Поражение героя губительно не только для него, но и для зависимых от него людей. \Руками Тарантьева, Мухоярова, Затёртого («духи зла» в романе) разорены его крестьяне, и самого Илью Ильича эти люди готовы пустить по миру. Нищенствует и спивается после смерти Обломова Захар, приученный барином к безделью\.

Отказавшись от Ольги, Обломов сдаётся, принимается «на руки» Агафьей Матвеевной , русской Гретхен (героиня «Фауста» Гёте). Союз Ильи Обломова и Агафьи Пшеницыной едва ли случаен. Имя главного героя (как уже отмечалось выше ) перекликается с именем бога-громовержца Ильи Пророка (в день Ильи Пророка работать запрещалось!), который был связан с культом плодородия. Герой уже благодаря своему имени связан с природой в её первозданном состоянии. Фамилия Агафьи – Пшеницына – также связано с плодородием, со стихией земли. В изображении женщин Гончаров тяготел к вариации пушкинского архетипа, представляющего собой противопоставление Ольги и Татьяны Лариных. (Ольга Ильинская – Агафья Матвеевна Пшеницына, Марфенька – Вера – героини роман «Обрыв»). Ольга и Агафья воплощают два типа женственности, два типа любви: земная и небесная. В общем расположении образов романа важно, что Обломов оказался на Выборгской стороне из-за действий законченного мерзавца Тарантьева. Если вторая часть романа – восхождение героя, его душевная работа, то третья часть, посвящённая его нисхождению, начинается со встречи с Тарантьевым, уподобленным автором чёрту.

Обломов каждый день «всё более и более дружился с хозяйкой» Агафьей Матвеевной, как будто подвигался к огню, от которого становится всё теплее и теплее, но который нельзя любить. «Он принимает её за предмет домашнего обихода, хвалит перед Штольцем водку, кото


Роман И.А. Гончарова «Обломов» стал своеобразным призывом к современникам о необходимости перемены косного образа суждения. Это произведение является второй частью трилогии, в которую помимо него вошли такие романы, как «Обыкновенная история» и «Обрыв».

История создания романа «Обломов» поможет читателю разгадать замысел великого писателя и проследить этапы написания произведения.

«Сон Обломова»

Первый замысел романа «Обломов» появился у Гончарова в 1847 году. Он приступает к работе и надеется очень быстро закончить свое новое произведение. Гончаров обещает Н.А. Некрасову, редактору литературного журнала «Современник», предоставить ему рукопись для печати уже к 1848 году. Работа над романом идет тяжело и медленно. В 1849 году Гончаров публикует отрывок из него под названием «Сон Обломова». В нем раскрываются размышления автора о сути «обломовщины» и роли этого явления в социальной жизни России. Критика восприняла отрывок довольно благожелательно.

Редактор «Современника» был в восторге, но из-за того, что роман не был завершен к обещанному сроку, отношения Гончарова и Некрасова слегка разладились. По этой причине Иван Александрович обращается в журнал «Отечественные записки», обещая предоставить рукопись к 1850 году.

Поездка в Симбирск

В 1849 году Гончаров отправляется в родной город, Симбирск. Он пытается работать над романом, но успевает закончить лишь первую часть. Симбирск был уютным небольшим поселением, в котором был еще жив уклад патриархальной России. Здесь Гончаров встречает множество случаев, так называемого, обломовского сна. Помещики живут размеренной неторопливой жизнью, не испытывая тяги к прогрессу, вся их жизнь строится на труде крепостных.

Перерыв в работе

После поездки в Симбирск Гончаров сделал перерыв в работе над романом «Обломов». Написание произведения было отложено почти на семь лет. За это время писатель принял участие в кругосветном путешествии в должности секретаря-помощника Е.В. Путятина. Итогом этого путешествия стал сборник очерков «Фрегат “Паллада”». В 1857 году Гончаров отправился на лечение в Мариенбад. Там он возобновил отложенную работу по созданию романа «Обломов». Произведение, которое он никак не мог закончить в течение почти десятка лет, было завершено за месяц. За время длительного творческого перерыва Гончаров сумел до мельчайших деталей обдумать свою историю и мысленно завершить роман.

Иван Андреевич признавался, что огромное влияние на его роман оказал критик Виссарион Григорьевич Белинский. В своей статье, посвященной первой части трилогии романов Гончарова «Обыкновенной истории», Белинский говорил о том, что для дворянина, подверженного чрезмерному влиянию романтики, может использоваться совершенно иной финал, нежели в этом романе. Гончаров прислушивался к мнению критика и при создании «Обломова» воспользовался его некоторыми ключевыми замечаниями.
В 1859 году «Обломов» вышел в печать на страницах «Отечественных записок».

Прототипы героев

Обломов. Известно, что во многом образ главного героя был списан Гончаровым с самого себя. Сибаритство и неторопливая вдумчивость были его отличительными чертами. По этой причине его близкие друзья прозвали его «Принц де Лень». Многое сходится в судьбе и характерах Гончарова и его героя Обломова. Оба принадлежат к старинной семье с патриархальными устоями, неторопливы и мечтательны, но при этом обладают острым умом.

Ольга Ильинская. Прототипами возлюбленной Обломова, Ольги Ильинской, исследователи творчества Гончарова считают сразу двух женщин. Это Елизавета Толстая, к которой писатель питал самые нежные чувства, считая ее идеалом женственности и ума, и Екатерина Майкова, его близкая знакомая, которая поражала Гончарова своей целеустремленностью и активной жизненной позицией.

Агафья Пшеницына. Прообразом Агафьи Матвеевны Пшеницыной, «идеальной» обломовской женщины, с которой главный герой нашел спокойствие и уют, стала родная мать И.А. Гончарова, Авдотья Матвеевна. После смерти отца семейства заботы о воспитании мальчика взял на себя крестный отец Ивана Андреевича, а Авдотья Матвеевна погрузилась в хозяйственные дела дома, обеспечивая сытую и уютную жизнь сыну и его воспитателю.

Андрей Штольц. Собирательный образ, противопоставляющийся в романе русскому национальному характеру Обломова. Штольц становится для главного героя своеобразным катализатором, который пробуждает в нем пытливость, живость и интерес к жизни. Но длится этот эффект недолго, стоит Штольцу оставить его одного, как возвращается налет сонливости и лени.

Вывод

Роман «Обломов» был закончен И.А. Гончаровым в 1858 году, незадолго до отмены крепостного права. Он показал кризис патриархальной России, предоставив читателю самостоятельно решать, какой путь является идеальным для русского человека: сонное и мирное существование или стремление вперед, в мир преобразований и прогресса.