Солдат в трептов парке. Человек из легенды. "Это было в мае, на рассвете"

8 мая 1949 года в Трептов - парке в Берлине был открыт памятник "Воин - освободитель". Один из трёх советских военных мемориалов в Берлине. Скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский, художник А. В. Горпенко, инженер С. С. Валериус. Открыт 8 мая 1949 года. Высота — 12 метров. Вес — 70 тонн. Монумент «Во́ин-освободи́тель» является символом победы советского народа в Великой Отечественной и Второй мировой войне, и освобождения народов Европы от нацизма.

Монумент является заключительной частью триптиха, состоящего также из монументов «Тыл — фронту» в Магнитогорске и «Родина-мать зовёт!» в Волгограде. Подразумевается, что меч, выкованный на берегу Урала, потом был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и опущен после Победы в Берлине.

Центром композиции является бронзовая фигура советского солдата, стоящего на обломках свастики. В одной руке солдат держит опущенный меч, а другой поддерживает спасённую им немецкую девочку.
Скульптор Е. Вучетич работает над созданием макета памятника «Воин-освободитель». В эскизе памятника солдат держал в свободной руке автомат, но по предложению И. В. Сталина Е. В. Вучетич заменил автомат на меч. Известны также имена и тех, кто позировал для скульптуры. Так, в качестве немецкой девочки, которую держит в руках солдат, позировала трёхлетняя Светлана Котикова (1945—1996) — дочь коменданта советского сектора Берлина генерал-майора А. Г. Котикова. Позже С. Котикова стала актрисой, наиболее известна её роль учительницы Марьяны Борисовны в фильме «Ох, уж эта Настя!».

Существует четыре версии того, кто именно позировал скульптору Е. В. Вучетичу для памятника солдата. Тем не менее, они не противоречат друг другу, так как не исключено, что в разное время скульптору могли позировать разные люди.

Согласно воспоминаниям полковника в отставке Виктора Михайловича Гуназы, он в 1945 году в австрийском городе Мариацелль, где были расквартированы советские части, позировал молодому Вучетичу. Изначально, по воспоминаниям В. М. Гуназы, Вучетич планировал изваять солдата, который держит в руках мальчика, и именно Гуназа посоветовал ему заменить мальчика на девочку.

По другим данным, полтора года в Берлине скульптору позировал сержант советской армии Иван Степанович Одарченко. Также Одарченко позировал и художнику А. А. Горпенко, который создавал мозаичное панно внутри постамента памятника. На этом панно Одарченко изображён дважды — в качестве солдата со знаком Героя Советского Союза и каской в руках, а также в виде рабочего в синем комбинезоне со склоненной головой, держащего венок. После демобилизации Иван Одарченко поселился в Тамбове, работал на заводе. Умер в июле 2013 года в возрасте 86 лет.
Согласно интервью отца Рафаила — зятя коменданта Берлина А. Г. Котикова, который ссылается на неизданные воспоминания своего тестя, в качестве солдата позировал повар советской комендатуры в Берлине. Позже, по возвращении в Москву, этот повар стал шеф-поваром ресторана «Прага».

Считается, что прототипом фигуры солдата с ребёнком послужил сержант Николай Масалов, который в апреле 1945 года вынес немецкого ребёнка из зоны обстрела. В память о сержанте на мосту Потсдамер Брюкке в Берлине установлена мемориальная доска с надписью: «В ходе боев за Берлин 30 апреля 1945 года возле этого моста, рискуя жизнью, он спас из огня оказавшегося между двумя фронтами ребёнка». Другим прототипом считается уроженец Логойского района Минской области, старший сержант Трифон Лукьянович, также спасший девочку во время городских боёв и погибший от ранений 29 апреля 1945 года.

Мемориальный комплекс в Трептов-парке был создан после конкурса, в котором принимало участие 33 проекта. Победил проект Е. В. Вучетича и Я. Б. Белопольского. Строительство комплекса осуществлялось под руководством «27 управления оборонных сооружений» советской армии. В работах было задействовано около 1200 немецких рабочих, а также немецкие фирмы — литейная мастерская Noack, мастерские по мозаике и витражам Puhl & Wagner, садовые товарищества Шпэта (нем. Späth nursery). Скульптура солдата весом около 70 тонн была изготовлена весной 1949 года на ленинградском заводе «Монументальная скульптура» в виде шести частей, которые были отправлены в Берлин. Работы по созданию мемориала были завершены в мае 1949 года. 8 мая 1949 года мемориал был торжественно открыт советским комендантом Берлина генерал-майором А. Г. Котиковым. В сентябре 1949 обязанности по уходу и содержанию памятника были переданы советской военной комендатурой магистрату Большого Берлина.

В АПРЕЛЕ 1945 года передовые части советских войск вышли к Берлину. Город оказался в огневом кольце окружения. 220-й гвардейский стрелковый полк наступал по правому берегу реки Шпрее, от дома к дому продвигаясь к имперской канцелярии. Уличные бои шли днем и ночью.
За час до начала артподготовки Николай Масалов в сопровождении двух ассистентов принес знамя полка к Ландвер-каналу. Гвардейцы знали, что здесь, в Тиргартене, — перед ними главный бастион военного гарнизона германской столицы. Бойцы выдвигались к рубежу атаки мелкими группами и поодиночке. Кому-то предстояло форсировать канал вплавь на подручных средствах, кому-то прорываться сквозь шквал огня через заминированный мост.

До начала атаки оставалось 50 минут. Установилась тишина — тревожная и напряженная. Неожиданно сквозь это призрачное безмолвие, смешанное с дымом и оседающей пылью, послышался детский плач. Он доносился словно откуда-то из-под земли, глухо и призывно. Ребенок с плачем произносил одно понятное всем слово: «Мут-тер, муттер...», ведь все дети плачут на одном языке. Раньше других детский голос уловил сержант Масалов. Оставив у знамени ассистентов, он поднялся почти во весь рост и напрямик побежал в штаб — к генералу.
— Разрешите спасти ребенка, я знаю, где он...
Генерал молча разглядывал невесть откуда взявшегося солдата.
— Только обязательно вернись. Надо вернуться, ведь этот бой— последний, — по-отечески тепло напутствовал его генерал.
— Я вернусь, — промолвил гвардеец и сделал первый шаг в сторону канала.
Площадь перед мостом простреливалась огнем пулеметов и автоматических пушек, не говоря о минах и фугасах, густо усеявших все подступы. Сержант Масалов полз, прижимаясь к асфальту, осторожно минуя едва приметные бугорки мин, ощупывая руками каждую трещину. Совсем рядом, выбивая каменистую крошку, проносились пулеметные очереди. Смерть сверху, смерть снизу — и негде от нее укрыться. Уворачиваясь от смертоносного свинца, Николай нырнул в воронку от снаряда, будто в воды родной сибирской Барандатки.

В Берлине Николай Масалов насмотрелся на страдания немецких ребятишек. В чистеньких костюмчиках они подходили к солдатам и молча протягивали пустую консервную банку или просто исхудавшую ладошку. И русские солдаты

совали в эти ручонки хлеб, куски сахара или усаживали худющую компанию вокруг своих котелков...

Николай Масалов пядь за пядью приближался к каналу. Вот он, прижав автомат, уже перекатился к бетонному парапету. Тут же хлестнули огненные свинцовые струи, но солдат уже успел скатиться под мост.
Вспоминает бывший комиссар 220-го полка 79-й гвардейской дивизии И.Падерин: «И исчез наш Николай Иванович. Он пользовался большим авторитетом в полку, и я боялся стихийной атаки. А стихийная атака, как правило, лишняя кровь, да еще в самом конце войны. И вот Масалов будто почувствовал нашу тревогу. Вдруг подает голос: «Я с ребенком. Пулемет справа, дом с балконами, заткните ему глотку». И полк без всякой команды открыл такой яростный огонь, что я, по-моему, за всю войну не видел такого напряжения. Под прикрытием этого огня Николай Иванович вышел с девочкой. Он был ранен в ногу, но не сказал...»
Вспоминает Н.И.Масалов: «Под мостом я увидел трехлетнюю девочку, сидевшую возле убитой матери. У малышки были светлые, чуть курчавившиеся у лба волосы. Она все теребила мать за поясок и звала: «Муттер, муттер!» Раздумывать тут некогда. Я девочку в охапку — и обратно. А она как заголосит! Я ее на ходу и так, и эдак уговариваю: помолчи, мол, а то откроешь меня. Тут и впрямь фашисты начали палить. Спасибо нашим — выручили, открыли огонь со всех стволов».
Орудия, минометы, автоматы, карабины прикрывали Масалова шквальным огнем. Гвардейцы прицельно били по огневым точкам врага. Русский солдат встал над бетонным парапетом, закрыв собой от пуль немецкую девочку. В этот момент над крышей иссеченного осколками дома с колоннами поднялся ослепительный диск солнца. Его лучи ударили по вражескому берегу, на некоторое время ослепив стрелков. Одновременно ударили пушки, началась артподготовка. Казалось, что весь фронт салютует подвигу русского солдата, его человечности, которую он не растерял на дорогах войны.
Вспоминает Н.И.Масалов: «Перебрался я через нейтральную зону. Заглядываю в один, другой подъезд домов — чтоб, значит, сдать ребенка немцам, гражданским. А там пусто — ни души. Тогда я прямым ходом в свой штаб. Товарищи окружили, смеются: «Покажи, что за «языка раздобыл». А сами кто галеты, кто сахар девочке суют, успокаивают ее. Сдал ее с рук на руки капитану в накинутой плащ-палатке, который воды ей из фляжки давал. А потом я вернулся к знамени».

ЧЕРЕЗ несколько дней в полк приехал скульптор Е.В.Вучетич и сразу же разыскал Масалова. Сделав несколько набросков, распрощался, и вряд ли Николай Иванович в тот момент представлял, зачем понадобился художнику. Вучетич не случайно обратил внимание на воина-сибиряка. Скульптор выполнял задание фронтовой газеты, подыскивая типаж для плаката, посвященного Победе советского народа в Отечественной войне. Эти эскизы и наброски пригодились Вучетичу позже, когда он приступил к работе над проектом знаменитого ансамбля-памятника. После Потсдамской конференции глав союзных держав Вучетича вызвал к себе Климент Ефремович Ворошилов и предложил приступить к подготовке скульптурного ансамбля-памятника, посвященного Победе советского народа над фашистской Германией. Первоначально предполагалось поместить в центре композиции
величественную бронзовую фигуру Сталина с изображением Европы или глобусным полушарием в руках.
Скульптор Е.В.Вучетич: «Главную фигуру ансамбля смотрели художники, скульпторы. Хвалили, восхищались. Но я испытывал неудовлетворенность. Надо искать другое решение.
И тут я вспомнил советских воинов, которые в дни штурма Берлина выносили из зоны огня немецких детей. Метнулся в Берлин, побывал в гостях у советских солдат, встречался с героями, сделал зарисовки и сотни фотографий — и вызрело новое, свое решение: солдат с ребенком на груди. Вылепил фигуру воина метровой высоты. Под ногами его — фашистская свастика, в правой руке автомат, левая придерживает трехлетнюю девочку».
Пришла пора продемонстрировать оба проекта под светом кремлевских люстр. На первом плане — монумент вождя...
— Слушайте, Вучетич, вам не надоел этот, с усами?
Сталин указал мундштуком трубки в сторону полутораметровой фигуры.
— Это пока эскиз, — попытался кто-то заступиться.
— Автор был контужен, но не лишен языка, — отрывисто бросил Сталин и устремил взгляд на вторую скульптуру. — А это что?
Вучетич поспешно снял пергамент с фигуры солдата. Сталин осмотрел его со всех сторон, скупо улыбнулся и сказал:
— Вот этого солдата мы и поставим в центре Берлина, на высоком могильном холме... Только знаете, Вучетич, автомат в руке солдата надо заменить чем-то другим. Автомат — утилитарный предмет нашего времени, а памятник будет стоять в веках. Дайте ему в руку что-то более символичное. Ну, скажем меч. Увесистый, солидный. Этим мечом солдат разрубил фашистскую свастику. Меч опущен, но горе будет тому, кто вынудит богатыря поднять этот меч. Согласны?
Вспоминает Иван Степанович Одарченко: «После войны я еще три года служил в комендатуре Вайсензее. Полтора года выполнял необычное для солдата задание — позировал для создания монумента в Трептов-парке. Профессор Вучетич долгое время искал натурщика. Меня представили Вучетичу на одном из спортивных праздников. Он одобрил мою кандидатуру, и через месяц меня откомандировали позировать скульптору».
Строительство памятника в Берлине приравнивалось к заданию чрезвычайной важности. Было создано специальное строительное управление. К концу 1946 года набралось 39 конкурсных проектов. Перед их рассмотрением в Берлин приехал Вучетич. Идея памятника целиком и полностью завладела воображением скульптора... Работы по сооружению памятника воину-освободителю начались в 1947 году и продолжались больше трех лет. Здесь была задействована целая армия специалистов — 7 тысяч человек. Мемориал занимает огромную площадь в 280 тысяч квадратных метров. Заявка на материалы озадачила даже Москву — черные и цветные металлы, тысячи кубометров гранита и мрамора. Складывалась крайне затруднительная ситуация. Помог счастливый случай.
Вспоминает заслуженный строитель РСФСР Г.Кравцов: «Ко мне пришел изможденный немец, бывший узник гестапо. Он видел, как наши солдаты выбирают в развалинах зданий куски мрамора, и поспешил с радостным заявлением: ему известен в ста километрах от Берлина, на берегу Одера, потайной склад гранита. Он сам разгружал камень и чудом избежал расстрела... И эти груды мрамора, оказывается, по заданию Гитлера были припасены для строительства памятника победы...над Россией. Вот ведь как получилось...
При штурме Берлина погибли 20 тысяч советских воинов. В братских могилах мемориала в Трептов-парке, под старыми платанами и под курганом главного монумента, покоятся более 5 тысяч солдат. Вспоминает бывшая садовница Фрида Хольцапфель: «Нашей первой задачей было удалить с участка, предназначенного для памятника, кусты и деревья; на этом месте должны были вырыть братские могилы... А потом стали подъезжать машины с бренными останками погибших солдат. Я просто не могла сдвинуться с места. Всю меня словно пронзила острая боль, я заплакала навзрыд и ничего не могла с собой поделать. Мысленно я представляла себе в эту минуту русскую женщину-мать, у которой отняли самое дорогое, что у нее было, и теперь опускают в чужую немецкую землю. Невольно я вспомнила о сыне и муже, которые считались без вести пропавшими. Может быть, и их постигла такая же судьба. Вдруг ко мне подошел молодой русский солдат и сказал на ломаном немецком языке: «Плакать нехорошо. Немецкий камерад спит в России, русский камерад спит здесь. Все равно, где они спят. Главное чтобы был мир. Русские матери тоже плачут. Война для людей нехорошо!» Потом он еще раз подошел ко мне и сунул в руки какой-то сверток. Дома я развернула его — там лежали полбуханки солдатского хлеба и две груши...».
Вспоминает Н.И.Масалов: «О памятнике в Трептов-парке я узнал случайно. Спички в магазине купил, на этикетку глянул. Памятник воину-освободителю в Берлине работы Вучетича. Вспомнил, как он делал с меня набросок. Я никак не подумал, что в этом памятнике запечатлен тот бой за рейхстаг. Потом уж узнал: рассказал скульптору о случае на Ландвер-канале маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков».
Памятник завоевывал все большую популярность у людей из многих стран и порождал различные легенды. Так, в частности, считалось, что действительно советский солдат вынес немецкую девочку с поля боя во время перестрелки, но при этом был тяжело ранен и умер в госпитале. Одновременно с этим отдельные энтузиасты, которых не устраивала эта легенда, предпринимали неоднократные, но до поры безуспешные поиски неизвестного героя.

В популярнейшем Трептов-парке, расположенном в восточном Берлине, стоит один из самых знаменитых монументов мира, хранящих память о Второй мировой войне. Это статуя Воина-освободителя, являющаяся центром одного из трёх воинских мемориалов германской столицы, напоминающих о победе СССР в Великой Отечественной войне и освобождении Европы от фашизма.

История создания монумента

Идея создания мемориала возникла сразу после войны. В 1946 году Военный совет группы советских войск в Германии объявил конкурс на лучший проект памятника воинам-освободителям. Из 33 проектов победил проект, разработанный архитектором Я. Б. Белопольским и скульптором Е. В. Вучетичем. Интересно, что Вучетич представил два эскиза центрального монумента. Первый должен был изображать Сталина с глобусом в руке, однако сам генералиссимус утвердил второй вариант. Есть сведения, что Сталин внёс ещё одно предложение – заменить автомат в руках солдата на меч. Конечно, была принята и эта корректива. При этом некоторые историки утверждают, что идея с мечом принадлежала самому скульптору.














Сюжет памятника был навеян реальным событием. Правда, неизвестно, кто точно послужил прототипом. Историки называют два имени – Николая Масалова, вынесшего из-под огня немецкую девочку, и Трифона Лукьяновича, повторившего тот же подвиг. Позировать же скульптору могли разные люди. Так, по воспоминаниям полковника В.М. Гуназы, именно он позировал Вучетичу в 1945 году, когда служил в Австрии. Как утверждал в мемуарах В.М. Гуназа, именно он посоветовал скульптору изобразить в руках у солдата девочку, а не мальчика, как тот изначально планировал.

Уже во время работы в Берлине Вучетичу позировал рядовой И.С. Одарченко, которого скульптор увидел на праздновании Дня физкультурника. Интересно, что Одарченко позировал также для мозаичного панно, которое находится внутри постамента памятника. Автор, художник А.А. Горпенко, изобразил его на панно дважды. Впоследствии Одарченко проходил службу в Берлине, в том числе нёс караул у памятника Воину-освободителю. К нему неоднократно подходили люди и спрашивали, случайно ли его поразительное сходство с памятником, но он так и не сознался.

В качестве модели для фигуры девочки сначала выступила Марлен, дочь немецкого архитектора Феликса Краузе, помогавшего Вучетичу. Однако позже решили, что она не подходит по возрасту, после чего остановились на кандидатуре 3-летней Светланы, дочери советского коменданта Берлина генерал-майора Котикова.

Интересна история меча. Вучетич изобразил не абстрактный меч, а совершенно конкретный клинок князя Новгорода и Пскова Всеволода, в крещении Гавриила (1095-1138), причисленного к лику святых в 1549 году.

Работа над огромным монументом была сопряжена с большими сложностями. Сначала Вучетич вылепил скульптуру из глины в одну пятую натуральной величины, затем для отливки были подготовлены гипсовые фрагменты, которые были отправлены в Ленинград, на завод «Монумент-скульптура». Уже здесь статуя была воплощена в бронзе и по частям морем переправлена в Берлин.

Изначально предполагалось, что монумент будет отлит в Германии, однако германские фирмы требовали не менее полугода срока. Советские власти планировали открыть монумент к 4-летию Победы, поэтому заказ был передан Ленинграду. Ленинградские литейщики управились за семь недель. К указанной дате памятник был готов, открытие его состоялось 8 мая 1949 года.

Мемориал Трептов-парка

В настоящее время памятник Воину-освободителю является центральным элементом мемориального комплекса «Трептов-парка», в котором захоронено более 7000 советских солдат, погибших при штурме Берлина. Монумент представляет собой фигуру воина, держащего в правой руке опущенный меч, в левой – прильнувшую к нему немецкую девочку. Ногами солдат попирает разрубленную нацистскую свастику. Высота памятника около 13 метров, вес – 72 тонны. Труд создателей монумента был высоко оценён – творческому коллективу была присуждена Сталинская премия 1-й степени.

Монумент установлен на гранитном пьедестале, который в свою очередь стоит на высоком насыпном холме. Внутри пьедестала создан мемориальный зал, стены которого украшены мозаикой, изображающей представителей народов СССР, возлагающих цветы к могилам павших. Посреди зала на чёрном полированном каменном кубе стоит золотой ларец, в котором хранится книга с именами всех погибших при взятии Берлина. Очень впечатляет люстра диаметром 2,5 м. под куполом зала, сделанная из рубинов и хрусталя в виде ордена Победы.

Именно на этих мозаиках дважды изображён Иван Одарченко, позировавший Вучетичу для монумента.

Сам мемориальный ансамбль Трептов-парка занимает площадь около 200 тысяч кв. м. В нём посажено несколько десятков тысяч деревьев и кустарников, проложено 5 километров дорожек, обрамлённых гранитным бордюром. Помимо центрального монумента, в парке установлена вырубленная из гранитного монолита скульптура «Родина-Мать», а перед Солдатом-освободителем простирается мемориальное поле с саркофагами, братскими могилами, склонёнными знамёнами из красного гранита и двумя бронзовыми статуями коленопреклонённых солдат. И сейчас, десятилетия спустя после войны, мемориал взывает сильнейший эмоциональный отклик у многочисленных посетителей.

Интересно, что гранит, из которого выстроен мемориал, был вывезен фашистами из оккупированной Голландии и предназначался для строительства памятника после победы в войне с СССР. В конце концов, именно этой цели камень и послужил, вот только победитель оказался другим. Всего на строительство ушло около 40 тысяч кв. м. гранитных плит.

Статус мемориала закреплён договором, подписанным четырьмя державами-победительницами, ФРГ и ГДР. По условиям соглашения, мемориал обладает вечным статусом, а его сохранность гарантируется германским правительством. Ремонт осуществляется также за счёт Германии. И немцы неукоснительно соблюдают свои обязательства. Так, в 2003-2004 гг. монумент Освободителя был разобран и вывезен на реставрацию, профинансированную Германией.

Уместно будет упомянуть о судьбе макета-прототипа Вучетича. Он хранился в Германии до 1964 года, когда был перевезён в Россию. В настоящее время скульптура установлена в мемориальном комплексе Серпухова «Соборная гора».

Маленькая немецкая девочка испуганно прижимается к груди советского солдата, который стоит на обломках свастики с опущенным мечом. Это всемирно известный памятник Воину-освободителю в берлинском Трептов-парке. Мемориал был официально открыт 8 мая 1949 года. Авторский коллектив возглавляли архитектор Яков Белопольский и скульптор Евгений Вучетич.

Далеко не всем известно, что по первоначальной задумке, в Трептов-парке, где покоится прах более 5 тысяч советских солдат и офицеров, должна была стоять величественная фигура Сталина с глобусом в руках. Именно таким представлял себе памятник первый советский маршал – Климент Ворошилов, когда сразу после окончания Потсдамской конференции глав союзных держав вызывал к себе скульптора Евгения Вучетича. Однако фронтовик Евгений Вучетич на всякий случай сделал второй вариант – с солдатом Красной армии, держащим на руках немецкую девочку. Оба проекта были представлены Сталину, и тот выбрал «запасной» вариант.

Прототипом «Воина-освободителя» стал сержант Николай Масалов, который 26 апреля 1945 года во время боя вынес трехлетнюю немецкую девочку из зоны обстрела. Сам герой так вспоминал свой подвиг: «Под мостом я увидел трехлетнюю девочку, сидевшую возле убитой матери. У малышки были светлые, чуть курчавившиеся у лба волосы. Она все теребила мать за поясок и звала: «Муттер, муттер!» Раздумывать тут некогда. Я девочку в охапку – и обратно. А она как заголосит! Я ее на ходу и так, и эдак уговариваю: помолчи, мол, а то откроешь меня. Тут и впрямь фашисты начали палить. Спасибо нашим – выручили, открыли огонь со всех стволов».

Первым о подвиге Масалова рассказал маршал Чуйков. Сам факт подвига Масалова подтвержден документально, но во времена ГДР были собраны свидетельства очевидцев и о десятках других похожих случаев по всему Берлину. Перед штурмом в городе оставалось множество жителей. Национал-социалисты не давали гражданскому населению его покидать, намереваясь защищать столицу «третьего рейха до последнего». После войны Евгений Вучетич встретился с Николаем Масаловым, подвиг которого и подсказал ему ключевую идею монумента в Трептов-парке: спасая девочку, солдат защищает мир и жизнь.

Однако в качестве натурщика Вутечич выбрал совершенно другого человека. На праздновании Дня физкультурника скульптор приметил 21-летнего рядового Ивана Одарченко, который участвовал в соревнованиях по бегу. Любопытно, что Одарченко, проходивший службу в Берлине, несколько раз был в карауле памятника «Воину-освободителю». К Ивану постоянно подходили люди и поражались сходству с памятником, однако гвардии рядовой так и не раскрыл посетителям тайну этого сходства. По воспоминаниям Ивана Одарченко, натурщицей для изваяния девочки, которую воин держит на руках, сначала была немецкая девочка, а потом русская – 3-летняя Света – дочка коменданта Берлина генерала Котикова.

Многие считали, что в статуе «Воин-освободитель» меч неуместен, и советовали скульптору поменять его на какое-нибудь современное оружие, например, на автомат. Но Вучетич настаивал именно на мече. К тому же он делал не меч вообще, а точно скопировал меч псковского князя Гавриила, который вместе с Александром Невским сражался за Русь против «псов-рыцарей».

Работы над мемориалом велись в течение 3 лет. Интересно, что для строительства использовали гранит из рейхканцелярии Гитлера. 13-метровая бронзовая фигура «Воина-освободителя» была изготовлена в Санкт-Петербурге и весила 72 тонны. В Берлин ее переправляли частями морским путем.

Осенью 1 октября 2003 года скульптура воина была разобрана и отправлена на реставрацию. Весной 2004 года памятник воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом в Берлине был возвращен на прежнее место.

Статус памятника и всех советских военных кладбищ закреплен в отдельной главе объединительного договора «два плюс четыре», заключенного между ФРГ, ГДР и державами-победительницами во Второй мировой войне. Согласно этому документу, мемориалу гарантирован вечный статус, а немецкие власти обязаны финансировать его содержание, обеспечивать целость и сохранность. Что и делается самым лучшим образом.

May 9th, 2015

Берлин как ни один немецкий город связан с историей Второй Мировой войны и особенно с той ее частью, которая в России называется Великой Отечественной. Взятие Берлина стало заключительной победой советских войск и союзников. Легендарный снимок - хоть и постановочный - водружения красного знамени на рейхстаге стал символом победы в самом кровопролитном столкновении XX века. Тысячи советских солдат, участвовавших в сражениях, погибли при штурме города, и после окончания войны в поделенном на сектора Берлине победители построили памятные захоронения в честь павшим солдатам своих армий. И хотя мемориалы союзников не менее интересны (и о них мы обязательно еще расскажем), именно советские памятники являются наиболее выдающимися как в историческом, так и в архитектурном плане. К 70-летию Победы мы подготовили обзор советских мемориальных комплексов и памятников.

Все они, кроме мемориала в Тиргартене, были построены в советском секторе, ставшем потом Восточным Берлином. По соглашению об охране памятников воинской славы, подписанному Германией и Россией в 1992 году, немецкое государство обязуется следить и ухаживать за комплексами и памятниками, расположенными на его территории. Поэтому все памятные места находятся в превосходном состоянии, многие были отреставрированы. Каждый год 8 мая, в день окончания войны, проходит возложение цветов к памятникам советским воинам, куда приходят ветераны, представители властей и просто жители города.

Мемориальный комплекс в Тиргартене (Sowjetisches Ehrenmal Tiergarten)


Созданный скульпторами Л. Кербелем и В. Цигалем мемориал был торжественно открыт 11 ноября 1945 года в Тиргартене, на Шарлоттенбургском шоссе (теперь улица 17 июня), при участии парада союзнических войск. Вплоть до вывода советских войск из Германии в 1994 году территория памятника была советским анклавом в британском секторе, где несли почетный караул советские солдаты.

Комплекс перекрывает собой одну из аллей парка, на месте которой по планам главного архитектора Рейха Альберта Шпеера должна была проходить Ось Север-Юг, главная улица будущей столицы мира. Памятник представляет собой вогнутую колоннаду, шесть родов войск символизируют шесть колонн, материалом для которых послужили разрушенные гранитные опоры Рейхсканцелярии. На центральной, более высокой колонне, стоит восьмиметровая статуя солдата с винтовкой на плече. По обеим сторонам колоннады размещены два танка Т-34 и две гаубицы МЛ-20, участвовавшие в битве за Берлин.

За спиной солдата расположен сад со сторожевыми помещениями и могилами около 2500 павших солдат.

Мемориальный комплекс в Трептовер-парке (Sowjetisches Ehrenmal im Treptower Park)


Центральный мемориал павшим советским воинам располагается в Трептовер-парке и представляет собой грандиозный архитектурно-скульптурный ансамбль. Мемориал был построен по победившему в конкурсе проекту скульпторов Е.Вучетича и Я.Белопольского и открыт 8 мая 1949 года в центральной части парка.

На обоих входах на территорию комплекса на Пушкиналлее и на улице Am Treptower Park установлены гранитные арки с надписью "Вечная слава...". Отходящие от них аллеи ведут к площади с трехметровой скульптурой скорбящей Матери-Родины из светло-серого камня на гранитном пьедестале. Усаженная березами и тополями дорога идет к гранитным террасам, по обеим сторонам которых возвышаются громадные приспущенные знамена. У их подножия преклонили колена два бронзовых воина.

В центральной части комплекса ступенями поднимаются пять квадратных террас - символических братских могил. По обеим сторонам на равном расстоянии установлены ряды саркофагов с барельефами, изображающими сцены из мирной и военной жизни - 16 по числу на тот момент союзных республик. Шестнадцатой республикой СССР была с 1940 по 1956 годы Карело-Финская ССР. На саркофагах выбиты цитаты Сталина на русском и немецком языке. Несмотря на критическое отношение к фигуре Сталина, позже было решено оставить надписи как свидетельство истории.

В конечной точке ансамбля возвышается центральный объект - монумент "Воин-освободитель". 13-метровая бронзовая скульптура, отлитая в Ленинграде, стоит на постаменте-мавзолее, расположенном на насыпном кургане. В левой руке советский воин держит спасенную им немецкую девочку, в правой - опущенный меч, которым он разбивает лежащую у ног нацистскую свастику. В основу сюжета положено реальное событие - 30 апреля 1945 года сержант Николай Иванович Масалов во время штурма возле Тиргартена под пулеметным огнем спас и вынес немецкую девочку. Все элементы символичны - воин олицетворяет Советскую армию, девочка - освобожденную новую Германию. Меч, являющийся копией средневекового меча псковского князя Всеволода, по задумке Вучетича - тот самый меч, который передает рабочий в Магнитогорске (скульптура "Тыл - фронту"), поднимает над собой Родина-Мать в Волгограде ("Родина-мать"), и теперь, разбив символ фашизма, опускает воин, знаменуя окончание войны.

Мавзолей, служащий основанием для фигуры воина, представляет собой круглый купольный зал. Стены украшены мозаикой, которая изображает народ, приносящий дань памяти павшим солдатам.

Во времена ГДР здесь проходили торжества в годовщину окончания войны, а в 1994 году здесь состоялась прощальная церемония перед выводом советских войск из Германии, в которой принимали участие российские и немецкие солдаты, а также канцлер Коль и президент Ельцин. В 2003 году скульптуру было решено реставрировать. Ее разобрали на части и перевезли на барже на остров Рюген в мастерскую по реставрации, а в 2004 году вернули на место. Теперь каждый год люди возлагают цветы в память о погибших в войне, а неподалеку от входа в комплекс проходит ежегодный .

Puschkinallee, Treptower Park

Мемориальный комплекс в Панков-Шёнхольце (Sowjetisches Ehrenmal Schönholzer Heide)


Кладбище-памятник воинам Советской армии в берлинском районе Панков-Шёнхольц - самое крупное захоронение павших советских солдат в Германии, здесь покоятся более 13 000 из общего числа 80 000 погибших при штурме Берлина. Однако в отличие от двух других мемориалов в Тиргартене и Трептове комплекс в Панкове не так известен.

Мемориал был возведен в 1947 - 49 годах по планам архитекторов К. А. Соловьёва, М. Белавенцева, В. Д. Королёва и скульптора И. Г. Першудчева. У входа в мемориал стоят гранитные колонны с бронзовыми венками и чашами, изображающими вечный огонь.

Воротами на территорию комплекса служат два здания с башнями, внутри которых в помещении наподобие древнеегипетских гробниц стоят полутораметровые бронзовые урны. Потолок состоит из витража с изображением герба СССР, а на стенах выложены изречения Сталина на русском и немецком языках.

В центре ансамбля, как и в Трептове, установлены 16 саркофагов. Они ведут к 33-метровому обелиску, перед которым возвышается скульптура скорбящей Родины-Матери, перед которой лежит покрытый знаменм павший воин. На пьедестале выбиты имена погибших офицеров.

На всем протяжении стены вокруг комплекса нанесены таблички с именами опознанных павших солдат. Удалось установить имена лишь около 3000 воинов, более 10 000 остаются безымянными. Между табличками находятся бронзовые светильники с пламенем из рубинового стекла.

Вплоть до недавнего времени мемориал находился в не самом лучшем состоянии, но в 2013 году был полностью отреставрирован.

Germanenstraße 43, Schönholz

Памятник в Хоэншёнхаузене (Sowjetisches Ehrenmal Küstriner Straße)


Открытый в 1975 году памятник на Кюстринер Штрассе в районе Хоэншёнхаузен был создан скульптором И.Г.Першудчевым, автором скульптур мемориала в Панкове. Между жилыми домами разбита лужайка, посреди которой плитами выложена площадка. Белая бетонная стелла с бронзовым барельефом, изображающая воинов и сцены сражений, находится на заднем плане ансамбля, а перед ней в центре площади расположена красная звезда.

Küstriner Straße 11, M5 Werneuchener Str.

Мемориальное кладбище в Марцане (Sowjetischer Ehrenhain Parkfriedhof Marzahn)


Место захоронения около 500 солдат и 50 офицеров на территории паркового кладбища в Марцане было открыто в 1958 году по инициативе ГДР и с согласия военного руководства советских войск. Архитектор Й. Миленц и скульптор Э. Кобберт создали квадратный сквер, у входа в который стоят два каменных склоненных знамени, а в центре возвышается обелиск из красного гранита, увенчанный звездой.

На другом конце комплекса небольшая вымощенная площадка, на которой стоит символическая урна. По бокам ее два камня с высеченными надписями; такие же камни установлены у входа в мемориал.

По обе стороны от дороги трава покрывает таблички с именами погибших солдат.

Обелиск в Каульсдорфе (Sowjetisches Ehrenmal Kaulsdorf)

Памятник был построен в 1946 году в месте захоронения павших солдат. Позже их останки были перенесены на вновь построенный мемориал в Трептове.

Brodauer Straße 12, Kaulsdorf

Обелиск в Руммельсбурге (Sowjetisches Ehrenmal Rummelsburg)


Простой обелиск из желтого кирпича со звездой и латунной табличкой на немецком языке расположен возле церкви Erlöserkirche в Руммельсбурге.

Nöldner Straße 44, Rummelsburg

Обелиск в Рансдорфе (Sowjetisches Ehrenmal Rahnsdorf)


На границе города на юго-востоке, около Мюггельзее установлен обелиск с пятиконечной звездой наверху. На нем выбиты имена и дата смерти советских солдат, погибших при штурме на этом направлении.

Geschwister-Scholl-Straße 76, Rahnsdorf

Обелиск в Бухе (Sowjetisches Ehrenmal Buch)


Памятник в форме пирамиды, стоящей на постаменте с колоннами, расположен прямо рядом со станцией в Бухе, в бывшем дворцовом парке (сам дворец, к сожалению, не сохранился).

Wiltbergstraße 13, Buch

Обелиск в честь 8 мая 1945 года на Herzbergstraße

В первые месяцы после окончания войны в парке городской больницы в Херцберге был воздвигнут обелиск в память о погибших в войне. У входа к памятнику установлены ворота и разбиты клумбы. На бетонном обелиске только рельеф в форме ордена Красной Звезды - главного боевого ордена советской армии - и белая табличка с надписью "8. Mai 1945".

на территории больницы KEH, Herzbergstr. 79, M8 Evangelisches Krankenhaus KEH

Памятный камень на Остзееплатц


Камень расположен между жилыми домами на Остзееплатц в Пренцлауер Берге.

Ostseestraße 92, M4 Greifswalder Str./Ostseestr.

Памятная доска у станции Шёнхаузер Аллее


Рядом с выходом со станции метро Шёнхаузер Аллее на стене моста через железнодорожные пути можно обнаружить несколько бронзовых табличек с рельефами. Это произведение скульптора Гюнтера Шютца, созданное в 1985-86 годах. Четыре барельефа изображают период борьбы с национал-социализмом и время войны, а последняя символизирует освобождение Берлина советскими воинами.

угол Schönhauser Allee и Dänenstraße, + Schönhauser Allee

Стелла в Адлерсхофе

Две бетонные стеллы расположены на площади перед станцией Адлерсхоф, на одной из них надпись в честь Дня освобождения - 8 мая 1945 года.

Platz der Befreiung, Adlershof

Первый освобожденный дом в Марцане


Красный каменный дом под номером 563 по Ландсбергер аллее считается первым домом Берлина, освобожденным во время наступления советских войск.

21 апреля 1945 года бойцы 5-й ударной армии под командованием генерал-полковника Н.Е.Берзарина достигли границы Берлина и подняли красное знамя на крыше этого дома. Берзарин стал первым комендантом Берлина, однако через два месяца, 16 июня 1945 погиб в автокатастрофе. Именем Н.Э.Берзарина названа площадь во Фридрихсхайне (Bersarinplatz), а сам он внесен в список почетных граждан Берлина. На месте его гибели, на перекрестке Шлоссштрассе и Вильгельмштрассе (ныне Ам-Тирпарк и Альфред-Ковальке-Штрассе) в районе Фридрихсфельде, установлен памятный камень.

Сейчас в доме-памятнике расположены учреждения, однако надпись на стене и табличка напоминают, что именно отсюда началось освобождение Берлина.

Landsberger Allee 563, M6 Brodowiner Ring

Германо-российский музей «Берлин-Карлсхорст»


Танк Т-34 с надписью "За Родину" установлен на гранитном постаменте возле Германо-Российского музея в Карлсхорсте. Музей располагается в историческом здании, в котором 8 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции нацистской Германии, и посвящен истории Второй Мировой войны, а также истории советско-германских отношений за период 1917 - 1990 годов. Музей также может похвастаться экспозицией военной техники, включая легендарную "Катюшу" и танк ИС-2.

Zwieseler Straße 4, Karlshorst