Славянки в Иордании. Реальные истории. Обычаи и традиции иордании Русские в иордании

Замужем за иорданца

Когда я впервые отправилась в Иорданию, мне было 24 года. Я поехала работать туда врачом и заключила контракт на один год. Конечно, перед поездкой была масса сомнений, касательно того, «вольюсь» ли я в культуру и смогу ли свободно находиться в обществе мусульман, строго почитающих свои законы? Эти темы не давали мне покоя, поэтому я, как человек опытный, зарегистрировалась на многочисленных мусульманских форумах и стала задавать соответствующие вопросы. Так и началось мое пока еще виртуальное странствование по стране.

Когда пришел момент отправляться, документы и билеты были на руках, я уже меньше думала о том, как буду чувствовать себя за границей, т.к. со многими тонкостями познакомилась через онлайн знакомых, которые несколько лет уже проживали в Иордании.

Иордания - страна легенд и затерянных городов

Прилетев в страну библейских легенд и затерянных городов, а также суровых традиций и неторопливого ритма жизни, я поняла, что большинство того, о чем рассказывали девушки, живущие здесь, правда. С самого начала мне было довольно сложно приспособиться к их образу жизни и речи, ведь арабского я не знала. Но для меня не было секретом, что для общения в бизнес кругах, да и среди молодежи отлично подходил английский. Так и оказалось. Благодаря этому языку я смогла наладить контакт с начальством больницы, в которой работала, и нашла себе подруг. Впрочем, скажу, что французский язык в последнее время используется все чаще, поэтому тем, кто его знает, это тоже может облегчить жизнь. Иногда встречается немецкий язык, по крайней мере, некоторые могут вполне сносно изъясниться на нем.

Амман - столица Иордании

Жизнь в столице и за ее пределами кардинально отличается. Если в Аммане вы можете встретить женщин в современной одежде и даже с непокрытой головой (да, да, и такие встречаются), то отдаляясь от центра, вы заметите, что все женщины носят хиджаб. Столица отличается еще и тем, что здесь всегда присутствуют европейские настроения, здесь живут богатые и успешные, которые чувствуют себя как за каменной стеной своего мусульманского государства. Однако нет ничего сильнее консервативных взглядов, которые так присущи жителям этой страны. Большая часть населения исповедует ислам и только 6% являются приверженцами христианства и протестантизма.

Арабы в Иордании

Арабы в Иордании всегда рады туристам из любой страны. Это можно назвать то ли привычкой, то ли сложившимся образом жизни, но здесь все друг другу улыбаются. А россиян они любят за то, что, по их мнению, мы очень похожи характерами.

Женщины в Иордании

Современной женщиной в Иордании быть просто. Если вы приехали из-за рубежа главное почитать религию, носить одежду, покрывающую руки и ноги, а также вежливо относиться к местным жителям. Если вы собираетесь замуж, ваше дальнейшее поведение должно быть оговорено с мужем. Основным достоинством невесты в современном мире является наличие высшего образования. К слову, ценится не только образование, но и достойная работа, на которую в последнее время стремятся устроиться многие. Сегодня Иордания уже совершенно не похожа на ту, которая была прежде. Пары стараются не спешить с отношениями, стараясь найти хорошую работу, и только после этого создавать семью, в которой через время появятся два-три ребенка.

Мужчина в Иордании сам ходит за продуктами

Интересно, что мальчиков с детства приучают к тому, что он должен носить продукты из магазина. Вот это потрясло меня до глубины души. В Иордании не встретишь женщину, идущую из магазина, с пакетом. Еду покупают мужчины, а женщины покупают себе все остальное. Женщин принято холить и лелеять, поэтому сложившееся впечатление о том, что мусульманки совершенно не имеют право голоса, ошибочно.

Туризм и гостеприимство в Иордании

Иорданцы – люди довольно милые и приветливые, всегда помогут, ответят на вопросы, даже если знания английского языка сведены до минимума. Вот это меня очень удивило. Народ в Иордании очень гостеприимный, благодарный и неторопливый. Порой складывается ощущение, что все хотят угодить, при этом не возникает чувства сверх навязчивости.

Туристы здесь всегда воспринимаются, как те, кто приехал тратить деньги, или как профессионалы, которые помогают развитию страны. Благодаря Советскому Союзу, в котором обучалось огромное количество иорданцев, россиян все еще помнят и любят здесь, как своих. Впрочем, туристов тут не так много, и это, наверное, плюс. В целом мое впечатление об этой стране поменялось тогда, когда я приехала и увидела все собственными глазами, чего и вам желаю!

Об Иордании можно рассказывать очень долго — о ее красоте и гостеприимстве, библейских местах и элитных курортах, но пора уже «заканчивать» это путешествие, кажущееся бесконечным. А напоследок расскажу вкратце о некоторых любопытных сторонах жизни иорданцев, которые мне удалось «подглядеть» или «подслушать».

Читайте также:

Пе́тра

Знаменитый иорданский город Петра, сегодня поражающий туристов своей красотой и величием, розовым цветом высеченных в скалах гробниц, в ветхозаветные времена носил название Едом. С этим городом, некогда бывшим столицей крупного набатейского царства, связаны страшные слова пророка Иеремии:

Грозное положение твое и надменность сердца твоего обольстили тебя, живущего в расселинах скал и занимающего вершины холмов.

Но, хотя бы ты, как орел, высоко свил гнездо твое, и оттуда низрину тебя, говорит Господь. И будет Едом ужасом; всякий, проходящий мимо, изумится и посвищет, смотря на все язвы его. Как ниспровергнуты Содом и Гоморра и соседние города их, говорит Господь, так и там ни один человек не будет жить, и сын человеческий не остановится в нем. (Иер.49,16.18)

Если вы приедете в Петру, то не поверите в истинность этого пророчества: днем город полон туристами и зарабатывающими на них бедуинами, стоят торговые палатки, закусочные – жизнь бьет ключом. Но ночью этот красивейший город, претендент на статус восьмого чуда света, пустеет. Здесь никто не живет. Даже и признаков жизни почти не сохранилось: все эти удивительные постройки – гробницы. От столицы, в византийский период даже имевшей епископскую кафедру, осталось фактически кладбище. Как это напоминает судьбу Содома и Гоморры, с которыми сравнивает Петру-Едом пророк Иеремия.

Мертвое море

«Место с колоссальным вектором космической энергетики» - под таким соусом подают Мертвое море туристические сайты и рассказывают о его чудесных целебных свойствах. Православные же туристы сразу вспоминают историю его возникновения и спорят о том, грешно ли в нем купаться.

Монахиня N., которая сопровождала группу, не стала пугать нас рассказами о страшных последствиях купания в море, но поведала нам назидательную историю его появления.

«Почти четыре тысячи лет тому назад здесь была прекрасная долина, о которой в книге Бытия сказано, что она «орошалась водою, как сад Господень» (Быт.13,10). Здесь были пять больших городов: Содом, Гоморра, Адма, Бела и Сигор. И вот, жители этих городов развратились и согрешали страшными содомскими грехами. Это грех, который сам о себе вопиет и просит отмщения у Господа. Потому что это грех против человеческой природы. Грехи делятся на грехи против Бога и против человека.

А содомский грех - это грех против самого естества. И вот Господь явился в образе трех ангелов патриарху Аврааму у дуба Мамврийского. Он обещал, что через год у Авраама родится сын и, уходя, сказал: «Разве такому праведнику, как Авраам, не скажу Я, что собираюсь сделать?» Господь сказал, что идет уничтожить эти города вместе с жителями. Авраам был праведником и в одном из этих городов жил его племянник Лот. И Авраам решился просить у Господа: «Если в этих городах найдется пятьдесят праведников, может быть, чтобы Ты помиловал эти города? Не может быть, чтобы Ты погубил праведного вместе с нечестивыми.» И Господь сказал: «Да, ради пятидесяти праведников помилую». И Господь стал уходить. Авраам подумал: «А ведь не найдет Он пятьдесят праведников». Сказал: «Господи, а если найдешь там сорок праведников, помилуешь?» Господь сказал: «Да, ради сорока помилую». Авраам опять засомневался и так они дошли до числа десяти. Господь сказал, что если в этих городах найдется десять праведников, ради их праведности, помилует и всех остальных.

Но когда Господь пришел в Содом, не нашлось там и десяти праведников. Единственным был праведный Лот, которого Господь вывел из этой земли и таким образом спас (Быт.18,1-19,29).

Пещера, в которой прятался Лот со своими дочерьми, сохранилась до наших дней. Знаменательно, что это место, где спасался ветхозаветный праведник от огня, истребляющего грешников, впоследствии стало местом, где люди стали спасаться от огня, который может погубить и праведного, – от греха: здесь был основан монастырь. Благодаря чему это место и сохранилось. Сейчас здесь ведутся восстановительные работы. А неподалеку возвышается соляной столб. Возможно, это жена Лота, нарушившей повеление Господа не оглядываться на гибнущий Содом. Впрочем, еще несколько таких находят на сегодняшней территории Израиля.

В Мертвом море, как известно, не растет ни одна живая клетка. Это при том, что вода - это основа жизни. Мертвое море - это напоминание всему человечеству о том, что такое содомский грех. Это место, где каждый может задуматься и о своих грехах».

Откладывать эти спасительные мысли не следует: время, пока туристический автобус едет вдоль моря, – самое лучшее время для таких размышлений.

Потому что как только он привез нас к морю, мы оказались в комфортабельном отеле, где все устроено так, чтобы человек забыл о небе и Отечестве Небесном и наслаждался раем на земле. Монахиня N., сопровождавшая нашу группу на протяжении всей поездки, рассказывала про один из отелей на берегу Мертвого моря, что он оформлен с таким тонким вкусом и изяществом, такая там красота: «внутри попадаешь на улочки древних городов: Дамаска, Иерихона, Иерусалима… У каждого домика есть выход в небольшой сад, где журчит вода и в пруду мирно плавают золотые рыбки… такая красота, - говорила матушка, - что мне просто было не по себе там жить. Просто рай на земле! Куда еще лучше?!» Мы жили в другом отеле, который оформлен не так оригинально, но зато славится своими SPA (от лат. Sanus per Aquam (Sаnitas pro Aqua) - «здоровье через воду» или «здоровье с помощью воды»), - в общем, неплохое окончание паломничества.

За ужином нам впервые за всю поездку предложили вино, причем на таком условии, что платишь один раз, а пьешь сколько хочешь - очень неосторожно. Видимо, здесь еще слабо знакомы с русскими: мужчины решили, что, поскольку пока за столиком сидит хотя бы один человек, вроде как убирать нельзя, они организуют дежурство и выпьют все, что горит. Правда, досидели только до полуночи – надо было еще встать пораньше, чтобы испробовать все доступные водные удовольствия.

А́каба

Акаба - это единственный город в Иордании на берегу Красного моря. Снова мы почувствовали переменчивость местного климата. Когда утром садились в автобус, шел дождь и холодный ветер чуть не сбивал с ног. А когда приехали в Акабу, оказались, овеваемые ласковым морским ветерком, на пляже. Кое-кто из нас даже в сапогах, а мимо пробегали босые, едва одетые дети – явление редкое для мусульманской страны. Здесь я имела возможность проверить адекватность работы торговли запросам туристов: у меня не было купальника. Оказалось, что такие вещи можно купить только в гостинице, местные женщины купаются в особой одежде в зависимости от меры религиозности семьи, но уж точно не в таких купальниках, как мы.

Пляж здесь очень живописный, хотя и довольно маленький, как и участок моря, отведенный для купания. Совсем близко уже плавают израильские суда, а на противоположном берегу видна территория Израиля и Египта.

Зимой рано становится холодно, поэтому свободное время мы решили провести не на пляже, а в городе – просто посмотреть на настоящих, не ради туристов разодетых, иорданцев и на настоящий восточный базар. Базар оказался абсолютно обыкновенным кварталом, состоящим из таких же, как у нас, витрин магазинов: времена Синдбада-морехода и Али-Бабы с его сорока разбойниками давно прошли. А вот люди… Попадались довольно интересные личности, но фотографировать их я как-то не решалась: в чужой стране, в провинции, где люди попроще, дело могло принять нежелательный оборот. Здесь чаще встречаются женщины, совсем замотанные в черное, раздается протяжный голос муллы, кругом только арабы (зимой здесь очень мало туристов). Не ошибетесь: все смотрят на вас. Мы для них не менее необычны, чем они для нас.

Амман

Амман, столица Иордании, – это библейский город Аммон. Здесь стояли войска царя Давида. В то время, которое описано во Второй книге Царств, царь Давид полюбил красавицу Вирсавию. Она была уже замужем, но царь пошел на компромисс со своей совестью и сказал, чтобы во время сражения ее мужа Урию поставили в такое место, где он наверняка погибнет. Так и произошло – Урия погиб. Таким образом, Вирсавия, оставшись вдовой, свободной женщиной, стала женой царя Давида. Так и с нами бывает: мы не всегда осознаем свои низкие поступки сразу же.

Господь умилосердился над царем Давидом и послал ему пророка Нафана и тот рассказал ему притчу. У одного бедняка не было ничего, кроме одной овечки, которую сам вырастил, так что она ела тот же хлеб, что и дети его.

Он ее очень любил. А у богатого человека было много скота, но когда к нему пришел странник, он не захотел лишаться своих волов или овец, а забрал ту овечку у бедняка и из нее приготовил обед страннику (см. 2 Цар.24,1-4). Царь Давид, будучи справедливым и мудрым правителем, услышав эту историю, конечно, пришел в негодование и сказал: «Достоин смерти человек, сделавший это. Назови его имя! Мы с ним сейчас разберемся». И пророк сказал: «Ты, царь. Ты так сделал». И тогда царь Давид раскаялся. Это было великое раскаяние, великие слезы. И, в покаянных мыслях о соделанном, был написан 50-й псалом, который стал одной их самых любимых молитв христиан: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое…


Возвращение

Об Иордании можно рассказывать очень долго - о ее красоте и гостеприимстве, библейских местах и элитных курортах, но все хорошо в меру. Пора уже «заканчивать» это путешествие, кажущееся бесконечным. А напоследок расскажу вкратце о некоторых любопытных сторонах жизни иорданцев, которые мне удалось «подглядеть» или «подслушать».

Судьба иностранки

В Аммане живет две трети населения Иордании. Живут здесь и русские, особенно женщины, в советское время или позже вышедшие замуж за иорданцев. Наша гид Татьяна - одна из них. Она рассказала, что когда ехала сюда, то вовсе не знала, что это за страна - оно и понятно, Советский Союз. Женщины вроде нее считались предательницами Родины. Иордании она очень благодарна за то, что здесь ей дали гражданство, работу, ее дочери - образование. Она никогда не чувствовал себя в чем-либо ущемленной. Ее муж был мусульманином, но это не сильно ее ограничивало. Хотя есть семьи, более строгих правил, попадая в которые, даже русские женщины ходят полностью закутанные. Но таких здесь немного. Вообще Иордания - умеренная страна. Большинство женщин носят платки, но одеты очень современно, хотя и достаточно скромно: те же джинсы, но сверху длинный пиджак или кофта.

Чувствуйте себя как в гостях

Здесь ощущается особенное гостеприимство. Весь обслуживающий персонал в отелях, ресторанах, на туристических объектах, включая нашего водителя капитана Зиада, которого мы успели полюбить не только как маэстро вождения (на узких улочках Аммана и горных тропах встречались сложные ситуации), но и как всегда приветливого и внимательного человека, - все они действительно гостеприимны. Они улыбались нам не только потому, что это их работа, но и потому что в их культуре заложено особое уважение к гостям - это ощущается. Их улыбки не перепутаешь с натянутым выражением лица сотрудников «МакДоналдса». А уж каждой девушке и подавно кажется, что ей улыбаются как-то иначе, чем остальным, ее особенно рады видеть. Что уж тут скрывать - в такой атмосфере приятно отдыхать.

Ты мне друг или католик?

Нам удалось побывать в гостях у христианской семьи. Наталья русская, православная. Её муж родился и вырос в Иордании, католик. Соответственно, по местным законам, дочь католичка. Недавно она вышла замуж… за православного. Долго мы мучили наших бедных братьев–христиан, пытаясь вытащить из них рассказ о проблемах межконфессионального брака, различиях в воспитании ребенка у католиков и православных, о разности двух традиций и тяжелой необходимости православной женщины ходить в католический храм (здесь все решает муж) и тому подобное… А они никак не могли понять: о чем это мы? Здесь, в мусульманской стране, где христиан абсолютное меньшинство, никто и думать не думает, кто католик, кто православный, а кто баптист - все они называют себя христианами и не спорят о вере.

Мусульмане-братья

По словам этой семьи, проблем с мусульманами у христиан тоже не возникает. Даже наоборот: Наталья, делая первые шаги к вере, многому у них училась. А в начале ее карьеры - она достаточно известный и уважаемый кардиохирург - коллеги-мусульмане очень ей помогали. В государственных учреждениях христианам, помимо общего для всех выходного дня в пятницу, дается дополнительно два часа на посещение церкви в воскресенье и в дни больших праздников. В дни мусульманского поста и христиане из уважения к ближним на работе не едят, курящие не курят.

В Аммане почти нет высотных домов, а те, что есть, - это торговые комплексы и гостиницы. Сами же амманцы живут в 4-5-этажных домах, по две квартиры на этаже. Квартиры, как правило, большие, потому что большие семьи: три комнаты, гостиная, кухня, два-три туалета, у каждой семьи гараж. Города в Иордании представляют из себя достаточно интересное зрелище: дома все почти одного типа и одной высоты, все белые - строятся из известняка. Крыши горизонтальные и почти из всех торчат штыри, готовые к продолжению строительства. Город выглядит как большая стройка. Это удобно тем, что на крыше можно посушить белье большой арабской семьи, собраться всем вместе, даже и с гостями, кроме того, на крыше хранят воду - ее привозят только два раза в неделю. А можно построить еще одну квартиру в случае, если сын соберется создавать свою семью.

«Проще повеситься»

Очень интересны правила создания семьи, которых люди придерживаются здесь до сих пор. Во-первых, отношения вне брака обществом категорически не одобряются. Во-вторых, чтобы жениться на полюбившейся девушке, молодому человеку необходимо, понятное дело, встретиться с отцом. Разговор у них будет серьезным, юноша будет ответствовать, хорошо ли он подумал, обладает ли он достаточными средствами для создания семьи. Ибо жених (внимание!) должен предоставить невесте квартиру (жить вместе с родителями здесь благоразумно не принято, будущие бабушки возиться с внуками не намерены – со своими детьми насиделись), обставить эту немаленькую и недешевую квартиру мебелью, купить золота тысячи на две-три долларов, а то и больше (золото - это некий гарант выживания женщины в случае смерти мужа), желательно машину, ну, и т.д.. Многие ради такого дела уезжают на заработки куда-нибудь в Саудовскую Аравию или в Европу и женятся, соответственно, не слишком рано.

Не пить, не курить, машину не водить

Очень вольготно в Иордании живется пешеходам: по местным законам во всех авариях на дороге вину несет водитель. От этого пешеходы наглеют, а водители осторожничают. И уж точно никто не поедет нетрезвым, даже гаишникам никогда и в голову не придет проверять это. Чтобы хоть что-то заподозрили, надо, наверно, просто зигзагом ехать по встречной полосе. Такая вот здесь жизнь.

Поездка организована при содействии

Ну вот наконец-то добрались и до этой темы. Конечно, очень многих интересует вопрос, как тут принимают иностранок? Принимают по-разному, в зависимости от семьи. Но в большинстве случаев хорошо, поскольку мусульманину разрешено жениться на христианках и иудейках. Знаю девчонок, которые не меняли религию и не носят платки. Другое дело, что, например, живя в Аммане они могут вести почти европейский образ жизни. А вот в провинции приходится привыкать к местным традициям. Далеко не всем они по нраву.

Есть в нашем районе магазинчик, в котором мои дети любили покупать мороженое. Его хозяин однажды с улыбкой рассказал мне, что скоро его сын привезет невестку из Украины и просил заходить в гости. В гости зайти так и не случилось. Зато мне пришлось переводить на русский бумаги для их развода…Муж принес, сказал, сосед попросил, неудобно отказывать. Он переводил дословно, а я литературно обрабатывала и печатала на компьютере. Не понравилась украинской красавице жизнь в иорданской глуши после Харькова.

Русскими тут называют почти всех славянок – русских, украинок, белорусок, молдованок. Есть девушки из Боснии, например. В Стране мам зарегистрировано около ста жительниц Иордании. А вот в Одноклассниках полно групп, называемых «Иоданочки» или «Замужем за иорданцем» или еще в этом роде. В самой большой группе почти пять тысяч участниц со всех концов Иордании. Так что немало нас тут, немало.)))

А теперь истории девушек, которых я знаю лично. Я расположила их в хронологическом порядке нашего знакомства.

1. Алина.
Я познакомилась с Алиной через месяц после своего приезда в Иорданию. Двоюродная сестра моего мужа выходила замуж за брата мужа Алины (Эк я завернула!))) В общем, мы познакомились на свадьбе. Алине уже тогда было 38 лет. На 8 лет старше своего мужа. Приехала она из Минска. Там Алина работала вахтершей общежития для иностранцев. Там же познакомилась с Ахмадом и они поженились. Прожили в Минске несколько лет, прежде чем приехать в Иорданию.

У Алины были русые волосы и большие голубые глаза, но красавицей ее, к сожалению, назвать было нельзя. Зато она была очень добра и открыта душой. Это признавали все. К ней тянулись дети. К моменту моего приезда Алина жила в мазаре уже год. Более-менее говорила по-арабски. Не приняла Ислам и не носила платок. Иногда накидывала на голову палантин, но это скорее от солнца. У нее уже были подруги из России и Украины, у которых она брала книги и газеты почитать и давала их мне. Для нас тогда было дорого любое печатное слово. Даже «Справочник лекарственных трав» мы читали с удовольствием.)))

Я с дочкой и свекровью частенько ходила к ней в гости. Благо, недалеко. И тогда наши свекрови устраивались в гостиной, а мы сбегали на кухню, где усаживались по русской традиции, чтобы всласть поговорить.) Алина многого не могла принять в местной жизни. Например, ей не нравилось, что ее называют «мартАхмад» (жена Ахмада). «Что я вещь какая-нибудь? Я не чья-то. Я сама по себе.» Я же сразу отнеслась к этой традиции спокойно. Ну принято и принято. Приехала в чужую страну, привыкай к обычаям. Вот такой местный этикет. Детей у них не было, поэтому и в честь первого ребенка ее не называли.
Зато постоянно спрашивали, не беременна ли она и тем самым сыпали соль на рану. Алина с мужем ездили по врачам, лечились, но беременность не наступала. ЭКО тогда в провинции еще не было, а в столице стоило очень дорого.

Через год, третьего марта, Алина пришла ко мне и сказала, что зашла попрощаться…Она разводилась с Ахмадом и уезжала в Минск… Причины не назвала, но думаю, что из-за ее бесплодия. Наверняка родные все время капали, что Ахмаду нужны дети. Была бы она мусульманкой, то приняла бы вторую жену спокойно. Но…Алина выбрала развод. И уехала.

Еще через год, зайдя на почту, я увидела ее письмо к мужу. Почтальон перепутал и дал мне его. Так я узнала алинин адрес в Минске. Правда, написать так и не решилась…
Ахмад женился на девушке из Акабы и какое-то время жил там. Потом построил здесь дом рядом с родительским. Сейчас у них уже трое или четверо детей…

2. Татьяна.

О Тане я уже писала. Она – врач. Приехала из Волгограда. И познакомилась я с ней в поликлинике, когда встала на учет по беременности. Мы подружились очень быстро. Нас даже называли сестрами. Мы обе круглолицы, белокожи, русоволосы и в теле.)))
Тане приходилось принимать колоссальное количество женщин, а иногда она и терапевта дежурного заменяла. Но она была рада, что работает и зарабатывает деньги, потому что это позволило им снять отдельный от свекров дом. Дело в том, что приняли ее не очень хорошо. И это мягко говоря. То есть, когда она приезжала только знакомиться, все было чудесно. А когда они с мужем и сыном приехали жить, начались проблемы. Здесь. чтобы получить право работать врачом, нужно закончить интернатуру (имтияз), сдать экзамен и поработать бесплатно на практике. То есть первое время денег своих у них не было. И родители мужа постоянно попрекали их куском хлеба, не разрешали тратить газ, чтобы воду согреть. Не было возможности купить себе туфли – ходила в старых тапках. А езе ей не разрешали говорить с детьми на русском языке. Таня терпела и упорно учила английский. Дело в том, что она в школе у нее был немецкий, а тут весь курс медицины преподается на английском и на нем же надо сдавать экзамен. Таня выдержала все. И через пять лет вышла на работу.

А еще через пять она открыла свой частный кабинет и теперь в Мазаре и в Моте нет женщины хотя бы не слышавшей о доктОре Татьяне. (доктОра –женский род от доктор по-арабски). Муж работает хирургом в каракской больнице. У них пятеро детей – четыре сына и дочь. Старший уже учится в Волгограде на врача…
Таня с мужем взяли кредит, купили землю и выстроили двухэтажный дом, похожий на маленькую крепость. На первом этаже огромная гостиная с отдельным санузлом, общая комната для семьи с телевизором, ванная и кухня. На втором – четыре спальни и две ванные комнаты, совмещенные с туалетами. Одна отдельно для супругов, вторая - общая.

Ей, конечно, приходится много работать. Зато теперь их семья – гордость родных. Свекровь всем хвастается, что знаменитая доктора Татьяна – ее невестка…

3. Лена.

Лена – моя подруга. Она из Минска. Мы познакомились в поликлинике у дверей кабинета педиатра. Наши младшие дочки – ровесницы. С тех пор и подружились. У Лены огромные голубые глаза, очень белая кожа и очень светлые волосы. Она рассказывала мне, что в детстве снималась с сестрой в советском детском кино – «Про Красную шапочку» (сцена, где детишки на печке сидят) и «Звездный мальчик»(тоже какая-то массовая сцена с детьми).

Лена носит платок, но с кофтами и джинсами. Она – болтушка, веселушка и очень позитивный человек. Когда она с дочками приходит к нам в гости, у нас наступает праздник.) К сожалению, в последнее время это бывает всего один-два раза в год. После семи лет ожидания госработы, ее муж устроился в частный университет. Он доктор исторических наук. Теперь они живут в Аммане. Но мы, конечно, общаемся по телефону и по Скайпу. У них две дочки. Больше детей Бог не дал. После долгих лет лечения Лена махнула рукой и сказала, что ни делается, то к лучшему, и успокоилась.

Зато она очень активно занимается с детьми. Они ходят в русский культурный центр, берут книги в библиотеке, смотрят какие-то научные проекты, бродят по музеям… Старшая учит самостоятельно французский и, мечтая стать дизайнером, занимается живописью и графикой.

В общем, они наши друзья. И я все жду их к себе на новоселье, когда бы оно не случилось.)

4. Алена.

Алена – одна из самых загадочных моих знакомых. Мы провели вместе всего два часа. Она успела рассказать мне свою историю и исчезнуть…

Был августовский вечер. Мы всей семьей семьей наслаждались во дворе наступившей прохладой и ждали грузовик из Аммана, который должен был привезти мебель для наших будущих молодоженов. В сентябре предстояла свадьба младшего брата. И вот грузовик приехал. Вместе с водителем были его жена и сын. Сын остался помогать отцу, а женщину проводили к нам в гостиную. Я пошла готовить чай. И вдруг входит свекровь и радостно мне объявляет, что наша гостья – русская и я могу с ней поговорить на родном языке.
За чаем выяснилось, что гостью зовут Алена. А дальше я услышала потрясающую историю. Алене было всего восемь лет, когда ее мама вышла замуж за иорданца и они, покинув, родной Киев, переехали в Амман. Это было в 1985 году, еще до чернобыльских событий. Девочка пошла здесь в первый класс и арабский стал родным языком.

После школы она вышла замуж и родила дочь и сына. Но семейная жизнь не заладилась и они развелись. И тут, самое интересное, Алена вышла замуж во второй раз. Новый муж принял ее вместе с детьми, которые называют его папой. Случай очень редкий. Она даже просила не рассказывать об этом моим родным, чтоб не задавали лишних вопросов. Но я таки спросила: «А как же родной отец?» И получила ответ: « А он ими не интересуется.»

Мама ее тоже развелась, но, оставшись одна, на Родину не вернулась. Так живет в Аммане. Отношения между ними не очень. Зато очень радуют дети, воспитанные и любящие. Старшая дочь сама выучила русский, сын во всем помощник отцу. Жить бы и радоваться. Но я заметила в глазах Алены печаль. « Почему ты грустишь?» - спросила я.
« Я часто думаю, как бы сложилась моя судьба там, на Родине. Хоть бы разочек еще увидеть Киев…»

Мы обменялись телефонами, но то ли я где-то ошиблась в цифрах, то ли Алена сменила номер, но связаться с ней так и не получилось. А жаль…

Вот такие истории. У меня еще много знакомых славянок. Марина – красавица- стоматолог из Кишинева. Оксана – классный гинеколог и просто очень хороший человек, из Киева (если не ошибаюсь). Ирина – инженер-строитель из русской глубинки. Алина – репетитор английского языка из Боснии. И так далее, и так далее… Все мы разные, но все здесь живем, работаем (и не работаем), рожаем детей, радуемся жизни, гуляем на свадьбах и грустим на похоронах. Обычные иорданские женщины.)

Спасибо всем за внимание и хорошего дня!

Уезжая в 2005 году в Иорданию работать по контракту, преподаватель Юго-западного госуниверситета (тогда еще политехнического института) Дмитрий Скопин и предположить не мог, что задержится в этой стране надолго. Курянин рассчитывал проработать в университете Аль-Балка, который находится в одной из самых красивых столиц мира – Аммане, – ровно год. С тех пор прошло шесть лет...

Иорданию называют уникальной страной. По оценкам ученых, ее земля хранит в себе от 16 до 20 тысяч памятников истории и культуры прошедших эпох. Здесь был крещен Иисус Христос, здесь Моисей увидел Землю Обетованную, здесь же он похоронен, здесь жили многие библейские пророки... К тому же считается, что это одна из самых безопасных и спокойных арабских стран. Во всяком случае так пишут в туристических справочниках. Так ли это на самом деле – мы поинтересовались у Дмитрия и Ларисы Скопиных, когда они приехали в родной Курск в отпуск.

В Иорданию везли книги и мед

Жизнь Дмитрия изменилась в 2005 году, когда «политех» посетила делегация из иорданского вуза. Зарубежные гости передали просьбу президента университета Аль-Балка – порекомендовать преподавателя по компьютерной инженерии. «Они готовы были заключить контракт со специалистом, способным вести занятия на английском, – поясняет Скопин. – Ректор предложил мне поехать в Иорданию на год. Признаюсь, опасения были. Ближний Восток ассоциировался с постоянными вооруженными конфликтами, войнами... Естественно, позвонил супруге, чтобы узнать ее мнение».

– А я сразу согласилась, – улыбается Лариса. – Тогда для нас это был самый подходящий вариант. Обычно мы долго думаем перед тем, как принять решение, а в тот раз все произошло очень быстро. Если приглашают, надо ехать – постановили мы на семейном совете. Но на всякий случай взяли минимум вещей – лишь самое необходимое.

Лариса и Дмитрий смеются, вспоминая, как прилетели в Иорданию с большими баулами, в которых «челноки» возили товар. «На приличные чемоданы денег не было, – говорят они. – Самым тяжелым оказался баул с книгами – взяли много научной литературы. А в качестве подарка везли мед! Этот продукт высоко ценится в Иордании, там его не производят. К тому же российский мед считается одним из лучших в мире».

Сначала куряне снимали, как они говорят, «простенькую квартирку площадью около 90 квадратных метров». Потом, когда перевезли в Иорданию детей, перебрались поближе к центру Аммана в жилье попросторнее. «Квартиры в Иордании всегда большой площади – 130–150 квадратных метров, – поясняют супруги. – В стоимость аренды (около 10 тысяч рублей в месяц) входит пользование подземной парковкой – без нее не сдается ни один многоквартирный дом».

Как замечают Скопины, они быстро поняли, что Амман – безопасный и комфортный город. Тем более что к иностранцам в Иордании, по словам Дмитрия, относятся хорошо. «Иностранец воспринимается или как турист, приехавший тратить деньги, или как профессионал, который поможет сделать их страну более развитой, – говорит он. – А к русским особо теплое отношение. В Советском Союзе училось огромное число иорданских студентов. И сейчас 70% педсостава университета Аль-Балка – выпускники наших вузов. Они прекрасно говорят по-русски и с нежностью вспоминают время, проведенное в СССР, который называют райским местом».

Пикник на берегу Мертвого моря

Сначала Скопины забрали в Иорданию младшего сына – ему тогда было два года. Старшего перевезли чуть позже, как только он закончил четвертый класс.

– Иордания создана для семейной жизни, – говорит Лариса. – Много парков с аттракционами, в супермаркетах есть даже специальные дни, когда магазины открыты только для семей – приходят родители, бабушки и дедушки с детьми. У иорданцев огромные семьи, и любовь к детям в крови каждого. Если едет школьный автобус, ему все уступают дорогу. Водители желтых автобусов нарушают все правила, но их не наказывают – они детей везут! Наши сыновья говорят на трех языках. Младший очень быстро освоился и заговорил по-арабски. В четыре года отдали его в местный садик. У них дошкольное образование отличается от нашего – никаких прогулок, игр, возни с игрушками... Все приближено к школьному обучению. Уже в этом возрасте они начинают изучать английский, арабский и математику. Арабы стесняются, если не могут говорить по-английски. Если не знаешь этот язык, не сможешь поехать на международную конференцию, тебя не пригласят в другую страну, не получишь престижную работу...

– А вы выучили арабский?

– Мне кажется, выучить его в совершенстве невозможно, – улыбается Лариса. – Язык крайне сложный! Он включает в себя большое количество звуков, которые европейский человек не всегда может выговорить. У них совершенно иной механизм образования речи – много гортанных звуков. Небольшое видоизменение, казалось бы, одного и того же звука, ведет к полному непониманию. От этого зависит значение слова. Например, слово «хамам». В одном случае это будет голубь, в другом – туалет. Различие – в еле уловимой разнице произношения всего одного звука. Что касается грамматики... Написание букв зависит от того, где они находятся – в начале, середине или конце слова. Правила образования множественного числа для мужского и женского родов также разнятся. К тому же арабский литературный язык очень отличается от разговорного. Если поинтересоваться у местного жителя, как будет по-арабски какой-либо предмет, он обязательно назовет литературный вариант. При этом малограмотный человек может вас не понять, потому что не учился в школе и не знает литературного арабского.

Куряне активно путешествуют по Иордании, где множество уникальных мест. «Мертвое море находится в 70 километрах от Аммана, всего час езды на машине, – говорит Дмитрий. – Мы часто проводим там выходные. Как-то поехали в конце января. В Аммане было прохладно – около плюс семи... И чем ближе подъезжали к Мертвому морю, тем теплее становилось. Температура воздуха на побережье – +30°С. Так что люди ездят туда погреться! Мертвое море – уникальный природный памятник. Это соленое озеро, поверхность которого лежит на 400 метрах ниже уровня мирового океана. Там самое высокое атмосферное давление. У нас в машине лежала пустая пластиковая бутылка, ее просто сжало! Летом купаться в Мертвом море практически невозможно – из-за жары соленая вода нагревается, становится горячей и по консистенции напоминает глицерин.

В Курске сумасшедшие цены!

Приехав в отпуск, Скопины поразились стоимости продуктов в курских магазинах. «За шесть лет цены на продукты в Иордании выросли максимум на 10%, – поясняет Дмитрий. – Здесь же – в разы. Если честно, цены сумасшедшие! Мы уже привыкли, что огурцы и помидоры круглый год стоят 10 рублей за килограмм, а самая дорогая рыба – не больше 300 рублей. При этом вам ее сразу разделают – выпотрошат, снимут чешую и нарежут на порционные куски. Если берете мясо, у вас поинтересуются, что планируете готовить? Если котлеты, его тут же перекрутят, отбивные – отобьют, рагу – порежут на маленькие кусочки... У них и кур разделывают, снимая кожу, отрезая крылья и ножки. Чаще мы предпочитаем делать это самостоятельно. Они же выбрасывают кожу с курицы! На наш взгляд, самое вкусное».

– И все же приходится соблюдать определенные правила в мусульманской стране...

– За последние годы Иордания сильно изменилась. Сейчас это светское государство, которое развивается большими темпами. Когда я впервые приехал в Амман, обратил внимание на то, что юноши и девушки совсем не общаются друг с другом. Наблюдал, как на расстоянии в несколько метров шли парень и девушка. Они разговаривали, даже не глядя друг на друга! Сейчас все меняется. Молодежь стремится получить хорошее образование, найти достойную работу и только потом задумывается о семье и детях. Причем все чаще говорят, что планируют завести 2–3 детей.

– Более того, очень редко можно встретить на улице женщину в парандже, – продолжает Лариса. – Естественно, не принято носить мини-юбки и открытые майки. Самая популярная одежда у женщин – джинсы и футболки. Чтобы понять культуру и традиции этой страны, нужно там пожить. У нас принято считать, что женщинам в мусульманских странах приходится несладко... А в Иордании к ним относятся как к изнеженным созданиям, которых необходимо баловать, холить и лелеять. Иорданка не носит тяжелых сумок – это обязанность мужчины. И такое отношение к женщине прививают с детства. Когда наш сын ходил в арабский садик, они изучали меры веса. В учебнике объясняют так: «Ходишь ли ты с мамой в магазины, чтобы покупать золото? Какими весами пользовался ювелир?», «Покупал ли ты когда-нибудь с папой картошку? Какими весами пользовался продавец?» То есть с мамой можно купить золото, а с папой – картошку.

– А что насчет многоженства?

– За все время нашей жизни в Иордании мы видели только одну такую семью. Позволить себе даже двух жен могут лишь единицы – мужчина должен быть очень богат. Ведь второй жене нужно купить квартиру не хуже, чем у первой. Необходимо содержать ее, обеспечивать детей... Любая женщина, выходящая замуж, подписывает брачный контракт, где оговорена сумма, которую она получит в случае развода. К тому же обычно невесте дарят 2–3 килограмма золота на свадьбу. И после развода эти сокровища остаются у нее. Иногда складывается впечатление, что права иорданских женщин защищены гораздо лучше российских.

– Но хоть что-то вам не понравилось в этой стране?

Супруги на секунду задумались... «Наверное, привычка местных жителей с любопытством и без малейшего стеснения разглядывать иностранцев, – заметила Лариса. – Шесть лет я там живу, и шесть лет меня пристально «изучают». Когда приезжаю в Россию, первое время чувствую себя немного неуютно – почему на меня никто не смотрит?»

– За эти годы Иордания стала для нас вторым домом, – добавляет Дмитрий. – Когда мы там, хочется в Курск. А приехав домой, начинаем скучать по Амману.

Вверх — Отзывы читателей (4) — Написать отзыв — Версия для печати

Не нужно сравнивать развытые страны с нишей росиией, убогое сравнение получиться и совсем не в сторону россии.
царя к власти и порядок воспитывать в людях с детсва нужно, а для этого нужно не карманы набивать, а работать на благо страны, в которой будут жить наши дети, работать и работать!

Интересная статья. Вынесла для себя много нового о стране.
Рада за эту семью, что у них все так хорошо в жизни сложилось. Учачи вам и в дальнейшем!

зато у нас самый дешевый самогон

а я сосед,вот уж 18лет,там на фото видно противоположный берег мертвого моря,это мы.Я тоже много нового узнал об Иордании,классно там...но не всем!там живут 3млн.палестинцев,беженцев из Израиля и хотят вернуться к нам...вот ЭТО ЖУТЬ!

Девчонки в Иордании очень веселые и радостные.

Собственно говоря, они совершенно опрокинули мое представление о закрепощенных женщинах Востока.

Девочка надевает платок, когда становится девушкой.

Правда, наш гид рассказывала, да и мы сами это видели, что в Иордании женщина может одеваться как хочет, и никто даже взглядом не выкажет ей осуждения.

Обучение в государственных школах в Иордании раздельное. В частных - мальчики и девочки учатся вместе.

Девушки могут получить образование в шестимиллионной Иордании в 33 высших учебных заведениях, из них - 12 вузов - государственные. При приеме на работу нет дискриминации.

Такие вот наряды у девушек в жаркую погоду. Общественное мнение все-таки давит. 75% иорданских семей - ортодоксальные мусульмане.

Девчонки выходят из музея машин короля Хусейна

Девочка в Петре продает бусы

Маленькие бедуинки хотят напоить щенка водой.

Школьницы на экскурсии в Петре

Девушки в Иордании служат в армии.

В армию они идут добровольно.

Почему-то в Иордании на все экскурсии толпами ходят именно девушки, мужчин как-то на культурных объектах мало.

В плотной одежде и в форме очень жарко.

Курсантки рядом с дервишем.

Вот этот мужчина попытался помешать мне сфотографировать его жену. Таким образом закутанных женщин в Иордании много, но я стеснялась их фотографировать.

О свадебных обрядах нам немного рассказала наш гид, русская женщина из Тбилиси, которая уже 27 лет замужем за арабом.
Чтобы арабу жениться, надо иметь очень много денег, потому что он должен обеспечить свою жену всем необходимым и подарить ей много золота. Поэтому арабские мужчины женятся после 30 лет, когда получат образование и заработают на свадьбу.
Обычно это происходит так, рассказывала наш гид Стэлла. Где-то к 35 годам мужчина уже не хочет жениться, потому что он уже привык и ему уже и так хорошо, однако начинает беспокоиться его мама и подыскивает ему невесту.
Затем невесту и жениха знакомят. Если девушка совершенно закрывает свое лицо, то она может показать его жениху в присутствии брата или отца. На фигуру девушки смотрят женщины из клана жениха в бане. Есть еще много разных ухищрений узнать о состоянии здоровья девушки. Например, ей предлагают разгрызть нечищенные орешки, чтобы проверить здоровые ли у нее зубы, и так далее.
Если при первичном осмотре девушки и мужчина решают, что подходят друг к другу, то все мужчины клана жениха, а это могут быть и 50 человек и сто, встречаются с мужчинами из клана невесты и просят ее руки. Девушка должна сказать, сколько золота она хочет получить на свадьбу. Обычно женятся на ровне. Средняя семья обычно закупает золота для невесты на свадьбу примерно на 8 тысяч долларов. Если мужчины семьи невесты согласны выдать девушку, то им предлагают выпить кофе, то есть сделка завершена.
Начинается полугодовой период ухаживания за невестой, когда мужчина и девушка встречаются в кафе, ходят в кино, гости и так далее. За это время они подбирают себе квартиру, обставляют ее мебелью и всем необходимым. Это прежде всего забота жениха. В это время они, узнав друг друга получше, могут отказаться от свадьбы. В этом нет ничего страшного. До свадьбы же, разумеется, никаких сексуальных отношений.
Свадьба же обычно бывает очень большая. Приглашаются все родственники и друзья. Невеста надевает красивое белое платье. Если невеста не хочет показывать лицо, то свадьба играется "на две половины" мужскую и женскую. На одной тусуются женщины и жених с невестой без паранджи, на другую половину к мужчинам периодически выходит жених, чтобы им не было скучно.

Главой семьи тут традиционно считается мужчина. Мужчина, например, покупает в семью все продукты, решает вопросы обеспечения, отдыха, учебы детей и так далее, хотя, как хитро говорит наш гид Стэлла, как в известной поговорке "мужчина голова, а жена шея".
Мужчины могут взять себе до четырех жен, однако каждую они по закону обязаны обеспечить отдельной квартирой и полным содержанием. Почти все мужчины в Иордании теперь имеют только по одной жене, говорит Стэлла. Когда мы спросили, есть ли у ее мужа вторая жена, она очень возмутилась и сказала, что такого не потерпела бы.
При разводе мужчина должен обеспечить женщину всем необходимым. Ребенок считается собственностью мужчины, но до 15 лет суд отдает ребенка матери, а потом его спрашивают, с кем из родителей он хотел бы жить. И пусть только мужчина попробует не обеспечить только свого ребенка, тут Стэлла воинственно сверкает глазами. Женщина сразу же подаст на своего бывшего мужа в суд.

Вот в таких черных одеждах иорданские девчонки вышли искупаться на городской пляж. Они так в этих черных балахонах и окунаются. Европейские женщины могут купаться в Мертвом и Красном море в Иордании только в пятизвездочных отелях, у которых собственные пляжи, 4- и 3-звездочные отели не имеют своих пляжей, приходится ходить на городской. Если там раздеться, то никто тебе ничего не скажет, но будут смотреть ТАК, говорит наш гид Стэлла, что тебе самой не захочется больше купаться в купальнике.
Мы это испытали в ущелье с горячими источниками. В черном базальтовом ущелье, в котором стоял наш отель, сверху лились водопады с термальной водой температурой струй от 30 до 80-ти градусов. И можно было ходить под этими струями в специальных ваннах от теплой к горячей. Ну мы, европейские девушки, и ходили в купальниках, однако за нами из купальни в купальню ходила толпа арабов в плавках до колен, которые периодически погружались по пояс в воду. Мне в связи с этим вспомнился анекдот: "один петух говорит другому: Пойдем в супермаркет, на голых курочек посмотрит". Чувствовали мы себя при этом крайне неуютно.
- А как же горячие арабские мужчины, которые женятся примерно в 35 лет, обходятся все это время, - спросила я нашего гида. - Не знаю, - ответила Стэлла, стараясь при этом сделать слишком честные наивные глаза.
- Ослы, мальчики и мужчины. Это здесь развито. - ответил на мой вопрос один арабист из нашей группы. - Сексуальное общение с мальчиками и мужчинами тоже преследуется по закону, но не так строго, как с женщинами. Еще есть проститутки, о которых все знают, особенно их много приезжает с Украины. Из Киева везут целыми самолетами.
Еще одна женщина из нашей группы, у которой муж иранец, сказала мне, что эти закутанные женщины и сами не промах. По-крайней мере, в Иране две самые популярные пластические операции: первая, это пластика носа - из носа с горбинкой делают прямой аккуратненький носик, и вторая, это восстановление девственной плевы.

Это жена Лота, превращенная в соляной столб, когда она обернулась, уходя из Содома.