«Шерлок»: Высокоактивный социопат. Социопатия и психопатия — как их отличить

Михаил Баев

Шерлок Холмс: «Я не психопат, а высокоактивный социопат…»
Изображение с сайта Basement Rejects

Термины психопат и социопат часто употребляют, не различая. У них действительно есть много общего: пренебрежение к правам окружающих, социальным нормам и закону, неспособность чувствовать раскаяние и вину, склонность к эмоциональным вспышкам и поведению, связанному с насилием. Пятое издание руководства по диагностике психических расстройств (DSM-5), вышедшее в 2013 году, помещает их в раздел антисоциальных расстройств личности.

Тем не менее, различие есть, и от него зависит выбор тактики отношений с этими группами людей.

Считается, что психопатия имеет врожденную генетическую природу, а социопатия - результат воздействия окружения в период формирования личности. При психопатии участок мозга, отвечающий за эмоции и контроль импульсивного поведения, не полностью развит, что негативно влияет на способность чувствовать эмоции и проявления . Социопатию связывают с физической и эмоциональной травматизацией в детском возрасте, социопаты остаются способными ощущать эмпатию в определенных обстоятельствах.

Социопатов определяют как людей, отступающих в своем поведении от принятых социальных норм. Социопатия связана не только с детскими травмами, но и со средой, в которой развивался человек. У подростка, воспитанного в криминальной субкультуре, поведение, причиняющее другим страдания, не вызывает какой-либо реакции отторжения, но он способен чувствовать вину и, например, в насильственных действиях не переходит определенную грань. Сохраняется способность ощущать эмоции как собственные, так и окружающих, и способность принимать другие нормы поведения, например, покинуть криминальную среду и вернуться в общество.

Социопаты склонны к нервозности, легко раздражаются. Психика неустойчива, частые эмоциональные вспышки. Они, что называется, легко входят в раж. Уровень образования обычно низок, как и социальный уровень. Часто меняют работу. Хотя они не склонны придерживаться общественных правил, но могут формировать привязанность к отдельным людям или группам людей («я не являюсь членом вашего общества, я член банды»). Поступки импульсивные. Их преступления, включая убийства, больше спонтанные, чем запланированные.

Объявление в клинике: «Больные,
ожидающие приема, просьба - не
делитесь с другом симптомами
своих болезней - это затрудняет
постановку диагноза».
Народное творчество

Высокоактивный социопат. Стало очень модно прикрывать свою асоциальность этим словосочетанием. Двадцать первый век предложил новый тип героя нашего времени. Кумирами множества молодых людей стали герои культовых сериалов – Доктор Хаус, Декстер, Шерлок Холмс в великолепной интерпретации BBC и ряд других, менее известных персонажей.

Эти персонажи вызывают восхищение у зрителя – подчеркивается их действительно незаурядный ум, умение действовать быстро, стремительно, не оглядываясь на общественное мнение! Прекрасные качества, казалось бы.

Неординарность, которую так пытаются доказать сегодня одинаковые миллионы «не-таких» по всему миру!

Возможность наплевать на общественное мнение и сделать хоть что-то, а не булькать в общем болотце!

Гениальность, пытливый ум! Причем, яркому герою, на вид такому сильному и свободному не чужды некоторая сентиментальность и искренние чувства.

И правда: кто же в детстве не мечтал сделать что-то такое, что перевернет весь мир? Изобрести чудодейственную вакцину, придумать новую ракету, чтобы летать меж звезд, создать и поставить на поток производство телепортов?.. Увы, создать телепорт к –дцати годам так и не вышло, Гендальфа ждать еще долго, а Джуффин Халли ищет сотрудников в иных мирах.

Остается превратить болезнь нашего века - нелюдимость в живом общении – в преимущество. Но, при том, что тактически ход, возможно, неплохой, в реальности все получается не столь радужно.

Впрочем, надо отдать должное делам давно минувших дней. И в позапрошлом веке явление мизантропии было не редким. Чем-то современные персонажи отдаленно напоминают образы классической русской литературы - Онегина, Печорина. Особое распространение шаблон «мизантроп» получил после выхода одноименной комедии Мольера. Это человек, людей избегающий, нелюдимый, склонный – страдающий или наслаждающийся этим – к человеконенавистничеству.

Но все-таки, прежде, чем назвать себя социопатом, стоит разобраться, что же это за зверь такой, разрекламированный и раскрученный? Может, не стоит тащить к себе все, что блестит и плохо лежит?

Социопатия – и с чем ее едят

Психологи утверждают, что социопатия – это, простым языком, разновидность расстройства личности, такой подтип психопата. Это бедолага с патологий поведения в социальной сфере. Он не принимает общественные нормы и агрессивен по отношению к окружающим. Этот индивид патологически не способен или не желает вливаться в социум. Когда-то подобные симптомы называли моральным слабоумием.

Образы социопатов покоряют женские сердца (девочки вообще любят плохих парней), импонируют сценаристам (идеальный герой любой не самой мыльной оперы) и заставляют психиатров потирать ладошки (на ком еще защитить диссертацию?).

Занимательная статистика: нередко социопаты и сами выбирают профессию врача. А еще более чаще - патологоанатома. Ведь, оцените, какая прелесть: вокруг столько людей и все молчат - вот оно счастье по мнению социопата - «Ах, если бы сбылась моя мечта»…

Выписка из истории болезни

Давайте посмотрим на социопатию с немного более научной точки зрения. Эрик Берн, знаменитый американский психолог и психиатр, выделил два типа социопатов:

Вторая категория - активный социопат. Этот фрукт лишен «тормозов»: для него нет ни внутренних, ни внешних стоп-сигналов. Впрочем, это не мешает ему на некоторое время надеть на себя маску добропорядочности и покрасоваться в ней перед теми, кто ждет от него адекватного и ответственного поведения.

Однако, увы, такие личности оказываются вне досягаемости авторитетов. А уж что такое тогда высокоактивный социопат – и представить страшно!..

Симптомы и признаки

Девиантное поведение при социопатии может характеризоваться следующими действиями:

  • непосредственно криминальными - убийства из хулиганских побуждений или мошенничества; сексуальные нападения на людей.
  • порицаемыми обществом, но – формально – не наказуемыми. Мелкие, приходящие в голову сами по себе, пакости, неадекватное поведение водителей автомобилей, уклонение от исполнения рабочих обязанностей. Социопат «некриминального» типа вполне безразличен к опасности или добавочному труду, которые выпадут на долю других в результате его поведение, и соответственно, равнодушен к потенциальному ущербу.

Социопатия, согласно исследованиям, характеризуется:

  • грубым и устойчивым «наплевательством» на социальные правила и обязанности
  • равнодушием к чувствам других людей (социопат кажется окружающим бессердечным)
  • неспособностью контактировать с людьми;
  • низким уровнем выдержки и порогом разряда агрессии, а также, насилия;
  • неспособностью испытывать чувство вины: «пациент» в состоянии извлечь пользу и сделать выводы из своего жизненного опыта, в том числе (а может, лучше сказать, особенно) из наказаний;
  • склонностью подбирать объяснения своего поведения или перекладывать вину на окружающих, что чаще всего приводит к открытому конфликту с коллективом в частности и обществом в целом.

В дополнение к вышеперечисленному «коктейлю» стоит добавить постоянную раздражительность. Диагноз «социопатия detected» индивид получает, если у него присутствуют три или более вышеуказанных признаков, а при этом вся картина «полируется» еще и общими критериями расстройства личности.

Человек с диагнозом «социопат» не способен или практически не способен на привязанность к другим людям. Зачастую любые связи и привязанность между людьми, даже близкими родственниками, он интерпретирует как взаимную манипуляцию.

Основная беда такого человека в том, что он в принципе не видит никаких границ. Страдает ли он от того, что не может управлять собой, находясь в социуме, и отвечать за свои поступки? Нет. Это объясняется просто: социопат банально не понимает, что делает что-то не так.

Но психологи все же практически уверены: влюбиться способен даже самый явный социопат. Правда, человек, на которого будут направлены теплые чувства «пациента», должен будет встряхнуть его просто до глубины души. И, естественно, человек, ответивший на подобные чувства не похвастается тем, что попал в сказку: ведь при любых обстоятельствах социопат больше всего любит себя красивого и умного.

В сущности своей социопаты довольно обаятельные, изобретательные личности. Скучно с ними не будет, если, конечно, они захотят принять вас в свою компанию. В общем, за руководством по общению и отношениям с типом «высокоактивный социопат» обращаться к доктору Ватсону, Бейкер Стрит.

Кстати, мода предлагает еще одну похожую штуку - форму высокофункционального аутизма под названием Синдром Аспергера. Часто люди с синдромом Аспергера обладают высоким интеллектом, но слабовыраженными или нестандартными социальными способностями.

Немало сломано копий в попытках понять загадочную душу величайшего и единственного в мире консультирующего детектива. Какими только диагнозами его не награждали: психопат, социопат, аутист, маньяк.

Я, вооружившись ресурсами по литературе и психиатрии, постаралась разобраться в терминах. Для разбора выбрала два самых ярких образа: классический Холмс Конан Дойла и современный, в исполнении сногсшибательного Бенедикта Камбербэтча.

"Я не могла не смотреть на Шерлока Холмса глазами врача. То, что я видела, было типично для доктора: я видела пациента. Я попыталась ответить на вопрос: можно ли по его странному поведению поставить диагноз? У него определенно есть симптомы.

Он не обращает внимания на нормы и условности обычного человеческого общения. Его познания глубоки, но очень специфичны. Он крайне холоден, и, как следствие, очень одинок. У него нет друзей, за исключением крайне лояльного Ватсона.

Из родни у него только брат, еще более замкнутый, чем он сам. Изобразил ли здесь Конан Дойл некое нарушение личности, душевную болезнь, которую он наблюдал лично, или Холмс был то лишь любопытным персонажем, полностью им придуманным?" - пишет Лиза Сандерс, доктор медицинских наук и поклонница Холмса.

Психопат или социопат?

Все, конечно, помнят, как в сериале BBC полисмен Андерсон бросил Шерлоку: "Психопат!", а тот огрызнулся: "Я высокоактивный социопат. Выучи, наконец, термины".

Но если их выучить, первое, что мы узнаем - что психопат и социопат, это, в общем-то, одно и то же.

Среди психопатов выделяют первичных, которые, вероятно, такими и уродились. У них просто по-другому устроен мозг: не развиты области, отвечающие за эмпатию, самоконтроль и беспокойство.
Есть и вторичные психопаты, которых также называют социопатами. Скорее всего, такими их сделала трудная жизнь, в частности, насилие в детском возрасте.

Каковы же основные черты психопата?

Это человек, захваченный идеей собственного величия, для которого нет ценности выше, чем он сам. Он - безответственный, поверхностный патологический лжец, мастер манипуляций. Импульсивен и склонен к насилию, у него напрочь отсутствует способность сопереживать другим людям, а также чувство стыда и вины за дурные поступки. Психопат из-за своей неспособности к чувствам часто мучается скукой. Он не умеет строить и поддерживать стабильные отношения.

Я даже теряюсь, что из этого списка аморальностей можно отнести к доблестному детективу? Разве что кажущуюся холодность и попытки избежать привязанностей. В остальном же мы получили психологический портрет злодея-Мориарти. По крайней мере, сериальной его версии. Он-то и есть образцовый психопат.

И классический, и современный Холмс испытывают самые разные эмоции, но приучают себя дистанцироваться от них, не позволяя им управлять разумом.

"Любовь - это эмоция, которая противоположна чистому и холодному разуму. А разум я, как известно, ставлю превыше всего", - говорит сыщик в "Знаке четырех". У настоящего психопата нет нужны избегать чувств, ведь у него их нет изначально.

Упрекнуть Холмса в отсутствии эмпатии и сострадания язык не поворачивается после всего, что он сделал, чтобы защитить лучшего друга Ватсона.


Герой Дойла ответственен и справедлив, он спокойно признает, когда был неправ. А для психопата признать свою вину - нечто совершенно немыслимое.

Аутичный детектив

Довольно популярна теория о том, что Шерлок страдает мягкой формой аутизма, известной как синдром Аспергера. Это заболевание было впервые описано австрийским педиатром Хансом Аспергером в 1944 году. Он описал адекватных и умных мальчиков, у которых были тяжелые проблемы с социальным взаимодействием. Мог ли Конан Дойл открыть этот синдром за 70 лет до Аспергера?

Характерное свойство всех видов аутизма - "душевная слепота": трудности с пониманием, что думают и чувствуют другие люди, с поддержанием контакта с окружающими, завязыванием отношений. Не чувствуя, как их воспринимают другие, люди с таким синдромом часто ведут себя странно. Кроме того, они склонны детально изучать очень узкие области.

В рассказах Конан Дойла Шерлок Холмс время от времени демонстрирует все эти признаки. Его прямота порой доходит до грубости. Даже когда он говорит с лучшим другом, его комплименты больше похожи на упреки.

В "Собаке Баскервилей" Ватсон с гордостью делится с Холмсом результатами своих наблюдений. Но тот отвечает, что Ватсон не источник света, а проводник, всего лишь помощник в решении загадок, которые может распутать только он сам.

Холмс часто хвастается детальными познаниями в специфических областях. Например, монографией о 140 сортах пепла. Он демонстрирует то, что Аспергер назвал "аутическим умом" - способностью видеть мир под совсем иным углом, чем другие, замечать детали, которые они пропускают.

Действительно, Шерлок гордится своей способностью придавать значение мелочам и называет это своим методом.

Но если взять современного Шерлока, то, похоже, проблем с распознаванием эмоций и взаимодействием в обществе у него нет. Да, он часто производит впечатление эксцентричного и черствого типа, но исключительно тогда, когда желает быть таковым. Здесь нет ни следа той неловкости в обществе и замкнутости, которую испытывают все аутисты.

Когда хочет, Шерлок умеет быть очаровательным, производить впечатление - мало кто сумел бы столь виртуозно очаровать и Ватсона, и Ирэн, и Жанин. Не проявляет он и другой ключевой черты аутистов - стереотипного поведения, когда человек постоянно повторяет одни и те же ритуалы и впадает в ступор при необходимости импровизировать.

Может, депрессивный маньяк?

Еще один часто обсуждаемый диагноз - , также известное как маниакально-депрессивный психоз. Это заболевание, при котором периоды безудержной деятельности, напряженной активности (мания) сменяются периодами глубокой депрессии.

Маниакально-депрессивным детектива считает писатель Лесли Клингер, редактор самого известного аннотированного сборника историй о Шерлоке Холмсе. Того же мнения придерживается и историк Кирилл Кобрин, автор исследования "Шерлок Холмс и рождение современности".

Самые яркие черты классического Холмса очень похожи на симптомы этого заболевания.
С первых рассказов перед нами по сути два Холмса.

"Весь вечер просидел он в кресле, совершенно счастливый, слегка двигая длинными тонкими пальцами в такт музыке: его нежно улыбающееся лицо, его мечтательные, затуманенные глаза ничем не напоминали о Холмсе-ищейке, о безжалостном хитроумном Холмсе, преследователе бандитов". "Союз рыжих".

В работе Холмс - стремительный, блестящий, безжалостный, полный идей и сил.

В "Знаке четырёх" он практически не спит и не ест все 82 часа, что продолжается расследование.
В паузах между увлекательными делами он совсем иной - медлительный, погруженный в себя, скучающий, подавленный. В такие периоды детектив почти не выходит из дома и злоупотребляет кокаином.

"Иногда я впадаю в тоску и могу молчать целыми днями. Не нужно думать, что я дуюсь, просто оставьте меня в покое и вскоре я буду в порядке", - сразу предупреждает Холмс своего соседа в "Этюде в розовых тонах".

Типичные симптомы мании (или её более легкой формы – гипомании): настроение от приподнятого до эйфорического, высокая активность, быстрая речь, снижение потребности в еде и сне, завышенная самооценка, вызывающее поведение, склонность к риску, раздражительность, повышенный интерес к сексу. Классический сыщик в разгар дела проявляет все эти признаки, кроме, конечно, последнего.

В повести "Знак четырех" фактически разворачивается полный цикл биполярного расстройства: от меланхолии в начале истории детектив разгоняется до бурной маниакальной деятельности. И завершается расследование снова депрессией: Ватсон покидает соседа ради молодой жены, а Холмс остается наедине с ампулой кокаина.

Больные хорошо знают, что приступы мании можно спровоцировать - стоит поработать несколько ночей подряд вместо сна. Возможно, Холмс занимался делами только в маниакальные фазы, или особо интересные расследования помогали ему выкарабкаться из депрессии. Не стоит забывать, что стрессовая работа и стимулирующие наркотики - классические триггеры, то есть то, чем можно спровоцировать приступы мании.

Манией отдает увлеченность Холмса сверхидеями: он, естественно, считал себя лучшим детективом в королевстве. При этом для него не важны материальные блага, а ради подвигов он решил полностью пожертвовать личной жизнью. Детектив всегда готов рисковать жизнью и здоровьем, как в погоне за преступниками, так и в экспериментах с опасными химическими реагентами.

Наконец, зависимость от наркотиков. В тяжелые периоды Шерлок колол 7% раствор кокаина "три раза в день в течение месяцев". Наркотики - очень распространенный способ самолечения для страдающих аффективными расстройствами.

Причем не любые наркотики. Сыщик злоупотреблял кокаином и даже посмеялся над неграмотностью Ватсона, который, застав его в притоне в рассказе "Человек с рассечённой губой", заподозрил в курении опиума.

Разница, действительно, есть: кокаин - сильный стимулянт. Полагаю, он был необходим детективу, чтобы переживать депрессивные фазы, сохраняя остроту ума. В то время как опиум, напротив, расслабляет, чего Холмс не мог себе позволить.

Не случайно и то, что идеальным воплощением Шерлока Холмса для миллионов поклонников стал Джереми Бретт. Актер, всю жизнь страдавший от тяжёлой формы маниакально-депрессивного расстройства, называет эту роль "самой трудной в своей карьере, труднее Гамлета и Макбета".
Бретт известен тем, что он не просто играл Холмса, он старался стать им, представляя его как абсолютно реального человека, вплоть до мелких привычек и мыслей. Некоторые знакомые считали, что он одержим своим героем.

В 86-м году болезнь усугубилась, актёр прошёл лечение в психбольнице и оставшиеся годы принимал литий. Несмотря на тяжёлые приступы, одышку, отёки, он исполнял роль до последнего.
Но все перечисленное не стоит переносить на харизматичного Шерлока BBC. В сериале мы не наблюдаем ни одной настоящей депрессии. Герой всегда полон энергии, деятелен и крайне самоуверен. Конечно, иногда он скучает без дела и раздражается от глупости окружающих - но это вполне нормально для гиперактивного и очень умного парня.

Вывод? Я думаю, он очевиден. Современный Шерлок, такой, каким его изобразили авторы шоу Стивен Моффат и Марк Гэтисс, не унаследовал даже тех черт психических расстройств, которыми обладал оригинал Конан Дойла. Этот герой совершенно нормален (что вовсе не значит, что у него легкий характер), и называет себя социопатом лишь из любви к драматическим эффектам.

Заключение психиатра: Boooring! Следующий пациент.

Как они все похожи! Шерлок Холмс из сериала «Шерлок», его двойник из сериала «Элементарно», доктор Хаус, его отечественная пародия доктор Быков из «Интернов». Недалеко от них ушли менее известные персонажи - главные герои «Менталиста», «Следствия по телу» и многих других современных телешоу. Умные, блестящие, непредсказуемые, одинокие, эпатажные и нарушающие все на свете нормы. Имеющие травму в анамнезе, а теперь обаятельные злодеи, положительные герои с омерзительным характером. О том, что означает популярность именно такого типажа на телеэкранах, мы поговорили с психологом Кириллом Хломовым, руководителем психологического центра «Перекресток»

Я не психопат! Я высокоактивный социопат! Пора уже выучить термины… - говорит доктору Ватсону Шерлок Холмс. Тот самый, из последней британской версии, в исполнении Бенедикта Камбербэтча.

«Социопатами называют индивидов, антиобщественных в своей основе и вследствие этого всегда вступающих в конфликты, не извлекая никаких уроков из неприятных переживаний и наказаний, которые причиняет им их собственное поведение. Эти люди лишены, по-видимому, обычной лояльности по отношению к обществу, к своим родителям или к кому-либо из окружающих», - так характеризует социопатов Эрик Берн, американский психиатр, автор теории трансактного анализа. Он, кстати, разделяет социопатов на активных и пассивных, или латентных. Если вторые чаще всего ведут себя прилично, так как хотя и формально, но все-таки руководствуются принятыми нормами и правилами, то первых обычно ничто не сдерживает.

Шерлок Холмс действительно не считается с чувствами близких и даже демонстрирует эмоциональную тупость, не понимая, что такое дружба, отвергая понятие любви и семейных ценностей. Он грубо выставляет из комнаты собственных родителей, которые пришли к нему в гости, будучи проездом в Лондоне. Он не может сообразить, почему Ватсон так расстроился, когда узнал, что в течение двух лет, пока он считал Шерлока мертвым и оплакивал его, тот просто водил его за нос и не удосужился сообщить, что он жив. Но в то же время, как и прочие «главные мерзавцы» сериалов, Шерлок очень чувствителен и чуть ли не сентиментален, хотя, кажется, сам об этом не догадывается.

Доктор Хаус, Шерлок Холмс, Патрик Джейн и прочие из этой команды - они очень соблазнительны, - говорит Кирилл Хломов. - Прежде всего потому, что выходят за рамки. Это, скорее, даже не социопаты, а нарциссические истерики, которые привлекают к себе внимание любыми способами. Они все время что-то такое отмачивают, в результате чего все окружение только о них и говорит. Они демонстративно не любят людей, но на самом деле не могут без них ни минуты: им все время необходима обратная связь. Это действительно такой собирательный образ современного невротика, который пытается показать свою самодостаточность и независимость, в том числе за счет высокого интеллекта. И при этом мучительно нуждается в том, чтобы постоянно оказываться в центре внимания.

В то же время создается впечатление, что это тип смелого, слишком откровенного человека, который взял за правило не лукавить и высмеивать лукавство других.

В чем же их смелость? Давайте посмотрим. Она в том, что они небрежны в отношениях, позволяют себе такую небрежность. Там, где от них ждут социально одобряемого поведения, например сочувствия, они идут в противоположную сторону и демонстрируют чуть ли не садизм по отношению к своему окружению. Но при этом, заметьте, они все-таки не настоящие злодеи: ни один из этих героев никого не убивает - да что там, даже никого не увольняет. То есть агрессия декларируется, но не реализуется. При этом у них у всех высокая степень небрежности по отношению к себе и даже аутоагрессия. Хаус, например, принимает наркотики и периодически попадает почти в смертельные переделки. Тем самым заставляя свое окружение все время себя спасать.

То есть, с одной стороны, «мне никто не нужен, я никого не ценю», но как только друзья и коллеги пытаются удалиться, выясняется, что наш герой на краю гибели и оставить его невозможно. Манипуляции, шантаж?

Да, и даже больше. Друзья и коллеги этих героев не оставляют их вовсе, вопреки всем хамским выходкам. Уилсон предан Хаусу, несмотря ни на что, да и команда его на самом деле мирится с «его манерой». Ватсон оплакивает Шерлока два года, а затем называет лучшим другом, ту же стойкость демонстрирует и напарница Патрика. Даже не самые близкие друзья, а просто коллеги помогают нашим героям выпутаться из неприятных ситуаций, в которые те то и дело попадают, манкируя всеми правилами на свете. Вы представляете себе, если бы у вас была такая команда, которая верит в вас беззаветно, несмотря ни на что, и демонстрирует такую высокую надежность дружбы? Мне кажется, что это на самом деле один из актуальных запросов современного общества - надежность дружеских отношений, безоценочное принятие. Причем это не родительское безоценочное принятие, а именно среди равных, в группе.

И с родителями, кажется, у всех героев не очень… Американский Шерлок-наркоман уверен, что богатому отцу на него наплевать и он не хочет поддерживать с ним отношения, Хаус отца ненавидит, Шерлок английского покроя своих родителей откровенно презирает.

Да и все наши герои в принципе антисемейны: они не верят в семейное счастье, не строят долгосрочных близких отношений и, заметьте, не делают карьеру. Не стремятся получить статус, напротив, отрицают традиционные ценности: карьеру и семью, занимаясь исключительно тем, что доставляет удовольствие, и только так, как считают нужным.

Но все-таки в своем деле они лучшие! Именно за это им все и прощается.

Они прекрасны в своем деле и убедительны, но не супергерои. Вернее, такие «локальные супергерои»: они не спасают мир. Не Джеймсы Бонды. Я бы сказал, что ближе всего позиция наших героев к хипстерской: очень много индивидуализма, смысл - заниматься тем, что нравится, и не очень обращать внимание на формальности.

Конечно, герои, которые нарушают правила, появились не впервые. Но отличительная черта современных персонажей - бесконечный и беспощадный троллинг всех вокруг. Давно появилось выражение «в стиле доктора Хауса» - о начальнике, который беспрестанно хамит и унижает сотрудников. Также говорят «в стиле доктора Быкова» - если совсем уж безобразно орет.

Унижает, орет, хамит, или, если хотите, троллит. Но не берет топор и не выплескивает агрессию с помощью физического насилия. Потребность владеть искусством троллинга - тоже один из психологических запросов нашего времени. Это про умение управлять гневом, которое для нас стало очень актуальным. В прежние века зарубил топором - сел. Трагедия. Сегодня способ и плотность нашей коммуникации сильно отличаются от прежних и требуют умения владеть своей агрессией. Эта агрессия может выражаться погранично, как в случае Быкова: он почти переступает границу - но все-таки не до конца.

Но почему же эти неприятные личности вызывают такой восторг и даже желание им подражать? Ведь не секрет, что многие начинают копировать Хауса, многие поддаются на обаяние самовлюбленного и самоуверенного «менталиста», да и Шерлок тоже…

Как гештальт-терапевт я могу сказать, что здесь речь идет, скорее всего, о полярностях. В каждом человеке есть оба полюса - и агрессия, и доброжелательность. И хамство, разрушительные, антисоциальные тенденции - и, напротив, сентиментальность, потребность быть добропорядочным и «хорошим». Но если один из полюсов вытесняется, потому что он социально неодобряем, именно там возникает напряжение, и нас тянет к тем героям, в которых эти черты ярко выражены. Мы находим в них то, что подавляем в себе.

А старая добрая Англия не перестает удивлять! Хоть и редко, но зато метко. И сейчас речь идет о возвращении после двухгодичного перерыва сериала «Шерлок» от BBC. В этот раз создатели самого популярного и стильного социопата современности Марк Гэтисс и Стивен Моффат не поскупились ни на юмор, ни на драму, ни на вагон и малую тележку загадок для своих поклонников, этакий рождественский презент для настоящих ценителей метода дедукции. Конечно же, я, воспитанная на классическом английском детективе трудами семейной библиотеки, не могла пройти мимо этого феномена под названием «осовремененный Шерлок», который оставил после себя сладкое послевкусие с ноткой горечи. А впрочем, давайте обо всем по порядку.

Не бойтесь, мою биографию мы обойдем стороной, и начнем, пожалуй, как все нормальные люди, разбор сего, не побоюсь этого слова, шедевра с самого начала.

Отставной военный врач Джон Ватсон возвращается в Лондон после трехлетней службы в Афганистане по причине ранения, которое непоправимо подкосило его здоровье. Не имея в столице ни друзей, ни родственников, доктор Ватсон пытается наладить новую жизнь, и случайная встреча с бывшим сотоварищем по институту дает ему эту возможность. Он при крайне странных обстоятельствах знакомится с консультирующим детективом и по совместительству высокоактивным социопатом по имени Шерлок Холмс, который предлагает ему разделить арендную плату за квартиру на Бейкер-Стрит под номером 221б. Сюжет, в принципе, от источника мало отличается, и история повествования удивительных приключений ставших со временем верными друзьями мужчин, несмотря на ужаснейший характер Холмса и благодаря ангельскому терпению Ватсона, интересна не только сюжетом самих серий или, как я их называю, частей, но и структурой их построения. Если приглядеться, то можно заметить, что обычно каждая часть несет в себе определенную задачу. Первая всегда связана с людьми, которые обращались за помощью к Мориарти. Исключением стала лишь первая часть третьего сезона, но тут все понятно, ведь обращаться было уже не к кому, правда Магнусен после стал достойной заменой. Вторая является некоей отрывочной от главной линии повествования историей, не связанной ни с злодеем-консультантом, ни с его подельниками. Третья же - апогей драмы, яркий аккорд в довершении этой многочасовой песни, венчается резким поворотом сюжета, таким, что потом долго сидишь с широко открытым ртом. И в каждой части мы находим отдельные кусочки большой мозаики под названием Шерлок Холмс, которые, по идеи, должны складываться в четкую картинку, но пока процесс этот несет лишь разочарования. Именно оно и вызвало у меня эту нотку горечи, о которой я писала выше. Складывается такое впечатление, что на протяжении всех сезонов нас всех просто дурачат, а коронная фраза Ватсона «Я ничего не понимаю» рискует стать девизом зрителей. Серьезно, после конца третьего сезона, имея за плечами уже засмотренные до дыр прошлые части, все равно чувствуешь какое-то непонимание, хотя в тоже время осознаешь, что все ключи к замкам были даны уже давно. Не знаю, одинока ли я в своих ощущениях после просмотра, но в любом случае это досадное для меня обстоятельство не отбивает моих нежных чувств к новому «Шерлоку».

Во избежание всевозможных нападок, хочу сказать, что я садилась смотреть первую серию первого сезона, зная лишь название и общие черты концепции и свято любя советского Шерлока Холмса в исполнении несравненного Василия Ливанова, и моя симпатия к новой британской версии не появилась с первого увиденного мною кадра. Правда, постепенно с развитием сюжета я сама не заметила, как начала оживленно жестикулировать руками и выкрикивать свои версии, которые ни Шерлок, ни Лейстрейд, ни даже миссис Хадсон не хотели слушать, а жаль, я ведь была близка к разгадке. Одним словом, моя любовь к мистеру Холмсу по новому образцу появлялась постепенно, от серии к серии я проникалась к нему глубоким чувством восхищения, несмотря на его мерзкое поведение и желание иногда ему хорошенько врезать, что позже сделали все кому не лень. И вот после нескольких месяцев ожидания я, преисполненная сладостного предвкушения, снова окунулась в атмосферу современного Лондона, не лишенного своего очарования. Как было приятно снова ощутить это чувства - будто старых друзей встречаешь! И как бы не противоречило мое последующее заключение черствости и иногда откровенно бесчеловечности главного героя, именно этим сериал и притягивает, по крайней мере лично меня, своей атмосферой. Дух Лондона можно было пощупать руками на моей кухне, особенно в те моменты, когда просмотр сериала совпадал со временем моего чаепития. Отношение Шерлока к Лондону напоминает мне затянувшийся роман, в котором она постоянно и терпеливо ждет, а он постоянно уходит и возвращается лишь по своим эгоистическим соображениям. Ну разве не чудесно? Настоящая драма на самом видном месте, и никто ее не видел! А ведь именно эти мелкие детали, эти образы, будто невзначай брошенные фразы и создают этот поистине пугающий магнетизм и напряженность. Искрометный юмор, не могу назвать его чисто английским, не просто разбавляет довольно мрачную тематику сериала, он его даже в какой-то мере создает. Эти колкие замечания Шерлока по поводу умственных способностей окружающих, дурачества Мориарти, граничащие с бредом шизофреника, систематическое удивление Джона тому, насколько асоциален его друг - без всего этого уже тяжело представить сериал, да и практически невозможно, а если даже вы попытаетесь, у вас все равно ничего не получится, потому что именно такой разный юмор есть отличительная черта каждого образа. Он есть его неотъемлемая составляющая. Каждый персонаж настолько жив на экране, что, кажется, будто это и не актер, а настоящий, реальный человек, который разрешил сделать из своей жизни киноленту. Герои не просто живут, они еще и чувствуют, и их юмор, такой не похожий друг на друга, есть прямое тому доказательство. Больше скажу, они злятся, раздражаются, радуются, восхищаются, горюют совершенно по-разному. У каждого свой стиль поведения, своя палитра красок, которой они выражают все свои чувства, причем иногда заимствуя краски друг у друга или же беря их у третьих лиц. Все они живые, меняющиеся личности, которым свойственны их личные качества и особенности, как поднятие воротника у Шерлока, складывание рук Молли, будто сейчас ее изобьют с особой жестокостью, специфическая мимика Мориарти, хамские выходки Магнусена и многие другие выступающие на первый план детали. У каждого персонажа есть свой почерк, которым он пишет одну и ту же известную зрителю историю, изредка меняя нажим пера и цвет чернил. И если вы возьметесь почитать эти опусы, то вы обнаружите, что все они будут разительно отличаться друг от друга.

Закономерно из рассуждения представленного выше вытекает несколько видимых невооруженным глазом неоспоримых утверждений о блистательной игре актеров и работе режиссеров. Писать хвалебные оды Бенедикту Камбербэтчу и Мартину Фриману за их актерский талант я могу вечно, поэтому постараюсь не превратить сие скромное сочинение, претендующее на рецензию, в восхваляющие записки. С мистером Камбертбетчем имею честь быть знакомой по фильму «Боевой конь», который является, на мой взгляд, прекраснейшим творением Стивена Спилберга. Его довольно органичный дуэт с Томом Хиддлстоном, пусть, к сожалению, и не долгий, заинтересовал меня после детального просмотра этой картины. Между строк замечу, что мне хотелось бы посмотреть на их работу еще. Надеюсь, мои мольбы услышат небеса и киноиндустрия Британии. В любом случае, по отдельности их игра так же радует глаз. Меня довольно сильно поразило, как Бенедикт сумел вжиться в образ Шерлока, с которым они, по моему мнению, сложившемся после нескольких интервью с этим англичанином, не похожи, за исключением, может, стиля в одежде. Причем, хочу заметить, что несмотря на такой очень смелый шаг, как «очеловечивание» Шерлока в третьем сезоне, никоим образом не сказывается на игре Бенедикта. Образ изменен, это факт, но мистер Камбербетч ничего не добавляет мистеру Холмсу от самого себя - все только новое! А казалось бы как просто выпустить себя из жестких рамок и показать своб истинную натуру как часть души Шерлока, но нет! Даже улыбки и то разные! Господи, мне даже страшно... Будем надеяться, что мистер Камбербетч не показал нам истинного себя в Шерлоке не потому что он продал душу дьяволу за свой талант, а потому что он блистательный актер, профессионализмом которого можно восхищаться вечно, как и игрой Мартина Фримана. Джон Ватсон в его исполнении не менее интересен, чем Шерлок в исполнении Бенедикта Камбербетча. К сожалению, я не была знакома с его творчеством до просмотра «Шерлока», но это не стало для меня препятствием, чтобы продолжать восхищаться его прекрасной игрой. Казалось бы, доктор Вастон персонаж скорее вспомогательный, чем равный главному, но мистер Фриман этот факт с успехом опровергает. Скорее здесь он рассматривается как человек, герой, пусть и не главный, но весьма и весьма значимый, а Шерлок Холмс - как явление, перевернувшее его жизнь. Чем вам не образ маленького человека, который так любили русские классики? На мой взгляд, в этой интерпретации истории о знаменитом детективе это смотрится вполне естественно, ведь как известно, меняются лишь декорации, актеры, жанр пьесы, но суть всегда одна. Мартин Фриман подарил своему персонажу интересный облик, привнес в него новые черты, которые на фоне шикарно прописанного сценария раскрываются особенно ярко. Он не просто олицетворение совести, морали и добродетели в этом тандеме, он есть ее полнейшее воплощение, которое постоянно припадает Шерлоку ценные уроки, для чего, собственно, он борется с преступностью, для чего добивается справедливости и зачем вообще помогает изначально слабейшей стороне, не имеющей никакой возможности противостоять злу самостоятельно. Мартин Фриман очень четко проследил линию характера своего героя и сумел блистательно воплотить ее на экране, за что заслужил мое нескончаемое уважение и восхищение.

Если уж мы назвали сторону Шерлока слабейшей, то какая вы спросите вполне логично сильнейшая? После третьего сезона я догадываюсь, что правит этим балом с охотниками на драконов и принцессами Джим Мориарти и те, кто ради него бросается на амбразуру, чтобы быть растерзанными, как в старых добрых сказках, стороной слабейшей. Хотя иногда складывается впечатление, что не все так уж спокойно и благополучно в королевстве дедукции, но впрочем обо всем по порядку. Джим Мориарти является одним из тех злодеев, к которому я не испытываю особой симпатии и желания оправдать, защитить, накормить и спать уложить, и вообще данный герой мне крайне и крайне неприятен, что говорит лишь об одном - задача показать настоящего психа и мерзавца, для которого человеческая жизнь - пустой звук, выполнена Эндрю Скоттом восхитительно, причем нотка истеричности и детского дразнильства пришлась как раз кстати образу этого злодея. И да, Мориарти по праву заслужил это звание, причем надолго, я думаю. Так же как и в случае с охотником на драконов он имеет особую притягательность, мне не ведомою, увы, но вполне понимаемую мной и объяснимую. Мориарти действительно гений, причем весьма незаурядный, а вполне даже интересный и многогранный. Кстати, о многогранности. Нельзя не заметить, что Мориарти и Холмс довольно сильно похожи, только, ко всеобщему счастью, полярности они занимают разные, тем самым поддерживая баланс во Вселенной. Не зря в момент смерти Шерлока мы встречаемся с Джимом на задворках разума детектива. Значит, образ Мориарти влияет на Холмса, помогает ему, дает ему ценные уроки, к которым Шерлок прислушивается и использует скорее вопреки, чем для, опять же ко всеобщему счастью. Они две стороны одной медали, в каждом из них есть что-то друг от друга, в данном случае Мориарти для Шерлока - чистой воды безумие, некий шум в голове, в котором иногда появляются проблески чистого разума, так как разум для Шерлока - основа всех основ. Это мы и видим в момент его смерти: Молли - воплощение реальности, оплот настоящего мира, чувств и эмоций, которые испытывает Шерлок под давлением окружающих, именно она появляется первой. Затем следует Андерсон. Он есть некий вспомогательный элемент, образ помощи, он помогает Молли, направляет самого Шерлока. И наконец, Майкрофт. Он и есть воплощение чистого разума. Не зря мы встречаем его в «Знаке трех» на возвышение, откуда он задает Шерлоку наводящие вопросы. Он руководит братом, как, видимо, делал это и в детстве, но когда Шерлок понимает, что выполнить указание Майкрофта ему не под силу, он опускается на самое дно, где его и встречает Мориарти, его внутренний демон на цепи, которого он мастерски сдерживает в отличие от реального злодея, он есть то, с чем так борется Джон - бессердечность, высокомерие, беспринципность, иногда жестокость и наконец сумасшествие, которое в случае Шерлока проявляется в неординарности хода мыслей, но здесь, на грани жизни и смерти нет ничего кроме чистых воплощений без всяких инородных примесей, и безумие берет верх. Оно и убивает Шерлока, но, заметьте, процесс работы мозга не прекращается - Мориарти рассуждает, анализирует и вот в его, казалось, бреде появляется проблеск здравого смысла, то, за что натренированный разум Шерлока хватается как за соломинку и вытаскивает его со дна сумасшествия, оставляя привязанного Мориарти в его мягкой комнате, где ему и положено быть. Личность же Мориарти настоящего не менее занимательна для психоаналитиков, чем личность знаменитого сыщика, поэтому мистер Скотт по праву заслужил свою порцию аплодисментов и безмерную любовь своих поклонников, а я просто буду очень ждать его возвращения в четвертом сезоне и не важно, будут это лишь флешбэки или же продолжение киноповествования о приключениях его заклятого врага.

С командой Шерлока мы уже невольно познакомились, а именно с Молли Хупер, Майкрофтом Холмсом и пробегающим мимо Филиппом Андерсонем, но блок Джима Мориарти остался до настоящего времени в тени, но лучше поздно, чем никогда. И перед тем, как мы окончательно остановимся на темной стороне, хочу все-таки выделить прекрасную Лу Брили в роли застенчивой и милой Молли, которая понравилась мне с самой первой серии, а с развитием сюжета ее персонаж и вовсе стал одним из моих любимых. В игре мисс Брили меня восхищает проработанность языка жестов ее персонажа, которому присуща некая топорность, скованность и неуклюжесть, сопровождающие такому типу людей, как Молли. Со временем мы увидим и другую сторону застенчивого патологоанатома, которая может не только отлично дать пощечину, но и проявить стойкость характера, хотя бы в мыслях Шерлока, и нельзя не отметить, что и с этим она справилась блестяще, сохранив общую линию характера своего персонажа. Не менее важный для Шерлока Майкрофт Холмс, старший брат и сторожевой пес, который не дает своему подопечному совершить даже шаг без своего зоркого надзора, также порадовал душу в исполнении Марка Гэтисса, попутно выступившего еще и сценаристом сериала. Лично я считаю, что это всегда крайне интересный ход - создатель сюжета в роли одного из своих «детей», если можно так выразиться, и Марк стал еще одним подтверждением моего мнения.

Теперь же предлагаю немного затемнить режущий глаза свет. Выступающие на стороне Мориарти персонажи полностью соответствуют своему покровителю и раскрываются со всех сторон своих натур. Так уж удачно сложилось, что в команде Джима в разное время принимали участия и мужчина, и женщина, что расширяет возможность наблюдения. Первым ярким членом этого трио является несравненная Ирен Адлер. Эта властная, яркая, умная и поистине невероятная представительница прекрасного пола не оставила равнодушной не только своих многочисленных клиентов, но и самого Шерлока Холмса. Тонкие струны его души, а точнее обугленные нити, что остались на пепелище, что когда-то было его душой, она если не использовала, чтобы сыграть чарующую мелодию, но точно коснулась, заставив их тихонечко завыть, как раненный зверь. Она появилась всего в одном эпизоде, но покорила сердца телезрителей, женщин заставила в какой-то мере завидовать, а мужчин захлебываться слюной. Дамы такого рода как Ирен Адлер в этой интерпретации порочны, хитры, беспринципны и эгоистичны, но они же и притягательны. Они никогда не оставят равнодушными - их можно либо ненавидеть всем сердцем, либо также всем сердцем их любить. Мисс Адлер есть воплощение одновременно и всего самого мерзкого и всего самого прекрасного. Она есть и грязный порок и невинная любовь. Именно этим она и притягивает, именно этим и нравится, именно этим заставляет хотеть быть похожей на себя - в ней борются две натуры, совершенно противоположенные. С одной стороны она - доминантка, властная стерва, готовая пойти по трупам, а с другой - несчастная влюбленная женщина. В начале своего появления она производит впечатление сильной, независимой женщины, не склонной к сантиментам, но в конце мы видим как она слаба, как нуждается она, эта несгибаемая натура, ставящая на колени всех, кто встречается ей на пути, в помощи, как нуждается в защите, как на самом деле она хрупка и слаба, несмотря на свою производящую совсем иное впечатление личину. Как в жизни она пробивается любыми средствами, так она это и делает с Шерлоком Холмсом. Она добивается его любыми известными ей средствами, какими обычно она добивается мужчин, но только один факт она все же не учла, а он важнее всех других - Шерлок не обычный мужчина. Ему чужды все ее обычные способы, которыми она пытается на него воздействовать, как и чужды проявления всевозможных женских уловок. А если говорить проще, то Ирен вообще не нужно было его завоевывать. Он уже был в ее власти, а она этого даже не заметила. Один только отказ от выкупа за телефон и другие предлагаемые в обмен на него услуги - вот что стало решающим фактором, который сформировал отношение Шерлока к Ирен. Этот рычаг давления он счел проявлением не дюжего ума, что как известно привлекает детектива больше всего остального, пусть даже и оголенного. Не зря она является ему во сне, помогая расследовать дело о туристе. Ее острый ум - вот, что привлекло его, даже не видя ее лиц и тела, ему не потребовалось даже личного знакомства, чтобы восхититься ею, а, как мы можем заметить, Шерлока не так уж просто поразить. Другими словами, Ирен есть чувственная часть Шерлока, его секрет, который он бережно хранит и заботиться о нем, хоть и не вспоминает о нем часто, но и забыть его не стремится. Будем надеяться, что когда-нибудь эта тайна навестит его вновь. А пока мы вынуждены мириться с пошлым хамом по имени Чарльз Огастус Магнусен. За создание такого мерзкого персонажа мне хочется одновременно и избить авторов, и в рыданиях броситься им на шеи, обсыпая их лавровыми венками и воспевая их талант! А за такое мастерское исполнение роли одного из самых отвратительных и пошлых шантажистов я готова собственноручно воздвигнуть Ларсу Миккельсену пьедестал! Судя по восторженным отзывам от моих знакомых о сериале «Геннибал», они вместе с братом впитали актерский талант с молоком матери. На самом деле такому блистательному появлению я ни чуть не удивлена. В выборе актеров в «Шерлоке» всегда попадают в точку, хоть и шутить на тему британской коммуналки можно сколько угодно, а факт остается фактом - все появления, будь они на одну или на две серии, всегда запоминающиеся и не побоюсь этого слова шикарные. Ларс Миккельсен не стал исключением несмотря на всю мерзопакостность натуры его персонажа. Как уже вы, должно быть заметили, ни один человек еще не встречался Шерлоку просто так. Все они есть отржаения его натуры, его неотделимые части, которые и делают его настоящим человеком. Казалось бы, а причем тут, собственно, Магнусен? Какова его роль? Ответ находиться на самой поверхности - он является его страхом. Липким, склизким и парализующим тело и разум, что для Шерлока ужаснее всего, страхом. Именно поэтому мистер Холмс так ненавидит его. Насколько мы можем судить из «Собаки Баскервиллей», Шерлок никогда не испытывал страха, и когда это чувство его настигло, оно ему крайне не понравилось. А шантаж есть вещь крайне простая и убогая - найди у человека больное место и дави на него, как можно сильнее. Если в случае с синяком, мы будем испытывать боль, то в случае с шантажом мы будем испытывать страх. Естественно мистер Холмс презирает такую манеру поведения - причинение моральной боли в виде запугивания путем нажатия на так любимые Магнусуном «болевые точки». Даже ум шантажиста не заставляет Шерлока его уважать. Мерзость души настолько затмевает его умственные способности, что даже Шерлок не может принять его как достойного противника, он относится к нему как к падали, которая решила заявить о своих правах, как это обычно делает страх Шерлока. И вполне закономерно, как и собаку Баскревиллей, которая под воздействием на очевидцев сего чудовища газа пугает детектива, Магнусена ждет не самая лучшая участь - ему вышибают мозги, как и бездомному псу. Шерлок просто убивает страх, причем не только свой, но и чужой. Он убивает страх Джона. Нельзя не увидеть здесь параллели с «Этюдом в розовых тонах», где бравый военврач убивает маньяка, чтобы спасти человека, с которым знаком всего без году неделю. В этот же раз Шерлок берет на себя это неблагодарное дело, чтобы защитить человека, с которым Джон собственно и не знаком толком, а именно с Мэри Морстен. Интересно Шерлок все-таки долги отдает, но сейчас не об этом. Сложная получается паутина, ничего не скажешь, но суть у всего этого хитросплетения ясна как день - Джон для Шерлока друг, причем самый настоящий, преданный, как будто со страниц книги сошел, и в тоже время реальный как все те преступления, что они раскрывают, и отношения между ними самые что ни на есть нормальные, что для Шерлока нонсенс. Но как известно, друг моих друзей и мне друг, так и Мэри Морстен, про которую Шерлок узнал все без исключения просто на нее взглянув, она стала ему другом, потому что она дорога Джону. Даже тот факт, что не раз в мыслях Холмса проскакивал эпитет «Лгунья», не смутил его, потому что он доверяет Джону, а значит доверяет и Мэри Морстен. Скажу больше: этот факт и Джона не смутил и раскрыл в нем самое мудрое, что только есть. Да, пусть он не так умен, как и его друг, но он именно мудр. И Мэри Морстен, простите, Ватсон это ценит, и любит обоих своих мужчинах, каждого по-своему.

Вы еще не разрыдались от таких чистых и прекрасных образов дружбы и любви, что предоставили нам для разрыва сердца сценаристы? А представьте себе, что же будет дальше... Впрочем не будем забегать вперед, это вредно для дедукции.

Вот мы и разобрали по полочкам главные образы и взаимоотношения сериала, затронув актерскую составляющую, служившую на благо создания «Шерлока». Теперь же спустимся с небес на землю и поговорим о части практической. Так как мы уже отчасти разобрали по полочкам работу сценаристов и пришли к выводу, что ничего кроме гневных воплей в перемешку с словами восхощения и рыданий им не подходит, перейдем к другим аспектам работы. Для меня лично всегда большое значение имеет работа операторов. Эти ребята творят невероятные вещи, которые составляют половину успеха картины. Не многие обращают внимания на то, какие ракурсы в кадре, выгоден ли свет и прочее, но это особо заметно, когда оператор ошибается. Где-то слишком светло, где-то слишком темно, где-то неудачный план, где-то ракурс странный или такой, что не видно толком ничего - это одни из самых грубых ошибок, которые я подметила в работах операторов за время, что я начала рассматривать фильмы не как развлечение, а как искусство. И могу сказать с точностью, что их вы не увидите в «Шерлоке». Сцены, снимаемые в темноте, хочется выделить в отдельности, так как часто они снято особо грубо и непрофессионально, но эти определения к данной картине отнести никак нельзя. Моментов, снимаемых ночью, в «Шерлоке» не так уж и много, но отмести их вовсе нельзя, так как они часто играют важную роль в повествовании, и сняты изумительно, а именно нет ощущения, что ты оторван этой непроходимой тьмой от героев. Игра со светом в дневное время также радует глаз. Создается впечатление, что все в кадре окутано туманом, который создает некую приятную атмосферу, хоть и построенную на стереотипах. Говоря короче и четче, операторы потрудились на славу, хотя, на первый взгляд, кажется, что ничего особенного они и не сотворили, а это лишь потому что выполнена их работа без ошибок, который если бы они были, выводили бы из себя. Также не могу умолчать о работе монтажа, выполненного с особым профессионализмом, не уступающим операторской работе. Одни только размышления мистера Холмса чего стоят! Правда, при переводе они утратили свою эффектность, но сама идея интересная и необычная, если не сказать новаторская, заинтересовала. Благодаря этому наглядному материалу постепенно понимаешь, что творится в голове этого такого необычного, интересного и загадочного человека как Шерлок Холмс.

Кажется, мы уже прошлись по всем главным и не главным аспектам, которые являются ключевыми при создании этого сериала, распотрошили их, вывернули наружу и остались довольны тем, что обнаружили. Во многих рецензиях именно на «Шерлока» от BBC есть еще один пункт, который никак не могут пропустить критики, а именно сравнение советской экранизации и нового образца, но я не все и хочу сказать, что здесь вы не увидите никаких сравнений, только потому что эти две великолепные картины просто нельзя сравнивать, хотя многие с упорством продолжают это делать. Скажу лишь один довод в пользу того, почему я не хочу и не буду сравнивать этих двух Холмсов - один из них блестящее воплощение каноничного Шерлока Холмса, который будто сошел со страниц книг сэра Артура Конан Дойля, а второй есть интересная вариация на тему, ставшая уже своего рода, повторюсь, феноменом двадцать первого века, не имеющего никакого отношения к тому джентльмену из викторианской эпохи. Простите консерваторы, но каждому времени свои герои, и хочу сказать, что кандидатура нового Шерлока не так уж и плоха, а образ советского Холмса, котором я никогда не перестану восхищаться и которого никогда не перестану любить, навсегда останется классикой, которая, как известно, никогда не выйдет из моды.

В довершение скажу лишь, что у «Шерлока» от BBC, конечно же, есть недостатки, которые с легкостью настроили против себя некоторых людей. Излишняя динамика и нагроможденность в диалогах порой не дают все хорошенько обдумать и дойти до сути, что раздражает жутко, сама не раз сталкивалась с этой проблемой, но со временем она нивелировалась, возможно, мои глаза и мозг уже в равной степени привыкли к быстрой смене картин и логических цепочек. Пресловутое непроизвольное сравнение старого и нового Шерлоков также играет не маловажную роль в построении негативного мнения о сериале. Остальные же минусы, выявленные при просмотре многими критиками, могу отнести лишь к личным предпочтениям и вкусам, так как в остальном к новому Шерлоку у меня лично претензий нет, да и у моих собеседников, высказавших негативное мнение о сериале, собственно, тоже. Одним словом, нового Шерлока Холмса можно считать очень интересным и удачным экспериментом, который породил нам новый образ героя нашего времени - высокоактивного социопата с шикарным вкусом и острым умом. Согласитесь, не самый худший вариант, учитывая вкусы современного общества.