Рисунки к произведению ночь перед рождеством. Ночь перед Рождеством: иллюстрации к повести Николая Васильевича Гоголя

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Сопоставьте иллюстрацию с текстом гоголевской повести. Какие слова из «Ночи перед рождеством» созвучны рисунку художника? 2. Как нарисована внешность Оксаны автором повести и кузнецом Вакулой? Как характеризует свою наружность сама героиня повести? Какие черты портрета Оксаны художник сумел передать на иллюстрации? Каким предстаёт на страницах повести кузнец Вакула? Как нарисован его портрет автором повести и художником? Какими талантами был щедро наделён Вакула? Как его способности оцениваются разными героями повести? Художник, запечатлевший Оксану и кузнеца Вакулу, собрал воедино рассредоточенные по всей повести черты внешности героев. Составьте устный рассказ по иллюстрации Родионова, опираясь на текст «Ночи перед Рождеством». М. С. Родионов. Оксана и кузнец Вакула. 1952

2 слайд

Описание слайда:

А. П. Бубнов. «Достань черевики, выйду замуж!», 1954. Всмотритесь в иллюстрацию. Какая сцена повести на ней запечатлена? В каких фрагментах произведения говорится о черевиках, «которые носит царица»? Как относится к словам Оксаны о «царицыных черевиках» Вакула? Что его волнует в думах об Оксане? Рассматривая иллюстрацию, читатель невольно вспоминает слова из повести:«Как вкопанный стоял кузнец на одном месте». Эти слова, наряду с внутренним монологом Вакулы, передают его переживания. А как запечатлел художник кузнеца? Какие слова повести говорят о физической мощи кузнеца Вакулы? Мешок на плече Вакулы был замечен Оксаной («Ну, много наколядовал? Э, какой маленький мешок!») Каково содержимое этого мешка? Как распорядился Вакула остальными двумя мешками? Как эти мешки определяют дальнейшее развитие событий в повести?

3 слайд

Описание слайда:

М. С. Родионов. «А ну-ка, чоловиче…вылезай из мешка!» 1952 1.Вспомните события повести, предшествовавшие эпизоду, который воссоздан на иллюстрации Родионова. В какой хате происходит запечатлённая художником сцена? Как туда попал мешок, брошенный кузнецом «посереди дороги»? Почему голова, находящийся в мешке, сохранял молчание до того момента, как мешок втащили в хату? 2. Кто из действующих лиц повести изображён на иллюстрации художника? Как охарактеризована в повести внешность головы и каким герой изображён на рисунке? 3. Каким предстаёт козак Корний Чуб на иллюстрации и как он охарактеризован в повести Гоголя? Сопоставьте слова изумлённого Чуба, произнесённые им в сцене, когда из мешка показался дьяк, и в сцене, когда из мешка вылез голова, запечатлённый на рисунке Родионова.

4 слайд

Описание слайда:

А. П. Бубнов. Возвращение Вакулы с черевиками. 1954 Всмотритесь в выразительную сцену, воссозданную художником на иллюстрации, и вчитайтесь в слова писателя, передающие этот волнующий читателя эпизод повести. Поделитесь своим впечатлением о рисунке. Что стремился поведать читателю художник, изображая на иллюстрации Оксану? Какие чувства, «одно другого досаднее, одно другого печальнее», мучили Оксану перед неожиданной встречей с Вакулой? Как переданы на иллюстрации переживания кузнеца Вакулы?

5 слайд

Описание слайда:

А. М. Лаптев. Возвращение кузнеца Вакулы. 1959 1. Сцена встречи Вакулы с Оксаной после волшебного его возвращения из Петербурга привлекла внимание не только художника А. П. Бубнова, но и А. М. Лаптева. Сопоставьте иллюстрации этих художников. Обратите внимание на расположение действующих лиц, характеристику художниками героев повести, изображение костюмов и обстановки действия. Какими словами из гоголевского произведения можно подписать каждую из иллюстраций?

6 слайд

Описание слайда:

1. Сцена встречи Вакулы с Оксаной после волшебного его возвращения из Петербурга привлекла внимание не только художника А. П. Бубнова, но и А. М. Лаптева. Сопоставьте иллюстрации этих художников. Обратите внимание на расположение действующих лиц, характеристику художниками героев повести, изображение костюмов и обстановки действия. Какими словами из гоголевского произведения можно подписать каждую из иллюстраций?

Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа.*Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.


Валерий Кожин «Солоха и чёрт»

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством» (1832 г.), из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», пожалуй, самая рождественская, самая сказочная история для всего православного мира, символ праздника .

За всю свою историю книга издавалась, наверное, сотни раз. Здесь мы собрали самые замечательные иллюстрации к этой повести, которые придают ей неповторимый, волшебный колорит. 🙂


Иллюстрация Ольги Ионайтис



Иллюстрации Александра Кузьмина (2011)

Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто чёрт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу.


Иллюстрация Анатолия Тимофеевича Зверева, 1955 г.


Павел Петрович Соколов-Скаля


А. Лаптев — Солоха и черт, 1959 г.

…Пацюк разинул рот, поглядел на вареники и еще сильнее разинул рот. В это время вареник выплеснул из миски, шлепнул в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот. Пацюк съел и снова разинул рот, и вареник таким же порядком отправился снова. На себя только принимал он труд жевать и проглатывать.


Валерий Кожин

Иллюстрации Г.А.В. Траугот, Детская литература, 1986 г.

Чудно блещет месяц! Трудно рассказать, как хорошо потолкаться в такую ночь между кучею хохочущих и поющих девушек и между парубками, готовыми на все шутки и выдумки, какие может только внушить весело смеющаяся ночь. Под плотным кожухом тепло; от мороза еще живее горят щеки; а на шалости сам лукавый подталкивает сзади…


Автор неизвестен

Иллюстрации Ольги Ионайтис. Издательство «Росмэн», год издания 2009

Художник-иллюстратор Кость Лавро (Украина)

Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было ещё никогда, да и не будет никогда на селе. Оксана знала и слышала всё, что про неё говорили, и была капризна, как красавица… Парубки гонялись за нею толпами, но, потерявши терпение, оставляли и обращались к другим, не так избалованным.


Иллюстрация М. Родионова, 1952 г.


Харитон Платонов «Оксана», 1888 г.

Иллюстрации разных художников


Иллюстрация В. Маковского — Голова у Солохи, 1877 г.

Художник Кость Лавро «Ночь перед Рождеством"

— Так ты, кум, еще не был у дьяка в новой хате? — говорил козак Чуб, выходя из дверей своей избы, сухощавому, высокому, в коротком тулупе, мужику с обросшею бородою, показывавшею, что уже более двух недель не прикасался к ней обломок косы, которым обыкновенно мужики бреют свою бороду за неимением бритвы. — Там теперь будет добрая попойка! — продолжал Чуб, осклабив при этом свое лицо. — Как бы только нам не опоздать .

Оксана отдвигая несколько подалее от себя зеркало, вскрикнула «Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть»



Солоха думала долго, куда спрятать такого плотного гостя; наконец выбрала самый большой мешок с углем; уголь высыпала в кадку, и дюжий голова влез с усами, с головою и с капелюхами в мешок.


Дьяк вошел, покряхтывая и потирая руки, и рассказал, что у него не был никто и что он сердечно рад этому случаю погулятьнемного у нее и не испугался метели. Тут он подошел к ней ближе, кашлянул, усмехнулся, дотронулся своими длинными пальцами ее обнаженной полной руки и произнес с таким видом, в котором выказывалось и лукавство, и самодовольствие:— А что это у вас, великолепная Солоха? — И, сказавши это, отскочил он несколько назад.



Чудно блещет месяц! Трудно рассказать, как хорошо потолкаться в такую ночь между кучею хохочущих и поющих девушек и между парубками, готовыми на все шутки и выдумки, какие может только внушить весело смеющаяся ночь. Под плотным кожухом тепло; от мороза еще живее горят щеки; а на шалости сам лукавый подталкивает сзади .



Кузнец не без робости отворил дверь и увидел Пацюка, сидевшего на полу по-турецки... Тут заметил Вакула, что ни галушек, ни кадушки перед ним не было; но вместо того на полу стояли две деревянные миски: одна была наполнена варениками, другая сметаною. Мысли его и глаза невольно устремились на эти кушанья. «Посмотрим, — говорил он сам себе, — как будет есть Пацюк вареники. Наклоняться он, верно, не захочет, чтобы хлебать, как галушки, да и нельзя: нужно вареник сперва обмакнуть в сметану».

Только что он успел это подумать, Пацюк разинул рот, поглядел на вареники и еще сильнее разинул рот. В это время вареник выплеснул из миски, шлепнул в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот .



Тут выдернули они наскоро из плетня палки, положили на них мешок и понесли на плечах.

— Куда ж мы понесем его? в шинок? — спросил дорогою ткач.

— Оно бы и я так думал, чтобы в шинок; но ведь проклятая жидовка не поверит, подумает еще, что где-нибудь украли; к тому же я только что из шинка. Мы отнесем его в мою хату. Нам никто не помешает: жинки нет дома.



— Боже ты мой, что за украшение! — вскрикнул он радостно, ухватив башмаки. — Ваше царское величество! Что ж, когда башмаки такие на ногах, и в них чаятельно, ваше благородие, ходите и на лед ковзаться, какие ж должны быть самые ножки? думаю, по малой мере из чистого сахара.

Государыня, которая точно имела самые стройные и прелестные ножки, не могла не улыбнуться, слыша такой комплимент из уст простодушного кузнеца, который в своем запорожском платье мог почесться красавцем, несмотря на смуглое лицо.

…и вдруг заблестел перед ним Петербург весь в огне. (Тогда была по какому-то случаю иллюминация.)



— Погляди, какие я тебе принес черевики! — сказал Вакула, — те самые, которые носит царица.

— Нет! нет! мне не нужно черевиков! — говорила она, махая руками и не сводя с него очей, — я и без черевиков... — Далее она не договорила и покраснела.

Кузнец подошел ближе, взял ее за руку; красавица и очи потупила. Еще никогда не была она так чудно хороша. Восхищенный кузнец тихо поцеловал ее, и лицо ее пуще загорелось, и она стала еще лучше.

Нечистая сила пока еще легко помещается в казацком кармане...

Кость Лавро родился в 1961 на одном из «гоголевских» хуторов близ Диканьки. Карандаш в руки взял еще совсем маленьким - очень уже ему нравились черно-белые иллюстрации «Украинских народных сказок». Оттуда с большим рвением срисовывались волчища-братища и лисички-сестрички («Вот хорошо было бы, если бы мои книжки тоже у кого-то пробудили любовь к этому делу, а затем, гляди, и новый талант вырастет», - мечтает художник сегодня). Однажды отец показал рисунки сына учительнице, которая и помогла Косте подготовиться к поступлению в Республиканскую художественную школу. А потом были армия, институт и работа на должности художественного редактора, в журнале «Барвинок», «Днепр» (много иллюстраций к книжкам разных авторов), и сотрудничество в журнале «Подсолнух».

Тема. Художники иллюстрируют повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Цели: продолжить работу над повестью «Ночь перед Рождеством», сопоставить текст произведения с иллюстрациями русских художников к нему; развивать умения и навыки наблюдения, сопоставления, сравнения, анализа художественного произведения; устной речи учащихся, эмоциональной сферы, расширять словарный запас учащихся; воспитывать любовь к русской классической литературе.
Оборудование: текст повести, презентация, карточки со словами-ответами.
Тип урока: урок развития речи.

«Гоголь не пишет, а рисует,
его изображения дышат
живыми красками действительности.
Видишь и слышишь их».
В.Г.Белинский.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Работа над темой урока.

Слово учителя.
В.Г. Белинский говорил: «Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их». Сегодня на уроке мы постараемся доказать эту мысль русского критика. Ведь поэзия народной жизни, воплощённая в гоголевской повести, привлекала многие поколения читателей и нашла отклик в многочисленных иллюстрациях, которые создавались не одним поколением художников, начиная с 70-х годов 19 века вплоть до конца 20-го столетия.
Более подробно на уроке вы познакомитесь с работами художников-иллюстраторов. Это художники, которые создают рисунки в ваших книгах. Рассмотрим, чем отличаются эти рисунки от простых картинок и почему они называются иллюстрациями. Во-первых, рисунки в книгах непосредственно связаны с текстом книги. Во-вторых, все рисунки для книг выполняются графическими материалами, например такими, как цветные карандаши, пастельные мелки, гуашевые краски. Потом эти рисунки надо напечатать в книге с помощью типографской краски. А это очень сложно.

Работа с иллюстрациями.
1. Внимательно рассмотрите иллюстрацию М.С. Родионова «Оксана и кузнец Вакула» (1952 г.) . Какой эпизод изображен художником?
(После подобной установки внимания учащихся показывается слайд презентации с изображением иллюстрации) .

  • Какие слова из повести созвучны рисунку художника? Подтвердите примерами из текста.
  • Как нарисована внешность героини автором повести и кузнецом Вакулой?
  • Как характеризует свою наружность сама Оксана?
  • Почему «во всём почти свете и по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки, только и речей было, что про неё»?
  • Какую героиню пушкинской сказки напоминает Оксана? (Царицу из «Сказки о мёртвой царевне…»)
  • Какие черты портрета Оксаны художник сумел передать в иллюстрации? Выберите правильный ответ (3-4 качества) из предложенных вариантов, сложите карточки со словами-ответами и запишите их в тетрадь. (Учитель раздаёт отпечатанные заранее слова-характеристики).
    (Красота, гордость, скромность, доброта, самолюбование, глупость, грубость, кокетство, капризность, избалованность, высокомерие)
  • Каким предстаёт на рисунке Вакула? (Робкий, влюблённый, сильный, упрямый, смелый, красивый, усталый, самонадеянный) - выбрать верный вариант, записать получившуюся характеристику в тетрадь.
  • Какой образ Вакулы рисует в повести Гоголь?
  • Соответствует ли он образу Вакулы-кузнеца на иллюстрации?
Вывод: Создавая рисунок, запечатлевший Вакулу и Оксану, художник собрал воедино рассредоточенные по всей повести черты внешности и характера героев. Иллюстрация помогает глубже понять сущность героев и их характер. И достигается это благодаря мастерскому использованию средств художественной выразительности в живописи.

2. Иллюстрация С.М. Харламова «Село Диканька в ночь перед Рождеством» (1990 г.)
Ночная Диканька накануне Рождества так хороша, что и у героев повести, и у самого рассказчика вызывает чувство восторга: «…ночь – чудо!», «Чудно блещет месяц!», «И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась!». Эта особенность гоголевского произведения вызвала отклик в иллюстрациях Сергея Михайловича Харламова. Вот одна из них: «Село Диканька в ночь перед Рождеством». Воссоздавая пейзажный колорит повести, художник прибегает к технике гравюры. Художник-гравёр рисует не прямо на бумаге, а наносит изображение на какую-либо твердую поверхность (дерево, камень, металл и пр.), с которой потом переносит изображение на бумагу.

  • Всмотритесь в иллюстрацию художника С.М.Харламова. Какое из описаний предрождественской ночи в Диканьке вам напомнила картина?
  • Разделяет ли художник чувство восторга зимней ночью, которое стремиться передать читателю Гоголь?
  • Вспомните известные вам средства художественной выразительности в литературе. (Метафора, эпитет, олицетворение).
  • Какие средства художественной выразительности особенно удачно использует Гоголь, описывая рождественский пейзаж? (Метафора: «снег загорелся широким серебряным полем», эпитет: «хрустальными звёздами», олицетворение: «смеющаяся ночь», «снег загорелся», «может внушить ночь», «месяц вылетел» и др.) .
  • Какова роль средств художественной выразительности в данной словесной картине? (Они помогают образно представить картину рождественской ночи во всём её великолепии) .

3. Перед вами иллюстрация А.М. Лаптева «Солоха и черт» (1959).

  • Как описана в произведении наружность черта? Какие свойства его наружности нашли отражение в иллюстрации?
  • Найдите в тексте описание Солохи и сопоставьте его с изображением героини на иллюстрации. Удалось ли художнику передать на рисунке иронию Гоголя в характеристике «говорливой и угодливой хозяйки»?
  • Какими словами из повести можно воспроизвести содержание рисунка?
  • Какие события последовали сразу же после этого эпизода?
Возвращение Вакулы с черевиками – развязка событий, взаимоотношений главных героев повести. Это нашло отражение в цветной иллюстрации А.П. Бубнова «Возвращение Вакулы с черевиками» (1954).
  • Опишите иллюстрацию.
  • Сцена встречи Вакулы с Оксаной после волшебного его возвращения привлекла внимание не только художника А.П.Бубнова, но получила отклик на иллюстрации А.М.Лаптева. Сопоставьте эти иллюстрации.
  • Какому изобразительному решению вы отдаёте предпочтение и почему? Сравнивая иллюстрации, обратите внимание на их построение, изображение костюмов, обстановки.
  • Какими словами из произведения можно подписать каждую из иллюстраций? («- Ай! - вскрикнула Оксана, переступив через порог и увидев кузнеца, и вперила с изумлением и радостью в него очи»).

IV. Подведение итогов урока.

  • Какая из иллюстраций к повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» произвела на вас наибольшее впечатление и почему?
  • Как иллюстрации помогли вам в понимании гоголевского произведения?
  • Какие иллюстрации к «Ночи перед Рождеством» вы бы хотели нарисовать сами?
  • Прочитайте высказывание В.Г.Белинского о повести. Согласны ли вы с мнением критика?

V. Домашнее задание.

Нарисовать свою иллюстрацию к любому эпизоду повести «Ночь перед Рождеством», оформить творчески мини-сочинение (на отдельном листе бумаги) по плану.
План.
  1. Название изображённого эпизода.
  2. Краткая характеристика героев, изображённых на иллюстрации.
  3. Что лучше всего мне удалось изобразить.

Латунный месяц с юным озорством
Со звёздами играет в переглядки.
Как тихо ночью перед Рождеством,
Но, кажется, уже слышны колядки
И парубков веселый громкий смех.
На небе месяц дрогнул… Усмехаясь,
Проказник чёрт, невидимый для всех,
Схватил светило, дуя и кривляясь:

– Фу! Жгучий до чего! – и серп в карман.
Метель завыла. Сумрак непроглядный.
Ругнулся Чуб, что к дьяку на стакан
Был зван намедни:
– Чтоб тебе неладно!
Но всё ж пошёл... А зеркальцу, шутя,
Оксана молвит с восхищеньем:
– Глянь-ка,
Как хороша я!
Чубово дитя слыло дивчиной первой на Диканьке.

Поворотилась: – Ах! – и обмерла:
Во весь проём двери – кузнец Вакула.
И как же горячи его слова!
Румянец заиграл зарей на скулах…
– Люблю тебя, Оксана! Нет милей!
И только на тебе хочу жениться!
– Тогда достань, чтоб стала я твоей,
Мне черевички матушки царицы!
Сказала и с подружками гурьбой
Беспечно убежала на колядки.
Вакула от насмешек сам не свой
Рванулся прочь из хаты без оглядки.

Солоха между тем, принарядясь
И брови насурьмив, в цветастой шали
Горилкой с чёртом чокалась, смеясь.
В дверь стукнули…
– Кого несёт?

– Не ждали?
В снегу, как дед Мороз – пан Голова…
Чертяка – прыг в мешок и боком к стенке.
Пан чарочку успел едва-едва
Глотнуть и протянуть ладонь к коленке…
Молитвенно пропел в окошко дьяк:
– Солоха, открывай!
– Куда деваться?
– В мешок, пан Голова! (Вот жирный хряк!)
Заходьте, дьякон, будем разговляться!

Потом и дьяк нашел приют в мешке,
И старый Чуб, Оксаны строгий батька.
Ай, да Солоха! Каждый на крючке!
Вакула–сын мешки те разом хвать-ка,
И на мороз, гуртом! Каков силач!
Лишь тот, где сжался гость из преисподней,
Решил открыть…. Хвостатый мигом вскачь,
Да усмирён был волею Господней:

Вакула осенил его крестом.
– А чем чертёнок мне не Сивка-Бурка?
И оседлав рогатого верхом,
На нём добрался вмиг до Петербурга,
Посты минуя, прямо во дворец.
– Ох, красота-то! – парубок дивится.
Всё ярь да бакан… – онемел кузнец,
Снял шапку и упал у ног царицы.

– Да, не велите, матушка, казнить!
Изрёк Вакула, сердцем замирая.
– Но черевички, что на Вас, носить
Достойны ножки ангелов из рая.
– Я в людях простодушие ценю, –
Смеясь, царица молвит благосклонно.
– А башмаки… несут уже, дарю!
Надеюсь, что по сердцу дар мой скромный?

Рождественская ночь… и в облаках
Летит обратно, пыжится рогатый,
Несёт Вакулу…
Царский дар впотьмах
Каменьями сверкает... Возле хаты
Окончен путь.
– Ступай, чертяка, в ад!
Лозой его, чтоб впредь не появился!
А бабоньки по хутору гудят:
– Кузнец Вакула с горя утопился!

А что Оксана? Не узнать – бледна,
К нарядам и веселью безучастна,
В пропавшего Вакулу влюблена
И слёзы льёт, и без него – несчастна!
Тут он с подарком прямо на порог:
– Отдайте, батько Чуб, свою Оксану.
– Вакула, ты живой… помилуй, бог!
Согласна, дочь? Перечить я не стану.

– Вот черевички – царской красоты, –
Кузнец ей протянул, в душе ликуя.
– Не черевики мне нужны, а ты!
– Да, отвернитесь, тато, пусть целует!