Работа над гаммами, гаммы на фортепиано. Как учить гаммы Исполнение гамма на блок флейте постановка пальцев

Никогда не забуду, как принес домой свою первую блокфлейту. Уже писал о том, как переклинило ее купить .

Первое с чем столкнулся, был вопрос: А как на ней играть?

В фильмах и мультиках человек дует в дудочку и попеременно закрывает отверстия на корпусе.

В жизни все так-же просто, но немного иначе.

1. Как держать блокфлейту во время игры

Все самоучители, сайты и т.п. сходятся в том, что дудеть нужно стоя, держа блокфлейту под углом 45 градусов к земле.

Причина здесь не только в удобстве. Звук у блокфлейты идет не из дальнего конца, а из мундштука (отверстия возле рта) примерно под углом в те же 45 градусов.

45 + 45 = 90

Т.е. звук при таком положении распространяется вперед от вас к слушателю.

2. Постановка рук и пальцев

На блокфлейте играют всего 8-ю пальцами. Вот такая особенность.

При том по 4 пальца от каждой руки.

Левая рука держит ту часть флейты, что ближе к лицу. Ее большой палец закрывает единственное нижнее отверстие, а остальные (кроме мизинца) закрывают 3 верхних.

МИЗИНЕЦ ЛЕВОЙ РУКИ НЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ! Ему можно найти другое применение. Например привязать маленький флажок и помахивать им, привлекая во время игры дополнительное внимание к своей весьма неординарной персоне. Или как я — использовать в качестве дополнительного держателя блокфлейты.

Большой палец правой руки поддерживает блокфлейту снизу, а 4 других, закрывают 4 оставшихся отверстия.

Если отверстия закрыты надежно — дунув в мундштук вы услышите ноту До (у тенора и сопрано).

На картинке я не держу правый мизинец на клапане, а значит получится Ре.

3. Как прикрывать отверстия

Отверстия закрываются подушечками пальцев. Не нужно давить изо всех сил. Закрытое отверстие не должно пропускать воздух, но не более того.

Можно жать на отверстие со всей дури, но при этом закрыть его лишь на 80%. Звук при этом будет отвратительным.

Прикрывайте отверстие ПОЛНОСТЬЮ. Пальцы, во время игры поднимаются и опускаются. Нужно тренировать их, чтобы поднимались не слишком далеко от отверстия, а опускались надежно его прикрывая!

4. Как дуть

Дуть нужно так, чтобы получался чистый звук. Напор воздуха нужно УМЕНЬШАТЬ от верхних нот до нижних.

Потому, очень полезно первые дни играть только гаммы до тех пор, пока не добьетесь от пальцев хорошего закрытия отверстий, а от легких и рта — полного контроля силы выдоха, в зависимости от высоты ноты.

5. Как играть мелодии

Мелодии можно подбирать на слух, если он развит.

Если развит пока не достаточно, нужно выучить две вещи:

  1. Нотную грамоту
  2. Аппликатуры

Что это такое, расскажу как-нибудь в другой раз. А пока тренируйтесь держать и дуть.

На первом занятии самоучителя «Блокфлейта для начинающих» мы подробно рассмотрели основы игры на блокфлейте и вы готовы уже схватить свою блокфлейту и задать ей жару. Похвально! И, перед тем как взять блокфлейту в руки, давайте пронумеруем пальцы на руках.

Ничего сверхъестественного делать не будем. Пальцев на руках останется, по-прежнему, десять.
Но номера им дадим как на рисунке:

нумерация пальцев для расположения на дудочке

На сайте «Свирельки» будем придерживаться такой нумерации пальцев потому, что «Свирелька» подходит для обучения игре на разных продольных флейтах. И в игре на этих флейтах участвуют разное количество пальцев. На блокфлейте, например, играют девять пальцев — мизинец левой руки (пятый палец) в игре не участвует. На хроматической сопилке задействованы все десять пальцев. В общем, пальцы мы пронумеровали и теперь берем блокфлейту в руки.

Блокфлейта для начинающих. Расположение рук

Левая рука располагается сверху, правая снизу (если не указано по другому, то берем так все продольные флейты):

руки на блокфлейте

Располагаем пальцы на блокфлейте:

  • Первым пальцем закрываем единственное отверстие снизу блокфлейты.
  • Второй, третий и четвертый пальцы располагаются на трех верхних отверстиях.
  • Пятый палец отдыхает во всякое время, когда вы играете на блокфлейте.
  • Шестой палец поддерживает блокфлейту снизу. Ему, хоть, отверстий и не досталось, но без него блокфлейта имела бы неустойчивое положение или, вообще, выпала бы из рук …
  • Седьмой, восьмой, девятый и десятый пальцы закрывают оставшиеся четыре отверстия блокфлейты.

На некоторых блокфлейтах два нижних отверстия сделаны сдвоенными. То есть, вместо одного отверстия для девятого и десятого пальцев сделаны по два отверстия разного диаметра. Вот и хорошо! Плотно закрываем их все как показано на рисунке:

расположение пальцев на блокфлейте

Обратите внимание на положение локтей. Локти разводим в стороны, не прижимаем, отводим их от туловища, чтобы можно было свободно двигать руками при игре на блокфлейте.

Теперь важная информация для раздела «блокфлейта для начинающих»!

Закрывать отверстия на блокфлейте следует подушечками слегка согнутых пальцев. Не надо ставить пальцы «молоточками» как на клавишах фортепиано. На блокфлейте пальцы распрямлены. Поэтому разогните свои пальцы! И никакого напряжения. Держать пальцы следует свободно. Главное, это полное закрытие отверстия. Если отверстие закрыть пальцем не плотно, в него будет проходить воздух и звук блокфлейты изменится. Это вы услышите немедленно. Кстати, даже, если давить на отверстия блокфлейты изо всей дури, но, при этом отверстия закрыть не полностью, игры не получится. Поэтому перечитайте этот абзац ещё раз и поймите — пальцы держим свободно, чуть сгибаем и «подушечками» плотно закрываем нотные отверстия блокфлейты.

Никакой сложности в закрытии отверстий на дудке нет.

Нужна всего лишь тренировка. Тренировка слаженности дыхания и пальцев. Дыхание плавное, пальцы слегка согнуты (распрямлены) без напряжения плотно закрывают отверстия. В моменты, когда пальцы закрывают или открывают отверстия, дыхание замирает. Иначе ноты будут смазаны. Появится противный шипящий/свистящий звук.

На самом деле, это дольше объяснять. На первом занятии нашего самоучителя было продемонстрировано видео, где можно было увидеть правильное расположение пальцев юной блокфлейтистки. Теперь посмотрите как это делает блокфлейтист — профессионал. Запись смотрите до конца. Она короткая. Все внимание на пальцы блокфлейтиста и на его рот. Смотрите как он располагает пальцы и как от вдыхает воздух на паузах:

Если поняли как правильно ставить пальцы на блокфлейте, поставьте лайк:


Берите в руки дудочку и начинайте практиковаться. С самых простых мелодий. «Свирелька» тут просто незаменима.

И помните, что пальцы на блокфлейте ставят вот так:

пальцы на отверстии блокфлейты

На блокфлейте, на сопилке, на свирели и на других продольных флейтах пальцы ставим так!
Обратите внимание на большие пальцы рук. Если они располагаются на нотных отверстиях блокфлейты, то их тоже ставят прямо (под углом 45 градусов), а не «молоточком». Молоточек на блокфлейте, это всегда брак в игре!

Все, без исключения, профессиональные музыканты играют гаммы. Всегда. И вы так поступайте. Даже, когда вам покажется, что вы само совершенство в игре на блокфлейте, продолжайте играть гаммы. И диатонические и хроматические. Обязательно!

Резюме урока «блокфлейта для начинающих »:
1. Пальцы свободно располагаются подушечками на отверстиях блокфлейты полностью закрывая их.
2. Регулярно (лучше каждый день) играем гаммы, даже, если вам кажется, что блокфлейта для начинающих это пройденных этап. Ноты гамм найдете на сайте «Свирельки».

Для самых нетерпеливых, кто хочет играть на блокфлейте немедленно посмотрите урок от проекта ««Музыка для всех»» из Якутии. На этом уроке показано как держать блокфлейту и извлекать из нее музыкальные звуки.
Урок ведет Лена:


Спасибо Лена! Ждем новых уроков!Просим обратить внимание, что на видео пальцы, которые не закрывают отверстия на блокфлейте сильно подняты над инструментом. Здесь это вполне допустимо, чтобы было лучше видно положение тех пальце, которые участвуют в игре. Вам же, при обучении и в дальнейшем при игре необходимо придерживаться метода — пальцы располагаются над своими отверстиями и лишь немного приподняты над ними.

И ещё, на видео показаны первые ноты на блокфлейте. Это немного опережает наш самоучитель, но вполне допустимо, чтобы вы их пробовали сыграть. Они простые. У вас получится!

Теперь начинаем извлекать из блокфлейты первые звуки.

Перейдите на страницу:

Занятие 3

Музыкальная пауза.

Пете 4 года. Посмотрите для вдохновения. Блокфлейта для начинающих:

Перейдите на страницу:

Занятие 3

Блокфлейта для начинающих

Оставьте свой комментарий:

Занятие 2 : 19 комментариев

  1. Наталья

    Здравствуйте, посоветуйте, пожалуйста,модель инструмента для девочки,левша,7 лет,только начинает

  2. Дмитрий

    Хотел бы научиться играть на духовых инструментах, хотя бы на уровне начинающего.
    Не знал как подступиться. Самоучитель для начинающих самое то!

  3. Василий

    А у вас подобная программа для обучения на флейте Пана есть?

  4. Ольга

    Начали пользоваться программой.
    Вообще учится играть ребенок (6 лет), а заодно и я (мама). Играем на блокфлейте сопрано (не барочная) если я ничего не путаю.
    Программа очень понравилась, сначала ребенок играл просто по нотам потом на небольшом темпе включили и исполнение в программе, сейчас оттачиваем мастерство и наращиваем постепенно темп. Очень-очень здорово.

) мы говорили о гаммах вообще. Сегодня я хочу конкретно затронуть вопрос работы над гаммой – как работать с ней, чтобы достичь поставленных целей. Как вы помните, основные из них – это ровность, четкость и беглость. Но, для начала, давайте разберемся, какие гаммы будут «первопроходцами» в Вашей музыкальной жизни пианиста. В школьных программах первым стоит изучение гаммы До мажор. Она держит лидерство по причине отсутствия знаков – то есть, играется по белым клавишам. Однако, не смотря на мнимую простоту, гамма не очень удобна пианистически. Существует такое понятие, как «формула Шопена», в соответствии с которым самое удобное расположение руки предоставляет гамма Си мажор. Если расположить пальцы, начиная от ее субдоминанты – ми-фа#-cоль#-ля#-си, то рука приобретает самое природное положение – рычаги (1 и 5 пальцы) опущены – они лежат на белых клавишах; а средние пальцы образуют естественный купол. Для подтверждения этого тезиса хочу привести слова известного российского пианиста и педагога Льва Оборина: «Естественнее всего рука себя чувствует, когда первый и пятый пальцы лежат на белых клавишах, а второй, третий и четвертый пальцы на черных клавишах. Эта позиция, рекомендованная в свое время еще Шопеном, наиболее практична для выработки естественной постановки руки. Освоив ее, можно перейти к менее удобным позициям...»

Итак, для начала можно поупражняться на этой шопеновской формуле, играя ее легким нон легато с участием кисти. Когда формула будет усвоена, начинаем изучать всю гамму Си мажор, и далее переходим к остальным гаммам.

Можно выбрать другой порядок изучения гамм – по квинтам: До – Соль – Ре – Ля – Ми и т. д. Что дает этот способ – это изучение ладотональной системы музыки. Проработав по квинтовому кругу все гаммы, Вы разберетесь во всех тональностях и закрепите теорию практикой.

Так же Вы можете играть ту гамму, в которой написано разучиваемое произведение. Здесь плюс в том, что знаки в гамме уже известны, и пальцы сами будут ложиться на нужные клавиши. А если произведение содержит гаммообразные пассажи, то тем более гамма будет уместной и полезной на данном этапе.

Хочу заметить, что в паре с мажорной играется параллельная минорная, то есть та, которая лежит на малую терцию ниже от нее.

Теперь, давайте поговорим о технических трудностях в гаммах.

Первое, на что нужно обратить внимание – это аппликатура. Верно выученная очередность пальцев – залог быстрой и ровной игры. Все аппликатурные принципы я уже изложила в предыдущей статье. В этой же статье Вы найдете и виды гамм, которые надо играть. Но, чтобы к ним перейти, для начала нужно хорошо выучить основной вид, ведь, это остов для всех видов.

Самым проблемным моментом является, как Вы уже знаете, подкладывание первого пальца. Здесь хочу обратиться к психологической установке российского пианиста и педагога Г. Г. Нейгауза: «понятие подкладывания первого пальца под руку» заменить «более жизнеспособным и натуральным понятием перекладывания руки через первый палец». Ведь психологически легче перенести руку через первый палец, чем подложить его под ладонь…

А вот упражнение, которое он рекомендует: играя до-мажорную гамму, останавливаемся на звуке ми, поддерживая клавишу в опущенном положении. Следующий звук - Фа - играется попеременно то четвертым, то первым пальцами. Аналогичная остановка на VII ступени (си), после чего следующее за си до играется то пятым, то первым пальцами:


Еще одно упражнение, которое советует Г. Г. Нейгауз, заключается в вычленении в звукоряде гаммы лишь тех звуков, на которые приходится подкладывание:


Другой педагог и пианист В. Сафонов предлагает вот такой вариант работы над данной проблемой: взяв традиционное пятипальцевое упражнение, играть его не всеми пальцами подряд, а последовательно перемещая большой палец:

Это упражнение поможет достичь независимости пальцев и их координации и научиться осуществлять подкладывание и перекладывание.

Можно испробовать вариации аппликатуры – поиграть всю гамму 1-2,1-2; 1-3,1-3, и 1-4,1-4.

Важно следить за рукой во время подкладывания. Очень часто локоть и все предплечье слишком «выворачивается» вместе с первым пальцем. Этого нужно избегать, и добиться, чтобы предплечье и локоть как бы рисовало ровную линию, без изломов и изгибов.

Для того чтобы скоординировать работу обеих рук, а также для ритмической ясности, я рекомендую делать в гамме на четыре октавы акценты по четыре звука, при чем, во всех видах. Но, акцент не должен превращаться в громкий стук, стоящий на месте, и заканчивающий всякое движение вперед. Акцент, как в гамме, так и в любом произведении, - это то место, от которого нужно оттолкнуться, чтобы двигаться. Здесь акцент исполняется замахом пальца, в умеренной громкости.

Охватывающие движения играют так же немаловажную роль. Представьте, что Ваше предплечье – это поезд, а пальцы – люди, которые опоздали на него. Эти образы наглядно объясняют те движения, которые должны присутствовать в игре гамм: Вся рука рисует линию и идет впереди пальцев, то есть, пальцы подчиняются руке. Помочь этим движением может динамика. Здесь она проста: вверх – крещендо, вниз – диминуэндо. Можно представить тот же поезд, который едет издалека, поравнялся с Вами и уехал. Таким образом, Вы убьете двух зайцев – и движения появятся, и гамма станет яркой и интересной.

Для уяснения ритмической четкости и динамической яркости, поиграйте гамму разными ритмическими формулами – триолями, пунктирным ритмом, синкопами; и в разных динамических градациях – от pianissimo до fortissimo. А игра в разных темпах позволит избежать унылого заигрывания, а заодно и определить Ваш технический предел.

Отдельный пласт в игре гамм занимает арпеджио. Здесь задачи те же, а технические проблемы другие. Но об этом мы поговорим уже в следующей статье.

При копировании, перепечатке материала или его части, активная гиперссылка в начале и в конце статьи на сайт http://сайт обязательна.

Начальное обучение – основа, которая во многом определяет ход дальнейшего развития ученика, его музыкальные способности. Данная работа посвящена проблемам начального обучения игре на флейте. В ней раскрываются принципы работы с детьми над основными этапами: постановка, извлечение звука, работа рук и пальцев. Помогает систематизировать знания основных принципов и приёмов работы с учениками. Служит материалом для обмена опытом. Рекомендуется педагогам по классу флейты в качестве вспомогательного материала при подготовке к занятиям.

Составитель Казьянина А.В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ ДОД Дворец детского(юношеского)творчества

Московского района Санкт-Петербурга

Музыкальный отдел

Методическая разработка

«Начальный этап преподавания на флейте»

(для педагогов дополнительного образования)

Санкт-Петербург

2013

Информационная Карта

1.Ф.И.О. Казьянина Анна Владимировна

2.Стаж работы: 1 год

4.Отдел: музыкальный

5.Секция: инструментальная

6.Образовательная программа: «В музыку с радостью»(флейта)

7.Вид работы: методические рекомендации

8.Название: « Начальный этап преподавания на флейте»

9.Образовательная область: классическая музыка

1. Пояснительная записка

Введение

Начальные этапы обучения

- отбор учащихся для занятий

Постановка

Первые уроки

Первые звуки

Вывод

3. Литература

4. Приложения

Пояснительная записка

Начальное обучение – основа, которая во многом определяет ход дальнейшего развития ученика, его музыкальные способности. Данная работа посвящена проблемам начального обучения игре на флейте. В ней раскрываются принципы работы с детьми над основными этапами: постановка, извлечение звука, работа рук и пальцев. Помогает систематизировать знания основных принципов и приёмов работы с учениками. Служит материалом для обмена опытом. Рекомендуется педагогам по классу флейты в качестве вспомогательного материала при подготовке к занятиям.

Цель

Дать разностороннее представление о методах и приёмах начального этапа обучения игре на флейте.

Задачи

1. Образовательная:

Обучить грамотному владению игровым аппаратом, техническим навыкам, приёмам.

2. Развивающие:

Развивать музыкальные способности

Развивать эмоциональную сферу воспитанников.

3. Воспитательные:

Воспитывать исполнительскую культуру

Формировать волевые качества: выдержку, трудолюбие, доводить начатое до конца.

Ожидаемый результат:

Педагог получит необходимую информацию по начальному этапу обучения игре на флейте. Узнает о новых теоретических понятиях и приёмах работы с начинающими.

Материально-техническое обеспечение:

Помещение для занятий, музыкальный инструмент (флейта, блок-флейта), наглядные материалы и видео материалы.

Для эффективной работы с детьми в возрасте от 7-8 лет педагог должен обладать вполне ясными представлениями о физическом и психологическом развитии ученика. В методических приёмах начального обучения игре на флейте, направлены на уменьшение нерациональных мышечных нагрузок. Так получили определённое признание предварительные занятия на блок флейте. Начало занятий на музыкальном инструменте - очень важный процесс.

Успешность начального периода обучения обусловлена совокупностью целого ряда существенных факторов. Приступая к занятиям, ребёнок приобретает знания, умения, навыки сразу же приобщаясь к систематическому обучению. В отличие от общеобразовательной школы, где процесс включения в учёбу занимает относительно большой срок, обучение на музыкальном инструменте буквально с первого дня требует от ребёнка целенаправленной, напряжённой работы с целью овладения определёнными элементами «ремесла», без твёрдого усвоения которых невозможны дальнейшие успехи. Таким образом начинающий юный инструменталист не только интенсивно постигает абсолютно новую для себя область систематического труда, не только получает обширную информацию и, как правило, отсутствующую в его прежнем опыте, но одновременно обязан применять полученные знания - и притом вполне сознательно - на практике.

С первого дня обучение на музыкальном инструменте требует от ребёнка целенаправленной, напряжённой работы с целью овладения определёнными элементами, без твёрдого усвоения которых невозможны дальнейшие успехи. Усвоение принципиально новых понятий, приобретение сложных навыков координации слуховых, мышечных, зрительных ощущений требует от ученика на этом этапе обучения максимальных умственных и физических возможностей. Одновременно осуществляется формирование основ музыкально-эстетических представлений начинающего музыканта.

На первом этапе обучения следует воспитывать в ребёнке и начальные понятия дисциплины труда, ответственности за самостоятельные занятия, активность восприятия учебных заданий. Всё это даётся большинству детей отнюдь не легко и не приходит само по себе. Поэтому так важно уже при отборе кандидатов в класс флейты обращать внимание не только на степень музыкальной одарённости ребёнка, но и на его подготовленность к обучению.

Успешность обучения определяется по меньшей мере тремя факторами: физической и психической подготовленностью, а также предварительными знаниями, умениями и навыками. Конечно, значительную роль играет и наличие музыкальных способностей.

В младшем школьном возрасте обучение на духовом инструменте тесно связано с состоянием здоровья ученика. Недостаточное физическое развитие может тормозить занятия на духовом инструменте, которые требуют значительных мышечных нагрузок.

В возрасте 7-11 лет ребёнок развивается относительно равномерно. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких происходит постепенно пропорционально. Структура и масса мозга быстро достигают тех же параметров, что и у взрослого человека. Костная система детей, приступающих к обучению, крепче, чем у дошкольников, но содержит много эластичной хрящевой ткани. Мелкие движения кисти и пальцев затруднительны, так как процесс окостенения фаланг не завершён, а окостенение запястья заканчивается не ранее 12 лет. В связи с этим при занятиях с детьми на духовых инструментах не следует делать упора на развитии технических навыков в течении первых двух-трёх лет - ведь духовик при игре испытывает нагрузку практически на все группы мышц. Поэтому основной задачей педагога становится на первых порах снятие мышечной «зажатости», которая возникает вполне естественно: плечевой пояс напряжён, руки поддерживают тяжёлый для ребёнка инструмент, и «зажим» передаётся на кисти и пальцы. Необходимо учитывать ещё одну особенность детского организма: даже при значительном развитии мускулатуры мышцы ребёнка быстро утомляются. Поэтому в работе с юными флейтистами как нигде следует соблюдать верный ритм работы и отдыха, принцип переключения в течении урока одного вида деятельности на другой.

Поэтому главной задачей педагога будет не столько обучение ученика, сколько изучение его характера и реальных возможностей обучаться на избранном инструменте. Необходимо познакомиться с его домашней средой, с отношением родителей к обучению на избранном инструменте, а также со степенью их возможности стать соучастниками процесса обучения. Особенно это требуется в период первых лет обучения.

Можно выделить 4 начальных этапов обучения: ♫♪- отбор учащихся для занятий

♫♪- постановка

♫♪- первые уроки

♫♪- первые звуки

Отбор учащихся для занятий

При отборе поступающих в класс флейты должны быть наличие музыкальных способностей, наличие достаточного физического развития, а также строение игрового аппарата (зубов, губ, пальцев рук). В 8-9 лет, даже если ребёнок достаточно физически развит, объем лёгких ещё небольшой, а подчас и коротки. При занятиях на флейте это может вызвать дополнительные сложности, общее перенапряжение из-за нехватки воздуха и зажатость пальцев из-за большой растяжки. Среди музыкальных способностей, с профессиональной точки зрения основные - слух, ритм, музыкальная память. Они могут носить как наследственный, так и благоприобретённый характер. Но даже в наилучшем варианте гарантий успешного обучения дать нельзя. Для этого потребуются такие качества как восприимчивость, приспособляемость, трудолюбие и многое другое, что может определиться лишь в процессе занятия и далеко не сразу. Но также не маловажную роль играет возраст будущего ученика. В настоящее время дети начинают заниматься на флейте в возрасте с 7-8 лет. Для занятий с такими детьми флейта слишком большой инструмент, а их пальцы слишком коротки и слабы. Да и молочные зубы ещё не сменились. В силу этих причин занятия с флейтистами часто начинают на блок-флейте.

Постановка

Для успешных занятий, так и для решения тех или иных технических задач необходимо активное состояние игрового аппарата, и все его функции должны выполняться свободно и беспрепятственно. Но активность при этом не должна быть чрезмерной, а у начинающих как раз именно это часто и наблюдается. И выражается она, то в излишне высоко поднимающихся пальцах, то в утрированно активном вдохе, что может быть заметно внешне. С другой стороны несобранность, вялость и расслабленность корпуса имеет тенденцию распространяться на состояние рук, пальцев и характер дыхания.

Поэтому при работе над постановкой нельзя ограничиться только состоянием и работой пальцев, амбушюра и дыхания. В активном состоянии должно находиться всё тело. Музыка требует участия всего исполнителя в целом, должного состояния игрового аппарата и поддержки его со стороны всего организма, а потому любое расслабление или зажатость будут ограничивать технические возможности исполнителя, а вместе с тем и яркость звучания. Поэтому в понятие постановки следует вносить не только работу пальцев и овладение техникой амбушюра, но и работу всего тела. Без этого нельзя будет добиться выразительности исполнения музыки.

Постановкой необходимо заниматься с самого первого урока. Под постановкой понимается положение пальцев на клапанах, положение рук, но ещё более важную роль играет постановка корпуса. Так постановку можно разделить на активную часть, которая включает в себя пальцы, амбушюр, механизм дыхания, и статическую часть, которая помогает сохранить необходимый тонус, но не должна затруднять работу активной части. Постановку правильнее начинать не с рук, а с ног, так как если начать постановку с рук, то внимание сосредоточивается только на руках, а корпус расслабляется.

Корпус ученика является базой для всех деталей игрового аппарата. Уже поэтому он не может быть расслабленным, но не должен быть и излишне напряжённым. Точкой его опоры должна быть ступня левой ноги. При этом центр тяжести корпуса как бы переносится от центра в левую сторону, уравновешивая длинное плечо инструмента, устремлённого вправо. Правая нога при этом слегка отступает вправо и назад, лишь дополнительно поддерживая равновесие. Основной же опорой остаётся левая нога, которая обеспечивает вертикальное положение корпуса и не позволяет ему расслабляться.

Затем внимание ученика следует перенести на правую руку. Она должна быть приподнята к уровню плеча и образовывать с ним полукольцо, не вызывая при этом излишнего мускульного напряжения. Флейта в таком случае будет находиться в положении, близком горизонтальному. Такое положение руки даст полную свободу движениям пальцев и позволит корректировать в процессе игры интонацию. Левая рука, слегка прогибаясь в запястье, прикладываясь к флейте (но не локтем к груди) а голова слегка поворачивается влево, обеспечивая удобное касание губами амбушюрной накладки. (Амбушю́р или Амбюшор (фр embouchure ) - способ сложения губ музыканта при

Игре на некоторых духовых инструментах с определенным устройством мундштука) Положение головы при этом должно быть естественным, то есть не опущенным и излишне не приподнятым. В первом случае это будет мешать глубокому и быстрому вдоху, а также явится серьёзным препятствием качественному звукоизвлечению в 3-ей октаве и будет затруднять коррекцию интонации отдельных нот; во- втором - может вызывать излишнее напряжение мышц шеи и гортани что будет препятствовать свободному вдоху. А любой очаг напряжения, как известно всегда имеет тенденцию распространяться на соседние области. Прямая осанка корпуса оказывает сильное влияние на характер дыхания: на скорость вдоха иррациональное расходование воздуха, а также не допускает расслабленность и поддерживает активный тонус всего организма в той или иной степени.

Первые уроки

На первых занятиях ученика нужно подготовить к извлечению первого звука, научить пользоваться дыханием и амбушюром, научить снимать излишнее напряжение с рук и пальцев. С последним нужно заниматься тогда, когда ученик будет извлекать первые звуки. Далее следует подготовка дыхания.

Она включает в себя знакомство с дыхательным аппаратом. Ознакомление с исполнительским дыханием. Подготовка амбушюра. Постановочный период. Ученику предлагается привести амбушюр в игровое состояние, т. е слегка напрячь уголки круглой мышцы рта, освободив одновременно середину губ. При этом должно образоваться отверстие, к которому прикасается кончик языка без голоса произносится звукосочетание «ТФ». Для выработки навыка контроля направления выдоха полезно упражнение с ладошкой, ладошка ставится на уровне губ, при этом рука не касается подбородка, и ученик выполняет предыдущее упражнение, направляя струю воздуха то наверх, то вниз, так мы будем отрабатывать подвижность нижней челюсти, что уже вскоре может потребоваться для расширения используемого диапазона флейты и исполнения больших интервалов. Эти упражнения следует выполнять регулярно, вплоть до овладения навыком уверенного извлечения звука.

На следующем этапе подготовительных занятий уже потребуется извлечение звука на инструменте, вернее его головка. На ней нужно будет издать звук. Для этого игровой аппарат, приводится в игровое состояние, уголки губ напрягаются, кончик языка прикладывается к нижней губе. Ученик производит вдох и одновременно с произнесением «ТФ» посылает воздух вперёд, поперёк амбушюрного отверстия на головке флейты. Но не в саму флейту. В случае достаточной упругости струи воздуха и её попадания на противоположный край амбушюрного отверстия возникает звук. Ученик должен следить за тем, чтобы звук, извлечённый на одной головке, выдерживался на одной высоте. Также в упражнения для занятий на одной головке можно включить подачу воздуха на слог «ту» или «та». Целью этих упражнения является сочетание дыхания с работой языка и выработка навыка попадания струи выдыхаемого воздуха на противоположный край амбушюрного отверстия. Далее это упражнение предлагается выполнять ученику без помощи педагога. Ученик должен будет правильно приложить головку к губам. Амбушюрное отверстие накладывается на губы так, чтобы и верхняя и нижняя губы почувствовали её края. Затем, не отрывая головку от губ, откатывают её по нижней губе, чтобы открыть амбушюрное отверстие.

Совокупность амбушюра, губного структурно-мышечного аппарата с дыханием, языком при участии центральной нервной системы, слухового аппарата, памяти и других исполнительских компонентов называют – губной звукорегулирующий аппарат. Его нужно рассматривать с двух позиций:

1) Начальный постановочный период, определяющий и формирующий губные игровые навыки ученика, он в свою очередь делится на два направления:

А)постановка губ, дыхания без инструмента

Б)постановка губ, дыхания с инструментом

2)Художественно-тренировочный период, создающий предпосылки для совершенствования исполнительского аппарата.

Для того чтобы ученик мог тренироваться дома, необходимо привлечь к участию и родителей, показав присутствующему из них на уроке внешнюю сторону действия. Добившись уверенного извлечения звука с закрытой рукой головкой, следует перейти к упражнению с открытой головкой. При всей тождественности упражнений с закрытой и открытой головкой большие изменения будут происходить в характере дыхания. Вдох потребуется более полный, а выдох более активный. Струя выдыхаемого воздуха должна стать более упругой. Параллельно с занятиями на головке следует начать знакомиться с инструментом в целом. И в первую очередь научить ученика правильно собирать флейту.

После знакомства с инструментом следует приступать к постановке пальцев, рук и всего корпуса. Переходя к постановке рук и пальцев, следует заострить внимание на положении корпуса и головы. Корпус должен быть свободным. Локти обеих рук надо держать приподнятыми, на некотором расстоянии от грудной клетки. Заниматься ученик должен стоя, ноги на шиине плеч. Если на продольных инструментах (блок-флейта, гобой) инструмент располагается вдоль тела, то флейта - направо и поперёк. При правильной постановке положения головы должно быть обычным или слегка склонным в сторону флейты, инструмент расположен точно параллельно разрезу губ, а центральная вертикаль лица составлять с флейтой прямой угол. При игре флейта должна опираться на нижний сустав 2-го пальца левой руки. Для этого кисть в запястье следует несколько прогнуть внутрь. Вторая точка опоры флейты - 1й (неиграющий) палец правой руки, который располагается под флейтой между 2-м и 3-м пальцами. Третья точка опоры - 5-й (игровой) палец правой руки, который почти всегда, за исключением ноты «ре» в 1-й и 2-й октавах несёт двойную функцию - открывает клапан и, вместе с 1-м пальцем, обеспечивает вертикальную устойчивость инструмента. При этом флейта только прикладывается к губе, но не прижимается к ней.

Набрав по возможности полное дыхание, ученик должен сделать движение языком, указанное в подготовительном уроке. Совокупность движения языка, струи воздуха, и закрытые клапана будут способствовать извлечению нот.

Первые звуки

Познакомившись с основами исполнительского дыхания, научившись извлекать на головке звуки и собирать инструмент, можно приступать к занятиям на флейте.

В первую очередь знакомимся с расположением пальцев на клапанах. Если флейта с резонаторами, то лучше закрыть их заглушками, чтобы на начальном этапе ученику не осложнять работу дополнительно. Главное запомнить, на каком клапане, какой палец работает. Исключение составляет лишь 1-й палец левой руки, обслуживающий два клапана.

На занятиях по флейте открывается новая область познания - аппликатура. Она должна быть выучена, как таблица умножения.

Таблица аппликатуры

Эта таблица проста и наглядна, однако комбинации чёрных и белых кружков, символизирующих клапана флейты, расположены вертикально, в то время как ученик, изучая их, держит инструмент горизонтально. Повернув же схему на 90 против часовой стрелки мы получили бы эту комбинацию, повторяющую инструмент в игровом положении:

Для ребёнка это было бы понятнее, а потому усилило бы наглядность схемы.

В таблице показаны комбинации закрытых и открытых клапанов.

Изучение аппликатуры начинается с левой руки. Это тетрахорд «соль – до».

Она наиболее простая, и звуки, издаваемые при её помощи, наиболее легкие. С какой ноты начинать, принципиального значения не имеет, но лучше с той, которая у ученика легче всего получается. Обычно это «си» или «ля». Всё внимание педагога при этом концентрируется на дыхании и амбушюре. При большой активности и старании ученик может «передуть» и, вместо звуков первой октавы получить звуки второй октавы (в основном они имеют одинаковую аппликатуру). Желательно начать освоение нот с первой октавы. Главное получение качественного звука. По достижении уверенного извлечения первых нот можно подключить оставшиеся «до» и «соль».

Добившись извлечения отдельных нот сразу и с правильной аппликатурой, следует объединить их в поступенный звукоряд и организовать его ритмически:

♫♪

За единицу времени звучания отдельной ноты наиболее удобно избрать секунду. Она имеет заметную протяжённость и не очень обременяет механизм дыхания. Не следует забывать, что дыхание во время игры на духовом инструменте остаётся физиологическим процессом, нарушение режима которого может вызывать головокружение.

Освоив поступенное извлечение нот, ученик может перейти к извлечению их вразбивку. Например:

♫♪

Исполняя ноты этого звукоряда, после каждой ноты следует брать дыхание. Таким образом, мы будем одновременно тренировать и этот механизм. Затем целесообразно перейти к исполнению тех же упражнений по две ноты на одно дыхание.

Тетрахорд «соль - до» с наиболее постой и лёгкой аппликатурой, задействует пальцы только левой руки и с точки зрения звукоизвлечения не представляет особых трудностей, так как в образовании звука участвует не весь канал инструмента.

Второй этап начинается с ноты «ре». Этот звук потребует большего напряжения струи выдыхаемого воздуха. Последующие за ним ноты «ми» и «фа» второй октавы перенесут наше внимание на правую руку, аппликатура станет сложнее. Начинать освоение этих звуков следует с обращения внимания на положение правой руки и пальцев. Локоть не должен быть опущен или заметно поднят. Рука должна иметь определённую свободу, допускающую её движение. Пальцы должны быть округлёнными и опускаться подушечками на середину клапана. Это особенно важно потому, что в дальнейшем, при возможном переходе на инструмент с акустическими отверстиями (резонаторами) могут возникать серьёзные трудности технологического характера. 1-й палец, на который опирается флейта, должен быть расположен между 2-м и 3-м пальцами, поперёк флейты, а 5-й палец на клапане «ре-диез»

Приступая к освоению этого диапазона, необходимо с самого начала следить за тем, чтобы 2-й палец на ноте «ре2» был поднят, а при поступательном движении «ре-ми», на «ми» опущен одновременно с 5-м пальцем правой руки. Иначе интонация нот будет фальшивой.

Третий этап это переход «до-ре». В пределах 1-й и 2-й октав он относится к наиболее трудным. При последовательном исполнении этих двух нот в движении переходят все девять игровых пальцев. Семь в одном направлении и два в противоположенном. Переход «ре-до» ученику обычно даётся легче, чем «до-ре», так как для этого надо закрыть одновременно только два, а открыть семь клапанов, в то время как при переходе «до-ре» надо одновременно и плотно закрыть семь клапанов, и лишь два открыть. У начинающих, как правило, не все пальцы приводятся в движение одновременно. И от этого в наибольшей степени страдает нота «ре», так как даже если один клапан закрыт не плотно, то звук не возникает вовсе. К тому же при недостаточно синхронном движении, нарушается устойчивость инструмента, и зажимаются пальцы.

Как в первой, так и во второй октаве у неё одинаковая аппликатура, а следовательно звучание ноты определяет не она. Этот приём обычно называется «передуванием». Но термин этот не совсем точен и потому может ввести ученика в заблуждение. Некоторое усиление напряжения струи выдыхаемого воздуха при этом действительно имеет место, но не оно определяет конечный результат. Для озвучивания нот 2й октавы чуть более напряжённую струю воздуха необходимо направить несколько выше, чем это делается при извлечении нот первой октавы. Если при проигрывании второй октавы прослушивается первая, то выдыхаемую струю воздуха нужно сделать несколько более напряжённой и направить её чуть выше. Самым надёжным контролёром правильности извлечения одноимённых звуков в первой и второй октавах являются уши. Звук должен быть чистым и без призвуков другой октавы.

Достигнув положительного результата в извлечении нот «ре2-ми2-фа2» мы получим возможность работы над первой гаммой – фа мажор. Сперва мы играем её non legato, по одной ноте на дыхание, затем по две. Добившись уверенного исполнения следует связать ноты legato. Это позволит определить как при переходе с ноты на ноту работают пальцы, одновременно ли они меняют аппликатуру. Особенно важно проследить переходы «до-ре», «ре-ми», где движение пальцев противоположное. Чтобы охватить проработкой все переходы от ноты к ноте, из гаммы можно сделать два упражнения, соединяя попарно 1-ю ноту со 2-й или 2-ю с 3-ей и так далее

Выучив таким образом гамму фа-мажор можно добавить к ней соль мажор. Среди аппликатурных изменений здесь добавятся ноты «фа-диез2» и «соль2». Переход «ми-фа-диез» и «фа-диез-соль» стоит поучить отдельно, так как движения пальцев будет неудобным и вызовет сложности.

Особенно стоит обратить внимание на ноту «си» и «си-бемоль». Оба клапана обслуживаются одним первым пальцем левой руки, который, в зависимости от тональности, должен находиться либо на одном, либо на другом клапане. И находится там всё время (если говорить об игре гамм). В соль мажоре - на клапане «си», а в фа мажоре – на клапане «си-бемоль». И в дальнейшем следует придерживаться правила – в диезных гаммах и до мажоре, где нет ноты «си-бемоль», 1-й палец должен быть на клапане «си», а в бемольных – на «си-бемоле».

Добившись уверенного исполнения звуков в диапазоне «фа1-до1», к двум уже освоенным гаммам можно добавить и третью - до мажор. Здесь аппликатура всех нот уже известна и освоена на других гаммах. В целях закрепления звукоизвлечения и аппликатуры 2-й октавы целесообразно в её пределах играть все три гаммы.

На этом этапе обучения необходимо одновременно с изучением аппликатуры приступить к работе над дыханием и укреплением амбушюра. Вначале внимание ученика было сосредоточено на получении звука, то есть на его атаке. Первые шаги в этом направлении уже имели место, когда мы играли тетрахорды или гаммы равными нотами в темпе 1 звук = 1 секунде. Тогда всё внимание было обращено на извлечение звука, его ритмическую организацию и аппликатуру.

Следующий этап - «длинные ноты». Это определение достаточно условно, так как ограничивается физическими возможностями ученика.

Приложения:

Видео уроки:


Как играть на флейте — учимся правильно держать поперечную флейту.

Если прикладывать головку флейты к губам и сразу выдувать резонирующий звук у вас пока не получается, вернитесь к Занятию 1 к зеркалу и потренируйтесь ещё. Надеюсь, что все получилось и можно двигаться по пути обучения как играть на флейте.

Соберите флейту. О том как правильно собрать поперечную флейту рассказано на первом занятии. После сборки дульце на головке, клапана на теле и стержень на колене должны выстроиться в прямую линию. С не прилагайте силу при сборке, детали флейты «вкручивайте», а не сдавливайте.

Разучим положение пальцев на клапанах нотных отверстий флейты

Сначала пронумеруем пальцы, чтобы не допустить разночтений в дальнейшем описании игры на флейте.

Руки на поперечной флейте будут расположены именно так как на картинке:

  • левая рука развернута ладонью к вам и расположена поближе к головке;
  • правая рука развернута ладонью от вас и расположена ближе к колену флейты.

Теперь договоримся (пронумеруем) как будем называть клапана и рычаги на флейте:

На картинке показано тело с коленом до поперечной флейты французской системы. Именно такая флейта самая распространенная в настоящее время для обучения и, скорее всего, у вас именно такая. Пока пронумеруем не все клапаны/рычаги, а только те, которые понадобятся вам в начале изучения как играть на флейте. В дальнейшем дадим названия и другим элементам флейты

Номера клапанов/рычагов совпадают с нумерацией пальцев рук на картинке выше. Буквы у номеров 1 и 10 означают, что пальцы с такими номерами могут занимать не одно положение.

Вот как показывает положение пальцев на поперечной флейте один из ведущих производителей музыкальных инструментов Yamaha:

Описание положения пальцев на поперечной флейте

Как играть на флейте пальцами левой руки

Вот как играть на флейте правой рукой:

Посмотрите видео как играть на флейте от Московской средней специальной музыкальной школы (колледж) им. Гнесиных. На видео преподаватель ЦМШ при МГК им. П.И. Чайковского Элла Олеговна Должикова подробно показывает постановку пальцев и рассказывает, в частности, о правильном и ошибочном положении рук при игре на флейте.

Видео-ролик Эллы Олеговны весь интересен и полезен, а о положении рук смотрите запись со времени 13 минут 50 секунд (Master-class of Ella Dolzhikova).

Займите положение как играть на флейте:

  • встаньте. Стойте ровно, корпус чуть наклоните вперед. Этот наклон (чуть вперед) сохраняйте все время игры на флейте;
  • точка напряжения при игре приходится на живот. Начинающие флейтисты напряжение переносят на губы, что неправильно. Губы должны быть свободны, живот готов к посылу потока воздуха из легких.

Точки опоры поперечной флейты

Возьмите флейту двумя руками так, чтобы:


Все три опорные точки присутствуют во время игры на флейте. Левая рука во второй опорной точке прижимает флейту к себе. Лицо в первой опорной точке и правая рука в третьей точке сопротивляются давлению левой руки. Таким образом, флейта получает устойчивое положение, при котором губы и пальцы флейтиста остаются свободными и могут принимать участие в игре на флейте.

Типичные аппликатурные ошибки начинающих флейтистов

Посмотрите видео-ролик с разбором типичных ошибок начинающих флейтистов.
Рассказывает Андрей Альпатов:

Попробуйте извлечь из флейты звук как вы делали при тренировке на первом занятии. Там вы дудели на головке флейты, а теперь поперечная флейта в ваших руках в сборе. Пока никаких нот не извлекайте. Просто научитесь правильно держать флейту для игры, а это значит, что звук извлекается легко и:

  • флейта располагается горизонтально;
  • дульце флейты «на своем месте». Не поворачивайте дульце к себе. Это ошибка. Также не стоит менять тон извлекаемого звука поворотами дульца. Учитесь менять звук управляя струей выдыхаемого воздуха;
  • пальцы рук (кроме большого правой руки) не держат флейту. Они нужны для игры! Флейта держится в трех точках — нижней челюстью, основанием первой фаланги указательного пальца левой руки и большим пальцем правой руки.

Возможно первое время держать флейту будет неудобно. Она будет выпадать из рук. Терпение и старание. У вас все получится. В «Основах игры на флейте» профессора В.Н. Цыбина рассказывается, что есть , которая должна облегчить держание инструмента. Было бы интересно узнать, кто пользовался или хотя бы видел такую подставку.

Флейта очень легкий и удобный инструмент. Над её конструкцией трудились очень талантливые мастера и не зря флейта относится к самым виртуозным музыкальным инструментам.
Для более легкого освоения как играть на флейте используйте обучающую программу Свирелька.