Ностальгия по ссср. о спектакле квадратура круга. Спектакль квадратура круга Посещение спектакля несовершеннолетними зрителями рекомендуется в сопровождении взрослых

И пусть задача не совсем та, решение было найдено!
Можно ли построить квадрат равновеликий данному кругу при помощи линейки и циркуля? Математики доказали, что нет. А «квадратура круга» стала метафорой для обозначения безнадежного предприятия. Но если верить википедии, даже доказательство невозможности квадратуры круга не мешало многим энтузиастам тратить годы на решение этой проблемы.
Героям же пьесы Валентина Катаева «Квадратура круга» пришлось решать немного другую задачу и они с ней отлично справились меньше чем за пару часов во время одноименного спектакля в МТЮЗе.

Дано: большая, пустынная запущенная комната, из мебели продавленный пружинный матрас в углу и садовая скамейка в центре, некоторое количество книг и мусора. Это жилище двух закоренелых холостяков Васи и Абрама, которые в один прекрасный день и судя по всему внезапно становятся женатыми, а следовательно в комнате теперь будут проживать уже две молодые семьи. Как сложится их совместная жизнь? Интересно? Тогда приходите и смотрите новый спектакль театра МТЮЗ в постановке Виктории Печерниковой.

Спектакль получился веселый, музыкальный, пропитанный заразительным энтузиазмом 20-х годов. Когда на обломках старого мира зарождался абсолютно новый и неведомый мир, где для прочного брака нужно вроде только «сходство характеров, взаимное понимание, классовая принадлежность, общая политическая установка, трудовой контакт.» Но достаточно ли этого? Спектакль отлично передает дух и настроение 20-х, когда у людей буквально кружилась голова от предвкушения будущей прекрасной жизни. Все персонажи спектакля получились яркие, а порой даже гротескные.

Декорации, костюмы, сценография отлично соответствуют представляемой эпохе: ожившая луна, минимум цветовых акцентов с преобладанием красного и синего, рабочие комбинезоны, пальто нестандартного силуэта. А танец колбасы... вы когда-нибудь видели как танцует колбаса? Теперь у вас есть возможность это увидеть:))) А какие стихи выдает экспромтом Емельян Черноземный... это надо слышать:)))

На сайте театра заявлено, что главная фраза спектакля: любите друг друга, не валяйте дурака! И действительно не смотря на все дурака валяния по ходу действия, в конце концов именно любовь находит выход из казалось бы неразрешимой задачи квадратуры круга.

Полезно

В МТЮЗе поставили совершенно прелестный спектакль по пьесе Катаева "Квадратура круга". И это тот редкий случай, когда у постановки минусов нет. Прекрасно все: текст, режиссура, игра актеров (всех!!!), типажи и пр. А уж сценография и костюмы - это подлинный шедевр Ксении Кочубей. Итак, все началось в 1927 году, когда Катаев написал пьесу "Квадратура круга". В ней отразилось все то, чем жила молодежь в СССР в ту пору: недавние революционные потрясения и НЭП, вера в светлое будущее и строительство коммунизма, квартирный вопрос и радио как символ нового.

Комедия о том, как два товарища-комсомольца, Василий и Абрам, живущих в одной комнате, одновременно решили пожениться и привели к себе супруг, могла произойти только в это время, когда еще гайки не были закручены до конца. Казалось бы, вполне себе незначительная вещь, простенькая комедия о быте и любви. Но она рассказывает о тех годах, возможно, лучше учебника истории. Условия жизни, устремления и чаяния людей - как на ладони. Ну и, кроме того, это очень смешно и увлекательно.

Режиссер Виктория Печерникова подошла к спектаклю очень творчески, в нем много пасхалок, начиная от Маяковского и заканчивая Оруэллом. И оформлена постановка, как я уже сказала, здорово, в духе плакатов тех лет. Ну и мультфильм 1902 года "Путешествие на Луну" тоже можно вспомнить. И, если главные герои - вполне себе живые люди со своим характером, то массовка - это образы, символы комсомольцев и рабочих. Ну, а Фравий, комсомольский вожак в сером плаще и вовсе на Старшего брата тянет. Как я понимаю, поставили не просто пьесу Катаева, но пьесу, на которую глядят из нашего времени, уже с учетом того, что произошло в XX веке, творчески переработав его историю и наследие. Игра бесподобна у всех: очаровательная мещаночка Людмила и увлекающийся Вася, железобетонная комсомолка Тоня и Абрам, готовый пойти на уступки. Но поэт Емельян Черноземный (И. Созыкин) - это, наверное, самый яркий персонаж. Снимаю шляпу.

Валентин Катаев

Комедия-шутка в двух частях (16+)
трейлер

Спектакль идёт с одним антрактом

Продолжительность спектакля (предположительно) 2 часа 30 минут

Из истории:

"Валентин Петрович КАТАЕВ был лучшим советским писателем. Он умел все. Он писал увлекательные пьесы, смешные фельетоны, добротные и не без форса соцреалистические романы. Он наделен был феноменальным пластическим даром: все описанное, как живое. Катаев был гений, что очень трудно сочетать со званием лучшего советского писателя. Лучшие его вещи поставили его в один ряд с гениальными друзьями и сверстниками: Багрицким, Есениным, Олешей, Ильфом и младшим катаевским братом Петровым, Булгаковым... " - Дмитрий Быков ("Семицветик" 28.05.2003)

Валентин Катаев – одессит, советский писатель и поэт, драматург, журналист, сценарист. Имя его знаменито произведениями «Белеет парус одинокий», «Сын полка», «Алмазный мой венец», «Время, вперед!» и др. Ряд произведений Катаева уже с успехом шел в Театре драмы. В 1982 году - "Белеет парус одинокий" в постановке Валерия Персикова, а в 1991 году - "Поединок" в постановке Серафимы Плисецкой.

Заокеанскую известность Катаеву принес смелый для 20-ых годов 20-ого века водевиль «Квадратура круга». Пьеса стала настолько популярной, что обошла весь мир, в том числе с успехом прошагав и по подмосткам Бродвея.

«Квадратура круга» - специальный термин в геометрии, обозначающий неразрешимую задачу на построение. Фраза, которая во времена Советского союза ушла в народ, подразумевает под собой еще и совершенно тупиковую ситуацию.

Сюжет:

Студенты Абрам и Василий – друзья и соседи в общежитии, женятся на своих возлюбленных Тоне и Людмиле. Одновременно. В маленькой тесной комнатушке и двоим места недостаточно, не говоря уже о четверых, таких разных и ярких девушках и парнях.

Но в этом ли главная беда? ...

Совместный быт не проходит для молодежи просто так. Вскоре герои начинают сомневаться: а правильный ли выбор они сделали? И наступает время решить «квадратуру круга» в построении любви.

О спектакле:

«Квадратура круга» - один из первых советских водевилей. И, по законам жанра, песни и танцы, конечно же, дополнят постановку! Режиссер, засл. деятель искусств Валерий Персиков: «Очень хочется, чтобы современный зритель узнал имя Катаева и познакомился с его творчеством, так как оно не утратило юмора, искренности. Сама эпоха 20-х годов прошлого века, о которой мы мало что реально знаем, в спектакле воссоздаётся с массой трогательных и симпатичных подробностей. Поэтому дух того времени с его наивностью и целеустремленностью хотелось бы и передать любителям театра».

Посещение спектакля несовершеннолетними зрителями рекомендуется в сопровождении взрослых.

Над спектаклем работали

Режиссёр-постановщик – заслуженный деятель искусств России Валерий Персиков

Художник-постановщик - заслуженный художник России Александр Иванов

Музыкальный руководитель – Григорий Слободкин

Хореография - Наталия Чернина

Художник по костюмам – Ирина Подосёнкова

Художник по свету – заслуженный работник культуры России Михаил Семёнов

Помощник режиссёра – Светлана Аксёнова

«Что нужно для прочного брака? Сходство характеров, взаимное понимание, классовая принадлежность, общая политическая установка, трудовой контакт». Вот так определяли молодые люди начала 20 века, вдохновленные строительством нового социалистического общества, формулу семейного счастья.

Два закадычных друга, живущих в одной комнате московского «муниципализированного дома», не поставив друг друга в известность, женятся.

Оказавшись в одном пространстве, разделенном лишь занавеской, две пары молодоженов отчаянно пытаются строить свою отдельную семейную жизнь.

Их отношения проверяются не только бытом, но и внезапно нахлынувшим Чувством, которое не поддается никаким формулам и расчетам.

Постановочная группа:

  • Режиссер-постановщик -
  • Художник-постановщик - Ольга Лагеда (г. Нижний - Новгород)
  • Художник по костюмам - Елена Жукова (г. Санкт-Петербург)
  • Хореограф - Александр Пучков
  • Педагог по вокалу - Елена Володина
  • Художник по свету - Нина Киркова
  • Помощники режиссера - Ольга Назаренко, Марина Томиловская

Немного истории

Пьеса была написана В.Катаевым в 1927 году. Осенью следующего года в Московском Художественном театре состоялась премьера этой комедии-шутки. К марту 1929 года комедия выдержала уже сто представлений!

В марте 1957 года постановка «Квадратуры круга» была возобновлена на сцене Московскою театра сатиры.

Комедия В.Катаева широко ставилась не только в Советском Союзе, но и за рубежом:

Начиная с 1928 года «Квадратура круга» обошла все европейские театры и перекочевала в Америку. Официальная премьера состоялась 3 октября 1935 года в Нью-Йорке в «Льюсиум театре», где комедия В.Катаева выдержала 108 представлений; - в январе 1931г. «Квадратура круга» в парижском театре «Ателье» (Франция); - 1964 г. – постановка в театре «Аттико» (Греция); - с 1963 года пьеса с успехом идет в театре «Офисина» (Бразилия).

Пьеса публиковалась в журналах и выходила отдельными изданиями. Отрывок из нее был помещен в сатирическом журнале «Бич», № 11, март 1928 года. Полностью «Квадратура круга» вышла в майском номере «Красной нови» за 1928 год. Отдельной книгой появилась в издании «Модник» 1928 и 1929 годов, «Цедрам» 1934, 1935 и 1936 годов. Входила в различные сборники произведений Катаева, а также в пятый том собрания сочинений.


Я задумался над термином vintage-комедия, то есть винтажная комедия. Что он значит? Vintage в Википедии трактуется как предмет обихода прошлого в современной интерпретации. Ага, тогда это можно понять так: старинный водевиль Валентина Катаева в современной постановке Михаила Полякова.
Валентин Катаев -- классик советской литературы, основатель и первый главный редактор журнала «Юность», автор популярной повести «Белеет парус одинокий» -- и вдруг водевиль «Квадратура круга», написанный в 1928 году. Эпоха военного коммунизма закончилась, в разгаре Новая Экономическая Политика (НЭП). Новая советская мораль, борьба молодежи с мещанством, сексуальная революция. А тут -- водевиль во «французском стиле» без идеологических заморочек.
Комната в общежитии, которую делят Василий (Марат Камалиев) и Абрам (Евгений Пономарев). У Абрама -- книги в стопках и странная конструкция для спанья -- «кОзлы», у другого самодельный топчан и пусть обшарпанный, но настоящий кухонный стол. На двоих общее: комната, украшенная транспарантами с популярными для того времени лозунгами и освещаемая голой пыльной лампой и... мечта о девушке.
Абрам берет в жены товарища по идеологической работе Тоню (Ирина Полыгалова), а Василию просто нравится Людмила (Лиана Токарева), которая возгорается любовью к тому и соглашается на брак, узнав, что у того есть жилая площадь. Оба парня в один день идут в ЗАГС, становятся мужьями и озабочены только тем, что им надо сообщить о своих женах соседу.
И вот приходят жены. Тоня -- в юбочке и в тенниске, со стопкой книг -- вот и все её приданное. А у Людмилы все есть: и одежда, и еда, и даже чудо технической мысли тех лет -- примус! Тоня -- товарищ, ей чуждо мещанское обрастание: ни еду приготовить, ни на базар сходить Абраму её не заставить - они книгу читает, растет так сказать идеологически. Василия воротит от еды и поцелуйчиков Людмилы, а Тоня такая соблазнительная!
И вот в результате как бы случайных действий пары меняются партнерами. Хороша, естественна в своей женственности и желании просто жить Лиана Токарева. Она купается в своей роли, наслаждаясь ею. Тоня у Полыгаловой -- это засушенный цветок из гербария. Старорежимные мещанские чувства она уже отвергла, а новых нет, и вот она действует в какой-то эмоциональной блокаде. Способен ли разбудить её чувства к жизни Василий, я и не знаю, не понял.
Другие действующие лица вожак Флавий (заслуженный артист РФ Николай Макаренко), поэт Емельян (Василий Микульский) «пионерская бригада» гостей (Татьяна Артемчук, Иван Ручнев, Алексей Чупин) -- необходимые штришки прошедшей эпохи. Некоторые критики, писавшие об этой постановке в других театрах, напоминают читателям, что именно этому поколению предстоит пройти частые чистки, репрессии, войны. А я смотрел, как они жили, смеялись и любили во времена, что ушли безвозвратно, строили планы на завтра, и не могли знать, что завтра была война.