Кто такой боб марли биография. Заговор цру против боба марли


Боб Марли умер 11 мая 1981 года. Он был легендой или даже больше. Мы знаем крайне мало людей, которые не любят Боба, а те, кто знает его, просто обожают. Уж больно он позитивный парень!

Сегодня мы немного расскажем про Боба Марли в фактах. Это будет напоминать систему FAQ.

Почему Боб Марли не стригся и не брился

Боб Марли родился на Ямайке, на зеленом острове. На карибских берегах зародились его религия - растафарианство - и его музыка - реггей. И теперь всякий уважающий себя ямайский негр старается быть похожим на Боба Марли.

Романтичная бухта Runaway bay - место высадки Колумба на Ямайку. Именно здесь каравеллы впервые пристали к берегу, и именно отсюда ушел последний испанец, когда англичане отобрали у них Ямайку. Сейчас остров, как поется в известной песне, «ничейный» и «бухта ничейная», развалины, ржавый сухогруз «Амазония», обшарпанная кафешка, которая неизвестно как называется - на стенах намалеваны разные слова: «Columb», «Sunny», «Runaway bay», «Selassie». И так же коряво, но крупно вырезано на деревянной двери: «Мерзкий, грязный, ужасный». «Селассие - тот, кто меня привел к такой жизни, он - тот, кто указал мне верную дорогу!» - реггей из кафешки разносится над бухтой. Поет, конечно, Боб Марли.

Хозяин откидывает дерюжный полог и выходит к посетителям. Волосы его похожи на клочья свалявшейся пакли, какой она бывает между бревнами старого деревенского дома. Он говорит медленно, слова трудно выходят через неподвижные пухлые губы, но все-таки он отвечает на все вопросы. Оказывается, этого негра-хозяина зовут Sunny, а залив Runaway - место, где мы находимся в данный момент времени, которое, впрочем, течет, как песок, ведь прошлого нет, а будущее еще не наступило. Селассие - эфиопский император, который однажды приезжал на Ямайку, для растаманов он пророк и наместник бога Джа.

Санни еще не растаман, он только готовится к принятию религии, обряды еще не практикует, не созрел. Он пока еще «дред-лакс» (dread lacks) - «спутанные волосы». Дреды для растамана - антенны в духовный мир, средство общения с богом. Санни никогда не расчесывает и не стрижет волосы, однако моет их и смазывает иной раз маслом. Моет не шампунями (по его мнению, это вредно), а отваром из листьев мыльного дерева.

Самую приятную обязанность растамана - курение ганджиба-са, ганджи (одно из наименований индийской конопли) - Санни выполняет регулярно. Скоро он откажется от мяса, начнет соблюдать обряды, войдет солдатом в построенную по военному принципу иерархию растаманов, и его пригласят на веселую сходку банануну. Знает ли Санни, что император Эфиопии Хайле Селассие умер? Знает. А знает ли, что его лично расстрелял из автомата друг Советского Союза товарищ Менгисту Хайле Мариам, а после приказал зарыть труп под полом своего кабинета? Нет, таких подробностей Санни не знает, но догадывается, что Селассие жил в роскоши и вел себя нескромно, и потому народ вполне мог обидеться. Такова жизнь, и пророки иногда умирают. Вот Боб Марли умер, а ведь он точно был пророк. Санни не хочет жить и умереть, как Селассие, он хочет жить и умереть, как Боб Марли.

Растафари - религия ямайских негров, близкая христианству в эфиопском варианте: шестиконечные звезды, царь Соломон, царица Савская. Главное отличие - экстерьер и дымок ганджи. Растаман носит вязаную шапочку трех эфиопских цветов - черного, красного и желтого, или таких же цветов берет под Че Гевару, или щегольской цилиндр с козырьком. Под шапкой скрывается копна паклеобразных нечесаных волос. К концу жизни иной растаман носит на голове пять а то и семь килограммов дредлоков. Но, странное дело, вы не увидите на Ямайке лысеющих растаманов. Наверное, опыт растаманов доказывает, что именно расчесывание и стрижка волос приводят к их потере. Желающие поспорить могут поинтересоваться у индийцев-сикхов, которые тоже не стригут волосы, есть ли среди них лысые. Сикхи, в отличие от растаманов, расчесывают волосы металлическим гребнем и покрывают свои шевелюры (или лысины) чалмой.

Растаманы обязаны соблюдать запреты: не есть свинину, моллюсков, рыб без чешуи, не курить табак (только ганджу), не пить ром и вино, не употреблять соль, уксус, молоко, не играть в азартные игры. Поскольку бог Джа создал человека по своему образу и подобию, то любое искажение божественного облика - грех, в том числе стрижка и бритье.

Боб Марли был растаманом, поэтому не стригся, не брился и не делал всего остального, чего не велел ему делать его бог Джа.

Почему Боб Марли умер с косяком во рту?

Растафари - модная религия: потертые штаны, майки с Бобом, шерстяные джемперы, береты, дреды. За последние годы число белых поклонников растафарианства увеличилось многократно. Они есть повсюду: в Лондоне, Нью-Йорке, Амстердаме. Достаточно растафари есть и в Москве. Курение марихуаны, свободный секс, реггей, принципиальная лень, танцующая походка - это как детская болезнь: не надо в школу ходить, лежишь себе в постели, читаешь книжку про пиратов, пьешь микстуру от кашля, ешь апельсин. Но на следующий день надоедает болеть, хочется во дворе гулять, да и в школу тоже пора.

Каждый ямаец со вкусом костерит американцев. Проклятые янки гоняют наркодельцов, чтобы бедным людям жизни не давать, а сами в Калифорнии выращивают в три раза больше ганджи, чем на Ямайке! Если ямаец ганджу не курит, то заваривает на ночь от бессонницы и вполне искренне считает, что табак убивает гораздо быстрее. Конопля - трава мудрости, так считают эти парни. По их преданию она выросла на могиле царя Соломона. А еще ганджа помогает от астмы и глаукомы! Но это они так считают, а мы как-то не сильно так думаем.

Может быть, астматиков на Ямайке и нет. Но вот мутных личностей с выморочными вытаращенными глазами много.

А Боб Марли был похоронен с косяком во рту.

Очень долго негры не приезжали в Эс-Сувейре по своей воле. Но вот в конце шестидесятых в Эс-Сувейре появился Джимми Хендрикс. По одной версии, его привлекли свежая красота города и желание основать Город Свободы, по другой - застучал сердце позвало его туда, где загубили его предков. Не будем забывать, что к этому времени друг Хендрикса Боб Марли уже стал растаманом и настойчиво предлагал всем неграм подумать о возвращении в Африку.

Марли отсидел полгода в американской тюряге за косяк, а в Марокко в те годы водилось вдоволь дешевого гашиша и не было никаких законов, запрещающих курить травку. Словом, вознамерился Джимми Хендрикс купить пару кварталов Эс-Сувейры и пригородную деревню для пляжного отдыха, и никаких препятствий у него не возникло: евреи, составлявшие примерно половину населения города, тысячами уезжали в Израиль, а арабское население не спешило заселять опустевшие дома. В кафе Rial Amadine Джимми Хендрикс курил гашиш, пил инжирную водку и сочинял песни, самая известная из которых - «Замок в песках”. Еще он играл на гитаре, причем не мог играть обыкновенным способом в волшебной Эс-Сувейре и потому перебрасывал гитару за спину, заламывал руки и своими длинными пальцами управлялся со струнами и за спиной. Когда ему наскучивало играть, он левитировал. Старший метрдотель Rial Amadine вспоминает, как мальчишкой он подсматривал за левитирующим негром, - и хорошо помнит, зачем врать: Джимми Хендрикс парил в нескольких сантиметрах над ковром.

Джимми упрашивал Боба Марли: приезжай к нам, брат, вместе воспарим над миром! Боб собрался, прилетел в Касабланку. Но в аэропорту его задержали: слишком много вез гашиша, несколько больших сумок. Ему сказали: «Зачем так много тащишь? У нас купишь лучший в мире - из города Ктема». А Боб в ответ: «Знаю я ваш гашиш, он парфюмом воняет». Еще он сказал: «Ктемский полцены не имеет против ямайского, и если человек привык курить ямайский ганджубас, ни на какой другой он его не променяет». Ему сказали: «Положим, ты прав, когда ты прав, но сейчас ты не прав, поэтому ополовинь запасы: половину мы у тебя отберем, а половину - из уважения к тебе - пропустим, вот такой компромисс мы допустим с нашей стороны». А Боб сказал: «Пропускайте всё, или я уеду домой». Он не был склонен к компромиссам, думал, с ним шутят, и допустил большую ошибку. Марокканцы отличаются от всех прочих арабов внешним спокойствием, поэтому в Марокко легко ошибиться: человек с виду спокойный, а на самом деле - разъярен и нервничает. Характер у марокканцев взрывной, причем никогда не знаешь, когда они взорвутся. Боб Марли перебрал с наездами, и его самого не пропустили, а родной гашиш отобрали. Вышло по марокканской пословице: «Упрямый бык всегда мутную воду пьет».

Потом Боб расстраивался, что не попал в Марокко. Там легко научиться левитации, тем более если ты негр. Вот Джимми Хендрикс быстро научился. Он поехал в Марракеш, там на площади перед мединой под треск кастаньет и вытье глухих дудок прыгают негры гнауа из таинственной секты акробатов. Танцоры так отчаянно вертятся, прыгают и выкрикивают сакральные слова, что к концу танца глаза у них закатываются, руки повисают плетьми. И тогда они садятся как будто отдохнуть - и впадают в настоящий религиозный транс. Одни бормочут что-то себе под нос, другие просто не шевелятся, третьи смотрят сквозь тела, навесы и стены и видят что-то, другим невидимое. В таком состоянии недолго и воспарить. Джимми и воспарил.

А Боба Марли завернули в аэропорту, поэтому он так и не научился левитировать.

Вадим Кораблев – о великом ямайском музыканте.

«Ах ты засранец! И где я теперь новые возьму?» – кричала мама, гоняясь за Бобом по всему дому с ремнем в руках. Ее 15-летний непослушный сын снова разбил туфли, пиная мяч, а денег на новую пару уже не оставалось. Боб ловко увиливал от наказания, но оно было неизбежным. Мальчика поймали и пару раз хорошенько всыпали.

Папа Боба – белокожий моряк и смотритель плантации Норвал Марли – рано покинул семью, вспомнив старую любовь, и виделся с сыном всего два раза. Когда Бобу было десять, отец умер. Тогда парень вместе с мамой переехал в столицу Ямайки – Кингстон. Они поселились в бедном районе Тренчтаун, где часто происходило что-то жуткое, но зато именно там мама Седелла могла хоть как-то прокормить себя и сына.

Дурная слава Тренчтауна не пугала Боба. Он пошел в школу и получал настоящее удовольствие, потому что мог спокойно заниматься там двумя любимыми вещами: набрасывать слова песен и играть в футбол. Чем – не так важно. Мячом служили и пустые банки, и даже кожура от апельсинов. Мама часто ругала сына, который возвращался домой только ближе к ночи. И конечно, в разваливающейся обуви.

Вскоре Боб познакомился с бедным мальчишкой Невиллом Ливингстоном, которого обычно называли Банни. Оба парня обожали музыку и сошлись на этом интересе. Они слушали американское радио и особенно любили новоорлеанскую радиостанцию, которая крутила новые записи Кертиса Мэйфилда, Рея Чарльза, Брука Бентона и Фэтса Домино.

Боб твердо решил: будет музыкантом. Он так и не окончил школу и пошел подрабатывать сварщиком. Развивать музыкальные навыки ему помогал ямайский певец Джо Хиггс, проживавший в том же районе. Он бесплатно давал Бобу и Невиллу уроки вокала, и на одном из таких занятий друзья познакомились с Питером Макинтошем. Позже он стал известен миру как Питер Тош.

«Я полюбил музыку чуть раньше, чем футбол, – говорил Боб о внутренней борьбе двух страстей, – Случись наоборот, это было бы опасно. Для меня играть в футбол и исполнять песни – уже опасно. Потому что футбол может быть очень жестоким. А пою я о мире и любви. Когда на поле соперник сильно задевает тебя, может начаться конфликт. Даже война».

В 1963 году Боб, Невилл и Питер организовали группу The Teenagers, которая позже была переименована в The Wailers. Их песни «любви, веры и бунта» стремительно завоевывали мир. Однако даже невероятная популярность не дала Бобу забыть о футболе.

Концерт, длинный и утомительный тур – плевать, в сумке Марли всегда находилось место для мяча. Фотоотчеты с музыкальных путешествий группы больше напоминали серии фотографий с тренировок футбольных клубов. Вот Боб чеканит мяч, вот бежит с ним, а вот вся команда не дает ему упасть на землю, удерживая в воздухе. Организаторы крепко выучили: если группа не на сцене, она играет в футбол. В гостинице, за кулисами, в ожидании саундчека – везде.

У Боба даже была своя форма с литерой «М» на груди, прямо рядом с сердцем. Ее сшили по специальному заказу для музыканта и всей команды вокруг него. «Марли был отличным футболистом, – вспоминал его продюсер Ли Перри. – Во время гастролей он возил с собой мяч и каждый раз, как появлялась свободная минутка, гонял его по двору отеля или по площадке с членами группы и местными, которых удавалось подтянуть к игре. Если бы не музыка, он, может быть, играл бы за сборную Ямайки».

Уже в престижном районе Кингстона, на Хоуп-роуд, Боб собирал округу на дружеские матчи и небольшие турниры. Там были все: местные начальники, водители, инженеры, отдельной командой выступали продавцы бананов. Марли считали самым техничным игроком.

«На поле он был перфекционистом, – вспоминал близкий друг и основатель музея Боба Марли в Ямайке Невилл Гаррик. – Ему нравилась роль лидера, но в то же время он всегда был готов уйти в тень ради команды. Боб любил играть на фланге, у него были все качества крайнего полузащитника: дриблинг, техника, скорость. Нельзя не отметить и его мощный удар. Если он бил, то делал это очень сильно».

Музыкант крепко дружил с профессиональным футболистом (и по совместительству – своим менеджером) Алланом Коулом, которого на Ямайке до сих пор называют главным талантом в истории страны. Боба и Аллана связывали не только дружба и работа, но и совместные тренировки. Коул делал упор на силу и выносливость Марли: по утрам они наматывали круги вокруг его дома, а по вечерам устраивали кроссы по тягучему песку местного пляжа. Шуточно дрались и выясняли, у кого лучше получается чеканить.

Друзья отмечали, что Марли болезненно переносил поражения и часто требовал переигровок в случае неудач его команды.

«Футбол – это целый мир. Целая вселенная. Я люблю футбол, потому что тебе нужно быть искусным, чтобы играть в него. Это целое умение. Свобода! Футбол – это свобода» – произнес Марли в 1979 году.

Боб восхищался тремя футболистами: Пеле, юным Марадоной и Освальдо Ардилесом. За последним он особенно внимательно следил на ЧМ-1978. Во время турнира Марли вместе с группой ездил по Штатам, представляя альбом Kaya. Банда передвигалась на автобусе, в котором работал телевизор – чтобы Боб ничего не пропустил. При этом он всегда выключал звук, чтобы не слышать комментаторов: посторонние звуки мешали ему наблюдать за игрой.

Боб обожал латиноамериканский футбол и поэтому страстно болел за Аргентину. Когда в том же 1978-м Ардилес перешел из аргентинского «Уракана» в «Тоттенхэм», приятель из британской звукозаписывающей компании Island Records отправил Марли футболку с номером звездного новичка. Боб был настолько счастлив, что боялся запачкать ценный подарок и надевал футболку совсем редко – только если похвастаться перед гостями.

Боб любил общаться с футболистами и применять их советы на поле. Одним из больших друзей Марли был бразильский полузащитник, чемпион мира-1970 Пауло Сезар Кажу. Они нередко играли вместе, и Кажу отмечал, что у Боба есть все задатки, чтобы стать профессионалом.

В конце концов, сумасшедшая любовь к мячу сыграла с Бобом Марли злую шутку. В 1977 году он прилетел с концертом в Париж и не удержался от предложения французских журналистов сыграть недалеко от отеля.

«В тот момент на Бобе не было бутс, он играл в неподходящей обуви, – вспоминал Невилл Гаррик. – Парень из Франции сильно врезал ему в стыке, это было очень больно. Ноготь на ноге Боба подлетел, отслоившись от большого пальца. Марли велел нам продолжить игру, а сам вернулся в отель. Врач зафиксировал ноготь и сделал перевязку. Был страшного вида синяк».

Боб уже травмировал этот палец два года назад, но, как и тогда, махнул на повреждение рукой. Тур закончился, и музыкант отправился в Америку к матери – теперь она жила в доме в штате Делавэр. Марли пробыл там недолго и вскоре улетел в Англию, где под давлением друзей и жены Риты отправился в клинику, потому что продолжал чувствовать себя крайне неважно. Анализ крови выявил злокачественную меланому. Врач произнес страшное: «У вас рак кожи». Одной из причин стала та самая травма.

«По иронии судьбы этот вид опухоли очень редко встречается у цветных. Но Боб считал, что доктора, поставившие диагноз, обманывали его. Боб не поверил даже доктору Бэкону, черному хирургу из Майами, который очень хорошо относился к нему», – рассказывала Рита Марли в книге No Woman No Cry.

«Если Боб согласится удалить палец, можно будет остановить распространение болезни», – обратился к ней доктор Бэкон. Рита передала слова мужу, но тот решил, что это сумасшествие. «И как я буду стоять во время концертов?! Никто не захочет смотреть на калеку», – сердился Боб.

Один из своих последних матчей Марли сыграл в Лондоне в 1980 году, во время гастрольного тура в поддержку альбома Uprising. Он даже отказывал журналистам в интервью, потому что все время пропадал на поле. 16 июля команда, в которую входили Невилл Гаррик, сам Боб, его ударник Элвин Паттерсон и повар Невилл Гилберт, встретилась с группой популярного британского регги-певца Эдди Гранта. Матч проходил около стадиона «Фулхэма».

«Они раскатывали нас только так, – вспоминал Гаррик. – Счет быстро стал 0:2, и тогда Боб остановил матч с криком «Тайм аут!». Мы попытались объяснить ему, что это не баскетбол, но соперник отнесся к просьбе вполне нормально. После перерыва мы стали неудержимы. Марли намекнул, что нужно больше использовать стены, обыгрываясь с ними так, как это делает Грант и его компания. В тот день мы победили 5:2».

Боб успел дать два концерта в Штатах, а потом потерял сознание на утренней пробежке в парке. Чтобы разобраться со здоровьем, музыкант улетел в Мюнхен к знаменитому онкологу Йозефу Иссельсу – там Марли провели курсы химиотерапии, в результате которых он потерял знаменитые дреды.

Боб провел в Баварской клинике восемь месяцев, но все безрезультатно. Рак в своей самой опасной форме стал поражать все тело Боба.

В начале мая 1981 года Марли покрестился в православной Кингстонской церкви в Эфиопии, взяв имя Берхане Селассие. Перед смертью он мечтал в последний раз увидеть Ямайку, однако перелет из Германии так и не завершился. Состояние Марли резко ухудшилось, и самолет вынужденно приземлился во Флориде. Там Боб и умер.

Символично, что самый большой концерт Марли отыграл на стадионе «Сан-Сиро» в Милане. Его музыку пришли слушать 100 тысяч человек.

Незадолго до смерти Боб просил Пауло Сезара Кажу помочь ему с открытием большой футбольной школы на Ямайке. Тот согласился, но друзья просто не успели реализовать идею. «Кто же мог подумать, что это хобби обернется для него такими последствиями, – говорил продюсер Ли Перри. – Но, наверное, он не отказался бы от футбола, даже если бы знал, что произойдет. Такой уж был человек».

Боба Марли похоронили на родине. В его склепе лежат гитара, на которой он играл и сочинял музыку, пучок конопли, кольцо, подаренное эфиопским принцем, Библия. И футбольный мяч.

«Моя музыка будет жить вечно», - говорил Боб Марли во время каждого своего выступления. И оказался прав.

Шестого февраля самому известному исполнителю в стиле регги исполнилось бы 72 года. Его нет с нами уже 36 лет. Парадокс, но популярность певца с Ямайки продолжает расти. Речь не только о песнях Боба Марли , но и о его философии. В наше непростое время призывы знаменитого растамана к миру, равенству, добру получили второе дыхание. К дню рождения певца мы собрали его откровения, которые разошлись по планете на цитаты.

1) Душу разрушает суета.

2) Все будет хорошо. И даже вчерашние ошибки завтра пойдут нам на пользу.

3) Идеальных людей не существует. Но всегда есть один - идеальный для тебя.

4) На самом деле любой человек причинит тебе боль. Тебе просто нужно найти тех, кто этого стоит.

5) Деньги не могут купить жизнь (последние слова Боба Марли перед смертью, сказанные сыну - прим.авт.)


Фото: Анна ЛАТУХОВА

6) В каждом из нас есть Бог, поэтому мы не одиноки.

7) Ты можешь быть у нее не первым, не последним и не единственным. Она любила перед тем, как полюбила снова. Но если она любит тебя сейчас, что еще не так? Она не идеальна, но ведь ты тоже, и вы оба никогда не будете идеальными вместе. Но если она заставляет тебя смеяться, тем более подумай дважды, если она дает тебе возможность быть человеком, делать ошибки, держаться за нее и давать ей все, что ты можешь. Она может думать о тебе не каждую секунду в день, но она может отдать тебе часть себя, потому что она знает - ты можешь разбить ее сердце. Так не рань ее, не меняй ее, не анализируй и не ожидай от нее того, что выше ее возможностей. Улыбайся, когда она делает тебя счастливым, давай ей знать, когда она тебя злит, и скучай по ней, когда ее нет рядом.

8) Лучшая дуга на теле женщины - ее улыбка.

9) Я верю, что можно излечить расизм, зло и ненависть - музыкой.

10) Для чего действительно нужна смелость, так это для искренности.


Фото: Анна ЛАТУХОВА

11) Если она потрясающая, она не будет доступной. Если она доступна, она не будет потрясающей. Если она того стоит, ты от нее не откажешься. А если ты отказался, ты не достоин.

12) Мы должны по-настоящему любить друг друга, жить в мире и гармонии. Вместо этого мы ссоримся и воюем. Так не должно быть!

13) Все эти вещи, ради которых я готов умереть, просто ничто по сравнению с теми, ради которых я хочу жить.

14) Некоторые люди чувствуют дождь. Некоторые - просто промокают.

15) Когда весь смысл в одном человеке - это и есть любовь.


Фото: Анна ЛАТУХОВА

16) Если ты получишь весь мир, но потеряешь свою душу, это не стоит того.

17) Ты говоришь, что любишь дождь, но когда он идет, ты открываешь зонтик. Ты говоришь, что любишь ветер, но когда он дует, ты поднимаешь воротник. Ты говоришь, что любишь солнце, но когда оно светит, ты уходишь в тень. Вот почему я боюсь, ведь ты говоришь, что любишь меня!

18) Я не могу поддерживать никакую войну. Войны ведут за собой новые войны. Ты ударил кого-нибудь, ты объявил ему войну – так он ударит тебя в ответ. А что ты сделаешь, когда он тебе ответит? Ударишь его снова. Война несет новую войну. Я не думаю, что у войны может быть оправдание.

19) Чтобы не терять - нужно просто ценить

20) Безумцы, пытающиеся сделать наш мир хуже, никогда не отдыхают, как же я могу… Осветите тьму! (эти слова Боб Марли сказал после того, как на него совершили покушение в 1976 году. Певец тогда не стал отменять запланированные концерты - прим.авт.)


Фото: Анна ЛАТУХОВА

21) Если ты наводишь уныние, ссоришься каждый день, то тем самым ты молишься дьяволу.

22) Только действия человека говорят о его личности и его отношении к вам. Не верьте словам. Просто наблюдайте. И вы увидите истину.

23) Не ищи прибыли от мира и не теряй свою душу. Мудрость лучше, чем серебро и золото.

24) Кто ты такой, чтобы судить меня и жизнь, которой я живу? Я знаю, что я не совершенен, я и не стремлюсь быть таким. Но прежде чем указывать пальцем, убедись, что твои руки чисты.

25) Я до сих пор так и не понял, почему люди сердятся друг на друга. Жизнь и так непростительно коротка... Наберитесь смелости и напишите, позвоните, встретьтесь, пока не стало поздно.

26) Пока цвет человеческой кожи, не будет играть той же роли, что и цвет его глаз, я говорю – будет царить война.

27) Одним хорошим качеством музыка обладает точно - когда она задевает вас за живое, вам не больно.


Фото: Анна ЛАТУХОВА

28) Сам я никто. Все, что у меня есть - это Бог.

29) Моя жизнь важна, только если я могу помочь другим. А если моя жизнь только для меня самого и моей безопасности, то зачем она мне? Моя жизнь для людей, сколько бы их не было.

30) Я просто хотел с помощью музыки сделать мир чуточку добрее...


Фото: Анна ЛАТУХОВА

КСТАТИ

Семь интересных фактов из биографии Боба Марли

1) Отец Боба Марли - британский военнослужащий

Вопреки расхожему мнению, певец с Ямайки - не стопроцентный афроамериканец. Он метис. Отец Боба был британским военнослужащим, а мать - простой девушкой с одной из ямайских плантаций. Марли видел своего папу всего два раза. Тот умер, когда будущему музыканту было 10. В ранней молодости Боб несколько раз пытался выйти на связь со своими белокожими родственниками, но те не хотели с ним знаться.

2) Боб Марли брился налысо

Кто бы мог представить короля регги без его фирменных дредов? А ведь было дело. В юности Боб Марли примкнул к движению руд-боев . Им полагалось иметь бритую голову. Это потом уже певец принял растафианство и стал носить дреды. Марли лишился своей гордости только на последнем году жизни - дреды выпали из-за химиотерапии.

3) У Боба Марли было 11 детей

Жена у Боба была только одна - Рита Марли. Она, кстати, и пела у мужа на бэк-вокале в группе «The Wailers». Рита родила королю регги четырех детей. Остальные семь малышей появились у певца от шести разных женщин. Рита Марли знала об изменах мужа, но закрывала на них глаза. Она была с ним до самого конца. Кстати, Боб, его дети и музыканты жили в отдельном доме. Женщинам туда дозволялось входить только в юбках и без макияжа. «Хочешь общаться с раста - отбрасывай «вавилон ские» штучки», - считал певец («Вавилон» в растафианстве - образ жизни западного общества).

4) Боб Марли принял православие

За год до смерти певец крестился в Эфиопской православной церкви. При крещении его назвали Берхане Селассие (Свет Святой Троицы - с ахмарского). Хоронили Боба Марли по канонам православия, но с соблюдением традиций растафианства.

5) Боба Марли сгубила «болезнь белых »

Музыкант просто обожал футбол! Но однажды во время игры соперник наступил ему на ногу и проткнул шипами большой палец. Пошло заражение. Спустя время врачи обнаружили там же злокачественную меланому. Палец надо было ампутировать. Но Марли категорически отказался.

Раста не приемлет ампутации. Я не допускаю, чтобы человека разбирали на запчасти, - объяснил Боб Марли.

Лечение, в том числе химиотерапия, не дали результата. 11 мая 1981 года Боб Марли скончался в больнице. Отметим, что меланома бывает, в основном, у белокожих людей. Многие видят в этом злую иронию: борец за права темнокожих умер от «болезни белых »...

6) Боба Марли похоронили с футбольным мячом

«Певца любви, веры и бунта», как его называли журналисты - современники, похоронили на родине - на Ямайке. В склепе с музыкантом оставили гитару, футбольный мяч, пучок марихуаны, Библию и кольцо, подаренное эфиопским принцем.

7) Большинство наград Боб Марли получил посмертно

Певец был популярен во всем мире и при жизни. А на Ямайке его вообще считали и продолжают считать пророком! Но большую часть наград Боб Марли получил уже после смерти . В 1994 году он был добавлен в американский Зал славы рок-н-ролла, в 2001 году - в его честь была открыта звезда на Аллее славы в Голливуде. В том же году Боба Марли наградили «Грэмми». В 1999 году журнал «Time» назвал его «Exodus» альбомом века. Вскоре BBC заявил, что «One Love» - песня тысячелетия. Тот же телеканал по результатам опроса включил Боба Марли в список величайших лириков всех времен. А журнал Rolling Stone в 2004 году отдал Марли 11-е место в рейтинге 100 величайших артистов всех времен. Документальный фильм «Марли» о жизни певца вышел в 2012 году.

КСТАТИ

По песням Боба Марли учат английский

Как показал опрос 2012 года, песни ямайского музыканта - самые популярные среди тех, кто учит английский язык. 80% опрошенных отметили, что слушают его композиции, чтобы улучшить уровень знаний. На втором месте Майкл Джексон - 14%, на третьем - Мадонна (8%). Отрыв впечатляющий...

МЕЖДУ ТЕМ

Боб Марли этого не пел!

Часто ямайскому певцу приписывают песни, которых он не пел. К примеру, большинство людей уверены, что именно Боб Марли исполнил «Don’t Worry, Be Happy». Но нет. Это песня американского музыканта Бобби Макферрина . Публикуем список композиций, по отношению к которым чаще всего допускают подобные ошибки.

- «Bad Boys» - Inner Circle

- «Don’t Worry, Be Happy» - Robert Bobby McFerrin

- «Sunshine Reggae» - Laid Back

- «Piece of Ganja» - Elijah Prophet

- «Reggi» - Damian Marley

А список самых известных песен Боба Марли выглядит так:

- «Sun Is Shining»,

- «I Shot the Sheriff»,

- «Is This Love»,

- «Africa Unite»,

- «Could You Be Loved»,

- «Three Little Birds»,

- «No Woman No Cry»,

Кстати, песня «One Love» с 1997 года является гимном министерства туризма Ямайки и неофициальным гимном государства.

Что же касается легендарной «No Woman No Cry», то многие путаются с переводом названия песни. В оригинале поется «No Woman Nuh Cry» - «Нет, женщина, не плачь». Дело в том, что «nuh» на ямайском диалекте - это английское «don"t». Боб Марли написал эту песню для своей мамы , когда она заболела, чтобы как-то ее утешить.

Отметим, что авторские права на эту песню певец отдал своему другу Винсенту Форду. Тот получал роялти за «No Woman No Cry» до своей смерти в 2009 году. Все полученные деньги Форд отдавал на содержание столовой для бедняков в столице Ямайки.

Ямайский артист Боб Марли был не только первоклассным певцом и гитаристом, исполнявшим собственные песни. Он сделал ямайский стиль регги международным достоянием, благодаря своей популярности. Кроме этого, Марли своим творчеством способствовал победе панафриканизма в родной стране и внёс вклад во всемирное движение за равноправие чернокожего населения планеты. Причиной смерти Боба Марли стало онкологическое заболевание.

Боб родился на Ямайке, в 1955 году, от связи европейца с 16-летней ямайской девушкой. Он вырос в небогатой провинции и начинал своё знакомство с миром как руд-бой: агрессивный и презирающий опасность представитель молодёжной субкультуры. Переехав с матерью в 1950 году в столицу Ямайки – Кингстон, он начал усиленно интересоваться музыкой и стал брать уроки у знаменитого певца Джо Хигса. В 1963 году они вместе написали первый сингл для Марли «Judge Not». Позже Боб, вместе с друзьями, организовал вокальную группу. Их первая же песня стала хитом на Ямайке и разошлась тиражом в 80 тысяч экземпляров.

После нескольких неудач, группе удалось создать собственный альбом, вышедший за пределы острова. В 1973 году их музыкальный коллектив выехал на свои первые гастроли в Америку. После того, как часть его коллег-музыкантов занялась сольной карьерой, Боб собрал новую группу с женским вокальным трио, в котором пела его жена Рита, и поехал с ними в турне по Африке, Европе и всему американскому континенту. Уже в середине 1970-х годов группа стала признанным авторитетом стиля регги и его лицом.

После этого блистательного вояжа, Боб был признан у себя на Ямайке культовой фигурой, а его выступления, а так же – политические и религиозные взгляды, стали примером для подражания. В декабре 1976 года он даже оказался жертвой политического покушения. Марли получил ранения в грудь и руку, но провёл концерт-акцию, в поддержку премьер-министра Майкла Мэнли, ратующего за примирение борющихся сил. Это было выступление для 80-тысячной аудитории, продолжительностью в полтора часа.

Подобным концертом Боб порадовал своих сограждан и в 1978 году, когда добился рукопожатия вождей двух противоборствующих сторон прямо на своей сцене, для предотвращения гражданской войны. В это время он уже был убеждённым растаманом — последователем религиозного движения -субкультуры потомков чернокожих рабов, включающего в себя систему взглядов, типа поведения и музыки. Этот выбор, возможно, объясняет, почему умер Боб Марли.

По понятиям расты, человек не имеет права на ампутацию, а врачи обнаружили у Боба злокачественную меланому на большом пальце ноги – результат старой футбольной травмы. Марли продолжал жить по-прежнему, но когда ему стало плохо после концерта в Мэдисон-Сквер-Гарден, его турне прекратились. В результате лечения в Мюнхене, в 1980 году, улучшения не наступило. В мае 1981 года певец умер в больнице, в возрасте 26 лет и похоронен по обряду эфиопской православной церкви. После его смерти осиротели его жена, 7 сыновей, 4 родные, и 2 — приёмные дочери. Большинство из них впоследствии стали музыкантами.

1236 Просмотров

Исключительное место, которое занимает в истории регги Боб Марли, обусловлено не только тем, что он стоял у его истоков - прежде всего оно отдано Марли в силу его уникального таланта, сочетавшего в себе безусловную музыкальную одаренность с религиозной экстатичностью.


Всякому, кто слушает музыку Марли, следует сразу иметь в виду, что понять ее без хотя бы беглого ознакомления с историей растафарианского движения невозможно (краткая история растафарианства в конце рассказа); нельзя воспринимать ее как простую часть поп-культуры и слушать духовные гимны - а именно таковыми является большинство песен Марли - в отрыве от его мистического опыта, чьим продуктом они были. Проще говоря, человек, знакомящийся с песнями Марли без их контекста, рискует в лучшем случае воспринять певца как очередного политического анархиста в ряду бунтующей молодежи 60-х - тогда как он был в первую очередь духовным лидером и визионером, равных которому и сегодня рок-н-ролл не знает.

Многие пытались объяснить обаяние творчества Марли простой констатацией его талантливости. Но, думается, разгадка лежит несколько в иной плоскости: Марли имел редкий дар адекватного воспроизведения не личной, но универсальной истины, каковую дает только религия, поразительным образом балансируя между сочинением "церковных гимнов" и следованием чисто эстетическим канонам. Его музыка абсолютно земная, но не светская: он был тем самым медиумом, что разъясняет вечные законы доступным языком. И именно в этом постоянном присутствии вечности в его творчестве - его сила и обаяние.

Кроме того, он был награжден еще и удивительным пластико-ритмическим даром: умением ставить слова на свои места. Попробуйте послушать песню "War" с диска "Rastaman Vibrations" - со слуха невозможно уловить, что он исполняет прозаический текст. Этот абсолютный слух и позволял ему исполнять любые сочинения - как чужие, так и свои, - что называется, единственно возможным способом; любые последующие попытки кавер-версий натыкаются на полную исчерпанность интерпретаций.

История поп-культуры, а быть может, и современная история вообще не знает больше случаев, когда бы человек при жизни имел славу, подобную славе Боба Марли, - не по количеству поклонников, а по серьезности отношения. Легенда целого народа, личность государственного масштаба и живой пророк - и не в фигуральном смысле, как, скажем, Джим Моррисон , - а в прямом: таким был Боб Марли . И остается по сей день. Почести, возданные ему после смерти, сравнимы с королевскими; влияние, которое он имел на умы и души при жизни, - почти библейское. Притом что жизнь его была коротка и не богата на события, которые традиционно вызывают интерес - профессиональные скандалы и любовные похождения. Скорее она была подобна мистическому подвигу - хотя и со своими особенностями, обусловленными географией, историей и религиозной философией.

Роберт Неста Марли родился 6 февраля 1945 года в маленьком городе на севере Ямайки. Матерью его была черная восемнадцатилетняя Седелла Букер, отцом - белый пятидесятилетний моряк Норвал Марли. Семьи в традиционном понимании у мальчика не было - отец появлялся редко, хотя и помогал матери деньгами.

В начале шестидесятых мать с сыном переехали в столицу Ямайки - Кингстон и, как и многие им подобные, осели в Тренчтауне. Здесь подрастающий Боб обзавелся друзьями, такими же отпрысками неимущих семей; вместе они проводили время, слушая радио, которое поставляло на Ямайку народившийся рок-н-ролл. Марли бросил школу и устроился на работу в сварочную мастерскую, а все свободное время распевал песенки, тренируя голосовые связки. В этом ему помог знаменитый в Кингстоне певец Джо Хиггс, давший ему несколько уроков вокала на заднем дворе дома.

В 1962 году Боб и его друзья, Банни Ливингстон и Питер Тош, попали на прослушивание к местной антрепренерше Лесли Конг, которая записала с ними в студии несколько треков. На следующий год Боб собрал из друзей группу и назвал ее "The Wailing Wailers" ("Причитающие плакальщики"). В этом не было никакой иронии - традиции плача сильны в любой негритянской культуре.

То было время популярности ска, ямайской разновидности новоорлеанского ритм-энд-блюза, и огромных акустических систем, расставленных по улицам Кингстона (адепты регги утверждают, что именно такой способ уличного музицирования привел к появлению рейвов). Марли с товарищами, исполнявшие модную музыку, были быстро замечены и в течение последующих пяти лет стали островной знаменитостью.

1966 год был определяющим в судьбе Марли. Он женился, побывал в Америке, где жила вновь вышедшая замуж его мать, и, составив себе впечатление о Вавилоне, каковым считали Америку растаманы, вернулся в Кингстон, где за полгода до него побы- вал его императорское величество Хайле Селассие I , воплощение Всемогущего Джа - бога растафариан. Движение растаманов в этот момент здесь было на подъеме. И Марли стал его голосом. Так появилось регги.

Вплоть до начала 70-х The Wailers за пределами Ямайки были практически неизвестны. После неудачных попыток заключить контракт с рядом фирм Марли очутился на пороге знаменитого ныне Island Recrordz. Основатель студии, Крис Блэквелл, изначально ориентировался на распространение музыки Ямайки и, осев в 1962 году в Лондоне, популяризировал в Старом Свете ска, рок-стеди и регги, а впоследствии и родоначальников прог-рока Jethro Tull и King Crimson. Хорошо зная о славе Марли на родине, Блэквелл предложил ему немыслимый в истории групп, играющих регги, контракт: его поставили в равные условия с рок-группами.

Первая пластинка Марли на Island, "Catch a fire", немедленно установила новые стандарты в поп-музыке: газеты писали о явлении нового, совершенно ни на кого не похожего стиля, нового ритма и мелодии в сочетании с необычной, религиозно-протестантской тематикой песни. С этого момента группа Марли обретает интернациональную известность. В 1973 году приглашенные выступать на разогреве у Sly & The Family Stone, группа?1 среди исполнителей черной американской музыки, The Wailers были вскоре выброшены из тура, поскольку публика принимала их теплее, чем хедлайнеров.

В последующие три года Марли стал настоящей звездой, и его песни сделались гимнами борцов за расовое равноправие. О том, что его слова имели совершенно реальный политический вес, говорит инцидент, произошедший в Кингстоне 5 декабря 1976 года.

В это время в городе шла настоящая война в гетто, а Марли, чей авторитет здесь был непререкаем, решил дать бесплатный концерт, чтобы призвать жителей к миру. Правительство же приурочило к концерту выборы в парламент, назначенные двумя неделями позже.

Накануне концерта в дом Марли ворвались несколько человек и открыли стрельбу. Марли и трое членов его группы были ранены, тем не менее концерт не был отменен, а только сокращен: Марли вышел на сцену и спел несколько песен.

В последующие четыре года Марли жил попеременно в Англии и Америке: впрочем, как правило, он находился в турах. Группа часто бывала в Африке: в 1980 году правительство освобожденного Зимбабве пригласило The Wailers на церемонию празднования Дня независимости - таково было признание заслуг Марли перед странами третьего мира. Двумя годами ранее премьер-министр Ямайки и лидер местной оппозиции посетили его концерт; в том же году ООН вручила ему медаль мира.

В 1980 году здоровье Марли резко ухудшилось - еще три года назад, играя в футбол, он повредил палец на ноге, и у него развилась злокачественная опухоль: тогда он отказался от ампутации пальца по причине религиозных убеждений. Теперь ему пришлось отправиться в баварскую клинику, поскольку болезнь поразила мозг. Однако лечение не помогло, и в начале мая 1981-го Марли, поняв, что умирает, потребовал отвезти себя на родину. Но добраться он не успел и умер в госпитале Майами 11 мая 1981 года.

День его похорон, по свидетельству очевидцев, был самым скорбным днем во всей современной истории Ямайки. В стране был объявлен национальный траур. На траурной церемонии присутствовали все лидеры правящей партии и оппозиции. Тело Марли перевезли на место его рождения и положили в мавзолей. Ему было 36 лет. За месяц до смерти он был награжден орденом "За заслуги", правительственной наградой в признание его выдающейся роли в культурной жизни страны. Марли оставил после себя огромное количество поклонников и последователей и большое число песен. Но главное - он оставил после себя послание-призыв "освободить свой разум от гнева и проснуться к жизни". И, пожалуй, только в его случае эти затертые от частого употребления рокерами слова не кажутся банальностью.