Композиционный анализ картины не ждали. Так какую картину написал Репин: "Приплыли" или "Не ждали"? Описание картины «Не ждали»

1883-1898 гг. Дерево, масло. 45 x 37 см.
1884-1888 гг. Холст, масло. 160 x 167 см.


Картина относится к «народовольческой серии» Ильи РЕПИНА, в которую также включают картины «Арест пропагандиста» (188-1889, 1892, ГТГ), «Перед исповедью» («Отказ от исповеди», 1879-1885, ГТГ), «Сходка» (1883, ГТГ) и другие. Момент, изображённый на картине, показывает первую реакцию членов семьи на возвращение из ссылки осуждённого.

Репин начал работать над картиной в начале 1880-х годов, находясь под впечатлением от убийства императора АЛЕКСАНДРА II, совершённого 1 (13) марта 1881 года, а также от публичной казни народовольцев, которая состоялась 3 (15) апреля 1881 года, и на которой он сам присутствовал.

Жена возвратившегося мужчины была написана с супруги Репина Веры Алексеевны, мать - с тёщи художника Евгении Дмитриевны ШЕВЦОВОЙ, мальчик - с Сергея КОСТЫЧЕВА, сына соседей по даче (в будущем - известного биохимика, профессора и академика; 1877-1931), девочка - с дочери Веры, а горничная - с прислуги Репиных. Предполагается, что лицо входящего мужчины могло быть написано с Всеволода Михайловича ГАРШИНА (1855-1888).

Интерьер квартиры украшен репродукциями, которые имеют значение для оценки политических настроений в семье и символики картины. Это портреты писателей-демократов Николая НЕКРАСОВА и Тараса ШЕВЧЕНКО, изображение императора АЛЕКСАНДРА II, убитого народовольцами, на смертном одре, а также гравюра с популярной в то время картины Карла ШТЕЙБЕНА «Голгофа». Аналогии с евангельской историей о страдании и жертве собой за людей были очень распространены в среде революционной интеллигенции.

Портрет Тараса Григорьевича ШЕВЧЕНКО (1814-1861). 1858 г. Фотограф ДЕНЬЕР Андрей Иванович (1820-1892).
Портрет Николая Алексеевича НЕКРАСОВА (1821-1877). 1870-1877 гг. Фотограф Яков Иоган Вильгельм ВЕЗЕНБЕРГ (1839-1880).

ШТЕЙБЕН Карл Карлович (1788-1856) «На Голгофе». 1841 г.
Холст, масло. 193 x 168 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.


МАКОВСКИЙ Константин Егорович (1839-1915) «Портрет Александра II на смертном одре». 1881 г.
Холст, масло. 61 x 85 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Среди всех статей о картине понравилась эта (приведена с незначительными изменениями).

Картина Ильи Репина «Не ждали» общеизвестна. В комнату входит обтрёпанный человек, не ожидаемый находящимися в ней членами его семьи. Это народоволец, вернувшийся с сибирской каторги. Мать, жена и двое детей страдальца выражают эмоции, составляя живописную группу. Женщины в чёрном - кто-то помер, пока бедолага сидел в тюрьме (его отец?).

Постойте! А почему «не ждали»? Они что, забыли, когда у бедолаги заканчивается срок заключения? Ну ладно, его выпустили как-то внезапно, но почему он тогда не послал домашним телеграмму? Как и почему у художника возвращение домой из заключения, событие по умолчанию плановое, оказалось связанным с неожиданностью? Попробуем разобраться.

Для начала надо объяснить, в чём вообще заключались существующие на тот момент уголовно-исправительные наказания. Суды могли приговорить осуждённых к различным видам лишения свободы: аресту (от 1 дня до 3 месяцев), заключению в смирительном доме (от 2 месяцев до 2 лет), заключению в крепости (от 1 до 16 месяцев), тюремному заключению (от 2 до 16 месяцев), работам в исправительных арестантских ротах (от 1 года до 4 лет), каторжным работам (от 4 лет до бессрочных), ссылке на поселение (бессрочная) и ссылке на житьё (бессрочная, могла сопровождаться заключением от 1 до 4 лет). Кроме того, существовала и административная ссылка (до 5 лет) - наказание, накладываемое во внесудебном порядке.

Очень маловероятно, что персонаж картины был сослан на поселение или на житье в Сибирь или же находился в административной ссылке. Объяснение тут простое: он очень плохо одет. Ссыльные и поселенцы жили в собственном или наёмном жилище, своими трудами и на свой счёт, они свободно располагали деньгами и могли получать денежные переводы. Заключённые в крепости (на самом деле, это была не крепость, а отделение в тюрьме) также сидели в собственной одежде. Трудно предположить, что семья, снимающая на лето загородный дом, имеющая прислугу, играющая на рояле и т.д., не отсылала бы репрессированному деньги, позволяющие ему одеваться поприличнее.

Следовательно, персонаж картины находился в заключении. Заключённые были одеты в стандартную тюремную одежду, а при освобождении им выдавали то, в чём их арестовали (относится только к тюрьме в городе ареста, в другие города одежду не посылали), покупали им одежду на их счёт, а если у отпускаемого не было ни денег, ни одежды - Попечительный о тюрьмах комитет покупал им одежду на пожертвованные суммы. Надо думать, что это была бывшая в употреблении одежда простых горожан, купленная у старьевщика - ровно то, во что одет герой картины.

Почему же тогда более или менее обеспеченная семья не посылала заключённому деньги? Ответ прост: в тюрьме не было ларька, где бы продавали еду, количество вещей, которые разрешалось держать заключённому, было ограниченным (чашка, расчёска, ложка и т.д.), так что деньги невозможно было потратить. Они просто бесполезно лежали бы на хранении у начальника тюрьмы. Конечно, к освобождению заключённым подсылали деньги, чтобы они добрались на них до дома - но нашего персонажа почему-то выпустили внезапно.

Итак, герой картины то ли сидел в исправительной тюрьме не в своей губернии - исправительных тюрем было меньше, чем губернских, то ли находился на каторге в Сибири. Что правдоподобней - мы разберёмся дальше.

Как так вышло, что заключённого выпустили внезапно? Ответ возможен только один: помилование. Условно-досрочного освобождения до 1909 года не существовало, а дела в апелляционной и кассационной инстанции велись с участием адвокатов, и решение оглашали в их присутствии (решение апелляционной инстанции ещё обязательно и самому осуждённому). И только Высочайшее помилование (а оно иногда давалось и без прошения от осуждённого) могло поступить непосредственно администрации места заключения без оповещения о нём адвокатов и заключённого.

Почему же освобождённый не послал телеграмму домашним? Мы видим, что действие картины происходит в загородном доме. Почтовых отделений вне уездных городов в ту эпоху было ещё очень мало. Доставка писем и телеграмм на дом (даже в крупных городах) не входила в основной тариф почтовых услуг, письма (вне столиц) на дом не доставляли вообще (если только получатель не заключал особый договор), а за доставку телеграмм нарочным взимали отдельную плату - около 10 копеек за версту (то есть 1 современный доллар за км). Если предположить, что загородный дом находится в 50 км от уездного города, то телеграмма обошлась бы в 5-6 рублей, которых у заключённого, судя по его оборванному виду, просто не было. Вот так и образовалось неожиданное появление.

Но если у него нет денег, как он доехал из Сибири? Казна не возмещала дорожные расходы вышедшим из тюрьмы заключённым. Если у тебя были деньги, а начальник тюрьмы считал тебя достаточно смирным, ты мог ехать домой за свой счёт. Если нет - тебя бесплатно отсылали домой этапом, то есть с той же конвойной командой, которая привозила в тюрьму новых заключённых. Пешком (железной дороги в Сибири ещё не было), с ночевкой в этапных избах, а уже от Урала в тюремном вагоне, но не под конвоем, а вместе с конвоем.

Если наш бедолага приехал из Сибири сам, он в любом случае потратил на это 50-70 рублей. Тогда уж ему было бы лучше отправить домашним дорогую телеграмму, дождаться на месте, пока ему пришлют телеграфом же деньги (это бы заняло бы 3-4 дня), после чего ехать домой с большим комфортом, а не в отрепьях. Таким образом, герой картины либо добирался из Сибири с этапом лишь потому, что никто не одолжил ему 5 рублей на телеграмму (менее вероятно), либо он сидел в исправительном отделении тюрьмы в Европейской России, и после освобождения ему было легче добраться домой побыстрее как есть, чем ожидать высылки денег (более вероятно).

Теперь перейдем к самому интересному. Что он натворил? Для начала надо сказать, что картина не даёт на это никаких намеков. Может быть, это менеджер среднего звена, посаженный в тюрьму за растрату. Зрителю следовало догадываться самому. Зритель 1880-х годов догадывался единодушно - это «политик», то есть для той эпохи - народоволец.

Если герой картины попал в заключение за политику, в любом случае он не был серьезным заговорщиком. Люди, действительно участвовавшие в группах, совершавших террористические покушения и собиравшиеся убить царя, не получали в 1883 году (год создания картины) помилований. Все они досидели либо до амнистии 1896 года (коронация НИКОЛАЯ II), либо до амнистии 1906 года (открытие Государственной Думы), а кое-кого не выпустили и вовсе. Если государство кого-то и отпускало в 1883-м (а в этот момент царизм ещё крепко боялся народовольцев), то только случайно попавших под раздачу, мелкую сошку - пойманных за относительно безобидными политическими разговорами или с нелегальной литературой.

Что именно надо было сделать, чтобы попасть в исправительные арестантские роты? Самая подходящая статья Уложения о наказаниях, 318-я - «соучастники противозаконных обществ, не бывшие в числе их основателей, начальников и главных руководителей» - предусматривала весьма широкий диапазон наказаний, от 8 месяцев тюрьмы до 8 лет каторги. Именно под эту статью подпадало множество несчастных, случайно и однократно забредших на собрание, которое следователи затем сочли народовольческим кружком. Жесткость решений суда изменялась, следуя за политической ситуацией. На заре народовольческого движения за присутствие на чтении какой-то революционной декларации можно было получить 4 года арестантских рот. После того, как убили царя, это стало казаться уже мелочами, и самым безобидным из таких осуждённых могли начать смягчать наказания, прощая не отбытую часть заключения. За «литературу» попасть в исправительное отделение было нельзя - распространители получали от 6 до 8 лет каторги, писатели - от 8 до 16 месяцев крепости, читатели - от 7 дней до 3 месяцев ареста.

Итак, картина допускает широкий диапазон интерпретаций. Но, во всяком случае, на ней изображён не закоренелый революционер и мужественный борец. Скорее перед нами - человек, случайно или в малой степени прикоснувшийся к народовольческому движению, приговорённый за это к среднесрочному (1-4 года) заключению и помилованный царём до истечения срока. Причём помилованный не от того, что царь добрый, а от того, что стало понятно, что он не очень-то и виноват.

Картина «Не ждали» написана Репиным в 1884 году. По мнению передовой русской общественности, она стала одним из самых значительных русских живописных произведений. Помимо мастерства исполнения, полотно отличается богатым содержанием, правдивостью и силой чувства.

Перед нами – сцена, словно выхваченная из жизни. Художник показывает момент неожиданного возвращения революционера из ссылки. Мы видим светлую, хорошо освещенную солнцем комнату. Тщательно выписан интерьер помещения: приоткрытая на балкон дверь со стекающими по ней каплями дождя, старые обои, отстающие от стены, мебель, картины. Семья собралась вместе: молодая женщина сидит у рояля, дети делают уроки, рядом с ними за столом – пожилая дама в черном платье.

Осторожно, нерешительно ступает бывший ссыльный. Однако во всей его фигуре – энергия, сила, в изможденном лице – достоинство, интеллигентность, ум. Этот человек хорошо знает, что жизнь – это не только счастье, но и горе. И зритель понимает, что никакие испытания не в силах сломать дух этого человека.

В первый момент никто не узнает входящего. Конечно, ведь он сильно изменился. Но еще мгновение – и все узнают того, кого, быть может, уже считали погибшим. Сцена полна огромного напряжения. Старушка-мать в черном платье, приподнявшись с кресла, застыла в изумлении, на лицах остальных – смятение, удивление, радость. Зритель понимает, что еще секунда - и все бросятся навстречу сыну, отцу, мужу, и комната утонет в счастливых, радостных восклицаниях.

Картина Репина «Не ждали» - яркая иллюстрация к жизни демократической интеллигенции 70-80-х гг. XIX века. Художник нашел настоящих героев своего времени, показал их величие и душевное благородство, и тем самым сделал большой шаг вперед в формировании жанровой живописи.

Помимо описания картины И. Е. Репина «Не ждали», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Илья Репин.Не ждали, 1884-1888гг.Государственная Третьяковская галерея

Всем нам давно знакома из школьных учебников картина Репина "Не ждали".Но мало кому известно,что существовали два варианта этой картины,что художник очень много работал над портретом главного героя,неоднократно его переделывая.

Первый вариант картины, относящийся к 1883 году, был начат Репиным на даче в Мартышкине, под Петербургом. Комнаты этой дачи и изображены на картине. В первом варианте в семью возвращалась девушка, а ее встречала женщина и две другие девушки, предположительно сестры.

Вслед за этой картиной Репин в 1884 году начинает другой вариант, которому предстояло стать основным.
Второй вариант стал самым значительным и монументальным из полотен Репина на революционные темы. Художник и выполнил его в гораздо больших размерах, видоизменил персонажей и увеличил их число. Входящая девушка была заменена возвратившимся из ссылки революционером, встающая с кресла на первом плане - старухой матерью, вместо одной девушки за столом изображены мальчик и маленькая девочка.

Внутренней темой картины стала проблема отношения общественного и личного, семейного долга. Она решалась в сюжете неожиданного возвращения революционера в свою семью, оставшуюся без него одинокой, как ожидание того, каким образом будет воспринято это возвращение, будет ли революционер оправдан своей семьей.

Эта проблема оправдания революционера своей семьей была, в сущности, проблемой оправдания и благословения революционного подвига, которые Репин давал в картине в единственно возможной в условиях цензуры форме.

Репин строит композицию как схваченную на лету сцену. Действия всех персонажей изображены в самом их начале: революционер делает первые шаги, старуха только встала и хочет двинуться ему навстречу, жена только обернулась, мальчик приподнял голову.

Замечательны не только выражения лиц, но и самые позы действующих лиц, пластика их тел. Особенно показательна в этом отношении фигура поднявшейся навстречу входящему старухи матери. Её согбенная фигура передаёт глубокое потрясение от происходящего.

Она настолько выразительна, что Репин мог позволить себе почти не показать ее лица, дав его в таком повороте, при котором не видно его выражения. Хороши руки старухи и молодой женщины за роялем, охарактеризованные удивительно индивидуально.

Все застигнуты неожиданно, их переживания еще смутны и неопределенны. Это первый миг встречи, узнавания, когда еще своим глазам не веришь, еще полностью не осознаешь увиденного. Еще мгновение - и встреча произойдет, люди бросятся в объятия друг другу, раздадутся плач и смех, поцелуи и восклицания. Репин держит зрителей в непрерывном напряжении ожидания.

Образ главного героя менялся в сторону от полной уверенности в избранном пути до глубоких сомнений. По воспоминаниям современников, в варианте 1884 года ссыльный входил в дом как решительный, мужественный человек. В окончательном варианте, для которого позировал писатель В.М. Гаршин, на картине – робко входящий в дом человек.

Он словно ищет глазами ответ на вопрос: меня простили? меня ждут? прав ли я, что рисковал благополучием семьи? Сосредоточив основное внимание на фигурах ссыльного и его матери, художник добивается психологической правды в характеристике реакций всех изображенных персонажей: безразличие новой горничной, которая не знает, кто это пришел, испуг девочки и радость мальчика.

Темная фигура вернувшегося, в коричневом армяке и больших истоптанных на просторах дальних дорог сапогах, вносит в семейный интерьер нечто от Сибири и каторги, и с ней, раздвигая стены домика, сюда, в семью, где играют на рояле и детишки готовят уроки, словно входит громада истории, суровая жестокость жизни и испытаний революционера.

Интересно, что все изменения в композиции, удаление фигур, как и переработка выражения лиц, производились Репиным непосредственно на самом холсте. Картина таким образом компоновалась подобно тому, как если бы это была театральная мизансцена. Первый вариант картины Репин писал прямо с натуры, у себя на даче, разместив в комнате в качестве действующих лиц своих родных и знакомых.

Они же послужили моделями и для большой картины: жена возвратившегося писана с жены художника и с В. Д. Стасовой, старуха мать - с тещи, Шевцовой, девочка за столом - с Веры Репиной, мальчик - с С. Костычева, горничная в дверях - с прислуги Репиных. Большая картина, вероятно, также была начата в Мартышкине в какой-то мере с натуры. Продолжая работу над нею уже в Петербурге, Репин компонует и пишет ее, как бы имея перед глазами натурную сцену, - метод, который он применил также в «Запорожцах».

Полотно «Не ждали» - выдающаяся картина Репина по красоте и мастерству ее живописного решения. Она написана в пленэре, полна света и воздуха, ее светлый колорит сообщает ей смягчающую драму мягкую и светлую лиричность.
Репин видел казнь народовольцев, но решил рассказать об этих людях не в кровавом сюжете, а раскрыть через отдельного героя драму целого поколения, начало которой в народническом движении рубежа 1860–1870-х годов.

Поэтому художник решает столь значительную социальную тему по законам бытового жанра, подробно описывая обстановку дома разночинной интеллигенции, где на стене висят фотография Александра II на смертном одре, портреты поэтов Н.А. Некрасова и Т.Г. Шевченко. В то же время композиция картины построена по законам кульминационного кадра кинофильма, который является ключом к пониманию всего фильма.

«Картина появилась на выставке вскоре после амнистии ссыльным народовольцам. В контексте таких напоминаний о „мятежах и казнях“, омрачивших „начало дней“ царствующего монарха, появление ссыльного в стенах родного дома получает характер неожиданного чудесного явления с порога небытия, иначе говоря - воскресения.
Эрнст Саприцкий "НЕ ЖДАЛИ"

Наверно, был воскресный день,
С детьми учила мать уроки.
Вдруг распахнулась резко дверь
И входит странник светлоокий.

Не ждали? Все изумлены,
Как будто воздух всколыхнулся.
То не герой пришел с войны,
То каторжник домой вернулся.

Он весь тревожно напряжен,
Он нерешительно застыл:
Да будет ли женой прощен?
Ей много горя причинил
Его арест, затем тюрьма…
О, как состарилась она.

Но солнцем все освещено.
Еще не вечер. Счастье будет.
Погожий день глядит в окно.
Скрепит Бог запись в книге Судеб.

Http://maxpark.com/community/6782/content/2068542

Рецензии

Это произведение при любом случайном столкновении с ним (в альбомах, в журналах, в интернете) - неизменно заставляло пытаться разгадать тайну сюжета...То, что Вы написали о её содежании, дорогая Алина, - несколько приоткрыло завесу сюжета.
А мне думалось так - некий осуждённый, или беглый каторжник возвращается домой, может даже, не совсем официально, - и реакция семьи очень неоднозначна! Жена в полной растерянности, на лице - ни капли радости, она, видимо, смирилась с его отсутсвием, возможно, даже запланировала новые отношения, мечты, которые в данный момент мгновенно рушатся, и по её взгляду и суматошной позе можно понять, что она не хочет верить в возвращение отвергнутого прошлого...Мальчик, с его детской непосредственностью и умением только в детстве радоваться всему, особенно, в данном случае, возможности по уважительной причине прервать надоевший урок с бабушкой - счастлив безмерно, по существу, даже не понимая причины, и даже не зная - кто этот изнурённый человек...Девочка, будучи постарше, и кое-что уже понимая, - изподлобья и с тревогой недовольно, даже с некоторой брезгливостью, смотрит на оборванного скитальца; она-то как раз может и помнит, кто это, но - будучи несколько в курсе планов матери о перемене семейных и материальных событий - не радуется их разрушению...Ну, служанка, чувствуется, вообще себя ощущает хозяйкой кухни и двери в этом доме, с зависящими от многих обстоятельств женщин и детей...Её возмущённая и деловитая поза и выражение говорят о том, что она готова в любой момент исправить положение и погнать из дома этого самозванца...И только то, что в центре картины - вызывает самое сильное восприятие - лицо измождённого странника полностью обращено к матери - единственной надежде и поддержке в невыносимых условиях жизни; на лице - одни глаза, и в них крик души - помнят, любят, простят, приютят?!..Видимо, он понимает, что нужен здесь только одному сердцу...И мать - одежда её печальна, она ни часа не забывала о горькой участи своего сына; возможно, даже смирилась с разлукой навсегда... и то, что она поспешно вскочила со стула, придерживаясь за стол, от избытка чувств стараясь сохранить равновесие, и её порыв броситься к сыну (хотя лица её не видно, можно представить, сколько в нём и страдания,и изумления, и радости от неожиданности встречи) - всё это говорит о том, что действительно - исключительно все "Не ждали", в этот первый миг встречи - ещё не успели одеть маски, подобающие случаю, и ярко, откровенно выражают чувства сердца, что в такой талантливой и несравненной форме и передал Мастер кисти.
Извините, дорогая Алина, за столь пространное толкование этого сюжета - возможно, я и ошибаюсь в трактовке героев картины, но мне увиделось в таком объяснении. Огромное Вам спасибо! С уважением - Лариса.

Алина, огромное спасибо Вам за такой лестный отзыв в мой адрес! Я - всего лишь неравнодушный созерцатель, и, поскольку муж мой - художник, и к тому же преподаёт в вузе живопись, я, как бы скраюшку небезразлична к такой области знаний...я даже посоветовала мужу подсказать студентам адрес Вашей странички - такое море информации, преподнесённой в сжатой, и в то же время, всеобъемлющей, добротной форме...Вот уж поистине, у кого талант искусствоведа с широким, живым и прекрасным языком и кругозором - это у Вас, это безо всякого преувеличения. Хочется от всего сердца пожелать Вам крепости сил, здоровья, радостного творческого настроения, новых вдохновенных открытий - чтобы через Ваш необыкновенный талант повествователя, аналитика, коллекционера - Ваши читатели могли больше узнать о сокровищах мира, в силу нашего технично настроенного века как-то затерявшихся в суете дней...Благодаря Вашим трудам (а это, конечно - нелёгкие муки творчества - эмоциональные, душевные и физические в том числе), благодаря Вашему кропотливому усердию - эти сокровища всплывают из забвения на всеобщее восхищение...Именно с таким ощущением и с огромной признательностью я знакомлюсь с Вашими трудами.
У нас дома немалая библиотека с альбомами работ художников разных стран и эпох, в разном качестве и описанием. Поверьте, альбомы с Вашими статьями и качественными репродукциями - заняли бы самое почётное место в этой библиотеке. Да и студентам, например - не с руки читать, в современных скоростных условиях, - многотомные описания того, что касается искусства...Чаще всего они вообще ничего не читают, к сожалению...А вот такие эссе, сконцентрированную информацию, причём - не сухую, безразличную, как обычно это бывает - а живую, написанную с любовью к автору, к его трудам, к предмету изучения - это было бы чрезвычайно полезно для обучения, для становления будущей творческой личности. Это восхищение и благоговение перед прекрасным - оно не может оставить равнодушным, это заметно и по Вашим рецензентам.
Успехов Вам, приимите самые лучшие пожелания и искреннейшую благодарность!
С уважением - Лариса.

Одним из интереснейших произведений Третьяковской галереи является картина Ильи Ефимовича Репина «Не ждали». Эта картина поражает своей интересной историей, изображенной на ней, и по этой причине я решил написать о ней в своем сочинении.

Данная картина является национальным достоянием и находится в собрании картин Третьяковской галереи. Картина была написана в примерно в 1884- 1888 годах. На ней изображен мужчина, который вернулся из политической ссылки и далеких чужих краев. Если разобрать картину по цвету, то цвета гармоничные. Картина написана в мягких теплых полутонах, которые создают впечатление, что это радостный выходной день, который только начинается. Об этом говорит теплый солнечный свет, который пробивается сквозь оконные стекла. По сути своей, картина вызывает хорошие положительные эмоции. Ведь что может быть лучше возвращение человека, которого, в общем-то, уже и не ждали и не думали, что вернется.

Художнику очень хорошо удался этот момент, вернувшийся со ссылки, не может сразу узнать родных, потому как кто-то постарел, ребятишки подросли, и они до конца не могут его узнать и поверить своим глазам. Он ли это? Видимо, художником и было задумано передать эту немую паузу перед радостными эмоциями встречи и даже слезами радости. О том, что герой картины вернулся неожиданно, свидетельствует то, что он неопрятно одет, небрит, создается впечатление, что он давно не мылся, и очень усталый. На его лице читается усталость, он устал от ссылки от длинной дороги домой и вот он, наконец, вернулся!

Эффект неожиданности и читается на лицах домочадцев. Так же о том, что он вошел совсем недавно свидетельствует открытая дверь, которую ему открыла женщина. На дальнем плане мы видим втору темную фигуру женщины, которая, удивленно выглядывает и не верит в его возвращение. Эффект неожиданности возвращения читается на лице другой не менее важной фигуры этой картины. Эта женщина, которая встала из-за стола и явно не ожидала его увидеть. Хоть и художник изобразил ее в профиль, но в ее глазах читается немая сцена неожиданности и неверия собственным глазам от неожиданности она развела руками. На ее губах читается шепот «ты ли это». Из истории картины известно, что эта престарелая женщина матушка, возвратившегося из далекой ссылки каторжанина.

Очень хорошо дополняют эту картину ребятишки и женщина за фортепьяно. Женщина его узнала, она очень рада его возвращению, судя по ее радостной улыбки на лице. А вот маленькая девочка, в углу сидящая около мальчика, смотрит на возвратившегося с каким-то недоверием и не пониманием, он, очевидно, его не узнала и не поняла еще кто же этот небритый странник в лохмотьях. Ну и не могу не затронуть маленького мальчика сидящего в углу, который очень рад возвращению их члена семьи. В целом картина не тяжелая и производит хорошее впечатление и вызывает радостные эмоции, если вам выпадет счастливый шанс посетить Третьяковскую галерею, обязательно взгляните на эту картину.

«Картина Репина «Не ждали»» - это выражение давно стало мемом. «Вокруг света» разобрался, кого и чего на самом деле не ждали герои, автор и владелец картины.

Картина «Не ждали»
Холст, масло. 160,5 х 167,5 см
Годы создания: 1884–1888
Ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее

Один из главных сюрпризов достался меценату Павлу Третьякову. Он купил за 7000 рублей превозносимую критиками картину известного художника, посетители Третьяковки с нетерпением ждали ее прибытия с XII выставки передвижников. Привлекал публику и злободневный сюжет: политический, выпущенный досрочно, не успевает предупредить домашних об освобождении и ошеломляет их своим появлением. В начале 1880-х выходили на свободу по амнистии осужденные в 1870-е годы народники.

Два года картина мирно висела в Третьяковке, но в 1887-м случился скандал. Когда Третьяков отсутствовал в Москве, в галерею наведался Репин с ящиком красок и быстро переписал голову входящего. Герой полотна, по свидетельствам очевидцев, стал выглядеть моложе, но гордость убежденного революционера в его чертах сменилась безволием и растерянностью. Увидев картину, Третьяков пришел в ярость от самоуправства Репина и, кроме того, решил, что она исправлена некачественно. Думал уволить смотревших за галереей слуг, которые никак не ожидали его гнева: им и в голову не пришло помешать художнику, давнему другу и советчику хозяина галереи.

И Репин удивился возмущению Третьякова, но, когда тот на следующий год прислал картину для исправления, доработал ее. Полученный результат устроил обоих. «Этот третий ссыльный - скорее чудесный, славный русский интеллигент, нежели революционер», - писал классик искусствоведения Игорь Грабарь. «Картина запела», - подытожил наконец-то довольный Репин.

1. Бывший арестант. Историк Игорь Ерохов определил, что из народников в начале 1880-х по царскому помилованию мог быть досрочно освобожден не революционер, а сочувствующий, из тех, кто присутствовал на сходках, но в акциях не участвовал: серьезных заговорщиков того периода если и амнистировали, то не раньше 1896 года. Героя могли осудить по статье 318 Уложения о наказаниях за членство в запрещенном кружке (каралось заключением в крепости, ссылкой либо каторгой). Моделью Репину послужил друг, писатель Всеволод Гаршин. Страдая от депрессии, Гаршин покончил с собой в год завершения картины, в 1888-м.

2. Армяк. Крестьянская одежда героя, пишет Ерохов, означает, что мужчина отбывал наказание в исправительных арестантских ротах далеко от дома: за отправленными по этапу не возили одежду, в которой их взяли, а по освобождении выдавали тряпье, купленное на пожертвования Обществом попечительным о тюрьмах.

3. Старуха. Мать героя, которую Репин писал с тещи, Евгении Шевцовой. «Вошедший, - пишет искусствовед Татьяна Юденкова, - видит только то, что не видит зритель: глаза матери».

4. Дама. Супруга героя. Репин писал ее с жены Веры и с племянницы критика Стасова Варвары. И мать, и жена в трауре - знак того, что в семье кто-то умер недавно, в пределах года.

5. Горничная. Девушка неохотно впускает в комнату бедно одетого человека, не признав в нем главу семьи: видимо, ее наняли уже после его ареста.

6. Мальчик. Сын героя, мальчик в мундире гимназиста, узнал вошедшего отца и обрадовался. Репин писал мальчика с Сережи Костычева, сына соседей по даче, будущего академика РАН, изучавшего дыхание растений.

7. Девочка. Дочь героя, напротив, испугана: вероятно, она была слишком мала, когда отца арестовали, чтобы помнить его. Репину позировала его старшая дочь Вера.

8. Мебель. «Обстановка по-дачному скудная», - отмечал искусствовед Лазарь Розенталь. Интерьер художник писал с обстановки дома в Мартышкине, который Репины снимали в качестве дачи, как многие петербургские семьи, селившиеся на лето за городом у Финского залива.

9. Фотография. На ней - убитый в 1881 году народовольцем Гриневицким Александр II в гробу. Фотография - примета времени, указывающая на политизированность сюжета картины. Убийство царя было рубежом для народнического движения: вопреки надеждам революционеров, устранение монарха не вызвало прогрессивных перемен в Российской империи. 1880-е стали временем раздумий, когда многие разочаровались в терроре как методе и в готовности общества к преобразованиям.

10. Портреты Николая Некрасова и Тараса Шевченко , писателей и публицистов, которых народники считали идейными вдохновителями, - знак того, что члены семьи ссыльного разделяют его убеждения.

11. «На Голгофе» Карла Штейбена - очень популярная репродукция и в то же время намек на страдания, которые пришлось пережить герою, и своего рода воскресение его для семьи после нескольких лет заключения.

Художник
Илья Репин

1844 - Родился в семье военного поселянина в Харьковской губернии на Украине.

1864–1871 - Учился в Академии художеств в Петербурге.

1870–1873 - Писал картину «Бурлаки на Волге».

1872 - Женился на Вере Шевцовой, дочери архитектора. В браке родились три дочери и сын.

1874 - Начал выставляться с Товариществом передвижных художественных выставок.

1876 - Написал «Под конвоем. По грязной дороге», первую картину на революционно-историческую тему.

1880–1889, 1892 - Работал над вторым, наиболее известным вариантом картины «Арест пропагандиста».

1887 - Развелся с женой.

1899 - Купил усадьбу, которую назвал «Пенаты», и съехался с Наталией Нордман - суфражисткой, писательницей (псевдоним - Северова).
1907–1911 - Работал над картиной «Манифестация 17 октября 1905 года».

1930 - Умер в «Пенатах» (тогда усадьба была на территории Финляндии, теперь - в России).