Илья репин не ждали описание. Так какую картину написал Репин: "Приплыли" или "Не ждали"? Как выглядит этот человек? Какие эмоции он испытывает

«Картина Репина «Не ждали»» - это выражение давно стало мемом. «Вокруг света» разобрался, кого и чего на самом деле не ждали герои, автор и владелец картины.

Картина «Не ждали»
Холст, масло. 160,5 х 167,5 см
Годы создания: 1884–1888
Ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее

Один из главных сюрпризов достался меценату Павлу Третьякову. Он купил за 7000 рублей превозносимую критиками картину известного художника, посетители Третьяковки с нетерпением ждали ее прибытия с XII выставки передвижников. Привлекал публику и злободневный сюжет: политический, выпущенный досрочно, не успевает предупредить домашних об освобождении и ошеломляет их своим появлением. В начале 1880-х выходили на свободу по амнистии осужденные в 1870-е годы народники.

Два года картина мирно висела в Третьяковке, но в 1887-м случился скандал. Когда Третьяков отсутствовал в Москве, в галерею наведался Репин с ящиком красок и быстро переписал голову входящего. Герой полотна, по свидетельствам очевидцев, стал выглядеть моложе, но гордость убежденного революционера в его чертах сменилась безволием и растерянностью. Увидев картину, Третьяков пришел в ярость от самоуправства Репина и, кроме того, решил, что она исправлена некачественно. Думал уволить смотревших за галереей слуг, которые никак не ожидали его гнева: им и в голову не пришло помешать художнику, давнему другу и советчику хозяина галереи.

И Репин удивился возмущению Третьякова, но, когда тот на следующий год прислал картину для исправления, доработал ее. Полученный результат устроил обоих. «Этот третий ссыльный - скорее чудесный, славный русский интеллигент, нежели революционер», - писал классик искусствоведения Игорь Грабарь. «Картина запела», - подытожил наконец-то довольный Репин.

1. Бывший арестант. Историк Игорь Ерохов определил, что из народников в начале 1880-х по царскому помилованию мог быть досрочно освобожден не революционер, а сочувствующий, из тех, кто присутствовал на сходках, но в акциях не участвовал: серьезных заговорщиков того периода если и амнистировали, то не раньше 1896 года. Героя могли осудить по статье 318 Уложения о наказаниях за членство в запрещенном кружке (каралось заключением в крепости, ссылкой либо каторгой). Моделью Репину послужил друг, писатель Всеволод Гаршин. Страдая от депрессии, Гаршин покончил с собой в год завершения картины, в 1888-м.

2. Армяк. Крестьянская одежда героя, пишет Ерохов, означает, что мужчина отбывал наказание в исправительных арестантских ротах далеко от дома: за отправленными по этапу не возили одежду, в которой их взяли, а по освобождении выдавали тряпье, купленное на пожертвования Обществом попечительным о тюрьмах.

3. Старуха. Мать героя, которую Репин писал с тещи, Евгении Шевцовой. «Вошедший, - пишет искусствовед Татьяна Юденкова, - видит только то, что не видит зритель: глаза матери».

4. Дама. Супруга героя. Репин писал ее с жены Веры и с племянницы критика Стасова Варвары. И мать, и жена в трауре - знак того, что в семье кто-то умер недавно, в пределах года.

5. Горничная. Девушка неохотно впускает в комнату бедно одетого человека, не признав в нем главу семьи: видимо, ее наняли уже после его ареста.

6. Мальчик. Сын героя, мальчик в мундире гимназиста, узнал вошедшего отца и обрадовался. Репин писал мальчика с Сережи Костычева, сына соседей по даче, будущего академика РАН, изучавшего дыхание растений.

7. Девочка. Дочь героя, напротив, испугана: вероятно, она была слишком мала, когда отца арестовали, чтобы помнить его. Репину позировала его старшая дочь Вера.

8. Мебель. «Обстановка по-дачному скудная», - отмечал искусствовед Лазарь Розенталь. Интерьер художник писал с обстановки дома в Мартышкине, который Репины снимали в качестве дачи, как многие петербургские семьи, селившиеся на лето за городом у Финского залива.

9. Фотография. На ней - убитый в 1881 году народовольцем Гриневицким Александр II в гробу. Фотография - примета времени, указывающая на политизированность сюжета картины. Убийство царя было рубежом для народнического движения: вопреки надеждам революционеров, устранение монарха не вызвало прогрессивных перемен в Российской империи. 1880-е стали временем раздумий, когда многие разочаровались в терроре как методе и в готовности общества к преобразованиям.

10. Портреты Николая Некрасова и Тараса Шевченко , писателей и публицистов, которых народники считали идейными вдохновителями, - знак того, что члены семьи ссыльного разделяют его убеждения.

11. «На Голгофе» Карла Штейбена - очень популярная репродукция и в то же время намек на страдания, которые пришлось пережить герою, и своего рода воскресение его для семьи после нескольких лет заключения.

Художник
Илья Репин

1844 - Родился в семье военного поселянина в Харьковской губернии на Украине.

1864–1871 - Учился в Академии художеств в Петербурге.

1870–1873 - Писал картину «Бурлаки на Волге».

1872 - Женился на Вере Шевцовой, дочери архитектора. В браке родились три дочери и сын.

1874 - Начал выставляться с Товариществом передвижных художественных выставок.

1876 - Написал «Под конвоем. По грязной дороге», первую картину на революционно-историческую тему.

1880–1889, 1892 - Работал над вторым, наиболее известным вариантом картины «Арест пропагандиста».

1887 - Развелся с женой.

1899 - Купил усадьбу, которую назвал «Пенаты», и съехался с Наталией Нордман - суфражисткой, писательницей (псевдоним - Северова).
1907–1911 - Работал над картиной «Манифестация 17 октября 1905 года».

1930 - Умер в «Пенатах» (тогда усадьба была на территории Финляндии, теперь - в России).

Живопись русских художников
Картина Ильи Ефимовича Репина «Не ждали», холст, масло. В этой картине нашли наиболее совершенное и глубокое выражение психологические поиски Репина. Замысел произведения возник у художника летом 1883 года во время пребывания на даче в Мартышкино, под Петербургом. Комнаты этой дачи и изображены в картине. Как впоследствии писали художники Александр Бенуа, Михаил Нестеров, Игорь Грабарь и Валентин Серов, именно эта работа Репина произвела на них самое сильное и неизгладимое впечатление.

Художник изобразил в произведении неожиданное возвращение в семью ссыльного революционера. Стремление Репина к психологическому решению темы заставило его избрать кульминационный момент в развитии действия, запечатлеть ту паузу, которая возникла в результате внезапного появления на пороге комнаты отсутствовавшего долгие годы дорогого для всех человека, по-видимому, бежавшего из ссылки (о чем говорят как одежда вернувшегося – потрепанный армяк, стоптанные сапоги, – так и неожиданность его прихода). Пройдет этот минутный столбняк, парализовавший всю семью, и чувства хлынут наружу, выльются в какие-то шумные восклицания, порывистые движения, суету. Репин не изображает всего этого, предоставляя зрителю домыслить в воображении запечатленную сцену.

В картине царит напряженная тишина. Смысловым и композиционным узлом произведения служит поединок взглядов двух фигур – вернувшегося ссыльного, который с тревожным ожиданием и щемящей нежностью смотрит в лицо поднявшейся к нему навстречу старой женщины, и этой женщины, которая сердцем матери уже узнала своего сына, но еще как бы боится поверить внутреннему чувству и потому напряженно вглядывается в странного пришельца, отыскивая в его постаревшем, измученном лице дорогие ей черты.

Фигура матери изображена со спины, чтобы ее лицо своим сложным выражением не спорило с лицом ссыльного, не мешало зрителю в первую очередь воспринимать именно героя картины. Но как выразительна эта фигура высокой старой женщины в траурном одеянии, дрожащей рукой едва касающейся спинки кресла, как бы ища в нем опоры! Острый профиль воскового лица матери, седые волосы, прикрытые черной кружевной наколкой, резко очерченный силуэт ее когда-то прямой и статной фигуры, теперь согбенной преждевременной старостью, – всё говорит о горе, которое легло на ее плечи.

Все остальные члены семьи оттенками своих чувств, своего отношения к происходящему дополняют рассказ о постигшей их трагедии: оробевшая девочка, пригнувшаяся к столу и в страхе, исподлобья глядящая на пришельца, не узнавая его (деталь, свидетельствующая о его долгом отсутствии); мальчик-гимназист, весь охваченный единым порывом и настолько потрясенный возвращением отца, что кажется – из глаз его вот-вот хлынут слезы; молодая женщина у рояля, бледное, измученное лицо которой искажено сложным выражением растерянности, испуга, радости. Художник не дает счастливой развязки в картине – не в ней дело, а в тех противоречивых и глубоких чувствах, которые переживает в изображенный момент каждый и в которых отражаются долгие годы прожитой всеми нелегкой жизни.

Все члены семьи, за исключением ссыльного, даны на фоне и в окружении вещей (мягкое кресло, стол, накрытый скатертью, рояль), которые создают атмосферу семейного уюта. Этот семейный уют, привычный уклад жизни семьи, который читается в только что прерванных занятиях каждого из присутствующих, объединяют воедино их всех. И только вернувшийся выглядит в этой светлой, чистой, прибранной комнате пришельцем из другого мира. С ним этот мир человеческих страданий, бедствий и унижений врывается в комнату, расширяя рамки изображения и напоминая о той жестокой жизни, которая царит за пределами этого маленького «островка». Ссыльный в момент, представленный в картине, еще противостоит всей семье. Его отчужденность, необычность всего его вида подчеркивают драматизм происходящего. Вернувшийся дан в пустом пространстве комнаты. Ему надо сделать несколько шагов навстречу близким, надо почувствовать, что они приняли его, рады встрече с ним. Художник незаметно повышает горизонт в той части комнаты, где стоит вошедший. Половицы пола стремительно и в сильном перспективном сокращении уходят в глубину – создается ощущение, что почва ускользает у него из-под ног. Оттого так неуверен и робок шаг героя картины. Тонко почувствованное психологическое состояние вернувшегося ссыльного находит яркое зрительное выражение.

Верно улавливая психологическую атмосферу происходящего, Репин не показывает в картине простой и открытой радости встречи, что крайне упростило бы содержание произведения. Но несколькими ненавязчивыми моментами (как-то, восторженная экзальтация мальчика, свидетельствующая о том, что в семье чтут память об отце, а также висящие на стене портреты Некрасова и Шевченко – борцов за народное счастье) художник дает почувствовать, что годы долгого ожидания, забот и тревог не сломили этих людей, не убили в них веры в справедливость того дела, которому отдал все свои силы близкий им человек. В этой теме морального оправдания героя – высокий гражданственный пафос произведения, его этический смысл.
Серьезность и общественная значимость проблем, которые были подняты Репиным, заставили его решать произведение на большом холсте, в формах, очищенных от элементов жанровости и бытовизма. Современная тема получила историческое истолкование, приобрела большое общечеловеческое содержание.

«Не ждали» – одна из самых пленерных, напоенных светом и воздухом работ Репина. Рассеянный свет, льющийся через открытую дверь балкона, приглушает краски картины и в то же время придает им особую свежесть и чистоту. Эта светлая, тонко сгармонированная гамма хорошо соответствует эмоциональному строю произведения, чистоте чувств изображенных людей.
Позировали ему члены семьи и разные знакомые: для матери вернувшегося ссыльного – теща художника, Е. Д. Шевцова, для жены – В. И. Репина, жена художника, и В. Д. Стасова; девочка написана с Веры Репиной, дочери художника, мальчик – с Сережи Костычева.

Впервые он создавал картину прямо с натуры, без предварительных эскизов, но все равно много раз переписывал, изменяя образы до неузнаваемости. Несмотря на то что художник уже прочно обосновался в северной столице, он продолжал наведываться в Москву, с удовольствием поддерживал теплые отношения с Поленовым, Суриковым, Васнецовым и, конечно, Третьяковым.

Картина русского художника Ильи Репина «Не ждали», написанная в 1884-1888 годах. Она является частью собрания Государственной Третьяковской галереи (инв. 740). Размер картины - 160,5 х 167,5 см.

И. Ё. Репин был одним из величайших русских художников. Его творчество стало ценным вкладом русского искусства в мировое художественное развитие. Глубоко народное, тесно связанное с передовыми идеями своей эпохи, творчество Репина - одна из вершин русского реалистического искусства. Картина Репина "Не ждали" имеет два варианта. В первом варианте "Не ждали" в семью возвращалась девушка, а ее встречали две сестры. Картина была небольшого размера. Вслед за ней в 1884 году Репин начинает другой вариант, который становится основным. Картина была написана быстро и в 1884 году экспонировалась на передвижной выставке. Но затем Репин ее дорабатывал, изменяя главным образом выражение лица входящего и отчасти выражения лиц его матери и жены. Второй вариант стал самым значительным и монументальным из полотен Репина на революционные темы.
В картине "Не ждали" Репин нашел такой сюжет, который позволил создать ему полотно большой идейной содержательности, обнаружив свой талант жанриста, свое мастерство психологической характеристики.
Перед нами изображение типичной интеллигентной семьи в обычной ее обстановке. Героическая революционная тематика в картине Репина "Не ждали" выступает в первичной форме жанровой картины современной жизни. Благодаря этому сама жанровая живопись и современная жизнь возведены в ранг исторической картины. Внутренней темой картины "Не ждали" стала проблема отношений общественного и личного. Основной задачей картины было убедительно показать именно неожиданность возвращения революционера, многообразие переживаний его самого и членов его семьи. В картине со всей силой развернулся репинский талант выразительных характеристик. Каждый из персонажей обрисован и подан с исключительной силой и выпуклостью, вплоть до таких второстепенных персонажей, как прислуга в дверях или маленькая девочка за столом. Замечательны не только выражения лиц, но и самые позы действующих лиц, пластика их тел. Особенно показательна в этом отношении фигура поднявшейся навстречу входящему старухи матери. Темная фигура вернувшегося в коричневом армяке и больших истоптанных на просторах дальних дорог сапогах вносит в семейный интерьер нечто от Сибири и каторги, и с ней, раздвигая стены домика, сюда, в семью, где играют на рояле и детишки готовят уроки, словно входит громада истории, суровая жестокость жизни и испытаний революционера. Репин строит композицию, как схваченную на лету сцену. Действия всех персонажей изображены в самом их начале: революционер делает первые шаги, старуха только встала и хочет двинуться ему навстречу, жена только обернулась, мальчик приподнял голову. Все застигнуты неожиданно, их переживания еще смутны и неопределенны. Это первый шаг встречи, узнавания, когда еще глазам своим не веришь, еще полностью не осознаешь увиденного. Еще мгновение - и встреча произойдет, люди бросятся в объятия друг другу, раздадутся плач и смех, поцелуи и восклицания. Репин держит зрителей в непрерывном напряжении ожидания. Благодаря- этому решение не дается сразу готовым, а домысливается самим зрителем. Репин замечательно сумел сочетать в картине важное со второстепенным, значительное с теми мелочами, которые сообщают сцене жизненность, вносят лирическую теплоту. Таков, например, образ сидящей за столом девочки с болтающимися над полом кривыми ножками, весь с любовью написанный интерьер, таков мягкий ласковый свет -летнего дня, льющийся через полурастворенную балконную дверь, на стеклах которой еще видны капли недавно прошедшего дождя. Детали обстановки имеют разъясняющее сюжет значение. Так, над роялем недаром изображаются портреты Шевченко и Некрасова, столь обычные в этой обстановке, а между ними гравюра с популярной тогда картины Штей-бена "Голгофа". Аналогия с евангельской легендой о страдании и жертве была очень распространена в среде революционной интеллигенции. Картина Репина "Не ждали" - выдающееся полотно Репина по красоте и мастерству ее живописного решения. Она написана в пленэре, полна света и воздуха, ее светлый колорит сообщает ей смягчающую драму мягкую и светлую лиричность.

Рецензия о картине Репина «Не ждали» искуствоведа Некрыловой Л.П. Холст, масло. 160,5x167,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

В своей статье, посвященной XII выставке Товарищества передвижников, Стасов писал:
«Я кончу обозрение выставки картиной Репина «Не ждали». Я считаю эту картину одним из самых великих произведений новой русской живописи. Здесь выражены трагические типы и сцены нынешней жизни, как еще никто у нас не выражал. Посмотрите на главное действующее лицо: у него на лице и во всей фигуре выражены энергия и не сокрушенная никаким несчастием сила, но, сверх того, в глазах и во всем лице нарисовано то, чего не попробовал выразить в картине ни один еще наш живописец, в какой бы то ни было своей картине: это могучая интеллигентность, ум, мысль... Все вместе делает эту картину одним из самых необыкновенных созданий нового искусства».

Вся семья в сборе. Сидя за столом, готовят уроки дети, мальчик и девочка. У рояля молодая женщина. Здесь же пожилая дама в черном платье.

И вот в комнату входит кто-то посторонний. В первое мгновение его не узнают. Не верят себе, неужели это он? Не может быть!.. Но это он, он!

Кто же он? Кем он приходится вот этой замершей в полусогнутом положении престарелой даме, этой испугавшейся девочке и ее брату, первым, кажется, узнавшему пришельца, этой застывшей в недоумении молодой женщине у рояля? На лицах присутствующих – удивление, радость, любовь, целая гамма сложнейших душевных переживаний, внезапно охвативших каждого из членов этого маленького семейного мирка и представленных художником с необычайной, почти физиологической ощутимостью.

Все элементы картины правдиво и точно характеризуют среду, людей, их душевное состояние. Пусть в картине Репина запечатлен только один момент, только одно краткое мгновение, вызвавшее у всех участников сцены глубочайшее смятение чувств, – любому зрителю ясно: в свою семью из далекой ссылки, а может быть, и с каторги неожиданно возвратился сын, муж, отец.

Вся сцена полна необычайного напряжения, готового вот-вот разрядиться в шуме счастливых, радостных возгласов. Кажется, еще миг и вошедшего узнают все. И бросятся навстречу тому, кого, быть может, считали уже погибшим. Не случайно Репин написал женщин, старушку-мать и сидящую у рояля молодую женщину, в темных траурных платьях. Ведь возвращения с царской каторги не ждали, попавший туда обычно не возвращался. В «Не ждали» правдиво запечатлена яркая страница жизни и быта демократической интеллигенции семидесятых-восьмидесятых годов. Типичны характеры, обстановка, все детали, вплоть до портретов Шевченко и Некрасова на стене над роялем. Конечно, не случайно художник поместил рядом на стене две литографии, одна из которых изображает Александра II на смертном одре, а вторая воспроизводит картину Штейбена «Голгофа». Первая литография призвана подчеркнуть, что действие происходит уже после убийства народовольцами Александра II, а вторая как бы указывает зрителю на высокий, мученический подвиг тех, кто борется за правое дело.
Хотя картина и писалась быстро, почти без этюдов (натура была перед глазами и работа спорилась), никак не удавался центральный образ. Фигура входящего и особенно его голова неоднократно подвергались переработке, лицо по нескольку раз переписывалось, менялась общая характеристика.

В процессе работы Репин многое менял в первоначальном облике картины. По-разному варьировалось число действующих лиц и компоновка всей сцены. Больше того, если поначалу из ссылки возвращалась в родную семью женщина-революционерка, которой художник придал черты типичной курсистки, то впоследствии он отказался от этого образа и в окончательном варианте картины изобразил революционера, сильного и гордого, не сломленного никакими тяжкими испытаниями.

В самом деле, во всем облике входящего, этого мужественного человека, истомленного годами каторги, чувствуется несломленная внутренняя сила, бесстрашие и благородство борца за народное счастье. Невольно вспоминаются стихи Некрасова:

Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника.
Чахотку и Сибирь.

Художник сумел тонко передать в своей картине сложнейшее переплетение человеческих чувств, отразив множество эмоциональных оттенков в выражении лиц, в жестах, в естественных, непроизвольных движениях каждого персонажа. Только великий художник мог так убедительно передать душевное состояние этой сгорбившейся женщины, стоящей вполоборота к зрителю, почти в оцепенении ищущей рукой опору. А как тонко художник высмотрел в самой жизни реакцию страха у ребенка, - втянув голову в шею, поджав ногу, испуганно смотрит девочка на этого чужого для нее человека (она ведь была совсем маленькой, когда он исчез из дома, и, конечно, забыла его); как спокойно, безучастно и в то же время недоверчиво, держа руку на скобе дверей, наблюдает за происходящим горничная, с большой опаской впустившая в дом пришельца. Во всем – реальность, правда, естественность, удивительно непосредственное чувство жизни.

Верность психологических наблюдений художника, точность в подыскании конкретных реальных образов, передающих человеческие эмоции, уже в свое время были отмечены специалистами-психологами, обратившими внимание на поразительное совпадение художественных открытий Репина с данными психологии как науки.

В «Не ждали» Репин наметил для русского искусства и утвердил в нем новые живописные возможности. Такой реальности изображения до Репина еще не достигал никто. Объемность и материальность предметов, пространство, в котором расположены фигуры, – все это с предельной выразительностью передано художником.

Еще в «Крестном ходе» Репин сумел построить свободную композицию, лишенную условностей и нарочитой «построенности», как бы перенеся ее на холст целиком из жизни. В том, как в «Не ждали» художник расставил своих действующих лиц, также нет ничего театрального, ни малейшей игры и позирования. Стены комнаты намеренно срезаны рамой, и зритель как бы сам оказывается в этой комнате, вовлеченный художником в развитие действия и в переживания семьи. Взоры всех персонажей направлены в сторону вошедшего. Линиями рисунка, расположением фигур, цветовыми контрастами Репин сосредоточивает наше внимание на центральном моменте: глаз зрителя прежде всего останавливается на возвратившемся. От него расходятся и к нему же протягиваются нити сложных и многообразных чувств, охвативших всех персонажей картины.

Репин и на этот раз проявил себя удивительным колористом, мастером, умеющим выявить звучность цвета, в совершенстве владеющим палитрой. В картине изумительно переданы яркие солнечные лучи, зеленые рефлексы на стенах и на полу комнаты, и воздух, как бы вибрирующий, насыщенный светом. Этот солнечный, живительный свет, льющийся через стеклянные двери террасы и заполняющий всю комнату, насыщает картину бодрым жизнеощущением, верой в счастливый исход событий, надеждой на лучшее будущее, светлое и радостное.

Появление «Не ждали» вызвало в консервативной печати много нападок на Репина, который был объявлен «крамольным художником». Понимая революционное значение картины, борзописцы из «Нового времени», «Гражданина» и «Московских ведомостей» всячески пытались дискредитировать ее как произведение искусства. Они твердили на все лады, что Репин совершил еще один «скачок вниз», что талант художника неуклонно «падает в бездну». Но зато с каким восторгом встретили эту картину демократические зрители, особенно молодежь!
«Не ждали» – лучшая из работ Репина на темы революционной борьбы. Этой картиной художник еще раз показал, чьи интересы отстаивает его кисть. Он был неизменно на стороне тех, кто вступал в смелое единоборство с самодержавием, и в целой серии проникновенных картин выразил свое горячее сочувствие приниженному трудовому народу и борцам-революционерам, жертвовавшим жизнью во имя освобождения родного народа из-под власти его вековых угнетателей.

Возможно, что, работая над «Не ждали», Репин стремился сделать революционный сюжет картины в какой-то мере скрытым. Картине придан характер семейно-бытовой сцены, однако передовой зритель не мог не увидеть в ней страстного протеста против существующего строя. Политическое звучание темы, ее острота расширяли рамки бытовой семейной сцены до сложной социально-психологической драмы, сделали ее подлинно исторической картиной о революционной борьбе с самодержавием. В этой яркой повести о возвратившемся из ссылки революционере тысячи передовых демократических семейств увидели живое выражение своих переживаний; бытовая жанровая картина прозвучала как боевое революционное произведение.

«Я был прав, и до сих пор остаюсь правым, придавая великое историческое значение трем вашим картинам, – писал Репину Стасов. – Кроме слов «Не ждали», у картины не было никаких пояснений, а все поняли сразу, и одни обрадовались, другие возненавидели. Видно, что-то в самом дело было важное, и сразу всех затронувшее. Точно так и другая картина «Исповедь». Никаких объяснений, и все сразу поняли, как, что, где, когда... Вот это – история, вот это современность, вот это настоящее нынешнее искусство, за которое вас впоследствии особенно высоко поставят»

Русская действительность, ее «поэтическая правда», как писал Илья Репин в письме к Поленову, увлекла этого великого живописца настолько властно, что сегодня по его картинам мы можем изучать российскую историю.

Начало пути

Художник родился в небольшом украинском городе Чугуеве, в 1844 году. Семья жила бедно и трудно. Свой необыкновенный дар Репин проявил в детстве, когда изготовлял игрушечных лошадок из воска, из бумаги. Выставленные на подоконнике, эти творения собирали толпу восхищенных поклонников. Живописью маленький Илья занялся после того, как родственник подарил мальчику на Рождество коробку акварельных красок.

В местной школе военных топографов, где Репин учился с тринадцати лет, он увлеченно рисует портреты своих одноклассников и преподавателей. Через два года школу закрывают, и Илья Репин идет в ученики к чугуевскому иконописцу. Блестящий талант юноши находит признание далеко за пределами города. Тогда возникло у Репина решение ехать в Петербург и поступать в Академию художеств. Скопив деньги, юноша отправляется в путь.

В Петербурге

Осенью 1863 года молодой человек стал учащимся рисовальной школы Общества поощрения художников. В 1864 году, когда Репину исполнилось 20 лет, начинающий живописец оказался в числе вольнослушателей Уникальные способности и трудолюбие помогли ему стать одним из самых успешных учеников Академии, а если учесть, что он вынужден был, кроме учебы, еще и зарабатывать себе на жизнь, мы увидим перед собой необыкновенно стойкого и талантливого человека.

Блестящий дебют

Дипломной работой Репина стала картина на Евангельский сюжет: «Воскрешение дочери Иаира». В центре изображения - тревога и напряжение, сгустившиеся в сумрачной комнате. Работая над полотном, Репин вспоминал трагические события в собственной семье, когда умерла его горячо любимая сестра Устя. Какая скорбь и безысходность царили тогда в доме! На картине Христос подошел к усопшей, взял ее за руку. Ярко горят в ее изголовье свечи, это высветленное пятно становится смысловым центром картины. Во мрак погружены другие обитатели дома, на исходе полная боли и горя ночь. Еще мгновение - и произойдет чудо воскрешения. Величайшим душевным накалом отмечено это полотно молодого художника (см. фото).

«Не ждали» - еще одно полное психологизма и драматичности живописное произведение. Его Репин напишет много позже, через семнадцать лет. Путь к нему лежит через глубокое осмысление действительности, которая необычайно волнует сердце художника и, по его словам, «просится на холст» сама.

Страсть к истине

Чуткое сердце Ильи Ефимовича не могло не откликаться на контрасты, которые принято называть социальными. Во время путешествия по Волге «мастера правды» глубоко поразила дисгармония между видом праздной довольной толпы гуляющих зевак и измученных бурлаков, тянущих по реке огромную баржу. Так родилось сенсационное полотно «Бурлаки на Волге». Мастер делает акцент на выражении лиц этих людей, которые не станут терпеть, в их глазах затаились гнев и бунт.

Не удивительно, что Репин стал одним из ведущих участников Товарищества передвижных художественных выставок, в лоне которого создавалось полотно «Не ждали». Картина Репина несет в себе черты демократизма, которые отстаивали передвижники.

Революционные настроения, бродившие в современном Репину обществе, тревожили и интересовали художника. Ряд его полотен посвящен российскому революционному движению. Картины «По грязной дороге», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» представляют нам образы бунтарей, истово верящих в свою идею, но не нашедших широкого отклика у народа. Таков и холст «Не ждали». Картина Репина, в основе сюжета которой лежит возвращение революционера после долгой ссылки или тюремного заключения домой, считается одной из самых начал писать ее в 1884 году, а закончил четырьмя годами позже. Сначала Репин задумал ссыльного как жертвенного и мужественного человека, но, верный правде, изобразил его без прикрас.

Картина Репина «Не ждали». Описание

На холсте перед нами возникает острая и драматичная сцена из жизни: арестант нерешительно и нервно входит в комнату, где находятся его родные. Автор уделяет главное внимание переживанию, которое испытывает в этот момент каждый персонаж. Пришельца, действительно, не ждали. Картина Репина необычайно выразительно передает в лицах, жестах, душевные движения героев. Действие возникает за дверью, которая распахнулась мгновение назад, и продолжается перед нами. На заднем фоне мы видим испуганное лицо не то прислуги, не то приживалки, в дверях стоит горничная, ее поза и глаза выражают настороженность. Навстречу пришельцу встала с кресла пожилая женщина, наверное, его мать. Мы почти физически ощущаем, как жадно она всматривается в сына, как дрожит ее рука. За столом, пригнувшись к скатерти, испуганными глазами глядит на гостя маленькая девочка - дочь арестанта, которая, возможно, ни разу его не видела. Справа от нее - восторженное лицо сынишки-гимназиста, ему известен отец, может быть, по рассказам матери, или его образ жил в детском воспоминании мальчика. От рояля поворачивается к худому человеку в истоптанных сапогах и потрепанном пальто молодая женщина, супруга. Ее глаза блестят изумлением и радостью. За каждым персонажем читается своя история, а вся эта сцена - начало новой истории, в которой будут свои волнения, печали, ликования. И мы понимаем, что та боязнь и тревога, печать страданий и лишений, которые запечатлелись в лице вернувшегося домой главы семьи - все успокоится и сгладится в ласковых лучах любви близких людей. Как гениально уловил художник эту особенность, когда родные живут мыслью о возвращении дорогого человека, хотя в этот конкретный момент его не ждали! Картина Репина в этом смысле - шедевр психологизма.