Эскориал. Дворец Эскориал в Испании: история строительства

«Восьмое чудо света» или «архитектурный кошмар» находится недалеко от . Если вы еще не догадались, то речь идет об Эскориале - монастыре-дворце короля Филиппа II. Чтобы попасть в этот знаменитый монастырь нужно приехать в городок с созвучным названием Эль-Эскориал. Давайте вместе подробнее познакомимся с этим величественным и очень интересным местом.

Достопримечательности Эскориала

Многие туристы едут в Мадрид лишь для того, чтобы посетить этот великолепный дворец, в котором собралось огромное количество исторических ценностей.

  1. Гробницы. В мавзолее Эскориала можно увидеть останки очень известных исторических личностей. К ним относятся: все короли Испании, начиная с самого КарлаV (исключение составляет лишь Филипп V), королевы – матери наследников, а также принцы и принцессы XIXвека, чьи дети не смогли унаследовать трон. В мавзолее Эскориала можно найти даже захоронение Дона Хуана Бурбона, отца короля Испании Хуана КарлосаI.
  2. Главный собор монастыря. Эти залы стоит посетить хотя бы ради того, чтобы увидеть искусно расписанный потолок и мастерски нанесенные фрески. В соборе имеется 43 алтаря, для украшения которых, приложили руку многие испанские и итальянские мастера. Такие шедевры искусства, как находящиеся возле этих алтарей нельзя увидеть больше нигде! Рассказывая о соборе, очень хочется добавить слова Теофиля Готье, который сказал: «В соборе Эскориала чувствуешь себя таким ошеломлённым, таким сокрушённым, таким подверженным меланхолии и подавленным несгибаемой силой, что молитва кажется полностью бесполезной ».
  3. Библиотека. Содержание местной библиотеке позволяет сравнивать е с Ватиканом. Больше нигде на земле нет таких мест, где собралось бы такое огромное количество книжных редкостей. Тут хранятся рукописи Св. Августина, Альфонса Мудрого, Св. Терезы, а также множество арабских рукописей и работ по картографии, датируемых еще Средневековьем. Кстати, для того, чтобы сохранить украшения на переплетах, в этой библиотеке многие из книг стоят корешками внутрь. А Папа Григорий XIII дал распоряжение о том, чтобы каждого, кто осмелится украсть книгу из этой библиотеки, отлучали от церкви. Кроме находящихся тут книг, также стоит взглянуть и на оформление помещение, а конкретнее, на потолок. Росписью этого потолка занимался Тибальди и его дочь. Они сделали потолок, который символизировал бы семь наук: диалектику, риторику, грамматику, астрономию, арифметику, музыку и геометрию. А для теологии и философии были полностью посвящены торцевые стены библиотеки.
  4. «Вышка Филиппа». Когда то именно с этого места король наблюдал за строительством Эскориала. Подняться туда стоит и туристам, ведь именно отсюда заметно, что дворец выполнен в форме решетки, на которой был сожжен Св. мученик Лаврентий, считающийся покровителем всего Эскориала.
  5. Музей. Не обошлось без него и во дворце Эскориала. Тут их расположено сразу два. В одном из них можно вплотную познакомиться с историей строительства Эскориала. Увидеть наброски, рисунки, чертежи и графики. А вот второй музей полностью отдан под работы великих и известных мастеров XV-XVII веков. Среди полотен можно встретить работы Босха, Тициана, Веронезе и многих других уникальных личностей.

Режим работы Эскориала

Чтобы попасть в это интересное место и не приехать впустую, хотим сообщить вам часы работы Эскориала. Он открыт для посетителей с 10 утра, до 5 часов вечера, 6 дней в неделю, за исключением понедельника. Вход стоит около 5 евро. Рассчитывая время для поездки, учтите размеры данного места, и настройте себя на то, что на эту экскурсию вы потратите не меньше 3 часов.

Недалеко от Мадрида находится один из известнейших монастырско-дворцовый комплекс Эскориал. Про него часто можно услышать определения «мрачный, серый, угрюмый», и не просто так.

Эскориал был построен во время правления короля Филиппа II. Громадный комплекс из серых гранитных плит включает в себя королевский дворец, пантеон, монастырь, дома известных личностей, базилику и одну из лучших библиотек того времени и эпохи Возрождения в целом. Масштаб Эскориала поражает, потому что до него Испания не знала столь масштабных строек. Внешне комплекс Эскориала чем-то похож на тюрьму, но история у него совсем другая.

Эскориал начали строить по приказу короля в 1563 году и закончили в 1584. Филипп II сам выбрал место для монастыря, 1028 метров над уровнем моря, и лично следил за ходом реализации проекта. Комплекс должен был стать резиденцией испанских монархов и пантеоном испанских королей, прах которых Филипп приказал перевести из разных уголков Испании. Кстати, идея пантеона принадлежала отцу Филиппа – Карлу V. Задача Эскориала была показать силу Испании и ее династии, поэтому строительство активно развернулось. Из истории известно, что испанцы в битве против французов нечаянно разрушили монастырь Св. Лаврентия, которого Филипп очень почитал. Этот святой принял смерть весьма изощрённым способом – был живьем зажарен на решетке, поэтому Эскориал, если смотреть сверху, напоминает решетку.

Архитектором проекта был ученик Микилианджело Хуан Баутиста де Толедо, задача которого была сделать проект, всячески показывающий европейское настоящее Испании. Для отделки комплекса привозилось все самое лучшее со всей страны, включая уникальные картины того времени (которые, кстати, и сейчас выставлены в залах дворца).

На территории Эскориала довольно много достопримечательностей, поэтому на посещение надо отвести не менее половины дня.

Как добраться до Эскориала самостоятельно

До Эскориала из Мадрида можно добраться двумя способами: на автобусе или на поезде.

На поезде в Эскориал

Поезда в Эскориал отправляются с Центрального вокзала Мадрида – Atocha.

Сайт железных дорог Испании: http://www.renfe.es/

В форме на главной странице вводите название станций и дату.

Madrid Atocha Cercanias – Центральный вокзал Мадрида. Вокзал Мадрида знаменит шикарной оранжерей с черепашками, однако происхождение этого зеленого оазиса на территории вокзала совсем не радужное. Не так давно в Мадриде был совершен теракт на вокзале Аточа, погибло много людей. В связи с этим была организована оранжерея и усилены меры безопасности. На входе работает контроль наподобие аэропорта, поэтому закладывайте время на его прохождения, приезжать за 10 мин до поезда не стоит.

Станция в Эскориале называется El Escorial.

От вокзала до Эскориала надо будет пройти минут 15 пешком в гору, а лучше сесть на местный автобус и доехать до дворца.

На автобусе в Эскориал

Автобусы №661 и 664 в Эскориал отправляются с мадридского вокзала Монклоа (Moncloa), в пути около часа. В Мадриде Moncloa находится на конечной станции желтой линии (№3), пересекающейся с серой линией, севернее от центра города.

От автобусной станции в Эскориале до дворца надо будет пройти всего 200 метров.

С точки зрения близости к дворцу, из Мадрида в Эскориал все же удобнее добираться на автобусе.

Адрес Эскориала : Calle don Juan de Borb?n y Battemberg s/n 28200 San Lorenzo de El Escorial, Madrid (Madrid).

Официальный сайт
Часы работы: с Октября по Март с 10-00 до 18-00, с Апреля по Сентябрь с 10-00 до 20-00. Выходной в понедельник.

Стоимость посещения Эскориала: 10 евро взрослые, 5 евро дети, буклет 7 евро, аудиогид 4 евро, брошюра 1 евро. Есть билеты на определенное количество часов и дней, думаю, для однодневного посещения это не актуально.

Музеи и другие достопримечательности Эскориала

На территории дворцового комплекса находится достаточно много интересных объектов, на осмотр которых вам потребуется не мене половины дня. Расскажу кратко о каждом из них.

Музеи Эскориала

Музей архитектуры расположен в подвале, под Апартаментами Бурбонов. Музейная экспозиция посвящена строительству Эскориала, вы увидите макеты, чертежи, схемы. А второй музей в девяти залах хранит полотна знаменитых художников (Босх, Ван Дейк, Тициан, Эль Греко и другие) из личной коллекции королевской семьи.

Монастырь и Собор Эскориала

Зайти следует обязательно, потому что убранство Собора, действительно, поражает. Базилика имеет форму греческого креста и содержит 45 алтарей.

Библиотека Эскориала

Определенно, библиотека является очень интересным музеем, потому что ее масштаб уступает лишь библиотеке Ватикана. Примечательно, что книги в библиотеке стоят корешками внутрь, потому что считается, что так книги лучше сохраняются.

Пантеон королей Испании

В мавзолее хранится прах всех королей Испании (начиная с Карла V, кроме Филиппа V и Фердинанда VI). Отдельно выделены склепы королей и королев, которые родили наследников испанского престола. Внебрачные дети, принцы и женщины, не родившие мальчика, находятся на другой стороне пантеона.

Дворец Филиппа II (Palacio de Felipe II)

Дворец Филиппа II включает в себя палаты, используемого королем во время пребывания в Эль Эскориал. Можно посмотреть спальню, где Филипп II умер в 1598 году, и другие личные предметы.

Дворец Бурбонов

В 18 веке, во времена царствования Карлоса III, все части здания был перестроены для размещения королевских апартаментов Бурбонов. Здесь выставлена прекрасная коллекция гобеленов, сделанных на Королевской фабрике Санта-Барбара, сотканных из карикатур Гойи.

Вконтакте

Монастырь Эскориал - монастырь, дворец и резиденция короля Испании Филиппа II.

Расположен в часе езды от Мадрида у подножия гор Сьерра-де-Гвадаррама.

Строительство

История Эскориала начинается 10 августа 1557 г., когда армии Филиппа II разбили французов в битве у Сент-Кантена во Фландрии. Это произошло в день св. Лоренсо (San Lorenzo), и Филипп II решил воздвигнуть монастырь в честь этого святого.

Новый дворцовый комплекс должен был олицетворять силу испанской монархии и испанского оружия, напоминая о победе испанцев при Сан-Кантене. Постепенно планы разрастались, равно как и значимость сооружения.

В нём было решено воплотить завет Карла V - создание династического пантеона, а также, объединив монастырь с королевским дворцом, в камне выразить политическую доктрину испанского абсолютизма. Король послал двух архитекторов, двух учёных и двух каменотёсов подыскать место для нового монастыря так, чтобы оно было не слишком жарким, не слишком холодным и не слишком далёко от новой столицы.

После целого года поисков они оказались там, где сейчас находится Эскориал.

Кроме своего пристрастия к св. Лоренсо Филипп II отличался погружённостью в себя, меланхоличностью, глубокой религиозностью и слабым здоровьем. Он искал место, где мог бы отдохнуть от забот короля самой могущественной империи мира.

Он хотел жить в окружении монахов, а не придворных; кроме королевской резиденции Эскориал должен был стать в первую очередь монастырём ордена св. Иеронима. Филипп II говорил, что он хотел «построить дворец для Бога и лачугу для короля».

Филипп не разрешал никому составлять свою биографию при жизни: в сущности, он написал её сам, и написал в камне. Победы и поражения империи, последовательность смертей и трагедий, одержимость короля учением, искусством, молитвами и управлением государством - всё это нашло отражение в Эскориале.

Центральное положение огромного собора символизирует веру короля в то, что во всех политических действиях нужно руководствоваться религиозными соображениями.

Первый камень был заложен в 1563 г. Строительство продолжалось 21 год. Главным архитектором проекта сначала был Хуан Баутиста де Толедо, ученик Микеланджело, а после его смерти в 1569 г. завершение работ поручили Хуану де Эррере, которому принадлежат идеи окончательной отделки.

Комплекс представлял собой почти квадратное в плане сооружение, в центре которого располагалась церковь, к югу - помещения монастыря, к северу - дворец; для каждой из частей предусматривался свой внутренний двор.

Филипп следил за всеми этапами проектирования и строительства. Большое значение с концептуальной точки зрения имел выбор архитектурного стиля. Филиппу II нужно было подчеркнуть разрыв со средневековым прошлым и европейское значение своей державы. Этому требованию в наибольшей степени соответствовал стиль архаизированной ренессансной архитектуры.

Для внутреннего убранства использовались лучшие материалы и были собраны лучшие мастера полуострова и других стран.

Деревянная резьба была выполнена в Куэнке и Авиле, мрамор привезён из Арасены, скульптурные работы были заказаны в Милане, бронзовые и серебряные изделия изготовлялись в Толедо, Сарагосе, Фландрии. 13 декабря 1584 г. был уложен последний камень в здание комплекса. После этого за работу взялись художники и декораторы, среди которых были итальянцы П. Тибальдини, Л. Камбьязо, Ф. Кастелло и др.

И после окончания строительства Филипп II не оставлял своими заботами Эскориал. Здесь он собрал большое количество работ испанских и европейских живописцев, сюда свозились ценные книги и рукописи. Уже после смерти Филиппа II коллекции продолжали пополняться его наследниками, и теперь Эскориал хранит работы Тициана, Эль Греко, Сурбарана, Риберы, Тинторетто, Коэльо.

Покои короля, в противоположность роскоши больших военных залов и мрачной пышности пантеона, были отделаны крайне просто. Кирпичные полы, гладкие белёные стены - это было выдержано более в традиционном духе испанских жилищ и, кроме того, отвечало сотворённому образу Филиппа-монарха.

Архитектура

Эскориал блестяще воплотил заложенные в нём идеи. Воздвигнутый из светлого песчаника в ясных и строгих формах, он высится на фоне горной зелени так же спокойно и уверенно, как смотрит на нас Филипп II с портрета Коэльо.

Удивительно соответствие формы каждого из сооружений своему назначению: простота королевских покоев, светлый и высокий интерьер церкви, лёгкий строй аркад в библиотеке, мрачное великолепие усыпальницы.

Внутренние дворы с зеленью как бы разрежают камень и впускают горный свет в покои. Недаром Филипп II так любил своё детище. Сюда он приказал перевезти его при приближении смерти.

Эскориал стал образцом дворцовых комплексов, которому подражали или от которого отталкивались последующие испанские короли.

Эскориал представляет собой прямоугольник 208 × 162 м. В нём 15 галерей, 16 патио (внутренних двориков), 13 часовен, 300 келий, 86 лестниц, 9 башен, 9 органов, 2673 окна, 1200 дверей и коллекция из более чем 1600 картин.

Некоторые считают, что здание по форме напоминает перевёрнутую жаровню в память о св. Лоренсо, которого зажарили живым.

Северную и западную стены монастыря окружает большая площадь, называемая лонха (исп. lonja), а с южной и восточной стороны расположены сады, откуда открывается великолепный вид на монастырские поля, плодовые сады и окрестности Мадрида за ними.

Этим видом любуется и статуя короля Филиппа II в саду Фрайлес (исп. Jardin de los Frailes), где монахи отдыхали после своих трудов. Справа от сада находится галерея для выздоравливающих.

Музеи

В Эскориале находятся два больших Новых музея. В одном из них представлена история строительства Эскориала в рисунках, планах, строительных инструментах и масштабных моделях.

Во втором, в девяти комнатах, хранятся полотна XV-XVII вв. начиная от Босха до Веронезе, Тинторетто и Ван Дейка, а также художников испанской школы.

Габсбургов поэтому считают величайшими покровителями искусств своего времени. Особенно полно представлены художники фламандской школы и Тициан, придворный художник Карла V.

Пантеон

Одна из целей строительства Филиппом II Эскориала - создание мавзолея для его отца, императора Карла V, чьи останки были перенесены сюда в 1586 г.

Однако великолепный пантеон в бронзе, мраморе и яшме был сооружён в крипте церкви только при Филиппе III в 1617 году.

Здесь покоится прах всех королей Испании, начиная с Карла V, кроме Филиппа V, который терпеть не мог мрачности Эскориала и просил похоронить его в Сеговии, и Фердинанда VI, чья могила находится в Мадриде.

Королевы, которые дали жизнь наследникам мужского пола, также захоронены здесь. Напротив находится возведённый в XIX веке Пантеон принцев, где хоронят принцев, принцесс и королев, чьи дети не унаследовали трона.

Две гробницы в Эскориале пустуют. Последним здесь был погребён единственный не король, удостоенный такой чести, - Дон Хуан Бурбон.

Его сын и нынешний король Хуан Карлос I, да и весь народ Испании чувствовали, что он заслужил подобный знак признания своей поддержкой демократии при Франко и отказом от трона в пользу сына ради мирной передачи власти.

Собор

В то время, как некоторые прославленные посетители восторженно отзывались о великолепии Эскориала, других грандиозность собора скорее подавляла.

Французский писатель и интеллектуал Теофиль Готье писал:

«В соборе Эскориала чувствуешь себя таким ошеломлённым, таким сокрушённым, таким подверженным меланхолии и подавленным несгибаемой силой, что молитва кажется полностью бесполезной».

Фрески на потолке и вдоль 43 алтарей написаны испанскими и итальянскими мастерами. Главное ретабло (заалтарный образ) спроектировал сам архитектор Эскориала Хуан де Эррера; между яшмовыми и мраморными колоннами размещены картины сцен из жизни Христа, Девы Марии и святых.

На другой стороне находятся королевские места и скульптуры Карла V, Филиппа II и их семейств за молитвой.

Библиотека

Библиотека Эскориала уступает только ватиканской и хранит рукописи св. Августина, Альфонсо Мудрого и св. Терезы.

Здесь находится крупнейшее в мире собрание арабских манускриптов, иллюстрированных сборников гимнов и работ по естественной истории и картографии начиная со средневековья.

Это единственная библиотека в мире, где книги ставятся корешками внутрь, чтобы лучше сохранялись древние украшения переплётов.

Папа Григорий XIII провозгласил, что каждый укравший книгу отсюда будет отлучён от церкви. Сейчас большинство из выставленных книг - копии оригиналов.

Роспись потолка, сделанная Тибальди и его дочерью. символизирует семь наук: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Двум главным наукам, теологии и философии, посвящены торцевые стены.

Во время царствования Бурбонов часть жилых помещений была перестроена и вблизи монастыря возведены два небольших дворца, используемых как охотничьи и домики для гостей.

В библиотеке Эскориала служил известный испанский арабист Конде.

Видео. Эскориал

Эскориал

Фотогалерея




Полезная информация

Эскориал
Монастырь Сан Лоренсо дель Эскориал
исп. El Escorial, Monasterio de El Escorial

Стоимость посещения

€8 + €3 аудиогид, без которого не пустят в пантеон.

Часы работы

  • окт–март
  • вт-вс: 10.00-17.00
  • апр–сент
  • вт-вс: 10.00-18.00
  • Закрыт по понедельникам

Цитаты

По замыслу Филиппа II Эскориал строился как «дворец для Бога и келья для короля».

В соборе Эскориала чувствуешь себя таким ошеломлённым, таким сокрушённым, таким подверженным меланхолии и подавленным несгибаемой силой, что молитва кажется полностью бесполезной.

— Теофиль Готье

Как добраться

Из Мадрида до Эскориала ходят как автобусы, так и электрички. Время в пути — не больше часа.

На автобусе добираться удобнее, так как автовокзал находится практически в самом центре города, в то время как от железнодорожной станции придется идти 15 мин. пешком, либо ждать автобус (остановка буквально в 20 м от станции).

Электричка

Расписание на renfe.es , линия C-8 от вокзала Atocha. Остановка так и называется - El Escorial и по указателю Monasterio идете наверх, прямо 100 м и через парк, туда ведет специальная дорожка. Всего ходьбы минут 10. Цена €6,40.

Автобус

Расписание на ctm-madrid.es , автовокзал Madrid Intercambiador, над станцией метро Moncloa, автобус 661 или 664, время в пути около часа, цена 3,20 евро на человека. В будни автобусы отходят каждые 10-15 минут, в выходные каждые полчаса. До дворца около 200 м.

Эль-Эскориал

Рядом с ансамблем монастыря Эскориал возник город Эль-Эскориал (англ. El Escorial).

Численность населения по данным на 2003 год составляет около 13 тыс. человек.

В 50 км от Мадрида, среди покрытых густым лесом холмов, возвышается громадный прямоугольник монастыря Св. Лаврентия – Сан-Лоренсо. Это и есть знаменитый Эскориал , самый известный исторический памятник Испании, созданный по воле короля Филиппа II. Среди других известных архитектурных шедевров Испании удивительный в Гранаде, величественный и неприступный в Сеговии, грозный замок в Мурсии, изысканный замок в провинции Бискайя.

Эскориал, архитектурное чудо Испании

За мостом через реку Гвадарраму начинается подъем – гористые откосы, каменистая почва, нагромождения бурых скал, кустарник, редкие сосны. Встречаются небольшие, с красными черепичными крышами селения. Склоны покрывают прекрасные дубовые рощи.

Со второго подъема виден Эскориал. Он расположен у подножия грандиозного амфитеатра гранитных серо-стальных скал. Безупречно правильный прямоугольник ансамбля, увенчанный куполом, издалека кажется совсем небольшим. Его суровый, мрачный вид подчеркивается серым гранитом стен монастыря, четкостью архитектурных форм, отсутствием каких-либо скульптур или других украшений.

Иное впечатление возникает, если смотреть на Эскориал с севера, от склонов Сьерры-де-Гвадаррамы, – словно целый город встает в огромной, залитой солнцем серебристой долине Мансанареса. Безбрежные широкие просторы, массивы диких сиреневых гор, чистый свежий воздух и удивительный ясный свет под горным небом – все создает ощущение раскинувшегося вокруг вольного мира. Нужно было найти совершенно особые формы образной выразительности, чтобы сооруженный здесь архитектурный комплекс не оказался поглощенным величием и беспредельностью этого прекрасного мира.

Едва строительство Эскориала было завершено, как испанцы не замедлили провозгласить этот архитектурный памятник восьмым чудом света. Написанная в 1609 г. Лопе де Вегой комедия так и называлась «Восьмое чудо» и иносказательно воспевала чудесный храм, воздвигнутый «королем Бенгалии» у подножия высокой горы, чье имя Гвадаррама.

Известности Эскориала во многих странах мира немало способствовали гравюры 1587 г. Педро Перета по рисункам архитектора Хуана де Эрреры. Основу литературы о знаменитом королевском ансамбле заложили историки, хронисты, путешественники разных национальностей. Но Эскориал имел и собственных эрудированных историографов в лице монахов иеронимитского ордена, для которого предназначался монастырь Сан-Лоренсо. Среди них прежде всего должен быть назван фра Хосе Сигуэнса, ученый, писатель, музыкант, первый хранитель эскориальской библиотеки, автор «Истории ордена Св. Иеронима» (1600–1605) – одного из основных источников по истории Эскориала.

Эскориал, история строительства

Создание ансамбля обычно приписывают ряду случайно совпавших обстоятельств. 10 августа 1557 г., в день праздника Св. Лаврентия (Сан-Лоренсо), объединенная англо-испанская армия одержала победу над французскими войсками в битве при Сен-Кантене. Филипп II, с нетерпением ожидавший исхода сражения, при радостном известии о победе дал обет воздвигнуть храм во имя св. Лаврентия. Мученик Лаврентий был особенно близок испанскому сердцу поскольку он был родом из Арагона. По преданию, план Эскориала имеет форму решетки, на которой святой был сожжен заживо в 261 г. по приказу римского императора Валериана.

Кроме своего пристрастия к св. Лоренсо Филипп II отличался погружённостью в себя, меланхоличностью, глубокой религиозностью и слабым здоровьем. Он искал место, где мог бы отдохнуть от забот короля самой могущественной империи мира.

Король хотел жить в окружении монахов, а не придворных; кроме королевской резиденции Эскориал должен был стать в первую очередь монастырём ордена св. Иеронима. Филипп II говорил, что он хотел «построить дворец для Бога и лачугу для короля».

Будущее сооружение должно было совмещать монастырь, личную резиденцию короля и во исполнение завещания покойного отца Карла V – усыпальницу испанских монархов. Местоположение Эскориала было выбрано после долгих и тщательных обследований долины реки Мансанарес специальной комиссией. Испанский хронист Хосе Сигуэнса писал: «Король искал пейзаж, способствовавший возвышению его души, благоприятствующий его религиозным размышлениям».

Селение Эль-Эскориал близ опустевших железных рудников (от испанского escoria – «шлак», откуда пошло и само название ансамбля) привлекло удачным местоположением, здоровым климатом, обилием горных источников и наличием великолепного строительного материала – светло-серого гранита.

Сооружение ансамбля, начатое в 1563 г., велось под личным наблюдением Филиппа II. Во главе всех работ стоял талантливый и опытный руководитель – монах ордена иеронимитов фра Антонио де Вильякастин. На строительство были ассигнованы колоссальные средства. В создании Эскориала участвовала не только вся Испания, различные области которой поставляли мрамор, сосновый лес, кованые решетки, церковную утварь, кресты, светильники, лампы, вышивки и ткани, но и другие страны Европы, а также американские колонии, откуда везли золото и ценные породы дерева.

Строительство Эскориала Филипп II поручил Хуану Баутисте де Толедо, своему главному архитектору, которого он еще в 1559 г. вывез из Италии, где тот учился и долго работал в Неаполе и Генуе.

Постепенно имя Хуана де Толедо отошло на второй план и поблекло в тени Хуана де Эрреры (ок. 1530–1597), его молодого талантливого помощника, который возглавил строительство в 1567 г. и стал общепризнанным создателем Эскориала.

Для украшения Эскориала король привлек лучших иностранных мастеров. Здесь работали итальянцы Пеллегрино Тибальди, Федерико Цуккаро, Лука Камбиазо, Ромуло Чинчинато, Никколо Гранелло, Фабрицио Кастелло, Бартоломее Кардуччо и др. Уже значительно позже, в конце XVII столетия, в царствование Карла II, росписи свода главного нефа собора Сан-Лоренсо, а также свода и фриза парадной внутренней лестницы создал мастер итальянского барокко Лука Джордано. Вообще подавляющая часть художественных сокровищ Эскориала, как и музеев Мадрида, – произведения итальянских мастеров.

Другая черта, производящая не меньшее впечатление в Эскориале, – это контраст между теснотой и бедностью личного жилища Филиппа II и громадными размерами дворцовых покоев, предназначавшихся для приемов и богослужений. В этих покоях более одиннадцати тысяч окон, а в узкую комнату, некогда принадлежавшую властителю полумира, едва проникает слабый луч света через маленькую дверь. Книги великолепной дворцовой библиотеки очень любопытно расставлены на полках: золотыми обрезами наружу, а корешками внутрь, словно властители Эскориала желали предупредить публику, что ей не следует знать заглавий трудов, которые читает король.

Как рассказывают, перед смертью Филипп II пожелал проститься с Эскориалом. Долго, на протяжении шести суток, умиравшего короля медленно несли на носилках из Мадрида. Его туманившийся взор еще успел в последний раз увидеть любимое детище. Спустя несколько часов король скончался… Начиная с Филиппа II Эскориал стал местом захоронения королей Испании.

Позже правители вносили изменения в Эскориал, но, несмотря на это, он и по сей день сохраняет свое художественное единство. В XVII веке Филипп IV завершил строительство Королевского Пантеона, в котором находились останки испанских королей.

Королевский Пантеон Эскориала

Одна из целей строительства Филиппом II Эскориала - создание мавзолея для его отца, императора Карла V, чьи останки были перенесены сюда в 1586 г. Здесь покоится прах всех королей Испании, начиная с Карла V, кроме Филиппа V, который терпеть не мог мрачности Эскориала и просил похоронить его в Сеговии, и Фердинанда VI, чья могила находится в Мадриде.

И короли, и королевы, которые дали жизнь наследникам мужского пола, захоронены здесь в каменных ящиках на полках этажерок, предварительно отлежавшись в течение 50 лет в потайных комнатах «пудридерос», и перемещавшиеся в Пантеон уже в виде праха.

Напротив находится соединенный подземным коридором возведённый в XIX веке Пантеон инфантов, где хоронят принцев, принцесс и королев, чьи дети не унаследовали трона. Саркофаг для королевских детей (El Panteon de Infantes), умерших в младенчестве называется из-за своей пышной формы «Ла-тарта» (торт). Сооружен по просьбе королевы Изабеллы II в 1888 году мастером Хосе Сегундо де Лема.

Своеобразный дизайн этого неоднозначного сооружения позволяет людям, наделенным развитым воображением, легко представить себе этот «торт» нарезанным на дольки и с начинкой в виде малолетнего дофина в каждой порции.

Две гробницы в Эскориале пустуют. Последним здесь был погребён единственный не король, удостоенный такой чести, - Дон Хуан Бурбон. Его сын и нынешний король Хуан Карлос I, да и весь народ Испании чувствовали, что он заслужил подобный знак признания своей поддержкой демократии при Франко и отказом от трона в пользу сына ради мирной передачи власти.

Также помимо королевской усыпальницы в Эскориале есть множество помещений для королевских родственников, но надгробия в основном однообразны: одинаковые или почти одинаковые саркофаги, гербы и надписи.

Особой красотой здесь выделяется мраморная гробница Хуана Австрийского - победителя турков в исторической битве при Лепанто в 1571 году. Он - незаконнорожденный сын императора Карла V. Его все знают под именем Дон Жуана, того самого, кто разбивал сердца легкомысленным дамам своего времени. Наверное, поэтому на его пальцах 14 (!) обручальных колец. Рыцарь из каррарского мрамора покоится во сне, сжимая в руках меч. В ногах у него лежат перчатки доспехов, в знак того, что он не погиб в битве, а умер от болезни.

За последующие несколько сотен лет Эскориал потерял часть своих коллекций из-за пожаров и грабежей, но и сегодня он остается наиболее полным и впечатляющим памятником позднего Возрождения в Испании. Сейчас Эскориал включен в и является одной из самых посещаемых .

Дворец-монастырь Эскориал, расположенный в городке Сан-Лоренцо под Мадридом, вполне заслуженно признан одним из самых мистических мест Испании. Кто-то называет это здание – «восьмым чудом света», кто-то – «архитектурным уродством», но равнодушным к Эскориалу – месту упокоения испанских королей – не остается никто. Здание комплекса всегда воспринималось людьми противоречиво, само место его постройки навевает какой-то мистический восторг, а порой ужас. С Эскориалом связано много легенд, о которых вы узнаете в нашем повествовании.

Легенды о строительстве Эскориала

Гиды рассказывают, что строительство дворца было посвящено Святому Лоренсо или Святому Лаврентию в русской интерпретации, форма здания символизирует жаровню, на которой этот святой был зажарен живьем. Есть еще местная легенда о причине появления Эскориала. Она гласит, что появился монастырь, как ни странно, из-за... Люцифера. Этот мятежный ангел во времена, когда его еще не изгнали с небес, любил путешествовать по грешной земле, где решил создать семь Врат Ада. Место расположения одних ворот, как раз пришлось на горную местность Сьерра-де-Гуадаррама. После этого многие столетия это мистическое место считалось проклятым, но однажды сюда случайно заехал король. А так как это был человек очень благочестивый, он сразу ощутил, что тут творится неладное. Он созвал известнейших архитекторов и даже алхимиков, приказав освятить это место и очистить его возведением тут монастыря Эскориала, огромные ворота которого должны были удерживать дьявола от проникновения на землю. Кстати, через несколько лет после строительства здания, поднялась сильная буря, молния ударила в монастырь и его часть загорелась, а старики рассказывали, что в бушующем пламени можно было разглядеть беснующуюся фигуру дьявола, метавшего молнии в монастырские ворота. Сторожа помещений дворца рассказывали, что порой, в подвалах слышится адский вой, будоражащий душу! Местные жители рассказывают, что до сих пор, его можно услышать, особенно в ненастную погоду.

История Эскориала

Итак, вернемся на землю. Начало строительства Эскориала относится к временам правления испанского короля Филиппа II. В 1557 году, его войска, наголову разбили французов в битве при Сент-Кантене, что во Фландрии, но в пылу сражения они разрушили монастырь святого Лаврентия, которого почитали, ибо тот по рождению был испанец, а еще более, он был почитаем за стойкость при его жестокой, мученической кончине – его зажарили живьем. И вот, король Филипп, чтобы искупить вину, задумал построить в храм, да такой, который еще никогда не возводили. Эскориал должен был стать олицетворением орудия, избранного Богом для мученичества святого Лоренсо – решетку. Эскориал должен был представлять собой - массивный четырехугольник, в форме перевернутой решетки, где четыре угловые башни будут символизировать четыре ножки, а выдающийся немного вперед Дворец инфантов – ручку. Место для возведения Эскориала было выбрано на северо-западном направлении от , всего в сорока пяти километрах от него. Задумывался этот комплекс, в столь мистическом месте, как некрополь для упокоения испанских монархов, объединенный в одно целое с Королевским дворцом и монастырем. Возводить Эскориал в 1563 году начал Хуан Баптист де Толедо, правда в процессе строительства он умер и его дело продолжил Хуану де Эрреро.

Нужно отметить, что король от рождения был довольно меланхоличен, постоянно погружен в себя и очень религиозен, а еще очень слаб здоровьем. Вот почему он хотел найти для себя такое место, где смог бы отдохнуть от проблем и забот, а также жить не в окружении льстивых придворных, а монахов. Он говорил, что Эскориал должен стать не столько королевской резиденцией, а скорее монастырем ордена Святого Иеронима. При посещении этого мистического места Испании – Эскориала, невольно убеждаешься, что королевские замыслы реально воплотились в жизнь, все получилось именно так, как он и говорил: «Эскориал – это Дворец для Бога и маленькая лачуга для короля Испании». Дворцовый комплекс – это настоящая биография короля Филиппа в камне, тут все: его победы и поражения, трагедии и смерти, сильная одержимость искусством, ученость и молитвы, авторитарное управление Испанией - все отразилось в Эскориале. Его мощь и холодность снаружи, великолепие внутри и подчеркнутая скромность убранства личных королевских покоев короля, расположенных на третьем этаже. В спальне есть окошечко, выходящее прямо в помещение церкви, чтобы король, в преклонном возрасте, страдающий подагрой, мог присутствовать на службе, не покидая помещения своей опочивальни. Покои короля – стали его местом для раздумий и укрепления дух для праведной борьбы. Единственное украшение королевской спальни – это полотно «Сад радостей земных», кисти Босха, более никаких украшений тут нет. Королевский кабинет – скорее келья монаха, даже его трон являлся походным стулом его отца, сопровождавшего Карла V в военных походах.

Главный фасад Эскориала выходит на внутренний дворик прямоугольной формы – «Дворик королей», получивший такое название благодаря размещению на верхнем ярусе постаментов с шестью гигантскими статуями ветхозаветных царей, поддержкой которых хотел заручиться Филипп II, неустанно воюющий с ересью. Он говорил, что достойно продолжает славное дело царей Израиля древности: мудрого царя Соломона, храброго царя Саула и других царей. Размер внешних стен Эскориала - 161x206 метров. Он поистине огромен и производит колоссальное впечатление. Внутреннего убранство Эскориала – это самые лучшие материалы, которые свозились сюда из разных концов земли: резьбу по дереву выполняли в Авиле, Куэнке; скульптуры делали в , мрамор брали в Арасене, бронзовые и серебряные изделия делали мастера , Фландрии, оформление внутреннего убранства взяли на себя известные декораторы и художники, в том числе Л.Камбьязо, П.Тибальдини, Ф.Кастелло.

Усыпальница Эскориала

Усыпальница Эскориала – это, наверное, самая таинственная и немного жутковатая часть дворцового комплекса и место последнего упокоения испанских монархов. Долго эта часть помещения не могла быть доведена до конца, достроить фамильный склеп мешали подземные воды. Пришлось заняться осушением фундамента, для завершения гробницы.

Пантеон королей

В Пантеоне испанских королей нашли упокоение останки почти всех оных, начиная с Карла Пятого. Пантеон имеет шестиугольную форму с четырехярусными захоронениями – двадцатью шестью золочеными мраморно-яшмовыми саркофагами. Местонахождение гробницы – прямо под алтарем базилики. Не погребен тут король Филипп V, захороненный в испанской Сеговии, Фердинанд VI, похороненный в Мадриде, Амадео Савойский, похороненный в Турине. Последний погребенный здесь король был Альфонсо XIII. С королями расположены саркофаги жен, которые стали матерями королей. Те жены, которые не смогли родить королей, были похоронены в Пантеоне для инфантов. Есть и исключения: - королева Изабелла II, похороненная с супругом Франциском Бурбонским - принцем-консортом, который стал отцом короля; - королева Изабелла де Бурбон, она не стала матерью короля, но похоронена тут, так как ее сын, наследник престола, умер намного позже ее.

В Пантеоне похоронен вместе с женой - доньей Марией, и дед нынешнего короля Испании Филиппа - дон Хуан де Бурбон. Но искать его усыпальницу не стоит, пока рано… Вы спросите –как так, ведь король умер, почему нет его саркофага? И тут надо рассказать еще одну особенность захоронения испанских королей. Дело в том, что прежде, чем королевские останки опустят в постоянную усыпальницу, в течение пятидесяти лет, они должны пролежать в смежной с Пантеоном комнате – «pudridero» - «комнате разложения», где в специальных свинцовых урнах, должны полностью разложиться, только тогда их помещают в парадные гробницы. Традиция, заложенная в средневековье, жива и по сей день, а следят за процессом разложения тел, специально обученные монахи. В Эскориале есть две «комнаты разложения»: одна для королей, вторая – для принцев. Немного жутковато находиться в этом месте, после подробных рассказов гида. Но, вернемся к королям. Вы скажете, что дон Хуан и его супруга не должны были быть помещены в Пантеон, так как фактически ими не были – вследствие испанской революции, возникновения Второй республики, изгнания Альфонсо XIII из страны. Но, отец действующего короля – Хуан Карлос Первый, который также отрекся от престола в пользу сына, принял решение, что в данном случае можно пойти и против традиций, похоронив отца среди королей, а весь испанский народ его горячо поддержал. В «комнате разложения», до сейчас стоит еще и третья урна с прахом Виктории Евгении фон Баттенберг - матери дона Хуана, прабабушки нынешнего короля, приходившейся женой изгнанному королю Альфонсо XIII. И хоть она и не стала матерью, официального короля, но дона Хуана признали королем, значит и ее похоронят в Пантеоне королей. Вот для них-то и предназначены три остающиеся пока пустыми гробницы в Королевском Пантеоне. Где будут члены королевской семьи сейчас здравствующие, пока открыт.

Пантеон инфантов

Пантеон инфантов – является местом погребения детей королей, не ставших королями и жен, чьи дети не смогли стать королями. Усыпальниц в этом пантеоне очень много, намного больше чем в королевском. Ну, это вполне очевидно, ведь королев у короля могло быть много, в то время жены часто умирали при родах и от прочих болезней, а вот матерью короля могла стать только одна, да и проблема детской смертности в те времена стояла очень остро. Вы, скорее всего, будете удивлены, увидев громадный, похожий на… торт, мраморный мавзолей для захоронения принцев и принцесс, которые не дожили до совершеннолетия. Красота искусно исполненных скульптур, и трагичность места, немного коробит, всех, кто тут находится. Вот уж поистине, - самое мистическое место испанского Эскориала. До сих пор похороны королей придерживаются старых традиций. Когда похоронная процессия подходит к воротам Эскориала, наиболее знатный член процессии должен постучать, тогда из маленького зарешеченного окошка монах спросит: "Кто пришел?" В ответ должно раздаться: "Пришел король!" Тогда ворота откроются и монахи заберут королевское тело, чтобы оно исчезло для бренного мира навсегда.

Библиотека Эскориала

Библиотека дворца Эскориала, считается очень обширной, она уступает по количеству книг, рукописей, карт, только лишь библиотеке Ватикана. Само помещение библиотеки стоит пристального внимания: в глаза бросается яркая роспись потолка, стен, кисти Тибальди и его дочери. Тут изображены аллегории наук, искусств - риторики, диалектики, арифметики, геометрии, астрономии, музыки, грамматики, теологии, философии. Вдоль стен расположены огромные застекленные шкафы, с уникальными книгами: начиная с арабских манускриптов, пятого века и собраний марокканского султана Зидана Абу Маали, заканчивая средневековыми работами в области картографии, истории, медицины, масса церковной литературы, почти сорок тысяч книг, три тысячи рукописей, в том числе совершенно уникальные - рукописи святого Августина, святой Терезы Авильской. Что интересно и немного необычно, все книги стоят корешком к стене. Издавна так пытались сберечь богатые украшения переплетов. Не совсем логично, правда? Ведь, чтобы узнать, что это за книга или отыскать необходимую, нужно вытащить не один экземпляр. Единственное объяснение – мало какой король читал, чаще всего он просто коллекционировал книги и не более того. Кстати, Папа Римский - Григорий XIII в свое время даже издал буллу по поводу данной библиотеки, где говорилось, что каждого, кто посмеет украсть отсюда книгу, автоматически отлучают от церкви. Центр комнаты выделен под большие глобусы и астрономические инструменты. Откуда они здесь и для чего они нужны были испанским королям? – неизвестно, возможно кто-то увлекался изучением звездного неба, либо они раньше стояли в классных комнатах, где испанские инфанты обучались различным наукам.
Стоит сказать, что в испанском Эскориале собрано громадное количество работ европейских, испанских живописцев, коллекция работ постоянно пополнялась наследниками первого короля-владельца дворца. Теперь здесь можно увидеть полотна Эль Греко, Тициана, Риберы, Сурбарана, Коэльо, Тинторетто и других мастеров.

Сады Эскориала

Проходя через многочисленные залы, коридоры и лестницы Эскориала, невольно проникаешься ощущением его величия. Но менее великолепны монастырские сады, которые находятся в восточной и южной частях за зданием. Выйдя во двор, удивляешься, открывающимся умиротворяющим видам: ухоженных монастырских полей, плодовых деревьев и гор, синеющих на горизонте. Сады разбиты в форме диковинных фигур, преобразованных в причудливые лабиринты, огибающие фонтаны. Взгляд падает на прелестный прудик, где мирно плавают утки и лебеди.

Школа Эскориала

Комплекс Эскориал – является многогранным местом, где имеется не только действующий монастырь (в который не пускают туристов), дворец, собор, но и школа, до сих пор действующая. Во время экскурсии порой слышишь пение учеников или видишь, как во время перемены они играют в футбол, прямо на площади перед Эскориалом. Раньше эта школа была богословская, но сейчас обычная, не религиозная, с очень высоким уровнем преподавания, попасть сюда учиться, считается очень престижно.

Посетить Сан Лоренцо дель Эскориал, как правильно называется данный комплекс можно, купив билет за десять евро. После этого необходимо пройти строгий контроль: вас обыщут металлоискателем, пройдете через рамку, приклеят липкую бумажку на руку или на одежду, чтобы охранники знали, что вы не проникли на территорию самостоятельно и бесплатно, дадут строгий наказ, что фотографировать внутри Эскориала запрещено. Пока гид будет водить вас по внутренним помещениям, за группой нога в ногу будет ходить строгий охранник, а в больших залах не один, но все эти строгости лишь оттого, что Эскориал – этот поистине огромный дворцовый, библиотечный, музейный, монастырский комплекс – находится в списке ЮНЕСКО и подлежит бдительной охране. Безусловно, маленькие неудобства – это ничто, перед грандиозностью задумки строительства здания. Настоятельно рекомендуем посетить это таинственное место, так как передать словами восторг и притягательность его – сложно.