Елеопомазание в православии. Служба богу требует внимания

- Владыка, что такое Церковь? Почему христиане призываются к церковной жизни?

Церковь, по определению Священного Писания,- это Тело Христово. Это Сам Христос, оставшийся на земле вместе со Своими учениками и их последователями. Это собрание людей, верующих во Христа и исполняющих евангельские заповеди.

Сам храм - это не просто место, где мы обращаемся к Богу с просьбами, благодарим Его за благодеяния в нашей жизни. Это место, где совершается Евхаристия - главное таинство христианской Церкви и где мы получаем возможность соединиться со Христом в таинстве Святого Причащения. Ради этого и существует Церковь.

Если человек принимает Христа как Бога, если Его заповеди становятся для него правилом жизни, то он не может не услышать слов Спасителя: создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 1 , 18); где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них (Мф. 18 , 20). В этих словах - во-первых, обетование создания Церкви и существования ее до конца времен, во-вторых, указание, что верующим нужно собираться вместе ради общения со Христом.

Сегодня человек не очень-то любит находиться в окружении себе подобных, ему тяжело. Мы окружены другими людьми буквально везде - в транспорте, на работе - и чувствуем себя мельчайшими насельниками огромного муравейника. Поэтому для человека становится естественным желание хотя бы какое-то время побыть одному или только с самыми близкими. Это чувство христианину приходится преодолевать, осознавая, что единство в Церкви, единство в Боге - это совершенно особое, благодатное состояние.

Как нужно вести себя в храме? Многие люди, которые только начинают вести церковную жизнь, стесняются, боятся сделать что-то не так... Как об этом узнать?

Сегодня издается много хороших книг. Есть и такая замечательная вещь, как Интернет. Есть учебник Закона Божия протоиерея Серафима Слободского, который издавался миллионными тиражами. В нем очень хорошо рассказано, что такое храм, каково его устройство, в чем состоит содержание службы и как вести себя на ней. Конечно, в Церкви, как и в любом другом месте, есть определенные правила. Они связаны как с некими общекультурными моментами, так и с тем, что происходит в храме.

- Так что же все-таки происходит в храме?

Богослужение, то есть служба Богу. Службы могут быть разными, основные - это всенощное бдение и Литургия. Есть особые службы Великого поста, Страстной седмицы, пасхального периода. Христианину необходимо знать, что происходит во время богослужения. В последние годы издано множество пособий для изучения богослужения. Тексты всенощного бдения и Божественной литургии с комментариями есть практически во всех храмах. Их можно и нужно приобрести, и не просто для того, чтобы прочитать один раз, а для того, чтобы стоять с ними на службе и следить за тем, что читается и поется. Для тех, кто хочет познакомиться с богослужением серьезнее, есть книги и учебники по литургике, богослужебные книги - Минеи, Октоих, Триоди. Они широко доступны в Интернете. В большинстве храмов существуют воскресные школы для взрослых, где изучается содержание службы и церковнославянский язык. Поэтому самое главное - это желание самого прихожанина научиться чему-то новому, понять жизнь Церкви.

Когда человек только начинает ходить на службы, он обращает внимание преимущественно на внешнее: вот почему-то открыли Царские врата, потом закрыли, вот вышли покадили, что-то вынесли... Для начала это простительно, но потом нужно все-таки более основательным образом познакомиться со службой. Нужно стараться быть не просто зрителем, который тянется на цыпочках из задних рядов для того, чтобы что-то увидеть или услышать, а становиться полноценным участником богослужения.

- Владыка, а в какие моменты службы нужно быть особенно внимательным?

Это очень хороший вопрос, на который я отвечаю своим любимым рассуждением - ни в какие, потому что надо быть внимательным от начала и до конца. Очень плохо, что в некоторых книгах указаны определенные моменты богослужения, в которые нужно быть особенно сосредоточенным. Если человек знает об этом, он действительно очень собран и внимателен. Бывает так, что во время чтения Евангелия или во время Херувимской песни муха пролетит - слышно. Но как только этот момент закончился - все расслабляются и начинают вести себя совершенно по-другому, более вольно. Или на всенощном бдении: все внимательны, молятся, крестятся, кланяются. Но начинается пение канона - и вся церковь приходит в движение, все переходят с места на место, здороваются, расспрашивают друг друга о делах и о здоровье. Если в храме есть скамейки, народ присаживается, и на этих скамейках начинается дружный разговор в полный голос, люди обсуждают важные дела... Я в этот момент часто останавливаю службу и обращаюсь к прихожанам. Объясняю, что с началом помазания служба не закончилась, что читается канон - центральная часть утрени, в котором рассказывается о событиях празднуемого дня, возносится благодарность Богу за эти события. На какое-то время моих воззваний хватает, а потом все повторяется. Тем не менее я продолжаю это делать и стараюсь требовательно относиться к духовенству, спрашиваю, почему они этого не делают. Там, где священники учат народ, такого не бывает. Но, к сожалению, часто батюшкам, видимо, не до этого, и люди предоставлены сами себе. Это очень острая проблема нашей церковной жизни.

Надо вести себя на службе внимательно и благоговейно все время. И опять же, удерживать внимание гораздо легче, когда тебе знакома служба, когда понимаешь ее смысл. Если сегодня вдруг что-то непонятно или не слышно (например, человек пришел на службу в большой храм, где очень много народа, и ему приходится стоять у входа или в уголке), есть такое правило: молиться Иису-совой молитвой или другими короткими молитвами. Если по какой-то причине нужно уйти со службы - перекрестись и молча, тихо выйди из храма.

Кстати, наблюдение за поведением наших прихожан - для меня самый весомый аргумент в дискуссии, которая ведется иногда: нужны ли в православных храмах скамейки? Вот у католиков есть - удобно. Есть у православных греков, сербов, болгар. А я с ужасом думаю, что начнется в наших храмах, если поставить скамейки: получится просто большая завалинка, где ведется обсуждение всех и вся... На самом деле в богослужении, особенно когда устав исполняется более или менее полно, есть моменты, когда положено сидеть, особенно во время вечерни и утрени. Поэтому скамейки в храме уместны. Но, к сожалению, манера воспринимать храм во время службы как клуб по интересам присутствует в нашей жизни, и преодолеть ее очень сложно.

Часто бывает так, что во время всенощного бдения люди приходят «к помазанию», а потом многие уходят. Это неправильно? Какое значение имеет это помазание елеем на вечерней службе?

Помазание освященным елеем - это видимый символ приобщения к благодати Божией. У нас очень любят этот чин. По уставу помазание елеем из лампады у праздничной иконы или елеем, освященным на литии, совершается в конце богослужения, на 1-м часе. У нас в России, особенно на праздничных всенощных, бывает много людей, и если мы начнем помазывать их елеем на 1‑м часе, это еще минут на сорок удлинит службу. Поэтому в нашей традиции помазание перенесено в начало пения канона, но на службе это сказывается самым негативным образом. Плюс в сознании нашего народа присутствует некое стихийное желание что-то взять из храма. Не принести, а получить. К сожалению, потребительское отношение ко всему господствует в наше время в человеческом, в том числе и в церковном, обществе.

Все это приводит к тому, что помазание превратилось в «кульминацию» вечернего богослужения, которой оно по своему смыслу не является. И действительно - порой до половины прихожан приходят «к помазанию» и потом с чувством исполненного долга уходят домой. Это неправильно. Никакого особого таинственного смысла помазание елеем не имеет.

Нужно приходить на всенощную для того, чтобы прославить Бога и подготовиться к завтрашней Литургии, особенно, если человек собирается причащаться. Во время Божественной литургии совершается таинство Евхаристии, пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя и причащение верующих. Вот почему Литургия - это завершение и вершина суточного круга богослужения.

- Нужно ли стоять на коленях во время Херувимской , Милости мира ?

Есть разные обычаи и традиции. Но по уставу - нет, не нужно. Можно сделать земной поклон во время Тебе поем , когда совершается таинство, на возгласе «Святая святым» и во время выноса Даров для Причащения мирян. Не положено по уставу делать земные поклоны в храме на святки (между Рождеством и Крещением) и на Святую Пятидесятницу (от Пасхи до Троицы).

- Владыка, а как вести себя мирянам после «Святая святым»?

Точно так же, как и на протяжении всей Литургии. Для меня это второе больное место после канона на утрене. В пасхальную неделю в одном из наших храмов мне пришлось остановить службу, прервать пение хора и обратиться к людям, потому что начинается то же самое: ходьба, шум, разговоры. Почему-то в этот момент все вдруг идут прикладываться к праздничной иконе и начинают общаться. Я всегда пытаюсь объяснить, что после «Святая святым» происходят очень важные священнодействия - раздробление Агнца и Причащение сначала духовенства, потом народа. Странно, что когда поется Херувимская , в общем-то, просто сопровождающая перенесение Даров с жертвенника на престол, все стоят как вкопанные, молятся со страхом и трепетом, а когда совершается священнодействие со Святыми Дарами, в храме слышится шум. Часто, когда произносится «Святая святым» и закрывается завеса, мне приходится отправлять старшего иподиакона успокаивать народ, но это вызывает у людей недоумение. И опять-таки, это происходит там, где священники не учат своих прихожан. Повторю - к сожалению, это наша большая проблема.

Обычно прихожане в храме знают друг друга, радуются, встречаясь друг с другом. Это ведь хорошо. Но вместе с тем мы знаем и слова преподобного Амвросия Оптинского: «За разговоры в храме посылаются скорби». Как же правильно людям общаться в храме?

Это очень верное замечание преподобного Амвросия говорит о том, что проблема не нова. Конечно же, храм может и должен быть таким местом, где верующие люди встречаются и общаются между собой - но только не в богослужебное время. Конечно, можно с кем-то поздороваться, спросить, как дела, поинтересоваться здоровьем детей или родственников - но это надо делать до начала чтения часов или после службы. В благоустроенных храмах обычно предоставляют людям возможность пообщаться, особенно на праздники. При многих наших храмах есть парки, скверы, устраиваются встречи и чаепития. Священнику нужно позаботиться об этом, стараться перенести эту очень хорошую социальную активность прихожан на внебогослужебное время.

Владыка, Вы часто цитируете блаженного Августина: «Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем»...

Это очень точное выражение самой сути взаимоотношений человека с Богом. Действительно, невозможно быть настоящим христианином, если Богу отводится лишь незначительная часть нашей жизни. Бог должен быть на первом месте, и тогда все остальное совершенно естественным образом выстроится в правильном распорядке.

Газета «Православная вера» № 10 (534)

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин
Беседовала

Вопрос:

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, в чем заключается смысл елеопомазания, которое совершает священник во время полиелейной службы или всенощного бдения после чтения Евангелия? В Интернете есть информация, что это один из видов благословения. Одни прихожанка в нашем храме объясняла, что это печать Святого Духа, без которой человек не сможет понять Евангелие. Что же это на самом деле? И является ли елеопомазание таинством или это один из обрядов? И еще вопрос, связанный с этой темой. В церковных лавках продают благовонное масло из лампадок разных икон. Я думаю, что это масло относится к той же категории, что и святая вода и просфоры. Но святую воду (если у меня правильная информация) мы принимаем утром, натощак, после утренних молитв и после специальной молитвы на принятие просфоры и святой воды. А как правильно пользоваться этим маслом и для чего оно нужно? P.S. Спасибо Вам за то, что вы всегда так интересно и грамотно отвечаете на все вопросы!

На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов

Ответ священника:

В Православии, в широком смысле слова, любые священнодействия, в том числе и елеопомазание, могут быть названы Таинством, поскольку через них спасительная сила Божия – благодать, призывается для освящения, как человека, так и неодушевлённой материи. Отличие обряда от Таинств в том, что обряд – это оболочка, или внешняя, видимая сторона Таинства. Выражается она в определённой последовательности священнодействий и молитв. Елеопомазание на Утрени за Всенощной именуется «полиелеем», или «многомилостию», «многомаслием». Крестообразное помазание чела верующих освященным маслом означает излияние на них милости Божией. Как Вы пишете, оно является, так – же, и одним из видов благословения, запечатления христианина «печатью Бога Живаго» (Апок.7, 2 – 4). И несёт не только символическую нагрузку, но и реально сообщает дар благодати во освящение души и тела. Исторически, эта традиция берёт своё начало от пророка Моисея, который, по повелению Божию, помазал освящённым елеем своего брата Аарона и его сыновей, во священники, для служения при скинии (Исх. 28 гл.). В Новозаветное время, Спаситель посылал учеников в города и сёла для проповеди Евангелия. Они, «многих больных мазали маслом, и исцеляли» (Мр. 6, 13). Отличие Миропомазания от елеопомазания заключается в сообщаемых Дарах Духа Святаго: в Миропомазании подаются Богом уникальные, только этому Таинству присущие, благодатные силы для возрастания христианина в жизни духовной и достижения им христианского совершенства, состоящего в победе над грехом. Миро для совершения этого Таинства, может освящать только епископ, а елей – и священники. Елеопомазание может совершаться сколь угодно часто, а Миропомазание – один раз в жизни: в момент Крещения. Обычай набирать масло из лампад, висящих перед чудотворными иконами, или мощами святых - древний, и имеет целью сообщить человеку Божественное благословение, освящение души и тела, исцеление от недугов. Маслом, с молитвой, помазывают больные части тела, или принимают внутрь.

Одно из имен Спасителя - Христос - в переводе с греческого означает "помазанник". Помазание человека елеем (растительным маслом) в древние времена свидетельствовало о его избрании на служение Богу, о причастности дарам Святого Духа. Так, Моисей помазал елеем Аарона и сыновей его, которых Бог определил ко священству (Исх. 40,15), Самуил помазал на царство Саула (1 Цар. 10, 1), Илия - Елисея на служение пророка (3 Цар. 19,15).

После Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на новозаветную Церковь, елеопомазание стало достоянием всех ее членов. В наши дни оно совершается перед купелью крещения и во время всенощных бдений.

Крещальное помазание лба, груди, ушей, рук и ног имеет несколько смыслов. Во-первых, оно знаменует соединение со Христом, подобно соединению дикой ветви с плодоносной маслиной, во-вторых, говорит об умирании для греха, ибо раньше усопших намащали елеем; в-третьих, придает силы для дальнейшей борьбы с грехом по подобию античных борцов, перед схваткой мазавших тело. При этом действии священник произносит: "Помазуется раб Божий (имя) елеем радования, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь".

за всенощным бдением накануне праздника бывает над всеми молящимися в храме как благословение, напутствие на дальнейшие подвиги. Оно творится с молитвенным призыванием того, кому совершается служба.

От простого елеопомазания необходимо отличать таинство Елеосвящения (Соборования), совершаемое над больными. Здесь елей освящается особой молитвой, тело страждущего помазуется семь раз.

И еще одно помазание в Церкви имеет силу таинства - помазание святым миром, благовонным составом из множества веществ (елея, алоэ, смирны, розового масла, толченого мрамора и др.). Обилие составляющих - символ многоразличности христианских добродетелей. По Уставу, освящать миро должен епископ, в Русской Церкви это делает сам Патриарх. В храме святое миро храниться на Престоле алтаря.

Миропомазание бывает сразу после крещения. На лоб, глаза, ноздри, уста, грудь, руки и ноги новопросвещенного священник налагает капельку мира, произнося каждый раз: "Печать дара Духа Святаго. Аминь". Это таинство не повторяется, как и крещение. Только боговенчанные цари удостаивались его дважды.

Известно, что мирянин имеет право крестить "страха ради смертного". Но если опасность минует и умирающий останется жив, такое крещение неприменно должно быть дополнено миропомазанием. Через это же таинство, по существующей практике, присоединяются к Церкви представители некоторых старообрядческих и инославных конфессий.

Одно из имен Спасителя - Христос - в переводе с греческого означает "помазанник". Помазание человека елеем (растительным маслом) в древние времена свидетельствовало о его избрании на служение Богу, о причастности дарам Святого Духа. Так, Моисей помазал елеем Аарона и сыновей его, которых Бог определил ко священству (Исх. 40,15), Самуил помазал на царство Саула (1 Цар. 10, 1), Илия - Елисея на служение пророка (3 Цар. 19,15).

После Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на новозаветную Церковь, елеопомазание стало достоянием всех ее членов. В наши дни оно совершается перед купелью крещения и во время всенощных бдений.

Крещальное помазание лба, груди, ушей, рук и ног имеет несколько смыслов. Во-первых, оно знаменует соединение со Христом, подобно соединению дикой ветви с плодоносной маслиной, во-вторых, говорит об умирании для греха, ибо раньше усопших намащали елеем; в-третьих, придает силы для дальнейшей борьбы с грехом по подобию античных борцов, перед схваткой мазавших тело. При этом действии священник произносит: "Помазуется раб Божий (имя) елеем радования, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь".

Елеопомазание за всенощным бдением накануне праздника бывает над всеми молящимися в храме как благословение, напутствие на дальнейшие подвиги. Оно творится с молитвенным призыванием того, кому совершается служба.

От простого елеопомазания необходимо отличать таинство Елеосвящения (Соборования), совершаемое над больными. Здесь елей освящается особой молитвой, тело страждущего помазуется семь раз.

И еще одно помазание в Церкви имеет силу таинства - помазание святым миром, благовонным составом из множества веществ (елея, алоэ, смирны, розового масла, толченого мрамора и др.). Обилие составляющих - символ многоразличности христианских добродетелей. По Уставу, освящать миро должен епископ, в Русской Церкви это делает сам Патриарх. В храме святое миро храниться на Престоле алтаря.

Миропомазание бывает сразу после крещения. На лоб, глаза, ноздри, уста, грудь, руки и ноги новопросвещенного священник налагает капельку мира, произнося каждый раз: "Печать дара Духа Святаго. Аминь". Это таинство не повторяется, как и крещение. Только боговенчанные цари удостаивались его дважды.

Известно, что мирянин имеет право крестить "страха ради смертного". Но если опасность минует и умирающий останется жив, такое крещение неприменно должно быть дополнено миропомазанием. Через это же таинство, по существующей практике, присоединяются к Церкви представители некоторых старообрядческих и инославных конфессий.

Строгие и полные любви и милосердия взоры святых с древних икон, мягкий теплый свет зажженных свечей, благоухающее кадило, купель, наполненная освященной водой, белые одежды младенца, торжественный и возвышенный голос священника, произносящего слова молитвы, тихое и волнующее пение хора… С минуты крещения начинается новая жизнь верующего человека, устанавливается невидимая глазу связь с Богом. Новокрещенный входит в лоно церкви, «духовно рождается» на свет. Крещение - самое первое и важнейшее таинство в жизни христианина, оно неразрывно связано с другим таинством - миропомазанием. И если о крещении слышал практически каждый человек, то о последнем знают немногие. В чем миропомазание в церкви? Подробную информацию читайте в статье.

Значение таинств в церкви

Одной из основополагающих частей жизни церкви и христианина являются таинства.

Таинство - это священнодействие, посредством совершения которого человеку через видимые обряды передается незримая божественная благодать.

Всем таинствам христианской церкви присущи общие черты:

  • Богоустановленность - учреждение таинств самим Богом.
  • Внутренняя, сокрытая сторона - незримая благодать, передающаяся христианину при проведении таинства.
  • Внешняя, формализованная сторона - обрядовый порядок, необходимый немощному человеку, зримые и ощущаемые действия, позволяющие воспринять незримую благодать.

В противовес обрядам, совершаемым при исполнении таинств (например, освящение воды, каждение храма), которые складывались и развивались естественным путем на протяжении веков, таинства считаются установленными Богом.

Таинства Православной церкви

Всего в православной традиции установлено семь таинств, посредством которых верующие и приобщающиеся к таинствам получают различные божественные дары:

  • Таинство крещения - крещаемый троекратно окунается в купель или обливается водой с прочтением молитв. Новокрещенному прощаются прежние грехи, происходит приобщение к Церкви.
  • Таинство миропомазания в православии заключается в нанесении святого мира на определенные части тела. Помазуемому передается дар Духа Святого, наставляющий его на путь духовного самосовершенствования.
  • Таинство покаяния - искреннее раскаяние христианина в своих грехах, полная исповедь духовнику как прообразу Господа. Покаявшемуся грешнику отпускаются исповеданные грехи.
  • (другое название - евхаристия) - причащение Святыми Дарами, освященными и приготовленными особом способом, вином и хлебом, символизирующими Тело и Кровь Христа; причастившийся соединяется с Господом.
  • Таинство елеосвящения (или соборование) - тело человека помазуется маслом (елеем). Верующему даруется избавление от различных недугов.
  • Таинство брака (известное как венчание) - заключение церковного союза мужа и жены. Родившейся семье даруется божественное благословение.
  • Таинство священства (иначе называется хиротонией) - посвящение в священнослужители. Даруется возможность самостоятельного участия в таинствах церкви, проведения обрядов и совершения служб.

Евангельские тексты содержат прямое упоминание трех таинств - крещения, покаяния и причащения; богоустановленное происхождение остальных таинств засвидетельствовано другими книгами Священного писания и трудами первых учителей церкви.

Связь таинства крещения и миропомазания

Как связаны таинство крещения и таинство миропомазания? Оба они всегда были тесно связаны в Крещение очищает и освобождает человека от бремени первородного греха и множества личных грехов, а миропомазание дарует благодать Святого Духа, позволяя жить по церковным заповедям и канонам.

С IV века миропомазание совершается сразу после крещения. Оба эти таинства могут быть совершены только единожды за всю жизнь человека.

Значение миропомазания

Православный катехизис (сборник, излагающий основные положения веры) так поясняет суть таинства: «Миропомазание есть таинство, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, способствующие росту и укрепляющие в жизни духовной».

Личная пятидесятница

Иногда таинство миропомазания называют личной пятидесятницей человека. Понять смысл этой фразы можно, вспомнив страницы Евангелия.

На пятидесятый день после воскресения Христа на апостолов снизошел Дух Святой в виде огненных языков пламени. Они сразу же почувствовали воздействие божественной благодати - их наполнила божественная любовь к людям и Христу, готовность посвятить себя служению им. Они получили способность говорить на неизвестных им ранее языках, что позволяло вести проповеди в разных уголках земли.

В таинстве миропомазания с человеком происходит то же самое, что пережили апостолы. Внешняя форма этого явления изменилась - пламя теперь заменяет крестообразное помазание миром, но внутренняя сторона, смысл таинства остались неизменными - схождение Святого Духа и освящение христианина через получаемую благодать.

История установления обряда

В первые годы распространения христианства таинство миропомазания имело совсем иную форму.

Христиане первых веков получали благодатный дар посредством молитв и личного возложения апостолами рук на головы новообращенных.

Однако распространение христианства и возрастающее число верующих сильно затрудняло личное участие апостолов в благословении каждого новообращенного. Поэтому на рубеже III и IV веков внешняя обрядовая сторона таинства миропомазания была изменена. Теперь вместо апостольского руковозложения стали помазать миром определенные части тела. Миропомазание - это было таинство, которое сопровождалось молитвами и наложением крестного знамения (по-гречески «сфрагис» - печать). Правом совершать помазание миром наделялись епископы и пресвитеры церкви, назначенные апостолами.

Камень

На Святой Земле, в Иерусалиме, есть святыня, известная миру как Камень миропомазания. Согласно Евангелию, это именно тот камень, на который было положено Тело Спасителя после снятия Его с креста. Последователи Христа - Иосиф Аримафейский и Никодим - именно на этом камне омыли благовонным миром Тело Господа, приготовив к погребению. Для сохранности настоящий покрыт плитой из розового мрамора, но даже через плиту он источает миро, которое собирают многочисленные паломники для исцеления от недугов.

Святое миро

В переводе с древнегреческого «миро» означает «благовонное масло». По данным различных источников, количество ингредиентов, необходимых для приготовления мира, используемого в таинстве, колеблется от 35 до 75. Такое обилие составляющих миро компонентов соотносится с огромным числом добродетелей, которыми должен обладать истинный христианин. Основу мира составляют белое виноградное вино, чистое оливковое масло и разнообразные ароматические вещества и масла.

На заре христианства правом приготовления и освящения мира обладали только апостолы, позднее - назначенные ими епископы. Сегодня в Русской Православной Церкви готовить и освящать миро может только Патриарх.

Приготовление и освящение мира

В России процесс приготовления и освящения мира происходит раз в два года. Подготовка всех необходимых ингредиентов начинается с Крестопоклонной недели - четвертой недели Великого поста. Все необходимые ингредиенты кропятся освященной водой, варится смесь оливкового масла и вина. Ароматические составляющие мира измельчаются, заливаются готовой смесью масла и вина. Затем миро стоит до конца Великого поста. В Страстной Понедельник Патриарх освящает все, что используется для мироварения (и ингредиенты, и сосуды), самолично разжигает пламя под приготовленными котлами. Варение мира сопровождается постоянным чтением Евангелия. В Великий четверг миро освящается, причем оно смешивается с миром, освященным в предшествующие годы. Такое смешивание происходило на протяжении многих веков. Благодаря этому сегодня миро содержит часть вещества, сваренного еще во времена апостолов. Затем готовое и освященное миро раздается на все приходы Церкви.

Значение обряда

Видимой стороной таинства является нанесение священником мира на лоб, глаза, нос, рот, уши, грудь, ладони и ступни человека. При этом каждый раз им произносится: «Печать дара Духа Святаго. Аминь».

Почему именно эти части тела выбраны для проведения обряда? Ответ на этот вопрос дают труды святителей церкви.

Используемое при помазании миро освящает всего человека целиком: посредством помазания лба очищает ум и мысли, через помазание органов чувств (глаз, носа, рта и ушей) наставляет на путь спасения, настраивает на восприятие всего благочестивого, посредством помазания груди дарует божественную любовь и освящает чувства и желания, через помазание рук и ног благословляет на богоугодные дела и поступки, призывает следовать заповедям Господним на всем жизненном пути.

Обрядовая сторона таинства

Миропомазание - это таинство, которое состоит из четырех этапов: помазание миром, хождение вокруг купели, омывание святого мира и пострижение волос.

По окончании таинства крещения (заканчивается одеянием в белые читает молитву и наносит миро на определенные части тела, которые должны быть насухо вытерты. Нанося святое миро, священник образно рисует крест. До омовения никто не должен касаться помазанных частей тела.

Затем новокрещенный с зажженной свечой и его крестные родители (по церковному обычаю они называются восприемниками) три раза шествуют вокруг купели, двигаясь навстречу солнцу, против часовой стрелки, как совершаются все крестные ходы. Символически это означает вхождение в вечную жизнь, дарованную совершаемыми таинствами, а также их вечную нерушимую силу.

Обряды восьмого дня

Омовение святого мира на заре становления христианской веры происходило на восьмой день после совершения таинства. Причем новокрещеный в течение недели носил белые крестильные одежды, не снимая. Он посещал храм, приобщаясь к тайнам церкви и богослужения; в этот период происходило первое причастие новоначального христианина. Сегодня обряды восьмого дня совершаются в день крещения и миропомазания. Священник произносит слова молитвы, испрашивая у Бога помощи в сохранении печати Святого Духа невредимой и прося защитить нового члена церкви от пагубного воздействия злых сил. Затем кропит помазанного со словами древней молитвы: «Оправдался еси (человеку простились прежние грехи), просветился еси (встал на путь православной веры), освятился еси (во время первого причастия), омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего». После этого совершается омовение смоченной в чистой воде губкой помазанных миром частей тела.

Испросив у Господа благословение для нового члена церкви, священнослужитель остригает волосы на голове новокрещенного - затылок, лоб, правую и левую стороны. Крестообразное пострижение волос повторяет порядок наложения благословения на голову. Символически обряд миропомазания означает, что человек добровольно предается Богу, готов принести себя в жертву.

Остриженные волосы закатываются в комок воска и опускаются в крестильную купель.

Миропомазание - это второе по важности (после крещения) таинство в жизни любого христианина. К сожалению, сегодня многие не знают смысла этого таинства. Да и о самом существовании этого таинства известно далеко не всем. А между тем, миропомазание - это таинство, которое позволяет человеку начать вести полноценную духовную жизнь в лоне православной церкви.