Джоан Роулинг. Истории успеха. История жизни и успеха Джоан Роулинг, «матери» Гарри Поттера

Имя Джоан Роулинг, возможно, известно не всем, но каждому знаком персонаж ее книг - юный волшебник Гарри Поттер. Книги и фильмы о нем любят люди всех возрастов. А как их не любить, если в них отражается личность и жизненный опыт автора?

Не силен в национальном британском фольклоре и не могу точно сказать, имеется ли исконно английский персонаж - аналог Золушки, которая бы долго и упорно работала и, в конце концов, была за это сказочно вознаграждена. Если же такого персонажа нет, то есть все основания предложить на эту роль английскую писательницу Джоан Роулинг - вот уж чья история действительно может претендовать на статус сказочной. Ведь историй о том, как бедная учительница становится мультимиллионером, не так уж и много.

Публикация первой книги и первый успех

В июне 1997 года Bloomsbury опубликовал «Философский камень» с начальным тиражом в 1000 экземпляров, 500 из которых были распространены среди библиотек (сегодня эти первые экземпляры стоят от 16 до 25 тысяч фунтов). В день презентации Джоан должна была читать отрывки из своей книги посетителям магазина. Никому не известную писательницу пришли послушать всего несколько человек, тем не менее она чувствовала себя счастливой.

Когда читатель распробовал сказку, начался бум. Пять месяцев спустя книга получила свою первую награду — Nestlé Smarties Book Prize. В феврале роман получил премию British Book Award как детская книга года, а позже — премию Children’s Book Award. В начале 1998 года в США был проведен аукцион за право на публикацию романа, который выиграло издательство Scholastic Inc. за 105 тысяч долларов. По словам Роулинг, она «чуть не умерла», когда узнала об этом. В октябре 1998 года Scholastic опубликовал в США «Философский камень» под названием «Гарри Поттер и волшебный камень», посчитав, что дети не захотят читать книгу со словом «философский» в названии. Позже Роулинг утверждала, что сожалеет об изменении названия и не согласилась бы на него, если бы была тогда в лучшем положении.

Первым делом, получив деньги от Scholastic, Джоан купила дом в приличном районе, и они с Джессикой переехали. Завели кота, кролика и морскую свинку — Джессике давно хотелось какое-нибудь домашнее животное, но раньше они не могли себе этого позволить. Зато теперь Джоан наверстывала упущенное и отчаянно баловала дочку.

Экранизация первого романа

Магия, волшебники, сказочный антураж — все это буквально просилось на большой экран. Неудивительно, что экранизации не заставили себя ждать. В 1998 году права на съемку выкупает Warner Bros. Pictures за скромные 1,5 миллиона долларов. Правда, оговаривались отчисления с продаж и плотное участие Роулинг в подготовке проекта.

Первоначально на роль режиссера рассматривался Стивен Спилберг. Однако, по размышлении, режиссер сам отказался. Спилберг хотел делать мультик, а у Роулинг и Warner Bros. было иное видение. К тому же Спилберга отпугивало отсутствие творческой мотивации. Проект в любом случае имел бы бешеный коммерческий успех, независимо от усилий режиссера.

Был еще вариант с Терри Гиллиамом. Режиссер он хороший, и Роулинг была за него, но его взгляд не так уж часто совпадает с видением массового зрителя, а проект должен был быть именно массовым. В конечном итоге было решено остановиться на крепком профессионале Крисе Коламбусе. Он и с детьми на съемочной площадке умеет работать, и семейные фильмы ему не в новинку еще со времен «Один дома».

Коламбус на роль Гарри Поттера прочил Лайама Эйкена, но Роулинг настояла, что в фильме должны сниматься только британские актеры. Так, из тысяч претендентов на роли главных героев были выбраны Дэниел Рэдклифф, Эмма Уотсон и Руперт Гринт. Премьера состоялась в ноябре 2001 года.

Спилберг был прав, экранизация была обречена на успех. При довольно солидном бюджете в 125 миллионов долларов в прокате фильм окупился многократно, не добрав буквально копеек до престижной отметки в миллиард долларов. Это было больше, чем у другой масштабной фэнтезийной экранизации — вышедшая буквально через месяц после премьеры «Гарри» первая часть «Властелина колец» не дотянула и до 900 миллионов. В сердцах поклонников Роулинг обошла самого мэтра и создателя жанра фэнтези Джона Толкиена.

Серия романов

Продолжение первого романа, «Гарри Поттер и Тайная комната», было опубликовано в июле 1998 года. За него Роулинг снова получила премию Smarties. В декабре 1999 года вышел третий роман, «Гарри Поттер и узник Азкабана», который тоже выиграл в премии Smarties, после чего Роулинг стала первым человеком, который получил эту награду три раза подряд. Позже она отозвала с конкурса четвертый роман о Гарри Поттере, чтобы дать шанс другим книгам. В январе 2000 года «Узник Азкабана» выиграл премию Whitbread Awards как «детская книга года», хотя и проиграл в номинации «книга года» переводу «Беовульфа» Шеймуса Хини.

Когда Джоан однажды спросили, в какой момент своей жизни она поняла, что безумно популярна, она ответила следующее: «Второе турне по Америке было незабываемым. Потому что к тому времени книги стали очень популярны, и я не сталкивалась до этого с тем, насколько они стали популярны — физически я с этим не сталкивалась. Я помню, как ехала на машине к месту первого мероприятия. Люди стояли в очереди, которая растянулась на много кварталов и я сказала Крис Моран, которая работала на издательство Scholastic и стала моим другом: «Крис, сейчас что, проходит какая-то распродажа?» А она посмотрела на меня и сказала: «Ты что с ума сошла? Это все для тебя». Я никогда не забуду этот момент. Это было впервые, когда я поняла, что произошло. Это было удивительно, а также жутковато. Страшно, потому что я не ожидала такого. Во время прошлого турне, хотя несколько сотен людей иногда и приходили, не было такого ажиотажа.»

Другие книги Джоан Роулинг

В июле 2011 года Роулинг рассталась со своим литературным агентом Кристофером Литтлом и перешла в новое агентство, основанное одним из его сотрудников, Нилом Блэром, отметив, что это было сложное решение. 23 февраля 2012 года новое агентство Роулинг, объявило на своем сайте, что Роулинг собирается опубликовать новую книгу, ориентированную на взрослых. В пресс-релизе Роулинг отметила различия между ее новым проектом и серией о Поттере, сказав: «Хотя написание серии о Гарри Поттере доставляло мне такое же удовольствие, мой следующий роман будет очень отличаться от нее» . 12 апреля 2012 года было объявлено, что книга будет названа «Случайная вакансия» и будет выпущена 27 сентября 2012 года. Роулинг дала несколько интервью и выступлений в поддержку книги. За первые три недели после выхода «Случайная вакансия» была продана в количестве более миллиона экземпляров по всему миру. 3 декабря 2012 года было объявлено, что «Би-би-си» экранизирует «Случайную вакансию» в виде сериала.

Сегодня книги Джоан Роулинг переведены на 65 языков, продано более 500 000 000 экземпляров. Состояние Джоан Роулинг оценивается в один миллиард долларов! Сегодня она — самый высокооплачиваемый писатель нашего времени. Романы о Гарри Поттере принесли автору множество наград и невероятный успех. Принц Чарльз удостоил ее Орденом Британской империи за выдающийся вклад в детскую литературу. А то, что Роулинг больше пишет для детей, нежели для кого-то другого, свидетельствуют другие ее произведения. Например, такие сказки как: «Зайчиха Шутиха и ее пень-зубоскал», «Фонтан феи Фортуны», «Сказка о трех братьях», «Мохнатое сердце колдуна», «Колдун и Прыгливый горшок», написанные ею в 2008 году.

Однако Джоан Роулинг радует не только детишек своим творчеством. Совсем недавно она признала авторство детективного романа, который опубликовала в апреле 2013 года под псевдонимом. По словам Роулинг, ей понравилось работать от имени вымышленного автора, поскольку это избавляет писателя от давления, которое он испытывает из-за необходимости оправдывать ожидания читателей и соответствовать поставленному им самим уровню качества. Кроме того, Роулинг отметила, что отсутствие ее имени на обложке позволило ей получить объективный отклик на свою работу.

Роман под названием «The Cuckoo’s Calling» (в России не издан, возможный перевод — «Крик кукушки») был опубликован писательницей под псевдонимом Роберт Гэлбрейт. Издательство утверждало, что автор — бывший военнослужащий, работавший после выхода в отставку на частные охранные структуры.

Повествование в «Крике кукушки» ведется от лица частного детектива, расследующего гибель выпавшей с балкона фотомодели. Действие книги разворачивается в Лондоне. По словам самой писательницы, она вдохновлялась классическими детективами от Филлис Дороти Джеймс и Рут Ренделл. Стоит отметить, что роман снискал положительные отзывы со стороны признанных мастеров жанра, и сейчас за право экранизировать это произведение, ведут борьбу сразу несколько кинокомпаний.

«Понятия не имею, откуда берутся у меня идеи для книг, надеюсь, никогда этого не узнаю. Все веселье пропадет, если вдруг выяснится, что просто есть маленькая извилина в мозгу, которая заставляет меня фантазировать».

Личная и семейная жизнь Джоан Роулинг

В личной жизни у Джоан Роулинг вроде бы тоже все наладилось. 26 декабря 2001 года она вновь вышла замуж — за врача-анестезиолога Нила Скотта Мюррея. Церемония бракосочетания прошла в графстве Пертшир в 2001 году, и через два года счастливую чету уже поздравляли с рождением сына Дэвида Гордона. Спустя еще два года, в 2005-ом, на свет появилась их дочь Маккензи Джин.

«После первого замужества я ощущала себя, как контуженная, Прошло семь лет, прежде чем я встретила идеального мужчину. Теперь я знаю наверняка: любовь — самая значительная вещь на свете. Что сильнее слов «я тебя люблю»? Они сильнее страха, сильнее смерти. Любовь побеждает. Ведь когда кто-то умирает, любовь к нему не исчезает… Однажды моя хорошая подруга спросила: «Какого мужчину ты бы хотела встретить?» Я сказала, что хочу быть с тем, кто умен — для меня это очень ценно… Чтобы это был состоявшийся человек, с карьерой. Очень важна цельность и доброта, а также понимание себя».

Но даже став vip-персоной от литературы и счастливой женой доктора Нила Мюррея, Джоан продолжала в глубине души бояться. Бояться вмешательства в ее жизнь Жоржи Арантеса. Первого мужа и отца Джессики. В один ужасный момент это случилось. Пройдя лечение в клинике для наркозависимых, он дал хвастливое интервью о том, как «вытолкал за дверь своей квартиры эту несносную женушку с ее орущим младенцем». Интервью не стало бомбой. Кого мог заинтересовать человек, проигравший жизнь?

После этого Арантес очень раскаивался в своем поступке. В интервью британским репортерам он со слезами на глазах просил прощения у Джоан. В одно солнечное утро Джоан, прочитав в газете его исповедь, вздохнула с облегчением. Она чувствовала, что когда-нибудь это должно было случиться. Она поняла, что теперь свободна от своего прошлого. В этот день у нее так и не получилось сесть за работу. Впервые в жизни Джоан отправилась в ювелирный магазин и выбрала себе кольцо с аквамарином под цвет глаз. «Это кольцо будет напоминать мне о том, что никто никогда больше не унизит меня», — сказала она, глядя на красивый большой драгоценный камень.

На вопрос журналиста - «Что вы любите делать, когда вы не работаете?», Роулинг, не задумываясь, отвечает: «Водить детей в какое-нибудь веселое место или — я довольно творческий человек — я люблю рисовать, слушать музыку. Не очень интересные ответы, не так ли? Но это правда. О, и я люблю готовить. Я люблю готовить. Я люблю печь.»

Для фанатов Джоан Роулинг будет интересна следующая информация: ее любимый цвет - розовый, любимое блюдо - суши, любимый звук - «Храпение моего мужа, когда я хочу заснуть» , любимый вид спорта - «Квиддич, конечно же» , качество которым она больше всего восхищается в человеке - храбрость.

Удивительно, но Джоан до сих пор сентиментальна, а денежный снегопад не заморозил ее натуру, оставив тонкую чувственность зеленеть в душе. Скажем, она не может убить своего героя, при этом не заплакав. Это поначалу немало озадачило Нейла, мужа, который увидел однажды странную картину: Джоан открывает дверь своего кабинета и, обливаясь слезами, несется к нему на кухню. На вопрос, что же случилось, она сказала: «Я только что убила персонажа».

Хотя книги писательницы публикуются под псевдонимом «Дж. К. Роулинг», когда была опубликована первая книга о Гарри Поттере, ее имя было просто «Джоан Роулинг». Предвидя, что целевая аудитория мальчиков может не захотеть читать книгу, написанную женщиной, ее издатели потребовали, чтобы она использовала два инициала, а не свое полное имя. Поскольку у нее не было среднего имени, для псевдонима она выбрала второй инициал К — по имени бабушки по отцовской линии. Сама она называет себя «Джо» (англ. Jo) и говорит: «Никто никогда не называл меня Джоан в молодости, если только они не сердились на меня».

Забавный резонанс вызвали приключения Гарри Поттера в кругах профессиональных фокусников и иллюзионистов. В Германии Эберхард Барманн, президент берлинского клуба волшебников «Зауберфройнде», сообщил, что к ним все чаще обращаются родители, бабушки и дедушки с просьбой сообщить, где их чада могут научиться волшебным фокусам и трюкам. Коллега Барманна Вилфред Поссин, возглавляющий организацию волшебников во Франкфурте, прямо связывает этот взрыв интереса к чародейству с влиянием книг о Гарри Поттере. «Именно благодаря им, — с очевидным удовольствием говорит он, — наша профессия оказалась в центре внимания».

Как вспоминает Роулинг, в школе у нее был период увлечения панк-стилем.

Роулинг не скрывает, что она интроверт : писательство подразумевает сосредоточенность на внутреннем мире. Лишь недавно она немного раскрепостилась и стала охотнее давать телевизионные интервью.

В 2012 году Forbes не включил Роулинг в рейтинг богатейших людей, заявив, что она утратила статус миллиардера из-за пожертвований на благотворительность. Например, Джоан Роулинг оказывает поддержку таким организациям, как «Разрядка смехом», а в 2010 году перевела на счет Клиники регенеративной неврологии 10 миллионов фунтов, которая занимается исследованием и лечением рассеянного склероза, от которого умерла ее мать Энн Роулинг. Клиника, созданная писательницей при Эдинбургском университете, носит имя ее матери.

Во время одного интервью Джоан спросили, сама ли она придумывала магические заклинания и имена, которых так много в ее сказках, или они — подлинные? «Заклинания придуманы , — ответила она. — Я встречала людей, которые уверяли меня на полном серьезе, что они пытаются колдовать с их помощью. Но могу заверить, тоже на полном серьезе, что мои заклинания не работают».

Когда Джоан писала Гарри Поттера, часто слушала скрипичный концерт Петра Чайковского.

Ей по-прежнему нравится писать от руки. Обычно она создает первый черновик, пользуясь ручкой и бумагой, а потом набирает текст на компьютере. Джоан отдает предпочтение черной ручке и любит писать на узких листах прозрачной бумаги. Конечно же, как всем авторам, если под рукой не оказывается блокнота, ей приходится записывать мысли и на самых странных и не подходящих для этого предметах. Так, названия факультетов Хогвартса были записаны на гигиеническом пакете в самолете.

Джоан согревают воспоминания об отрочестве в увитом плющом пригородном коттедже. Из этого периода Роулинг взяла многие идеи и даже фамилию своего героя (по соседству жили брат и сестра Поттеры), но, по ее собственным словам, характеры Гарри, Рона и Герминоны она списывала с хорошо знакомого ей нетерпимого и смущенного подростка - с себя тогдашней. В рыжем Роне обнаруживаются также черты Шона Харриса, верного друга, которому она посвятила «Тайную комнату». Старенький Ford Anglia, первая машина Шона, стал в романе летающим автомобилем, мальчишки догоняют на нем поезд.

Книги Джоан Роулинг фигурируют в списке неодобряемых Церковью. Не всем нравятся ведьминские шляпы на детях, заклинания и полуночные чтения в готических интерьерах. Если магия рассматривается как часть сказки или игры, она безобидна. Но вдруг неокрепшие умы поверят, что с помощью колдовства можно добиться успеха и избежать уготованной каждому судьбы? «Я это переживу, Марка Твена и Сэлинджера тоже запрещали , - заявляет писательница. - До сих пор ни один ребенок не говорил мне, что после прочтения «Гарри Поттера» решил посвятить себя оккультизму ». Наоборот, польза книг Джоан Роулинг прослеживается в оценках, которые произведениям дают юные читатели. Например, девятилетний Тайлер Уолтон, прошедший мучительный курс лечения от лейкемии, в сочинении на тему: «Как книги о Гарри Поттере изменили мою жизнь» пишет: «Гарри Поттер помог мне пережить самые трудные и страшные времена. Порой я думаю, что мы похожи друг на друга с Гарри Поттером. Он тоже вынужденно оказался в ситуации, которая была ему не подвластна, и вынужден был столкнуться с противником, в возможности победить которого он был совсем не уверен». Двенадцатилетняя Грета Хаген-Ричардсон из Чикаго в восторге от книг Ролинг и приводит точную статистику: «Каждую книжку о Гарри Поттере я перечитывала по 15, 11, 22 и 24 раза (обратите внимание: учет ведется по каждому тому!). Я сразу почувствовала, что их персонажи имеют непосредственное отношение ко мне — они дети. Им, как всем ребятам, приходится сталкиваться с наглецами и плохими учителями. Это помогает мне лучше понять окружающих меня людей. Это побудило меня больше читать».

31 июля 1965 года родилась мама «Мальчика-Который-Выжил», сражаясь с «Тем-Кого-Нельзя-Называть». И не говорите, что вы не поняли, о ком идет речь

Текст: Елизавета Тимошенко
Фото: www.rutoday.com

Первая книга о маленьком волшебнике в очках — чей день рождения, как заявлено в книге, тоже приходится на 31 июля — была выпущена 30 июня 1997 года британским издательством Bloomsbury, и после этого мир литературы изменился необратимо. При этом общеизвестно, что рукопись Джоан Роулинг вначале отвергло несколько издательств, а редактор Bloomsbury Барри Каннингем советовал начинающей писательнице сосредоточиться на поисках работы, поскольку зарабатывать на детских книгах невозможно. Роулинг пренебрегла благоразумным советом и не прогадала: ее ждал мировой успех, свыше 450 миллионов экземпляров проданных книг, перевод на 77 языков. Экранизации книг становятся самыми прибыльными в истории кинематографа.

За прошедшие с того июньского дня 18 лет не было недостатка в объяснениях «задним числом», почему, казалось бы, детская сказка вдруг обрела невероятную популярность у читателей разных возрастов, разных национальностей, разных профессий, разных литературных пристрастий. Равно как и попыток последовать ее примеру. Устроителям некоторых открытых конкурсов для детских писателей даже приходится отдельно оговаривать, что книги про маленьких волшебников, волшебниц и волшебные школы рассматриваться не будут.

Впрочем, надо признать, что мало кому из последователей Роулинг удается хотя бы частично повторить успех «мамы Гарри Поттера». Почему? Потому что, увлекшись волшебным антуражем, авторы не удосуживаются проанализировать, на каких жестких принципах построена вся многотомная сказочная сага.

Накануне юбилея Джоан Роулинг (31 июля 2015 года писательнице исполнится 50 лет) мы решили восполнить этот недостаток. И дать несколько советов тем, кто вознамерился повторить ее успех. Потому что, конечно, молния дважды в одно место не бьет - только если это «место» не специально сконструированный громоотвод.

1. Совет первый: возьмите героя-аутсайдера, «Иного», «Постороннего» — именно такой герой привлекает внимание читателя

Именно об этой черте «поттерианы» в первую очередь говорят те, кто пытается «докопаться» до причин ее мирового успеха. Книги и фильмы про аутсайдеров (а Гарри — типичный аутсайдер) всегда пользуются успехом. Особенно если в них закрученный и стремительно развивающийся сюжет. Достаточно вспомнить одинокого чудака Дон Кихота, прòклятого своим отцом Айвенго и, с другой стороны, князя Мышкина.

Так и здесь: мы начинаем сочувствовать Гарри с первых же страниц. Сирота, воспитывающийся в семье, которая не подарила ему ни капли любви. У него нет друзей, кузен Дадли терроризирует его. Но однажды всё меняется. У Гарри появляется если не семья (умерших вернуть невозможно даже при помощи волшебства), то друзья, любящие его «за просто так», понимающие его и готовые встать рядом с ним плечом к плечу, когда угрожает опасность.

Примечательно, что Гарри «чужой», «другой» и в неволшебном (магловском), и в волшебном мире. «Мальчик-Который-Выжил» вынужден нести бремя славы, но не только это отличает его от остальных. Воспитываясь в детстве в неволшебном окружении, он получил возможность взглянуть на волшебный мир со стороны. Гарри, по сути, соединяет в себе эти два мира, что дает ему возможность нестандартно мыслить. Поступать не как все и не бояться осуждения. И эта черта, без сомнения, не может не привлекать современного человека, живущего в мире, где слово «идеология» приобрело негативный оттенок, а способность мыслить самостоятельно и жить не по навязанному стандарту вызывает уважение.

Обратим внимание также на то, что Гарри — не супергерой, и побеждает не за счет своих сверхспособностей. Супергерою нельзя сочувствовать — им можно только восхищаться. А Гарри — обычный подросток, на долю которого выпало много испытаний, причем испытаний житейских, отнюдь не фантастических: потеря родителей, одиночество, смерть близких, насмешки окружающих…

Проблемы и испытания маленького волшебника — абсолютно реальные, с которыми так или иначе сталкивается каждый из нас.

А теперь плавно перейдем к совету №2, касающемуся сюжета. О нём мы уже упоминали.

2. Совет второй — придумайте закрученный и стремительно развивающийся сюжет, который не заставит читателя скучать

В мире Роулинг нет «приключений ради приключения». Гарри Поттер не ищет сокровища просто потому, что ему это интересно, не гоняется за врагами просто потому, что хочет их покарать и не побеждает сказочных монстров просто потому, что хочет доказать свою силу. Наоборот — он бы и рад жить в кругу счастливой семьи (вспомним его мечту, отраженную в зеркале Еиналеж), но волею судьбы ему выпадает на долю совсем другое…

Мало того: множество исследователей творчества Роулинг говорят о детективной составляющей ее книг как о неизменной основе ее сюжета.

Каждый из романов о Гарри Поттере строится по модели детектива: герои сталкиваются с загадками, подозревают какого-либо персонажа, строят версии, которые неизменно опровергаются в финале. В каждой книге нас неизменно подводят к чрезвычайно важной для Роулинг мысли: «всё не то, чем оно кажется». Человеческое сознание искажено предрассудками, аффектами, стереотипами, и поэтому мы не способны видеть людей такими, каковы они на самом деле.

Вообще тема предрассудков и их губительного влияния на жизнь человека — одна из ключевых для Роулинг. В каждой из книг цикла о Гарри Поттере развенчиваются несколько предрассудков, бытующих в волшебном или неволшебном мире. В «Философском Камне» эта тема находит яркое выражение, с одной стороны, в образе Дурслей, испытывающих ужас и ненависть к волшебникам (потому что эти люди живут «не как все»), а, с другой, в образе Драко Малфоя, презирающего маглов. В «Тайной Комнате» впервые тревожно звучит тема «грязнокровок» и «полукровок», к которым значительная часть магического сообщества относится как к людям второго сорта, даже если они исключительно умны и талантливы, как Гермиона Грэнджер. В «Узнике Азкабана» весь волшебный мир охвачен паникой из-за побега преступника, и никому не приходит в голову, что этот человек мог быть оклеветан. Точнее, в нем даже не видят человека, как не видят и в оборотнях вроде профессора Люпина, чье «оборотничество» — тяжелая и мучительная болезнь, обрекшая его на одиночество, голод и практически нищету. Жертвой предрассудков позднее становится и сам Гарри Поттер…

С помощью непредсказуемого сюжета, строящегося на загадках, Роулинг удается снова и снова одурачивать читателя, показывая, насколько предсказуемы люди в своих суждениях. И только тот, в ком любовь, сострадание и понимание способны пересилить предубеждение, имеет шанс на победу. Именно к этому идет Гарри на протяжении всех семи книг — к любви и пониманию. К способности пожалеть и принять даже ненавистного, всеми нелюбимого, отвратительного профессора Снейпа (Снегга).

Всё как в жизни, не правда ли?

О «жизненности» в качестве следующего совета мы и поговорим сейчас.

3. Совет третий — приблизьте выдуманный мир к реальному

Очарование «Гарри Поттера» зиждется еще и на том, что эта книга — как ни парадоксально это прозвучит — максимально приближена к реальности. «Гарри Поттер», по сути — зеркало нашего мира со всеми его проблемами: мультикультурализмом, расизмом, политической пропагандой и манипуляцией сознанием, произволом СМИ, межрасовыми конфликтами, «трудностями перевода», неравенством богатых и бедных, взятками, недобросовестными чиновниками и судами… и т.д. и т.п. Роулинг не сдерживает себя в сарказме. Вспомним Риту Скитер — в высшей степени пародийный образ журналистки, любящей сенсации и готовой как угодно переврать слова собеседника, чтобы написать скандальную статью. Или мистера Фаджа, главу Министерства, дрожащего за свое кресло, готового смести воображаемых конкурентов с лица земли и не видящего реальной опасности, нависшей над волшебным сообществом. Или тетю и дядю Гарри — косных обывателей, эгоистичных и ограниченных. Роулинг по ходу действия отпускает насмешки над качеством образования, медицинским обслуживанием, логикой правовых актов, ведением расследований, якобы «объективностью» и «правдивостью» СМИ. Ее герои, хоть и живут в Хогвартсе, сталкиваются с теми же проблемами, что и мы — читатели.

4. Совет четвертый — тщательно продумайте свою волшебную вселенную

Вместе с Гарри, Роном и Гермионой мы узнаём, как действует то или иное заклинание, как называются те или иные волшебные сладости, как лечатся заболевания, как проводятся спортивные соревнования, как организовано транспортное сообщение, как работают взрослые волшебники, как функционирует Министерство Магии… список можно продолжать. Мир Роулинг не хаотичен: он основан на четких законах, подобных законам физики, и это завораживает. Обилие структурированной информации о вымышленном мире вызывает у читателя мощный эффект присутствия, эффект постижения реальности. Но эта информация излагается дозированно и потому не утомляет читателя. С каждым новым учебным годом Гарри Поттера мы узнаём то, что нам положено знать, и не больше. Роулинг удается не перегнуть палку с количеством фактов о магической вселенной. Иначе читатель может задуматься, зачем ему, собственно, знать, как функционируют волшебные перья на очередном экзамене для пятикурсников какой-то там несуществующей волшебной школы.

Продуманности вселенной соответствует продуманность персонажей, её населяющих. Сюжетные линии всех героев рано или поздно пересекаются, каждая линия доведена до конца, и ни одного персонажа, вскользь упомянутого, писательница не бросает. Между прочим, Роулинг продумала не только прошлое, но и будущее: в многочисленных передачах и интервью она неоднократно упоминала, что случится в будущем как с основными, так и с второстепенными героями. И такая продуманность впечатляет.

5. Совет пятый — не пренебрегайте достижениями родной художественной литературы

Только совсем неискушенному читателю может показаться, что Роулинг явилась со своим Гарри Поттером из ниоткуда. Филологи с легкостью находят в книгах Роулинг как отсылки к классике английской литературы, так и фольклорные мотивы, христианские аллегории и средневековый символизм. Американский исследователь Джон Грэнджер посвятил «истокам» романов о Гарри отдельную книгу, которая называется «Книжная полка Гарри Поттера» (John Granger «Harry Potter’s Bookshelf: The Great Books behind the Hogwarts Adventures»), где он анализирует отражение разных литературных традиций в творчестве Роулинг. И это лишний раз доказывает, что ни одно выдающееся произведение не возникает на пустом месте.

Цикл о Гарри Поттере не является даже первым циклом на подобную тематику. Мы можем вспомнить книжную серию Джилл Мёрфи «Самая плохая ведьма», описывающую учебу главной героини Милдред Хаббл в школе чародейства. Приключения непутевой Милдред Хаббл, неспособной выполнить хотя бы одно заклинание правильно, умудряющейся впутываться во всевозможные неприятности, пришлись по душе детям, тем более что за волшебными реалиями угадывались знакомые каждому школьные будни. Первая книга серии вышла в 1974-м году, и сразу же вызвала читательский интерес (в том числе видимо, и у девятилетней девочки из-под Бристоля по имени Джоан).

В качестве непосредственных предшественников Роулинг также называют Урсулу Ле Гуин с ее романом «Волшебник Земноморья», повествующем об учебе юного волшебника Геда в школе магов на острове Рокк.

6. Совет шестой — подумайте о нравственной идее, которая будет лежать в основе вашего сюжета

В мире Гарри Поттера ведется серьезная война, во время которой он теряет почти всех своих близких, но — и это решительно утверждается писательницей — побеждает не сила волшебства, мощь оружия или хитроумие стратегического замысла, а любовь, позволяющая жизнь отдать «за други своя». Иными словами, «Гарри Поттер» — книга о вечных ценностях, о любви и самопожертвовании. Джон Грэнджер, которого мы только что упоминали, в другой своей книге, «Как Гарри нас всех околдовал» (John Granger «How Harry Cast His Spell: The Meaning Behind the Mania for J. K. Rowling’s Bestselling Books») подробно рассматривает христианскую символику в «Гарри Поттере» как неотъемлемую составляющую английской литературы, в традициях которой Роулинг создает свое произведение. Грэнджер пишет: «Удивительно и мастерство, с которым воплощено это глубокое духовное содержание. Христианские образы, символы, темы и смыслы включены во все книги о Гарри Поттере, и это, конечно же, вызывает особый отклик у читателей-христиан. Однако традиционные элементы, взятые у веры и «титанов» английской литературы, используются так деликатно, что их универсальное и христианское духовное содержание, не поврежденное какой-либо христианской оболочкой, доходит до людей, не являющихся христианами, даже до тех, кому привили неприятие всего христианского. Именно это и движет поттероманией. Проще говоря, ГП на уровне воображения удовлетворяет человеческую потребность в религиозном, мистическом или духовном опыте. Как писатель-постмодернист Роулинг удовлетворяет эту потребность как никакой другой из ныне живущих авторов».

Роулинг удалось не отпугнуть читателя моралью. При этом она не избегает сложных тем — смерти, жестокости, насилия. Гарри очень часто оказывается в ситуациях, располагающих к диалогу о смерти. И это далеко выводит сериал за рамки «детского чтения»: писательница очевидно не боится серьезной постановки вопроса, нравственные идеи не носят сусально-наивного характера. «Эти книги отвечают на главные духовные вопросы, а важность последних особенно остро ощущается поколением, далеко отстоящим от времени, когда религиозная жизнь была традиционна. В эпоху скепсиса, неверия в само существование трансцендентного наша способность различать что-либо за пределами материи и энергии почти атрофировалась за недостатком упражнения, и наш сознательный ум склонен отрицать ее. И в этот вакуум вторгаются истории про юного волшебника и его сражение с Волдемортом вовне и внутри себя. Роулинг, используя традиционную символику веры и английской литературы, тренирует атрофированное духовное чувство своих читателей и задействует их способность любить и понимать мир, давая ей трансцендентное измерение» (Джон Грэнджер «Как Гарри нас всех околдовал»).

7. Совет седьмой — будьте оптимистичны

Но несмотря на выявленную американским профессором трансцендентность, «Гарри Поттер», на самом деле — очень воодушевляющая и позитивная книга. Она утверждает: как бы ни был силен враг, ты можешь выстоять. Даже если весь мир против тебя. Основные ценности в этом конечном, смертном мире — это любовь, дружба, близкие. Семья, друзья. Банально? Да. Но именно эта банальность оказалась чрезвычайно востребованной в конце XX — начале XXI века. К чему стремится Гарри Поттер? К магической силе? Нет. Господству? Нет. Волшебным сокровищам? Нет. Его идеал — это спокойная семейная жизнь в любви, которой он был лишен. И, плечом к плечу с друзьями, он преодолевает все испытания. Даже собственную смерть.

Просмотры: 0

На самом деле ее зовут Джо. Но перед выпуском первой книги о юном волшебнике Гарри Поттере издатели попросили указать на обложке лишь инициалы J.K.Rowling. По их мнению, мужскую аудиторию могла отпугнуть книга, написанная женщиной. Но после того, как история о мальчике со шрамом из школы магии и волшебства Хогвартс разошлась многомиллионным тиражом и стала бестселлером, всем стало не до половой принадлежности автора — читатели ждали продолжения.

Пишет Роулинг с самого детства. В интервью она часто рассказывает, что первую сказку про мистера Кролика и мисс Пчелу написала в 5 лет по просьбе младшей сестры. Уже в начальной школе Роулинг поняла, что ее любимые предметы — литература и английский язык, и учителя это тоже поняли: ее первые рассказы зачитывали перед всем классом, позволяя чувствовать себя особенной. Тем не менее, Роулинг росла застенчивой, а одноклассники запомнили ее как девушку, живущую в мире фантазий и постоянно записывающую что-то в свою тетрадь.

Когда Джо было 15, ее мама заболела рассеянным склерозом. После 10 лет борьбы с болезнью Джоан-Энн Роулинг умерла. Эта трагедия наложила большой отпечаток на писательницу. «Больше всего я жалею о том, что моя мама так и не узнала, что я стала писательницей. Я никогда ей не рассказывала о Гарри Поттере, но он бы ей обязательно понравился», — рассказывала Роулинг в интервью Опре Уинфри. После смерти матери Джоан решила начать жизнь с чистого листа и уехала преподавать английский в Португалию, где познакомилась со своим первым мужем. Через год после бракосочетания у них родилась дочь Джессика, а спустя несколько месяцев муж выгнал Роулинг из дома с младенцем на руках.

Без денег, без работы, без семьи, Роулинг вернулась в Британию. Со своим отцом она не общалась со смерти матери, из родных — только младшая сестра Ди. Пока еще никому не известная Роулинг в буквальном смысле достигла дна: жила на пособие в £70, которого едва хватало на оплату крошечной квартиры и самую дешевую еду. «Я считала себя самой большой неудачницей, которую знала», — описывает свою тогдашнюю жизнь Роулинг. Развод повлек за собой затяжную депрессию, которая, кстати, воплотилась в образе дементоров — существ из сказочной вселенной Поттера, которые вытягивают душу и счастливые эмоции из людей. В интервью The Telegraph в 2006 году Роулинг призналась, что смерть и страх смерти — это ключ к книгам о Гарри Поттере: история начинается со смерти родителей главного героя и продолжается непреодолимым желанием Волан-де-Морта стать бессмертным.

По самым приблизительным подсчетам, сегодня Роулинг зарабатывает £77 в минуту (примерно $120).

Она получает доход не только за счет продажи авторских прав на серию книг, но и от целого ряда других коммерческих предприятий, так или иначе связанных с Поттером: авторские гонорары за фильмы, доходы от выпуска продукции с изображением созданных ею героев, доходы от мерчендайзинга. В общей сложности писательница заработала на приключениях мага £545 млн (более $1 млрд) — в два раза больше, чем Джон Р.Р. Толкин на истории о хоббитах. Поэтому сложно поверить, что аванс за первую книгу о мальчике-волшебнике «Гарри Поттер и философский камень», которая была отвергнута издателями 12 раз, составил всего £1500 (чуть больше $2300). Bloomsbury напечатало книгу только потому, что первую главу прочитала 8-летняя дочка главы издательства Алиса Ньютон и сразу же потребовала у отца продолжение.

Для недавно разведенной писательницы, которая жила с годовалой дочкой на пособие, это была победа. Редактор рукописи, правда, доброжелательно посоветовал Роулинг найти работу, потому что «детские книги больше не продаются». Первый тираж «Гарри Поттера и философского камня» — всего 1000 экземпляров, причем 500 книг издательство бесплатно разослало по библиотекам. Но этого хватило, чтобы роман признали «лучшей детской книгой года» в Великобритании. Права на американское издание романа купили на аукционе за $100 000. Роулинг сосредоточилась на продолжении истории про Поттера и к 2004 году стала самой богатой женщиной Великобритании.

Действия книг Роулинг происходят в вымышленном мире, который так сильно напоминает реальный: добро здесь далеко не всегда побеждает зло. Может, в этом секрет сумасшедшей популярности Поттера и среди детей, и среди взрослых. Книги сметаются с полок. Тираж последней раскупали с беспрецедентной в истории книгоиздания скоростью — 7000 экземпляров в минуту. В 2011 году это позволило Роулинг стать первым в мире женщиной-автором, заработавшей $1 млрд на своем творчестве.

С тех пор она не появлялась в списке миллиардеров — из-за своей обширной благотворительной деятельности и налоговой политики Великобритании. Тем не менее, Роулинг заняла 84-ю строчку списка самых высокооплачиваемых знаменитостей в 2014-м, за год до этого — 93-е место в рейтинге самых влиятельных женщин мира , и 7-ю строчку в 2015 году.

С выхода первой книги о Гарри Поттере прошло 18 лет. Книги того издания, выпущенные в твердом переплете тиражом 1000 экземпляров, теперь продаются по цене более чем $30 000. За это время Роулинг написала еще 9 книг про волшебный мир. Серия стала самой продаваемой в истории, уступив лишь Библии, а снятая по ней кинофраншиза — второй по мировым сборам ($7,723 млрд за 8 фильмов) после мира супергероев Marvel ($8,783 млрд за 12 фильмов). Бренд «Гарри Поттер» оценивается в $15 млрд. Также Роулинг продолжает зарабатывать на продажах электронной версии книги, права на которую есть только у сайта Pottermore.com, принадлежащего писательнице и открытого в 2012 году (за первый месяц работы он принес $4 млн). Там автор общается с поклонниками серии и выкладывает новые факты о книгах в свободный доступ. Она, кстати, остается единственной из писателей, кто отвоевал права у издательства на продажу электронной версии своей книги.

В 2012-м Роулинг выпустила роман, рассчитанный на подростковую и взрослую аудиторию, — «Случайная вакансия» (книга стала главным бестселлером-2012 в США в категории «художественная литература в мягкой обложке»). Аванс за нее составил $8 млн. За первые три дня продажи книги превысили миллион экземпляров. BBC выкупила права на экранизацию сериала по мотивам «Случайной вакансии», первый сезон которого вышел в прокат в феврале этого года. Чуть позже под псевдонимом Роберт Гелбрейт вышли два романа о детективе Кормороне Страйке — «Зов кукушки» и «Шелкопряд». И, несмотря на то, что перед выходом второго детектива правда авторства открылась, Роулинг пообещала продолжить публиковаться под мужским именем.

Львиную долю своего гонорара Роулинг отдает на благотворительные проекты. В 1990-х она работала секретарем в исследовательском отделе «Международной амнистии» в Лондоне, где впервые столкнулась с беженцами из стран третьего мира. Эта работа наложила серьезный отпечаток на дальнейшую жизнь Роулинг, именно тогда у нее и появилась идея романа о Поттере.

В 2000 году она основала фонд Volant Charitable Trust, который борется с бедностью. Фонд финансирует различные организации, которые помогают детям и неполным семьям, а также занимаются исследованиями рассеянного склероза. Две книги продолжения вселенной Гарри Поттера — «Фантастические звери и места их обитания» и «Квиддич от древности до наших дней» — принесли более £15,7 млн другому благотворительному фонду «Разрядка смеха», который также занимается проблемами бедности. В 2005 году Роулинг совместно с депутатом Европарламента Эммой Николсон основала Children’s High Level Group, который позже переименовали в Lumos. Фонд занимается тем, чтобы создать приемлемые условия для жизни и развития детей по всему миру. Для привлечения средств в Lumos в 2007 году Роулинг выставила на аукционе одну из семи рукописных копий «Сказок Барда Бидля» (неоднократно упоминаются в «поттериане»), которая ушла с молотка за £1,95 млн (покупателем был онлайн-ритейлер Amazon.com) и стала одной из самых дорогих книг в истории. Роулинг пожертвовала все средства, вырученные с продажи книги — порядка £19 млн.

31 июля 2015 года Роулинг исполняется 50 лет. Сейчас она пишет сценарий к экранизации книги «Фантастические звери и места их обитания». В 2015 году обещан выход новой книги — «Карьера зла». Уже спустя несколько часов после объявления о новом произведении книга возглавила список популярных предзаказов на сайте Amazon. Также стало известно, что детективные романы Роулинг лягут в основу сериала для телеканала BBC One.

В своей речи перед выпускниками Гарвардского университета в 2008 году Роулинг рассказала о том, что не всегда все получается с первой попытки: «Самым большим моим страхом в вашем возрасте была не бедность, но потерпеть неудачу. Не нужно бояться неудач — они неизбежны. Невозможно жить и не проигрывать, разве что вы живете настолько осторожно, что, по сути, и не живете совсем — в этом случае вы заведомо терпите неудачу».

Она прошла путь от пособия по безработице до миллиардного состояния, фундаментом которого стала лишь сила воображения. Автор самой популярной и убедительной книги о волшебстве и взрослении – Джоан Роулинг.

1. Трудное детство

Самая известная сегодня детская писательница имела далеко не самое счастливое детство. Мать Джоан часто и серьезно болела, что тяжело отражалось на атмосфере в семье. У нее диагностировали рассеянный склероз, когда Джоан было 15 лет, и спустя 10 лет она умерла. Это стало одной из главных трагедий в жизни Роулинг.

В то же время у Джоан были тяжелые отношения с отцом. В одном из интервью писательница признавалась, что отец внушал ей страх, а романтическая идея Эндрю, персонажа романа Роулинг «Случайная вакансия» - уйти из дома и жить на разукрашенных граффити и заваленных битыми стеклами улицах Лондона – это про неё.

До сих пор отношения писательницы с отцом остаются напряженными, а подростковые проблемы – важнейшей темой её творчества. « Я не была особенно счастлива. Я думаю, что это ужасное время жизни », – описывала Джоан свой опыт взросления.

По всей видимости, именно серьезное понимание того, с чем приходится сталкиваться современному подростку, и сделало книги Роулинг такими популярными.

2. Неудачница

История успеха Джоан Роулинг иной раз выглядит не менее волшебно, чем события романа о Гарри Поттере. Хотя Роулинг пробовала писать с раннего детства, всерьез подступиться к этому делу она долгое время не могла. Сначала будущая писательница поступала в Оксфорд, но не прошла, пришлось учиться в менее престижном Эксетерском университете.

Там Роулинг получила степень бакалавра по французскому языку и классической филологии. После университета переехала в Лондон и устроилась работать секретарем в исследовательский отдел «Международной амнистии».

Идея написать роман о мальчике, который учится в школе волшебства, пришла к Роулинг незадолго до смерти матери. Её уход сильно повлиял на будущую книгу. Вплотную работать над первыми главами Джоан начала в Порту (Португалия), куда она переехала, чтобы по вечерам преподавать английский, а днем писать книгу.

Там же она вышла замуж и родила ребенка. Однако брак оказался несчастливым и продлился чуть больше года. В конечном итоге с ребенком и первыми главами романа о Гарри Поттере Роулинг сбежала от мужа в Шотландию, где жила её сестра.

Позднее она признавалась, что в те времена считала себя « самой большой неудачницей, которую знала ».

Прошло 7 лет после окончания университета, и Роулинг обнаружила себя живущей на социальное пособие матерью-одиночкой. За плечами – неудачный брак, впереди – никаких перспектив.

Впоследствии писательница признавалась, что именно поражение, которое она потерпела в жизни, позволило ей сделать то, что она по-настоящему хотела: « Неудача означала избавление от всего несущественного. Я перестала притворяться перед собой, что я была какой-то другой, нежели на самом деле, и стала направлять всю свою энергию на завершение единственной работы, которая что-то значила для меня.

Если бы я действительно преуспела в чём-либо ещё, я бы никогда не смогла найти решимость добиться успеха в том, что было действительно моим. Я освободилась, потому что мой самый большой страх реализовался – и я всё ещё была жива, у меня всё ещё была дочь, которую я обожала, у меня была старая пишущая машинка и большая идея. И так каменное дно стало прочным фундаментом, на котором я перестроила свою жизнь ».

Так «Гарри Поттер» стал незаконченной рукописью, которой только предстояло найти путь к своему читателю.

3. Писательница

Сочинять истории и писать рассказы Джоан Роулинг начала очень рано. В детстве она часто развлекала ими свою сестру. « До сих пор помню, как я рассказывала ей историю, в которой она упала в кроличью нору и семья кроликов кормила её клубникой.

Абсолютно точно, что первый рассказ, который я записала (когда мне было лет пять или шесть), был о кролике по имени Кролик. Он заболел корью, и к нему пришли его друзья, в том числе гигантская пчела по имени мисс Пчела », – вспоминала писательница.

В подростковом возрасте двоюродная бабушка познакомила Джоан с творчеством журналистки и писательницы Джессики Митфорд. Она привлекала Роулинг прежде всего очень насыщенной, можно сказать даже авантюрной биографией.

Вероятно, тогда у неё и могли возникнуть первые мечты о писательском деле. Во всяком случае Роулинг с самого детства писала часто и много, но вплоть до появления «Гарри Поттера» не предпринимала последовательных усилий, чтобы заявить о себе в литературе.

Когда Роулинг закончила рукопись первого романа (а от возникновения идеи до финального варианта прошло 5 лет), она наконец решилась на публикацию. Но ещё целый год будущий бестселлер кочевал по издательствам. Рукопись отвергли около 10 раз.

В конце концов на риск пошло издательство Bloomsbury. Но взрослые и здесь были не слишком дальновидны. По легенде решающим фактором для публикации стало мнение восьмилетней Алисы Ньютон, дочери председателя издательства. Прочитав первую главу романа, она решительно потребовала продолжения.

Первая книга серии о маленьком волшебнике «Гарри Поттер и философский камень» была опубликована тиражом 1000 экземпляров, половина из которого была разослана по библиотекам. Сегодня это издание стоит десятки тысяч фунтов.

4. Гарри Поттер

История появления книги о Гарри Поттере давно приобрела легендарный и хрестоматийный характер. Роулинг рассказывает о рождении идеи первого романа как о чудесном озарении, посетившем её в переполненном поезде на пути из Манчестера в Лондон: « Я возвращалась в Лондон одна в переполненном поезде, и идея о Гарри Поттере просто пришла мне в голову.

Я писала почти непрерывно с шестилетнего возраста, но никогда раньше меня так не взволновывала идея. К моему огромному разочарованию, у меня не было пишущей ручки, и я была слишком застенчива, чтобы попросить кого-нибудь одолжить…

У меня не было рабочей ручки с собой, но я думаю, что, наверное, это было хорошо. Я просто сидела и думала четыре часа (задержки поезда), в то время как все детали пузырились в моём мозгу и этот тощий черноволосый мальчик в очках, который не знал, что он волшебник, становился для меня всё более и более реальным.

Может быть, если бы я замедлила ход мыслей, чтобы зафиксировать их на бумаге, то подавила бы некоторые из них (хотя иногда мне интересно, сколько из того, что я представила себе тогда, я забыла к тому времени, когда оказалась с ручкой). Я начала писать «Философский камень» в тот же вечер, хотя те первые несколько страниц не имеют ничего общего с законченной книгой ».

После публикации книга довольно быстро и совершенно неожиданно взяла ряд престижных литературных премий и была опубликована в США. В последующие 10 лет Роулинг написала ещё 6 книг серии, каждая из которых становилась бестселлером.

Если первая книга была изначально опубликована всего в 1000 экземплярах, то последняя - «Гарри Поттер и Дары смерти» - побила все мыслимые рекорды. Только в первые 24 часа было продано 11 миллионов экземпляров – на 2 миллиона больше, чем показатель предыдущей книги писательницы. «Гарри Поттер и Дары смерти» стала самой быстро продаваемой книгой всех времен и народов.

Книги о Гарри Поттере хоть и позиционируются как детские, но затрагивают совсем недетскую тематику: потеря родителей и близких, социальные проблемы, трудности взросления и самоопределения. Роулинг научилась говорить с детьми и подростками на их языке, не снижая интеллектуальный уровень и не глядя на своего читателя свысока. Возможно, в этом – одна из составляющих успеха романа.

5. Миллиардер

Книги о Гарри Поттере моментально стали классикой детской литературы и пользуются необыкновенной популярностью во всех странах мира. Более того, идея о мальчике из школы волшебства в конечном итоге развернулась в полноценный мир, так называемую «вселенную Гарри Поттера».

Её основу составляют 7 романов оригинальной серии, а также несколько книг, уточняющих детали волшебного мира, в котором происходит действие. Все основные романы экранизированы, на их основе регулярно разрабатываются компьютерные игры и аттракционы для парков развлечений.

Последние 4 книги серии поставили абсолютный рекорд как самые быстро продаваемые, а серия фильмов о Гарри Поттере занимает второе место в списке самых прибыльных франшиз. В целом бренд «Гарри Поттер» оценивают в более чем 12 миллиардов долларов. Естественно, что немалая часть из этих денег принадлежит Джоан Роулинг.

Журнал «Форбс» назвал её первым человеком, заработавшим миллиард долларов при помощи писательского труда. Всё это сделало Роулинг второй богатейшей женщиной из сферы развлечений, а также одной из самых влиятельных леди Великобритании.

6. Роберт Гэлбрейт

Необыкновенная популярность серии романов о Гарри Поттере для Джоан Роулинг обернулась не только заслуженной славой и баснословными гонорарами, но и трудностями в дальнейшем развитии своего таланта. Писательнице стало тесно в тисках детской литературы.

Но этого Джоан Роулинг показалось мало. «Зов кукушки» – следующий свой роман, на этот раз криминальный, она опубликовала под псевдонимом Роберт Гэлбрейт. В аннотации автор был представлен как бывший следователь королевской военной полиции.

Писательница позднее признавалась, что опубликовала роман анонимно, чтобы быть свободной от читательских ожиданий и получить непредвзятую оценку критиков. Однако журналисты раскрыли псевдоним быстрее, чем предполагала Роулинг. Им потребовалось всего три месяца. За то время, пока авторство сохранялось в тайне, «Зов кукушки» был назван звездным дебютом и получил хорошие отзывы критиков.

Отчасти Роулинг добилась желаемого – пусть на три месяца, но вновь стала начинающим и никому не известным писателем. Вслед за первым криминальным романом Роулинг написала еще два, ставших продолжением – «Шелкопряд» и «Карьера зла».

Конечно, писательница вряд ли когда-нибудь сможет уйти от того субтильного, но отважного мальчика в очках, что изменил её жизнь и стал родным миллионам детей по всему мир. Но само желание Роулинг не эксплуатировать свои прошлые достижения, безусловно, вызывает уважение.

7. Добрые дела

Роулинг выросла в небогатой семье и уже во взрослой жизни несколько лет прожила в бедности, в одиночку воспитывая ребенка и живя на социальное пособие. Неудивительно, что, сказочно разбогатев, она стала тратить значительные средства на благотворительность.

В 2012 году «Форбс» даже не включил Роулинг в число богатейших людей мира, объяснив это тем, что писательница потеряла статус миллиардера, так как пожертвовала на благотворительность более 160 млн долларов и была вынуждена выплатить высокий налог.

Бывшая мать-одиночка Роулинг возглавляет фонд Gingerbread, специализирующийся на помощи семьям с одним родителем, и регулярно перечисляет средства на эту деятельность. Она также поддерживает программы по борьбе с бедностью и помогает детским больницам, участвует в многочисленных аукционах, средства от которых идут на помощь нуждающимся.

Кроме того, Роулинг спонсирует организации по исследованию и лечению рассеянного склероза – болезни, которая унесла жизнь её матери. Своими пожертвованиями она участвовала в создании Центра регенеративной медицины в Эдинбургском университете, который затем был переименован в клинику имени Энн Роулинг, матери писательницы.

Также Джоан поддерживает художников, писателей и исполнителей, лишившихся страховки и средств к существованию, и сотрудничает с организацией «Врачи без границ». Ежегодно Роулинг тратит десятки, если не сотни миллионов фунтов стерлингов на благотворительность. « Я думаю, что вы несёте моральную ответственность, когда вы получаете гораздо больше, чем вам нужно », – объясняет свою щедрость писательница.

Если вы думаете, что миллионеркой можно быть только тогда, когда получаешь огромное наследство от богатого дедушки, ты вы ошибаетесь. Существует, по крайней мере, еще один способ получить свой первый миллион - действительно его заработать. Звучит банально? Можно спросить J. K. Rowling (Джоан Кэтлин Роулинг - автор книги Гарри Поттер), что она об этом думает.

J. K. - это сокращение от двух имен. Первое - Джоан - будущей писательнице, рожденной в Йете около Бристоля, дали родители при крещении в 1965 году. Второе выбрала она себе сама 32 года спустя по совету издателя. Выбор пал на Кэтлин, потому что так звали бабушку Роулинг. Сегодня ее настоящая фамилия Мюррей - это по мужу, за которого она вышла замуж в 2001 году. Как известно, Джоан Кэтлин Роулинг (автор "Гарри Поттера") - создатель величайшего бестселлера конца XX века и владелица миллиардов долларов на счету, а все благодаря ожиданию в поезде, остановившемся где-то в чистом поле между Лондоном и Манчестером. Четыре часа, которые для большинства пассажиров были лишь потерянным временем, для Роулинг оказались началом большой карьеры. Именно тогда родилась идея написать книгу о мальчике, имеющем волшебные способности. Однако не все было так красочно, как может нам представить обложка романов о Гарри Поттере.

Автор "Гарри Поттера" - Джоан Роулинг: биография

Джоан Кэтлин Роулинг родилась 31 июля 1965 года в Южной Англии. После завершения учебы работала секретарем в нескольких компаниях и учреждениях, однако, не обладая достаточно хорошими способностями в данной сфере, решилась на отъезд из Британии. В 1990 году она переехала в Португалию, где работала в качестве учителя и преподавала английский язык. Здесь Джоан встретила португальца, с которым в 1992 году заключила брак, завершившийся несколько лет позже разводом и возвращением в Англию, на этот раз в Эдинбург, с маленькой дочкой на руках.

Новый этап в жизни писательницы начинался с пособия для одиноких матерей. У нее не было даже пишущей машинки, не говоря уже о компьютере. Возвращение в Великобританию в 1995 году было очень сложным и болезненным. Она остановилась в Эдинбурге в съемной квартире, из которой каждый день убегала в окрестные кафе, чтобы писать о приключениях волшебника.

Как создавался шедевр

О своей идее она никому не говорила, хотя о ее страсти к писательству знала вся ее семья еще до того, как она пошла в школу. Первый рассказ автор книги "Гарри Поттер" - Джоан Роулинг - написала, потому что любила сказки, решив тем самым выдумывать их для себя и младшей сестры. Идея, которая пришла Роулинг в голову в вагоне летом 1990 года, начала воплощаться в реальность в тот же день. Она работала над своим сочинением с перерывами несколько лет, тем не менее даже завершение романа не означало еще большого успеха. Каждая попытка опубликоваться заканчивалась неудачей. Но решительная Джо не унывала, отправляя копии текста все новым издателям. В общей сложности от момента зарождения идеи до выхода первого тома прошло 7 лет! Другие бы уже давно сдались. Но не Роулинг. Она любила свой необычный и «волшебный» роман.

Автор "Гарри Поттера" (биография): полоса препятствий

Детство маленькой Джо прошло в постоянной учебе. Строгая дисциплина, которую вводили в школе учителя, не помешала Джоан окончить последний класс лучшей ученицей. Ее любимым предметом стал английский язык. Это не удивляет никого, кто прочитал хотя бы один том приключений Гарри Поттера. Потом она окончила классическую филологию, несмотря на то, что у нее не было к ней пристрастия. После окончания института работала секретаршей, однако это занятие не было вершиной ее мечты, отсюда и возникла идея поездки за границу. Неудачи же в личной жизни вызвали у Роулинг глубокую депрессию. Единственной надеждой на выход из кризиса стало написание книги, идею о которой Джо вынашивала уже несколько лет.

Тернистый путь к успеху

В 1995 году первый том приключений о юном волшебнике был уже готов. Он был написан на отдельных листах и, к большому разочарованию писательницы, вызывал лишь негативные комментарии издателей. Время шло, а автор "Гарри Поттера" все еще жила на пособие и с верой, что наступит, наконец, её счастливый день. Со временем она начала работать преподавателем французского языка, а скромная зарплата позволила ей нанять агента, которому она поручила попытки ведения переговоров с издателями. Она знала, что сама не в состоянии этого сделать, потому что они требовали от нее изменить форму и язык книги. Еще высказывались мнения, что история слишком сложная в своем сюжете и не будет принята детьми. Только в 1997 году Кристофер Литтл убедил небольшое издательство напечатать роман. Удалось это, между прочим, потому, что издатель показал своей дочери первую главу тома о философском камне, а та сразу же потребовала продолжения. Благодаря этому роман, наконец, был выпущен. Этого бы не случилось без решительности и настойчивости автора и ее стремления к цели.

Дальнейшая работа Роулинг

Да, впечатляющего успеха первого тома не ожидал никто. Сама автор "Гарри Поттера" неоднократно заявляла, что ее особо не волновал коммерческий успех. Однако благодаря деньгам, заработанным на первой части, она смогла оставить работу учителя и заняться второй книгой. Однако стоит отметить, что Роулинг не писала очередной роман под влиянием момента и успеха предыдущего. Она это делала, потому что такой была ее цель. Уже тогда она знала, что сага будет иметь семь частей, не больше. Слово, данное самой себе, было для нее очень важным. Даже позже, когда на счету было уже несколько миллионов, а давление издателей и самих читателей было огромным, Джо не изменила мнения и не написала восьмой части приключений Гарри Поттера. Почему? Потому что не деньги были ее целью. Она достигла того, о чем мечтала, и была горда тем, что вышло из-под ее пера.

По всему миру было продано 450 миллионов экземпляров книг Джоан Роулинг, что, скорее всего, является сегодня лучшим результатом в истории. Самого же автора радует то, что она может вслух читать свои произведения детям. Джо иногда вспоминает, что на первое чтение книги о приключениях Гарри пришло четыре человека. Она была ужасно смущена, но потом контакт с читателями стал одной из ее самых больших радостей. Успешный гонорар, который удалось собрать, в полном объеме был передан в пользу борьбы с рассеянным склерозом, болезнью, из-за которой умерла мать писательницы, когда ей было всего 26 лет. Ранний уход матери Джо повлиял также на форму романа о Гарри, которого Роулинг сделала сиротой.

Продолжение карьеры

В период написания последующих томов автор "Гарри Поттера" отвечала на вопросы фанатов через веб-сайт, который функционирует и сегодня. Она не забросила его вместе с выходом последней части романа, потому что не хотела закрываться от людей, внесших свой вклад в ее успех. Несмотря на поклонения миллионов людей по всему миру, Джо осталась скромной, шутливой. В период с 1997 по 2007 год вышло семь томов романа о Гарри Поттере. Автор считает, что его история уже закрыта, и в планах нет ее продолжения. Хотя писательница осознает, что могла бы на этом заработать очередные миллионы, но не в деньгах дело, а в радости писать. Автор книги "Гарри Поттер" желает не изменить себе в том, что и как она делает - сначала создает, а потом думает о прибыли. Прежде всего, однако, Роулинг подчеркивает, что большой успех может родиться только из страсти.