Йога. Комплекс упражнений Приветствие Солнца. Комплекс «Поклонение Солнцу

Приветствие Солнца.

Сурьянамаскар. Упражнения. Дыхание. Энергетика Солнца.

Приветствие Солнца (Сурьянамаскар) – цикл упражнений, позволяющий йогу ощутить целебную энергию Солнца. Одна из самых популярных практик в йоге – Приветствие Солнца помогает существенно пополнить запас энергии, поддерживать хорошее здоровье и всегда находиться в тонусе. Данная практика положительно воздействует на весь организм и нервную систему человека.

Кроме того, дни рождения давно связаны с астрологией и гороскопами. Стоит отметить, что самый важный день в сатанизме - день рождения нашей собственной личности. Сатанисты говорят, что каждый человек - бог, если он один в нем. Поэтому упомянуть о вашем дне рождения означает праздновать рождение Бога. Конечно, большинство людей не согласны с таким экстремальным, эгоцентричным подходом.

Другие «особенно святые» сатанистские календарные дни - это Хэллоуин и Ночь Вальпурга. Последний описан в одном словаре как «первый вечер мая, когда ведьмы празднуют дату в выбранном месте». Эти скромные, скромные люди не рассматривали их появление в мире такого важного события, которое было бы достойно праздновать.

Выполнять этот цикл упражнений лучше утром, особенно хорошо на рассвете, но можно и после пробуждения. Обязательное условие: заниматься следует на пустой желудок. Время выполнения — от 1 до 2 минут для каждого цикла. Движения плавные. Повторение от 1 до 6 циклов, и больше — если вы уже приобрели опыт.

Сурьянамаскар

1. Поза «Приветствие» (Самастхити) . Встаньте прямо, ноги поставьте вместе, параллельно друг другу. Устойчиво стойте на двух ногах и выпрямляйте спину по направлению вверх. Сложите ладони ваших рук вместе перед грудью. Поднимите живот и расправьте ребра. При этом смотрите прямо перед собой.

Они поблагодарили Иегову за дар жизни и прославили его за это - не для себя. Как понять, что наш день смерти может быть выше, чем день рождения? Важно отметить, что единственное событие, о котором говорили христиане, - не день рождения. Это смерть Иисуса, в которой он заслужил великое имя, которое дает нам спасение. Каковы корни популярных пасхальных обычаев?

Но на самом деле их обычаи исходили из ложной религии. Например, яйцо, «известное как символ новой жизни и воскресения», говорит «Энциклопедия Британика», и кролик уже давно является удобрением. Таким образом, Пасха по существу является культом плодородия, который плохо покрывается скинией воскресения Христа. Ни в коем случае! И вообще, Писания не убеждаются и не дают оснований праздновать воскресение Иисуса.

2. Поза «Поднятые руки» (Тадасана) . При вдохе спокойно поднимите руки над головой. Приподнимите и расправьте грудь, продолжая вытягивать спину. Голову поверните так, чтобы смотреть вверх. Дышите равномерно, чтобы сразу перейти к следующей позе.

И, чтобы покрыть этот языческий культ плодородия, это двоякое зло. Каково происхождение Хэллоуина и какова дата празднования? Они думали, что через Самхайна исчезает граница, отделяющая человеческий мир от инопланетян, и что добрые и злые духи блуждают под землей.

Считалось, что души умерших в то время возвращались в свои дома, поэтому люди помогали им пищей и питьем, чтобы презирать их. Поэтому сегодня, когда дети одеты в призраков или ведьм, они ходят по дому и угрожают пролить какого-то жениха, если у них нет никаких снов, они сами, не зная об этом сами, оживляют праздник Самхайна. Потому что великий Вавилон будет уничтожен. И это отчасти связано с его оккультными обычаями.

вдох

3. Поза «Рука к ноге» (Уттханасана) . При выдохе наклоните тело вперед и вниз, вытяните спину, руки и шею. Расслабьте или свободно согните колени, положите руки на пол. Не сжимайте грудь и не поднимайте верхнюю часть спины. Держите локти расслабленными и не соединяйте колени.

Такие обычаи могут также испортить свадьбу сегодня. Некоторые могут казаться невиновными, но на самом деле исходят из ложных ритуалов, призванных призвать благодать «Бога Счастья» для молодоженов или гостей в гости. Одна из этих традиций - это кормление молодых людей, таких как рис. Это могло исходить из убеждения, что можно победить злых духов с пищей, чтобы молодой не повредил. Райс, кроме того, уже давно классифицируется как таинственная связь с рождаемостью, счастьем и долгой жизнью.

Для тех, кто хочет поддерживать Божью любовь, такие нечистые обычаи, конечно, неприемлемы. На каких принципах должны следовать супружеская пара и свадьба? Свадебные платья не должны быть отвратительными с сарказмом или намеками на секс, неуместными и неправильными шуточками или замечаниями, которые заставляют молодоженов или кого-либо еще неудобно. Свадебный банкет также не должен быть слишком роскошным, чтобы «полагаться на средства к существованию».

выдох

4. Поза «Всадник» (Ашва Санчаланасана) . На следующий вдох оттяните левую ногу назад и опустите колено на пол. Колено опорной ноги, стоящей на полу всей ступней, согнуто. Одновременно вытяните или поднимите спину и расправьте грудь. Голова и шея должны быть вытянуты вертикально вверх.

Если вы готовитесь к свадьбе, не забывайте, что Иегова захочет - вспомнить, что они счастливы, а не разочаровываться. Каков источник истории происхождения тостов и почему этот обычай христиан не принимается? Правда, теперь мало кто связывается с религиозными или суеверными жестами. Тем не менее, обычный рост бокалов может означать, что небесная, другими словами, сверхъестественная сила, благословляется, и такая просьба пересекает учения Священного Писания.

Каковы праздники и почему христиане неприемлемы, хотя и не религиозны? Поэтому неудивительно, что в некоторых странах ежегодно проводятся карнавалы и торжества со страстными танцами, иногда походы в гей и лесбиянки. Могут ли те, кто любит Иегову, присутствовать или смотреть это событие? Может ли кто-нибудь действительно сказать, что ненавидит зло?


вдох

5. Существует 2 варианта выполнения этой позы. Поза «Гора» (Адхомукха Сванасана). Выдыхая, вновь приставьте левую ногу к правой, затем раздвиньте их на ширину бедра, а руки — на расстояние плеч. Приподнимите ягодицы и бедра, обопритесь на руки. Спина при этом должна вытягиваться вверх и возвращаться обратно. Тяните пятки по направлению к полу и растягивайте мышцы внутренней стороны ноги. Расслабьте голову и шею. Тело образует перевернутую букву V от рук до таза и от таза до пяток.

У нас будет такая решительность, как псалмопевец, выраженный в молитве: «Отверните глаза от того, что пусто». Когда христианин нуждается в себе, слушая ее голос совести, решайте, посещать ли праздник или нет? С другой стороны, если определенный обычай или празднование не имеет какого-либо религиозного значения, если оно не связано с политическими или патриотическими церемониями и не нарушает принципов Библии, то христианину решать, участвовать или нет.

Каким бы ни было решение этого, нужно думать о других, потому что христиане не хотели бы быть камнем преткновения. Как мы можем свидетельствовать об объяснении Иегове праведных норм Иеговы? Итак, если у кого-то было неправильное представление о том, что наше библейское отношение фанатично и что нам не хватает любви, мы можем любезно объяснить, что Свидетели Иеговы счастливы собраться вместе с семьей и друзьями.

2 варианта выполнения позы


выдох

поза планки гора

6. Поза «Восемь членов» (Аштанга Намаскара). Осторожно опустите оба колена на пол, а затем плавно снижайте все тело под таким углом, чтобы положить грудь и подбородок на пол. Все восемь точек — два больших пальца на ногах, колени, грудь, руки и подбородок при этом должны касаться пола. Находитесь с этой позе непродолжительное время, а затем переходите к следующей.

Нам всегда приятно общаться с близкими, но мы не хотим разрушать эти драгоценные случаи с обычаями, которые болят Бога, потому что мы любим его и его правильные стандарты. «Вы узнаете правду, и истина сделает вас свободными». «Пусть каждый жертвует, как он в сердце, без пощады или, как если бы он был переведен, потому что Бог любит милосердного дающего».

Имеются противоречивые сведения о родителях Солнца. В гомерском гимне Хайлиуму Гиперион взял свою сестру Еврипесу как свою жену и приобрел неутомимое Солнце, Рододендрон Ио и ксантомалузу Луну. Однако в Феодосии Гесиода мать Хоуса, Солнца и Луны записана как Тея. Они и Гиперион были титанами, того же поколения, что и Сатурн, и, как и он, они были детьми Земли и Неба.


задержка

7. Поза «Кобра» (Бхуджангасана) . На вдохе поднимите и расправьте грудь, опираясь руками о пол. Локти прижмите к телу и продолжайте вытягивать спину вверх. Распрямите и расправьте грудь, опустите плечи, расслабьте голову и шею. Распрямите и вытяните верхнюю часть спины. Не начинайте это упражнение с головы и не оттягивайте сильно шею.

Эратос, 24-й, который утверждал, что Эсхил сообщил в одной из своих работ, что Орфей идентифицировал Солнце с Аполлоном и поставил его в центр своего поклонения, отказываясь предлагать цены Дионису. Говорят, что дети Солнца и Персии - Киркис и Аециды. Цирцея славилась своими магическими способностями и ее любовью к Одиссею. Король Аетис позже был тем, кто отказался доставить золотое руно Джейсону и аргонавтам.

Еврипид также сообщает о камере, где царь, отец Фаэтона, сохранил свое золото. Это то же самое место, где в конце драмы находится тело Фаэтона и ключи которого, как говорят, принадлежат королеве. Уже в Теогонии Фаэтон был, как Гиперион, считался статусом бога Гелиоса.


вдох

8. Поза «Гора» . Повторите позу 5. При выдохе поднимите ягодицы и бедра, опираясь руками. Спина вытягивается вверх и возвращается обратно. Тяните пятки по направлению к полу и растягивайте мышцы внутренней стороны ног. Расслабьте голову и шею.

Солнце было дедом Медеи, ведьмой и героиней аргонавтов. Когда Медея ответила новым мужем мужа, Глаукой и ее отцом Креоном, Солнце снабдило ее золотой колесницей, которая тащила дракона, чтобы избежать Джейсона и Коринфян. Айя была королевством на юго-восточном краю Черного моря. Ссылки на это можно найти в мифах о Фриксе и Овне, Джейсоне и Аргонавтах и ​​Цирце в десятом возрождении Одиссеи. Туманофф, К. «Исследования в христианской истории Кавказа», стр. 57. Л. «Восточная сторона геликона», стр. 507.

Овид написал о Фаэтоне в преобразованиях. Н. Две элегии на Пушкинском табло. Ф. «Солнце Божество и подземный мир, Месопотамия и Угарит», в Альстер, Б. Смерть в Месопотамии. В «Одиссее» поэт рассказывает историю секретного эротического контакта Афродиты с Марсом в постели ее мужа Гефеста. Солнце, которое видит все, видел и сообщал Гефеста. Он поставил их в ловушку и смирил их перед всеми богами.


выдох

9. Поза «Всадник» . Повторите позу 4. Вдохните и сделайте мах правой ногой по направлению к рукам. Левая нога остается сзади, колено на полу. Колено опорной ноги, стоящей на полу всей ступней, должно быть согнуто. Растяните позвоночник и поднимите грудь. Шея и голова должны быть вытянуты вверх.

Видаль-Наке, П. Земля и жертва в «Одиссее: изучение религиозных и мифических значений», в «Гордоне», «Л. миф, религия и общество», стр. 88, прокомментировали жертвоприношение как жертву. Также, Вернант, Ж. -П. Миф Прометея в Гесиоде. Для опыта аргонавтов на острове Солнца и его стаях, Аполлос. Говорят, что Фейтхауза, младшая дочь Солнца, держащая серебряный куст, входит в овец в прохладные поляны, а Лампит заботится о коровах и следует за ними, встряхивая бронзовую палочку.

Все животные были белого цвета с золотыми рогами. В Коринфе Солнце сражалось против Посейдона, чтобы стать богом-покровителем города. Жители не хотели оскорблять никого из них и любили оба. Пик Акрокоринта был посвящен Солнцу, а Истмус в Посейдоне. Празднования назывались Алиас или Илия.


вдох

10. Поза «Рука к ноге» . Повторите позу 3. При выдохе поставьте правую ногу вместе с левой и наклонитесь вперед и вниз, вытягивая позвоночный столб. Руки и голова составляют одну линию с позвоночником. Обеими руками опирайтесь на пол. Держите колени расслабленными или слегка согнутыми. Не напрягайте грудь и не тяните верхнюю часть спины. Расслабьте локти и плечи.

Традиция «города Солнца» относится к городу рабов и может быть связана с ролью Солнца в качестве свидетеля всей несправедливости. Мифом было создание Аристотеля Пергамона в эллинистический период. Пиндар похвалил Родоса и Солнца. Г. «Поклонение природе», ср.

Культ Митры восходит ко времени, когда персы и индейцы были людьми, потому что Бог появился в религии и священных книгах обоих племен, к Ведам и Авесте. Также Олденберг, Х. «Религия религии». Митра был отмечен в Риме после римского завоевания Пергама, а митраизм часто считался западным явлением.

выдох

11. Поза «Поднятые руки» . Повторите позу 2. При вдохе поднимите руки и расправьте грудь, но не тяните голову и шею. Продолжайте поднимать и распрямлять грудь, одновременно вытягивая руки над головой. Дышите ровно, глубоко и непрерывно.

вдох

12. Поза «Приветствие» . Повторите позу 1. При выдохе опустите руки и соедините ладони вместе перед грудью. Стойте во весь рост, ноги параллельно одна другой на ширине бедер. Поднимите грудь и расправьте ребра, смотря прямо перед собой. Вертикально вытяните позвоночник и шею.

Этим упражнением цикл завершается.

Сделайте несколько вдохов в позе «Приветствие», а затем приступайте к исполнению следующего цикла. Поза «Приветствие» в положении стоя является первой позой второго цикла. При следующем вдохе переходите к позе 2 «Поднятые руки», а затем в плавной последовательности повторите все остальные движения.

В последующих комплексах Приветствия Солнцу мы должны попеременно менять опорную ногу с ногой, отставляемой назад. Это касается поз 4 и 9. В первом цикле левая нога находится сзади, а правая стоит впереди. В следующем комплексе поменяйте ноги, продолжая делать это в каждом новом цикле.

После того, как вы закончили серии упражнений «Приветствие Солнцу», лягте на спину, вытяните позвоночник и дайте телу полностью расслабиться. Закройте глаза и оставайтесь в этом положении одну-две минуты. Дышите легко и свободно.

Последовательность дыхания

Упражнение выполняется на одном вдохе или выдохе. Шестое упражнение выполняется при задержке дыхания. В первом упражнении можно сделать вдох-выдох.


Взаимодействие с энергетикой Солнца

Воздействуя на тело и добиваясь и уровня здоровья, йоги обеспечивают наиболее благоприятные условия для работы мозга. Возрастает концентрация внимания, становятся, доступны разные представления: яркие, устойчивые, сложные по структуре и содержанию. На работе с ними основаны ментальные техники.

Одна из них — взаимодействие с энергией солнца, когда мысленно как бы пропускаешь через Чакры или все тело потоки солнечной энергии, представляемые в виде золотистого ветра, дождя, пучка света. Часто рекомендуют сочетать образные представления с дыханием. Например, на медленном вдохе внутренним зрением увидеть поток солнечной энергии, закручивающийся воронкой и идущий через голову, шею, спускающийся к солнечному сплетению. Во время небольшой паузы вообразить накопление этой энергии и образование в средней части живота как бы вращающегося по часовой стрелке (если смотреть спереди) энергетического вихря. На медленном выдохе мысленно направить энергию к ногам и вывести в землю. Во время паузы после выдоха мысленно представить внутренние структуры тела, очищенные и оздоровленные пропущенной порцией солнечной энергии.

В другом варианте после концентрации энергии в солнечном сплетении ее посылают к нездоровому органу. При этом не нужны формулы самовнушения. Задача заключается именно в образном представлении происходящих процессов насыщения энергией и оздоровления. Устойчивость образа, его четкость, легкость возникновения и удержания перед внутренним взором достигаются лишь после регулярных тренировок.

Как заметили йоги, процесс подзарядки солнечной энергией тем эффективнее, чем более возвышенными эмоциями он сопровождается, чем альтруистичнее настрой. Эгоистичные помыслы сводят на нет эффект тренировки. Чем бескорыстнее раздаешь полученную энергию, вкладывая ее в общее дело или помогая кому-то словом и действием, тем быстрее восполняется ее запас, тем выше становится энергетический потенциал личности. Поэтому тренинг образного мышления по методу «подзарядки энергией от внешних источников» целесообразно сочетать с методикой эмоционального взаимодействия этапа.

Для пропускания через Чакры солнечной энергии в Сурьянамаскар используют следующую схему сосредоточения внимания:

Упражнение 1 — сердечный центр (Анахата).

Упражнение 2 — шейный центр (Вишудха).

Упражнение 3 — основание позвоночника (Свадхистхана).

Упражнение 4 — межбровный центр (Аджна).

Упражнение 5 — шейный центр (Вишудха).

Упражнение 6 — пупочный центр (Манипура).

Упражнение 7 — основание позвоночника (Свадхистхана).

Далее следуют упражнения от 5 до 1. Представляют энергетический вихрь в каждой из приведенных зон сосредоточения. Он как бы накручивает на себя поступившую порцию солнечного потока, которая вначале распределяется по всему телу, а затем стекается к Чакрам.

Эмоциональное взаимодействие с Солнцем

По мнению йогов, эмоциональное состояние, соответствующее всепоглощающей любви, очищает энергетику тела и развивает духовные начала в человеке.

Сурьянамаскар — это пример тренировки эмоциональной сферы. И хотя йоги не относят данный комплекс к религиозному ритуалу, элементы веры и поклонения Солнцу здесь присутствуют. В Сурьянамаскар обращаются к Солнцу как первоисточнику и первопричине жизни на Земле, к явлению, достойному поклонению, любви и благодарности. Солнце служит объектом восхваления и восхищения. Вот примеры некоторых формул для вхождения в соответствующие эмоциональные состояния:

1. Приветствую и поклоняюсь тебе, другу всех и всего на Земле.

2. Спасибо за то, что даришь жизнь мне и всему живому.

3. Спасибо за твою великую функцию, задающую ритм жизни на планете.

4. Спасибо за силу, энергию, которую даешь мне и другим.

5. Я восхищаюсь твоим сиянием.

6. Я наслаждаюсь твоим теплом.

7. Для меня ты — великое творение Космического Разума, и я преклоняюсь перед тобой.

8. Я растворяюсь в любви к тебе.

9. Я восхищен твоим могуществом и силой.

10. Я слуга твой; будь снисходительно ко мне за мои слабости, дай мне силу для их преодоления.

11. Благодарю тебя за просветление, которое даешь разуму.

Эмоциональное состояние, достигаемое при «оживлении» каждой из приведенных формул, можно удерживать в течение всей тренировки, одного цикла или только одной позы. Умение изменять чувственный настрой в каждой позе — вершина освоения данного этапа.

Беря анимизм как основу самой ранней стадии египетской религии, мы должны предположить, что основные космические силы легко поддавались персонификации и считались божественными. Народ, который обожествляет каждое примечательное дерево или камень, с еще большей готовностью будет поклоняться солнцу, луне, звездам и тому подобному. Самые ранние египтяне, вероятно, так и делали и, возможно, даже признавали, что эти космические духи были великими богами. Поначалу они, похоже, думали о принесении им жертв не больше, чем принято на анимистической стадии религии многими примитивными народами, которые не соединяют религиозные мысли с великими космическими явлениями. Объяснялось ли это тем, что силы, которые человек созерцает каждый день, кажутся значительно менее таинственными, а следовательно, и менее божественными, чем духи – хранители города? Или же местные духи кажутся ближе человеку и, таким образом, более заинтересованы в его благополучии, чем космические боги, слишком великие и слишком далекие от обычного смертного? В любом случае, мы наблюдаем, например, что в исторический период бога земли (Геба) описывали как отца всех богов и как одного из наиболее важных персонажей пантеона, но, несмотря на это, он, похоже, не имел в период Нового царства собственных храмов. То же самое произошло с богом Нуном (первозданным водным хаосом), хотя его объявляли самым древним и самым мудрым из всех богов, и т. д. Из-за этих несоответствий более поздние попытки преобразовать старых местных духов и фетишей в воплощение космических сил доказывают, что подобной персонификации не существовало в доисторический период, в котором оставило след большинство египетских культов, и это подтверждает общее отсутствие благоговения перед космическими силами. Сомнительно даже, было ли изначально значимо поклонение богу-солнцу, хотя луне и уделялось кое-какое внимание в исторический период. Смешение трех планет под одним именем снова делает очевидным, что никакой их культ не пришел из древности.

Рис 3. Бог-солнце, наблюдающий за появлением своего диска в восточных воротах неба


Между тем первые попытки философского мышления, которыми сопровождалось развитие египетской цивилизации, привели к более пристальному созерцанию природы и к более высокой оценке ее. Хотя мы обнаруживаем следы разнообразных попыток создать пантеон космических богов, все же сколько-нибудь удовлетворительной системы никогда не существовало. Большая часть пантеона или так и не стала космической или, как было сказано выше, лишь безуспешно пыталась стать космической.

Первым из всех космических сил всеобщим поклонением стало пользоваться солнце, чьи лучи с такой силой сияли в Египте. В самых ранних попытках персонифицировать солнце его отождествляли с богом-соколом и описывали как сокола, который ежедневно пролетает по небу. Отсюда две самые популярные формы солнечного божества, Ра и Гор, которые имеют облик сокола или сокола (позднее иногда также льва с головой сокола). У обоих божеств было так много храмов в исторический период, что мы не можем определить первоначальное место его поклонения. В начале династического периода Гор, видимо, был богом-солнцем, которому чаще всего поклонялись в Египте . Хотя Ра не обрел официального признания до более позднего времени – II и III династий, тем не менее он, похоже, был более древней персонификацией солнца, поскольку его имя украшает популярное изображение солнечного диска.

Рис 4. Изображение Хепри в человеческом образе

Менее популярным является воплощение солнца Хепри (Хепрер в более ранней орфографии), в виде скарабея, катящего свой шар (солнце) по небу, или мужчины, который носит скарабея на голове или вместо головы. Позднее теологи стремились гармонизировать эту идею с другими представлениями о боге-солнце, объясняя Хепри как более слабое солнце, то есть то, которое появляется утром, когда образуется солнечный диск, или иногда вечером, или даже как ночное солнце в зачаточном состоянии за горизонтом , когда оно пересекает области мертвых и сияет в подземном царстве. Когда бог-скарабей тащит за собой второй шар или несет два шара, когда он летит поперек неба, он символизирует утреннее и вечернее солнце .

Рис 5. Хепри как младенец-солнце

В самый ранний период солнце также описывали как мужчину, чье лицо, глаз или украшенная голова были телом солнца. В этом случае его сравнивали с уреем (изображением змеи на короне фараона), огненной гадюкой, обвившейся вокруг бровей фараона, как символ его абсолютной власти над жизнью и смертью. Когда, как мы увидим, бога-солнце жалит змея, пока он пересекает небо по своему пути, это просто более поздняя вариация мифа, которая сочетает интерпретацию солнца как глаза (который может быть утрачен) и змеи. Наибольшей популярностью, однако, пользовался образ солнца, плывущего в ладье (которая, возможно, заняла место более раннего двойного плота) по небу, представлявшемуся голубой рекой или озером, которое является продолжением моря или Нила.

Рис 6. Хепри с двойным солнцем

На носу этой солнечной ладьи мы часто находим любопытную деталь, иногда представленную как ковер или подстилка , на которой сидит бог, часто дублирующий, таким образом, себя самого, сидящего под навесом. Эта деталь все еще ждет объяснения. Божество может быть или единственным обитателем ладьи, которая движется сама по себе, или он гребет веслами. Иногда его сопровождают множество известных богов, в особенности гелиопольской Великой девятки, и персонификаций мудрости и т. п. В последнем случае на большой ладье, которая в одном тексте описана как имеющая семьсот семьдесят кубитов в длину, гребут веслами многочисленные боги и души царей и других (первоначально особо выдающихся) умерших, «последователей Гора» или «Ра» , то есть бога, которому принадлежала ладья солнца. «Книга врат» возвращается к древней идее, объясняя, что «никогда не исчезающие звезды» (то есть избранные души) становятся днем гребцами солнца. Потом солнце может оставаться в каюте, в виде диска, в котором может восседать на троне сам бог, или предстать в виде урея змеи, символа огня.

Рис 7. Бог-солнце гребет, перевозя душу умершего по небу

В последней форме он может также обвиться вокруг носа ладьи, каюты или любой части судна. На одном рисунке двойной змей действительно образует лодку, которая везет звезды солнца, то есть символ его дневного пути (см. ниже о двойной природе змеи). Согласно чрезвычайно древнему представлению, которое встречается, например, на известной табличке из слоновой кости царя Менеса, смешивается человеческий облик солнца с его соколиным обликом, так что солнечная птица плывет в каюте громадного корабля, как будто у нее нет крыльев.

На своем ежедневном пути ладья солнца сталкивается с приключениями и противниками, которые явно символизируют облака и затмения. Еще опаснее его путешествие становится ночью, когда солнце проходит гряду западных гор, границу земли и вступает во враждебную темноту. Однако утром оно всегда появляется над восточными горами как победитель. Само солнце и его отважные гребцы и воины рассеивают всех соперников, успешно проплывая по подземному руслу Нила или пересекая бездонный океан, в который солнце погружается по вечерам . Ночью бог-солнце освещает области мертвых, которые на время пробуждаются ото сна, когда над ними сияют его лучи. Иногда считали, что они буксируют ладью солнца через мертвые или безветренные подземные воды или через особенно трудные участки их или помогают там богу против его врагов. По ночам солнце может также отдыхать в своем особом жилище в подземном мире, на «острове пламени» , где его огненная сущность находит достойное пристанище.

Рис 8. Звезда как гребец солнца днем


Рис 9. Ладья солнца в виде двойной змеи


Точнее говоря, бог-солнце имеет две разных ладьи: одну – Манджет – днем, а другую – Месектет – ночью. Иногда он входит на «вечернюю ладью» днем. Это различие понять не менее трудно, чем более позднюю дифференциацию солнца на три различные особи в дневное время, когда утром его называют Гором (или Harakhti, «Гор Горизонта»), в полдень – Ра (его обычное имя) и ближе к вечеру – Атум(у). Последняя форма, взятая от местного бога Гелиополя , изображается в виде человека, очень редко в самом старом облике Атума как ихневмона (фараоновой мыши, мангуста). На прилагаемом рисунке этот бог вечернего солнца изображен в его первоначальной животной форме возле закрытых западных ворот неба, построенных на горе запада. Мы уже видели, что имя Хепри использовали для более слабых проявлений солнца. Позднее Ра, как самое древнее имя, также употреблялось больше для слабого и престарелого солнца ; в то время как умирающее солнце вечера и умершее солнце ночи идентифицировали с Осирисом, как мы увидим в главе о мифе об Осирисе. Воплощение солнца фигурой с головой барана во время его ночного путешествия через подземный мир походя относится только к Новому царству . Очевидно, солнце здесь соотносится с Хнумом, стражем вод, приходящим из подземного мира, и господином Аида. Солнце в ночное время пропадает в темном царстве Хнума и соединяется с ним. Изображение солнца в виде благоуханного пламени фимиама, похоже, находит свое объяснение в том факте, что светило встает на востоке, откуда привозят пряности и благовония.



Рис 10. Бог-солнце ночью. Бога в его ладье с «Мудрецом» и «Волшебником» тащат «духи подземного мира»


После 2000 г. до н. э. поклонение солнцу, благодаря возрастающей официальной моде, стало настолько господствующим, что с солнцем или его фазой отождествляли почти каждого бога, который не получил ясной космической функции в предшествующую эпоху. Таким образом, большинство местных божеств получили, наконец, объяснение в качестве различных проявлений солнца как «члены» Ра или как его «души». Попытки систематизировать эти проявления показывают, что такой великий бог, как солнце, имеет семь или четырнадцать душ или двойников . Позднее отождествление с солнцем, конечно, намного превзошло эти числа.

Рис 11. Атум возле Западных ворот неба


Несколько более скромное место приписывается богу-солнцу, когда он параллелен луне. Каждое из этих великих светил является глазом небесного бога, хотя это небесное божество все еще носит имя бога-солнца, как господина неба, обычно Гора (откуда его также называют «Гор Двух Глаз»), более редко Ра или других олицетворений солнца . Тот факт, что за один раз это небесное божество показывает только один глаз, объясняется различными мифами, которые, как мы увидим позднее, подробно объясняют, как бог-солнце потерял глаз. Согласно верованию, которое господствовало позднее и которое приспособили к мифу об Осирисе, это случилось в битве с Сетом .

Египетское слово «глаз» женского рода, диск солнца могли также относить к женскому роду. Теория относительно солнца приходит к тому же самому общему заключению, о котором уже упоминалось: солнечную орбиту сравнивают с огненным змеем, «ar"et» (урей у греков и римлян), которого фараон, представитель бога-солнца на земле, носил как повязку на лбу. Воспринимая урей как символ огня, этого змея первоначально представляли как украшение на лбу или как обитателя солнечной ладьи или небесного бога, но вскоре его столь полно идентифицировали со сверкающим глазом солнца, что «глаз» и «змей» стали синонимами. Так оба глаза небесного бога были отождествлены со змеями, несмотря на более мягкий свет луны. Часто представляли, что лоб солнца украшают два урея, точно так же, как они иногда украшали фараона. Эти два глаза или две змеи часто называют «дочерьми бога-солнца» , и ниже мы найдем миф об этих двух соперничающих дочерях. (См. также рис. 9, на котором изображен двойной змей в виде ладьи, которая везет лестницу бога-солнца.)

Все эти изображения представляли способы соляризации женских божеств. Главные богини, которых считали солярными и описывали как дочь, глаз, змею или корону солнца, были Тефнут, Сохмет и Бастет, чьи животные обличья (львица для первой и второй и кошка для третьей) также, похоже, способствовали ассоциации их с дневным светилом, потому что бога-солнце часто изображали в виде льва. Более того, Хатхор, Исида и другие небесные богини иногда обнаруживают тенденцию к такой солярной интерпретации, точно так же, как мужские божества вроде Гора парят между солнечной и небесной функциями . Мы должны, однако, обратить внимание на то, что все женские персонификации солнца не оказывали реального влияния на мышление египтян, которые считали, что солнце является мужским божеством. Эти соляризации женских божеств, возможно, относятся к ранним быстро проходящим попыткам, чья история еще не ясна. Миф о глазе солнца, как дочери, которая преднамеренно бросает своего отца, см. ниже, так же как и другие легенды о пораненном (или ослепшем) глазе бога-солнца, который эвфемистически называют «здоровый, неповрежденный» (uzat, uzait), потому что его нельзя повреждать постоянно.

В религиозной поэзии также все хорошее и полезное называют «глазом солнца», то ли потому, что жизнь обязана своим существованием лучам великого небесного тела, как красочно заявлено в некоторых гимнах, то ли, возможно, также потому, что глаз, вырванный и упавший на землю, создал жизнь.

Существовал большой разброс мнений о времени, когда солнце пришло в мир. Некоторые считали, что солнце развилось прямо из первозданного хаоса и создало (или, по меньшей мере, организовало) весь мир, произведя на свет богов. Другие утверждали, что (особенно в более поздней солярной форме Осириса) солнце возникло в результате первичного разделения неба и земли, двух величайших космических сил. В любом случае, солнце всегда рассматривали как создателя людей, которые «произошли из его глаз(а)» способом, который по-разному интерпретировался египтянами, и как бога, который (один или через своего помощника Тота) организовал мир, по крайней мере в его нынешней форме.

Наиболее священным предметом для бога-солнца был сверкающий металл – золото. Он играл важную роль в религиозной символике , и такая богиня, как Хатхор, была связана с солнцем эпитетом, похожим на «золотая».

Господствующее почитание солнца повлияло на всю египетскую религию и присутствовало во всех культах местных богов еще до того, как вошло в моду объяснять большинство богов как солярных. Так, пара монолитных красных обелисков, возвышавшихся перед воротами египетских храмов, первоначально просто символизировала границы солнечного пути и особенно его ежегодных пределов, равноденствий. Объяснялось, что солнце имеет два обелиска на земле и два на небе . Только одну из этих колонн, вероятно, считали действительно важной. Косвенное указание на это, несомненно, обнаруживается в громадных монолитах, напоминающих обелиски на кубическом основании, которые только цари V династии воздвигали в честь Ра, потому что они, похоже, называли его своим предком более буквально, чем другие царские семьи . Позднее всем обелискам поклонялись так же, как знакам присутствия солнца на земле .

Он (Un, Eun в наиболее ранней орфографии), самый древний и самый священный город Египта, «Город Солнца» – Гелиополь греков, был главным местом солярной мифологии, хотя общее имя бога-солнца, Ра, похоже, даже там постепенно, лишь после 2000 г. до н. э., заменило старинное местное божество, Атума. В Гелиополе находился земной поверенный Небесного древа, священного фруктового дерева – Persea, и священный источник, который до наших дней называют «Источник Солнца» ("Am Shams) и в котором солнце, как уверяют, или само купалось по утрам и вечерам, или родилось в начале мира, когда оно поднялось из первозданного водного хаоса. Так, озерцо было не просто символом, но подлинным следом первозданного потока . Такие священные озера в подражание этому создавали во многих святилищах, так же как священное дерево Гелиополя имело местные параллели.


Рис 12. Тот в виде павиана


Рис 13. Павианы приветствуют солнце:

a – над небесной колонной;

b – в Небесном древе


Во всех святилищах солнца на присутствие бога на земле указывали единичные или двойные воспроизведения солнечной ладьи, которые часто представляли собой громадные сооружения из камней или кирпичей, хотя в основном их делали из дерева, и их можно было переносить. Жрецы могли имитировать дневное и ежегодное движение солнца в торжественной процессии, когда они несли или тащили ладью вокруг храма или пускали ее плыть по находящемуся поблизости священному озеру.

Как выясняется, наиболее тесно взаимодействовал с солнцем его помощник Тот (луна), который также исцеляет поврежденный или вырванный глаз солнца. Богов доисторических столиц разделенного Египта, Буто и Иераконполя, представляли в виде человеческих фигур с головами сокола или шакала и также называли «владыками востока». Исходя из того, что их описывают как приветствующих каждое утро солнце, некоторые ученые увидели в этом намек на вопли, которыми животные дикой природы как будто радостно приветствуют восходящее светило. Павианы, согласно египетскому представлению, таким же образом приветствуют молитвами и гимнами солнце на восходе, также прощаются с ним на закате и даже встречают, сопровождают его и помогаютночному солнцу, когда оно путешествует по подземному миру . Так что их функция, похоже, развилась из роли Тота, как помощника бога-солнца, а соколы и шакалы, уже упомянутые подобным образом, скорее нуждаются в мифологическом объяснении.

Рис. 14. Павианы, приветствующие утреннее солнце. Солнце поднимается в восточных горах из атрибутов Осириса