Праздник преображение господне. Борис Пастернак. Август. Какой смысл в празднике Преображения Господня

Один из двунадесятых праздников -Преображение Господне. Двунадесятые праздники – так называется цикл двенадцати важнейших годовых праздников русского православного литургического календаря. Определение «двунадесятые» происходит от славянского количественного числительного «двунадесять» (или «дванадесять»), то есть «двенадцать». (Пасха, как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.)

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа - это таинственное явление Божественного Величия и Славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе Фавор. Преображение есть явление Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы.Преображение показывает, что в Иисусе Христе соединены два естества - божественное и человеческое. Во время Преображения божественная природа Христа не менялась, но была лишь явлена в Его человеческой природе. По словам Иоанна Златоуста, оно произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».

В основу праздника положено событие, связанное с земной жизнью Иисуса Христа. О Преображении повествуют все три синоптических (Матфей, Марк, Лука) евангелия.

В последний год Своего земного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Спаситель, в преддверии грядущих страданий, начал подготавливать к ним учеников Своих, чтобы они верно восприняли и поняли грядущее. Он сказал ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть » (Мф. 16:21).

Апостолы должны были уверовать, что их Учитель не еврейский пророк, который провозгласит себя царём Израиля, а воплотившийся для спасения рода человеческого Сын Божий. Ведь, не смотря на то, что апостолы уже не раз исповедовали Его Сыном Божиим (особенно после насыщения 5000 человек), но и они жили общееврейской надеждой, что Иисус Христос прежде всего ожидаемый Мессия, который будет земным царем Израилевым. Менее всего они думали тогда об избавлении людей от греха, проклятия и смерти, о даровании жизни нетленной, вечной. И эти иллюзии сохранялись у апостолов даже после Его Вознесения, вплоть до Пятидесятницы! Поэтому Господь приоткрывает им завесу будущего и являет Себя Сыном Божиим, владыкой жизни и смерти. Он заранее уверяет учеников в том, что близкие страдания – не поражение и позор, но победа и слава, увенчанная Воскресением.

Через 6 дней после того, как Господь Иисус Христос объявил ученикам о Своих грядущих страданиях, Он с тремя ближайшими учениками – Иоанном, Иаковом и Петром – поднялся на гору Фавор, в Галилее, что в двух часах ходьбы на юг от Назарета, чтобы помолиться. Во время молитвы «вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9:26), «просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:1).

В это же время явились на гору два ветхозаветных пророка – Моисей и Илия, причем Моисей к тому времени давно умер, а Илия никогда не умирал, он был взят на небо живым. То есть на встрече с Христом Моисей представлял мир мертвых, а Илия – мир живых. Они беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» – то есть о страданиях и смерти Христа на Голгофе.

Наблюдая это, апостолы были поражены, но не испуганы. Напротив – их души охватила радость, ведь такого очевидного и ясного подтверждения Божественности Учителя никто из них не ожидал. «Равви! – сказал в восторге Петр, – хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну и одну Илии ». Куща – это шатер, или палатка: Петру так понравилось на горе Фавор, что он предложил Спасителю остаться там жить.

Но апостолов в этот день ожидало еще более сильное потрясение. Вдруг на них сошло и покрыло светлое облако: «се, облако светлое осенило их ». В 3-й книге Царств описывается, как такое же облако, символ особого присутствия Божия, появилось в святилище, в Святая святых, когда туда внесли Ковчег завета: «облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень » (3 Цар. 8:10-11).

Из облака, которое осенило учеников Господа, послышался голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте » - те же слова, которые были слышны при крещении Господнем, но с добавлением: «Его слушайте », что должно было напоминать пророчество Моисея о Мессии (Втор. 18:15) и показать исполнение этого пророчества на Иисусе.

Услышав эти слова, ученики «пали на лица свои и очень испугались», но Иисус подошел к ним, коснулся их и сказал: «Встаньте и не бойтесь! » Поднявшись, ученики никого не увидели, кроме одного Иисуса Христа.
С горы все спускались, не проронив ни слова. И только уже у подножия Иисус обратился к апостолам с просьбой никому об увиденном не рассказывать, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых », чтобы люди, слыша о такой Его Славе, впоследствии не соблазнились, когда увидят Его распинаемым.

Почему именно Моисей и Илия, а не кто-то иной? Вспомним: Спаситель постоянно говорил, что о Нем как долгожданном Мессии свидетельствуют Закон и пророки. В момент Преображения являются два выдающихся ветхозаветных героя: сам законодатель Моисей, получивший Закон из уст Господа, и первый и сильнейший из пророков – Илия.

Как разъясняет св. Златоуст, Моисей и Илия явились потому, что одни из народа почитали Господа Иисуса Христа за Илию или за единого из пророков: потому «и являются главные пророки, чтобы видно было различие рабов от Господа». Моисей явился, дабы показать, что Иисус не был нарушителем его закона, каким старались представить Его книжники и фарисеи. Явление Моисея, уже умершего, и Илии, не видевшего смерти, но взятого живым на небо, означало владычество Господа Иисуса Христа над жизнью и смертью .

Преображение – событие, которое имеет и еще одну грань. Это и обращение к каждому из нас. Христос пришел к нам, чтобы обожить человека. И тот свет, открывшийся на Фаворе, Он готов даром дать нам.Фавор в переводе означает чистоту, свет . Тот, кто приходит к осознанию своих поступков и кается в содеянном, освобождается от душевной грязи, тот и может принять Божественный нетварный Свет. Сила, преображающая человека, подается через Таинства церковные, через духовную жизнь, через активную веру. В стремлении к обретению этого Света, к обожению человеческой природы христианское учение видит духовный смысл жизни.

Почему праздник Преображения Господня празднуется не в феврале

Православная Церковь празднует Преображение Господне 19 августа , несмотря на то, что по евангельской хронологии Преображение Господне было в феврале, за 40 дней до распятия Спасителя . Это было установлено потому, что празднование в феврале приходилось бы на дни Св. Четыредесятницы (Великого Поста) - что было бы несовместимо с великопостным служением и печальным временем поста и покаяния, изображающим собою настоящую (сегодняшнюю) многобедственную жизнь, тогда как праздник Преображения Господня предзнаменует собою будущий век. При этом на 40-й день после Преображения празднуетсяВоздвижение Креста Господня , - в которое вторично совершается празднование и воспоминание страстей Христовых.

Свидетельства о празднике Преображения идут с V в. (слово на этот праздник патр. Прокла), однако уже в IV в. св. равноапостольная царица Елена соорудила на горе Фавор храм в честь Преображения Господня.

Преображение принадлежит к числу двунадесятых великих праздников. В праздник совершается литургия, читаются паримии, а также поется канон, в котором подчеркивается величие произошедшего события. Во время службы в праздник Преображения священники надевают белые одежды – как символ того, фаворского, небесного сияния. Праздник приходится на Успенский пост.

В этот день освящаются яблоки, виноград нового урожая и другие плоды. Освящение проводится в конце праздничной литургии и является выражением дара Богу от благословлённой Им природы.

Тропарь, глас 7
Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху; да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Кондак, глас 7
На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

Величание Преображению Господню
Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное Преображение.

Двунадесятые праздники – так называется цикл двенадцати важнейших годовых праздников русского православного литургического календаря. Определение «двунадесятые» происходит от славянского количественного числительного «двунадесять» (или «дванадесять»), то есть «двенадцать». (Пасха, как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.)
Первый уровень классификации внутри этих праздников – по принадлежности к одному из двух годовых циклов христианского календаря. Девять из двенадцати праздников относятся к так называемому минейному циклу (см. Минея) и называются «неподвижными» («непереходящими»), потому что фиксированы лишь по числам месяца вне зависимости от дня недели. К ним относятся: Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября), Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября), Введение во Храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря), Рождество Христово (25 декабря/7 января), Богоявление, или Крещение Господне (6/19 января), Сретение Господне (2/15 февраля), Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля), Преображение Господне (6/19 августа) и Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа).
Три других праздника принадлежат к триодному (см. Триодь), или пасхально-пятидесятничному, циклу и именуются «подвижными» («переходящими»). Это: Вход Господень в Иерусалим, или Неделя ваий, т. е. «пальмовых ветвей», а в русской традиции – Вербное Воскресенье (совершается в воскресенье, предшествующее Пасхе), Вознесение Господне (сороковой день от Пасхи, всегда в четверг) и День Святой Троицы, или Пятидесятница (50-й день от Пасхи, всегда в воскресенье).
Второй уровень классификации двунадесятых праздников – по доминирующему содержанию. Праздники, посвященные Господу нашему Иисусу Христу, называются господскими, а посвященные Пресвятой Богородице – богородичными. При этом праздник Сретения Господня (т. е. Встречи Господа свв. Симеоном и Анной в Иерусалимском храме) и праздник Благовещения (День Зачатия Господа) имеют в современном русском Уставе двойственный, господско-богородичный, статус.
Богослужебные тексты (то есть изменяемые молитвословия и песнопения) неподвижных двунадесятых праздников помещены в Минее (под соответствующим месяцем и числом); подвижных – в Триоди (под определенным днем конкретной недели до и после Пасхи); а также в «праздничных» богослужебных сборниках и отдельных изданиях.

Литература: Лаврентьев Г. Дванадесятые праздники Православной Церкви. СПб., 1862; Дебольский Г., прот. Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви. 10-е изд. СПб., 1901; Рашковский Е. Б. «С высоты Востока…»: Двунадесятый праздничный цикл в православном богослужении. М., 1993. См. также литературу при отдельных статьях о соответствующих праздниках

19 августа Православная церковь празднует Преображение Господне. Праздник посвящен чудесному событию, описанному в Евангелиях, и произошедшему на горе Фавор, где случилось явления Божественной славы и величия Иисуса Христа над тремя ближайшими учениками.

Преображение Господне: история праздника

Хотя ученики Спасителя всем сердцем верили Ему, но они не понимали как Он, Сын Божий, может пострадать и погибнуть. Им казалось, что это невозможно, и от размышлений о будущих страданиях Мессии они приходили в смятение. Чтобы укрепить их в этой мысли, Господь решил показать им свою Божественную славу. Для этого Он в сопровождении трех ближайших учеников – Иакова, Иоанна и Петра – взошел на высокую галилейскую гору Фавор.

На горе Христос молился Богу Отцу, и открылась слава Его Божества: лицо Спасителя просияло как солнце, а одежды стали белыми как снег. На горе явились свидетели Преображения Господнего из Иного Мира – пророки Илия и Моисей, некогда удостоенные видеть Божественную славу Господа – один на Хориве, другой на Синае. Пророки беседовали с Сыном Божиим об Его исходе, т.е. о смерти Богочеловека на кресте.

Намерения Господа показать ученикам Свою Божественную славу полностью оправдались. Она настолько восхитила апостолов, что они желали всегда наблюдать её, находясь на горе. Вскоре они услышали глас с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте! ». Во время гласа испуганные ученики не могли смотреть на сияние лица Иисуса и пали на землю. Он подошел к ним, прикоснулся и сказал: «Встаньте и не бойтесь ». Подняв свои глаза, апостолы не увидели никого, кроме Господа.

Что означает праздник Преображение Господне?

Празднованием Преображения Господнего Православная церковь торжественно прославляет и исповедует соединение человеческого и Божественного в лице Иисуса Христа и Его добровольные страдания ради спасения всего человечества.

Святой Ефрем Сирин в своей беседе в день празднования Преображения сообщил о том, что Иисус привел апостолов на гору Фавор для того, чтобы показать им, кто Он и чей Сын, чтобы явить им Свою Божественную славу и доказать, что именно Он является избавителем Израиля, обещанным пророками.

Возвещая и исповедуя Божество Христа, праздник Преображение доказывает, что Его страдания и смерть были добровольными и спасительными. Господь Своим преображением предохранял учеников от уныния и возводил к высшему упованию среди бедствий, которые постигнут их в будущем.

Празднованием Преображения Господа во славу небесную, уготованную каждому из нас, Церковь нравственно утешает нас во время странствия земного, порой наполненного скорбями и лишениями, указывая, что за кратковременными печалями воссияет небесная слава вечного блаженства.

Христианам этот праздник внушает, что для благодатного преображения из тьмы греха во свет добродетели и истины, открывающей перед людьми двери Рая, необходимы молитва и беспристрастие к прелестям мира, потому что Господь для Своего преображения не без причины поднялся на высоту, удалившую Его от мирской жизни. Вознеся Своё тело на гору, он молитвенно вознесся на Небо и преобразился во славу.

Преображение Господне: традиции и обычаи

В народном календаре этот праздник известен как Второй или Яблочный Спас. К этому времени поспевают многие садовые плоды и огородные овощи, подходит к концу уборка хлебных растений, производится подрезывание сотов.

Наши предки привыкли любое дело начинать и оканчивать благословением Божиим, поэтому на праздник Преображения Господня они приносили в церковь к освящению плоды садовых деревьев и огородные овощи (за исключением огурцов), которые до этой даты не употребляли в пищу, считая это грехом. Со дня же Преображения на их столах появлялись все плоды нового урожая.

Владельцы хлебных полей и сегодня несут в храм семена и колосья нового хлеба, над которыми читается молитва и совершается окропление святою водою. В былые времена эти освященные «начатки» берегли к началу посевов.

В старину к празднику Преображения приурочивали обряд засевания полей, состоявший в том, что по просьбе хозяев на поле с иконами приходил священник и окроплял священною водою вспаханную землю. После чего хозяин или один из почтеннейших гостей, присутствующий во время обряда, бросал хлебные зерна в освященную землю. Этот ритуал служил началом засева.

В старину в день Преображения собранным с огородов и полей добром угощали бедных и неимущих. Эту традицию строго соблюдали, если же кто-то отказывался исполнить сие доброе дело, то такого человека наши пращуры считали недостойным уважения и не желали иметь с ним ничего общего. И сегодня в этот праздничный день из разных овощей и фруктов после их освящения в храме в некоторых местах делается подаяние нищим и убогим.

Народный обычай освящать всё благословением Божиим, бесспорно, является одним из древнейших обычаев христианства. Для его проведения обычно выбирались праздничные дни – более свободные и торжественные в жизни сельских жителей. Так, например, по установлению Божию, в Ветхом Завете в праздник Пятидесятницы к алтарю для освящения приносились начатки овощей. Подобным образом и в Новозаветной Церкви соборными и апостольскими правилами постановлено приносить их для освящения в храм в важнейшие праздники. В Греции существовал обычая освящать плоды 6-го и 15-го августа. На Руси же праздник Преображение стал одним и важнейших дней для освящения плодов садовых, огородных и полевых растений, потому что именно к этому времени они обычно поспевают. Недаром на этот счет существует народная пословица: «Пришел Спас – всему час ».

Видео: праздник «Преображение Господне»

Праздник Преображения принадлежит к числу двунадесятых, то есть двенадцати наиболее важных после Пасхи праздников. Что означает праздник Преображение Господне? В Евангелиях описывается таинственное преображение – явление Божественного величия и славы Иисуса Христа во время молитвы.

Когда отмечают праздник Преображение Господне в 2019 году?

Дата празднования в православной церкви приходится на 19 августа. Католическая церковь отмечает этот праздник 6 августа (если он выпадает на будний день, то может быть перенесен на следующее воскресенье).

Преображение Господне – что это такое?

В этот день Иисус и три его ученика поднялись на гору Фавор. Когда Он начал молиться, его лицо осветил неземной свет, а одежды стали белоснежными. Это событие, честь которого установлен праздник, ежегодно воспевается в христианском мире.

После молитвы Иисуса Его учеников окружило облако, и они услышали голос Господа, возвестивший им: «Это Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Иисус запретил своим ученикам рассказывать об увиденном, пока не произойдет Его Воскресение из мертвых.

Что означает праздник Преображение Господне?

Преображение Иисуса Христа демонстрирует соединение в Божием Сыне двух сущностей – Божественной и человеческой.

Что такое Преображение Господне и в чем его смысл? Как писал Иоанн Златоуст, Иисус таким образом показал нам «будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».

История и традиции праздника Преображение Господне

Расскажем также об истории этого церковного праздника. Его отмечают с IV века, после того как Святая Елена возвела на горе Фавор храм в честь Преображения.

Церковные службы начинаются за день до праздника, 18 августа, и продолжаются еще семь дней после него. 19 августа в церквях проводятся литургии и торжественные богослужения. Священники облачаются в белые ризы, символизирующие вечный божественный свет, явленный Иисусом Христом на Фаворе.

Вернувшись к людям, сын Господа велел собирать яблоки, чтобы Его Отец мог освятить их. Поэтому в этот день в православных храмах освящают яблоки и другие плоды, а этот праздник также называют Яблочным Спасом – в честь Иисуса-Спасителя (Спаса).

Другие названия праздника Преображения Господня – Праздник первых плодов, Осенины, Средний Спас и Спас на горе.

В старину в этот день священники с иконами окропляли вспаханную землю святой водой, благословляя урожай. В городах и селах устраивались народные гулянья, молодежь водила хороводы. Вечером, после захода солнца, люди исполняли обрядовые песни.

О духовном смысле праздника Преображения Господня, о нашем восхождении вслед за Христом, о событии праздника и о том, почему именно Моисей и Илия явились Спасителю, о том, как подготовиться к этому дню и как провести его, рассказывает протоиерей Артемий Владимиров .

«Преобразился еси на горе, Христе Боже…» Кто не помнит начальных слов тропаря двунадесятого празднества Преображения Господня! Тогда на горе Фавор Спаситель, еще в глубокой ночи совершив восхождение с тремя преданнейшими и усерднейшими Своими учениками: - апостолом любви, братом его Иаковом и пылким Петром, беседовал с Отцом Небесным, и ученики, воздремавшие, вдруг увидели непостижимое: как лик Христа просветился ярче солнечного света, а Его ризы стали белоснежными, так что превосходили своей чистотой снег, лежащий на горе Кармил. И белильщик на земле, замечает евангелист, не может так выбелить ткань, как были чисты ризы Христа (ср.: Мк. 9: 3). Ученики, при раскрывшемся у них по воле Божией духовном зрении, увидели славу Господню, которую Сын всегда имел, как и Отец, будучи с Ним единосущным по воплощении. Но здесь человеческая природа, неразлучно и неслитно соединенная с Божеством, засияла - так кусок металла, помещенный в среду огня, раскалившись, сам начинает источать свет и тепло, будто становясь огнем, - но вместе с тем и не изменив своего земного естества.

Праздник Преображения. Он и древними святыми отцами, и русскими проповедниками, и поэтами Серебряного века воспет, потому что знаменует собою начало русской осени, ведь не случайно, еще по греческой традиции, народ приносит в храм плоды земные и начатки урожая, и священники, прежде чем окропить яблоки, груши, виноград, как это было принято на Пелопоннесе и в Херсонесе, читают особую молитву для верных, прося Господа Бога просветить их сердца лучами богопознания, чтобы они исполнились духовных благ, символом и материальным выражением которых являются эти земные плоды, как будто говорящие о нетленной райской жизни, к которой все мы призваны через духовное восхождение на гору Фавор, через единение со Христом Спасителем в . И действительно, дорогие друзья, о празднике Преображения говорит всё Священное Писание Ветхого и Нового Завета, говорит применительно к нам, чадам Церкви, которых святые апостолы называют чадами света, сынами Царствия. «Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся» (Пс. 33: 5). Вкусите, братия и сестры, в день Преображения от святой евхаристической Чаши Пречистого Тела и Крови нашего Спасителя, вкусите и видите, яко благ Господь. А что мы увидим? Увидят окружающие нас люди свет Небесного Отца, о котором Спаситель говорит так ясно и доходчиво: «Да просветится свет ваш (Фаворский свет. - прот. А.В. ) пред людьми, да видят благие дела ваши, красоту души и тела, осиянную Духом Святым, и прославят они Отца вашего, Который на небесах» (ср.: Мф. 5: 16).

Праздник Преображения говорит нам о радостном смысле духовного подвига

В день Преображения, принимая, как и апостолы, незлобивым, кротким и чистым сердцем Божественную благодать, льющуюся с вершины горы Фавор, мы начинаем понимать, почему первоверховный апостол Павел называл христиан светилами, сияющими в этом развращенном мире. Праздник Преображения говорит нам о радостном смысле духовного подвига. Ведь цель и почесть духовного звания о Христе Иисусе заключается не в чем ином, как в стяжании благодати Святого Духа, в готовности и способности раскрыть лепестки своей души, воспринять эти божественные лучи, источником которых является неподвижное Солнце Любви, или Солнце Правды, на языке пророка Малахии, - Господь и Бог наш Иисус Христос.

Вспомним, дорогие друзья, обстоятельства этого удивительного и таинственного праздника, подняться до духовного осмысления которого не так просто, но, конечно, возможно, если мы, как птенцы, собираемся под крылышком Матери нашей - Церкви, а она через гимнографов и песнотворцев: Косму Маиумского, Иоанна Дамаскина - в тропарях и песнопениях праздника (нужно очень внимательно их слушать, а не смотреть по сторонам), очистив наше восприятие, поднимет нас до разумения фаворских тайн. Обратим внимание, что трое из учеников следовали неотступно за Господом, покуда Он восходил на эту гору. А почему не взяли Иуду? - спросит кто-нибудь из вас. А потому, - отвечают толковники Священного Писания, - что рыжебородый предатель был весьма ленив и плотоугодлив. Он мечтал сесть рядом с Мессией в Его Царствии, которое, впрочем, представлял себе чисто земным, но не удосужился проснуться, когда Господь, постучав в горницу, где почивали апостолы, призвал усерднейших следовать за Ним. Так и нам нужно немножко поднапрячься, немножко потрудиться, чтобы 6/19 августа не оказаться не у дел, не оказаться разочарованными и неудовлетворенными, потому что без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Подумаем, как нелегко было апостолам следовать за Христом. Если вы бывали на горе Фавор, то, наверное, догадываетесь, что тогда не было серпантина, шоссе, по которому нынче таксисты за несколько шекелей или пяток долларов довезут вас до вершины, где можно приобщиться духом к великой тайне Преображения. Подниматься нужно было пешком, а значит - через колючки и заросли кустов. Может быть, и были какие-то тропинки, по которым пастухи водили своих овец, но, очевидно, подъем этот был малый подвиг, который безропотно несли апостолы, не желая отставать от своего Учителя. Так вот и нам, дорогие друзья, необходимо было уже за несколько дней до Преображения чуть-чуть поднапрячься, вступить в борьбу с суетными, тщеславными помыслами, оставить всякое миродержание, особенно словоохотливость, связанную по необходимости с осуждением, усерднее заняться чтением Священного Писания, которое просвещает не столько мозг, сколько душу, окрыляет, делает способным думать о Боге, тянуться к Нему, размышлять о Нем, молиться Ему.

Раз Моисей смиренно склонил главу пред Христом, значит, Христос и есть Основатель и Ветхого, и Нового Завета

Итак, оказавшись там, на вершине, Петр, Иоанн и Иаков внимали происходящему. А внезапно увидев просветленный лик Господа, они со страхом, и трепетом, и ужасом узрели Моисея и Илию. Моисей - законодатель, Илия - тот, кто предварит Второе пришествие Иисуса Христа перед близкой кончиной мира, пророк-ревнитель. Почему, - спросите вы, - именно эти два ветхозаветных святых, а не кто-то из судей или древних воинов, наподобие Иисуса Навина, предстал Господу и беседовал с Ним? Очевидно, сокровенный смысл явления именно этих двух величайших представителей Ветхого Завета заключается в следующем: раз, смиренно склонив главу пред Господом, Моисей, тот, кто принес с Синая 10 заповедей человеческому роду, беседовал с Ним, как дитя с Отцом, как ученик с Учителем, то отсюда следует, что Христос и есть Основатель как Ветхого, так и Нового Завета. Христос - не противник отеческим заповедям, но Он есть Господь и Судия, Он пришел исполнить закон и отменить его обрядовую часть, оставив нравственное содержание. Ну а Илия-ревнитель, который, как вы помните, мог даже огнем встретить дерзких богохульников, покушавшихся на жизнь огнепламенного пророка, беседуя со Христом, тем самым свидетельствовал апостолам (а они были люди всё-таки грамотные и понимающие), что перед ними - апостолами, Илией и Моисеем -долгожданный Мессия, чаяние языков, Тот, Кто пришел Израиль не столько от внешнего господства римлян, сколько от тирании диавола, от господства страстей, пришел сокрушить саму смерть, проложив путь новый и живой к Воскресению.

А затем сходит светлое облако, в котором сокрываются Илия и Моисей, и остается один Христос. И апостолы - давайте вспомним икону Преображения - упав от страха, замерев… - очень живописно православная традиция изображает учеников: кто на карачках, кто - распластав руки и ноги, как лягушонок, если можно так выразиться… Апостолы, от этого Божественного света павшие ниц, слышат голос Самого Небесного Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Навсегда они - Петр, Иоанн и Иаков - сокроют в своих душах сладостный и вместе с тем страшный для человеческой немощной природы голос Небесного Отца. И один из них, Петр, в своем Послании впоследствии скажет об этом голосе, снизшедшем из велелепной славы, голосе, который засвидетельствовал Богосыновство, Божество Господа Иисуса Христа.

Снизойдя с горы, апостолы еще сами носили в себе это сияние небесного огня. И лик Христа светился чудесно, так что народ было ринулся к Спасителю, Который тотчас по схождении с горы свершил чудесное деяние - исцелил бесноватого отрока, сказав его несчастному отцу: «Если можешь сколько-нибудь веровать - веруй: всё возможно верующему». Так и у нас с вами: придет праздник Преображения; дай Бог, мы с вами исповедуемся, приобщимся Христовых Тайн, чтобы не быть сторонними наблюдателями, но участниками Божественной Литургии, и, вкусив сладостной жизни будущего века, преобразившись дивным преображением, пронизанные лучами Божественной славы, мы обретем благодатное детство во Христе. Нам, как Петру, не захочется выходить из храма.

Помните, как Петр, не понимая, что он говорит, от избытка вышеестественной радости сказал: «Господи, хорошо нам здесь! Давай поставим три сени - три кущи: Тебе, Моисею и Илии. Только не будем возвращаться в этот суетный, жестокий, лукавый мир, где Тебя, Господи, ждут надменные фарисеи, лукавые саддукеи, ищущие Твоей смерти. Останься здесь навсегда!» Однако просьба Петра не была уважена. Почему? Потому что Спаситель, явив Свою Божественную славу ученикам, готовился к Своему крестному пути, уверяя последователей, что страдания, которые встретятся Спасителю в Гефсиманском саду и в Иерусалиме, не вынужденные.

Христос - не невольная жертва Голгофской муки, но Он самоохотно, как Богочеловек, из послушания Небесному Отцу и из любви к погибающему человеческому роду, восходит на Крест, чтобы, вкусив горчайшую мучительную смерть, победить ее, изжить Своим воскресением. Да, в ту Гефсиманскую ночь они, апостолы, все, кроме Иоанна Богослова, разбежались, словно испуганные дети, устрашенные свирепостью лиц Иуды и храмовых стражников, но по Воскресении вспомнили - вспомнили всё. Вспомнили и эти дивные часы на Фаворской горе. И с тем большим упорством и радостью они благовествовали вселенной веру во Иисуса Христа, истинного Бога и истинного Человека, Который и нас с вами, Своих детей, приобщает к нетленной, живоносной и целительной Божественной благодати, просвещая наш ум, ментальные способности, умиряя наше сердце, отгоняя от наших душ уныние и печаль, самое тело делая послушным инструментом разумной души.

Поднимемся и мы в этот день на гору Фавор - помыслом и чувством, чтобы предстоять Христу

Много сказано, но не сказано ничего, если не говорить о внутреннем значении и величии этого дивного и прекрасного осеннего праздника. И я очень надеюсь, дорогие друзья, что никто из вас не лишит себя по глупости или по суетности этой ни с чем не сравнимой радости богообщения, но каждый, по мере своих сил, поднимется на гору Фавор - поднимется не телесными ногами, но помыслом, чувством, чтобы предстоять в этот дивный праздник Христу, нашему Солнышку, в Котором нет ни единого пятна.

В писаниях есть только небольшое количество свидетельств, которые описывают божественную природу Христа. Конечно, были зафиксированы чудеса, но они не являются явным указанием, а вот Божественное присутствие является именно таким. Примером служит Преображение Господне. Какова история праздника и какое он имеет значение для православных, полезно узнать каждому верующему.

Канонические книги Евангелия описывают данное событие трижды, в книгах от:

  • Матфея;
  • Марка;
  • Луки.

Описания отличаются незначительными деталями, но основное совпадает. Для того чтобы лучше усвоить и запомнить данное событие, может помочь икона Преображения, которая весьма точно передает суть, не зря святые образы называют живописным Евангелием.

Прямого указания, когда именно Христос поднимался на Фавор, в писаниях не наблюдается. Тем не менее, исследователи сходятся именно в периоде за 40 дней до распятия, дата заслуживает доверия и, вероятнее всего, соответствует действительности. Историческая канва самого жития Христа тоже вполне логично предполагает именно такой временной период.

Итак, за 40 дней до своего крестного подвига Христос отправляется на гору Фавор со своими самыми ближайшими учениками:

  • первопрестольным апостолом Петром;
  • Иоанном Богословом, автором Откровения;
  • Иаковом, старшим братом Иоанна.

Он оставляет своих апостолов молиться и начинает возносить молитвы сам, но его ученики засыпают и просыпаются от шума и света, который озаряет Христа, который буквально сияет белоснежным светом. Божественная благодать переполняет Его, рядом стоят Моисей и Илья-пророк, с которыми Христос говорит о предстоящем распятии своем.

После этого Преображение Господне на горе Фавор озаряется гласом Господним, который говорит о Христе как собственном наследнике и сыне. Таким образом подтверждается Его божественная природа. Когда действо завершилось, Спаситель указал апостолам никому ничего не рассказывать до того, как придет черед, и не говорить об этом Преображении до Его распятия.

Где находилась гора?

Сейчас многие отталкиваются от расположения храма Преображения Господня, который был создан еще царицей Флавией Юлией Еленой Августой, или просто царицей Еленой, матерью первого христианского императора Константина. Именно эта царица, отправившись с паломничеством на территорию Палестины, постановила создать храм на Фаворе.

Тем не менее, если обратиться к историческим источникам, то в действительности церковь Преображения Господня в Израиле каноничнее было бы расположить на отроге горы Ермон. Судя по всему, подлинное событие было именно там. Этому факту есть разные подтверждения:

  • на Фаворе раньше была крепость, и около обитало немало людей; если бы там старались уединиться Христос с учениками, то свидетелями Его божественного света стало бы существенное количество людей, а по Библии данное событие держалось в тайне;
  • канва библейских событий указывает на движение Христа на север, то есть к Ермону;
  • после Преображения Христос отправляется к Голгофе, и это такое путешествие, которое логично могло быть только с Ермона, но не с Фавора;
  • в Евангелии от Марка указывается на движение после этого события через Галилею, а такое возможно только по дороге с Ермона, но не от Фавора.

На самом деле в религиозном смысле история праздника от этого не меняется, да и касательно Ермона исследователи тоже дают некоторые возражения, хотя этот вариант выглядит более достоверным. Безусловно, следует стремиться к познанию подлинных фактов, но не нужно на этом чрезмерно зацикливаться в рамках веры, иногда эти дела нужно оставить историкам.

Суть события

Для православного весьма существенным является понять, в чем смысл рассматриваемого события. Ведь Христос брал своих ближайших учеников не просто на прогулку или для того чтобы удивить каким-то интересным «фокусом». Безусловно, в этом была какая-то высшая цель, которая имела назначение не только для учеников, современных Христу, но и для христиан следующих поколений.

Полезно знать! Кто они – Иисуса Христа: список имен

Какие аспекты нужно рассмотреть в этом событии? Наиболее основное:

  • Христос укрепляет своих последователей в вере, он являет собственную божественную природу, для того чтобы они не проявляли малодушия и маловерия даже когда он окажется на кресте ;
  • Христос подтверждает свою божественную природу, которая до этого пребывала в нем, но не проявлялась явно, то есть существо Иисуса не поменялось, в нем всегда соединялись божественная и человеческая природы, но теперь ученики увидели божественность, которая проявилась через тело;
  • при помощи гласа Господня в облаке передается как бы новая заповедь (подобно тому как Моисей получил заповеди на горе) – слушаться Сына Человеческого и следовать Его пути;
  • Спаситель готовится к мукам на кресте, встречает пророков;
  • этим актом символически соединяются два Завета (именно для этого тут присутствие Моисея), которые в действительности оба исходят от Христа;
  • Спаситель открывает путь остальным людям, так как представляет возможность обожествить плоть и проявить через плоть неизреченный свет.

На самом деле тема фаворского света являлась предметом дискуссий множества священников и служителей церкви на протяжении многих веков.

Об этом не всегда подробно расскажет даже Википедия, так как вопрос является более чем многогранным и требует детальнейшего рассмотрения. Особенно интересно в этом отношении отметить исихаизм.

Исихасты представляют собой одну из древнейших ветвей православного христианства. Суть этого течения связана с монашеской аскетикой и даже некоторым мистицизмом, который базируется на определенных методах религиозной практики. Поэтому непосвященному понять, что это, возможно только поверхностно, содержание учения постигается по большей части только практически.

К слову, многие святые следовали именно этой традиции. К примеру, Иоанна Лествичника вполне возможно отнести к таковым, также есть и другие известные примеры, такие как Григорий Палама.

Целью исихастов как раз и является постижение этого самого фаворского света, который является проявлением божественного в этом мире. Господь как таковой является непостижимым, то есть фактически Его не представляется возможным постигнуть будучи тварным созданием, такая возможность есть только опосредованно, но Господь проявляет себя фаворским светом, который также называется и Божественной энергией. Поэтому исихасты стремятся собственной практикой обрести такую чистоту, чтобы видеть и ощущать через себя этот свет и таким образом постигать Господа практически, пребывая в этом мире.

Полезное видео: праздник «Преображение Господне»

Празднование Преображения Господня

В православной традиции практически каждый знает, что за праздник выпадает на 19 августа. Этот день известен в народе как Яблочный Спас, а также является днем Преображения.

В действительности история праздника указывает на совершенно другой день, как сказано ранее, на 40 дней до Пасхи, но в таком варианте православные не могли бы отмечать данное событие, оно бы выпадало на пост.

Речь идет не о том, чтобы сделать новый праздник или как-то отступить от поста, но немного в другом. На самом деле отмечать радостное событие, когда через Христа явилась божественная природа, в дни поста и определенной сосредоточенности было бы не совсем удобно, поэтому праздник и перенесли.

День Преображения Господня в православном календаре относится к двунадесятым праздникам, то есть к самым главным и величественным. Благодаря этим праздникам весь год как бы объединяется евангельскими событиями. Таким образом, православные на протяжении всего года двигаются через эти события, непрестанно укрепляя и обновляя веру.

Этот день становится радостным для детей и взрослых, принято приносить в церковь для освящения плоды нового урожая, в частности яблоки и другие фрукты. Читаются соответствующие молитвы, проводится литургия. Отличительной особенностью дня является одежда священнослужителей, которая является полностью белой и символизирует таким образом фаворский свет.

Если вы исповедуете православие, то вполне естественным является воспитывать и собственных чад через традицию. Вполне полезным станет для детей приучение к двунадесятым праздникам, которые позволяют лучше всего усвоить библейскую историю и стать частью православной веры.

Важно! Нагружать ребенка различными теологическими темами не следует раньше времени. Трактовка этого праздника весьма трудна и для опытных людей. Тем не менее, полезно дать возможность побывать на службе, посмотреть на иконы, увидеть фото Святой земли, понять основной сюжет, изучить основы события.

Полезное видео: преображение Господне

Вывод

Особенность именно этого праздника заключается в радостном событии, которое возвещает людям о двойственной природе Христа. Если ребенок с ранних лет осознает возможность присутствия божественного в этом мире, то растет совершенно другим человеком, по сравнению с чадом, которое растет в атмосфере безверия. Поэтому следует предоставить ребенку хотя бы возможность узнать о Преображении.