Музыкальные электроинструменты клавишные. Как выбрать электронный клавишный инструмент? клавишно-духовой музыкальный инструмент

Духовые инструменты очень отличаются по своей структуре и звучности от всех остальных инструментов, причем они выделялись в музыке всех культур еще с доисторических времен. Классификация этих инструментов хорошо отражает взаимосвязь и различия между разными видами духовых.

Как устроены духовые инструменты?

Духовой инструмент состоит из резонаторов определенного типа (как правило, в форме трубок). В них происходят колебания столба воздуха, который игрок вдувает в духовой инструмент, а вследствие этого усиливается звук.

Звуковой диапазон духового инструмента определяется размерами его резонаторов. Например, звук, извлекаемый из толстой тубы, низкий, поскольку длина ее воздушного канала способствует низкочастотному колебанию потока воздуха. А звучание тонкой флейты будет высоким за счет более узкой формы инструмента, а, соответственно, и меньшего объема резонатора: при таких условиях столб воздуха чаще колеблется о его стенки, следовательно, звук становится выше.

Увеличить частоту колебания столба можно за счет ускорения вдувания воздуха, то есть если создать более быструю и острую воздушную струю.

Классификация духовых инструментов

Духовые инструменты делятся на две группы:

  • медные духовые инструменты;
  • деревянные духовые инструменты;
  • клавишные духовые инструменты.

Изначально такое распределение возникло из-за материалов, используемых для изготовления того или иного инструмента, но впоследствии оно стало в большей степени относиться к способу извлечения из него звука. Материал инструментов, изготавливаемых в наше время, медью и древесиной не ограничивается и может быть самым разнообразным - от металла и до пластика, от латуни и до стекла, но за этими инструментами все равно будет закреплена принадлежность к одной из вышеназванных групп.

При игре на них звук извлекается благодаря изменению длины столба воздуха. Этого можно достигнуть при открывании особенных отверстий, что находятся на инструменте, а каких именно - зависит от расстояния, на котором эти отверстия друг от друга находятся.

Деревянные духовые инструменты делятся на две подгруппы: лабиальные и язычковые. Распределение зависит от того, каким способом воздух вдувается в инструмент.

В лабиальных вдувание воздуха происходит через поперечную щель, расположенную на головке самого инструмента: благодаря этому струя воздуха рассекается и способствует внутреннему колебанию воздуха.

К лабиальным духовым инструментам относятся дудка, а также флейта и ее разновидности.

В язычковых вдувание происходит с помощью язычка - тоненькой пластины вверху инструмента, вследствие чего столб воздуха приходит в колебание.

К язычковым духовым инструментам относят: саксофон, кларнет, фагот и их разновидности, а также такие инструменты, как балабан и зурна.

От способа звукоизвлечения, вызываемого определенным положением губ на инструменте и силой вдувания воздушной струи, зависит принадлежность инструмента к медным духовым. Эти духовые инструменты раньше были медными, впоследствии латунными, а иногда и серебряными.

Медные духовые инструменты тоже делятся на подгруппы.

Особенность вентильных инструментов заключается в том, что они, собственно, оснащены тремя или четырьмя вентилями, которыми управляет игрок с помощью пальцев. Нужны они для того, чтобы увеличить длину струи воздуха посредством увеличения длины самого инструмента и таким образом понизить звук. Это происходит при нажатии на вентиль, когда в трубку включается добавочная крона и инструмент дополнительно удлиняется.

К вентильным инструментам относятся: труба, валторна, туба, саксгорн и другие.

А вот у натуральных духовых инструментов добавочных трубок нет совсем: они извлекают звуки только из натурального звукоряда и не способны играть мелодические линии, поэтому практически перестали использоваться еще в начале XIX века. К этой подгруппе относят горн, фанфару, охотничий рог и подобные инструменты.

Добавочная выдвижная трубка в форме буквы U, которая называется кулиса , характеризует такой вид медных духовых, как тромбон. Движение этой трубки влияет на длину потока воздуха, соответственно, и на тон звука.

Клавишные духовые инструменты

Отдельно в этой классификации выделяют клавишные духовые инструменты. Их особенность в том, что в их структуре находятся язычковые и подвижные трубки - в них через специальные меха накачивается воздух.

Среди них выделяют две подгруппы:

  • язычковые — фисгармония, аккордеон, мелодика, баян;
  • пневматические — орган и некоторые его виды.

Духовые инструменты симфонического оркестра

Флейта, фагот, гобой, туба, валторна, тромбон, кларнет и труба - те духовые музыкальные инструменты, которые входят в состав симфонического оркестра. Рассмотрим часть из них.

Флейта

Изначально флейта действительно изготавливалась из древесины, однако позже, в XIX веке, основным материалом для этого инструмента стало серебро. Само слово «флейта» уходит корнями в древние времена; тогда это название относилось ко всем без исключения духовым инструментам. Считается, что флейта является одним из самых древних музыкальных инструментов в принципе - первые предки этого инструмента появились уже около 43 тысяч лет назад.

Ранее существовала продольная флейта, которую музыкант держит перед собой, как дудку, однако в период после эпохи барокко она была вытеснена поперечной, которую держат сбоку, отводя руки в сторону. Именно поперечный вариант представляет себе большинство людей, слыша понятие «флейта». В симфоническом оркестре в основном задействованы две флейты. Используется флейта чаще всего для классических произведений. Среди других духовых освоение флейты дается большинству людей лучше всего, а учить ноты для флейты не сложнее, чем ноты для пианино или гитары .

Тромбон

Тромбон - единственный медный духовой инструмент, который не претерпел никаких изменений спустя века своего существования, и остался таким же, каким его знали древние музыканты. Тромбон является единственным инструментом, который не транспонирует, то есть высота реального звука которого совпадает с высотой звука в нотной записи. Под словом «тромбон» обычно понимают такую его разновидность, как теноровый тромбон. Существуют также альтовый и басовый тромбоны, но их используют очень редко.

В симфоническом оркестре обычно задействованы три тромбона. Чаще всего тромбон встречается в таких музыкальных жанрах, как джаз и ска-панк.

Гобой

Тот вид, который гобой имеет сейчас, он приобрел в XVIII веке. Его предшественниками еще с древних времен были такие инструменты, как авлос, зурна, волынка и другие. Для гобоя характерен певучий тембр, схожесть с человеческим голосом. Сам он имеет коническую форму и набор из двадцати трех мельхиоровых клапанов на корпусе.

Симфонический оркестр насчитывает в своем составе гобои в количестве двух штук. Произведения эпохи классицизма и барокко — основной репертуар этого инструмента.

Труба

Среди медных духовых именно труба может звучать выше всех. Изготовляют ее из таких материалов, как латунь, медь либо серебро. Она является одним из самых древних инструментов. Изначально ее использовали как сигнальный инструмент, но с XVII столетия она стала элементом симфонического оркестра.

В симфоническом оркестре используют три трубы. Применяется этот инструмент в самых разнообразных жанрах: в классике, в джазе и т. д.

Туба

Туба, в отличие от трубы, наоборот, является самым низкозвучащим элементом. Кроме того, по размеру и весу туба тоже превышает все остальные медные духовые инструменты. Из-за этого на ней нередко играют стоя, что, кроме всего прочего, подразумевает соответствующую физическую подготовку музыканта. Она является изобретением бельгийца Адольфа Сакса XIX века. Как и труба, туба - вентильный инструмент.

В оркестре, в основном, используется одна-единственная туба.

Более-менее серьезного уровня игры на любом духовом инструменте можно добиться за три-четыре года систематической практики. Развитие музыкального слуха поможет ускорить прогресс. Считается, что деревянные духовые инструменты немного проще осваивать, чем медные; а сложнее всего ученикам даются валторна и тромбон.

Объяснить маленьким деткам, что такое медные духовые инструменты, будет проще с помощью видео. Предлагаем посмотреть следующий видеосюжет:

Клавишные инструменты появились достаточно давно и получили огромное распространение. Для них характерна клавишная система звукоизвлечения при помощи специальных рычажков. В качестве справки нужно уточнить, инструменты имеют клавиатуру - упорядоченный набор расположенных в строго определенном порядке клавиш.

Клавишные инструменты имеют довольно богатую историю, которая берет начало в далеком Средневековье. По праву одним из первых подобных приспособлений считается орган. Первые органы были оборудованы специальными задвижками. Они имели крупные габариты и оказались крайне неудобными. Задвижки довольно быстро заменили на рычаги, которые все же были недостаточно приятными для нажатия. Уже в одиннадцатом веке рычаги были заменены на широкие клавиши. Их уже можно было даже нажать рукой. Однако привычные современникам удобные узенькие клавиши появились только в конце пятнадцатого - начале шестнадцатого века. Поэтому первый клавишный с современной системой клавиш - это орган.

В качестве еще одного древнего инструмента можно и нужно назвать клавикорд. Если орган имеет в своей основе трубы для звукоизвлечения и может считаться в какой то мере духовым, то клавикорды - это первые струнные клавишные инструменты. Они появились в период с четырнадцатого по шестнадцатый век. К сожалению, даже исследователи и историки музыки не могут указать более точные даты. Устройство клавикорда напоминает современное фортепиано. Для него характерно мягкое, тихое звучание. Клавикорд редко использовали при игре для больших аудиторий. Так как такие клавишные инструменты довольно компактны, на них часто играли дома. Богатые люди и знать предпочитали музицировать именно на небольших «домашних» клавикордах. Специально для таких инструментов были созданы замечательные таких знаменитых композиторов как Моцарт, Бетховен, Бах.

Нельзя не упомянуть про такие клавишные музыкальные инструменты как клавесины. Они появились в четырнадцатом веке в Италии. Клавесины - это клавишные инструменты щипкового типа. Звук извлекается благодаря тому, что струна защипывается медиатором в тот момент, когда нажимается клавиша. В медиатор изготавливали из птичьего пера. Струны у клавесина уже расположены параллельно клавишам, в отличие от пианино или клавикорда. Звук у него более резкий и слабый. Клавесин часто использовали в роли аккомпанемента в камерной музыке. Во многих случаях данный инструмент рассматривался даже в роли элемента декора.

Естественно, нельзя не упомянуть о таком инструменте как фортепиано. Оно было сконструировано в Италии в начале восемнадцатого века. Именно фортепиано помогло выдержать клавишным инструментам конкуренцию со скрипкой. Внушительный диапазон и динамика подняли его на высокий уровень популярности. Изобретатель Бартоломью Кристофи дал название этому инструменту, сказав, что он может играть «и громко, и тихо». Принцип действия у фортепиано прост: при ударении по клавише приводится в действие молоточек, который и заставляет вибрировать определенную струну.

Музыка окружает нас с самого детства. И тогда же у нас появляются первые музыкальные инструменты. Помните свой первый барабанчик или бубен? А блестящий металлофон, по пластинкам которого нужно было стучать деревянной палочкой? А дудочки с дырочками на боку? На них при определенной сноровке можно было даже сыграть простые мелодии.

Игрушечные инструменты - это первый шаг в мир настоящей музыки. Сейчас можно приобрести самые разные музыкальные игрушки: от простеньких барабанов и гармошек до почти настоящих пианино и синтезаторов. Вы думаете, это только игрушки? Вовсе нет: в подготовительных классах музыкальных школ из таких игрушек составляются целые шумовые оркестрики, в которых малыши самозабвенно дуют в дудочки, стучат в барабаны и бубны, подстегивают ритм маракасами и играют первые песенки на ксилофоне... И это их первый настоящий шаг в мир музыки.

Виды музыкальных инструментов

В мире музыки существует свой порядок и классификация. Инструменты подразделяются на большие группы: струнные, клавишные, ударные, духовые , а еще язычковые . Какие из них появились раньше, какие позже, сейчас трудно сказать наверняка. Но уже древние люди, стрелявшие из лука, заметили, что натянутая тетива звучит, тростниковые трубочки, если в них подуть, издают свистящие звуки, а ритм удобно отбивать на любых поверхностях всеми подручными средствами. Эти предметы стали прародителями струнных, духовых и ударных инструментов, известных уже в Древней Греции. Так же давно появились язычковые, а вот клавишные были изобретены чуть позднее. Рассмотрим эти основные группы.

Духовые

В духовых инструментах звук издается в результате колебаний столба воздуха, заключенного внутри трубки. Чем больше объем воздуха, тем более низкий звук он издает.

Духовые делятся на две большие группы: деревянные и медные . Деревянные - флейта, кларнет, гобой, фагот, альпийский рог... - представляют собой прямую трубку с боковыми отверстиями. Закрывая или открывая отверстия пальцами, музыкант может укоротить столб воздуха и изменить высоту звука. Современные инструменты часто делаются не из дерева, а из других материалов, однако по традиции называются деревянными.

Медные духовые задают тон любого оркестра, от духового до симфонического. Труба, валторна, тромбон, туба, геликон, целое семейство саксгорнов (баритон, тенор, альт) - типичные представители этой самой громкой группы инструментов. Позднее появился саксофон - король джаза.

Высота звука в медных духовых меняется за счет силы выдуваемого воздуха и положения губ. Без дополнительных вентилей такая труба может издавать только ограниченное число звуков - натуральный звукоряд. Для расширения диапазона звучания и возможности попадать на все звуки была придумана система вентилей - клапанов, изменяющих высоту столба воздуха (как боковые отверстия на деревянных). Слишком длинные медные трубы, в отличие от деревянных, можно свернуть, придав им более компактную форму. Валторна, туба, геликон - примеры свернутых труб.

Струнные

Тетиву лука можно считать прообразом струнных инструментов - одной из самых главных групп любого оркестра. Звук здесь издается колеблющейся струной. Для усиления звука струны стали натягивать над полым корпусом - так появились лютня и мандолина, цимбалы, гусли... и хорошо знакомая нам гитара.

Струнная группа делится на две основные подгруппы: смычковые и щипковые инструменты. К смычковым относятся скрипки всех сортов: скрипки, альты, виолончели и огромные контрабасы. Звук из них извлекается смычком, которым водят по натянутым струнам. А для щипковых смычок не нужен: музыкант пальцами защипывает струну, заставляя ее колебаться. Гитара, балалайка, лютня - щипковые инструменты. Как и красавица арфа, издающая такие нежные воркующие звуки. А вот контрабас - смычковый или щипковый инструмент? Формально он относится к смычковым, но часто, особенно в джазе, на нем играют щипками.

Клавишные

Если пальцы, ударяющие по струнам, заменить молоточками, а молоточки приводить в движение с помощью клавиш, получатся клавишные инструменты. Первые клавишные - клавикорды и клавесины - появились в средние века. Звучали они довольно тихо, но очень нежно и романтично. А в начале 18-го века изобрели фортепиано - инструмент, на котором можно было играть как громко (форте), так и тихо (пиано). Длинное имя обычно сокращают до более привычного "пианино". Старший брат пианино - да что там брат - король! - так и называется: рояль . Это уже инструмент не для маленьких квартир, а для концертных залов.

К клавишным относится и самый большой - и один из самых древних! - музыкальных инструментов: орган. Это уже не ударно-клавишный, как пианино и рояль, а клавишно-духовой инструмент: не легкие музыканта, а воздуходувная машина создает поток воздуха в систему трубок. Управляется эта огромная система сложным пультом управления, в котором есть все: от мануальной (то есть ручной) клавиатуры до педалей и переключателей регистров. Да и как иначе: органы состоят из десятков тысяч отдельных трубок самых разных размеров! Зато и диапазон у них огромен: каждая трубка может звучать только на одной ноте, но когда их тысячи...

Ударные

Древнейшими музыкальными инструментами были ударные. Именно выстукивание ритма было первой доисторической музыкой. Звук может издавать натянутая мембрана (барабан, бубен, восточная дарбука...) или сам корпус инструмента: треугольники, тарелки, гонги, кастаньеты и прочие стучалки и гремелки. Особую группу составляют ударные, издающие звук определенной высоты: литавры, колокольчики, ксилофоны. На них уже можно сыграть мелодию. Перкуссионные ансамбли, состоящие только из ударных инструментов, устраивают целые концерты!

Язычковые

А можно ли еще как-то извлекать звук? Можно. Если один конец пластинки из дерева или металла закрепить, а второй оставить свободным и заставить колебаться, то получим простейший язычок - основу язычковых инструментов. Если язычок один, получим варган . К язычковым относятся гармони, баяны, аккордеоны и их миниатюрная модель - губная гармоника .


губная гармоника

На баяне и аккордеоне можно увидеть клавиши, поэтому они считаются и клавишными, и язычковыми. Язычковыми являются и некоторые духовые: например, в уже знакомых нам кларнете и фаготе язычок спрятан внутри трубы. Поэтому разделение инструментов на эти типы условно: существует много инструментов смешанного типа .

В 20 веке дружное музыкальное семейство пополнилось еще одной большой семьей: электронными инструментами . Звук в них создается искусственно при помощи электронных схем, а первым образцом был легендарный терменвокс, созданный еще в 1919 году. Электронные синтезаторы могут имитировать звучание любого инструмента и даже... играть сами. Если, конечно, кто-то составит программу. :)

Разделение инструментов на эти группы - всего лишь один из способов классификации. Существует и много других: например, китайцы объединяли инструменты в зависимости от материала, из которого они были изготовлены: деревянные, металлические, шелковые и даже каменные... Способы классификации не так важны. Гораздо важнее уметь распознавать инструменты и по внешнему виду, и по звуку. Этому мы и будем учиться.

Клавишные Электромеханические Электронные

Кла́вишные музыка́льные инструме́нты - инструменты , извлечение звука в которых осуществляется при помощи системы рычагов и управляется при помощи клавиш , расположенных в определённом порядке и составляющих клавиатуру инструмента.

Виды клавишных музыкальных инструментов

По типу звукообразования и способу извлечения звуков клавишные музыкальные инструменты делятся на следующие группы:

Самозвучащие ударно-клавишные

Струнные

  • Ударно-клавишные (фортепиано и старинный клавикорд)
  • Щипково-клавишные (клавесин и его разновидности)

Духовые

  • Клавишно-духовой (орган и его разновидности)
  • Язычковые (фисгармония , баян , аккордеон , мелодика)

Электронные

История создания клавишных инструментов

Клавишные инструменты существовали еще в Средние Века . Орган - один из древнейших инструментов - самый старый из них. Клавиши у органа были широкими и нажимали их кулаками, они пришли на смену большим рычагам, введенным в XI веке взамен неудобных ручных задвижек. В начале XVI века широкие клавиши были заменены более удобными - узкими, с помощью которых играют и сейчас. Тем самым орган стал клавишным духовым инструментом.

Первый струнный клавишный инструмент - клавикорд . Он появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. Клавикорд имел устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Однако его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством слушателей. Клавикорд, будучи намного меньше по размеру и проще, чем его родственник клавесин , был достаточно популярным инструментом домашнего музицирования, и его наверняка можно было найти в домах композиторов эпохи барокко, включая Баха .

Другой клавишный инструмент - клавесин - скорее всего был изобретен в Италии в XV веке . Клавесины бывают с одним или двумя (реже с тремя) мануалами, а звук в них извлекается защипыванием струны плектром из птичьего пера (наподобие медиатора) при нажатии клавиши. Струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля , а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино . Звук концертного клавесина - довольно резкий, но слишком слабый для исполнения музыки в больших залах, поэтому в пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно. Клавесин использовался также для аккомпанемента к светским песням, в камерной музыке и для исполнения партии цифрованного баса в оркестре.

Существуют также музыкальные инструменты, которые являются разновидностью клавесина по сходству с ним в звукоизвлечении, но отличные от него по конструкции: спинет , мюзелар и вёрджинел - это небольшие клавесины с одной клавиатурой (реже с двумя) диапазоном в четыре октавы. Поскольку клавесины предназначались преимущественно для домашнего музицирования, то они, как правило, были искусно декорированы и поэтому могли украшать собой домашнюю обстановку.

На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке. Более того, был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы.

Эти мечты стали реальностью, когда в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори, занимавшийся конструированием музыкальных инструментов для семейства Медичи, изобрел первое фортепиано . Он назвал свое изобретение «gravicembalo col piano e forte», что означает «клавишный инструмент, играющий тихо и громко». Это название затем было сокращено, и появилось слово «фортепиано ». Несколько позже подобные инструменты были созданы учителем музыки из Германии Кристофором Готлибом Шретером (1717 г.) и французом Жаном Мариусом (1716 г.).

Устройство звукоизвлечения у фортепиано Кристофори состояло из клавиши, войлочного молоточка и специального механизма для возвращения молоточка. У такого фортепиано не было ни демпферов, ни педалей. Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая ее вибрацию, совсем не похожую на вибрацию струн у клавесина или клавикорда. Возвращатель позволял молоточку идти назад, а не оставаться прижатым к струне, что заглушало бы вибрацию струны. Позднее была изобретена двойная репетиция, позволившая молоточку опускаться наполовину, что очень помогало в исполнении трелей и быстро повторяющихся нот (в частности, тремоло и других мелизмов).

Типы клавиатур

Клавиатура может быть статической или динамической . Статическая клавиатура определяет положение клавиши (нажата или отпущена); сила звука определяется другими средствами. Динамическая клавиатура определяет также и силу нажатия, соответственно и изменяет силу звучания инструмента.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Клавишные музыкальные инструменты" в других словарях:

    Группа музыкальных инструментов, объединенных общим признаком наличием клавишной механики и клавиатуры. Разделяются на различные классы и виды …

    Группа музыкальных инструментов, объединённых общим признаком наличием клавишной механики и клавиатуры. * * * КЛАВИШНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КЛАВИШНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, группа музыкальных инструментов, объединенных общим признаком… … Энциклопедический словарь

    Инструменты, звук в которых извлекается при помощи рычагов клавиш, расположенных в определённом порядке и составляющих клавиатуру (См. Клавиатура). По способу извлечения звуков К. м. и. делятся на ударно клавишные (старинный Клавикорд,… … Большая советская энциклопедия

    Струнные Щипковые Смычковые Духовые Деревянные Медные Язычковые … Википедия

    Большой Энциклопедический словарь

    Музыкальные инструменты - Музыкальные инструменты. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, существовали уже в эпохи палеолита и неолита. Древнейшие функции музыкальных инструментов магическая, сигнальная и др. В современной музыкальной практике музыкальные инструменты делятся на… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Инструменты, предназначенные для извлечения музыкальных звуков (см. Звук музыкальный). Древнейшие функции музыкальных инструментов магическая, сигнальная и др. Существовали уже в эпоху палеолита и неолита. В современной музыкальной практике… … Энциклопедический словарь

Клавишные музыкальные

инструменты

Выполнила: Местяшова Надежда


Кла́вишные музыка́льные инструме́нты - инструменты , извлечение звука в которых осуществляется при помощи системы рычагов и управляется при помощи клавиш , расположенных в определённом порядке и составляющих клавиатуру инструмента .


Виды клавишных музыкальных инструментов

По типу звукообразования и способу извлечения звуков клавишные музыкальные инструменты делятся на следующие группы:


Самозвучащие ударно-клавишные

Челе́ста (итал . celesta - «небесная») - небольшой клавишно-ударный музыкальный инструмент , внешне похожий на пианино , звучащий наподобие колокольчиков .

История: Челеста ведёт своё происхождение от «камертонного клавира», изобретённого в 1788 году Ч. Клаггетом из Лондона. В этом инструменте молоточки ударяли по камертонам разных размеров. В 1860-х годах французский мастер Виктор Мюстель создал похожий инструмент под названием «дульситон», а его сын Огюст позднее заменил камертоны на металлические пластины с резонаторами и в 1886 году получил патент на новый инструмент под названием «челеста».


Струнные

Ударно-клавишные (старинный клавикорд )

Клавико́рд (от лат. clavis - «ключ» и др.-греч . χορδή - «струна») - небольшой клавишный струнный ударно-зажимной музыкальный инструмент , один из предшественников фортепиано . Клавикорд является одним из старейших клавишных инструментов и происходит от древнего монохорда . Впервые название «клавикорд» упоминается в документах 1396 года , а самый старый сохранившийся инструмент был создан в 1543 году Домеником Пизанским (Domenicus Pisaurensis) и находится сейчас в Лейпцигском музее музыкальных инструментов.


Струнные

Щипково-клавишные ( клавесин и его разновидности)

Клавеси́н (от фр. clavecin; итал. cembalo, clavicembalo; англ. harpsichord) - клавишный струнный музыкальный инструмент со щипковым способом звукоизвлечения. Скорее всего был изобретен в Италии в XV веке . Клавесины бывают с одним или двумя (реже с тремя) мануалами, а звук в них извлекается защипыванием струны плектром из птичьего пера (наподобие медиатора ) при нажатии клавиши.

Существуют также музыкальные инструменты, которые являются разновидностью клавесина по сходству с ним в звукоизвличении, но отличные от него по конструкции:


Спинет

Мюзелар

Вёрджинел

- это небольшие клавесины с одной клавиатурой (реже с двумя) диапазоном в четыре октавы. Поскольку клавесины предназначались преимущественно для домашнего музицирования, то они, как правило, были искусно декорированы и поэтому могли украшать собой домашнюю обстановку.


Струнные

Ударно-клавишный ( Фортепиа́но)

Фортепиа́но ( итал . forte - громко, piano - тихо) - струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент. Предшественниками фортепиано являлись клавесины и изобретённые позднее клавикорды .

Изобрёл фортепиано итальянский клавесинный мастер Бартоломео Кристофори. В изобретении Б. Кристофори были заложены основные детали современного механизма фортепиано - молоточек, шпиллер, шультеp, фенгер, демпфеp. Изобретение Кристофори положило начало развитию механики английской системы.


Струнные

Ударно-клавишный ( Рояль)

Рояль ( фр. royal - королевский) - музыкальный инструмент , основной вид фортепиано , в котором струны , дека и механическая часть расположены горизонтально, корпус имеет крыловидную форму, а звуки издаются ударами войлочных молоточков по струнам при помощи клавиш.

В начале XIX века были изобретены цельнолитая чугунная рама и перекрёстное расположение струн, что привело к более совершенному качеству и появлению рояля. С 1850-х годов начинается фабричное производство в Европе (особенно бурно в Германии), Америке и России. Рояль становится «королём» музыкальных инструментов. К началу XX века рояль приобретает современную форму: деревянный корпус, цельнолитая панцирная чугунная рама, механизм двойной репетиции.


Духовые

Клавишно-духовой ( орган )

Орга́н ( лат. organum из др.-греч . ὄργανον ― «инструмент, орудие») - клавишно - духовой музыкальный инструмент , самый крупногабаритный вид музыкальных инструментов.

Орган - один из древнейших музыкальных инструментов. Его история насчитывает несколько тысяч лет. Гуго Риман считал, что родоначальником органа является древняя вавилонская волынка (XIX век до н. э.): «Мех надувался через трубку, а с противоположного конца находился корпус с дудками, имеющими, без сомнения, язычки и по несколько отверстий». Зародыш органа можно видеть также в флейте Пана , китайском шэне и других аналогичных инструментах.


Духовые

Язычковые ( фисгармония , аккордеон , мелодика )

Фисгармо́ния , или гармо́ниум ( др.-греч . φῦσα - (кузнечный) мех, и др.-греч. ἁρμονία - гармония) - язычковый клавишно -пневматический музыкальный инструмент, разновидность гармоники . Звуки извлекаются колебаниями металлических язычков, приводимых в движение струей воздуха, который накачивается ножными педалями.

Изобретена в 10-е годы XIX века . В середине XIX века решающий вклад в усовершенствование инструмента внёс французский мастер Александр Франсуа Дебен . Со второй половины XIX века фисгармония получила широкое распространение во всей Европе.


Разновидности фисгармонии

Специфическую ручную портативную разновидность фисгармонии представляет так называемая индийская фисгармония (также «гармониум») - переносной инструмент с ручными мехами.

Развитием фисгармонии являлась органола - инструмент, в котором воздух к голосовым планкам подавался при помощи вентилятора, работающего от электросети.


Духовые

Язычковые -

(аккордеон)

Аккордео́н (от фр. accordéon) - язычковый клавишно -пневматический музыкальный инструмент с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым (аккордовым) или готово-выборным аккомпанементом на левой. Современная разновидность ручной гармоники . В 1829 году это название дал венский органный мастер К. Демиан усовершенствованной им гармони

В русской традиции аккордеоном принято называть только инструменты с правой клавиатурой фортепианного типа (клавишный аккордеон), однако эти инструменты существуют как с фортепианной, так и с кнопочной клавиатурой (кнопочный аккордеон).


Духовые

Язычковые - (мелодика )

Мелоди́ческая гармо́ника (также известна под названиями мелодион,мелодика, пианика, мелодигорн, мелодихорн, клавиетта) - язычковый клавишно -пневматический музыкальный инструмент из семейства гармоник , имеющий некоторое сходство с аккордеоном (тоже пневматический инструмент с клавиатурой фортепианного типа) и губной гармоникой .

Инструмент является изобретением компании Hohner . Мелодика впервые была представлена в печатной брошюре на немецком языке в ноябре 1958 года и завоевала популярность по всему миру с начала 1960-х годов.


Электромеханические

Электрическое фортепиано - электромеханический музыкальный инструмент .

Электрические фортепиано создают звук механически, после чего звуки преобразуются в электрические сигналы с помощью звукоснимателя . В отличие от синтезатора , электрическое фортепиано является не электронным инструментом , а электромеханическим.

Одним из первых был электрический рояль Нео-Бехштейн 1929 года выпуска.

Самой ранней моделью без струн вероятно был Vivi-Tone Clavier Ллойда Лоара .

Нео-Бехштейн (1929)

Рояль Vierling-Forster (1937)


Электромеханические

клавинет

Клавинет – это «клавесин будущего», так как он представляет собой электрический клавишный инструмент. Он представляет собой корпус с клавиатурой. Клавиатура отличается ограниченной степенью чувствительности. «Изюминкой» клавинета являются так называемые клавиши-качели, которые могут изменять звучание инструмента. Клавинет - это упрощенный вариант старинного клавесина, датчики в нем укреплены вблизи струн, по которым ударяют молоточки. Инструмент почти лишен динамики, звукоизвлечение острое, стаккатное. На клавинете довольно сложно получить легато, кроме того, отсутствует педаль, и сочетание аккордов легато для исполнения затруднено.


Электромеханические

Меллотрон

Меллотрон (от англ. melody и electronics) - полифонический электромеханический клавишный музыкальный инструмент . Меллотрон разработан в начале 60-х годов XX века в Англии на основе Чемберлина.

Звук генерируется посредством воспроизведения магнитофонных лент, по одной на каждую клавишу.

Меллотрон получил широкое распространение в рок-музыке в 60-70-е годы, позже был вытеснен цифровыми сэмплерами, и его производство было прекращено. В 90-х годах интерес рок-музыкантов к нему возродился, и были выпущены несколько новых моделей.


Электронные

электроорган

Электрический орга́н (англ. Electronic organ ) - электронный клавишный музыкальный инструмент, акустическим прототипом для конструирования которого послужили фисгармония и орган .

Изначально электроорган был создан для электронной имитации звучания духовых органов, но затем электроорганы по их функциональному назначению подразделились на несколько типов:

Церковные электроорганы, возможности которых максимально адаптированы для исполнения духовной музыки в храмах.

Электроорганы, предназначенные для концертного исполнения популярной музыки, в том числе - джаза и рока.

Электроорганы, предназначенные для любительского домашнего музицирования.

Программируемые электроорганы, предназначенные для профессиональной студийной работы.


Электронные

Клавитара

Клавитара (от клави шные + ги тара , калька с английского keytar) - клавишный электронный музыкальный инструмент , синтезатор или MIDI-клавиатура гитарного типа. В просторечии - «расчёска». Одним из плюсов клавитары является возможность вешать клавиатуру на ремень через плечо как гитару, что дает возможность свободного перемещения по сцене. Из минусов можно назвать малое количество октав - максимум 3,5 (например, Roland AX-7). Но, как правило, игра на «расчёске» представляет собой ведение соло одной рукой, поэтому размер вполне обусловлен задачами.


Электронные

синтезаторы

Синтеза́тор ( англ. Synthesizer) - электронный музыкальный инструмент , создающий ( синтезирующий ) звук при помощи одного или нескольких генераторов звуковых волн. Требуемое звучание достигается за счёт изменения свойств электрического сигнала (в аналоговых синтезаторах) или же методом настройки параметров центрального процессора (в цифровых синтезаторах).

Один из создателей первого синтезатора -

Милтон Бэббит .


с пасибо за внимание