Музыкальная культура эпохи возрождения. Клавесин и другие клавишные инструменты Возрождения

В XVI в. стали развиваться различные жанры инструментальной музыки. Музыкальное сопровождение пения или танца все более усложняется и приобретает собственную мелодию в отличии о простых аккордов, которые раньше лишь оттесняли основное действо. Инструменты в ансамбль стали подбираться по принципу распределения партий между различными темпами человеческих голосов(дискант или сопрано, альт, тенор, бас). Это объясняет появление в конце XV в. целых семейств музыкантов, которые были способны разыгрывать целые "диалоги" между голосами и инструментами. Так, квартет флейт, виол или свирелей мог продолжить вокальную партитуру, развивая и дополняя первоначальную мелодию голоса.

Музыкальные инструменты эпохи Возрождения

В эпоху Возрождения состав музыкальных инструментов значительно расширился, к уже существующим струнным и духовым добавились новые разновидности. Среди них особое место занимают виолы - семейства струнных смычковых, поражающих красотой и благородством звучания. По форме они напоминают инструменты современного скрипичного семейства(скрипку, альт, виолончель) и даже считаются их непосредственными предшественниками(сосуществовали в музыкальной практике до середины XVIII столетия). Однако разница, и значительная, все же есть. Виолы обладают системой резонирующих струн; как правило, их столько же, сколько и основных(шесть-семь). Колебания резонирующих струн делают звук виолы мягким, бархатистым, но инструмент трудно использовать в оркестре, так как из-за большого числа струн он быстро расстраивается. Долгое время звучание виолы считалось в музыке образцом изысканности. В семействе виол выделяются три основных типа. Виола да гамба - большой инструмент, который исполнитель ставил вертикально и зажимал с боков ногами(итальянское слово gamba означает "колено"). Две другие разновилности - виола да браччо(от итал. braccio - "предплечье") и виоль д`амур(фран. viole d`amour) - "виола любви") были ориентированны горизонтально,и при игре их прижимали к плечу. Виола да гамба по диапазону звучания близка к виолончели, виола да браччо - к скрипке, а виоль д`амур - к альту. Среди щипковых инструментов Возрождения главное место занимает лютня(польск. lutnia, от араб. "альуд" - "дерево"). В Европу она пришла с Ближнего Востока в конце XVI столетия для этого инструмента существовал огромный репертупр; прежде всего под аккомпанемент лютни исполняли песни. У лютни короткий корпус; верхняя часть плоская, а нижняя напоминает полусферу. К широкой шейке приделан гриф, разделенный ладами, а головка инструмента отогнута назад почти под прямым углом. При желании можно в облике лютни увидеть сходство с чашей. Двенадцать струн группируются парами, а звук извлекают как пальцами, так и специальной пластинкой - медиатором. В XV-XVI столетиях возникли различные виды клавишных. Основные типы таких инструментов - клавесин, клавикорд, чембало, верджинел - активно использовались в музыке Возрождения, но их настоящий расцвет наступит позже.

В эпоху Возрождения среди струнных смычковых инструментов основными были виолы. По форме они напоминают современные скрипку, альт и виолончель и считаются их предшественниками.

Самым популярным струным щипковым инструментом Возрождения была лютня. У лютни двенадцать струн группируются парами, а звук извлекают как пальцами, так и специальной пластинкой - медиатором. Лютню использовали и как сольный инструмент, и для аккомпанемента. Для нее существовал огромный репертуар.

Даже при папском дворе был личный лютнист Франческо да Милано . Именно он сочинил пьесу для лютни «Канцона», которая дожила до наших дней и известна практически всем.. Канцона – это песня без слов. /ПРИМЕР/

Одной из любимых и популярных мелодий того времени была старинная английская песня «Зеленые рукава». Записана она была в 1580 году. Под нее танцевала английская королева Елизавета Первая. Великий английский драматург Шекспир дважды упоминает ее в своей комедии «Виндзорские насмешницы». Позже на эту вечную мелодию было сочинено множество вариантов текстов. Сейчас эту мелодию часто используется а оформлении спектаклей по пьесам Шекспира как визитную карточку Англии того времени.

Для лютни сочинялись целые циклы разнохарактерных танцев и других пьес, получивших название СЮИТЫ. Количество частей в сюите колеблется от двух до семи-восьми. Эти старинные сюиты вначале предназначалась для аккомпанемента танцам, но позже превратились в музыку для слуха, а не для ног.

В XV-XVI столетиях возникли различные виды клавишных инструментов - клавесин, клавикорд, чембало, вёрджинел.

ОРГАН

Один из самых величественных музыкальных инструментов - орган. Он подобен целому оркестру. В Средние века его использовали преимущественно в церкви. К концу XIV в. орган уже имел две-три ручные клавиатуры и особую клавиатуру для ног - педальную. Орган состоит из труб разной величины, механизма управления, мехов, а также вентилятора и мотора, которые нагнетают воздух, необходимый для звучания. Число труб в органе доходит до нескольких тысяч. Каждая труба издаёт только один звук определённой высоты, тембра и громкости. Группа труб одного тембра, но с разной высотой звука называется регистром.

МУЗЫКА АНГЛИИ

В 16 веке произошел раскол в Западной церкви. Зародился протестантизм, вызвавший войны и восстания. Культурная жизнь Англии в эпоху Возрождения была тесно связана с Реформацией. В XVI столетии в стране распространился протестантизм. Католическая церковь утратила господствуюшее положение, государственной стала Англиканская церковь. Музыкальные отделения открылись в Оксфордском и Кембриджском университетах. В дворянских салонах звучали клавишные инструменты: портативный вёрджинел и малый орган. Популярностью пользовались небольшие сочинения, предназначенные для домашнего музииирования.



Ведущим композитором того времени был Уильям Бёрд (1543 или 1544-1623) - родоначальник английского мадригала. Бёрд создавал также духовные произведения (мессы, псалмы) и инструментальную музыку.

С творчеством композитора Генри Перселл а (1659-1695) связан короткий взлет английской музыки, занявшей передовые рубежи европейского искусства того времени. Его опера «Дидона и Эней» и по сей день является шедевром театральной музыки. Ария Дидоны «Мне в землю лечь» - непревзойденный образец арии-плача.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПРИМЕР

Мной выбран путь: мне в землю лечь и на век уснуть.

Ты смерть и судьбу мою забудь.

Но клятву дай: любовь мою на дне души храня,

Любовь, любовь мою, любовь не забывай.

Великий композитор умер от неизвестной болезни 36-и лет от роду.

Так закончилась полоса рождения и мимолетного расцвета национальной оперы в Англии, а позже наступил период ее длительного кризиса, продолжавшегося до конца 19 века.

У Перселла не оказалось последователей. Творчество его - прекрасная и одинокая вершина английского музыкального Возрождение.

После смерти Перселла в национальной музыке Англии воцарилась двухсотлетняя «эпоха молчания». Музыкальная жизнь Англии все больше подчиняется духу капиталистического предпринимательства. Для организаторов концертов и оперных постановок музыка превратилась из элемента духовной культуры в источник дохода. Первые коммерческие концерты появились именно в Англии. Они проходили в специальных больших помещениях, которые назывались «Вокзалами».

МУЗЫКА ГЕРМАНИИ

XVI столетие в Германии - время Реформации, существенно изменившая религиозную и культурную жизнь страны. Основателем движения Реформации стал Мартин Лютер (1483-1546) В 1522 г. Лютер перевёл Новый Завет на немецкий и стало возможным совершать богослужение на родном языке. Он также реформировал церковное пение. Мелодии григорианского хорала были отвергнуты. Их место занял протестантский хорал. Его источник народные духовные и светские песни, простые и ясность по мелодии, ровные по ритму и легкие для запоминания основной массой верующих. Мелодии к некоторым из хоралов Лютер сочинил сам. Один из них, "Господь - опора наша", стал символом Реформации в период религиозных войн XVI в.

Другая яркая страница немецкой музыки Ренессанса связана с творчеством мейстерзингеров (нем. Meistersinger - "мастер-певец") – поэтов-певцов из среды ремесленников.

Выдающийся мейстерзингер XVI в. Ганс Сакс (1494-1576) в юности покинул родительский дом и отправился путешествовать по Германии. Во время странствий юноша обучился ремеслу сапожника, но главное - познакомился с народным искусством. Сакс был хорошо образован, прекрасно знал античную и средневековую литературу. Он сочинял и духовные и светские песни (всего около шести тысяч песен).

Возрождение (франц. Ренессанс ) – эпоха в культурно-исторической жизни Западной Европы XV-XVI вв. (в Италии – XIV-XVI вв.). Это период возникновения и развития капиталистических отношений, образования наций, языков, национальных культур. Возрождение – время великих географических открытий, изобретения книгопечатания, развития науки.

Своё название эпоха получила в связи с возрождением интереса к античному искусству, ставшему идеалом для деятелей культуры того времени. Композиторы и музыкальные теоретики – Й. Тинкторис, Дж. Царлино и др. – изучали древнегреческие музыкальные трактаты; в музыкальных произведениях Жоскена Депре, которого сравнивают с Микеланджело, «возросло утерянное совершенство древних греков»; появившаяся в конце 16 – начале 17 в. опера ориентирована на закономерности античной драмы.

Основой искусства Возрождения был гуманизм (от лат. «humanus» - человечный, человеколюбивый) – воззрение, которое провозглашает человека высшей ценностью, отстаивает право человека на собственную оценку явлений действительности, выдвигает требование научного познания и адекватного отражения в искусстве явлений действительности. Идеологи Возрождения противопоставили богословию Средневековья новый идеал человека, проникнутого земными чувствами и интересами. Вместе с тем, в искусстве Возрождения удерживались черты предшествующей эпохи (будучи светским по сути, оно использовало образы средневекового искусства).

Эпоха Возрождения была и временем широких антифеодальных и антикатолических религиозных движений (гуситство в Чехии, лютеранство в Германии, кальвинизм во Франции). Все эти религиозные движения объединяются общим понятием «протестантизм » (или «реформация »).

В эпоху Возрождения искусство (в т.ч. и музыкальное) пользовалось огромным общественным авторитетом и получило чрезвычайно широкое распространение. Небывалый расцвет переживает изобразительное искусство (Л. да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Ян Ван Эйк, П. Брейгель и др.), архитектура (Ф. Брунеллески, А. Палладио), литература (Данте, Ф. Петрарка, Ф. Рабле, М. Сервантес, У. Шекспир), музыка.

Характерные черты музыкальной культуры Возрождения:

    бурное развитие светской музыки (широкое распространение светских жанров: мадригалов, фроттол, вилланелл, французских «шансон», английских и немецких многоголосных песен), её натиск на старую церковную музыкальную культуру, существовавшую параллельно светской;

    реалистические тенденции в музыке: новые сюжеты, образы, соответствующие гуманистическим воззрениям и, как следствие – новые средства музыкальной выразительности;

    народная мелодика в качестве ведущего начала музыкального произведения. Народные песни применяются в качестве cantus firmus (главная, неизменная мелодия в теноре в многоголосных произведениях) и в музыке полифонического склада (в т.ч. церковной). Мелодика становится более плавной, гибкой, напевной, т.к. является непосредственной выразительницей человеческих переживаний;

    мощное развитие полифонической музыки, в т.ч. и «строгого стиля » (иначе – «классическая вокальная полифония », т.к. ориентирована на вокально-хоровое исполнительство). Строгий стиль предполагает обязательное следование установленным правилам (нормы строгого стиля были сформулированы итальянцем Дж. Царлино). Мастера строгого стиля владели техникой контрапункта, имитации и канона. Строгое письмо опиралось на систему диатонических церковных ладов. В гармонии господствуют консонансы, употребление диссонансов строго ограничивалось специальными правилами. Складываются мажорный и минорный лады и тактовая система. Тематической основой был григорианский хорал, однако использовались и светские мелодии. Понятие строгого стиля не охватывает всю полифоническую музыку эпохи Возрождения. Оно ориентировано главным образом на полифонию Палестрины и О. Лассо;

    формирование нового типа музыканта – профессионала , получавшего всестороннее специальное музыкальное образование. Впервые появляется понятие «композитор»;

    формирование национальных музыкальных школ (английская, нидерландская, итальянская, немецкая и др.);

    появление первых исполнителей на лютне, виоле, скрипке, клавесине, органе; расцвет любительского музицирования;

    появление нотопечатания.

Основные музыкальные жанры Возрождения

Крупнейшие музыкальные теоретики Возрождения:

Иоганн Тинкторис (1446 - 1511),

Глареан (1488 - 1563),

Джозеффо Царлино (1517 - 1590).

Историком Жюлем Мишле в XIX веке было впервые использовано понятие «эпоха Возрождения». Музыканты и композиторы, о которых пойдёт речь в статье, принадлежали к периоду, начавшемуся в XIV столетии, когда на смену средневековому засилью церкви пришла светская культура с её интересом к человеческой личности.

Музыка эпохи Возрождения

Европейские страны в разное время вступили в новую эпоху. Чуть раньше возникли в Италии, но в музыкальной культуре господствовала нидерландская школа, где впервые при соборах были созданы специальные метризы (приюты), обучающие будущих композиторов. Основные жанры того времени представлены в таблице:

Наиболее эпохи Возрождения в Нидерландах - это Гийом Дюфаи, Якоб Обрехт, Жоскен Депре.

Великие нидерландцы

Йоханнес Окегем получил образование в метризе Нотр-Дам (Антверпен), а в 40-е годы XV века стал певчим капеллы при дворе герцога Карла I (Франция). Впоследствии возглавил капеллу королевского двора. Дожив до глубокой старости, он оставил великое наследие во всех жанрах, зарекомендовав себя выдающимся полифонистом. До нас дошли рукописи его 13 месс под названием Chigi codex, одна из которых расписана на 8 голосов. Он использовал не только чужие, но и собственные мелодии.

Орландо Лассо родился на территории современной Бельгии (г. Монс) в 1532-м. Его музыкальные способности проявились в раннем детстве. Мальчика трижды похищали из дома, чтобы сделать великим музыкантом. Всю свою сознательную жизнь он провёл в Баварии, где при дворе герцога Альбрехта V выступал как тенор, а затем возглавил капеллу. Его высокопрофессиональный коллектив способствовал превращению Мюнхена в музыкальный центр Европы, где побывали многие знаменитые композиторы эпохи Возрождения.

К нему приезжали учиться такие таланты, как Иоганн Эккард, Леонард Лехнер, итальянец Д. Габриели. Своё последнее пристанище в 1594-м он нашёл на территории мюнхенской церкви, оставив грандиозное наследие: более 750 мотетов, 60 месс и сотни песен, среди которых наиболее популярной была Susanne un jour. Новаторством отличались его мотеты («Пророчества сивилл»), но известен он и благодаря светской музыке, в которой было много юмора (виланелла O bella fusa).

Итальянская школа

Выдающиеся композиторы эпохи Возрождения из Италии помимо традиционных направлений активно развивали инструментальную музыку (орган, струнно-смычковые инструменты, клавир). Самым распространённым инструментом стала лютня, а в конце XV века появился клавесин - предшественник фортепиано. На основе элементов народной музыки развивались две влиятельнейшие композиторские школы: римская (Джованни Палестрина) и венецианская (Андреа Габриели).

Джованни Пьерлуиджи взял имя Палестрина по названию городка близ Рима, в котором родился и служил в главной церкви хормейстером и органистом. Дата его рождения весьма приблизительна, но умер он в 1594-м. За долгую жизнь написал порядка 100 месс и 200 мотетов. Его «Месса папы Маркелла» вызвала восхищение папы Пия IV и стала образцом католической духовной музыки. Джованни - наиболее яркий представитель вокального пения без музыкального сопровождения.

Андреа Габриели вместе со своим учеником и племянником Джованни работал в капелле Св. Марка (XVI век), «раскрашивая» пение хора звучанием органа и других инструментов. Венецианская школа больше тяготела к светской музыке, и при постановке «Эдипа» Софокла на театральной сцене Андреа Габриели была написана музыка хоров, образец хорального многоголосия и предвестник будущего оперного искусства.

Особенности немецкой школы

Немецкая земля выдвинула Людвига Зенфля , лучшего полифониста XVI века, не достигшего, тем не менее, уровня нидерландских мастеров. Песни поэтов-певцов из числа ремесленников (мейстерзингеров) - это тоже особая музыка эпохи Возрождения. Композиторы Германии представляли певческие корпорации: жестянщиков, башмачников, ткачей. Они объединялись по территории. Выдающимся представителем нюрнбергской школы пения стал Ганс Сакс (годы жизни: 1494-1576).

Рождённый в семье портного, он всю жизнь трудился башмачником, поражая начитанностью и музыкально-литературными интересами. Он читал Библию в трактовке великого реформатора Лютера, знал античных поэтов и ценил Боккаччо. Будучи народным музыкантом, Сакс не владел формами многоголосия, но создавал мелодии песенного склада. Они были близки к танцу, легко запоминались и имели определённый ритм. Наиболее известным произведением был «Серебряный напев».

Эпоха Возрождения: музыканты и композиторы Франции

Музыкальная культура Франции по-настоящему ощутила ренессанс только в XVI веке, когда в стране была подготовлена социальная почва.

Одним из лучших представителей является Клеман Жанекен . Известно, что он родился в Шательро (конец XV века) и прошёл путь от мальчика-певчего до личного композитора короля. Из его творческого наследия сохранились только светские песни, изданные Аттеньяном. Их 260, но настоящую известность снискали те, которые прошли проверку временем: «Пение птиц», «Охота», «Жаворонок», «Война», «Крики Парижа». Они постоянно переиздавались и использовались другими авторами для переработки.

Его песни были многоголосыми и походили на хоровые сцены, где помимо звукоподражания и кантиленного голосоведения присутствовали возгласы, отвечающие за динамику произведения. Это было смелой попыткой нахождения новых приёмов образности.

Среди известных композиторов Франции - Гийом Котле, Жак Модюи, Жан Баиф, Клоден Лежен, Клод Гудимель, придавшие музыке гармоничный склад, который способствовал усвоению музыки широкой общественностью.

Композиторы эпохи Возрождения: Англия

XV век в Англии прошёл под влиянием произведений Джона Дабстейла , а XVI - Уильяма Бёрда . Оба мастера тяготели к духовной музыке. Бёрд начинал органистом собора в Линкольне, а заканчивал карьеру в Королевской капелле Лондона. Впервые ему удалось связать музыку и предпринимательство. В 1575-м в сотрудничестве с Таллисом композитор стал монополистом в издании музыкальных произведений, что не принесло ему прибыли. Зато отняло много времени на отстаивание в судах своего права на собственность. После смерти (1623) в официальных документах капеллы он был назван «родоначальником музыки».

Что оставляли после себя эпохи Возрождения? Бёрд помимо изданных сборников (Cantiones Sacrae, Gradualia) сохранил множество рукописей, считая их пригодными лишь для домашнего богослужения. Изданные позже мадригалы (Musica Transalpina) показали большое влияние итальянских авторов, но несколько месс и мотетов вошли в золотой фонд духовной музыки.

Испания: Кристобаль де Моралес

Лучшие представители испанской школы музыки прошли через Ватикан, выступая в папской капелле. Они ощутили на себе влияние нидерландских и итальянских авторов, поэтому лишь немногим удалось прославиться за пределами своей страны. Композиторы эпохи Возрождения из Испании были полифонистами, создающими хоровые произведения. Наиболее яркий представитель - Кристобаль де Моралес (XVI век), возглавивший метризу в Толедо и подготовивший не одного ученика. Последователь Жоскена Депре, Кристобаль привнёс особенную технику в ряд сочинений, называемую гомофонной.

Наибольшую известность приобрели два реквиема автора (последний - на пять голосов), а также месса «Вооружённый человек». Писал он и светские произведения (кантата в честь заключения мирного договора в 1538 году), но это относится к его более ранним произведениям. Возглавляя в конце жизни капеллу в Малаге, он оставался автором духовной музыки.

Вместо заключения

Композиторы эпохи Возрождения и их произведения подготовили расцвет инструментальной музыки XVII века и появление нового жанра - оперы, где на смену хитросплетению многих голосов приходит главенство одного, ведущего основную мелодию. Они совершили настоящий прорыв в развитии музыкальной культуры и положили начало современному искусству.

«Северное возрождение» - Особенностии Северноего Возрождения. Швидунова Любовь Константиновна Учитель МХК ГОУСОШ №250 СВАО г. Москвы. Северное Возрождение. Любовь земная и Любовь небесная. Ян ван Эйк Портрет четы Арнольфина. Крупнейший мастер нидерландского Возрождения (около1390-1441г). Питер Брейгель Старший. Страна лентяев.

«Культура Возрождения» - Эрмитаж), "Мадонна Литти" (там же), "Мона-Лиза" (портрет, в Лувре) и проч. Юлию II, ц. Сан-Пьетро в Винколи, в Риме), "Ап. Матфей", "Мадонна с младенцем", "Мадонна Дони" (Уффици), гробницы Медичи во Флоренции. Мария delle Grazie в Милане, очень повреждена), "Святое семейство" (СПБ.

«Искусство Возрождения» - Сикстинская мадонна 1515 - 1519 г. Огромная роль в живописи принадлежала Томмазо Мазаччо (1401-1428 г.). Николо стал основателем школы скульптуры, ставшей популярной во всей Италии. «Давид» (1501-1504 г.). Статуя достигает пяти с половиной метров высоты. Лицо героя выражает несокрушимую волю. И в природе царит весна.

«Философия эпохи Возрождения» - 3.Какие методы познания философ выдвигают на первый план? Творчество- первостепенное достоинство человека. Проанализируйте высказывание Гегеля и ответьте на вопросы: .Какие методы познания выдвигают на первый план? В чем проявилось новаторство выдающихся писателей, художников, Возрождения? Становление новой картины мира на основе идей Коперника,Бруно.

«Возрождение» - Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Художники в своих произведениях начинают пользоваться образцами античного искусства. Музыка. Иллюстрация к роману «Дон Кихот». Тема Возрождения богата и неисчерпаема. Рафаэль. Изобразительное искусство. Фламандский композитор XV в. Гийом Дюфаи. Уильям Шекспир.

«Титаны Возрождения» - Другая статуя - «Пиета». В 1501 году Микельанджело возвращается во Флоренцию. Улыбка. Титаны Высокого Возрождения Конец XV – XVI века. В обрамлении зеленых занавесей на светлых облаках идет Мария с Младенцем на руках. Микеланджело. «Автопортрет». (1475-1564). Ренато Гуттузо. Леонардо да Винчи (1452 -1519).

Всего в теме 32 презентации