Можно ли считать пенсне сказкой. М.А. Осоргин "Пенсне" (конспект урока)

25.01.2013 27940 1464

Урок 58 внеклассное чтение. М. А. Осоргин «пенсне». и. с. шмелев «как я стал писателем». писатели улыбаются

Цели урока: подчеркнуть общую проблематику рассказов; учить выступать перед одноклассниками, делать выводы по своей теме; закрепить понятия «метафора», «олицетворение».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Работа по новой теме.

1. Слово учителя.

Михаил Андреевич Осоргин облегчил работу его будущих биографов. Он сам подробно рассказал о своей жизни – в написанной в конце жизни книге воспоминаний «Времена», в десятках очерков. «Наше поколение, – говорил Осоргин, – находится в исключительно выгодных мемуарных условиях: не успев состариться, мы прожили века». Неудивительно, что и в художественных его произведениях некоторые сюжеты имеют документальную основу, а многие герои – прототипов. Ведет же повествование почти всегда рассказчик, которому автор передоверил собственные мысли и размышления.

Осоргин – это псевдоним. Настоящая фамилия писателя – Ильин. Один из самых древних русских дворянских родов.

Он родился и вырос в Перми, «в глубокой провинции, в деревянном доме, окруженном несчитанными десятинами, никогда не знавшими крепостного права», где «голубая кровь отцов окислилась... независимыми просторами, очистилась речной и родниковой водой, окрасилась заново в дыхании хвойных лесов». Уральские просторы, берега Камы, пермские леса... Даже объездив всю Европу, он будет считать их самыми прекрасными местами в мире, а годы, проведенные здесь, – лучшими университетами. «Все, что мне позже открыли книги, что я принял из них и не отверг, – все это было раньше вышито зеленой гладью на клубничном косогоре, родилось и жило подо мхами, под древесной корой, в бесчисленных норках, прыгало по веткам, стояло звонкой песней над крестьянским полем». Здесь, в родном городе, на пороге юности, было сделано удивительное открытие («его выдвинуло утро и очаровало... ниоткудностью»): «Цель жизни в самом ходе жизни, в движении, а не в какой-то последней точке».

2. Творческая «защита» I группы .

«Осоргин – «служитель правды и справедливости».

(Устный журнал: каждый ученик, перелистывая свою страницу, рассказывает.)

1-й ученик .«На пороге».

В 1897 г. Михаил Ильин поступил на юридический факультет Московского университета. Из дома он захватил только «узел», в который «завернул» свои детские впечатления – все, что он вычитал в великой книге Природы. Но студенческие годы его выпали на то время, когда по всей России не было такой обители, где не жили бы «люди, желающие пересоздать мир и во имя этого готовые на всякую жертву». «Молодые женщины, которым как раз время весело жить и молодо любить, надевали посконное платье и шли по деревням изучать народ». Да и «все недурные люди» были прежде всего служителями «правды и справедливости». Как тут остаться в стороне? В 1899 г. за участие в студенческих волнениях Михаила Ильина высылают в Пермь под негласный надзор полиции. Опала оказалась недолгой. Через год он восстанавливается в университете, в 1902 г. оканчивает его и начинает заниматься адвокатской практикой. Он не берет денег с бедных. И вообще рассматривает свою деятельность как защиту «прав трудового народа».

2-й ученик . «Служитель правды и справедливости».

Но юридическое поприще не было призванием Михаила Андреевича. Его «мечтаемая дорога» – литература. С гимназических лет он печатается в газетах. Он говорит своим, ни на кого не похожим голосом: о самых серьезных вещах он рассуждает с иронией, никогда не выступает бесстрастным летописцем, не скрывает своей позиции.

Очень скоро в адвокатской конторе «стали спать по ночам подозрительные люди, бежавшие с политической каторги, на машинке отстукиваться тексты пылких и буйных прокламаций».

В 1904 г. Михаил Андреевич вступает в партию социал-революционеров. Однако революционером он был недолго, и никогда – особенно активным (по его собственным словам, «незначащей пешкой, рядовым взволнованным интеллигентом... по полной неспособности к руководящим ролям»).

Но полиция, очевидно, не считала его «пешкой». Во всяком случае, в декабре 1905 г. Михаил Андреевич был арестован. Приговор – три года ссылки в Нарымский край Томской губернии. По счастью, удалось обмануть правосудие: Осоргина выпустили на время из тюрьмы – под залог, и назад он не вернулся.

Поначалу он скрывается в деревне под Москвой, где занимается в основном рыбной ловлей, в город старается не ездить, и не только потому, что это может плохо кончиться. «Не столько плохи дела, как плохи люди... Дошло до того, что трудно отличить революционера от хулигана».

Оставаться близ Москвы становится опасно, и Михаил Андреевич перебирается в Финляндию. Из писем оттуда видно, что уезжать еще дальше ему очень не хочется: «За границу поеду лишь в крайности». И все же такая «крайность» наступила, и довольно скоро. Поздней осенью 1906 г. недавний узник Таганской тюрьмы оказывается в Италии, на вилле «Мария» – в приюте многих русских политических эмигрантов.

3-й ученик . «В Италии».

«Узелок», с которым пермский гимназист Михаил Ильин шагнул из родного дома в большую жизнь, «не нашли и не отняли даже при обысках». Здесь, в Италии, он вышел из партии, так как партийные дела волновали его все меньше и меньше. Все больше и больше он погружается в литературные занятия. С 1908 г. Осоргин – постоянный автор, а вскоре и корреспондент «Русских ведомостей» в Италии: за 10 лет только в этой газете появилось более 400 материалов Осоргина. В 1913 г. вышла его книга «Очерки современной Италии», страны, которую автор впоследствии называл «Романом своей молодости». В эти же годы в журнале «Русский вестник» печатаются рассказы Осоргина, герои которых – эмигранты, о них Михаил Андреевич будет писать всю жизнь:

«Эмигранты, это – такие оригиналы, которые живут не там, где им душой хочется, а там, где их сердцу тяжело. Я им симпатизирую, – вы можете считать их врагами... Сентиментальных гражданских слез «о пасынках России» я лить также не стану; им это будет обидно...

Настоящий эмигрант отличается от всех прочих сородичей тем, что он в своих исканиях заранее лишен надежды найти, так как ищет вне земли обетованной».

4-й ученик .«Дым Отечества».

В 1916 г., так и не добившись официального разрешения, М. А. Осоргин на свой страх и риск возвратился на родину.

– Вас же сошлют в Нарым.

– Чем Нарым чуже Рима? А может быть, и не сошлют.

Не сослали – подоспела Февральская революция 1917 г. Поначалу он принял ее восторженно, активно включаясь в борьбу «не во имя будущего, а лишь по невозможности мириться с настоящим».

С первых же дней Октябрьского переворота 1917 г. Осоргин призывает не подчиняться самозванному правительству, неустанно разъясняет массам «бандитский характер власти», разоблачает лживые лозунги. Призывая ко всеобщей политической забастовке, понимает: поражение неизбежно. Он очень любит Россию, но хорошо знает ее: она вечно «позволяет кататься на своей вые каждому любителю верховой езды. Иногда, встав на дыбы, она опрокидывает всадника – и сейчас же позволяет взнуздать себя другому».

1921 г. Голод в Поволжье. Осоргин – главный редактор газеты «Помощь», органа Комитета помощи голодающим. В голодающие губернии пошли составы с продовольствием. Престиж вождей оказался под угрозой. От иностранной помощи пришлось отказаться... В результате в Поволжье погибли 5 млн человек, но политическое положение было спасено. Осоргин вместе с другими членами Комитета оказался на Лубянке. Был намечен к «ликвидации», но благодаря вмешательству верховного комиссара Лиги Наций Ф. Нансена смертную казнь заменили ссылкой. Формально на три года, но с устным разъяснением: «То есть навсегда».

5-й ученик . Защитник «незначительного».

В чем смысл и цель бытия, тайна Природы, назначение человека? Осоргина ответы религии на эти вопросы не устраивали. Он не хотел быть рабом – ни царским, ни Божьим.

Еще в 1914 г., в Италии, он вступил в масонскую ложу, полагая, что целью масонства является свободное познание тайны Природы.

Во время второй парижской эмиграции Осоргин – один из самых активных и влиятельных русских масонов. Однако с началом Второй мировой войны писатель вынужден покинуть Париж – фашисты преследовали масонов. Он поселился в местечке Шабри, в неоккупированной зоне. Отсюда, подвергая себя большой опасности, посылал корреспонденции в Америку, в газету «Русское слово».

Мечта о возвращении на родину так и осталась с ним до конца его дней. Философ Джордж Гурвич писал в некрологе: «Осоргин был не только крупнейшим писателем. Он был замечательным человеком... последним рыцарем духовного ордена русской интеллигенции».

3. Беседа по вопросам к рассказу Осоргина «Пенсне».

– Какова тема и идея рассказа Осоргина «Пенсне»? Кто становится в произведении главным героем?

– Какие замечания писателя о жизни вещей, нас окружающих, вам показались правдивыми?

– В рассказе Осоргина пенсне имеет физиономию, кристальную душу . Как называется используемый автором данный прием художественной выразительности? Дайте определение. (Олицетворение – это... (учебник, с. 114) ; метафора – это... .)

– Как показана в рассказе Осоргина «Пенсне» ироничность описания пропавшего предмета?

– Обратимся к отрывку из рассказа Осоргина: от слов «Часы шагают, хворают, кашляют...» до «... суетливая сплетница – почтовая марка» (с. 109–110, учебник).

4. Чтение мини-этюдов (1–2) о вещах, которые находятся в комнате, с использованием олицетворения, метафор (индивидуальное домашнее задание I творческой группы).

5. Творческая «защита» II группы учащихся.

Слово учителя об И. С. Шмелеве.

Даром воображения Иван Сергеевич Шмелев был наделен в полной мере. В детстве, когда читал басню про лису и виноград, видел: яркий солнечный день, лисьи глаза горят, язык вывалился, по нему бежит слюна... И самые обыденные предметы тоже оживали в его глазах.

«Живая была метла – бегала по двору за пылью, мерзла в снегу и даже плакала. И половая щетка была живая, похожая на кота на палке. Стояла в углу – «наказана». Я утешал ее, гладил ее волосики...» Он говорил и с людьми, и с игрушками, и с тою же метлой или половой щеткой.

1-й ученик .

Шмелев рано испытал счастье писательского труда. Незадолго до окончания гимназии, мартовским вечером 1894 г., он вспомнил почему-то прошедшее лето, рыбную ловлю на речушке, глухой омут у старой мельницы, и вдруг все ожило в его воображении. Единым махом, сам пораженный произошедшим, Шмелев написал рассказ.

Свое сочинение осмелился отдать в журнал «Русское обозрение». О судьбе рукописи долго ничего не знал. Но через год автору, теперь уже студенту Московского университета, почтальон вручил толстую книжку журнала. Студент открыл ее с дрожью – и прочитал столь знакомое название: «У мельницы».

2-й ученик .

Чтение эпизода, посвященного переживаниям героя, которые были вызваны публикацией его произведения (учебник).

Беседа по вопросам :

1) Как вы думаете, почему герой не испытывал радости?

2) Какое определение дает искусству редактор «Русского обозрения»? Согласны ли вы с такой точкой зрения?

3) Как изменилось мировосприятие героя после публикации его произведения? Почему он говорит о необходимости «многое узнать, читать, вглядываться и думать... – готовиться»? Чем отличается, на ваш взгляд, писатель от обычного человека?

3-й ученик представляет составленную схему системы персонажей рассказа Шмелева «Как я стал писателем», указав в ней всех главных и второстепенных персонажей, род их деятельности и то, как они связаны друг с другом.

4-й ученик читает рассказ на одну из тем: «Как я готовился к сочинению», «Как я написал свое первое сочинение», «Отзыв на рассказ «Как я стал писателем» Шмелева».

6. Беседа по «Всеобщей истории, обработанной "Сатириконом"».

1) Что вы знаете о журнале «Сатирикон»? Откуда взялось такое название? Кто публиковал на страницах журнала свои произведения?

2) Назовите настоящее имя Тэффи.

3) Прочитайте приведенные отрывки из «Всеобщей истории...» и объясните, как создается сатирический эффект?

(Проецируется на экран.)

«В одежде спартанцы были также очень скромны и просты. Только перед битвой наряжались они в более сложный туалет, состоявший из венка на голове и флейты в правой руке. В обычное же время отказывали себе в этом».

«Воспитание детей было очень суровое. Чаще всего их сразу убивали. Это делало их мужественными и стойкими».

«Женщина в Спарте пользовалась уважением, и ей разрешалось изредка тоже поговорить лаконически, чем она пользовалась, воспитывая детей и заказывая обед кухарке-илотке. Так, одна спартанка, отдавая щит сыну, сказала лаконически: «С ним или на нем». А другая, отдавая кухарке петуха для жарения, сказала лаконически: «Пережаришь – вздую».

4) Какую функцию выполняют в тексте «Всеобщей истории...» следующие выражения: цари грызлись; терпение лопнуло; вместе тошно, а врозь скучно; с него взятки гладки и т. д. Уместно ли использование подобной лексики при создании исторического труда? Какой стиль намеренно искажают авторы данного произведения?

7. Работа по карточкам (индивидуальная творческая работа).

Прочитайте первую главку «Славяне» из главы «Начало Руси» «Всеобщей истории, обработанной "Сатириконом"». На основе какой языковой игры строится данный отрывок? Выпишите слова, значение которых обыгрывается автором, а также те языковые единицы, сочетаемость которых нарушается, что и приводит к сатирическому эффекту. Придумайте свои примеры языковой игры. Дайте определение выделенным словам.

«Люди с русыми волосами, серыми глазами и румяными лицами назывались славянами. Все же остальные назывались славянофилами и неославянами.

Славяне любили быть высокого роста и энергично тянулись головами к небу. С малорослых они отбирали подписку, в которой малорослый обязывался в известный срок вырасти и достигнуть известной нормы.

Когда же по истечении срока давшие подписку не вырастали, их ссылали на берега Днепра, где малорослые вскоре и основали свое собственное государство под названием Малороссия. <...>

Жили славяне на берегах рек, но им не запрещалось отлучаться от берегов и совершать прогулки вне черты славянской оседлости.

3анимались они ловлей невест, рыб и зверей. Первых, вторых и третьих было такое множество, что часто ловили их голыми руками и даже голыми ногами, ибо в летнее время славяне ходили почти голыми, каковое платье в те времена считалось весьма модным и щеголеватым.

Рыбу славяне жарили и варили. С зверей снимали шкуру и отпускали их на волю. Невесты же в свою очередь сдирали шкуру с славян и отсылали своим родителям. <...>

Сражались они врассыпную, но, потеряв сражение, бежали дружною толпой и сомкнутыми рядами.

Иногда они прибегали к хитрости. Притворным бегством заманивали неприятеля в лес и оттуда больше не выходили, оставив, таким образом, неприятеля с носом и в дураках. <...>

Религия у славян была простая и общедоступная. Они поклонялись всему, что бог послал.

Увидят пень и станут перед ним на колени. Поймают зверя и давай перед ним молиться, прежде чем снимут с него шкуру.

Один пень сделал большую карьеру. Для него построили храм и наняли жрецов. Пню дали имя Перун и подчинили ему солнце, гром и все остальные божества».

Прочитайте отрывок из главы «Рюрик, Синеус и Трувор» «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина и попытайтесь «переработать» его в духе писателей «Сатирикона».

«Начало российской истории представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай. Славяне добровольно уничтожают свое древнее народное правление и требуют государей от варягов, которые были их неприятелями. Везде Меч сильных или храбрость честолюбивых вводили самовластье (ибо народы хотели законов, но боялись неволи): в России оно утвердилось с общего согласия граждан; повествует наш летописец – и рассеянные племена славянские основали государство, которое граничит ныне с древнею Дакиею и с землями Северной Америки, с Швециею и Китаем, соединяя в пределах своих три части мира. Великие народы, подобно великим мужам, имеют свое младенчество и не должны его стыдиться: отечество наше, слабое, разделенное на малые области до 862 года, по летосчислению Нестора, обязано величием своим счастливому введению монархической власти.

Желая некоторым образом изъяснить сие важное происшествие, мы думаем, что варяги, овладевшие странами чуди и славян за несколько лет до того времени, правили ими без угнетения и насилия, брали дань легкую и наблюдали справедливость.

Господствуя на морях, имея в IX веке сношение с югом и западом Европы, где на развалинах колосса римского основались новые государства и где кровавые следы варварства, обузданного человеколюбивым духом христианства, уже отчасти изгладились счастливыми трудами жизни гражданской, – варяги, или норманны, долженствовали быть образованнее славян и финнов, заключенных в диких пределах Севера; могли сообщить им некоторые выгоды новой промышленности и торговли, благодетельные для народа. Бояре славянские, недовольные властью завоевателей, которая уничтожила их собственную, возмутительную, может быть, сей народ легкомысленный, обольстили его именем прежней независимости, вооружили против норманнов и выгнали их; но распрями личными обратили свободу в несчастье, не умели восстановить древних законов и ввергнули отечество в бездну зол междоусобия. Тогда граждане вспомнили, может быть, о выгодном и спокойном правлении норманнском: нужда в благоустройстве и тишине велела забыть народную гордость, и славяне, убежденные – так говорит предание – советом новогородского старейшины Гостомысла, потребовали властителей от варягов. Древняя летопись не упоминает о сем благоразумном советнике; но ежели предание истинно, то Гостомысл достоин бессмертия и славы в нашей истории».

8. Творческое задание III группы учащихся (по творчеству Тэффи).

1) Пересказ статьи учебника о Тэффи (с. 125–126).

2) Анализ составленной схемы системы персонажей рассказа Тэффи «Жизнь и воротник» с указанием всех главных и второстепенных персонажей, рода их деятельности и того, как они связаны друг с другом.

3) Пересказ истории, рассказанной Тэффи в произведении «Жизнь и воротник» «от лица» воротника.

Подведение итогов.

– Какой человеческий порок высмеивает писатель-сатирик в рассказе «Жизнь и воротник»?

9. Творческое задание IV группы учащихся (по творчеству М. М. Зощенко).

а) Небольшое сообщение о жизни и творчестве М. М. Зощенко.

б) Беседа по вопросам.

– Какую цель преследовал М. М. Зощенко, занимаясь литературной деятельностью?

– В каком жанре работал Зощенко?

– Какова тема и идея рассказа «История болезни»?

– Кто ведет повествование? Что вы можете рассказать об этом человеке? Откуда вы почерпнули эту информацию?

– В начале ХХ века преобразования в жизни общества влекли за собой изменения в языке, например, было создано много сложносокращенных слов. Рассказ Зощенко написан в это знаковое время. Найдите в тексте произведения слово, которое отражает тенденции новой эпохи. Что оно означает?

– Какую функцию в рассказе Зощенко «История болезни» выполняют следующие слова и выражения: чуть у него пар изо рту не идет от жара; набуровим вам воды; распатроню; поднимаете тарарам и т. д.?

в) Викторина по произведениям Зощенко.

– Из какого это произведения?

«А денег у меня – кот наплакал. Самое большое, что на три пирожных. Она кушает, а я с беспокойством по карманам шарю, смотрю рукой, сколько у меня денег. А денег – с гулькин нос.

Съела она с кремом, цоп другое. Я аж крякнул. И молчу. Взяла меня этакая буржуйская стыдливость. Дескать, кавалер, а не при деньгах».

«Скажи, – говорит, спасибо, что в трамвае потерял. В другом общественном месте не ручаюсь, а в трамвае потерять – святое дело. Такая у нас существует камера для потерянных вещей. Приходи и бери. Святое дело».

«Иду, на крымскую природу не гляжу. Только бы, думаю, живьем до Алупки дойти.

Оборачиваюсь. Гляжу – он рукой мне машет. Я ему тоже махнул рукой. Дескать, отстань, сделай милость».

IV. Подведение итогов урока.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Очень кратко Рассказчик верит, что мелкие вещи способны самостоятельно путешествовать. Пример этому - случай с пенсне, которое «ушло» от рассказчика, а вернувшись, не вынесло наказания и разбилось.

Некоторые мелкие вещи, такие как спичечный коробок, карандаш или расчёска, любят путешествовать. Годами изучая их жизнь, рассказчик пришёл к выводу, что иногда они «уходят гулять», причём срок путешествия может быть любым,

Странствия некоторых вещей вошли в историю - исчезновения голубого бриллианта или труда Тита Ливия, но в них «отчасти замешана человеческая воля». Мелкие же вещицы гуляют совершенно самосто­ятельно. Сколько раз, читая в постели, рассказчик терял карандаш, долго искал его в складках одеяла и под кроватью, а потом находил между страницами книги, хотя точно помнил, что не клал его туда.

Люди объясняют пропажу мелких вещиц собственной рассеянностью, кражей или вовсе не придают этому значения, но рассказчик уверен, что вещи живут в своём мире, параллельном тому, который выдумали для них люди. Рассказчик вспоминает «поразительный случай» произошедший однажды с его пенсне.

Читая в любимом кресле, рассказчик снял пенсне с носа, чтобы протереть стёкла, и… оно исчезло. Пенсне не оказалось ни в щелях кресла, ни под ним, ни в складках одежды, ни между листов книги, ни на носу рассказчика. Поражаясь чудовищно-нелепой ситуации, рассказчик разделся и тщательно обыскал одежду, потом подмёл пол, обыскал соседнюю комнату, заглянул на вешалку и в ванну - пенсне нигде не было. Вспомнив, что слышал звук падения, рассказчик долго ползал по комнате, но не нашёл в паркете ни единой щели, куда могло бы провалиться проклятое пенсне.

Прошло около недели. Прислуга вымыла квартиру и чёрную лестницу, но пенсне не нашла. Рассказчик поведал об этом случае своим друзьям. Они скептически смеялись и пытались сами отыскать пенсне, но нимало в этом не преуспели. Один из друзей, бывший до этого спокойным человеком, попытался применить индуктивный метод, задал рассказчику кучу странных вопросов, долго думал, но ни к какому выводу не пришёл, покинул рассказчика в мрачном настроении и, по словам его жены, всю ночь стонал во сне.

Однажды рассказчик сидел в том же кресле и читал в новеньком, раздражающе-тугом пенсне. У него упал карандаш. Испугавшись, что эта вещь тоже отправится в странствие, рассказчик нырнул за ним под кресло. Карандаш лежал у стены, а рядом с ним, прижавшись к стене стоймя, поблескивало пенсне. Его физиономия с запылёнными стёклами была жалкой и виноватой.

Неизвестно, где пенсне шлялось, но по его виду ясно было, что гуляло оно «долго, до изнеможения, до пресыщения и страшной душевной усталости».

Рассказчик сурово наказал гуляку: на несколько часов оставил его у стены и показал прислуге и всем знакомым, которые сказали только, что пенсне «странно упало». В тот же вечер, снимая с верхней полки шкафа пыльную папку рукописей, рассказчик чихнул, пенсне упало на пол и разбилось.

Рассказчик предпочёл считать это несчастным случаем, а не самоубийством, к которому несчастное песне привёл устроенный им «публичный позор». Рассказчику жаль пенсне, с ним он прочёл «много добрых и глупых книг», в которых люди обладают страстями, разумом и сознательностью, а вещи не имеют права на самосто­я­тельность.

" Пенсне "

Отрицать, что чайник, этот добродушный комик,- живое существо, может только совершенно нечуткий человек; именно чайник, так как кофейник, например, живет жизнью менее индивидуальной и заметной.

Но особенно меня всегда занимала одна любопытная черточка в жизни вещей - не всех, а некоторых. Это - страсть к путешествиям. Таковы: коробка спичек, карандаш, мундштук, гребенка, шейная запонка, еще некоторые. Много лет внимательно и любовно изучая их жизнь, я сначала предположил, а впоследствии убедился, это эти вещи время от времени уходят гулять - на минуту, на час, иногда на очень долгий срок. Есть случаи исторические (семисвечник, голубой бриллиант, исторический труд Тита Ливия и пр.), но в таких исчезновениях отчасти замешана человеческая воля, случай, злой умысел; на примере мелких вещиц легче установить полнейшую самостоятельность поступков.

Обычно такие исчезновения мы объясняем то своей рассеянностью, то чужой неаккуратностью, а нередко и кражей. Раньше я и сам так думал, и, не приди мне в голову понаблюдать жизнь вещей без предвзятого представления об их пассивности и "неодушевленности",- я бы и посейчас думал так элементарно.

Все читающие в постели знают, с какой настойчивостью "теряется" в складках одеяла карандаш, разрезной ножик, коробка спичек. Привычным жестом вы кладете на одеяло карандаш. Через минуту - карандаша нет. Вы шарите, ищите, злитесь: нет и нет. Откидываете простыни, смотрите под подушкой, на коврике, на столике: нет нигде. Ворча встаете, лезете в туфли, заглядываете под постель, находите там спички, запонку, открытое письмо - но карандаша нет. Ежась от холода, вы плететесь к столу, берете другой карандаш (обычно он оказывается неочиненным), чините его, возвращаетесь. Подоткнув под себя одеяло, чтобы согреться, вы наконец берете книжку, отложенную потому, что нечем было отчеркнуть нужное место. Раскрываете книжку - карандаш в ней.

Малоизвестным, но интересным писателем начала XX века является Михаил Осоргин. «Пенсне», краткое содержание которого изложено в статье, - это одно из произведений, созданных русским автором в эмиграции. Также в статье представлена краткая биография писателя.

Когда был написан рассказ?

Михаил Осоргин «Пенсне», краткое содержание которого изложим позже, написал в 1929 году, пребывая, как уже было сказано, в эмиграции. Париж русского писателя не принял радушно. Осоргин лишился в тридцатых годах советского гражданства. Много лет прожил он без паспорта. Французское подданство получить так и не удалось. Но какова была жизнь сатирика на родине?

В России

Родился Осоргин в 1878 году. Писатель имел дворянское происхождение, что не мешало ему критически относиться к самодержавию. Фрондерские настроения привели к вступлению в партию эсеров. Писателя с юности привлекал крестьянский вопрос и всякого рода народнические настроения. При этом он разделял мнение многих революционеров о том, что с насилием следует бороться жесткими методами. Осоргин принимал участие в различных заседаниях, которые нередко посещали отъявленные террористы. Опасная общественная позиция привела к тому, что Осоргина арестовывали, ссылали то в Пермь, то в Казань. Впрочем, столицу Татарстана ему пришлось посетить значительно позже, после революции.

Эмиграция

Впервые Россию Осоргин покинул в начале века. После пребывания в он понял, что на родине его политическая и литературная деятельность развиваться свободно не сможет. Осоргин посетил несколько европейских стран. В конечном итоге обосновался в Италии. На родине великих живописцев писатель, как и многие другие русские эмигранты, писал злободневные очерки, принимал участие в деятельности революционного движения. Но, в конце концов, затосковал по России и вернулся.

Февральские события герой этой статьи воспринял положительно. Но после Октябрьской революции он снова оказался в оппозиции. И новая власть не устраивала Осоргина. В эти годы он основал книжную лавку в Москве, писал заметки, ориентированные исключительно на русскую интеллигенцию и неуместные в стране, которой теперь правили рабочие. За эту деятельность и был сослан в Казань. Это произошло в 1921 году, когда Осоргину чудом удалось избежать смертной казни. В 1923 году писатель покинул Россию навсегда.

Особенности рассказа "Пенсне"

В произведениях Осоргина есть и страстная любовь к природе, и пристальное внимание ко всему живому на земле. А в нескольких рассказах просматривается даже необычная привязанность к незаметным и незаменимым в повседневной жизни вещам. Эти произведения вошли в цикл «Вещи человека».

В этот сборник включил Осоргин «Пенсне», краткое содержание которого еще рассмотрим. С тонким юмором и необычайной наблюдательностью автор рассуждает об обычных вещах так, словно они одушевлены, имеют характер и судьбу. Таким способом описывает Осоргин и пенсне. Краткое содержание, безусловно, не дает представление о стиле автора. Рассказ стоит прочитать полностью. Для тех, кто желает сэкономить время, ниже представлено произведения, которое создал в первый год эмиграции русский писатель М. А. Осоргин.

«Пенсне»: краткое содержание

Вещи живут своей жизнью, и не стоит в этом сомневаться. Так рассуждает автор рассказа. Но особенно его занимают внезапные исчезновения предметов. Осоргин их называет страстью к путешествиям. Однажды его герой потерял пенсне.

Каждому читающему или пишущему человеку известно, как часто пропадают ручки, карандаши и прочие канцелярские принадлежности. Знают многие и о том, как внезапно и неожиданно эти предметы находятся. Вещи иногда словно уходят гулять. Такие случи человек обычно приписывает совей рассеянности. Однако автор рассказа убежден в том, что даже и карандаши, и ручки, и мундштуки имеют обыкновение исчезать. И хозяин их в этом не повинен. Ведь нередко они впоследствии обнаруживаются в самом непредсказуемом месте.

Пропажа

Подобная история легла в основу небольшого художественного произведения. Каким образом можно изложить краткое содержание рассказа «Пенсне»?

Осоргин ничем не приметную историю облек в форму художественного произведения. Герой рассказа потерял пенсне. Тщательные и долгие поиски ни к чему не привели. Знакомые и друзья также не смогли помочь. Один из приятелей героя даже подключил к поискам Но и он не дал результата.

Находка

Пенсне нашлось спустя месяц, когда на переносице его хозяина уже красовалось новое, тугое и раздражающее. Пропажа была обнаружена у стенки, за креслом. Автор задает вопросы странные, если учесть, что речь идет о неодушевленном предмете. Он спрашивает: «Где шлялось?», «Что повидало?».

Затем автор описывает находку, используя прилагательные, которые обычно применяют по отношению к человеку: виноватое, жалкое и так далее. Герой рассказа наказал «гуляку» и заставил пролежать на книжной полке несколько часов. А затем пенсне вдруг упало и разбилось. Автор выражает надежду, что этот случай нельзя считать «самоубийством».

М. А. Осоргин «Пенсне»

Цели урока : кратко ознакомить с биографией и творчеством Осоргина; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста.

Метод. приёмы : рассказ учителя, беседа по вв., выразительное чтение, элементы анализа текста.

Оборудование : презентация

Ход урока

    1. Беседа по статье на с. 131 -132.

      Осоргин облегчил работу биографов: сам рассказал о своей жизни в написанной в конце жизни книге «Времена», В ДЕСЯТКАХ ОЧЕРКОВ.

      Осоргин – это псевдоним. Ильин принадлежал к одному из древних дворянских родов.

      В 1897 г. поступил на юр. Фак. Москов. Универ – та. Адвокат. Практика.

      Но юрид. поприще не было призванием Михаила Андреевича. Его «мечтаемая дорога» - л – ра. С гимназических лет он печатается в газетах.

      В очерке «905 год» (1930) вспоминает, что участником революции был не столько сам, сколько его квартира: здесь скрывались революционеры, хранилась нелегальн. л –ра, оружие.

      Осоргин был приговорён к 3 годам ссылки в Томскую обл. В мае 1906 чудом оказ – ся на свободе. Поначалу скрывался под Москвой, потом перебрался в Финляндию, а затем оказался в Италии, на вилле «Мария» - в приюте многих русских политэмигрантов.

      За 10 лет в газете «Русских ведомостях» в Италии. За 10 лет только в этой газете появилось более 400 материалов Осоргина: репортажей. Статей, очерков о самых разных сторонах жизни Италии-страны, которую он впоследствии назвал «романом своей молодости »

      В эти же гг. печатаются в ж. «Русский вестник» рассказы «Эмигрант», «Моя дочь», «Призраки», «Старая вилла». В их героях нетрудно угадать самого автора. Это – эмигрант, горько сомневающийся в том призрачном деле, которое искалечило его судьбу.

      В 1916 возвращается на родину. Февральскую револ. Принял восторженно. Главная задача Осоргина-публициста в то время – не потерять завоеваний революции. Не дать совершитьсмя кровопролитию.

      Михаил Андреевич вместе с другими авторами участвует в создании и работе Книжной лавки писателей в Москве. Она стала не просто букинистическим магазином, но местом общения писателей и читателей. Здесь писатели могли продать и рукописные книги – печататься ведь было негде.

Осенью 1922 года вместе с другими писателями и учёными Осоргин на «философском пароходе» был выдворен из страны. Формально на 3 года, но с устным разъяснением: «То есть навсегда». («Филосо́фский парохо́д» - кампания правительства по высылке неугодных власти интеллектуалов России за границу в сентябре и ноябре . так прокомментировал эту акцию: « Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно ».

«Философский пароход» в узком смысле - собирательное имя для двух рейсов немецких пассажирских судов «Oberbürgermeister Haken» (29-30 сентября) и «Prussia» (16-17 ноября), доставивших из в более 160 человек. Также высылки осуществлялись на пароходах из и и поездами из Москвы в Латвию и Германию. Среди высланных летом-осенью 1922 года (за границу и в отдалённые районы страны) наиболее высокий процент составили преподаватели вузов и в целом лица гуманитарных профессий. Из 225 человек: врачи - 45, профессора, педагоги - 41, экономисты, агрономы, кооператоры - 30, литераторы - 22, юристы - 16, инженеры - 12, политические деятели - 9, религиозные деятели - 2, студенты - 34.

В 2003 году в Санкт-Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта установлен памятный знак. Надпись на гранитном параллелепипеде: «С этой набережной осенью 1922 года отправились в вынужденную эмиграцию выдающиеся деятели отечественной философии, культуры и науки / Памятный знак установлен попечением Санкт-Петербургского философского общества / 15.11.2003

    1. Он жил в Берлине, ездил в Италию, читал там лекции, работал над рассказами. Художественный талант Осоргина раскрылся именно на Западе – «в России писать было некогда. Но почти все написанные им книги о России. Темы, идеи, образы – все оттуда.

      Большую часть года Осоргин проводил на своём участке под Парижем – поближе к земле, страстную тягу к которой он пронёс через всю жизнь. Его «огородные» записи составили книгу «Происшествия зелёного мира» (1938) – настоящий гимн земле и её бессловесным обитателям.

      В Париже Осоргин вырос не только в крупного писателя, но и в глубокого, оригинального мыслителя. Он много думал о судьбах России и и Европы, фашизма и коммунизма, видел противоречия современной ему жизни. Литературоведы отмечали, что у него «любовь к языку и своей истории соединились с любовью к человеку ».

      С началом Второй Мировой войны Осргин с женой вынуждены были покинуть Париж.. Он поселился в местечке Шабри. А вернувшись, они нашли квартиру опечатанной, библиотеку и архив вывезенными.

      Множество раз просил он Горького напечататься в России: «Невыносимо обидно совсем не быть читаемым… на родине». И ещё: «Моё счастье не в том, чтобы таково было её будущее» .

      Сейчас книги Осоргина возвращаются к читателю. Сегодня нам предстоит знакомство с его рассказом «Пенсне»

Беседа по рассказу «Пенсне»

    Стр. 137 Вопросы учебника.

    Дополнительные вв.:

    Понравился ли рассказ? Помог ли он подумать о привычных предметах по-особому, как о предметах одушевлённых, наделённых разумом?

    олицетворения . Вещи живут своей. Самостоятельной, не зависящей от человека жизнью:

- «часы шагают, хворают, кашляют»,

- «печка мыслит» (печка топилась дровами и была достаточно большой по размерам. Дрова потрескивали, пламя гудело с разным напряжением, создавая впечатление мысленной работы большого важного человека после подкидывания подходящих идей (дров),

- «запечатанное письмо подмигивает и рисуется» (Письма были, как правило, рукописные, со своеобразным почерком, который надо было ещё разобрать, понять его «фасон», «характер» («рисуется»); открывая и закрывая конверт, можно представить себе подмигивающий глаз. ,

- «раздвинутые ножницы кричат» (если посмотреть на раздвинутые ножницы сбоку «в профиль», то создаётся впечатление раскрытого рта. Ну, а раз рот такой большой по сравнению с прочими частями тела и открыт широко и долго, то он обязательно должен именно « кричать »,

- «кресло сидит» (рассказчик имеет в виду приземистые кресла с толстыми спинкой и сиденьем. Они были широкие и неповоротливые и могли произвести впечатление усталых толстых дядей, тем более что целиком их занять могли как раз такие дяди,

- «книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках » (когда с них стряхиваешь пыль или перелистываешь страницы. Они «дышат». На полках, когда их много, он производят впечатление многоэтажного дома, где общительные соседи беспрестанно перекликаются друг с другом из открытых окон и с балконов. в зависимости от размеров они или ораторствуют, то есть вещают что-либо, полные важности от своих размеров и хранящихся в них знаний, или просто окликают друг друга

- «шляпа передразнивает своего владельца »,

- « лицо у неё своё, забулдыжно-актёрское»

- «чайник – «добродушный комик»,

- «у висящего пальто всегда жалкая душонка и лёгкая нетрезвость»,

- у некоторых вещей «страсть к путешествиям».

    « демократический стакан»,
    «реакционная стеариновая свечка»,

    «интеллигент-термометр»,

    «неудачник из мещан – носовой платок »

    «вечно юная суетливая сплетница – почтовая марка».

    Качества, присущие предметам, возникают по сходству звуков, очертаний, содержания .

    Например, « раздвинутые ножницы кричат » потому, что напоминают раскрытый в кр ике рот;

    «часы шагают » - реализация метафоры «часы идут»; (Часы тогда были только механические, в большом механизме – особенно если настенные - могла громко щёлкать секундная стрелка («шагают» )

    «кресло сидит », потому что очертаниями напоминает сидящего человека и т. д.

Весь рассказ пронизан чувством юмора , наполнен безудержной фантазией автора.

    Найдите в рассказе другие худ приёмы, определите их роль

    Синтаксические приёмы:

    Риторический вопрос: «что вещи живут своей особой жизнью – кто же сомневается ?»;

    Многочисленные длинные ряды однородных членов

    Обращения к читателю

    Грамматические – употребление глаголов 2 лица в настоящем времени («шарите, ищите, злитесь… смотрите, встаёте, лезете, заглядываете и т. д.), чем достигается эффект присутствия читателя в действии;

    Интонационные (много восклицательных знаков, вопросительные предложения), употребление просторечных слов, имитация разговорной речи: «лицо » шляпы «забулдыжно-актёрское », «душонка », «недоглядка», «шлялось», «Ни-ка-ких!», «И вдруг – раз! и падает карандаш » и т. д.

    В рассказе множество выразительных эпитетов, которые служат одушевлению предметов: «кристальная душа » пенсне, «жалкое, виноватое » пенсне, которое «являло картину такого рабского смирения, такой трусости …»: «загулявшие стёклышки » и т. д.)

Пересказ текста.

Какова история карандаша? Какие путешествия совершает он, когда его ищёт?

Что же случилось с пенсне? Какая история с ним произошла?

Можно ли думать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?

Итог урока . Как сочетает в себе рассказ реальное и фантастическое? Приведите примеры.

    Все предметы , описанные Осоргиным, реальны

    Реально и то, что некоторые предметы часто исчезают и внезапно находятся в самых удивительных местах .

    Фантастично то, что предметы живут совершенно самостоятельной жизнью , обладают душой , характером , настроением , тягой к путешествиям . Фантазия автора наделяет вещи человеческими качествами.

Кто из писателей ΧІΧ века использовал приёмы, которые есть в рассказе Осоргина?

    Любил пользоваться этим приёмом Чехов. Состояние героя в рассказе «Три года» передаёт чрезвычайно выразительно внешняя деталь: « Дома он увидел на стуле зонтик, забытый Юлией Сергеевной, схватил его и жадно поцеловал. Зонтик был шёлковый, уже не новый, перехваченный старою резинкой; ручка была из простой. белой кости, дешёвая. Лаптев раскрыл его нал собой, и ему показалось, что около него даже пахнет счастьем »

    Очень интересно этим приёмом пользуется Гоголь («Мёртвые души»

Д. з. Придумать историю о каком-нибудь предмете