Лавка смирдина. Книжная лавка Смирдина. Пушкину Книжная лавка смирдина как центр просвещения

Вольтер. Из сочинений г. Волтера смесь содержащая статьи философическия, нравоучительныя, аллегорическия и критическия: Переведена с французскаго: [В 2 ч. Ч. 1]. – В Санктпетербурге: Печатано с указнаго дозволения, 1788. - , 1-24, , 25-156 c. = с.

А. Ф. Смирдин расширил книготорговое дело предшественника и приступил к издательской деятельности. Издавал большими тиражами сочинения Пушкина, Гоголя, Жуковского, Вяземского и др. писателей-современников, выпустил новые издания сочинений Ломоносова и Державина, три сборника «Сто русских литераторов» (1839-1845) и многое др. Впервые в русской печати Александр Смирдин ввел постоянную полистную оплату авторского труда (знаменитым писателям выплачивал огромные гонорары). Смирдин снизил цены на книги и журналы за счет увеличения их тиража. В истории русской литературы 1830-е годы получили название смирдинского периода.

Крупным событием петербургской литературной жизни начала 1830-х гг. явился переезд книжной лавки Смирдина с Мойки (у Синего моста) на Невский проспект, где он разместил на первом этаже прекрасно оборудованный магазин, а на втором - первоклассную коммерческую библиотеку. Библиотека и книжная лавка Александра Филипповича Смирдина были своеобразным клубом известных русских литераторов (Пушкин, Крылов, Жуковский, Вяземский, Гоголь, Одоевский, Языков и др.). По случаю новоселья 19 февраля 1832 г. они преподнесли в дар Смирдину свои произведения, которые были изданы Смирдиным как альманах «Новоселье» (ч. I, 1833 и ч. II, 1834).

В начале 1840-х гг. в результате кризиса в книгоиздании и пошатнувшегося финансового положения, Смирдин постоянно находился под угрозой разорения. Ему пришлось продать сначала типографию, потом библиотеку, он неоднократно прекращал книжную торговлю, но тем не менее продолжал издание произведений русских писателей. Последним грандиозным проектом издателя стал выпуск массовой серии «Полное собрание сочинений русских авторов» (1846-1856); в ее рамках он выпустил свыше 70 небольшого формата томиков произведений более 35 русских писателей (К. Н. Батюшков, Д. В. Веневитинов, А. С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов, М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин и др., а также Екатерина II).

А. Ф. Смирдин окончательно разорился и отошел от издательского дела. Тяжелые материальные обстоятельства и постоянные неудачи подорвали здоровье Смирдина. 16(28) сентября 1857 г. умер в нищете и забвении.

Библиотека Смирдина представляла собой обширное собрание произведений русской литературы. К 1832 г. в библиотеке было 12036 книг (в библиотеке Плавильщикова в 1820 г. их насчитывалось только 7 009). Сюда вошли библиотеки В. А. Плавильщикова, собрание книг о театре П. А. Плавильщикова брата В. А. Плавильщикова. В собрании были представлены русская книга гражданской печати XVIII – первой четверти XIX в., запрещенные издания.

В 1842 г., когда дело Смирдина пришло в упадок, его библиотека перешла к М. Д. Ольхину. Библиотека была куплена частями П. И. Крашенинниковым, В. П. Печаткиным, Л. И. Жебелевым. С 1847 г. владельцем библиотеки Смирдина становится его приказчик П. И. Крашенинников. Продолживший «Роспись» Смирдина и издавший еще два прибавления к ней (1852, 1856) Крашенинников довел число названий до 18 772. Эта цифра характеризует расширение библиотеки Смирдина в период с 1832 по 1842 г. и позднее, когда она принадлежала М. Д. Ольхину и П. И. Крашенинникову. Когда последний умер (1864 г.), численно возросшая библиотека была свалена в подвалы. В 1869 г. вдова П. И. Крашенинникова продала оставшееся А. А. Черкесову, а в 1879 г. уцелевшую часть библиотеки у Черкесова приобрел букинист из Риги Н. Киммель.

Закупив библиотеку А. Ф. Смирдина, Н. Киммель издал каталог ее гуманитарной части, которая была пущена им в розничную продажу, но раскуплена все же не полностью. Книги по технике и естествознанию, как устаревшие, особого сбыта не имели. В 1929 г., чтобы освободить складские помещения, владельцы решили продать оставшиеся книги оптом. К уцелевшей части библиотеки Смирдина проявила интерес незадолго до этого образованная в Чехословакии Славянская библиотека (1924 г.), в задачу которой входило комплектование специальных книжных фондов по истории и культуре славянских народов. В 1932 г. Славянская библиотека закупила книги Смирдина и вывезла их из Риги в Прагу. Из библиотеки Смирдина в основной состав Славянской библиотеки было включено 11 262 единицы и в обменный фонд – 5 741 единица дублетов (в т. ч. 647 дефектных).

В настоящее время фонд «Sm» (библиотека Смирдина), согласно документам, состоит из 7 809 номеров (шифров) или 12 938 книг; среди последних 8 938 подлинных из библиотеки Смирдина и его продолжателей и 4 000 пополнивших фонд в соответствии с «Росписью» и четырьмя прибавлениями к ней. Книги фонда Смирдина в Славянской библиотеке имеют ту же, что и в «Росписи», нумерацию и занимают 11 двусторонних стеллажей, что составляет примерно 340 погонных метров книжных полок.

О значении библиотеки Смирдина лучше всего свидетельствует то, что ее каталог, изданный в 1828 г. на более чем 800 страницах, вместе с прибавлениями, вышедшими в 1829, 1832, 1852 и 1856 гг., всегда был и остается по сей день одним из основных библиографических справочников по русской литературе предшествующего времени.

  • Закревский, Ю. По следам книгоиздателя Смирдина / Ю. Закревский // Наука и жизнь. – 2004. - № 11 // Режим доступа: http://lib.rus.ec/node/237055
  • Кишкин, Л. С. Книжное собрание А. Ф. Смирдина в Праге / Л. С. Кишкин // Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v77/v77-148-.htm
  • СмирдинАлександрФилиппович - http://photos.citywalls.ru/qphoto4-4506.jpg?mt=1275800780
  • Экслибрисы и штемпели частных коллекций в фондах Исторической библиотеки / Гос. публ. ист. б-ка России; сост. В. В. Кожухова; ред. М. Д. Афанасьев. - Москва: Издательство ГПИБ, 2001. - 119 с. - С. 70.

1 Плавильщиков Василий Алексеевич (1768-1825) - петербургский книгопродавец и издатель. Вместе с братом он арендовал с начала XIX века Театральную типографию. Создал при магазине библиотеку (1815 г.).

Среди целого ряда имен людей, внесших достойный вклад в историю нашей страны, особо выделяется имя выдающегося человека - издателя и распространителя книг, время жизни и деятельности которого приходится на один из самых ярких периодов нашей истории - первую половину ХIХ века .

Смирдин Александр Филиппович (1785 - 1857)

Имя Смирдина А. Ф. весомо вошло в литературный быт первой половины ХIХ века. В. Г. Белинский полушутя-полусерьезно в 1834 году в своих рассуждениях о четырех периодах русской словесности писал: "…остается упомянуть еще о пятом, … который можно и должно назвать смирдинским … ибо А. Ф. Смирдин является главой и распорядителем сего периода".

"Смирдинский период" в истории развития книжного дела в стране, совпал с "золотым веком" русской литературы В. Г. Белинский посвятил ему несколько больших статей, о нем писали и говорили А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, И. А.Крылов, П. А. Вяземский, В. А. Жуковский и многие другие писатели и критики.

Он родился в Москве, в семье мелкого торговца полотном. Отец не смог обеспечить сыну образования по недостатку средств и отдал "мальчиком" в лавку московского книгопродавца Ильина. За короткое время он добился положения приказчика. Во время Отечественной войны 1812 года ему не удается поступить в московское ополчение, несмотря на горячее патриотическое желание, и он, с большими опасностями, пешком, добирается до Петербурга, где знакомится с известным книгопродавцом Василием Плавильщиковым. Эта встреча определила дальнейшую судьбу Смирдина. В 1817 году Плавильщиков приглашает его на должность главного приказчика своей книжной торговли. Своей честностью, преданностью и любовью к книге Смирдин настолько располагает к себе Плавильщикова, что тот оставляет духовное завещание, по которому предоставляет Смирдину за его честную службу право купить весь книжный товар и библиотеку по той цене, по которой ему будет угодно. На самом деле все было не так просто. Книжная торговля и библиотека Плавильщикова были обременены долгами, и только доброе имя Смирдина, вызвавшее доверие у кредиторов, помогло стать ему хозяином предприятия без копейки денег. Смирдин был талантлив, с практической, чисто народной смекалкой, которая и была его основным капиталом. В 1829 году он выпускает свое первое самостоятельное издание - роман Ф. Булгарина "Иван Иванович Выжигин", который приносит материальный успех, и переезжает в роскошное помещение на Невском проспекте. Здесь разместилась обширная библиотека для чтения и книжная лавка, которая вскоре превратилась в модный литературный салон Петербурга.

Открытие и дальнейшая деятельность книжной лавки и библиотеки А. Ф. Смирдина сыграли особую роль в развитии литературы и книжного дела. На новоселье А. Ф. Смирдин пригласил весь литературный свет того времени. Ему хотелось объединить все художественные, литературные силы, и первым опытом стали, вышедшие один за другим, два сборника "Новоселье". В них вошли произведения, которые в качестве подарка гости преподнесли хозяину. Среди авторов сборников люди известные и знаменитые - В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, И. А. Крылов, Е. А. Баратынский, П. А. Вяземский, Н. И. Гнедич, Н. В. Гоголь, В. Ф. Одоевский, Д. И. Языков, Ф. В. Булгарин, Н. И. Греч и ряд других имен.

Но объединение под одной обложкой столь разных представителей литературного общества того времени не могло означать объединения идейного и личного. Это был период литературного противостояния, когда остро проявился антагонизм, существовавший между различными лагерями литературы.

Очень характерно описан Н. Гречем инцидент, произошедший на праздновании новоселья книжной лавки Смирдина: "Нам с Булгариным довелось сидеть так, что между нами сидел цензор Василий Николаевич Семенов, старый лицеист, почти однокашник Александра Сергеевича. Пушкин на этот раз был как-то, особенно в ударе, болтал без умолку, острил преловко и хохотал до упаду. Вдруг, заметив, что Семенов сидит между нами, двумя журналистами… крикнул с противоположной стороны стола, обращаясь к Семенову: "Ты, брат Семенов, сегодня словно Христос на горе Голгофе". Слова эти были тотчас всеми поняты. Я хохотал, разумеется, громче всех…". Вряд ли этот смех был искренним. Христос был распят на горе Голгофе между двумя разбойниками.

Оба сборника попали в таганрогскую библиотеку с первых дней ее открытия, о чем свидетельствуют штампы на книгах - (Таганрогская общественная библиотека), (Таганрогская городская библиотека), (Донская окружная Центральная библиотека имени А.П.Чехова), (Центральная библиотека Читальня имени А. П.Чехова), (Библиотека имени А. П. Чехова. Книгохранилище). Эти штампы соответствуют периоду с 1876 года до середины ХХ века.

Смирдин искренне, до самозабвения любил художников слова, невзирая на их идейную и литературную принадлежность, и со всем своим просто-душием и наивностью пытался объединить русскую литературу, всех писателей. Издание сборников Новоселье, журналов "Библиотека для чтения", "Сын Отечества" и другие его предприятия свидетельствуют о попытке примирения творческих, талантливых людей того времени.

Надежды Александра Филипповича не оправдались. Пропасть между противоположными лагерями литературы становилась все глубже .

Особо следует упомянуть о роли А. Ф. Смирдина в истории развития журналистики. Издание журнала "Библиотека для чтения", о котором В. Г. Белинский говорил, как о новой эпохе в русской литературе, способствовало укреплению прочных связей между литераторами и книготорговлей. До того времени журналистика была уделом узкого круга любителей, издания же Смирдина стали доступны и интересны для общества. Он первым стал оплачивать литературный труд, который в то время считался развлечением, и оценивал его необычайно щедро. За издание басен он заплатил И. Крылову 40 тысяч рублей ассигнациями, за каждую поэтическую строку А. Пушкина платил по "червонцу", а за стихотворение "Гусар", напечатанное в журнале "Библиотека для чтения", выплатил ему 1200 рублей. Это были очень большие деньги для того времени. В 1934 году Смирдин А. Ф. впервые заключает с А. С. Пушкиным условие о монопольном праве на издание его произведений.

Издание журнала "Библиотека для чтения" для А. Ф. Смирдина стало продолжением его намерений по привлечению и объединению лучших литературных сил. На его страницах впервые были напечатаны блистательные произведения. Номера журнала "Библиотека для чтения" с 1834 года хранятся в фондах библиотеки и представляют прижизненные издания произведений А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, И. И. Козлова, М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, Ф. В. Булгарина, А. А. Марлинского. Н. В. Гоголя, Е. А. Баратынского, Н. В. Кукольника, Н. И. Греча, В. И. Григоровича, Д. В. Давыдова, М. Н. Загоскина, И. А. Крылова, В. Ф. Одоевского, В. И. Панаева, И. А. Плетнева, М. П. Погодина, А. А. Погорельского, Н. А. Полевого и других авторов.

Не думая и не заботясь о себе, Смирдин смело пускался в любое издательское предприятие, если видел в нем пользу любимой им литературе. Еще одной его заслугой стало издание сочинений русских классиков и современных писателей не только качественно и красиво, но и по доступной для

В 1840 году Смирдин А. Ф. начинает издание Полного собрания сочинений русских авторов, о котором современники говорили, как о значительном достижении, важнейшем событии в литературной жизни страны. Не потеряло это издание своего исторического значения и сегодня.

Книги этой серии также представлены в библиотеке.


Отношение писателей-современников к Смирдину носило характер задушевной дружбы. Его постоянно навещают, проводят часы в беседах. Со своей стороны Смирдин относился к ним с замечательным радушием и постоянно оказывает различные услуги. В то же время эти взаимоотношения бывали самыми противоположными: от обожания, уважения, любви, подобострастия, до раздражительного недовольства, оскорбительного отношения и использования. Ему приходилось сталкиваться с откровенным обманом, беззастенчивым грабежом, склоками и интригами.

Самые благие намерения А. Ф. Смирдина рушились под давлением личных амбиций, меркантильных интересов окружавших его литераторов - Ф. В. Булкарина, О. И. Сенковского, Н. И. Греча, П. П. Свиньина и других. Они откровенно дискредитировали прогрессивные начинания издателя, затягивали в свои сети, фактически пользовались его карманом.

Н. В. Кукольник обижается на то, что Смирдин его не ценит, в то время как он один из самых издаваемых писателей, а в журнале "Библиотека для чтения" - постоянный автор.

Любимец Смирдина А. С. Пушкин, произведения которого всегда очень щедро им оплачивались по первому требованию, мечтает о собственном издании: "Смирдин уже предлагает мне 15000 чтоб я от своего предприятия отступился и стал бы снова сотрудником его Библиотеки. Но хотя это было бы и выгодно, но не могу на то согласиться. Но Сенковский такая бестия, а Смирдин такая дура, что с ними связываться невозможно".

Еще в период расцвета Смирдина А. Никитенко писал в своем дневнике: "Смирдин истинно добрый и честный человек, но он мало образован и, что всего хуже для него, не имеет характера. Наши литераторы владеют его карманом, как арендою. Он может разориться по их милости. Это было бы настоящим несчастьем для нашей литературы".

Смирдин продолжает оставаться верным себе. С начала 1839 года он предпринимает очередную попытку объединения всех русских литераторов и приступает к изданию "Сто русских литераторов". Это неслыханное по роскоши издание с гравированными портретами и иллюстрациями - образец типографского искусства того времени. "…я заказал лучшим художникам в Англии выгравировать и отпечатать портреты и картинки к изданию…" - писал А. Ф. Смирдин в обращении "От издателя".

Несмотря на уже приобретенный опыт, издательский размах, вместо объединения всех русских литераторов получилось ужасающее по безвкусице соседство - Пушкин - Булгарин, Крылов - Марков, Зотов - Денис Давыдов. Смирдин стал жертвой неосуществимости своей идеи - на третьем томе издание завершилось. С этого времени и до самой смерти для издателя наступил период борьбы с разорением и крахом.

Политический и экономический кризис, начавшийся в 20-е годы, не мог не сказаться на литературных событиях, также как и на его деятельности. В то время на смену устаревшей литературной школы, которую представляли Сенковский, Греч, Булгарин, Полевой, Загоскин приходит торжество новой "натуральной школы". Пушкин, Лермонтов, Гоголь, в дальнейшем Белинский, Герцен, Тургенев, Достоевский, Григорович, Некрасов овладели умами и вкусами читателей. Смирдин же продолжал печатать отживающих литераторов, отставных беллетристов, к которым читательский интерес с каждым днем падал. Все попытки избежать разорения только оттягивали его на некоторое время. В 1845 году он прекращает книжную торговлю, но еще пытается продолжать издание книг. Это его поддерживало еще несколько лет. Одержимый любовью к книге, он жил сознанием, что еще приносит пользу отечественной литературе. Умер он в 1857 году. В "Северной пчеле" сообщалось, что похороны были более чем скромными, на них не пришли даже те, кто так многим были обязаны этому человеку.

Литература

  • Смирнов-Сокольский Ник. Книжная лавка А. Ф. Смирдина: К 100-летию со дня смерти издателя-книгопродавца

А. Ф. Смирдина. 1785-1857-1957/ Ник. Смирнов-Сокольский - М.: Изд-во ВКП, 1957. - 80 с.

  • Энциклопедический словарь братьев А. и И. Гранат
  • Энциклопедический словарь. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона

Самая первая книжная лавка в Петербурге появилась в 1714 году

Среди достопримечательностей Санкт-Петербурга достойное место занимает Книжная лавка писателей, что уютно расположилась в старинном доме под номером 66 на Невском проспекте. Современному человеку может показаться старомодным название -«книжная лавка», однако оно исторически оправдано хотя бы потому, что книжная торговля в Петербурге производилась в книжных лавках, которые появились в системе Гостиного двора в конце XVIII века.

Это были плохо освещённые, неотапливаемые торговые точки, и отличались они от скобяных, текстильных и галантерейных лавок большей теснотой и темнотой.

Самая первая книжная лавка в Петербурге появилась в 1714 году. Находилась она на Троицкой площади в Гостином дворе, рядом с первой типографией. История этой лавки изложена в рассказе А. В. Арсеньева «Первая книжная лавочка в Петербурге при Петре Великом». После закрытия типографии перестала существовать и лавка, которая до 1722 года торговала продукцией государевой типографии - календарями, азбуками, учебниками, военной и морской литературой.

В январе 1813 года на Садовой улице, в доме полковника Балабина, открылась книжная лавка Василия Алексеевича Плавильщикова. Эта лавка, которая позже разместилась на набережной Мойки, угол Исаакиевской площади, стала первой коммерческой структурой, где «собирались учёные и литераторы делать выправки, выписки и взаимно совещаться».

Книжную лавку Плавильщикова можно назвать первым клубом петербургских писателей, учёных и художников. В том же 1813 году начал торговать книгами Иван Васильевич Слёнин. Его книжная лавка находилась на Невском проспекте, у Казанского моста, в доме Кусовникова, а позднее в доме аптекаря Имзена. Постоянными гостями книготорговца были известные петербургские литераторы. Об этом оставил стихотворное свидетельство Александр Ефимович Измайлов, известный в то время баснописец:

У Слёнина в лавке на креслах сижу,
На книги, портреты уныло гляжу -
Вот бард наш Державин, вот Дмитрев, Крылов!
А вот Каталани, под нею Хвостов.
Тимковского-цензора тут же портрет.
Есть даже Гераков - Измайлова-ж нет!
Авось доживу я до светлого дня!
Авось в книжной лавке повесят меня!
Чу! Чу! колокольчик в сенях зазвенел;
Хозяин с улыбкой к дверям полетел…
Приходит Рылеев, Бестужев и Греч,
Язык бы последнему надо пресечь.
Вот Сомов вбегает, вот входит Козлов,
А вот из Сената заехал Хвостов…

Годы существования: 1825 - 1857

Описание:

Иллюстрации:

Экслибрис-вензель А.Ф.Смирдина

В магазине Смирдина Обложка альманаха «Новоселье» (гравюра, Галактионов)

Портрет А.Ф.Смирдина и экслибрис, проставляемый на книгах его публичной библиотеки.

Смирдин Александр Филиппович (21 января 1795 - 16 сентября 1857) родился в Москве (ныне улица Бахрушина) в семье торговца полотном Филиппа Сергеевича Смирдина. Отец человека, чья фамилия позже с легкого пера критика Виссариона Белинского даст название целому периоду русской литературы («смирдинский период русской словесности» - статья «Литературные мечтания») по каким-то одному ему ведомым причинам решил не приобщать сына к семейному делу, а, обучив грамоте, определил его (13-ти лет отроду) работать в книжную лавку своего родственника - книжного торговца Ильина.

Затем Смирдин служил приказчиком в книжном магазине Ширяева в Москве. В 1817 перешел на службу к петербургскому книгопродавцу Василию Алексеевичу Плавильщикову , который оказывал ему безграничное доверие и вскоре поручил ему ведение всех своих дел. В 1825 Плавильщиков умер, существуют две версии того, как было составлено духовное завещание купца. По одной - он предложил Александру Филипповичу два варианта: или взять на себя все предприятие, отягченное долгами, которые наследник обязывался выплатить, или же с выгодой для себя продать товар фирмы и отправиться восвояси. Александр Филиппович выбрал первое. По другой версии, Смирдин получил привилегию купить дело Плавильщикова по цене, какую ему самому угодно будет назначить. Как говорит одна литературная легенда, благородный Смирдин не стал пользоваться этим правом, а созвал на совещание-аукцион своих столичных коллег, где и предложил самую большую цену.

С этого времени начинается самостоятельная книгопродавческая и издательская деятельность Смирдина. Первым его изданием был роман «Иван Выжигин» Фаддея Булгарина. Не без веских на то оснований Булгарину «посчастливилось» стать героем многочисленных едких эпиграмм своих великих современников, но по странной иронии судьбы нелюбимый и презираемый многими Булгарин, чья фамилия стала нарицательной со знаком минус в истории русской литературы, написал первый русский авантюрный роман, не замедливший стать первым нашим бестселлером. Похождения главного героя этой книги были изданы большим для тех лет тиражом и так увлекли российского читателя, что мигом были раскуплены и сделали популярным и ее автора, и издателя.

Вскоре Смирдин расширил торговлю - переехал из Гостиного двора к Синему мосту, а затем и на Невский проспект, в дом Петро-Павловской церкви. В это время он был уже в близком знакомстве со многими современными писателями и на праздновании им новоселья присутствовали Жуковский, Пушкин, Крылов и другие писатели. В память этого праздника был издан сборник «Новоселье» (1833) , составленный из произведений гостей, присутствовавших на этом на новоселье и отпечатанный в Типографии А.Плюшара

Плодом продолжительной и неутомимой издательской деятельности Смирдина стал обширный ряд самых разнообразных изданий: научных книг, учебников, произведений изящной литературы - он издал сочинения Карамзина, Жуковского, Пушкина, Крылова и других выдающихся современников, а также некоторых таких писателей, которые, может быть, и не были бы никогда изданы, не будь Смирдина. В 1834 году Смирдин основал журнал «Библиотека для Чтения», явившийся самым распространенным журналом своего времени и положивший собою начало так называемым «толстым» журналам. После смерти Смирдина одно издание подсчитало, что за всю свою издательскую деятельность он выпустил книг на 10 млн руб, при этом около 2 млн ушло на подготовку и печать изданий и около 1,5 млн - на выплату гонораров. Такая неслыханная щедрость, часто граничащая с бескорыстием, по мнению многих, и была одной из причин разорения издателя.

Щедрость Смирдина в отношении гонорара привлекла к участию в его журнале лучших современных писателей и отношение их к Смирдину носило характер задушевной дружбы. Ценя в нем начитанного и образованного во многих отношениях человека, почти все известные писатели его времени постоянно навещали его, проводя целые часы в беседе с ним. Со своей стороны Смирдин, преданный интересам литературы, относился с замечательным радушием к ее представителям и не упускал случая оказать им ту или иную услугу. Каждое хорошее сочинение находило в нем издателя, каждый начинающий талант мог рассчитывать на его поддержку.

Довольно продолжительное время издания Смирдина широко распространялись и предприятие его шло успешно, но затем дела его пошатнулись. Причиной этого была его излишняя доверчивость и бескорыстие в торговых оборотах, а больше всего его необычайная щедрость в оплате литературного труда. Так, Пушкину он платил за каждую строчку стихов «по червонцу», а за помещенное в «Библиотеке для Чтения» за 1834 год стихотворение «Гусар» заплатил 1200 рублей. Всего же, по подсчетам известного литератора, библиографа и историка книги Николая Павловича Смирнова-Сокольского, за годы сотрудничества Александр Филиппович выплатил Пушкину 122 тыс. 800 руб. - почти половину той суммы, что поэт заработал за всю свою жизнь литературным трудом и, при этом, идя ему навстречу буквально во всём - см. Типография Департамента народного просвещения .

Крылову за право издания его басен в количестве сорока тысяч экземпляров Смирдин уплатил 40000 рублей. Сегодня коммерциализация Смирдиным писательской деятельности считается одной из его величайших заслуг, но в XIX веке этот шаг был принят не столь однозначно. Недоброжелатели обвиняли альтруиста Смирдина в том, что он своими неслыханными гонорарами губит русскую литературу, вынуждая творческих людей работать за деньги.

Кроме «Библиотеки для Чтения», Смирдин с 1838 года издавал «Сын Отечества» (под редакцией Полевого и Греча). Библиография была любимым занятием Смирдина - при его ближайшем содействии Анастасевичем была составлена «Роспись российским книгам для чтения из библиотеки А.Смирдина» (1828-1832 гг.), долгое время служившая единственной справочной книгой по русской библиографии. До самых последних дней жизни Смирдин не переставал составлять дополнения к этой библиографии. Главная заслуга Смирдина, всю жизнь посвятившего бескорыстному служению книжному делу, заключается в удешевлении книг, в достойной оценке литературных произведений «как капитала», в укреплении прочной связи между литературой и книготорговлей. Его деятельность сыграла значительную роль в истории русского просвещения.

В 1841-1843 годах свет увидели сборники «Русская беседа, собрание сочинений русских литераторов, издаваемое в пользу А.Ф.Смирдина», - отчаянная попытка отечественных литераторов помочь Александру Филипповичу. В предисловии к первому сборнику - эмоциональная статья В.Г. Белинского, где были и такие строки: «Самый способ обратиться к вспомоществованию одолженной им публики - делает большую честь Смирдину. Он просит у публики не пособия, но внимания к изданию, которое должно доставить ему выгоды, если разойдется все. Русские литераторы сделали свое дело: забыв о всякой парциальности, они спешат соединить в одной книге свои посильные труды. Теперь публике остается заплатить свой долг Смирдину и поддержать славу русского общества» . Впрочем, это благое начинание успеха не имело - публика осталась к нему равнодушна. Помочь Смирдину пыталась и власть, благоволившая к нему и ценившая его заслуги - государство выдало издателю ссуду в 30 тыс. руб. серебром. Но и это не помогает и в 1847 году Смирдин продает часть своего дела - помещение и фонды своей библиотеки - своему доверенному приказчику Петру Ивановичу Крашенинникову , при которой тот открывает уже свой книжный магазин.

В конце концов Смирдин потерял весь накопленный им капитал и пришел к полному разорению. Он был принужден постепенно сокращать, а затем и совершенно прекратить свою книжную торговлю. Обремененный тяжелыми долгами, он не терял надежды уплатить их и прибегал к самым разорительным для себя средствам, затевая то одно, то другое предприятие. В этот период Смирдин затеял издавать сочинения русских писателей, начиная с Ломоносова, Тредьяковского и т. д. в возможной полноте, но в возможно небольшом формате и убористым шрифтом, с тем, чтобы иметь возможность продавать каждый том по дешевой цене. Всего было издано 70 книг 35 авторов. «Полное собрание сочинений русских авторов» оказалось востребованным и быстро разошлось, однако вырученных от серии средств, как и следовало ожидать, на погашение долгов не хватило.

Не помогла даже поддержка правительства, которое и вовсе пошло на беспрецедентный шаг, разрешив Смирдину в 1843 году устроить в свою пользу беспроигрышную лотерею из книг. Лотерейный билет стоил рубль, его обладатель получал право приобрести в книжной лавке Смирдина книги на сумму от 1 до 50 руб., один лотерейный билет был с крупным денежным выигрышем - 1 тыс. руб. Первый тираж книжной лотереи оказался успешным, и в 1844 году Смирдин затеял вторую лотерею. Однако ее билеты так и не были полностью распроданы. Всего же Александру Филипповичу удалось выручить от двух лотерей около 150 тыс. руб. - на покрытие всех его долгов этого катастрофически не хватало и он был объявлен несостоятельным должником. Большая часть его книг перешли купцу Л.И.Жебелеву, но к 1864 году пополнили библиотеку при «земле-вольском» книжном магазине Серно-Соловьевича .

Последние годы жизни издателя и просветителя были печальны. Бедность и безуспешная борьба с неудачами подточили его здоровье. По воспоминаниям современников, душевное состояние Смирдина в это время было крайне тяжелым. Александр Филиппович Смирдин умер 16 (28) сентября 1857 года в нищете и почти полном забвении, ему было 62 года. Издателя похоронили на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Деньги на памятник, а также на помощь семье просветителя собирали петербургские книготорговцы, затеявшие для этого издание «Сборника литературных статей, посвященных русскими писателями памяти покойного книгопродавца-издателя Александра Филипповича Смирдина» .

Дело Смирдина попытался продолжить его старший сын Александр, наследник того, что осталось от предприятий отца. В 1854 году он вместе с издателем В.Е.Генкелем основал известную фирму А.Смирдин и Ко . На певвых порах Александру что-то удалось, но к началу 1860-х годов разорился и он.

Примечание:

В 1823-1832 годах книжный магазин и библиотека А.Ф.Смирдина располагались на набережной Мойки,63 в доме Гавриловой у Синего моста (здание сохранилось и надстроено). В 1832 они переехали на Невский проспект, дом Лютеранской церкви (здание сохранилось и надстроено).

Издательство прекратило своё существование.

«Плывут далёкие картины,
Былое в памяти встаёт…»

Наше путешествие начинается на Невском проспекте, 22. Здесь с 1832 по 1856 год размещалась книжная лавка Александра Филипповича Смирдина (1795-1857) - видного крупного книгопродавца, издателя и библиофила.

Смирдин А.Ф.

В 1834 году, основав журнал «Библиотека для чтения», издатель положил начало выпуску в России «толстых» литературно-художественных журналов. Смирдин, в основном, издавал произведения русских писателей. Он выпустил в свет «Полное собрание сочинений русских авторов» Пушкина, Гоголя, Жуковского, Крылова. Осуществил также новые издания произведений Ломоносова и других выдающихся деятелей XVIII столетия.

Быть причастной к имени Смирдина - это для любой книги почёт! Сегодня нас ждёт знакомство со старинной книгой, обладающей колдовскими чарами. 1834 год издания! «Сочинения Гавриила Романовича Державина». Слышится шелест книжных страниц, и мы уже не просто читаем стихи великого поэта XVIII века, а видим их глазами Пушкина, Белинского, Гоголя. Вдохнём аромат пожелтевших страниц и почувствуем обаяние прошедших веков.

Чувственно-простодушный слог XVIII века… К нему нельзя оставаться равнодушным: он будит дремлющее в каждом из нас ощущение преемственности времён. Под пером Гавриила Романовича Державина страницы русской истории оживают: могучий Пёрт I ведёт в бой полки, граф Орлов «парит над флотом Россиян». Перелистав страницы книги, мы находим знаменитую «Оду к премудрой Киргиз-Кайсацкой царевне Фелице». Некогда Великая государыня Екатерина II проливала слёзы, читая её строки.

Вроде и нет ничего на бумаге, кроме слегка выцветших строчек, но какое-то внутреннее зрение проникает вглубь книги, вызывает невольные видения…

Вот мелькнул образ юного Пушкина, склонившегося над бессмертным «Памятником». А вот серьёзный взгляд литературного критика Виссариона Григорьевича Белинского, читающего стихотворение «Водопад»:

Алмазна сыплется гора
С высот четыремя скалами;
Жемчугу бездна и сребра
Кипит внизу, бьёт вверх буграми;
От брызгов синий холм стоит,
Далече рёв в лесу гремит.

«Отец русских поэтов», - так называли Гавриила Романовича Державина ещё при жизни. У великого гения учились и Батюшков, и Рылеев, и Тютчев.

Суровый и элегантный XVIII век! Он никогда не истощится для читателей, и каждое новое поколение будет открывать в нём свою историю.