Магическое мышление. Мистика и магия как основа мышления

У примитивного человека имеется громадное доверие к могуществу его желаний. В сущности, всё, что он творит магическим путём, должно произойти только потому, что он этого хочет.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ТЕМА // Мышление на Миллиард Упражнение на Рсширение Денежного Сознания / #ИгорьМерлин

    Мышление, поведение, качества

    Как использовать свой мозг на все 100. Мысли как Эйнштейн!

    Субтитры

В религии

В главе «Анимизм, магия и всемогущество мысли» трактата «Тотем и табу » (1913) Зигмунд Фрейд высказывает гипотезу, что именно магическое мышление лежит в основе анимизма , религии и народных суеверий , а также, возможно, искусства . Отправление определённого ритуала (жертвоприношения , молитвы) или соблюдение табу , по логике магического мышления, способно вызвать тот или иной желаемый субъектом результат. Например, некоторые заклинания дождя строятся на имитации дождя путём мочеиспускания или подражания грозе, а заклинания плодородия - на демонстрации полового акта. Примитивные люди как бы «играют в дождь». При этом «расстояние не играет никакой роли и телепатия принимается как нечто само собой понятное»:

так как она-де открыла, что рядом с названной им лавкой находится склад гробов, траурных принадлежностей и т. п. Благодаря упомянутому намерению его бритва вступила в неразрывную связь с её мыслью о смерти. Можно быть уверенным, что, и не открыв такого соседства, больная все равно вернулась бы домой с запрещением употреблять бритву, потому что для этого было бы вполне достаточно, чтобы она на пути в лавку встретила катафалк , какого-нибудь человека в траурной одежде или женщину с погребальным венком. Сеть условий была достаточно широко раскинута, чтобы во всяком случае поймать добычу. Настоящей причиной запрещения пользоваться бритвой… было, разумеется, её противодействие окрашенному в приятное чувство представлению, что её муж может перерезать себе горло отточенной бритвой.

В психиатрии магическое мышление считается нормальным у детей до 3-5 лет и представителей «примитивных» культур .

В эстетике

О значении магического мышления для литературы и искусства Фрейд писал в статье 1919 года «Жуткое». Французский психоаналитик Октав Маннони в 1969 году объяснил с помощью магического мышления ряд парадоксов эстетики . Например, популярность фильмов ужасов и ряда других жанров объясняется тем, что несмотря на то, что основные их ходы и приёмы заранее известны зрителю, и несмотря на то, что он прекрасно осознаёт нереальность происходящего на экране, подсознательно он желает вернуться на уровень «детского», магического мышления. Этот парадокс предпочтения «детского» анимистического способа восприятия мира восприятию «взрослому», научному, Маннони выразил формулой: «Да, я знаю, но тем не менее…» (Je sais bien, mais quand même… )

Характерная для примитивных ступеней развития человека и общества вера во всемогущество мыслей. Суть магического мышления состоит в убеждении, что мысли всемогущи и способны сами по себе менять физическую реальность:

У примитивного человека имеется громадное доверие к могуществу его желаний. В сущности, всё, что он творит магическим путем, должно произойти только потому, что он этого хочет.

В религии

В главе «Анимизм, магия и всемогущество мысли» трактата «Тотем и табу » (1913) Зигмунд Фрейд высказывает гипотезу, что именно магическое мышление лежит в основе анимизма , религии и народных суеверий , а также, возможно, искусства . Отправление определённого ритуала (жертвоприношения , молитвы) или соблюдение табу , по логике магического мышления, способно вызвать тот или иной желаемый субъектом результат. Например, некоторые заклинания дождя строятся на имитации дождя путём мочеиспускания или подражания грозе, а заклинания плодородия - на демонстрации полового акта. Примитивные люди как бы «играют в дождь». При этом «расстояние не играет никакой роли и телепатия принимается как нечто само собой понятное»:

так как она-де открыла, что рядом с названной им лавкой находится склад гробов, траурных принадлежностей и т. п. Благодаря упомянутому намерению его бритва вступила в неразрывную связь с ее мыслью о смерти. Можно быть уверенным, что, и не открыв такого соседства, больная все равно вернулась бы домой с запрещением употреблять бритву, потому что для этого было бы вполне достаточно, чтобы она на пути в лавку встретила катафалк , какого-нибудь человека в траурной одежде или женщину с погребальным венком. Сеть условий была достаточно широко раскинута, чтобы во всяком случае поймать добычу. Настоящей причиной запрещения пользоваться бритвой... было, разумеется, ее противодействие окрашенному в приятное чувство представлению, что ее муж может перерезать себе горло отточенной бритвой.

- З. Фрейд . «Тотем и табу»

В эстетике

О значении магического мышления для литературы и искусства Фрейд писал в статье 1919 года «Жуткое». Французский психоаналитик Октав Маннони в 1969 году объяснил с помощью магического мышления ряд парадоксов эстетики . Например, популярность фильмов ужасов и ряда других жанров объясняется тем, что несмотря на то, что основные их ходы и приёмы заранее известны зрителю, и несмотря на то, что он прекрасно осознаёт нереальность происходящего на экране, подсознательно он желает вернуться на уровень «детского», магического мышления. Этот парадокс предпочтения «детского» анимистического способа восприятия мира восприятию «взрослому», научному, Маннони выразил формулой: «Да, я знаю, но тем не менее…» (Je sais bien, mais quand meme… )

Литература

  • Mannoni, Octave. Clefs pour l’imaginaire ou L’autre scène . Èditions du Seuil, 1969.

Магическое мышление как попытка контроля реальности возникло ещё в первобытные времена. Тогда, не зная законов объективного мира, люди пытались защитить себя от ударов судьбы специфическими ритуалами. Удивительно, но сегодня, в XXI веке, во время расцвета науки и свободного доступа к знаниям многие по-прежнему зацикливаются на «магических ритуалах» в попытках воздействовать на постоянно меняющийся мир. В том, что такое магическое мышление, чем оно опасно и что собой представляет обсессивно-компульсивное расстройство, разбираемся вместе с практикующими психологами и ведущими исследователями.

Каждое новое столетие ставит человечеству условия, к которым оно не было готово: Первая и Вторая мировые войны поразили мир своей невиданной жестокостью и сломали психику целым поколениям, а относительно стабильный XXI обрушился на нас ежедневной изменчивостью реальности. Находясь в так называемом информационном обществе, мы ежедневно получаем потоки информации самого разного, порой полярного содержания, вынуждены осваивать новые программы и технику, регулярно повышать квалификацию, чтобы сохранить источник дохода, переосмысливать общественные процессы и самое главное — смириться с абсолютной нестабильностью повседневности.

Требования, которые нам предъявляет современность, затрагивают огромное количество психических ресурсов. Между тем, потребность в стабильности по-прежнему остается для нас одной из базовых. Реальность ускоряется, и в этих непростых условиях все больше людей прибегает к так называемому «магическому мышлению». Его суть заключается в том, что человек начинает думать, что его мысли, действия или слова оказывают определенное воздействие на окружающую его реальность.

Стоит заметить, что исследованием этого явления занимался еще Иван Петрович Павлов, который изучал склонность человека к попытке запрограммировать окружающую действительность.

Как отмечают современные специалисты, такая привычка может перерасти в зависимость, и в этом случае все свои победы и поражения личность станет объяснять тем, что «нагрубил кому-то в общественном транспорте», «не занял другу денег», «не стал выслушивать надоевшего ему товарища» и т.д. Варианты «магических действий» глубоко индивидуальны и разнообразны.

Кроме того, по мнению доктора социологических наук В.С. Свечникова и соискателя кафедры «Культурология» СГТУ Л.Н. Чевтаевой, мифы о магии устойчиво внедрены в коллективное бессознательное. Они отмечают:

Здравомыслящие граждане России, бизнесмены, политики, врачи, ученые понимают, что любые таинственные явления всегда интересуют массы и являются почвой для различного рода спекуляций.

Особенно это было заметно в 90-е гг. В период абсолютной нестабильности люди с особым рвением обращались к всевозможным магам, гадалкам и экстрасенсам. На протяжении этого времени, а в последствии и в 2000-х гг. телевидение, радио и прочие СМИ поддерживали интерес масс ко всему «таинственному»: особой популярностью пользовались передачи А. Кашпировского, шоу с экстрасенсами, звонки в студию к «магам», «разрешающим» на расстоянии любые проблемы — от алкоголизма мужа до серьёзных заболеваний.

В связи с этим Российская академия наук даже создала специальную Комиссию по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований.

При этом интересно, что многие понимают алогичность «магического мышления» и высказываются против такого метода контроля реальности. Однако проведенное в Великобритании психологом Е. Субботским исследование показало обратное. Один из экспериментов описывается так:

Взрослых испытуемых просили вообразить их будущую жизнь. После этого им пытались внушить, что а) наложенное на их будущую жизнь магическое заклинание изменит эту жизнь к лучшему или худшему (мифическое внушение), и б) изменение чисел на экране компьютера изменит их будущую жизнь к лучшему или худшему (обычное внушение). Все испытуемые отрицали, что изменение цифр на экране компьютера может повлиять на их будущую жизнь, однако в своих действиях они продемонстрировали веру в эту возможность.

Таким образом, можно сказать, что психически здоровые люди осознают нелепость «магических заклинаний», однако глубоко заложенное в бессознательном иррациональное зерно, в некоторых случаях связанное с детской травмой, а также с культурой (сказками, мифами, сказаниями, поговорками и местными суевериями) мешает им мыслить рационально и значительно повышает уровень тревоги.

Именно этим и опасно «магическое мышление». Получая иллюзию контроля над миром, человек начинает стремиться к «абсолютному всемогуществу» и старается запрограммировать неконтролируемое. В тех случаях, когда его действия совпадают с получением ожидаемого результата, он все больше верит в то, что нашел «волшебный способ» контроля окружающей среды. В обратном случае — винит себя за якобы «неправильные» мысли или действия.

Привычка мыслить «магически» чревата тем, что, казалось бы, безобидные действия довольно быстро прогрессируют в реальное психическое заболевание — обсессивно-компульсивное расстройство (далее – ОКР), принося личности тяжелые, порой невыносимые страдания.

ОКР представляет собой навязчивое состояние, которое характеризуется обсессиями и компульсиями, где обсессия является некой настойчивой, сильно пугающей или неприятной мыслью, приходящей в голову больного помимо его воли, а компульсия — особенным, глубоко индивидуальным ритуалом, который помогает временно избавиться от навязчивых мыслей.

Таким образом, сознание личности с разной степенью частоты посещают фобические, иногда отвратительные, несвойственные индивиду мысли. Среди самых распространённых — страх заразиться опасной, неизлечимой болезнью, подхватить вирус, потерпеть фиаско на работе или в учебе, потерять близкого человека и т.д. Иногда больной сталкивается с противными и несвойственными ему образами насилия, жестокости, сексуальных извращений, намерениями причинить кому-то моральный или физический вред.

Не имеющие ничего общего с личностью пациента мысли сводят его с ума, вгоняют в панику. Чтобы избавиться от них, он старается выполнять абсурдные, им же придуманные ритуалы. Самые частые из них — постоянное мытье рук, избегание наступать на определенные ступеньки лестницы, выстраивать книги и другие предметы в «нужном» порядке и т.д. Ритуалы могут быть очень различны. Например, некоторые люди испытывают страх перед тем, чтобы сделать репост в социальных сетях или поставить лайк, просто потому что им кажется, что может случиться «что-то плохое».

Психолог-консультант А.В. Духарева замечает:

Человек верит, что повторение определенных действий может защитить его от превратностей судьбы. Часто от таких клиентов можно услышать фразы вроде: «если я все сделаю правильно, то ничего не случится», «главное выключить свет с правильной/хорошей мыслью», «если я ошибся в последовательности действий, то важно все начать сначала» и т.п.

Обычно ОКР возникает по разным причинам. Это может быть как следствие увлечения магическим мышлением, так и детская травма, перенесенный стресс, моральное и физическое истощение, сильная загруженность на работе, нестабильность в профессиональной деятельности.

Угроза заключается в том, что в действительности никаких «волшебных» ритуалов не существует. Но искренне веря в их силу, пациент может тратить часы только на то, чтобы мыть руки, поворачивать ручки двери определенное количество раз, переписывать сообщения в социальных сетях, выбирая «правильный порядок слов» и пр. Страх, стоящий за каждым ритуалом, существенно различается у каждой отдельной личности. Например, люди, больные анорексией, могут запрещать произносить себе определенные слова или буквы из-за страха набрать вес. При этом ритуалы приносят лишь временное облегчение, заставляя человека самостоятельно погружать себя во внутреннюю тюрьму, полную невыносимых страданий.

Интересно, что большинство людей, подверженных ОКР, действительно понимают абсурдность ситуации, но ничего не могут исправить. Как правило, они скрывают свою болезнь, боясь осуждения и насмешек. По данным ВОЗ, В 2013 году от ОКР страдали от 1 до 3% населения. Однако, по мнению специалистов, эта цифра сильно занижена.

Важно и то, что, кроме большинства людей, осознающих алогичность своих поступков, пациенты с «психопатическим уровнем организации будут верить в то, что ритуалы действительно спасают их от фатальных последствий».

Хорошая новость заключается в том, что это заболевание излечимо. Советы психиатров универсальны. Человек должен чутко следить за своим состоянием и усилием воли пробовать нарушать цепочку его собственной «причинно-следственной связи», пытаясь выявить в причине удачи или неудачи не признак «правильного выполнения магических действий», а реальный поступок, осознать уровень тревоги, мешающий полноценной жизни, например, в виде проблем в отношениях, пищевом расстройстве, стрессовой работе, нестабильном бизнесе. Также психотерапевты предлагают доводить ритуалы до абсурда, то есть, к примеру, закрывать и открывать двери до того момента, пока человек просто не устанет и не осознает бессмысленность этого действа. Более того, врачи рекомендуют визуализировать свои страхи, представлять, а что бы случилось, если бы я «потерял работу», «набрал вес», «расстался с токсичным партнером» и т.д. В таком случае пациент, пусть и с долей большего дискомфорта и высокой тревоги, прорабатывает альтернативные варианты, которые помогают ему убрать фатальные сценарии из его жизни.

Как правило, пациенты, имеющие диагноз «обсессивно-компульсивное расстройство», проходят как медикаментозную терапию (обычно с помощью антидепрессантов и транквилизаторов), так и посещают психотерапевта, который помогает не только избавиться от навязчивых мыслей, но и старается помочь клиенту найти и обезвредить причину его тревог. Ведь все, что происходит с нами, будь то ОКР или паническая атака, по сути, является сигналом того, что в нашей жизни что-то идет не так. И наша психика начинает бунтовать, требуя более бережного отношения к себе и к своей жизни. Пересмотр жизненного сценария, осознание того, что пациент, возможно, идет не по своему пути или слишком много на себя берет, помогает ему вернуться к здоровой жизни.

Кроме того, важно помнить, что жизнь всегда была, есть и будет изменчивой субстанцией. В этом ее ценность и красота. Мы не в праве «забетонировать» настоящее, но мы имеем уникальную возможность жить без страха, наслаждаясь каждым днем, со всеми его удивительными сюрпризами или неприятностями, которые, в конечном итоге, избавляют нас от инфантилизма и делают сильнее.

Я специально дождался третьей заметки, так как предполагал, что она в значительной степени сгладит впечатление от несколько провокационных первых двух. Поэтому по сути спорить уже особо не с чем, но есть что добавить.

1. Против чего же мы "против".

Мне кажется что не корректно отождествлять детское мышление, магическое мышление и инфантилизм - это три разных категории. Детское мышление - хорошо, потому что это необходимый этап развития ребенка. Когда оно остается во взрослом возрасте - это инфантилизм. Не обязательно инфантилизм должен сопровождаться магическим мышлением, и не обязательно магическое мышление должно быть инфантильным. Это как теплое и мягкое - разные категории. К слову сказать - инфантильное мышление вполне возможно и в рамках естественно-научного подхода. А вот (британские) учёные выяснили, что... и поэтому теперь я буду.... .

Насколько я понял - Павел как всегда против инфантилизма, то есть за отвественность и осознанность. Вот и договорились.

2. Какие бывают мышления.

Тип мышления который Павел называет взрослым, я бы определил как естественно-научный или позитивисткий. На нем стоит нынче наша цивилизация и я полностью приветствую его в этом качестве. Я тоже против средневековья и мракобесия. Государство у нас светсткое - честь ему за это и хвала. А поскольку оно ещё и допускает свободу совести и верований, то каждый лично может выбирать тот тип мышления, который ему ближе. Потому что естественно-научный тип мышления хорошо работает в рамках большой группы людей - им просто договориться друг с другом на общей основе и при этом оставить достаточно свободы, но не вполне удовлетворяет потребностям индивида.

Например у этого типа мышления куча минусов. Начиная с того, что наука жутко костна и неповоротлива, и все научные прорывы - это почти всегда результат одиночки противопоставляющего себя общепринятой системе научных взглядов, а не результат консенсуса ученых мужей. Да, достижения в медицине благодаря науке уникальны, при этом система медицины - это машина, жестко перемалывающая индивида в соответствии с ограниченными возможностями сегодняшнего дня. Все бы этим хирургам резать - я дам таблеточку и само отвалится. Научное мышление говорит о потенциальной способности познать все в мире с помощью разума. Мне приятнее считать, что мир - это огромная непознаваемая тайна, частью которой является и человек.

И здесь мы подходим к магическому мышлению и мистическому мышлению. Я специально разделяю их, потому что они действуют по-разному.

Магическое мышление - это изменить что-то внутри себя (настроение, понимание и т.д.) для того, чтобы изменилась внешняя ситуция. Это можно объяснять как угодно - страшными эзотерическими словами, или психологическими явлениями выборочности восприятия, НЛП-ерскими "фильтрами" или любым другим научным или квазинаучным бредом. Все равно все это лишь слова и мы можем лишь догадываться со своей колокольни знаний и верований о том, как это действует. Любой, кто скажет - "я точно знаю, что это работает потому-то и только поэтому" - в лучшем случае просто врет себе.

Если мы оказываемся от магического мышления и опирамся только на научное, то мы также вынуждены отказаться от таких его бонусов как интуиция, (часто не обоснованная рациональными фактами) вера в себя и свою удачу и т.д. и т.п. Психосоматика, к слову сказать - типичный пример магического мышления. Значительня часть психологии в самом строгом смысле слова - ненаучна и опирается на магическое мышление (уж по крайней мере везде, где фигурирует "бессознательное", "архетипы", "субличности" и т.п.)

Если в магическом мышленим человек опирается в первую очередь на свою силу и свои действия, то в мистическом - на веру и помощь Бога (богов). И если мы отказываемся от мистического мышления - мы вынуждены отказаться от той силы, которую вера может дать человеку. Здесь что называется - без комментариев.

3. Хорошо-плохо.

Я очень благодушно отношусь к всевозможным верованиям. "Каждый выбирает для себя - женщину, религию, дорогу". Вот и пускай выбирают - по крайней мере до тех пор, пока остаются в рамках правового пространства. Даже у самой нелепой идеи, как показывает практика, найдутся последователи. Если им это помогает - да сколько угодно. Помогает трансерфинг - пускай трансёрфятся, ничего не имею против. Только за.

4. Работает или не работает.

Магическое, как и мистическое мышление - работает. Пользовались ими испокон веков и ещё столько же веков пройдет после нас - будут пользоваться. И дети и взрослые. И солидные бизнесмены с заводами и пароходами в том числе. По поводу криво - есть гипотеза, что это как раз когда есть примесь инфантилизма. Теперь поясню как это.
Инфантильный подход , это когда я чтобы например получить деньги - не предпринимаю совершенно ничего кроме того, что вешаю на стену китайскую монетку или закрываю отныне крышку унитаза. Моля о выигрыше - не покупаю свой "лотерейный билет" и отвергаю лодку и вертолет, моля о спасении.
Взрослый подход - когда я знаю (или в каком-то случае - предполагаю) что определенный настрой, ритуал или молитва могут помочь мне. Пускай они добаваят хоть толику уверенности в себе или удачи, или чутья в выборе наиболее правильного момента для решающего действия... Если я практичный человек - я этим воспользуюсь.

И потом уже неважно, что помогло мне, например выздороветь: таблетка врача, психосоматика, аффирмация, гомеопатия или руки друга, практикующего третью ступень рейки. Вероятно я никогда не узнаю что из этого сработало или возможно все работало в комплексе - но результат есть, и это меня устраивает. Объяснять это только чем-то одним и ничем другим - значит возвращаться в инфантилизм и одевать те или иные линзы.

Таким образом критерий инфантилизма - принятие желаемого за действительное, подгонка фактов или обман себя. Критерий взрослости - честность с собой (сделать все необходимое) и открытость к восприятию других взглядов на мир, себя, проблему и т.д. Зашориться кстати можно вполне и в естественно-научных взглядах.

Опять же не так важно, откуда осуществляется вход в магическое мышление - им все равно пропитано все вокруг... Кто-то эмпирическим путем определил что определеный настрой или действие для него работают. Другой верит в мудрость предков, отмечавших, например, определенные этапы жизни и года теми или иными ритуалами. Третьему знание передается от родителей и их родителей и т.д. Для кого-то обряды - часть его веры. В конце концов неизвестно, что бы было с нами если бы например инок Александр Пересвет поколебался в своей вере.

Ну и наконец - я разворачиваю картину сейчас исключительно в практическом ключе, оставляя за скобками то, какое упоительное чувсто просто ощущать себя ребенком на руках Бога. Или как удивительно замечать, что работают в жизни те или иные изменения, произошедшие в сознании. И как душно порой бывает в плену естественно-научных объяснений, которые явно не удовлетворяют сознание, избегая ответов на самые важные вопросы, и т.д. и т.п

5. Полесловие

Я, как и Павел - чрезвычайно негативно отношусь к моментам, когда магическое мышление начинает использоваться в рамках государства. Потому что это право индивида, но не структуры. Как и вера: пока она в сердце - это прекрасно, но когда становится государственной доктриной - ничего хорошего ждать не приходится. Но, возвращаясь к событиям в Киргизии ... Это, мне кажется, запоздалое постсоветское "средневековье" пришло. Вспомните, ведь и у нас не так давно Чумак с экранов всех телевизоров страны "крэмы" заряжал. Это конечно мракобесие, но кто мы такие, чтобы лишать их этого "детства" нации - пускай прочищают свои солнечные чакры. Все проходит - и это пройдет.

Жизнь человека, реализующего себя в пространстве современной культуры и цивилизации, отличается всё возрастающей интенсификацией жизни. Возрастающий поток информации требует все более продуктивной деятельности познавательных процессов, прежде всего мышления. При этом используя всё больше психической энергии в ущерб остальным сторонам деятельности психики. Описанная ситуация вводит человека в ситуацию стресса, причем весьма многоуровневого.

Требования социумной среды по интенсификации мыслительной деятельности подразумевают соответствующую социализацию с её стороны. Однако ни опыт родителей, ни система образования не даёт способов, методов или навыков соответствующего уровня. Максимальная эмоциональная напряженность, связанная, опять же, сvинтенсификацией социумной активности, и напряженность интеллектуальная буквально разрывают источник психической энергии в человеке. Противоречие между присущим человеку комплексом неполноценности и требованием быть максимально полноценным создает постоянную основу экзистенциального беспокойства.

У человека есть три пути выхода из стресса. Первый - чисто техногенный: с одной стороны, сращивание нервной системы и мозга с информационными устройствами значительного усиления переработки информации, и регулировки своих психофизических состояний путем химио - и электрокоррекции (стимуляции) - с другой. Работы в этом направлении уже ведутся и есть первые положительные результаты. Но до глобальной, массовой «матрицилизации» ещё далеко.

Не менее фантастической представляется и утопическая идея глобального изменения системы образования (за короткий срок) в ключе совершенно иной парадигмы формирования познавательных процессов.

Психика человека сама находит выход. При стрессовых ситуациях на первый план психической деятельности выходят так называемые реликтовые механизмы психики, т.е. уровни психики, сформированные на ранних стадиях развития. В равной мере это относится и к процессу мышления.

В целом, задача мышления - понять событие, определить причину его возникновения и предвидеть события вvбудущем.

Введённая мною модель мышления была названа «эволюционная модель структуры мышления» .

Ее общая структура такова:


  1. Мистическое мышление,

  2. Магическое мышление,

  3. Мифологическое мышление,

  4. Логическое мышление.

Три до-логических уровня в психологии называют архаическим мышлением.

Мистическое и магическое мышление имеет три главных отличительных черты:


  1. Постоянный поиск и определение вvокружающей среде (причем на трех уровнях - материальном, социальном и информационном) Силы-Демиурга и определение своего места под эгидой Силы.

  2. Экзистенциональное осознание базового гомеостаза - гештальта «человек-среда» и стремление самой среды восстанавливать возникающие нарушения гомеостаза (что активно используется магическим мышлением).

  3. Отсутствие привычных для логического мышления причинно-следственных связей (что отличает логическое мышление от иерархического).

Мифологическое мышление получает развитие, когда человек овладевает речью и «Я» - концепцией (в возрасте 2,5-3 лет). В мифологическом мышлении человек связывает воедино мистическое и магическое мышление с реальным, конкретным опытом жизни в единую, непротиворечивую схему. Схему, в которой «Я» занимает определенное положение-роль относительно Силы и определяет путь Развития «Я» - по определенному архетипу. Мифологическое мышление обладает всеми чертами мистического и магического, но развивается только в процессе социализации в определенной культурной среде. Здесь определяются нравственно-моральные категории, предвидение будущего, его прогнозирование.

При развитии определенных структур головного мозга развивается логическое мышление. Его главное отличие - появление осознания причинно-следственных связей, систематизация реального опыта, обеспечения конкретных операций, осмысление бытия в контексте законов причин и следствий. Современные авторы отмечают, что логическое и магическое мышление мало чем отличаются друг от друга в плане эффективности познания мира.

Логика хорошо работает в познанном и сориентированном жизненном пространстве. По сути, логическое мышление - магический ритуал, с помощью которого мы вычленяем часть Вселенной из глобальной синхронности и вводим под воздействие логических закономерностей (все, что не соответствует закономерностям - не учитывается). Причем логическое мышление обеспечивает нам функционирование вне стрессовых ситуаций - вне «новизны», которая нарушает привычный ход вещей. При появлении «новизны» включится мифологическое мышление (которое может маскироваться и под логическое).

Логическое мышление проходит две стадии развития. Первая: бытовое - обыденное (с него и начинается развитие). Здесь логическое мышление обеспечивает конкретные операции в конкретном знакомом пространстве, на основе индивидуального житейского опыта. Но главным качеством мышления - обобщением оно не овладевает.

Научное мышление, благодаря свойству глобального обобщения, сходно с мистическим, т.к. тоже может распространить свое действие на зоны, недостижимые непосредственному восприятию. Развитое научное мышление занимает ведущую роль в сознании зрелой личности и организует соподчиненную работу мышления в целом, включая и себя, и архаические уровни мышления, давая им осознанное содержание и целостное функционирование, как единой системе. Причем, выводя их за жестко детерминированные биологическим опытом границы, когда мистическое и магическое мышление включаются только во время стресса и генерируют абсолютно противоположные состояния и потребности (пассивность - активность, подчинение - доминирование, и т.д.).

В нормальном развитии мышления логическое мышление старается «организовать» мифологическое описание мира, магические действия в мире и мистический опыт переживания мира в единую, непротиворечивую систему. При этом, стремясь при отсутствии нужных логических законов такие законы создать. В норме (с точки зрения самоактуализирующейся, гармонично и целостно развивающейся личности) логическое мышление должно находить объяснения фактам мистического и магического опыта, тем самым осознанно познавая мир.

Развитое (научное) логическое мышление берет на себя функции магического, первоначально базируясь на первичном мифе (сформировавшемся в процессе культурализации), а затем создавая свой собственный миф - описание мира, базирующийся на осознаваемых и проживаемых личностью логических законах. С их помощью человек максимально гармонично структурирует - ритуализирует среду и свои представления о времени - пространстве. С помощью логического мышления он определяет (познает) законы, по которым борьба за территорию, за доминирование, за ресурс становится бессмысленной и неактуальной. С помощью логического мышления он рационализирует работу мистического мышления, переводя ее в творческое, неагрессивное русло, то есть придает магическому мышлению черты мышления как такового - нахождение творческих способов самореализации в преобразовании и созидании жизненной среды, не имеющихся ни вvокружающей среде, ни в доступном ему осознанно опыте.

Мистическое мышление

Мистическое мышление связано с работой лимбической системы . Его задача - за счет влияния на силу, которая сама влияет на жизненное пространство, добиться от силы её добровольного решения: изменить пространство так, чтобы человеку в нем было хорошо. При этом мистическое мышление стремиться сделать человека зависимым от силы - но через некоторое время сила без человека теряет свою целостность и суть…

Р-комплекс «дает добро» на работу органов чувств. Лимбическая система улавливает «ароматы» - излучения, производимые источником изменений. То есть лимбическая система расширяет анализ свойств изменений - и не только тех, которые напрямую воздействующих на стабильность энергоинформационной картины, но и сопутствующих, никак не воздействующих на жизненные процессы (вернее влияние этих воздействий не нарушает ход существующих процессов).

Именно на уровне лимбической системы мы понимаем, что «Это» не только телесно приятно, но еще и хорошо пахнет и классное на вкус. Что «Это» можно не только безопасно поглощать, но и реагировать на его запах… Что «Это» не просто липкое, но и вонючее… Или наоборот, приятное на запах и сладкое.

На основе анализа «ароматов» лимбическая система делает вывод - соединяться с объектом или отторгаться от него.

На этом уровне могут быть исправлены «ошибки» неразвитого Р-комплекса

Положим, он «пропустил» некачественную колбасу и вы её таки взяли в руки, но лимбическая система на основе запаха (крайний случай - уже и вкуса) сделает определенные выводы и пошлет в тело активацию нужных реакций.

Лимбическая система создает более целостную картину свойств изменений пространства.

Для лимбической системы по-прежнему нет «автономного объекта». Для неё «объект» - это его аура, его «свечение». Его аура запаха, его аура тонких проявлений, его аура света - то есть электромагнитного излучения, которое наша психика репрезентует в понятии «свет» и «цвет». «Объекта» тут по-прежнему нет - есть «аура». Она - реальность для лимбической системы.

Нужно отметить, что лимбическая система может работать и самостоятельно - тогда, когда Р-комплекс «молчит», отслеживая стабильно-неизменную (с его точки зрения) энергополевую картину. При этом работа Лимбической системы может включит работу Р-комплекса, создавая ему иллюзию внешних изменений. Именно на уровне лимбической системы мы можем сами издавать «ароматы», которые заставляют переживать нас другими людьми и силами как «своего», «любимого», «желанного», «защищаемого» и так далее. Ароматами могут быть как банальные ферромоны или подобранные парфюмы, так и сложные

Магическое мышление

Магическое мышление обеспечивается работой рептильного комплекса (спинной мозг и средний мозг). Его задача - контроль жизненного пространства за счет распределения мест тех сил, которые могут влиять на пространство, удержания их на этих местах, определение формата их функционирования и взаимодействия с человеком. При этом одной из главных задач - сохранение собственной независимости в этих отношениях и поддержка стабильности.

Р-комплекс отслеживает картину стабильности взаимоотношения электромагнитной структуры «человек» и электромагнитной структуры «пространство жизнедеятельности человека» (можно говорить об энергоинформационной или энергополевой структуре, суть это не изменит).

Р-комплекс является первичным звеном обработки информации, принятой рецепторами органа чувств. Речь идет о первичном уровне восприятия - телесноэнергетическом уровне, так называемом «шестом чувстве». Шестое чувство является «таможенником» для остальных чувств. Если на уровне Р-комплекса некий сигнал будет не пропущен в психику, отторгнут, то и остальные органы чувств не будут реагировать на него.

И обратное: если Р-комплекс у человека активирован на восприятие широкой сферы, то у человека будет развито «экстрасенсорное» восприятие - он будет воспринимать то, что другие люди замечать-диагностировать с помощью привычных органов чувств не могут.

Для Р-комплекса не существует «объектов». Р-комплекс, а, следовательно, и вся психика человека, не способен воспринимать некие автономно-самоценные «объекты», «предметы» и т.д.

Он воспринимает Изменения Структуры, а не «объект», который, возможно, вызвал эти изменения. Р-комплекс реагирует не на объект, и не на свойства объекта, который появился в жизненном пространстве, а реагирует на те изменения, который объект производит.

Он воспринимает целостную картину электромагнитных (энергоинформационных) процессов в их активном взаимодействии. И реагирует на изменения в этой картине. Пока картина стабильная, устоявшаяся, пока колебания структуры или отдельных её частей не выходят за некие предельные пороговые значения - комплекс «спокоен», он не «тревожит» психику и человека своими сигналами.

В его «диагностирующей части» содержится некий «эталонный образец» структуры, с которым он постоянно сравнивает воспринятую картину реальности.

Каждый эталонный отрезок времени (чем он короче, тем быстрее реакция человека на изменения) Р-комплекс фиксирует целостную картину структуры (как «мгновенное фото»). Затем он сравнивает его с «эталонным образцом». Если разницы с «эталоном» нет - хорошо. Если разница есть, но изменения не превышают пороговых значений - все нормально. Как только изменения структуры превышают пороговое значение - активируется внимание и начинается диагностика воспринятого воздействия. Определяется то, чем изменение грозит целостной картине взаимодействия структуры «человек» и структуры «среда», а также как оно влияет на эти структуры?

При этом если изменение приобретает стабильный характер, а «человек» продолжает стабильно функционирование в измененной среде, то Р-комплекс адаптируется к изменениям.

Так же Р-комплекс не воспримет крайне мощных воздействий, сильно превышающих порог восприятия. Он вообще отключится, перестает играть роль «таможенника», никак не реагируя и не стимулируя организм на адекватную реакцию.

В этом случае могут включиться остальные органы чувств, взаимодействуя с воспринимаемой информацией вне контроля Р-комплекса и «стараясь» компенсировать его. При этом человек будет видеть крайне многообразную, сложную и захватывающую картину, обычно скрытую от его восприятия.

То же самое можно сделать, «отключив» Р-комплекс химическим путем или в результате сильного физиологического или психического стресса. А также целенаправленным методом разрушений «картины мира» - практики Чань и Дзен, подход Дона Хуана…

Этим объясняются феномены открытия паранормальных способностей, прежде всего, восприятия у людей переживших аварии, сопровождаемых психологическими и физическими травмами, переживших клиническую смерть, удар молнией или электротоком и так далее.

Итак: Р-комплекс воспринимает изменения энергополевой структуры пространства, вызванные, прежде всего, появлением в нем новых объектов. А не сам «объект», как автономную единицу.

При этом все не так просто - на самом деле речь идет не о самих изменениях, а о процессах происходящих в Р-комплексе, которые вызываются восприятием этих внешних изменений.

Р-комплекс, по большому счету, реагирует на те изменения, которые произошли в его «диагностирующей части» под воздействием анализа «картин мира». При этом изменения могут происходить из-за нескольких причин.


    Внешних изменений структуры пространства «среда».


    Внутренних изменений структуры пространства «человек».


    Изменений в самой диагностирующей части.


И каков бы ни был характер причин изменений, Р-комплекс примет только воспринятые изменения, никак не разбираясь в их причинах (у него просто нет для этого функциональных возможностей).

Когда Р-комплекс засек запороговые изменения, он «решает» - оставлять источник изменений в его жизненном пространстве или нет. А если оставлять, то решает, куда его сместить или сместиться самому, чтобы воздействие объекта было «нулевым» (не влияло на устоявшуюся картину) или «положительным» (поддерживало процессы «эталонных структур»).

На нейтральные объекты (не изменяющие структуру энерголиний) Р-комплекс не реагирует. То есть для него их просто нет.

Зачем вообще Р-комплекс это делает? Задача Р-комплекса - получить ориентацию в окружающем его пространстве, своеобразную карту энергополей, ориентируясь на которую, можно планировать дальнейшие действия. Когда «карта структуры» кардинально меняется (выходя за границы пороговых значений), комплекс реагирует - ведь «карта» должна быть или стабильной или ритмично меняющейся, то есть - предсказуемой. Отсюда мы любим ритм в музыке, в узорах, в общении, в повествовании - везде.

Мифологическое мышление

Мифологическое мышление работает на основе кортекса и, скорее всего, на основе церебральной коры правого полушария. Его задача: обеспечит психику рабочими поведенческими сценариями.

Психика на основе «показаний» Р-комплекса и лимбической системы на уровне мифологического мышления подбирает некий сценарий. Он может быть архетипический (врожденный), полученный в результате импринтинга от родителей, может подбираться из ранее прожитых сценариев (их основа все равно архетипическая) или может выстроиться как новый сценарий из базовых сценарных элементов.

Это сценарий нашего поведения в пространстве, где есть заранее заданные «вот такие» изменения и «вот такие» ауры. И по этому сценарию психике понятно - как реагировать на «такие» изменения и на «такие» ауры, какие действия совершать.

При этом на мифологическом уровне будут отвергаться сценарии, ведущие к резким изменениям и приветствоваться сценарии, дающие стабильность. Ведь выбор сценария начинает менять структуру «человек» и его влияние на структуру «среда». После чего происходит вторичное включение Р-комплекса. Он на уровне телесных реакций руководит процессом активации сценария и старается блокировать «развивающие» сценарии.

Круг замкнулся.

Где тут ум? Где рацио? Где «Я»? А нигде.

О чем прямо и говорят восточные философы, особенно Даосы, от которых вся восточная философия и произошла: «отключите ум. Отдайтесь дикой, первичной природе. Избавьтесь от «Я». Войдите в Дао и в Недеяние. Избавьтесь от себя…»

Но куда ж девать развитые структуры неокортекса и опыт хотя бы среднего образования, журнала «Хочу все знать» и передачи «Поле чудес»?

Да никуда. Нужно просто создать абсолютно нереальную реальность, иллюзорную действительность логического мышления и занять эти 3-5% психики. А то оно скучать начинает…

Включается рационально-логическое мышление.

Только после этого рациональное мышление пытается что-то понять о сути самого объекта. Вернее, на основе информации, принятой от рептильного и лимбического комплексов, а также определенностей мифологического сценария, делает выводы о том, что: а) объект воздействия существует и б) обладает соответствующей свойствам изменения сутью.

В соответствии с этими выводами интерпретируются свойства объекта и свое осознанное отношение к нему.

Заметьте, работу Р-комплекса обычный ум не учитывает - он подменяет «изменения пространства» на «наличие объекта» и приписывает ему свойства, отслеженные лимбической системой. Только при определенных практиках человек учитывает «поля», «воздействие», «ощущение»… Обычный ум тщательно избегает этих тревожно-непонятных сигналов, безупречно закрывая всякую возможность контакта с объективной реальностью, меняя её на манипуляции с собственной реальностью «представлений» и ментальных конструктов.

По-прежнему, объект непознаваем. Есть только наши предположения о его существовании, сути и характере свойств, которые рациональное мышление отождествляет с объектом. То есть свои иллюзии выдает за реальность. Есть ли объект, нет ли его, таковы его свойства или на самом деле другие - рациональному мышлению все равно. Главное есть то, что принимается за объект - свои Представления об объекте.

Рассмотрим три основных вида рационально логического мышления (тут есть мои ньюансы классификации):

Бытовое: ленинское, «реальность, данная нам в непосредственном ощущении». Опыт обретается и принимается только за счет непосредственных манипуляций с реальными материальными «объектами». Если «потрогать» нельзя (взаимодействовать на уровне Р-комплекса) - значит, этого не существует.

Научно-мифологическое: манипулирует чистыми идеями и концепциями, абсолютно не нуждается в неком их воплощении как доказательстве истинности концепций. По большому счету, оно всегда сведется к религиозно-мифологическому мышлению - верой в некую невоплощаемую идею, управляющую всеми жизненными процессами во вселенной. Прекрасные образцы научно-мифологического мышления: научные школы, всячески игнорирующие факты, которые идут в разрез с их концепциями. Либо уверенность многих людей в «свою картину мира», которая начисто отвергает любые воззрения, концепции и факты, которые с ней не совпадают.

Научно-магическое: способное как оперировать идеями и концепциями на уровне Вселенной и Бога, так и находить или создавать реальность, которая в непосредственном ощущении будет приносить нам необходимые результаты. Результаты, которые предварительно сформулированы и сформированы в виде объектов - идей. При этом, за счет волевого усилия, человек и себя выстраивает под картину мира, и через Р-комплекс влияет на окружающее пространство.

На уровне осознанной работы ума (а это единственное, что реально «осознанно») мы можем управлять всем пластом архаического мышления через создание ментальных конструктов, осознанно практикуемых сценарием и осознанно вызываемых эмоциональных состояний.

Даже на самом простом уровне Ум способен активно влиять на работу всего организма. Создать такие ментальные конструкты, которые будут восприняты архаическим мышлением как реальные объекты.

Мы осознанно задаем:


    что должно быть (как должна измениться внешняя реальность)


    что с этим делать (как должна измениться наша деятельность)


    как это переживать (как должна измениться внутренняя реальность)


Итог: Р-комплекс создает объективные изменения реальности.

У научно-магического мышления есть два подхода: управления собой или управление реальностью.

«Управление собой» - создать некую умозрительную конструкцию, которая подменит реальность, при этом поверить, что реальность именно такова и начать себя вести на основе этих представлений. В идеале, набирается опыт, система корректируется и в итоге не важно - соответствует она некой «истине» или нет. Важно то, что действия, опирающиеся на эту систему, дают положительный результат. По большому счету, это проявление развитого и контролируемого умом мифологического мышления.

Это «путь шута» - внешне такой человек может жить в очень странных представлениях о себе и мире, вести себя более чем неадекватно общепринятым стандартам, может быть вообще непонят и непонятен - но по жизни он всегда получает то, что нужно и находится там, где надо.

«Управление реальностью» - создать ментальные аналоги объектов, максимально приближенные к реальности, отслеживаемой Р-комплексом и стимулировать свою психику на определенные действия. То есть, создать реальность, совпадающую с внешней, но структурированную таким образом, что все её элементы гармонично-положительны для человека. Это «путь мага», использующего развитый Р-комплекс и соответствующее ему магическое мышление.

Есть у Р-комплекса важная для нас функция: он может сам воздействовать на энергополевую структуру пространства. Та, изменяясь под этим воздействием, начинает воздействовать на источники энергополевых структур и изменений, их создающих.

Изменяет когда? Когда структура «человек» изменилась и стала «сильнее» - целостней и стабильней структуры «пространство». Гомеостаз «человек-пространство» должен быть достигнут и Р-комплекс изменяет пространство так, чтобы оно было гомеостатично с «человеком». В этом, собственно, и заключается вся «магия». Отсюда «маг» - человек внутренне цельный и целостный, имеющий весьма целостную и индивидуально значимую картину Реальности и обладающий значительным «энергопотенциалом».