Личность и культура. Культурные и жизненные сценарии личности. Понятие психологическая культура личности, ее развитие и формирование

В статье поговорим о духовной культуре личности и общества. Мы постараемся подробно разобраться в этом вопросе, максимально его раскрыть и обозначить все ключевые моменты.

Немного о теме

В современном мире есть очень много толкований такого понятия, как культура, но на самом деле этот термин пошёл от латинского слова, которое при дословном переводе означает «воспитание». Однако время шло, и значение этого слова расширялось. Таким образом, сегодня под этим термином понимают целую совокупность неких норм и ценностей, а также и мир вещей, который был накоплен человеком и обществом за весь период своего развития. Однако мы сосредоточимся исключительно на духовной культуре личности и общества, которая представляет наибольший интерес и является наиболее разносторонней.

Духовная культура

Отметим, что деление понятия на материальную и духовную составляющую началось почти две тысячи лет назад. Согласитесь, это довольно внушительный срок, который говорит о том, что на определенном этапе своего развития люди осознали двойственность ценностей. Под материальной культурой понимают разнообразие предметов, созданных руками человека. Это памятники, ландшафты, одежда, инструменты и так далее. Здесь перечислять можно очень много вещей, но цель нашей статьи не в этом. Под духовной культурой подразумевают некоторые нормы и нравы, а также представления о прекрасном и добре, религиозные учения, идеи и так далее. Таким образом, мы понимаем, что к духовной культуре во многом относятся интеллектуальные изобретения людей в сфере мысли. Однако именно отсюда исходит понимание того, что деление на формы духовной культуры довольно условное и размытое. Настоящих границ нет, потому что многие великие идеи получают материальное воплощение. Но мы должны понимать, что в основе этого лежит некий мыслеобраз, который сам по себе является великим достижением. В дальнейшем мы разделим духовную культуру личности и общества для лучшего понимания.

Истоки

Начнем с того, что рассмотрим одно из самых точных и лаконичных определений слова «культура». Оно принадлежит русскому философу Н. Бердяеву. Этот человек утверждал, что культура является продуктом творческой работы человеческого духа над физическими условиями. Таким образом, мы понимаем, что даже духовная культура всегда направлена на преобразование чего-то внешнего, о чем мы говорили выше.

Само понятие своими истоками восходит к немецкому философу, государственному деятелю и лингвисту по имени Вильгельм фон Гумбольдт, который представил довольно интересные философские идеи. Он является создателем теории, согласно которой мировая история - не что иное, как результат духовной силы, которая действует за пределами познания человека и может проявлять себя через отдельные творческие способности и таланты людей. Собственно, плоды этого творчества и являются духовной культурой личности и общества.

Индивидуум и группа

Что представляет собой культура отдельного человека? Во-первых, это некий духовный мир, который есть у каждого человека в той или иной степени. Его характер напрямую зависит от желаний, помыслов и устремлений отдельного индивидуума. Также духовный мир во многом определяется деятельностью человека и тем, насколько он способен создавать духовные продукты. Под этим подразумевается предложение научных идей, создание законов, творческая самореализация, совершенствование мира. Вторым определяющим фактором духовной деятельности отдельного человека являются его духовные ценности, по которым он живет и координирует свою жизнь. Сюда можно отнести законы и обычаи, а также традиции, которым человек подчиняется. При этом не надо недооценивать возможностей группового сознания, из-за которого человек может так или иначе подчиняться каким-то условностям, даже если на самом деле он этого не хочет.

Форма духовной культуры общества проявляется в общественном сознании, которое выражается в политике, в праве, нравах, религии, науке, философии. Уровень общества проявляется в том, как оно относится к искусству и литературе, как помнит и чтит своих предков, как относится к нестандартным решениям и необычным людям.

При этом в целом духовная культура подразумевает науку, религию, образование, язык и так далее. Благодаря всему этому появляются некие правила, модели, нормы поведения, эталоны, знания, символы и мифы. Заметим, что духовная культура человека является результатом работы не его рук, а разума. Несмотря на то, что нематериальные объекты почувствовать или услышать невозможно, так как они находятся лишь в сознании и поддерживаются благодаря общению, всё же определенные объекты культуры имеют своего носителя. Например, знания проявляются в материальном мире при помощи книг, обычаи приветствия - в рукопожатии. Это банальные примеры, но благодаря им можно понять смысл.

Ценности и нормы

Давайте рассмотрим культурные формы при помощи таких фильтров, как духовные ценности. Сюда относится понимание истины, справедливости, красоты и так далее. Известное выражение «вечные ценности» подразумевает под собой некий набор идеальных представлений, которые являются стержнем для человека и его опорой в трудных жизненных ситуациях. Именно эта культурная опора позволяет не опуститься и не потерять себя как личность. Вечные ценности — это ориентир, к которому надо двигаться даже тогда, когда вокруг полная неизвестность. При этом именно такие ценности являются ядром любой культуры.

Мировоззренческие ценности

Основы духовной культуры очень тесно переплетаются с мировоззренческо-философскими ценностями, в которых выражается сам смысл жизни человека и его отношений с миром. И в этом заключаются ключевые понятия, которыми мы будем оперировать и коими являются жизнь и смерть. В разное время эти ценности ассоциировались с противостоянием ада и рая, чёрного и белого, войны и мира. Но глубинная философия понимает, что жизнь и смерть - это не противоборствующие принципы, а единое целое, которое существует вне времени. Бытие человека описывается такими словами, как вечность, судьба, прошлое, настоящее и будущее. Это такие мировоззренческие ценности, которые требуют от человека осмысления и самоопределения. Влияние духовной культуры на общество в этом аспекте невероятно велико. Это вызвано тем, что такие ценности относят человека к классу разумных и думающих существ, которые могут соотносить свое существование с природой и космосом, а также находить взаимосвязи и проводить параллели. Это базовая группа ценностей, которая в каждом обществе является основной и формирует так называемую картину бытия всего мира. Благодаря таким понятиям человек может осознать свое отношение к миру и найти свое место в нем. Здесь подразумеваются такие важнейшие и фундаментальные понятия, как творчество, свобода, гуманизм и индивидуальность. Эти категории очень тонко граничат с нравственностью, о которой сегодня речь идет во всем мире.

Нравственные ценности

Проблемы духовной культуры очень часто касаются по большей части именно нравственной сферы. Дело в том, что эта группа регулирует взаимоотношения человека с окружающим миром с позиции противостояния либо сотрудничества. Ранее взаимосвязь осуществлялась исключительно посредством противостояния. Из-за этого были установлены довольно жесткие неписаные нормы, а также предписание, заповеди и табу, за нарушение которых следовало серьезнейшее наказание либо смерть. На данный момент все эти понятия изучает этика. Сейчас же основными категориями нравственных ценностей становятся добро и зло. Именно определение этих понятий является ключевым при трактовке таких качеств, как милосердие, достоинство, справедливость и человечность. Эти ценности представляют собой масштабный уровень морали, который существует на уровне всего человечества. Многие недооценивают роль нравов, но между тем они оказывают огромное влияние на отношения между отдельными людьми, группами и даже государствами. Ведь на любом из уровней взаимодействия фигурируют такие ценности, как верность, добросовестность, долг, коллективизм, патриотизм, трудолюбие. Всё, что мы перечисляли, позволяет соотносить свои интересы и интересы общества, чтобы добиться максимальных результатов обеих сторон. Именно поэтому мы говорим о том, что духовная культура личности и общества неделима. Нравственные ценности наиболее сильно влияют на частную жизнь каждого человека в области дружбы, такта, вежливости и любви. Этими понятиями во многом определяется качество жизни и внутреннее спокойствие каждого человека. Заметьте, что мораль является мощнейшим регулятором общественных отношений на разных уровнях.

Эстетические ценности

История духовной культуры невозможна без эстетики и красоты. Многие говорят о том, что красота - это добро и любовь, только выраженные по-другому. Что ж, поспорить с этим трудно, ведь эстетика дарит человеку гармонию. Древние греки определяли это чувство как умение понимать единство многообразия, чувство целостности и слаженности в повседневной жизни, в рутине. Когда человек гармонизирует отношения с другими и с миром, он таким образом создает себе отличный психологический климат, может наслаждаться своей жизнью. При этом гармония не может быть обыденной, она всегда приносит вдохновение и порождает красоту. Но эстетические ценности доступны не каждому человеку, так как они связаны с эмоциональным интеллектом. То же самое правило действует на уровне общества. Если человек или группа людей умеют принимать разные эмоции, сострадать, воспринимать разные оттенки чувств, то эта общность может гораздо более тонко и ярко прочувствовать эстетическую составляющую мира. Люди же, которые живут обыденно и не признают другой правды, кроме своей, сильно ограничены в возможностях своего восприятия. Они также будут ограничены в возможности совершенствования до тех пор, пока не освободятся от своих рамок и не научатся замечать окружающий мир. Основными эстетическими ценностями являются такие понятия, как возвышенность, трагедия, комедия, красота.

Формирование духовной культуры в области религиозных ценностей

Религиозные ценности очень специфичны, так как они зависят от конкретного общества и принятых в нём правил. Но при этом есть очень схожие черты. Это некоторые запреты и нравственные ценности, которые имеют наивысшую силу в данной религии. Если запреты преступают, а нравственные ценности не выполняют, то за этим следует грех. Мы не будем углубляться в религию, а просто скажем о том, что основными понятиями религиозных ценностей являются любовь, терпение и вера, смирение и милосердие.

Русская духовная культура

В нашей стране культура очень разнообразна. Это вызвано тем, что территория России очень большая, каждый уголок по-своему уникален. При этом важнейшей особенностью духовной культуры народов России является то, что вера в высшие силы здесь всегда была на первом месте. Люди издавна верили в то, что всё происходит не просто так и имеет свои последствия. Культура много раз преобразовывалась, приобретая новые черты и лишаясь старых, благодаря чему она становилась неповторимой и такой, какой мы наблюдаем её сегодня. Но это понятие динамичное, поэтому мы наблюдаем не статическую культуру, а просто её развитие в определенный временной отрезок.

Большое влияние на формирование русских особенностей оказывали страны Запада и Востока. Особенно ярко это проявилось в ограниченных культурных районах, которые стали благоприятной почвой для насаждения чужих идей. Культура отдельного русского может стать темой целой книги, а не статьи. С одной стороны, образ русского ассоциируется с Иваном-дурачком, который лежит на печи и ничего не делает, а потом резко получает большое богатство. Это характеризует ту часть русской личности, которая всегда стремится получить что-то даром. Не скрыть, что такие черты ментальности действительно присутствуют. Однако вторая часть русского человека заключается в том, что он будет идти к своей цели благородно и справедливо, если действительно этого хочет. При этом он может проявить недюжинную силу духа, смелость и смирение.

Состав

Многие исследователи говорят о том, что понятие духовной культуры для России не подходит в том плане, что она является комплексом сразу нескольких культур. Обычно выделяют три этнических компонента, а именно: финно-угорский, славянский и балтийский. Также заметно влияние германских, северокавказских и тюркских этнических групп.

Доминантной характеристикой нашей культуры является православие, которое было распространено на Руси и развивалось там довольно быстро. Но в то же время оно носило автономный характер. Государство всегда опиралось своей властью на религию, которая была важной областью духовной культуры. Она могла в один момент настроить людей против князя или же за него, что было очень важно.

Идеология

Хотелось бы рассмотреть данную область духовной культуры, которую мы выше никак не упоминали, ведь она довольно существенна. Идеология начала формироваться сравнительно недавно, так как в ранних обществах власть была у представителей силы, а после - у богатых. С приходом идеологии власть перешла в руки умных людей, которые умеют вести за собой массы. Эту проблему очень подробно рассматривали немецкие ученые Фридрих Энгельс и Карл Маркс. Они характеризуют эту категорию с негативной точки зрения, так как она способна формировать ложное сознание у людей. Таким образом, мы понимаем, что идеология является сложным социальным образованием, которое при этом может выгодно работать на того, кто ее создал. По сути, оно формирует ложное самосознание группы, общности или класса. Опасность идеологии в том, что она может привести к очень большим трагедиям, если власть окажется в руках глупого, но очень тщеславного человека, который легко может управлять эмоциями масс. Из-за этого многие исследователи говорят о том, что идеологию нужно рассматривать не как отдельную составляющую культуры, а как некую надстройку, которая присуща всем другим формам культуры.

Это действительно так, ведь религию, философию, искусство, науку, нравственность во многом определяет идеология. Что такое искусство? Духовная культура определяет это понятие как возможность личности самовыражаться и тем самым пополнять сундучок культуры всего мира. Ведь мы знаем, как искусство в руках идеологов может стать сильнейшим оружием и влиять на сознание людей. Для этого стоит вспомнить советские времена, когда некоторые авторы были в цене, скажем так, а некоторым категорически запрещали писать и даже отсылали в лагеря. Всё это было из-за того, что они могли напечатать нечто, неугодное власти, что бы посеяло в головах людей зерно сомнения.

Наука

Несмотря на всю свою рациональность, наука тоже является составляющей частью культуры. Она очень тесно связана с философией, которая является теоретическим фундаментом. Значение науки в современном мире огромно, и переоценить его сложно. Она влияет на сознание людей и их образ мыслей, меняя их мнение, и формирует точки зрения. Если ранее индивидуумы были склонны полагаться на какие-то религиозные книги или тех же идеологов, то сейчас человек в первую очередь обращается к науке и анализирует её доводы, а лишь затем делает выводы. И это замечательно, что современного человека уже не так просто водить за нос.

Практически невозможно дать однозначное определение слову «культура». Этот термин может касаться любого аспекта жизни. В обыденном понимании культура может существовать исключительно в цивилизованном обществе, однако, в реальности дело обстоит несколько сложнее. Стоит помнить, что любая страна имеет свои касательно традиций, правил поведения. Даже примитивное общество обладает своей культурой. Этот термин может использоваться как определение различиям между городским и деревенским течением жизни.

Культура и личность неразрывно связаны друг с другом. Это две части одного целого. Именно люди создают культуру, которая, в свою очередь, оказывает на них влияние. Это процесс постоянного совершенствования и обновления. Личность является культуры. Человек постоянно совершенствует ее в соответствии с требованиями общества и эпохи. В свою очередь, культура формирует характер человека, делает его более социализированным. Она предполагает определенные правила, без которых невозможно существование ни одного сообщества.

Культура и личность - это достаточно сложное направление в науке, которое можно представить в виде структуры. Человек по отношению к культуре может выступить в несколько ролях. Рассмотрим их все.

Личность является продуктом культуры. То есть только человек, усвоивший все традиции, правила, ценности своего социума может быть адекватен обществу и своему времени.

Личность также выступает и в роли потребителя культуры. То есть человек в готовом виде, чаще всего в форме стереотипов, усваивает язык, традиции, нормы, знания и так далее.

Личность является производителем культуры. Именно человек создает, переосмысляет, дополняет, совершенствует и интерпретирует

Личность - это своеобразный транслятор культуры. Человек передает свои ценности, приоритеты, традиции и правила своим детям, ближайшему окружению.

Культура личности - это необходимый элемент для успешной социализации индивидуума. Ребенок начинает овладевать знаниями, правилами, в чем ему помогают родители. Таким образом, человек становится адекватным культуре, принятой в его обществе. Индивид усваивает определенный набор формируется как личность. Только после этого он сможет успешно функционировать в обществе.

Как уже упоминалось, культура и личность - это две вещи, которые необходимы для социализации. Рассмотрим, на какие именно сферы жизни оказывает влияние культурное развитие.

В первую очередь - это Личность осваивает навыки именно через усвоение определенных правил и норм. Одновременно, культура человека оказывает влияние на умение оценивать свою деятельность и ставить перед собой цели.

Во вторую очередь - сфера общения. Человек не может взаимодействовать с членами конкретного общества, не зная их традиций, правил и норм.

Культура и личность, а также их взаимодействие важно и для сферы самосознания. В этом случае происходит формирование собственного «Я», понимание своей социальной роли.

В подведение итогов можно сказать, что у каждого человека имеется своя особая культура, сформированная под влиянием его окружения. Индивид с младенчества начинает осваивать правила и традиции. Культура - это не просто признак цивилизованного общества, но термин для обозначения устойчивых отличий между определенными группами. Он может относиться к традициям городской или деревенской жизни, к нормам и правилам, существующим в каждой отдельной стране. Кроме того, существует производственная, физическая, интеллектуальная культура, а также множество других ее видов.

Представила: Морозкина Ирина Леонидовна
Дата: 29.11.01 г

Развитие духовной культуры личности средствами художественного образования

Одной из актуальных проблем образования на современном этапе является развитие духовной культуры личности в ходе управления педагогическим процессом. В этом случае педагог должен учитывать потребность в свободе самореализации ребенка. Под потребностью в свободе самореализации, прежде всего, понимается свобода выбора форм жизнедеятельности, цели и способов ее достижения, направлений и сфер существования. Свобода самореализации ребенка связана с его возможностями и склонностями. Ребенок полностью открывает себя только в условиях, отвечающих его склонностям. И именно в таких условиях рождается Личность.

Наибольшие возможности самореализации содержит в себе творческая деятельность ребенка. К творческой деятельности относят такую деятельность человека, которая, перерабатывая прежний опыт человека, создает нечто новое, прежде неизвестное. Основу творческой деятельности составляют воображение и фантазия.

Развитие воображения и фантазии - одна из основных задач художественного образования в школе, помогающая формировать художественную культуру личности ребенка, умение поддерживать и обновлять культуру своей страны, постоянно совершенствуясь как личность. Чтобы ребенок научился творчески мыслить, важно, как можно больше знакомить его с богатым наследием искусства и опытом человечества. Для этого необходим процесс переживания и сопереживания, что можно добиться средствами изобразительного искусства, литературы и музыки. Знакомство с богатством мировой культуры и искусства также является одним из важных путей формирования духовной культуры личности. Однако, высоко оценивая роль эстетического восприятия, нельзя забывать и о важности изобразительных умений и навыков в развитии творческих способностей ребенка. Так, овладение рисованием можно рассматривать как овладение одним из средств культурного развития личности, которое ведет к обогащению и перестройке психических свойств ребенка и оказывает существенное влияние на целостное формирование личности.

В последнее время в обучении используется средо-ориентированный подход, который позволяет ученику заниматься самообучением и саморазвитием. При такой организации обучения происходит повышение внутренней активности ребенка, которое выражается в дальнейшем сотворчестве учителя и ученика.

Одной из задач, решаемых в рамках средо-ориентированного подхода, является анализ влияния среды на развитие ребенка как личности. Художественно-эстетическая среда рождает в ребенке восприятие красоты, умение демонстрировать свое творчество, сравнивать его с эталонами; дает возможность включения в общую творческую среду, требуя от ребенка осознания красоты окружающей действительности. Помимо этого, социальная среда устанавливает взаимосвязь искусства с окружающей действительностью, обеспечивает использование продуктов творчества в жизни общества, его исторических процессах. Своими рисунками ребенок без определенного намерения отражает идеологическую и культурную направленность общества, окружающего его. Находясь в поиске внутреннего содержания собственного мира, ребенок присваивает ценности, свойственные той стране, тому региону, где он живет. Отсюда и возрастающий интерес к национальной культуре, способной значительно повысить духовный потенциал личности ребенка.

Важно правильно выбрать развивающую среду, найти такие методы и формы, которые помогли бы ребенку раскрыть себя как творческую личность. Но самое главное состоит в том, что учитель всегда должен развиваться вместе с ребенком, превосходить его уровень и быть постоянно в творческом поиске. Педагог, обучая учеников творить, сам, прежде всего, должен быть Творцом, уметь нетрадиционно мыслить и находить нестандартные способы решения проблем. Деятельность педагога - это его развитие и саморазвитие, поступательное движение вперед, повышение квалификации, поиск нового и совершенствование старого. Когда эти качества объединяются в педагоге, то значит, он состоялся как Личность, он может и должен вести детей вперед.

Культурное развитие личности

Развитие личности является одной из основных целей образования и проходит не спонтанно, а в результате педагогического управления. Основой для целеполагающей деятельности учителей должна стать свобода самореализации ребенка, которая связана с потребностями и возможностями школьников.

Под потребностью в свободе самореализации своих сущностных сил понимается - свобода выбора формы жизнедеятельности, цели и способов ее достижения, направлений и сфер существования. Значительно больше возможностей самореализации представляет творческая деятельность.

Творческой деятельностью называют такую деятельность человека, которая создает нечто новое. Человеческий мозг способен комбинировать, творчески перерабатывать прежний опыт человека и создавать из элементов этого прежнего опыта нечто новое, прежде неизвестное.

Таким образом, деятельность человека можно разделить на два вида: воспроизводящую, связанную с опытом и памятью человека, и комбинирующую, связанную не с воспроизведением имеющихся в памяти образов, а с созданием новых образов на основе их комбинации. Именно вторую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией, она и составляет основу творческой деятельности человека.

Сам процесс воображения достаточно сложный психологический процесс. Он состоит из многих компонентов. Но исходя из уже сказанного, можно выделить одно правило: чтобы на уроках ИЗО у детей заработал процесс воображения, необходимо как можно больше знакомить их с богатым наследием изобразительного искусства и опытом человечества. Но показа на уроках ИЗО объектов реальности недостаточно для активизации воображения. Необходим процесс переживания или сопереживания, нужно «разбудить ребенка». Для этих целей необходимо воздействовать на эмоции ребенка средствами музыки и литературы, т.е. в процесс возникновения фантазии должны подключиться три вида искусства: изобразительное искусство, литература и музыка одновременно.

Все выше сказанное помогает активизировать чувства детей, раскрепостить их фантазию. Но для реализации творческих образов, зародившихся в уме детей, им необходимы практические умения и навыки, которые накапливаются в длительном процессе обучения изобразительному искусству. Поэтому, высоко оценивая роль эстетического восприятия на уроках ИЗО в развитии воображения, нельзя забывать о значении изобразительных умений и навыков в развитии творческих способностей детей.

Ребенок многое узнает через культуру. Центральное место в культуре занимает искусство.

Цель художественного образования в школе - формирование художественной культуры учащихся, что предполагает умение ценить и понимать прекрасное в природе, в продуктах - результатах физического, умственного и духовного труда людей; умение посильно участвовать в процессах поддержания и обновления общественной культуры путем совершенствования своей личности, художественного общения и собственного участия в художественном творчестве и культурной жизни страны и мира.

Искусство обладает особыми возможностями эмоционально-образного воздействия на человека, способствует развитию всех сторон личности.

Если следовать концепции Л.С.Выготского, овладение рисованием можно рассматривать как овладение одним из средств культурного развития личности, относящихся к сфере развития высших психических функций. Рисование не только выражает определенные результаты психического развития ребенка, но и само обеспечивает это развитие, ведет к обогащению и перестройке психических свойств и способностей. В этом развитии переплетается присвоение общих человеческих свойств и способностей, овладение собственно изобразительной культурой и влияние характера ведущей деятельности на специфику развития изобразительной деятельности в тот или иной период социального развития ребенка.

Возрастающий интерес к национальной культуре повышает духовный потенциал страны. Дети без всякого специального намерения своими рисунками отражают идеологическую и культурную направленность общества, учатся оценивать действительность, подражая оценкам взрослых. Путь развития каждой культуры своеобразен, поэтому наряду с системой общечеловеческих ценностей, ребенок, развиваясь, присваивает ценности, свойственные той стране, тому обществу, в котором он живет. Усваивая ориентации окружающих людей, ребенок вырабатывает и свою личную позицию, свои частные идеалы.

Эффективное художественно-эстетическое развитие личности ребенка на занятиях изобразительным искусством обусловлено, в первую очередь, использованием в образовательной системе богатства мировой культуры и искусства.

Рисование - сложная синтетическая деятельность, в которой обнаруживается формирующаяся сложная личность ребенка и которая сама оказывает существенное влияние на формирование личности.

Изучение философских, эстетических, искусствоведческих основ народного творчества не только повышает уровень художественно-творческого развития детей, но и одновременно продолжает гуманистическое и национальное воспитание подрастающего поколения.

Знакомство с искусством, приобщение детей к художественной деятельности является одним из признанных в педагогике путей формирования личности, развития ее задатков и качеств.

Средо-ориентированный подход в обучении позволяет перенести акцент в деятельности преподавателя с активного педагогического воздействия на личность ученика в область формирования «обучающей среды», в которой происходит его самообучение и саморазвитие. При такой организации образования включаются механизмы внутренней активности обучаемого в его взаимодействиях со средой.

Основные практические задачи, решаемые в рамках средо-ориентированного подхода:

Конструирование многообразия обучающих сред,

Определение их общего и локального обучающего эффекта и его повышение,

Анализ влияния среды на последующее поведение, на развитие субъекта.

Управление формированием образовательной среды как деятельность связано с понятиями гуманизации и гуманитаризации образования.

Гуманитаризация и общества, и школы не исчерпывается превращением «информационно-словесного» способа образования в творческий. Важным направлением этого процесса является гуманитаризация содержания образования, выражающаяся в возрастании роли дисциплин, формирующих духовную культуру личности

Только в условиях, отвечающих его склонностям, ребенок открывает себя. Рождается Творец, рождается Личность. Способные дети, чьи задатки педагог смог рассмотреть сквозь призму своей работы, наблюдая и исследуя детский коллектив, в своем развитии, движении вперед стремятся до предела насытиться информацией, а затем выдать ее в практической деятельности через опосредованный продукт сотворчества учителя и ученика.

Эстетическая среда, включающая в себя как материальную, так и духовную, социальную, рождает в ребенке восприятие красоты, умение демонстрировать свое творчество, сравнивать с эталонами, впоследствии дает возможность включения в общую творческую среду. Погружение в мир искусства уже требует от ребенка осознания красоты окружающей действительности. Материальная среда: художественный материал, эстетика оформления - стимулирует интересы ребенка. Духовная - это мир чувств взаимоотношений, знакомство с лучшими духовными образцами искусства, такими как музыка, литература, театр и т. д., представляют ребенку возможность «оживлять» образы, одухотворять красоту, давать ей развитие и творческое созидание. Социальная - устанавливает взаимосвязь в искусстве, выход творчества во внешнюю социальную среду, внесение образа в развитие общества, его исторические процессы. Находясь в поиске внутреннего содержания собственного мира, ребенок сам ставит перед педагогом ответные задачи, требующие творческого вмешательства.

Важно правильно выбирать развивающую среду для ребенка, найти такие методы и формы, которые бы помогали ребенку раскрыть свои способности, проявить одаренность, найти свой творческий путь. Но самое главное правило в том, что учитель всегда должен следовать за учеником, в этом заключается его педагогическая мудрость и такт.

Педагог, обучая творить учеников, сам прежде всего должен быть Творцом, уметь нетрадиционно мыслить и принимать творческие решения проблем. Трудолюбие педагога - это его развитие, поступательное движение вперед, повышение квалификации, поиск нового, совершенствование старого. Для одаренных детей педагог должен стать «впередиведущим» на профессиональном пути мастерства; обучить творчеству и передать свою любовь к данному виду деятельности. Когда эти качества собираются в одном человеке, педагоге, то значит он состоялся как личность, он может и должен вести детей вперед. Одаренный педагог - личность сложная, многогранная, находящаяся в постоянном развитии и взаимодействии с учениками и окружающими. Главное в профессии одаренного педагога - развиваться вместе с ребенком, стремиться к его уровню, превосходить его и быть постоянно в творческом поиске.

Кабкова Е.П. 1, Стукалова О. В. 2

1. Доктор педагогических наук, зав. лабораторией интеграции искусств и мировой художественной культуры Института художественного образования Российской академии образования
2. Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института художественного образования Российской академии образования

Аннотация:

За последние 15 лет идея детерминации развития личности путем разрешения внутренних и внешних противоречий, порожденная укоренившейся в отечественной педагогике естественно-научной парадигмой, сменилась на идеи самодетерминации, саморазвития, самостроительства, самоактуализации. Это привело к прочному внедрению концепций развития, связанных с гуманитарными науками. В ходе изучения различных аспектов этой проблемы была создана ценностно-смысловая концепция личности человека, определяющая сущность развития культуры личности через отношение к другому человеку как самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции человеческого рода.

Проблема развития культуры личности, безусловно, не была открыта в конце ХХ в. Изучение процессов индивидуального освоения культуры, формирования личности связано с именами таких мыслителей, как Г. Тард, В. Вундт, О. Шпенглер, Ф. Ницше и др. В 1930-е гг. исследование проблемы культуры личности было связано с изучением процессов освоения культуры человеком (Дж. Мид, Р. Бенедикт, А. Кардинер и др.). В этот период в науке были выработаны следующие категории «личность», «социализация», «инкультурация», «культурный паттерн», «базовая, или модальная личность». Исследования, посвященные проблеме становления культуры личности, имеют большое значение для изучения процессов развития личности, поскольку ориентированы на изучение следующих тем: - соотношение социально-структурных, а также ценностных устойчивых компонентов культуры и специфических для нее образцов социализации; - соотношение этнокультурных стереотипов социализации с характеристиками структуры личности, проявляемыми в поведении и социальном взаимодействии; - связь индивидуальных личностных черт с реализацией поведенческих и нравственных основ, характерных для данной области. Не случайно С.Л. Рубинштейн считал, что растущая личность выстраивает свой «жизненный путь», отстаивая уникальную индивидуальность, осознанно утверждает личностную позицию в обществе, вступает в межличностные отношения. Весь механизм реализации своих потенций человек может осуществить на креативном уровне, проявляя универсальность, оригинальность и индивидуальность. В настоящее время проблема культуры личности составляет одну из областей в рамках широкого теоретического направления, в котором работают крупнейшие ученые. За последние 15 лет в психолого-педагогической науке произошел значительный прорыв в изучении человека. Идея детерминации развития личности путем разрешения внутренних и внешних противоречий, порожденная укоренившейся в отечественной педагогике естественно-научной парадигмой, сместилась на идеи самодетерминации, саморазвития, самостроительства, самоактуализации. Это привело к прочному внедрению концепций развития, связанных с гуманитарными науками. В ходе изучения различных аспектов этой проблемы была создана ценностно-смысловая концепция личности человека, определяющая сущность развития культуры личности человека
через его отношение к другому человеку как самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции человеческого рода (Б.С. Братусь, В. П. Зинченко). Были выявлены критерии развития культуры личности: способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу этого отношения; творческий целетворящий характер жизнедеятельности; потребность в позитивной свободе; способность к свободному волепроявлению; возможность самопроектирования будущего; вера в осуществимость намеченного; внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями; стремление к обретению сквозного общего смысла своей жизни (1, 125). Внимание ученых привлекает процесс усвоения нравственных ценностей как составной части культуры (2, 57). В этом контексте особую значимость приобретают такие категории культуры, как осознание добра и зла, появление табу, моральных запретов и одобрений. Значительный вклад в исследование культурных основ педагогики внесли отечественные философы и психологи – М.М. Бахтин (его идея диалога культур), В.С. Библер (культура как диалог), Л.С. Выготский (культурно-исторический подход к развитию личности), а также Г.С. Батищев и М.М. Мамардашвили (представление о культурном поле самой личности и круге ее общения). Их работы укрепили практическую ориентацию отечественной школы, обусловили ее связь с современной педагогикой. Были поставлены новые культурологические проблемы в образовании. В основных положениях психоаналитических концепций последователей идей З. Фрейда (А. Адлер, К. Юнг, А. Фрейд) лежат представления о том, что цель жизни устанавливается самим человеком: под влиянием заданной цели у него формируются образы, память, складывается специфическое восприятие действительности, те или иные черты характера, склонности и способности, моральный облик, эмоции, чувства – т. е. сущностные характеристики культуры личности. В трудах крупнейших представителей гуманистической психологии труды Э. Фромма, А. Маслоу, В. Франкла, К. Роджерса, Р. Мэя, Г. Олпорта раскрыты необходимые условия гуманизации культуры как конструктивного изменения любых межличностных отношений: безоценочное позитивное принятие другого человека, его активное эмпатическое слушание и конгруэнтное (искреннее, полное) самовыражение в общении с ним. Личностная культура, по мнению К. Роджерса, не формируется извне, но выстраивается изнутри, на основе внутреннего опыта самого человека. Выдвигая человекоцентрированный подход к образованию, ученый утверждал, что совокупность ценностей, связанная с личностным способом бытия (достоинство человека, свободный выбор и ответственность за его последствие) - основа гуманистических инноваций в образовании (3). А. Маслоу определяет в качестве главной идеи самореализации личности – развитие, становление личности, раскрытие ее личностных возможностей и способностей, непрерывное стремление к самореализации, к самовыражению, к проявлению экзистенциальных ценностей. Ученый создал иерархию потребностей, которая получила название «пирамиды Маслоу». Исследователь вводит в структуру высших ценностей культуры 15 определений, среди которых важное место занимают: правда, красота, благо, единство и цельность, принятие себя и других, склонность к проблемному мышлению, альтруизм, толерантность, крупномасштабность жизненных целей и др. (4). Важным вкладом в понимание проблемы развития культуры личности являются идеи В. Франкла, определившего, что культура личности формируется на основе внутреннего диалога, голоса совести как «смыслового органа». Ученый выделяет три группы ценностей, являющихся ключевыми для развития культуры личности: ценности творчества, ценности переживания, ценности отношения.
Творческая работа – это то, что мы даем жизни – первая ступень. То, что мы берем от мира с помощью переживания ценностей – вторая ступень. То, как мы относимся к судьбе, т.е. та позиция, которую мы занимаем – третья ступень. Таким образом, развитие культуры личности в гуманистической педагогике тесно взаимосвязано с представлениями о жизненном самоопределении. Это понятие характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья и стоит на первом месте в структуре целей воспитания, выступая как этап самореализации человеком своих сил и способностей. В то же время смысл самоопределения нельзя отрывать от контекста человека как существа общественного: человек живет для других людей, для общества, общество – для человека. Самоопределение нельзя понять вне смысла жизни, с ним тесно связаны чувство собственного достоинства, самопожертвования и высокий уровень самосознания. Чувство собственного достоинства формируется на двух уровнях: на уровне индивидуального достоинства для себя: на уровне общественного достоинства; достоинства перед обществом. Таким образом, во второй половине ХХ в. в психолого-педагогической науке утверждается представление о том, что развитие культуры личности должно быть основано на гуманистических принципах, суть которых заключается в признании абсолютной ценности человека, приоритета его прав на полноценную реализацию способностей и интересов. Развитие культуры личности раскрывается в таких категориях, как обращенность к Другому человеку, к традициям, к высшим нравственным и духовным ценностям, являющихся в своей сути гуманистическими. Показательно, что если раньше концепции воспитания находили свое теоретическое обоснование, в основном, в философии и психологии, то теперь возникает потребность в привлечении других сфер гуманитарного знания, прежде всего культурологии. Это вызвано не только потребностью культуроспособности образования, но и всем ходом развития реформ и самого гуманитарного знания, организации более тесной непрерываемой связи культуры и воспитания. Все большее количество педагогов убеждается, что преобразование общества невозможно вне культуры и ее основных составляющих – морали, религии, образования, науки и искусства. В исследованиях выделяется новый взгляд на различные аспекты соотношений образования и культуры: на культуру индивидуального образования и дифференцированного подхода к обучению; на культурное содержание и технологии развивающего, личностно-ориентированного обучения; на культурные модели учебных заведений и культуру управления ими; на культуру общения и предметных контактов учителя и ученика; на педагогическую (профессиональную) культуру самого педагога; на индивидуальную культурную деятельность ребенка, в которой происходит его культурное самоопределение; на культурную среду школы; на культурную среду вне школы; на сложившуюся в обществе социально-педагогическую культуру в целом; на воздействующий, на развитие ребенка конгломерат культур конкретного общества; на широкое социокультурное представление о пространстве, в котором взаимодействуют различные проявления культурной жизни, в реалиях которых развивается ребенок. Специфика развития культуры личности молодого поколения в нашей стране обусловлена возникшей в России в начале XXI века сложной социокультурной ситуации, которая сопровождается сменой общественного порядка, остротой политических, социально-экономических и духовно-нравственных проблем (усложнение социальной структуры, идейный и
нравственный плюрализм, безработица, резкое обнищание, деформация сложившейся в системы ценностей). Образование во многом утратило свою основную составляющую – деятельность по развитию культуры личности, системы нравственных ценностей. В то же время позитивным явлением современности является тот факт, что в обществе начали признаваться индивидуальные цели личности, включающие в себя уникальность каждого человека, его право на личностную стратегию развития. Социокультурные характеристики современного кризиса связаны с ломкой прежних отношений между субъектами культурной деятельности. В сфере образования такая ломка вызвана еще и проявлением принципиального нового (для российского массового менталитета) понимания образования как личностно-ориентированной культурной деятельности. Несомненно, существенные изменения в структуре культурных ориентаций, связанные со сложным процессом утверждения в сфере образования гуманистических и демократических принципов, нередко вступающих в резкий конфликт с жесткими правилами рыночной экономики, диктуют новые, более гибкие, свободные от идеологических догм и политической конъюнктуры подходы к воспитанию и образованию. В настоящее время в стране обозначились тенденции обновленного подхода к развитию культуры личности подрастающего поколения. Были разработаны: - Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 г., определившая цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в системе образования на долгосрочной основе; - «Федеральная программа развития образования» (1999); - «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (2000); - «Концепция модернизации российского образования до 2010»; - Межведомственная общенациональная программа, которая концентрирует свою деятельность на разработке методики прогнозирования воспитательной работы на основе мониторинга функционирования воспитательного комплекса и информационно-аналитической системы «Воспитание и развитие детей в Российской Федерации», законодательного обеспечения благополучия учащихся, в соответствии с Конвенцией ООН. Очевидно, что современная школа должна работать в логике образовательной потребности школьника, давая качественное образование и воспитание, позволяющие адекватно ориентироваться и достойно действовать в современной социокультурной ситуации. В образовательном процессе ценности культуры не передаются школьнику в готовом виде, но происходит восхождение самой личности к ценностям на основе всеобщего диалектического возвышения потребностей. В этих условиях остро стоит проблема создания отечественной концепции развития культуры личности школьников. Концепция духовного становления российской ментальности философа образования Б.С. Гершунского рассматривает социализацию личности как иерархическую образовательную «лестницу» восхождения человека ко все более высоким образовательным результатам. Структурная цепочка результативности - ступени восхождения личности: «менталитет» «культура» «профессиональная компетентность» «образованность» «грамотность»
В поисках конструктивного механизма духовной интеграции социумов педагог-философ предлагает практико-ориентированные акции, среди которых - диалог религий и диалог культур. «Каждый человек - это не только пассивный потребитель сложившихся до него ментальностей. Он еще и «генератор», «производитель» духовного опыта, отражающего его индивидуальность. Человек уникален, прежде всего, по тому вкладу, который он пусть потенциально, но способен внести в менталитет социума. Этот вклад может быть разным в зависимости от масштаба и духовных качеств личности, но он обязательно должен состояться» (7, 195-196). Современные отечественные педагоги разрабатывают новые модели развития культуры личности учащихся разных возрастов на основе вариативности воспитательных практик, расширения инициативы всех субъектов учебно-воспитательного процесса, усиления гуманно-деятельностной направленности образования, формирования целостного воспитательного пространства школы и учреждений дополнительного образования, оптимизации процессов духовно-нравственной социализации и индивидуализации учащихся, поликультурного характера воспитательного процесса (И. Б. Шульгина, Е. Б. Береговая, Л. М. Ваисова, Т. Б. Герасимова). Деятельность учебных заведений, в который апробируются данные модели, отличает разнообразие целей, содержания, способов организации воспитательных задач. Для них характерно единство в понимании признания личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, отношение к воспитаннику как субъекту, гуманистический подход к построению взаимоотношений в воспитательном процессе, приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям и формирование на их основе адекватного этим целям поведения. Образовательный процесс в этих школах представляет собой совокупность условий для свободного самоопределения личности, когда решающими критериями развития культуры личности ребенка выступают воспитание нравственных и духовных ценностей и «вписанность» школы в ближний и дальний социум (5). Важными системообразующими факторами этого процесса являются: - атмосфера творческого поиска в школе; - формирование демократического поведения у школьников на основе создания условий по воспитанию демократических ценностей; - создание специальных ситуаций, побуждающих осмысливать ценности культуры, осуществлять нравственный выбор; - использование многообразия путей решения целевых педагогических установок; - воспитание духовности в личности школьника и развитие их индивидуальной культуры в процессе созидательной творческой работы (учебной, трудовой, физической, эстетической). Как показывают новейшие исследования развития культуры личности осуществляется особенно эффективно, благодаря вариативности, гибкости и мобильности дополнительного образования. Особую актуальность приобретает в настоящее время мультикультурное образование. Учреждения дополнительного образования призваны «запустить» сложнейший механизм межкультурного взаимодействия. В них созданы условия для органичной социализации учащихся, когда особенно актуализируется формирующаяся у подростков гражданская культура: «Непрерывность образовательных связей с другими учреждениями создает возможность своевременного самоутверждения ребенка, получения профессиональной подготовки, повышения уровня социальной адаптивности подростков, создания условий для формирования каждым ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире, нивелирования девиантных проявлений личности ребенка» (6, 187). Другим значимым фактором в процессе развития культуры личности учащихся является трансляция ценностей культуры учителем. «Культура личности учителя как фактор приобщения
школьников к социально значимой ценности, работа педагога на будущее имеет вневременной фактор - гуманистическое, общечеловеческое начало», - считает С. Г. Вершловский. Таким образом, сама культура личности учителя уже должна представлять систему ценностных ориентаций. Взаимодействуя с личностью ученика, эта система составляет культуру общения, создает поле интеллектуально-морального напряжения» (А.В. Мудрик). В современной педагогической науке созданы концепции, обосновывающие эффективность роли учителя в процессе становления культурного опыта учащихся. В данном контексте перед учителем возникает сложная педагогическая задача организации на уроке таких форм совместной работы, в которых совместно с учащимися могут быть выработаны способы решения различных культурных и образовательных задач. Педагог-практик и ученый-исследователь Е.А. Ямбург – автор концепции культурно-исторической педагогики (8, 248) считает, что «временная растерянность, вызванная кризисом избыточных ожиданий, может и должна быть преодолена выработкой целостного педагогического мировоззрения, глубоко укорененного в истории и культуре» (9, 18). Объектом педагогики Ямбурга является духовная сфера личности, ее предметом - процесс передачи ценностей культуры следующим поколениям, цель и условия существования культурно-исторической педагогики - духовная свобода, «вне которой невозможны осмысленные движения в культуре». Принципиальное отличие концепции Е.А. Ямбурга в том, что она «концентрирует свое внимание не только на высотах человеческого духа, но стремится укрепить основы достойного обыденного человеческого существования» (9, 46). Автор концепции предлагает изменение основ управления школой, перенесение акцентов в ценностном переосмыслении: «Под ценностным управлением образованием мы понимаем процесс постепенного терпеливого переосмысления целей образования всеми субъектами педагогического процесса с последующей выработкой общей для всего школьного коллектива духовной культуры, позволяющей педагогам в оценке своей деятельности руководствоваться не только традиционными критериями обученности детей, но внимательно фиксировать этапы их личностного роста, происходящего по мере освоения ребенком иерархии ценностей». В работе «Школа на пути к свободе» исследователь указывает, что наследственность среды, культурные и нравственные традиции – «все, что веками формирует душа народа, на современном научном языке именуется ментальностью. Легкомысленно рассчитывать на ее быстрое изменение. В том-то и состоит величайшая трудность культурно-исторической педагогики, что, стремясь укрепить основы достойного человеческого существования, она зачастую сталкивается с задачей постепенного изменения ментальности» (9, 77-78). Ориентируя школьников на ценности культуры, учителя опираются и на такое понятие, как «ценностное взаимодействие», которое связано, прежде всего, с культурой общения. Этой проблемой занимались такие ученые, как М.С. Каган, Я.Л. Коломинский, Б.Г. Ломов, А.В. Мудрик, А.В. Петровский. На уровне общения учителя и учащихся происходит взаимодействие, в процессе которого формируется коммуникативная культура, важнейшая составляющая общей культуры личности. Сверхзадачей учебных занятий становится создание условий для развития самосознания учащихся. При этом ценности культуры являются точкой отсчета в определении своего «Я». В процессе развития культуры личности учащихся огромную роль играет искусство как источник для выявления, формирования и развития чувственной сферы личности и ее способностей, которые в любом виде деятельности могут проявляться в создании любого предмета по законам эстетического творчества. В отечественной науке значимость аспектов сложного процесса развития культуры личности
связывается с идеями обогащения эстетического сознания, эстетического и культурного опыта, активизации самостоятельной творческой деятельности, становление культуры художественного восприятия (А.И. Буров, Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров, Л.П. Печко, В.И. Самохвалова, Б. П. Юсов, Л.В. Школяр и др.). Развитие культуры личности в процессе эстетического воспитания нацелено на выработку у учащихся осознания необходимости свободы проявления всех творческих способностей. В целом, заключая рассмотрение основных педагогических аспектов проблематики развития культуры личности, следует подчеркнуть такие моменты: 1. Понятие «культура личности» заключает в себе комплекс характеристик: знаний, качеств, привычек, способов достижения задуманного, ценностных ориентаций, творческих успехов, который позволяет личности жить в гармонии с общечеловеческой национальной культурой, развивать и общество, и индивидуальное своеобразие своей личности. 2. Базовая культура личности опирается на необходимый минимум общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие генетически задуманных дарований личности. 3. Педагогические аспекты развития культуры личности тесно взаимосвязаны с социокультурной ситуацией, характерной для данного этапа развития общества, так как каждая эпоха вносит свои акценты в содержание представлений о сущностных чертах этого понятия. Так, в советской педагогике ведущей целью образования являлось формирование всесторонне развитой, гармонической личности, что, безусловно, можно считать высшей целью воспитания, но вряд ли достижимой в реальности. Гораздо более значимым, с точки зрения современных требований общества, является формирование у человека адекватного отношения к себе как социальной и биологической индивидуальности, к жизни как высшей ценности. 4. В связи с этим обосновываются ведущие внешние и внутренние общекультурные предпосылки, необходимые для неантагонического существования человека и окружающей его среды, условия их гармоничного развития. Базовый комплекс культуры личности понимается в этом контексте как способность человека самостоятельно вырабатывать руководящие принципы и способы своей деятельности (интеллектуальной, практически-преобразовательной, коммуникативной, ценностно-ориентированной, художественной и др.) и социального поведения, т.е. готовности и способности к жизненному самоопределению, возможности достижения гармонии с собой и окружающего мира. 5. Особой значимостью для развития культуры личности учащихся обладает влияние личности учителя в процессе сотрудничества, сотворчества, совместной выработки ценностей, норм, задач, социальной деятельности, выработки жизненной позиции. При таком подходе развитие культуры личности учащихся на занятиях и во внешкольной работе начинается не с постановки перед детьми целей, а с совместной выработки целей актуализации идеалов, осмысления способов самоопределения в жизненной практике. Это обусловлено и необходимостью достаточно четко сформулировать требования по определению каждым учащимся индивидуального стиля жизни, развитию у них способности к культурному самоопределению как к стержневому свойству личности. 6. Ведущей задачей современного образовательного и воспитательного процесса становится развитие культуры отношения человека не только к обществу, но и к себе, к своему здоровью, образу жизни, к своим талантам, притязаниям и привязанностям, к режиму физических и интеллектуальных отдач, к свободному времени. 7. Современная социокультурная ситуация делает актуальным развитие прежде всего нравственных основ личности, ее ориентации на Другого и Других. Именно здесь основная сфера децентрации личности ребенка, выхода ее за пределы собственного внутреннего мира в
пространство свободного саморазвития. Это определяет воспитание культуры личности, терпимости и человечности, понимания Другого и особенностей иной культуры.
Литература 1.Котова И.Б. Психология личности в Росси. Столетие развития //Ростов-на-Дону: РГПУ. - 1994. 2.Шадриков В.Д. Качество образования и образовательный стандарт //Тез. докл. межд. конфер. «Качество высшего образования: требования к уровню и оценке подготовки специалистов в высшей школе. – Новгород: НГУ. – 1995. 3.Роджерс К. Эмпатия: Пер. с англ. //Психология эмоций: тексты. – М. - 1984. 4. Maslow A. Motivation and personality. – N-Y., 1970. 5. Шульгина И. Б. Культурообразующая роль школы в условиях московского региона и социума на современном этапе развития общества и образования// В сб. Междисциплинарный интегрированный подход к обучению и воспитанию искусством (опыт региональных исследований). – М., 2006. 6. Береговая Е. Б. Интеграция педагогических и психологических знаний в процессе работы педагога искусства в системе культурно-образовательных учреждений// В сб. Междисциплинарный интегрированный подход к обучению и воспитанию искусством (опыт региональных исследований). – М., 2006. 7. Власова Т.И. Диагностика индивидуальной культуры современных школьников (Аксиологический подход) //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. - №2. 8. Шаповалов В.А. Высшее образование в системе культуры: Научное издание / Министерство общего и профессионального образования РФ. СГУ. Академия социальных наук. – Ставрополь: СГУ, 1996. 9. Шаповалова И.А. Школа как социокультурный центр села: аспекты формирования // Известия министерства образования Ставропольского края. – Ставрополь, 2001. 10. Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы. Сб.науч. тр. Под ред. Газмана О.С. - М., Изд.АПН СССР, 1989. 11. Крылова Н.В. Ребенок в пространстве культуры. М., 1994. 12. Мид М. Как построить свое Я. М.,1991. 13. Щадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М., 1993. 14. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., Прогресс,1990. 15. Швейцер А. Благоговение перед жизнью как основа эстетического миро – и жизнеутверждения. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1989. 16. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., Ренессанс, 1991. 17. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994. 18. Honigmarin J.J. Personality in Culture // R. Naroll, F.Naroll. Main Currents in Cultural Anthropology. N.Y., 1973.

Культура личности по А.С.Зубре.

Культура личности является определяющим понятием при разработке критериев и показателей сформированности человека культуры — высококультурного человека своего времени.

Детальный анализ культуры личности провёл А.С. Зубра . Учёный считает, что формирование культуры личности исторически становится актуальной целью общественного развития. С этой точки зрения, по его мнению, личность необходимо рассматривать не как объект, а как субъекта формирования. Такой подход к осмыслению культуры личности , утверждает автор, даёт возможность увидеть деятельную сущность личности, её индивидуальную активность. «Личность организует свою жизнедеятельность, регулирует её ход, выбирает и осуществляет избранное направление – формирование своей культуры. Подсистемы, компоненты и качества культуры личности выполняют функции организации, регуляции, обеспечения целостности формирования культуры, субъектом этого процесса личность становится по мере своего совершенствования.

Формирование культуры личности , в этом случае, предстаёт не только как движение личности вперёд, но и как движение вверх, к высшим, более совершенным ценностям культуры, к человеческому телесному, психическому, духовному, социальному совершенству. Он подчёркивает, что отсюда возникает необходимость анализа культуры личности как системы, как теоретической модели, учитывая её целостность . Культура личности есть целостное взаимодействие её компонентов .

Рассмотрим, как А.С.Зубр а раскрывает культуру личности и её основные ценности . Основными ценностями личности, по его мнению, являются духовная ценность и индивидуально-личностные ценности . Под ценностями понимаются «специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие его положительное или отрицательное значение для человека и общества. По отношению к субъекту (человеку) ценности служат объектами его интересов, а для его сознания выполняют роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям.

Индивидуально-личностные ценности включают в себя знания, идеи, представления, процессы, предметы, особенно близкие отдельно взятому человеку. В совокупности индивидуально-личностные ценности образуют подсистемы, компоненты, качества , житейские истины, устойчивые нормы нравственности. По их богатству, качеству и разнообразию, по мнению автора, определяется культурный уровень человека .

В системе общей культуры личности А.С.Зубра выделяет её подсистемы: культура деятельности, культура сознания, культура тела, психологическая культура, духовная культура, социальная культура, визуальная культура . Характеризуя каждую из подсистем, автор выделяет компоненты общей культуры личности , которые отражены в разработанной им схеме

Схема 1.

При построении общей системы культуры личности автор за основу берёт подсистему деятельности, которую он понимает как фундаментальную характеристику бытия личности, считает, что культуру личности необходимо осмысливать, прежде всего, через деятельностные характеристики. Культура личности есть то, что обеспечивает реализацию самой деятельности, её имманентный (внутренне присущий какому-либо явлению) механизм, способ её осуществления. При этом культура – не столько продукт предшествующей деятельности человека, она вплетена в саму эту деятельность.

Особо важным, по нашему мнению, является суждение автора о гуманистической сути культуры, которая заключается в том, что деятельность должна быть направлена на благо человека. Культура личности , представленная как гуманистическая ценность , — это мир предметно развёрнутых человеческих способностей, опредмеченной деятельности, пропущенной через сознание. Поэтому культура сознания , как подсистема, является важнейшим звеном в структуре личности .

Под сознанием автор понимает способность идеального отражения действительности, превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание духовной жизни личности, а также специфические социально-психологические механизмы и формы такого отражения на разных уровнях. Культура личности . Культура сознания заключается в том, чтобы верно ориентироваться в мире, познавать, преобразовывать и утверждать себя в нём. Стимулом осознания человеком действительности являются обусловленные потребности и интересы личности. Сознание – подлинный центр духовной жизни, регулятивный принцип, управляющий деятельностью человека. Оно имеет тенденции к самосовершенствованию и проявляется прежде всего как культура самосознания личности , благодаря чему осуществляется понимание окружающей действительности. Культура самосознания – это осмысленное знание, осознанное отражение действительности, связь с целенаправленным изменением себя и мира, способность предвидеть ход событий и участвовать в созидании ценностей культуры .

Культура личности формируется в процессе взаимодействия деятельности и сознания. Эффективная сознательная деятельность в значительной мере зависит от хорошего здоровья и физической развитости, культуры личности , поэтому А.С.Зубра выделяет подсистему «Культура тела ».

Проявления культуры тела – чистота, аккуратность, здоровье, осанка, подтянутость в совокупности формируют гармонический внешний образ. Однако это, по мнению автора, и признаки внутренней организованности, собранности, дисциплинированности. Человек должен быть готов к самостоятельности, самоуправлению и саморегуляции своего здоровья, психики, самоорганизации и выработке навыков и умений обучаться, самосовершенствоваться.

Автор выделяет как высший показатель культуры тела физическое совершенство – это хорошее здоровье и самочувствие, отсутствие отклонений от нормы в работе отдельных органов и систем, правильная осанка, хорошо развитая мускулатура, наличие таких физических качеств , как сила, выносливость, ловкость.

Необходимым условием успеха в различных видах деятельности является психологическая культура . Полноценным партнёром в культуре может быть только личность, способная к адекватной оценке своих мыслей, чувств, поступков. Основу психологической культуры составляют сензитивность как повышенная чувствительность личности к восприятию и пониманию духовного мира других людей; эмпатия, проявляющаяся в способности к эмоциональному сопереживанию с другими людьми; рефлексия как процесс самопознания субъектом собственной психики, своего внутреннего психического духовного состояния, умение представить себя на месте на месте другой личности. Люди различаются не только по тому, что они думают и о чём, но и как они проявляют свои эмоции. Чем разнообразнее эмоциональный опыт человека, тем тоньше и глубже его переживания, тем более насыщена и гибка его эмоциональная культура . Общим показателем психологической культуры личности учёный считает способность понимать людей и умело с ними общаться.

Психологическая культура является неотъемлемой частью духовной культуры . По А.С.Зубре , духовная культура включает в себя компоненты психологической культуры на более высоком уровне и имеет свои специфические компоненты, отражённые в схеме.

Самым важным признаком культуры личности , объединяющим все подсистемы в единую систему является целостность . Этот показатель отражает особое качество, сущностный уровень культуры личности , позволяет объединить деятельность и самосознание, все подсистемы, где интеллектуальный компонент является ведущим и определяет внутреннюю структуру и содержание культуры личности .

Интеллектуальная культура проявляется в способности мышления, познавательных способностях, способности решать мыслительные задачи высокого уровня познавательной трудности, находить выход в новых ситуациях, творческом характере умственной деятельности. Высокая интеллектуальная культура , по мнению автора, включает в себя наличие большого словарного запаса, чтение с высоким уровнем понимания, правильное формулирование и решение проблем, умение думать, прежде, чем совершить действие, проявление интереса к окружающему миру, потребностям других людей и самому себе. Интеллект, по мнению автора, является составным, ведущим, определяющим компонентом духовной культуры личности . «Мыслит не интеллект, а человек, как целостная личность», — заключает он.

Автор выделяет в качестве уровней развития интеллектуальной культуры личности три уровня: рассудок, разум, мудрость. Рассудок (здравый смысл) – низшая ступень логического понимания действительности. Разум – высшая сткпень логического понимания, опрерирование широкими обощениями и ориентирование на наиболее полное и глубокое знание истины, достижение максимального приближения субъективного к объективному, а также единства теоретического и практического мышления. Мудрость – личностная характеристика совершенного знания, предполагающая способность применять это знание в жизни, воспринимать действительность такой, какая она есть, понимать её и в соответствии с этим строить своё поведение и деятельность. Это и разумный образ жизни.

Культура чувств включает в себя эстетические, нравственные, интеллектуальные чувства . Эстетические чувства – это проявления ценностного отношения человека к миру, выражают идеал и понимание прекрасного и возвышенного, низменного и безобразного, комического и трагического. Это чувства восхищения; чувство героического; вдохновение; чувство удовольствия, отвращения и т.д. Эстетические чувства активизируют поведение и деятельность личности , помогают понять высокое назначение умственного труда, побуждают быть аккуратным, следить за своим внешним видом, быть подтянутым, собранным, пунктуальным и определяют эстетическую культуру личности.

Нравственные чувства – один из основных способов регуляции сознания, поведения, деятельности во всех сферах жизни, действий человека в обществе. Они определяют нравственную культуру личности. Нравственная культура личности – это единство нравственных чувств и интеллекта, моральное сознание личности. Они являются формой выражения морального отношения к миру, людям, труду. Нравственные чувства взаимосвязаны с элементами интеллектуальной культуры , не отделимы от рационально-теоретической стороны сознания. Рациональные элементы (представления о добре, должном, справедливом и т.п.) выступают в форме принципов, идеалов, категорий, норм и т.п. важнейшими нравственными принципами автор выделяет патриотизм, гуманизм, коллективизм, трудолюбие. А.С.Зубра выделяет формы проявления нравственной культуры личности , которые можно понимать, как её показатели: нравственная напряжённость, нравственная зрелость, нравственная надёжность. Нравственная напряжённость – это постоянная готовность на основе знаний, чувств, воли, убеждений, долга и совести к нравственно осознанному практическому действию и поведению. Нравственная зрелость – это умение использовать знания, различать добро и зло, способность личности самостоятельно регулировать и направлять свои желания, интересы, мотивы, поведение в соответствии и общечеловеческими, национальными культурными ценностями , контролировать, сдерживать себя. Нравственная надёжность – это связь и взаимодействие нравственной напряжённости и зрелости – обладание моральной ответственностью с положительной направленностью, что формирует стабильное поведение и деятельность на основе совести.

Интеллектуальные чувства – это любознательность, чувство нового, удовлетворение от познанного, радость открытия, недоумение, сомнение. Они стимулируют интеллект, мышление, побуждают к познанию. В совокупности чувства способствуют изменению уровня и качества поведения, деятельности и культуры личности в целом.

Интеллектуальная культура и культура чувств проявляются не только в познавательной, эмоциональной форме, но и в волевой – в побуждениях, которые являются стимуляторами действия, поступка, поведения, деятельности. Волевая культура как компонент подсистемы психологической и духовной культуры личности представляет собой синтез эмоций и разума. Проявляется во владении и умении управлять собой, в преодолении трудностей, умении и способности выбирать цели, принимать правильные решения и выполнять их, доводить начатое дело до конца, способность к саморегуляции, сознательному мобилизующему усилию и управлению своим поведением.

Синтезирующим компонентом духовной культуры личности , призмой, через которую личность отражает и оценивает действительность во всём многообразии её форм и вязи, есть мировоззрение. Мировоззренческая культура – ядро культуры личности – все компоненты структуры культуры личности – интеллект, чувства и воля – зависят от мировоззрения и определяют его. Индивидуальное мировоззрение – привилегия личности как социального, мыслящего и чувствующего существа. Мировоззрение личности – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих поведение, понимание мира, места человека в нём и, вместе с тем, жизненные позиции, программа поведения, действия. Включает в себя интеллектуальную и эмоциональную, волевую культуры . Взаимосвязаны, формируют убеждения, которые представляют сплав глубоких знаний, чувств, воли. Убеждения – это осознанные и принятые личностью истинные знания, «окрашенные» эмоцими, чувствами, скреплённые волей, содержащие оценочное отношение к себе, окружающей действительности, социальной среде, превратившиеся в позицию, которая определяет поведение и деятельность. Убеждения – стержневой элемент мировоззренческой культуры личности , выражает её зрелость, отношение к себе, своей стране, к своему народу, к исполнению своих обязанностей, это побудительная сила, управляющая деятельностью и поведением. Уровни мировоззренческой культуры личности : 1.повседневно-практический уровень мировоззрения – взгляды, идеи, основанные на здравом смысле и повседневном опыте. Житейское мировоззрение носит стихийный характер, не отличается продуманностью, системностью, обоснованностью, пасует перед проблемами, требующими серьёзных знаний, культуры мысли и чувств , ориентации на высокие человеческие ценности. 2.Теоретический уровень предполагает специальный критический анализ и осмысление действительности, теоретическую обоснованность как содержания, так и способа достижения обощённых знаний о действительности, принципах и идеалах, определяющих цели, средства и характер поведения и деятельности людей. Чем крепче убеждения, тем прочнее мировоззрение людей, выше культура личности .

Социальная культура личности базируется на телесной, психологической, духовной, их компонентах , выступает родовым признаком личности и той центральной осью, вокруг которой консолидируются сущностные силы личности. Социальная культура представляет собой взаимосвязанную совокупность социальных компонентов , основанную на двух одновременно действующих принципах. 1 принцип заключается в том, что более общие, более сложные компоненты социальной культуры личности подчиняют себе подсистемы (культура тела, психологическая, духовная культуры ) и их компоненты . 2 принцип состоит в том, что взаимодействие компонентов внутри социальной культуры личности и всех других подсистем допускает относительную самостоятельность каждой системы и каждого компонента культуры личности , и в то же время они зависимы друг от друга. Компоненты подсистемы социальной культуры личности . Статус личности – положение личности в обществе (политическое, правовое, моральное, экономическое). С.л. в системе межличностных отношений определяет её права и обязанности и характеризует её престиж, авторитет, во многом определяет поведение и деятельность. Высокое положение обучаемого в системе отношений в учебном коллективе, уважение товарищей, признание учащегося как труженика в сфере познания формируют такие качества, как самоуважение, уверенность в себе, чувство собственного достоинства, что ведёт к более ответственному поведению, к своему делу, к умственной деятельности. В процессе обучения школьник меняет свой статус, расширяя тем самым диапазон личностных компонентов, качеств . В тесной взаимосвязи со статусом личности подсистема социально-функциональных ролей. Роли – это способы поведения личности в соответствии с нормами и правилами, осуществляющиеся в зависимости от статуса, положения в коллективе, обществе. Выполнение социальных ролей формирует, обусловливает и направляет проявление множества личностных качеств и свойств. Статус, социальные роли формируются и проявляются в ценностных ориентациях.

Ценностные ориентации отражают направленность активности личности, предпочтения, которые она отдаёт определённым сторонам деятельности. Ценностные ориентации формируются и могут меняться в течение всей жизни, в процессе усвоения социального опыта. Они проявляются в целях, идеалах, убеждениях, мировоззрении личности.

Ещё более сложным компонентом в социальной культуре личности являются мотивы. Мотивы – это причины, определяющие направленность деятельность личности. Деятельность личности побуждается несколькими мотивами, которые находятся между собой в различных отношениях. В основе конкретного поступка может лежать борьба мотивов, мотивы могут усиливать или ослаблять друг друга, среди них может выделиться основной, ведущий мотив, подчиняющий себе другие. От преобладающих мотивов будет зависеть, какие подсистемы и компоненты культуры личности будут формироваться легче и быстрее, какие труднее и медленнее. Таким образом, понимая культуру личности как систему, состоящую их подсистем и компонентов, качеств , свойств, мы видим, что формирование культуры личности осуществляется в результате сложного взаимодействия внешних и внутренних факторов и проявляется в визуальной культуре личности .

Визуальная культура личности – это способ выражения внутренней духовной культуры в её внешних проявлениях. Внутренняя и внешняя культура личности тесно взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга. Визуальная культура включает эмоциональную культуру общения – личного воздействия на других людей в процессе повседневного поведения и деятельности. Всё названное – суть духовной культуры . На какой бы ступени служебной лестницы ни находился человек, нормы культуры требуют от него постоянного признания достоинства каждой личности. Визуальную культуру личности в значительной степени определяют: внешний облик, культура речи, культура общения, культура умственного труда. Внешний облик – подтянутость – признак внутренней организованности, собранности, дисциплинированности. Разумеется внешняя форма лишь производное от внутренней духовной культуры . Если личность духовно бедна, то то никакие заученные манеры и внешний лоск не прикроют её никчемности. При оценке культуры личности важно исходить из единства и взаимосвязи формы и содержания. Внешний облик, умение держаться манеры должны быть красивыми в то же время отличаться простотой и естетвенностью. умение носить одежду – наглядный пример внутренней культуры личности .

Культура речи – красота слова, показатели: лексическое богатство, грамматическая культура, экспрессивность, содержательность, выразительность, задушевность, гибкость интонации.

Интонация, жесты, мимика, выражение лица, глаза. Речь – яркий показатель воспитанности, интеллигентности, важнейший элемент культуры личности .

Культура общения – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (групп, личностей), то есть, это обмен информацией, опытом, а также, результатами деятельности, что является условием развития культуры личности , общества. В общении человек получает не только знания, формирует способы умственной деятельности, но и посредством подражания и заимствования, сопереживания усваивает эмоции, чувства, формы поведения и деятельности. Общение не существует вне сознания и действий, поступков, поведения людей, поэтому оно представляет собой своеобразный момент перехода от сознания к деятельности, от намерения – к поступкам. В связи с этим общение имеет две стороны: объективную (реализация намерений, интересов, потребностей) и субъективную (мотивы, чувства стремления), что в совокупности составляет единое целое. Показатели : уважение к другим людям, вежливость, чуткость, терпимость, внимательность, доброжелательность, требовательность к себе, готовность прийти на помощь, оказать услугу, скромность, тактичность.

Культура умственного труда . Специфическая человеческая деятельность, сознательность, целенаправленность, трудолюбие, творческость. Исполнительность, точность, добросовестность, усердие.

Таким образом, можно выделить различные модификации, выражающие уровень зрелости культуры личности . Исходя из степени выраженности подсистем, компонентов , особенно психологической, духовной, социальной, интеллектуальной, нравственной, эстетической культуры , правомерно выделить следующие основные модификации культуры личности : неразвитая культура личности ; сложившаяся в основном культура личности ; зрелая культура личности . Основанием для такого выделения служат количественные и качественные предпосылки: а)определённый объем подсистем, компонентов и качеств личности ; б)степень их усвоенности (насколько они прочно стали достоянием личности конкретного человека); в)направленность личности на определённые виды деятельности (для учащегося – на умственную деятельность); г) определённый уровень социальной активности; д) эффективность, результативность деятельности личности.

Основными показателями неразвитости культуры личности являются 1)ограниченный объем компонентов и качеств; 2)осознание своей личности как телесной, психологической, духовной, социальной сущности на уровне обыденного сознания; 3)примитивный, сумбурный характер мышления, отсутствие чётких ценностных ориентаций , в содержании которых в основном господствуют слабо осознанные, подчас, на уровне инстинкта, эмоции (возмущение, страх, гнев, отчаяние, агрессивность, ненависть, безобразное, низменное) ; 4)доминирование субъективных взглядов над объективным содержанием культуры личности , в частности, человек – серая безликость становится интеллектуальным пассивным потребителем.

Сложившаяся в основном культура личности . Формирование культуры личности – это сознательный, целенаправленный, систематический, целостный противоречивый процесс возникновения, функционирования, развития и совершенствования всех компонентов культуры личности , формирующихся у различных людей в различных условиях по-разному. Но это заметный переход от неразвитой культуры к зрелой культуры личности .

Зрелая культура личности – это высшая ступень в развитии личности, которая отличается наиболее прочным развитием всех компонентов всех компонентов структуры культуры личности , предельной степенью социальной активности. Зрелость культуры личности – это постоянная готовность на основе убеждений к нравственно-осознанному социальному действию, умение пользоваться знаниями, узнавать и различать добро и зло, способность принимать решения, способность к самостоятельности и соответственной деятельности.