Какие традиции у таджиков. Правила поведения в таджикских семьях. О чем же стоит помнить, отправляясь в Таджикистан

Когда речь заходит о путешествиях, мало кто назовет Таджикистан в числе самых популярных туристических маршрутов. И напрасно! Ведь эта древняя, расположенная в самом центре Азии, красивая страна обладает богатейшим историческим и культурным наследием.

О чем же стоит помнить, отправляясь в Таджикистан?

Прежде всего, о том, что Таджикистан – страна традиционных ценностей. Таджики уже многие тысячелетия бережно хранят свои обычаи. Традиции и ритуалы передаются из поколения в поколение, практически, в первозданном виде.

Быт и уклад жизни в этой стране веками складывался под влиянием климата, ландшафта и, разумеется, религии.

Семья – это главное!

Семейные узы для жителей Таджикистана чрезвычайно важны. Именно поэтому многие традиции тесно связаны здесь со свадебными торжествами и рождением детей. Так, например, путешественнику не стоит удивляться тому, что к молодой матери и новорожденному младенцу целых сорок дней не принято впускать посторонних. Такая предосторожность должна уберечь ребенка от сглаза и болезней, чтобы он вырос здоровым и сильным. Зато, когда истекает этот срок, отец ребенка приглашает всех родственников на церемонию имянаречения, во время которой мулла дает младенцу имя и зачитывает суру из Корана.

Не менее торжественно проходит укладывание ребенка в колыбель. Её изготавливают для новорожденного из дорогих пород дерева и украшают узорами.

Младенца укладывает в колыбель одна из пожилых женщин-соседок, а после обряда, родители ребенка одаривают гостей сладостями, чтобы малыш крепко спал по ночам.

Ах, эти свадьбы!

Таджикские свадьбы обычно очень многолюдны. Отпраздновать появление новой семьи зовут и родственников и друзей и соседей.

Как и во многих патриархальных странах, в Таджикистане о женитьбе молодых, традиционно, договариваются родители. Хотя, сегодня старшие, несомненно, учитывают мнение и симпатии своих детей, при выборе жениха или невесты.

Когда семья жениха выбирает желанную невесту, в дом её родителей приходит красноречивый сват, чтобы официально сделать предложение о женитьбе, от имени семьи жениха. И если отец или старший брат невесты соглашаются выдать её замуж, они договариваются о дате свадьбы и свадебном угощении. Кстати, затраты на свадебный пир ложатся на жениха и его родных. В свою очередь, семья невесты собирает для неё приданое, с которым она войдет в дом своего мужа.

Девочки и мальчики

Традиционные гендерные роли в Таджикистане очень сильны. И, хотя образование здесь доступно всем, не зависимо от пола, воспитывают мальчиков и девочек по-разному. Мальчиков готовят к роли защитника и хозяина дома, на котором лежит ответственность за благополучие семьи. А девочки вырастают в заботливых жен и матерей, хранительниц обычаев и домашнего очага.

Что нужно знать туристу

Европейцу, решившему посетить Таджикистан нужно помнить о нескольких небольших моментах:

Не спешите

Неизвестно, виноват ли в этом жаркий климат, или причина кроется в чем-то ином, но пунктуальность в Таджикистане, далеко не так важна. И, договариваясь о встрече с жителем этой страны, будьте готовы простить ему небольшое опоздание.

Чайхана – мужской клуб

Мужчины и женщины

Мужчины отдельно, женщины – отдельно. И это не шутка. В мечети ли, на празднике ли, женщины и мужчины находятся в разных помещениях. И, уж конечно, мужчина и женщина не должны оставаться наедине, если не приходятся друг другу близкими родственниками.

Гостеприимство

Гостеприимство и дружелюбие – основа обычаев Таджикистана. Об этом необходимо помнить. И, именно поэтому, гостю нельзя отказываться, если кто-нибудь зовет его на чашку чая в свой дом. Отказ нанесёт хозяину тяжкое оскорбление.

Почтение к сединам

Для таджика уважение к старшим – самая естественная в мире вещь. К советам старших прислушиваются, их не перебивают. Молодежь не садиться, пока старшие не займут свои места.

Торгуйтесь

Шумный и людный базар, для Таджикистана, такое же важное место, как чайхана. На базар приходят не столько, чтоб сделать покупки, сколько для того чтоб пообщаться и узнать новости. И увлеченный, весёлый торг, для таджикского базара – давняя традиция и, более того, норма этикета.

Народные обычаи – это исторически сложившиеся, более или менее устойчивые нормы поведения людей, их образа жизни и быта, которые передаются от поколения к поколению и охраняются силой общественного мнения. В зависимости от сферы их приложения дореволюционные обряды и обычаи таджиков можно разделить на календарно-производственные и семейно-бытовые.

К первой группе относятся земледельческие и скотоводческие обряды, приуроченные к различным временам года, а также обряды, связанные с ремеслом. Покровителем земледелия и земледельцев считался Бобои-дехкон (Дед-земледелец), который как бы воплощался в одном из наиболее опытных и знающих крестьян селения. По установившейся традиции он первым начинал пахоту и молотьбу. День начала сельскохозяйственных работ отмечался как знаменательный праздник, сопровождаемый пиршеством. Широко распространенным обычаем был хашар добровольная взаимопомощь при уборке урожая и строительстве жилищ.
Важное место в жизни таджиков занимали ремесла, занятие которыми нередко переходило по наследству из поколения в поколение. С освоением ремесла тесно связан обычай камарбандон, напоминающий посвящение в мастера: посвящаемого перепоясывали, учитель вручал ему орудие ремесла, а посвящаемый устраивал в честь наставника угощение, на которое приглашались все члены цеха.
Человека от рождения до смерти сопровождали всевозможные семейно-бытовые обычаи и обряды.

Рождение ребенка всегда было и остается самым радостным событием в жизни семьи. Поэтому период беременности будущей матери, роды и сорок дней (чилла) жизни ребенка были обставлены многочисленными обрядами и обычаями: мать и ребенка не оставляли одних, в помещении с наступлением темноты до рассвета горел свет ивсегда поддерживался огонь, У изголовья роженицы клали острые предметы, над постелью в качестве оберега вешали стручки красного перца, головки лука и чеснока. В период чилла выделялись особые дни: третий, пятый, седьмой, двенадцатый и сороковой, к которым приурочивались обряды, связанные с различными событиями в жизни новорожденного. Например надевание первой рубашки, первое купание, наречение имени, укладывание в колыбель. Этот период завершался обрядом чиллагурезон, когда мать с младенцем выходили первый раз из дома и навещали кого-нибудь из родственников, где устраивалось угощение. Существовали обряды дандонмушак (к прорезыванию первого зуба) и муйсаргирон (к первой стрижке волос).
Похоронные обряды и обычаи так же сложны по своей структуре. Семье покойного приходится устраивать многократные худой (поминки), давать ткани на траурную одежду родственникам и т. д. В некоторых районах женщины при оплакивании в знак траура расплетают волосы. В день похорон плакальщицы и родственники поют марсия (траурные песни), одеваются в темную одежду, не носят украшенийи не пользуются косметикой.
Защита от злых духов

До настоящего времени в быту памирцев, особенно живущих в отдаленных высокогорных долинах, большое значение имеют магические приемы лечебно-профилактического, аграрного и промыслового характера. Особенно часто они практикуются в обрядах жизненного цикла - свадебных, родильных, похоронных и т.п.

Например, во время свадьбы особая роль отводится многодетным женщинам, чья плодовитость, как считается, магическим путем передается молодоженам. Кроме того, рождению детей магическим образом способствует осыпание жениха и невесты сухофруктами, бобовой мукой или сладостями. В целях защиты от демонических сил в одежде молодых обязательно должен присутствовать красный цвет.

Еще несколько десятилетий назад бесплодные молодые женщины приходили на остоны, где привязывали к стоящим там деревьям или шестам платки, лоскуты ткани или шерсть домашних животных, чтобы получить благодатную помощь святых. Поскольку, как считается в народе, джинны особенно опасны для рожениц и малолетних детей, и тем и другим полагалось иметь при себе самые различные обереги.

Как и у многих других народов мира, у памирских в случае трудных родов мать и родственницы роженицы развязывали в доме узлы на платьях, расплетали узлы в волосах и открывали все замки. На Памире, как и в иных регионах Земли, через три дня после рождения ребенка на него надевают первую рубашку, носящую у бадахшанцев название «рубашка сорокадневья» и заимствованную у старика или старухи, от которых долголетие магическим путем должно перейти на новорожеднного. В целях оберега к ней пришивали бусинки. А перед тем, как надеть на ребенка рубаху, через ее воротник пропускали нож с деревянной рукояткой, чтобы малыш рос крепким, как железо, и добрым, с мягким характером, как дерево. Обычно рубашку сорокадневья хранили до рождения следующего ребенка в семье.

Для защиты младенца от демонических сил, особенно в первые сорок дней, считавшиеся самыми опасными, применялись различные обереги. Так, на верхнюю перекладину колыбели вешали когти орла или медведя, волчьи зубы и даже помет собаки, а на детскую одежду нашивали лоскутки ткани округлой формы разных цветов или вышивали орнаментальные узоры в виде солнечного круга или раскрытой ладони-пятерни - символа исмаилитов. Чтобы уберечь ребенка от злых сил, ему давали два имени - настоящее и прозвище - и старались до наступления совершеннолетия не называть истинным именем.

Из всех поверий, имеющих отношение к болезни и смерти человека, самое видное место занимает вера в сглаз. Этот вредоносный вид магии, согласно представлениям памирцев, передается двумя путями: словесно или недобрым взглядом. От «дурного глаза» и других магических приемов помогают, как считается в народе, амулеты, носящие название тумор. Это свернутые и зашитые в лоскутки материи бумажные полоски, на которых записаны суры из Корана или тексты из других исламских религиозных книг. Вместе с тем амулеты с начитанными на них «чародейскими» заклинаниями могут быть использованы с целью нанесения вреда тому или иному человеку. Их оставляют, к примеру, в одном из углов или у порога дома недруга. Наряду с амулетами в качестве вредоносных «вещей» часто употребляются предметы домашнего обихода - железные замки, булавки и пр., на которые «начитывается» заклинание. Эта процедура носит название «чародейство» (serčid).

В систему народных обычаев и обрядов включаются также различные праздники и свадьбы. Древнейшим и широко распространенным народным праздником считается Навруз (Новый год), отмечающийся 21-22 марта. Он знаменует новый год и начало сельскохозяйственных работ. В некоторых районах Таджикистана распространен праздник “сайри гули лола” (“праздник тюльпана”). Ныне он широко отмечается по всей республике. В дни праздника в духе народных традиций устраиваются конные скачки, козлодрание, борьба силачей, молодежь приводит в порядок окрестности школ, учебных заведений, сажает цветы и деревья.

Навруз – мусульманский Новый год
Слово «Навруз» обозначает «Новый день» (от «нав» – новый и «руз» – день). Так называется праздник весны, первый день нового года, день весеннего равноденствия, самый известный и распространенный праздников персов – иранцев, таджиков и афганцев.

Основные дни праздника составляют 21 и 22 марта. В каждой стране и в различных регионах население может отметить это день по-разному, но в Таджикистане, в основном, Навруз празднуют с 21 по 24 марта. Эти дни являются выходными.

Старейший источник, где указано празднование Навруза – это священная книга зороастризма «Авеста». Корни праздника уходят далеко в историю, до 3000 лет до н.э. История происхождения Навруза, как указано в «Наврузнома» («Книга о Наврузе») Омара Хайяма, уходит во времена одного из древнейших в мире и истории персов царства – Пешдодиен. В «Шахнаме» происхождение праздника связано с легендарным королем Джамшедом.

Как известно, 21 марта – это день весеннего равноденствия, и продолжительность дня и ночи одинакова – по 12 часов. Когда Джамшед построил себе трон из чистого золота (по легенде, это был первым троном в истории человека) и поднял его на высочайшую гору во время восхода солнца, золото блестело под солнечным светом, и стало светить, словно солнце. Этот день назвали Наврузом и стали праздновать его как начало нового года. В «Наврузнаме» говорится:

«Когда Джамшед постиг этот день, он назвал его Наврузом и ввел его в обычай как праздник. Цари и другие люди последовали ему».

В дни празднования Навруза устраивают различные мероприятия. В духе народных традиций устраиваются конные скачки, козлодрание (бузхкаши), борьба силачей, бучулбози, аргамчинбози (прыгалка), ланкабози, тухмзанак, идгардак.

Большое внимание уделяется подготовке праздничного стола. На праздничный стол необязательно ставить только еду. На стол ставятся блюда, названия которых начинаются на буквы «с» и «ш». Как правило, бывает 2 праздничных стола: «хафтсин» и «хафтшин». «Син» и «шин» – это названия букв «с» и «ш» в персидском алфавите, а «хафт» обозначает 7. В зороастризме и Исламе цифра 7 считается священной.

В древние времена был также «хафтмим» («мим» – название буквы «м» в персидском алфавите), но из-за многих расходов такой стол накрывают редко. «Хафтсин» ввели арабы, т.к. в Исламе употребление вина запрещается, но им не удалось искоренить «Хафтшин».

На праздничный стол стараются не класть блюда из мяса и других продуктов, взятых из животных, кроме молока.

Символом Навруза и нового года является суманак (сумалак). Как готовится суманак? Приблизительно за неделю до праздника в посуде с неглубоким дном (это может быть тарелка) замачивают зерна пшеницы. К празднику зерна пшеницы проращиваются. Считается, что чем длиннее ростки проросшего зерна, тем больше и лучше будет урожай в новом году. Проросшие зерна толкут в металлической ступе, кладут в казан, заливают водой, добавляют муку и варят 10-12 часов, и при этом все время помешивают. Очень сладкая штука, хотя сахар туда вообще не добавляют. Суманак должен быть готовым до восхода солнца в основной день праздника. Во время приготовления суманака женщины и дети поют праздничные песни, читают стихи. Суманак – это не простое блюдо, это нечто святое. Поэтому перед его приготовлением ведущий повар читает суру из Корана, а именно «Ихлос». Суманак раздают всем соседям, родственникам, близким, друзьям. Перед тем, как попробовать, нужно загадать три желания, они могут исполниться в течение года.

Праздник подснежников

В регионах Таджикистана праздник подснежника называется по-разному. На Памире – Гулгардони, в Согдийской области – Бойчечак, на юге – Гули сияхгуш. Несмотря на разные названия, дети отмечают этот праздник одинаково. Все сладости, фрукты и печенье ребята делят поровну.

Праздничный дастархан пустым не бывает. Специально готовят плов, который называется “Оши бойчечак”. Собирать подснежники ребята будут до главного весеннего праздника – Навруза. В день весеннего равноденствия, 21 марта, таджикистанцы отпраздную приход весны, где одним из главных атрибутов будет маленький и нежный цветок – бойчечак.

В Таджикистане дети и подростки отправляются на холмы и в горы, собирают подснежники и с песнями раздают их по домам в своих кварталах, как бы разнося весть о приходе весны. Эту традицию в народе называют “гулгардони”. Хозяйки, принимая из рук ребят весенние цветы, прикладывают их к глазам и благодарят Бога за то, что дожили до весны.
Сайри лола – праздник тюльпанов
Сайри лола – национальный таджикский праздник тюльпанов, отмечаемый летом.Это время цветения тюльпанов.В Таджикистане Сайри-лола отмечают после сбора первого урожая. В горах в это время цветут тюльпаны.

«Когда в горах цветут тюльпаны, мы празднуем приход весны, надежды, красоты и радости», – говорят таджики.

Старейшинам на Сайри-лола всегда особый почёт. В беседах с ними житейской мудрости учится и стар и млад.

Кульминационным моментом праздника является соревнования в таджикском национальном виде спорта “гуштингири”. Эта борьба – своеобразное таджикское самбо. Бывает, что в семье им занимаются и дед, и отец, и внуки. Мастеров по гуштингири в Таджикистане называют палванами.

У таджиков немало религиозных обрядов, обычаев и ритуалов. Среди них важнейшими считается руза (пост), намаз (молитва), Иди Курбон (праздник жертвоприношения), Иди Рамазон (праздник поста) и др.

Свадебные обычаи и традиции
Из свадеб, с которыми связан целый ряд обычаев и обрядов, особенно торжественно обставлялась женитьба сына или выход замуж дочери: хостгори (сватовство), фотиха (помолвка), парчабурон (кройка одежды для новобрачной), сартарошон’ (стрижка жениха), руйбинон (смотрины новобрачной).

Свадебные традиции таджиков, живущих на равнинной местности отличаются от живущих в горах. Но, в целом, как и у других азиатских народов, всё начинаются с сватовства и обручения девушки и парня. В старые времена практиковались “обручение с колыбели”, называлось это “говорабахш” и “сватовство малолетних”, когда родители сами решали судьбу своих детей. В юношеском возрасте, так же родители могли для своей дочери или сына по своему усмотрению выбирать невесту или жениха, а так же пользовались услугами свахи (совчи). За месяц до свадьбы юноше говорили, кто за него просватан. Его мама, вместе с блюдом плова и свежеиспеченными лепешками направлялась в дом невесты. В ответ родители девушки накрывали стол и приглашали на трапезу родных и соседей, где и объявляли о помолвке. Официально помолвленными девушка и парень считались после того, как перед трапезой почтенный старец разламывал лепешку и молился за счастье жениха и невесты. Сговору предшествовали предварительные переговоры между родителями жениха и невесты, если всё устраивало обе стороны, то засылали сватов. Назначался специальный день для передачи калыма (выкупа за невесту) отцу невесты. Бракосочетание обычно назначали на осень, когда заканчивался сбор урожая.
Обязательным подарком к свадьбе считалось сюзане (свадебное покрывало), которое женщины-рукодельницы покрывали витиеватой вышивкой (специальными древнеми магическими узорами), которые в последствие будут охранять счастливую семейную жизнь от злых духов и сглаза. Во время приготовления приданного обязательно читали Коран. Шитье всегда начинала всеми уважаемая многодетная мать.
Современная таджикская свадьба длится целых семь дней. В первый день новобрачные объявляют о своём решении пожениться, после чего три дня занимают званные обеды с одной и другой стороны. На пятый день жених с свадебной процессией из друзей и родных отправляется в дом невесты, где молодожены приносят клятву перед имамом, обряд закрепляется трапезой жениха и невесты, состоящей из чашки воды, немного мяса и хлеба с солью. С этого момента молодожёны могут находится вместе. Начинается праздник, на котором гостей угощают, поют и танцуют. В полночь жених увозит невесту на своей лошади в родительский дом. Завершается свадебный обряд приёмом семьи невесты в доме семьёй жениха, где они проводят всю ночь. В течении медового месяца молодожёны живут вместе с родителями жениха, чтобы те могли помочь на первых порах молодой семье по всем возникающим проблемам.
В семейных обрядах таджиков сохранились региональные различия. Так, на пример, у таджиков северных районов, согласно древнему свадебному обряду, новобрачную перевозят в дом мужа после захода солнца, при свете факелов и трижды обводят вокруг костра, зажженного перед домом мужа. В Южном Таджикистане с давних пор этот переезд происходит только днем. Лишь вдову или разведенную перевозят ночью.

В советский период в жизнь народа Таджикистана вошли и утвердились такие праздники как Международный женский день (8 марта), День Победы (9 мая), праздник Нового года (31 декабря). В этот же период возникли такие обычай, как торжественное празднование гражданского акта бракосочетания, проводов в армию, серебряной и золотой свадьбы.
Эта же группа включает в себя международные праздники, такие, к примеру, как 1 июня Международный день защиты детей и др. 9 сентября 1991 году Таджикистан приобрел государственную независимость. Вместе с новой страной родились и новые праздники и новые обычаи.

Защита от злых духов
Навруз - мусульманский Новый год
Праздник подснежников
Сайри лола - праздник тюльпанов

Свадебные обычаи и традиции
Из свадеб, с которыми связан целый ряд обычаев и обрядов, особенно торжественно обставлялась женитьба сына или выход замуж дочери: хостгори (сватовство), фотиха (помолвка), парчабурон (кройка одежды для новобрачной), сартарошон" (стрижка жениха), руйбинон (смотрины новобрачной).

Свадебные традиции таджиков, живущих на равнинной местности отличаются от живущих в горах. Но, в целом, как и у других азиатских народов, всё начинаются с сватовства и обручения девушки и парня. В старые времена практиковались "обручение с колыбели", называлось это "говорабахш" и "сватовство малолетних", когда родители сами решали судьбу своих детей. В юношеском возрасте, так же родители могли для своей дочери или сына по своему усмотрению выбирать невесту или жениха, а так же пользовались услугами свахи (совчи). За месяц до свадьбы юноше говорили, кто за него просватан. Его мама, вместе с блюдом плова и свежеиспеченными лепешками направлялась в дом невесты. В ответ родители девушки накрывали стол и приглашали на трапезу родных и соседей, где и объявляли о помолвке. Официально помолвленными девушка и парень считались после того, как перед трапезой почтенный старец разламывал лепешку и молился за счастье жениха и невесты. Сговору предшествовали предварительные переговоры между родителями жениха и невесты, если всё устраивало обе стороны, то засылали сватов. Назначался специальный день для передачи калыма (выкупа за невесту) отцу невесты. Бракосочетание обычно назначали на осень, когда заканчивался сбор урожая.
Обязательным подарком к свадьбе считалось сюзане (свадебное покрывало), которое женщины-рукодельницы покрывали витиеватой вышивкой (специальными древнеми магическими узорами), которые в последствие будут охранять счастливую семейную жизнь от злых духов и сглаза. Во время приготовления приданного обязательно читали Коран. Шитье всегда начинала всеми уважаемая многодетная мать.
Современная таджикская свадьба длится целых семь дней. В первый день новобрачные объявляют о своём решении пожениться, после чего три дня занимают званные обеды с одной и другой стороны. На пятый день жених с свадебной процессией из друзей и родных отправляется в дом невесты, где молодожены приносят клятву перед имамом, обряд закрепляется трапезой жениха и невесты, состоящей из чашки воды, немного мяса и хлеба с солью. С этого момента молодожёны могут находится вместе. Начинается праздник, на котором гостей угощают, поют и танцуют. В полночь жених увозит невесту на своей лошади в родительский дом. Завершается свадебный обряд приёмом семьи невесты в доме семьёй жениха, где они проводят всю ночь. В течении медового месяца молодожёны живут вместе с родителями жениха, чтобы те могли помочь на первых порах молодой семье по всем возникающим проблемам.
В семейных обрядах таджиков сохранились региональные различия. Так, на пример, у таджиков северных районов, согласно древнему свадебному обряду, новобрачную перевозят в дом мужа после захода солнца, при свете факелов и трижды обводят вокруг костра, зажженного перед домом мужа. В Южном Таджикистане с давних пор этот переезд происходит только днем. Лишь вдову или разведенную перевозят ночью.

В советский период в жизнь народа Таджикистана вошли и утвердились такие праздники как Международный женский день (8 марта), День Победы (9 мая), праздник Нового года (31 декабря). В этот же период возникли такие обычай, как торжественное празднование гражданского акта бракосочетания, проводов в армию, серебряной и золотой свадьбы.
Эта же группа включает в себя международные праздники, такие, к примеру, как 1 июня Международный день защиты детей и др. 9 сентября 1991 году Таджикистан приобрел государственную независимость. Вместе с новой страной родились и новые праздники и новые обычаи.

Традиции и современность
Обычаи и традиции Таджикистана

Традиции народов Таджикистана веками складывались из образа жизни. Они проявились в народном таджикском жилище, которое можно разделить на два типа: равнинный, отличавшийся большой архитектурной сложностью, и горный, более простой по конструкции. Равнинный тип был распространен к северу от Гиссарского хребта - в бассейне Зеравшана и в Ферганской долине. Такой дом строили на цоколе, на деревянном каркасе, обычно заложенном сырцовым кирпичом. Иногда стены клали из битой глины или из сырцового кирпича. Кровля была плоская, земляная, с обмазкой из глины. Вдоль фасада строили террасу. Под потолком делали узкие световые проемы, заменявшие окна.

Характерной особенностью жилища был камин или надочажный колпак с дымоходом. В Гиссарскои и Вахшскои долинах жилище имело несколько иную конструкцию. Иногда оно было с двускатной крышей (часто без потолка) или с двускатным навесом над традиционной кровлей. В южных, горных районах Таджикистана жилища имеют вид горного, приспособленного для этого условия, жилья. Такое жилище имело массивный вид, было больших размеров и рассчитано на многолюдные большие, или патриархальные, неразделенные семьи. Стены таких домов складывали из дикого камня, иногда из сырцового кирпича.

Деревянная кровля имела особенность, наиболее ярко выраженную в домах памирских таджиков, - ступенчатый деревянный свод со светодымовым отверстием в центре. Кровля поддерживалась тремя-пятью опорными столбами, расположенными внутри дома. В плане это жилище было однокамерным. Вдоль двух продольных и торцевой (напротив входа) стен располагались нары, обмазанные глиной, с узким проходом между ними.В наши дни даже в отдаленных горных кишлаках жилища старой конструкции, без окон, обычно используют только как хозяйственные помещения.

Современное жилище памирских таджиков сохраняет традиционную конструкцию, только своды кровли и опорные столбы расположены внутри дома. Современное жилище значительно модернизировано: на пол и нары теперь настилают доски и красят их, делают большие окна, вместо очага пользуются разного вида печами, внутренние и наружные стены белят. Что же касается жилищ равнинного типа, то многие их традиционные черты довольно устойчиво сохраняются и в современном сельском доме.

В прошлом большие поселения и города имели сходную планировку. В центре возвышалась цитадель, окруженная глинобитными стенами. Вокруг этой наиболее древней части поселения располагалась более поздняя его часть с узкими улицами, на которые выходили глухие стены усадеб. За стеной с несколькими воротами находились предместья; здесь между усадьбами располагались пашни, огороды и сады.

Современное жилище представляет корпусные блочные или каменные постройки, в которой размещена типовая мебель, но традиционно в домах таджиков много ковров. Жители Таджикистана многие века жили в речных долинах предгорий, в горах, в оазисах. Это подразумевало традиционные занятия населения. В районах Западного Памира таджики выращивали пшеницу, ячмень, рожь, просо, бобовые, огородные и бахчевые культуры. Здесь в долинах выращивали хлопок, занимались разведением садов и виноградников. Традиционно жители Таджикистана занимались скотоводством: разводили овец и коз, крупный рогатый скот, а ваханцы и шугнанцы разводили яков. Транспортными животными для населения этой республики были лошади, яки и ослы. Давним занятием для таджиков было шелководство.

Из традиционных народных ремесел таджики достигли наибольшего совершенства в изготовлении различных шелковых, хлопчатобумажных, шерстяных и суконных тканей. Определенные города славились производством того или иного вида ткани. Ткачеством занимались мужчины. Большим успехом пользовались изделия таджикских мастеров: гончаров, кузнецов, ювелиров, резчиков по дереву, алебастру, а также декоративная вышивка, в которой прослеживаются древние художественные традиции.

Традиционный костюм таджиков в каждом районе имел свои особенности, но обладал и общими чертами. У мужчин он состоял из рубахи туникообразного покроя, широких штанов и распашного халата с поясом-платком, тюбетейки или чалмы и местной обуви: кожаных сапог на мягкой подошве и кожаных с заостренным носом галош (их носили отдельно, а иногда и вместе с мягкими сапожками - ичигами). У горных таджиков была деревянная обувь на трех шипах для хождения по горным тропам.

Общими элементами традиционной одежды у женщин служили рубаха или платье туникообразного покроя, широкие шаровары с напуском у щиколотки, головной платок (в некоторых местностях - тюбетейка и платок), а у горожанок и равнинных таджичек также распашной халат и местная обувь. Этническая традиция и сейчас проявляется в одежде равнинных и горных таджичек. Вышитые платья горных таджичек, особенно в Дарвазе и Кулябе, представляют собой прекрасные образцы народного декоративного искусства. Горные таджики, особенно памирские, и мужчины и женщины, в холодное время года носят вязанные из цветной шерсти высокие (до колен и выше) носки с красивым геометрическим или растительным орнаментом.

В наши дни мужчины надевают главным образом современную, так называемую городскую, приобретаемую в магазинах или сшитую в ателье одежду: костюм или брюки с рубашкой, пуловер, свитер. Модны "водолазки", джинсы. В одежде молодежи преобладает спортивный стиль. Горожане часто носят традиционные тюбетейку и халат в сочетании с современным городским костюмом.

Современный женский национальный костюм сохраняет больше традиционных черт даже в городе. В него входит платье, часто уже не туникообразного покроя, а отрезное, на кокетке. Шьют его чаще всего из шелка, оно широко распространено во всех азиатских республиках. Носят также шаровары (у девушек и молодых женщин - значительно выше щиколотки и более узкие), легкие косынки, платки, тюбетейки. Широко бытуют и элементы городского костюма: жакеты, вязаные шерстяные кофты, обувь фабричного изготовления или сшитая в обувном ателье. В зависимости от сезона носят плащи, пальто.

В прошлом верхней одежды у горных таджичек вообще не было: считалось, что в холодное время года женщине не следует выходить из дома. Памирские таджички при выходе из дома зимой, надевали на себя два-три платья. В кишлаках современные городские женские костюмы, юбки носят редко. В городах их надевают в основном студентки и молодые женщины - служащие, представительницы интеллигенции. Из старинных видов женской одежды исчезла паранджа; сельские жительницы ее не носили и в прошлом, и в городской среде она была изжита уже в 1920-х годах.

В предвоенные годы ее еще изредка надевали старые женщины. Несмотря на то, что многие таджики в городах и поселках носят современную одежду, у жителей кишлаков, особенно горных местностей, сохранился национальный костюм. Красивые тюбетейки, женские головные платки, платья, украшения, мужские вышитые поясные платки, халаты можно встретить и по сей день. Женский костюм состоит из белого или цветного платья-рубахи, сшитого из шелковых или бумажных фабричных тканей, шаровар, доходящих до щиколотки, низ их обшит узорной тесьмой. Часто шаровары шьют из двух видов тканей.

У памирских таджиков традиционный костюм тоже повсеместно заменяется современным. В современной одежде памирцев немало таджикских элементов, однако они заимствуются не из традиционного, а из современного национального костюма таджиков. Такой же характер носят заимствования в области жилища, и, в частности, интерьера. Традиционная пища таджиков зависела не только от состоятельности семей, но и от характера хозяйства: состава и разнообразия возделываемых культур, видов разводимого скота. В горах, где преобладали посевы пшеницы и ячменя, жители занимались скотоводством, основной пищей были хлеб, лепешки, молочные продукты, сливочное масло, а в равнинных местностях в пище населения много овощных блюд и фруктов.

В общественном быту у таджиков сохранялись некоторые общинные обычаи: различные формы коллективной взаимопомощи и производственных артелей (например, женщины коллективно заготовляли молочные продукты на весенних пастбищах), общественные трапезы и увеселения в дни религиозных и народных праздников. Один из таких праздников Науруз - Новый год, приходившийся на день весеннего равноденствия; совпадал во многих местах с праздником дня первой пахоты (проведения ритуальной первой борозды). Праздновался также день уборки урожая, весной были в обычае гулянья - сейли.

Хотя у таджиков преобладали малые семьи, существовало и много, особенно в горных районах, семей неразделенных. Бытовала и полигамия: по мусульманскому закону (шариату) разрешалось иметь четырех жен одновременно, но это было доступно только богачам; человек со средним состоянием имел двух жен, а бедняки обычно одну. И в больших, неразделенных, и в малых моногамных семьях господствовали патриархальные порядки. В семье и в обществе женщина занимала приниженное положение. У горных таджиков бытовал калым, т. е. выкуп за невесту.

В семейных обрядах таджиков сохранились региональные различия. Так, на пример, у таджиков северных районов, согласно древнему свадебному обряду, новобрачную перевозят в дом мужа после захода солнца, при свете факелов и трижды обводят вокруг костра, зажженного перед домом мужа. В Южном Таджикистане с давних пор этот переезд происходит только днем. Лишь вдову или разведенную перевозят ночью.

Преобразование социальных отношений, приобщение таджиков к передовой культуре резко изменили и их семейный быт. В наши дни женщина раскрепощена и занимает равноправное с мужчиной положение на производстве, в общественной жизни ивсемье. Браки заключаются теперь в подавляющем большинстве по взаимной любви. Дети в Таджикистане особый привилегированный класс. В семьях таджиков много детей. Приятно смотреть на черноглазых мальчиков в национальных тюбетейках и девочек в национальных платьицах в современной интерпретации с заплетёнными 30-40 тоненькими косичками.

Национальные обычаи и традиции таджиков . Таджикская свадьба, таджикские праздники, таджикские суеверия, обряды, и ритуалы, обрезания. Таджикский народ, как и другие народы мира, имеет многовековые национальные традиции и обычаи, которые создавались его предками и до наших дней сохранились в первозданном виде, из поколения в поколение.

Все таджикские традиции и обычаи , складывавшиеся в течение долгих лет, являются очень важной и тонкой частью бытия этнического народа – таджиков. Поэтому в практике еще с рождения в подсознание маленького ребенка устанавливаются старинные обычаи в качестве основной программой жизни.

Стародавние ритуалы, суеверия, обряды, традиции и обычаи – все вместе сформировали восточный менталитет, свойственный Среднеазиатскому народу. В Таджикистане живут народы около 20 наций – закоренелые узбеки, таджики, киргизы, ассетины, татары, русские (основном в городах страны), украинцы и другие представители разной национальности. Все эти народы считаются равноправными гражданами республики Таджикистан, поэтому каждый человек имеет право исповедовать те религию и традиции, которые достались им от своих предков.

Таджики – это потомки древнеиндийских и древнеперсидских племен и соответственно множества манеры и жизненный склад таджикского человека – таджика/таджички характерны к родному ему/ей восточноазиатскому менталитету.

Таджикская свадьба – национально-общественная традиция у таджиков.

Таджикская свадьба – это коллективная церемония, также под словом свадьба понимается 2 национальных мероприятий – брачная свадьба молодоженов и свадьба в честь обрезания мальчика мусульманина (хатна туй). В Таджикистане брачные свадьбы (туйи аруси-домод) проходят весьма необычным образом, здесь принято торжествовать свадьбу на общественном уровне. Гостеприимство – это одно из высших качеств таджикских людей, таджики – хлебосольный народ, как в радости, так и в беде всегда поддерживает друг друга.

Таджикские семьи любят делить свою радость со всеми – со знакомыми друзьями и даже с чужими людьми, это свидетельствует о том, что таджики еще – и добродушны. Особенно в аулах супружеские свадьбы бывают очень интересными и своеобразными. Если услышат, что намечается чья-то свадьба в соседней улице, то радуется вес кишлак, так как у таджиков, по обычаю за 1-2 дня до свадьбы приглашаются без исключения все родственники и односельчане жениха и невесты, главное не пропускать, а то вдруг обидеться, кто ни будь. Наверно поговорка «от 7 до 70 лет – все на свадьбе» пошла из этой земли. Ведь, действительно у таджиков принято присутствовать накануне свадьбы, в процессе приготовления к свадьбе соседей или далеких родственников, поддерживая и помогая хозяевам свадьбы.

Современная таджикская свадьба – это смесь древних и нынешних традиции. Современные свадебные церемонии в Таджикистане сыграются очень весело и шумно. В Таджикистане национальная свадебная церемония длиться целых 7 дней/этапов, так как она очень богата традиционным ритуалам, к которым очень верно соблюдают таджикские семьи. Любая таджикская брачная свадьба начинается с получения согласие родителей девушки.

Для мероприятия «сватанье», приходят в дом девушки 2-три женщины-свахи, близкие родственники парня и объясняют причину визита, а также ознакомят с общим положением семьи будущего жениха и просят руку девушки. В таджикских семьях вопросы, связанные с замужеством совершеннолетней девушки, обычно решаются главными членами семьи – дедушками или бабушками. Если сильно повезет свахам, то с первого же раза все решиться и обе стороны обговорят обо всем предстоящим мероприятия, касающиеся к подачкам. Последующие посещения родственников будущего жениха не обходятся без подарков и гостинцы. Таким образом, назначаться день бракосочетания – по мусульманский и дата свадебного вечера. А дальше самое интересное еще впереди!

Первый этап свадебной церемонии заключается в обнародование (сафеди додан, фотиха кардан) о женитьбе жениха и невесты. В честь женитьбы приглашаются в гости родные и соседи невесты и жениха и подаются им плов – таджикскую национальную еду.

Второй этап свадьбы (туккуз) каждая сторона обмениваются подарками, предназначенными молодоженам.

Третий этап свадьбы заключается в приношении калын-туй, со стороны жениха к дому невесты отправляется рогатое животное и другие необходимые продукты для празднования свадьбы у невесты (нахор оши).

Четвертый этап свадьбы совершается у невесты, жених в сопровождении своих друзей и родственников направляется в дом невесты. В этот же день невеста также приглашает своих подруг на праздничный стол (чойгаштак).

Пятый этап таджикской свадьбы является клятва молодожен перед имамом (никох), после которой они должны выпить чашку воды. Такой обряд означает о том, что теперь жених и невеста по исламскому шариату стали супругами и их брак закреплен святыми сурами, которыми дают им право быть вместе.

Шестой этап церемонии – это долгожданный свадебный вечер жениха и невесты (туи аруси-домод) в ресторане (дар тарабхона или туйхона). Это великое празднество, о котором мечтает каждая таджикская семья. В этот день гости и друзья жениха и невесты поздравляют молодоженов с их супружеской жизнью и желают свои пожелания. За накрытыми свадебными столами все дружно веселятся и аплодируют выступивших гостей свадьбы. Молодежь и остальные посетители таджикской свадьбы имеют возможность лично подойти к молодоженам и пожелать им счастье, а также люди поют танцуют до самой ночи. Затем молодожены покидают гостей и едут в дом жениха на машине.

Седьмой этап таджикской национальной брачной свадьбы – рубинон, мероприятие, организованное для соседей и близких жениха, на котором невеста будет демонстрировать свои наряды и откроет лицо. А гости торжества подносят невесте различные подарки, необходимые для молодой семейки. А также невесту поздравляет с подарками отец и мать жениха — свекор и свекровь новой невесты.

Следующим этапом является – чилла, по-современному – медовый месяц, который будет продолжаться 40 дней. Все это время молодые супруги должны проводить под одной крышей с родителями и родными мужа. Это обеспечит безопасность супругов от всяких недугов, а также оградить жениха и невесту от различного рода проблем в самом начале их молодой супружской жизни.

Таджикские праздники. Какими бывают национальные традиционные праздники в Таджикистане?

В Таджикистане широко празднуются религиозные праздники и национальные праздники, связанные с независимостью государства, в том числе и сезонные праздники.

Таджикский народ больше всего любит праздник мусульманин – Курбан-хайит, в котором люди становятся благодушными и добрыми. В этот день таджики традиционно свершают обряды жертвоприношения, мало имущественным семьям оказывают материальная помощь, детей-сирот одевают-обувают, посещают больных и так далее. В этот день в каждом доме стол стоит накрытым, чтобы достойно встречать гостей, хозяюшки готовят различные национальные выпечки и таджикские блюда. Молодые девушки ходят по домам новых невест, у которых недавно была свадьба. Невесты угашают своих гостей разнообразными сладостями и демонстрируют свои приданные.

Еще одним национальным таджикским праздником народа является Навруз – новый день – равноденствия. Это один из любимых весенних праздников девушек таджичек. В этом празднике девушки специально сшивают себе платья из национальных таджикских тканей, таких как атлас, адрас, парча и др. А также существует традиция «Праздник тюльпанов», который не менее любят таджикские красавицы.


Будем Вам признательны, если Вы поделитесь статьей в социальных сетях:
Пожалуйста, кликните на нижеследующие кнопки социальных сетей и добавьте статью в ваш профиль в социальных сетях. Спасибо.