Как узнать цену картины. Бесплатная оценка и скупка картин, живописи и графики

Для многих художников написать картину легче, чем назначить на нее цену. Картины не обладают какой-то очевидной ценностью, как техника или одежда, например. Конечно, живописному полотну тоже можно найти какое-то утилитарное применение. Помните, в мультике “Простоквашино”: “Какая, например, польза от этой картины на стене? — А от этой картины на стене очень большая польза. Она дырку на обоях закрывает!”. Но это, конечно, шутка. А в реальности объяснить, какую ценность несет искусство, и на каких весах эту ценность взвесить, довольно непросто.

В этой статье я хочу высказать несколько своих соображений на тему того, как можно сформировать цену на картину. Но, поскольку я здесь все же больше теоретик, чем практик, я попросила прокомментировать мои мысли человека, который профессионально занимается продажей картин.

Знакомьтесь: Вадим Вохмин. Арт-дилер с более, чем 10-летним стажем, человек, имеющий большой опыт продажи картин и работавший в разных городах России:

Я буду писать, а Вадим дополнит мою статью замечаниями.

Итак: первый параметр, который можно более-менее точно оценить, это стоимость материалов. Художественные материалы нынче дороги, но экономить на них ни в коем случае нельзя. Конечно, мастер может создать шедевр и на салфетке. Но вам действительно это нужно? Где-то мне попадалось высказывание, что для художника нет большей трагедии, чем создать хорошую работу плохими материалами. И, в принципе, я с этим согласна. От качества красок во многом зависит не только качество работы, но и то, сколько эта работа проживет. Довольно обидно будет, если картина, в которую вы вложили уйму сил, времени и душевных сил, после высыхания начнет менять цвета, трескаться и осыпаться.

Вадим: согласен с вашим первым параметром, все это, можно сказать, входит в стоимость картин, только далеко не существенный.

Другое, на чем нельзя экономить, это оформление. Да, я знаю, сколько стоит багет. Но лично у меня картина без рамы вызывает примерно такие же чувства, как, например, лысый ребенок. Как-то грустно и по-сиротски смотрится. Вы же не подаяния просите, а хотите продать картину за ту цену, которой она заслуживает.

Кроме того, правильно подобранная рама дополняет картину, показывает в лучшем свете и “собирает” ее. Здесь важна и стилистика рамы, и цвет, поэтому к выбору стоит отнестись внимательно.

Если это графический лист или акварель, можно с помощью паспарту исправить ошибки в композиции и “кадрировать” работу. Не глобальные, конечно, ошибки, но чуть улучшить работу можно) В общем, небольшая военная хитрость. Как преподаватель я обязана сказать, что надо стремиться идеально компоновать с самого начала, но по факту идеально получается не сразу и не всегда.

В общем, холст — в раме, графика — в паспарту или под стеклом.

Посчитали все расходы, получили 1-ю объективную составляющую цены картины: расходные материалы (краски, холст) + стоимость оформления (рама). Если нанимаете натурщика или платите за аренду мастерской — добавляйте сюда же.

Анекдот: Художник просит лавочника купить у него картину, тот предлагает 20 монет. Художник восклицает: — Помилуйте, ведь я одного холста купил у вас на 50!

-Да, но тогда холст был чистым.

Вадим: Рама для картины, это как одежда, в каком-то случае она красит человека, а в каком-то человек ее.

Вторая составляющая цены — это стоимость вашего личного времени. Обычно пишут “Подсчитайте, сколько часов вы потратили на работу и умножьте на столько денег, сколько стоит час вашего труда”.

Вадим: интересно, во сколько среднестатистический художник оценивает час своего труда:)?? Думаю, часто художники дают неверную оценку своего часа работы.

Не знаю, можно ли точно подсчитать время, которое уходит на живопись… У меня это пока не получалось, потому что не получается завершить работу в один прием, обычно рисунку требуется некоторое время чтобы “отлежаться”. Я оставляю его на ночь или на день, потом вношу какие-то правки, что-то добавляю, иногда снова дорабатываю.Если работа длительная, добавьте время на эскизы, наброски, поиски композиции.

В общем, если вам, как и мне, трудно вычислить общее время написания картины, можно подсчитать, сколько работ вы можете завершить за какой-то отрезок времени, скажем, за месяц. Сколько денег вам нужно на жизнь за тот же месяц, вы, думаю, примерно представляете.

Вадим: да, каждому нужно на жизнь разная сумма денег, амбиции у всех и желания разные, это очень субъективный момент.

Таким образом, можно найти стоимость вашей работы.

Вадим: я бы сказал еще,что смотря кто пишет, некоторые могут и за полчаса что то набросать, но у них имя и т.п. И их такая экспресс-работа все равно будет дорого продаваться и найдет быстро своего покупателя.

Но вы понимаете, что все работают с разной скоростью. И медленно — не всегда подразумевает “хорошо” (ну и наоборот, быстро — не обязательно “плохо”). Конечно, масштабное полотно, с большим количеством деталей, скрупулезной проработкой и множеством подготовительной работы должно иметь более высокую цену. Однако есть в современном мире художники, которые способны писать по картине в день (причем не только способны, но и делают это). И отнюдь не бедствуют. Такой темп работы дает достаточно большие преимущества. Если вы пишете много и быстро, вы постоянно оттачиваете мастерство и у вас всегда есть что предложить, скажем, на выставку. Тогда можно считать не сколько всего картин вы способны написать за месяц, а сколько вы готовы сделать на продажу.

Итак, можно уже определить стоимость картины исходя из затрат времени и расходов на материалы. В принципе, этим можно и ограничиться, но на самом деле это только половина цены.

Мало картину написать, нужно ее и продать, и продажа также требует времени. И это время тоже нужно включить в цену. Эту мысль я, честно говоря, подсмотрела в одной из статей Вадима, и мне это кажется вполне логичным. Продажа — такая же работа, требует навыка и усилий, и это не может не отразиться на стоимости. Конечно, заранее трудно предсказать, сколько времени потребуется на то, чтобы продать работу. Но, получив некоторый опыт, думаю, можно делать какие-то прогнозы.

И еще небольшой процент я бы назвала “цена уступки”. Сколько вы можете уступить в цене при продаже? Все любят покупать со скидкой, лучше ее предусмотреть заранее.

Вадим: я бы еще сказал что написать картину — это еще всего полдела, а не только полцены. Как говорил, по-моему, Пикассо, искусство — это не написать картину, а ее продать! Ведь просто написать — это дело техники и отточенного мастерства, ну плюс еще идея и озарение. Ну вот вас озарила идея, вы ее выложили на холсте, при хороших навыках и мастерстве это будет сделать нетрудно. Вот в итоге ваше творение. Но теперь попробуйте его продать. Вот это сделать действительно искусство, . Одну и ту же картину можно продать за разные деньги, если вы действительно искусны, то вы сможете продать ее за миллионы. Придать и создать такую ценность, что за нее готовы будут люди выложить миллионы — это поистине искусство. И если художник им не обладает, то он никогда не сможет продать дорого свои картины. Картина — это своего рода товар, и даже если он очень хороший, то еще не факт, что он вообще выйдет на рынок. Сколько замечательных разработок и идей так никогда и не увидят свет, никогда не выйдут на рынок, а так и останутся в забытьи никому не известные. Поэтому чтобы вывести на рынок картину скажем за миллион долларов, нужно провести целый этап разных моментов, которые создадут реально такую стоимость «1 миллион баксов». Что конкретно нужно делать, тут одним словом не скажешь, и скорей все будет индивидуально зависеть от возможностей, связей и т.п. На это может уйти не 1 год, но зато потом ты будешь за пару тройку дней писать свои шедевры и продавать их за миллион. Вот это действительно искусство — придать ценность на миллион тому, что стоит по номинальной стоимости (краски, холст,натурщик, аренда мастерской и т.п) совсем немного. А просто чисто технически изобразить, что-то на холсте — это не сложно. Разве сложно скажем, повторить точь-в-точь подсолнухи Ван Гога, но продать их за миллионы долларов вам вряд ли удастся:) Поэтому в конечном итоге, цена будет зависеть от той ценности, которую вы смогли создать для покупателя. Если ценность картины будет определяться из того какими красками она написана, на каком холсте и в какой мастерской с каким натурщиком, плюс то сколько вам надо было денег на хлеб и масло пока вы писали эту работу, то вряд ли сможете ее дорого продать:) Будьте искусным в создании ценности картины. Если вам это искусство по плечу, то тогда вы успешный художник, который продает свои картины за миллионы.

В общем, вторая половина от стоимости картины — затраты на продажу. И если вы не продаете работу сами — это не ваши деньги, а того, кто продает. Вы, наверное, знаете, что магазины чаще всего принимают картины на реализацию за 50% от стоимости. И если процент, за который продавец готов с вами сотрудничать, значительно ниже — это повод задуматься.

Надеюсь, эта статья поможет вам оценить свое творчество. Продавать картины нужно, хотя бы для того, чтобы заниматься живописью. Внутреннему художнику не нужны деньги. Но ему нужны краски, мастерская, новые впечатления и многое другое, что можно за деньги купить. Поэтому я желаю вам научиться придавать ценность своим работам.

С давних времен перед живописцем стоит вопрос: «За какую цену он может продать свою работу?». Великий Тициан с насмешкой, а, может быть, и всерьёз, отвечал покупателю: «Выложите моё полотно золотыми монетами, и вы узнаете, сколько оно стоит». Нечто подобное практиковалось и в древней Индии. Только тогда таким способом приобретались целые парки. Сейчас цены на произведения живописи формируются иначе, но весьма хитро и путано. Имеются старые и новые научные методики, которыми пользуются аукционные дома. Ими даже торгуют.

На что смотрит арт-дилер?

Даже не взглянув на картину художника, посредник первым делом спрашивает: «Продаём? Покупаем?». Так происходит не только в России, но и за рубежом. Опыт заставляет перекупщика основываться на эмоциональном настрое клиента. Исподтишка выясняется, насколько сильно он желает приобрести или реализовать полотно. Математики сумели выразить это в научных формулах, в сугубо специальном коэффициенте. При продаже имеется три варианта:

· инвестор, с которого можно «снять» денег больше;

· коллекционер. Обычно он не богат, если не считать банков;

· дизайнер, который строго заключен в рамки выделенного бюджета.

Вот так, основываясь на своих интересах, а также на опыте и возможностях покупателя, работает менеджер.

Площадь художественного полотна

Размер работы может иметь значение. Именно с этого старого анекдота мы начали, но правильно сформировать истинную цену исключительно площадь полотна не позволит. Если это огромная картина, допустим, Г.И. Семирадского или И.К. Айвазовского, то, основываясь на размерах, можно сильно продешевить, «сделать подарок», так сказать, покупателю.

Удобнее всего, когда длина стороны работы не более метра. Это, так сказать, «золотой» формат, и при этом не важно, в длину он или в ширину. Если на картине присутствуют близкие художника, то это тоже повышает её цену.

С миниатюрами дело обстоит ещё сложнее. Казалось бы, они должны быть недорогими. А, тем не менее, на аукционе Christie᾿s в 2011 году работа «На пляже» Ивана Похитонова с площадью всего 616 кв. см (формат листа А4) ушла после торгов по цене более 600 тысяч долларов!

В 2005 году был издан «Определитель стоимости живописи». Автор этого справочника, В. Соловьёв, определённо старался. Он провёл анализ аукционной стоимости 47-ми тысяч картин художников мира. Но если основываться на его расчётах, то цена картины обычно не соответствует рыночной.

Затратный механизм

Некий Михаил Тамойкин посчитал правильным вести расчёт стоимости произведения искусства от того, сколько денег было вложено в краски, холсты, кисти и всё остальное, что требуется живописцу или скульптору. Однако он учёл и популярность мастера, но не всякого. Малевич и Пикассо для него, например, не художники. М. Тамойкин за основу взял прикладное искусство. Но на практике его положения опровергаются. В Москве на аукционе полтинник из меди 1925 года стоил под миллион рублей, серебряный - всего одну тысячу. В чём дело? Медный экземпляр очень редок.

Повторные продажи

Уже более трёхсот лет в мире проводятся аукционы произведений искусства. Многие картины художников уже побывали на них не раз. Это позволяет проследить, как повышается их стоимость, и позволяет предполагать, что она будет расти и дальше.

На этом основана методика Мея - Мозеса, которую приобрёл Sotheby᾿s в своё эксклюзивное пользование. Эти два профессора из Нью-Йорка сделали анализ рынка произведений искусства, начиная с 1875 года. Их индекс практически совпал с ростом цен фондового рынка и показал устойчивость спроса на произведения изобразительного искусства. Поэтому теперь все аналитики убеждают покупателей вкладывать деньги не в акции, а в картины художников.

Специалист по инвестициям Сергей Скатерщиков также использует показатели повторных продаж. Его расчеты позволяют узнать среднегодовую доходность. Мы не будем приводить его формулы, но подчеркнем, что чем длиннее инвестиция, то тем выше, как правило, прибыль.

Несколько крупных компаний, например, французская Artprice, американская Artnet, собирают данные с аукционных продаж, издают каталоги, на основании которых можно увидеть динамику цен. Но российские художники в него не попадают, поскольку наши аукционы данные в открытом доступе не предоставляют.

В России этим же вопросом занимается ARTinvestment. Этот интернет-сайт аккумулирует цены на российских и западных художников. Базовым моментом является фрагмент картины конкретного художника, что позволяет проследить подъём или падение стоимости полотна. К сожалению, цены изменяются необъективно, а в зависимости от места покупки-продажи, экономической ситуации в стране, мнения заинтересованных людей и других случайных факторов.

Кто делает «погоду» на рынке?

Очень многое обуславливается суждениями и предположениями авторитетных людей, с точкой зрения и позицией которых многие просто соглашаются. Их опрашивают компании ArtTactic, Artprice и делают определённые выводы. Это влияет на мнение экспертов и всех, кто вращается на арт-рынке - покупателей, продавцов, галеристов, любителей-коллекционеров, критиков, аукционеров. Перед русскими торгами в Лондоне и в российской компании ARTinvestment появляется индикатор инвестиционного риска, который определяют эксперты.

Как определяется популярность художника

На современном российском рынке Ксения Подойницына разработала методику опроса экспертов из 17-ти пунктов. Её показатели должны выявить значимость наших современных художников, а, следовательно, их престиж, который повлияет на стоимость произведения. На это воздействуют как уже сложившиеся ценовые показатели, так и участие в выставках, публикации в СМИ, приобретение работ коллекционерами. Всё это формируется самими художниками, галеристами, кураторами и коллекционерами.

Сухой вывод

На западе любят науку. По ней и работают. У нас пока всё приблизительно. Больше значит не художественная ценность и талант, а количество выставок, стоимость продаж и тематика. Жанровые работы не любят. Предпочитают пейзажи, натюрморты, «ню», детские и женские портреты и присматриваются по принципу «семь раз отмерь - один отрежь». Никто не учитывает, что зачастую цена произведения - это оценка жизни художника.

В принципе, в России пока всё ещё нет устоявшегося арт-рынка, а стоимость картин художников зачастую берётся просто «с потолка», кому как бог на душу положит.

Татьяна Пиксанова

Как определить стоимость старинной картины?

    Как оценить стоимость картины? Как определить ценность, цену старой картины?

    Это не очень просто сделать, так как стоимость картины может зависеть от очень разных показателей. Начинающие художники по причине непонимания всей сложности этой тематики и своих завышенных амбиций часто сильно ошибаются, оценивая свои собственные произведения.

    Но есть некоторые конкретные ориентиры, правила, которые помогают оценить полотно.

    Сначала полотно оценивается по автору, его всеобщей известности. Естественно, чем известнее имя художника, а также чем старше сама картина, тем больше денег она соберт на всех аукционах. Разумеется, сегодняшние мастера-художники в этом отношении, очень проигрывают на фоне творчества мастеров былых эпох. Многие молодые художники почему-то полагают, что если их искусство не востребовано в их стране, то как минимум на Западе их картины с руками оторвут))). Это неверно, так как и заграничные коллекционеры хотят иметь в своей коллекции в первую очередь творения кистей знаменитостей, гениев своего жанра.

    Следующий момент - это срок давности, возраст картины , эпоха, в которую она была написана. Произведения восемнадцатого века уже автоматически продаются дороже, чем картины, написанные в двадцатом веке, так как это уже антиквариат.

    И вс же, даже в том случае, если сам художник ещ не обладает знаменитостью и его картины ещ мало известны в мире, такие творения могут иметь немалый успех, который обусловлен своей ролью в современном искусстве, явлением моды и так далее. В таком случае картину могут оценить тоже достаточно высоко.

    Само качество картины тоже играет немалую роль в процессе определения е ценности как произведения искусства и е цены на аукционе. Использование холста определнного качества, используемые кисти и краски - вс это тоже может сказаться на стоимости полотна.

    По размеру, как ни странно, тоже оценивают стоимость полотна, исходя из того, что, чем более масштабное произведение искусства, тем больший объм работы был выполнен, а значит, и цена, соответственно, выше.

    Если Вы сами не являетесь художником, и только коллекционером, стремящимся продать подороже находящиеся в его владении произведения искусства, то на оценку полотна может повлиять также и его предыстория. А именно - набивается цена в связи с количеством и именами былых владельцев (особенно если это были именитые люди), качество реставрации, наличие определнных повреждений картины, а также история предыдущих покупок - вс это может искусственно снизить или, наоборот, понизить цену на картину.

    Для начала-найдите подобие в инете.....Скиньте копию-фото-спецу....или мне тогда уж......Какой результат Вы хотите получить? Просто для истории Вашей семьи?.....или.....

    Сколько готовы выделить финансов на обследование...

    Фото пришлите!Информацию всю....

Вам необходимо получить представление о стоимости картины? Обращайтесь, постараемся помочь!

Департамент независимой оценки выполняет комплекс работ по определению рыночной стоимости картин.

Оценка картины бывает нескольких типов:

Данный метод оценки основан на сравнительном подходе и допускает следующие принципы:

  • Заказчик оценки картины способен определить технику исполнения картины: масло, акварель, рисунок карандашом.
  • Картина имеет отметку автора . Отметка обязательно должна содержать фамилию, желательно инициалы автора и год произведения. Не имея данных об авторе мы не сможем провести оценку без экспертизы .
  • Существует доступ к картине для выполнения ее фотографирования с разрешением не менее (2800х2100*), а также измерение размеров полотна (в видимой части рамы) линейкой.

* Данное разрешение обеспечивается фотографированием с устройства, обладающего разрешающей способностью не менее 5 Мпикс. То есть даже с современного телефона.

Алгоритм проведения оценки:

Шаг 1. Вы фотографируете картину следующим образом:

Вы измеряете видимую область картины следующим образом:

Присылаете нам по электронной почте фотографии, данные об авторе и размеры картины нам, сообщаете технику ее исполнения (масло, акварель, рисунок карандашом,...), и самое главное - указываете какого рода отчет Вы хотите получить (бумажную или электронную копию).

Стоимость проведения работы зависит от типа отчета. Цены указаны в прайс-листе .

Адрес электронной почты: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Внимание: Если у вас остались документы, полученные при покупке картины, либо если на обратной стороне картины или раме имеются отметки - сфотографируйте их и также пришлите нам.

Шаг 2. Идентификация

Наш эксперт идентифицирует автора и примерный год создания. Если автор хоть сколько-нибудь известный, состоит или состоял в союзе художников (либо в аналогичных организациях за рубежом), или если его работы участвовали в выставках, то мы сможем выполнить оценку без лабораторной экспертизы самой картины. В противном случае, если автор не идентифицирован, мы не возьмемся за работу.

Ко мне иногда почему-то обращаются по вопросу оценки своей живописи, полагая, что как автор галлерикса, я могу давать такие оценки на экспертном уровне. Нет, вообще-то, вопрос не по адресу. Но кое-чем я смогу помочь - понять, отлична ли цена вашей картины от нуля. Коротко, без воды. Сейчас вы научитесь делать это самостоятельно, а я в будущем просто буду давать ссылку на этот пост.

Чуть ниже мы подойдём к вопросу с научной точки зрения, но, для начала, «Экспресс-метод». Допустим вы беспорядочно расплескали краску по холсту и у вас затаилось сомнение, а вдруг это шедевр современного искусства? Давайте развеем сомнения самым лобовым способом. Проведите три теста:

  • Принесите прямо сейчас свой шедевр в ближайший художественный музей (выбирайте самый скромный и небольшой из них) и предложите разместить его в экспозиции. Варианты развития событий: а) вам предлагают деньги за разрешение повесить вашу картину в зале музея; б) вы предлагаете деньги за право повесить вашу картину в зале музея.
  • Давайте выберем самого циничного из ваших друзей. Например у моих друзей это я. Не говорите ему, что картину написали вы, просто покажите и спросите сколько бы он дал.
  • На самом деле, где-то в глубине вашей души у вас уже есть первоначальная оценка. Ваш мозг уже просчитал худший вариант реализации вашего шедевра. Выдохните и произнесите вашу худшую оценку вслух. Это и есть верхняя граница возможной цены.

Итак, из музея вас прогнали, друзья под столом, а вы сомневались, что сможете это продать. Предполагаемая цена вашей картины в этом случае: 0 руб.

На самом деле, стоимость картины на рынке складывается всего из четырёх составляющих:

  1. Ценность, переданная произведению именем автора.
  2. Ценность произведения, полученная из историй, с ним связанных.
  3. Стоимость работы и материалов, использованных для изготовления картины (с оговорками).
  4. Ценность объекта для конкретного покупателя в конкретный момент времени.

Имя автора

Допустим, ранее вы ещё не плескали краской на холсты и о вас ещё не писали в газетах. Тогда этот пункт ничего вам не добавляет.

История

Представляете, туриста выбросило в шторм в океан, он доплыл до необитаемого острова и обнаружил там ящик с барахлом какого-то художника. Все 5 дней, пока его не нашли, он писал картину. Ушла с молотка за 50 000 долларов. А вот ещё история, у рынка в селе Вышние Драчки остановился кортеж Президента. В этот момент местный плотник Василий Иванов показывал свою первую картину Кулиничне, продавщице лопат. Президент тоже увидел картину и похвалил. Это и вошло в сюжет Первого канала. С вами ничего такого пока не произошло?

Стоимость материала

В общем случае, учитывать при продаже картины цены на комплектующие - как-то даже унизительно для художника. Но есть варианты, когда материал объективно дорогой (очень большой холст, использовано натуральное золото, драгоценные камни и т. п.). Тогда ясно, что результат не может стоить меньше.

Покупатель

А вот это самый расхожий вариант в реальной жизни. Он не зависит ни от каких экспертных оценок, «правильности анатомии» или заваленности горизонта. Эта дама хочет эту шлюпку на этих волнах. Сюда входят все случаи из разряда «понравилось», а также заказные работы. Если вы написали портрет заказчика по его просьбе (или без) - для него этот портрет точно обладает какой-то ненулевой ценностью и вы сможете его продать за деньги. Профит в этом случае сильно зависит от размера кошелька покупателя.

Ну вот и наш, самый обыденный и самый распространённый случай. Некто, мы не знаем кто, взял несколько банок краски и ровно 34 секунды разнонаправленно размахивал кистью над большим листом бумаги. Получился натуральный Поллок, не меньше. Сколько стоит этот шедевр? За сколько его можно продать «на сотбисах»? Нам нужна профессиональная экспертная оценка! =)