Как открыть летнее кафе? Летнее кафе с нуля: бизнес-план в помощь предпринимателям

Летнее кафе – хороший сезонный бизнес, способный в жаркие дни приносить очень приличную выручку. Здесь самая большая проблема – не конкуренция, потому что спрос в жаркое время на этот вид сервиса очень велик – а выбить под открытие летнего кафе место с хорошее проходимостью (на набережной или в парке) и преодолеть все бюрократические препоны.

Сколько стоит открыть летнее кафе? Стоимость колеблется в районе 400 тыс. рублей, однако сократить расходы можно, сотрудничая с пивоваренной компанией.

Документы

Разрешение на открытие летнего кафе выдается в отделе потребительского рынка администрации того района, где планируется открытие. Там же нужно заранее узнать, до какого срока принимаются подобные заявки. Но выдача разрешения на открытие кафе – это заключительный этап ваших хождений по кабинетам. Чтобы его получить, в администрацию района необходимо представить следующие документы:

А. Свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Б. Заключенный договор аренды на какое-нибудь помещение.
В. В администрации города нужно получить разрешение на уличную торговлю, сроком на то время, в течение которого будет работать кафе.
Г. Разрешение от СЭС.
Д. Характеристику объекта сферы торговли.
Е. Ассортиментный перечень продукции, предусмотренной к реализации.
Ж. Все товаросопроводительные документы.

На сбор всех бумаг может уйти несколько месяцев и сумма в пределах 500 у. е. Подаете заявку с пакетом указанных документов, а дальше она рассматривается на конкурсной основе, словом, многое будет зависеть от вашего умения расположить к себе чиновника.

Оборудование

Открытие собственного летнего кафе – дело дорогостоящее. Сначала понадобится достать сам павильон или шатры-зонтики. Стоимость средненького такого павильона, со стандартным дизайном – примерно 25 тыс. рублей, павильон с более оригинальным дизайном обойдется дороже. От момента заказа павильона до его установки проходит не менее месяца.

На оборудовании летнего кафе можно сэкономить, обратившись в пивоваренную компанию. В этом случае, помимо всего прочего, вы должны будете торговать разливным пивом этой компании (пивом только этой компании! – это будут проверять). Если вы заблаговременно в нее обратитесь через дистрибьютора, то наверняка сможете воспользоваться программой поддержки предпринимателей, которые открывают летние кафе. Тогда павильон или шатры-зонтики и всю необходимую мебель (стеллажи, барные стойки и т. д.) на время работы кафе компания выделит вам бесплатно.

Однако следует заметить, что весь инвентарь в пивоваренных компаниях распределяется заранее и его не так много, так как основная его часть распределяется среди постоянных, особенно круглогодичных клиентов – владельцев кафе и ресторанов, которые летом открывают дополнительные площадки.

Внимание! Обращаться в пивоваренную компанию нужно не раньше, чем вы получите от муниципальных властей официальное разрешение или предварительное письменное согласие на установку кафе. Только когда все решено с местными чиновниками, можно идти к пивоварам. Вот и получается, что озадачиться выбором места под кафе нужно уже зимой, в крайнем случае, ранней весной, чтобы успеть получить оборудование и мебель от пивоваренной компании.

Полная стоимость затрат на оборудование летнего кафе составляет 200 – 360 тыс. рублей. Точная цифра зависит от того, чем, помимо напитков, вы будете угощать своих посетителей. Кафе бывают разные. Понятно, что там, где посетителю в качестве закуски предлагают только шашлыки, чипсы и сухарики, расходы на оборудование существенно ниже. Достаточно иметь гриль-барбекю, СВЧ-печь, холодильник да закупить мебель.

Если же вы планируете самостоятельно что-то готовить из замороженных полуфабрикатов, то добавляйте плиту, жарочный шкаф, фритюрницу, разделочный стол из нержавейки, а также расходы на разнообразную кухонную утварь. Кстати, по санитарным нормам разделка мясных продуктов и овощей требует разных столов.

Таким образом, как минимум 100 тыс. рублей уже набегает.

Хорошая идея – установить в летнее кафе оборудование для мини-пиццерии – это увеличит выручку в разы.

Теперь о мебели . Здесь диапазон цен достаточно большой – на любой дизайн. Если вас интересует эконом-вариант, то можете выбрать пластиковые стулья китайского производства стоимостью в пределах 900 рублей. Стулья из алюминия обойдутся уже в 1-1.5 тыс. рублей, а пластиковые стулья итальянского производства — 2 тыс. рублей за штуку.

Столы обойдутся в 1.8 – 3 тыс. рублей за штуку в зависимости от материала, столешница – в 2 тыс. рублей.

Посуда для летнего кафе обычно используется одноразовая. Плюс мусорный бак и одноразовые мешки для мусора, а также биотуалет.

* В расчетах используются средние данные по России

600 000 ₽

Стартовые вложения

720 000 ₽

450 000 ₽

Чистая прибыль

2 мес.

Срок окупаемости

Летнее кафе – один самых прибыльных видов сезонного бизнеса. Первоначальные вложения составляют около 600 тыс. рублей – их можно окупить за 2-3 месяца и заработать за сезон до 2 млн. чистой прибыли.

Индустрия развлечений активно развивается с каждым годом. Растет и культура питания вне дома. Особенно высокий спрос наблюдается в теплое время года. Это значит, что летнее кафе – отличная возможность заработать. Подобные заведения являются излюбленным местом большинства горожан. За последние восемь лет рынок летних кафе увеличился почти на 20%, а средний чек вырос примерно на 35%.

Собираясь открыть летнее кафе, предприниматель должен понимать, что у него нет времени на раскачку. Сезонный бизнес требует тщательной подготовки «до» и быстрого реагирования в течение работы. Период работы заведений под открытым небом - с мая по сентябрь. В тех городах, где солнечная теплая погода держится недолго, вообще нецелесообразно открывать такой формат заведения общественного питания.

Плюсы и минусы летнего кафе

Такой тип заведений дает различные возможности в области дизайна, рецептов, меню, маркетинга.

Организовать летнее кафе намного проще, чем полноценный ресторан. И дело не только в разнице стартовых вложений, но и в бизнес-процессах. Поэтому если вы хотели работать в сфере общепита, то летнее кафе – отличный вариант для начинающего предпринимателя, которому нужно набраться опыта.

Летом люди стремятся проводить на свежем воздухе как можно больше времени. Поэтому столики на улице станут вашим конкурентным преимуществом перед заведениями закрытого типа.

Подводные камни при открытии летнего кафе

Бизнес сезонный и зависит от погоды. Если лето выдастся холодным и дождливым или, наоборот, слишком жарким, то посещаемость будет значительно ниже планируемого. Также, вам придется собирать внушительный пакет документов и получать разрешение из мэрии на аренду земельного участка.

Высокая конкуренция - также один из подводных камней этого бизнеса. Меньше всего сложностей с открытием летнего кафе будет на частной арендованной земле. С муниципалитетной территорией все сложнее. Кроме проблемы с арендой земельного участка, придется решать другие вопросы: администрация предъявляет требования к благоустройству территории, оформлению фасада, интерьеру и другим параметрам. В некоторых случаях выполнение всех требований может растянуться на несколько месяцев. Так что если вы хотите войти в сезон с готовым бизнесом, то сначала проконсультируйтесь в местном Центре поддержки предпринимательства при администрации города.

Форматы летнего кафе

Начальный этап открытия летнего кафе – выбор формата заведения. Сфера общественного питания развивается и предлагает различные форматы, для каждого из которых найдется свой потребитель. Наиболее распространенные форматы:

    Стритфуд. По сути, это прообраз фастфуда, который организован на улице. Клиент может перекусить на ходу. Кафе в формате стрит-фуд представляет собой небольшой киоск-вагончик, где продают шаурму, блины, гамбургеры и т.д. Рядом с киоском обычно устанавливают стойки или пару столиков для желающих перекусить в более комфортных условиях. Средний чек таких кафе составляет 200 рублей. Материалы об открытии популярных видов стритфуда можно найти .

    Кафетерий – небольшое заведение, где подаются вкусные напитки в сочетании с десертами. Сюда же относятся и галатерии с мороженым. Это подходящий вариант для отдыха с детьми. Средний чек составляет 350 рублей.

    Кафе-терраса – заведение, предлагающее широкий ассортимент блюд, комфортные условия времяпрепровождения, хороший сервис. Средний чек таких заведений начинается от 600 рублей.

    Кафе-шашлычная – один из самых распространенных форматов летнего кафе. Для того, чтобы открыть шашлычную, нужно найти место не только для столиков, но и для мангальной зоны. Не все участки подойдут для этой цели. Здесь средний чек составляет уже 800 рублей.

    Кафе на пляже – мини-кафе, которое специализируется на приготовлении пляжной еды. Изысканных блюд здесь не будет, но перекусить в комфортных условиях можно. Такие заведения открывают на территории или вблизи пляжей. Формат весьма прибыльный, но аренда достаточно дорогая.


Место для открытия летнего кафе

Наиболее прибыльными локациями являются парковые и туристические зоны, набережные, центральные улицы города, территория рядом с достопримечательностями или красивой панорамой города, людные места и т. д.

Чтобы разместить летнее кафе, потребуется решить вопрос с арендой земельного участка. Если вы выбрали участок на частной территории – вам будет проще: заключаете договор аренды – и можете приступать к работе. Но если земельный участок принадлежит муниципалитету, то придется иметь дело с местной администрацией, а именно – с Комитетом по управлению городским (муниципальным) имуществом. Вам потребуется получить разрешение на установку кафе. И здесь могут возникнуть определенные трудности. Вы рискуете ввязаться в бумажную волокиту, которая отнимает много времени. А для сезонного бизнеса время очень ценно.

Для летнего кафе потребуется участок площадью от 5 до 20 кв.м. – в зависимости от выбранного формата. Приблизительная стоимость аренды такого участка составит 40 тыс. рублей. Учтите, что вам придется где-то разместить и кухню. Для полного цикла приготовления блюд должно быть отдельное помещение, которое соответствует всем требованиям и нормам. Сложность заключается в том, что кухня должна быть рядом с площадкой для посетителей. Достаточно будет 15 кв.м., чтобы расположиться. Таким образом, готовьтесь тратить на аренду около 50 тыс. рублей.

Аренда городских участков обычно стоит дешевле, нежели частных. Ставка предусматривает лишь оплату налога. Но здесь можно попасть в ловушку: в 70% случаев места убыточны и не принесут прибыли. Поэтому внимательно анализируйте потенциальное место: проследите пешеходный трафик, изучите, что находится по соседству. Заключайте договор аренды только после того, как убедитесь, что место вам подходит. У вас не будет времени передумать и поменять локацию.

При выборе расположения также учитывайте следующие факторы:

    хорошая видимость заведения с разных точек;

    наличие парковки;

    близость оживленных дорог.



Сразу подумайте о том, как будет выглядеть ваше заведение. Для летнего кафе очень важен презентабельный вид. Поэтому составьте проект оформления. Необязательно обращаться к дизайнеру. Просто создайте гармоничное пространство для отдыха.

Регистрация бизнеса

Одна из сложностей бизнеса в сфере общепита – сбор разрешительной документации. Для этого нужно запастись временем и терпением. Даже к небольшому летнему кафе предъявляются серьезные требования. Чтобы оформить полный пакет документов, понадобится несколько месяцев и около 15 тыс. рублей. Так что начинайте подготовку за много месяцев до старта, чтобы успеть подготовить всё к открытию.

Вначале нужно зарегистририровать бизнес. В данном случае выгоднее оформить ИП, потому что работать кафе будет только с мая по сентябрь. Если же вы планируете продавать в своем кафе алкоголь, то для получения лицензии вам придется зарегистрироваться как ООО.

В качестве вида деятельности согласно классификации ОКВЭД-2 можно указать:

    56.10.1 Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания

    55.40 Деятельность баров (если в меню будет алкоголь).

Готовые идеи для вашего бизнеса

Далее следует выбрать систему налогообложения. Для летнего кафе подойдет УСН по ставке 6% (от доходов), по ставке 15% (доходы минус расходы) или ЕНВД, если площадь заведения меньше 150 кв.м. Прежде чем принять решение, рассчитайте каждый вариант, чтобы выбрать более выгодный. Обратите внимание, что ЕНВД может не действовать в конкретном регионе, поэтому все узнайте заблаговременно.

Зарегистрируйте кассовый аппарат в налоговой, а также встаньте на учет ПФР и ФСС в качестве работодателя, чтобы перечислять страховые взносы за сотрудников.

Следующий этап самый сложный – получить все разрешения. Для того, чтобы открыть летнее кафе с нуля, необходимо согласование с СЭС, пожарной инспекцией, администрацией о земельном участке. Основной перечень необходимой документации можно найти в этой статье .

Оборудование для летнего кафе

Для летнего кафе требуется то же оборудование, что и для обычного заведения общепита. Холодильники, печи, кухонная утварь, посуда (керамическая или картонная – зависит от формата кафе), мелкая кухонная техника и т. д. Сюда может добавиться другое оборудование, если того требует формат кафе. Например, если планируете открыть шашлычную, то понадобится купить мангал и все сопутствующие инструменты.

Кроме того, вам следует позаботиться об удобстве своих гостей и закупить оборудование для поддержания комфортной температуры: это могут быть мобильные кондиционеры оросительного типа или вентиляторы с увлажнителем.

Также необходимо приобрести мебель: столики и стулья. Имейте в виду, что использование пластиковой садовой мебели в летних кафе запрещено во многих городах, что объясняется низкими экологическими и эстетическими характеристиками. Лучшее решение – плетеная или металлическая мебель с мягкими сидениями.

Чтобы полностью оборудовать летнее кафе, потребуется примерно 300 тыс. рублей. Но обязательно пересчитайте все затраты с учетом ваших условий и уровня цен.


Меню и организация снабжения

Разработка меню – очень важный этап. Оно должно соответствовать формату заведения по всем параметрам и особенно по цене. Давать здесь какие-то однозначные рекомендации нельзя. У каждого формата есть своя специфика. Можно только обозначить ключевые моменты:

    Меню должно быть разнообразным, но не перенасыщенным. Слишком большой список блюд плох и для клиента, и для вас. Клиенту будет сложно определиться, а вам – запастись таким количеством разных ингредиентов (хорошо, если все позиции будут пользоваться спросом, иначе вы потерпите убытки);

    Для каждого блюда следует составить технологическую карту. В ней указывается расход продуктов на порцию и ее объем. Эти данные пригодятся для повара и СЭС, а также для расчета необходимого сырья;

    Соблюдайте принцип полного и вариативного использования продуктов. Составляйте меню так, чтобы задействовать основные продукты в разных блюдах. Это поможет избежать порчи продуктов, если какие-то из блюд окажутся невостребованными;

    Учитывайте предпочтения потребителей. Будьте гибкими при формировании меню. Отслеживайте историю заказов, спрашивайте мнение у посетителей, исключайте из меню непопулярные блюда или, наоборот, вводите те, о которых часто спрашивают.

После разработки меню составьте список необходимых продуктов. С этой информацией начинайте поиск поставщиков. Главное требование к ним – своевременная поставка и качество предоставляемой продукции. Важно, чтобы все продукты соответствовали требованиям ГОСТов и имели сертификаты качества. При помощи технологической карты и прогноза продаж рассчитайте количество продукции, которое вам потребуется. Скорее всего, эти расчеты окажутся приблизительными.


Готовые идеи для вашего бизнеса

Список необходимой продукции для закупки индивидуален для каждого заведения. Так что с поставщиками придется разбираться самостоятельно. Можно работать с комплексным поставщиком, который сориентирует вас и предоставит одной поставкой все необходимое. Но чаще всего небольшие кафе работают с местными мелкими поставщиками.

Прежде чем заключать договор о поставках, обсудите все условия, озвучьте свои требования или пожелания, ознакомьтесь с отзывами на тех или иных поставщиков. Сравните разные предложения. Первую закупку сделайте небольшой и у разных поставщиков. Сравните следующие критерии: скорость доставки, дополнительный сервис, качество продукции, цена продукции, лояльность к клиенту и т. д. Как видите, поиск поставщиков – дело достаточно муторное, поэтому тоже приступайте к нему заранее.

Для небольшого заведения стартовые закупки продуктов составят примерно 40 тыс. рублей. Хотя и здесь все индивидуально.

Персонал летнего кафе

Кафе не обойтись без повара и официанта. Кроме того, если вы будете работать 7 дней в неделю, следует организовать посменный график работы – а это еще один повар и официант. Минимальный штат для летнего кафе: 2 официанта, 2 повара, администратор, уборщица, бухгалтер. С поварами и официантами ничего не придумаешь – нужно искать хороших, квалифицированных сотрудников. В качестве администратора вы можете попробовать справиться самостоятельно. А бухгалтерские услуги можно взять на аутсорсинг.

Подбирайте персонал, который соответствует формату кафе. Например, если у вас планируется галатерия, где продается готовое мороженое, то можно обойтись без повара и поставить одного продавца-кассира. А если вы планируете кафе с собственной кухней, то без повара уже не обойтись.

Обращаем внимание, что у всех сотрудников должны быть оформлены медицинские книжки. Это обязательное требование. При штате 6 человек ФОТ составит около 120 тыс. рублей (в т. ч. и отчисления в фонды).

Реклама летнего кафе специфична так же, как и сама деятельность. Дорогостоящие методы здесь не работают. Лучше сосредоточиться на простой, но эффективной рекламе. На продвижение будьте готовы потратить около 20 тыс. рублей.

    Важно расположение заведения. Зачастую люди на прогулке выбирают кафе спонтанно. Проходят мимо уютного заведения, видят вывеску с привлекательным предложением и решают зайти. Так что позаботьтесь о том, чтобы ваше кафе выглядело презентабельно. Можете установить рядом меловую доску, где будете писать информацию о скидках или блюдо дня.

    Заявите о себе заранее. Пока будете оборудовать площадку, повесьте объявление о том, что здесь будет расположено и когда планируется открытие. Распространите листовки со скидочными купонами и приглашением на открытие летней площадки.

    Придумайте свою фишку – то, что будет отличать вас от других. Конкуренция на рынке очень высока. Сражаться за место под солнцем приходится не только внутри узкого сегмента, но и с большинством заведений в городе, у которых есть летние площадки (а сейчас они есть у многих). Может, вы будете включать музыку на пластинках, стилизуя кафе под ретро; или будете показывать фильмы через проектор; или устраивать шоу-программу… Вариантов много. Подсмотрите, что интересного придумывают за рубежом – вдруг вам захочется что-то повторить?



Расчет прибыли

Переходим к самому главному этапу – расчету прибыли. Обязательно спланируйте доходы и расходы проекта, чтобы убедиться в его эффективности. Иначе и затевать это ни к чему.

Приведем ключевые показатели бизнеса:

    Первоначальные вложения: 600 тыс. рублей

    Средний чек: от 300 до 1200 рублей (зависит от формата)

    Число посетителей за месяц: 1200 человек (или 40 человек в день)

    Ежемесячный оборот: ≈ 720 тыс. рублей

    Ежемесячные расходы: 270 тыс. рублей

    Чистая прибыль: ≈ 450 тыс. рублей

    Срок окупаемости: 2 месяца

Данные расчеты являются приблизительными и могут меняться в зависимости от: региона, формата заведения, уровня цен и т. д.

Некоторые особенности летних кафе

  • Правило трех "О": освещение, обогревающие установки, отпугиватели насекомых. Если вы позаботитесь об этих трёх «О», то ваши посетители не разбегутся вечером, в сырую и прохладную погоду, в первые осенние месяцы.
  • Пиво и мясо. Именно на них чаще всего делается упор в летних кафе. Но по закону продавать алкоголь в нестационарных объектах (киоск, ларек, прилавок, палатка) не разрешается. Региональные власти имеют право разрешать торговлю пивом в летних кафе, но находящихся только при стационарных объектах.
  • Белый цвет. Все рестораторы строго не рекомендуют использовать на столах в летнем открытом кафе аксессуары белого цвета. Почему? Всё очень просто: белый цвет слепит глаза на ярком солнце.
  • Детская площадка + детское меню. Практически обязательные составляющие открытых кафе.
  • Зонирование. Даже для так называемого демократичного сегмента, нужно помнить одно правило: территория должна быть разделена на несколько зон и создавать ощущение изолированности столиков. Здесь помогут «архитектурные детали», такие как арки, беседки, стенки, плетни, декоративные кованые решётки, фонтанчики, водопады.

Заключение

Летнее кафе – отличный способ быстрого заработка. Но дело выгодно лишь в том случае, если все сделано по плану и своевременно. Начать подготовку к летнему сезону стоит уже зимой. Вложения на старте невысокие, а за счет огромной наценки на продукцию за сезон может заработать столько, сколько имеет продуктовый магазин в течении целого года.

Получить актуальные расчеты для бизнес-плана

Хотите получить актуальные данные по доходам и расходам? Запросите сметы на открытие бизнеса в этой сфере у ведущих компаний-франчайзеров:

567 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 117264 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

Бизнес-план по открытию кафе-пироговой в городе с населением 1 млн. человек. Стартовые вложения – 1 245 тыс. руб. Чистая прибыль за первый год работы – 6,6 млн. руб. Срок окупаемости – 7 месяцев.

Расходы на открытие хинкальной составляют: 220-250 тыс. рублей – аренда, 30 тыс. рублей – коммунальные услуги, 250 тыс. рублей – фонд заработной платы плюс текущие расходы.Сроки окупаемости, как утвер...

Инвестиции в проект «Кафе-блинная» составят 1 254 000 руб. Срока окупаемости планируется достигнуть на 5 месяц работы.

Открытие своей кальянной - весьма перспективное начинание, особенно в больших городах, но имеется множество сложностей на первых этапах, когда нужно зарегистрироваться и получить разрешения на эксплуа...

Настоящий бизнес-план кафе с расчетами является типовым и с внесением дополнительной информации и расчетов, необходимых для конкретного населенного пункта, может быть использован как пошаговое руководство к организации бизнеса.

Резюме

Представленный проект представляет собой бизнес-план организации летнего кафе (далее – Кафе) со сроком окупаемости в полтора года.

Цели проекта:

  • организация высокоприбыльного предприятия;
  • получение стабильной прибыли на протяжении реализации проекта;
  • удовлетворение потребительского спроса на услуги общественного питания в летнее время.

Данный бизнес-план летнего кафе с расчетами является руководством для будущих владельцев и управляющих бизнеса, способных принимать самостоятельные решения в выбранном направлении для обеспечения эффективного управления.

Источник финансирования проекта: собственные средства, либо банковский кредит

Полная стоимость проекта: 1-1,15 млн рублей

Процентная ставка по кредиту: зависит от выбранного банка (см. бизнес-план)

Срок окупаемости проекта: 1,5 года

Прибыль инвестора: зависит от процентной ставки

Выплаты заемных средств и процентов по кредиту начнутся с первого месяца реализации проекта.

Основные этапы реализации бизнес-плана Кафе

Непосредственное начало реализации проекта начнется непосредственно после получения кредитных средств, либо принятия настоящего бизнес-плана Заказчиком. Условное окончание проекта – через 18 месяцев.

Описание компании

Летнее кафе – это заведение общественного питания на открытом воздухе, либо с использованием навеса или шатра в дождливый период, зонтов над столиками – в солнечные дни. Предназначение Кафе – предоставление услуг общественного питания с предложением ассортимента готовых либо быстро приготавливаемых блюд и закусок, табачной продукции и слабоалкогольных напитков.

Концепция заведения

Формат Кафе предполагает организацию двух вариантов направлений:

  1. Дополнительная площадка летнего типа при уже существующем ресторане или кафе.
  2. Самостоятельное заведение, функционирующее в период апреля по октябрь включительно (зависит от географического местоположения заведения).

При отсутствии гарантий, что все необходимые этапы организации бизнеса будут пройдены грамотно, и заведение будет пользоваться успехом у посетителей, затраты на оборудование в первый сезон необходимо свести к минимуму.

И только после того, как станет понятно, что открытие летнего кафе удалось, ко второму сезону работы нужно подойти с полной ответственностью.

Планируется не только ежедневное обслуживание клиентов, но и проведение различных праздничных мероприятий – банкетов, юбилеев, детских праздников с возможных приглашением аниматоров, свадеб с небольшим количеством приглашенных.

Источники финансирования

Предполагаемыми источниками финансирования являются: кредит для малого бизнеса в одном из российских банков с частичным добавлением собственных средств в соотношении 60/40.

Сравнительная таблица условий по кредиту для малого бизнеса в банках РФ

Банк Сбербанк ВТБ24 Россельхозбанк Альфа-банк Открытие
Вид кредита Нецелевой, без залога Целевой - для организации и развития бизнеса Целевой – для организации и развития бизнеса Нецелевой Инвестиционный
Название «Бизнес-доверие» «Экспресс-кредитование» Госпрограмма стимулирования кредитования малого и среднего бизнеса Стандартные условия
Срок кредита, мес. До 36 До 60 До 36 До 60 До 84
Процентная ставка, % От 12 От 13 до 16 10,6 От 10,99% От 9
Сумма кредита, руб. До 3 млн. От 0,5 до 5 млн. От 3 млн до 1 млрд. До 4 млн. До 250 млн.

Представленная кредитная информация актуальна на июнь 2018 года. Для получения более полных данных рекомендуется получение их от менеджеров по телефону или личное посещение указанных организаций.

Целевая аудитория проекта

Исследование целевой аудитории – один самых важных этапов организации бизнеса. Необходимо понять, кто может, и будет приходить в Кафе, чтоб ы впоследствии ориентироваться именно на данную группу посетителей. В нашем случае Кафе рассчитано на посещение молодыми людьми в возрасте от 17 до 25 лет, студентами, семейными парами с детьми. Во время обеденного перерыва можно ожидать посетителей из близлежащих офисов.

Исходя из этих вводных данных, следует составлять и постепенно корректировать меню, которое должно быть ориентировано на различные возрастные категории и социальные слои посетителей.

Местоположение

Грамотное расположение заведения – половина залога его успеха. Основные критерии для выбора это:

  • высокий трафик проходимости в данном месте;
  • наличие удобных подъездных путей и парковки;
  • широкий обзор.

Как вариант может подойти площадка рядом с крупным торговым центром, городским парком, парками аттракционов и развлечений, цирком. Согласно архитектурно-проектным требованиям и нормативам Роспотребнадзора площадь на одного посетителя должна составлять не менее 1,34 м².

С учетом планируемых посадочных мест в количестве 50 штук и необходимости широких проходов для работы официантов и удобства передвижения посетителей, барной стойки, небольшой площадки возле входа, зон для установки вешалок для одежды, пустой зоны перед раздаточной, площадь Кафе должна составлять не менее 100 м².

Рассматривается возможность для оборудования небольшой сцены для приглашения музыкальных коллективов, играющих в формате «живой звук», в определенные дни (например, в выходные).

Сократить ее можно, применив в оформлении зала узкую стойку с табуретами вдоль одной или двух стен. За такой стойкой могут присаживаться посетители, которые заказали легкий «перекус», кофе/чай с кондитерскими изделиями, либо пиво и снеки.

Единственный вариант права собственности на площадь для Кафе – аренда.

Преимущества компании перед конкурентами

Преимущества Кафе перед другими близлежащими заведениями, работающих в том же направлении, будет заключаться в предоставлении возможности покушать недорого, сытно и вкусно. После изучения работы конкурентов в меню планируется ввести блюда, которые у них отсутствуют.

Положительным моментом будет являться ориентация заведения на различные слои населения. По возможности нужно подобрать наиболее выгодное расположение. Необходимо запланировать:

  • акционные дни (акции наподобие «купи два кофе, получи булочку в подарок»);
  • возможность выпуска дисконтных карт для постоянных покупателей;
  • проведение бесплатных дегустаций новых блюд, добавляемых в меню;
  • периодическое проведение в выходные дни различных конкурсов с приглашенным ведущим и раздачей небольших призов.

Один из приоритетов Кафе – создание постоянной клиентской базы.

Перспективы развития

Определяющим для развития бизнеса станет первый сезон деятельности Кафе, в котором проявятся все недостатки в работе, станет ясно, что именно нужно изменить для дальнейшей успешной работы.

По истечении 1,5 лет, после полной окупаемости заведения, планируется за счет кредитных и собственных средств расширить бизнес, открыв еще 1-2 заведения такого же формата под тем же брендом, организовав небольшую сеть летних кафе.

Описание реализуемой продукции

Одним из составляющих эффективной работы Кафе будет являться грамотно составленное меню, ориентированное на целевую категорию посетителей. Для подбора блюд необходимо изучить основные предпочтения людей того или иного возраста, принадлежащих к той или иной социальной категории.

Например, молодые люди в возрасте от 17 до 20 лет больше предпочитают наборы из фаст-фуда – бургеры, сэндвичи, хот-доги, пиццу, сдобу, и т. д. От 20 до 25 лет – салаты, закуски, пиццу, кондитерские изделия (пирожные, торты, кексы, муссы, суфле).

Семейные пары с детьми обязательно обратят внимание на горячие блюда, второе и сладости. Офисные сотрудники во время обеда отдадут предпочтение возможности покушать быстро, то есть для них необходимо составить несколько видов ланч-предложений.

Меню

Примерно меню летнего кафе отражено в таблицах.

Супы

Вторые блюда (различные виды соусов продаются отдельно)

Название Вес, г Цена, руб.
Отбивная 300 190
Пельмени 250 150
Бифштекс с яйцом 300 220
Плов по-узбекски 250 160
Жареные куриные ножки/крылышки/грудка 200 140/130/150
Филе трески жареное/на пару 250 150/140
Гарнир: рис, гречка, жареный или вареный картофель, лапша 250 50/50/45/40/40

Холодные салаты и закуски

Фаст-фуд

Выпечка

Десерты

Название Вес, г Цена, руб.
Пирожное «Наполеон», Пражское», «Муравейник» 180/180/180 120/130/110
Яблочный/вишневый штрудель 170/170 160/160
Суфле ягодное/апельсиновое 100/100 50/50
Мусс фисташковый с авокадо/творожно-банановый 110/110 90/85
Чизкейк «Сникерс» 130 120
Мороженое (с различным видами наполнителей) 90/110/150 55/70/110

Прохладительные напитки

Название Объем, л Цена, руб.
Фреш яблочный/морковный/апельсиновый 200, 300 210, 160, 230 / 300, 210, 410
Морс вишневый/клюквенный/брусничный 200, 300 30, 30, 30 / 45,45, 45
Сок яблочный/виноградный/томатный/ 200, 300 50, 50,50 / 80, 80, 80
Минеральная вода 0,5, 1 90, 150
Coca-Cola/Sprite/7Ap 0,3, 0,5 65, 65, 65 / 95, 95 ,95
Пиво 0,5, 1 в зависимости от сорта

Горячие напитки

Бизнес-ланч

День недели Состав Цена, руб.
Понедельник Суп с лапшой и грибами, шницель с картофельным пюре 260
Вторник Щи, макароны с сосисками 230
Среда Борщ, отварной картофель с селедкой 230
Четверг Картофельный крем-суп, салат из свежих овощей с куриной грудкой 260
Пятница Суп куриный с сухариками, жареная куриная ножка с гречкой 260
Чай на выбор – черный, зеленый, фруктовый (в пакетиках) 15

Либо в меню, либо на потребительской доске, либо в районе входной группы обязательно должны быть указаны такие моменты, как «бой посуды» с указанием цен за конкретно разбитую вещь.

Услуги

В качестве дополнительных услуг можно организовать возможность заказ блюд «на вынос», с доставкой на дом, в офис, на производство. Сюда же можно включить заказ на проведение различных праздничных мероприятий с «живой» музыкой и услугами приглашенного ведущего, полную организацию торжеств (разработка концепции, и ее полную реализацию).

Анализ рынка и конкурентов

Экономический кризис, начавшийся в стране в 2014 году, несмотря на уверения властей о стабилизации положения, продолжается до сих пор, и это явление не могло не внести свои коррективы в жизнь населения и доходы бизнеса.

Люди стали более экономны, реже стали посещать заведения общественного питания, уровень среднего чека в кафе, ресторанах и барах упал почти в 1,5 раза. Поэтому основной упор в организации бизнеса в настоящее время необходимо делать именно на маркетинговую составляющую и тщательное изучение конкурентного рынка.

С другой стороны есть и положительные моменты: значительно упростились системы товарооборота и ведения документации, введены новые средства оплаты (безналичная оплата банковскими картами – эквайринг, оплата с помощью мобильных устройств).

Кафе является неким промежуточным звеном между закусочными, барами и ресторанами. В первых можно быстро и недорого покушать, но качество еды и обслуживания часто оставляет желать лучшего, в бары идут в основном, чтобы провести время за алкогольными напитками, а ресторанные цены не часто доступны простом обывателям. Самый демократичный вариант для описанной выше целевой аудитории – это кафе.

Летнее кафе имеет некоторые преимущества перед закрытым помещением, а именно:

  • возможность нахождения на свежем воздухе;
  • возможность создания романтической обстановки;
  • на порядок меньшие затраты на организацию бизнеса, чем для стационарного заведения;
  • более широкие возможности для привлечения посетителей (все находится на виду).

Необходимо понимать, что ресторанный бизнес в России – крайне рискованное предприятие, и без грамотной предварительной подготовки выбрасывать деньги «на ветер» не стоит. Впрочем, успешное заведение общественного питания приносит своему владельцу прибыль не меньшую, чем, скажем, криминальный.

Если для обычного кафе «под крышей» для того, чтобы понять «пошел» бизнес или нет необходимо минимум два года, то для летнего варианта будет достаточно всего одного сезона.

Но это совершенно не значит, что в случае провала в первый год работы, нужно «сворачивать лавочку» и распродавать инвентарь и оборудование. Стоит рассмотреть возможность смены концепции заведения, корректировку меню, маркетинговую стратегию, и т. д.

В России в связи с огромными трудностями, вызванными экономическим кризисом, за последние 3,5 года закрылось более 40 % ранее работавших кафе. Бывшие владельцы этого бизнеса либо выбрали другое направление, либо ушли в наемные работники. Так что данная ниша на сегодняшний день ждет своего нового наполнения.

Кроме того, за этот же период появилось достаточно много различных государственных программ и частных инициатив, созданных для поддержки малого бизнеса. Конечно, получить грант, льготные субсидии, и прочие виды помощи будет довольно не просто. Но если будущий владелец кафе не готов к трудностям и работе, то тогда может вообще не стоит начинать этот бизнес?

Все вышеописанное позволяет сделать на будущее вполне оптимистичный прогноз о том, что вопрос как открыть летнее кафе, вполне актуален.

Анализ конкурентов – обязательный этап подготовки к продвижению любого бизнеса. В крупных городах, особенно в Москве, не стоит захватывать большую площадь для исследования, людской трафик там настолько плотный, что посетителей хватит на всех. Другой вопрос – вернется ли человек в Кафе еще раз, или пойдет к конкурентам? В небольших городах зону мониторинга нужно расширить до 1-1,5 км.

Достаточно будет провести мониторинг заведений, расположенных в радиусе 500 метров. Необходимо разделить конкурентов на прямых – кафе подобного формата, и косвенных – рестораны, бары, закусочные, и т. д.

Основные данные, по которым необходимо собирать информацию, это:

  • положение в данном районе, квартале, улице – статус предприятия;
  • примерная общая доля в продажах на данном рынке;
  • примерная величина среднего чека, ежедневное количество посетителей (из этих данных можно сделать вывод о примерной ежемесячной выручке);
  • какое оборудование и технологии приготовления пищи используются;
  • уровень обслуживания;
  • уровень подготовки персонала;
  • способы, которые используются для рекламы заведения;
  • отзывы посетителей.

Маркетинговый план

За последние годы в стране значительно выросло количество заведений общественного питания, специализирующихся на каком-то одном направлении – пиццерии, бургерные, пирожковые, фаст-фуд, заведения японской кухни, китайской, европейской. Отчасти этот фактор послужил снижением количества кафе. Зачем идти кушать бургер в кафе, когда в 200 метрах есть бургерная, которая специализируется на их приготовлении? И совсем не факт, что там его приготовят лучше, чем в кафе. Но люди идут в бургерную.

И все же кафе было и остается популярным заведением для людей, предпочитающих провести трапезу в спокойной обстановке с хорошим сервисом, комплексным выбором блюд заведения классом выше, чем бургерные, блинные и пирожковые.

В связи все с тем же кризисом, перед тем как открыть летнее кафе, необходимо просчитать способы снижения затрат. Продуктовое эмбарго и регулярное повышение цен внесли свои коррективы в закупочную политику заведений питания – теперь продукты, используемые в готовке преимущественно российского происхождения.

Чтобы снизить себестоимость блюд и не допустить повышения их для потребителя рестораторам приходится сокращать размеры порций, договариваться с поставщиками о снижении цен или льготных системах закупок продуктов, внедрять новые технологии, увеличивающие сроки хранения продуктов и готовых блюд. Разумеется, все это не должно влиять на качество приготовления пищи.

Для формирования потребительского спроса, увеличения интереса к своему заведению рекомендуется проводить следующие маркетинговые мероприятия:

  • публикация рекламы в местных средствах массовой информации;
  • распространения листовок с указанием самых «ходовых» блюд в радиусе 300 метров от заведения;
  • проведение акций, внедрение дисконтных карт, проведение бесплатных дегустаций, развлекательных программ.

Но самыми главными факторами, влияющими на поток посетителей, останется высокое качество приготовленных блюд и приятное обслуживание.

Вариантом дополнительного дохода может стать размещение платной рекламы в заведении, проговаривание ее во время концертных номеров живой музыки (по выходным), расстановка рекламных буклетов на столах для посетителей.

Методы увеличения конкурентоспособности

Новичку в ресторанном бизнесе сложно противостоять своим уже давно работающим конкурентам. У них сформировалась своя группа постоянных клиентов, их название прочно «засело» в мозгах посетителей. А ко всему новому всегда относятся настороженно. Именно поэтому методы борьбы с конкурентами как нельзя более актуальны для начинающего ресторатора.


Все слабые стороны близлежащих действующих кафе должны стать вашими сильными моментами, а все остальное должно быть не ниже. Права русская пословица: «дурак учится на своих ошибках, а умный – на чужих». Учитесь учиться на ошибках конкурентов.

Производственный план

Составление сметы расходов является одним из самых важных этапов разработки бизнес-плана. Главное, сделать точные расчеты того, сколько именно средств понадобится для реализации бизнес-идеи, какую сумму необходимо брать в кредит, сколько оставить на непредвиденные расходы.

Производственные ресурсы

Прежде всего, необходимо составить список всего необходимого оборудования для приготовления пищи, мебели и предметов интерьера, столовых приборов и пр., исходя из расчета максимального количества посетителей.

Разумеется, что в обычные будничные дни полной посадки в кафе ожидать не стоит. Но заказы на проведение мероприятий, рассчитанных на количество гостей до 50 человек, непременно будут собирать полный зал. И хотя для таких торжеств будет проводиться предварительная подготовка, кухня и работники зала должны быть готовы ко всему.

Необходимое оборудование и примерные расценки на него (по состоянию на июнь 2018 года) представлены в таблицах ниже.

Оборудование и утварь для кухни

Наименование Количество, шт. Цена, руб.
Стол для готовки (горячий и холодный цеха) - пристенный 2 3 100 – 3 700
Раздаточный стол 1 2 000
Электрическая плита (необходимо минимум 6 зон для готовки) 2 22 000 – 28 000
Микроволновая печь 2 6 000 – 8 000
Морозильный ларь 2 15 500 – 17 000
Холодильник 1 27 000 – 29 000
Блендер 1 3 000 – 4 000
Кухонный комбайн 1 7 000 – 9 000
Конвекционная печь для выпечки 1 22 000 – 24 000
Фритюрница электрическая 1 3 500 – 4 000
Кастрюля (2, 3, 4, 5, 7 л) 5 4 000 – 7 000
Емкости для хранения готовых продуктов и полуфабрикатов (от 1 л до 4 л с шагом в 0,5 л) 16 1 300 – 1 600
Сковорода (30, 35, 40, 50 см в диаметре) 4 5 000 – 10 000
Ножи поварские 3 комплекта 15 000 – 18 000
Сотейники, прихватки, противни, миски, разделочные доски, сита, дуршлаги, термосы и термоконтейнеры, формы для выкладки, половники, шумовки, черпаки, раздаточные вилки и ложки, чайники, лопатки, щипцы, терки, прессы, чистки, мельницы для специй, воронки, дозаторы, мерная посуда, консервные ножи, подставки под посуду и держатели для нее, кулинарные шприцы, пищевые термометры, таймер, ножеточка. Формы для выпечки, подносы и корзинки для хлеба По необходимости Примерно 20 000 за все
Урна для отходов 2 800
Металлический бак для отходов (200 л) 1 1 5000 – 3 000
Весы 1 3 000
Итого (по минимуму): 187 100

Покупку всего необходимого оборудования предусмотреть не удастся, поэтому следует заложить в смету расходов сверху еще 5-7 % от общей суммы закупки – 7-8 тысяч рублей. Сократить расходы на закупку оборудования примерно в 2 – 2,5 раза можно, приобретя оборудование б/у на сайтах бесплатных объявлений.

Мебель, предметы интерьера для зала и посуда

Название Количество, шт. Цена, руб.
Комплект складной мебели для летнего кафе (дерево, каркас – металл. 1 стол и 4 стула) 15 10 000 – 11 500
Шатер для кафе 1 24 000 – 35 000
Скатерть 15 1 000 – 1 500
Плед 25 1 700 – 1 900
Перечницы, солонки, подставки для них, подставки для салфеток, салфетки На каждый стол Примерно 4 000 за все
Система освещения Согласно нормативам СанПиН на 1 м2 8 000 – 10 000
Комплект посуды (глубокая чашка, тарелка, чайная и кофейная кружки, блюдце) 55 2 000 – 3 000
Тарелки для салатов, пиццы, бургеров, хот-догов и т.д. По необходимости
Онлайн-касса (зал и бар) 2 18 000
Подносы 6 400 – 500
Папки для меню, винные карты, счета 40 Примерно 25 000
Вешалки 15 1 500
Итого (по минимуму) 439 400

Форма для поваров и официантов и оборудование для бара добавит к организационным расходам еще порядка 50 тысяч рублей.

Организационный план

План организации предусматривает описание структуры предприятия, вопрос кадров и управления персоналом, документальное оформление бизнеса и поэтапный график реализации проекта.

Структура компании и управление персоналом

В первый сезон владелец бизнеса при ограниченном начальном капитале может одновременно являться управляющим и администратором. Остальной персонал:

  • Бухгалтер – 1 человек (график работы – 5/2);
  • Шеф-повар – 1 человек (график работы – 5/2);
  • Повар – 3 человека (график работы – два человека в смену 2/1);
  • Официант – 3 человека (график работы – два человека в смену 2/1);
  • Уборщица – 1 человек (ежедневно утром и вечером);
  • Бармен – 2 человек (график работы – 2/2);
  • Охранник – 2 человека (график работы – 1/1).

Правовая организация бизнеса

Организационные моменты оформления бизнеса:

  • Подготовка пакета необходимых документов для оформления ИП;
  • Регистрация ИП;
  • Выбор и согласование места для установки летнего кафе;
  • Разработка эскиза и плана проекта;
  • Согласование в отделе товарного рынка в администрации населенного пункта;
  • Утверждение проекта в отделе архитектуры и регулирования земельных отношений;
  • Регистрация заявки в земельном отделе на использование выбранного земельного участка;
  • Заключение договора на аренду земли;
  • Согласование ассортимента продуктов и меню;
  • Прохождение проверки и утверждение актов приемки помещения, производства и т.д. Роспотребнадзором и пожарной инспекцией.

График реализации проекта

Этапы реализации Сроки выполнения
заключение инвестиционного договора 1-30 дней
получение кредитных средств 1-30 дней
регистрация бизнеса, постановка на учет в соответствующих органах 1 месяц
выбор местоположения, получение необходимых разрешений 1 месяц
приобретение и монтаж оборудования 1 месяц
отбор и обучение персонала 1 месяц
проведение маркетинговой кампании 1-24 месяц

Финансовый план

Основные налоги, подлежащие уплате, отражены в таблице.

Вид налога База налога Период Процентная ставка
Налог на прибыль Поступающая прибыль Месяц 20%
Налог на имущество Оценочная стоимость имущества Согласно графика платежей 2,2%
НДС Добавленная стоимость Месяц 18%
Подоходный налог Фонд оплаты труда Месяц 13%
Социальные выплаты Фонд оплаты труда Месяц 34%

Зарплатный фонд составит 250 тысяч рублей. Полная сумма для реализации проекта составит 1,1 — 1,2 млн рублей. При покупке б/у оборудования, мебели и инвентаря расходы уменьшаться на 300-450 тысяч рублей. Окупаемость проекта составит 1,5 года. к оглавлению

С приходом жарких летних дней возрастает потребность в специальных летних заведениях. Кружка холодного пива на свежем воздухе, в прохладе летнего кафе, гораздо приятнее аналогичной кружки, выпитой в привычном душном помещении. Вы еще не знаете как открыть летнее кафе и что нужно для этого? Для вас мы разберем эту тему на примере бизнес-плана.

Открывая летний проект необходимо учитывать его сезонность, работа кафе продолжается с мая до конца сентября. Затраты на открытие дела невелики, а полученная прибыль может стать помощью для старта нового вида деятельности – стационарного заведения, клуба, ресторана.

Как открыть летнее кафе — бизнес-план

Итак, рассмотрим бесплатно готовый пример бизнес-плана летнего кафе для открытия данного заведения.

Описание предприятия

Форма организации для летнего кафе – индивидуальный предприниматель (ИП), налогообложение – ЕНВД. Подготовка разрешительных документов является самой трудной частью процесса при открытии подобного бизнеса. Сбор документов – это долгий процесс и начинается предпринимателями задолго до начала сезона — с ноября месяца.

Необходимо выполнить ряд действий в определенной последовательности:

  • выбор месторасположения;
  • согласование места расположения летнего кафе в районной администрации, (в земельном отделе);
  • создание эскиза проекта будущего летнего кафе;
  • согласование проекта в комитете товарного рынка городской администрации;
  • согласование в Главном управлении градостроительства, и архитектуры;
  • согласование в комитете по благоустройству;
  • в отдельных случаях понадобится согласование с ГИБДД;
  • подача заявления в районадминистрацию (земельный отдел) на пользование участком;
  • подача заявления мэру.

После рассмотрения заявления комиссией администрации оно будет передано городским властям. Когда будут собраны подписи четырех ведомств, появится право на получение участка и можно заключать договор на аренду земли. И, наконец, одновременно понадобится согласовать в Роспотребнадзоре ассортимент и получить его разрешение на торговлю.

Спектр услуг

Наш бизнес-план летнего кафе предусматривает следующий спектр услуг:

  • напитки безалкогольные, слабоалкогольные;
  • закуски холодные, салаты;
  • выпечка;
  • орешки, чипсы, рыба к пиву;
  • табачные изделия.

Можно организовать ежедневное караоке и небольшие концерты музыкантов в определенные дни.

Анализ рынка

Проведение анализа необходимо для поиска оптимального месторасположения летнего кафе. При открытии бизнеса ключевым фактором является отнюдь не цены и ассортимент, а именно удобное для посетителей расположение. Места отдыха и прогулок людей являются наилучшими для летних кафе. Ими могут быть парки, скверы, набережные, различные достопримечательные места.

Производственный план

Критерии выбора месторасположения:

  • просматриваемость;
  • парковка;
  • наличие оживленных автодорог.

Идеальное расположение для летнего кафе – вокзалы и людные места на центральных улицах. Здесь окупаемость летнего кафе значительно выше, чем в тихих спальных районах.

Эскиз проекта должен выполняться с учетом рекомендаций, данных городской администрацией. Пожелания властей могут касаться также ассортимента, интерьера, благоустройства прилегающей территории, формы обслуживания, оформления фасада.

Используемые конструкции: стандартные либо изготовленные по спецзаказу. Наиболее дешевая мебель – пластиковая. Для горячего питания можно установить трейлер. Летнее кафе должно иметь обязательный комплект: холодильники, барная стойка, охлаждаемая настольная витрина, стойка для разлива пива и т.д.

Финансовый план

Расходы, в тыс.руб.: 400-500.

Доходы летнего кафе зависят от многих факторов, и при удачном их использовании прибыль может составить один миллион рублей. Вложенные инвестиции окупаются, таким образом, за один сезон работы и при этом остается еще значительная сумма чистой прибыли.

Начнём с того, что в этом году момент уже упущен. Чтобы открыть летнее кафе к сезону, начать сбор документов нужно ещё осенью. Городские власти позволяют открыть временное заведение общепита в любое время с апреля по ноябрь включительно. Работать имеет смысл все семь месяцев: именно весной и осенью, когда сезон отпусков ещё не наступил, в летних кафе больше всего посетителей. Хорошо, если повезёт с погодой и весна будет ранняя, а осень, наоборот, поздняя, - будет шанс заработать.

Перед тем, как открываться, следует провести разведку. Не стоит доверять собственникам земельных участков и их статистике по проходимости. Если их данные ошибочны, убытки лягут на ваши плечи. Выбирая формат заведения, посмотрите, что расположено вокруг. В парках и зонах отдыха нельзя открыть кафе или ресторан в высокой ценовой категории - не допустит администрация. Считается, что прогуливающимся семьям с детьми нужна средняя ценовая политика кафе. В спальных районах тоже будет тяжело сделать дорогое заведение, есть риск получить замечание и штраф от ФАС и требование понизить чек.

В зависимости от выбранного вами формата летнего кафе, его открытие может обойтись в 3–7 млн рублей. Сэкономить можно, если заручиться поддержкой какой-нибудь пивоваренной компании, но тогда придётся соблюдать строгие ассортиментные требования. Отбить затраты за сезон, скорее всего, получится, если повезёт с местом.

Помещение

Земельный участок под создание сезонного заведения может быть арендован у частных лиц, городских властей или администраций парков и зон отдыха. Последние два случая предполагают участие в конкурсе, объявленном на одном из специализированных порталов . Следить за проведением конкурсов можно также через сайты муниципалитетов или парков. На конкурс подаётся свидетельство о регистрации юрлица, подробная концепция, включающая в себя ассортимент, перечень необходимой техники, смету расходов электроэнергии, а также архитектурный план.

Если вы арендуете землю у частного владельца, разрешение от местных властей всё равно придётся получить. В этом случае с управой района и городской комиссией по торговле придётся согласовать место и план кафе и нужно будет предоставить договор краткосрочной аренды.

Если вы собираетесь продавать алкоголь, учтите требования Роспотребнадзора, который запрещает торговлю алкоголем вблизи детских, учебных и спортивных заведений. Исследовать местность стоит тщательно, ведь речь идёт не только о государственных, но и о частных колледжах и спортивных площадках. Выбирайте площадки с хорошим трафиком, возможностью припарковать авто в шаговой доступности и с хорошим обозрением - чтобы вывеска заведения служила рекламой.

Сезонное кафе может выглядеть по-разному. Одни предпочтут поставить тонар (80 000–200 000 рублей) и торговать с колёс, расставив вокруг пластиковые столики. Другие решат установить павильон для продавца и оборудования (до 1 млн рублей), кто-то пожелает возвести временную конструкцию, похожую на настоящий постоянный ресторан (самый затратный вариант). Санэпиднадзор не позволит вам открыться без туалета.

Документы

Подготовку к открытию сезонного кафе стоит начать примерно за полгода до открытия (а лучше - раньше). Чтобы открыться, вам потребуются: разрешение на размещение палатки или передвижного объекта мелкорозничной сети; заверенная копия договора аренды земельного участка (для павильонов и киосков); документ о регистрации контрольно-кассовой техники. Архитектурный план кафе должен быть согласован с пожарной инспекцией и, в некоторых случаях, с ГИБДД. Вы должны получить санитарно-эпидемиологическое заключение (в Роспотребнадзоре, выдаётся ИП бесплатно после прохождения проверки, в срок до двух месяцев с момента подачи заявки). Тот же Роспотребнадзор должен выдать окончательное разрешение на размещение, подтверждающее разрешение муниципалитета.

Кафе должно иметь жалобную книгу и тексты законов о защите прав потребителей и документов , регулирующих деятельность заведений общепита. Каждое блюдо должно сопровождаться технологической картой с объяснением последовательности действий при готовке. Поставщики продуктов должны предоставить копии сертификатов соответствия в распоряжение кафе. Каждый сотрудник должен иметь медицинскую книжку. Не забудьте заключить договоры с компаниями по вывозу мусора и содержимого канализации.

Лицензия на алкоголь оформляется в Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка и стоит 40 000 рублей на год за каждый вид алкоголя (крепкий, вино или пиво) для каждой розничной точки. Ведомство на своём сайте знакомит с длинным списком документов, необходимых для получения разрешения торговать спиртным. Часто предприниматели прибегают к услугам посредников или работают вовсе без лицензии, предпочитая заплатить штраф в случае проверки.

Другие расходы

Персонал

Десять столиков смогут обслуживать два официанта со сменным графиком, то есть на работу нужно будет взять минимум четырёх официантов с зарплатой каждого от 30 000 рублей. Даже если вы не собираетесь делать полноценную кухню, вам понадобится повар, его зарплата может начинаться от 40 000 рублей. В заведении должны находиться менеджер или администратор. Придётся также потратиться на уборщицу и судомойку. В месяц на зарплаты может уходить больше 200 000 рублей.

Оборудование

Столики, столы и зонтики можно бесплатно получить в офисах пивоваренных компаний, хотя это будет не самое нарядное оборудование. Микроволновая печь, кофеварка, холодильники и посуда вместе могут стоить около 1 млн рублей. Заложите в траты также расходы на униформу официантов и работников кухни - по 20 000 рублей на каждого (стоит сделать сразу два или три комплекта). Постоянные расходы на продукты, салфетки, туалетную бумагу, моющие средства и другие вещи могут съедать половину выручки.

Продвижение

Собственная вывеска, блоги, специальные предложения для сотрудников окрестных бизнес-центров помогут привлечь гостей. Очень важно сразу понять, как преподнести себя аудитории, какую нишу занять, ведь за один сезон сменить концепцию не получится.

Иллюстрации: Наталья Осипова

Благодарим за помощь в подготовке материала кафе «Малберри» , I Like Bar , администрацию парка «Сокольники».