Десять неизвестных фактов о знаменитом режиссере леониде гайдае. Интересные факты о фильмах леонида гайдая

В творческой копилке Леонида Гайдая всего 20 фильмов, но почти каждый из них сейчас входит в золотой фонд советского кинематографа. «Иван Васильевич меняет профессию», «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Операция “Ы”», «12 стульев», «Пес Барбос и необычный кросс» - все эти фильмы считаются шедеврами советской комедии и любимы несколькими поколениями зрителей. Однако у каждого из них был свой долгий путь к большим экранам, причем подчас обойти запрет цензуры и добраться до зрителя комедиям Гайдая помогали судьбоносные случайности.

«Иван Васильевич меняет профессию»

  • Если бы не цензура, Иван Васильевич менял бы профессию на 10 минут дольше – Гайдая заставили вырезать 177 метров отснятого материала.
  • Главному редактору Госкино больше всего было обидно за царя: «Я не позволю издеваться над Иваном Грозным! Что вы его дураком выставляете?!» Гайдай отвечал, что это не царь, а переодетый управдом, но тот был непреклонен: «Это бросает тень на царя!» Из-за этого «Иван Васильевич» дважды оказывался на полке.
  • В режиссерской версии фильма был эпизод, где Иван Грозный стоит на кухне Шурика у плиты и жарит котлеты. Тот самый главный редактор Госкино долго убеждал худсовет, что из-за этой сцены нужно как минимум отказать фильму в прокате. Но Гайдай уговорил коллегию просто вырезать этот эпизод, оставив Ивана Васильевича без котлет.
  • Первоначально на вопрос управдома-царя Бунши «За чей счет этот банкет? Кто оплачивает это изобилие?» был ответ: «Народ, батюшка, народ!» Но для худсовета это было уж слишком явное подтрунивание над советской властью. В итоге лента вышла с фразой: «Во всяком случае, не мы!»
  • Проблемы возникли у Ивана Грозного и с местом жительства. Сцена допроса милиционером Ивана Васильевича предполагалась такой: «Где живете? Адрес, я спрашиваю!» - «Москва. Кремль». Но цензура назвала Кремль «святым местом», над которым смеяться нельзя, и потому в конечном варианте герой Яковлева живет в «палатах царских».
  • Подвергли критике и реплику Бунши о репертуаре. В цитате «Что за репертуар у вас? Соберите завтра творческую интеллигенцию. Я вами займусь!» зацензурировали творческую интеллигенцию.
  • Однако не все правки испортили картину. Например, в сцене, где управдом-царь Бунша принимает шведского посла, фразу «За мир и дружбу!» заменили на «Гитлер капут!»

«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»

  • Как должен был начинаться фильм про кавказскую пленницу? Дощатый забор. Мимо идет Трус. Пишет слева букву Х. Потом подходит Балбес. Правее приписывает букву У. Бывалый же, появившись в кадре, завершает: «Художественный фильм». Цензура юмора не оценила и постановила сцену вырезать.
  • Казалось бы, чего аморального в песне о султане? Однако в Госкино назвали ее пропагандой аморального образа жизни. Вот что рассказывал о ней Яков Аронович Костюковский, сценарист и соавтор слов к песням из «Кавказской пленницы»:

«Многострадальная песня! Мы с соавтором Слободским так радовались, когда Юрий Никулин ее блестяще спел. Но Пырьев - в то время худрук объединения «Луч» на «Мосфильме» - заявил, что ее нужно выбросить. Гайдай же отстоял песню, согласившись вырезать лишь некоторые слова».

А вот как полностью выглядит текст песни «Если б я был султан»:

Если б я был султан, я б имел трех жен,
И тройной красотой был бы окружен.
Но, с другой стороны, при таких делах
Столько бед и забот, ах, спаси Аллах!


Но очень плохо с другой стороны.

(Куплет не вошел в фильм)
Зульфия мой халат гладит у доски,
Шьет Гюли, а Фатьма штопает носки.
Три жены - красота, что ни говори,
Но, с другой стороны, тещи тоже три.

Не очень плохо иметь три жены,

(Куплет не вошел в фильм)
Если даст мне жена каждая по сто,
Итого триста грамм - это кое-что!
Но когда «на бровях» прихожу домой -
Мне скандал предстоит с каждою женой!

Не очень плохо иметь три жены,
Но очень плохо, с другой стороны.

Как быть нам, султанам, ясность тут нужна:
Сколько жен в самый раз - три или одна?
На вопрос на такой есть ответ простой:
Если б я был султан - был бы холостой!

Не очень плохо иметь три жены,
Но очень плохо, с другой стороны.

  • Песня про медведей, впрочем, тоже оказалась «неправильной» по мнению Госкино. В оригинале текста медведи чесали спину о земную ось. Но редколлегия придралась: «Почему медведи в песне чешутся? У них блохи? Не эстетично!» Так медведи перестали чесаться и исполнили рекомендацию партии.
  • Знаменитую фразу «А в соседнем районе жених украл члена партии!» Балбеса должен был произносить герой Фрунзика Мкртчяна, но при чтении сценария чиновники потребовали убрать эти слова: «Это оскорбляет и порочит членов партии!» Однако Никулин, решив, что все дело в акценте Мкртчяна, посоветовал Гайдаю передать эти слова его герою – Балбесу. И оказалось, что дело совсем не в акценте, а в персонаже, который эти слова произносит: в устах Балбеса, сплевывающего арбузные семечки, фраза о члене партии прозвучала настолько по-дурацки, что казалась очередной его выдумкой и не очерняла ни одного коммуниста в СССР. Как и все остальные фразы, произнесенные незабываемой троицей («Да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире!»).
  • Первоначально «Кавказская пленница» была запрещена к показу. Но фильм совершенно случайно попал к Леониду Брежневу, и тот, по большей части оставшись довольным комедией, разрешил пустить ее в прокат. В итоге «Кавказская пленница» занимает четвертое место в СССР по сборам.

«Операция «Ы» и другие приключения Шурика»

  • Поначалу сценарий ленты шел под тривиальным названием «Несерьезные истории» (или «Смешные истории»), но худрук и цензор Иван Александрович Пырьев, который потом не раз то разносил, то спасал фильмы Гайдая, предложил назвать его «Операция "Ы"». Всем, включая Гайдая, понравилось.
  • Первоначально Шурика звали Владик – Владлен Арьков. Но как у комического персонажа может быть имя вождя мирового пролетариата? Естественно, цензура постановила переименовать главного героя.
  • Песня «Постой, паровоз» показалась цензурному комитету слишком уж блатной, и Гайдай согласился вырезать один куплет, чтобы остальная песня, все же, осталась в фильме. По словам сценариста Якова Костюковского, вырезанный куплет звучал так:

Пусть гадом я буду -
Я пилку достану,
Решетку я ею перепилю.
Пускай луна светит своим коварным светом,
Но я из тюряги убегу…

  • На финальном смотре цензурная комиссия отказала фильму в широком прокате. Причиной стал отказ Гайдая вырезать сцены, где студенты сдают экзамен (потому что, по мнению комиссии, это больше напоминало какой-то капустник) и где «негр» Верзила гоняется за Шуриком по стройке («совершенно лишняя, не несущая никакого смысла сцена» - говорили о ней цензоры). Гайдай категорически отказался вносить правки, и фильму была присвоена 2 категория. Только после вмешательства худрука Пырьева и директора «Мосфильма» Сурина картина была спасена и выпущена как фильм 1-й категории.

«Бриллиантовая рука»

  • После тотальной правки сценария (40 замечаний!) Госкино отправило к Гайдаю на съемочную площадку «Бриллиантовой руки» контролера из КГБ: человек должен был наблюдать за съемками, вовремя останавливать режиссера и обо все докладывать «наверх».
  • Чтобы съемки начались без дополнительных проверок, режиссеру пришлось все же еще поработать со сценарием: сделать более заметной роль милиции (она, мол, слишком пассивна), сократить эпизод в ресторане с чествованием Шефа, убрать сцены с пионерами, которые его поздравляют, убрать реплики «Как говорит шеф, главное в нашем деле - социалистический реализм» и «Партию и правительство оставили на второй год».
  • Эпизод стриптиза Светланы Светличной был одним из первых на удаление – цензоры признали его слишком соблазнительным, отметив, что формулировка «Он сам пришел!» вины с актрисы не снимает.
  • Цензоры с самого начала просмотра картины отметили, что Лёлика в фильме быть не должно – уж слишком он напоминает Брежнева. Особенно когда состоялся его крепкий «поцелуй» с Гешей.
  • Если внимательно смотреться в сцену, где управдомша тов. Плющ (Нонна Мордюкова) говорит Наде, жене Семена Семеновича «И я не удивлюсь, если завтра узнаете, что ваш муж тайно посещает любовницу!», то можно заметить, что губы у нее произносят совсем другое слово – «синагогу». Дело в том, что именно так Гайдай первоначально хотел видеть реплику. Но цензоры воспротивились: пусть уж лучше к любовнице!

Леонид Гайдай интересные факты жизни и творчества известного режиссера Вы узнаете в этой статье.

Леонид Гайдай интересные факты и фильмах

Леонид Гайдай принимал участие в Великой Отечественной войне, имел тяжёлое ранение, после которого его комиссовали.

Леонид Иовович всегда разбивал тарелку перед началом съемок . Однажды тарелка не разбилась, съемки отложили. Еще он верил в мистическую силу черных кошек , считал: они приносят удачу, потому и снимал их в каждой картине.

Своим первым комедийным фильмом «Жених с того света» (1958) Гайдай заработал себе «славу» антисоветчика . При чем это был всего второй фильм молодого режиссера, и его карьера могла завершиться, едва начавшись. Но в 1960 году он выпустил идеологически «правильный» фильм «Трижды воскресший», о котором впоследствии сам никогда не упоминал, и был снова допущен к режиссерской работе.

В 1942 году Леонид Гайдай служил в армии в части, где объезжали лошадей для фронта. Однажды к ним в часть приехал офицер, чтобы набрать добровольцев для действующей армии. На первый вопрос военкома «Кто в артиллерию?», Гайдай выпалил: «Я!». Так же он ответил и на вопросы «Кто в кавалерию?», «Кто во флот?», «Кто в разведку?». В итоге недовольный офицер сказал фразу, которая позже войдет в фильм «Операция «Ы»»: «Да подождите вы, Гайдай, дайте огласить весь список ».

Если бы не хитрость Леонида Иовича, то в его комедии «Бриллиантовая рука» мы бы не увидели много моментов, которые советская цензура хотела вырезать. Но режиссер в конце фильма добавил сцену ядерного взрыва и сказал комиссии, чтобы вырезали все, что угодно, кроме этого взрыва. В Госкино согласились оставить все не понравившиеся им сцены, если взрыв вырежут. В итоге эта детективная комедия была признана зрителями лучшей отечественной комедией века .

Леонид Гайдай часто использовал разные уловки , чтобы провести мимо цензуры сцены, которые были неприемлемыми для руководства Госкино того времени. Например, в легких эротических сценах он показывал героинь не в нижнем белье, а в купальниках.

У Леонида Иовича было прекрасное «чутье» на актеров. Он начал снимать никому неизвестного циркового клоуна Юрия Никулина , на роль Шурика также взял неизвестного Александра Демьяненко , а для «12 стульев» отказал таким именитым актерам, как Евгений Евстигнеев и Александр Миронов, в пользу опять-таки неизвестного Арчила Гомиашвили . Всех этих актеров он впоследствии сделал звездами советского кинематографа.

    [ Умелые руки ]

    По свидетельству жены, когда у Гайдая на столе перегорала лампочка, он мог сказать:
    - Слушай, Нинок, сделай что-нибудь, там у тебя лампочка перегорела!
    Когда что-нибудь случалась с машиной, го­ворил:
    - Нинок, по-моему у тебя там что-то капает.
    - Где. что капает?
    - Ну не знаю, - отвечал он. - Я посмот­рел, а там внизу что-то мокрое.

    [ Умный пес ]

    У Гайдая была собака Рича - существо очень понятливое и умное. Хозяин научил ее многим штучкам.
    Она могла, например, приносить по команде тапочки и газету. Причем, из стопки газет брала только верхнюю. Если он посылал ее за га­зетой еще раз, Рича снова брала из стопки верхнюю.
    Гайдай частенько разыгрывал гостей, демонстрируя феноменальные способности своей собаки. Например, он заявлял, что собака его умеет читать, по крайней мере способна отличить газету «Советская Россия» от «Советской культуры», а «Советский спорт» от «Комсомолки»...
    Сидя с гостем в комнате, он говорил, к при­меру, так:
    - Вы знаете, в сегодняшней «Советской культуре», если я не ошибаюсь, статья про ме­ня. Эй, Рича, принеси-ка мне «Советскую культуру».
    Собака шла в спальню, брала из стопки верхнюю газету и приносила.
    - Нет, - говорил Гайдай, бегло просматри­вая газету. - Это не здесь. А принеси-ка мне, Рича, «Советскую Россию», - просил он, зная, что теперь сверху лежит именно эта газета.
    Собака шла в спальню и, к изумлению гос­тя, приносила названное хозяином издание. Но и здесь нужной статьи не оказывалось. И тогда Гайдай посылал собаку за «Комсомолкой». В конце концов собака приносила под­ряд все восемь газет, которые выписывал Гай­дай, а гость к этому времени уже полностью терял дар речи.

    [ Моргайте только почаще. ]

    На роль Балбеса в фильме «Пес Барбос и необычайный кросс» был утвержден Сергей Филиппов, но к началу съемок он находился на гастролях, а потому ассистенты стали подыски­вать других претендентов. Искали также и двух других актеров. Когда на студию пришел Юрий Никулин, Гайдай сказал: «Все, Балбес у нас есть. Не надо никаких проб».
    Что касается грима, то Гайдай сказал:
    - Гримироваться вам ни к чему. У вас лицо и так глупое, моргайте только почаще.

    [ За луком ]

    Жена Гайдая Нина Гребешкова рассказы­вает один случай, который очень точно харак­теризует популярного режиссера. Однажды в Москве пропал из магазинов лук. И вот она ви­дит, что на улице торгуют луком с машины, но стоит огромная очередь. А Гайдай имел книжку инвалида войны. Жена бегом домой:
    - Леня, там гигантская очередь! Пожалуй­ста, сходи, купи хотя бы килограмм.
    Гайдай отправился за луком и пропал на не­сколько часов. Вернулся с килограммом лука. Оказывается, он все это время отстоял в очере­ди, поскольку стеснялся воспользоваться удос­товерением.
    - Почему всего один килограмм, ведь дава­ли по три? - спросила Гребешкова.
    - Но ты же велела один килограмм! - от­ветил Гайдай...

    [ Придумки ]

    Многие придумки Гайдая были выброшены в корзину, во-первых, по соображениям цен­зурным, а во-вторых, ради ритма, ради цельно­сти произведения.
    К примеру, «Пес Барбос и необычайный кросс» должен был начинаться так: к высокому сплошному забору подбегает Балбес, пишет ме­лом громадную букву «X», затем к нему присо­единяется Бывалый, выхватывает из рук Балбеса мел и пишет следующую букву «У» и переда­ет мел Трусу. В этот миг слышится трель мили­цейского свистка. Трус быстренько дописывает мелкими буквами «дожественный фильм», и тройка срывается с места.
    Но, посовещавшись, решили, что такое нача­ло сочтут пошлым, и благоразумно отказались от него.
    Был также выброшен эпизод, когда, убегая от собаки с динамитом, тройка несется мимо бабушки, которая сидит на опушке и держит корзину яиц. Все трое перескакивают через эту корзину, а затем Никулин, как бы одумавшись, возвращается и, подпрыгнув, попадает точнехонько в корзину. Сцена в общем-то соответствовала стилистике фильма, но было непонятно, что делала старушка с корзиной яиц на опушке леса.
    В фильме «Бриллиантовая рука» Нонна Мор­дюкова, обращаясь к жене Семена Семеновича Горбункова, произносила такую фразу: «Я не удивлюсь, если узнаю, что ваш муж ходит в си­нагогу», но фразу эту Гайдай убрал, опасаясь обвинения в антисемитизме.

February 1st, 2017

Человек, чье творчество не воспринимали всерьез коллеги и критики, пережил в народной любви их всех. Интересные факты из работы и жизни.

Он родился в Сибири

Место рождения Леонида Гайдая - городок Свободный Амурской губернии, где сейчас стоит ему памятник. Он появился на свет в 1923 году третьим ребенком в семье железнодорожного служащего родом с Полтавщины Иова Исидоровича Гайдая (1886-1965) и домохозяйки Марии Ивановны (в девичестве - Любимовой), происходившей с Рязанщины. У младшего из трех детей Леонида Иовича был старший на четыре года брат Александр, ставший журналистом и поэтом (умер в 1994 году), и старшая на два года сестра Августа. В год рождения третьего ребенка семья переехала в Читу, а потом - в железнодорожный посёлок Глазково (Иркутск).


Но какие ветры занесли в сибирскую глушь отца будущего режиссера, родившегося на хуторе Ореховщина что на Полтавщине? В суровых краях он отбывал наказание за грабеж. Считается, что отец Леонида Гайдая в молодости попал в тюрьму, взяв на себя чужую вину.

Не на скрипку, так в Красную Армию

С детства Леонид Гайдай проявлял музыкальные таланты и больше всего мечтал о скрипке. Чтобы не разорять семью на ее покупку, инструмент Гайдай-младший смастерил сам и отправился с ним на вступительный экзамен в музучилище. То ли самодельная скрипка преподавателей не впечатлила, то ли способности абитуриента, но учиться музыке Гайдаю было не суждено.

Иркутскую железнодорожную школу № 42 будущий режиссер окончил за четыре дня до трагедии - 18 июня 1941 года. Наутро после объявления войны он пошёл в военкомат добровольцем, но в армию не был взят из-за возраста. На службу его призвали осенью 1941 года. После Монголии Гайдая направили в разведку на Калининском фронте. Медаль «За боевые заслуги» Леонид Иович получил 14 декабря 1942 года за бой в деревне Енкино. Приказом по 1263-му стрелковому полку 381-й стрелковой дивизии к награде был представлен участник подавления огневой точки врага, уничтожения противника и захвата пленных. Но вскоре Гайдай подорвался на противопехотной мине и после тяжелого ранения ноги в июне 1943-го полгода лечился в эвакогоспитале в Иваново. К дальнейшей службе солдата признали непригодным.

С войны - на сцену

Первой записью в трудовой книжке Леонида Гайдая стал Иркутский драмтеатр, куда он устроился рабочим сцены. В эвакуации на этой базе работал Московский театр сатиры, который и задал Гайдаю вектор на комедию. При Иркутском драмтеатре была театральная студия - ее Леонид и окончил в 1947 году, переквалифицировавшись из осветителя в актеры. А в 1949 году он поступил на режиссёрский факультет ВГИК (мастерская Григория Александрова), где встретил свою «половинку», актрису Нину Гребешкову, с которой прожил сорок лет.

После окончания вуза Леонид Иович работал режиссёром на киностудии «Мосфильм». Первой режиссерской работой Гайдая в 1956 году стала картина по рассказам В. Короленко «Долгий путь» (совместно с В. Невзоровым). А через два года вышла комедия режиссера «Жених с того света». Первый сатирический опыт едва не стоил Гайдаю карьеры. Пройдя редактуру, фильм сократился вдвое... Следующую ленту режиссер сделал идеологически выверенной, но потом старался о ней не вспоминать («Трижды воскресший», 1960).

Лучше не бывает

Первыми «народными комедиями» стали короткометражки 1961 года с Трусом, Балбесом и Бывалым. Настоящую известность Гайдаю принесли веселые истории с Юрием Никулиным, Георгием Вициным и Владимиром Моргуновым «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики». Следующий фильм «Деловые люди» по мотивам новелл О. Генри не смог повторить эту популярность, и после трехлетнего перерыва режиссер вернулся к героям, принесшим ему успех.

Три комедии подряд стали «золотыми» не только в творческой биографии Леонида Гайдая, но и в советском кинематографе. Кинокомедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница» и «Бриллиантовая рука» стали лидерами проката 1965, 1966 и 1968 годов. А через 30 лет «Бриллиантовая рука» по результатам опроса телезрителей была признана лучшей отечественной комедией века.

Авторский почерк режиссера был в том, что он всегда прикладывал руку к сценариям, выступая полноправным соавтором Я. Костюковского и М. Слободского, К. Бровина и В. Бахнова, Р. Фурмана и А. Инина. Детали и сюжеты он высматривал в хранившихся на чердаке журналах, перебирать которые имел привычку в отпуске на даче.

Из собственной жизни

Образ главного героя своих лучших комедий Леонид Гайдай сочинял с себя. Шурик, по словам наблюдавшей процесс жены режиссера Нины Гребешковой - точная копия мужа. Походка, жесты и очки - всё от Леонида Иовича, который в жизни тоже был добрым и немного нелепым, о чем, конечно, хорошо знал. Его бытовая неловкость была в семье притчей во языцех: за что бы «хозяин» в доме не взялся, всё валилось из рук и получалось наперекосяк. Ремонтом и забиванием гвоздей занималась супруга, потому что в быту этот человек был таким же беспомощным, как и вызывавший симпатии своей неуклюжестью умница Шурик.

Гайдай подарил своим героям и фильмам не одну находку из собственной жизни. Например, в 1942 году он служил в Монголии - в части, где готовили лошадей для фронта. Когда туда приехал офицер за добровольцами на фронт, то спросил у строя, кто желает в артиллерию, кавалерию, разведку и флот. На все вопросы Гайдай отвечал первым: «Я!». «Да подождите вы, - сделал ему замечание военком, - дайте огласить весь список». В немного измененном виде эта сцена появилась впоследствии в фильме «Операция "Ы" и другие приключения Шурика».

О премиях и принципах

Режиссер поощрял остроумные находки и со стороны актеров, премируя их за каждую удачную придумку двумя бутылками шампанского, которое сам, кстати, не пил. Например, исполнитель роли Бунши и Ивана Грозного Юрий Яковлев гордился тем, что получил от Гайдая «премию» за сандалии, выглядывающие из-под царского одеяния его героя, а также за повязку на щеке, которую предложил повязать в том же эпизоде.

Щедрее всех Гайдай «премировал» своего фаворита Юрия Никулина: например, за остроты в «Кавказской пленнице» актер заработал двадцать четыре бутылки, в то время как напарник по «тройке» Георгий Вицин - одну. Владимиру Моргунову, по его словам, перепало восемнадцать бутылок, что не спасло его от дальнейшей размолвки с режиссером.

«Гайдаевская тройка» приказала долго жить после того, как Моргунов забыл, кто на площадке главный. «Зазвездившись», артист как-то заявился на просмотр материала в подпитии, в сопровождении девиц, и стал хамить режиссеру. Перебранка не затянулась - Гайдай быстро указал компании на дверь, а съемку «Кавказской пленницы» заканчивал без Моргунова, заменив его в некоторых сценах дублером.

Из-за недисциплинированности не стал режиссер церемониться даже с Владимиром Высоцким, утвержденным на роль Остапа Бендера. Любимый артист подвел Гайдая тем, что накануне съемок запил. Шанса исправиться режиссер актеру не дал: Высоцкого он пообещал больше не беспокоить и слово свое сдержал.

На пользу делу

Гайдай не имел привычки раболепствовать перед артистами и поступал с отснятым материалом так, как считал нужным. Например, он своих героев переозвучивал или заменял их части тела чужими. Известно, что главная героиня в «Кавказской пленнице» говорит голосом Надежды Румянцевой, а не исполнительницы роли Натальи Варлей, а Светлану Светличную в «Бриллиантовой руке» озвучивает Зоя Толбузина. В той же картине со словами «Черт побери!» на асфальт падает не Юрий Никулин, а Леонид Каневский - именно его ноги наиболее правдоподобно поскользнулись на арбузной корке. А в комедии «12 стульев» в драке отца Федора и Кисы Воробьянинова сняты ноги самого Леонида Гайдая, оказавшиеся самыми длинными на съемочной площадке.

Гайдай часто снимался в своих фильмах. Обычно это были эпизоды, а в «12 стульях» режиссёр сыграл архивариуса Варфоломея Коробейникова, на роль которого не нашлось подходящего артиста.

Для пользы дела Леонид Иович умел проявить режиссерскую хитрость, благодаря которой ему удавалось обмануть цензуру. В «Бриллиантовой руке», например, его уловка с ядерным взрывом в финале картины спасла не один крамольный эпизод, который могли вырезать. «Всё согласен убрать, кроме этого ядерного гриба!», - сказал режиссер комиссии. В итоге чиновники Госкино пошли на компромисс: пусть останутся пьяницы и проститутки как меньшее зло, лишь бы без взрыва.

Когда работают талисманы

Леонид Гайдай не скрывал своих профессиональных суеверий и откладывал съемку, если ей предшествовала плохая примета. Например, перед началом работы полагалось разбить на «удачу» тарелку. Когда она однажды не разбилась, снимать режиссер не стал.

А своих знаменитых черных кошек он снимал в своих лучших фильмах в уверенности, что это его счастливый талисман. В «Бриллиантовой руке», например, на «счастье» снималось девять котов.

Но в поздних картинах режиссера талисманы не сработали. В 70-х годах Леонид Гайдай экранизировал произведения И. Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова, М. Зощенко и Н. Гоголя, в 80-х снял сатирические короткометражки для киножурнала «Фитиль» и несколько новых картин, но фильмы 80-х годов «Спортлото-82» и «За спичками» были менее удачными, чем шедевры 70-х. А картины времен перестройки «Частный детектив, или Операция „Кооперация“», «Опасно для жизни!» и «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-Бич опять идут дожди» вообще мало кому понравились. Для зрителя режиссер остался непревзойденным в своем раннем творчестве - видимо, худсоветы для творчества не были лишними.

Народный артист

Из жизни Леонид Гайдай уходил тяжело: открылась фронтовая рана на ноге, дала о себе знать и эмфизема легких. После воспаления легких 70-летний режиссер уже не оправился: 19 ноября 1993 года Леонид Иович скончался от закупорки легочной артерии. Похоронили Народного артиста России и СССР на Кунцевском кладбище в Москве.

Память о режиссере увековечена на доме в Москве, где он жил - на первом корпусе по адресу Черняховского, 5 сегодня есть мемориальная доска. Памятная доска установлена также на здании школы в Иваново, где во время войны размещался госпиталь, в котором после ранения восстанавливался Леонид Гайдай.


Имя режиссёра носит площадь на территории «Мосфильма», улица в микрорайоне Левашово в Кургане и два кинотеатра - в Иркутске и в его родном городе Свободном, где ему поставлены памятники. Есть памятник и героям его фильмов - в Перми местный скульптор увековечил Труса, Балбеса и Бывалого.

В 2008 году был снят документальный фильм «Операция «Ы» и другие приключения Леонида Гайдая», в котором о режиссере рассказали Яков Костюковский, Максим Никулин, Нина Гребешкова, Оксана Гайдай, Виктория Островская, Нина Маслова, Михаил Кокшенов, Дмитрий Харатьян, Светлана Светличная, Наталья Селезнёва, Наталья Варлей, Георгий Юнгвальд-Хилькевич, Владимир Этуш и Наталья Крачковская.

Фильмография

Год Фильм Режиссёр Сценарист Актёр Роль

1955Ляна Алёша

1956Долгий путь

1958Ветер Науменко

1958Жених с того света (короткометражный)

1960Трижды воскресшийизобретатель

1961В пути (короткометражный) Толя

1961Пёс Барбос и необычный кросс (короткометражный)

1961Самогонщики (короткометражный)

1962Деловые люди

1965Операция «Ы» и другие приключения Шурика

1966Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика

1968Бриллиантовая рукапьяница в подворотне

197112 стульев архивариус Варфоломей Коробейников

1973Иван Васильевич меняет профессию

1975Не может быть!

1977Инкогнито из Петербурга

1977Риск — благородное делорежиссёр на съёмках фильма

1978По улицам комод водилиХудожественный руководитель

1980За спичками

1982Спортлото-82

1985Опасно для жизни!

1989Частный детектив, или Операция «Кооперация»

1992На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди

Сумасшедший игрок в казино

Сюжеты для киножурнала «Фитиль»

1981 — Фамильная драгоценность

1983 — Метаморфоза

1983 — Атавизм

1986 — За свой счёт

1986 — Неожиданное открытие

1986 — Приспособился

1986 — Сюрприз

1986 — Ограбление по…

1987 — Картинка с выставки

1987 — Деловые игры

1987 — Горько

1987 — Пальцем в небо

1988 — Неуловимый мститель

Recent Posts from This Journal


  • Портретные фотографии красивых девушек от Ивана Ковалева

    Ковалев Иван - профессиональный фотограф из Костромы. ©


  • Александр Колпакиди: Сурков - "волшебник" Изумрудного города

    Историк и публицист Александр Колпакиди разбирает статью Владислава Суркова под названием "Долгое государство Путина". На сколько адекватны…

Поделилось

30 января известному советскому кинорежиссеру Леониду Гайдаю исполнился бы 91 год. Он вошел в историю отечественного кинематографа как создатель искрометных комедий, многие из которых стали классикой жанра. Мы решили вспомнить интересные факты о любимых фильмах!

«Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
В 1965 году в прокат вышла комедия «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Этот фильм снимали в четырех городах: Москве, Ленинграде, Баку и Одессе. Перед началом съемочного процесса сценарий, по традиции, проходил утверждение «в верхах». Цензоры-идеологи не давали разрешения на старт процесса, пока главный герой носит имя Владика. В итоге Леонид Гайдай согласился переименовать студента, назвав его Шуриком.

Известно, что на эту роль пробовалось много артистов. Среди них были Виталий Соломин, Евгений Петросян, Сергей Никоненко, Евгений Жариков, Александр Збруев и Андрей Миронов. Поначалу Леонид Гайдай утвердил на роль Валерия Носика, но, увидев фотографию Александра Демьяненко, понял, что нашел идеального кандидата. А Носик сыграл эпизодическую роль студента-картежника.

На «Мосфильме» любят вспоминать историю, как Гайдай раскритиковал фигуру Натальи Селезневой. Молодая актриса рассердилась на его замечание, и в качестве доказательства своей стройности сняла сарафан. Интересно, что операторам заранее была дана команда «Мотор!», поэтому сцена с раздеванием произошла очень естественно.

«Кавказская пленница»
Этот фильм мог и не появиться на свет, если бы Леонид Гайдай не прочитал заметку о похищенной в Закавказье невесте.
Сегодня сложно представить, но поначалу комедию по цензурным соображениям отправили пылиться в архив. И лишь благодаря счастливому стечению обстоятельств «Кавказская пленница» «пошла в народ». Одним из первых зрителей фильма стал генсек Леонид Брежнев, Ему показали комедию, намекнув, что в ней есть крамольные моменты, порочащие честь партийных лидеров. В частности, цензоры были недовольны провокационной фразой «А в соседнем районе жених украл члена партии!». Но первое лицо государства юмор Гайдая оценил, это и стало пропуском на широкий экран.

«Бриллиантовая рука»
Идея сценария для этой комедии Леониду Гайдаю также пришла во время чтения газеты. В «Правде» режиссер нашел статью о борьбе с контрабандистами, которые вывозили за границу ценные вещи в гипсе. Как и в «Кавказской пленнице», Гайдай придумал в фильме роль для Юрия Никулина. Артисту даже пришлось взять шестимесячный отпуск в цирке, чтобы воплотить задуманное режиссером. И какая началась паника, когда прокатился слух, что Никулин умер. Виновницей «утки» стала горничная гостиницы, обнаружившая муляж тела актера, накрытый простыней. Его подготовили для сцены, в которой Семен Горбунков падает из багажника «Москвича», летящего на вертолете. Пришлось срочно успокаивать общественность и демонстрировать живого актера.

«12 стульев»
В 1971 году зрители увидели новое творение Леонида Гайдая - комедию «12 стульев». Режиссер очень любил это произведение И.Ильфа и Е.Петрова, и когда получил разрешение на съемки, сценарий был готов всего за одну неделю.
О фильме «12 стульев» известен тот факт, что режиссер мечтал использовать в качестве реквизита настоящие стулья работы мастера Гамбса. Удалось найти лишь один из них, но владелица раритета не согласилась его продать. В результате пришлось создавать точную копию. Стулья заказывали за границей - в СССР не нашлось мастеров, которые сумели бы воссоздать мебельный шедевр.

«Иван Васильевич меняет профессию»
1973 год. И вновь поклонники творчества Леонида Гайдая стремятся в кинотеатры, чтобы посмотреть его новую комедию «Иван Васильевич меняет профессию». Интересно, что и к ней, как и более ранним фильмам режиссера, тоже были претензии у цензоров. Гайдаю пришлось изменить фразу царя о месте жительства. Поначалу она звучала, как «Москва, Кремль». В итоге, после критики, Иоанн Васильевич на вопрос милиционера отвечал, что живет в палатах.