«Деревня», анализ повести Бунина - Сочинение любую на тему. Анализ повести бунина деревня сочинение

Бунин — писатель, который написал много различных произведений и среди них есть те, что принесли автору наибольшую известность. Одним из таких произведений является повесть Деревня Бунина.

Бунин Деревня образ и описание

Когда знакомишься с произведением Деревня Бунина и его содержанием, то понимаешь, здесь нет розового народолюбия, здесь изображена настолько правдивая реальность, что многие сразу же обвинили писателя в том, что он оклеветал страну, показав неправду крестьянской жизни. Писатель нажил себе врагов, которые винили Бунина в том, что не видит он светлых моментов жизни того времени, не видит и положительных сторон. А между тем, Бунину была очень хорошо знакома жизнь деревни, ведь у него было очень много знакомых деревенских детей, много знакомой сельской молодежи. Писатель бывал в их домах, видел их жизнь и быт, поэтому и сумел создать свое замечательное произведение Деревня, которая открывает нам глаза на ситуацию жизни крестьян в дореволюционное время.

В своем произведении автор решил показать жизнь деревни Дурновка, но на самом деле образ Дурновки намного шире. Это не описание какой-то одной деревушки, здесь автор показывает всю Россию и все деревни в лице одной единственной Дурновки. Так, на примере жизни двух братьев, автор Бунин раскрывает идею и сюжет произведения, описывая жизнь деревни.

Как Бунин изобразил деревню?

В произведении Бунина, описывая деревню, мы видим нищету, где господствует голод и холод, даже вода для питья такая плохая, что вызывает одни болезни. Жители деревни настолько нищие, что у них в домах, на примере дома Серого, нет ни света, ни еды, поэтому и орут голодные дети, которые живут в темноте.

В деревне много персонажей, которые создают эффект бурлящей толпы, но в самом центре повести лежит жизнь братьев Тихона и Кузьмы. Они очень разные. Так, Тихон гонится за деньгами, ведь знает, они дают уверенность в завтрашнем дне. Это человек с твердым характером, которому удается стать хозяином имения в деревне. Ради достижения целей он готов на все. Даже на сделку со своей совестью, и на жестокость к односельчанам.

Кузьма же — это человек тонкой натуры, правдоискатель, поэт, которому важно понять жизнь, ее смысл, он ищет ответы на многие вопросы, но находит ли? Об этом вы и узнаете, прочтя произведение Бунина Деревня и ознакомившись с сюжетом деревни.

Бунин Деревня история создания

История создания бунинской Деревни датируется 1910 годом. Именно тогда и вышла повесть, которую писатель начал писать в 1900 году. Целых десять лет трудился Бунин над своим детищем и не зря, ведь эта ода не только принесла славу писателю, но и открыла нам глаза на жизнь крестьян накануне первой русской революции.

На уроках истории мы изучали период дореволюционного крестьянства, изучали и канун революции. Я могла представить бедность и отсталость деревень России, знала и о противоречиях, что всегда существовали между помещиками и крестьянами, кулаками и бедняками, но только после прочтения произведения Бунина я как будто побывала в том времени лично и стала сама свидетельницей той самой жизни, то самой картины, которую умело создал писатель в своей работе Деревня.

22 января 2015

Наиболее устойчивой, органичной, новой в творчестве Бунина первых лет после революции 1905-1907 гг. стала устремленность к изучению общественной действительности. Сочинения этих лет вовлекают нас в глубокие размышления об истории России, ее народа, судьбе русской революции. Наблюдается взаимопроникновение национальной, исторической, созерцательно-философской мысли.

Общая характеристика "Деревни"

Таким сложным содержанием во внешне традиционном бытовом обличье обладает повесть "Деревня", созданная в 1910 году. Это одно из первых крупных произведений Ивана Алексеевича, написанное в прозе. Над его созданием писатель трудился целых 10 лет, начав работу еще в 1900 году.

В. В. Вороновский охарактеризовал это произведение, открывающее деревенский цикл в творчестве Бунина, как изучение причин "памятных неудач" (то есть причин поражения революции). Однако этим смысловое содержание повести не ограничивается. Рассказ об обреченности русского захолустья, данный в "Деревне", является одним из самых талантливых описаний судьбы патриархального строя в истории нового времени. Присутствует обобщенный образ: деревня - царство смерти и голода.

Задача, которую поставил перед собой автор, - изобразить без идеализации русский народ. Поэтому Иван Алексеевич проводит беспощадный психологический анализ ("Деревня"). Бунин имел для него богатый материал, который давали писателю хорошо знакомые ему быт, повседневная жизнь и психология русского захолустья. Убогая, нищая жизнь, под стать которой и облик людей - косность, пассивность, жестокие нравы - все это наблюдал писатель, делая выводы, а также проводя тщательный анализ.

"Деревня" (Бунин): идейная основа произведения

Идейная основа повести - размышление о сложности и проблематичности вопроса "Кто виноват?". Кузьма Красов, один из главных героев, мучительно бьется над решением этого вопроса. Он считает, что с несчастного народа нечего взыскивать, а его брат, Тихон Красов, - что виноваты в таком положении сами крестьяне.

Двое вышеупомянутых персонажей - главные герои этого произведения. Тихон Красов олицетворяет облик нового деревенского хозяина, а Кузьма - народного интеллигента. Бунин считает, что виноват в несчастьях сам народ, но не дает четкого ответа на вопрос, что же следует делать.

Видео по теме

Повесть "Деревня" (Бунин): композиция произведения

Действие повести происходит в деревне Дурновка, которая является собирательным образом многострадального селения. В этом названии имеется указание на идиотизм его жизни.

Композиция разделена на три части. В первой в центре находится Тихон, во второй части - Кузьма, в третьей подводится итог жизни обоих братьев. На основе их судеб показаны проблемы русской деревни. Образы Кузьмы и Тихона во многом противоположны.

Тихон, являясь потомком крепостных, сумевшим разбогатеть и стать владельцем имения, уверен, что деньги - самая надежная в мире вещь. Этот трудолюбивый, смекалистый и волевой мужик посвящает всю жизнь погоне за богатством. Кузьма Красов, правдолюбец и народный поэт, размышляет о судьбе России, переживая нищету народа и отсталость крестьянства.

Образы Кузьмы и Тихона

На примере Кузьмы Бунин показывает зарождающиеся черты новой народной психологии, Кузьма раздумывает о дикости и лени народа, о том, что причины этого - не только сложные обстоятельства, в которые попали крестьяне, но и в них самих. В противоположность характеру этого героя Иван Бунин ("Деревня") изображает Тихона расчетливым и эгоистичным. Он постепенно преумножает капитал, и на пути к власти и благополучию не останавливается ни перед какими средствами. Однако, несмотря на избранное направление, он ощущает отчаяние и пустоту, которые связаны напрямую со взглядом в будущее страны, открывающее картины еще более жестокой и разрушительной революции.

Через споры, мысли, выводы братьев о себе и о родине писатель показывает светлые и темные стороны жизни крестьян, вскрывая глубину упадка крестьянского мира, проводя его анализ. "Деревня" (Бунин) - это глубокое раздумье автора о создавшемся в мужицкой среде плачевном положении.

Третья часть произведения посвящена изображению братьев в момент кризиса - подведения итогов жизненного пути главных персонажей произведения "Деревня" (Бунин). Герои эти испытывают неудовлетворенность жизнью: Кузьму снедают тоска и беспросветное одиночество, Тихон озабочен личной трагедией (отсутствием детей), а также разрушением основ бытового устройства деревни. Братья осознают безвыходность положения, в котором они очутились. При всей разности их характеров и устремлений судьба этих двух героев во многом схожа: несмотря на просвещенность и достаток, социальное положение делает и того, и другого лишним, ненужным.

Авторская оценка революции

Повесть "Деревня" (Бунин) - это четкая, искренняя и правдивая оценка России времен жизни писателя. Он показывает, что те, кто является "бунтовщиками" - пустые и глупые люди, выросшие в грубости и бескультурье, а их протест - это лишь обреченная на поражение попытка что-то изменить. Однако они не в силах совершить революцию в собственном сознании, которое остается беспросветным и костным, как показывает авторский анализ. Деревня Бунина - печальное зрелище.

Изображение крестьянства

Мужики предстают перед читателем во всей неприглядности: избиение детей и жен, дикое пьянство, истязание животных. Многие дурновцы просто не понимают, что происходит вокруг. Так, работник Кошель побывал однажды на Кавказе, но не может о нем ничего рассказать, кроме того, что там находится "гора на горе". Его ум "беден", он отталкивает все непонятное, новое, зато верит, что видел недавно настоящую ведьму.

Учителем в Дурновке работает солдат, самый обыкновенный по виду мужик, несший, однако, такую чепуху, что можно было только "руками разводить". Обучение ему представлялось как приучение к строгой армейской дисциплине.

Произведение "Деревня" (Бунин) дает нам еще один яркий образ - мужика Серого. Он был самым нищим в деревне, имея при этом много земли. Когда-то Серый построил новую избу, но ее нужно было зимой топить, поэтому он сначала сжег крышу, а затем продал и избу. Этот герой отказывается работать, сидит без дела в нетопленном жилище, а дети боятся лучины, поскольку привыкли жить в темноте.

Деревня - это вся Россия, поэтому в произведении нашла отражение судьба целой страны. Бунин считал, что крестьяне способны лишь на стихийный и бессмысленный бунт. В повести дается описание того, как однажды они взбунтовались по всему уезду. Кончилось тем, что мужики сожгли несколько усадеб, поорали "да и смолкли".

Заключение

Ивана Алексеевича обвиняли в том, что он ненавидит народ, не знает деревни. Но автор никогда бы не создал столь пронзительной повести, если бы всем сердцем не болел за родину и крестьян, что видно в произведении "Деревня". Бунин содержанием своего рассказа хотел показать все дикое, темное, что мешает людям и стране развиваться.

Повесть «Деревня» стала одним из самых выдающихся произведений писателя И. Бунина. Над «деревенским» циклом Бунин работал с 1900 по 1910 год. Писатель ставил перед собой задачу отобразить все события, происходящие в России в начале ХХ века. Бунин хотел показать русский народ таким, какой он есть, не идеализируя и не смягчая. В качестве материала для психологического анализа была выбрана деревенская жизнь, хорошо знакомая писателю.

Действие происходит в Российской империи конца XIX-начала ХХ века. Кузьма и Тихон Красовы – братья, родившиеся в деревне Дурновка. Будучи молодыми, братья занимались торговлей. После серьёзной ссоры Тихон и Кузьма перестали поддерживать отношения. Их дороги разошлись. Тихон открыл трактир и лавку, скупал за бесценок земельные участки и хлеб у помещиков. Разбогатев, он смог себе позволить даже покупку барской усадьбы. Но финансовые успехи не сделали Тихона счастливее. Его жена рожала мёртвых детей. Наследников у супругов не было. С приближением старости Тихон понял, что жизнь, несмотря на все его труды, прожита зря, и начал пить.

Кузьма резко отличается от своего брата. Он с детства мечтал получить образование. Научившись читать и писать, Кузьма увлёкся литературой, пытался сочинять рассказы и стихи. Ему даже удалось издать книгу. Однако Кузьма быстро понял, насколько несовершенно его творчество. Писательский труд не приносил дохода. Со временем Кузьма, как и его брат, разочаровался в жизни и запил. Он всё чаще начал задумываться о том, чтобы покончить с собой или дожить свою жизнь в монастыре.

К старости оба брата поняли, что не могут жить друг друга, что и привело их к примирению. Тихон назначил брата управляющим усадьбой. Вернувшись в родную Дурновку, Кузьма на некоторое время почувствовал облегчение и занялся исполнением своих новых профессиональных обязанностей. Однако вскоре Кузьма понял, что и в имении ему скучно и тоскливо. Тихон навещал его слишком редко и обсуждал с ним в основном деловые вопросы. В доме жила молчаливая кухарка Авдотья, не обращавшая на Кузьму никакого внимания. Присутствие молчаливой женщины только усиливало чувство одиночества.

Однажды Кузьма узнал тайну кухарки Авдотьи. У его брата когда-то была связь с этой женщиной из-за желания Тихона иметь ребёнка, которого ему не могла родить законная жена. Авдотья так и не смогла забеременеть. Когда о её связи с Красовым стало известно односельчанам, женщина была опозорена. Теперь ни один мужчина в деревне не возьмёт её замуж. Тихон хотел искупить свою вину перед Авдотьей и найти ей хорошего мужа. Узнав, какого человека брат готовит в мужья кухарке, Кузьма отказался участвовать в организации свадьбы. Будущий супруг Авдотьи не щадит даже собственного отца. Старик вынужден сносить побои. Кухарка сразу же покорилась своей участи. Кузьме также пришлось согласиться с Тихоном.

Свадьба была сыграна в феврале. Авдотья плакала. Не мог сдержать слёз и Кузьма, благословивший невесту. Гости не обращали на плачущую Авдотью внимания и вели себя так, как обычно ведут себя на деревенской свадьбе: пили водку и веселились.

Характеристика персонажей

Братья Красовы

У Кузьмы и Тихона разные ценности в жизни. Тихон уверен, что деньги – единственная радость человека. Кузьма ищет своё счастье в образовании. Когда молодость остаётся позади, братья понимают, что выбрали ложные идеалы. Тихон смог заработать немало денег, стать солидным и уважаемым человеком. Не получил он лишь одного – бессмертия, которое люди обретают в своих детях на закате жизни. Когда Тихона не станет, всё, что он создал, будет уничтожено, а память о нём – стёрта.

Кузьма также смог осуществить свою мечту, получив образование. Но «учёность» не принесла ему ни материального достатка, ни славы, ни уважения. Подводя итоги своей жизни, братья приходят к печальному выводу. Они оба оказались в жизненном тупике, и оба не нужны своей стране и своему народу.

Кухарка Авдотья

Жизнь Авдотьи подчинена безжалостным устоям деревенской жизни. Тихон использовал несчастную женщину в своих собственных интересах. Красов понимал, что в результате Авдотья вынуждена будет отдать ребёнка и навсегда останется в одиночестве опозоренной. Однако расчётливого дельца это не смогло остановить. «Искупление» вины стало для кухарки ещё большим горем, чем тот позор, который ей пришлось перенести.

Покорность Авдотьи превратила её в рабу и жертву обстоятельств. Сопротивление не характерно для опозоренной кухарки. Религиозность и забитость Авдотьи заставляют её соглашаться со всем, что с ней происходит, принимать все беды, как неизбежные удары судьбы и волю Божью. Вместе с тем, Авдотья закрывается от всего мира, став молчаливой и равнодушной. Кухарка привыкла к плохому обращению. В Кузьме она видит очередного господина, чью волю она обязана исполнять. Авдотья не замечает, что новый управляющий нуждается в сочувствии не меньше, чем она сама.

Анализ произведения

Русский народ вызывает симпатию автора, несмотря на всю свою грубость и необразованность. Бунин не стремится унизить или высмеять главных героев: Тихона – за его страсть к деньгам, Кузьму – за стремление получить совершенно ненужное ему образование. Наоборот, автор считает необходимым показать читателям, что оба Красовы не обделены талантами. Братья отличаются от своих безразличных односельчан, живущих бесконечными запоями и драками. У Красовых есть цели и жизненные ориентиры, которые они яростно отстаивают. Не стоит смеяться и над униженной до потери человеческого достоинства Авдотьей. Женщин, подобных ей в дореволюционной России было слишком много.

Причина всех бед
Фоном повествования становятся картины унылой деревенской жизни. Автор пытается понять, ответить самому себе на вопрос: почему такой талантливый и добрый народ проживает свою жизнь так бездарно? В конце повести Бунин находит ответ на свой вопрос: во всех своих бедах его соотечественники виноваты сами. Лень, от природы присущая русскому человеку, заставляет его жить по инерции.

Нищета, пьянство и драки не воспринимаются жителями Дурновки, как нечто удручающее. Так жили их отцы и деды, а значит, по-другому просто и быть не может. Найдя ответ на вопрос «Кто виноват?», автор немедленно задаётся вопросом «Что делать?». Виновные не осознают себя виновными. Ни один обитатель деревни никогда не задумался о том, как начать жить лучше.

Чтобы рассмотреть русский народ с разных сторон, Бунин углубляется в исследования истории, политики, экономики и религии. Автор не отрицает, что среди ленивой массы находятся люди, подобные Кузьме и его брату. Бунин пытается проследить, как сложится жизнь этих двух непохожих на других людей. Две линии жизни развиваются в разных направлениях до тех пор, пока не сходятся в одной точке. Оба брата, не обретя долгожданного счастья теми способами, которые они считали единственно верными, топят своё горе в алкоголе. Автор делает вывод о том, что каждый русский человек обречён на разочарование, несмотря на имеющиеся у него таланты. Чтобы изменить ситуацию, нужны перемены не на уровне одной отдельно взятой судьбы, а на более глобальном уровне. Неизбежность революции – второй вывод автора.

5 (100%) 3 votes


Первых лет после революции 1905-1907 гг. стала устремленность к изучению общественной действительности. Сочинения этих лет вовлекают нас в глубокие размышления об истории России, ее народа, судьбе русской революции. Наблюдается взаимопроникновение национальной, исторической, созерцательно-философской мысли.

Общая характеристика "Деревни"

Таким сложным содержанием во внешне традиционном бытовом обличье обладает повесть "Деревня", созданная в 1910 году. Это одно из первых крупных произведений Ивана Алексеевича, написанное в прозе. Над его созданием писатель трудился целых 10 лет, начав работу еще в 1900 году.

В. В. Вороновский охарактеризовал это произведение, открывающее деревенский цикл в творчестве Бунина, как изучение причин "памятных неудач" (то есть причин поражения революции). Однако этим смысловое содержание повести не ограничивается. Рассказ об обреченности русского захолустья, данный в "Деревне", является одним из самых талантливых описаний судьбы патриархального строя в истории нового времени. Присутствует обобщенный образ: деревня - царство смерти и голода.

Задача, которую поставил перед собой автор, - изобразить без идеализации русский народ. Поэтому Иван Алексеевич проводит беспощадный психологический анализ ("Деревня"). Бунин имел для него богатый материал, который давали писателю хорошо знакомые ему быт, повседневная жизнь и психология русского захолустья. Убогая, нищая жизнь, под стать которой и облик людей - косность, пассивность, жестокие нравы - все это наблюдал писатель, делая выводы, а также проводя тщательный анализ.

"Деревня" (Бунин): идейная основа произведения

Идейная основа повести - размышление о сложности и проблематичности вопроса "Кто виноват?". Кузьма Красов, один из главных героев, мучительно бьется над решением этого вопроса. Он считает, что с несчастного народа нечего взыскивать, а его брат, Тихон Красов, - что виноваты в таком положении сами крестьяне.

Двое вышеупомянутых персонажей - главные герои этого произведения. Тихон Красов олицетворяет облик нового деревенского хозяина, а Кузьма - народного интеллигента. Бунин считает, что виноват в несчастьях сам народ, но не дает четкого ответа на вопрос, что же следует делать.

Повесть "Деревня" (Бунин): композиция произведения

Действие повести происходит в деревне Дурновка, которая является собирательным образом многострадального селения. В этом названии имеется указание на идиотизм его жизни.

Композиция разделена на три части. В первой в центре находится Тихон, во второй части - Кузьма, в третьей подводится итог жизни обоих братьев. На основе их судеб показаны проблемы русской деревни. Образы Кузьмы и Тихона во многом противоположны.

Тихон, являясь потомком крепостных, сумевшим разбогатеть и стать владельцем имения, уверен, что деньги - самая надежная в мире вещь. Этот трудолюбивый, смекалистый и волевой мужик посвящает всю жизнь погоне за богатством. Кузьма Красов, правдолюбец и народный поэт, размышляет о судьбе России, переживая нищету народа и отсталость крестьянства.

Образы Кузьмы и Тихона

На примере Кузьмы Бунин показывает зарождающиеся черты новой народной психологии, Кузьма раздумывает о дикости и лени народа, о том, что причины этого - не только сложные обстоятельства, в которые попали крестьяне, но и в них самих. В противоположность характеру этого героя Иван Бунин ("Деревня") изображает Тихона расчетливым и эгоистичным. Он постепенно преумножает капитал, и на пути к власти и благополучию не останавливается ни перед какими средствами. Однако, несмотря на избранное направление, он ощущает отчаяние и пустоту, которые связаны напрямую со взглядом в будущее страны, открывающее картины еще более жестокой и разрушительной революции.

Через споры, мысли, выводы братьев о себе и о родине писатель показывает светлые и темные стороны жизни крестьян, вскрывая глубину упадка крестьянского мира, проводя его анализ. "Деревня" (Бунин) - это глубокое раздумье автора о создавшемся в мужицкой среде плачевном положении.

Третья часть произведения посвящена изображению братьев в момент кризиса - подведения итогов жизненного пути главных персонажей произведения "Деревня" (Бунин). Герои эти испытывают неудовлетворенность жизнью: Кузьму снедают тоска и беспросветное одиночество, Тихон озабочен личной трагедией (отсутствием детей), а также разрушением основ бытового устройства деревни. Братья осознают безвыходность положения, в котором они очутились. При всей разности их характеров и устремлений судьба этих двух героев во многом схожа: несмотря на просвещенность и достаток, социальное положение делает и того, и другого лишним, ненужным.

Авторская оценка революции

Повесть "Деревня" (Бунин) - это четкая, искренняя и правдивая оценка России времен жизни писателя. Он показывает, что те, кто является "бунтовщиками" - пустые и глупые люди, выросшие в грубости и бескультурье, а их протест - это лишь обреченная на поражение попытка что-то изменить. Однако они не в силах совершить революцию в собственном сознании, которое остается беспросветным и костным, как показывает авторский анализ. Деревня Бунина - печальное зрелище.

Изображение крестьянства

Мужики предстают перед читателем во всей неприглядности: избиение детей и жен, дикое пьянство, истязание животных. Многие дурновцы просто не понимают, что происходит вокруг. Так, работник Кошель побывал однажды на Кавказе, но не может о нем ничего рассказать, кроме того, что там находится "гора на горе". Его ум "беден", он отталкивает все непонятное, новое, зато верит, что видел недавно настоящую ведьму.

Учителем в Дурновке работает солдат, самый обыкновенный по виду мужик, несший, однако, такую чепуху, что можно было только "руками разводить". Обучение ему представлялось как приучение к строгой армейской дисциплине.

Произведение "Деревня" (Бунин) дает нам еще один яркий образ - мужика Серого. Он был самым нищим в деревне, имея при этом много земли. Когда-то Серый построил новую избу, но ее нужно было зимой топить, поэтому он сначала сжег крышу, а затем продал и избу. Этот герой отказывается работать, сидит без дела в нетопленном жилище, а дети боятся лучины, поскольку привыкли жить в темноте.

Деревня - это вся Россия, поэтому в произведении нашла отражение судьба целой страны. Бунин считал, что крестьяне способны лишь на стихийный и бессмысленный бунт. В повести дается описание того, как однажды они взбунтовались по всему уезду. Кончилось тем, что мужики сожгли несколько усадеб, поорали "да и смолкли".

Заключение

Ивана Алексеевича обвиняли в том, что он ненавидит народ, не знает деревни. Но автор никогда бы не создал столь пронзительной повести, если бы всем сердцем не болел за родину и крестьян, что видно в произведении "Деревня". Бунин содержанием своего рассказа хотел показать все дикое, темное, что мешает людям и стране развиваться.

МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А.М. Рудого»

Учитель русского языка и литературы Галуцких Наталья Андреевна

Язык повести И.А. Бунина «Деревня»

О.С. Ахманова понятие стиля и языка не разграничивает, полагая, что «стиль - одна из дифференциальных разновидностей языка, языковая подсистема со своеобразным словарем, фразеологическими сочетаниями, оборотами и конструкциями, отличающаяся от других разновидностей в основном зкспрессивно-оценочными свойствами составляющих его элементов и обычно связанная с определенными сферами употребления речи.

Язык «Деревни» сгущен, экономен и краток; он максимально приближен к экспрессивно-разговорной речи. Форма речи по преимуществу диалогическая; даже в том случае, когда она ведется от третьего лица, она готова перейти или переходит в устное эмоционально окрашенное высказывание. Деревенская Русь говорит у Бунина как бы сама и от своего имени. Персонажи «Деревни» думают и говорят привычными устойчивыми фразами, почерпнутыми из арсенала народной фразеологии, общеупотребительной, приближенной к пословице, присловью, прибаутке, поговорке и т. п.

Роль фразеологизмов лишь отчасти состоит в том, чтобы придать речи персонажей наибольшую выразительность; менее всего она связана с индивидуализацией речевых характеристик. Напротив, господствующая функция фразеологизмов направлена на уничтожение резкой индивидуальной специфики: Бунин стремится передать общенародный характер мысли и слова персонажей, по возможности придать им единый - исторический и национальный - символический смысл.

Речевая афористичность бунинских персонажей либо целиком повторяет фольклорные фразеологизмы, либо представляет собой вариации на привычные фольклорные формы. Фольклоризация художественной речи служит для Бунина способом достижения ее экзотеричности. Его персонажи говорят на общераспространенном и одновременно поэтическом языке народной мудрости, содержащем отстоявшиеся речевые формулы национального сознания и психологии.

Таким образом, говоря о стиле повести «Деревня», мы будем иметь в виду манеру письма, идейно-художественные особенности писателя. Рассматривая язык повести «Деревня», мы в большей мере будем уделять внимание языку героев произведения.

Язык «Деревни» существенно отличается от ранних рассказов.

Несомненно, в рамках общего замысла одной из наибольших трудностей для писателя являлась и индивидуализация речи персонажей и некоторое «разводнение» диалога, чтобы уж не слишком густым, терпким был язык повести в целом. Естественно, что основной возможностью для этого было использование авторских отступлений и пейзажных вставок.

Бунин хорошо индивидуализировал речь братьев Красовых. Оба они - крестьяне, часть жизни провели вместе, а затем их пути надолго разошлись. Кузьма странствовал, одно время жил в городе, занимался самообразованием, Среда, в которой он жил с малых лет, наложила на него неизгладимый отпечаток, он в чем-то остался крестьянином, а в чем-то перестал им быть.

Разбогатев, Тихон Красов в определенной мере отошел от крестьянства. Он даже покинул Дурновку и поселился на постоялом дворе, который снял неподалеку от деревни. Он, как и Кузьма, тоже занимает некое промежуточное социальное положение. По своей психологии, мышлению, житейской практике он далеко уже не крестьянин. И.А. Бунину было необходимо «развести» так, чтобы наряду со сходными элементами разговорной речи были особенности, отличающие язык одного от языка другого.

Социальные искания Кузьмы выработали в нем потребность к долгим речам. Он любит и умеет говорить. Когда Кузьма держит свои обвинительные речи перед Тихоном или спорит с Балашкиным, его язык почти литературен, ибо он оперирует в основном готовыми понятиями, поговорками, пословицами, приводимыми им в качестве доказательств беды и вины русского народа. В обыденном же разговоре у Кузьмы наряду с литературными оборотами речи попадаются и просторечные слова, такие как: «особливо», «авось», «недолга», «кабы», «спервоначалу». Однако просторечные слова Кузьма употребляет очень редко, с отбором: проскальзывает, например, у него местное словечко «гандобит» - вместо «оборудует». Да и просторечные слова у Кузьмы из тех, что не очень режут слух. Сам Бунин так описывает речь Кузьмы: «У него была манера отчеканивать слоги». Кузьма многоречив и, как правило, беседуя, он волнуется, поэтому чаще всего говорит короткими фразами, перескакивая с предмета на предмет.

Когда точка зрения братьев сходится по какому-либо вопросу, происходит сближение и в их манере выражать свои мысли. И, наоборот, когда они расходятся во мнении, то яснее выступает большая начитанность Кузьмы, его более широкий кругозор и умение обобщать.

Задумав выдать замуж Молодую и отметая возражения Кузьмы, Тихон говорит: «Имей в виду: воду толочь - вода будет. Слово мое есть свято во веки веков. Раз я сказал - сделаю. За грех мой не свечку поставлю, а сотворю благое, хоть и лепту одну подали, да за лепту эту попомнит мне господь» (1, III, 124). Речь Тихона образная и сильная, но ясно, что свои убеждения он вынес из церковных проповедей. Не менее сильно и образно отвечает ему Кузьма: «Запомни, брат... Запомни, наша с тобой песенка спета и никакие свечи нас с тобой не спасут» (1, III, 128).

На реплику Тихона, выдержанную в стиле церковнославянской речи, Кузьма отвечает «по-светски», исходя из своеобразного понимания положения русского крестьянина. Склоняясь к тому, что народ скорее несчастен, чем виноват, и делая тем самым шаг в сторону правды, Кузьма, однако, с болью признает, что для него, хоть он и сам из крестьян, крестьянская душа - потемки.

Н.И. Волынская очень подробно рассматривает психологические диалоги братьев Красовых. Первая диалогическая сцена встречи и разговора Тихона с Кузьмой является одним из элементов завязки сюжета (после примирения с братом Кузьма поселяется в Дурновке). Диалогу братьев предшествует подробное описание провинциального трактира и наружности Кузьмы. Беседа братьев указывает на их полную внутреннюю противоположность, различное отношение к людям и жизни, раскрывает их взгляд на русский народ. Противопоставление Тихона и Кузьмы обнаруживается и в их речевой манере. Если речь Кузьмы более страстная, обличительная, то речь Тихона тверже, спокойнее. Он употребляет немало пословиц и поговорок, соответствующих его психологии: «И рад бы в рай, да грехи не пускают» (1, III, 344), «Зачитаешься - в кармане не досчитаешься» (1, III, 37). Тихон говорит о конкретном, стремления к обобщениям у него незаметно, нет и стилистического разнобоя в его речи.

В высказываниях же Кузьмы рассуждения о татаро-монголах и славянофилах сочетаются с просторечной, диалектной лексикой. В строении его фраз чувствуется желание четко разъяснить все не только брату, но и себе, выговорить и понять каждую мысль до конца.

В первой диалогической сцене Бунин не передает последовательно и детально весь разговор братьев. Он ограничивается лишь этапными моментами, а иногда прибегает к новому приему: частично пересказывает сам какой-то момент в их беседе, что в значительной мере продиктовано стремлением писателя к максимальной краткости и обобщенности.

В авторских ремарках (небольших по объему) даны характерные жесты, излюбленные позы, движения, которые указывают на переживания героев. Так, Тихон, который горюет о своей бесполезной жизни, часто «вздыхает» (1, III, 33), «хмурится» (1, III, 35), «барабанит пальцами по столу» (1, III, 34) и др. Разнообразнее и сложнее гамма чувств у Кузьмы. Он говорит «строго» (1, Ш, 35), «энергично» (1, III, 35), удивляясь, «поднимает брови» (1, III, 33), «хлопает по столу ладонью» (1, III, 35). В замечаниях автора не только опосредованно выражены чувства действующих лиц, но и содержится эмоционально-оценочное начало автора. Видно, что симпатия писателя на стороне Кузьмы, а не Тихона.

Полнее и глубже характер Кузьмы вырисовывается во 2-ом его диалоге с Тихоном. Эта сцена дает мощный толчок дальнейшему развитию действия. Тихон кается в совершенном им «грехе» по отношению к Молодой и следует совету брата помочь обиженной женщине деньгами, а затем нанять ее к Кузьме в кухарки. Во втором диалоге говорит преимущественно Кузьма. Вместо прямой речи Тихона автор кратко сообщает содержание его исповеди, то есть авторское начало остается ведущим, потому, мы отмечали ранее этот факт, так велика доля несобственно-прямой речи. Это чужая речь, непосредственно включенная в авторское повествование, сливающаяся с ним и не отграничивающаяся от него. Она ведется от имени автора, сохраняет все свои особенности, но не выделяется на фоне авторской речи. По существу Кузьма, мало обращая внимание на перебивающие его то насмешливые, то подтверждающие реплики Тихона, произносит длинный монолог. Особенно важен для понимания идейного смысла и художественной структуры повести весь погруженный в эмоциональную атмосферу третий диалог братьев Красовых в последней части повести «Деревня». Здесь подведены итоги прошлой жизни Красовых и необычайно ясно дано ощущение ее бесперспективности. Являясь всю жизнь антагонистами, Тихон и Кузьма высказывают теперь примерно одни и те же мысли о своей личной жизни, об исторической обреченности русского народа. А завершающая сцену картина свадьбы Молодой с Дениской являющаяся развязкой сюжета повести, в образной форме воплощает лишь то, что было уже высказано в диалоге.

Стремясь к обобщенности, Бунин не передает детально весь разговор братьев. Так же как и прежде, он его сжимает, концентрирует реплики говорящих отдельные части передает в форме авторского пересказа: «И Тихон Ильич перевел разговор на дела. Видимо, он и задумался-то давеча, среди рассказа, только потому, что вспомнил что-то гораздо более важное, чем казни, - какое-то дело» (1, III, 121).

В отличие от предыдущих диалогов, в последнем Бунин стремится больше отметить общее в речевых характеристиках братьев, чем отличное. Писателю важнее всего показать, что типично для языковой манеры определенной социальной среды - мещанской прослойки общества. И тем не менее в речи Тихона и Кузьмы явственно проступает индивидуальное. Кузьма более категоричен в оценке своей личной судьбы и жизни брата («Запомни: наша с тобой песня спета... Слышишь? Мы дурновцы!» (1, III, 123), чем в заключениях о народе. Речь Тихона, предающегося горьким размышлениям, все больше окрашивается эмоционально. В ней появляются яркие образные выражения, сравнения. Так, например, свою жизнь он называет «золотой клеткой», сравнивает ее с платком кухарки, в течение жизни изношенным наизнанку до дыр, чтобы он не выцвел и в праздник можно было бы насладиться его цветистой стороной: «А пришел праздник – лохмотья одни остались…Так вот и я …с жизнью-то своей» (1, III, 125).

Авторские ремарки к словам героев, в которых даны указания на испытываемые ими чувства, делают диалог также более эмоциональным. Так, Кузьма слушает Тихона «почти со страхом» (1, III, 121), смотрит на него «страдальческими глазами» (1, III, 123), у старшего Красова глаза «остановившиеся, сумасшедшие» (1, III, 121). По сравнению с предыдущими сценами диалогический рисунок здесь стал еще тоньше и разнообразнее.

Мы рассмотрели некоторые наиболее важные диалогические сцены в повести Бунина «Деревня» и пришли к выводу: диалог является самым основным и определяющим компонентом всей идейно-художественной структуры произведения.

Список использованной литературы

  1. Бунин, И.А. Собрание сочинений в 9-ти т./ И.А.Бунин. – М.:Худож. лит.,1965. – 503 с.
  2. Бунин, И.А. Избранное/ И.А.Бунин. – М.: Худож. лит.,1970. – 496 с.
  3. Бунин, И.А. Воспоминания/ И.А.Бунин. – Париж,1937. – 371 с.
  4. Афанасьев, В.Н. И.А.Бунин. Очерк творчества: Учебно-методическое пособие/ В.Н. Афанасьев. – М., 1966. – 383 с.
  5. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов/ О.С.Ахманова. – М.,1966. – 606 с.
  6. Благасова, Г.М. О ритмико-мелодическом строе и стиле повести И.А.Бунина «Деревня»/ Г.М. Благасова // Проблемы методик, жанра и стиля в русской литературе: межвуз. сб. науч. трудов. – М., 1997. – 162 с.
  7. Колобаева, Л.А. Проза И.А. Бунина: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам/ Л.А. Колобаева. – м.: Изд-во МГУ, 2000. – С. 15-20.
  8. Кучеровский, Н.М. И. Бунин и его проза(1887-1917)/ Н.М. Кучеровский. – Тула: Приокское кн. изд-во, 1980. – 390 с.