Биография вересаева викентия викентьевича. Вересаев викентий викентьевич

Вике́нтий Вике́нтьевич Вереса́ев (настоящая фамилия - Смидо́вич ; 16 января 1867 года, Тула - 3 июня 1945 года, Москва) - русский писатель и переводчик, литературовед. Лауреат последней Пушкинской премии (1919) и Сталинской премии первой степени (1943).

Викентий Вересаев – студент Санкт-Петербургского университета.
Фотография, 1885 г.

Отец - Викентий Игнатьевич Смидович (1835-1894), дворянин, был врачом, основателем Тульской городской больницы и санитарной комиссии, одним из создателей Общества тульских врачей. Мать организовала в своём доме первый в Туле детский сад.

Троюродным братом Викентия Вересаева был Пётр Смидович, а сам Вересаев приходится дальним родственником Натальи Фёдоровны Васильевой - матери генерал-лейтенанта В. Е. Васильева.

Викентий Вересаев и Леонид Андреев, 1912 год

Семья проживала в Туле на улице Гоголевской в своём доме № 82, где сейчас располагается Дом-музей В. В. Вересаева.

Окончил Тульскую классическую гимназию (1884) и поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1888 году.

В 1894 году окончил медицинский факультет Дерптского университета и приступил в Туле к медицинской деятельности. Скоро переехал в Петербург, где в 1896-1901 годах работал ординатором и заведующим библиотекой в Городской барачной в память С. П. Боткина больнице, а в 1903 году поселился в Москве.

В годы разочарований и пессимизма примыкает к литературному кружку легальных марксистов (П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, П. П. Маслов, Неведомский, Калмыкова и другие), входит в литературный кружок «Среда» и сотрудничает в журналах: «Новое слово», «Начало», «Жизнь».

В 1904 году, во время русско-японской войны, его призывают на военную службу в качестве военврача, и он отправляется на поля далёкой Маньчжурии.

В 1910 году совершил поездку в Грецию, что привело к увлечению древнегреческой литературой на протяжении всей его дальнейшей жизни.

В Первую мировую войну служил в качестве военного врача. Послереволюционное время провёл в Крыму.

В 1921 году вернулся в Москву. В 1941 году эвакуировался в Тбилиси.

Литературная деятельность

Викентий Вересаев увлекся литературой и начал писать в гимназические годы. Началом литературной деятельности Вересаева следует считать конец 1885 года, когда он помещает в «Модном журнале» стихотворение «Раздумье». Для этой первой публикации Вересаев выбрал псевдоним «В. Викентьев». Псевдоним «Вересаев» он избрал в 1892 году, подписав им очерки «Подземное царство» (1892), посвящённые труду и жизни донецких шахтёров.

Военврач полевого госпиталя Викентий Вересаев в действующей армии в годы русско-японской войны.
Фотография. Маньчжурия, 1904-1905 гг.

Писатель сложился на грани двух эпох: он начал писать, когда потерпели крушение и утратили свою обаятельную силу идеалы народничества, а в жизнь стало упорно внедряться марксистское мировоззрение, когда дворянско-крестьянской культуре была противопоставлена буржуазно-городская культура, когда город был противопоставлен деревне, а рабочие - крестьянству.
В автобиографии Вересаев пишет: «Пришли новые люди, бодрые и верящие. Отказавшись от надежд на крестьянство, они указали на быстро растущую и организующуюся силу в виде фабричного рабочего, приветствовали капитализм, создающий условия для развития этой новой силы. Кипела подпольная работа, шла агитация на фабриках и заводах, велись кружковые занятия с рабочими, ярко дебатировались вопросы тактики… Многих, кого не убеждала теория, убедила практика, в том числе и меня… Зимой 1885 года вспыхнула знаменитая Морозовская стачка ткачей, поразившая всех своей многочисленностью, выдержанностью и организованностью».
Творчество писателя этого времени - переход от 1880-х к 1900-м годам, от близости к социальному оптимизму Чехова к тому, что впоследствии выразил в «Несвоевременных мыслях» Максим Горький .

Викентий Вересаев (слева), поэт и художник Максимилиан Волошин (в центре) и художник-пейзажист Константин Богаевский.
Фотография. Крым, Коктебель, 1927 г.

В 1894 году была написана повесть «Без дороги». Автор даёт картину мучительных и страстных поисков молодым поколением (Наташа) смысла и путей жизни, обращается за разрешением «проклятых вопросов» к старшему поколению (врач Чеканов) и ждёт ясного, твёрдого ответа, а Чеканов бросает Наташе тяжёлые, как камни, слова: «Ведь у меня ничего нет. К чему мне честное и гордое миросозерцание, что оно мне даёт? Оно уже давно мертво». Чеканов не хочет признать, «что он безжизненно нем и холоден; однако обмануть себя он не в состоянии» и погибает.

За 1890-е годы происходят события: создаются марксистские кружки, появляются «Критические заметки об экономическом развитии России» П. Б. Струве, выходит книга Г. В. Плеханова «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», вспыхивает известная стачка ткачей в Петербурге, выходит марксистское «Новое слово», потом «Начало» и «Жизнь».

В 1897 году Вересаев издаёт повесть «Поветрие». Наташа уже не томится «беспокойными исканиями», «она нашла дорогу и верит в жизнь», «от неё так и веет бодростью, энергией, счастьем». Повесть зарисовывает полосу, когда молодёжь в своих кружках набросилась на изучение марксизма и пошла с пропагандой идей социал-демократии в рабочие массы, - на заводы и фабрики.

Всероссийская известность к Вересаеву пришла после издания в 1901 году в журнале «Мир Божий» «Записок врача» - биографической повести об экспериментах на людях и о столкновении с их чудовищной реальностью молодого врача. «Врач - если он врач, а не чиновник врачебного дела - должен прежде всего бороться за устранение тех условий, которые делают его деятельность бессмысленной и бесплодной, он должен быть общественным деятелем в самом широком смысле слова». Затем в 1903-1927 годах было 11 изданий. В работе, осуждавшей медицинские эксперименты на людях, проявилась также моральная позиция писателя, выступавшего против любых экспериментов на людях, в том числе и против социальных экспериментов, кто бы их ни проводил - бюрократы или революционеры. Резонанс был настолько силён, что сам император велел принять меры и прекратить медицинские эксперименты на людях.

Не случайно Сталинскую премию писатель получил в 1943 году, в разгар борьбы с чудовищными экспериментами нацистов. Но всемирную известность эта работа получила только в 1972 году. Действительно, с годами актуальность позиции Вересаева возрастает, - если иметь в виду те научные исследования и те новые технологии, которые так или иначе воздействуют на здоровье, благополучие, достоинство, безопасность человека. Такие исследования в наше время проводятся далеко за рамками собственно медицинской и биомедицинской науки. В полемике с противниками Вересаев показал убожество сторонников права сильного на эксперименты якобы «в интересах общественного блага» над «бесполезными членами общества», «старухами-процентщицами», «идиотами» и «отсталыми и социально чуждыми элементами».

К началу столетия развёртывается борьба между революционным и легальным марксизмом, между ортодоксами и ревизионистами, между «политиками» и «экономистами». В декабре 1900 года начинает выходить «Искра». Выходит «Освобождение» - орган либеральной оппозиции. Общество увлекается индивидуалистической философией Ф. Ницше , частью зачитывается кадетско-идеалистическим сборником «Проблемы идеализма».

Эти процессы нашли своё отображение в повести «На повороте», вышедшей в конце 1902 года. Героиня Варвара Васильевна не мирится с медленным и стихийным подъёмом рабочего движения, это её раздражает, хотя она и сознает: «я - ничто, если не захочу признать этого стихийного и его стихийности». Она не хочет чувствовать себя второстепенной, подчинённой силой, придатком к рабочему классу, каковым в своё время были народники по отношению к крестьянству. Правда, теоретически Варя остаётся прежней марксисткой, но мироощущение её надломилось, изменилось. Она глубоко страдает и, как человек большой, глубокой искренности и совести, кончает самоубийством, сознательно заразившись у постели больного. В Токареве психологический распад выражен сильнее, ярче. Он мечтает об изящной жене, усадьбе, уютном кабинете и «чтобы всё это покрывалось широким общественным делом» и не требовало больших жертв. В нём нет внутреннего мужества Вари, он философствует, что в учении Бернштейна «больше настоящего реалистического марксизма, чем в правоверном марксизме». Сергей - с налётом ницшеанства, он верит в пролетариат, «но он хочет прежде всего верить в себя». Он, как и Варя, гневно обрушивается на стихийность. Таня - полна энтузиазма, самоотверженности, она готова на борьбу со всем жаром своего молодого сердца.

Ближе к 1905 году общество и литературу охватил революционный романтизм и зазвучала песнь «безумству храбрых»; Вересаев не увлёкся «возвышающим обманом», он не побоялся «тьмы низких истин». Во имя жизни он дорожит истиной и без всякого романтизма рисует те пути и дороги, которыми шли различные слои общества.

Русско-японская война и 1905 год нашли отражение в в рассказах и очерках, составивших сборник «На японской войне» (полностью опубликовано в 1928 году). После революции 1905 года началась переоценка ценностей. Многие из интеллигенции разочарованно отошли от революционной работы. Крайний индивидуализм, пессимизм, мистика и церковность, эротизм окрасили эти годы. В 1908 году, в дни торжества Санина и Передонова, выходит повесть «К жизни». Чердынцев, видный и деятельный социал-демократ, в момент распада, утратив ценность и смысл человеческого существования, страдает и ищет утешения в чувственном наслаждении, но все напрасно. Внутренняя сумятица проходит лишь в общении с природой и при связи с рабочими. Поставлен острый вопрос тех лет о взаимоотношениях интеллигенции и массы, «Я» и человечества вообще.

В 1922 году вышел роман «В тупике», в котором показано семейство Сартановых. Иван Иванович, учёный, демократ, вообще ничего не понимает в развернувшейся исторической драме; дочь его Катя, меньшевичка, не знает, что делать. Оба - по одну сторону баррикады. Другая дочь, Вера, и племянник Леонид - коммунисты, они - по другую сторону. Трагедия, столкновения, споры, беспомощность, тупик.

Вересаев пишет и о рабочих и крестьянах. В повести «Конец Андрея Ивановича», в очерке «На мёртвой дороге» и в ряде других произведений писатель изображает рабочего.

В очерке «Лизар» рисуется заносчивая глупость извозчика выступающего за ограничение рождаемости. Этой теме посвящено ещё несколько очерков.

Большой интерес представляет работа о Ф. М. Достоевском , Л. Н. Толстом и Ницше, озаглавленная «Живая жизнь» (две части). Это теоретическое оправдание повести «К жизни»; здесь автор вместе с Толстым проповедует: «Жизнь человечества - это не тёмная яма, из которой оно выберется в отдалённом будущем. Это светлая, солнечная дорога, поднимающаяся все выше и выше к источнику жизни, света и целостного общения с миром!..» «Не прочь от жизни, а в жизнь, - в самую глубь её, в самые недра». Единство с целым, связь с миром и людьми, любовь - вот основа жизни.

За первые годы после революции 1917 вышли работы Вересаева:

  • «В юные годы» (Воспоминания);
  • «Пушкин в жизни»;
  • переводы с древнегреческого: «Гомеровы гимны»;

В 1928-1929 годах опубликовал в 12 томах полное собрание своих сочинений и переводов. В том 10 вошли переводы с древнегреческого эллинских поэтов (исключая Гомера), в том числе «Работы и дни» и «Теогония» Гесиода , неоднократно затем переиздававшиеся.

По манере письма Вересаев - реалист. Что особенно ценно в творчестве писателя, - это его глубокая правдивость в отображении среды, лиц, а также любовь ко всем, мятежно ищущим разрешения «вечных вопросов» с позиции любви и правды. Его герои даны не столько в процессе борьбы, работы, сколько в поисках путей жизни.

Произведения

Романы

  • В тупике (1923)
  • Сёстры (1933)

Драмы

Повести

  • Без дороги (1894)
  • Поветрие (1897)
  • Два конца: Конец Андрея Ивановича (1899), Конец Александры Михайловны (1903)
  • На повороте (1901)
  • На японской войне (1906-1907)
  • К жизни (1908)
  • Исанка (1927)

Рассказы

  • Загадка (1887-1895)
  • Порыв (1889)
  • К спеху (1897)
  • Товарищи (1892)
  • Лизар (1899)
  • Ванька (1900)
  • На эстраде (1900)
  • Встреча (1902)
  • Мать (1902)
  • Звезда (1903)
  • Враги (1905)
  • Исполнение земли (1906)
  • Случай (1915)
  • Состязание (1919)
  • Собачья улыбка (1926)
  • Княгиня (19)
  • Невыдуманные рассказы о прошлом.
  • Дедушка

Литературоведение

  • Живая жизнь. О Достоевском и Льве Толстом (1910)

Документальные

  • Пушкин в жизни (1925-1926)
  • Гоголь в жизни (1933)
  • Спутники Пушкина (1937)

Воспоминания

  • Записки врача (1900)
  • В юные годы (1927)
  • В студенческие годы (1929)
  • Литературные воспоминания

Награды

  • Пушкинская премия Академии наук (1919) - за переводы древнегреческой поэзии
  • Сталинская премия первой степени (1943) - за многолетние выдающиеся достижения
  • Орден Трудового Красного Знамени (31.01.1939)
  • Медаль «За оборону Кавказа» (1945)

Память о Вересаеве

В 1958 году в Туле был установлен памятник писателю, а в 1992 году был открыт музей Вересаева.В январе 2017 года, в честь 150-летнего юбилея В.В.Вересаева, ГП "Почта Донбасса" (ДНР) ввела в обращение художественную почтовую марку «Вересаев Викентий Викентьевич 1867 – 1945».

Вересаев в топонимике

  • Вересаево - село в Сакском районе Крыма было названо в честь Викентия Вересаева в 1948 году.
  • Улица имени Викентия Вересаева в Туле - бывшая Техническая (в Центре), переименованная в 1989 году. До этого в городе существовала улица имени Вересаева, располагавшаяся в 2 км от улицы, носящей сейчас имя писателя. Она исчезла в результате перестройки кварталов.
  • Улица Вересаева - улица в Москве на территории района «Можайский» Западного административного округа.
  • Улица Вересаева в Ростове-на-Дону.
  • Улица Вересаева в Новосибирске.
  • Улица Вересаева в городе Богородицке.
  • Улица Вересаева в Петровском районе Донецка.
  • Улица Вересаева в Запорожье.
  • Улица Вересаева в Феодосии.
  • Улица Вересаева в Коктебеле.

Библиография

  • Вересаев В. В. Полное собрание сочинений В. В. Вересаева. В 4-х томах. - СПб.: Тов-во А. Ф. Маркс, 1913.
  • Вересаев В. В. Полное собрание сочинений: в 16 т. - М.: Недра, 1929.
    • Эллинские поэты: в переводах В. В. Вересаева. - М., 1963. - (Библиотека античной литературы).

Литература

  • Кранихфельд В. В. В. Смидович. // История русской литературы / Под ред. Овсянико-Куликовского. - М., 1908-1912. - Т. V .
  • Львов-Рогачевский. В. В. Вересаев. // Русская литература XX века / Под ред. С. Венгерова.. - М., 1914. - Т. I.
  • Неведомский М. Зачинатели и продолжатели. - П., 1919.
  • Луначарский А. В. Этюды. - М.-Пг., 1922.
  • Бровман Г. А. В. Вересаев: Жизнь и творчество. - М.: Советский писатель, 1959.
  • Ю. Фохт-Бабушкин. О Вересаеве // В. В. Вересаев. Повести и рассказы. - М.: Художественная литература, 1987.
  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. - М. : РИК «Культура», 1996. - XVIII, 491, с. - 5000 экз.
  • Овчинников Д. "Насквозь" тульский писатель //Молодой коммунар. - 2017, 7 февраля.

Вересаев Викентий Викентьевич (настоящая, фамилия - Смидович), писатель, родился 4(16)I.1867 г. в Туле , в семье врача.

В 1884 окончил Тульскую классическую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета.

В 1888 поступил на медицинский факультет Дерптского университета.

С 1894 получив диплом врача, Викентий Викентьевич стал заниматься лечебной практикой.

В 1887 увидели свет его первые рассказы - «Мерзкий мальчишка» и «Загадка». Второй из этих рассказов автор считал началом своей серьезной литературной деятельности, неизменно открывая им собрание своих сочинений. В этом рассказе Викентий Викентьевич, разрабатывая тему искусства, утверждает мысль, что искусство призвано будить в человеке высокие стремления, вызывать в нем веру в свои силы, поднимать на борьбу.

Вересаев пытается найти идейную опору в народничестве, разделяя его взгляды. Однако теории народников все более отрывались от действительности, и критический ум Вересаева не мог долго питаться устаревшими догмами.

В 90-х гг. Викентий Викентьевич Вересаев идейно примыкает к группе легальных марксистов и печатается в журналах «Жизнь» и «Начало». Это дало ему возможность понять народничество «со стороны» в его подлинном содержании.

В повести «Без дороги» (1894) писатель нарисовал трагическую фигуру народника, охваченного глубоким отчаянием от крушения своих идеалов. Герой повести, честный и деятельный человек, земский врач Чеканов, убеждается на собственной практике в тщетности народнических проповедей. Избегая громких слов, стершихся подобно мелкой монете, он стремится к полезной и плодотворной деятельности на пользу народу. Правдиво и беспощадно рисуя своего героя, автор утверждает веру в то, что новое поколение революционеров в лице Наташи и ей подобных найдет правильные пути к благородной цели. Повесть «Без дороги» принесла литературную известность Вересаеву, и с этих пор он в глазах широких кругов читателей становится «летописцем» русской интеллигенции.

Викентий Викентьевич своими произведениями поднимал самые животрепещущие вопросы, вторгаясь в самую гущу жизни.

В рассказе «Поветрие» (1897) снова появится образ, Наташи, но уже не мятущейся в поисках точки опоры, а нашедшей идейный путь. Убедившись в полной несостоятельности народников, Наташа и ее единомышленник Даев вступают с ними в идейную схватку. Они говорят о том, что «вырос и выступил на сцену новый, глубоко революционный класс», что «в окружающей жизни идет коренная, давно невиданная ломка, в этой ломке надает и гибнет одно, незаметно нарождается другое...».

Борьба с народниками, видевшими опору в мужике, отнюдь не означала для Вересаева отказа от темы крестьянской жизни. В своих рассказах Викентий Викентьевич показывает тяжесть и беспросветность жизни крестьян, но, в отличие от своих современников - Бунина , Муйжеля и других, сосредоточивает внимание на социальных сдвигах, отразившихся на экономическом положении деревни. Вересаев смотрит на действительность глазами материалиста, глубоко вникающего в самую суть изображаемых явлений.

В. И. Ленин в своем труде «Развитие капитализма в России» использовал как иллюстрацию к словам о положении русского крестьянина рассказ Вересаева «Лизар», где писатель «рассказывает о мужике Псковской губернии Лизаре, проповедующем употребление капель и прочего для «сокращения человека» (Соч., т. 3, с. 207-208).

Жизнь крестьян тяжела и безысходна, но она не должна быть такой. Эту идею писатель утверждает во всех рассказах, посвященных деревне

«К спеху»,

«В сухом тумане»,

«В степи» и других.

В последнем из этих рассказов Вересаев В.В. изображает честную, неподкупную натуру русского человека, его чувство собственного достоинства, гордость труженика.

В 1901 вышли в свет знаменитые «Записки врача», вызвавшие горячие дискуссии, взволновавшие широкие общественные круги. «Записки» ведутся от лица «среднего» врача, со всеми присущими ему недостатками, явившимися главным образом следствием порочной системы обучения. Автор показывает беспомощность этого «среднего» врача в практической деятельности. Путь, по которому он идет, спотыкаясь подобно слепцу, потерявшему поводыря, ставит целый ряд задач и противоречивых положений, из которых молодой врач не в состоянии выпутаться. Показательно, что переломным моментом в настроении своего героя-интеллигента автор избрал встречу его с передовым рабочим- революционером. Этот тяжело больной, но сильный духом человек толкнул его к новому, более глубокому, ясному миропониманию. «Записки врача», отличаясь исключительной силой критицизма, в то же время явились прямым вызовом буржуазной медицине, отгородившейся каменной стеной от народных масс.

В 1902 появилась повесть «На повороте», она отразила переживания и настроения интеллигенции накануне первой русской революции.

В повести Вересаев освещает борьбу революционного марксизма с оппортунизмом, показывая идейную несостоятельность такого ревизионистского течения, как бернштейнианство, имевшего своих сторонников в России. Первая часть повести изображает передовых революционеров-марксистов, активных борцов, во второй - речь идет об интеллигенции, потерявшей веру в революцию, изменившей цели освободительной борьбы. Повесть привлекла внимание В. И. Ленина. Он сочувственно отозвался о первой ее части (где показана страстная революционная молодежь), проникнутой предгрозовым настроением. Вторая часть снижала боевой дух произведения.

В период русско-японской войны Викентий Викентьевич в качестве военного врача был непосредственным участником событий на Дальнем Востоке. Гневом подлинного русского патриота против ненужной народу войны проникнуты вересаевские «Рассказы о войне» (1906) и публицистические записки «На войне» (1907-1908). Вересаев последовательно, начиная с момента мобилизации и до окончательного разгрома русских войск на полях Маньчжурии, правдиво раскрывает реальный смысл затеянной по произволу царского правительства авантюры. Восхищаясь храбростью и мужеством русского солдата, Викентий Викентьевич направляет свои удары против «внутренних турок» - бездарных генералов, казнокрадов, высокопоставленных мародеров, творивших чудовищный произвол и меньше всего помышлявших об интересах армии и России.

В 1908 Вересаев написал повесть «К жизни», в которой сказались настроения безысходности и бесперспективности. В это время связь его с революционным движением была ослаблена и он не видел реального пути борьбы. В период между двумя революциями писатель напряженно работал над двумя книгами философско-литературоведческого жанра - весьма оригинального и своеобразного жанра в его творчестве.

Одна из этих книг - «Живая жизнь» (кн. 1-я, 1910) посвящена творчеству Ф. Достоевского и Л. Толстого, вторая - «Аполлон и Дионис» (1915) - Ницше. Со страниц этих книг звучал гимн жизни, ее радости и величию. Книги его были направлены против антигуманизма и пессимизма. Вересаев отвергает декадентское истолкование античной культуры Фридрихом Ницше, противопоставляя ему оценку бессмертных творений Гомера как прекрасного детства человечества с присущим ему здоровым взглядом на жизнь.

После Октябрьской революции Викентий Викентьевич Вересаев становится активным участником литературного движения. Его путь к революции был сложным и подчас противоречивым. Как и многие другие представители критического реализма, он вначале не принимал принципа партийности литературы, пытаясь утвердиться на позиции отвлеченной, внеклассовой «свободы» художественного творчества. Лишь практическое участие в культурном строительстве и постепенное познание новой действительности прочно связывают творчество Вересаева с советской литературой.

В 20-х гг. Вересаев В.В. разрабатывает темы, которые выдвигались жизнью, особенно тему интеллигенции и революции. Этой теме был посвящен его роман «В тупике» (1922), в котором изображены знакомые читателю по его дореволюционному творчеству интеллигенты, пытавшиеся занять позицию над схваткой. Психологически тонко и правдиво писатель показал интеллигентов, не понявших закономерности происходивших событий и затерявшихся в них. Однако люди нового мира остались за пределами внимания автора.

В 1933 вышел роман - «Сестры», в нём Вересаев показал процесс идейной перестройки интеллигенции, ее попытки активно включиться в процесс социалистического строительства. Роман написан в форме совместного дневника двух сестер - Кати и Нины Сартановых, что открывало автору возможность проникновения в глубины переживаний своих персонажей. Перед читателем проходит история душевных переживаний студенток, психологически далеких от новой действительности, но своеобразными путями идущих к ней. В романе излишне выпячивается сексуально-чувственная сфера переживаний легкомысленной Нины Сартановой, увлеченной своеобразными «экспериментами». Акцент на подобного рода переживаниях был сделан ранее Вересаевым в рассказе «Исанка» (1927), вызвавшем дискуссии и споры среди молодежи.

В последние годы жизни Викентий Викентьевич создал замечательный цикл воспоминаний, в которых широко и многообразно воссоздана картина литературного движения и культурной жизни конца XIX и начала XX века.

«В юные годы» - 1927,

«В студенческие годы» - 1929.

Эти воспоминания, в которых читатель встретит образы таких выдающихся людей, как Л. Толстой, В. Короленко, А. Чехов, Н. Г. Гарин , Л. Андреев, К. Станиславский, В. Засулич и многих других, имеют большое познавательное значение.

Широко известны литературоведческие работы Викентия Викентьевича Вересаева, особенно посвященные пушкинским темам - «Пушкин в жизни» (1926-27) и

«Спутники Пушкина» (1934-36).

Эти работы построены на документальном материале, в который на равных правах входят источники, правильно отражающие облик Пушкина, и источники, далекие от объективности.

По этому же принципу построена и книга «Гоголь в жизни» (1933).

Своеобразным продолжением дореволюционной работы о Л. Толстом «Живая жизнь» была статья Вересаева «Художник жизни» («Красная новь», 1921, № 4). В ней писатель сосредоточил главное внимание на духовных противоречиях великого писателя.

Большой интерес вызвали «Невыдуманные рассказы» Вересаева, публиковавшиеся им в 40-х гг. Это коротенькие новеллы о людях и событиях, которые писатель наблюдал за многие годы своей жизни. Они созданы умным и наблюдательным художником, глубоко понявшим уроки прошлого и знающим пути будущего.

За свою долгую творческую жизнь Викентий Викентьевич Вересаев внес значительный вклад в отечественную литературу. В дооктябрьскую эпоху его творчество входило в мощный поток критического реализма, сыгравшего большую положительную роль в литературном процессе.

Публикации раздела Литература

Викентий Вересаев. Писатель, военврач, биограф, переводчик

В икентий Вересаев заинтересовался литературой еще в гимназические годы, свое первое стихотворение, «Раздумье», он опубликовал в 18 лет. Позже Вересаев стал врачом. Он описывал в книгах свой докторский опыт и литературные исследования, создавал произведения о революции и переводил древнегреческих поэтов.

«Новые люди» в литературе

Сергей Малютин. Портрет Викентия Вересаева. 1919

В конце XIX века Вересаева увлекли радикальные политические взгляды. Он выступал в марксистских кружках и собирал у себя дома социал-демократов. В автобиографии Вересаев писал: «Пришли новые люди, бодрые и верящие. Они указали на быстро растущую и организующуюся силу в виде фабричного рабочего. Кипела подпольная работа, шла агитация на фабриках и заводах, велись кружковые занятия с рабочими. Многих, кого не убеждала теория, убедила практика, в том числе и меня» .

В 1894 году Викентий Вересаев написал повесть «Без дороги» о двух поколениях, которые потеряли «путеводную звезду» и не знают, куда им двигаться дальше. Спустя три года главная героиня повести «Поветрие» уже нашла собственный путь. Там же, где и автор книги, - в марксистских кружках и на политических собраниях. Викентий Вересаев чутко откликался на события в стране. Он создавал произведения о рабочих и крестьянах: повесть «Конец Андрея Ивановича», очерки «На мертвой дороге» и «Лизар», - в 1904–1905 годах написал «На японской войне». Молодой писатель искал такой жанр, в котором публицистика могла бы соединиться с художественным описанием, и нашел его - так появилась публицистическая повесть.

Со временем революционный пыл в писателе угасал. В 1922 году Вересаев опубликовал роман «В тупике» о семье Сартановых. В нем автор показал, как расслоилось общество в годы переворотов. Персонажи романа - отец, представитель «старой» интеллигенции, и дети-революционеры - обречены на непонимание и бесконечные ссоры.

Писатель из медицинского вуза

Петр Караченцов. Иллюстрация к книге Викентия Вересаева «Записки врача». Фотография: russkiymir.ru

Викентий Вересаев – студент Санкт-Петербургского университета. 1885 год. Фотография: russkiymir.ru

Викентий Вересаев в Тульской губернии. 1902 год. Фотография: russkiymir.ru

В начале ХХ века была популярна шутка, что в России больше всего писателей выпускают медицинские вузы. Викентий Вересаев - еще одно тому подтверждение. В 1894 году он окончил медицинский факультет и начал работать врачом в родной Туле, а позже - в Боткинской больнице Санкт-Петербурга.

Книгу о работе доктора «Записки врача» Викентий Вересаев написал в 1901 году. Биографическая повесть рассказывала о практике молодого врача, его столкновении с неромантичной реальностью, об экспериментах на людях и врачебной этике. Хотя «Записки» и шокировали публику, произведение быстро стало популярным у читателей, а Викентий Вересаев - известным в литературной среде.

«Врач - если он врач, а не чиновник врачебного дела - должен прежде всего бороться за устранение тех условий, которые делают его деятельность бессмысленной и бесплодной, он должен быть общественным деятелем в самом широком смысле слова».

Викентий Вересаев

В 1904 году, во время Русско-японской войны, Вересаева призвали на военную службу и как военврача отправили в Маньчжурию. Он нес службу в тяжелейших условиях, не раз ему приходилось оперировать буквально на передовой. Фронтовым врачом он служил и позже, во время Первой мировой .

«Монтажер» характеристик и мнений

В 1910 году, после смерти Льва Толстого , Вересаев создал объемный труд о двух писателях уходящей эпохи - Толстом и Достоевском . Книга «Живая жизнь» до сих пор популярна и у литературоведов, и у биографов. Викентий Вересаев считал ее одним из самых значимых произведений в своем творчестве.

В 1920–30-е годы Вересаев почти все время посвящал изучению литературы. В этот период он написал книги «Пушкин в жизни», «Гоголь в жизни» и «Спутники Пушкина». Вересаев впервые в русской литературе начал писать биографии в новом жанре - хронике характеристик и мнений. Например, у книги «Гоголь в жизни» был подзаголовок «Систематический свод подлинных свидетельств современников». Автор не давал трактовку событий из жизни своего персонажа, не описывал их с помощью художественных средств. Он создал лишь предисловие, комментарии и «монтировал» исторические факты, ссылаясь на источники.

Переводчик древнегреческой поэзии

Викентий Вересаев. Фотография: lr4.lsm.lv

Викентий Вересаев и Леонид Андреев. 1912 год. Фотография: wikimedia.org

Викентий Вересаев. Фотография: persons-info.com

Викентий Вересаев увлекался переводами. В 1919 году он получил Пушкинскую премию за переводы древнегреческой поэзии. Несколько лет спустя Вересаев начал работать над новыми переводами Гомера. Он не отказывался от переводческих традиций «Илиады» и «Одиссеи», которые создали Николай Гнедич, Василий Жуковский и Николай Минский. В предисловии к «Илиаде» Вересаев написал: «Все хорошее, все удавшееся новый переводчик должен полною горстью брать из прежних переводов» . Однако он видел в них недостатки: у Гнедича - архаический язык и перенасыщенность текста церковнославянскими словами; Минский, как писал Вересаев, «вял и прозаичен». В своем тексте он стремился максимально приблизиться к древнегреческому оригиналу, сделать язык классической поэзии более близким и понятным читателю.

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным
Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля), -
С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою
Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.

Отрывок из поэмы «Илиада», перевод Николая Гнедича

Пой, богиня, про гнев Ахиллеса, Пелеева сына,
Гнев проклятый, страданий без счета принесший ахейцам,
Много сильных душ героев пославший к Аиду,
Их же самих на съеденье отдавший добычею жадным
Птицам окрестным и псам. Это делалось, волею Зевса,
С самых тех пор, как впервые, поссорясь, расстались враждебно
Сын Атрея, владыка мужей, и Пелид многосветлый.

Отрывок из поэмы «Илиада», перевод Викентия Вересаева

В 1929 году Викентий Вересаев выпустил собрание своих сочинений и переводов. В него вошла и поэзия, включая «Работы и дни» и «Теогонию» Гесиода.

Викентий Викентьевич Вересаев

Вересаев Викентий Викентьевич (1867/1945) - русский советский писатель, критик, лауреат Государственной премии СССР 1943 года. Настоящая фамилия писателя - Смидович. Для художественной прозы В. характерно описание исканий и метаний интеллигенции на переходе от XIX к XX вв. («Без дороги», «Записки врача»). Кроме того, Вересаев создал философские и документальные работы о целом ряде знаменитых русских писателей (Ф.М. Достоевском, Л.Н. Толстом, А.С. Пушкине и Н.В. Гоголе).

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 47.

Вересаев Викентий Викентьевич (настоящая фамилия Смидович) - прозаик, переводчик, литературовед. Родился в 1867 году в Туле в семье врача. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета и медицинский факультет Дерптского университета.

Первая публикация - рассказ «Загадка» (1887). Под влиянием Тургенева, Толстого, Чехова сформировалась основная тема творчества Вересаева - жизнь и духовные искания русской интеллигенции.

Автор ряда повестей («Без дороги», 1895, «На повороте», 1902, дилогия «Два конца»: «Конец Андрея Ивановича» и «Честным путём», 1899– 1903, «К жизни», 1908), сборников рассказов и очерков, романов «В тупике» и «Сёстры», а также дилогии «Живая жизнь» («О Достоевском и Льве Толстом», 1909, «Аполлон и Дионис. О Ницше», 1914). Наибольший общественный резонанс вызвала публикация книги «Записки врача» (1901), посвящённая проблеме профессиональной этики.

Особое место в творчестве Вересаева занимают «Биографические летописи», посвящённые Пушкину («Пушкин в жизни», 1925–1926 гг., «Спутники Пушкина», 1937) и Гоголю («Гоголь в жизни», 1933). Известен переводами древнегреческой классики (Гомер, Гесиод, Сапфо).

В 1943 году удостоин Сталинской премии.

Использованы материалы журнала "Роман-газета" № 11, 2009 г. Страницы Пушкина .

Викентий Вересаев. Репродукция с сайта www.rusf.ru

Вересаев (настоящая фамилия - Смидович) Викентий Викентьевич (1867 - 1945), прозаик, литературовед, критик.

Родился 4 января (16 н.с.) в Туле в семье врача, пользовавшегося большой популярностью и как врач, и как общественный деятель. В этой дружной семье было восемь человек детей.

Учился Вересаев в Тульской классической гимназии, учение давалось легко, был "первым учеником". Больше всего преуспевал в древних языках, много читал. В тринадцать лет стал писать стихи. В 1884, семнадцати лет, закончил гимназию и поступил в Петербургский университет на историко-филологический факультет, шел по историческому отделению. В это время с увлечением участвовал в разных студенческих кружках, "живя в напряженной атмосфере самых острых общественных, экономических и этических вопросов".

В 1888 закончил курс кандидатом исторических наук и в том же году поступил в Дерптский университет на медицинский факультет, блиставший крупными научными талантами. Шесть лет усердно занимался медицинской наукой. В годы студенчества продолжал писать: сначала стихи, позже - рассказы и повести. Первым печатным произведением было стихотворение "Раздумье", ряд очерков и рассказов был помещен во "Всемирной иллюстрации" и книжках "Недели" П.Гайдебурова.

В 1894 получает диплом врача и несколько месяцев практикует в Туле под руководством отца, затем едет в Петербург и поступает сверхштатным ординатором в Барачную больницу. Осенью заканчивает большую повесть "Без дороги", напечатанную в "Русском богатстве", где ему было предложено постоянное сотрудничество. Вересаев примкнул к литературному кружку марксистов (Струве, Маслов, Калмыкова и др.), поддерживал тесные отношения с рабочими и революционной молодежью. В 1901 был уволен из Барачной больницы по предписанию градоначальника и выслан из Петербурга. Два года прожил в Туле. Когда срок высылки закончился, переехал в Москву.

Викентий Вересаев. Фото с сайта www.veresaev.net.ru

Большую известность Вересаеву принесли созданные на автобиографическом материале "Записки врача" (1901).

Когда в 1904 началась война с Японией, Вересаев как врач запаса был призван на военную службу. Вернувшись с войны в 1906, описал свои впечатления в "Рассказах о войне".

В 1911 по инициативе Вересаева было создано "Книгоиздательство писателей в Москве", которое он возглавлял до 1918. В эти годы выступал с литературоведческими и критическими исследованиями ("Живая жизнь" посвящена анализу творчества Ф.Достоевского и Л.Толстого). В 1917 был председателем Худпросветкомиссии при Московском Совете рабочих депутатов.

Викентий Вересаев. Репродукция с сайта www.veresaev.net.ru

В сентябре 1918 уезжает в Крым, предполагая прожить там три месяца, но вынужден оставаться в поселке Коктебель, под Феодосией, три года. За это время Крым несколько раз переходит из рук в руки, писателю пришлось пережить много тяжелого. В 1921 вернулся в Москву. Завершает цикл произведений об интеллигенции: романы "В тупике" (1922) и "Сестры" (1933). Выпустил ряд книг, составленных из документальных, мемуарных источников ("Пушкин в жизни", 1926 - 27; "Гоголь в жизни", 1933; "Спутники Пушкина", 1934 - 36). В 1940 появились его "Невыдуманные рассказы о прошлом". В 1943 Вересаеву была присуждена Государственная премия. Вересаев умер в Москве 3 июня 1945.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Викентий Вересаев. Фото с сайта www.veresaev.net.ru

Вересаев (настоящая фамилия Смидович) Викентий Викентьевич - писатель, поэт-переводчик, литературовед.

Родился в семье врача. Его родители, Викентий Игнатьевич и Елизавета Павловна Смидовичи, большое значение придавали религиозно-нравственному воспитанию детей, формированию у них чувства ответственности перед людьми и самими собой. Еще в годы учебы в Тульской классической гимназии Вересаев всерьез увлекается историей, философией, физиологией, проявляет живой интерес к христианству и буддизму.

Окончив гимназию с серебряной медалью, Вересаев в 1884 поступает на филологический факультет Петербургского университета (историческое отделение). Первое выступление Вересаева в печати относится к 1885, когда он (под псевдонимом В.Викентьев) опубликовал в журнале «Модный свет и модный магазин» стихотворение «Раздумье». Началом своей настоящей литературной работы Вересаев неизменно считал рассказ «Загадка» (1887), в котором затронута тема преодоления человеком одиночества, зарождения в нем отваги, воли к жизни и борьбе. «Пускай нет надежды, мы и самою надежду отвоюем!» - таков лейтмотив рассказа.

После успешного завершения учебы на филологическом факультете Вересаев в 1888 поступает в Дерптский (ныне - Тартуский) университет на медицинский факультет. В автобиографии он так объяснял это решение: «Моею мечтою было стать писателем, а для этого представлялось необходимым знание биологической стороны человека, его физиологии и патологии; кроме того, специальность врача давала возможность близко сходиться с людьми самых разнообразных слоев и укладов». В Дерпте были написаны рассказы «Порыв» (1889), «Товарищи» (1892).

Наиболее значительным произведением этого периода является повесть «Без дороги» (1894), которой В., по его словам, вступил в «большую» литературу. Герой повести, земский доктор Чеканов, выражает мысли и настроения того поколения интеллигентов, у которого, как считал тогда Вересаев, «ничего нет»: «Без дороги, без путеводной звезды, оно гибнет невидно и бесповоротно... Безвременье придавило всех, и напрасны отчаянные попытки выбиться из-под его власти». Одной из определяющих в повести следует считать мысль героя и самого автора о «пропасти», разделяющей народ и интеллигенцию: «Мы всегда были им чужды и далеки, их ничто не связывало с нами. Для них мы были людьми другого мира...» Финал повести тем не менее неоднозначен. Чеканов, жертва эпохи «безвременья», неотвратимо погибает, исчерпав весь свой духовный потенциал, испробовав все «рецепты». Но умирает он с призывом к новому поколению «много и упорно работать», «искать дорогу». Несмотря на некоторый схематизм повествования, произведение вызвало широкий интерес у читателей и критики.

Окончив в 1894 Дерптский университет, Вересаев приезжает в Тулу, где занимается частной врачебной практикой. В том же году он отправляется в Петербург и становится ординатором Боткинской больницы. В это время Вересаев начинает серьезно интересоваться марксистскими идеями, знакомится с марксистами.

В 1897 он пишет повесть «Поветрие», основу которой составляет напряженный спор-диалог между молодыми марксистами (Наташа Чеканова, Даев) и представителями народнической интеллигенции (Киселев, доктор Троицкий). Тезису об «исторической необходимости», которой следует не только подчиниться, но и содействовать, доктор Троицкий противопоставляет мысль о том, что «нельзя гоняться за какими-то отвлеченными историческими задачами, когда кругом так много насущного дела», «жизнь сложнее всяких схем».

Вслед за «Поветрием» Вересаев создает серию рассказов о деревне («Лизар», «В сухом тумане», «В степи», «К спеху» и др.). Вересаев не ограничивается описанием бедственного положения крестьян, он хочет правдиво запечатлеть их мысли, нравы, характеры. Уродливость нищеты не заслоняет и не отменяет у него идеала природного и человеческого. В рассказе «Лизар» (1899), особо отмеченном Чеховым, социальная тема «сокращения человека» (бедняк Лизар сожалеет о «переизбытке» людей на клочке земли и ратует за то, чтобы «почистить народ», тогда «жить свободнее станет») переплетается с мотивами вечного торжества природной жизни («Жить, жить,- жить широкой, полной жизнью, не бояться ее, не ломать и не отрицать себя,- в этом была та великая тайна, которую так радостно и властно раскрывала природа»). По манере повествования рассказы Вересаева о деревне близки очеркам и рассказам Г.Успенского (особенно из книги «Власть земли»). Вересаев не раз отмечал, что Г.Успенский был его любимым русским писателем.

В 1900 Вересаев закончил одно из самых известных своих произведений, над которым работал с 1892,- «Записки врача». Основываясь на своем личном опыте и опыте своих коллег, Вересаев с тревогой констатировал: «Люди не имеют даже самого отдаленного представления ни о жизни своего тела, ни о силах и средствах врачебной науки. В этом - источник большинства недоразумений, в этом - причина как слепой веры во всемогущество медицины, так и слепого неверия в нее. А то и другое одинаково дает знать о себе очень тяжелыми последствиями». Один из критиков, назвавший книгу «заявлением о прекрасном беспокойстве русской совести», свидетельствовал: «Человеческий муравейник весь всколыхнулся и заволновался перед исповедью молодого врача, который <...> изменил профессиональной тайне и вынес на свет Божий и орудия борьбы, и психику врача, и все противоречия, перед которыми изнемогал он сам». В этой исповеди отразились все основные черты творчества Вересаева: наблюдательность, беспокойный ум, искренность, независимость суждений. Заслугой писателя стало и то, что многие вопросы, над которыми бьется герой «Записок», рассматриваются им не только в сугубо медицинском, но и в этическом, социально-философском плане. Все это обеспечило книге огромный успех. Форма «Записок врача» представляет собой органичное соединение беллетристического повествования и элементов публицистики.

Вересаев стремится расширить сферу художественного отражения жизни. Так, он пишет состоящую из двух частей остросоциальную повесть «Два конца» (1899-03). В образе ремесленника Колосова («Конец Андрея Ивановича») Вересаев хотел показать рабочего-мастерового, в глубине души которого «было что-то благородное и широкое, тянувшее его на простор из тесной жизни». Но все благие порывы героя никак не согласуются с мрачной реальностью, и он, измученный безысходными противоречиями, погибает.

Повесть «На повороте» (1901) явилась очередной попыткой Вересаева осмыслить русское революционное движение. Здесь вновь сталкиваются мнения тех, кому найденный революционный путь кажется книжным, надуманным (Токарев, Варвара Васильевна), и тех, кто безоглядно верит в революцию (Таня, Сергей, Борисоглебский). Для позиции самого писателя накануне первой русской революции были характерны сомнения в том, что люди созрели для «взрывного» переустройства общества; ему казалось, что человек еще очень несовершенен, в нем слишком сильно биологическое начало.

Летом 1904 Вересаев в качестве врача был призван в армию и до 1906 находился в Маньчжурии, на полях русско-японской войны. Свои мысли, впечатления, переживания, связанные с этими событиями, он отразил в цикле «Рассказы о японской войне» (1904-06), а также в книге, написанной в жанре записок,- «На войне» (1906-07). Это были своеобразные «записки врача», в которых В. запечатлел весь ужас и страдания войны. Все описанное подводило к мысли о том, что нелепости общественного устройства достигли угрожающих размеров. В. все больше размышляет о реальных путях преображения действительности и человека. Результатом этих раздумий стала повесть «К жизни» (1908), в которой нашла первоначальное воплощение вересаевская концепция «живой жизни». В. так объяснял замысел повести: «В долгих исканиях смысла жизни я в то время пришел, наконец, к твердым, самостоятельным, не книжным выводам, <...> давшим собственное <...> знание,- в чем жизнь и в чем ее "смысл". Я захотел все свои нахождения вложить в повесть...» Герой повести, Чердынцев, поглощен поисками смысла жизни для всех людей. Он хочет уяснить, насколько радость и полнота бытия человека зависят от внешних условий и обстоятельств. Пройдя долгий путь опыта, исканий, сомнений, Чердынцев обретает твердую веру: смысл жизни - в самой жизни, в самом природном течении бытия («Вся жизнь сплошь была одною непрерывно развертывающейся целью, убегавшею в солнечную ясную даль»). Ненормальное устройство общества часто лишает жизнь человека этого изначального смысла, но он есть, его нужно уметь чувствовать и хранить в себе. В. поражало то, «как люди способны калечить своими нормами и схемами живую человеческую жизнь» («Записи для себя»).

Основные темы и мотивы повести нашли развитие в философско-критическом исследовании, которому Вересаев дал программное название - «Живая жизнь». Первая его часть посвящена творчеству Л.Толстого и Ф.Достоевского (1910), вторая - «Аполлон и Дионис» - главным образом анализу идей Ф.Ницше (1914). Вересаев противопоставляет Толстого Достоевскому, признавая, однако, правду за обоими художниками. Человек для Достоевского, считает Вересаев,- «вместилище всех самых болезненных уклонений жизненного инстинкта», а жизнь - «хаотическая груда разъединенных, ничем между собою не связанных обломков». В Толстом, напротив, он видит здоровое, светлое начало, торжество «живой жизни», которая «представляет высочайшую ценность, полную таинственной глубины». Книга представляет несомненный интерес, но нужно учитывать, что В. порой «подгоняет» идеи и образы писателей под свою концепцию.

События 1917 Вересаев воспринял неоднозначно. С одной стороны, он увидел силу, пробудившую народ, а с другой - стихию, «взрыв» подспудных темных начал в массах. Тем не менее Вересаев довольно активно сотрудничает с новой властью: он становится председателем художественно-просветительской комиссии при Совете рабочих депутатов в Москве, с 1921 работает в литературной подсекции Государственного ученого совета Наркомпроса, а также является редактором художественного отдела журнала «Красная новь». Вскоре его избирают председателем Всероссийского союза писателей. Главный творческий труд тех лет - роман «В тупике» (1920-23), одно из первых произведений о судьбах русской интеллигенции в годы Гражданской войны. Писателя волновала в романе тема крушения традиционного гуманизма. Он осознавал неизбежность этого крушения, но принять не мог.

После этого романа Вересаев на некоторое время отдаляется от современности.

В мае 1925 в письме М.Горькому он сообщает: «Я махнул рукою и занялся изучением Пушкина, писанием воспоминаний,- самое стариковское дело».

В 1926 Вересаев выпускает 2-томное издание «Пушкин в жизни», дающее богатый материал для изучения биографии поэта. Это свод биографических реалий, почерпнутых из различных документов, писем, мемуаров.

В начале 1930-х по предложению М.Булгакова приступил к совместной работе над пьесой о Пушкине; впоследствии работу эту оставил из-за творческих разногласий с М.Булгаковым. Результатом дальнейшей работы Вересаева стали книги «Гоголь в жизни» (1933), «Спутники Пушкина» (1937).

В 1929 выходят «Гомеровы гимны», сборников переводов (Гомер, Гесиод, Алкей, Анакреон, Платон и др.). За эти переводы Вересаев был удостоен РАН Пушкинской премии.

В 1928-31 Вересаев работает над романом «Сестры», в котором стремился показать реальную повседневную жизнь молодых интеллигентов и рабочих в эпоху первой пятилетки. Одну из существенных закономерностей того времени героиня романа Лелька Ратникова сформулировала для себя так: «...тут есть общий какой-то закон: кто глубоко и сильно живет в общественной работе, тому просто некогда работать над собою в области личной нравственности, и тут у него все очень путанно...» Роман, однако, получился несколько схематичным: Вересаев осваивал новую действительность скорее идеологически, нежели художнически.

В 1937 Вересаев начинает огромную работу по переводу «Илиады» и «Одиссеи» Гомера (более 28000 стихов), которую завершает уже через четыре с половиной года. Перевод, близкий духу и языку подлинника, был признан знатоками серьезным достижением автора. Изданы были переводы уже после смерти писателя: «Илиада» - в 1949, а «Одиссея» - в 1953.

В последние годы жизни Вересаев создает в основном произведения мемуарных жанров: «Невыдуманные рассказы», «Воспоминания» (о детстве и студенческих годах, о встречах с Л.Толстым, Чеховым, Короленко, Л.Андреевым и др.), «Записи для себя» (по словам автора, это «нечто вроде записной книжки, куда входят афоризмы, отрывки из воспоминаний, различные записи интересных эпизодов»). В них отчетливо проявилась та «связанность с жизнью», к которой Вересаев всегда тяготел в своем творчестве. В предисловии к «Невыдуманным рассказам о прошлом» он писал: «С каждым годом мне все менее интересными становятся романы, повести и все интереснее - живые рассказы о действительно бывшем...» Вересаев стал одним из родоначальников жанра «невыдуманных» рассказов-миниатюр в советской прозе.

Упорно доискиваясь правды в вопросах, которые его волновали, Вересаев, завершая свой творческий путь, по праву мог сказать о себе: «Да, на это я имею претензию,- считаться честным писателем».

В.Н. Быстров

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 365-368.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Страницы Пушкина . "Роман-газета" № 11, 2009.

Сочинения:

ПСС: в 12 т. М., 1928-29;

СС: в 5 т. М., 1961;

Соч.: в 2 т. М., 1982;

Пушкин в жизни. М., 1925-26;

Спутники Пушкина. М., 1937;

Гоголь в жизни. М, 1933; 1990;

Невыдуманные рассказы. М., 1968;

В тупике. Сестры. М., 1990.

Литература:

Вржосек С. Жизнь и творчество В.В.Вересаева. П., 1930;

Силенко А.Ф. В.В.Вересаев: Критико-биографический очерк. Тула, 1956;

Гейзер И. М.В.Вересаев: Писатель-врач. М., 1957;

Вровман Г.В. В.В.Вересаев: жизнь и творчество. М., 1959;

Бабушкин Ю. В.В.Вересаев. М., 1966;

Нольде В.М. Вересаев: жизнь и творчество. Тула, 1986.