Апостолы. Борец с Римом

За время своей земной жизни Иисус Христос собрал около себя тысячи слушателей, последователей, среди которых особенно выделяются 12 ближайших учеников. Их христианская Церковь называет апостолами (греч. apostolos - посланник). Жизнь апостолов изложена в книге Деяния святых, которая входит в Новозаветный канон. А о смерти известно лишь то, что почти все, кроме Иоанна Зеведеева и Иуды Искариота, умерли мученической смертью.

Камень веры

Апостол Петр (Симон) родился в Вифсаиде на северном берегу Галилейского озера в семье простого рыбака Ионы. Он был женат и вместе со своим братом Андреем промышлял рыбной ловлей. Имя Петр (Petrus — от греческого слова "камень", "скала", арамейское "кефас") ему дал Иисус, который, встретив Симона и Андрея, сказал им:

«Идите за мной, я вас сделаю ловцами человеков».

Став апостолом Христа, Петр оставался с ним до конца земной жизни Иисуса, став одним из любимых учеников. По характеру Петр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу. Он же отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду.

В ночь после ареста Иисуса Петр, как и предсказывал Учитель, боясь навлечь на себя неприятности, трижды отрекся от Христа. Но позже раскаялся и был прощен Господом. С другой стороны, Петр первым, не раздумывая, ответил Иисусу, спросившему учеников, что они о нем думают, «Ты есть Христос, сын Бога живого».

После вознесения Господа апостол Петр проповедовал учение Христа в разных странах и совершал необыкновенные чудеса: воскрешал мертвых, исцелял больных и немощных. По преданию (Иероним Стридонский. О знаменитых мужах, гл. I), Петр 25 лет (с 43 по 67 годы н.э.) занимал пост епископа Рима. Впрочем, это предание является довольно поздним, и поэтому большинство современных исследователей полагает, что апостол Петр прибыл в Рим лишь в начале 60-х годов I века н.э.

Во время гонений Нерона на христиан апостол Петр был распят на перевернутом кресте в 64 году (по другой версии в 67-68 году), вниз головой.

Последнее - по собственному желанию апостола, поскольку Петр считал себя недостойным умереть точно такой же смертью, что и Христос.

Первый призванный

Апостол Андрей(Андрей Первозванный) был родным братом апостола Петра. Андрея Христос первым позвал в ученики, в связи с чем этого апостола часто называют Первозванным. Согласно Евангелию от Матфея и от Марка призвание Андрея и Петра состоялось близ Галилейского озера. Апостол Иоанн описывает призвание Андрея, состоявшееся около Иордана сразу после крещения Иисуса (1, 35-40).

Еще в юности Андрей решил посвятить себя служению Богу. Сохраняя целомудрие, он отказался вступить в брак. Услышав о том, что на реке Иордан Иоанн Предтеча проповедует о приходе Мессии и призывает к покаянию, Андрей оставил все и отправился к нему.

Скоро юноша стал ближайшим учеником Иоанна Крестителя.

Писание доносит весьма скудные сведения об апостоле Андрее, но и из них можно составить вполне ясное представление о нем. На страницах Евангелия от Иоанна Андрей появляется дважды. Это он говорит с Иисусом о хлебах и рыбе перед чудом насыщения пяти тысяч людей, а также вместе с апостолом Филиппом приводит к Иисусу эллинов.

До последнего дня земного пути Спасителя Андрей следовал за ним. После крестной гибели Господа святой Андрей стал свидетелем Воскресения и Вознесения Христова. В день Пятидесятницы (то есть через пятьдесят дней после Воскресения Иисуса) в Иерусалиме произошло чудо сошествия Святого Духа: апостолы получили дар исцелять, пророчествовать и способность рассказывать на разных языках о делах Христа.

Ученики Иисуса разделили между собой страны, куда они должны были нести евангельскую проповедь, обращая язычников к Богу. Андрею выпали по жребию Вифиния и Пропонтида с городами Халкидон и Византия, а также земли Фракии и Македонии, Скифии и Фессалии, Эллады и Ахайи. И он прошел эти города и страны. Почти везде, где оказывался апостол, власти встречали его жестокими гонениями, но, подкрепляемый силой своей веры, апостол Андрей достойно переносил все бедствия во имя Христа. "Повесть временных лет" рассказывает о том, что по прибытии в Корсунь Андрей узнал, что неподалеку находится устье Днепра, и, решив отправиться в Рим, поднялся вверх по реке.

Остановившись на ночлег в месте, где впоследствии был построен Киев, апостол, поднялся на холмы, благословил их и водрузил крест.

После апостольского служения в землях будущей Руси, святой Андрей посетил Рим, откуда возвратился в ахайский город Патры. В этом месте святому Андрею суждено было закончить свой земной путь, приняв мученическую смерть. По преданию, в Патрах он остановился у одного уважаемого человека по имени Сосия и избавил его от тяжелой болезни, после чего обратил в христианство жителей всего города.

Правителем в Патрах был в то время римский проконсул по имени Егеат Антипат. Его жена Максимилла уверовала во Христа после того, как апостол исцелил ее от тяжкого недуга. Однако сам правитель не принял проповедь апостола, одновременно начались преследования христиан, которые называли нероновскими гонениями.

Егеат велел бросить апостола в темницу, а затем приказал распять его. Когда слуги вели святого Андрея на казнь, народ, не понимая, в чем он согрешил, и за что его ведут на распятие, пытался остановить слуг и освободить его. Но апостол умолял людей не препятствовать его страданиям.

Издали заметив косой крест в виде буквы "Х", поставленный для него, апостол благословил его.

Егеат приказал не прибивать апостола гвоздями, а, чтобы продлитть страдания, его привязали, как и брата, вниз головой. Еще два дня проповедовал апостол с креста. На второй день Андрей стал молиться, чтобы Господь принять его дух. Так закончился земной путь Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного. А косой крест, на котором апостол Андрей принял мученическую кончину, с тех пор называется Андреевским крестом. Распятие это считается совершившимся около 70-го года.

Вековой свидетель

Апостол Иоанн(Иоанн Богослов, Иоанн Зеведеев) — автор Евангелия от Иоанна, Книги Откровения и трех посланий, вошедших в Новый Завет. Иоанн был сыном Зеведея и Саломии, дочери Обручника Иосифа. Младший брат апостола Иакова. Иоанн также, как и братья Петр и Андрей был рыбаком. Он ловил рыбу с отцом и братом Иаковом, когда его позвал в ученики Христос. Он оставил отца в лодке, а сам с братом последовал за Спасителем.

Апостол известен как автор пяти книг Нового Завета: Евангелия от Иоанна, 1-го, 2-го и 3-го послания Иоанна и Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса). Имя Богослов апостол получил из-за именования Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна Словом Божьим.

На Кресте Иисус поручил Иоанну заботиться о своей матери Деве Марии.

О дальнейшей жизни апостола известно только из церковных преданий, согласно которым, после Успения Матери Божией Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Эфес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Находясь в городе Эфесе, апостол Иоанн проповедовал язычникам о Христе. Проповедь его сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число христиан увеличивалось с каждым днем.

Во время гонений на христиан, Иоанн был отведен в кандалах на суд в Рим. За исповедание веры в Христа апостол был приговорен к смерти через отравление. Однако выпив чашу со смертельным ядом, он остался жив. Тогда ему была назначена новая казнь — котел с кипящим маслом. Но и это испытание апостол, согласно преданию, прошел невредимым. Увидя это чудо, палачи не решились более икушать волю Господа, и сослали Иоанна Богослова в ссылку на остров Патмос, где он прожил много лет.

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжил проповедовать, поучая христиан остерегаться возникающих ересей. Около 95 года апостол Иоанн написал Евангелие, в котором завещал всем христианам любить Господа и друг друга, и этим исполнить Закон Христов.

Апостол Иоанн прожил на земле более 100 лет, оставаясь единственным живым человеком, видевшим воочию Иисуса Христа.

Когда настало время смерти, Иоанн ушел из города с семью учениками и велел выкопать для него в земле крестообразную могилу, в которую и лег. Ученики закрыли лицо апостола платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали его, но не нашли в могиле тела Иоанна Богослова.

Святыня Пиренеев

Апостол Иаков(Иаков Зеведеев, Иаков Старший) — старший брат Иоанна Богослова. Иисус называл братьев Воанергес (дословно «сыновья грома»), очевидно за порывистый характер. Этот характер в полной мере проявился, когда они хотели низвести с неба огонь на самарянское селение, а также в просьбе дать им места в Царстве Небесном по правую и левую сторону от Иисуса. Вместе с Петром и Ианном он стал свидетелем воскрешения дочери Иаира, и лишь им позволил Иисус стать свидетелями Преображения и Гефсиманского борения.

После Воскресения и Вознесения Иисуса Иаков появляется на страницах Деяний апостолов. Он участвовал в устроении первых христианских общин. В Деяниях сообщается и о его смерти: в 44 году царь Ирод Агриппа I «убил Иакова, брата Иоанна, мечом».

Стоит отметить, что Иаков — единственный из апостолов, чья смерть описана на страницах Нового Завета.

Мощи Иакова были перевезены в Испанию, в город Сантьяго-де-Компостела. Вторичное обретение мощей святого произошло в 813 году. Тогда же возникла легенда о проповеди самого Иакова на Пиренейском полуострове. К XI веку паломничество в Сантьяго приобрело статус второго по значимости паломничества (после паломничества в Святую Землю).

Когда день поминовения апостола Иакова, 25 июля, выпадает на воскресенье, то в Испании объявляется «год святого Иакова». В конце XX века традиция паломничества возродилась. В честь апостола Иакова названа столица Чили Сантьяго.

Семейный ученик

Апостол Филипп упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея, от Марка, от Луки, а также в Деяниях Апостолов. Евангелие от Иоанна сообщает, что Филипп был родом из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром и призван за ними третьим. Филипп привел к Иисусу Нафанаила (Варфоломея). На страницах Евангелия от Иоанна Филипп появляется еще трижды: он беседует с Иисусом о хлебе для множества народа, приводит к Иисусу эллинов и просит Иисуса на Тайной вечере показать Отца.

Согласно Клименту Александрийскому и Евсевию Кесарийскому, Филипп был женат и имел дочерей.

Филипп проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии. За проповедническую деятельность был казнен (распят головой вниз) в 87 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполисе в Малой Азии.

Память апостола Филиппа Католическая Церковь отмечает 3 мая, а Православная Церковь 27 ноября: в этот день начинается Рождественский пост, поэтому его иначе называют Филипповым.

Израильтянин без лукавства

Существует единодушное мнение библеистов о том, что упомянутый в Евангелии от Иоанна Нафанаил это одно лицо с Варфоломеем. Следовательно, апостол Варфоломей один из первых учеников Христа, призванный четвертым вслед за Андреем, Петром и Филиппом. В сцене призвания Нафанаила-Варфоломея он произносит знаменитую фразу: "Из Назарета может ли быть что доброе?"

Иисус, увидев его, говорит: "Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства".

Согласно преданию, Варфоломей вместе с Филиппом проповедовал в городах Малой Азии, особенно в связи с именем апостола Варфоломея упоминают город Иераполь. Согласно ряду исторических свидетельств, проповедовал он также в Армении, в связи с чем особо почитается в Армянской апостольской Церкви. Погиб мученической смертью: с него живьем содрали кожу.

Покровитель бухгалтеров

Левий Матфей стал автором Евангелия от Матфея. Иногда Евангелия его называют Левий Алфеев, то есть сын Алфея. Левий Матфей был мытарем, то есть сборщиком пошлин. В тексте Евангелия от Матфея апостол назван «Матфей мытарь», что, возможно, указывает на смирение автора.

Ведь мытари глубоко презирались иудеями.

Евангелие от Марка и Евангелие от Луки сообщают о призвании Левия Матфея. Однако о дальнейшей жизни Матфея почти ничего не известно. По одним источникам, он проповедовал в Эфиопии, где и был замучен; по другим, он был казнен за проповедь христианства все в том же малоазийском городе Иераполис.

Апостол Матфей считается покровителем города Салерно (Италия), где хранятся его останки (в базилике Сан-Маттео), а также — покровителем вовсе не налоговиков, что первое приходит на ум, а бухгалтеров.

Верующий близнец

Апостола Фому называли Дидим — «близнецом» — настолько он был внешне похож на Иисуса. Один из моментов евангельской истории, связанный с Фомой — «уверение Фомы». В Евангелии говорится, что Фома не поверил рассказам других учеников о Воскресении Иисуса Христа, пока не увидел собственными глазами раны от гвоздей и пробитые копьем ребра Христа.

Выражение «Фома неверующий» (или «неверный») стало нарицательным именем для недоверчивого слушателя.

"Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким".

Апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. Проповедь Евангелия апостол запечатлел мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу, где его долго пытали. Просле чего, пронзенный пятью копьями, он умер. Части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне.

В честь Фомы названы остров Сан-Томе и столица государства Сан-Томе и Принсипи город Сан-Томе.

Двоюродный брат

Во всех четырех Евангелиях имя Иакова Алфеева приводится в списке апостолов, однако других сведений о нем не сообщается.

Известно, что он был сыном Алфея (или Клеопы) и Марии, сестры Девы Марии, а значит, двоюродным братом Иисуса Христа.

Именование Младший, или Меньшой Иаков получил для того, чтобы его легче было отличить от другого апостола — Иакова Старшего, или Иакова Зеведеева.

Согласно церковной традиции, апостол Иаков является первым епископом Иерусалимской Церкви и автором канонического Соборного Послания. С ним связывается весь круг постбиблейских патериковых историй о жизни и мученической смерти Иакова Праведного.

После Сошествия Святого Духа апостол Иаков Алфеев совершал миссионерские путешествия вместе с апостолом Андреем Первозванным, проповедуя в Иудее, Эдессе, Газе, Елевферополе. В египетском городе Острацыне святой Иаков мученически завершил свои апостольские подвиги крестной смертью.

Не предатель

Иуда Фаддей (Иуда Иаковлев или Леввей) — брат Иакова Алфеева, сын Алфея или Клеопы (и соответственно, еще один двоюродный брат Иисуса). В Евангелии от Иоанна Иуда на Тайной Вечере задает вопрос Иисусу о его грядущем воскресении.

При этом он назван «Иуда, не Искариот», чтобы отличить его от Иуды предателя.

В Евангелии от Луки и Деяниях апостол назван Иудой Иаковлевым, что традиционно понималось как Иуда, брат Иакова. В Средние века апостол Иуда зачастую отождествлялся с Иудой, родным братом Иисуса Христа, упомянутым в Евангелии от Марка. Сейчас большинство библеистов полагают апостола Иуду и Иуду, «брата Господня», разными лицами. Определенную трудность в связи с этим вызывает установление авторства Послания Иуды, включенного в канон Нового Завета, которое может принадлежать перу обоих.

Согласно преданию, апостол Иуда проповедовал в Палестине, в Аравии, Сирии и Месопотамии, и умер мученической смертью в Армении во второй половине I века н. э.

Борец с Римом

Сведения в Евангелиях о Симоне Кананите крайне скудны. Он упомянут в Евангельских списках апостолов, где зовется Симоном Зилотом или Симоном Кананитом, чтобы отличить его от Симона Петра. Никаких других сведений об апостоле Новый Завет не приводит. Имя Кананит, которое библеисты иногда ошибочно толковали как «из города Каны», на самом деле имеет в древнееврейском то же значение, что и греческое слово "зилот" — "ревнитель". Либо это было собственным прозванием апостола, либо могло означать его принадлежность к политико-религиозному движению зилотов (зелотов) — непримиримых борцов с римским владычеством.

Согласно преданию святой апостол Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте и Ливии. Возможно, проповедовал вместе с апостолом Иудой Фаддеем в Персии. Есть сведения (неподтвержденные) о посещении апостолом Симоном Британии.

По преданию апостол принял мученическую кончину на Черноморском побережье Кавказа: был заживо распилен пилой.

Погребен в городе Никопсии, местоположение которого также вызывает споры. Согласно официальной теории, этот город — нынешний Новый Афон в Абхазии; по другой (более вероятной), он находился на месте нынешнего поселка Новомихайловского в Краснодарском крае. В XIX веке на предполагаемом месте подвигов апостола, близ Апсарской горы, был сооружен Новоафонский монастырь Симона Кананита.

Тринадцатый апостол

Иуда Искариот (Йеhуда иш-Крайот, «Иегуда из Кериофа») — сын Симона, апостол, предавший Иисуса Христа. Прозвище «Искариот» в среде апостолов Иуда получил для отличия от другого ученика Христа, сына Иакова, Иуды, прозванного Фаддеем. Ссылаясь на географическое расположение города Кериоф (Крайот), большинство исследователей сходится во мнении, что Искариот был единственным представителем колена Иудина среди апостолов.

После того как Иисус Христос был приговорен к распятию, Иуда, предавший его, возвратил 30 сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: «Согрешил я, предав кровь невинную». Они же ответили: «Что нам до того?» Оставив сребреники в храме, Иуда ушел и повесился.

Поверье гласит, что Иуда повесился на осине, которая с тех пор стала дрожать от ужаса при малейшем ветерке, вспоминая предателя. Однако приобрела свойства магического оружия, способного поражать вампиров.

После предательства и самоубийства Иуды Искариота ученики Иисуса решили выбрать нового апостола на место Иуды. Они выбрали двух кандидатов: «Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия» и, помолившись Богу, чтобы он указал, кого сделать апостолом, бросили жребий. Жребий выпал Матфию.

Заместитель по жребию

Апостол Матфий родился в Вифлееме, где с раннего детства изучал Закон Божий по священным книгам под руководством святого Симеона Богоприимца. Матфий уверовал в Мессию, неотступно следовал за ним и был избран в число 70 учеников, которых Господь "посылал по два пред лицем Своим".

После Сошествия Святого Духа апостол Матфий проповедовал Евангелие в Иерусалиме и в Иудее вместе с прочими апостолами. Из Иерусалима с Петром и Андреем ушел в Антиохию Сирийскую, был в каппадокийском городе Тиане и в Синопе.

Здесь апостола Матфия заключили в темницу, из которой он был чудесно освобожден апостолом Андреем Первозванным.

Тогда Матфий отправился в Амасию, и Эфиопию Понтийскую (нынешняя Западная Грузия), многократно подвергаясь смертельной опасности.

Он творил великие чудеса Именем Господа Иисуса и обратил множество людей к вере во Христа. Иудейский первосвященник Анан, ненавидевший Христа, давший ранее повеление сбросить с высоты храма Иакова, брата Господня, приказал взять апостола Матфия и представить на суд синедриона в Иерусалиме.

Примерно в 63 году Матфий был осужден на смерть, через побиение камнями. Когда святой Матфий был уже мертв, иудеи, скрывая преступление, отсекли ему голову как противнику кесаря. По другим же источникам, апостола Матфия распяли на кресте. А по-третьим, наименее достоверным, он умер своей смертью в Колхиде.

Одним из самых известных фактов о жизни Иисуса является то, что у него была группа из двенадцати учеников, которые назывались «Двенадцать Апостолов». Эта группа была составлена ​​из людей, которых Иисус лично выбрал для сопровождения в своей миссии по установлению Царства Божьего и свидетельствования о его словах, делах и воскресении.

Св. Марк (3: 13–15) пишет: «Тогда Иисус поднялся на гору, призвал к себе тех, кого хотел, и пошли к нему. Было их двенадцать, чтобы быть с ним и посылать их проповедовать с силой изгнать бесов». Так, подчёркивалась инициатива Иисуса, и такова была функция Двенадцати: быть с ним и отправляться проповедовать с той же силой, что и Иисус. Св. Матфей (10: 1) и святой Лука (6: 12–13) выражаются в похожих тонах.

Сколько апостолов было у Иисуса Христа и кто они такие

Двенадцать человек, описанных в новозаветных писаниях, выглядят, как стабильная и чётко определённая группа. Их имена:

Андрей (считается покровителем России) . Он был распят на кресте, который выглядел как «Х». Андреевский флаг является официальным флагом Военно-морского флота России.

Варфоломей . Утверждают, что после Вознесения Варфоломей отправился в миссионерскую поездку в Индию, где оставил копию Евангелия от Матфея.

Иоанн . Считается, что он написал одно из четырёх Евангелий Нового Завета. Он также написал Книгу Откровения. Предания утверждают, что Иоан был последним выжившим апостолом, и единственным апостолом, который умер от естественной смерти.

Иаков Алфеев . Он появляется только четыре раза в Новом Завете, каждый раз в списке двенадцати учеников.

Иаков Заведеев . Деяния Апостолов 12: 1–2 свидетельствуют, что царь Ирод казнил Иакова. Вероятно, Иаков был первым человеком, замученным за веру в Христа.

Иуда Искариот . Иуда известен предательством Иисуса за 30 серебряных монет. Это самая большая загадка Нового Завета. Как мог человек, будучи столь близок к Иисусу, предать его? Его имя часто используется как синоним предательства или измены.

Иуда Фадей . Армянская апостольская церковь почитает Фаддея своим покровителем. В Римско-католической церкви он является святым покровителем отчаянных дел.

Матфей или Левий . Примечателен тем, что до встречи с Иисусом был сборщиком налогов Левием. Но в то же время Марк и Лука никогда не приравнивают этого Левия к Матфею, названному одним из двенадцати апостолов. Ещё одна загадка Нового Завета

Петр . Существует легенда, в которой говорится, что Петр попросил перед казнью распять его вниз головой, поскольку он чувствовал себя недостойным умирать, как Иисус.

Филипп . Филипп описывается как ученик из города Вифсаиды, и евангелисты соединяют его с Андреем и Петром, которые были из того же города. Он также был среди окружающих Иоанна Крестителя, когда последний впервые указал на Иисуса, как на Агнца Божьего.

Симон Зилот . Самая неясная фигура среди учеников Христа. Имя Симона встречается во всех Синоптических евангелиях и Книге Деяний каждый раз, когда есть список апостолов, но без дальнейших подробностей.

Фома . Его неофициально называют Фомой неверующим, потому что он сомневался в воскресении Иисуса.

В списках, появляющихся в других Евангелиях и в Деяниях Апостолов, есть небольшие различия. Фома, в Луке, называется Иудой, но вариация не имеет значения.

В рассказах евангелистов Двенадцать учеников сопровождают Иисуса, участвуют в его миссии и получают особое своё учение. Это не скрывает того факта, что часто они не понимают слов Господа, и некоторые покидают его во время испытания.

В христианской теологии и экклесиологии Двенадцать Апостолов (также называемых Двенадцатью учениками), были первыми историческими учениками Иисуса , центральными фигурами в христианстве. Во время жизни Иисуса в I веке нашей эры они были его ближайшими последователями и стали первыми носителями евангельского послания Иисуса.

Слово «апостол» происходит от греческого слова apostolos и изначально означающего messenger, посланник.

Слово ученик иногда используется взаимозаменяемо с апостолом, например, Евангелие от Иоанна не делает различий между двумя терминами. Разные писатели евангелия дают различные имена одному и тому же человеку, а апостолы, упомянутые в одном евангелии, в других не упоминаются. Ввод в действие Двенадцати Апостолов во время служения Иисуса записан в Синоптических евангелиях.

В биографических сведеньях о 12 апостолах или учениках Иисуса были использованы тексты Нового Завета, а также самые известные легенды. Никто не собирается делать вывод, что предания говорят об историческом факте. Однако они дают хоть какую-то информацию о жизни этих людей, перевернувших мир.

Двенадцать учеников были обычными людьми , которых Бог использовал необычайно. Среди них были:

  • рыбаки;
  • сборщик налогов;
  • бунтарь.

Среди двенадцати апостолов несомненным лидером был Петр. Он был главным и выделялся как представитель всех остальных учеников.

Судьба и смерть апостолов после распятия Христа

После воскресения Иисус послал 11 апостолов (Иуда Искариот к тому времени умер. В Евангелии от Матфея 27: 5 говорится, что Иуда Искариот выбросил своё серебро, которое он получил за предательство Иисуса, а затем пошёл и повесился) Великим Поручением распространить своё учение всем народам. Это событие обычно называют Дисперсией Апостолов .

Весь период раннего христианства во время жизни апостолов называется Апостольским веком. В I веке нашей эры апостолы основали свои церкви по всей территории Римской империи на Ближнем Востоке, в Африке и Индии.

Евангелия фиксируют постоянные недостатки и сомнения этих двенадцати человек, которые следовали за Иисусом Христом. Но после свидетельства о воскресении и вознесении Иисуса на небеса, полагают, что Святой Дух превратил своих учеников в могущественных людей Бога, которые перевернули мир вверх дном.

Из двенадцати апостолов, считается, что все, кроме одного, были замучены , только смерть Иакова, сына Зеведеев, описана в Новом Завете.

Но ранние христиане (вторая половина второго века и первая половина третьего века) утверждали, что только Петр, Павел и Иаков, сын Зеведеев, были замучены. Остальная часть заявлений о мученической смерти апостолов не основывается на исторических или библейских доказательствах.

Являются ли Евангелия Нового Завета истинной историей Иисуса Христа, засвидетельствованной его современниками, или же с годами эта история претерпела изменения? Должны ли мы принимать описания жизни Иисуса Христа в Новом Завете на веру, или же тому есть веские исторические доказательства?

Покойный Питер Дженнингс, ведущий телеканала новостей ABC News, вел однажды специальный телерепортаж из Израиля об Иисусе Христе. В своей телепередаче «В поисках Иисуса Христа» он попытался найти ответ на вопрос, был ли Иисус Христос исторически верно отражен в Новом Завете.

Дженнингс попросил выразить свое мнение по этому вопросу Джона Доминика Кроссана, профессора Университета Де Поля, его трех коллег из группы исследователей жизни Христа под названием «Jesus Seminar» и еще двух других исследователей Библии. (Группа «Jesus Seminar» – это организация исследователей, которые обсуждают записанные проповеди и деяния Иисуса Христа, и затем голосуют с помощью красных, розовых, серых или черных бусинок, выражая таким образом степень доверия к утверждениям в Евангелии).

Некоторые комментарии были ошеломляющими. На общенациональном телевидении профессор Кроссан не только поставил под сомнение более 80 процентов изречений Христа, но также его утверждения о своей божественности, его чудотворстве и воскресении. Такой образ Иисуса, представленный Кроссаном, заинтриговал Дженнингса.

Поиск истинной библейской истории всегда вызывает большой резонанс. Именно поэтому журналы Time и Newsweek ежегодно выносят на обложки своих изданий заглавия больших статей о Марии, Иисусе Христе, Моисее или Аврааме. Или, кто знает? Может быть в этом году эта будет статья о «Бобе: нерассказанная ранее история пропавшего 13-го ученика Христа».

Все это делается для развлечения, и поэтому такое расследование может проводиться бесконечно, не давая ответов, а иначе пришлось бы закрыть будущие телепрограммы. Вместо этого нам подбрасывают людей с радикально противоположными взглядами как в эпизоде телесериала «Победитель» (Survivor), безнадежно затуманивая вопрос, а не внося ясность.

Но в своей программе Дженнингс обратил внимание на один вопрос, который заслуживает серьезного рассмотрения. Кроссан намекал на то, что первоначальные повествования о жизни Христа были приукрашены, как это обычно бывало при устных рассказах, а их запись была сделана уже после смерти его учеников. Они, таким образом, по большому счету ненадежны и дают нам искаженный образ Иисуса Христа. Как можно выяснить, правда ли это?

Неправильный перевод?

Итак, о чем же говорят свидетельства? Начнем с двух простых вопросов: Когда были написаны оригиналы документов, вошедших в Новый Завет? И кто их написал?

Важность этих вопросов должна быть очевидна. Если история жизни Христа была записана после смерти очевидцев, то никто не сможет подтвердить ее точность. Но если повествования Нового Завета были записаны еще при жизни его первых учеников, тогда можно будет полагаться на их подлинность. Апостол Петр мог дать ответ, не подделан ли этот документ, заявив «Послушайте, я его не писал». А Матфей, Марк, Лука и Иоанн могли бы дать ответы сомневающимся в их описаниях жизни Иисуса Христа.

Авторы Нового Завета утверждали, что записали историю жизни Христа со слов очевидцев. Апостол Петр в одном из своих писем сказал так: «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия» (2-е Петра 1:16).

Главной частью Нового Завета являются 13 писем апостола Павла, в которых он обращается к молодым церквям и молодежи. Письма апостола Павла, датированные периодом между серединой 40-х и серединой 60-х г.г. (через 12 — 33 года после смерти Христа), являются самыми ранними описаниями жизни и учения Иисуса Христа. Уилл Дюрант писал об исторической важности писем апостола Павла следующее: «Христианские доказательства жизни Христа начинаются с писем, которые приписываются перу Святого Павла. … Никто не подвергает сомнению существование апостола Павла и его неоднократные встречи с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном; и апостол Павел с завистью признает, что они знали Иисуса Христа во плоти».

Но правда ли это?

В книгах, журналах и документальных телепередачах участники группы «Jesus Seminar» предполагают, что Евангелия были написаны неизвестными авторами не ранее 130 — 150 г.г. Если этот более поздний период считать правильным, то с момента смерти Христа до написания Евангелия получается разрыв примерно в 100 лет (ученые считают, что смерть Иисуса Христа имела место между 30 и 33 г.г.). И поскольку на тот момент никого из очевидцев не было в живых, Евангелия могли написать только никому не известные самозванные авторы.

Итак, какими доказательствами мы располагаем о том, когда действительно были записаны в Евангелия повествования о жизни Иисуса Христа? Большинство исследователей сходится во мнении, что Евангелия были записаны в первом веке. Они приводят несколько причин, которые мы рассмотрим в этой статье ниже. А пока отметим, что в своих выводах они серьезно опираются на три основные вида доказательств:

  • ранние документы таких еретиков, как Маркион и школа Валентина, со ссылками на книги, темы и строфы из Нового Завета (см. « «)
  • многочисленные записи ранних христианских авторов, таких как Климент I, Игнатий и Поликарп
  • обнаруженные фрагменты копий Евангелия, датированные по углероду около 117 г.

Библейский археолог Вильям Олбрайт в результате своих исследований пришел к выводу, что все книги Нового Завета были написаны еще при жизни апостолов. Он писал: «Мы можем теперь с уверенностью сказать, что больше уже нет веских оснований датировать книги Евангелия позднее приблизительно 80 года, т. е. на целых два поколения раньше периода между 130 и 150 г.г., предлагаемых сегодня наиболее радикальными критиками Нового Завета». В других заявлениях Олбрайт указывал, что Новый Завет был написан «по всей вероятности, в период приблизительно между 50 и 75 г.г.»

Известный своим скептицизмом исследователь Джон А. Т. Робинсон датирует Новый Завет даже более ранним периодом, чем самые консервативные ученые. В своем труде «Пересмотр датирования Нового Завета» (Redating the New Testament ) Робинсон утверждает, что Новый Завет был написан между 40 и 65 г.г., то есть не позже, чем через семь лет после смерти Христа. Если это правда, то любые исторические ошибки были бы тотчас же вскрыты как очевидцами, так и противниками христианства.

Поэтому давайте рассмотрим целый ряд подсказок, обозначивших путь от оригиналов до копий Нового Завета наших дней.

Без копировального аппарата

Первые записи апостолов были почитаемы. Церкви изучали и передавали их, бережно храня как дорогое сокровище.

Но, увы, неоднократная конфискация этих записей властями Римской империи, два тысячелетия и второй закон термодинамики сыграли свою роль. Что же осталось сегодня от тех оригиналов? Ничего. Все оригинальные рукописи пропали (хотя каждую неделю исследователи Библии, несомненно, смотрят телепередачу «Неожиданные антикварные находки» (Antiques Roadshow ) в надежде на счастливую находку).

Но нужно сказать, что судьба Нового Завета не уникальна; ни один из древнейших исторических документов, сопоставимых по значимости с ним, также не дошел до наших дней. Историки не очень обеспокоены отсутствием оригинальных рукописей, если у них есть надежные копии. Но есть ли древние копии Нового Завета, и если они существуют, то насколько они соответствуют оригиналам?

По мере того как количество церквей росло, под надзором Церкви тщательно создавались сотни новых копий. Каждая буква старательно переписывалась на пергамент или папирус. И поэтому сегодня ученые имеют возможность изучать сохранившиеся копии (и копии копий, и копии копий других копий, ну и так далее – вы понимаете), чтобы определить подлинность документа и приблизительно представить, как выглядели оригиналы.

Фактически, ученые, изучающие древнюю литературу, изобрели научный способ текстовой критики при изучении таких произведений, как «Одиссея», сравнивая их с другими древними текстами для определения их точности. И совсем недавно военный историк Чарльз Сандерс добавил к критике текста трехстороннюю проверку, которая включает не только проверку верности копии, но и учитывает репутацию авторов. Его проверка включает:

  1. Библиографическую проверку
  2. Проверку посредством внутренних доказательств
  3. Проверку посредством внешних доказательств

Давайте посмотрим, что получится, если мы применим эти проверки к ранним рукописям Нового Завета.

Библиографическая проверка

Суть этой проверки – в сравнении исследуемого документа с другими материалами древней истории этого же периода. Задается несколько вопросов:

  • Сколько существует копий оригинала?
  • Какой разрыв во времени между оригиналом и самыми ранними копиями?
  • Насколько этот документ сопоставим с другими древними источниками этого исторического периода?

Представьте, если бы у нас было всего две или три копии оригинальных рукописей Нового Завета. Выборка была бы настолько мала, что мы вряд ли смогли бы проверить точность документа. С другой стороны, если имеются сотни или даже тысячи копий, то мы смогли бы легко выявить ошибки, внесенные при небрежном копировании.

Итак, насколько Новый Завет сопоставим с другими древними документами в отношении как количества копий, так и временного разрыва с оригиналом? Сегодня существует более 5000 рукописей Нового Завета в оригинальном варианте на греческом языке. А если подсчитать количество переводов на другие языки, то их число просто потрясает – 24 000, датируемые периодом со 2-го по 4-й век.

Сравните это число с количеством копий второго наиболее задокументированного древнего исторического труда – «Илиады» Гомера, которая имеет 643 копии. Нужно помнить и о том, что самые древние исторические документы имеют намного меньше существующих рукописей, чем этот документ (обычно меньше 10). Исследователь Нового Завета Брюс Метцгер замечает: «Такой контраст количества копий [по сравнению с другими древними рукописями] ставит критика текста Нового Завета просто в неловкое положение из-за изобилия материала».

Временной разрыв

Значительно не только количество рукописей, но и временной разрыв между моментом написания оригинала и датой копии. Если копирование происходит в течение тысячелетий, трудно сказать, во что превратится оригинал со временем, но если копирование охватывает сотню лет, ситуация иная.

Немецкий критик Фердинанд Христиан Баур (1792–1860 г.г.) однажды заявил, что Евангелие от Иоанна не могло быть написано ранее приблизительно 160 г.; поэтому оно не могло быть написано Иоанном. Если это правда, то такое заявление не только подрывает подлинность писаний Иоанна, но и бросает тень подозрения на весь Новый Завет. Но затем в Египте был обнаружен тайник с папирусными фрагментами Нового Завета, который содержал фрагмент Евангелия от Иоанна (а именно фрагмент P52: Иоанна 18:31-33), датируемый приблизительно периодом через 25 лет после написания оригинала Иоанном.

Метцгер объясняет: «Подобно Робинзону Крузо, который, увидев в песке единственный след, заключил, что на острове вместе с ним присутствует еще один человек, так же и P52 [номер найденного фрагмента] подтверждает существование и использование четвертого Евангелия в первой половине второго века в провинциальном городке на реке Нил, далеко от исторического места его написания (г. Эфес в Малой Азии).» Так, находка за находкой, археологи обнаруживали копии главных частей Нового Завета, датируемых в пределах 150 лет со времени написания оригиналов.

Большинство других древних документов имеют временной разрыв от 400 до 1400 лет. Например, труд Аристотеля «Поэтика», написан около 343 г. до н.э., а его самая ранняя копия датирована 1100 г. при наличии всего пяти копий. И при этом никто не собирается искать исторические подтверждения Платона, что Аристотель был пожарником, а не философом.

Фактически, существует почти полная копия Библии под назаванием Codex Vaticanus, которая была написана приблизительно через 250 — 300 лет после первых записей, сделанных апостолами. Старейшая полная копия Нового Завета, написанная унциальным письмом, называемая Codex Sinaiticus, находится в настоящее время в Британском музее.

Как и Codex Vaticanus, она датируется четвертым веком. Vaticanus и Sinaiticus относятся к начальному периоду христианской истории и, будучи мало отличимы друг от друга, как и другие библейские рукописи, дают нам очень хорошее представление о том, что говорилось в оригиналах.

Даже такой критик-исследователь, как Джон А. Т. Робинсон признает: «Изобилие рукописей и, самое главное, небольшой временной интервал между оригиналами и самыми ранними сохранившимися копиями позволяют заключить, что этот документ находит наилучшее подтверждение своей подлинности, чем какой-либо другой древний исторический документ». Профессор юриспруденции Джон Уорвик Монтгомери подтверждает: «Подвергать скептицизму итоговые книги Нового Завета означает позволить всей классической античной литературе кануть в неизвестность, поскольку ни один из документов античного периода не имеет такого библиографического подтверждения, как Новый Завет «.

Смысл таков: Если Новый Завет был написан и распространялся в период, близкий по времени к действительным событиям, то описания Иисуса Христа в нем скорее всего точные. Но внешние доказательства не являются единственным ответом на вопрос о надежности; исследователи также используют внутренние доказательства, чтобы ответить на этот вопрос.

Обнаружение копии Codex Sinaiticus

В 1844 г. немецкий ученый Константин Тишендорф занимался поиском рукописей Нового Завета. В библиотеке монастыря Святой Катерины на горе Синай он случайно обнаружил корзину, полную каких-то старинных листов. Он был одновременно шокирован и обрадован. Ему никогда не приходилось видеть такие старые греческие рукописи. Тишендорф поинтересовался у библиотекаря, что это за страницы, и был потрясен, узнав что их выбросили в мусор и использовали для разжигания огня. Две корзины таких бумаг были уже сожжены!

Энтузиазм Тишендорфа вызвал недоверие у монахов, и они больше не стали показывать ему никаких рукописей. Однако разрешили ему взять 43 найденные страницы.

Спустя 15 лет, Тишендорф вернулся в синайский монастырь, на этот раз с помощью русского царя Александра II. В монастыре один из монахов провел Тишендорфа в свою келью и протянул обернутую материей рукопись, которая хранилась на полке вместе со столовой посудой. Тишендорф тотчас же узнал бесценные оставшиеся страницы рукописей, которые он видел раньше.

Монастырь согласился передать рукопись российскому царю как защитнику Греческой Православной церкви. А в 1933 г. Советский Союз продал эту рукопись Британскому музею за 100,000 фунтов стерлингов.

Codex Sinaiticus является одной из старейших полных рукописей Нового Завета и одной из самых важных. Некоторые предполагают, что она является одной из 50 Библий, которую император Константин заказал у Папы Римского Евсевия в начале четвертого века. Codex Sinaiticus оказала значительную помощь исследователям в проверке точности Нового Завета.

Проверка посредством внутренних доказательств

Как хорошие следователи, историки проверяют надежность информации по внутренним подсказкам. Такие подсказки открывают, чем были движимы авторы и насколько охотно они делились подробностями, которые можно проверить. Ключевыми внутренними подсказками, по которым исследователи проверяют надежность данных, являются следующие:

  • согласованность информации очевидцев
  • подробности имен, названий и событий
  • письма, адресованные отдельным лицам или небольшому кругу лиц
  • информация, ставящая авторов в неловкое положение
  • наличие неактуального или непродуктивного материала
  • отсутствие актуального материала

Давайте возьмем в качестве примера фильм «В лучах славы» (Friday Night Lights ). Он снят на основе якобы реальных исторических событий, но, как и во многих фильмах, в которых эта связь с реальными событиями слабая, это вызывает постоянные сомнения: «Действительно ли все было так?» Как же определить историческую достоверность фильма?

Одной подсказкой к ответу будет наличие неактуального материала. Скажем, в середине фильма тренеру вдруг звонят и сообщают, что у его матери обнаружили рак мозга. Это событие никак не вписывается в сюжет и больше никогда не упоминается. Единственное объяснение этого ни с чем не связанного факта – то, что это действительно имело место, и режиссер желал, чтобы этот исторически верный момент присутствовал.

Еще один пример из того же фильма. Следуя развитию драматических событий, мы хотим, чтобы команда Permian Panthers выиграла чемпионат штата. Но этого не происходит. У нас возникает чувство, что нагнетание драматизма не соответствует развязке, и мы сразу понимаем это потому, что в реальности команда Permian проиграла игру. Присутствие такого материла, не приводящего к желаемой развязке, также является подсказкой того, насколько исторически точен материал.

И, наконец, использование настоящего города и знакомых местных ориентиров, таких как стадион Astrodome в г. Хьюстоне, заставляет нас посредством этих элементов поверить в историчность происходящего, поскольку эти факты легко подтвердить или фальсифицировать.

Это всего лишь несколько примеров того, как внутренние доказательства приводят нас к выводу об исторической достоверности или фальсификации документа. Мы вкратце рассмотрим внутренние доказательства историчности Нового Завета.

Несколько аспектов Нового Завета помогают нам определить его достоверность на основе его собственного содержания и качества.

Последовательность

В поддельных документах или нет свидетельств очевидцев, или приводимые факты непоследовательны. Поэтому явные противоречия в текстах Евангелий подтверждали бы, что в них есть ошибки. И в то же время, если в каждом Евангелии говорится одно и то же, это вызывало бы подозрение в сговоре. Это было бы похоже на соглашение соучастников заговора по каждой мелочи преступной схемы. Слишком большое совпадение деталей точно так же вызывает подозрение, как и их недостаток.

Свидетели преступления или аварии, как правило, в целом рисуют правильную картину, но с разной точки зрения. Точно так же и четыре Евангелия описывают события жизни Иисуса Христа под разным углом. Но несмотря на разницу точек зрения, исследователи Библии не перестают удивляться последовательности в описании событий и тому четкому образу Иисуса Христа и его учения, которые складываются из дополняющих друг друга повествований.

Подробности

Историки любят подробности в документах, поскольку они дают возможность проверить достоверность материала. Письма апостола Павла полны подробностей. Изобилуют ими и Евангелия. Например, и Евангелие от Луки и его Книга деяний апостольских были обращением к высокопоставленному лицу по имени Феофил, который, несомненно, был хорошо известен в свое время.

Если бы эти писания были всего лишь вымыслом апостолов, то их противники, как иудеи, так и вожди Рима, быстро обнаружили бы эту фальшь в именах, названиях мест и событиях. Это стало бы своеобразным Уотергейтом первого века. Но многие детали Нового Завета подтверждаются независимой проверкой. Колин Гемер, исследователь классической истории, например, «выделяет в последних 16 главах Деяний 84 факта, которые подтверждаются археологическими исследованиями».

В предыдущие столетия ученые, скептически относящиеся к Библии, подвергали нападкам как авторство Луки, так и дату написания Евангелия, утверждая, что оно было написано во втором веке неизвестным автором. Археолог сэр Уильям Рэмзи был убежден, что они правы, и начал свое исследование. После длительного изучения вопроса он полностью поменял свое мнение. Рэмзи признавал: «Лука – первоклассный историк. …Его можно поставить в один ряд с самыми великими историками. …Повествование Луки является непревзойденным по своей достоверности».

В Деяниях апостольских перечисляются путешествия апостола Павла; места, которые он посетил; имена людей, которых он видел, и преследования, которым он был подвергнут. Возможно ли было фальсифицировать все эти подробности? Историк А. Н. Шервин-Уайт, изучавший Римскую империю, писал следующее: «Деяния апостольские являются убедительнейшим подтверждением историчности. …Любые попытки отвергнуть историчность этого документа должны теперь выглядеть абсурдными. Историки Римской империи давно принимали это как само собой разумеющееся».

И в Евангелиях, и в письмах апостола Павла авторы Нового Завета открыто приводили подробности, касающиеся лиц, которые жили в то время. Историки подтвердили как минимум достоверность тридцати имен.

Письма, адресованные небольшому кругу лиц

Большинство фальсифицированных текстов происходят от документов общего характера, предназначенных вниманию общественности, как, например, данная журнальная статья (нет сомнения, что многочисленные подделки уже расходятся на черном рынке). Историк Луи Готшальк замечает, что достоверность личных писем, адресованных небольшой группе лиц, высоко вероятна. К какой категории относятся документы Нового Завета?

Некоторые из них, очевидно, предназначались для широкой аудитории. Однако большая часть писаний Нового Завета состоит из писем, адресованных отдельным лицам и небольшому кругу лиц. По крайней мере, эти документы не будут считаться первыми кандидатами в подделки.

Подробности, ставящие автора в неловкое положение

Как правило, авторы не хотят публично поставить себя в неловкое положение. Историки поэтому заметили, что документам, содержащим нелицеприятные откровения о самих авторах, обычно можно доверять. Что же говорили о себе авторы Нового Завета?

Удивительно, но авторы Нового Завета неоднократно представляли себя глупцами, трусами и неверующими. Достаточно вспомнить, например, что апостол Петр три раза отрекся от Иисуса Христа, или как его ученики спорили между собой, кто из них самый великий. Обе эти истории отражены в Евангелиях. Учитывая тот факт, что уважение к апостолам было особенно важным для ранней Церкви, включение такого рода материала не имеет смысла, если только апостолы не говорили правду.

В книге «История цивилизации» (The Story of Civilization ) Уилл Дюрант так писал об апостолах: «Их вряд ли можно было отнести к тому типу людей, которых выбирают для изменения мира. В Евангелии реалистично показана разница их характеров и честно обнажены их недостатки».

Непродуктивный или неактуальный материал

В Евангелии говорится, что пустую гробницу Иисуса Христа обнаружила женщина, хотя в Израиле свидетельство женщин почти не имело никакого веса и не допускалось в суде. Написано, что мать и семья Иисуса Христа заявили, что считают его сумасшедшим. Говорят, что одними из последних слов Иисуса на кресте были слова «Боже мой, Боже, почему ты оставил меня?» И список таких непродуктивных эпизодов, записанных в Новом Завете, можно продолжить, если намерением автора было что угодно, но только не точная передача информации о жизни и учении Иисуса Христа.

Отсутствие актуального материала

Ирония (или может быть логика) в том, что в своих речах, сохранившихся в записи, Христос мало упоминает серьезные вопросы, стоявшие перед Церковью первого века. Если его последователи старались просто создать материал, способствующий росту Церкви, то невозможно объяснить, почему они не придумали на этот счет наставления от Иисуса Христа. В одном случае апостол Павел напрямую заявляет, что «На это у нас слова Господа нет».

Проверка посредством внешних доказательств

Третий и последний способ проверки достоверности документа – посредством внешних доказательств: «Подтверждается ли достоверность Нового Завета историческими документами, не входящими в него?» Итак, что говорят историки-нехристиане об Иисусе Христе?

«В целом, как минимум в семнадцати нехристианских документах отражено более 50 подробных моментов жизни, учения, смерти и воскресения Иисуса Христа, включая подробности, касающиеся ранней Церкви.» Это особенно удивительно с учетом того факта, что у нас недостаточно исторических данных по этому периоду. Иисус Христос упоминается в большем количестве источников, чем завоевания Цезаря того же периода. Еще удивительнее то, что эти подтверждения подробностей Нового Завета датируются периодом с 20 по 150 г.г. нашей эры – «сравнительно рано согласно нормам древней историографии».

Достоверность Нового Завета также подтверждается более 36 тысячами других библейских христианских документов (цитатами лидеров Церкви первых трех веков), датируемых буквально через 10 лет после последнего написания Нового Завета. Если бы все копии Нового Завета были потеряны, его можно было бы восстановить по этим старым письмам и документам, за исключением нескольких библейских стихов.[

Говард Кларк Ки, бывший профессор Бостонского университета, делает следующий вывод: «Результаты изучения источников вне Нового Завета, которые дают …нам представление об Иисусе Христе, подтверждают его историческое существование, его необычайное могущество, преданность своим последователям, дальнейшую жизнь его учения после смерти …и распространение христианства …в самой Римской империи к концу первого века».

Таким образом, внешние доказательства подкрепляют доказательства, полученные другими методами. Несмотря на предположения небольшого количества радикальных скептиков об обратном, портрет реального Иисуса Христа, представленный в Новом Завете, практически невозможно замарать. И хотя некоторые, например группа «Jesus Seminar», не согласны с таким выводом, общее мнение специалистов, независимо от их религиозных верований, таково, что тот Новый Завет, который нам известен сегодня, правдиво передает и слова Иисуса Христа, и события его жизни.

Кларк Пиннок, профессор колледжа McMaster Divinity College по вопросам толкования Библии сделал убедительный вывод: «Нет ни одного древнего документа, который бы так отлично подкреплялся текстовыми и историческими доказательствами. …Честный человек не может игнорировать такой источник. Скептицизм относительно исторической достоверности христианства основан на лишенных здравого смысла предположениях».

Действительно ли Христос воскрес из мертвых?

Самый значительный вопрос нашего времени — «Кто же такой Иисус Христос в действительности?» Был ли он лишь исключительным человеком, или же Богом во плоти, как считали Павел, Иоанн и другие его ученики?

Слова и поступки свидетелей Иисуса Христа говорят о том, что они верили в его физическое воскресение из мертвых после распятия. Если они были не правы, то это значит, что христианство основано на лжи. Но если они были правы, то такое чудо подтверждает все то, что Иисус Христос сказал о Боге, о себе и о нас.

Однако должны ли мы принимать воскресение Иисуса Христа только на веру, или же тому есть веские исторические доказательства? Некоторые скептики начали исследовать исторические материалы с целью доказать несостоятельность воскресения. Что же они обнаружили?

Говорил ли Христос о том, что будет после смерти?

Если Христос действительно воскрес из мертвых, то он должен знать, что ждет нас после смерти. Что Христос сказал о смысле жизни и о нашем будущем? Существует ли множество путей к Богу или же Христос утверждал, что он — единственный путь? Читайте поразительные ответы в статье «Почему Иисус Христос?»

Можно ли найти смысл жизни благодаря Иисусу Христу?

«Почему Иисус Христос?» – в этой статье рассматривается вопрос о том, актуален ли Христос сегодня. Может ли Христос ответить на главные вопросы жизни: «Кто я есть?» «Почему я здесь?» и «Куда я движусь?» Опустевшие храмы и безмолвные распятия навели некоторых на мысль, что Христос не может ответить на эти вопросы, и что он оставил нас на произвол судьбы с вышедшим из-под контроля миром. Однако Христос сделал заявления о жизни и о нашей цели здесь на земле, которые нужно хорошенько рассмотреть, прежде чем обвинять его в равнодушии и бессилии. В данной статье рассматривается тайна прихода Христа на землю.

Евангелисты (греч. «благовестники») - так называются авторы четырех книг Нового Завета - Евангелий - апостолы Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Первый и последний были из 12-ти, а второй и третий из 70-ти апостолов.

В древности это название было шире; так назывались все проповедники христианства. В древней христианской церкви была особая степень или должность евангелистов, их служение состояло в проповеди Евангелия среди иудеев и язычников.

Св. Матфей был одним из 12 апостолов Господа. Имя «Матфей» имеет греческое происхождение, по-еврейски «Левий», означающий «Богоданный». До обращения ко Христу Матфей служил мытарем, сборщиком податей для Рима. Услышав глас Иисуса Христа: «Иди за Мной» (Мф. 9. 9), он оставил свою должность и пошел за Спасителем. Восприняв благодатные дары Духа Святого, апостол Матфей вначале проповедовал в Палестине. Перед уходом на проповедь в дальние страны по просьбе иудеев, остававшихся в Иерусалиме, апостол написал Евангелие. В ряду книг Нового Завета Евангелие от Матфея стоит первым. Написано на еврейском языке. Речи и деяния Спасителя Матфей излагает в соответствии трем сторонам служения Христа: как Пророка и Законодателя, Царя над миром невидимым и видимым и Первосвященника, Приносящего Жертву за грехи всех людей.

Святой апостол Матфей обошел с благовестием Сирию, Мидию, Персию и Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Эфиопии. Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Святой апостол Матфей своей проповедью здесь обратил нескольких идолопоклонников к вере во Христа, основал Церковь и построил храм в городе Мирмены, поставил в ней епископом своего спутника по имени Платон. Когда апостол усердно молил Бога об обращении эфиопов, во время молитвы явился ему Сам Господь в образе юноши и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма. Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево и будет приносить плоды, а от корня его будет истекать источник воды. Омывшись в воде и вкусив плодов, эфиопы изменят свой дикий нрав, станут добрыми и кроткими. Когда апостол нес жезл к храму, то встретил на пути жену и сына правителя этой страны Фулвиана. одержимых нечистым духом. Святой апостол именем Иисуса Христа исцелил их. Это чудо обратило ко Господу еще множество язычников.

Но властелин не хотел, чтобы его подданные стали христианами и перестали поклоняться языческим богам. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Святого Матфея положили лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Тогда Фулвиан приказал добавить хвороста в костер, облив его смолой и поставив вокруг двенадцать идолов. Но пламя растопило идолов и опалило Фулвиана. Испуганный эфиоп обратился к святому с мольбой о пощаде, и по молитве апостола пламя улеглось. Тело святого апостола осталось невредимым, и он отошел ко Господу (60 г.).

Правитель Фулвиан горько раскаялся в содеянном, но сомнений своих не оставил. Он велел положить тело святого Матфея в железный гроб и бросить в море. При этом Фулвиан сказал, что если Бог Матфеев сохранит тело апостола в воде, как сохранил его в огне, то следует поклоняться этому Единому Истинному Богу. В ту же ночь к епископу Платону в сонном видении явился апостол Матфей и повелел ему идти с клиром на берег моря и обрести там его тело. Пришел на берег и Фулвиан со своей свитой. Вынесенный волной гроб был с честью перенесен в храм, построенный апостолом. Тогда Фулвиан попросил у Матфея прошения, после, чего епископ Платон крестил его с именем Матфей, которое дал ему по велению Божиему. Фулвиан впоследствии принял епископство и продолжил дело просвещения своего народа.

Святой апостол и евангелист Марк, называемый также Иоанн-Марк (Деян. 12, 12), апостол от 70-ти, племянник апостола Варнавы, родился в Иерусалиме. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк. 14. 51 - 52). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов (Деян. 12, 12).

Святой Марк был сподвижником апостолов Петра, Павла (общая память 29 июня) и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима (Деян. 13, 6 - 12).

После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь.

Во время второго благовестнического путешествия апостола Павла святой Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда он отправился на проповедь с апостолом Варнавой на Кипр, а затем опять ушел в Египет, где вместе с апостолом Петром основал много Церквей, в том числе в Вавилоне. Из этого города апостол Петр направил послание малоазийским христианам, в котором с любовью отзывался о святом Марке, своем духовном сыне (1 Пет. 5, 13).

Когда апостол Павел находился в узах в Риме, апостол Марк был в Ефесе, где кафедру занимал святитель Тимофей. Вместе с ним апостол Марк прибыл в Рим. Там он и написал святое Евангелие.

Из Рима святой Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли такие знаменитые отцы и учители Церкви, как Климент Александрийский, святитель Дионисий, святитель Григорий Чудотворец и другие. Ревнуя о устроении церковного Богослужения, святой апостол Марк составил чин Литургии для Александрийских христиан.

Затем святой Марк с проповедью Евангелия посетил внутренние области Африки, был в Ливии, Нектополе.

Во время этих путешествий святой Марк получил повеление от Духа Святого вновь идти в Александрию для проповеди и противодействия язычникам. Там он поселился в доме сапожника Анании, которому исцелил больную руку. Сапожник с радостью принял святого апостола, с верой внимал его повествованиям о Христе и принял Крещение. Вслед за Ананией крестились многие жители той части города, где он жил. Это возбудило ненависть язычников, и они собирались убить святого Марка. Узнав об этом, святой апостол поставил Ананию епископом, а трех христиан: Малка, Савина и Кердина - пресвитерами.

Язычники напали на святого Марка, когда апостол совершал Богослужение. Его избили, волокли по улицам города и бросили в темницу. Там святой Марк удостоился видения Господа Иисуса Христа, Который укрепил его перед страданиями. На следующий день разъяренная толпа снова повлекла святого апостола по улицам города на судилище, но по дороге святой Марк скончался со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».

В древней иконографической традиции, усвоившей святым Евангелистам символы, заимствованные из видения святого Иоанна Богослова (Откр. 4, 7), святой Евангелист Марк изображается со львом - в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа (Откр. 5, 5). Святой Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, поэтому он останавливается преимущественно на речах и делах Спасителя, в которых особенно проявляется Его Божественное всемогущество. Многие особенности его повествования можно объяснить близостью его к апостолу Петру. Все древние писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола. Одной из центральных Богословских тем в Евангелии святого Марка является тема силы Божией, совершающейся в немощи человеческой, ибо Господь делает возможным то, что у людей невозможно. При действии Христа (Мк. 16, 20) и Духа Святого (13, 11) ученики его идут по всему миру и проповедуют Евангелие всей твари (13, 10; 16, 15).

Св. Евангелист Лука родом из Антиохии Сирийской. Был образованным человеком, врачом и художником, причислен к 70-ти апостолам и получил дарование слова, чудотворения и исцеления. Лука был частым спутником апостола Павла и его верным учеником. Апостол Павел называет его «возлюбленным врачом». Проповедовал Евангелие в Ахаии, Лилии, Египте. По преданию, в возрасте 80 лет Лука мученически скончался при императоре Домициане в египетских Фивах, и за неимением креста был повешен на оливковом дереве (84 г.). Мощи его были перенесены в Константинополь при императоре Констанце в IV веке. Мощи Св. Луки источали множество исцелений, и по окончании гонений на христиан были положены в Константинопольском храме Св. Апостолов под престолом вместе с мощами апостолов Андрея и Тимофея.

Предание приписывает ему написание первых икон Божией Матери. "Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет", - сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Святой Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Евангелие написано им в 62 - 63 годах в Риме, под руководством апостола Павла. Святой Лука в первых стихах (Лк. 1,3) четко выразил цель своего труда: наиболее полно и в хронологическойпоследовательности описал по порядку всё, что известно христианам об Иисусе Христе и Его учении, и тем самым дал твердое историческое обоснование христианского упования (Лк. 1, 4). Он тщательно исследовал факты, широко использовал устное предание Церкви и рассказы Самой Пречистой Девы Марии (Лк.2,19;Лк.2,51).

В богословском содержании Евангелие от Луки отличается прежде всего учением о всеобщности спасения, совершенного Господом Иисусом Христом, о вселенском значении евангельской проповеди. Святой апостол написал также книгу Деяний святых апостолов в 62 - 63 годах в Риме. Книга Деяний, являясь продолжением Четвероевангелия, повествует о трудах и подвигах святых апостолов после Вознесения Спасителя. В центре повествования - Апостольский Собор (51 год по Рождестве Христовом), как основополагающее церковное событие, послужившее догматическим основанием для отмежевания христианства от иудейства и самостоятельного распространения его в мире (Деян. 15, 6 - 29). Богословским предметом книги Деяний является преимущественно Домостроительство Святого Духа, осуществляемое в основанной Господом Иисусом Христом Церкви от Вознесения и Пятидесятницы до Второго пришествия Христова.

Святой апостол и Евангелист Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя. Нередко в иконографии апостол Иоанн изображается кротким, величественным и духоносным старцем, с чертами девственной нежности, с печатью полного спокойствия на челе и глубоким взором созерцателя неизреченных откровений. Другая главная особенность духовного облика апостола открывается через его учение о любви, за которое ему по преимуществу усвоено наименование Апостола любви. Действительно, любовью пронизаны все его писания, основная мысль которых сводится к понятию, что Бог в Своем существе есть Любовь (1 Ин. 4, 8). В них он останавливается преимущественно на проявлениях неизреченной любви Бога к миру и человеку, на любви своего Божественного Учителя. Он постоянно увещевает учеников к взаимной любви.

Ему были свойственны спокойствие и глубина созерцания в сочетании с горячей верностью, нежная и безграничная любовь с пылкостью и даже некоторой резкостью. Из кратких указаний Евангелистов видно, что он обладал в высшей степени пылкой натурой, сердечные порывы его иногда доходили до такой бурной ревности, что Иисус Христос вынужден был умерять их, как несогласные с духом нового учения (Мк. 9, 38 - 40; Лк. 9; 49 - 50: Лк. 9, 54 - 56) и назвал апостола Иоанна и его родного брата Иакова «сынами грома» (Воанергес).

В то же время он обнаруживает редкую скромность и, несмотря на свое особенное положение среди апостолов как ученика, которого любил Иисус, он не выделялся из ряда других учеников Спасителя. Отличительными чертами его характера были наблюдательность и восприимчивость к событиям, проникнутые тонким чувством послушания воле Божией. Полученные извне впечатления редко обнаруживались в его слове или действии, но сильно и глубоко проникали во внутреннюю жизнь святого Апостола. Всегда чуткий к другим, он болезновал сердцем о погибающих. Апостол Иоанн с благоговейным трепетом внимал Богодухновенному учению своего Учителя, исполненному благодати и истины, в чистой и возвышенной любви созерцая Славу Сына Божия. Ни одна черта из земной жизни Христа Спасителя не ускользнула от проницательного взора апостола Иоанна, ни одно событие не прошло, не оставив глубокого следа в его памяти, поэтому в нем сосредоточились вся полнота и целостность человеческой личности. Такой же целостностью обладали и мысли апостола Иоанна Богослова. Для него не существовало раздвоенности. По его убеждению, где нет полной преданности, там нет ничего.

Избрав путь служения Христу, он до конца жизни совершал его с полнотой и безраздельной последовательностью. Апостол Иоанн говорит о всецелой преданности Христу, о полноте жизни в Нем, поэтому и грех рассматривается им не как слабость и поврежденность человеческой природы, а как зло, как отрицательное начало, совершенно противоположное добру (Ин. 8, 34; 1 Ин. 3, 4; 1 Ин. 3, 8 - 9). По его воззрению, можно принадлежать или Христу или дьяволу, среднего, неопределенного состояния быть не может (1 Ин. 2, 22; 1 Ин. 14, 3). Поэтому он служил Господу с безраздельной любовью и самоотверженностью, отвергая все, что принадлежит исконному врагу человека, врагу истины и родоначальнику лжи (1 Ин. 2, 21 - 22). Чем сильнее он любит Христа, тем сильнее ненавидит антихриста; чем больше он любит истину, тем больше ненавидит ложь, - свет исключает тьму (Ин. 8, 12; Ин. 12, 35 - 36). Этим проявлением внутреннего огня любви он свидетельствовал с особой силой духа о Божестве Иисуса Христа (Ин. 1, 1 - 18; 1 Ин. 5, 1 - 12).

Апостолу Иоанну было определено выразить последнее слово Божественного Откровения, вводящего в сокровеннейшие тайны внутренней Божественной жизни, ведомые только вечному Слову Божию, Единородному Сыну.

Богословие апостола Иоанна уничтожает границу между настоящим и будущим. Наблюдая настоящее, временное, он не останавливается на нем, а переносит свой взор к вечному в прошедшем и к вечному в будущем. И поэтому он, призывая к святости жизни, торжественно провозглашает, что "всякий, рожденный от Бога не согрешит" (1 Ин. 5, 18; 1 Ин. 3,9). В общении с Богом истинный христианин причастен жизни Божественной, поэтому будущее человечества совершается уже на земле. В изложении и раскрытии учения о Домостроительстве спасения Апостол Иоанн Богослов переходит в область вечно настоящего, в котором Небо сошло на землю и обновленная земля освещается Светом Небесной Славы.

Подготовила Мариам Погосян

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии, согласно преданию - дочери , которая упоминается в числе жен, служивших Господу своим имуществом.

«С[вя]тый апостол и евангелист Иоанн Богослов» (с нимбом). Русская икона XVII в. unknown , Public Domain

Младший брат . Был рыбаком, был призван Иисусом Христом в число Своих учеников на Генисаретском озере: оставив отца своего Зеведея в лодке, он, вместе со своим братом Иаковом, последовал за Христом (Мф.4:21; Мк.1:19).

Иоанн Богослов. 1595–1605 гг. Эль Греко, музей Прадо, Мадрид. Эль Греко , Public Domain

Братья Иаков и Иоанн в Евангелиях именуются сыновьями Зеведеевыми по имени их отца Зеведея, также, по сообщению евангелиста Марка (Мк.3:17).

Иисус назвал братьев Боанергес (греч. Βοανηργες, арамейское слово, расшифровываемое в Новом Завете как «сыновья грома»), очевидно, за порывистый характер. Этот характер в полной мере проявился, когда они хотели низвести с неба огонь на самарянское селение (Лк.9:54); а также в просьбе дать сесть им в Царстве Небесном по правую и левую сторону от Иисуса (Мк.10:35-37).

Из евангельских повествований следует, что Иоанн, наряду со своим старшим братом Иаковом, был в близких отношениях с и вместе с ним входил в число приближенных Господом учеников.

Вместе с Петром и Иаковом он стал свидетелем воскрешения дочери Иаира (Мк.5:37; Лк.8:51). Только их Иисус сделал свидетелями своего Преображения (Мф.17:1; Мк.9:2; Лк.9:28) и Гефсиманского моления (Мк.14:33).

На Кресте Иисус поручил Иоанну заботиться о Своей Матери - Деве Марии.

unknown , Public Domain

Иоанн упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (Мф.10:2), от (Мк.3:17), от Луки (Лк.6:14), а также в Деяниях Апостолов (Деян.1:13).

Писания апостола в Новом Завете

Св. ап. Иоанн в молчании. Русская (Палех) икона. Святой Дух (Ангел) шепчет на ухо текст Евангелия от Иоанна, открытого на «В начале бе Слово». unknown , Public Domain

Имя Иоанн Богослов апостол получил из-за именования Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна Словом Божьим.

Дальнейшая жизнь

О дальнейшей жизни апостола известно только из церковных преданий.

Миссионерский путь

Согласно преданию, после Успения Матери Божией апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Эфес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора.

Находясь в городе Эфесе, апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Проповедь его сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днём.

Во время гонения на христиан, начатого императором Нероном, апостол Иоанн, по преданию, был отведён в узах на суд в Рим.

За исповедание своей пламенной веры в Иисуса Христа апостол был приговорён к смерти. Однако, выпив предложенную ему чашу со смертельным ядом, он остался живым. Также он вышел невредимым и из котла с кипящим маслом. После этого апостол был сослан в заточение на остров Патмос, где прожил много лет.

Ссылка

Согласно житию, когда Иоанн прибыл на остров Патмос, его проповедь, сопровождавшаяся многими чудесами, привлекла к нему всех жителей острова: он обратил в христианство большую часть его жителей, изгнал бесов из языческих храмов, исцелил многих больных.

unknown , CC BY-SA 3.0

На острове Патмос апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором (известен только из церковного предания, ассоциируется с Прохором, апостолом от семидесяти) на пустынную гору, где совершил трёхдневный пост и молитву, после чего пещера, где они жили заколебалась и загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол поднял его и приказал записывать слова, которые он будет произносить. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… » - возвещал Дух Божий через святого апостола. Два дня и шесть часов Прохор записывал сие благовестие (Евангелие).

После возвращения Иоанна и Прохора в селение, Евангелие было переписано и распространено по острову. Через некоторое время Иоанн вновь удалился в безлюдное место, и провел 10 дней в пещере без еды в молитве. Когда он собирался выйти из пещеры, был к нему глас, говорящий: «Иоанн, Иоанн!» Он же сказал: «что, Господи!» И сказано: «сотвори в пещере другие десять дней и откроются тебе многие и великие тайны в месте этом». Он же сотворил другие десять дней, не ев. И был в ужасе великом, и видел силы великие, и ангела Божия, разъясняющего ему всё, что он видел и слышал. Затем позвав Прохора, сказал: «то, что услышишь из уст моих, запиши на бумагу».

Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В ней, по мнению христиан, раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.

Возвращение

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Эфес, где продолжил свою деятельность, поучая христиан остерегаться возникающих ересей. Между 85 и 95 годами апостол Иоанн написал в Эфесе Евангелие. Он заповедал всем христианам любить Господа и друг друга, и этим исполнить закон Христов. Апостол любви - так именуется святой Иоанн, так как он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу и угодить Ему. В трёх своих Посланиях апостол Иоанн проповедует любовь к Богу и ближним, сам являясь для окружающих примером любви.

Василий Поленов , Public Domain

Годы жизни Апостола Иоанна можно вычислить приблизительно. По церковной традиции во время распятия Христа ему было 16 лет и умер он в 100-ом году, оставшись единственным живым апостолом, видевшим Иисуса Христа во время Его земной жизни. То есть приблизительно: 17-100 н. э.

Остальные апостолы в это время все уже скончались мученической смертью. Вся христианская Церковь глубоко чтила апостола Иоанна, как тайнозрителя судеб Божиих. На иконах святой апостол Иоанн изображается с орлом - символом высокого парения его богословской мысли.

О личности Иоанна Богослова так же засвидетельствовал письменно его ученик - Игнатий Богоносец (отдан на растерзание львам 20 декабря 107 г. в Риме; третий епископ Антиохийский по апостоле Петре и Еводе; на Антиохийской кафедре предположительно с 68 года).

Последним свидетелем, видевшим живого Христа считается именно Игнатий Богоносец, по церковным преданиям на 7 лет переживший Иоанна Богослова. Прозвище, по версий предания, получил от того, что Иисус брал Игнатия-ребёнка на руки, о чём повествует Евангелие от Матфея (18:2-5).

Фотогалерея










Полезная информация

Иоа́нн Богосло́в
Иоа́нн Зеведе́ев
ивр. יוחנן‎
транслит. «Йоханан»
араб. يوحنا بن زبدي, القديس يوحنا الإنجيلي

Память

Память апостола Иоанна совершается в Православной церкви (по юлианскому календарю): 8 мая, 30 июня (Собор Двенадцати апостолов), 26 сентября (преставление), в Католической церкви и других западных церквях - 27 декабря.

Воскрешение мёртвых апостолом

Из жития апостола известны следующие случаи воскрешения им усопших:

  • в Эфесе апостол Иоанн со своим учеником Прохором работали в бане. Однажды там умер некий юноша по имени Домн. Отец юноши, Диоскорид, узнав об этом, умер от скорби. Хозяйка бани обвинила Иоанна в смерти юноши и грозилась убить его. Помолившись, апостол Иоанн воскресил юношу, а затем его отца.
  • во время праздника в честь богини Артемиды, апостол Иоанн обвинил язычников в идолопоклонничестве, за что толпа забросала его камнями. По молитве Иоанна тотчас настала невыносимая жара, вследствие чего умерло до 200 человек. Оставшиеся в живых умоляли Иоанна о милости, и апостол воскресил всех умерших, в результате чего все воскресшие приняли крещение.
  • в Риме апостол Иоанн был осуждён на изгнание и отправлен на остров Патмос. На судне находились царские вельможи, сын одного из них, играя, упал в море и утонул. Вельможи стали просить Иоанна о помощи, но он отказал им, узнав, что они чтят языческих богов. Но утром, из жалости, Иоанн помолился Богу, и волна выбросила юношу на корабль.
  • на острове Патмос жил волхв Кинопс, который общался с нечистыми духами. Местные жители почитали Кинопса, как бога. Когда апостол Иоанн стал проповедовать Христа, жители острова призвали волхва Кинопса отомстить Иоанну. Апостол разоблачил бесовство Кинопса, и по молитве Иоанна морская волна поглотила волхва. Народ, поклонявшийся Кинопсу, трое суток ждал его у моря, изнемогая от голода и жажды, а трое детей умерло. Апостол Иоанн, помолившись, исцелил больных и воскресил умерших.
  • через три года апостол Иоанн направился проповедовать в другой город острова, где исцелял больных, а также воскресил сына жреца, умершего в бане.