«Вводные и вставные конструкции. Московский государственный университет печати


Вставные конструкции (слова, словосочетания, предложения) комментируют содержание предложения или отдельных его членов, разъясняют его, уточняют, обосновывают, дают дополнительные сведения, попутные указания. Они резко выпадают из синтаксической структуры целого, интонационно выделяются, разрывая и нарушая интонационное единство предложения.
В отличие от вводных конструкций, вставные конструкции не выражают модальных значений, не содержат указания на источник сообщения, на связь с другими сообщениями и т. д., не могут стоять в начале основного предложения.
Вставные конструкции могут оформляться как члены предложения или предикативные части сложного предложения, но могут в синтаксическом отношении выступать как «чужеродное» тело в составе основного предложения; могут быть включены с помощью союзов и союзных слов или же без их посредства: Слово это означает женщину, чрезмерно щекотливую в своих понятиях о чести (женской) - недотрогу (А. Пушкин); В то время, как такие разговоры происходили в приемной и в княжниной, комнатах, карета с Пьером (за которым было послано) и с Анной Михайловной (которая нашла нужным ехать с ним) въезжала во двор графа Безухова (JI. Толстой); В тот же день я был уже на квартире Никитина (фамилия зятя) (В. Короленко).
Вставные конструкции выделяются паузами, произносятся с понижением тона и убыстрением темпа речи.
Вставные конструкции различаются по структуре. Они могут быть выражены минимальной и простейшей единицей (например, восклицательный или вопросительный знак, передающий отношение к мысли), словом, словосочетанием, предложением (в том числе и сложным) и даже целым абзацем: Это было великолепное (/) зрелище, как мне потом сообщили, однако никому не было весело (А. Чехов); Журналы иностранной литературы (два) я велел выслать в Ялту (А. Чехов); Приблизительно в середине улицы (более версты длиной) стояла большая деревянная церковь (В. Короленко); Из всех районов Москвы район Каланчевки и Комсомольской площади (ее еще называют площадью трех вокзалов) менее всего был знаком ему (А. Ананьев); Собравшиеся (в числе их присутствовал старый буфетчик, по прозвищу Дядя Хвост, к которому все с почтением обращались за советом, хотя только и слышали от него, что: вот оно как, да! да, да, да!) начали с того, что на всякий случай, для безопасности, заперли Капитана в чуланчике с водоочистительной машиной... (JI. Толстой).
По способу включения вставной конструкции в основное предложение бывают вставные конструкции бессоюзные, с сочинительным союзом, с подчинительным союзом или союзным словом: Лукин все еще не мог до конца отключиться от своих дел и после обеда (обедали в ресторане при гостинице) поехал к Воскобойникову (А. Ананьев); Исключение - это первый звонок завтрашнего (или вчерашнего) правила (М. Анчаров); Я долго простаивал у ворот, чтобы поглядеть, как Житков наклонится над ученой собакой, возьмет у нее скрипку, которую она несла за ним, скажет ей (будто по секрету) какое-то слово, и она тотчас же помчится без оглядки по Пушкинской (К. Чуковский).
По значению различаются:
  1. Вставные конструкции, дополняющие или поясняющие содержание основного предложения: И только много позже (я уже не первый год ходил в школу) сказка эта стала меня преследовать, я стал ее разгадывать (С. Залыгин); Пети не было дома (он пошел к товарищу, с которым намеревался из ополчения перейти в действующую армию) (JI. Толстой).
  2. Вставные конструкции, представляющие собой попутные авторские замечания: Поверьте (совесть в том порукой), супружество нам будет мукой (А. Пушкин); Я не понимал (теперь я понял), что я делал с близкими мне существами (В. Гаршин).
  3. Вставные конструкции, поясняющие отдельные слова в основном предложении: Он еще не успел присмотреться и радовался всему, что было для него новым (хорошо забытым старым, как он скажет потом Павлу) и волновало его (А. Ананьев); А где старая (так он обыкновенно называл жену свою)! (Н. Гоголь).
  4. Вставные вопросительные и восклицательные конструкции, выражающие эмоции автора или его отношение к высказываниям, словам, цитатам: И вот уже трещат морозы и серебрятся средь полей... (читатель ждет уж рифмы розы; на вот, возьми ее скорей!) (А. Пушкин); Мы узнали от него самого, что он, г. Савельев, решился посвятить все способности (чьи?) разра- ботанию (разрабатыванию?) отечественной истории (В. Белинский).

(задание № 17)

Урок по вводным конструкциям с примерами. Правила и упражнения, которые помогут выполнить задание № 17 ЕГЭ по русскому языку

Вводные конструкции могут выражать:

1. Различную степень уверенности

КОНЕЧНО, РАЗУМЕЕТСЯ, БЕССПОРНО, НЕСОМНЕННО, БЕЗ СОМНЕНИЯ, БЕЗУСЛОВНО, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, КАЖЕТСЯ, ВЕРОЯТНО, ВОЗМОЖНО, ПОЖАЛУЙ

Например:

Вы, несомненно , хорошо сдадите экзамен.

Вам, кажется , нужно больше заниматься.

2. Чувства и отношение говорящего к тому, о чём он сообщает

К СЧАСТЬЮ, К НЕСЧАСТЬЮ, К УДИВЛЕНИЮ, К СОЖАЛЕНИЮ

Например:

Вы, к сожалению , сдали экзамен не очень хорошо.

К моему огромному удивлению , всё оказалось на месте.

3. Источник информации, которую сообщает говорящий.

ПО СООБЩЕНИЮ, ПО СЛОВАМ, ПО МНЕНИЮ, ПО-МОЕМУ, ПО СЛУХАМ, ГОВОРЯТ, СЛЫШНО, ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, ПО-ВАШЕМУ

Например:

Вам, по мнению врачей , нужно на время прервать тренировки.
Вам, говорят , придётся прервать тренировки.
Как говорят старики , рыба в этом озере водится.
По воспоминаниям отца , в детстве он неплохо учился.

4. Порядок мыслей и указания их связи между собой

ВО-ПЕРВЫХ, ВО-ВТОРЫХ, В-ТРЕТЬИХ, НАКОНЕЦ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ЗНАЧИТ, ИТАК, НАПРОТИВ, НАПРИМЕР, НАОБОРОТ, ОДНАКО

Например:

Во-первых , это причастие образовано от глагола совершенного вида; во-вторых , оно имеет зависимые слова. Следовательно , в нём должно писаться две буквы Н.

5. Способ оформления мыслей и оценка стиля высказывания

ИНАЧЕ ГОВОРЯ, ОДНИМ СЛОВОМ, ЛУЧШЕ СКАЗАТЬ, МЯГКО ГОВОРЯ

Например:

Одним словом , всё прошло хорошо.

Говоря образно , в самом центре Земли работает огромный котёл, варящий магму.

6. Способы привлечения внимания

ПОСЛУШАЙ(ТЕ), ПОСМОТРИ(ТЕ), ИНТЕРЕСНО и др.

Например:

Но вот, посмотрите , какая-то птица / Всё ниже и ниже по небу мчится! (К.И. Чуковский)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Никогда не выступают в качестве вводных конструкций следующие слова и выражения:

вообще, наверняка, всё-таки, как будто, как бы, вдруг, пожалуйста, ведь, вряд ли, едва ли, якобы, почти, даже, именно, ведь, только, непременно, вот, как раз, авось, обязательно.

Практические задания

Задание 1. Вставьте вводные слова, необходимые по смыслу. Расставьте недостающие знаки препинания. Укажите, кому принадлежат данные сообщения.

2. В этой (не)широкой но глубокой реке раньше было много рыбы.

3. Самый твёрдый минерал алмаз.

Задание 2. Найдите вводные слова. Укажите их значение. Спишите, расставляя знаки препинания.

Образец: Наверное , завтра будет гроза (неуверенность).

1. Казалось тихий ночной час пр…давал б…седе особую прелесть.

2. Действительно камни бывают различной твердости. Самый мягкий камень тальк.

3. (На)конец(то) на моё счастье дядя и старик Яков свернули к маленькому скверику.

4. Я (не)буду вас задерживать. (По)моему дело ясное.

5. В воздухе пахло водой травой туманом – одним словом пахло ра(нн/н)им прекрасным летним утром.

6. Наука иначе говоря не отрицает веру и религию а лишь дополняет их.

Задание 3. Прочитайте. Включите в начало каждого второго предложения вводное слово, указывающее на связь мыслей. Спишите, раскрывая скобки и расставляя запятые.

I. 1) Это параллельные линии. Они (не)пересекаются.

2) Вводное слово грамматически (не)связа(нн/н)о с другими словами в предложени… Оно не является членом предложения.

3) Работая над историческим произведением изучают прошлое стараются живо представить исторические картины. Для художественного воссоздания прошлого (не)обходимо и научное знание, и творческая фантазия.

II. 1) (Не)удача (не)смутила боксёра. Она заставила его ещё больше напряч… силы.

2) Товарищ… (не)обид…лся на шутку. Он сам смеялся вместе со всеми.
⁠⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обратите внимание!

Многие из вышеперечисленных слов могут выступать в роли членов предложения. В этом случае они не выделяются запятыми.
Жизнь просто несёт меня к счастью. – К счастью , всё закончилось благополучно.
Я мечтаю поступить в театральный институт, однако мама категорически против этой затеи (противительный союз). – Вскоре, однако , сомнения мои были рассеяны.

⁠⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Прочитайте и укажите, где выделенные слова являются членами предложения, а где - вводными словами. Спишите, расставляя запятые и подчёркивая вводные слова; укажите их значение.

1) Упражнение должно быть выполнено чисто и аккуратно. - Ученик должно быть торопился и не продумал задания до конца.

2) В результате быстрого таяния снега возможно наводнение. - В мае возможно будут заморозки.
3) Удостоверение, выданное дирекцией, действительно до конца года. - Действительно в течение всего сентября стояла чудесная погода.

4) Решение по делу было совершенно очевидно . - Поезд очевидно немного запаздывает.

5) Мы с товарищем обо всём договорились, но он неожиданно поступил совсем наоборот . - Проигрыш не обескуражил шахматиста, он наоборот заставил его в дальнейшем играть более внимательно.

6) Что значит твоё молчание? - Значит ты приедешь ко мне вечером?

Задание 5. Прочитайте, укажите, где выделенные слова являются членами предложения, а где - вводными словами. Спишите, расставляя запятые и подчеркивая вводные слова, укажите их значение.

1) Эта безлунная ночь казалось была всё так же великолепна как и прежде. (И.С. Тургенев.) – У Татьяны Андреевны замёрзли ресницы и поэтому ей казалось что от звезды падают на дорогу ломкие полосы света. (К. Паустовский.)

2) Когда наблюдаешь как ведёт себя человек наедине сам с собою – он кажется безумным. (М. Горький.) – Впрочем судьба наша кажется одинакова и родились мы видно под единым созвездием. (А.С. Пушкин.)

3) Из предыдущей главы видно в чём состоял главный предмет его вкуса и склонностей. (Н.В. Гоголь.) – Предположения, сметы, соображения блуждавшие по лицу его видно были очень приятны. (Н.В. Гоголь.)

4) Почти напротив его подвала простирался огромный пустырь городской земли…(А.И. Куприн.) – Зато…Архип сохранял спокойствие невозмутимое и не горевал нисколько; напротив он даже не без удовольствия через них перескакивал и кнутиком по ним постёгивал. (И.C. Тургенев.)

Задание 6. С указанными ниже словами составьте по два предложения так, чтобы в одном данное слово было членом предложения, а в другом - вводным словом.

Возможно, по-моему, к несчастью, напротив, скажем.

Задание 7. Диктант.

Для чего люди читают? Очевидно можно выделить три причины побужда…щие людей к чтению. (Во) первых для овл…дения какой (нибудь) специальностью. И хотя учит…ся (не)обходимо всю жизнь пр … учать и пр … учат…ся к чтению надо с ра(нн/н)его детства. И горе родителям и детям (не)понима…щим этого! (Во) вторых люди читают что(бы) удовлетворить свои художестве(нн/н)ые запросы, из любви к пр…красному. Наконец мы чита…м обращаясь к словарям справочникам научно(популярным) журналам что(бы) получить информацию об окружа…щем нас мире.
Правда может быть и ещё одна причина – «убить время»! К сож…лению есть ещё люди которые не знают куда себя деть. Они шутя проглатывают книгу за книгой а через неделю даже (не)могут вспомнить о чём читали. А ведь при чтени… требу…(ть/т)ся вдумч…вое вн…мательное отн…шение. Читать следу…т (не)спеша думая не только о смысле написа(нн/н)ого но и форме, то(есть) о стиле произведения его звучани… даже об орфографи… и пунктуаци... Ведь правду говорят что(бы) быть грамотным надо не только учить школьные правила и делать упражнения но и много читать. Ведь именно так мы вид…м эти скучные правила в живой речи, в речи великих мастеров слова.
Таким образом чтение может пр…носить огромную пользу но может и не оставить заметного следа в уме и сер…це человека. Всё дело в умени… читать!

Вставные конструкции - это отдельные слова, фразы или добавочные предложения, которые представляют своего рода комментарии, вносят дополнительные поправки, уточнения, пояснения к основной мысли, выраженной в целом предложении.

Характерные черты вставных конструкций:

Они не могут стоять в самом начале предложения;

На письме вставные конструкции отделяются скобками или тире, но не запятыми;

В местах размещения вставной конструкции при произнесении фразы соблюдается пауза, тон речи обычно понижается. Примеры:

  • Поздним вечером (было около одиннадцати) нас разбудил легкий стук по оконному стеклу.
  • Многие молодые девушки (подобно чеховским «сестрам») пытаются найти удачу и счастье в Москве.
  • Повинуясь странному капризу, а также врожденному инстинкту паяца, комедианта, он выдал себя - и не где-нибудь, а в Париже! - за англичанина. (Доде)
  • По простодушию своей натуры - это было его отличительной чертой - он мог довериться первому встречному.
  • Тем временем сумерки сгущались быстро (дело было зимой), и контуры предметов становились все более расплывчатыми.

Вставные конструкции могут функционировать как предикативные части предложения, то есть являться находящимся в единой смысловой и синтаксической целостности со сложным предложением.

  • Вы будете (как я уже отметил) присутствовать вместе с остальными членами собрания.
  • Дождь (а он шел уже три часа), казалось, не прекратится всю ночь.

Достаточно многочисленную группу составляют вставки, в которых указана дата: год, столетие и т.д.

  • Это как раз было время (60-е годы) споров «физиков и лириков».
  • Браманте было семьдесят лет, когда он скончался (1514 год), не закончив работы по реконструкции Ватикана.

Вставные конструкции, примеры которых приведены ниже, соединяются с основным предложением при помощи союзов и союзных слов.

  • Он не стал возражать против укора в свой адрес (поскольку ничего не успел сделать), но настроение было испорчено на весь день.
  • Михаила всегда привлекала архитектура (а он мечтал о профессии архитектора с детства), и знакомство с новым городом он всегда начинал с архитектурных памятников.

Следует различать вводные и вставные конструкции. В отличие от последних, вводные конструкции формально с не связаны. Они могут выражать различные значения с эмоциональной окраской: удивление, радость, сожаление, иронию и т.п. (к удивлению, к ужасу, к удаче, к огорчению, к счастью, что греха таить):

  • Что греха таить, хозяйством он интересовался мало.

Означают последовательность действий или изложения мыслей (во-первых, во-вторых, прежде всего, в заключение, наконец):

  • Во-первых, я уже видел этот фильм, во-вторых, я предпочитаю мелодраме

Также они могут выполнять модальную функцию, давая оценку в плане реальности события, о котором идет речь (несомненно, вероятно, определенно, разумеется, конечно, пожалуй):

  • Пожалуй, не стоит идти на рыбалку из-за обещанной жаркой погоды.

Вставные конструкции и обогащают как делая ее более выразительной и яркой, так и авторский стиль писателя. Однако следует помнить, что использованием данных конструкций не стоит злоупотреблять.

Вставная конструкция

Вставна́я констру́кция

Часть предложения , не связанная грамматически с его членами, выделенная скобками (тире). Вносит дополнительную информацию: Дятел своё дупло (да ещё парочку запасных) использует постоянно (В. Песков); В таком настроении (буду откровенен) учитель порой бывает придирчив (Е. Ильин).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Синонимы :

Смотреть что такое "вставная конструкция" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 1 вставка (44) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    вставная конструкция - и (внесение, я, парентеза, ы). То же, что и конструкция синтаксическая вставная. [Мария:] ...Семью Стараюсь я забыть мою. Я стала ей в позор; быть может (Какая страшная мечта!), Моим отцом я проклята, А за кого? (А. Пушкин) …

    конструкция, -и синтаксическая - В синтаксической стилистике: сочетание словоформ (или одна словоформа, например, *Темнеет. Вечер.), представляющее собой синтаксическую единицу (словосочетание, предложение), а также вообще любое относительно законченное высказывание. К. с.… … Учебный словарь стилистических терминов

    Вставление, вложение, помещение, включение, заполнение; лупинг, интерполяция, комментарий, термовставка, вписка, инклей, инородное тело, приложение, подверстка, вкрапина, ввертка, вкладыш, инородная частица, отступление, примечание, вноска,… … Словарь синонимов

    парентеза - ы. То же, что и конструкция синтаксическая вставная. (вставная конструкция) … Учебный словарь стилистических терминов

    Вводные и вставные предложения - 1. Небольшие по объему вводные предложения обычно выделяются запятыми, например: Вы, я думаю, привыкли к этим великолепным картинам (Лермонтов); Он ехал теперь к Яузскому мосту, где, ему сказали, был Кутузов (Л. Толстой); …В этот день не то… … Справочник по правописанию и стилистике

    Советский крылатый орбитальный корабль многоразового использования. Предназначен для выведения на орбиту вокруг Земли различных космических объектов и их обслуживания; доставки элементов (модулей) и персонала для сборки на орбите крупногабаритных … Энциклопедия техники

    «Буран» - Рис. 1. Компоновка орбитального корабля «Буран». «Буран» — советский крылатый орбитальный корабль многоразового использования. Пред … Энциклопедия «Авиация»

    «Буран» - Рис. 1. Компоновка орбитального корабля «Буран». «Буран» — советский крылатый орбитальный корабль многоразового использования. Пре … Энциклопедия «Авиация»

Предложения с вводными и вставными конструкциями

Простое предложение может быть осложнено словами и конструкциями, которые не вступают с членами этого предложения в подчинительную связь, т.е. не образуют с ними словосочетаний и не обнаруживают грамматической зависимости от них. Их называют вводными и вставными конструкциями.

А.М.Пешковский считал такие конструкции инородными, «внутренне чуждыми приютившему их предложению». Однако их инородность заключается лишь в изолированной позиции, интонационной и грамматической выделенности в составе предложения. В смысловом же отношении они тесно и непосредственно связаны с содержанием высказывания.

Вводными являются слова, сочетания слов и предложения, которые выражают авторское отношение к собеседнику, дают общую оценку сообщаемого, а также указывают на источник сообщения, связь с контекстом и т.д. Ведущим значением вводных слов и конструкций является значение оценочности – модальной, эмоциональной, экспрессивной.

Вставные конструкции содержат дополнительные сообщения, попутные сведения. Они разъясняют, комментируют содержание основного предложения в разных отношениях.

И вводные, и вставные конструкции довольно резко выделяются в предложении интонационно. На письме они выделяются знаками препинания. Для вводных и вставных конструкций характерна так называемая интонация водности, которая конкретизируется как интонация включения или выключения из предложения. Интонация вводности характеризуется понижением голоса и более быстрым темпом произношения по сравнению с произносительной интонацией остального предложения.

Вводные конструкции

Вводные конструкции – слова, сочетания слов и предложения – делятся по семантике на несколько разрядов:

1. Вводные конструкции с модальным значением . Они выражают оценку говорящим степени достоверности высказывания; уверенность, неуверенность, сомнение, возможность, предположение и др.: конечно, несомненно, безусловно, вероятно, кажется, правда, без сомнения, в сущности, само собой, очевидно, весьма вероятно, в самом деле, может быть, должно быть, надо полагать и др. Например: Стало быть, по-вашему, физическим трудом должны заниматься все без исключения?

2. Вводные конструкции могут указывать на обычность совершаемого : как водится, по обыкновению, случается, бывает, как всегда, по обычаю и др. Например: Муму, по обыкновению , осталась его дожидаться.

3. Вводные конструкции указывают на источник сообщения : по преданию, по слухам, по словам, по сообщению, по сведениям, по-моему, по-вашему, говорят, дескать и др. Например: Но, по слухам , какая-то часть упорно сражалась под Каменском.

4. Вводные конструкции могут характеризовать отношение к способу выражения мысли : иными словами, другими словами, по выражению, прямо скажем, с позволения сказать, попросту говоря, честно говоря, грубо выражаясь, так сказать, что называется, лучше сказать, словом, короче и др. Например: Словом , стал дед Щукарь кучером.

5. Вводные конструкции представляют собой призыв к собеседнику с целью привлечь его внимание, внушить ему определенное отношение к высказанному : послушайте, знаете (ли), понимаешь (ли), простите, согласитесь, не поверишь (ли), вообрази, помилуй, скажи на милость, представьте себе и др. Например: Вообразите , наши молодые люди уже скучают.

6. Вводные конструкции указывают на связь мыслей, последовательность их изложения: итак, значит, наоборот, кроме того, вместе с тем, к тому же, при этом, сверх того, в общем, главное, кстати, наконец, к примеру, с одной стороны, между прочим, в конце концов, в довершение всего, следовательно, таким образом и др. Например: Между прочим , хотя рискую вас огорчить, но должен сознаться – кажется , один и ваш мост взорвал.

7. Вводные слова могут выражать эмоциональную оценку сообщаемого: к счастью, к несчастью, к удивлению, к радости, к сожалению, к изумлению, на беду, чего доброго, не ровен час и др. Например: К нашему счастью , взошло наконец прекрасное солнце.

8. Вводные конструкции могут указывать на экспрессивный характер высказывания : кроме шуток, по-настоящему, между нами, прямо скажем и др. Например: Сказать правду , спасенный не понравился Морозке с первого взгляда.

Специфическая функция вводных слов привела к появлению особой лексико-грамматической группы – модальных слов : это наречные по происхождению слова типа очевидно, конечно, вероятно ; некоторые из них выполняют только функцию вводных слов.

Вводные конструкции могут находиться в препозиции, интерпозиции и постпозиции. В препозиции и, редко, в постпозиции такие конструкции относятся к содержанию всего предложения. Например: К счастью , никто меня не заметил. Ничего и не скажешь, видно . В интерпозиции вводные конструкции, как правило, относятся к содержанию отдельных частей предложения. Например: Вечер провел я, по обыкновению своему , у коменданта.

Помимо вводных слов и словосочетаний, нередко встречаются и вводные предложения. Они выполняют те же функции, но отличаются своей структурой, являясь двусоставными, а чаще односоставными предложениями. Например: Но в этот день не то, что курочке негде было напиться, на даже, говорила мамаша , воробьи на лету замерзали.

Вводные предложения, в отличие от вводные сочетаний слов, не представляют собой застывших готовых выражений; они разнообразны по лексическому наполнению и не ограничены объемом.

Вставные конструкции

Вставными конструкциями называются слова, словосочетания и предложения, которые вносят в основное предложение дополнительные сведения, попутные замечания, уточнения, пояснения, поправки и резко разрывают, размыкают все предложение, его синтаксические связи. Как и вводные, вставные конструкции синтаксически не связаны с основным предложением, они сопровождаются значительными паузами.

Общее функциональное назначение вставных конструкций объединяет разнообразные по грамматической оформленности единицы: от минимальной и простейшей (например, только восклицательный или вопросительный знак, передающий отношение к мысли) до сложного предложения и даже целого абзаца.

Вставные конструкции могут стоять только в середине высказывания и, реже, в конце, но не в начале; они заключаются в скобки или выделяются знаком тире. Например:

Это было великолепное (!) зрелище, как мне потом сообщили, однако никому не было весело. Журналы иностранной литературы (два) я велел выслать в Ялту. Приблизительно в середине улицы (более версты длиной ) стояла большая деревянная церковь.

Вставные конструкции могут выполнять чисто служебную функцию, например, при оформлении ссылок на источник цитирования.

Стилистическая оценка вводных и вставных конструкций

Большинство вводных слов и конструкций стилистически нейтральны. Однако часть их стилистически маркирована. Так, книжный оттенок имеют: без всякого сомнения, к глубокому прискорбию, по всей вероятности, само собой разумеется и др.: Всякий, без всякого сомнения , заметил, как пустеют нынче усадьбы. Разговорно-просторечный характер имеют, например: видать, видно, знать, не иначе, чай и др.: У тебя женушка хоть еще и молода, а тоже, видать , смелая.

В стилистическом плане интересны те из них, которые выражают эмоциональную оценку содержания: к удивлению, на радость, удивительное дело, грешным делом, нечего греха таить и др. Выражая радость, удовольствие, огорчение, удивление, они придают речи экспрессивную окраску и нередки в живом общении людей, в художественном и публицистическом произведении.

Вводные слова могут использоваться и для речевой характеристики персонажей. Так, жена главного героя рассказа В.Шукшина «Микроскоп»во всем сомневалась, а потому любила употреблять слово «может ». Пришел муж и объявил супруге, что потерял деньги, получку;

М-хх, скважина! Где ты был? Может , вспомнишь? Может , на работе забыл где-нибудь? Может , под верстак положил да забыл?

Вводные предложения стилистически более независимы. Их основная сфера употребления – устная речь, которую вводные предложения обогащают интонационно; широко используются они и в художественной речи.

Предложения с обращениями

Обращениями называются слова и сочетания слов, называющие лицо или предмет, к которому обращена речь.

Обращение произносится с особой звательной интонацией. Основная функция обращения – побудить собеседника к какому-либо действию, ответу, привлечь внимание к сообщаемой информации. В роли обращения обычно выступают личные имена, реже – названия неодушевленных предметов, клички животных.

Самая естественная форма выражения обращения – имя существительное в именительном падеже. Однако в художественной литературе, разговорной речи встречается звательный падеж (звательная форма), которая функционировала в древнерусском языке. Например: Чего тебе надобно, старче. (См. также господи, господи боже мой, боже, батюшки светы и др.)

В современной разговорной речи распространены особые формы имен существительных для выражения обращений: усеченные Тань, Петь , повторение обращений с частицей а Иван, а Иван и др.

Сравнительно редко и только в экспрессивной функции в разговорной речи обращения выражаются и формами других падежей существительных: Эй, в шляпе , отойдите в сторону!

Обращение может стоять вне предложения или входить в его состав, располагаясь в любом месте – в начале, середине или конце предложения. Включаясь в состав предложения, обращение не становится его членом, т.е. не имеет сочинительной или подчинительной связи с другими словами и сохраняет обособленность своей позиции и грамматическую самостоятельность. Например: Дай, Джим , на счастье лапу мне. Край мой ! Любимая Русь и Мордва ! Притчею мглы ты, как прежде, жива.

При постановке обращений в начало предложений наблюдается тенденция к значительной его изоляции. Это обусловливает разнообразие знаков препинания (запятой, восклицательного знака). В ряде случаев обращение в начальной позиции может быть осложнено функционально; оно не только называет лицо, но и передает различные сопровождающие это название оттенки значения: упрек, испуг, радость, укоризненно-снисходительное отношение, т.е. субъективную модальность. Например: - Лиза , – произнес Лаврецкий, - Лиза , - повторил он и склонился к ее ногам… Такие предложения называют вокативными .

От обращений следует отличать и именительный темы (именительный представления), и номинативные предложения, например: Москва ! Как много в этом звуке для сердца русского слилось… Ср.: Москва ! Как много о тебе я думал (обращение); Москва . Ноябрь восемнадцатого. Первая годовщина революции (номинативные предложения).

Сфера распространения обращений очень широкая. Они – характерная принадлежность разговорной речи, особенно диалогической В речи поэтической и ораторской обращения выполняют особые стилистические функции: являются носителями экспрессивно-оценочного значения; как правило, они метафоричны: Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь, сенокос некошеный, лес да монастырь .

Стилистическое использование обращений

Обращения выделяются особым разнообразием эмоциональных оттенков в сравнении с другими средствами экспрессивности речи. Наибольший интерес представляет использование обращений писателями, вкладывающими в этот синтаксический прием свойственные разговорной речи интонации – нежность, участие: Я помню, любимая , помню; Ты жива еще, моя старушка ? В иных контекстах обращение звучит грубо, фамильярно: Вот и мы. Здорово, старая! ; Ах ты, рыжая бестолочь , что наделал! С помощью обращений речи можно придать высокое патетическое звучание: Питомцы ветреной Судьбы, тираны мира ! Трепещите!, – или убийственный сарказм: Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ . И вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ , - или яркую изобразительную силу: Клен ты мой опавший, клен заледенелый.

Для создания эмоциональности речи могут использоваться как обращения слова с яркой экспрессивной окраской: надменные потомки, самовластительный злодей; образные перифразы: О Волга, колыбель моя, любил ли кто тебя, как я? При обращениях часто стоят эпитеты, да и сами они часто являются тропами – метафорами, метонимиями: Ты брось мне, каланча пожарная , пугать людей; Иди сюда, борода!

Усиливают эмоциональность речи и употребляемые при обращении междометия, частицы: Эй, ямщик!; А ну-ка , дружок!; тавтологические сочетания, плеоназмы: Ветер-ветрило! Море-океан! ; наконец, особая интонация – все это усиливает выразительность этого синтаксического приема в речи.