Проблема отцов и детей в современной литературе. Проблема "отцов и детей" в произведениях современных писателей Отношения родителей и детей в русской литературе

Тема взаимоотношений «отцов и детей» - вечная тема в мировой и русской литературе. В произведениях русских писателей XIX века она получила широкое развитие.

Так, в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» тема «отцов и детей» трактуется, прежде всего, как тема воспитания. Отец главного героя романа Онегина был петербургский повеса, блестящий военный и блестящий игрок. Он вел привычную для его круга разгульную жизнь «долгами» и мало обращал внимания на своего ребенка. Впрочем, отец, как мог, позаботился о воспитании своего сына: он нанял ему французских гувернеров, которые учили ребенка «всему понемногу». А впрочем, так воспитывались все дети петербургского высшего света.

Онегин стал «продуктом» такого воспитания. Он видел пример своего отца, знал, что ценится в высших кругах, что модно и похвально. Герой стремился всему этому соответствовать, что привело его к «опустошению» души, сплину и хандре.

Тема «отцов и детей» в романе продолжается в повествовании о семье Лариных. Особое внимание уделяется «женской половине» этой семьи: матери и двум дочерям – Татьяне и Ольге. Пушкин описывает «историю развития» матери Лариной. Она была влюблена в героев французских романов и искала похожие черты в своих поклонниках. Мать Татьяны была увлечена одним славным франтом, «игроком и гвардии сержантом». Но ее, против воли, выдали замуж за другого. Погоревав, женщина смирилась, занялась хозяйством и превратилась в провинциальную наседку, которую более всего на свете волновали припасы на зиму и здоровье детей.

Ольга, младшая сестра Татьяны, во всем пошла в мать. Она была такой же неглубокой, легкомысленной, ветреной, мечтала о нарядах и женихах. Мать в полной мере передала ей свои жизненные идеалы. Татьяна же была совершенно другой по своей природе, натуре: более глубокой, более серьезной, более духовной. Поэтому, с одной стороны, она казалась чужой в своей семье, но, с другой, влияние матери сказалось и на Татьяне – она тоже увлекалась французскими романами, грезила их героями, искала в каждом реальном человеке идеальные черты.

Тема «отцов и детей» продолжила свое развитие в романе И. А. Гончарова «Обломов». Именно в детстве героя, в его воспитании ищет писатель истоки его характера. Глава «Сон Обломова» раскрывает нам жизненный идеал Ильи Ильича, привитый с детства. Родители Обломова были патриархальные дворяне: всю жизнь прожили в своем имении, никуда не выезжая, заботились, прежде всего, об удовлетворении физиологических потребностей (чтобы было сыто, тепло, уютно), стремились совершать как можно меньше движений – и физических и душевных. Главной опорой Обломовых были слуги, выполнявших за своих господ буквально все.

О маленьком Илюше заботились, его любили, холили и лелеяли, но подавляли всякую самостоятельность и проявление воли. Обломов будто жил в ватном коконе, не видя и не зная реальной жизни. Поэтому неудивительно, что, приехав в Петербург, он не нашел себя и разочаровался в жизни. Обломов все время стремился в Обломовку своего детства, где все добры, щедры, спокойны, довольны жизнью, счастливы; где не знают, что такое забота, хлопоты, несчастье, горе.

Безусловно, тема «отцов и детей» становится ведущей в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Здесь этот вопрос из личностного, семейного перерастает в общественный, социально-политический. Тургенев трактует отношения «отцов и детей» как конфликт поколений, которые с трудом находят общий язык.

Хрестоматийный конфликт произведения разыгрывается между Павлом Петровичем Кирсановым, представителем либерального дворянства, и Евгением Базаровым, разночинцем-нигилистом. Базаров отрицает все ценности традиционной дворянской и вообще человеческой культуры, он стремится уничтожить все старое, чтобы последующие поколения строили новое. К Базарову присоединяется и племянник Павла Петровича, Аркадий. Но его увлечения нигилизмом отказывается преходящим: в итоге он возвращается к своим «корням», становится хорошим помещиком и семьянином.

Самым тяжелым конфликтом является пропасть, легшая между Базаровым и его родителями. Чувства Евгения к отцу и матери противоречивы. В порыве откровенности он признается, что любит своих родителей. Но в его словах очень часто сквозит презрение к «глупой жизни отцов».

К финалу своей жизни Базаров, пройдя через многие испытания, осознает истинный смысл жизни и истинные ценности. Тургенев развенчивает его теорию, показывая, что самое эффективное решение конфликта «отцов и детей» - преемственность поколений, построение нового на основе старого.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

Реферат по литературе

«Тема "отцов и детей" в мировой

художественной литературе»

Выполнила ученица 8 класса «Б»

Горева Екатерина Алексеевна

Руководитель Ларюшкина Лариса Евгеньевна

1. Введение. ……………………………………………………………………….3

1.1.Тема «отцов и детей» как вечная в мировой художественной литературе…………………………………………………………………………3

1.2.Цель…………………………………………………………………………….3

1.3.Задачи………………………………………………………………………….3

2. Основная часть……………………………………………………………….…3

2.2.Митрофан Простаков и его пренебрежительное отношение к собственной матери (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)…………………………………………..5

2.3. Прелесть патриархальных отношений отцов и детей в повестях Пушкина («Барышня - крестьянка», «Метель»)……………………………………………6

2.4.Вечный образ короля Лира как воплощение трагедии покинутого отца (В. Шекспир «Король Лир», И.С. Тургенев «Степной король Лир», А.С. Пушкин «Станционный смотритель», К. Г. Паустовский «Телеграмма»)……………10

2.5. Взаимопонимание и чуткость в отношениях как новая грань развития темы в отношениях родителей и детей (Н.М. Карамзин «Бедная Лиза», А. С. Грин «Алые паруса»)……………………………………………………………22

2.6. Мотив сыноубийства как страшная развязка антагонизма в произведениях (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», П. Мариме «Матео Фальконе»)………………………………………………………………………25

2.7. Гибель отца - вариант морального наказания сына за предательство в рассказе Доде «Маленький шпион»……………………………………………28

2.8. Изображение трудного пути героев к взаимопониманию в рассказе Олдриджа «Последний дюйм»…………………………………………………29

3. Заключение.……………………………………………………………………32

4.Приложения……………………………………………………………………33

5. Библиография ……………………………………………………………...….36

1. Введение

1.1. Тема «отцов и детей» как вечная в мировой художественной литературе

Тема «отцов и детей» является сквозной в мировой художественной литературе. Её разработкой занимались авторы многих эпох, работавшие в разных жанрах. Основным для писателей в анализе взаимоотношений поколений стал конфликт, связанный с различием в мировоззрениях «отцов и детей». На мой взгляд, это слишком узкая трактовка, не позволяющая уловить все грани взаимоотношений близких людей разных поколений. Данная проблема привлекла меня своим вечным звучанием. И в наше время существует драма разногласий «отцов и детей», истоки которой берут начало в изменении моральных принципов эпох, к которым принадлежат люди молодые и зрелые.

1.2. Цель

проследить развитие темы «отцов и детей» в произведениях мировой художественной литературы на основе анализа поэтики произведений и авторской позиции.

1.3. Задачи:

Отобрать произведения указанной тематики

Проанализировать движение темы «отцов и детей» с позиций соотношений традиций и новаторства, жанровой природы произведений

Составить список библиографии

Изучить литературоведческие источники по проблеме

2. Основная часть

2.1.Содержание «Поучения Владимира Мономаха» как отражение неоспоримости советов старших в эпоху киевской Руси

В отечественной литературе тема «отцов и детей» берет своё начало в книгах, написанных во времена Киевской Руси. Одним из ярчайших произведений той эпохи является «Поучение Владимира Мономаха детям». В контексте произведения слово «дети» является многозначным и употребляется как в отношении подданных, так и наследников. Меня интересует в связи с анализом темы поучение князя своим сыновьям. Именно благодаря этому историческому документу, современный читатель узнает об особенностях воспитания детей на Руси в одиннадцатом веке. Неоспоримость советов старших в ту эпоху, а также преобладание церковного воспитания над мирским можно доказать, проанализировав «Поучение».

Стоит заметить, что все произведение проникнуто религиозной тематикой, и не случайно. Основополагающими принципами воспитания в ту эпоху были заповеди церкви. В одной из статей историка В. О. Ключевского «О воспитании детей на Руси» говорится: «Отношения между родителями и детьми в древнерусских семьях регулировались нормами христианской морали» . Великий князь показывает необходимость послушания Господу, обращаясь с мольбой о том, чтобы читатель не забыл о Всевышнем. Владимир Мономах просит: «Пролейте слезы о грехах своих», «Не соревнуйся с лукавым, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же господу будут владеть землёй». Хочу представить ещё несколько отрывков из «Поучения Владимира Мономаха», в которых отражена вся суть воспитания в эпоху Киевской Руси. «Паче же всего гордости, но имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а заутра в гробу; все это, что ты нам дал, не наше, но твое, поручил нам это на несколько дней. И в земле ничего не сохраняйте, это нам великий грех. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев». Основными заповедями в отношении к старшим князь называет их почитание, а к молодым – любовь и уважение. Здесь Мономах учит отроков не жить одним днем, думать о будущем и не забывать, что любой из нас смертен и кончина может настать в любой момент, то есть Великий князь говорит о земной жизни как приготовлении к жизни небесной. Сюда же можно отнести и слова о прямой зависимости душевного состояния от телесного: «Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело». Доктор филологических наук дает такое объяснение содержанию «Поучения»: «Очевидно, что жизнь свою Владимир Мономах строил по христианским заповедям, памятуя о смерти и Судном дне, на котором ожидал воздаяния по делам своим»

Великий князь утверждает, что ни в коем случае нельзя лениться, так же объясняя это роковыми последствиями на Страшном суде: «Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни получить милость божию». О делах бытовых Князь также не забывает и пишет: «На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью; ни еде не предавайтесь, ни спанью…». Мономах учит трудолюбию и умеренности.

Можно предположить, что Владимир Мономах в своем «Поучении» проводит параллель между детьми и русскими князьями, тем самым давая наставление своим подданным. Он советует, как правильно вести государственные дела, не нарушая порядка. Академик высказывается так по этому поводу: «Именно к князьям обращены «Поучение»» и другие примыкающие к нему «списания». Он учит князей искусству управления землёй, призывает их отложить обиды, не нарушать крестного целования, довольствоваться своим уделом…"

Делая вывод о воспитательной роли «Поучения», нельзя не вспомнить слова Лихачева: «Письмо Мономаха должно занять одно из первых мест в истории человеческой Совести, если только эта История Совести будет когда-нибудь написана» . «Поучение» иллюстрирует не отношения «Отцов и детей» как таковые, а показывает незыблемость нравственных заповедей старшего младшим, призывая не к простому послушанию, а взаимоуважению и любви.

2.2.Митрофан Простаков и его пренебрежительное отношение к собственной матери (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

Оригинальное воплощение получила тема «отцов и детей» в комедии «Недоросль». Здесь, в первую очередь, её развитие связано с проблемой дворянского воспитания. Д.И. Фонвизин изображает главного героя, Митрофана Простакова, как грубого, глупого, избалованного матерью отрока.

«Сын, достойный своей матери», - именно так высказывается М.И. Назаренко о недоросле. Действительно, пренебрежительное, уничижительное мнение автора о героях слышится в отзывах о Митрофанушке героев-резонёров, Стародума и Правдина. Устами Правдина драматург дает следующую оценку Простаковой: «Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может». «Митрофан, бывало, в детстве, увидя свинку, задрожит от радости», -с умилением вспоминает неумная мать. Какой же сын может вырасти у такой матери? Обжора, грубиян и лентяй. Это ли не плоды воспитания семьи Простаковых?

Сходство сына и матери можно также просмотреть в отношении обоих к наукам. Простакова «обучает» сына, радуясь, что учителя Митрофана не неволят. Митрофанушку она «готовит в люди», нанимая дьячка Кутейкина, отставного сержанта Цыфиркина и немца Вральмана, бывшего кучера. Уровень образования педагогов доказывает их «профессионализм». Помещица же считает обучение мукой и потакает сыну в его лени. Митрофан, понимая это, заявляет: «Не хочу учиться, а хочу жениться!».

Проанализирую сцену, которая наиболее ярко отражает внутренний мир и одинаковый уровень жизненных притязаний матери и сына. «Пока он отдыхает, друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка»,- советует маменька. По мнению Простаковой, чтобы произвести на кого-либо хорошее впечатление, нужно получать знания «для вида», фиктивно. Это негативно сказывается на уровне образованности сына. «Митрофан. Задавай же зады, поворачивайся. Цыфиркин. Все зады, ваше благородие. Ведь с задами-то век назади останешься. Г-жа Простакова. Не твое дело, Пафнутьич. Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и боже избави!»- эти слова подтверждают необъективную оценку помещицей своего отрока, потакание его глупости. Недаром учителя тщетно мечтают перевоспитать неотесанного недоросля. «Цыфиркин: “Я дал бы себе ухо отнести, лишь бы этого тунеядца прошколить по-солдатски!.. Эка образина!”.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя образовательная школа №2»

Исполнитель:

ученица 9б класса

Руководитель:

I. Введение

Я выбрала эту тему, потому что считаю ее актуальной по сей день. Отношения отцов и детей и сейчас остро стоят перед нами. Взаимоотношения между “отцами и детьми” — это, как мне кажется, непонимание друг друга или даже, может быть, нежелание понять. А это ведет к разногласию и спорам. Это связано с серьезными изменениями в жизни страны, ведущими порой к разладу, непониманию между поколениями.

Во время бурных изменений какой-либо сферы жизни человека эта проблема встает с удвоенной силой: отцы — консерваторы, которым чужды любые изменения, а дети — “двигатели прогресса”, стремящиеся свергнуть устои и традиции, воплотить в жизнь свои идеи.

«Отцы» и «дети» всегда смотрели на мир с разных точек зрения. «Дети», по мнению «отцов», ведут человечество к катастрофе (культурной, экологической и др.). Но катастрофы, как и утопии, предсказывали многие, но пока не было катастрофы, ставящей под угрозу существование человечества. Со временем “дети” становятся “отцами”. В этом отношении наблюдается цикличность. Вся история человечества состоит из таких циклов.

По моему мнению, не существует проблемы, а существует явление “отцов и детей”. Это явление может вызвать местные конфликты, но в целом это неотъемлемая часть человеческого существования.


В своей работе я хотела бы показать, как с течением времени и сменой эпох изменялись отношения отцов и детей и насколько эта тема глобальна по своему значению.

Моя цель: Проследить отношения разных поколений (отцов и детей) в связи с исторической эпохой, социокультурных взглядов и литературы.

Для реализации этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

1.Отобрать материал для подготовки реферата.

2.Связать сюжеты с историей.

3.Изучить тему в художественных произведениях.

4.Доказать актуальность этой темы.

Эту проблему надо решать, поскольку, чем больший промежуток времени будет она оставаться незамеченной, тем сложнее будет изменить отношение детей к родителям и наоборот.

Литература всегда была одной из главных составляющих в формировании мировоззрения человека. Но любой сюжет основан на конкретной исторической ситуации. Поэтому я решила проследить, как отношения разных поколений отражаются в произведениях русской культуры.

II. Основная часть.

1. Первое упоминание темы отцов и детей встречается в сказках. В народе закрепилось и беспрекословное повиновение воле родителей. Фольклорное творчество передавалось из уст в уста и дошло до наших дней, что свидетельствует о зарождении темы отцов и детей. Беспрекословность и полное подчинение - вот что было главным в то время между родителями и детьми.

«В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею, у него было три сына — все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке оказать, ни пером написать; младшего звали Иван-царевич.

Говорит им царь таково слово:

«Дети мои милые, возьмите себе по стрелке, натяните тугие луки и пустите в разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и сватайтесь».

Пустил стрелу старший брат — упала она на боярский двор, прямо против девичья терема; пустил средний брат — полетела стрела к купцу на двор и остановилась у красного крыльца, а на там крыльце стояла душа-девица, дочь купеческая, пустил младший брат — попала стрела в грязное болото, и подхватила её лягуша-квакуша.

Говорит Иван-царевич:

«Как мне за себя квакушу взять? Квакуша не ровня мне!»

— «Бери! — отвечает ему царь. — Знать, судьба твоя такова».

Иван – царевич был вознагражден счастьем и любовью умницы и красавицы жены за искреннее повиновение воле отца.

2. С возникновением Христианства на Руси распространяется учение Христа о всепрощении и любви к ближнему. Об отношениях отцов и детей, на мой взгляд, повествует «Притча о блудном сыне». Отец, не смотря на грех сына, прощает его и принимает в дом. Главная тема этого произведения - покаяние детей перед родителями и милосердное отношение отцов, поучение их не наказанием, а прощением. Таким образом, в Библии утверждается главная ценность человеческой жизни – кровная связь поколений.

У одного человека было два сына. Младший из них сказал отцу: "отец! дай мне следуемую мне часть имения". Отец исполнил его просьбу. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там, живя распутно, растратил все свое имущество. Когда же он все прожил, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И он пошел, и пристал (т. е. присоединился) к одному из жителей той страны; а тот послал его на поля свои пасти свиней. С голоду он рад был бы питаться рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему. Тогда пришедши в себя, он вспомнил об отце, раскаялся в поступке своем и подумал: "сколько наемников (работников) у отца моего едят хлеб с избытком, а я умираю с голода! Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: "отец! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих".


Так он и сделал. Встал и пошел домой, к отцу своему. И когда он был еще далеко, отец увидел его и сжалился над ним. Отец сам побежал навстречу сыну, пал ему на шею, целовал его. Сын же начал говорить: "отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим"...

А отец сказал слугам своим: "принесите лучшую одежду и оденьте его; дайте ему перстень на руку и обувь на ноги; и заколите откормленного теленка; станем есть и веселиться! Потому что этот сын мой был мертв и ожил; пропадал и нашелся". И начали веселиться.»

Великолепной иллюстрацией этой притчи служит картина голландского художника - Хамрменса ван Рейна Рембрандта 1«Возвращение блудного сына»

Встреча отца и сына происходит как бы на стыке двух пространств: вдали угадывается крыльцо и за ним уютный отцовский дом. Перед картиной подразумевается и незримо присутствует безграничное пространство исхоженных сыном дорог, чуждый и оказавшийся враждебным к нему мир.

Фигуры отца и сына составляют замкнутую группу, под влиянием охватившего их чувства они как бы слились воедино. Возвышаясь над коленопреклоненным сыном, отец мягкими движениями рук прикасается к нему. Его лицо, руки, поза - все говорит о покое и счастье, обретенные после долгих лет мучительного ожидания. Лоб отца как бы излучает свет, и это самое светлое место в картине.

Ничто не нарушает сосредоточенного молчания. С напряженным вниманием наблюдают за встречей отца и сына присутствующие. Среди них выделяется стоящий справа мужчина в красном плаще, фигура которого как бы связывает главных действующих лиц с окружающими их людьми.

Эту мысль продолжает А. А.АНИКИН2, исследователь , в статье, посвященной еще одному произведению, регулирующему отношения отцов и детей:

"Домострой" является житейским воплощением христианской морали, а написан в форме "назидания от отца к сыну": это завет обустройства жизни по слову Божию. Здесь отец и сын едины именно перед лицом Бога, что нисколько не умаляет земную, родительскую связь. Отец прежде всего ответственен за семью перед Богом, это вовсе не тиран семьи, как по незнанию часто говорят о "Домострое".

3.Проследим развитие этой темы в другой исторической эпохе.

Правление Владимира Мономаха, сына князя Всеволода Ярославича. В 1078 его отец стал киевским князем, а Владимир Мономах получил Чернигов. XI век для Российского государства один из самых трагических. Междоусобные войны истощали русскую землю, а князья, стремясь к власти, богатству и независимости от влияния отцов и братьев, обращали оружие против самых близких людей. Рвалась нить, соединяющая поколения отцов и детей.

В 1093 году после смерти отца, Великого князя Всеволода, Владимир имел возможность занять киевский престол, но, не желая новой усобицы, добровольно уступил это право двоюродному брату Святополку, сказав: «Его отец был старше моего и раньше моего княжил в Киеве». Сам же занял Черниговский престол.

Движимый порывом прекратить братоубийственную войну Мономах создает произведение, где пытается внушить молодому поколению мысль о ценности кровной связи.

Вот отрывок из «Поучения Владимира Мономаха»:

«Ибо, как Василий учил, собрав юношей: иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово господне: «Есть, и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свирепствовать словом, не хулить в беседе, немного смеяться, стыдиться старших, с непутевыми женщинами не беседовать и избегать их, глаза держа книзу, а душу ввысь, не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет».

Е. Ю.МЕХНО3 в статье «Воспитание и обучение в Древнерусском государстве ХI-XV вв» приходит к следующему выводу:

«Поучение к детям» или «Завещание» князя Владимира Мономаха было написано им в 1117 году. Этим произведением заканчивалась третья редакция
"Повести временных лет". Вообще «Поучение» старается воздействовать на читателя простыми, но сильными по средневековым (и не только средневековым) понятиям эпизодами, событиями из собственного опыта жизни автора. Драматичные сами по себе, эти факты, принадлежащие истории Руси, вместе с тем составляют и эпизоды биографии самого автора, пропущенные жизнью через его судьбу и душу.
Поэтому личное и общечеловеческое переплетены в "Поучении" так тесно, делая его гениальным человеческим документом. А это всегда способно волновать душу, особенно детскую.»

4. Время украинско – польской войны. Украина пытается отвоевать свою независимость. Об этом времени и пишет в повести «Тарас Бульба».

Дети, которые с ранних лет были оторваны от отчего дома, вернувшись зрелыми юношами, отправляются вместе с отцом в Запорожскую Сечь, где воспитывались юные казаки как воины и защитники Отечества.

Остап и Тарас Бульба бьются за свой народ, за идею, за все, что дорого им...

Сын Андрий влюбляется в польскую девушку и отрекается от всего: от родины, отца, брата...

"… скажи отцу, скажи брату, скажи казакам, скажи запорожцам, скажи всем, что отец - теперь не отец мне, брат - не брат, товарищ - не товарищ, и что я с ними буду биться со всеми. Со всеми буду биться!»

Встреча Тараса Бульбы и Андрия была роковой, отец убивает сына за то, что тот стал предателем, нарушил клятву перед памятью предков. И сам терзается мыслью, что не смог воспитать потомка должным образом.

«- Ну, что ж теперь мы будем делать? - сказал Тарас, смотря прямо ему в

Но ничего не знал на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи.

Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?

Андрий был безответен.

Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!

Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив, ни мертв

перед Тарасом.

Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! - сказал Тарас и,

отступивши шаг назад, снял с плеча ружье.

Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его

и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или

братьев - это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил».

Литературный критик 4 говорил: “…Рассказы, с которыми впервые выступил Гоголь, представляют собой серию подлинно прекрасных картин, изображающих нравы и природу МалоРоссии, - картин, полных весёлости, изящества, живости и любви. Повесть “Тарас Бульба” входит в гоголевский сборник под названием “Миргород”. “В “Миргороде” он столкнул норму, высокую возможность народного героизма с ужасной общественной действительностью, не дающей осуществиться этой возможности и опошляющей человека, созданного, по Гоголю, для великих дел”, - писал литературный критик.5

Историзм повести “Тарас Бульба” близок к фольклорному: создавая такое историческое произведение, Гоголь не только внимательно изучал документально-исторические материалы (летописи, мемуары, исследования), но и фольклорные произведения. Не преуменьшая роли исторических материалов, первенство следует всё же отдать фольклорным источникам.

Тарас Бульба – сильный, мужественный и отважный “казак”, отдавший свою жизнь и жизни своих сыновей за свободу и независимость Украины от польских и литовских феодалов. Он не пожалел родного сына, собственноручно убив его за предательство. с верой в торжество свободы, “товарищества”.

А. А.АНИКИН 6так осмысливает тематику повести Гоголя:

«Да, упоительно счастье отца, видящего в сыне достойного казака, отец не соперник для сына и не враг, он даже от того именно и счастлив, что сын "ей-ей, будет добрый полковник, да еще такой, что и батька за пояс заткнет", доблесть и слава сыновей для Бульбы – его собственная слава и доблесть. Собственно ради этой доблести и затевает он, поначалу даже весьма коварно и вероломно, военный поход. Идеал отца, по Гоголю, видится образцом доблести, в этом право и руководить детьми, и испытывать их характеры. Другое дело, будет ли Тарас идеальным отцом?

Полное доверие в отношениях отца и сына не омрачено знаменитой потасовкой при первой же встрече Тараса с сыновьями: побиться не всерьез значит уйти от настоящей вражды. Для Гоголя любовь отца и сына безусловна, но вместе с тем не столь суверенна, чтобы снять все духовные, нравственные критерии: Остап не на шутку задет насмешками отца и грозит его поколотить: "Да хоть и батька. За обиду не посмотрю и не уважу никого. – Добре, сынку! Вот так колоти всякого, как меня тузил". "И придет же в голову эдакое, чтобы дитя родное било отца!" - воскликнет мать, думая, что эта сцена – только нелепость. Но затем другой сын Тараса, Андрий, уже будет не в шутку биться против казаков, что символически приравнено к битве с отцом. Поэтому и в первой сцене заложено скрытое пророчество.

На наш взгляд, Гоголь не видит в своем герое полноты отцовства: это необычайно колоритная, волевая личность, не несущая столь богатой смыслом христианской любви. Да, он желает только блага детям, но само благо ему видится столь узко, что это не может удовлетворить сколько-нибудь более развитого духовно или более требовательного к жизни героя. И именно таким будет представлен Андрий. В казаках есть своя эстетика, есть своя привлекательность, но нет здесь всей глубины христианского мироощущения. В конце концов, здесь нет никакой иной красоты, кроме красоты воинского подвига, а этого оказывается недостаточно, чтобы устоять даже перед красотой женщины.

Казак Тарас – в высшей степени отец, но отец несовершенный. Тарас убивает сына не благодаря воинскому мастерству, но лишь одной своей волей, пред которой сын бессилен, как колос перед серпом или беспомощный барашек (таковы сравнения, данные Гоголем в этом эпизоде). Заметим, что еще при побеге Андрий, наткнувшись на спавшего отца, теряет совершенно самообладание: "Андрий стоял ни жив, ни мертв, не имея духа взглянуть в лицо отцу".

Итак, в повести Тарас как отец неубедителен для Андрия, но – силен. В христианском мире далеко не все измеряется силой, это еще не синоним праведности. Да, единство отца и сына, по Гоголю, идеально. Глубина трагедии в "Тарасе Бульбе" именно в несовершенстве и потому непривлекательности этого единства для Андрия. Сила отца должна быть убедительна во всем.»

5. Гражданская войнам в России (1917 — 1923) — цепь вооружённых конфликтов между различными политическими, этническими и социальными группами на территории бывшей Российской империи. Составной частью гражданской войны была вооружённая борьба национальных «окраин» бывшей Российской империи за свою независимость и повстанческое движение широких слоёв населения против войск основных противоборствующих сторон — «красных» и «белых».

С каждой эпохой общество всё больше вмешивалось в личные отношения. И без того напряженные отношения отцов и детей становятся ещё уязвимее.

Зачастую по разным сторонам баррикад оказывались самые родные люди: муж и жена, братья, отец и сын. Общественное заглушало личное, кровное. Борьба за идею ставилась выше, чем «вечные» отношения отцов и детей. Именно в такой ситуации оказались герои рассказа «Родинка». Человек – существо биосоциальное. К сожалению, без влияния общественного мнения не развивается ни один человек. Главное, как он сможет решить, что для него более важное: кровное, личное или идейное, общественное.

Герой рассказа Николка – казак по отцу. В юном возрасте остался без матери, отец сгинул в германской войне. От отца Николка унаследовал родинку на левой ноге выше щиколотки. Сын служил «красным».

Трое суток уходила банда от преследования отряда Николки Кошевого. Случилась битва, в которой встретились – отец Николки, и командир – Николка, но по разные стороны баррикад. Отец во время битвы убивает сына. Увидев родинку, понимает, что совершил роковую ошибку и убил родного человека. Осознавая, что смысл жизни потерян - убивает себя.

Л. Г.САТАРОВА 7в статье «Брат на брата, сын на отца» исследует проблему отцов и детей во времена гражданской войны:

Открытие донского цикла М. Шолохова в том и состояло, что он показал преступность гражданской войны, её губительные разрушительные последствия как для судьбы, так и для России в целом. У донских писателей до Шолохова нет этой потрясающей душу бессмысленности и греховности братоубийства. У писателя созревает мысль о том, что в этой войне неправы обе стороны. Чувствуется понимание писателем глубины драматического раскола внутри донцов.

Главные действующие лица – отец и сын Кошевые, которых революция поставила по разные стороны баррикады. Николка почти не помнил своего отца-казака, рос сиротой, не зная своеобразной красоты казачьего быта.

Отец и сын, неузнанные, встречаются на поле боя. Их поединок окрашивается в эпические тона, отсылающие нас к древним временам. После смерти по родинке узнал сына и понял, что совершил смертный грех. И сам себе вынес приговор.

Один из публицистов этой среды справедливо полагал, что Шолохова не столько интересуют перипетии борьбы красных и белых, сколько тот факт, что и красные, и белые могут быть и зверями, и людьми.

Шолохов пристально исследует небывалый по размаху конфликт поколений, когда сын во имя идеи пошел против отца, хотя почитание старших, законопослушность были в крови у донцов.

Неистовые ревнители ощутили у него эту пробирающуюся через все барьеры струю нравственно очищающего страдания, которому подвержены представители всех классов и проселок, воюющих в гражданской войне.

Главную тему «Донских рассказов»» можно определить так: расчеловечивание и красных, и белых в ходе войны и редкие минуты торжества очень трудного обратного процесса – вочеловечивания.»

Л. П.ЕГОРОВА, П. К.ЧЕКАЛОВ 8 в статье «Донские рассказы» продолжают мысль:

«В финальной сцене рассказа нельзя не прочувствовать и силу, искренность отцовского горя. Достаточно было атаману узнать в убитом сына, как меняется не только поведение героя, но и тональность повествования: до этого - "дернул, злобно выругавшись, с чулком сорвал сапог...", но: "...Медленно, словно боясь разбудить, вверх лицом повернул холодеющую голову, руки измазал в крови, выползавшей изо рта широким валом, всмотрелся и только тогда плечи угловатые обнял неловко и сказал глухо:

Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя...

Чернея, крикнул:

Да скажи же хоть слово! Как же это, а? Упал, заглядывая в меркнущие глаза; веки, кровью залитые, приподымая, тряс безвольное, податливое тело...

К груди прижимая, поцеловал атаман стынущие руки сына и, стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот..."

Отступление от нормы человеческих отношений, от родовой сущности человека наказаны самим отступником. Шолохов, разрабатывая "семейную" коллизию, трактует художественную реальность в ее самых различных отношениях к идеалу и своими эстетическими критериями раскрывает перед читателем многообразие человеческих связей и отношений в исторически конкретную эпоху, приобщает его в " Родинке" к подлинному гуманизму.

Сегодня литературные произведения (и в первую очередь, Шолоховские) делают для нас события гражданской войны зримыми, помогая понять трагедию народа.

III. Заключение.

Связав сюжеты с историей, изучив тему в художественных произведениях, я проследила, как эпоха влияет на произведение, и как с историческими событиями изменяются отношения отцов и детей. Чем больше семья начинает соответствовать обществу, тем более отчужденными они становятся друг для друга.

Изучив свою тему, я пришла к следующим умозаключениям: в литературе тема видится одной из самых содержательных и будет развернута в самых различных аспектах: религиозном, нравственном, психологическом, социальном. Литература передает верность христианского идеала в отношениях отцов и детей, но и его трагическую недостижимость. Литература середины золотого века показывает уже реальность в единстве отцов и детей, снимая противоречия, казавшиеся неразрешимым конфликтом, хотя для этого требуется значительный личный опыт, зрелость и обращение к духовному приданому – к христианству. Завершение золотого века внесет в творчество как бы угасание темы. Но в отличие от тем маленького или лишнего человека тема отцов и детей не будет исчерпана в своем христианском аспекте и станет отчетливо звучать в литературе 21 века – если не в прямой, то в ассоциативной связи с заповедями и притчами.

Сейчас XXI век, но проблема до сих пор не утеряла своей актуальности. Заинтересовавшись этой темой, я несколько по-другому стала относиться к своим родителям, к людям поколения «развитого социализма».

Дети, открыто выступающие против поколения отцов, должны помнить, что лишь терпимость друг к другу, взаимное уважение и конечно любовь к ближнему помогут избежать серьезных столкновений. Необходимо подумать и попытаться устроить мир так, что «молодость» и «старость» в нем взаимно уравновешивали друг друга: старость сдерживала порывы неопытной юности, молодость преодолевала чрезмерную осторожность и консерватизм стариков, подталкивала жизнь вперед.

1 Реммбрамндт Хамрменс ван Рейн (нидерл. Rйmbrбndt Hбrmenszoon van Rijn, 1606—1669) — голландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Нарисовал знаменитую картину «Возвращение булдного сына».

2 Антон Андреевич Аникин - кандидат филологических наук, доцент МГПУ, автор статьи «Тема «отцов и детей» в русской классике» вып. 1.М., 1995.


3 статья «Воспитание и обучение в Древнерусском государстве ХI-XV вв.».

4 - русский писатель, публицист, философ, революционер. Статья:Стилевая иерархия в отношениях автора и героя как принцип внутренней формы. Автор и герой в русской литературе. М. 1981. с. 76-120.


5 - советский литературовед, филолог, критик. Статья:Стилевая иерархия в отношениях автора и героя как принцип внутренней формы. Автор и герой в русской литературе. М. 1981. с. 76-120.


6 Антон Андреевич Аникин - кандидат филологических наук, доцент МГПУ, автор сатьи:«Тема «отцов и детей» в русской классике» вып. 1.М., 1995.


7 Брат на брата, сын на отца... // Литература в школе. 1993. № 4. С. 34.

Проблема отцов и детей в произведениях русской литературы

1. «Отцы и дети» Тургенева

2. Русские писатели о проблеме отцов и детей

Проблема "отцов и детей" - это извечная проблема, возникающая перед людьми разных поколений. Жизненные принципы старших когда-то считались основой человеческого бытия, но они уходят в прошлое, и им на смену приходят новые жизненные идеалы, принадлежащие молодому поколению. Поколение "отцов" пытается сохранить все то, во что оно верило, чем жило всю свою жизнь, иногда не принимая новые убеждения молодых, стремится оставить все на своих местах, стремится к покою. "Дети" более прогрессивны, всегда в движении, хотят все перестроить, изменить, они не понимают пассивности старших.

Проблема "отцов и детей" возникает почти во всех формах организации человеческой жизни: в семье, в рабочем коллективе, в обществе в целом. Задача установления равновесия во взглядах при столкновении "отцов" и "детей" сложна, а в некоторых случаях ее нельзя решить вовсе. Кто-то вступает в открытый конфликт с представителями старшего поколения, обвиняя его в бездеятельности, в пустословии; кто-то, понимая необходимость мирного решения этой проблемы, уходит в сторону, предоставляя и себе, и другим право свободной реализации своих планов и идей, не сталкиваясь с представителями другого поколения.

Столкновение "отцов" и "детей", которое происходило, происходит и будет происходить, не могло не отразиться в творчестве русских писателей. Каждый из них по-разному разрешает эту проблему в своих произведениях.

Цель реферата - раскрыть проблему отцов и детей на примере некоторых произведений русской литературы.

1. «Отцы и дети» Тургенева

Проблема отсутствия взаимопонимания между представителями различных поколений является древней, как мир. “Отцы” осуждают, критикуют и не понимают собственных “детей”. А те, в свою очередь, пытаются любой ценой отстоять собственные позиции, начисто отвергая все положительное, что было накоплено предыдущим поколением. Данная проблема в той или иной степени затрагивалась разными писателями. Роман Тургенева “Отцы и дети” является одним из наиболее ярких “отголосков” актуальной и в наши дни проблемы “отцов и детей”. В основу своей книги писатель положил сложный конфликт, возникающий между "отцами" и "детьми", между новыми и отживающими взглядами на жизнь. Тургенев лично столкнулся с этой проблемой в журнале "Современник". Писателю были чужды новые мировоззрения Добролюбова и Чернышевского. Тургеневу пришлось уйти из редакции журнала.

Уже в самом названии писатель определил главную задачу своего произведения. Евгений Базаров пытается отстоять свою жизненную позицию. Он хочет показать, что неумолимое время приводит к значительным общественным изменениям. Поэтому идеалы, мысли и стремления, которыми жило предыдущее поколение, уже безнадежно устарели.

Интересен сам образ Евгения Базарова. Молодой человек отрицает все то, что не представляется лично ему нужным и интересным. В эту категорию входят стихи, музыка, искусство. Базарова можно сколь угодно осуждать, но нельзя не признать, что его мнение также имеет право на существование. Базаров признает только то, что можно непосредственно ощутить, грубо говоря, потрогать. Таким образом, Базарова можно с полным правом назвать материалистом.

Образ Базарова - это типичный образ демократа-разночинца. И Евгений обладает всеми качествами, свойственными этой группе. Безусловно, он очень трудолюбив. Причем его материалистический взгляд на окружающую действительность в совокупности с трудолюбием представляется в высшей степени положительным качеством. Базаров -- это реалистичный и практичный человек. Подобного рода качества относятся к положительным. Так что нельзя отрицать, что поколение “детей” может принести пользу обществу.

Часто проблема “отцов и детей” обусловлена тем, что представители поколений критикуют и осуждают действия и убеждения друг друга Цель критики - доказать несостоятельность и бесполезность для общества, которые якобы свойственны другому поколению. Таким образом, “отцы” осуждают “детей”, а “дети” - в свою очередь, “отцов”, и главным обвинением является обвинение в несостоятельности.

Однако данные обвинения являются во многом несправедливыми, поскольку представители обеих сторон обладают качествами, которые способны вызвать если не любовь и уважение, то хотя бы сочувствие окружающих (а также у читателя).

В романе "Отцы и дети" главными противниками и антагонистами являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Конфликт между ними рассматривается с точки зрения проблемы "отцов и детей", с позиции их социальных, политических и общественных разногласий. Нужно сказать, что Базаров и Кирсанов отличаются по своему социальному происхождению, что, конечно, отразилось на формировании взглядов этих людей.

Прародителями Базарова были крепостные крестьяне. Все, чего он добился, являлось результатом тяжелого умственного труда. Евгений увлекся медициной и естественными науками, проводил опыты, собирал различных жуков и насекомых. У Евгения Базарова удивительная сила воли, цельный характер, глубокий ум, редкое трудолюбие. Но вместе с тем в этом образе немало недостатков. Причем Тургенев специально сгущает краски, показывая отрицательные стороны Базарова, а в его лице - недостатки поколения демократов-разночинцев шестидесятых годов.

К недостаткам поколения “детей” можно отнести демонстративное безразличие к искусству, к эстетике, к музыке и стихам. Также не украшает молодое поколение безразличие к романтике человеческих чувств и отношений, к которым относится и любовь. В поведении подражателей Базарова много грубости и пошлости.

Сам же Базаров отрицает не только любовь, но и какие бы то ни было возвышенные переживания и эмоции человека, в том числе и сыновнюю привязанность к родителям. Подобная черствость не может не вызвать у автора и читателя протеста, неприятия и непонимания. И наше отношение к поколению “детей” было бы резко отрицательным, если бы мы не понимали, что за их показными равнодушием и циничностью скрывается легко уязвимая и на редкость чувствительная натура.

Отрицанию Базарова подвергается в романе и красота природы, ценность искусства, его прелесть. Он отзывается о природе: "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник ". Однако герой признает ничтожность человека по сравнению с природой. Цитируя Паскаля Аркадию, он говорит, что человек занимает слишком маленькое место в мире. Время действия в романе приурочено к активному увлечению автора философией Паскаля, сочинения которого так хорошо знал Тургенев. Героем овладевает "скука" и "злость", так как он осознает, что законы природы даже сильная личность преодолеть не в силах. Паскаль, французский математик, философ и публицист, утверждая это, подчеркивал и силу человека, который не желает мириться с законами природы путем своего протеста. Пессимизм Базарова не заставляет его опустить руки, он хочет бороться до конца, "возиться с людьми". В данном случае автор полностью на стороне героя, выражает ему сочувствие.

Тургенев проводит Базарова по кругам жизненных испытаний. Герой переживает сильную любовную страсть, силу которой он ранее отвергал. Справиться с этим чувством он не может, хотя всеми силами старается заглушить ее в душе. В связи с этим у героя возникает тоска одиночества и даже своеобразная "мировая скорбь". Автор обнаруживает зависимость Базарова от обычных законов человеческой жизни, его причастность к естественным человеческим интересам и ценностям, заботам и страданиям. Первоначальная самоуверенность Базарова постепенно исчезает, жизнь становится все более сложной и противоречивой. Постепенно выясняется мера объективной правоты и неправоты героя. "Полное и беспощадное отрицание" оказывается отчасти оправданным как единственная, по мысли писателя, серьезная попытка действительно изменить мир, покончив с противоречиями, которые не могут разрешить ни усилия общественных партий, ни влияние вековых идеалов гуманизма. Однако для Тургенева бесспорно то, что логика "нигилизма" неизбежно ведет к свободе без обязательств, к действию без любви, к поискам без веры.

Базаров критикует многое из того, что его окружает. Однако внимательный читатель не может не заметить, что Базарова интересует окружающий мир, природа, он даже способен любоваться красотой тех явлений, которые для многих остаются незаметными. В числе этих “многих” - представители поколения “отцов”, излишне чувствительные, погруженные в себя и на редкость эгоистичные, с точки зрения как самих “нигилистов”, так и современного читателя.

В романе образ молодого нигилиста Базарова противопоставляется образу человека совершенно другого поколения - Павла Петровича Кирсанова. Павел Петрович рос в атмосфере достатка и благополучия. В восемнадцать лет его определили в пажеский корпус, а в двадцать восемь лет он получил звание капитана. Переехав в деревню к брату, Кирсанов и здесь соблюдал светские приличия. Большое значение Павел Петрович придавал внешнему виду. Он всегда был хорошо выбрит и носил сильно накрахмаленные воротнички, что Базаров иронически высмеивает: "Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай. " Евгений же совершенно не заботится ни о внешности, ни о том, что подумают о нем люди. Базаров был большим материалистом. Для него имело значение только то, что можно потрогать руками, положить, на язык. Нигилист отрицал все духовные наслаждения, не понимая того, что люди получают удовольствие, когда любуются красотами природы, слушают музыку, читают Пушкина, восхищаются картинами Рафаэля. Базаров лишь говорил: "Рафаэль гроша медного не стоит. "

Павел Кирсанов - настоящий идеалист, он является типичным представителем либерального дворянства. Когда-то он был влюблен в таинственную женщину, княгиню Р. Эта любовь была его трагедией, она изменила всю жизнь, отняла все силы и ровно ничего не дала взамен. Когда Базаров узнает историю Павла Петровича, то дает ей свою жесткую характеристику, “человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек - не мужчина, не самец. ”.Базаров отвергает романтизм и сентиментальность, сводит все к материалистическому пониманию жизни. Именно поэтому он и высказывает такое мнение о чужой судьбе. Павел Петрович буквально с самой первой встречи проникся антипатией к Базарову. Очевидно, интуитивно Павел Петрович чувствовал, что Базаров является достойным его противником. Спор Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым неизбежен, противоречия между ними обнаруживаются сразу и ярко.

Базаров спорит с Павлом Петровичем о науке, чувствах, о жизни народа, о проблемах развития общества в целом и страны в частности и о многом другом. Базаров олицетворяет собой поколение демократов, а Павел Петрович - поколение либерального дворянства. Огромную роль для раскрытия основных противоречий эпохи играют споры Базарова с П.П. Кирсановым. В них мы видим множество направлений и вопросов, по которым не сходятся представители молодого и старшего поколения.

Базаров отрицает принципы и авторитеты, Павел Петрович утверждает, что ". без принципов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди". Евгений разоблачает государственное устройство и обвиняет "аристократишек" в пустословии. Павел Петрович же признает старое общественное устройство, не видя изъянов в нем, боясь его разрушения.

Одно из главных противоречий возникает между антагонистами в их отношении к народу. Хотя Базаров с презрением относится к народу за его темноту и невежество, все представители народной массы в доме Кирсанова считают его "своим " человеком, потому что он прост в общении с людьми, в нем нет барской изнеженности. А в это время Павел Петрович утверждает, что Евгений Базаров не знает русского народа: "Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он - патриархальный, он не может жить без веры. " Но после этих красивых слов при разговоре с мужиками отворачивается и нюхает одеколон.

У каждого поколения есть свои идеалы, которые они и отстаивают. Базаров во всем ищет целесообразность. Он говорит, что “порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”. Естественно, что такое мнение идет вразрез со склонностью к романтике и сентиментальности Павла Петровича.Базаров не приемлет лжи и притворства, он искренен, и в этом состоит еще одно его отличие от поколения либералов, для которых притворство, позерство было чем-то само собой разумеющимся. Не желая понимать, что смена одного порядка другим закономерна и неизбежна, Павел Петрович с готовностью защищает старый порядок, против чего и возражает Базаров. Споры между Базаровым и Павлом Кирсановым ясно показывают, что согласие и понимание между этими представителями разных поколений просто невозможны.

Разногласия, возникшие между героями, серьезные. Базарову, чья жизнь построена на всеотрицании, не понять Павла Петровича. Последнему не понять Евгения. Кульминацией их личной неприязни и разногласий во взглядах явилась дуэль. Но главной причиной дуэли являются не противоречия между Кирсановым и Базаровым, а недоброжелательные отношения, которые зародились между ними еще в самом начале их знакомства друг с другом. Поэтому проблема "отцов и детей" заключается в личной предвзятости друг к другу, ведь решить ее можно мирным путем, не прибегая к крайним мерам, если старшее поколение будет более терпимо к молодому поколению, где-то, может быть, соглашаясь с ним, а поколение "детей" будет больше проявлять уважения к старшим.

Безусловно, старшее поколение обладает множеством несомненных достоинств. Но время неумолимо идет вперед, и последнее слово остается за “детьми”. В романе ясно прослеживается мысль о том, что в споре между Павлом Петровичем Кирсановым и Базаровым победителем оказывается последний.

2. Русские писатели о проблеме отцов и детей

К проблеме отцов и детей разные авторы подходят по-разному. Кроме романа И. С. Тургенева "Отцы и дети", само название которого показывает, что эта тема самая важная в романе, данная проблема существует практически во всех произведениях: в одних она представлена более ярко, в других появляется лишь намеками для более полного раскрытия образа героя. Трудно сказать, кто первый поднял проблему отцов и детей. Она настолько жизненна, что, кажется, существовала всегда на страницах литературных произведений.

Проблема отцов и детей включает в себя целый ряд важных нравственных проблем. Это и проблема образования, проблема выбора нравственных правил, проблема благодарности, проблема непонимания. Они подняты в различных произведениях, и каждый автор пытается по-своему взглянуть на них.

А.С. Грибоедов, описав в комедии "Горе от ума" борьбу "века нынешнего" и "века минувшего", не обошел вниманием сложную проблему отцов и детей. Сам замысел произведения - борьба старого с новым - это та же проблема, взятая более широко. Кроме того, здесь прослежены и взаимоотношения Фамусова со своей дочерью Софьей. Фамусов, конечно, любит дочь и желает ей счастья. Но вот счастье он понимает по-своему: счастье для него - деньги. Он приучает дочь к мысли о выгоде и этим совершает настоящее преступление, потому что Софья может стать похожей на Молчалина, перенявшего от отца лишь один принцип: искать выгоду везде, где только можно. Отцы постарались научить детей жизни, в своих наставлениях передали им то, что для них самих являлось наиболее важным и значительным. В результате, для Чичикова "копейка" стала смыслом жизни, и для того, чтобы ее "беречь и копить", он готов на любую подлость, предательство, лесть и унижение. А Петр Гринев, следуя наставлению отца, оставался честным и благородным человеком во всех ситуациях, в какие ему приходилось попадать честь и совесть на всю жизнь остались для него превыше всего. Как тут не вспомнить пословицу: "Каков батька, таковы и детки".

Но, хотя эта пословица часто бывает права, иногда все оказывается наоборот. Тогда появляется проблема непонимания. Родители не понимают детей, а дети - родителей. Родители навязывают детям свою мораль, принципы жизни (не всегда достойные подражания), а дети не хотят принять их, но не всегда могут и хотят сопротивляться. Такова Кабаниха из "Грозы" Островского. Она навязывает детям (да и не только им) свое мнение, приказывает поступать лишь так, как хочет она. Кабаниха считает себя хранительницей старинных обычаев, без которых весь мир рухнет. Вот уже настоящее воплощение "века минувшего"! А ее дети, хотя им вовсе не по душе такое отношение к ним матери, не хотят исправить положение. И здесь, как это ни печально, "век минувший", со всеми его предрассудками, торжествует победу над новым.

Одной из самых важных граней проблемы "отцов и детей" является благодарность. Благодарны ли дети своим родителям, любящим их, вырастившим их и воспитавшим? Тема благодарности поднята в повести А. С. Пушкина "Станционный смотритель". Трагедия отца, нежно любившего единственную дочь, предстает перед нами в этой повести. Конечно, Дуня не забыла своего отца, она любит его и чувствует свою вину перед ним, но все же то, что она уехала, оставив отца одного, оказалось для него большим ударом, настолько сильным, что он не смог его выдержать. Старый смотритель простил свою дочь, он не видит ее вины в происшедшем, он любит свою дочь настолько, что желает ей лучше умереть, чем пережить позор, который, возможно, ожидает и ее. И Дуня чувствует и благодарность, и вину перед отцом, она приезжает к нему, но уже не застает в живых. Лишь на могиле отца все ее чувства вырываются наружу. "Она легла здесь и лежала долго".

Еще одна проблема поднята во многих произведениях, проблема воспитания и образования.

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил, -

писал А. С. Пушкин о воспитании главного героя своего романа "Евгений Онегин", а дальше замечал:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава богу,

У нас немудрено блеснуть.

"Чему-нибудь" и "как-нибудь" учились все дети в разных произведениях. Но чему и как? В основном это зависело от отношения к образованию их родителей. Некоторые из них, признавая необходимость образования только с точки зрения моды и престижа, относились к нему в общем-то отрицательно, как, например, Фамусов из "Горя от ума" и госпожа Простакова из "Недоросля". Но Софья, в отличие от Митрофанушки, все-таки получила какое-то образование, а вот Митрофанушка не получил никаких знаний, да он и не хотел их получить. Отношение же самих Фамусова и Простаковой к образованию выражено их же собственными словами. Фамусов говорит: "Уж коли зло пресечь - забрать все книги бы да сжечь", - и еще: "Ученье - вот чума". А Простакова: "Лишь тебе мученье, а все, я вижу, пустота".

Но не все герои произведений русских классиков считают образование "пустотой". Яркий пример тому - князь Волконский из "Войны и Мира" Л. Н. Толстого. Болконский верил в необходимость образования. Будучи образованным и начитанным человеком, он сам учил свою дочь, княжну Марию. Взгляды Болконского полностью противоположны мнениям Фамусова и Простаковой. Образование не может быть данью моде, и в этом Болконский абсолютно прав.

Проблема "отцов и детей" актуальна во все времена, потому что это глубоко нравственная проблема. Все то, что для человека является святым, передается ему родителями. Прогресс общества, его развитие порождает разногласия между старшим и молодым поколением, разногласия, так хорошо известные нам по "Горю от ума" или по "Отцам и детям".Проблема отцов и детей - одна из важнейших проблем в русской классике. Очень часто в литературных произведениях новое, молодое поколение оказывается более нравственным, чем старшее. Оно отметает старую мораль, заменяя ее новой. Но нам все-таки не надо становиться Иванами, не помнящими родства, ужасно, когда молодое поколение менее нравственно, чем предыдущее. Поэтому проблема "отцов и детей" живёт и сейчас, приобретая несколько другое направление.

Завершая работу над рефератом можно прийти к выводу, что проблема отцов и детей не раз поднималась в русской классической литературе. Тема эта стара как мир. Является она лишь частью той бесконечной естественной борьбы старого с новым" из которой новое не всегда выходит победителем, и трудно сказать, хорошо это или плохо. Кроме того, в семье, от своих родителей человек получает первые знания о жизни, об отношениях между людьми, поэтому от взаимоотношений в семье, между родителями и детьми, зависит то, как в будущем человек будет относиться к другим людям, какие нравственные принципы изберет для себя, что для него будет самым главным и святым.

Тургенев изучил извечную проблему "отцов и детей" с позиций своего времени, своей жизни. Он сам относился к плеяде "отцов" и, хотя симпатии автора на стороне Базарова, выступал за человеколюбие и развитие духовного начала в людях. Включив в повествование описание природы, испытывая Базарова любовью, автор незаметно включается в спор со своим героем, во многом с ним не соглашаясь.

Проблема "отцов и детей" актуальна в наши дни. Она остро встает перед людьми, которые принадлежат к разным поколениям. "Дети", открыто выступающие против поколения "отцов", должны помнить, что лишь терпимость друг к другу, взаимное уважение помогут избежать серьезных столкновений.

1. Голубков В.В. Художественное мастерство Тургенева. - М. 1960г

2. Куприна И.Л. Литература в школе. - М. Просвещение, 1999г.

3. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. вторая половина. - М. Просвещение, 1990г.

4. Троицкий В.Ю. Книга поколений о романе Тургенева «Отцы и дети». - М. 1979г.

5. Щеблыкин И.П. История русской литературы XI-XIX в. - М. Высшая школа, 1985г.

Больше информации

Тема: «Проблема отцов и детей в русской литературе»

Цель: 1. Проверить у учащихся понимание основного конфликта романа «Отцы и дети»

2. Показать, как раскрывается эта проблема в других произведениях.

3. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, любви к Родине, уважения к старшим, родителям.

Оборудование: портрет И.С. Тургенева, иллюстрации к роману, грамзаписи, таблица.

Эпиграф: Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший…

А.С. Грибоедов

А хотели б мы сменить эпоху?

Жить позднее на век иль час?

Нет, нам в этой эпохе неплохо,

Вы живите в своей лучше нас.

М. Львов

Ход урока

    Оргмомент.

    Вступительное слово учителя о времени.

Время… Как неумолимо быстро оно несется вперед, через годы, века, столетия. Оно так быстротечно, как быстротечна горная река, с шумом и грохотом падающая свысока, уносящая за собой и сметающая все на своем пути. В народе говорят: «Время лечит, время заживляет раны.» Колесо истории невозможно остановить или повернуть назад, как нельзя повернуть реки вспять. Мир не стоит на месте. Развивается человеческое общество. На смену одному поколению приходит другое новое. Из века в век люди любили, радовались, страдали, ненавидели, рождались и умирали. Казалось бы, все повторяемо в чем-то. Но именно лишь в чем-то, ибо все мы разные, и каждый не похож на другого. Жизнь души отражали и формировали литература, живопись, театр, музыка и другие виды искусства. Но литература, и только она, наиболее сохранила запахи и звуки времени. Она наиболее очеловечена в том смысле, что наиболее приближена и наиболее понимаема.

Театр постоянно меняется: уходят актеры, режиссеры. И музыка доступна лишь в определенных условиях, даже если слушать ее не в концертном зале, а дома. А книга всегда с нами, мы всегда в ее плену, а плен этот сладок.

Литература зародилась на самой заре человеческой истории. В той седой древности художественная деятельность была воедино слита с повседневными заботами, со стремлением познать окружающий мир, с желанием передать важнейшие сведения об этом мире. Все в мире развивается и изменяется с ходом исторического процесса. Какой бы период истории человека мы бы не взяли, он всегда найдет отражение в литературе, Потому что история и литература представляют неразрывный процесс. История нашей страны – это биография поколений.

Философские размышления о смене поколений, о вечном движении жизни и вечной борьбе старого и нового звучали не раз в произведениях русских писателей.

Уж много лет без утомления

Ведут войну 3 поколения

Кровавую войну.

И в наши дни в любой газете

Вступают в бой «отцы и дети».

Разят друг друга те и эти,

Как прежде в старину.

Это вечный конфликт, вечная проблема «отцов и детей», споры между молодым, новым поколением и старым, отживающим.

Сегодня на уроке мы посмотрим с вами, ребята, как в произведениях русской литературы решается эта проблема, проблема поколений.

Итак, тема нашего урока: «Проблема «отцов и детей» в русской литературе». Но прежде я хочу, чтобы мы выяснили, а что же значит само слово «проблема», о котором мы с вами будем говорить на уроке.

Т.о, мы должны разрешить спорный вопрос, требующий доказательств. И еще одно определение важно: это слово «проблематика». Т.е в каждом произведении может развиваться не одна проблема, а несколько.

Недавно мы изучали роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», отразивший основной общественный конфликт 60-годов Х IX столетия.

Что же такое конфликт в художественном произведении?

Какой конфликт положен в основу романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

(В основу романа «Отцы и дети» положен общественный конфликт 60-х годов XIX века. Конфликт между революционерами – демократами в лице Базарова и либералами в лице братьев Кирсановых)

Стало уже аксиомой положение о том, что борьба «отцов и детей» в романе Тургенева - это борьба различных идеологий, рожденных новой и предшествующей эпохами.

Но столкновение «отцов и детей» в освещении Тургенева имеет другой смысл. Давайте вспомним, только в идеологически-политическом плане решается эта проблема.

(Нравственном, эстетическом)

Что такой нравственность, этика?)

Правильно, Тургенев начинает роман с изображения семейного конфликта между отцом и сыном Кирсановыми и дальше идет к столкновению общественного, политического характера. Значит, все-таки в основе лежит отцовско-сыновние, которые не замыкаются только на кровном родстве, а распространяются далее на сыновнее отношение к прошлому, настоящем и будущему отечества. Семейное начало оказывается зерном и первоосновой форм общественности.

Не случайно страну, в которой мы живем, мы называем родиной – матерью или отечеством.

Всегда ли неизбежен конфликт между старым и молодым? Что нужно, чтобы этот конфликт не возникал? В чем трагедия старости, в чем трагедия тех, сходил со сцены, в чем сила и преимущество молодых и каков их моральный долг по отношению к отцам? Мысли, пробужденные чтением тургеневского романа, должно выходят за рамки той исторической эпохи, черты которой столь рельефно, столь остро воплощены на страницах «Отцов и детей»

Спор вокруг романа стал его второй жизнью. Он отзывался не только во многочисленных общественных и в критике, но и в новых художественных произведениях русской литературы. Так выходили на сцену многочисленные братья Базарова.

Ребята, не случайно первым вопросом в вашей анкете был вопрос: «Существовала ли эта проблема до Тургенева или же он первый поставил ее в своем произведении?

В своих анкетах вы указали: Да, существовала. Это комедия Фонвизина «Недоросль», Грибоедова «Горе от ума», А.С. Пушкина «Евгений Онегин», Лермонтов «Печально я гляжу на наше поколение». Эти все произведения мы с вами изучали на уроках литературы. В одних произведениях столкновения старого и нового носили острый политический характер, как, например, в «Горе от ума», где в центре тот же конфликт, что и в «Отцах и детях», спор века нынешнего с «веком минувшим». О смене поколений размышляет и Пушкин «Здравствуй, племя, младое, незнакомое». Высказывает свое недовольство молодым поколением Лермонтов «Да, были люди в наше время, могучее, лихое племя, богатыри не вы».

В своей анкете вы указали, что это вечная проблема. И на каждом этапе общественного развития человеку приходится с ней сталкиваться. Потому что одно поколение сменяется другим, потому что с новым поколением приходят новые взгляды, вкусы, привычки.

Лишь в 2-х анкетах было названо среди произведений, раскрывающих проблему поколей, повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»»!

Давайте посмотри, в каком плане решается эта проблема в повести?

Почему же Андрей становится предателем?

(Здесь решается прежде всего проблема идейного выбора, хотя в центре стоит и нравственная проблема. Представитель старого поколения, лагеря «отцов» стоит выше представителя нового поколения – Андрея. Старый казак оказался мужественнее, сильнее молодого поколения. Это горячий патриот своей Родины, своего народа. Андрей стал предателем не из-за трусости, а из-за любви. Всю жизнь поставил на карту женской любви, как и П.П.)

На этом примере мы с вами убедились, что в некоторых случаях некоторых случаях следует прислушиваться ко мнению наших родителей, потому что они больше прожили и больше нас с вами знают.

Конечно же, в своей анкете вы сразу указали на драму Островского «Гроза»

На примере каких образов раскрыта проблема «отцов и детей» в этом произведении.

(На примере образа Кабанихи и Катерины)

Одним из первых произведений, которые современники считают как бы ответом Тургеневу, был знаменитый роман Н.Г. Чернышевского «Что делать». Но, разумеется, роман раскрывал эту тему поколений по- новому.

Как здесь раскрывается эта проблема?

В вашей анкете, не случайно возник вопрос: «В чем же разница между проблемой «века минувшего и в наши дни».

(Разница, конечно, ощутима).

Но все же вы не указали на особенности этой проблемы в наши дни, в чем она выражается, как она проявляется. Но в одной работе промелькнула мысль, что в наше время эта проблема ставиться не в идейно-политическом плане, а в других отношениях, нравственном и эстетическом).

В переломные моменты истории, во время революции, гражданской войны, Великой Отечественной «отцы» и «дети» зачастую воевали по разные стороны баррикад. Это было время, когда родные по крови люди становились злейшими врагами. Вопрос стоял остро, не на жизнь а на смерть» Кто не с нами тот против нас».

Наша память хранит многое: и бравых конармейцев, наших отцов и дедов, что сложили головы «на той самой гражданской, и задорные призывы первых наших пятилеток: «Даешь Днепрогэс», «Даешь Магнитку», и культ личности Сталин, и тяжелейшие репрессии, и первые суровые дни войны, когда еще не были написаны слова: «Вставай, страна, огромная!» и победный май 1945-го. Все это было в нашей истории. Трудное у нас сейчас время и я думаю, что мы не вправе осуждать старое поколение за все ошибки, которые сейчас нам приходится исправлять такой ценой.

Следующий вопрос в вашей анкете: «Какие проблемы ставит роман «Вечный зов».

Большинство из вас правильно отвечали;

Вы также отметили, что в этом романе проблема «Отцов и детей» стоит в идейно-политическом плане.

На примере каких образов она решается

(Таблица)

Род Савельевых занимает ведущее положение в романе. Антон Савельев, восемнадцатилетний юноша. Открывает первую книгу повествования и такой же юный Дмитрий Савельев, поэт, воспевающий и прославляющий свою землю, родную Сибирь, заканчивает роман. За полстолетия меняется три поколения Савельевых. Жизнеспособна и деятельна семья Савельевых. Из поколения в поколение передаются ее трудовые традиции. Молодые Савельевы также любят родную землю, почитают труд, борьбу и счастье людей, как их деды и отцы.

Силантий Савельев?

Антон

Федор?

Иван?

Анна?

Что такое кульминация?

(Найдите кульминацию в романе?)

Семен?

Россия, Сибирь, век ХХ, жестокий к нашей стране век. Неумолим рок, довлеющий над судьбами крестьян, прошедших все круги ада т не потерявших ни себя ни Россию.

Так почему же роман называется «Вечный зов».

А теперь я предлагаю вам прослушать несколько стихотворений и посмотреть, как в современной поэзии решается проблема поколений.

М. Львов «Потомкам»

Н. Кудрявцев «Мое поколение»

- «Коваль-Волков «Сыновний долг»

Э. Асадов

А теперь поговорим о ваших отношениях с родителями. Последний вопрос анкеты.

Да, у вас возникают споры с родителями. Но всегда ли вы правы. Родителей нужно понимать, любить, уважать. Ведь во многих случаях они умнее нас, опытнее. И поэтому к их мнению следует прислушаться. Конечно, говорить стихами каждый день тяжеловато. А мы сейчас вернемся домой и что скажем маме или отцу: «Привет!». Но можно все-таки поискать добрые и теплые слова. Ведь они так ждут этого. Может быть наш разговор поможет вам найти с ними общий язык. На досуге, в тишине и одиночестве, давайте еще раз перечитаем все лучшее, что было написано о близких нам людях. А придя домой, заглянем им в глаза. Но разговор только начат. Литература всегда начинает. Это ее дело, ее задача, великое ее предназначение. Начинать и оставаться

(Слова из стихотворения Э.Асадова)