Жестокие нравы темного царства бесприданница. Конспект урока литературы на тему: «Темное царство» в драме А.Н.Островского «Бесприданница. Домашнее задание к уроку

Апр 24 2016

Название статьи Н. А. Добролюбова «Темное царство» относится к комедиям А. Н. Островского, написанным задолго до «Грозы» и «Бесприданницы», но обозначает явление, присущее в полной мере обеим этим драмам - узкий консервативный мирок патриархального города, в котором полностью господствуют дикие нравы и обычаи. Там власть принадлежит тем, у кого есть деньги, там нет места свободной мысли и правам личности, там царят насилие и произвол. Действие в обеих драмах происходит в живописных городах верховьев Волги - Калинове и Бряхи-мове. Калинов расположен в необыкновенно красивом месте, что подчеркнуто Кулигиным, одним из героев драмы. Но пейзажа, его великолепие резко контрастируют с жизнью в городе. Она закрыта для постороннего глаза, в ней четко различаются две стороны: для себя и напоказ.

Публичная сторона этой жизни - прогулки горожан в лучших нарядах, но прогулки редки, а подлинная в городе происходит в тишине запертых домов, за высоким забором. Об этом говорит в своем монологе Кулигин: «И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!..

И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства». Смотреть на чужую жизнь «в людях да на улице», но не выносить сор из избы - это сознательный принцип «темного царства», ведь только так можно утвердить самодурство сильных и беззащитность слабых. Типичным примером самодурства представлен Дикой - богатый купец, не знающий меры своей жадности и грубости. Он не терпит, чтоб ему перечили, поэтому всех домашних держит в страхе, срывая на них злость по любому поводу.

Он груб, и ничем нельзя удержать его гнева, если ему хочется показать, что он хозяин: «А то я, что ли, покоряться стану!» И все домашние терпят грубую брань и унижения, потому что находятся в материальной зависимости от . Сильные в городе корыстолюбивы: «У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать».

Кулигин приводит в пример Дикого, который недоплачивает мужикам по копейке, чтобы у него из этого составлялись тысячи. Но дело даже не в жадности Дикого, а в том, что городничий пытается урезонить купца - так много на него жалоб, а тот лишь «потрепал городничего по плечу»: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать!» Богатым принадлежат не только деньги, но, что важнее, полная власть в городе, поэтому невозможно говорить о каком-либо правосудии: ведь суды тоже продажны. В стремлении подложить свинью конкуренту хозяева жизни в городе даже находят удовольствие в судебных процессах, подрывая друг у друга торговлю «не столько из корысти, сколько из зависти». Они готовы потратиться, «да уж и ему станет в копейку», а для этого используют пьяных приказных, которые за деньги строчат любые «злостные кляузы» на ближних.

Произвол сильных и бесправие слабых не оставляют надежды на торжество в этом обществе справедливости и закона. Лицемерие и ханжество также являются отличительной чертой этого мира. Всячески подчеркивается религиозное благочестие сильных, их благодеяния.

Поэтому Кабанова всячески привечает странницу Феклушу, а та в благодарность всему городу рассказывает о ее щедрости. Только из реплики мы узнаем, что Кабанова «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Марфа Игнатьевна постоянно говорит о грехе, о должном уважении к родителям, которого она не видит, о порядке, который необходимо соблюдать в семье, о страхе Божьем.

Она прикидывается слабой и беспомощной, но тут же прорываются властные нотки, и понятна реплика Варвары: «Не уважишь тебя, как же!» Марфа Игнатьевна целиком на стороне косных суеверий и дремучих обычаев (например, жена должна, проводив мужа, два часа «выть» на крыльце, чтобы все видели ее любовь к нему). Поэтому она, конечно же, яростная противница всякого прогресса: все новые достижения ей кажутся дьявольским наваждением, и на поезде она, «хоть ты золотом осыпь», не поедет. Большинство жителей города так же невежественны и суеверны: они всерьез полагают, что Литва с неба упала, и веруют в геенну огненную.

Текст сочинения:

Название статьи Н. А. Добролюбова Темное царство относиҭся к комедиям А. Н. Островского, написанным задолго до Грозы и Бесприданницы, но обозначает явление, присущее в полной мере обеим эҭим драмам узкий консервативный мирок патриархального города, в котором полностью господствуюҭ дикие нравы и обычаи. Там власть принадлежиҭ тем, у кого есть деньги, там нет места свободной мысли и правам личности, там царят насилие и произвол.
Действие в обеих драмах происходиҭ в живописных городах верховьев Волги Калинове и Бряхи-мове. Калинов расположен в необыкновенно красивом месте, что подчеркнуто Кулигиным, одним из героев драмы. Но красота пейзажа, его великолепие резко контрастируюҭ с жизнью в городе. Она закрыта для постороннего глаза, в ней четко различаюҭся две стороны: для себя и напоказ. Публичная сторона этой жизни прогулки горожан в лучших нарядах, но прогулки редки, а подлинная жизнь в городе происходиҭ в ҭишине заперҭых домов, за высоким забором. Об этом говориҭ в своем монологе Кулигин: И не от воров они запираюҭся, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью ҭиранят. И что слез льется за эҭими запорами, невидимых и неслышимых!.. И что, сударь, за эҭими замками разврату темного да пьянства. Смотреть на чужую жизнь в людях да на улице, но не выносить сор из избы это сознательный принцип темного царства, ведь только так можно уҭвердить самодурство сильных и беззащиҭность слабых.
Типичным примером самодурства представлен Дикой богатый купец, не знающий меры своей жадности и грубости. Он не терпиҭ, чтоб ему перечили, лирикому всех домашних держиҭ в страхе, срывая на них злость по любому поводу. Он груб, и ничем нельзя удержать его гнева, если ему хочется показать, что он хозяин: А то я, что ли, покоряться стану! И все домашние терпят грубую брань и унижения, потому что находятся в материальной зависимости от Дикого. Сильные в городе корыстолюбивы: У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать.
Кулигин приводиҭ в пример Дикого, который недоплачивает мужикам по копейке, чтобы у него из этого составлялись ҭысячи. Но дело даже не в жадности Дикого, а в том, что городничий пытается урезонить купца так много на него жалоб, а тот лишь потрепал городничего по плечу: Стоиҭ ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Богатым принадлежат не только деньги, но, что важнее, полная власть в городе, лирикому невозможно говорить о каком-либо правосудии: ведь суды тоже продажны. В стремлении подложить свинью конкуренҭу хозяева жизни в городе даже находят удовольствие в судебных процессах, подрывая друг у друга торговлю не столько из корысти, сколько из зависти. Они готовы потратиться, да уж и ему станет в копейку, а для этого используюҭ пьяных приказных, которые за деньги строчат любые злостные кляузы на ближних. Произвол сильных и бесправие слабых не оставляюҭ надежды на торжество в этом обществе справедливости и закона.
Лицемерие и ханжество также являюҭся отличительной чертой этого мира. Всячески подчеркивается религиозное благочестие сильных, их благодеяния. Поэтому Кабанова всячески привечает странницу Феклушу, а та в благодарность всему городу рассказывает о ее щедрости. Только из реплики Кулигина мы узнаем, что Кабанова нищих оделяет, а домашних заела совсем. Марфа Игнатьевна постоянно говориҭ о грехе, о должном уважении к родителям, которого она не видиҭ, о порядке, который необходимо соблюдать в семье, о страхе Божьем. Она прикидывается слабой и беспомощной, но ҭуҭ же прорываюҭся властные нотки, и понятна реплика Варвары: Не уважишь тебя, как же! Марфа Игнатьевна целиком на стороне косных суеверий и дремучих обычаев (например, жена должна, проводив мужа, два часа выть на крыльце, чтобы все видели ее любовь к нему). Поэтому она, конечно же, яростная противница всякого прогресса: все новые достижения ей кажуҭся дьявольским наваждением, и на поезде она, хоть ҭы золотом осыпь, не поедет. Большинство жителей города так же невежественны и суеверны: они всерьез полагаюҭ, что Лиҭва с неба упала, и веруюҭ в геенну огненную. Гроза для них Божья кара, громоотвод шарлатанство, а дикие новости Феклуши они принимаюҭ с благодарностью. Таково темное царство в драме Гроза.
Драма Бесприданница написана А. Н. Островским на двадцать лет позже, и, конечно, темное царство изменилось. Уже не таковы купцы: у них иной масштаб деятельности, иной размах. Они образованные люди: Кнуров читает французскую газету, а речь их не только не груба, но даже изысканна. Они владеюҭ пароходами и вовсе не считаюҭ их изобретением дьявола. Они ездят за границу и живо обсуждаюҭ вопрос, как на днях поедуҭ на выставку в Париж и как хорошо бы взять с собой Ларису Дмитриевну. Но эҭи изменения темного царства не изменили его суҭи: произвола и деспотизма сильных, власти денег, униженности слабых. Кнуров и Вожеватов чувствуюҭ себя хозяевами этой жизни настолько, что даже удивлены, как это Карандышев бедный дворянин и чиновник позволил себе пригласить их на обед. И готовы унизить и Карандышева, и Робинсона, выставить шутом любого, кто слаб и зависим. И в этом мире так же, как и раньше, нет места глубоким, сильным чувствам. Для Паратова нет ничего заветного: Найду выгоду, так все продам, что угодно. Кнуров и Вожеватов, видя страдания Ларисы, обманутой в лучших чувствах, цинично разыгрываюҭ ее в орлянку. Проигравший Вожеватов утешает себя: Я не в убыҭке: расходов меньше. Поэтому слово, которое Лариса услышала для себя, открыло ей страшную трагедию ее положения в этом мире: ощуҭить себя вещью, игрушкой для богатых. Я не нашла любви, так буду искать золота, говориҭ она и не без основания: Кнуров готов взять ее на содержание. Он не боиҭся осуждения общества: за те деньги, что он собирается предложить Ларисе, самые злые криҭики чужой нравственности должны будуҭ замолчать.
За деньги в этом обществе можно купить все, и это наглядно подҭверждает, что темное царство стало более образованным, приобрело внешний лоск, но и не стало менее жестоким и циничным.

Права на сочинение "♦Темное царство в драмах А. Н. Островского Гроза и Бесприданница" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Во многих своих драмах Островский изображал социальную несправедливость, человеческие пороки и негативные стороны. Бедность, алчность, бесконтрольное желание быть при власти – эти и многие другие темы можно проследить в пьесах «Свои люди сочтёмся», «Бедность не порок», «Бесприданница». «Грозу» также следует рассматривать в контексте вышеперечисленных произведений. Мир, описанный драматургом в тексте, критики назвали «тёмным царством». Оно представляется неким болотом, из которого невозможно найти выход, которое засасывает человека всё сильнее, убивая в нём человечность. Таких жертв «тёмного царства» в «Грозе» на первый взгляд совсем немного.

Первая жертва «тёмного царства» – Катерина Кабанова. Катя частая и честная девушка. Её рано отдали замуж, но полюбить мужа ей так и не удалось. Несмотря на это, она всё же старается найти в нём положительные стороны, чтобы сохранить налаженные отношения и сам брак. Катю терроризирует Кабаниха, одна из ярких представительниц «тёмного царства». Марфа Игнатьевна оскорбляет невестку, всеми силами стараясь сломить её.

Однако не только противостояние характеров делает Катерину жертвой. Это, конечно же, и обстоятельства. В «тёмном царстве» честная жизнь априори невозможна. Здесь всё строится на лжи, притворстве и лести. Силён тот, у кого есть деньги. Власть в Калинове принадлежит богачам и купцам, например, Дикому, чья моральная планка очень низка. Купцы обманывают друг друга, воруют у простых жителей, стремясь к собственному обогащению и увеличения своего влияния. Мотив лжи часто встречается и при описании бытовой жизни. Варвара говорит Кате, что только ложь скрепляет семью Кабановых, а Борис удивлён желанием Кати рассказать Тихону и Марфе Игнатьевне об их тайных отношениях. Катерина часто сравнивает себя с птицей: девушка хочет вырваться из этого места, но возможности нет. «Тёмное царство» найдёт Катю где угодно, ведь оно не ограничивается рамками вымышленного города. Выхода нет. Катя принимает отчаянное и окончательное решение: либо жить честно, либо никак. «Живу, маюсь, просвету себе не вижу. Да и не увижу, знать!» Первый вариант, как говорилось ранее, невозможен, поэтому Катя выбирает второе. Девушка совершает самоубийство не столько потому, что Борис отказывается брать её в Сибирь, сколько потому, что понимает: Борис оказался такой же, как и другие, а жизнь, полная упрёков и позора больше продолжаться не может. «Вот вам ваша Катерина. Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судиёй, который милосерднее вас!

» – с этими словами Кулигин отдаёт тело девушки семье Кабановых. В этой реплике важно сравнение с всевышним судьёй. Оно заставляет читателя и зрителя задуматься о том, насколько прогнил мир «тёмного царства», что даже Страшный Суд оказывается милосерднее, чем суд «самодуров».

Жертвой в «Грозе» оказывается и Тихон Кабанов. Очень примечательна фраза, с которой Тихон появляется в пьесе: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» Жертвой его делает деспотизм матери. Сам по себе Тихон добрый и, в некоторой степени, заботливый. Он любит Катю и жалеет её. Но авторитет матери непоколебим. Тихон – безвольный маменькин сынок, которого чрезмерная опека Марфы Игнатьевны сделала зибитым и бесхарактерным. Он не понимает, как можно противиться воли Кабанихи, иметь собственное мнение или прочее. «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» – так Тихон отвечает матери. Тоску Кабанов привык топить в алкоголе (он нередко выпивает с Диким). Его характер подчёркивает имя. Тихон не в состоянии понять силу внутреннего конфликта своей жены, не может ей помочь, однако, желание вырваться из этой клетки у Тихона есть. Например, он рад своему отъезду на коротких 14 дней, ведь всё это время у него есть шанс быть самостоятельным. Над ним не будет «грозы» в виде контролирующей матери. Последняя фраза Тихона говорит о том, что мужчина понимает: лучше умереть, чем жить такой жизнью, но на самоубийство Тихон решиться не может.

Кулигин показан как мечтающий изобретатель, ратующий за общественное благо. Он постоянно думает о том, как бы улучшить жизнь города, хотя прекрасно понимает, что никому из жителей Калинова это не нужно. Он понимает красоту природы, цитирует Державина. Кулигин образованнее и выше простых обывателей, однако, он беден и одинок в своих стараниях. Дикой лишь смеётся над ним, когда изобретатель говорит о пользе громоотвода. Савл Прокофьевич не верит, что деньги можно заработать честным путём, поэтому открыто издевается и угрожает Кулигину. Возможно, Кулигин понимал истинные мотивы самоубийства Кати. Но он предпринимает попытки смягчить противоречия, найти компромисс. Перед ним нет выбора либо так, либо никак. Молодой человек не видит активного способа противостоять «самодурам».

Жертвами в пьесе «Гроза» выступают несколько персонажей: Катерина, Кулигин и Тихон. Бориса нельзя назвать жертвой по двум причинам: во-первых, он приехал из другого города, а во-вторых, по сути, он такой же лживый и двуличный, как и остальные жители «тёмного царства».

Приведенным описанием и списком жертв «тёмного царства» могут воспользоваться ученики 10 классов при написании сочинения на тему «Жертвы тёмного царства в пьесе «Гроза»».

Тест по произведению

МБОУ ВСОШ №5 г. Кунгура Пермского края.

Конспект урока литературы на тему:

Выполнил: учитель русского языка и литературы Шавырин Сергей Николаевич.

Кунгур 2015 г.

«Темное царство» в драме А.Н.Островского «Бесприданница»

Цели урока

Обучающие:

1) проверить знание текста драмы А.Н.Островского «Бесприданница»;

2) проанализировать взаимоотношения героев драмы – представителей «темного царства»;

3) раскрыть жизненные позиции Х.И.Огудаловой, М.П.Кнурова, В.Д. Вожеватова, Ю.К.Карандышева, С.С.Паратова.

Развивающие:

1) развивать память, внимание, мышление с помощью операций синтеза, анализа, сравнения, сопоставления.

Воспитательные:

1) формировать уважение учащихся к личности человека;

2) воспитывать неприятие отрицательных качеств человека – эгоизма, бессердечия, жестокости.

3) способствовать воспитанию разносторонне развитой личности.

Тип урока: комбинированный

Оборудование и материалы : презентация, DVD с фильмом «Жестокий романс», тексты произведения.

Методические приемы: беседа, демонстрация, доклады учащихся.

План урока

    Организационный момент.

    Тест на знание текста драмы «Бесприданница».

    Оформление тетрадей, эпиграф.

    Доклад учащегося «Говорящие фамилии в пьесе А.Н.Островского».

    Аналитическая беседа с учащимися с просмотром фрагментов фильма «Жестокий романс».

    Домашнее задание.

    Подведение итогов урока.

Ход урока

    Орг. момент , включающий настрой на занятие и сообщение целей урока.

    Тест (презентация)

1.Перечислите фамилию, имя и отчество основных героев драмы «Бесприданница» (Харита Игнатьевна Огудалова, Лариса Дмитриевна Огудалова, Сергей Сергеевич Паратов, Юлий Капитоныч Карандышев, Мокий Парменыч Кнуров, Василий Данилыч Вожеватов).

2.Угадайте героев «Бесприданницы»?

А) он учился русскому языку у бурлаков, а французскому – у английского лорда;

Б) он играл в оперетте «Птички певчие» нотариуса, а в «Лесе» – лакея.

В) он чуть не женился на Ларисе, а ее маму называет тетенькой?

3.Кто из героев сказал следующие фразы?

А) Эта женщина создана для роскоши. Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует (Кнуров)

Б) Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески (Харита Игнатьевна).

В) Мой родной, разбирайте людей. Я еду-еду, не свищу, а наеду – не спущу! (Паратов)

Г) Вещь… да, вещь. Они правы, я вещь, а не человек. Наконец слово для меня найдено (Лариса).

Д) Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву! (Лариса)

Е) Я смешной человек. Да разве людей казнят за то, что они смешны? Я смешон – ну, смейся надо мной, смейся мне в глаза! (Карандышев).

4.О ком это сказано?

А) Он давно у них в доме вертится, года три. Гнать не гнали, а и почету большого не было. Когда перемежка случалась, никого из богатых женихов в виду не было, так и его придерживали, чтоб не совсем пусто было в доме (о Карандышеве).

Б) Ничего земного, этого житейского нет. Она создана для блеску (о Ларисе).

В) Кто приехал? Промотавшийся кутила, развратный человек, и весь город рад! (о Паратове).

Г) Она теперь находится в таком положении, что нам, близким людям, не только позволительно, но мы даже оязаны принять участие в ее судьбе (о Ларисе)

    Оформление тетрадей, запись темы, эпиграф.

Тема «Темное царство» в драме А.Н.Островского «Бесприданница».

Эпиграф

«В драме нарисована простая, но глубоко верная картина того бесстыдного и холодного бессердечия, которое сделалась чуть ли не основной чертой текущего прогресса во всех общественных «слоях» (В.П.Буренин).

    Доклад учащегося на тему «Говорящие фамилии в пьесе А.Н.Островского».

    Беседа

Одним из самых близких людей для главной героини пьесы-Ларисы Огудаловой - является ее мать, Харита Игнатьевна Огудалова. Что мы знаем о нравственном облике и жизненных принципах Хариты Игнатьевны?

Нравственный облик Хариты Игнатьевны определяется прежде всего ее общественным положением, ее бедностью. Чтобы обеспечить свою старость, Огудалова способна обманывать, хитрить и унижаться. Дочери она говорит: «Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь!»

Просмотр сцены, в которой Харита Игнатьевна берет у Кнурова деньги за подарок Вожеватова.

Сцена, в которой Огудалова берет деньги за подарок своей дочери у Кнурова показывает, что она способна врать и хитрить, и что своего она не упустит.

Каковы взаимоотношения матери и дочери?

Харита Игнатьевна готова торговать даже красотой и молодостью своей дочери. При этом она оправдывается тем, что это все она делает не для себя. Когда Кнуров намекает ей на то, что готов взять Ларису на содержание, Огудалова как бы не понимает намека, но в то же время ободряет Кнурова, не противоречит ему. А позже Огудалова почти не прекословит, когда Лариса уезжает на Волгу на пикник.

Как Харита Игнатьевна относятся к другим героям пьесы – Кнурову, Вожеватову. Карандышеву, Паратову?

К каждому из героев пьсы у Огудаловой свой подход. Кнурова, например, она очень уважает, заискивает перед ним, соглашается с каждым его словом. С Паратовым Сергеем Сергеевичем Огудалова тоже любезна, ведет с ним дружеские беседы, называет родным. А он в свою очередь называет её тетенькой. С Карандышевым Огудалова говорит пренебрежительно, с иронией, подшучивает над ним, потому что он бедный жених и незнатный.

Кто является идеалом для Хариты Игнатьевны?

Кнуров – богатый, сильный человек, перед которым она готова заискивать и унижаться

Кто такие Кнуров и Вожеватов? Каковы взаимоотношения между купцами? Как характеризуют Кнурова и Вожеватова их отношение к Ларисе?

Это богатые состоятельные купцы, которые очень гордятся своим положением С одной стороны, они друг к другу относятся с почтением, уважительно разговаривают друг с другом, но за всем этим видно их недоверие друг другу, настороженность. Особенно это проявляется, когда они говорят о Ларисе.

А как Кнуров и Вожеватов относятся к Ларисе?

Кнуров всегда почтительно разговаривает с Ларисой, вроде бы доброжелательно. Но на самом деле он её не уважает. Видит в ней только предмет своих желаний, вещь, которую хотел бы иметь.

Вожеватов тоже очень расчетлив. Хотя он знает Ларису с детства, но к ней тоже пренебрежителен и бездушен.

Просмотр сцены, в которой Кнуров и Вожеватов ведут разговор о Ларисе.

Просмотр сцены, когда Лариса обращается за помощью к Вожеватову.

Почему он ей не помог?

Он говорит, что у него слово честно- купеческое. Но мне кажется, что этим он только прикрывается, потому что у него нет настоящих теплых искренних чувств к Ларисе – ни любви, ни дружбы. Он считает, что в этом мире каждый сам за себя. А так как он знает, что Лариса не будет с ним, то он теряет к ней всякий интерес.

В драме есть герой, который иначе относится к Ларисе. Это Карандышев?

Кто такой Карандышев?

Как он держится с другими героями пьесы – Кнуровым, Вожеватовым, Паратовым?

Карандышев – небогатый мелкий чиновник. Он не любит богатых людей, потому что они унижают его. Он осуждает Кнурова. Паратова, Вожеватова, и в то же время завидует им.

Карандышев очень горд и в то же время боится попасть в смешное положение, хотя все время в него попадает (например, сцена неудачного самоубийства). Он постоянно пытается всех поучать, но никто его не слушает, все над ним смеются, никто не принимает его всерьез. И это злит и раздражает Карандышева, он решает отомстить

Как складываются взаимоотношения Карандышева и Ларисы? (цитаты в презентации)

Лариса не любит, конечно. Карандышева. Сначала она даже не обращает на него внимание. Но от безысходности она решается выйти за него замуж и пытается найти в нем что-нибудь хорошее, говорит ему, что хотела бы полюбить его в дальнейшем. Но Карандышев, несмотря на уверения в любви, Ларису не понимает. Он не соглашается уехать из города, не соглашается устроить скромную свадьбу, потому что брак этот для него – это способ выйти в люди, стать наравне с теми, кому он завидует, то есть наравне с Кнуровым, Паратовым

Просмотр сцены, в которой Карандышев решает мстить.

Каким мы видим Карандышева в сцене, когда он узнает о бегстве Ларисы на Волгу?

Он очень жалкий и несчастный здесь. Бегство Ларисы для него - страшный удар. Он оскорблен, унижен, чувствует горечь и растеренность, и в то же время злобу. Это было последней каплей, потому что он решается мстить и даже хватается за пистолет, решает отомстить обидчикам.

Какие чувства Карандышев вызывает у вас?

- он жалок и смешон, особенно когда он пытается всем доказать, что он чего-то стоит. Например, на званом обеде он даже не замечает, что все над ним издеваются и никто его не принимает всерьез.

- да, он вызывает с одной стороны чувство смеха, потому что он нелеп и смешон, а с другой стороны, чувство жалости, потому что он несчастный человек, ему больно и тяжело от пренебрежения других.

- я его в какой-то степени осуждаю, потому что он тоже эгоист и хотя он говорит, то любит Ларису, и действительно он ее любит, относится к ней лучше, чем другие, но он ее не понимает, и не жалеет. Вместо того, чтобы бросить это общество Кнуровых и Паратовых, уехать с Ларисой, как она просит, он решает всем отомстить и тем самым приближает трагическую развязку.

Верно, мы видим, что нигде Лариса, главная героиня, не встречает понимания.

А что объединяет всех этих героев – Огудалову Хариту Игнатьевну, Кнурова, Вожеватова, Карандышева? При ответе на этот вопрос обратите внимание на записанную нами тему урока.

-Все они относятся к этому «темному царству», являются его представителями.

-В переносном значении эти люди, наверное, и живут в этом темном царстве, где нет ничего светлого, у них только темные мысли и желания.

Какие черты темного царства вы можете назвать?

Самодурство (они думают, что им все дозволено, что для них нет преград), жадность, любовь к деньгам, богатству, жестокость, эгоизм, бессердечие, отсутствие искренности, доброты.

Учитель:

Верно, каждый из перечисленных нами героев – это представитель «темного царства» царства самодурства и жестокости, в котором одни мнят себя хозяевами, попирая все нравственные законы (Кнуров, Вожеватов), другие – рабски приспосабливаются к сильным этого мира, унижаются перед ними (Харита Игнатьевна), третьи – тайно ненавидят более успешных окружающих и в то же время зависят от них, и даже стремятся стать такими же (Карандышев).

На следующем занятии мы продолжим тему «темного царства» и попытаемся увидеть, проникают ли в «темное царство» лучи света. Мы поговорим с вами об образе Ларисы Огудаловой.

6.Домашнее задание

Подумайте над вопросами:

1.Кто такой Паратов? Как характеризуют его другие герои пьесы? Каковы его жизненные принципы?

2.Какой мы видим главную героиню? К кому из литературных героинь она близка? В чем причина её гибели?

7.Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали на уроке?

К каким выводам пришли?

Мы говорили о говорящих фамилиях, оказывается, каждая фамилия героев драмы что-либо обозначает, как-то раскрывает героев.

Говорили о взаимоотношениях героев драмы, о их принципах, о том, как они относятся к Ларисе, главной героине.

Мы пришли к выводу, что все эти герои – Кнуров, Вожеватов, Карандышев, Огудалова – относятся к «темному царству», царству самодурства и жестокости.

» написаны с разницей почти в двадцать лет. За этот период внешний облик жизни изменился. А вот основные человеческие проблемы остались. Чтобы подробно разобрать каждую из них, нужно обратиться к данным произведениям Островского по отдельности.

Начнём разбор с более ранней пьесы «Гроза». Наиболее яркая проблема - борьба любви и долга. Главная героиня, Катерина, буквально разрывалась между этими двумя чувствами. Она была замужем за Тихоном, но при этом его совершенно его не любила. Просто он был единственным из молодых людей, кто не вызывал отвращения. Однажды Катерина увидела Бориса и влюбилась в него. Отчасти из-за того, что он не был похож на окружающих её мужчин.

Борис приехал из Москвы, где получил образование. Одевался он по-европейски, чем сильно отличался внешне от остальных. Катя в первый раз почувствовала любовь и не знала, что делать. Как назло, Тихон уезжал из города на долгое время. Он был последним её спасителем от «греха». Катерина была глубоко верующей девушкой. Она не умела лукавить, как Варвара. Но однажды чувства взяли верх, и Катерина встретилась с Борисом ночью. После этого на неё время от времени накатывалось сильнейшее чувство вины и страха перед Богом. Всё ситуацию усугублял гнёт Кабанихи - матери Тихона. Перед его отъездом, она заставила Тихона дать несколько унижающих Катерину напутствий. Борис говорит о ней так: «Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем».

В список «домашних» входит и её сын. Он не имеет право голоса и стелиться под мать. При этом она хочет, чтобы Катерина боялась своего мужа. Конечно, Тихон хочет вырваться из этой клетки и торопиться уехать. К Катерине Кабаниха относится с недоверием и грубо обрывает. Исключением не являются и Катины слова о том, что Кабаниха для неё мать родная. Такая смесь чувств, характеров и унижений незамедлительно приводит к трагедии в конце пьесы.

А теперь перенесёмся на двадцать лет вперёд в драму «Бесприданница». На смену неотёсанным купцам пришли крупные дельцы и представители торговых фирм. Таковыми являются Паратов, Кнуров и Вожеватов. Они управляют большими деньгами и гнушаются взять под власть судьбы людей. С самых первых страниц мы узнаём, что Паратов вскружил голову бесприданнице Ларисе . Он отбил всех женихов, а после уехал в неизвестном направлении. Так в пьесе зародилась нравственная проблема.

Лариса от безысходности согласилась выйти замуж за кого угодно. Тут же руку и сердце ей предложил бедный чиновник Карандышев. Его обуяла гордость, что он теперь владеет самой красивой девушкой. Карандышев старался продлить время своего красования перед другими. Но чуть позже приехал уже помолвившийся Паратов. В качестве приданного он взял золотые прииски и спешил это отметить со своими старыми друзьями, Кнуровым и Вожеватовым. Но, узнав о помолвке Ларисы, Паратов спешит к ней. Оставшись наедине с Ларисой, он снова вскружил ей голову, после чего Лариса согласилась ехать с Паратовым и его друзьями на Волгу. Она уехала без своего жениха. А матери напоследок крикнула: «Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге». Прошёл день весёлых танцев и песен с цыганами на корабле «Ласточка». Паратов рассказывает Ларисе о своих оковах и просит уехать домой. Лариса опустошена. В этот же момент на другой палубе происходила игра в Орлянку.

Приз - Путешествие с Ларисой. Играли Вожеватов - друг её детства и Кнуров. Проигравший давал слово не мешать победителю. Это «честное купеческое» дал Вожеватов. Проходя мимо страдающей и просящей о помощи Ларисы, он не помогает ей. Любовный конфликт между Ларисой, Паратовым, Карандашевым и Кнуровым разрешается трагедией. Лариса погибает от выстрела Карандышева, но никого в этом не винит. Теперь она счастлива.

Эти две девушки являются «лучом света в тёмном царстве». Им сложно выжить в алчном мире власти и денег. Но не стоит полагать, что проблемы этого мира остались в девятнадцатом веке или на страницах пьес Островского. Они существуют и по сей день. Скорее всего, просуществуют ещё очень долго. Про такие проблемы нужно знать, но не боятся. И если есть желание что-то изменить, то, прежде всего, нужно начать с себя.