Тони крэгг - один из самых известных современных скульпторов. Бесконечная вариативность форм в скульптурах тони крэгга Выставка тони крэгг скульптура и рисунки

В Главном штабе в рамках проекта "Эрмитаж 20/21", ставящего своей целью изучение и представление петербуржцам и гостям города современного искусства, проходит выставка "Скульптуры и рисунки" известного английского культурного деятеля Тони Крэгга. Экспозиция была подготовлена автором непосредственно для Эрмитажа; в неё вошли как уже классические работы, так и относительно недавно созданные графические рисунки и композиции из стекла.

Искусство не сразу вошло в жизнь Тони Крэгга. Он родился в 1949м году в Ливерпуле в семье инженера, специализирующегося на авиационном производстве. Как часто бывает, ребёнок выбирает проторенный отцом путь или смежную с ним область деятельности и профессию. Так и Тони работал техником в Национальной ассоциации исследований в области резинового производства прежде чем начал изучать искусство и дизайн в городе Челтенхем, а позднее и в школе искусств города Уимблдон. Впоследствии Крэгг закончил Королевский колледж и сразу же после завершения учёбы в 1977м году переехал в Германию, в Вупперталь, где и проживает и творит по сей день. А в 2008м году под Вупперталем открыл свои двери для посетителей парк скульптур Тони Крэгга.

"Красная фигура", 2009

"Первоначальным интересом, побудившим меня к созданию образов и объектов, было, и по сей день остаётся, создание объектов, которых не существует в природном или функциональном мире, которые могут отражать и передавать информацию и ощущения от мира и моего собственного существования" , - говорил Тони Крэгг в 1985м году.

"Культурный миф Африки", 1984

"Пара", 2014

"Эллиптическая колонна", 2012

Крэгг экспериментирует с формами поверхности и материалами, используя для создания неестественных, причудливых скульптур как дерево, пластик и различные виды камня, так и нержавеющую сталь, бронзу, резину и стекло. Посетители выставки то и дело прикасались к экспонатам, пытаясь подтвердить свои предположения относительно материала скульптур тактильным методом.

"Сосредоточение", 1999

Утыканная крючками лодка, плывущая словно в дымке куда-то вдаль, явно выбивается на фоне всех остальных экспонатов и выглядит несколько несуразно. Впрочем, скульптуры Крэгга, лишившего свои работы какой-либо функциональности и отказывающегося объяснять идеи, руководившие им при создании той или иной скульптуры, равно как и выборе для них названия, и не должны быть универсальными объектами, которые впишутся в любую обстановку и будут поняты любым человеком.

Отправной точкой для данной выставки стало лето 2012 года, когда в рамках программы «Скульптура во дворе» в Эрмитажа была показана работа "Люк". И после проведения более 250 персональных выставок по всему миру и получения многих престижных в мире искусства наград, включая премию Тернера и орден Британской империи II степени, Тони Крэгг подготовил и привёз коллекцию своих работ в Санкт-Петербург.

"Застуканный спящим", 2006

"Абсолютно всеядный", 1995

Инсталляция с огромной челюстью, исходя из названия, имеет археологическо-палеонтологический подтекст. Однако, замысел Крэгга и что он хотел передать данной работой, равно как и остальными, остаются загадкой.

"Ложные кумиры", 2011

Абстрактные рисунки, представленные на выставке, запомнились мне гораздо меньше, поэтому в репортаж включать не стал, сфокусировавшись на созданных креативным умом Крэгга инсталляциях и скульптурах.

"Первая персона", 2014

Несколько выставленных работ из стекла были созданы Крэггом в 2015м году.

В рамках Венецианской биеннале организаторы приглашали всемирно известных скульптуров поработать в стеклодувных мастерских Мурано.

В одной из самых возрастных работ, представленных на выставке - "Монастырь", датирующейся 1988м годом, ещё прослеживается тяготение Крэгга к использованию в своём творчестве подручных материалов и любого бытового и промышленного мусора. Можно узреть в скульптурной группе, делая отсылку к названию, шпили азиатских буддистских пагод; фотографы увидят дорогущие телеобъективы для съёмки спорта или птиц; а может, это космические ракеты готовятся унести на орбиту Земли и далее исследователей Вселенной.

Вход на выставку входит в стоимость основного билета на посещения Главного штаба Эрмитажа и обойдётся Вам при возникшем желании прикоснуться к современному искусству, каким его видит и ощущает Тони Крэгг, в 300 рублей. Keep it locked!

Другие выставки :

В музее уличного искусства

И деи подсознательного всегда были неотъемлемой частью изобразительного искусства. Но полное развитие и реализацию в этой области они получили только в современном мире, когда философские теории самопознания заняли достойное место в одном ряду с функциональными научными исследованиями. Тони Крэгг, признанный классик в области современного искусства, - один из немногих, кто в своем творчестве заключает ощущения и эмоции в формы. В огромных тяжеловесных фигурах каждый посетитель видит что-то свое, будь то навязанные штампами социума представления о предметах или воспаленная фантазия маргинала. Произведения Крэгга всегда вызывают споры о том, чего больше в его творчестве - художественного воплощения или концепции.

На счету Тони Крэгга премия Тернера - одна из самых престижных в области современного искусства - и Императорская премия, дающаяся за достижения, а также международное влияние и духовное обогащение мирового сообщества. Крэггу часто ставится в заслугу, что он использует для скульптур нестандартные материалы, а в молодости даже увлекался образованием форм из частей мусора. Честно говоря, это не особо оригинальная идея и не самый новый концептуальный подход. Гораздо более важно чувство формы и классическое ощущение композиции в каждом экспонате, именно поэтому его работы гармонично смотрятся и в выставочных залах, и на улицах города. Хотя, как признавался сам Крэгг, одной из основных идей создания таких произведений искусства является именно их абсолютная бесполезность. Мысль или эмоция в чистом виде, попытка зафиксировать нечто нематериальное, быстро ускользающее и постоянно меняющееся.

Его фигуры могут напоминать что-то из природы: наслоения многолетних пластов скальной породы, обточенные ветром столбы каньонов или застывший в металле вулканический выброс. Некоторые из них призваны просто подчеркнуть гармонию плавных линий - надо отметить, что скульптор вообще отдает предпочтение всему гладкому, вплоть до блестящих полированных поверхностей. Но в его творчестве встречаются резко противоположные настроения: перегружено колючие или навязчиво деструктивные в своей сборке фигуры . В любом случае, Тони Крэгг не так «безумен», каким его пытаются представить некоторые критики.

На открывшейся в Петербурге выставке можно увидеть более 50 работ, среди которых отдельное место отводится эскизам скульптора. Но не стоит ожидать классического подхода в этих графических работах. Скорее, это те же попытки найти форму будущей скульптуры через произвольное движение карандаша, которое отражает в первую очередь не мысль, не сюжет, но настроение, внутреннюю гармонию, выливающуюся то в хаотичный ряд «каракуль», заполняющих весь лист, то в линии, в которых можно угадать человеческий профиль, то в кегли или одновременно зигзагообразный край все тех же наползающих друг на друга элементов будущей скульптуры. Среди известных работ выставлены «Монастырь» и «Абсолютно всеядный». Необычно среди ряда абстрактных форм смотрятся вполне конкретные и легко узнаваемые огромные челюсти, точнее зубы с корнями. Для поклонников творчества мастера, знающих досконально все его работы, Крэгг приготовил ряд совершенно новых скульптур из стекла. Экспозиция по своему настроению медитативна и, бесспорно, раздвигает границы сознания.

Экспозицию «Тони Крэгг. Скульптура и рисунки» можно увидеть в Главном штабе Эрмитажа до 7 мая. В рамках выставки состоятся мастер-классы и круглые столы, а также пройдет целый ряд лекций Тони Крэгга.

В середине 70-х Тони Крэгг собирал пластиковые отходы, называл их новыми камнями и создавал из них скульптуры в духе британской панк-революции. Лишь спустя несколько лет новаторская выставка «Предметы и скульптура» признала «урбанистические материалы» пригодными в искусстве. За почти 50 лет экспериментов с формой и материалами Тони Крэгг был удостоен престижных премий – Тёрнера и Императорской. Сегодня он возглавляет Дюссельдорфскую академию искусств и живёт в Германии.

на фото: работа Тони Крэгга "Новые камни"

Тони Крэгг. Биография: из Ливерпуля в Вупперталь

родился в Ливерпуле 9 апреля в 1949-м году в семье инженера авиации. Уже с семнадцати лет работал техником в Национальной ассоциации исследований в области резинового производства.

Параллельно изучал искусство в Глостерширском колледже искусства и дизайна, потом, в 1969-1973-х годах - в Уимбилдонской школе искусств. Увенчало образование скульптора обучение в Королевском колледже искусств в 1973-1977-м годах.

Завершив образование, Тони Крэг г сразу переехал в немецкий город Вупперталь, где живёт и работает и сегодня. В 1978-м году Крэгг начал преподавать в Дюссельдорфской академии искусств, а в 2009-м стал её ректором.

"Груда". 1975 год

Тони Крэгг. Ранние работы из мусора: молодо-зелено

Ранние работы преимущественно изготовлены из отходов - покрышек, кусков пластика, паллет, детских игрушек и т.д. С середины 70-х до начала 80-х годов молодой скульптор представлял композиции из первичных структур, а также красочные, рельефные работы на полу и стенах разных галерей. Крэгг создавал эти объекты, сочетая отдельные фрагменты смешанных материалов по цветам или по форме, формируя большие изображения. Примером этой техники служит работа «Красный индеец» (1982-1983).

"Красный индеец". 1982 год

Другая работа, «Взгляд на Британию с севера» (1981) (Britain Seen from the North), сделанная из разноцветных обрезков разных предметов, собранных на стене, считается выдающейся в творчестве . Работа представляет собой контуры Великобритании на белой стене. При этом изображение ориентировано так, что северная часть страны находится слева, а на неё смотрит сам скульптор в виде разноцветного человечка. Он будто глядит на страну с позиции аутсайдера. Работу «Взгляд на Британию с севера» часто интерпретируют как комментарий о социальных и экономических трудностях страны во время «Тэтчеризма», который имел особое влияние на севере Великобритании. В настоящее время эта работа находится в коллекции галереи «Тэйт».

"Взгляд на Британию с севера". 1981 год

К слову, многие из работ Тони Крэгга являются остросоциальными. Среди его ранних настенных работ есть такие, где отдельные фрагменты складываются то в полицейского, то в спецназовца с дубинкой, которые разгоняют демонстрации. Возможно, это связано с британской панк-революцией 1977-1979-го годов.

Создание работы "Полисмен"

В 1981-м году в Лондоне, а затем и в Бристоле состоялась новаторская выставка «Предметы и скульптура», которая провозгласила, что использование «урбанистических материалов» в искусстве - это норма. В ней взяли участие наш герой , а также Ричард Дикон, Билл Вудроу, Эдвард Аллингтон, Аниш Капур и другие молодые скульпторы.

А в 1982-м году работы были представлены в британском павильоне на Венецианской биеннале. И с этого момента выставки скульптора сменяли одна другую. Динамичный успех новаторского метода был отмечен престижной премией Тёрнера в 1988-м году.

Тони Крэгг. Зрелые эксперименты с материалами и формой

В начале 90-х начал исследовать более традиционные для скульптуры материалы - дерево, бронзу, стекло, гипс, камень, сталь и другие.

"Разбитый пейзаж". 1998 год

На протяжении 90-х продолжал развивать две большие группы работ, которые пополняются и сегодня. Это «Ранние формы» и «Разумные существа». «Ранние формы» представляет собой возможность разных знакомых нам ёмкостей - ваз, химических сосудов, пластиковых бутылок и т.п. - соотноситься в пространстве и создавать новые скульптуры, играя выступами, углублениями, складками и тенями.

Эксперименты со стеклом

Обладатель множества престижных призов и наград. Его масштабные скульптурные работы можно увидеть во многих городах европейских стран - прежде всего в его втором родном городе Вупперталь, а также в Австрии и других. При этом в Великобритании находится лишь одна масштабная работа - «Terris Novalis».

Работа из серии "Ранние формы"

Сейчас англичанин Энтони Дуглас Крэгг (р. 1949) — один из самых популярных в мире скульпторов. Его работы не только представлены в ведущих музеях, но и установлены на улицах и площадях в десятке городов — от Зальцбурга до Хьюстона. Немецкий Вупперталь, куда Крэгг давно перебрался на ПМЖ из Лондона, предоставил ему целый парк для художественных экспериментов в публичном пространстве.

Выставка Крэгга в Главном штабе Эрмитажа, академическая по замыслу, оказалась актуальной в России, переживающей эпидемию бронзовых истуканов и поточного производства объемных изображений мифических персонажей «с явным портретным сходством».

Летом 2012 года Эрмитаж уже делал первую легкую «прививку» Крэгга, выставив в Большом дворе Зимнего дворца его Люка , созданного в 2008 году. При внимательном рассматривании тени, отбрасываемой бронзовой абстракцией, можно было найти ракурс, выдававший силуэт конкретной модели. А еще раньше, беззаботным летом 2005 года, такелажная команда Крэгга выгрузила во дворе Центрального дома художника в Москве 50 скульптур общим весом под 20 т, и мастер открыл выставку Тяжесть и нежность . Подобных персональных показов живых классиков современного искусства там больше не было.

Впрочем, куратор нынешней эрмитажной выставки Дмитрий Озерков избегает очевидной злободневности. Его интересует работа скульптора на истонченной за ХХ век границе реалистичного и абстрактного, крэгговская бесконечная вариативность форм, его поиски баланса как физического, так и метафорического, бытийного. Не случайно многие произведения Крэгга напоминают скалы, тщательно обработанные тысячелетними трудами песка и ветра.

Кроме того, в Эрмитаже принято искать исторические рифмы, но в случае с Крэггом выбор не очень богатый. Зато временной диапазон огромен — от каменных неолитических изваяний до «подборов» русских авангардистов. К ним можно добавить и готику, что было успешно опробовано в прошлом году, когда скульптуры мастера водружали на крышу Миланского собора по случаю Экспо-2015.

Много лет назад Крэгг сформулировал манифест своего творчества: «Первоначальным интересом, подвигнувшим меня к созданию образов и объектов, было — и по-прежнему остается — создание объектов, которых не существует в природном или функциональном мире, которые могут отражать и передавать информацию и ощущения от мира и моего собственного существования».

Специально для Эрмитажа скульптор сам подобрал 55 своих работ из разных материалов. Самая ранняя — настенный рельеф Культурный миф Африки (1984) — собрана из пластиковых деталей и совершенно не похожа на нынешнего Крэгга. Монастырь сконструирован из отслуживших свой век круглых предметов — электрических роторов и других металлических деталей машин и механизмов. Абсолютно всеядный в виде огромных «зубов» — из белого пластика, Сосредоточение — из углеродного кевлара. Стопка прозрачного стекла слеплена из громоздящихся друг на друга стеклянных сосудов и, кажется, рассыплется от дыхания. Еще 11 стеклянных скульптур выполнены в прошлом году в Студии Беренго (Италия). А 24 рисунка Крэгга в экспозиции показывают, как он ищет и находит на бумаге будущее хрупкое равновесие в твердом материале, на котором пока еще держится мир.

В 2005-м году Москва принимала ретроспективу одного из ведущих скульпторов современности Тони Крэгга в Центральном доме художника. Выставка наделала достаточно шума и была одной из самых посещаемых в тот момент — тогда, как, впрочем, и сейчас, столица не была избалована визитами международных звездных художников. А один из основателей движения «Новая британская скульптура» (его сподвижниками были такие художники, как Аниш Капур, Барри Флэнаган и Энтони Гормли), возникшего в начале 1980-х, приезжал на вернисаж, был чрезвычайно мил и раздавал интервью пачками. Теперь на очереди Санкт-Петербург, где 2 марта откроется его выставка «Скульптура и рисунки» в Главном штабе Государственного Эрмитажа, год от года утверждающегося в статусе флагмана современного искусства северной столицы.

1. Ложные кумиры, Гремания, 2011
2. Эллиптическая колонна, Германия, 2012

Сегодня 66-летний скульптор живет в Германии, а его узнаваемые плавающие формы из стали и бронзы, в которых вдумчивый зритель различает человеческие профили и стихии, заполнили многие площади и скверы мира, от Шанхая до Хьюстона.

Стопка прозрачного стекла, Германия, 2000
© Tony Cragg Studio, Fondazione Berengo

На выставку в Эрмитаж приедут и такого рода работы, а еще множество графики и произведений из самых разных материалов — стекла, резины, дерева, бетона — созданных в разные годы под влиянием итальянского arte povera («бедного искусства») . Использование этих материалов в своих скульптурных инсталляциях Крэгг обычно объясняет техническим и художественным прогрессом: «В XX веке появились сотни новых материалов, а Марсель Дюшан еще в начале прошлого века понял, что скульптурой может быть все, что угодно. В том числе индустриально сделанный предмет, хотя бы и обычный писсуар. И мы просто не можем игнорировать все эти новации».

Монастырь, Германия, 1988
© Tony Cragg Studio, Fondazione Berengo