Т шмыга биография. Трагедия татьяны шмыги. — Анатолий Кремер пережил жену на четыре года…

Певица (лирическое сопрано), актриса оперетты, театра и кино.

Заслуженная артистка РСФСР (8.03.1960).
Народная артистка РСФСР (1969).
Народная артистка СССР (24.01.1978).

В 1947 году поступила в музыкальное театральное училище имени Глазунова, где проучилась четыре года. Затем была учеба в ГИТИСе имени А. В. Луначарского, где она успешно занималась вокалом в классе Д. Б. Белявской и овладевала секретами актерского мастерства у педагога И. М. Туманова и С. Штейна.
В 1953 году окончила факультет музыкальной комедии ГИТИСа и получила специальность "артистка музыкального театра". Сразу по окончании вуза она была принята в труппу Московского театра оперетты и замечена с первой же роли - Виолетты в "Фиалке Монмартра" в постановке Г. М. Ярона.
В 1962 году впервые снялась в кино. Её, человека, преданного театру, привлекла возможность творческого общения с талантливыми актёрами и с интересным режиссёром Эльдаром Рязановым в фильме "Гусарская баллада", где она сыграла эпизодическую роль французской актрисы Жермон, приехавшей в Россию на гастроли и застрявшей в снегах в разгар войны.

На протяжении всего творческого пути актрисы, наряду с работой в театре, проходила её концертная и гастрольная деятельность. В репертуаре были партии Мариетты («Баядера» И.Кальмана), Сильвы («Сильва» И.Кальмана), Ганны Главари («Весёлая вдова» Ф.Легара), Долли Галахер («Хелло, Долли» Дж.Хермана), Николь («Кварталы Парижа» Минха) и другие. Многие годы её постоянным партнёром в концертной и гастрольной деятельности был заслуженный артист РСФСР, солист Московского театра оперетты Анатолий Васильевич Пиневич.

В 2001 году в издательстве Вагриус в серии «Мой 20 век» вышла книга воспоминаний Татьяны Шмыги «Счастье мне улыбалось».

Ушла из жизни 3 февраля 2011 года в Москве. Похоронена 7 февраля на Новодевичьем кладбище Москвы.

Первый муж: Рудольф Борецкий (1930-2012) - профессор кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ; доктор филологических наук. Один из создателей научно-популярного, информационного и молодёжного телевидения («Теленовости», программы «Знание», «В эфире - молодость»).

Второй муж: Владимир Канделаки (1908-1994) - известный советский певец (бас-баритон) и режиссёр, солист Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (1929-1994). Также выступал и ставил спектакли в московском Театре оперетты, впоследствии его главный режиссёр (1954-1964). Вместе они прожили 20 лет.

Последний супруг (вдовец): Анатолий Кремер (1933 - 2015) - композитор, работал главным дирижёром в Театре сатиры. Автор музыки к многочисленным спектаклям и фильмам. Музыкальные комедии «Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал», «Катрин», «Джулия Ламберт» и «Джейн» были написаны специально для Татьяны, некоторые с успехом шли в театре «Московская оперетта». Они были вместе более 30 лет.

театральные работы

1954 - Фиалка Монмартра (И. Кальман) - Виолетта
1955 - Белая Акация (И. О. Дунаевский) - Тоня Чумакова
1956 - Поцелуй Чаниты (Ю. С. Милютин) - Чана
1957 - Бал в Савойе (П. Абрахам) - Дэзи
1958 - Москва - Черёмушки (Д. Д. Шостакович) - Лидочка
1959 - Простая девушка (А. И. Хачатурян) - Оля
1960 - Цирк зажигает огни (Ю. С. Милютин) - Глория Розетти
1960 - Граф Люксембург (Ф. Легар) - Анжель
1961 - Севастопольский вальс (К. Я. Листов) - Любаша Толмачёва
1962 - Летучая мышь (И. Штраус) - Адель
1963 - Куба, любовь моя (Р. С. Гаджиев) - Делия
1964 - Моя прекрасная леди (Ф. Лоу) - Элиза Дулитл
1965 - Вестсайдская история (Л. Бернстайн) - Мария
1966 - Девушка с голубыми глазами (В. И. Мурадели) - Мэри Ив
1966 - Настоящий мужчина (М.П. Зив) - Галя
1967 - Конкурс красоты (А.П. Долуханян) - Галя Смирнова
1967 - Белая ночь (Т.Н. Хренников) - Дарья Ланская
1969 - Фиалка Монмартра (И. Кальман) - Нинон
1970 - Нет меня счастливей (А. Я. Эшпай) - Вера
1971 - Девичий переполох (Ю. С. Милютин) - Марфа
1976 - Пусть играет гитара (О. Б. Фельцман) - Зоя-Зюка
1977 - Товарищ Любовь (В.Г. Ильин) - Любовь Яровая
1977 - Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал (А.Л. Кремер) - Диана-актриса
1978 - Неистовый гасконец (К. А. Караев) - Роксана
1981 - Господа артисты (М. П. Зив) - Сашенька
1983 - Кое-что из губернской жизни (Борис Галантер) - примадонна
1985 - Катрин (А. Кремер) - Катрин
1987 - Великая герцогиня Герольштейнская (Ж. Оффенбах) - Герцогиня Герольштейнская
1991 - Джулия Ламберт (А. Л. Кремер) - Джулия Ламберт
1999 - Джейн (А. Л. Кремер) - Джейн
2001 - Большой Канкан (музыка отечественных и зарубежных композиторов) - романс Жермон из кинофильма «Гусарская баллада» и дуэт «Помнишь ли ты» из оперетты «Сильва» с Г. В. Васильевым

Московский театр имени М.Н. Ермоловой
2005 - Перекрёсток (Л.Г. Зорин) - Гелена

призы и награды

Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1974) - за исполнение ролей Веры, Марфы и Нинон в опереттах «Нет меня счастливей» А. Я. Эшпая, «Девичий переполох» Ю. С. Милютина и «Фиалка Монмартра» И. Кальмана.
Орден «Знак Почёта» (1967)
Орден Трудового Красного Знамени (1986)
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (28 декабря 2008).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (27 ноября 1998).
Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
Медаль «Ветеран труда» (1983)
Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1995)
Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997)
Благодарность «За выдающиеся творческие достижения в сфере музыкального театра» Национального фестиваля «Музыкальное сердце театра» (2006).
Премия «Овация» (2008).
Премия «Золотая маска» (2011, Приз «За вклад в развитие театрального искусства»).
Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2000 года (2001)

Благодарность Президента Российской Федерации (2003) - за большой вклад в развитие музыкального искусства.
Премия города Москвы 2004 года в области литературы и искусства (2004) - за выдающийся вклад в развитие отечественного музыкального искусства.
Благодарность мэра Москвы (2008) - за большой вклад в развитие музыкального искусства, активную общественную деятельность и в связи с юбилеем.

Шмыга больше полувека прослужила одному единственному театру - Московскому театру оперетты. Одного ее имени на афише спектакля было достаточно, чтобы зал был набит битком. Виолетта из «Фиалки Монмартра», Адель из "Летучей мыши", Диана из «Эспаньолы» Лопе де Вега...

А еще Татьяна Ивановна была молода - и душой, и телом. Привилегия преклонного возраста - говорить о возрасте. Но у Шмыги подробности медицинского и фармацевтического характера напрочь отсутствовали. А на 80-летнем юбилее всем казалось, что только вчера она точно также праздновала 40-летний. Пела и танцевала, ничуть не задыхаясь.

Накануне дня ее рождения своими воспоминаниями поделился с «КП» муж Шмыги композитор Анатолий Кремер.

- Татьяна Ивановна любила отмечать день рождения?

Нет, Новый год смешивал все ее личные планы. Поздравляли и с днем рождения, и с новогодним праздником. 31 декабря она наглухо закрывала двери в нашем доме и не подходила к телефону. Но звонки все равно прорывались и поэтому нам всегда хотелось на Новый год куда-нибудь смотаться. Но она очень любила дом: он для нее был самым лучшим прибежищем. Я иногда шутил над ней: «Ну все, Таня, ты села на помело». Это означало, что она начинала носиться по квартире с такой скоростью - обшибала любой угол. Пройди нормально, но нет - она летит. И бах! - синяк.

- А разговоры о смерти оперетты сильны преувеличены?

Нет, она не умрет никогда, хотя такой Шмыги, с ее уникальным голосом и пластикой, еще не будет лет сто. Ведь что сегодня представляет собой эстрада? Это - субкультура, растление людей, когда малограмотные певцы выходят на сцену и устраивают между собой конкурсы. Если есть такоезаведение под названием «Фабрика звезд», то надо закрывать искусство вообще. Точно также о современной эстраде думала и Татьяна Ивановна. Смотрел по телевизору передачу «Призрак оперы», где выступает цвет нашего шоу-бизнеса. В оперетте даже любой новичок поет гораздо лучше, чем эти суперпопулярные певцы. И меня потряс великолепный певец и человек со вкусом Зураб Соткилава, рассыпавшийся в комплиментах перед Ани Лорак, спевшую шмыговскую «Карамболину». «Ани, это прекрасно!». И Роман Виктюк его одернул: «Зураб Лаврентьевич, вспомни Таню Шмыгу...»

После просмотра «Севастопольского вальса» с участием Шмыги зрители в зале рыдали. Ее голос не предназначался для оперы, он был скорее камерным - для малой аудитории.

Лучшие дня

Но особость ее тембра, проникновенность восхищали. Из ансамбля в десять человек я лично моментально отличал Шмыгу по высокой вокальной технике. У выдающегося певца Ивана Семеновича Козловского был голосок крохотного объема, но то, что он пел, было слышно в каждом углу. Это называется полетный звук - он летит. Такую же уникальную особенность голоса имела и Татьяна Ивановна.

- Что она стремилась передать своим ученикам?

У нее не было учеников. О преподавании она всегда говорила: « Я не могу учить, это не мое дело». Весь дар Татьяны Ивановны ушел в ее актерское ремесло. За всю жизнь она обзавелась лишь двумя ученицами, одна их которых сейчас проживает в Австралии, а другая, Татьяна Константинова, работает режиссером театра.

- Спорили, когда обсуждали творческие моменты? Вы ведь написали для Шмыги пять спектаклей

Да, трения возникали, но я их подавлял железной рукой. Говорил: «Не будешь исполнять мое произведение лишь в том случае, если докажешь, что оно невозможно с профессиональной точки зрения».

- Всю жизнь Татьяна Ивановна считала: «Возраст идет по одной улице, а я по другой»...

Молодость ей была дана от Бога - она не делала никаких операций, а выглядела потрясающе. А еще она обладала невероятной работоспособностью. Даже будучи не совсем здоровой, она продолжала играть по 3-4 спектакля в месяц. И каждый раз перед выходом на сцену дрожала как маленькая девочка. А вообще она никогда не философствовала, не погружалась в какие-либо размышления и проблемы. Когда я интересовался ее мнением: «Тань, послушай, что я сочинил. Вот здесь сделать так или так...», она отвечала: «Это твое мастерство - ты и пиши. Мое дело - сыграть...»

- Правда, что Татьяна Ивановна не мыслила себя без мощного женского оружия - каблуков?

Да носила их постоянно, даже домашняя обувь у нее была на каблучке. До сих пор помещения Московского театра оперетты представляют собой катакомбы, капитального ремонта в нем не проводилось лет 30. И везде крутые лестницы. И вот по ним Шмыга бегала как девочка - цок, цок. Если только в здании отчетливо слышался перестук каблуков, все знали: «О, это Тань- Вань (так шутливо называли Шмыгу коллеги) появилась!»

А если серьезно, она от того и погибла, что все время была на каблуках. На юбилейном вечере, посвященном ее восьмидесятилетию, у нее уже болела нога. Но она провела на сцене почти три часа, и никто не заметил, какую боль она испытывает. Пела «Карамболину, Карамболетту» в том же сценическом костюме, в котором впервые исполнила роль Виолетты. Размер в размер. Татьяна Ивановна прожила довольно долгую жизнь - 82 года, смогла бы прожить и еще дольше, если бы не действия врачей. Точнее, их бездействие. Они ее убивали. «От чего лечите?» - мучительно допытывался я у них. Они, по-моему, сами не знали...

03.02.2011 22:44

Звезда оперетты, театра и кино Народная артистка СССР Татьяна Шмыга умерла в Москве в четверг на 83-м году жизни, сообщает Союз театральных деятелей. Напомним, последнее время актриса тяжело болела.

В полдень 4 февраля в театре будет проведено экстренное совещание, на котором руководство вместе с вдовцом Шмыги, композитором Анатолием Кремером решат, где и когда состоятся прощание и похороны певицы.

В конце января Шмыга попала в реанимацию Боткинской больницы в отделение сосудистой хирургии. Народная артистка СССР несколько месяцев страдала из-за проблем с сосудами. В связи с этим ранее она лишилась одной ноги.

Татьяна Шмыга была единственной в России актрисой оперетты, получившей звание Народной артистки СССР. На вопрос о том, как певице удалось не заболеть "звёздной болезнью", Татьяна Шмыга всегда отвечала, что она "просто всю жизнь вкалывала". Но никогда не жалела потраченных сил. Ведь оперетта, по ее выражению, это - "шампанское, которое греет кровь, будоражит сердца, исцеляет душу, делая молодых дерзкими, а людей в возрасте молодыми".

В 1962 году певица впервые снялась в кино - в фильме Эльдара Рязанова "Гусарская баллада". На сцене и экране Татьяна Ивановна сыграла более 60 ролей. Среди них - Чанита в оперетте "Поцелуй Чаниты" и Глория Розетти в спектакле "Цирк зажигает огни", Любаша в "Севастопольском вальсе" и Виолетта в "Фиалке Монмартра.

Татьяна Шмыга родилась 31 декабря 1928 года в Москве. В детстве она начала брать частные уроки пения, впервые вышла на сцену солисткой хора при Министерстве кинематографии. В 1947 году Шмыга поступила в музыкальное театральное училище имени Глазунова, где проучилась четыре года. Затем была учеба в ГИТИСе, где она училась у Белявской, Туманова и Штейна. По окончании института в 1953 году она была принята в труппу Московского театра оперетты. Её дебютная роль - Виоллетты в "Фиалке Монмартра" - сразу принесла молодой актрисе признание как критиков так и публики. Очень скоро она стала ведущей солисткой театра. В 1969 году выступила в новой постановке "Фиалка Монмартра", но уже в роле примадонны Нинон. Успех был грандиозным, а знаменитая "Карамболина, Карамболетта!" на долгие годы стала визитной карточкой актрисы.

В театре она встретила своего будущего второго мужа Владимира Канделаки, который работал артистом, а затем возглавил труппу. Вместе они прожили 20 лет.

Долгие годы она оставалась примой театра. На ее счету звездные партии в опереттах - Адель в "Летучей мыши", Валентина в "Веселой вдове", Анжель в "Графе Люксембурге". Знаменитая "Карамболина" на долгие годы стала визитной карточкой актрисы.

Для Татьяны Шмыги специально ставили спектакли. Так, она исполнила заглавную роль в оперетте "Джейн", написанной для примадонны ее мужем композитором Анатолием Кремером. Он также является автором музыки к спектаклям "Эспаньола", "Джулия Ламберт" и "Катрин", созданных для великолепной супруги.

Во второй половине 60-х гг. при участии нового главного режиссера театра она начинает выступать в новом жанре - мюзикле. В феврале 1965 года в театре прошла первая премьера мюзикла "Моя прекрасная леди" Лоу, где она сыграла роль Элизы Дулитл.

До последнего времени Шмыга не покидала сцену. Ее можно было увидеть в двух специально поставленных для нее спектаклях - оперетте "Катрин" Антона Кремера и его же мюзикле "Джейн", созданном по мотивам произведений Сомерсета Моэма.

Татьяна Шмыга была удостоена Государственной премии России им. Михаила Глинки. Она награждена орденами "Знак Почета", Трудового Красного Знамени и "За заслуги перед Отечеством" III степени.

Друзья и коллеги Шмыги: Ушла настоящая примадонна

Перед талантом и трудоспособностью Шмыги преклонялось не одной поколение оперных певцов. Не зря она была единственной в России артисткой оперетты, получившей звание Народной артистки СССР и удостоенной Государственной премии России им. М. Глинки.

По словам руководительницы оперной труппы Большого театра, народной артистки СССР Маквалы Касрашвили, Шмыга всегда служила артистам примером для подражания.

"Я никогда не была с ней лично знакома, но всегда преклонялась перед ней. До самых последних дней она блестяще выглядела, была в прекрасной форме. Шмыга всегда была для нас нестареющей, вечно молодой и красивой - и такой она останется в нашей памяти", - сказала Касрашвили.

Оперная певица Любовь Казарновская отметила, что в мыслях она преклоняет колени и снимает шляпу перед талантом Шмыги.

"Шмыга - это образец жизни в профессии. Она была совершенно уникальная артистка, лицо российской и советской оперетты в течение многих лет и даже поколений", - сказала Казарновская.

Она напомнила слова Любови Орловой, которая говорила когда-то, что "для оперетты должна быть синтетическая артистка, которая первоклассно играет, первоклассно выглядит и первоклассно поет - все это было у Татьяны Ивановны".

По словам певца Иосифа Кобзона, именно Шмыга была настоящей примадонной сцены. "Мы присваиваем эти звания нашим популярным звездам - это не соответствует тому, кем была Татьяна Ивановна на протяжении многих лет", - сказал Кобзон.

Как заметил композитор Максим Дунаевский, артистов, для которых, как для Татьяны Шмыги, хочется писать музыку, остается все меньше. "Шмыга имела долгий и счастливый век в профессии, была признана и любима, несмотря на то, что опереточный жанр - не самый популярный в России", - сказал он.

"У нас вообще мало артистов синтетического жанра, которые бы и пели, и танцевали и играли", - поделился своими наблюдениями Дунаевский, сравнив кончину Шмыги с уходом эпохи.

Народная артистка СССР (1978, единственная в СССР актриса оперетты, удостоенная этого звания)
Кавалер ордена «Знак Почёта» (1967)
Кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1986)
Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1998, за многолетнюю плодотворную деятельность в области театрального искусства наградить)
Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени (2008,за большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность)
Лауреат Государственной премия РСФСР имени М.И.Глинки (1974, за исполнение ролей Веры, Марфы и Нинон в опереттах «Нет меня счастливей» А.Я.Эшпая, «Девичий переполох» Ю.С.Милютина и «Фиалка Монмартра» И.Кальмана)
Лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2000 года (2001)
Лауреат премии города Москвы в области литературы и искусства (2004, за выдающийся вклад в развитие отечественного музыкального искусства)
Лауреат национальной Российской премии «Овация» в области музыкального искусства (2008)
Лауреат премии «Золотая маска» (2011, Приз «За вклад в развитие театрального искусства»)
Награждена медалью «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
Награждена медалью «Ветеран труда» (1983)
Награждена медалью «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»(1995)
Награждена медалью «В память 850-летия Москвы» (1997)
Благодарность Президента Российской Федерации (2003, за большой вклад в развитие музыкального искусства)

Семья отца Татьяны - Ивана Артемьевича Шмыги, поляка по национальности, бежала из Польши в Россию в 1915 году от наступавших немцев. Её дед по линии отца носил фамилию Мицкевич. Но дед умер, когда отцу Татьяны было всего шесть лет, и её бабушка вторично вышла замуж, после чего отец Иван Мицкевич получил фамилию Шмыга.

О своем детстве Татьяна Ивановна вспоминала как о времени, полном родительской любви, добра и заботы. Также это было время первых встреч с театром и музыкой. Ее отец был по профессии инженером-металлистом, он много лет работал заместителем директора крупного завода, а мама Зинаида Григорьевна была для дочери просто мамой, очень красивой и мудрой. И хотя к искусству семья прямого отношения не имела, театр и музыку в ней любили, часто слушали песни Лещенко и Утесова, родители Тани любили бальные танцы и даже получали призы за свои выступления. Не имея музыкального образования, они мечтали, чтобы их дочь научилась играть на рояле, купили в дом пианино «Красный Октябрь» и отвели юную Таню в школу при музыкальном техникуме имени М.М.Ипполитова-Иванова, находившуюся недалеко от дома. Позднее класс Тани был переведен в школу имени Петра Чайковского на Воронцовской улице. «У меня был прекрасный учитель – Анаида Степановна Сумбанян, очень известный в Москве педагог», – вспоминала позднее Татьяна Шмыга.

В юности Татьяна Шмыга познакомилась с Василием Лановым. В дальнейшем это знакомство переросло в крепкую дружбу. В старших классах Лановой занимался в драмкружке Дворца культуры завода имени Лихачева, куда пригласили и Татьяну Шмыгу. Они встретились на спектакле «Десятиклассники» по пьесе «Аттестат зрелости», где Лановой играл главную роль. Татьяна Ивановна после об этом вспоминала: «Ты был еще в 10-м классе и во Дворце ЗИЛа играл спектакль «Десятиклассники», а я тебе уже подпевала. Так как давно-давно «уважаемся», то я позволю себе сказать просто Васенька».

Детские впечатления Татьяны Ивановны были связаны не только со школой, но и в значительной степени с Большим театром. Дело в том, что у нее было, как она писала в своих воспоминаниях, «выгодное знакомство» – ее соседка-подружка Тося, отец которой работал в буфете Большого театра. По воскресеньям он мог брать девочек с собой на утренние спектакли в Большой театр. Балеты и оперы Таня смотрела и слушала настолько самозабвенно, что зрители нередко делали ей замечания: «Девочка, не надо петь, ты мешаешь слушать». За несколько лет будущая прима оперетты выучила почти весь репертуар Большого театра. Но эти походы в Большой театр прервала война. В музыкальную школу девочке тоже не довелось вернуться.

Из воспоминаний Татьяны Ивановны известно, что в детстве она была достаточно серьезной и молчаливой, часто болела, что привело в подростковом возрасте к немалым проблемам с сердцем. Ее лечила замечательный врач и человек Надежда Яковлевна Сендульская. Она посоветовала Таниной маме лечить дочку своей домашней микстурой на основе кагора, сказав при этом: «Твоя Таня выздоровеет и будет танцевать всю жизнь». Сендульская же, поняв, что у юной пациентки есть голос, также порекомендовала родителям учить девочку пению.

Первым педагогом будущей солистки оперетты стала профессор Московской консерватории Ксения Носькова. До того, как начались уроки с Ксенией Григорьевной, Татьяна и не думала становиться певицей и всем говорила, что будет адвокатом. Но, позанимавшись вокалом около года и очень полюбив петь романсы, она всерьез задумалась о карьере камерной певицы и решила поступать в Училище при Московской консерватории, знаменитую Мерзляковку. Она прошла два тура на вступительных экзаменах, а перед третьим сильно подвернула ногу и прийти на прослушивание не смогла. Тем не менее, в комиссии решили зачислить способную абитуриентку кандидатом в студентки. Оставалось только ждать, когда кто-то вдруг уйдет или будет отчислен, и место освободится.

Во время прослушивания на экзаменах на юную Шмыгу обратил внимание один из педагогов училища Алексей Васильевич Попов и пригласил ее поработать солисткой в руководимом им хоре при оркестре Комитета по кинематографии. Хор этот, как тогда было принято, выступал в фойе кинотеатров перед сеансами. В результате дебют Татьяны Шмыги состоялся в кинотеатре «Экран». После этого она по совету подруги, с которой они вместе солировали в хоре А.В.Попова, решила не дожидаться места в Мерзляковке, а показаться в Музыкально-театральном училище имени А.К.Глазунова, где готовили артистов театра музыкальной комедии. Попытка оказалась успешной: несмотря на середину учебного года, Татьяна Шмыга была принята. Так в 1947 году для нее началась студенческая пора. А первым мужем Татьяны Шмыги стал профессор кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ Рудольф Борецкий.

В училище имени А.К.Глазунова учителя у молодых студентов были очень разные, с разными характерами и судьбами, но их объединяла преданность делу, которому они себя посвятили. Атмосфера в училище была такая, что юные артисты не могли не становиться теми, кого преподаватели хотели в них видеть. Педагоги не только учили, но и опекали, пестовали, растили студентов, словно своих детей. Будучи по характеру очень застенчивой и молчаливой, Татьяна вплоть до второго курса не могла обрести в себе уверенности, чувствовала себя зажатой. Но постепенно, благодаря вниманию и чуткому отношению руководителей курса, она раскрепощалась. Позже Анатолий Кремер рассказывал: «Она рассказывала, что когда началась ее учеба в Училище имени Глазунова, то чуть в первые дни и не закончилась: «Я появилась там на полгода позже остальных - все уже более-менее освоились, а меня всю колотит, я пришла на свой первый день занятий. Вхожу в аудиторию, а там одна из девчонок на столе лихо отплясывает. У меня душа в пятки - ну разве я так смогу?». Вечером Таня прибегает домой и со слезами к маме: «Туда больше ни ногой! Они все такие уверенные, а я боюсь!». Мать Татьяны Ивановны еле-еле уговорила ее остаться в училище. Но по мере овладения профессией ее зажатость уходила».

Самыми любимыми педагогами Шмыги были Сергей Львович Штейн и Аркадий Григорьевич Вовси. Вокалом она занималась у Веры Семеновны Олдуковой. Тот факт, что формирование будущих артистов проходило в такой атмосфере, Татьяна Ивановна позже расценила как подарок судьбы.

Татьяна Шмыга поступала в среднее специальное учебное заведение, а оканчивала уже ВУЗ. Дело в том, что в 1951 году училище имени А.К.Глазунова было решено соединить с ГИТИСом (ныне РАТИ), создав на его базе факультет артистов театра музыкальной комедии. Как это не покажется сейчас странным, но, оканчивая ГИТИС по специальности артистка театра музыкальной комедии, юная Таня вовсе не увлекалась опереттой. По ее воспоминаниям она, в сущности, толком и не знала этого вида искусства. Больше всего она любила оперу, выросла на спектаклях Большого театра и в Московский театр оперетты впервые попала, только став студенткой четвертого курса института.

Однако в октябре 1953 года молодая актриса вышла на сцену Московского театра оперетты. Артист оперетты, как известно, должен быть универсалом – таковы законы жанра: в нем на равных правах сочетаются пение, танец и драматическая игра. И отсутствие у артиста одного из этих амплуа ни в коей мере не компенсируется наличием другого. Но Татьяна Шмыга была обладательницей как раз такого своеобразного, можно сказать - синтетического таланта. Искренность, глубокая душевность и проникновенный лиризм в сочетании с энергией и обаянием сразу привлекли внимание зрителей к молодой певице. Уже с самых первых ролей, с самого начала творческой деятельности Шмыга проявила себя актрисой, гармонично сочетающей пластическую, вокальную и драматическую стороны профессии. Тогда же в 1950-е годы стала очевидной ее особая любовь к воплощению на сцене праздничности, карнавальности, искрометной легкости и в то же время стремление к отражению душевного состояния своих героинь.

В те годы Московский театр оперетты размещался там, где сейчас находится Театр Сатиры, и был невероятно популярен. Мало сказать, что москвичи любили оперетту, они буквально обожали артистов и спектакли этого театра, многие из которых шли с постоянным аншлагом. Труппа театра, в те годы возглавляемая Игорем Тумановым, была не просто хорошая, но великолепная. Там работала целая плеяда блистательных, выдающихся актеров старшего и среднего поколения, исполнявших традиционные амплуа классической оперетты: «фрачных героев», «простаков», «комиков», «героинь», «субреток». «Старики» отнеслись к появлению целой группы молоденьких актрис и актеров вполне благожелательно, стараясь передать им отношение к театру, как к своему дому. Сами они приходили сюда не на работу – они служили театру. Эта была их семья, где все занимались одним делом. В теперь уже далекие 1950-е годы прошлого века режиссер Игорь Туманов прозорливо заметил, что «Шмыга – будущее этого театра».

Но поработать Татьяне Ивановне с Игорем Тумановым долго не пришлось. Вскоре он ушел из театра из-за разногласий с труппой по поводу того, какой должна быть оперетта. В большинстве новых советских оперетт все меньше становилось подлинного комизма, постепенно начали исчезать традиционные опереточное веселье, комедийность и нарядность. При Туманове оперетта незаметно стала подменяться пьесой с музыкой, то есть основным элементом спектакля все больше оказывалась драматургическая основа. Не все старые актеры могли это понять и принять.

В январе 1954 года труппу театра возглавил Владимир Канделаки. Татьяна Шмыга тогда готовила под руководством Григория Ярона свою первую роль – Виолетту в «Фиалке Монмартра» Имре Кальмана. «Я очень любила свою Фиалочку, – вспоминала Татьяна Ивановна, – позднее я играла Нинон, и ее искрометная «Карамболина» как бы затмила Виолетту, но мне очень дорога моя Фиалочка». О периоде работы Владимира Канделаки (который стал вторым мужем Татьяны Ивановны), главным режиссером в Московской оперетте можно говорить как о расцвете этого театра. Владимир Аркадьевич активно сотрудничал с «асами веселого жанра» – Исааком Дунаевским и Юрием Милютиным, сумел привлечь к сочинению оперетты таких мастеров советской музыки как Дмитрий Шостакович, Дмитрий Кабалевский, Тихон Хренников, стал первым постановщиком оперетт «Москва, Черемушки», «Весна поет» и «Сто чертей и одна девушка». Период работы Канделаки в Московской оперетте - это не только звездный час этого театра, но и расцвет таланта и творчества Татьяны Шмыги. Именно тогда она сыграла на его сцене свои лучшие роли.

У Татьяны Ивановны после первой роли последовала работа в знаменитой «Белой акации» Исаака Дунаевского, жизнерадостной, светлой, полной шуток и комедийных ситуаций. И это при том, что тогда от советских композиторов требовалось не просто писать музыку, но прежде всего думать о ее идейном содержании. По убеждению Татьяны Ивановны, главным достоинством этой оперетты была лиричность. «Музыка в «Белой акации» просто замечательная, – отмечала она. – И именно с музыки началось мое увлечение этой опереттой».

Московская постановка «Белой акации» стала заметным музыкальным событием тех лет, а знаменитая песня об Одессе в исполнении Шмыги вскоре стала гимном этого замечательного города. Даже те, кто никогда не бывал ни в Москве, ни в театре Оперетты, знали о спектакле, слушали его по радио, напевали его легко запоминающиеся мелодии.

Тоня Чумакова - Татьяна Шмыга. Оперетта «Белая акация».

Вскоре последовала роль Чаниты в оперетте Юрия Милютина «Поцелуй Чаниты», которая стала этапной в творчестве актрисы. После исполнения этой роли, как утверждала Шмыга, у нее появилась вера в свои силы, вера в то, что она может играть не только таких скромных, лиричных девушек, как Фиалочка или Тося. Чана – это был уже другой характер. Внешне Татьяна Ивановна делала свою героиню под любимую московским зрителем аргентинскую киноактрису Лолиту Торрес. Весь спектакль готовился в особо приподнятой атмосфере. Его успех, несомненно, был обеспечен благодаря яркой, колоритной музыке, и красочной постановке, в которой было много солнца, искрящихся красок, яркости, блеска. Этот настоящий праздник для глаз создали режиссер С.Штейн и балетмейстер Г.Шаховская.

После шумного успеха «Поцелуя Чаниты» Юрий Милютин написал оперетту «Цирк зажигает огни» уже с учетом того, что первым ее должен был поставить Московский театр Оперетты, а роль главной героини Глории исполнит Татьяна Шмыга. В новой работе Татьяны Ивановны было все - и лиризм, и каскадные сцены, и романтизм, и женственность, и душа.

Your browser does not support the video/audio tag.

Знаменитая веселая и озорная песенка «Двенадцать месяцев» в ритме быстрого фокстрота также стала суперпопулярной.

Your browser does not support the video/audio tag.

В роли Глории Розетта певица поднялась до вершин мастерства, создав своего рода эталон исполнительского искусства. Об этой работе Татьяны Ивановны критик Е.И.Фалькович в своей книге, посвященной Шмыге, писала: «Когда в центре спектакля оказывалась Татьяна Шмыга с ее лирическим очарованием, безукоризненным вкусом, броскость манеры Канделаки уравновешивалась, ей придавалась содержательность, густое масло его письма оттенялось нежной акварелью игры Шмыги. С Глорией Розетта-Шмыгой входила в спектакль тема мечты о счастье, тема душевной нежности, прелестной женственности, единства внешней и внутренней красоты. Шмыга облагораживала шумный спектакль, придавала ему мягкий оттенок, подчеркивала его лирическую линию. Кроме того, профессионализм ее к этому времени достиг такого высокого уровня, что исполнительское искусство артистки стало образцом для партнеров».

В роли Глории Розетты - актриса Татьяна Шмыга.

От роли к роли Шмыга совершенствовала свое мастерство. Совершенствовался театр, который по праву можно сказать она создавала вместе с Игорем Тумановым и Владимиром Канделаки, в котором смогла раскрыть себя именно как актриса-певица, не довольствующаяся определенным опереточным амплуа, а стремящаяся к созданию характера и драматургии образов. Не случайно на творческих встречах со зрителями и в интервью с журналистами Татьяна Ивановна говорила, что ее желанием всегда было переименовать театр оперетты в музыкальный театр.

Your browser does not support the video/audio tag.

В центре репертуара и творческих интересов Татьяны Шмыги всегда оставалась советская оперетта. Практически все лучшие произведения этого жанра прошли с ее участием: «Белая акация» И.Дунаевского; «Москва, Черемушки» Д.Шостаковича; «Весна поет» Д.Кабалевского; «Поцелуй Чаниты», «Цирк зажигает огни» и «Девичий переполох» Ю.Милютина; «Севастопольский вальс» К.Листова; «Девушка с голубыми глазами» В.Мурадели; «Конкурс красоты» А.Долуханяна; «Белая ночь» Т.Хренникова; «Пусть гитара играет» О.Фельцмана; «Товарищ Любовь» В.Иванова и «Неистовый гасконец» К.Караева. Вот такой внушительный список. Это были совершенно разные характеры, и для каждого из них Шмыга находила убедительные краски, порой преодолевая условность и рыхлость драматургического материала. Роли в этих спектаклях не только стали этапными в творческой судьбе актрисы, но и во многом определили стиль новой советской оперетты, которую сегодня трудно представить без праздничности, карнавальности, без того чудесного сплава красоты и гармонии, феерического полета и эмоционального накала, пластики и голоса Татьяны Шмыги. При этом Татьяну Ивановну всегда отличали тонкий вкус, чувство меры, особая лиричность, музыкальность. По ее же собственным словам она всегда отталкивалась от музыки, начиная работу над новой ролью, именно музыка для нее была главной составляющей, так как давала актрисе больше всего при создании образа.

Your browser does not support the video/audio tag.

Татьяна Ивановна удивительно пытливо и тщательно готовила свои роли. Отличаясь при этом не только прекрасным вокальным исполнением партии и драматическим мастерством, но и наделяя тот или иной образ глубиной и красотой женской души, природным изяществом и неповторимой женственностью. В каких бы жанрах не работала актриса – оперетта классическая, современная или мюзикл – она всегда стремилась к воссозданию красоты образа. Мир женской души был сквозной темой творчества Татьяны Шмыги. Одного имени Татьяны Ивановны в афише очередного спектакля было достаточно, чтобы заполнить зал. В классическом репертуаре после Виолетты – ее первой роли – почитатели оперетты познакомились с ее Аделью из «Летучей мыши», Валентиной из «Веселой вдовы» и Анжелью из «Графа Люксембурга». В 1969 году Татьяна Шмыга выступила в новой постановке «Фиалки», но уже в роли «звезды Монмартра», примадонны Нинон. Успех был потрясающий, а знаменитая «Карамболина» на долгие годы стала визитной карточкой актрисы.

Your browser does not support the video/audio tag.

В 1961 году Татьяна Шмыга стала Заслуженной артисткой РСФСР. Вскоре при участии нового главного режиссера театра Г.Л.Анисимова Татьяна Шмыга нашла себе занятие в новом направлении. В ее репертуар вошел мюзикл. В феврале 1965 года в театре прошла первая премьера мюзикла «Моя прекрасная леди» Ф.Лоу, где она сыграла роль Элизы Дулитл.

Татьяна Шмыга в роли Элизы Дулитл в сцене из оперетты Фредерика Лоу «Моя прекрасная леди» в постановке Московского театра оперетты.

По воспоминаниям Татьяны Ивановны делать Элизу в начале спектакля только вульгарной ей не хотелось. «Это было бы слишком прямолинейное прочтение образа, – писала позднее Татьяна Ивановна. – Мне виделась в ней сердечность, душевность, даже лиричность – то, из чего потом и появится Элиза-леди. Я не хотела в первой части спектакля «пережимать». Иначе как бы могла просто вульгарная цветочница с улицы на глазах зрителей превращаться в умную, элегантную женщину с чувством собственного достоинства? Ведь из ничего, ничего не бывает. Значит, в Элизе все это было заложено от природы, и нужны были только подходящие условия. Так что спектакль этот, на мой взгляд, не столько о возникновении любви, сколько об обретении простой девушкой с живой душой человеческого достоинства». Спектакль имел огромный успех, и даже был снят телевизионный фильм-спектакль для телевидения. Позднее в одной из телевизионных передач, посвященных творчеству Татьяны Ивановны, рассказывалось о том, что знаменитая исполнительница роли Элизы в американском фильме Одри Хепберн, услышав арию героини в исполнении Татьяны Ивановны, сказала, что теперь она знает, как зовут русскую Элизу – ее зовут Татьяна Шмыга.

В 1962 году Татьяну Шмыгу пригласили сниматься в кино. Ее, человека, преданного театру, привлекла возможность творческого общения с талантливыми актерами и режиссером Эльдаром Рязановым в фильме «Гусарская баллада». Шмыга сыграла в нем небольшую роль французской актрисы Жермон, приехавшей в Россию на гастроли и застрявшей в снегах в разгар войны. В этом фильме у Татьяны Ивановны было совсем немного слов и небольшая вокальная партия. Но даже в этих нескольких эпизодах она сумела сыграть женскую судьбу.

Your browser does not support the video/audio tag.

В ноябре 1969 года Татьяне Шмыге было присвоено почетное звание Народной артистки РСФСР. Окрыленная успехом и признанием, она блистательно играла спектакль за спектаклем. Вступив в пору творческой зрелости, Татьяна Шмыга, будучи актрисой тонкого психологического плана, воплощала на сцене всю прелесть жанра оперетты, в котором были и лиризм, и искрометный юмор, и эстрадная экстравагантность. Сочетание только ей присущего, неповторимого тембра голоса с удивительной сценической пластичностью и превосходным даром не только комедийной и лирической, но и драматической актрисы, создало тот актерский феномен Татьяны Шмыги, позволивший ей исполнять противоположные по характеру роли и вокальные партии.

Your browser does not support the video/audio tag.

Однако не всегда в жизни Татьяны Шмыги были удачи и триумфы. Она знала и разочарования, бывали и поражения. В театре в начале 1970-х годов у Татьяны Ивановны возникли сложные отношения с режиссером Г.Анисимовым, с которым Татьяна Ивановна не сработалась. В его спектаклях «пропадал» способный увлечь актрису театр, который она создавала с Тумановым и Канделаки. Тот театр, в котором Шмыга раскрывала себя именно как актриса-певица, не довольствующаяся только опереточным амплуа, а стремящаяся к созданию образа, глубины и характера своей героини.

Но сдаваться было не в характере Татьяны Ивановны. И лучшим лекарством от любой печали всегда была работа. На протяжении всего творческого пути актрисы наряду с работой в театре проходила и ее концертная и гастрольная деятельность. В репертуаре Татьяны Ивановны были партии Мариетты в «Баядере» и Сильвы в «Сильве» И.Кальмана, Ганны Главари в «Веселой вдове» Ф.Легара, Долли Галахер в «Хелло, Долли», Николь в «Кварталах Парижа» Минха и других постановках. С ними актриса объездила почти всю страну. Ее искусство знали и любили не только в России, но и в Украине и Казахстане, в Грузии и Узбекистане, в Болгарии, Чехии, Словакии, Бразилии, США и других странах.

Your browser does not support the video/audio tag.

В 1976 году судьба послала Татьяне Ивановне встречу с дирижером Театра сатиры Анатолием Кремером – талантливым музыкантом, композитором, тонко чувствовавшим сцену. Для них обоих эта встреча стала судьбоносной. Она подарила им новую любовь и творческий союз, который обогатил Театр оперетты яркими музыкальными спектаклями, специально созданными для Татьяны Ивановны. Среди них были «Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал» в 1977 году, «Катрин» в 1984 году, «Джулия Ламберт» в 1993 году и «Джейн» в 1998 году.

Образ Катрин стал одной из значительных удач актрисы. Когда-то в театре имени Моссовета шел спектакль по пьесе И.Прута «Катрин Лефевр» (или «Жена солдата»), который очень ценила Татьяна Ивановна. Теперь же Кремер вместе с поэтом Александром Дмоховским написали либретто и создали спектакль, который вновь продемонстрировал ярчайшее дарование актрисы. В работе над этой ролью Татьяна Ивановна во многом намеренно уходила от реального исторического прототипа – грубой прачки из провинции и создавала обобщенный образ женщины из народа, ставшей благодаря мужу сержанту Лефевру герцогиней. Ее Катрин была вся в порыве. Целеустремленная, волевая, не лишенная озорства и способная на глубокие чувства. Шмыга правдиво, убедительно и страстно передавала всю гамму переживаний и душевное богатство своей героини. Перед зрителями представала женщина, которой довелось воевать, защищаться и самой спасать солдат.

В 1993 году А.Кремер написал мюзикл «Джулия Ламберт» по пьесе С.Моэма «Театр» (либретто В.Зелинковского). Казалось, авторы серьезно рисковали, взявшись за эту работу, поскольку до этого по телевидению с большим успехом прошел фильм «Театр» с блистательной Вией Артмане в главной роли, и зрителям было с чем, и с кем сравнивать. Но, как известно, телефильм и оперетта – это совершенно разные виды искусства. К тому же, на сцене музыкального театра пьеса С.Моэма была выстроена по принципу театра в театре: ее герои как бы проигрывали спектакль о жизни Джулии Ламберт, в котором великую актрису Джулию Ламберт играла сама Джулия, и это представление для нее являлось последним, так как она завершала им свою карьеру на сцене. В финале героиня Шмыги благодарила своих коллег, публику, театр. Успех эта постановка имела невероятный. В конце спектакля зал всегда вставал и приветствовал артистов, и в первую очередь, конечно, блистательную Татьяну Шмыгу, долгими аплодисментами. Наряду с «Катрин» в репертуаре театра сохранялся мюзикл А.Кремера «Джейн». Несмотря на то, что работа над вокальной партией Джейн шла непросто (композитор, казалось, превысил вокальные возможности Шмыги), петь эту партию, по замечанию самой Татьяны Ивановны, в конечном счете, оказалось «не просто удобно, но и интересно... Сейчас я пою Джейн лучше, чем все остальное», – признавалась актриса. Татьяна Ивановна считала, что благодаря спектаклям «Катрин», «Джулия Ламберт» и «Джейн» ее сценическая жизнь «продлилась красиво, со смыслом…». Татьяна Шмыга говорила: «Три роли, о которых каждая актриса может только мечтать. И это не просто другие роли, непохожие на все сыгранные прежде. Это другой театр».

Говоря о Шмыге как об актрисе синтетического склада, нельзя не сказать и о другой странице в ее искусстве – роли Гелены в драматическом спектакле по пьесе Л.Зорина «Перекресток», на которую ее пригласил главный режиссер театра имени Ермоловой В.Андреев. Эта работа вновь раскрыла всю силу ее мастерства и таланта, благодаря которому она сумела органично соединить на театральной сцене драматическое и музыкальное искусство. Этот спектакль был продолжением знаменитой «Варшавской мелодии». Он повествовал о встрече героев на исходе XX столетия, но теперь у них не было имен; были Он и Она, мужчина и женщина, вновь вспоминающие о своей единственной настоящей любви, которую подарила им судьба, и которую им не суждено было сберечь. Визуальный образ героини Шмыги оставался неизменным на протяжении всего спектакля - она была красивой и элегантной женщиной. «Однако богатство и выразительность жестов, интонаций и вибраций голоса точно передают сложную внутреннюю жизнь образа, способствуя созданию тончайшей эмоциональной атмосферы спектакля. Актриса проводит всю роль на одном дыхании, в постоянном контакте со зрителями, которые чутко отзываются на все нюансы ее игры», - писали критики о работе Шмыги.

В последние годы Татьяна Шмыга, наряду с новым амплуа драматической актрисы, была непременной участницей «Большого канкана», задуманного режиссером М.Бурцевым и художником В.Арефьевым как феерический гала-концерт звезд театра оперетты. Актриса выступала с романсом Жермон из фильма «Гусарская баллада». Небольшой вокальный номер в исполнении Татьяны Ивановны превращался в драматическую моносцену и душевную исповедь женщины. В «Большом канкане» Шмыга играла и кальмановскую Сильву. «Несчастную любовь актрисы варьете, социальное положение которой не дает возможности вступить в брак с аристократом, Татьяна Шмыга воплощает без привычных для трактовки этой оперетты «перехлестов», с подлинным драматизмом. В ее Сильве есть все: и чувство любви, и надежда, и пронзительное отчаяние», - писали о ее выступлении.

Со временем Татьяна Шмыга стала выходить на сцену не так часто, всего два-три раза в месяц, но на избыток свободного времени жаловаться актрисе не приходилось. Телесъемки, интервью, творческие встречи и спектакли требовали немало времени. Роли в мюзикле «Джейн», оперетте «Катрин», драматическом спектакле «Перекресток» у Татьяны Ивановны были главные, а это означало, что она весь вечер находилась на сцене. Потому актриса должна была быть всегда в форме, что требовало немалого повседневного труда. «У меня какой-то внутренний мотор, который не дает мне покоя, – говорила Татьяна Ивановна. – Такой характер. Я со своим возрастом иду по разным тротуарам. Пока мне это удается. Музыка дает силы».

Творческий вечер Татьяны Шмыги. На фото Татьяна Шмыга с солистом Московского Театра Оперетты Дмитрием Шумейко.

Муж Татьяны Шмыги Анатолий Кремер рассказывал: «Молодость ей была дана от Бога - она не делала никаких подтяжек, а выглядела потрясающе. Незадолго до семидесятилетия приходит домой и смеется: «Толь, ты представляешь - поймала машину, за рулем - мужчина лет тридцати. Меня не узнал - из молодых, кто в оперетту не ходит. Смотрит так на меня с интересом и говорит: «А что вы делаете вечером в субботу?» От неожиданности я даже дар речи потеряла!»… До сих пор помещения Московского театра оперетты представляют собой катакомбы, капитального ремонта в нем не проводилось лет 30. И везде крутые лестницы. Вот по ним Шмыга и бегала как девочка - тук, тук, тук... Если только в здании отчетливо слышался перестук каблуков, все знали: это Тань-Вань (так шутливо называли Шмыгу коллеги) появилась! А если серьезно, каблуки поспособствовали тому, что она серьезно заболела. На юбилейном вечере, посвященном ее восьмидесятилетию, у нее уже болела нога. Но она провела на сцене почти три часа, и никто не заметил, какую боль она испытывает. Пела «Карамболину» в том же сценическом костюме, в котором впервые исполнила роль Нинон. Размер в размер».

Татьяна Шмыга и Александр Кремер.

В 2001 году в издательстве «Вагриус» в серии «Мой 20 век» вышла книга воспоминаний Татьяны Шмыги «Счастье мне улыбалось». Татьяна Ивановна никогда не состояла в КПСС и не принимала значительного участия в общественной деятельности в советское время. Однако в последние годы жизни Шмыга активно проявляла свою гражданскую позицию. В 2008 года она подписала открытое письмо с требованием немедленного освобождения С.П.Бахминой, а в 2010 году - открытое письмо с требованием объективного расследования ДТП на Ленинском проспекте с участием автомобиля вице-президента «Лукойла». Но она по-прежнему считала, что ее призвание - это театр. Театр, который, делает мир добрее и честнее. Уникальность актрисы получила высшую оценку народа и государства. Татьяна Шмыга стала единственной в России актрисой оперетты, получившей звание Народной артистки СССР и удостоенной Государственной премии России имени М.И.Глинки. Она была награждена орденами «Знак Почета», «Трудового Красного Знамени» и «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

В 2009 году был снят юбилейный вечер Татьяны Шмыги в Театре Оперетты.

Your browser does not support the video/audio tag.

Последние годы жизни актриса страдала от болей в ногах, но до осени 2009 года выходила на сцену Театра оперетты в спектаклях «Джейн» и «Катрин». В апреле 2010 года, когда боли стали невыносимыми, Татьяна Ивановна обратилась к врачам и была госпитализирована в Боткинскую больницу, где у неё диагностировали серьёзные проблемы с сосудами - плохую проходимость и тромбоз. Медикаментозное лечение и серия хирургических операций, включая шунтирование сосудов, не дали ожидаемого эффекта. Осенью 2010 года врачи вынуждены были ампутировать ей ногу. Несмотря на предпринятые усилия, последние недели жизни актриса провела в больнице в крайне тяжёлом состоянии, осложнённом ишемической болезнью сердца и заболеванием крови. Анатолий Кремер рассказывал: «Татьяна Ивановна прожила долгую жизнь - 82 года, смогла бы прожить и еще дольше, если бы не действия врачей. Точнее их бездействие. Они ее убивали. «От чего лечите?» - мучительно допытывался я у них. Они, по-моему, сами не знали... Уходила она от нас очень тяжело - но оставила память о своей бездне обаяния. Как ей удавалось очаровывать людей, не знаю. Но все знакомство с ней сравнивали с прикосновением луча света».

3 февраля 2011 года, в реанимационном отделении Боткинской больницы, на 83-м году жизни, Татьяна Ивановна Шмыга скончалась.

Прощание с Татьяной Шмыгой состоялось 7 февраля в Московском театре оперетты. После отпевания она была похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище. 1 февраля 2013 года на Новодевичьем кладбище состоялась торжественная церемония открытия мемориального надгробного памятника Татьяне Шмыге.

В 2011 году был снят документальный фильм «Королева жила среди нас».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовила Татьяна Халина

Использованные материалы:

Шмыга Т.И. «Счастье мне улыбалось»
Фалькович Е.И. «Татьяна Шмыга»
Литовкина А. «Под сенью оперетты, и не только»
Материалы сайта www.kultura-portal.ru
Материалы сайта www.trud.ru
Материалы сайта www.peoples.ru

Биография

Татьяна Ивановна Шмыга (1928 - 2011) - советская и российская певица (лирическое сопрано), актриса оперетты, театра и кино. Татьяна Шмыга - единственная в России актриса оперетты, получившая звание Народной артистки СССР.

Родилась 31 декабря 1928 года в Москве.
В 1962 году певица впервые снялась в кино - в фильме Эльдара Рязанова «Гусарская баллада ». На сцене и экране Татьяна Ивановна сыграла более 60 ролей. Среди них - Чанита в оперетте «Поцелуй Чаниты» и Глория Розетти в спектакле «Цирк зажигает огни», Любаша в «Севастопольском вальсе» и Виолетта в «Фиалке Монмартра.

Семья. Ранние годы

Отец - Шмыга Иван Артемьевич (1899-1982). Мать - Зинаида Григорьевна Шмыга (1908-1975). Детство Тани было благополучным. Ее родители были образованными и воспитанными людьми, хотя к искусству прямого отношения не имели. Отец - инженер-металлист, много лет работал заместителем директора крупного завода, а мама была для дочери просто мамой, красавицей и умницей. Родители очень любили друг друга. А еще они любили театр, слушали Лещенко и Утесова, танцевали настоящие бальные танцы и даже брали за них призы.

Сначала она хотела быть юристом, но увлечение в школе песнями и танцами переросло в серьезную привязанность к музыке, и Таня начала брать частные уроки пения. «Я в детстве была очень серьезной и молчаливой, - вспоминала Т. Шмыга. - Хотела стать камерной певицей и даже поступила стажером в училище при Московской консерватории». Потом ее пригласили солисткой в хор при Министерстве кинематографии. Первое ее выступление, по сути, «боевое крещение», состоялось в кинотеатре перед началом сеанса.

В 1947 году Татьяна поступила в музыкальное театральное училище имени Глазунова, где проучилась 4 года. Затем была учеба в ГИТИСе имени А.В. Луначарского, где она успешно занималась вокалом в классе Д.Б. Белявской и овладевала секретами актерского мастерства у педагога И.М. Туманова и С. Штейна.

Театра Оперетты

В 1953 году Татьяна Шмыга окончила факультет музыкальной комедии ГИТИСа и получила специальность «артистка музыкального театра». Сразу по окончании вуза она была принята в труппу Московского театра оперетты и замечена с первой же роли - Виолетты в «Фиалке Монмартра» в постановке Г.М. Ярона. Ныне имя Татьяны Шмыги известно не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Но в ту пору, в начале артистической карьеры, впереди был огромный упорный труд. И только он мог проторить ей путь к славе.

Первые шаги в театре стали для нее как бы аспирантурой после студенческих лет. Татьяне повезло в том, что она попала в коллектив людей, преданных искусству оперетты, влюбленных в него. Главным режиссером театра был тогда И.Туманов, дирижером - Г.Столяров, балетмейстером - Г.Шаховская, главный художник - Г.Л.Кигель, художником по костюмам - Р.Вайнсберг. Великолепные мастера жанра оперетты Т.Бах, К.Новикова, Р.Лазарева, Т.Санина, В.Вольская, В.Володин, С.Аникеев, М.Качалов, Н.Рубан, В.Шишкин, Г.Ярон очень тепло встретили молодую выпускницу ГИТИСа, а она, в свою очередь, встретила великолепного наставника, артиста В.А.Канделаки, который год спустя стал главным режиссером Театра оперетты. Он был вторым мужем Татьяны Ивановны. Они прожили вместе 20 лет.

К.С.Станиславский говорил, что оперетта, водевиль - это хорошая школа для артистов. На них можно учиться драматическому искусству, вырабатывать артистическую технику. Во время VI московского международного фестиваля молодежи и студентов театр оперетты принял к постановке новую оперетту Ю.Милютина «Поцелуй Чаниты». Главную роль поручили молодой актрисе Татьяне Шмыге. После «Поцелуя Чаниты» роли Шмыги шли параллельно по нескольким линиям и слились воедино в работе, которую долгое время считали у нее лучшей - роли Глории Розетти в оперетте Ю.Милютина «Цирк зажигает огни».

Очень скоро Т.Шмыга стала ведущей солисткой театра. Одного ее имени на афише очередного спектакля было достаточно, чтобы заполнить зал. После Виолетты - ее первой роли - почитатели оперетты познакомились с ее Аделью в «Летучей мыши», Валентиной в «Веселой вдове», Анжелью в «Графе Люксембурге». В 1969 г. Шмыга выступила в новой постановке «Фиалки...», но уже в роли «звезды Монмартра», примадонны Нинон. Успех был потрясающий, а знаменитая «Карамболина» на долгие годы стала визитной карточкой актрисы.

В 1961 г. Татьяна Шмыга стала Заслуженной артисткой РСФСР. Вскоре при участии нового главного режиссера театра Г.Л.Ансимова Т.И.Шмыга находит себя на новом направлении. В ее репертуар входит жанр мюзикла. В феврале 1965 г. в театре прошла первая премьера мюзикла «Моя прекрасная леди» Ф.Лоу по пьесе Б.Шоу «Пигмалион», где она сыграла роль Э.Дулитл.

Ее театральная судьба в целом складывалась счастливо, хотя, быть может, она не сыграла всего, что хотела сыграть. В репертуаре Шмыги было, к сожалению, немного ролей классических авторов - Ж.Оффенбаха, Ш.Лекока, И.Штрауса, Ф.Легара, И.Кальмана, Ф.Эрве. Они в то время считались «буржуазными» и были в немилости у чиновников от культуры. Наряду с классикой актриса многие годы играла героинь советских оперетт. Но и в них она создала целую галерею запоминающихся образов современиц, проявив присущий ей природный талант и обнаружив при этом уже сформировавшийся почерк большого мастера. Шмыга стала непревзойденной исполнительницей целой плеяды героинь в советских музыкальных комедиях - таких, как «Белая акация», «Цирк зажигает огни», «Конкурс красоты», «Севастопольский вальс», «Поцелуй Чаниты». Ее роли, такие разные по характеру, едины в безукоризненном чувстве правды, в способности быть самой собой и одновременно совсем другой, новой.

В последние годы ее можно было увидеть и услышать в двух специально поставленных для нее спектаклях - оперетте «Катрин» (А.Кремер) и его же мюзикле «Джейн Ламберт», созданном по мотивам произведений С.Моэма. В театре «Московская оперетта» также шёл спектакль «Оперетта, оперетта».

Карьера в кино

В 1962 году Татьяна Шмыга впервые снялась в кино. Её, человека, преданного театру, привлекла возможность творческого общения с талантливыми актёрами и с интересным режиссёром Эльдаром Рязановым в фильме «Гусарская баллада ». Шмыга сыграла эпизодическую роль французской актрисы Жермон, приехавшей в Россию на гастроли и застрявшей в снегах в разгар войны.

Сочетание изумительного, неповторимого голоса, подобного прозрачному, струящемуся ручейку, неземного обаяния, удивительной пластичности и танцевальности создавало творческий феномен Татьяны Шмыги, а превосходный дар не только комедийной, но и драматической актрисы позволял ей исполнять противоположные по характеру роли и вокальные партии. А её манера исполнения - грация, женственность и лёгкое кокетство сделали её неподражаемой.

Творческий путь Т.И.Шмыги - это более 60 ролей на сцене и на экране.
В концертном репертуаре актрисы - Мариетта («Баядера» И.Кальмана), Сильва («Сильва» И.Кальмана), Ганна Главари («Веселая вдова» Ф.Легара), Долли Галахер («Хелло, Долли»), Марица («Марица» И.Кальмана), Николь («Кварталы Парижа» Минха) и др.
В ноябре 1969г. Т.И.Шмыге было присвоено почетное звание Народной артистки РСФСР. Окрыленная успехом и признанием она блистательно играла спектакль за спектаклем. Вступив в пору творческой зрелости Т.Шмыга, актриса тонкого психологического плана, сохранила всю прелесть своего жанра, в котором есть и искристость, и эстрадная экстравагантность. Сочетание нежного, неповторимого тембра голоса, удивительной пластичности и танцевальности создает творческий феномен Татьяны Шмыги, а превосходный дар не только комедийной и лирической, но и драматической актрисы позволяет ей исполнять противоположные по характеру роли и вокальные партии. Многое в творчестве этой удивительной актрисы объяснено, но тайной остается ее женское очарование, прелесть застенчивой грации.

Личная жизнь

Татьяна Шмыга обладала удивительной скромностью: она всегда смущалась, когда ее узнавали на улице, и не считала себя примадонной. А на вопрос, как она сумела не заболеть «звездной болезнью», отвечала, что «просто всю жизнь вкалывала».

Продолжалась и ее гастрольная деятельность. Т.Шмыга объездила почти всю страну. Ее искусство знали и любили не только в России, но и на Украине, в Казахстане, Грузии, Узбекистане, Болгарии, Чехии, Словакии, Бразилии, США и других странах.
В свободное время Татьяна Шмыга любила читать русскую классику, поэзию, слушать симфоническую и фортепианную музыку, романсы. Очень любила живопись, балет.

Первый муж: Рудольф Борецкий (род. 1930) - Профессор кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ; доктор филологических наук. Один из создателей научно-популярного, информационного и молодежного телевидения («Теленовости», программы «Знание», «В эфире - молодость» и др.).

Второй муж: Владимир Канделаки (1908-1994) - известный советский певец (бас-баритон) и режиссёр, солист Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (1929-1994). Также выступал и ставил спектакли в московском Театре оперетты, впоследствии его главный режиссёр (1954-1964).

Последний, третий супруг: Анатолий Кремер (род. 1933) - композитор, работал главным дирижёром в Театре сатиры. Автор музыки к многочисленным спектаклям и фильмам. Музыкальные комедии «Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал», «Катрин», «Джулия Ламберт» и «Джейн» были написаны специально для Т. И. Шмыги, некоторые до сих пор с успехом идут в театре «Московская оперетта». Вместе они прожили более 30 лет.

Скончалась Татьяна Ивановна после долгой, продолжительной болезни. Шмыга попала в реанимацию Боткинской больницы в январе 2011 г. из-за серьезных проблем с сосудами. Ранее, по той же причине, Шмыга потеряла ногу.

Фильмография

1997 Звездная ночь в Камергерском (ТВ)
1983 Кое-что из губернской жизни (ТВ) ... Примадонна
1977 Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал... (фильм-спектакль)
1975 Девичий переполох (фильм-спектакль) ... Марфа
1974 Бенефис Савелия Крамарова (фильм-спектакль)
1970 Эксперимент
1969 Новогоднее похищение (ТВ)
1967 Белая ночь (фильм-спектакль) ... Дарья Ланская
1965 В первый час
1963 Мелодии Дунаевского (документальный)
1962 Композитор Исаак Дунаевский (фильм-спектакль) ... Пепита / Тося
1962 Гусарская баллада ... Луиза Жермон
1959 Композитор Имре Кальман (фильм-спектакль)

Озвучивание

Работы в театре

Театр Оперетты, 1953-2011

1998 «Джейн» (А.Кремер)
1993 «Джулия Ламберт» (А.Кремер)
1988 «Великая герцогиня Герольштейнская» (Ж.Оффенбаха)
1984 «Катрин» (А.Кремер)
1981 «Господа артисты» (М.Зива) ... Сашенька
1978 «Неистовый гасконец» (Кара-Караев) ... Роксана
1977 «Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал» (А.Кремер) ... Диана-актриса
1977 «Товарищ Любовь» (Ильин) ... Любовь Яровая
1976 «Пусть гитара играет» (О.Фельцман) ... Зоя-Зюка
1971 «Девичий переполох » (Ю.Милютин) ... Марфа
1970 «Нет меня счастливей» (А.Эшпай) ... Вера
1969 «Фиалка Монмартра» (И.Кальман) ... Нинон
1968 «Белая ночь » (Т.Хренников) ... Дарья Ланская
1967 «Конкурс красоты» (А.Долуханян) ... Галя Смирнова
1967 «Девушка с голубыми глазами» (В.Мурадели) ... Мери Ив
1966 «Настоящий мужчина» (М.Зива) ... Галя
1965 «Вестсайдская история» (Л.Бернстайн) ... Мария
1964 «Моя прекрасная леди» (Ф.Лоу) ... Элиза Дулитл
1963 «Куба - любовь моя» (Р.Гаджиева) ... Делия
1962 «Летучая мышь» (И.Штраус) ... Адель
1961 «Севастопольский вальс» (К.Листов) ... Любаша Толмачева
1960 «Цирк зажигает огни» (Ю.Милютин) ... Глория Розетти
1960 «Граф Люксембург» (Ф.Легар) ... Анжель
1959 «Простая девушка» (К.Хачатурян) ... Оля
1958 «Москва-Черемушки» (Д.Шостакович) ... Лидочка
1957 «Бал в Савойе» (Абрахам) ... Дези
1956 «Поцелуй Чаниты» (Ю.Милютин) ... Чана
1955 «Белая акация» (И.Дунаевский) ... Тоня Чумакова
1954 «Фиалка Монмартра» (И.Кальман) ... Виолетта

Награды и премии

1978 Народная артистка СССР
1974 Государственная премия РСФСР им. Глинки
Орден «Знак Почета»
Орден «Трудового Красного Знамени»
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени

Ссылки

Некролог

В Москве умерла актриса оперетты, театра и кино Татьяна Шмыга. Ей было 82.

Больше полувека она посвятила московскому театру оперетты. Долгие годы оставаясь его примой. Среди самых знаменитых ролей Шмыги Адель в «Летучей мыши», Валентина в «Веселой вдове», Анжель в «Графе Люксембурге».

В оперетте Шмыга занимала то же место, что на эстраде Алла Пугачева. И хотя по самому звучанию слова оперетта слывет младшей сестрой оперы, Татьяна Шмыга доказала, что по сложности и требуемому от исполнителя искусству ее жанр совсем не младше и уж конечно не легкий.

В 1962 году Шмыга впервые снялась в кино в фильме Эльдара Рязанова «Гусарская баллада », а в 78-м удостоилась звания Народной артистки СССР. Ни до ни после его не получала ни одна актриса оперетты. Всего на сцене и экране Татьяна Ивановна сыграла более 60 ролей.

Прощание с певицей и актрисой оперетты, народной артисткой СССР Татьяной Шмыгой пройдет 7 февраля в 10.30 в ее родном театре "Московская оперетта".
"Вопрос о захоронении ее на Новодевичьем кладбище сейчас решается", - сообщил директор театра Валерий Сазонов.