Фрунзик Мкртчян – биография, факты – бесконечно талантливый армянский актер. Фрунзик мкртчян - история одиночества Трагическое завершение истории


Фрунзе (Фрунзик, Мгер) Мушегович Мкртчян (4 июля 1930, Ленинакан (ныне - Гюмри)- 29 декабря 1993, Ереван) - армянский, советский актёр театра и кино, театральный режиссёр. Народный артист СССР (1984). Лауреат Государственной премии СССР (1978).

Родился в многодетной семье беженцев от Геноцида армян. Родителям Фрунзика было 5 лет, когда они попали в детский дом. В нём они вместе выросли, в 1924 году поженились, а когда в Армении открылся один из крупнейших в Советском Союзе текстильных комбинатов, вместе устроились туда на работу. Отец - Мушег Мкртчян (1910-1961), табельщик, мать - Санам Мкртчян (1911-1970), посудомойщица в заводской столовой. Настоящее имя - Мгер (с армянского- солнечный), хотя по паспорту писался Фрунзе Мкртчян. Его отец очень сильно уважал полководца Михаила Фрунзе. Вот и назвал своего сына честь него. Брат - Альберт (род. 1937), режиссёр, сценарист. Сёстры - Рузанна (р. 1943), Клара (1934-2003). Чтобы прокормить большую семью, отец однажды украл небольшой кусок ткани на комбинате, и был осужден на десять лет, после чего семья начала голодать, так как Санам получала за свою работу всего 30 рублей.

В детстве Фрунзик был беспомощным, над ним все смеялись, он был худой, с большим носом. Мальчик прекрасно рисовал, однако ни о какой другой профессии, кроме актёрской, не думал. Квартира Мкртчянов была на втором этаже. На лестничной клетке десятилетний Фрунзик вешал занавес и устраивал перед расположившейся на лестнице детворой моноспектакли. Когда после одного из представлений он вышел на поклоны, то с удивлением заметил, что публики стало больше - маленькие зрители сидели на коленях у своих родителей, которые самозабвенно аплодировали юному гению. Фрунзик никогда не переживал из-за своей внешности. Тем более что сам ничего необычного в ней не видел. А о своём выдающемся во всех отношениях носе даже придумывал анекдоты.

C 1945 года работал помощником киномеханика в клубе текстильного комбината Ленинакана, в свободное время там же играл в самодеятельном драматическом кружке. В 1945-1946 годах учился в студии Ленинаканского театра им. А. Мравяна (ныне Гюмрийский драматический театр им. Вардана Аджемяна). С 1947 года - актёр этого театра. В том, что мальчик одарён чрезвычайно, уже тогда не сомневался никто.

В 1951-1956 годах учился в Ереванском театрально-художественном институте (курс В. Б. Вагаршяна). В Ереване до сих пор с восхищением рассказывают, как 17-летний Мкртчян играл роль 80-летнего старика и никто не мог узнать в сгорбленном старце парня с рабочей окраины. Параллельно с учёбой Мкртчян впервые снялся в кино – он сыграл в фильме Александра Роу «Тайна озера Севан» в небольшом эпизоде. Первый фильм с его участием («В поисках адресата») вышел на экраны в 1955 году. А его полноценный дебют на киноэкране состоялся в 1960 году в фильме Г. Маляна и Г. Маркаряна «Парни музкоманды», в котором он сыграл музыканта по имени Арсен.

С 1956 года - актёр Армянского театра им. Г. М. Сундукяна в Ереване. «Театральный триумф начался у Фрунзика с его первых же ролей, - говорит Альберт Мкртчян - Будучи студентом второго курса театрального института, он получил приглашение в Театр им. Сандукяна на роль Эзопа, которую должен был играть в паре со своим педагогом. После первого спектакля учитель подошёл к Фрунзику, поцеловал его и уступил роль. Кого он потом только не играл в театре, начиная от царя Гвидона и заканчивая Сирано де Бержераком.

Но следующей работы в кино Мкртчяну пришлось ждать пять лет, и ею стала в 1965 году роль профессора Берга в комедии «Тридцать три» режиссера Георгия Данелии. Однако фильм по идеологическим причинам был очень быстро снят с проката. Следующей работой Мкртчяна в кино стала роль в фильме Ролана Быкова «Айболит-66». В эту картину Мкртчян попал благодаря протекции актёра и режиссёра Фрунзе Довлатяна, который предложил Быкову попробовать Мкртчяна на роль одного из разбойников. Актёр был утверждён, и вскоре Мкртчян в роли Бармалея попал в яркую и эксцентрическую троицу разбойников, которая сразу завоевала симпатии зрителей после выхода на экраны в 1966 году.

Кино его тоже сразу полюбило. В том же 1966 году на экраны СССР вышла искромётная комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница», в которой Мкртчяну досталась роль дяди главной героини Джабраила. По-настоящему суперзвездой Фрунзик стал после роли водителя Хачикяна в фильме Данелии «Мимино». Хотя если верить режиссеру фильма Георгию Николаевичу Данелия, Фрунзика Мкртчяна, точнее, шофёра Рубика могло вовсе не быть. По сценарию главного героя надо было поселить в московскую гостиницу. Номера в те времена были двухместные. Соседом Валико мог стать эндокринолог с Урала или шофёр из Армении в исполнении Фрунзика Мкртчяна. Бросали монету. Выпала решка – Хачикян.

Кстати, массу смешных реплик, ставших поистине народными Фрунзик придумал сам. Сцена допроса свидетеля Хачикяна в суде - абсолютная импровизация актёра. По предложению Мкртчяна режиссёр снял эпизод, в котором герои Фрунзика и Кикабидзе оказывались в одном лифте вместе с двумя китайцами. И один китаец говорил другому: «Как же эти русские похожи друг на друга». По требованию цензуры эпизод из картины пришлось вырезать. Запомнились съёмки «Мимино» и неприятными моментами - Мкртчян начал сильно пить. Несколько раз съёмки приходилось отменять. В конце концов Данелия поставил перед Фрунзиком жёсткое условие - либо алкоголь, либо кино. Несколько дней Мкртчян не притрагивался к спиртному. А потом пришёл к режиссёру и грустно сказал: «Я понял, почему миром правят бездарности. Они не пьют и с самого утра начинают заниматься своей карьерой».

«Считал ли Фрунзик себя реализованным? Нет, конечно. Только дурак будет так думать. Отец не дожил до славы сына. А вот мама успела. Она очень любила Фрунзика. Мы - я и наши две сестры - даже обижались на неё. Но мама говорила, что мы и без того боевые, а вот Фрунзик - беспомощный. Когда брат был уже очень популярен, он приезжал домой, вставал под душ и звал маму. Она приходила и мыла его. Была такая музыка матери и сына,- вспоминал Альберт Мушегович.- К славе он относился спокойно и никогда не страдал звездной болезнью. Но люди бурно реагировали на «живого» Фрунзика, что было равносильно вторжению на личную территорию. Каждый прохожий в Ереване считал его родным человеком. Однажды мы спустились в московское метро и смогли проехать только одну остановку - с аплодисментами».


Фрунзик Мкртчян в фильме «Тридцать три», 1965

Несмотря на всеобщее обожание, в личной жизни Фрунзик был несчастлив. Трагедии у Мкртчяна начались в студенческом возрасте. Он влюбился в девушку по имени Джульетта, родители которой были против их свадьбы. Борьба за любимую продолжалась несколько лет и закончилась полным провалом. Быть может, от досады Фрунзик женился на девушке Кнаре, к искусству она никакого отношения не имела, брак продержался всего лишь год. Со своей второй женой Фрунзик познакомился в стенах театрального института. Красавица Донара Пилосян была звездой курса, за ней волочились многие, но когда Фрунзик решил на ней жениться, друзья очень удивились.

У пары родилось двое детей - сын Вазген и дочь Нунэ. Актёр их обожал, из каждой поездки привозил массу игрушек. Но чаще всего он тут же отнимал их у детей и начинал играть сам. «Ему все было интересно, - говорит Альберт.- Как устроены, например, игрушечные голуби, которые взлетают в небо и потом возвращаются к тебе в руки. Фрунзик разбирал их, пытаясь понять устройство механизма. И, разумеется, потом не мог собрать обратно. Он до конца жизни чему-нибудь удивлялся. Не мог, например, понять, как работает телевизор. Как это фильм из Америки доходит до Еревана. Разбирал приёмник, раскручивал всё, а потом даже мастер не мог ничего починить».

Донара всюду сопровождала мужа. В «Кавказской пленнице» она сыграла жену водителя товарища Саахова, которая печально рассказывает герою Юрия Никулина о местных обычаях - похищении невест. С каждым днём поведение Донары становилось все более и более странным. Она устраивала мужу жуткие сцены ревности. Наконец, Фрунзик не выдержал и по совету друзей обратился к врачам. Приговор медиков оказался страшным - шизофрения. Когда усилия местных специалистов оказались бессильны, Донару отправили в психиатрическую клинику во Франции.

Личная жизнь Фрунзика со временем вроде начала налаживаться. Он познакомился с очаровательной женщиной. Тамара была дочерью председателя Союза писателей Армении Грачьи Оганесяна. Рассказывают, что, когда актёр в очередной раз отправился в загс, один из друзей пожурил его, мол, не зачастил ли он в это учреждение. На что Фрунзик со свойственным ему юмором ответил: «Чаплин вообще раз восемь женился. Я что, хуже?» Увы, но и этот брак не принёс Мкртчяну счастья.


Фрунзик и Тамара.

«Был ли он замкнутым человеком? - рассуждает Альберт Мушегович. - Нет, он же жил среди людей. И в то же время жил один. Однажды его спросили, почему он один ходит по ночным улицам, Фрунзик удивился: «Почему один? Кошки ходят, собаки. Так что я не один». Он был удивительно тонким и добрым человеком. Даже чересчур добрым. Все имели к нему претензии, а он ни к кому их не имел. Фрунзик был настоящим народным депутатом, неофициальным, разумеется. Помог тысячам людей. Ему же никто не мог отказать…»


Фрунзик Мкртчян в фильме «Солдат и слон».

Дочь Нунэ к этому времени вышла замуж и уехала с мужем в Аргентину. Смыслом жизни Фрунзика стал сын Вазген. Однако поведение юноши тоже стало настораживать отца. Вазгена показывали лучшим врачам-психиатрам, которые, увы, ничего не смогли сделать. Мальчику по наследству передалась психическая болезнь матери. Рассказывают, что, когда Вазгена на какое-то время поместили в ту же французскую клинику, где находилась Донара, они даже не узнали друг друга.


Фрунзик Мкртчян в фильме «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников».

В качестве театрального режиссёра Мкртчян ставил спектакли в Армении и за рубежом. В последние годы жизни Фрунзик отказался от кино, сосредоточив все силы на создании своего театра (ныне - Ереванский артистический театр им. Фрунзе Мкртчяна). «28 декабря 1993 года я весь день провёл у него дома, - рассказывает Альберт Мкртчян.- Мы сидели, разговаривали об искусстве. Фрунзика интересовало только это. Помню, он в очередной раз поставил кассету с «Адажио» Альбиони, которое собирался использовать в своём следующем спектакле. Потом я уложил его спать и на несколько часов поехал домой.

Было пять вечера. Добравшись до дома, я тут же принялся названивать Фрунзику - у меня было какое-то недоброе предчувствие. Хотя и понимал, что это невозможно - телефон Фрунзика был неисправен, и с него можно было только звонить, а не принимать звонки. А в семь вечера мне позвонили и сказали, что Фрунзика больше нет. Ему стало плохо, и «скорая» уже ничего не могла сделать. Инфаркт. Ему было 63 года…

Поначалу правительство хотело перенести похороны на 2 января. Но я не согласился. Армения прощалась с братом 31 декабря, за гробом шли тысячи людей. Похоронен в Пантеоне гениев армянского духа в Ереване, Армения.


Могила Фрунзика Мкртчяна в Пантеоне. Через 17 лет памятник был заменён.

Сейчас из брата начинают делать легенду, расказывая то, чего не было. Говорят, что его здоровье подорвала гибель в автокатастрофе дочери. На самом деле Нунэ умерла через пять лет после того, как не стало Фрунзика. У неё была опухоль матки, ей сделали удачную операцию. Нунэ сидела в своей палате вместе с мужем, и у неё оторвался тромб. Вазгена после смерти брата я усыновил. Но его тоже не стало. Цирроз печени. 33 года ему было.

Трагичная ли была у Фрунзика жизнь? А у какого большого художника жизнь не трагична? Это, наверное, плата за тот талант, которым их наградил Господь. Фрунзик, конечно, понимал, какой он актёр. Но никогда не показывал это. Потому что он был Человек с большой буквы, как писал обожаемый им Горький. Кто после него остался? Народ, который его обожает. Я остался, наша младшая сестра, наши внуки. Так что род Мкртчянов продолжается. Кто-нибудь из него обязательно будет таким же талантливым, как Фрунзик».


Памятник. Фрунзику Мкртчяну в Гюмри, Театральная площадь.

Журналист Иосиф Вердиян после смерти Фрунзика Мкртчяна написал: «Через пару недель после похорон Фрунзика я пригласил его брата, известного кинорежиссёра Альберта Мкртчяна, к себе, и мы несколько часов кряду проговорили на кухне о его великом брате. Запомнилось: «Фрунз желал смерти, он рвался к ней, он мечтал о ней, жестоко гася в себе жизненные инстинкты. Его не время погубило и не пристрастие к вину и табаку... Нет, он сознательно шёл к своей погибели, не имея сил пережить болезнь сына и жены - огромное семейное горе».


Памятник Фрунзику Мкртчяну в Ереване, Оперный сад.

Многие фразы, озвученные актёром, стали крылатыми, среди них:

«Вы почему кефир не кушаете? Что, не любите?»

«Такую личную неприязнь я испытываю к потерпевшему, что кушать не могу»


Памятник героям фильма «Мужчины» скульптора Давида Минасяна в Сарьяновском садике. Ереван.

«Валико-джан, я тебе один умный вещь скажу, но только ты не обижайся!»

«Эти „Жигули“ чем думают, я не знаю. Под ногами крутятся, крутятся, крутятся…»


Памятник героям фильма «Мимино» в Москве.

«Если вы откажетесь, они вас зарежут.»

«Вы не оправдали оказанного вам высокого доверия»

«А ты не путай свою личную шерсть с государственной.»


Памятник Фрунзику Мкртчяну в Ереване.

Всеобщий любимец зрителей Фрунзик Мкртчян – выдающийся советский актер, сыгравший в картинах, впоследствии названных советской классикой, народный артист СССР и лауреат Государственной премии СССР. Актер сыграл множество персонажей, чьи слова быстро стали афоризмами и прочно вошли в речь телезрителей.

Мкртчян Фрунзик Мушегович появился на свет в Армении, в городе Гюмри (тогда Ленинакан), в 1930 году. Полное имя артиста - Фрунзе (Мгер) Мушегович Мкртчян: у Мкртчяна было два имени. Дома его называли Мгер (в переводе с армянского «светлый»), а официально – Фрунзе.

Отец артиста Мушег Мкртчян работал табельщиком на заводе, мать Санам Мкртчян – посудомойкой заводской столовой. Кроме брата Альберта (сейчас работает художественным руководителем Ереванского театра Мкртчяна) у Фрунзе были сёстры Рузанна и Клара.

Фрунзик Мкртчян с юных лет проявлял актёрские таланты. По окончании в 1945 году школы Фрунзе сразу же пошёл на работу. Сначала он трудился в клубе при текстильном комбинате, исполняя обязанности помощника киномеханика. В этот период он с удовольствием играл в местном драматическом кружке. Потом на протяжении года Мкртчян учился в студии при Ленинаканском драматическом театре. В 1947 году начинающий артист был зачислен в театральную труппу.

Фильмы

В 1956 году, после окончания Ереванского театрального вуза, Мкртчян стал актёром труппы театра Сандукяна. Этот же год был годом дебюта начинающего актёра в кино. Он снялся в крошечной роли в картине «Тайна озера Севан». В результате монтажа в кадре оказалась лишь нога Фрунзика. Но если кинокарьера Мкртчяна лишь начиналась, то в театре его дела шли блестяще. В тот период зрители ходили на спектакли именно «на Мкртчяна».


Молодой Фрунзик Мкртчян в фильме "Парни музкоманды"

Полноценный дебют артиста в кино случился в 1960 году в картине «Парни музкоманды», в которой Фрунзик сыграл Арсена – весёлого музыканта. Потом последовал пятилетний перерыв, когда артист совсем не снимался. В 1965-ом Фрунзе снялся в комедии «Тридцать три». С ролью Мкртчян справился отлично, но «наверху» картину запретили, как идеологически вредную.

Но слава уже стояла на пороге артиста. Через год на больших экранах страны появилась легендарная кинокомедия «Кавказская пленница» . Зрители отлично помнят Фрунзе в роли дяди главной героини – Джабраила. Интересно, что роль жены Джабраила тогда сыграла вторая супруга артиста - Донара.


Фрунзик Мкртчян в фильме "Одиноким предоставляется общежитие"

Тот же 1966-ой подарил Мкртчяну ещё одну замечательную роль, принёсшую актёру дополнительную известность. Фрунзе сыграл одного из трёх симпатичных бандитов в картине «Айболит-66». Теперь Фрунзе Мкртчян был знаменит на всю страну и считался лучшим комедийным артистом страны.

Первая половина 70-х стала не самой лучшей в карьере артиста. Из-за болезни жены Фрунзе отказался от многих хороших ролей. Но вот вторая половина 70-х порадовала почитателей таланта Фрунзика. На экраны вышла новая комедия Данелии «Мимино». Замечательная, яркая и светлая картина, где Мкртчян с сыграли в дуэте. Множество фраз из фильма становятся крылатыми, а сама картина собирает у кинозалов огромные очереди. Романтичного артиста с комедийным талантом и грустными глазами любили все без исключения. Был он обожаем и коллегами по цеху.

Также биография актера пополнилась пронзительным и во многом метафоричным фильмом «Солдат и слон». Сюжет картины основан на реальных событиях и рассказывает о том, как советские солдаты во время боев уже на немецкой территории нашли угнанного в Германию слона. Было принято решение вернуть животное в Ереванский зоопарк, поэтому солдат, которому отдан приказ доставить животное, и слон отправляются в долгое путешествие через разрушенные войной города и деревни. Незамысловатый дорожный сюжет стал способом показать многое: ужасы войны, человечную сторону солдат, героизм советских воинов, милосердие к людям и животным. Фильм участвовал во Всесоюзном кинофестивале в Ереване, Фрунзик Мкртчян получил первый приз за лучшую актерскую работу.


Фрунзик Мкртчян в фильме "Солдат и слон"

В конце 70-х на экраны вышел и другой знаковый фильм актера. Мкртчян снялся в драме Аллы Суриковой «Суета сует». Как и многие фильмы того периода, «Суета сует» показывала обычную семью, столкнувшуюся с бытовыми проблемами, которые понемногу вытеснили любовь из брака. Главный герой, роль которого исполнил Фрунзик Мкртчян, ушел от жены, которую сыграла , но начавшиеся после этого, казалось бы, незамысловатые приключения убедили его, что он слишком многое теряет, уходя из семьи.

В 1978 году Фрунзе Мкртчян получил Государственную премию СССР, а в 1984 году становится Народным артистом СССР.


Фрунзик Мкртчян в последние годы

В середине 80-х Фрунзе Мкртчян уже не снимается. Ему предлагают хорошие роли, но он неизменно отказывается, шутливо аргументируя, что в его возрасте уже не играют в кино.

А в начале 90-х Фрунзик Мкртчян уходит из любимого театра. Его обидело решение коллектива, избравшего главным режиссёром не его, отдавшего этому театру 35 лет жизни, а Хорена Абрамяна. Артист взялся за создание своего театра, но судьба отвела ему не так много лет до последнего акта.

Личная жизнь

Личная жизнь Фрунзика Мкртчяна была трагичной. Все три брака окончились печально. Первой женой актёра стала его однокурсница Кнара, но брак распался практически сразу.

Со второй супругой Донарой Пилосян Мкртчян встретился в середине 50-х. Девушка приехала, чтобы поступить в Ленинаканский театральный вуз. Молодые артисты поженились и начали работать вместе. Первой у них появилась дочь Нунэ, а вскоре родился сын Вазген. И когда казалось, что у молодой семьи всё наладилось и можно счастливо жить и работать, Донара заболела. Врачи обнаружили у неё неизлечимое психическое заболевание, передавшееся по наследству.


Фрунзе показывал жену именитым специалистам, но те помочь не могли. Жена начала жутко ревновать Мкртчяна, ей мерещилось, что у него везде любовницы, и уезжает он не на гастроли, а из семьи. Личная жизнь актёра превратилась в ад. Эти проблемы в какой-то момент отразились и на карьере актера – у него был крупный перерыв в значимых ролях и крупных проектах.


Состояние Донары постепенно ухудшалось. Мкртчяну пришлось согласиться на госпитализацию жены в психиатрическую лечебницу во Франции без права выхода оттуда. Мкртчян остался один с двумя детьми. Вскоре дочь уехала в Аргентину, а у сына врачи обнаружили то же заболевание, что и у матери. Все усилия Мкртчяна вылечить Вазгена оказались напрасными. Сын был госпитализирован в ту же клинику, что и его мать. Говорили, что они, встречаясь в коридоре, ни разу не узнали друг друга.


Личная жизнь Фрунзика Мкртчяна ненадолго заиграла светлыми красками, когда он женился в третий раз. Его супругой стала дочь председателя Союза писателей Армении Тамара Оганесян, но этот брак вскоре распался. Именно в этот период артист, по данным прессы, начал злоупотреблять спиртным. Ушёл сначала из кино, а потом и из театра.

Смерть

Болезни самых близких людей и крупные проблемы на работе подкосили артиста. Алкоголь, к которому, по слухам, актер обратился за утешением, вероятнее всего, и стал причиной смерти Фрунзика Мкртчяна. Из-за алкоголя у актера уже случилась одна клиническая смерть, но врачи сумели вытащить его с того света. Но версию прессы об алкогольной зависимости актера члены семьи Мкртчяна не подтверждают, хотя и упоминают о его пристрастии "к вину и табаку".

Впоследствии за актером стал ухаживать брат Альберт, который и заволновался, узнав, что тот не выходит на связь. Позже Альберт вспоминал, что телефон Фрунзика был сломан, с него можно только звонить, а принимать звонки – нет, но какое-то нехорошее предчувствие не давало брату успокоиться. Когда Альберт пришел проверить брата, то нашел его мертвым.


Фрунзика Мкртчяна не стало 29 декабря 1993 года, когда ему исполнилось 63 года. Официальной причиной смерти был назван инфаркт. Это была настоящая трагедия, многие верили, что актер мог бы сыграть еще множество звездных ролей. На похороны любимого артиста 31 декабря, несмотря на праздничный день, собрался весь Ереван, тысячи людей шли за гробом артиста до могилы в Пантеоне гениев армянского духа в Ереване. Горевали о любимом артисте не только в Армении, но и во всём бывшем Союзе. Он и правда был всенародно любим.

Дочь Фрунзика Нунэ Мкртчян умерла от рака в 1998 году, лишь на несколько лет пережив отца. Внучка Гаяне (Ирэн) живёт в Аргентине. Сын Вазген Мкртчян, принёсший отцу столько горестных переживаний, умер в 33-летнем возрасте от цирроза.


Фрунзик Мкртчян с дочерью Нунк и внучкой Ирен

Сейчас актеру посвящено в общей сложности пять памятников – четыре из них в составе композиций по культовым фильмам с участием Фрунзика Мкртчяна, и один личный. В Гюмри, на малой родине Мкртчяна, открыт музей его имени. В 2006 году в Армении была выпущена посвященная актеру почтовая марка.

Фильмография

  • Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика
  • Айболит-66
  • Адам и Хева
  • Треугольник
  • Вчера, сегодня и всегда
  • Мимино
  • Суета сует
  • Перед закрытой дверью
  • Песнь прошедших дней
  • Одиноким предоставляется общежитие
  • Солдат и слон

Советский и армянский актёр театра и кино, театральный режиссёр. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии СССР. Бесконечно талантливый, универсальный актер. Совсем простой человек. лишенный “звездности”, скромный, стеснительный.

Он прожил 63 года – слишком мало для великого актера. Был очень уважаемым человеком, которого узнавали на улицах, не спрашивали документов, даже денег в магазинах и ресторанах часто не брали.

Имя Фрунзик не вполне армянское и уж точно для Армении не традиционное. Не известно, в честь кого Фрунзик получил свое имя – возможно, в честь Михаила Фрунзе. Младшего брата Фрунзика назвали Альбертом – тоже явно не армянское имя.

Мкртчян не любил своего имени. И это знали его друзья.

Однажды во время зарубежных гастролей группа Ереванского театра имени Сундукяна попала в Бейрут. Представителям армянской диаспоры игра Мкртчян так полюбилось, что Фрунзика стали называть Мгер – “Солнечный”, или “Светлый”. Это имя ему очень нравилось.

У семьи Мкртчянов нет родословной. Родителей Фрунзика, тогда еще совсем детей, нашли на дороге. Они стали жертвами турецкой резни, в ходе которой погибло около миллиона армян. Детей подобрали и определили в детский дом в Гюмри. Здесь они и познакомились – Мушег и Санам.

В 1924 году они стали мужем и женой.Жили они бедно и не очень счастливо.

В 1930 году, 4 июля, на свет их первенец. Для Санам маленький Фрунзик был настоящим счастьем. Привязанность к первенцу она сохранила на всю жизнь. В семье было четверо детей. В детстве Фрунзик был слабеньким и ранимым.

В детстве он хорошо рисовал, и отец больше всего хотел, чтобы старший сын стал художником.

Того города, в котором родился Фрунзик, уже не существует. Ужасная катастрофа -землетрясение 1988 года – уничтожила старые кварталы и убил тысячи жителей Ленинакана.

Район, в котором жили Мкртчяны, считался в Ленинакане бандитским. Кругом царила бедность.

Не известно, как учился он в школе. В зрелом возрасте Мкртчян очень хорошо знал мировую литературу и классическую музыку.

Лет в десять Фрунзик, уже неоднократно побывавший в местном театре и загоревшийся идеей стать артистом, затеял свою детскую игру “в театр”. На площадке второго этажа, прямо перед дверью квартиры с помощью матушки Фрунзик соорудил самодельный занавес. Перед ним установил ряд стульев, попросил их у соседей. И начал “представление”. Игра заканчивалась с приходом отца.

Классе в пятом Фрунзик попробовал вступить в театральный кружок при Доме культуры текстильного комбината. Талант мальчика был настолько очевидным, что его тут же взяли. Интересно тот факт, что его взяли во взрослую группу, где играли ребята гораздо старше, а он был самым младшим.

однажды на его спектакль решил прийти отец. Спектакль закончился. Фрунзик отправился домой, ожидая скандала. Но отец задержался. Утром Папаша был немногословен. Лишь завтраком буркнул: “Молодец, хорошо играл…”.

Однажды в 1945 году, когда Фрунзику исполнилось 15 лет. отец вернулся с работы чем-то обозленным. Спросил, почему сын не рисует. Фрунзик огрызнулся. Отец достал железную линейку и ударил Фрунзика по рукам… А спустя несколько минут в дверь квартиры постучали. Отец открыл. В квартиру ввалились люди в форме.

В этот вечер Мушега Мкртчяна арестовали. Он, как и и много раз раньше, вынес с комбината пять метров бязи. Выносили все – обматывая бязью ноги вместо портянок. Эту бязь собирали, потом продавали в рынке. И на эти деньги покупали одежду и пропитание для детей.

Воровали все. Иногда попадались. На суде Мушега признали виновным и присудили десять лет лагерей. Отца четырех детей отправили в Нижний Тагил валить лес. После десяти лет Мушег вернулся домой уничтоженным здоровьем и тут же умер.

Можно лишь представить, чего стоило матушке Санам поднять сыновей и дочек одной, без мужа. Возможно, именно эти трудные времена и воспитали во Фрунзике пренебрежение к роскоши и к собственной одежде. К предметам роскоши, ко всяком побрякушкам и украшениям Фрунзик относился презрением.

В 15 лет, еще школьником, Фрунзик стал зарабатывать на жизнь. И это было не его желание, а суровая необходимость.

Друг отца, киномеханик Дома культуры текстильного комбината, взял мальчика себе в помощники.

Он проработал помощником киномеханика два года – до окончания средней школы. И за это время смог увидеть многие шедевры советского кино.

Мкртчян окончил Ереванский театрально – художественный институт, но при этом был актером – самоучкой.

В кинематограф Мкртчян вошел спонтанно, внезапно и как высочайший профессионал.

Дарование Фрунзика было настолько ярким, что в 1951 году руководство Ленинаканского театра желая своему воспитаннику, направил Мкртчяна в Ереван – в Театрально-художественный институт.

На втором курсе института Фрунзик отправился Ереванский театр – главный театр Армении. Ему устроили просмотр и тут же взяли.

Институт он закончил уже будучи известным в стране театральном актером. Ереван, в котором Фрунзик попал впервые в жизни, полюбился ему сразу.

Он учился на последнем курсе Ереванского театрального-художественного института. 18-летний брат Алберт учился здесь же – на втором курсе. Однажды братья поспорили. Фрунзик решил сняться в кино. На следующий день Фрунзик отправился на киностудию. Принес свою фотографию, отрекомендовался актером театра Сундукяна. Его внесли в актерскую базу. А потом он об этом визите забыл.

И вдруг его пригласили пройти кинопробы на роль в новом фильме “В поисках адресата”.

В 1956 году он снова получил приглашение и снялся в фильме “Из-за чести”. В 1959 году – “О чем шумит река”, а в 1960-м -“Парни музкоманды”.

После этого фильма наступила пятилетняя пауза, он играл только в театре и на все приглашения отвечал отказом.

Фрунзик в юности переживал за свое внешность, за большой нос. В юности – ведь в это время пора самоутверждения и поисков первого любви. Но его всегда спасало чувство юмора.

Он очень много пил.

Однажды, уже в восьмидесятые годы, Фрунзик попал в Нью-Йорк. Он не знал английского языка. Как на грех, в зале собралась публика, которая не знала ни армянского, ни русского. Американский зритель, который пришел на легенду советского кино. Катастрофа. Фрунзик моментально нашел выход. Он вышел на сцену. Поклонился. И … пять минут стоял молча, не произнося ни слова.Он просто смотрел в зал и “играл лицом”. И зал сползал от хохот под кресла. Спустя пять минут Фрунзик снова поклонился и удалился со сцены. Ему устроили грандиозную овацию. А этот концерт вошел в легенды.

Он никогда не был ангелом. Любил выпить, любил покутить друзьями. Любил женщин… И женщины любили его.

Фрунзик был удивительно несчастлив в семейной жизни. Трижды женился – и все неудачно.

Его первой любовью была девушка по имени Джульетта. Отношения не сложились – родители девушки были против ее брака с некрасивым парнем, да еще и со студентом.

На втором курсе познакомился с девушкой, не имевшей никакого отношения к миру искусства и ни разу не побывавшей в театре. Очень простая девушка по имени Кнара.

А потом была скромная студенческая свадьба – спустя несколько недель после знакомства.

Но потом они поняли, что не подходят друг-другу. У них к быстрому охлаждению добавились еще и нешуточные бытовые трудности. Им негде и не на что было жить. Их брак продержался несколько месяцев.

Вскоре в Ереван из Ленинакана приехала потрясающей красоты женщина, попросившая Фрунзика, как земляка, помочь ей поступить в театр имени Сундукяна. Мкртчян помог. И… снова влюбился.

Это была Донара. Была свадьба, шумная, щедрая. Донара не оставила театр и продолжала играть до тех пор, пока не родился их первый ребенок. Она сыграла с мужем в “Кавказской пленнице” – жену героя Фрунзика водителя Саахова “товарища Джабриала”. Потом она родила второго ребенка. И после этого Донара начала ревновать мужа. Скандалы Донары день за днем становились все безумней. Мкртчян обратился за помощью к докторам-психиатрам…

После роли в фильме “Кавказская пленница” Фрунзик получил всесоюзную славу. Роль была не большая, но все ровно его полюбили и не представляли другого артиста когда речь шла о роли кавказца.

Мкртчян стал самым смешным армянином советского кинематографа.

1969 году ему исполнилось 39. Он никогда не был богат, но в эти годы стал зарабатывать достаточно, чтобы купить автомобиль (в те годы “Волга” была признаком благосостояния) и полностью обеспечить семью.

Мкртчян любил застолье. Старался достать деликатесов, чтобы гости могли полакомиться икрой или экзотическими фруктами. Он же любил самые простые блюда. Обычно делал себе маленький бутерброд.

К своей популярности Фрунзик относился с юмором и самоиронией.

Однажды Мкртчяну пришло в голову идея – слетать в Сочи и хорошо там погулять. Взял с собой друга, Фрунзик отправился в аэропорт. В кармане у него лежала пачка купюр – тысяча рублей. Три дня друзья колесили по Сочи. Отдыхали в гостинице, обедали в дорогих ресторанах. Потом вернулись в Ереван – опять же самолетом. В кармане Фрунзика лежала все та же тысяча рублей…

В фильме “Мимино”, вышедшем на советские экраны в 1977 году, Данелия собрал любимых актеров – Вахтанга Кикабидзе, Евгения Леонова и Фрунзика Мкртчяна. Как рассказывал сам Данелия, они не могли решит с кем снимать. Тогда Данелия бросил монету. Выпадает орел – будут снимать Леонова. Решка -Мкртчяна. Выпала решка и директор картины отправился в Ереван договариваться с руководством театра, чтобы освободить Фрунзика от спектаклей.

В ходе съемок картины “Мимино” случилось неприятность – Мкртчян вдруг запил. Истинную причину срывов знали только близкие друзья. В ту пору положение супруги Мкртчяна было хуже некуда. Но Данелия поставил вопрос – либо пьянка, либо съемка. Мкртчян клятвенно пообещал бросить пить. И действительно некоторое время он не пил.

И все же он был человеком по-житейски беспечным и наивным. В Москву не съемки Мимино приехал без документов. Без документов улетел домой. А когда после шумного успеха картины “Мимино” в 1978 году Мкртчян стал лауреатом Государственной премии СССР за роль Рубена Хачикяна. он приехал в Москву опять без документов.

Он был очень наивным. Например, никак не мог понять принципа работы телевизора. Искренне удивлялся – как изображение доходит из Москвы до Еревана.

Первое звание народного артиста Армянской ССР Мкртчян получил в 1971 году, когда актеру исполнилось 41 год.

В 1975 году Фрунзику была присуждена государственная премия Армянской ССР за участие в фильме “Треугольник”.

Фильм “Мимино” принес ему Государственную премию СССР, врученную в 1978 году.

Высшее звание в профессии – народного артиста СССР – Мкртчян получил в 1984 году.

Фрунзик очень ценил дружбу со старшим коллегой Азатом Шеренцом, которого называл крестным отцом в своей профессии.

Когда Донара лечилась ва Франции, в те же времена психическими болезнями Фрунзик отнес и сына Вазгена. Вазген тоже страдал шизофренией. Однажды в коридоре больницы мать и сын встретились. И… не узнали друг друга. Фрунзик терял себя, начал еще больше пить.

Мкртчяна уничтожила не только семейная трагедия. Его уничтожило одиночество. Но никто, кроме брата и самых близких друзей, не видел его рыдающим.

Он продолжал играть главные роли в лучших спектаклях Академического театра имени Сундукян, но все чаще задумывался о создании собственного театра – театра Мгера Мкртчяна. Этот театр по имени Мгера Мкртчяна открыл его брат Алберт Мкртчян.

Последным всплеском интереса к жизни, надежды на возрождение стала последняя любовь. Он не мог пройти мимо красивой женщины. А дочь председателя Союза писателей Армении Грачьи Оганесяна – Тамара Оганесян – была невероятно красивой женщиной.

Фрунзик влюбился, ожил, прекратил свои запои, приоделся. Он добился свадьбы. Свидетелем на свадьбе был его близкий друг Георгий Тер-Ованесян.

Перед регистрацией брака Тер-Ованесян спросил: “Не слишком ли часто мы ходим в загс?” На что Фрунзик ответил: “Чаплин был женат не то пять, не то семь раз. Чем я хуже?”

Третий брак оказался для него несчастливым. Супруги переехали в четырехкомнатную квартиру, но прожили там недолго. Когда Тамара поняла, что стала женой алкоголика с разрушенным здоровьем, то стала закатывать Фрунзику ужасающие скандалы. Мкртчян уехал во Францию с больным сыном. А когда вернулся (за три недели до своей смерти), то из аэропорта отправился в свою старую однокомнатную квартиру. С женой он больше не виделся.

Самой дорогой вещью в его доме был кассетный магнитофон, работающий от батареек. Фрунзик любил классическую музыку и заслушивался Альбинони. Под музыку Альбинони он и умер…

25 декабря 1993 года Фрунзика поразило страшное известие – умер его друг Азат Шеренц. Шеренц прожил 80 лет. Фрунзил запил, жестоко, до полного беспамятства.

Источник – книга “Неформальные биографии” – Николай Надеждин

Фрунзик Мкртчян – биография, факты – бесконечно талантливый армянский актер обновлено: Январь 13, 2018 автором: сайт

Фильмы «Кавказская пленница» и «Мимино» принесли Фрунзику Мкртчяну просто сумасшедшую любовь зрителей. В родном Ереване его и сейчас считают национальным героем, его портреты висят на улицах. При жизни у актера было всё – слава, деньги, почет. Но все это ему было не в радость из-за трагедий в личной жизни. 4 июля ему исполнился бы 81 год.

Трагедии в личной жизни у Мкртчяна начались в студенческом возрасте. Он влюбился в девушку по имени Джульетта, родители которой были против их свадьбы. Борьба за любимую продолжалась несколько лет и закончилась полным провалом. Быть может, от досады Фрунзик женился на своей однокурснице Кнаре, брак с которой продержался всего лишь год. Со своей второй женой Фрунзик познакомился в стенах того же театрального института. Красавица Донара Пилосян была звездой курса, за ней волочились многие, но когда Фрунзик решил на ней жениться, друзья очень удивились.

– Мы его очень долго отговаривали от этого шага, – вспоминает друг Фрунзика кинорежиссер Нересс Оганесян. – Донара была талантливой актрисой, но всех в ней настораживал ее импульсивный характер. То смех, то слезы, то убежит куда-то… Видимо, уже тогда болезнь начинала проявляться.

Сначала все было хорошо, у молодых родилась дочь Нуне. К тому времени Фрунзик уже снялся в фильмах «Тридцать три» и «Кавказская пленница», в семье появился достаток, переехали из провинции в Ереван, купили машину. Донара в общем-то тоже рассчитывала на карьеру актрисы и не собиралась сидеть дома. Каждый раз, когда муж проходил пробы, она настаивала, чтобы он протаскивал в ленту и ее. Именно благодаря ему она получила эпизодическую роль в фильме «Кавказская пленница», сыграв экранную жену Мкртчяна.

– Сначала Фрунзик думал, что жена ревнует его к успеху, что в общем-то так и было, – вспоминает брат Мкртчяна Альберт. – Но потом пошли совсем необъяснимые поступки. Она устраивала ему страшные истерики прямо в театре. Фрунзик не мог даже поздороваться с другой женщиной – сразу ревность. Дома била посуду, лезла драться, кричала… Поведение становилось неадекватным. Брат надеялся, что рождение второго ребенка ее успокоит. Но стало еще хуже…

Донара не хотела заниматься своими детьми. Когда ее нездоровое состояние уже было трудно не заметить, дочери исполнилось 12 лет, сыну же – всего два года. Приходя домой, Мкртчян находил детей голодными и грязными, а жену в депрессии. Знакомые надоумили его показать Донару врачу. Выяснилось, что у нее шизофрения. Фрунзик не пожалел денег и отправил жену лечиться в хорошую клинику во Францию. Правда, долго в одиночестве актер не пробыл. Поняв, что Донара не выздоровеет, он получил право жениться снова и использовал этот шанс. На этой почве у него возникли разногласия с дочерью, которой казалось, что при живой матери жениться нельзя. Как бы то ни было, Нуне решила эмигрировать и, выйдя замуж, уехала в Аргентину. Единственной радостью Фрунзика стал его сын Вазген, поведение которого тоже настораживало. Обследование показало, что душевная болезнь матери передалась мальчику по наследству. От этой новости Мкртчян сильно сник. Он отправил Вазгена лечиться в ту же клинику, где находилась жена. Говорят, в надежде на просветление врачи устроили им «очную ставку». Но друг друга мать и сын не узнали…

Несмотря на проблемы в семье, Мкртчян продолжал много сниматься, режиссеры знали: он всегда принесет успех фильму. Именно поэтому Георгий Данелия взял его на роль шофера Хачикяна, несмотря на то, что к тому времени Фрунзик сильно выпивал. Несколько раз из-за его загулов даже останавливали съемки и режиссер был, что называется, на грани. В конце каждого съемочного дня Мкртчян с многочисленными друзьями оказывался в ресторане. Как-то в сердцах он бросил фразу про дочь, мол, ее уже нет. Эти слова переиначили, и в итоге по всей стране разнеслась новость: дочь Мкртчяна погибла! Мол, от этого он и запил. Даже Данелия так думал и, жалея актера, не снял его с роли, хотя намеревался. На самом же деле Нуне, попавшая в дорожную аварию, выжила, но до сих пор многие считают, что она трагически погибла.
После выхода фильма «Мимино» всенародная слава Мкртчяна достигла высшего предела. В аэропорту он проходил паспортный контроль без документов, каждый человек, встретившийся ему на улице, звал его в дом.

– Фрунзик был очень увлекающимся человеком, – вспоминает родной брат актера. – Захотелось ему, к примеру, поехать в Сочи, он встал и поехал. Приехал оттуда, а все деньги целы. Оказалось, его везде пустили бесплатно – и в самолет, и в ресторан.

При этом Мкртчян, приезжая в Армению, был абсолютно доступен и не кичился своим положением. А мать его не скрывала от других детей, что больше всего любит Фрунзика. Даже когда он стал взрослым мужчиной, она по старой привычке мыла его в ванне. Вот только влиять на пристрастие сына к алкоголю она не могла. Фрунзик даже не знал, что находится в предынфарктном состоянии. Приступ случился во сне. В декабре 1993 года он лег спать и не проснулся. Родной брат Мкртчяна усыновил своего племянника Вазгена, но тот ненадолго пережил отца. У дочери актера в 1998 году обнаружили опухоль матки, врачи сделали удачную операцию. Но в период восстановления у пациентки оторвался тромб, она умерла мгновенно…

– Я уверен, что причина столь ранней смерти брата – саморазрушение, – говорит Альберт Мкртчян. – Он сознательно все это делал, потому что так и не смог пережить болезнь жены и сына.

Что касается Донары, то судьба отмерила ей долгую жизнь. Уже больше двадцати лет она содержится в Севанской психиатрической лечебнице в Армении. Надежды на излечение у нее нет.

Почти все фильмы, в которых сыграл всенародный любимый актер, стали классикой советского кинематографа. За свой талант он получил звание народного артиста СССР, стал лауреатом Госпремии. Однако личная жизнь Фрунзика Мкртчяна складывалась не так гладко, как его карьера, и, возможно, бытовые неурядицы приблизили его конец - причиной смерти актера стал инфаркт, случившийся накануне нового 1993 года.

Краткая биография Фрунзика Мкртчана

Он родился 4 июля 1930 года в Ленинакане в семье, где кроме него было еще трое детей. Родители Фрунзика работали на текстильном комбинате, и, чтобы прокормить семью, отец пошел на преступление - украл пятиметровый кусок ткани. За это Мушега Мкртчяна на десять лет отправили в лагеря, а мать на свою мизерную зарплату старалась прокормить четверых детей.

В детстве у Фрунзика обнаружился талант к рисованию, и отец хотел, чтобы он выучился на художника, но любовь к рисованию оказалась меньше, чем увлечение театром, зародившееся в душе Мкртчяна, когда в десять лет он стал заниматься в школьном драмкружке.

Прежде чем поступить в Театрально-художественный институт, Фрунзик Мушегович несколько лет проработал помощником киномеханика в клубе, занимался в студии при драмтеатре в родном Ленинакане.

С самого начала педагоги рассмотрели в Мкртчяне незаурядный талант, а уже на втором курсе он начал играть на сцене Ереванского театра им. Сундукяна. Он быстро обрел популярность, и зрители шли в театр, чтобы посмотреть на игру Фрунзе Мкртчяна.

Кинематографическая биография Фрунзика Мкртчяна началась с маленькой роли в фильме «Тайна озера Севан», потом, в 1960 году он снялся в картине «Парни музкоманды».

После пятилетнего перерыва Мкртчяна пригласили в комедию «Тридцать три», но настоящим прорывом в карьере артиста стала кинокомедия «Кавказская пленница», открывшая талантливого актера для всего Советского Союза.

Личная жизнь актера

В первый раз узами брака Фрунзик связал себя еще во время учебы - избранницей Мкртчяна стала его однокурсница Кнара. Однако студенческая семья не выдержала испытания безденежьем и сложностями быта, и вскоре распалась. Вторая жена Фрунзика Мкртчяна Донара Пиносян была моложе его на одиннадцать лет.

Они познакомились, когда Донара приехала поступать в театральный вуз, а сам Фрунзик уже работал в театре. Они поженились, в семье родилась дочь Нуне, а спустя тринадцать лет - сын Вазген.

Личная жизнь Фрунзика Мкртчяна в первые годы брака складывалась удачно - они с женой работали в театре, у них подрастали дети, а потом обнаружилось, что Донара серьезно больна - по наследству ей передалось тяжелое психическое заболевание, вылечить которое так и не удалось - даже лучшие специалисты, которым показывал жену актер, оказались бессильны.

Семейная жизнь для Мкртчяна превратилась в настоящий ад - жена стала патологической ревнивой, не отпускала мужа ни на шаг, устраивала ужасные скандалы. Это повлияло на карьеру актера - долгое время он не выходил на театральную сцену и не снимался.

Донару поместили в психиатрическую клинику, в которой она провела последние двадцать пять лет своей жизни. Между тем Фрунзик остался один с дочерью и сыном, который, как оказалось позже, был болен той же наследственной болезнью, что и его мать, и это стало еще одним ударом для Мкртчяна.

В начале восьмидесятых Фрунзик познакомился с Тамарой Оганесян, дочерью председателя Союза писателей Армении, которая была на двадцать пять лет моложе него. Ради Мкртчяна она бросила мужа, но брак с Фрунзиком оказался недолгим - через несколько лет они разошлись, и актер снова остался один.

В последние годы актер отказывался от приглашений сняться в том или ином фильме, и все силы отдавал созданию собственного театра, но так и не успел в полной мере насладиться плодами своего труда.